Смысл выражения : поставить кого-либо в затруднительное, неловкое положение; подвести под наказание или какие-либо санкции.

Возникновение фразы : есть несколько очень занимательных версий возникновения, одна интереснее другой. Рассмотрим их.

1) По очень распространенной версии, возникновением фразы мы обязаны сложностям семейных отношений внутри семьи. На Руси мужья довольно часто любили поднимать руку на жен (ну что за мужики то такие?). За помощью женщинам приходилось обращаться к церковным властям. Те могли в качестве наказания извергу-супругу избрать ссылку в монастырь на определенный срок. В монастыре мужья должны были учиться смирению и миролюбию. Но про жен таких говорили, что они мужей подвели под монастырь.

2) По другой версии, выражение является усеченным вариантом словосочетания "подвести под монастырь срать".
Дело в том, что на Руси детей из очень бедных семей иногда отдавали в качестве поводырей странникам-слепцам, которые бродили по просторам Руси. Юнцам не всегда легко приходилось со слепцами, и вполне вероятно, слепцы часто награждали их физическим предупреждениями за какие-либо провинности. За и кормили поводырей, наверняка чем то подобным , не более! В обязанности поводырей также входила обязанность по поиску укромного места, где слепец мог бы справить нужду, не смущая при этом народонаселение. Тут то вот юнцы и могли отыграться за обиды по полной - говоря, что ведут слепца в укромное место, вместо этого они приводили своего подопечного под монастырские стены. А там не только всегда народу полно, да еще и по шее получить можно за такое святотатство от церковников - там и не посмотрят, что ты слепец, шею намылят по полной.

3) Еще одна версия связывает возникновение выражения с военными действиями. Агрессоров подводили под стены монастырей, которые обычно выстраивались в виде неприступных крепостей, за стенами которых могли укрыться огромное количество народу и оказать достойное сопротивление нападавшим. Подведенный под монастырские стены враг был вынужден было начинать тяжелую и часто безрезультатную осаду, либо попросту и удалиться на все четыре стороны.

4) Также есть версия, которая связывает возникновение фразы с обычаем насильственного пострижения в монахи, который получил широкое распространение на Руси с XIV века. Насильственное пострижение было излюбленным инструментом бескровного удаления мешающих противников. "Подвести под монастырь" могли неугодных персон и даже нелюбимых или опостылевших жен. Довольно часто в монастыри насильно заключали жен, которые по тем или иным причинам не могли родить детей.

Что такое Подвести под монастырь? Значение и толкование слова podvesti pod monastyr, определение термина

Подвести под монастырь - (прост.) поставить кого-л. в затруднительное, неприятное положение, подвести под наказание. Есть несколько версий происхождения оборота: 1) возможно, оборот возник потому, что в монастырь обычно уходили люди, у которых были большие непритности в жизни; 2) по другой версии, выражение связано с тем, что русские проводники подводили врагов под стены монастырей, которые во время войны превращались в крепости (подвести слепого под монастырь; 3) некоторые считают, что выражение связано с тяжелой жизнью женщин в царской России. Только сильная родня могла уберечь женщину от побоев мужа, добившись защиты у патриарха и властей. В таком случае жена "подводила мужа под монастырь" - его ссылали в монастырь "в смирение" на полгода или год. Под мухой

Подвести под монастырь

(прост.) поставить кого-л. в затруднительное, неприятное положение, подвести под наказание. Есть несколько версий происхождения оборота: 1) возможно, оборот возник потому, что в монастырь обычно уходили люди, у которых были большие непритности в жизни; 2) по другой версии, выражение связано с тем, что русские проводники подводили врагов под стены монастырей, которые во время войны превращались в крепости (подвести слепого под монастырь; 3) некоторые считают, что выражение связано с тяжелой жизнью женщин в царской России. Только сильная родня могла уберечь женщину от побоев мужа, добившись защиты у патриарха и властей. В таком случае жена "подводила мужа под монастырь" - его ссылали в монастырь "в смирение" на полгода или год. Под мухой

