Учет -одна из функций управления боевой подготовкой, обеспечивающая систематичность контроля за наличием, со­стоянием и динамикой функционирования всех элементов системы боевой подготовки.

Целью учета является совершенствование системы боевой подготовки в интересах обеспечения высокой боевой готовно­сти подразделений и частей.

В задачи учета входит документальное отражение хода выполнения планов боевой подготовки, состояния летной и наземной подготовки подразделений и части в целом; обеспе­чение командира и штаба объективными данными; обобщение передового опыта; вскрытие и анализ недостатков.

Основными требованиями к учету боевой подготовки яв­ляются: своевременность, полнота, достоверность. К докумен­там учета боевой подготовки, выполняемым в форме графи­ков, схем, предъявляются дополнительные требования-на­глядность и легкость чтения.

Каждый документ имеет свое целевое предназначение и ответственного за качество и своевременность ведения (отра­ботки). Заместитель командира полка, например, отвечает за учет летно-методической подготовки руководящего летного состава, нарушений методики летного обучения и ведение объективного контроля летной подготовки.

Начальник штаба отвечает за качество и своевременность ведения журналов учета боевой (летной) подготовки, хроно­метража полетов и оценок взлетов и посадок, а также летных книжек. :

Заместитель командира полка по летной подготовке отве­чает за ведение: журнала контроля исполнения приказов и директив по боевой подготовке и безопасности полетов; гра­фика учета летной натренированности экипажей и графика учета подготовки летного состава на класс и подтверждение классной квалификации; плана-графика учета подготовки " молодого летного состава; плана-графика учета подготовки помощников командира экипажей; журнала руководителя полетов; журнала учета летных происшествий; журнала учета предпосылок к летным происшествиям; полетных листов.

Старший штурман полка отвечает за качество и своевременность ведения журналов учета навигационной, бомбардировочной и ракетной подготовки, учета десантирования, стрельб, журнала руководителя полетов на полигоне.

Начальник разведки отвечает за качество и своевремен­ность ведения журнала учета разведывательной подготовки.

Начальник КП (ПН) отвечает за качество и своевремен­ность ведения журнала учета подготовки расчетов КП (ПН).

Каждый из перечисленных документов имеет важное зна­чение. Внимательное их изучение отражает наглядную карти­ну хода боевой подготовки. .

Контроль -один из главных методов (функций) управле­ния боевой подготовкой, обеспечивающий правильное и свое­временное выполнение решений (приказов) соответствующих командиров и начальников. Контроль является важнейшим средством организационно-творческой деятельности руково­дящих органов. Это повседневная обязанность командиров и штабов всех степеней и необходимое условие обеспечения полного и качественного выполнения задач боевой подготовки.


Целью контроля является постоянное поддержание и со­вершенствование уровня боевой готовности подразделения, части и соединения в соответствии с требованиями современ­ной войны. - ,

Основными задачами контроля являются: обеспечить точ­ное выполнение требований уставов, наставлений и указаний старших начальников; добиться безусловного выполнения планов боевой подготовки; не допустить (предупредить) на­рушения в организации боевой подготовки и методике летного обучения.

Важнейшими принципами контроля являются: полнота охвата, плановость, достоверность, объективность, дифферен-цированность, простота организации и проведения.

Требования к контролю: неразрывная связь организации и контроля исполнения; сочетание контроля с оказанием кон­кретной деловой помощи подчиненным в устранении выявлен­ных недостатков; обобщение и активное внедрение в практику положительного опыта и передовых методов работы; личное участие командиров (начальников) в осуществлении контро­ля; сочетание контроля сверху с проверкой снизу; высокая требовательность и объективность; глубокий анализ резуль­татов контроля, подготовка конкретных выводов и решений, неуклонное проведение» их в жизнь.

Важнейшими требованиями, предъявляемыми к организа­ции контроля боевой подготовки, являются систематичность ^и действенность.

Систематичность контроля обеспечивается со­блюдением установленной периодичности проверки хода вы­полнения задач и планов боевой подготовки. Такой контроль проводится лично командирами всех степеней, их заместителями и начальниками служб. Систематичность контроля пре­дусматривает проведение определенных мероприятий согласно функциональным обязанностям контрольного органа (лица). Командующий объединением (командир соединения) конт­ролирует: ,

Ежедневно"через штаб (КП) или личным заслушива­нием по средствам связи - выполнение планов полетов за прошедшие сутки и планирование полетов на предстоящие сутки;

Еженедельно (один раз в неделю) - ход выполнения планов летной подготовки каждым авиаполком (непосредст­венно в полку или по учетно-отчетным документам);

Ежемесячно - выполнение планов боевой подготовки каждым авиаполком за прошедший месяц и за весь период от начала учебного года.

Командиры авиаполков контролируют:

Ежедневно (лично или через своих заместителей)- соответствие полетных заданий уровню подготовки экипажа (летчика), готовность к полетам летного состава, авиацион­ной техники, лиц группы руководства и обеспечения полетов, .готовность аэродромов и средств управления полетами;

Еженедельно-ход выполнения месячных планов-гра­фиков летной подготовки каждой авиаэскадрильей, состояние летной натренированности экипажей, наличие (отсутствие) перерывов в полетах, соответствие планируемой и фактиче­ской летных нагрузок и т. д.;

Ежемесячно-выполнение плана-графика летной под­готовки за прошедший месяц и плана боевой подготовкиза весь период от начала учебного года.

