Полеты “трёхмаховых” летательных аппаратов сопровождались бешеным нагревом конструкции. Температура кромок воздухозаборников и передней кромки крыла достигала 580-605 К, а остальной части обшивки 470-500 К. О последствиях такого нагрева свидетельствует тот факт, что уже при температуре 370 К размягчается органическое стекло, используемое при остеклении кабин, и начинает закипать топливо. При 400 К уменьшается прочность дюралюминия, при 500 К происходит химическое разложение рабочей жидкости в гидросистеме и разрушение уплотнений. При 800 К теряют необходимые механические свойства титановые сплавы. При температурах свыше 900 К плавятся алюминий и магний, теряет свойства жаропрочная сталь.

Полеты проводились в стратосфере на высоте 20 000 метров в сильно разреженном воздухе. Достижение скорости 3М на меньших высотах не представлялось возможным: температура обшивки достигла бы четырехзначных значений.

За последующие полвека был предложен целый ряд мер по борьбе с обжигающей яростью атмосферного нагрева. Бериллиевые сплавы и новые абляционные материалы, композиты на основе волокон бора и углерода, плазменное напыление тугоплавких покрытий...

Несмотря на достигнутые успехи, тепловой барьер по-прежнему остается серьезным препятствием на пути к гиперзвуку. Препятствием обязательным, но не единственным.

Сверхзвуковой режим полета чрезвычайно затратен с точки зрения потребной тяги и расхода топлива. И уровень сложности данной проблемы стремительно нарастает с уменьшением высоты полета.

На сегодняшний день ни один из существующих типов самолетов и крылатых ракет не смог развить скорость = 3М на уровне моря.

Рекордсменом среди пилотируемых ЛА стал МиГ-23. Благодаря своим относительно малым размерам, крылу изменяемой стреловидности и мощному двигателю Р-29-300, он смог развить 1700 км/ч у самой земли. Больше, чем кто-либо в мире!

Крылатые ракеты показали несколько лучший результат, но также не смогли взять “планку” в 3 Маха.

Среди всего многообразия противокорабельного ракетного во всем мире лишь четыре ПКР могут летать вдвое быстрее скорости звука на уровне моря. Среди них:

ЗМ80 “Москит” (стартовая масса 4 тонны, макс. скорость на высоте 14 километров - 2,8М, на уровне моря - 2М).

ЗМ55 “Оникс” (стартовая масса 3 тонны, макс. скорость на высоте 14 км - 2,6М).

ЗМ54 “Калибр”.

И, наконец, российско-индийский “БраМос” (стартовая масса 3 тонны, расчетная скорость на малой высоте 2М).

Наиболее близко к заветным 3М подобрался перспективный “Калибр”. Благодаря многоступенчатой компоновке его отделяемая боевая часть (которая сама же и является третьей ступенью) способна развить на финише скорость 2,9М. Впрочем, ненадолго: отделение и разгон БЧ производится в непосредственной близости от цели. На маршевом участке ЗМ54 летит на дозвуке.

Стоит заметить, что какая-либо информация об испытаниях и отработке на практике алгоритма разделения ЗМ54 отсутствует. Несмотря на общее название, ракета ЗМ54 имеет мало общего с теми “Калибрами”, устроившими незабываемый фейерверк в небе над Каспием осенью прошлого года (дозвуковая КР для ударов по сухопутным объектам, индекс ЗМ14).

Можно констатировать, что ракета, развивающая скорость > 2М на малой высоте, в прямом смысле еще только завтрашний день.

Вы уже обратили внимание, что каждая из трёх ПКР, способных развивать 2М на маршевом участке полета (“Москит”, “Оникс”, “Брамос”), отличается исключительными массогабаритными характеристиками. Длина 8-10 метров, стартовая масса в 7-8 раз превосходит показатели дозвуковых ПКР. При этом, их боевые части относительно невелики, на их долю приходится около 8% от стартовой массы ракеты. А дальность полета на малой высоте едва достигает 100 км.

Возможность авиационного базирования этих ракет остается под вопросом. Из-за слишком большой длины “Москит” и “Брамос” не помещаются в УВП, им требуются отдельные пусковые установки на палубах кораблей. Как результат - число носителей сверхзвуковых ПКР можно пересчитать по пальцам одной руки.

На этом месте стоит обратиться к заглавной теме данной статьи.

ЗМ22 “Циркон” - гиперзвуковой меч ВМФ России. Миф или реальность?

Ракета о которой так много говорят, но никто даже не видел её очертаний. Как будет выглядеть это супероружие? Каковы его возможности? И главный вопрос: насколько реалистичны планы по созданию такой ПКР на современном технологическом уровне?

Прочитав длинное вступление о мучениях создателей сверхзвуковых ЛА и КР, многие из читателей, наверняка, обрели сомнения насчет реалистичности существования “Циркона”.

Летящая на границе сверхзвука и гиперзвука огненная стрела, способная поражать морские цели на дальностях 500 и более километров. Чьи габаритные размеры не превышают установленных ограничений при размещении в ячейках УКСК.


Универсальный корабельный стрельбовый комплекс 3С14 - 8-зарядная подпалубная вертикальная ПУ для запуска всего спектра ракет семейства “Калибр”. Макс. длина транспортно-пускового контейнера с ракетой - 8,9 метра. Ограничение по стартовой массе - до трех тонн. Планируется, что десять подобных модулей (80 пусковых шахт) составят основу ударного вооружения на модернизированных атомных “Орланах”.