Возможно Вам будет интересно узнать лексическое, прямое или переносное значение этих слов:

- (книжн.) сделать решительный шаг. Вопреки запрешению сената Цезарь...
Персты в язвы вложить - (устар. книжн.) убедиться в чемлибо при помощи фактов. ...
Петь Лазаря - (разг. презр.) жаловаться на судьбу, прикидываться несчастным. Первоначально...
Плакаться в жилетку - (шутл. ирон.) жаловаться комулибо на свою горькую судббу, ...
Плетью обуха не перешибешь - бесполезно бороться с более сильной стороной. Происхождение выражения...
Подноготная правда - истинная сущность чеголибо. Один из видов пыток в...
Под сурдинку - втихомолку, украдкой, не привлекая к себе внимания. Сурдинка...
Под шефе (шофе) - в состоянии легкого опьянения, навеселе. В основу этого...

Вместо предисловия.

Выражение «подвести под монастырь» имеет несколько версий происхождения.

Известно, что бабу на Руси побивали довольно часто и беспричинно. И когда терпежу уж больше не ставало, она обращалась к влиятельным родственникам, а те уж - к властям. Патриарх имел власть немалую и мог запросто, пожалев страдалицу, сослать изверга «в смирение» в монастырь на полгода иль год. Так-то и подводили некоторые супружницы своих мужей под монастырь.
1.

Две другие версии связаны с "предками" и "потомками" Сусанина.

Русские проводники подводили супостата, прикинувшись перебежчиками, под стены монастырей, которые всегда были выстроены по принципу образцовых крепостей, и во время военных действий могли дать достойный отпор и укрыть за своими стенами много мирян.
2.

Каверзнее поступали юнцы из бедных семей, которых отдавали в проводники слепцам, жившим и странствовавшим по Руси артельно. Характер у слепцов был не всегда ангельским, парнишек частенько поколачивали, плохо кормили. Юные Сусанины не оставались в долгу. В обязанностях проводника был поиск места, в котором калека горемычный мог справить нужду без помех и не смущая общественность. Говоря, что ведут страдальца в укромное место, подальше от публики и святынь, шалопаи приводили подопечного под монастырские стены. А там уж монастырские служки, завидя такое святотатство, крепко давали всей артели по шеям и гнали прочь от монастыря.
3.

Есть толкования, связывающие происхождение этого выражения с карточными долгами или иными неодолимыми препятствиями в жизни, после которых укрытие в монастыре от треволнений и осуждающих глаз было настоящим спасением.
4.

В общем, это выражение означает причинение кому-либо неприятностей, постановку в затруднительное положение, подведение под наказание.
В ситуации, описанной ниже, мне ближе трактовка Ожегова: «подложить свинью».
5.

А вот, собственно, и сам сказ о подведении под монастырь.
6.


