) вооружённых сил какого-либо государства, предназначенный для решения боевых задач в боях и операциях сухопутных войск , военно-воздушных сил и военно-морских сил (флота).

Именуется также - тактическая авиация , либо оперативно-тактическая авиация .

История

Фронтовая авиация действует в разных условиях погоды и времени суток, перехватывает и уничтожает воздушные цели, прикрывает союзные войска и объекты тыла, оказывает огневую поддержку сухопутным и морским войскам в проводимых ими операциях, отыскивает и уничтожает малоразмерные подвижные цели, а также ведёт воздушную разведку .

Затраты боевых самолёто-вылетов по разным задачам ощутимо разнятся. Так, во время Великой Отечественной войны у советской фронтовой авиации 35 % вылетов пришлось на завоевание господства в воздухе, 46,5 % - на поддержку сухопутных войск, 11 % - на ведение воздушной разведки и 7,5 % - на выполнение других задач .

Современная фронтовая авиация имеет на вооружении сверхзвуковые самолёты, оснащённые различными видами оружия (пушечным, ракетным, бомбардировочным) и оборудованные локационными приборами и средствами связи .

В культуре

Компьютерные игры жанра «авиасимулятор» (например, War Thunder) часто предлагают игроку управлять машинами фронтовой авиации определённого периода, например,

Назначение и оперативно-тактическое использование того или иного рода боевой авиации определяются боевой ее мощью и тактико-техническими свойствами вооружения.

Основная особенность штурмовой авиации заключается в том, что она способна эффективно подавлять тактические объекты (войска и технические средства борьбы), значительно менее уязвимые другими родами боевой авиации. Поэтому штурмовая авиация является основным средством подавления этих объектов с воздуха, но она может наносить мощные удары также и по различным другим объектам, особенно по целям малого размера (ж.-д. полотно, мосты, поезда, корабли и т. д.), уязвимость которых при действиях с высоты резко падает.

Однако, необходимо учесть, что штурмовая авиация способна наносить мощный и решающий удар лишь по целям и объектам, расположенным открыто и массированно, а штурмовые действия по рассредоточенным и укрытым боевым порядкам войск и огневым их точкам мало эффективны . Штурмовая авиация также не может вести непрерывный, методический и продолжительной огонь по всей системе расположения войск противника или даже по ограниченному его участку. Поэтому применение штурмовой авиации в пределах досягаемости огневыми средствами наземных войск (т. е. в пределах поля боя) и по объектам, уже принявшим боевой порядок или ведущим бой, как правило, нецелесообразно . Это по существу приводит к замене штурмовиками огневых средств наземных войск, без достижения необходимого боевого эффекта и при крупных потерях штурмовиков. Применение штурмовиков в пределах поля боя допускается лишь в исключительных условиях обстановки для оказания содействия наземным войскам в критические моменты боя и когда хотя бы кратковременный перевес на данном участке и подавление отдельных объектов могут существенно повлиять на ход или исход боя.

Наиболее мощный боевой эффект достигается при использовании штурмовой авиации для подавления объектов, влияющих или могущих повлиять на ход и исход боя или операции, но еще не принявших боевых порядков и не введенных в бой (на походе, в резерве, на биваке, на отдыхе и т. д.). Такие объекты обычно встречаются за пределами поля боя, когда воздействие на них огневыми средствами других родов войск невозможно по месту и времени. При таком использовании штурмовой авиации достигается удар по всей тактической и оперативной глубине противника. Глубокие удары с воздуха, в тактической или оперативной связи с действиями наземных войск, истощают боевые средства противника, затрудняют или даже исключают возможность сосредоточивать и наращивать силы для противодействия нашим ударным группировкам и препятствуют накапливанию сил противника на участках и в районах, где это невыгодно по оперативному замыслу нашего командования. При данных условиях штурмовики не заменяют, а дополняют огневые средства наземных войск. Многократными и последовательными штурмовыми ударами, хотя и по отдельным объектам, но по единому, целеустремленному плану, можно достигнуть известной систематичности (методичности) огня штурмовой авиации. В этих условиях штурмовая авиация становится более самостоятельной боевой силой, способной планомерно выполнять ответственные боевые задачи в интересах боя или операции, проводимых общими усилиями всех родов войск. Известной систематичности штурмовых ударов можно достичь только при массировании штурмовой авиации на данном участке (направлении) в руках начальника, направляющего усилия штурмовиков туда, откуда грозит опасность, и для подавления объектов, имеющих важнейшее значение в данной конкретной обстановке. Если же штурмовая авиация распыляется и переподчиняется многочисленным начальникам, то она будет наносить отдельные мало согласованные и не целеустремленные удары. Кроме того, при действиях мелкими частями еще более осложняются и без того сложные базирование и боевое питание, связь и управление штурмовой авиацией.