Перспективное супероружие или очередное неисполненное обещание? Сомнения напрасны.

Появление сверхзвуковой противокорабельной ракеты, способной развивать в полете скорость 4,5М - следующий логичный шаг в совершенствовании ракетного оружия. Любопытно, что схожие по характеристикам ракеты уже лет 30 находятся на вооружении ведущих флотов мира. Достаточно одно индекса, чтобы понять о чем идет речь.

Зенитная ракета 48Н6Е2 в составе морской зенитной системы С-300ФМ “Форт”

Длина и диаметр корпуса - стандартные для всех ЗУР семейства С-300.
Длина = 7,5 м, диаметр ракеты со сложенными крыльями = 0,519 м. Стартовая масса 1,9 тонны.

Боевая часть - осколочно-фугасная весом 180 кг.

Расчетная дальность поражения ВЦ - до 200 км.

Скорость - до 2100 м/с (ШЕСТЬ скоростей звука).


ЗУР 48Н6Е2 в составе сухопутного комплекса С-300ПМУ2 “Фаворит”

Насколько оправданно сравнение зенитных ракет с ПКР?

Концептуальных различий не так уж много. Зенитная 48Н6Е2 и перспективный “Циркон” являются управляемыми реактивными снарядами со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Морякам прекрасно известно о скрытых возможностях корабельных ЗРК. Еще полвека назад, в ходе первых стрельб зенитными ракетами, было сделано очевидное открытие: на дальности прямой видимости первыми пойдут в ход ЗУРы. Они имеют меньшую массу боевой части, но время их реакции меньше по сравнению с ПКР в 5-10 раз! Указанная тактика повсеместно применялась в “стычках” на море. Янки повредили “Стандартом” иранский фрегат (1988). Российские моряки с помощью “Осы” расправились с грузинскими катерами.

Суть заключается в том, что если обычная ЗУР с отключенным неконтактным взрывателем может быть использована против кораблей, то почему бы не создать на её базе специальное средство для поражения надводных целей?

Преимуществом станет высокая скорость полета, на рубеже гиперзвука. Основным недостатком - высотный профиль полета, делающий ракету уязвимой при прорыве ПВО противника.

Каковы главные конструктивные различия ЗУР и ПКР?

Система наведения.

Для обнаружения целей за горизонтом противокорабельным ракетам необходима активная радиолокационная ГСН.

Стоит заметить, что в мире давно применяются зенитные ракеты с АРГСН. Первая из них (европейская “Астер”) была принята на вооружение свыше десяти лет назад. Подобная ракета была создана у американцев (Стандарт-6). Отечественным аналогом являются 9М96Е и Е2 - зенитные ракеты корабельного ЗРК “Редут”.

В то же время обнаружить 100-метровый корабль должно быть проще, чем навестись на активно маневрирующий объект точечных размеров (самолет или КР).

Двигатель.

Большинство зенитных ракет оснащены твердотопливным ракетным двигателем, чье время работы ограничено секундами. Время работы маршевого двигателя ракеты 48Н6Е2 составляет всего 12 с, после чего ракета летит по инерции, управляясь аэродинамическими рулями. Как правило, дальность полета ЗУР по квазибаллистической траектории, с маршевым участком высоко в стратосфере, не превышает 200 километров (самые “дальнобойные”), что вполне достаточно для выполнения возложенных на них задач.

Противокорабельное оружие, напротив, оснащается турбореактивными двигателями - для длительного, в течение десятков минут, полета в плотных слоях атмосферы. С гораздо меньшей скоростью, чем принято у зенитных ракет.

Создателям 4-махового “Циркона”, очевидно, придется отказаться от каких-либо турбореактивных и прямоточных двигателей, воспользовавшись проверенным приёмом с пороховым ТТРД.

Задача с увеличением дальности полета решается многоступенчатой компоновкой. Для примера: американская ракета-перехватчик Стандарт-3 имеет дальность поражения 700 км, а высота перехвата ограничена низкой околоземной орбитой.

Стандарт-3 является четырехступенчатой ракетой (стартовый ускоритель Mk.72, две маршевые ступени и отделяемый кинетический перехватчик с собственными двигателями для коррекции траектории). После отделения третьей ступени, скорость боевого блока достигает 10 Махов!

Примечательно, что Стандарт-3 является относительно легким компактным оружием, со стартовым весом ~ 1600 кг. Противоракета помещается в стандартную ячейку УВП на борту любого американского эсминца.

Противоракета не имеет боевой части. Главным и единственным поражающим элементом является её четвертая ступень (инфракрасный датчик, компьютер и комплект двигателей), врезающаяся на полной скорости в противника.

Возвращаясь к “Циркону”, автор не видит фундаментальных препятствий тому, чтобы зенитная ракета, имеющая меньшую скорость и более пологую траекторию, чем стандарт-3, после прохождения апогея могла безопасно вернуться в плотные слои атмосферы. После чего обнаружить и атаковать цель, упав звездой на палубу корабля.

Разработка и создание гиперзвуковой ПКР на основе существующих зенитных ракет - наиболее оптимальное решение, с точки зрения минимизации технических рисков и финансовых затрат.

А) Стрельба по движущимся морским целям на дальность свыше 500 км. Из-за высокой скорости полета “Циркона”, его подлетное время сократится до 10-15 минут. Что, автоматически решит проблему устаревания данных.
Ранее, как и сейчас, ПКР запускаются в направлении вероятного нахождения цели. К моменту прибытия в указанный квадрат, цель уже может выйти за его пределы, сделав невозможным её обнаружение ГСН ракеты.