Власти в 2010 году передадут Русской православной церкви Новодевичий монастырь в Москве, заявил премьер-министр России Владимир Путин 05 января 2010 года, накануне Рождества, на встрече с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, министром культуры Александром Авдеевым и главой Росимущества Юрием Петровым, передает РИА "Новости".
После полной передачи монастыря во владение РПЦ судьба одного из крупнейших российских музеев, расположенных на его территории, а также уникальнейших реставрационных мастерских не решена до сих пор. Предполагающиеся под их размещение площади на данный момент заняты другими организациями, в здании не проведено экспертизы. Реставраторы не уверены, что уникальное и нередко весьма увесистое (1-1,5 тонны) оборудование можно разместить в предполагаемых помещениях без соответствующих исследований несущих конструкций здания, без перепланировок и монтажа установок, поддерживающих микроклимат, необходимый для реставрации и сохранения исторических реликвий.
"В 2010 году мы планируем полностью освободить Новодевичий монастырь и передать его Церкви", - сказал Путин.
В то же время Авдеев отметил, что иконостас в Новодевичьем монастыре останется. "Сейчас мы, конечно, оставим иконостас в Новодевичьем монастыре. В одном храме нет иконостаса - его перевезем, передадим и оставим на хранение", - отметил Авдеев.
После передачи Новодевичьего монастыря Русской православной церкви кладбище, расположенное на его территории, останется в ведении правительства Москвы.
Как отметил Путин, в 2010 году на реставрацию объектов, которые принадлежат Церкви, предусмотрено более 2 миллиардов рублей.
По словам министра культуры, эта цифра на 23% меньше, чем в прошлом году, но "больше, чем секвестр". "На реставрацию в этом году выделяется поменьше, чем в 2009 году, но не меньше, чем в 2008-ом. А 2008 был хороший год с точки зрения наполняемости бюджета", - сказал в свою очередь Путин.
По его словам, власти РФ с 2005 года передали Русской православной церкви около 100 храмов и монастырей. Также Путин признал, что существующей правовой базы для возвращения церквей и храмов РПЦ недостаточно. "Начиная с 2005 года РПЦ получила и ей были возвращены храмы и монастыри, которые раньше принадлежали РПЦ. Всего их около 100. Было возвращено большое количество имущества - это, прежде всего, иконы, церковная утварь, православные святыни, в том числе из Музея московского Кремля, из Русского музея в Петербурге", - сказал премьер. По его словам, зачастую эти предметы представляют большую художественную и историческую ценность.
"Вместе с тем есть и определенные сложности. У нас 12 тысяч объектов, которые являются памятниками истории, архитектуры. Они находятся в распоряжении Федерации либо региональных властей. Большая часть из них уже передана церковным организациям, в том числе РПЦ, но часть из них еще находится в плачевном состоянии", - сообщил Путин. Он пояснил, что объекты, которые находятся в плачевном состоянии, не передаются. "В некоторых из этих зданий находятся учреждения различного профиля, прежде всего, министерства культуры. И здесь возникают вопросы, связанные с материальным обеспечением и передачей этих объектов, с тем чтобы процесс не вызывал новых проблем", - добавил он.
Глава правительства выразил уверенность, что, "опираясь на те добрые отношения, которые сложились между государством и церковью в последние годы, будет найдено решение, которое не будет разрушать, что было сделано, а возвращать все то, что принадлежит им по праву, в должном виде и с должным финансовым сопровождением".
Он поздравил Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла и всех православных христиан с приближающимся светлым праздником Рождества Христова /встреча происходила 5 января/. "Мы встречаемся в преддверии светлого праздника Рождества Христова. Позвольте поздравить с этим светлым праздником и пожелать доброго здравия, успехов в подвижническом служении Церкви, которая много делает для воспитания граждан в духе патриотизма, прививает любовь к истории и духовным ценностям", - сказал Путин.
Со своей стороны Кирилл отметил, что предпринятые правительством меры по борьбе с кризисом позволили не допустить глобальных негативных изменений в стране. "Мне кажется, возглавляемому Вами правительству удалось предпринять такие шаги, такие меры, которые не допустили того, чтобы некий "маховик" кризиса стал бы сокрушать то, что с таким трудом было создано за последние годы", - сказал первосвятитель. "Я вспоминаю свое собственное душевное состояние в преддверии 2009 года, когда так страшно звучало слово "кризис". Действительно, было очень много непонятного, огромное количество рисков. Мы все это чувствовали - кто умом, кто сердцем", - отметил глава Русской православной церкви. По его словам, сегодня можно констатировать, что "год прошел, и в стране не произошло того, что непредсказуемо могло причинить страдания людям". "Хотя год был непростой, сопровождался различного рода неприятными событиями, техногенными катастрофами, в том числе в основе которых есть злая человеческая воля", - добавил патриарх Кирилл. Он поблагодарил от имени всей Русской православной церкви премьер-министра за эти усилия и поздравил его и всех членов правительства с наступающим праздником.
7.