Действенность контроля обеспечивается объек­тивностью выводов о ходе выполнения задач боевой подго­товки, непримиримостью к недостаткам и конкретностью мер по их устранению.

Объективность выводов предопределяет необходимостг-изучения и анализа информации, получаемой не только из учетно-отчетных документов, но и в результате личного обще­ния с руководящим составом.

В практике работы руководящего состава имеют место следующие формы контроля: работа офицеров управления штаба дивизии на местах; личное наблюдение старшего командира (начальника) за организацией и проведением лет­ной (боевой) подготовки в подчиненных частях (подразделе­ниях); работа командира, его заместителей и штаба в частях и подразделениях в период подведения итогов боевой под­готовки.

Наиболее действенный и полный контроль и оказание по­мощи частям осуществляется при работе комплексной группы офицеров управления и штаба соединения (объединения) на местах. Эту работу целесообразнее осуществлять в наиболее сложные периоды, когда решаются главные и трудные задачи боевой подготовки. В основе успешной работы группы офице­ров лежит заблаговременная их подготовка (за 5-7 дней до поездки в часть). В этот период разрабатывается план рабо­ты и проводится подготовка офицеров, входящих в состав группы. План работы составляется в произвольной форме. Обычно в нем указываются: цели, время работы в части, во­просы, подлежащие контролю, и лица, ответственные за их-изучение.

План проверки утверждается старшим начальником и до­водится до исполнителей за 3-4 дня до отъезда в часть. За этот период офицеры приступают к личной подготовке для работы в проверяемой части. По прибытии в часть старший группы доводит до руководящего состава полка цель провер­ки, вопросы контроля и оказания помощи. В конце каждого дня работы целесообразно проводить совещание группы, па котором заслушивать короткие доклады офицеров о резуль­татах работы по каждой службе. По окончании работы комп­лексной группы проводится разбор с руководящим составом полка. На разборе дается оценка состоянию боевой готовно­сти, выполнению плана боевой подготовки, отмечаются поло­жительные стороны и недостатки, определяются сроки устра­нения недостатков. В отдельных случаях по результатам работы группы могут издаваться приказы.

Не менее важной формой контроля является личное на­блюдение старшего начальника, при котором возможно более детальное изучение состояния дел и немедленное оказание помощи проверяемой части по вопросам организации летного (нелетною) дня, методики обучения, качества работы лиц. расчетов КП, РСП, ГРП и т. д.

Особую значимость в проверке приобретает посещение "полка старшими начальниками в период подведения итогов боевой подготовки. При этом проверяющие могут ознако­миться с подготовленными документами, оказать действен­ную помощь командиру и штабу, проконтролировать качество постановки задач подразделениям и службам на предстоящий месяц, период.

Подведение итогов боевой подготовки - это заключитель­ный этап управленческой деятельности командира, обеспечи­вающий определение степени и качества выполнения постав­ленных задач.

Целя подведения итогов: проанализировать, ход и ре­зультаты выполнения поставленных задач; своевременно выя­вить недостатки и принять меры по их устранению; обеспечить дальнейшее повышение боевой готовности, воздушной выучки.

Подведение итогов боевой подготовки в подразделениях авиаполка осуществляется еженедельно, ежемесячно, за период обучения и за учебный год. В день подведения итогов в полку, как правило, могут проводиться следующие меро­приятия: строевой смотр; подведение итогов боевой и поли­тической подготовки полка и постановка задач на предстоя­щий месяц; подведение итогов боевой и политической подго­товки в подразделениях и постановка задач на предстоящий месяц в ближайшую неделю; спецзанятия по безопасности полетов; заседание методического совета.

Для достижения целей подведения итогов подготовка к ним проводится заблаговременно. За 5-7 дней командир разра­батывает план подготовки и проведения дня подведения ито­гов, согласно которому штаб готовит и оформляет необходи­мые материалы.

На служебном совещании офицеров части при подведении итогов боевой подготовки с докладами выступают командир части и заместитель по политической части. Для обеспечения наглядности используются план и результаты выполнения ос­новных задач боевой подготовки с отметками их выполнения за месяц, период (в схемах, графиках, таблицах).

работа личного состава по содержанию и эксплуатации авиа­ционной техники; выполнение плана командирской подготов­ки; состояние политико-воспитательной работы, воинской дис­циплины, исполнительности, службы войск, сохранение воен­ной тайны, обеспечение режима секретности; подготовленность расчета КП; итоги выполнения обязательств в социалистическом соревновании. В зависимости от конкретной обстановки

в доклад могут быть включены и другие вопросы.

При раскрытии состояния боевой готовности проводится анализ выполнения планов подготовки к боевым действиям полка, эскадрилий, звеньев, пар, экипажей; дается оценка под­готовке летного состава к полетам с грунта и узких полос, к взлету в условиях ниже минимума; анализируются действия.личного состава по тревоге, состояние средств управления и обеспечения и т. д.