Б) Из предыдущего пункта следует возможность эффективной стрельбы на сверхбольшие дистанции, что сделает ракету “длинной рукой” флота. Возможность нанесения оперативных ударов на огромную дальность. Время реакции такой системы - в десятки раз меньше, чем у крыла авианосца.

В) Выход в атаку со стороны зенита, наряду с неожиданно высокой скоростью полета ракеты (после торможения в плотных слоях атмосферы, она составит около 2М), сделает неэффективными большинство из существующих систем ближней обороны (“Кортики”, “Голкиперы”, RIM-116 и т.д.)

В то же время негативными моментами станут:

1. Высотная траектория полета. Уже через секунду после старта противник заметит пуск ракеты и начнет готовиться к отражению атаки.

Скорость = 4,5М здесь не панацея. Характеристики отечественной С-400 позволяют осуществлять перехват воздушных целей, летящих со скоростями до 10М.

Новая американская ЗУР “Стандарт-6” имеет максимальную высоту поражения 30 км. В прошлом году с её помощью был на практике осуществлен самый дальний перехват ВЦ в военно-морской (140+ километров). А мощный радар и вычислительные возможности “Иджиса” позволяют эсминцам поражать цели на околоземных орбитах.

Вторая проблема - слабая боевая часть. Кто-то скажет, что при таких скоростях можно обойтись без неё. Но это не так.


Зенитная ракета “Талос” без боевой части едва не разрубила цель пополам (учения у берегов Калифорнии, 1968 г.).

Основная ступень Талоса весила полторы тонны (больше, чем какая-либо из существующих ракет) и оснащалась прямоточным воздушно-реактивным двигателем. При попадании в цель сдетонировал неизрасходованный запас керосина. Скорость в момент удара = 2М. Мишенью служил эскортный миноносец времен ВМВ (1100 тонн), чьи габариты соответствовали современному МРК.

Попадание Талоса в крейсер или эсминец (5000-10000 тонн), по логике, не могло привести к тяжелым последствиям. В морской истории известно немало случаев, когда корабли, получив многочисленные сквозные пробоины от бронебойных снарядов, оставались в строю. Так, американский авианосец “Калинин Бэй” в бою у о. Самар был пробит насквозь 12 раз.

Противокорабельной ракете “Циркон” необходима боевая часть. Однако, ввиду необходимости обеспечения скорости 4,5М и ограниченных массогабаритов при размещении в УВП, масса боевой части составит не более 200 кг (оценка дана исходя из примеров существующих ракет).

В последние годы Соединенные Штаты интенсивно развивают свою национальную систему противоракетной обороны. Стремление правительства США расположить некоторые элементы своей ПРО в Восточной Европе стало причиной начала гонки ракетно-ядерного вооружения между Америкой и Россией. Актуальность создания нового сверхзвукового вооружения Ввиду интенсивного усиления американских систем ПРО возле границ России, Министерством обороны страны было принято стратегическое решение активно противостоять этому при помощи создания новых гиперзвуковых ракет. Одной из них является ЗК-22 – гиперзвуковая ракета “Циркон”. Россия, по мнению ее военных специалистов, сможет эффективно противостоять любому потенциальному агрессору только в том случае, если срочно модернизирует свою армию и флот.

Сущность модернизации ВМФ России С 2011 года, согласно плану Министерства обороны России, проводятся работы по созданию такого уникального оружия, как ракета “Циркон”. Характеристики сверхзвуковых ракет отличает одно общее качество – высочайшая скорость. Они обладают такой скоростью, что у противника могут возникнуть трудности не только в плане их перехвата, но при попытке обнаружения. По мнению военных экспертов, очень эффективным и сдерживающим любую агрессию средством сегодня является крылатая ракета “Циркон”. Характеристики изделия позволяют считать данное оружие современным гиперзвуковым мечом воздушно-морского флота России. Заявления в СМИ Впервые заявления о начале разработок комплекса с гиперзвуковой крылатой ракетой "Циркон" морского базирования появились в СМИ в феврале 2011 года. Оружие стало новейшей комплексной разработкой российских конструкторов. Предположительным обозначением ракетного комплекса "Циркон" стала аббревиатура 3К-22. В августе 2011-го гендиректором концерна "Тактическое ракетное вооружение" Борисом Обносовым было заявлено, что корпорация начала разработку ракеты, которая будет развивать скорость до 13 Махов, превышая скорость звука в 12-13 раз. (Для сравнения: сегодня скорость ударных ракет ВМФ России - до 2,5 Маха). В 2012-м замминистра обороны РФ было заявлено, что в ближайшей перспективе ожидается первое испытание созданной гиперзвуковой ракеты


Открытые источники сообщили, что разработка корабельного комплекса с гиперзвуковой ракетой "Циркон" была поручена "НПО Машиностроения". Известно, что информация о технических характеристиках установки засекречена, сообщались предположительные данные: дальность - 300-400 км, скорость - 5-6 Мах. Имеются неподтвержденные сведения, согласно которым ракета представляет собой гиперзвуковой вариант "БраМоса", сверхзвуковой крылатой ракеты, которая была разработана российскими конструкторами совместно с индийскими специалистами на базе ракеты "Оникс" П-800. В 2016-м (февраль) компанией BrahMos Aerospace было заявлено, что гиперзвуковой двигатель для ее детища может быть разработан в течение 3-4 лет.