Из беседы журналиста «Огонька» (№2 (5112) от 18.01.2010) Елены Барышевой с Главным хранителем Государственного исторического музея Мариной Чистяковой.

— Вы ожидали, что Историческому музею придется освободить территорию монастыря для РПЦ?

— Разговоры об этом ходили давно. Некоторые строения Новодевичьего монастыря ГИМ отдал церкви еще в 90-х годах. Так, например, Певческие палаты мы отдали под кельи, где живут монахини. Кроме того, у нас с РПЦ существует договор о совместном использовании Смоленского собора — главного храма в архитектурном ансамбле монастыря. К тому же на территории расположено Московское областное епархиальное управление. И вот теперь мы полностью отдаем здания монастыря РПЦ — соответствующее распоряжение от Росимущества нам прислали еще в декабре 2009 года. Согласно ему, филиал Исторического музея в Новодевичьем монастыре должен переехать в здания на Измайловском острове, которые в настоящее время занимает институт промышленного развития "Информэлектро".

— В какие сроки планируется завершить переезд?

— Формально, по документам, Новодевичий мы должны освободить в 2010-м. Однако все понимают, что в один день вывезти 14 тысяч единиц музейного фонда невозможно. Это и фонд икон, из которых не все принадлежит Новодевичьему, и небольшая коллекция изделий из драгоценных металлов и камней, и ткани XVI-XX веков, и даже небольшой монастырский архив. Нужно специальное оборудование и помещения, в которых можно будет все это разместить. Финансирование переезда и ремонта новых зданий нам обещало государство. Однако понятно, что в условиях кризиса эти средства довольно ограничены.

Сейчас осматриваем здания, которые нам предоставили, и уже ясно, что где-то требуется косметический или капитальный ремонт, а где-то и перепланировка. Дело в том, что вместе с коллекциями на Измайловский остров переедет отдел реставрации Исторического музея и около 80 его сотрудников. Естественно, что нужно установить специальное оборудование: вытяжки, ванны и другое, кое-где сделать высокие дверные проемы, чтобы реставрировать большеформатные экспонаты. Очевидно, что в этом году предстоит очень большой объем работы, связанный с переездом.

— Что же останется в Новодевичьем монастыре, если все экспонаты музея направят на Измайловский остров?

— По соглашению, мы отдаем все, что исторически принадлежит Новодевичьему монастырю. Во-первых, это здания на территории монастыря: собор, четыре церкви, колокольня, а также все кельи и хозяйственные корпуса. Кроме того, мы отдаем церкви пять иконостасов, среди которых самый ценный — из Смоленского собора XVI века. Понятно, что мы должны их оставить — это часть интерьера церкви. Увезти иконостасы — значит повторить деяния советской власти в 20-х годах. В Покровской надвратной церкви своего иконостаса не сохранилось, но мы специально сформируем для этой церкви иконостас из фондов музея.

Но для начала предстоит решить ряд юридических проблем. Если с недвижимостью все ясно, и мы по распоряжению Росимущества передаем ее церкви, то по существующему закону отдать экспонаты из музейного фонда нельзя. В данном случае мы в соответствии с законами передадим их в безвозмездное пользование на период существования данной организации, то есть церкви. Конечно, с РПЦ будет заключен договор, по которому она должна следить за состоянием сохранности памятников. Однако ответственность за передаваемые иконы в конечном итоге все равно несет Исторический музей.

— Есть ли у музея уверенность, что РПЦ сохранит Новодевичий монастырь в надлежащем состоянии?