При анализе хода решения задач боевой подготовки рас­сматриваются итоги выполнения планов по видам налета и элементам боевого применения. В процессе анализа необхо­димо показать положительные моменты, способствующие ус­пешному выполнению плана, выявить недостатки, вскрыть их" причины, определить мероприятия, обеспечивающие повыше­ние эффективности учебного процесса. В ходе анализа целе­сообразно раскрыть качество выполненных задач, показать причины недостатков, оценить новое и положительное в ра­боте личного состава полка, эскадрилий, отдельных звеньев. и экипажей.

Раздел доклада «Обеспечение безопасности полетов» вклю­чает выводы из анализа предпосылок к летным происшест­виям, нарушений и ошибочных действий личного состава, оценку состояния безопасности полетов и эффективности профилактической работы в полку и частях обеспечения, ука­зания по устранению вскрытых недостатков и нарушений.

Рассматривая итоги работы инженерно-авиационной службы, основное внимание целесообразно уделить боеготов­ности самолетного парка и производительности труда инже­нерно-технического состава при обслуживании и ремонте авиационной техники. Кроме того, необходимо оценить эффек­тивность использования самолетов в летные дни. Основным критерием оценки уровня подготовки технического состава и степени организации работ следует считать трудозатраты по обеспечению одного часа налета.

В основу анализа состояния воинской дисциплины должны быть положены знания личным составом уставов Вооружен­ных Сил и их практическое применение, умение и способность командиров организовать жизнь и быт войск, навести строгий воинский порядок в соответствии с требованиями уставов. Важно глубоко проанализировать состояние воинской дисцип­лины, исполнительности и степень их влияния на боевую готов­ность, выявить причины нарушений воинской дисциплины или происшествий. Оценив состояние воинской дисциплины, командир определяет мероприятия по дальнейшему улучшению стиля работы руководящего состава, партийных и комсомольских организаций по укреплению воинской дисциплины и наведению строгого уставного порядка. Кроме того, при под­ведении итогов командир анализирует выполнение планов боевой подготовки всеми службами, подводит итоги социали­стического соревнования.

По итогам анализа и оценки хода выполнения задач боевой подготовки командир определяет уровень боевой готовности полка и эскадрилий, намечает конкретные мероприятия па устранению выявленных недостатков.

После подведения итогов боевой подготовки командир ставит задачи на предстоящий месяц. При этом указываются:

основные мероприятия, направленные на совершенствование боевой готовности, дальнейшее сокращение сроков приведения в боевую готовность, повышение качества боевой выучки; за­дачи по подготовке эскадрилий и полка в целом к действиям в различных метеоусловиях с указанием плановых летно-такти-ческих учений и целевых летных дней (ночей); задачи по освоению сложных видов полетов и боевого применения, обу­чению молодого летного состава: мероприятия по обеспечению безопасности полетов; задачи ИАС по обеспечению исправ­ности и надежности в работе авиационной техники; особенно­сти обеспечения полетов личным составом частей тыла, связи и РТО с учетом специфики работы полка в предстоящем ме­сяце; задачи руководящего состава по повышению уровня идеологической и политико-воспитательной работы, укрепле­нию воинской дисциплины и службы войск; особенности орга­низации социалистического соревнования с учетом конкретных задач боевой подготовки на месяц и ожидаемых условий об­становки; другие специальные задачи.

В заключение подведения итогов боевой подготовки полка вручаются награды, объявляются приказы.

Задачи на предстоящий месяц ставятся на основании ут­вержденных к этому времени планов-графиков летной подго­товки на месяц, расписаний занятий, календарного плана ос­новных мероприятий.

Подведение итогов боевой подготовки является одной из форм обобщения и распространения передового опыта обуче­ния и воспитания офицеров. Хорошо организованное подведе­ние итогов помогает офицерам правильно оценить свою рабо­ту, проанализировать и найти истинные причины недостатков,. определить оптимальные пути их устранения.

ТЕМА № 29 «Методика подготовки и подведения итогов по боевой и государственно-правовой подготовке, состояния воинской дисциплины в подразТЕМА № 29
«МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ И
ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ ПО БОЕВОЙ И
ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЙ
ПОДГОТОВКЕ, СОСТОЯНИЯ
ВОИНСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В
ПОДРАЗДЕЛЕНИИ».

Первый вопрос: Требования руководящих
документов по организации подведения
итогов по боевой и ГПП, состояния воинской
дисциплины в подразделении.
Второй вопрос: Содержание и порядок
работы заместителя командира роты по
ВСПР по организации подведения итогов в
подразделении.
ия.

Подведение
итогов
деятельности
военнослужащих
и
воинских
коллективов
это
систематический
анализ выполнения поставленных целей
и задач по боевой и государственноправовой
подготовке,
выполнения
принятых
обязательств
по
боевому
состязанию, проводимой воспитательной
и социально-правовой работы.

Подведение итогов боевой, ГПП,
состояния воинской дисциплины
проводится:
в отделении, экипаже, расчете ежедневно, в конце дня;
во взводе - 1 раз в неделю, в конце
недели;
в роте (батарее) 1 раз в неделю.