В зависимости от наличия штурмовых сил и средств и от боевой обстановки штурмовая авиация также может быть использована при ведении самостоятельных воздушных операций в пределах радиуса действия состоящих на вооружении штурмовых самолетов.

Наиболее мощные удары и решающий успех в современном бою достигаются взаимодействием различных родов войск и огневых средств. Различаются два основных вида взаимодействия авиации с наземными войсками, или различных родов авиации между собой: а) тактическое взаимодействие и б) оперативное взаимодействие.

Тактическое взаимодействие различных родов войск достигается такой организацией их боевой деятельности, когда войска могут подавлять различные по характеру и расположению объекты, одновременно или же в разное время, но в рамках общего плана боя, для достижения усилиями общевойскового соединения единой конечной цели. Оно может осуществляться войсками, находящимися в подчинении командиров корпусов, и средствами, находящимися в непосредственном подчинении командования армии (подчинение одному начальнику не обязательно).

При тактическом взаимодействии штурмовой авиации с наземными войсками, как это явствует из изложенных выше боевых свойств и основ боевого применения штурмовиков, достигается наиболее мощный боевой эффект.

Оперативное взаимодействие отличается от тактического большей свободой в выборе отдельных точек удара по времени и месту, большей глубиной действий в масштабе и в интересах операции в целом.

Авиация, а также и другие роды войск, находящиеся в непосредственном подчинении командования армии, могут применяться и в оперативном и в тактическом взаимодействии с корпусами или дивизиями.

Штурмовая авиация сохраняется, как правило, в непосредственном распоряжении командования армии. В зависимости от обстановки командование армии применяет ее в интересах боя или операции в целом.

При распределении и расстановке штурмовых сил и постановке им боевых задач командованию необходимо учитывать следующие основные положения:

1. Существенного или решающего влияния на ход и исход боя или операции можно достигнуть только массированным применением штурмовиков.

2. Для истощения боевой мощи противника и окончательного разгрома его в большинстве случаев выгоднее нанести решающий удар по меньшему количеству основных объектов, чем слабый удар по многочисленным, но имеющим второстепенное значение целям. Кроме того, чем мощнее штурмовой удар и сильнее степень поражения объекта атаки, тем меньше уязвимость штурмовиков и меньше потери их.

3. Противник производит свои действия, создает укрепления и опорные пункты, располагает резервы, сосредоточивает ударные группировки или подтягивает подкрепления и свежие силы и организует боевое питание (тыл) независимо от границ и полос действия наших войсковых соединений. Поэтому в пределах сравнительно узкой полосы (например, в полосе действий стрелкового корпуса, особенно при наступлении его на обороняющегося противника) не всегда возможно полное и эффективное использование штурмовой авиации, ибо противник может наращивать свои силы, обходить фланги или выходить в тыл нашим частям с любого направления.

4. Применение штурмовиков мелкими частями или подразделениями по многочисленным и мелким объектам в большинстве случаев приводит к распылению сил и средств, изматывает летный состав, не достигая существенного боевого эффекта. Малочисленным штурмовым группам трудно захватить инициативу в бою, подавить огневую мощь ПВО противника и одновременно нанести нужное поражение объекту атаки. Кроме того, не всегда штурмовой удар может быть приурочен к наиболее выгодным условиям по месту и времени, ибо малочисленные силы могут оказаться израсходованными или доведенными до предельной нормы их боевой работы, и между атаками одних и тех же экипажей потребуется значительный перерыв во времени.

Сосредоточение штурмовой авиации в распоряжение армейского командования не исключает, а, в зависимости от обстановки, предусматривает постановку задач и действия штурмовиков на определенный период в интересах того или иного общевойскового соединения, входящего в состав армии. Для обеспечения наиболее тесного и плодотворного взаимодействия командиры войсковых соединений, которым по приказу командарма содействуют штурмовики, и командиры штурмовых частей обязаны согласовать свои действия.

Заблаговременно или в процессе боя, по мере выяснения или изменения обстановки, командиры войсковых соединений обращаются к начальнику, которому подчинены штурмовики, с просьбой оказать им ту или иную поддержку штурмовыми действиями. А если оказание необходимой поддержки не выходит за пределы общей задачи, поставленной войскам и штурмовикам, то они обращаются непосредственно к командиру содействующих штурмовиков, а последний принимает все зависящие от него меры к лучшему выполнению поставленных задач.