— Конечно, определенный момент тревоги у нас как у сотрудников существует. И дело тут вовсе не в недоверии новым владельцам. Просто филиал Исторического музея работает здесь с 1934 года, и за это время выработалась целая система мер по поддержанию сохранности архитектурного ансамбля и фондов музея. Приведу простые примеры. В 70-х годах в четверике Смоленского собора наблюдался конденсат. Чтобы от него избавиться, разработали целую схему для проветривания собора: в какое время суток нужно открыть или закрыть то или иное окно и т. п. Таких тонкостей в обращении с монастырскими сооружениями очень много. Эти специальные знания приобретаются с годами музейной работы. Мы охотно поделимся своим опытом, если возникнет такая необходимость. Стоит также отметить, что на поддержание монастыря нужны большие средства. Помимо огромных реставрационных вложений мы нанимали специальную фирму, которая занималась озеленением и уходом за территорией. Таким образом, в год на содержание филиала и проведение в нем архитектурной реставрации монастыря музей тратит 48-50 млн рублей.

— Будут ли пускать на территорию монастыря обычных посетителей после закрытия филиала музея?

— Надеюсь на это, потому что Новодевичий монастырь — это очень значимый памятник национальной культуры, знаменитый своей историей. Он был основан в 1524 году в честь присоединения Смоленска в состав земель Русского государства. Она вплотную связана с различными представителями царской семьи: Ивана Грозного, Бориса Годунова, Петра I. Новодевичий монастырь включен в список всемирного исторического наследия ЮНЕСКО. По меньшей мере, было бы странно закрыть его для туристов. Пока же музей работает в привычном режиме.

— Какова вероятность, что РПЦ будет и дальше требовать от музеев возврата икон и храмов?

— Я не исключаю, что в музеи последуют и другие обращения РПЦ. Однако каждый такой запрос необходимо рассматривать индивидуально. На мой взгляд, нужен специальный экспертный совет, который будет такие вопросы решать. Ведь понятно, что есть иконы, как, например, "Троица" Рублева, которым необходим специальный режим хранения.

Интересно, что в истории Новодевичьего монастыря XIX века проблемы сохранности решались руководством монастыря совместно с экспертами Императорского археологического общества. Однажды игуменья монастыря Антония захотела отопить летний Смоленский собор, от чего возникла угроза сохранности уникальных фресок XVI века. В итоге от этого решения ей пришлось отказаться после замечаний, высказанных экспертами.

Надеемся, что в нашем случае контролировать сохранность монастыря будет не только музей, но и специально созданная для этого структура — Росохранкультура.
8.

"Решение нашего государства - это просто дубина, это отнюдь не тонкие технологии", - заявила директор "новодевичьего" филиала Исторического музея Марина Шведова.
По ее словам, новость, которую она узнала по телевидению, нельзя сравнить ни с чем, "кроме как с ударом грома", передает «Интерфакс - религия» .

"Памятником мирового исторического и культурного наследия Новодевичий монастырь стал только благодаря музею", - считает М.Шведова.
Она также обещала приложить все усилия к тому, чтобы сотрудники музея были трудоустроены.
9.

Еще немного "лирики" о памятнике, отнесенном к Культурному наследию Российской Федерации (объект № 7710525000) и Всемирному наследию ЮНЕСКО (объект № 1097)