подведение итогов боевого состязания
проводится:
в расчете, экипаже, отделении еженедельно:
во взводе - 2 раза в месяц:
в
роте,
линейном
батальоне
ежемесячно;
в отдельном батальоне, соединении ежеквартально и за период обучения.

наряду с показом количественных
результатов боевой и ГПП должно быть
всесторонне оценено:
- сплоченность коллектива;
- товарищеская взаимопомощь;
участие воинов в общественной работе.

победителей боевого состязания необходимо
поощрять и награждать:
- солдат, курсантов, сержантов, военнослужащих
по контракту, офицеров - в соответствии с
положениями Дисциплинарного устава;
- расчеты, экипажи, отделения, взвода и им
равные
подразделения
переходящими
вымпелами батальона (дивизиона) по итогам
месяца;
роты
и
им
равные
подразделения
переходящими призами и грамотами воинской
части - по итогам периода обучения и учебного
года.

При
подведении
итогов
боевого
состязания по боевой и государственноправовой
подготовке
заместитель
командира роты по ВиСПР обязан:
напомнить задачи, которые ставились
на данный месяц.

Проводить анализ выполнения этих задач по
разделам.
А)
Боевая
и
государственно-правовая
подготовка:
- какие темы отрабатывались за прошедший
месяц;
- какие были достигнуты результаты;
- кто из военнослужащих, отделений, взводов
достиг лучших результатов, (причина);
- кто из военнослужащих, отделений взводов не
выполнили взятых обязательств (причина).

Б)
Состояние
воинской
дисциплины
по
сравнению с предыдущим месяцем:
- дать общую оценку состоянию воинской
дисциплины
по
сравнению
с
предыдущим
месяцем;
- показать лучшие отделения, взвода и воинов,
методы работы командиров взводов, добившихся
положительных результатов;
- раскрыть количество и характер нарушений
воинской дисциплины, кто и в каких условиях их
совершал, назвать недисциплинированных воинов
и показать, какой вред они принесли делу боевой
готовности своими нарушениями;
- определить места взводов по состоянию
воинской дисциплины.

В) Состояние несения караульной и внутренней
службы:
- отметить, как воины взвода несли службу в
карауле и суточном наряде;
- показать лучших воинов, несущих службу
бдительно и без замечаний;
- показать воинов, которые халатно выполняли
свои обязанности в карауле (суточном наряде),
раскрыть основные причины их действий;
- определить места отделений, взводов по
несению службы в карауле и суточном наряде.

Г) Состояние внутреннего порядка в роте:
- показать отношение военнослужащих к
поддержанию внутреннего порядка;
- отметить лучших воинов, отличившихся при
наведении и поддержании внутреннего порядка;
- отметить худших воинов, халатно относящихся
к поддержанию внутреннего порядка и основные
причины такого положения;
- определить места отделений по поддержанию
внутреннего порядка.

Д) Состояние воспитательной работы в роте:
- какие воспитательные мероприятия были
проведены за прошедшую неделю, месяц;
- какие военнослужащие проявили активность и
старательность при их проведении;
- оценить работу актива роты.

Е) Заключительная часть:
- определить места взводов, отделений за
прошедшую неделю, месяц;
- отметить лучших воинов и поощрить;
- поставить задачи на следующую неделю,
месяц.

Анализ состояния воинской дисциплины и подведение итогов работы по ее укреплению проводится:

В отделениях, взводах (расчетах) - ежедневно

- в ротах, батареях - за неделю

- в частях, батальонах, дивизионах - за месяц

Исходя из конкретных условий, каждый ко-мандир, заместитель по воспитательной работе по-своему подходит к анализу дисциплины. Вместе с тем процесс анализа имеет общие чер-ты, определенную последовательность.

В общем виде можно выделить следующие этапы анализа воинской дисциплины:

1. Сбор, обобщение и всесторонний учет сведений о количестве и характере проступков, систематизации полученных данных по видам на-рушений, категориям личного состава, служеб-ному положению.

При этом основными данных являются:

- проверки, в том числе и личные, в под-разделениях выполнения планов боевой подго-товки, правопорядка в жизни части, соблюдения
общевоинских уставов всеми категориями воен-нослужащих, выполнения приказов, директив, указаний и распоряжений, распорядка дня, мер безопасности, несения службы суточным наря-дом, состояние внутреннего порядка, материально-бытовых условий, обеспечение всеми ви-дами довольствия военнослужащих.

- проверка выполнения плана мероприятий по укреплению воинской дисциплины, организа-ции проведения выходных и праздничных дней.

Доклады командиров подразделений и должностных лиц суточного наряда о состоянии воинской дисциплины и уставного порядка в подчиненных подразделениях.

- результаты социологических исследова-ний процессов, происходящих в воинских кол-лективах, анонимных опросов по различным направлениям жизнедеятельности подразделений, работы телефона доверия, прямого провода и
т.д.,

- изучение служебных карточек, характеристик, аттестаций подчиненных, актов проверок, материалов расследований происшествий, преступлений, грубых дисциплинарных проступков, получения травм военнослужащими,

Письма, жалобы, заявления личного состава

2. Установление наиболее характерных по-ложительных тенденций в состоянии воинской дисциплины.