При наличии достаточных штурмовых сил распоряжением командования армии некоторые штурмовые части могут придаваться для тактического взаимодействия с наземными войсками во временное оперативное подчинение командирам корпусов, действующих на ответственных направлениях армии, или же командирам мото-механизированных частей кавалерийских соединений, предназначенных для использования успеха после прорыва фронта, совершающих рейд или брошенных для ликвидации противника, рейдирующего в нашем тылу.

С точки зрения техники выполнения штурмовых действий, изучения объектов атаки и местности района действий распределение задач между авиаобъединениями и отдельными частями выгоднее, так как объекты атаки в ближнем и более глубоком тылу по своему характеру обычно будут разные, вследствие чего потребуются различные средства поражения и способы атаки. Поэтому для действий в интересах боя или операции целесообразно выделять отдельные штурмовые части хотя бы на определенный период в ближнем и более глубоком тылу.

Учитывая напряженность и сложность штурмовых действий, командование предусматривает использование штурмовой авиации, исходя из следующих норм боевой работы штурмовиков:

- одна атака в сутки. Общая продолжительность нахождения штурмовиков в воздухе не должна превышать 3 час., в том числе над территорией противника не более 2 часов.

б) Напряженная боевая работа - 2-3 атаки в сутки; общая продолжительность полетов может быть доведена до 5-6 час., из которых над территорией противника - до 4 час.

в) В особых условиях обстановки и преимущественно при действиях над своей территорией, когда части противника (мото-мехчасти, конница, авиа- и морские десанты) ворвались в наш тыл, норма боевой работы штурмовиков может быть доведена до 4-5 атак в сутки. Однако, пребывание в воздухе не должно превышать 6-7 час.

г) Средняя норма боевой работы штурмовиков в декаду - 8-10 вылетов, в месяц - до 20 вылетов.

д) Промежуток времени на земле между первым и вторым вылетами (одних и тех же экипажей в одни сутки) должен быть не менее 1-2 час., для технического осмотра материальной части, боевой зарядки самолетов, а также постановки и изучения летным составом новой задачи. Промежуток между вторым и третьим вылетами на земле должен составлять не менее 4-6 час., так как летному составу должен быть предоставлен отдых.

Примечания. 1. Доразведывание цели производится сверх норм боевой работы, установленных в пп. «а» и «б».

2. В случаях, предусмотренных в п. «в», нормы подготовки к следующему вылету и отдыха летного состава, установленные в п. «д», могут быть доведены до практически возможного минимума.

3. Сокращение времени пребывания на земле между первым и вторым вылетами (п. «д») допускается лишь при подготовке отдельных самолетов или мелких подразделений (например, вылетающих на доразведывание), но при условии, что для осмотра и зарядки их выделен усиленный наряд технического состава и не за счет качества подготовки.

Мощность штурмовых ударов должна достигаться за счет рационального использования штурмовых сил, но не за счет перегрузки летного состава или ослабления технической подготовки материальной части.

Необходимо учесть, что измотанный летный состав на бреющем полете может стать жертвой, не нанося противнику никакого или почти никакого ущерба, а отказ материальной части на бреющем полете и вынужденная посадка над своей территорией означают, как правило, поломку или аварию самолета, не исключая возможности катастрофы, а над территорией противника это приводит к потере самолета и экипажа.

Бодрость воздушных бойцов при выполнении боевых задач имеет очень важное значение. Материальная часть перед каждым полетом должна быть тщательно и в установленном порядке просмотрена. Ослабление технического осмотра и подготовки материальной части не допускается ни при каких условиях, тем более что в бою машины могут получить пробоины и повреждения, иногда трудно обнаруживаемые при поверхностном осмотре.

Элемент времени вообще и сроки боевой готовности штурмовиков, в частности, имеют весьма важное значение для своевременного подавления штурмовиками подвижных тактических объектов. Срок боевой готовности штурмовиков, т. е. время от момента получения конкретной задачи на атаку до вылета, должно быть минимальным и устанавливается специальными инструкциями или приказами, исходя из технических свойств и конструктивных особенностей состоящей на вооружении материальной части и из возможных вариантов боевой задачи, с учетом подготовки и степени натренированности личного состава.