Был основан великим князем Василием III в 1524 году — в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия», в благодарность за овладение Смоленском. Первая игуменья — Елена Девочкина — из Суздаля; в монастыре сохранилась её могила, привлекающая паломников.
В Смоленском соборе монастыря в 1598 году Борис Годунов принял избрание на царство.
Здесь принимали постриг только знатные женщины — представительницы боярских родов и царской семьи. В Новодевичьем была пострижена вдова царя Василия Шуйского Мария Петровна Буйнова-Ростовская, здесь приняла постриг дочь царя Михаила Феодоровича царевна Татиана, вдова царя Феодора Иоанновича Ирина Годунова, сёстры Петра I Екатерина и Евдокия. Для многих из них Новодевичий стал темницей. Сюда в 1689 г. по приказу Петра I была заточена царевна Софья насильственно пострижена в монахини под именем инокини Сусанны, после стрелецкого бунта. В 1698 году опальная царевна Евдокия Федоровна Лопухина была пострижена в монахини и сослана в Суздальский Покровский монастырь. В 1727 году император Пётр II разрешил ей вернуться и поселиться в Новодевичьем монастыре в палатах, которые впоследствии и получили название Лопухинского корпуса.
В 1812 году отступавшие из Москвы французы попытались взорвать Новодевичий монастырь, но, по легенде, одна из монахинь успела залить водой фитили, подведённые к пороховым погребам.
В апреле 1908 года настоятельницей монастыря была определена игумения Серпуховского Владычного монастыря Леонида (Любовь Петровна Озерова), из дворян, тётка Сергея Симанского — будущего Патриарха Алексия I. Скончалась в январе 1920 года, на 93-м году; памятник на её могиле был поставлен в 1955 году её племянником — серый мраморный крест по левую сторону от центральной дорожки, ведущей от монастырских врат к Смоленскому собору. Последняя перед закрытием монастыря игумения — Вера (Победимская), скончавшаяся 3 февраля 1949 года и похороненная на Даниловском кладбище.
В 1922 году монастырь был закрыт; на территории был устроен Музей раскрепощённой женщины, преобразованный в 1926 в историко-бытовой художественный музей «Новодевичий монастырь», с 1934 филиал Государственного Исторического музея.
Осенью 1943 года в монастыре были открыты Московские богословские курсы, а 14 июня 1944 года Богословский институт, позже преобразованные в Московские Духовные академию и семинарию и переведённые в Троице-Сергиеву Лавру.
В 1945 году был открыт для богослужения Успенский трапезный храм.
C 1964 года на территории монастыря находится резиденция митрополитов Крутицких и Коломенских.
В 1994 году была возобновлена монашеская община, находящаяся в ведения митрополита Крутицкого.
На территории монастыря устроен некрополь. Здесь похоронены сёстры Петра I, С. П. Трубецкой, М. И. Муравьёв-Апостол, Д. В. Давыдов, И. И. Лажечников и др. За южной стеной монастыря расположена основная территория Новодевичьего кладбища.
Также в ансамбль включены Большой Новодевичий пруд и сквер, по берегу пруда проложена аллея, ведущая к белокаменному мосту и скверу.
Центр монастыря — монументальный пятиглавый Смоленский собор, в интерьере которого сохранилась фресковая живопись XVI в. Собор был построен по образцу Успенского собора в Кремле. Шестиярусная колокольня в нарышкинском стиле высотой в 72 метра (конец XVII), в то время самая высокая колокольня в Москве после Ивана Великого. Крепостные стены и башни были возведены при Борисе Годунове по подобию кремлёвских и позднее украшены ажурными завершениями.
Архитектурный ансамбль включает следующие памятники:

  • Смоленский собор (1524—1525 гг.)
  • Крепостные стены с башнями (кон. 16 в.)
  • Трапезная (1685-87)
  • Колокольня (1689-90)
  • Покровская надвратная церковь
  • Преображенская надвратная церковь
  • Амвросиевская церковь
  • Церковь Успения
  • Часовня Прохоровых
  • Палаты царевны Софьи
  • Палаты царицы И.Годуновой
  • Казначейские палаты
  • Лопухинские палаты
  • Певческие палаты
  • Мариинские палаты
  • Трапезная
  • Училище
10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

Вместо эпилога, как говорится...