- количество поощрений, за что объявле-ны, виды поощрений, какой процент составляют они от всего личного состава подразделения.

- сравнить общее количество поощрений, объявленных в анализируемый период с предыду-щим.

- кто поощрен по служебному положению (офицеры, прапорщики, военнослужащие контрактной службы, военнослужащие, проходящие службу
по призыву).

Кто более ревностно относится к испол-нению служебных обязанностей.

Таким же образом обобщаются сведения ха-рактеризующие негативные тенденции, состояний воинской дисциплины, обстоятельства участники и причины совершения правонарушений. А также вкакие дни совершены дисциплинарные проступ-ки (рабочие, выходные, праздничные), вкакое время (утром, во время занятий, вличное вре-мя), где совершены (внаряде, в увольнении, при выполнении хозяйственных работ, в коман-дировке и т.д.).

3. Изучение мер, принятых должностными лицами по укреплению воинской дисциплины, оп-ределений степени их участия в дисциплинарной практике.

При этом целесообразно проанализировать:

Знание руководящим составом подразде-ления положения дел, морально-психологическо-го климата в коллективе.

Систему ежедневной личной работы под-чиненных командиров по укреплению воинской дисциплины.

- соответствие жизни и деятельности во-еннослужащих требованиям уставов, система контроля за ней.

- состояние правового воспитания воен-нослужащих различных категорий.

- проведение мероприятий по созданию бе-зопасных условий военной службы.

- организация и качество проведения вос питательных мероприятий, степень участия в ней офицеров и прапорщиков.

Организация индивидуальной работы с подчиненными.

После сбора данных о состоянии воинской дисциплины необходимо все дисциплинарные проступки сгруппировать по видам, оказывающим непосредственное влияние на состояние боевой готовности, службы войск, общее состояние во-инской дисциплины и определить причины их со-вершения.

Вскрыть зависимость совершенных проступ-ков от индивидуальных особенностей военнослу-жащих их совершивших.

Выявить основные мотивы, побудившие во-еннослужащих к совершению проступков (корыст-ные цели, отрицательные черты характера -грубость, эгоизм, малодушие, невыдержанность, отрицательные традиции, последствия неблаго-получного воспитания в семье, коллективе, фи-зические недостатки, болезненное состояние, переутомление, нарушение психики и т.д.

4. Формирование выводов о состоянии дис-циплины и определение мероприятий по ее даль-нейшему укреплению.

ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ:

- конкретные мероприятия с указанием ис-полнителей, места и сроков проведения,

- предложения командиру по улучшению ра-боты в интересах укрепления воинской дисциплины,

- предложения по устранению причин, способствующих совершению дисциплинарных прос-тупков (улучшение материально-бытовых условий, питания, отдыха, повышения контроля со стороны должностных лиц и т. д.).

ПРИ ПОДВЕДЕНИИ ИТОГОВ ПОКАЗАТЬ

- как в целом выполнены поставленные задачи за прошедший период (неделю, месяц) по укреплению воинской дисциплины и в какой степени они обеспечили поддержание постоянной боевой готовности,

- общую характеристику и оценку состоя-ния воинской дисциплины, ее тенденцию с пре-дыдущим периодом (неделей, месяцем), причины
происшествий, преступлений, Грубых и обычных дисциплинарных проступков,

- количество нарушений по категориям во-еннослужащих. Причиненный ущерб материальный и моральный. Степень вины должностных лиц.

- лучшие и худшие подразделения по сос-тоянию воинской дисциплины,

- степень участия воинского коллектива в изжитии правонарушений и укреплении воинской дисциплины,

- роль должностных лиц (офицеров, пра-порщиков, сержантов) в укреплении воинской дисциплины, их примерность в личной исполни-тельности, остроту их реагирования на наруше-ния воинской дисциплины, сокрытия фактов пра-вонарушений.

Целесообразно проводить подведение ито-гов с военнослужащими по категориям:

- со всем личным составом подразделения,

- с сержантами в присутствии всех офицеров и прапорщиков,

- с прапорщиками в присутствии офицеров,

С командирами взводов (расчетов) в присутствии командиров рот {батарей},

С командирами рот (батарей).

Материалы подведения подкреплены наглядно:

- Сведениями о состоянии правопорядка воинской дисциплины,

- Графическим анализом совершения прос-тупков,

- Анализом участников совершения прос-тупков и другими таблицами и схемами аналитического характера.

В соответствии с требованиями приказов Министра обороны Российской Федерации в войсках сложилась практика подведения итогов состояния воинской дисциплины в подразделениях. Как правило, в расчетах, отделениях, взводах дисциплина воинов анализируется ежедневно при подведении итогов боевой и общественно-государственной подготовки. Наблюдая в течение дня за поведением подчиненных, их отношением к службе, учебе, командиры расчетов, отделений, взводов могут конкретно разобрать каждый поступок, дать ему соответствующую оценку, отметить примеры ревностного отношения к исполнению воинского долга, служебных обязанностей, поощрить наиболее достойных, дисциплинированных за разумную инициативу, усердие и отличия по службе.