С целью сокращения сроков боевой готовности штурмовиков, самолеты после каждого полета должны быть сразу же подготовлены к следующему вылету, независимо от того, назначен или еще не назначен следующий вылет. Тогда при получении следующей задачи на атаку остается лишь произвести боевую зарядку, усвоить новую задачу и подготовиться к ее выполнению.

Создание новых и совершенствование существующих средств воздушно­го нападения сопровождается появлением новых концепций боевых дейст­вий. Так, в США разработана концепция "воздушно-наземная операция", которая принята в качестве основного способа ведения боевых действий в операциях армейского корпуса и предполагает поражение противостоящего противника на всю глубину построения его боевых порядков. Военное руко­водство США и НАТО при проведении таких операций отводит важную роль тактической авиации, считая ее главной ударной силой, способной в значительной степени восполнить недостаток требуемых сил в сухопутных войсках. Это определяется ее высокой боевой готовностью, достаточной ударной мощью, широким кругом выполняемых задач и большой дально­стью действий. Роль авиации неизмеримо возрастает при ведении боевых действий без применения ядерного оружия, так как она является практиче­ски единственным средством, способным наносить удары по противнику на всю глубину оперативного построения его войск.

2.1. Тактическая авиация, ее предназначение и организационная структура

Тактическая авиация (ТА) предназначена для:

Завоевания и удержания превосходства в воздухе;

Авиационной поддержки сухопутных войск;

Изоляции районов боевых действий;

ПВО своих войск.

Кроме того, самолёты ТА ведут воздушную разведку, РЭБ и выпол­няют другие задачи.

Завоевание и удержание превосходства в воздухе является непремен­ным условием успешного ведения боевых действий. Под термином "пре­восходство в воздухе" понимается достижение такого положения в воз­душном пространстве, при котором сухопутным войскам, ВМС, авиации обеспечивается возможность выполнять задачи, не встречая значитель­ного противодействия со стороны ВВС и ПВО противника.

Завоевание превосходства в воздухе планируется достичь нанесением массированных ударов по аэродромам, позициям зенитных средств, пунктам управления и уничтожением самолетов противника в воздухе. При этом главными ударными средствами будут тактические истребите­ли F-15, F-16, F-117, "Торнадо".

Авиационная поддержка сухопутных войск. Непосредственная авиа­ционная поддержка считается одной из важнейших задач ТА, предусмат-

ривает нанесение ударов с воздуха по целям, которые не могут быть уничтожены средствами сухопутных войск или могут понести при этом большие потери, и возлагается главным образом на авиационные части и подразделения, на вооружении которых имеются штурмовики А-10А, "Альфа Джет", тактические истребители типа "Торнадо", F-15, F-16.

Изоляция районов боевых действий состоит в том, чтобы воспретить своевременный ввод в сражение вторых эшелонов (резервов) противника, сорвать (ограничить) маневр войсками, затруднить (исключить) подвоз ма­териальных средств. Основными объектами ударов ТА при этом являются:

ракетно-ядерные средства, вторые эшелоны и резервы в местах сосредоточе­ния и на марше, переправы, аэродромы, базы снабжения, КП (ПУ). К уча­стию в ударах привлекаются истребители-бомбардировщики.

Основной тактической и административной частью ТА стран, входящих в НАТО, является авиационное крыло (авиационная эскадра в ВВС ФРГ) (рис.2.1 и 2.2). Крылья подразделяются на тактические истребительные авиационные (ТИАКР) и тактические разведывательные авиационные (ТРАКР) и состоят из штаба, двух - четырех эскадрилий, подразделений об­служивания. Крыло имеет, как правило, однотипное вооружение. ТИАКР имеет 3 эскадрильи по 24 самолета в каждой. ТРАКР в своем составе имеет 2 эскадрильи по 18 самолетов в каждой. Основным тактическим подразделе­нием ТА является эскадрилья. Существуют истребительная (ТИАЭ) и разве­дывательная (ТРАЭ) авиационные эскадрильи. ТИАЭ имеет 4 звена по 6 са­молетов. ТРАЭ имеет 3 звена по 6 самолетов.