В марте 2016-го СМИ известили о начале испытаний гиперзвуковой ракеты "Циркон", которые осуществлялись с наземного комплекса старта. В перспективе планировалось установить "Циркон" на новейших российских подлодках "Хаски". В данное время указанные многоцелевые атомные подлодки 5 поколения разрабатываются конструкторским бюро "Малахит". Тогда же в СМИ была обнародована информация, что государственные летно-конструкторские испытания ракеты идут полным ходом. По их завершении ожидается вынесение решения о принятии "Циркона" на вооружение ВМФ России. В апреле 2016 г. Была публикована информация, что испытания ракеты "Циркон" будут завершены к 2017 году, а в 2018-м предполагается запуск установки в серийное производство. Разработки и испытания В 2011 году концерн “Тактическое ракетное вооружение” начал проектировать гиперзвуковые противокорабельные ракеты “Циркон”. Характеристики нового вооружения, по мнению экспертов, имеют много общего с уже имеющимся комплексом “Болид”. В 2012 и в 2013 годах на полигоне в Ахтубинске было проведено тестирование новой ракеты. В качестве носителя использовался самолет "ТУ-22М3". Результатом проведенных испытаний стали выводы о причине неудачного пуска и кратковременного полета боеголовки. Последующее тестирование проводилось в 2015 году с использованием в роли носителя наземного комплекса старта. Теперь с аварийного пуска была запущена ракета "Циркон". Характеристики 2016 года при тестировании дали положительный результат, что подтолкнуло разработчиков объявить в СМИ о создании нового гиперзвукового ракетного оружия.


Где планируется применять новые ракеты? После окончания дальнейших запланированных государственных испытаний гиперзвуковыми ракетами будут оснащаться “Хаски” (многоцелевые атомные подлодки), крейсеры “Лидер” и модернизированные атомные крейсеры “Орлан” и “Петр Великий”. На тяжелом атомном крейсере “Адмирал Нахимов” также будет установлена противокорабельная ракета “Циркон”. Характеристики нового сверхскоростного оружия намного превосходят аналогичные ему модели - например, такие, как комплекс “Гранит”. Со временем он будет заменен на ЗК-22. Исключительно перспективными и модернизированными подводными лодками и надводными суднами будет использоваться ракета “Циркон”.


Технические характеристики Дальность полета ракеты составляет 1500 км. Установка обладает скоростью около 6 Мах. (1 Мах равняется 331 метру в секунду). Боевая часть ЗК-22 весит не менее 200 кг. 500 км – радиус поражения, который имеет гиперзвуковая ракета “Циркон”.


Характеристики орудия дают основания судить о превосходстве владеющей им армии над противником, не обладающим подобным вооружением. Двигатель и топливо Гиперзвуковым или сверхскоростным считается тот объект, скорость которого составляет не менее 4500 км/час. При создании такого оружия разработчики сталкиваются со многими научно-техническими проблемами. Среди них очень актуальными является вопросы о том, как осуществить разгон ракеты, используя традиционный реактивный двигатель и какое топливо использовать? Российскими учеными-разработчиками было принято решение: для разгона ЗК-22 использовать специальный ракетно-прямоточный двигатель, для которого характерно сверхзвуковое горение. Работают данные двигатели на новом топливе “Децилин – М”, для которого присуща увеличенная энергоемкость (20%). Области науки, задействованные в разработке Высокая температура является обычной средой, в которой осуществляет после разгона свой маневренный полет ракета “Циркон”. Характеристики системы самонаведения на сверхзвуковой скорости в процессе полета могут существенно искажаться. Причиной этого является возникновение облака плазмы, которое может закрыть от системы цель и повредить датчик, антенну и средства контроля. Для полета на гиперзвуковых скоростях ракеты должны быть оснащены более совершенным бортовым радиоэлектронным оборудованием. В серийное производство ЗК-22 вовлечены такие науки, как материаловедение, двигателестроение, электроника, аэродинамика и другие. С какой целью была создана ракета “Циркон” (Россия)? Характеристики, полученные после государственных испытаний, дают основания полагать, что данные сверхзвуковые объекты легко могут преодолеть противотанковую оборону противника. Это стало возможным за счет двух особенностей, присущих ЗК-22: Скорость боеголовки на высоте 100 км составляет 15 Мах, т. е. 7 км/сек. Находясь в плотном атмосферном слое, уже перед приближением к своей цели боеголовка выполняет сложные маневры, чем затрудняет работу ПРО врага. Многие военные специалисты, как российские, так и зарубежные, считают, что достижение военно-стратегического паритета напрямую зависит от наличия гиперзвуковых ракет. О перспективах В СМИ активно муссируется информация об отставании США от России в плане разработки гиперзвуковых ракет. В своих утверждениях журналисты ссылаются на данные американских военных исследований. Появление на вооружении армии РФ еще более современного, нежели ракета "Циркон", гиперзвукового оружия ожидается к 2020 году. Для ПРО США, считающейся одной из наиболее развитых систем в мире, появление экстремального скоростного ядерного вооружения в российских ВВС станет, по мнению журналистов, настоящим вызовом. В мире продолжается необъявленная гонка высокотехнологичных вооружений. Гиперзвуковое оружие относят к новейшим технологиям, которые в 21 веке будут играть решающую роль в исходе войны. Не случайно в 2000 годах президентом США Дж. Бушем-младшим была подписана директива, превращающая в реальность возможность нанесения быстрого глобального удара при помощи гиперзвуковых высокоточных крылатых ракет. Несложно догадаться, для кого это было предназначено. Вероятно, именно поэтому в октябре 2016-го министром обороны РФ Сергеем Шойгу было заявлено о применении в войне в Сирии X-101 - новейших крылатых ракет, дальность действия которых – около 4500 км.