Особое внимание уделяется обеспечению дисциплины в ходе боевой подготовки, при несении внутренней и караульной служб. Отмечается усердие воинов при исполнении приказов, распоряжений, поддержании уставного порядка, соблюдении правил техники безопасности, воинской вежливости и отдания воинского приветствия. По результатам анализа каждому воину может выставляться индивидуальная оценка. При этом следует руководствоваться тем, чтобы она была объективной, обоснованной, учитывала все стороны поведения и выполнения основных задач в течение дня. Во взводе может быть выделено лучшее отделение, а с сержантами - раскрыта практика работы командира этого отделения.

Состояние воинской дисциплины в роте, батальоне, им равных подразделениях принято анализировать по категориям военнослужащих (со всем личным составом, с сержантами, старшинами, офицерами).

С личным составом роты подводятся итоги в конце каждой недели (в батальоне ежемесячно). В докладах "О состоянии воинской дисциплины и итогах работы по её укреплению", с которыми выступают, как правило, командир или его заместитель по воспитательной работе, отражаются обычно такие вопросы:

¦ общее состояние воинской дисциплины, степень её соответствия требованиям руководящих документов, общевоинских уставов, общая тенденция (хуже, лучше);

¦ влияние воинской дисциплины на боевую готовность подразделений, на решение учебно-боевых задач;

¦ состояние дисциплины караульной и внутренней служб, обеспечение уставного порядка;

¦ разбор происшествий, преступлений, предпосылок к ним со вскрытием причин, указанием конкретных виновников и мер, принятых командованием по этим случаям;

¦ количественный и качественный анализ дисциплинарных проступков, особенно грубых, принятых мер по ним;

¦ сравнительный анализ и оценка состояния дисциплины во взводах, отделениях, расчетах с выделением лучших, худших; сообщением положительного опыта работы командиров;

¦ выполнение требований по обеспечению режима секретности, вопросам эксплуатации и сбережения военной техники и оружия;

¦ поддержание уставных взаимоотношений между военнослужащими;

¦ оценка деятельности общественности по сплочению коллективов.

¦ планируемые и принимаемые меры улучшения воспитательной работы по предупреждению нарушений дисциплины, повышению роли дисциплинарной практики.

В ходе подведения итогов командиры подразделений могут поощрять отличившихся воинов за примерную дисциплину и успехи в боевой и общественно-государственной подготовке. Исходя из конкретных условий, внимание следует сосредоточить на тех вопросах, которые будут рассмотрены более обстоятельно и детально. Для большей наглядности и убедительности могут быть заготовлены схемы, где раскрывается динамика состояния воинской дисциплины.

С младшими командирами подведение итогов проводится на совещаниях, специальных занятиях с участием офицеров. В ходе разбора командир подразделения анализирует и раскрывает их роль в поддержании уставного порядка, личную дисциплинированность, вклад каждого из них в укрепление дисциплины, соблюдение формы одежды, распорядка дня. Пристальное внимание уделяется анализу участия сержантов в дисциплинарной практике, соблюдению уставных требований во взаимоотношениях с подчиненными.

Особое значение следует предавать анализу состояния воинской дисциплины с офицерским составом. Обычно итоги подводятся на офицерских собраниях, совещаниях, разборах. При анализе итогов командир роты может заслушать доклады командиров взводов о состоянии дисциплины, проделанной работе по её укреплению. Он оценивает положение дел во взводах и определяет их места, дает персональную оценку вклада каждого офицера в воспитательную деятельность по укреплению дисциплины с учетом его личной дисциплинированности и исполнительности, указывает на упущения и недостатки. Проводится тщательный анализ дисциплинарной практики офицеров, соблюдения при этом ими уставных требований, участия в воспитательных мероприятиях, организации индивидуальной работы с подчиненными.

Анализ должен помогать закреплению положительного в поступках, поведении и действиях офицеров соответствующей оценкой, вооружать уверенностью в своих силах и способностях и в то же время откровенно оценить негативные факты, раскрыть их причины. Такой подход убеждает офицеров в том, что каждый успех или ошибка, любое проявление ответственного отношения и безответственности не остается без внимания.

Следует избегать того, что на итоговых разборах иногда негативно оценивается деятельность офицеров (а также сержантов и старшин) только в связи с тем, что в подчиненных им подразделениях совершены проступки. Подобный подход возможен и оправдан лишь в том случае, если эти проступки явились следствием бездеятельности, безответственного отношения к выполнению своих обязанностей со стороны офицера. Если же конкретной вины офицера в проступке подчиненного нет, и он предпринимает все от него зависящее, чтобы навести порядок, организовать службу, то отрицательная оценка его работы может сыграть негативную роль в воспитании офицера.

Анализ состояния дисциплины - процесс творческий. Многое зависит от опыта, методического мастерства командира, воспитателя, от справедливости оценок. Большую пользу анализ приносит тогда, когда носит дидактический характер, сочетается с разъяснением, убеждением, доказательностью, когда умело реализуется принцип опоры на положительное.