Рис.2.1. Организация ТИАКР Рис.2.2. Организация ТРАКР

В последние годы значительное внимание уделяется развитию палубной авиации как более гибкому средству авиационной поддержки войск. Палуб­ная авиация входит в состав авиации ВМС и морской пехоты. Она предна­значена для действий с многоцелевых авианосцев (а штурмовики морской пехоты и с десантных кораблей) и нанесения ударов по морским, прибреж­ным наземным объектам, а в случае необходимости и в глубине территории противника, причем и в районах, весьма далеких от побережья (учитывая тактический радиус современных палубных самолетов). В настоящее время в составе авиации ВМС помимо вертолетов имеются палубные самолёты:

противолодочные S-3 "Викинг"; ДРЛОУ Е-2С "Хокай"; РЭБ ЕА-6В; истре­бители F-8E (только в ВМС Франции), F-14, F/A-18, «Си Харриер»; штурмовики А-6Е, «Супер Этандар», AV-8B. Они могут нести ядерное и обычное вооружение. В англо-аргентинском конфликте 100% ТА Великобритании составляла авиация ВМС, базировавшаяся на авианосец и авианесущие ко­рабли. Состав ТА ВМС США достигает 48 % от всей ТА США, при этом необходимо помнить, что в интересах ВМС может действовать ТА морской пехоты (до 8 % от всей ТА США) как с собственных кораблей (десантных вертолетоносцев), так и с авианосцев флота. Так, в Персидском заливе дей­ствовало до 60 самолетов морской пехоты США. Зная, что США имеют 14 боевых авианосцев и 12 авианесущих кораблей, а авианосец типа "Честер У. Нимитц" может иметь на борту до 95 самолетов (из них 80 - 85 самоле­тов ТА), можно рассчитать примерную численность группировки ТА, кото­рая может быть создана в любой точке Мирового океана за две-четыре не­дели (не принимая в расчет наличие ближайших сухопутных авиабаз). Это позволяет оперативно реагировать на любое изменение военной обстанов­ки. Кроме того, имеется один учебный авианосец и два в резерве.

Отличительными конструктивными особенностями самолетов палуб­ной авиации, связанными с базированием на кораблях, являются:

Наличие хвостового крюка (гака) для зацепления троса аэрофини­шера при посадке для сокращения пробега;

Наличие крепления для катапульты (для обеспечения взлета);

Усиление конструкции ЛА для компенсации повышенных взлетно-посадочных нагрузок;

Использование специального бортового оборудования для полетов над морем.

В последние годы появился класс самолетов вертикального (укоро­ченного) взлета и посадки (СВВП), что существенно расширило область применения ПА, особенно при поддержке морских десантов, действуя как со специальных, так и с переоборудованных кораблей (в том числе и гра­жданских). Так, в США самолеты такого класса (AV-8B) сосредоточены в авиации морской пехоты.

Всего в ВМС НАТО 33 авианесущих корабля, кроме того, 2 (и 1 в по­стройке) в ВМС Франции и 5 - в ВМС третьих стран.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Истребители нового поколения, поступившие На вооружение ВВС и флота США в 70-х годах, участвовали во многих летных экспериментах и прошли проверку на учениях "Рэд флэг". Накопленный за последние годы опыт позволил зарубежным специалистам определить ближайшие перспективы тактики истребителей, соотношение в ней старых и новых элементов.

Будут ли кардинальные перемены, есть ли новые пути к завоеванию превосходства в воздухе, надо ли перестраивать программы подготовки летчиков? Пока однозначный ответ дан только на последний вопрос: процесс подготовки летного состава к реальным боям должен включать тренировочные бои с "противником", действующим в присущей для него манере, без каких бы то ни было упрощений. Сложнее обстоит дело с претензией на превосходство в воздухе, хотя истребители F-15, F-14, F-16 не имеют других задач, кроме его завоевания.

Журнал "Эр форс" считает, что теории, касающиеся тактики, настолько сложны и разнообразны, что многие из них оказываются неправильными. Для ликвидации неразберихи в прогнозах требуются фундаментальные практические исследования. Однако в мирное время все равно не удастся полностью избежать условностей и упрощений, отражающихся на общих выводах.

К тактике, как отмечает журнал, предъявлены очень высокие требования, чтобы владеть ею в совершенстве, надо располагать современной техникой и кадрами, равноценными, или лучшими, чем у противника.

Квалификация летчиков оценивается по отточенной технике пилотирования, снайперским качествам, индивидуальным и коллективным действиям в бою и, наконец, результатам участия в учениях. Смоделированная тактика может способствовать росту количественных показателей (числа "сбитых" самолетов "противника", точности применения оружия) только при высоком мастерстве исполнителей.

Вместе с тем успех при одинаковых претензиях на него сторон, ведущих бой, во многом определяется факторами, не зависящими от личной подготовки экипажей. Важнейшую роль играют замыслы и решения, вырабатываемые руководителями. Опыт показывает, что спланированное по шаблону сражение, даже при наличии нового оружия, нередко завершалось поражением. Одной генеральной линии в тактике всегда считалось мало каждый раз нужны были детальные доработки. А передовые идеи рождались обычно во время смены обстановки, в динамике событий.