Новая российская гиперзвуковая ракета может сделать бессмысленной американскую систему ПРО и дать нам преимущество на 30 лет вперед.Сообщение об успешных испытаниях новейшей российской гиперзвуковой крылатой противокорабельной ракеты «Циркон» стало настоящей сенсацией. Шутка ли, этот девайс достиг восьми скоростей звука, то есть 2,5 км/сек. Это достижение уверенно выводит Россию вперед в одной из самых перспективных областей. Ведь разработки гиперзвуковых аппаратов, кроме нас, ведут США и Китай, однако им пока не удалось явить миру что-либо подобное.Бег с препятствиями Рекорд скорости для современных противокорабельных ракет - 2,5 Маха (М), или две с половиной скорости звука. Такие ракеты запускаются в предполагаемом направлении движения цели. Однако даже при такой скорости полета ракеты цель может изменить направление и уйти за пределы сектора обнаружения головки самонаведения.Преградой дальнейшему повышению скорости является тепловой барьер. Полеты прототипов на 3 М сопровождались нагревом кромок воздухозаборников и передней кромки крыла до 300 °С, а остальной части обшивки - до 250. При 230 °С снижается прочность дюралюминия, при 520 °С теряют необходимые механические свойства титановые сплавы. А при температурах выше 650 °С плавятся алюминий и магний, теряет свойства жаропрочная сталь. И это при полетах в стратосфере на высоте 20 км в сильно разреженном воздухе.Достижение скорости 3 М на меньших высотах не представляется возможным: температура обшивки достигла бы четырехзначных значений. Но на высотной траектории противник уже через секунды после старта заметит пуск ракеты и начнет готовиться к отражению атаки. А что произойдет, если его радар ракету потеряет? Ну, скажем, ее окутает облако плазмы, как происходит на скоростях более 4 - 5 М, то есть на гиперзвуке? Скорее всего, решит, что сигнал был ложным, и махнет рукой. Но как добиться такой скорости, если конструкция нагревается и топливо закипает?Для достижения гиперзвука ракете требуется водород или хотя бы топливо, состоящее в значительной мере из водорода. Но газообразный водород имеет малую плотность, а хранение жидкого водорода создает непреодолимые технические сложности. Кроме того, плазменное облако сожжет радиоантенны, что приведет к потере управляемости аппаратом.
Вспомнить все На советской еще гиперзвуковой ракете Х-90 ГЭЛА эти недостатки превратили в достоинства. Проблему охлаждения корпуса и водородного топлива решили таким образом, что в качестве его компонентов стали использовать смесь керосина и воды. После нагрева она подавалась в мини-реактор, где проходила реакция, в результате которой вырабатывалось водородное топливо. Этот процесс одновременно приводил и к сильному охлаждению корпуса машины.Не менее оригинально была решена проблема обгорания радиоантенн, в качестве которых стали использовать само плазменное облако. При этом оно позволяло аппарату не только двигаться в атмосфере со скоростью 5 М, но и резко менять направление полета. Кроме того, плазменное облако еще и создавало эффект шапки-невидимки для радаров. ГЭЛА летала на 3000 км и, предположительно, могла нести два ядерных боеприпаса. К сожалению, программу закрыли в 1992 году, потом в стране кончились деньги, и казалось, что о полетах на гиперзвуке забыли.
Рождение ракеты В 2011 году НПО машиностроения создало группу конструкторов для разработки гиперзвукового корабельного ракетного комплекса ЗК22 «Циркон». Первые испытания и первые неудачи пришлись на 2012 и 2013 годы. На устранение недоработок ушло три года, и только в 2016-м, после испытаний с наземного стенда, разработчики заявили о создании нового гиперзвукового ракетного оружия. При этом было сказано, что в серию оно может пойти с 2017 года.Конечно, результаты испытаний подобного оружия - тайна за семью печатями, но кое-какие предположения о характеристиках «Циркона» первой модификации сделать можно.Уже первая модификация этой ракеты будет иметь дальность около 500 км при скорости 2,5 км/сек, а с увеличением скорости до 3,5 км/сек дальность возрастет втрое. Ничего подобного «Циркону» у США нет и в ближайшее время не предвидится. Надо понимать, что при скоростях этой ракеты, в восемь-десять раз превышающих скорость звука, никакими ракетами противовоздушной обороны ее не сбить. Так, время реакции ракетного комплекса ПВО США системы Aegis составляет порядка 8- 10 сек. «Циркон» при скорости 2 км/сек за это время пролетит до 25 км, система ПВО физически не успеет отработать такую цель.Ракеты-перехватчики наземного базирования также не успевают догнать «Циркон» и могут быть применены только на встречных курсах. То есть «Цирконы» специально предназначены для преодоления ПВО противника.
Новая эра Похоже, первым кораблем, который будет вооружен ЗК22 «Циркон», станет проходящий сейчас модернизацию тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов». Вернуться в боевой состав флота корабль должен в 2018 году. Кроме того, после завершения модернизации в 2022 году другой атомный крейсер, «Петр Великий», также будет вооружен этими ракетами.Сейчас каждый из них имеет 20 пусковых установок ПКР «Гранит», и в каждой может разместиться по три «Циркона». Итого 60 ракет на каждом крейсере вместо 20. А когда у нас появится подлодка пятого поколения «Хаски», на которой будет стоять «Циркон», то можно будет уверенно сказать, что мы добились превосходства над США.
Не случайно конгрессмен Тренд Френкс так прокомментировал ситуацию: «Приближается гиперзвуковая эра. Вражеские разработки коренным образом меняют фундаментальные законы войны». И это действительно так. Появление у нас крылатых гиперзвуковых ракет большой дальности с ядерными боеголовками сделает бессмысленной любую систему ПРО как минимум на 30 лет вперед.Другие материалы свежего номера еженедельника «Звезда» вы можете прочитать, скачав электронную версию газеты .