Подобный подход поможет решить важную задачу - вооружить офицеров единой методикой анализа и оценки состояния воинской дисциплины в своих подразделениях, а также выработать систему мер (организационных, воспитательных и др.), которые способствовали бы дальнейшему укреплению порядка и дисциплины. Наиболее важными из них могут быть:

¦ специальные занятия с офицерами, прапорщиками, сержантами и старшинами, в ходе которых изучаются передовой опыт и методы работы командиров, воспитателей, достигших наилучших результатов в укреплении дисциплины;

¦ систематический анализ состояния дисциплины и подведение итогов работы по ее укреплению во всех подразделениях с участием старших командиров и начальников;

¦ оказание конкретной помощи подразделениям, отстающим в дисциплине;

¦ другие организационные мероприятия (прием зачетов по знанию общевойсковых уставов от военнослужащих всех категорий; прием военнослужащих старшими начальниками непосредственно в подразделениях и др.);

¦ воспитательные мероприятия в подразделениях (вечера вопросов и ответов, тематические вечера, диспуты, собрания личного состава и т.п.);

¦ мероприятия, связанные с повышением качества караульной и внутренней служб;

¦ меры, направленные на улучшение материально-бытового обеспечения, организацию досуга и отдыха личного состава и др.

Боевая подготовка Задачи: Ø успешное выполнение учебной программы и полное усвоение учебного материала; Ø повышение уровня знаний каждого военнослужащего; Ø достижение наивысшей абсолютной успеваемости.

Причины низкой успеваемости - - - отсутствие желания военнослужащих организовать свою учебную деятельность, добросовестно выполнять учебные задания, плодотворно использовать время учебных занятий и самостоятельной подготовки; низкий уровень учебной дисциплины, отсутствие рабочей обстановки в ходе проведения самостоятельной подготовки; низкий уровень образования солдат; нежелание военнослужащих учиться.

Задачи солдат по организации учебного процесса на 2014 – 2015 учебный год выполнение задач учебного процесса считать главным в ходе; успешным выполнением задачи по организации учебного процесса; поощрять или наказывать за результат в дисциплинарном порядке; присутствие офицеров и заместителей командиров взводов на занятиях и самостоятельной подготовке обязательно; по всем дисциплинам обучения вести конспекты в обязательном порядке;

Итоги боевой подготовки Взвода Организация занятия(места) Организация самостоятельной подготовки(места) Общие места 1 взвод 2 1 1 2 взвод 1 3 2 3 взвод 3 2 3 В лучшую сторону: Хрюкин С. Н. , Безруков Е. В. В худшую сторону: Космос В. К. , Шмаль Р. В.

Спортивная деятельность Основными задачами по повышению уровня физической подготовки каждого солдата являлись: Не получение травм на занятиях по физической подготовки; Достижение максимальных результатов; Создание соперничества и развитие спортивного интереса у военнослужащих. За текущий период было организовано много спортивных соревнований между взводами. В котором каждый из взводов показал не плохой результат.

Результаты соревнований Взвода Баскетбол Футбол Гиревой спорт Военное многоборье Марш бросок (10 км) Настольный теннис Общие место 1 взвод 2 1 3 3 1 1 1 2 взвод 3 3 1 2 2 2 3 3 взвод 1 2 2 1 3 3 2 В лучшую сторону: Негодяев К. М. , Убегаев А. О. , Ганжа П. М. В худшую сторону: Головешкин М. С. , Киба П. Ф. , Честный А. А.

Задачи по укреплению воинской дисциплины формирование высоких морально-нравственных качеств, чувства патриотизма и гордости за службу в Вооруженных Силах Республики Беларусь; формирование воинского сознания, готовности к сознательному выполнению приказов и приказаний командиров и начальников; формирование чувства ответственности за выполнение поставленных задач; недопущение правонарушений, грубых дисциплинарных проступков, преступлений и других действий, позорящих честь и достоинство защитника Отечества.

Состояние воинской дисциплины оцениваю на удовлетворительно. Морально-психологическое состояние личного состава «обеспечивает выполнение поставленных задач» . Могу отметить, что поставленные задачи были выполнены, не допущено происшествий, преступлений и грубых дисциплинарных проступков, но к сожалению не все военнослужащие добросовестно выполняют служебные обязанности. Имели место нарушения внутреннего порядка. Тем не менее, считаю, что до конца вопрос воинской дисциплины в подразделениях не решен. Продолжают иметь место случаи нарушений воинской дисциплины со стороны отдельных солдат подразделений. Это становится возможным из-за низкой эффективности проводимой командирами воспитательной работы.

Состояние воинской дисциплины: дисциплинарные проступки П/п Вид дисциплинарного проступка Количество совершенный дисциплинарных проступков 2013 Динамика 2014 1 Самовольная отлучка 4 1 75% 2 Опоздание из увольнения 3 5 -66% 3 Нарушение уставный правил взаимоотношений - 2 -100% 4 Недобросовестное отношение к сбережению техники и вооружения 1 1 - 5 Нарушение правил несения внутренней службы в 4 наряде - 100%

Состояние воинской дисциплины: преступления П/п Количество совершенных преступлений Вид преступления 2013 1 Неуставные взаимоотношений 2014 3 1 Динамика 67%

Причины нарушений незнание распорядка дня и расписания занятий личным составом; неспособность планировать свою деятельность солдат; посредственное отношение к служебной деятельности; личная недисциплинированность и невыполнение требований безопасности солдат; низкая требовательность и принципиальность командиров;

Причины низкой воинской дисциплины низкий уровень сознательности; наличие у некоторых военнослужащих негативных личностных черт характера; низкая требовательность и порой покрывательство младших командиров.