Как отмечает журнал, чутко реагирующая на обстановку тактика часто пасует перед напором дилетантов, наделенных правами. История свидетельствует, что носители ложных концепций не считались даже с опытом войн. Новая техника еще до ее испытаний открывала передними слишком широкие горизонты. Достаточно вспомнить теорию одноразовой атаки, которая привела к снятию пушек с истребителей. Известно, что, когда боевой опыт начинает устаревать, приоритет отдается научному предвидению. Именно в такие периоды вдалеке от аэродромов рождались теории, за которые потом приходилось расплачиваться летчикам.

С учетом этих соображений выводы, касающиеся ближайших перспектив тактики, считаются за рубежом только предварительными. Основной из них формулируется примерно так: для нового поколения истребителей, которое останется в строю в течение следующего десятилетия, характерен воздушный бой классических форм. Основы его заложены во второй мировой войне и закреплены в локальных конфликтах. Новое оружие" несомненно, откроет дорогу новым способам атак, тактическим приемам и боевым маневрам. Однако принципы ведения боя, выработанные прошлыми поколениями истребителей, останутся в силе.

Под выводом о сохранении классического воздушного боя в ВВС США подразумевается следующее.

Во-первых, бой остается групповым. Если состав групп и уменьшится, то до одиночек дело не дойдет. Дуэльные ситуации, как и прежде, будут характерны только для перехвата в сложных метеоусловиях и ночью. Ни "агрессоры", ни их "противники" на учениях "Рэд флэг" по одному не летают, хотя с той и другой стороны часто выступают истребители F-14 "Томкэт" и F-15 "Игл". Выработанная логика боя предполагает только преднамеренное размыкание в критических ситуациях. когда необходим резкий маневр с разрывом огневых связей. Расчленение на одиночки предусматривается и для штурмовиков или других ударных тактических самолетов, прорывающихся к целям на малой высоте.

В ходе экспериментов на учении опробываются возможности групп необычного состава, например тройки или пятерки самолетов (с экипажем свободного маневра). По-новому распределяются роли, особенно на первых этапах боя. Однако считается, что пара истребителей (элемент)--это основная боевая единица, способная решать сложные задачи.

Групповой характер боя можно представить по описаниям эпизодов учения "Рэд флэг", приводившимся в "Армд форсиз джорнэл". Тактика "агрессоров" при отражении налетов "противника" построена обычно на расчленении больших ударных групп. Так, в одном из вылетов перед восьмеркой "агрессоров", которую возглавлял опытный летчик на самолете Т-38, стояла задача -- вступить в бой со смешанной ударной группой из 56 самолетов F-4, А-7, F-111, F-105, F-15 и В-52.

Группа обеспечивалась самолетами-заправщиками, постановщиками помех и спасательными вертолетами (налет по типу вьетнамского).

В течение 10 мин 54 с согласно записям летчика, находившегося в задней кабине самолета командира группы "агрессоров", было "сбито" 7 самолетов - два F-105, два F-15 и три В-52. После этого сам командир был "сбит" ракетой, выпущенной с истребителя F-15 входившего в группу прикрытия ударных сил "противника". Сам бой восстановить в памяти было трудно в связи с резкими изменениями обстановки и разнообразной на это реакцией "агрессоров".

Во-вторых, воздушный бой достанется маневренным. Возможности техники и оружия, их приспособленность к выполнению определенных боевых задач--зеркало тактики. А истребители превосходства в воздухе--детище 70-х годов разрабатывались для ведения маневренного боя. Правда, их оружие может поражать воздушного противника, находящегося за пределами зрительной связи, но бой на средней дальности -- это дополнение к существующей тактике, только начало грядущих перемен. Как показали учения "Рэд флэг", "противник" не всегда соглашался выполнять условия, при которых он мог быть "сбитым" ракетой "Спарроу" на встречном курсе. А для создания других условии возможностей оружия не хватало.

Эволюции, выполняемые истребителями для выхода в атаку или уклонения от нее (в положении обороняющегося), нисколько не упростились. Бой на средней дальности совершенно.не исключал продолжения--ближнего маневренного боя. Переход от первого ко второму обусловливался рядом причин, препятствовавши завершению воздушной схватки в первой, прямолинейной атаке. Главными из них были своевременная информация об угрозе, трудности приборного опознавания и постановка помех на частоте излучения бортовых РЛС.