Западные военные спецы в панике: если эти «Цирконы» русских, действительно, летают с объявленной скоростью (в 8 раз быстрее звука!), то в ближайшие 30, а то и 50 лет защиту от них придумать не сможет никто! Получается, самой сильной военно-морской державе мира – США , - придется ставить крест на дюжине своих хваленых авианосцев. Да и на всех других надводных кораблях, беззащитных перед «Цирконом».

Военный обозреватель Крис Плейзенс в недавнем выпуске Mail Online (этот сайт - один из самых популярных новостных ресурсов в мире) утверждал, что «русская гиперзвуковая ракета способна уничтожить авианосец одним ударом». И редактор американского журнала National Interest Гарри Джей Казьянис уже отвесил комплимент нашему «Циркону». Он уверен: такие ракеты могут превратить «суперкорабли Америки в многомиллиардные кладбища для тысяч моряков».

Тем временем ВМС США намерены в этом году принять в боевой строй головной атомный авианосец нового типа Gerald R. Ford. На верфи Ньюпорт-Ньюс в Вирджинии этому суперкораблю ставят последние заклепки. Он заменит уходящего на пенсию собрата - Enterprise.

Обожающий гигантоманию Пентагон намерен построить еще с десяток таких огромных посудин (головной корабль для бюджета США стал золотым – за него отвалили аж 15 млрд. долл.). Весть о сверхскоростных русских «Цирконах» уже заставила некоторых американских экспертов сделать печальный вывод: уже сейчас по авианосцу Gerald R. Ford можно служить траурную мессу - из-за «Цирконов» .

Похоже, и США, и другие страны НАТО будут вынуждены радикально перекраивать свои военно-морские доктрины и тратить сотни миллиардов долларов на поиск «противоядия». Пока его не найдут, американским адмиралам придется пересмотреть планы строительства новых авианосцев. Возможно, будет взят курс на то, чтобы львиную часть флота прятать под водой – клепать подлодки, невидимые для «Циркона».

Уникальные ТТХ российской суперракеты ставят под вопрос и систему американской противоракетной обороны (ПРО) в Европе и Азии . По той же причине, - в мире пока нет таких «электронных мозгов», которые могли бы мгновенно засечь полет летящей с бешеной скоростью ракеты, прицелиться и поразить ее.

Да, звук нашей ракеты современными средствами засечь можно, а поразить – нельзя. Скорость полета «Циркона» - рекорд мира для оружия такого класса. Что в разы сокращает время преодоления зон поражения комплексов ПВО или ПРО. И потому делает бессмысленными любые попытки прикрыть корабль или любой сухопутный объект от поражения.

Допустим, установка нашего «Циркона» дислоцируется под Калининградом . До американской базы противоракетной обороны в Польше (Редзиково) - не больше 200 км. Чтобы поразить этот стратегический объект США «Циркону» потребуется меньше полутора минут! А системы, способной отразить российскую ракету, ни у кого в мире нет. Ведь даже и самая новая зенитная американская ракета SM-3 Block II (входящая в систему ПРО) способна перехватывать и уничтожать цели, летящие со скоростью не более 4,5 Маха. И не менее разрекламированная английская высокоскоростная ракета Sea Ceptor морского базирования, которая (теоретически) могла бы потягаться с нашим «Цирконом», может сбивать ракеты, имеющие скорость до 2300 миль (или примерно 4000 км в час). А наша ракета за час пролетает более 9600 км. И это - при скорости в 8 Махов. А конструкторы обещают, что в недалекой перспективе она доберется и до 10, и даже до 12-13 Махов.

СПРАВКА «КП»

В феврале 2017 появились сообщения об испытаниях на морской платформе.

В апреле 2017 года источник в ВПК РФ сообщил об успешном испытании ракеты, преодолевшей скорость в 8 Махов.

Разрабочик: НПО машиностроения

Данной ракетой планируют заменить ракету П-700 «Гранит»

«Циркон» может запускаться с тех же пусковых, что и новейшие российские противокорабельные ракеты П-800 «Оникс» и «Калибр»

Приблизительные ТТХ: Дальность стрельбы – по ряду источников 350-500 км., но это может быть дезинформацией вероятных противников

длина: 8-10 м.

скорость: 8 скоростей звука (число Маха = 8)

Возможные носители:

Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов »

Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Петр Великий»

атомные эсминцы проекта «Лидер»

атомные подлодки проекта 885М «Ясень-М»

атомные подлодки пятого поколения «Хаски» в модификации для уничтожения авианосных ударных групп

Принятие «Цирконов» на вооружение ожидается в 2018 году.