Задачи внутренней службы организация и несение внутренней службы суточным нарядом; поддержание внутреннего порядка и воинской дисциплины в подразделениях; организация учебного процесса, жизни и быта личного состава в соответствии с положениями общевоинских уставов и руководящих документов; обеспечение сохранности военного имущества и соблюдение распорядка дня; контроль за строгим выполнением личным составом должностных и специальных обязанностей; совершенствование мест для несения службы.

Состояние внутренней службы На сегодняшний день качество выполнения служебных обязанностей военнослужащих в суточном наряде высокое из-за хорошего знания обязанностей, инструкций, а также присутствия системной подготовки суточного наряда и требовательности офицеров к личному составу. В лучшую сторону по несению внутренней службы и исполнению обязанностей можно отметить: В 1 взводе: ряд. Лебедев А. В. , ряд. Пригожаев К. Л. , Во 2 взводе: ряд. Триплкил Ф. С. , ряд. Квопа С. П. В 3 взводе: ряд. Некромант И. С. , ряд. Новицкий П. Р. В худшую сторону по несению внутренней службы и исполнению обязанностей по службе отмечаю: В 1 взводе: ряд. Медведь А. П. , ряд. Коныга П. У. Во 2 взводе: ряд. Гиря П. П. , ряд. Кактус О. Т. , ряд. Валодев Д. Г. В 3 взводе: ряд, Мэддисон А. М. , Кальян Н. А.

Причины имеющихся недостатков внутренней службы низкие теоретические знания и практические навыки военнослужащих - незнание должностных обязанностей, незнание в полном объеме распорядка дня; личная недисциплинированность отдельных военнослужащих; недостатки в организации внутренней службы, а также в обеспечении правильного использования имущества и контроля за поддержанием внутреннего порядка; слабые навыки в работе с документацией, не умение работать строго по распорядку несения службы из-за его незнания;

Задачи личному составу подразделения по несению внутренней службы за 2013 -2014 учебный год совершенствовать свои знания и практические навыки в несении внутренней службы и в исполнении обязанностей в ходе проводимых занятий и повседневной деятельности; повысить качество теоретических и практических знаний при подготовке к заступлению в суточный наряд, а именно всему личному составу выучить и знать: измененный распорядок дня, обязанности дежурного, общие обязанности военнослужащего; дежурным при сдаче - приеме наряда лично проверять наличие имеющихся недостатков и немедленно применять меры по их устранению. обеспечить сохранность военного имущества и других материальных средств подразделении; не допустить нарушения правил несения внутренней службы и нарушений распорядка дня.

Задачами обеспечения безопасности за 2014 -2015 учебном году Недопущение травматизма в повседневной деятельности личного состава; Проведение мероприятий медицинского обеспечения; Организация пожарной безопасности. При решении данных задач личный состав б руководствовался положениями устава внутренней службы о сохранении и укреплении здоровья военнослужащих. В целом поставленные задачи в подразделении решены.

Состояние здоровья. Анализ заболеваемости 1 -го взвода Случаев заболевания Дни трудопотерь август 1 2 сентябрь 0 5 октябрь 3 0 ноябрь 5 0 декабрь 7 3 январь 2 3 Анализ заболеваемости 2 -го взвода Случаев заболевания Дни трудопотерь август 4 сентябрь 0 октябрь 0 ноябрь 5 декабрь 2 январь 4 2 5 6 1 4 2 Анализ заболеваемости 3 -го взвода Случаев заболевания Дни трудопотерь август 1 сентябрь 0 октябрь 4 ноябрь 1 декабрь 2 январь 0 4 3 0 0 4 5

Уровень травматизма за 2012/2013 уч. год/1 сем. август сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь ВСЕГО 2012/2013 - 1 - - 2 - 3 2013/2014 - 1 - 2

Задачи личному составу подразделения по сохранению здоровья на 2014 -2015 учебный год: постоянно оценивать сложившуюся обстановку, учиться прогнозировать свои действия, уметь применять полученные знания по требованиям безопасности при повседневной деятельности и принимать меры по предупреждению заболеваний личного состава; снизить уровень заболеваемости личного состава путем профилактики- повседневного закаливания личного состава, а также систематической профилактикой случаев заболевания и употребления спиртных напитков личным составом; недопущение употребления спиртных, наркотических и токсических веществ военнослужащими подразделения; не допустить получения травм личным составом.

Взвода Боевая подготовка Спортивная деятельность Безопасность службы Служба в наряде Итог МЕСТА МЕЖДУ ВЗВОДАМИ ПО ИТОГАМ 2013 -2014 УЧЕБНОГО ГОДА 1 Взвод 1 1 3 1 1 2 Взвод 2 3 3 3 Взвод 3 2 1 2 2