Натурное моделирование, по мнению организаторов учений "Рэд флэг", показывает, что по мере углубления истребителей- в воздушное пространство противника вероятность ближнего маневренного боя возрастает. Так, "агрессоры" при отражении налетов находили достаточно приемов для" сближения с "противником" на малую дальность, особенно при устойчивом наведении с земли. От внезапной атаки поздно обнаруженного соперника единственным средством защиты оставался энергичный криволинейный маневр в любой плоскости.

Как отмечает зарубежная печать, летчики, принимающие участие в учениях "Рэд флэг", прежде всего получили опыт маневренных боев и применения оружия воздушной цели из разных положений в пространстве. Пилотаж на грани срыва, с максимальными перегрузками и торможением применялся для выхода из-под огня "противника". Именно здесь летчики накапливали баллы по выживанию. Характерно, что критические ситуации создавались не для тренировки, а были логическим следствием выбора наивыгоднейшей тактики.

"Агрессоры", самолеты которых (F-5Е) не имели оружия средней дальности, нередко навязывали ближний бой истребителям завоевания превосходства (F-14 и F-15) и диктовали им свои условия. Они демонстрировали лучшую подготовку и более искусную тактику при отсутствии преимуществ техники. Результаты учений "Рэд флэг" доказали эффективность маневренного боя, поэтому он продолжает занимать основное место в программах подготовки летного состава. Только овладев его секретами, летчик переходит в дальнейшем к освоению всеракурсного боя на средних дальностях.

В-третьих, в воздушном бою сохранятся традиционные этапы- поиск, сближение, атака, ближний маневренный бой, выход из боя. При этом зарубежная печать признает, что процент тренировочных и экспериментальных боев, заканчивающихся после первой атаки, постепенно растет. Однако ни один из этапов пока не исключается. От этого, по мнению зарубежных специалистов, предостерегают уроки прошлого. Полностью доверяться информации с земли, как было в период господства тактики перехвата, -- значит не заботиться о развитии бортовых средств поиска. Исключить ближний бой--значит прекратить улучшать маневренные характеристики истребителя, как это было перед войной во Вьетнаме. Сейчас уже никто не отваживается на такие решения.

Некоторые зарубежные специалисты считают искусственным выделение поиска в самостоятельный этап воздушного боя. Поскольку летчик противника еще не обнаружил, рано предпринимать какие-либо действия, направленные на его уничтожение. Однако в настоящее время свободный поиск остался уделом лишь охотников. В большинстве случаев летчик получает сведения о противнике, с которым ему предстоит провести бой, еще до его обнаружения. И чем раньше поступает целеуказанне, тем больше он свободен в выборе способов сближения и атаки. Вероятность перехода к взаимному маневрированию будет снижаться лишь при дальнейшем расширении возможностей электроники и средств поражения.

В-четвертых, непрерывное взаимодействие и четкое управление с земли будут цениться не меньше, чем в

прошлом, хотя ударная сила каждого самолета и права летчика на самостоятельность значительно возросли. Истребитель, лишенный поддержки, может бороться только против одиночек. Достичь внезапности для успешной атаки превосходящего противника без помощи оператора наведения также очень сложно. Нарушение взаимодействия по-прежнему грозит отказом от активного продолжения боя.

Поддержание контактов между группами, действующими за пределами зрительной связи, но по единому замыслу остается обязанностью наземного (воздушного) пункта управления. Доказательство этого, как считает зарубежная печать, -- включение операторов наведения в штаты эскадрилий "агрессоров" и их непосредственное влияние на результат многих воздушных боев по программе "Рэд флэг".

Так в ВВС США сохраняется сложившийся принцип управления, .сочетающий руководство истребителями командиром группы в воздухе и командным пунктом. КП, как и раньше, обязан информировать о противнике, наводить истребителей (целеуказание), поддерживать взаимодействие между группами: различного тактического назначения, принимать решения на ввод в бой и выход из него. Командиру группы передается руководство после обнаружения противника, затем КП ограничивается информацией об изменении обстановки.

Как показывает опыт последних локальных войн, связь между экипажами и группами истребителей в бою может быть неразрывной, временно нарушаемой (восстанавливаемой) и поддерживаемой с помощью командного пункта. Подобное разделение и возможность прогнозирования этих связей по этапам боя открывают пути к моделированию боевого порядка--определению оптимального варианта расстановки сил с учетом вероятных действий противника.