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл вручил премию Международного фонда единства православных народов (МФЕПН) за 2009 год президенту РФ Дмитрию Медведеву.
Помимо диплома и памятного знака, каждая премия МФЕПН имеет и денежное содержание — от 20 до 50 тысяч долларов.
Также премии были удостоены Верховный патриарх и католикос всех армян Гарегин Второмй, сербский кинорежиссер Эмир Кустурица и представители Свято-Владимирской православной духовной семинарии, расположенной в американском Крествуде (штат Нью-Йорк), пишет РИА Новости. Награды МФЕПН ежегодно присуждаются главам государств, правительств и парламентов, предстоятелям православных церквей, крупнейшим общественным лидерам и деятелям культуры «за большой вклад в дело упрочения экономических и политических связей государств, исторически формировавшихся в контексте восточнохристианской традиции, утверждение в жизни православного сообщества высоких норм христианской морали».
Президент РФ Дмитрий Медведев расценил вручение ему премии Международного фонда единства православных народов (МФЕПН) как признание роли России в развитии межправославного диалога и сообщил, что направит деньги в благотворительный фонд, занимающийся восстановлением Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря, и на поддержку ряда школ-интернатов.
«Искренне благодарю Международный фонд единства православных народов за присуждение мне столь авторитетной премии, расцениваю ее как признание высокой роли России в развитии межправославного диалога», — сказал он в четверг на торжественной церемонии в храме Христа Спасителя.
27.

Вместо послесловия.

Местные представители РПЦ тоже не сидят, сложа рук. Они вожделенно поглядывают на территории и строения, прилегающие к томскому монастырю...

В русском языке достаточно много выражений, о происхождении которых мы ничего не знаем. Употребляем их в обиходе, знаем или догадываемся о примерном значении, но откуда пошло - понятия не имеем.

Что значит "подвел под монастырь"? Откуда пошло это выражение? Сейчас узнаем.

Привет от горькой жизни

На первый взгляд, глупое название подраздела. Горькая жизнь и монастырь как-то не сочетаются. Монастырские насельники живут с Богом. Где тут горечи взяться?

В старину люди уходили в монастырь от тяжелой жизни. Претерпев крах в любви, сильную неудачу на своем жизненном пути или такую боль, после которой мирское существование казалось бессмысленным. Отсюда и пошло выражение Это одна из версий происхождения.

Муж и жена - одна душа?

Ой, не факт! Женщинам в старые времена вообще не везло. Мужик и поколотить мог просто так, и издевался по-всякому. А бабе только и оставалось, что терпеть.

Однако не каждая терпела. Иные, кто более смелый, родителям жаловались. А те уж находили управу на своих зятьев нехороших. В монастырь его, для исправления. На полгодика, а то и на год.

Кстати, это второй вариант происхождения выражения "подвел под монастырь". Жены строптивые своих мужичков в монастырь "сдавали" своими жалобами.

Здесь вам не туалет

Древние города еще помнят бродячих певцов. Ходили они, слепые, по их улочкам. Жалостливые песни пели. Народ раньше добрее был, давали убогим денежку.

Как же ходили они, коль слепыми были? Водили певцов мальчишки-проводники. Чаще всего из бедных семей или сироты. Сами в оборванной одежде, а своему подопечному последний кусок отдавали.

Иные бродяги были благодарными. Мальчишек-сирот не обижали, любили по-своему. Мирно они существовали, помогая друг другу. Но были и озлобленные певцы. Обделила их жизнь, судьбу крутую подарила. Видимо, такие забывали о том, что каждому дается крест по силам. Не получают люди больше, чем понести смогут. Забывали, страдали и роптали. Да еще и мальчонку-проводника побивали. Почем зря лупили, вымещая всю свою злобу на нем.

Да только и парнишечки разные встречались. Кто-то плачет себе тихонько. А кто-то мстил обидчику.

Захочет такой певец "на двор", да и попросит сопровождающего отвести его подальше от глаз людских. А тот и рад стараться. Приведет убогого к монастырской стене, заверит, что нет никого. Расположится певец со всеми удобствами, а парнишка уже в монастырские ворота постучать успеет. Выйдет монах какой или послушник. Паренек ему и покажет слепого певца. Насельник возьмет палку какую, не разобравшись, что человек незрячий. И получит певец по спине. Насилу ноги унесет.