Джерри Хендрикс, директор программы стратегии и оценки обороны в Центре новой американской безопасности (Center for a New American Security), капитан 1 ранга в отставке: - Умопомрачительные финансы на строительство кораблей типа CVN-78 «Джеральд Р. Форд», выбрасываются на ветер. «Золотой век» авианосцев ВМС США завершился в тот момент, когда Россия и Китай сумели поставить на боевое дежурство береговые ракетные комплексы большой дальности.

Высокий потенциал российских и китайских противокорабельных крылатых и баллистических ракет и сил ПВО в случае войны заставит авианосные ударные группы ВМС США держаться вдали от вражеского побережья. Что сделает удары палубной авиации малоэффективными.


ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА

Как «золотые головы» нашей ВПК законы физики перехитрили

«Циркон» рождался в инженерно-конструкторских муках.

В сентябре 2016 года глава корпорации «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ ) Борис Обносов заявил, что гиперзвуковое оружие может появиться в России только «в начале следующего десятилетия. Создать с нуля гиперзвуковое оружие невозможно, но технологии уже достигли необходимого уровня».

Главная проблема, по словам Обносова , в том, что никто не знал, как повлияют на работу ракеты скорости в 8–10 Махов. «При таких условиях у поверхности ракеты образуется плазма, температурные режимы запредельны», - сказал он.

Эксперименты с ракетой, летевший даже со скоростью трех Махов, вызывали бешеный нагрев аппарата. При таких температурах теряют механические свойства титановые сплавы, плавятся алюминий и магний, теряет свойства жаропрочная сталь. Наши ученые и инженеры бились с обжигающей яростью атмосферного нагрева много лет. Предлагались бериллиевые сплавы и новые абляционные материалы, композиты на основе волокон бора и углерода, плазменное напыление тугоплавких покрытий… Проблему удалось решить. А способ ее решения еще долго будет военной тайной.

Кстати генералы Пентагона утверждали, что полет ракеты со скоростью, превышающей 7 Махов - это фантастика. Оказалось, в России это стало былью! «Золотые головы » нашего ВПК сумели перехитрить законы физики!

В Пентагоне - легкая паника. Российские военные и инженеры провели успешное испытание новой противокорабельной гиперзвуковой крылатой ракеты «Циркон». Что такое гиперзвуковая ракета? Мы все знаем, что такое сверхзвуковой самолет. Такой самолет летит быстрее скорости звука. Быстрее примерно 1200 километров в час. Гиперзвуковая ракета летит быстрее скорости звука в пять, восемь, пятнадцать раз. Представим, что надо поразить корабль противника в сотнях километров. Расстояние от старта до цели такая ракета преодолеет за несколько минут. И никакие средства обороны просто ничего не успеют сделать.

Движение на таких скоростях принципиально отличается от движения на дозвуковых скоростях - это обычные самолеты, на которых мы летаем, и даже сверхзвуковые. Надо решить очень много сложнейших научных задач. И наши ученые их решают. Мы принципиально обогнали американцев в этой гонке. А гиперзвуковая гонка - это самый передовой край разработки новых вооружений. Кстати, третий участник - это Китай. И у него тоже есть успехи. Китай уже давно - не производитель дешевых подделок.

В перспективе - разработка орбитальных гиперзвуковых самолетов и орбитальных платформ. Американская система противоракетной обороны, которую они разрабатывают уже не одно десятилетие, противостоять этому оружию не сможет. Задачи, стоящие перед российским оборонно-промышленным комплексом, обсуждались на этой неделе на совещаниях у президента Путина.

В последние годы российская армия все чаще расстраивает своего, как принято говорить, вероятного противника. То вдруг у России появятся на вооружении крылатые ракеты «Калибр», способные поражать цели на Ближнем Востоке даже из Каспийского моря, то окажется, что натовские танки вмиг и надолго устарели, едва стали известны технические характеристики нашего нового танка «Армата». Или в Арктике появится наша мощная военная группировка с новейшим вооружением. И так далее. Словом, у западных военных атташе на недавнем параде в Москве поводов для раздумий было в достатке. Программа перевооружения нашей армии и флота, рассчитанная до 2020 года, приносит свои плоды.

«Планируемые мероприятия позволят не только оснастить армию и флот современными образцами вооружения и техники, они дадут возможность сформировать научно-технический задел для разработки принципиально новых видов оружия», - отметил российский президент.

Об этом Владимир Путин говорил в Сочи на совещании по обороне. Между тем, в войска продолжала поступать новая техника. Взять хотя бы авиацию. Российские ВКС и флот только в этом году получат около 160 новых вертолетов и самолетов, в том числе, модернизированный истребитель КБ Сухого - Су-30СМ. Он с успехом совмещает в себе возможности истребителя, штурмовика и бомбардировщика, может управлять действиями авиации и работать над морем, вести 16 целей и четыре из них одновременно атаковать. О его маневренности ходят легенды. Вот что говорят о машине те, кто по профессии должен выжать из этого самолета все, на что он способен.

«В первый раз, когда я увидел, как маневрирует Су-30СМ в воздухе, первая мысль сразу: так самолет летать не может в принципе. Но опыт опять-таки эксплуатации машины показывает, что может. Несмотря на то, что он тяжелее, чем Су-27, управляется он намного легче», - говорит командир звена авиационной группы высшего пилотажа «Русские витязи» Владимир Кочетов.