Вот отсюда и пошло выражение "подвел под монастырь", если верить этой легенде.

Значение

Когда мы используем данное выражение в своей речи, что подразумеваем? Как правило, это упрек. Значение выражения "подвел под монастырь" следующее:

  • Крупная подстава. Человек что-то обещал, да не выполнил.

И не только в обещаниях суть. Понадеялись на человека, а он в сторону увильнул в самый ответственный момент.

Вот, что такое "подвел под монастырь".

Заключение

Итак, мы рассмотрели значение фразеологизма. Поговорили о его происхождении. И можно сделать вывод, что самая логичная и простая - первая версия.

кого . ПОДВЕСТИ ПОД МОНАСТЫРЬ кого . Разг. Экспрес. Ставить кого-либо в тяжёлое, безвыходное положение; навлекать на кого-либо беду, неприятности. Когда Ксения Петровна с заговорщическим видом вытащила и поставила на стол бутылку с водкой, майор сначала нахмурился, подняв на жену глаза: - Что ж ты, под монастырь хочешь нас подвести? - А вы по одной. Ради приезда (Н. Горбачёв. Ракеты и подснежники).

Фразеологический словарь русского литературного языка. - М.: Астрель, АСТ . А. И. Фёдоров . 2008 .

Смотреть что такое "Подвести под монастырь" в других словарях:

    подвести под монастырь - прост. поставить кого л. в затруднительное, неприятное положение, подвести под наказание. Есть несколько версий происхождения оборота: 1. Возможно, оборот возник потому, что в монастырь обычно уходили люди, у которых были большие неприятности в… … Справочник по фразеологии

    Подвести под монастырь - кого. Разг. Поставить кого л. в затруднительное, трудное положение, подвести под наказание кого л. ФСРЯ, 253; Ф 1, 302; ЗС 1996, 231, 356; БТС, 554, 860; Мокиенко 1990, 129; БМС 1998, 386; Янин 2003, 223 …

    подвести под монастырь - разг. Поставить кого л. в особенно затруднительное положение, подвести под наказание … Словарь многих выражений

    Подвести дела под монастырь. - (убить короля тузом). См. ДОБРО МИЛОСТЬ ЗЛО … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    Подвести деда под монастырь - 1. Жарг. карт. Поставить карту под убой. ДП, 825. 2. Разг. Досадить, причинить зло кому л. ДП, 133 … Большой словарь русских поговорок

    Кого. ПОДВЕСТИ ПОД МОНАСТЫРЬ кого. Разг. Экспрес. Ставить кого либо в тяжёлое, безвыходное положение; навлекать на кого либо беду, неприятности. Когда Ксения Петровна с заговорщическим видом вытащила и поставила на стол бутылку с водкой, майор… … Фразеологический словарь русского литературного языка

    подвести - См … Словарь синонимов

    подвести - веду, ведёшь; подвёл, вела, ло; подведший; подведённый; дён, дена, дено; св. 1. кого что. Ведя, направляя, приблизить к кому, чему л. П. лошадь к дому. П. гостя к хозяину дома. // Управляя судном, машиной, трактором и т.п., привести, приблизить… … Энциклопедический словарь

    МОНАСТЫРЬ - МОНАСТЫРЬ, я, муж. 1. Религиозная община монахов или монахинь, представляющая собой отдельную церковно хозяйственную организацию. Мужской м. Женский м. 2. Территория, храм и все помещения такой общины. М. на берегу озера. Ограда монастыря. В… … Толковый словарь Ожегова

    МОНАСТЫРЬ - (греч. monasterion, от monos уединенный). Общежитие братий и сестер, принявших монашество, обитель. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МОНАСТЫРЬ греч. monasterion, от monos, уединенный. Здание, в… … Словарь иностранных слов русского языка