Между тем, на подходе уже совершенно новые воздушные машины Су-35 и принципиально новый многоцелевой истребитель пятого поколения Т-50. За девять лет с начала программы перевооружения армии и флота Россия уже обрела принципиально новые Вооруженные силы. Для сравнения, данные лишь за два года, с 2015 по 2017 год. За это время доля новой техники в Сухопутных войсках выросла с 32% до 42%, ВДВ - с 40% до 58%. В ВКС – с 33% до 68%. На военном флоте с 50% до 55% новой техники. В Стратегических ракетных войсках – с 50% до 72%.

«Следует иметь в виду, что предстоит сделать гораздо больше. Имею в виду развитие отечественной электронной компонентной базы, прежде всего, реализацию контрактов полного жизненного цикла военной продукции, а также синхронизацию сроков подготовки необходимой инфраструктуры с поставками нового вооружения», - отметил Владимир Путин.

Российские военные конструкторы недавно привели в шок западных военных, объявив об успешном испытании противокорабельной крылатой ракеты «Циркон». Это секретный проект, поэтому ее изображение и технические данные основаны лишь на предположениях экспертов.

Во время тестирования эта гиперзвуковая ракета побила все рекорды скорости в своем роде – достигла восьми скоростей звука, или если проще, летела быстрее 2,5 километров в секунду. Это быстрее пули. Если она достигнет предполагаемой дальности в 1000 километров, то она поставит под вопрос всю американскую доктрину глобальной трансляции силы посредством ударных авианосных групп. Дальность действия палубной авиации США - около 800 километров.

«Попросту говоря, с появлением гиперзвуковых ракет «Циркон» на наших крейсерах, фрегатах и даже корветах получается, что даже корвет с восьмиракетным залпом способен нанести серьезный урон американскому авианосному соединению. А уж фрегат даже в единичном виде, если он подошел, в единичном количестве. Если он подошел на дистанцию залпа «Циркона», то он способен уничтожить авианосную многоцелевую группу Соединенных Штатов Америки», - поясняет член-корреспондент Российской Академии ракетных и артиллерийских наук, доктор военных наук Константин Сивков.

Американское издание National Interest признало, что ни у одного флота средств защиты от «Циркона» на сегодня не существует.

«Подобное оружие в сочетании со средствами обнаружения целей в открытом океане может превратить авианосцы в могилы стоимостью миллиарды долларов для тысяч американских моряков», - пишет издание.

Разгонный блок выводит «Циркон» на нужную орбиту, после чего он разгоняется до своей максимальной скорости и движется к цели на высоте в 30-40 километров, где плотность воздуха минимальна. Радары на такой скорости его просто не видят, зенитно-ракетные комплексы бесполезны. Но, по словам экспертов, перегрузки гигантские, ракета движется в облаке плазмы. Нужны суперпрочные материалы, стойкая к перегрузкам электроника.

«Россия, в том числе, опираясь на научно-технический задел, который был создан в советское время, эти проблемы в принципе уже решила принципиально. Это тот уровень и науки, и технологии, и материаловедения, и систем управления, на который еще никто не выходил в мире, понимаете?» - говорит главный редактор журнала «Арсенал отечества», военный эксперт, полковник запаса Виктор Мураховский.

Несколько стран занимаются подобными разработками, но, по мнению экспертов, даже американским конструкторам понадобится с десяток лет, чтобы хотя бы приблизиться к характеристикам «Циркона». От него нет защиты не только из-за огромной скорости, но еще и потому, что в полете он маневрирует по произвольной траектории, а при попадании уничтожает цель почти гарантированно. Вот что говорят об этом эксперты в британской Daily Mail: «Времени, чтобы реагировать, так мало, что даже в случае обнаружения существующие защитные меры могут быть совершенно бесполезными. Даже если ракета будет разбита или взорвана ближним оружием, осколки будут иметь столько кинетической энергии, что корабль все равно будет сильно поврежден».

Прорывным технологиям и перспективным разработкам в области обороны было посвящено целое совещание, которое прошло в Сочи в пятницу, 19 мая.

«Подчеркну, в обеспечении обороноспособности государства должен быть в полной мере задействован интеллектуальный потенциал всего научного сообщества. Имею в виду, прежде всего, ученых, конструкторов, инженеров, работающих над созданием новейших комплексов и систем. Тех, кто обеспечит Вооруженным силам возможность адекватного реагирования на существующие и возможные перспективные вызовы и риски военной безопасности России», - сказал в своем выступлении президент.

Естественно, прорыв в области гиперзвуковых вооружений отразился и на перспективах наших ракетно-ядерных сил. Несколько месяцев назад Россия провела успешные испытания стратегической ракеты под кодовым названием Ю-71. По мнению экспертов, это секретное оружие основано на тех же принципах, что и ракета «Циркон» - движется на гиперзвуковой скорости, а отделившаяся боевая часть непрерывно маневрирует. С одной лишь разницей – изделие Ю-71 стартовало с полигона Домбровский под Оренбургом и поразило цель на полигоне Кура за шесть тысяч километров. Эксперты считают, что это расстояние ракета преодолела всего за 20 минут. Предполагается, что в будущем подобные разработки придут на смену нынешним российским стратегическим ядерным ракетам. Словом, давняя мечта Запада говорить с Россией «с позиции силы» все никак не сбывается и не сбывается. И хотя от подобных фантазий никто не отказался, сегодня Россия четко демонстрирует – даже пытаться не стоит.