В боевом порядке сохранится взаимное прикрытие. хотя формы и способы его могут измениться. По крайней мере, оно будет необходимо до того момента, пока противник не откажется от групповых действий. В самом деле. как ни парадоксально, но атакующий истребитель в маневренном бою сам нуждается в защите. Об этом свидетельствуют потери сверхзвуковых самолетов на последнем этапе боя -- выходе из атаки.

При необходимости создавать две группы истребителей под единым руководством: одна из них, как пра вило, будет ударной, а вторая--обеспечивающей прикрытие, поддержка). Демонстративная группа все чаще выводится из боевого порядка и действует по указанию командного пункта. В настоящее время в экспериментах ее все чаще заменяют ложными целями--беспилотными летательными средствами. Отмечается, что ложные маневры предусматриваются и в моделях боя на средних дальностях для обеспечения атаки с применением ракет "Спарроу" А1М-7Р (учитывая обязательное сопровождение ракеты до встречи с целью).

Применявшиеся на учениях "Рэд флэг" боевые порядки не опалываются в рамки стандартов. Поэтому моделированию поддавались только расстановка сил перед боем и их движение при поиске и сближении. Один маневренный бой, как и раньше, не был копией любого другого, поэтому выбор образцов усложнялся. Однако арсенал типовых маневров для выхода в атаку, уклонения, занятия выгодного позиционного положения, а также приемов "провокационного" характера постоянно пополнялся. Известные по войне во Вьетнаме "Брейк" (форсированный оборонительный маневр), "Хард терн" (координированный оборонительный маневр)."Сизорс" ("ножницы"), "Лоу спид" (наступательный маневр при избытке скорости) стали в ряд с более замысловатыми и сложными тактическими приемами, которые летчики заучивали наизусть как азбуку боя.

Эксперименты продолжаются. И как утверждают зарубежные специалисты, истребителям третьего поколения пока не свойственны действия в сомкнутом строю, за исключением этапов полета в радиолокационном поле противника, когда *надо скрыть численный состав группы. Эшелонирование по высоте допускается в пределах 1500--2000 м с учетом того, что бортовая РЛС стала способна выделять отметку самолета на фоне земли. американский истребитель летный состав

И наконец, в связи с реальной возможностью ведения ближнего маневренного боя сохранится принцип тесного сочетания маневра и огня, хотя роль последнего резко возросла. Как считают за рубежом, возможности истребителей по нанесению ракетного удара расширились, но приносить им в жертву маневренные качества самолета еще рано. А равноправие маневра и огня свидетельствует о жизненности тактики предыдущего поколения, прошедшей проверку в локальных войнах Она может дополняться и изменяться, но не отменяться.

Таковы пока предварительные выводы, сделанные зарубежными военными авиационными специалистами в мирное время на основе натурного моделирования. Эти выводы не проверялись в реальных воздушных боях. Однако повседневная боевая учеба летного состава строго целенаправленна. Журнал "Армд форсиз джор-нэл" писал: "Подготовка к войне--как ежедневный прием пищи". Тактическое авиационное командование ВВС США не имеет своего девиза, но такое изречение командующего ТАК генерала Диксона могло бы вполне его заменять.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Характеристика видов боевого обеспечения боя батальона: разведка, охранение, радиоэлектронная борьба, тактическая маскировка, инженерное обеспечение, радиационная, химическая и биологическая защита. Организация командиром боевого обеспечения в обороне.

    курсовая работа , добавлен 10.06.2015

    Основы методики преподавания тактики. Содержание и цели изучения тактики. Принципы обучения. Формы и методы проведения занятий по тактической подготовке. Лекционный метод. Групповые занятия. Тактические учения. Методика подготовки и проведения занятий.

    курсовая работа , добавлен 05.08.2008

    Понятие и функциональные особенности тактической авиации как части военно-воздушных сил государства, предназначенной для решения оперативно-тактических задач, главная ударная сила. Задачи и значение данной авиации в странах НАТО, Китая и России.

    презентация , добавлен 25.11.2014

    Процесс формирования противолодочной авиации как нового рода морской авиации и противолодочных сил ВМФ. Назначение противолодочных самолетов и корабельных вертолетов. Гидроакустические средства обнаружения подводных лодок, оружие для их уничтожения.

    курсовая работа , добавлен 05.09.2009

    Изучение сущности, видов и тактического назначения химического оружия - отравляющих веществ в совокупности со средствами боевого применения. Характеристика очагов, образованных сильнодействующими ядовитыми веществами и их медико-тактическая классификация.

    реферат , добавлен 09.11.2010

    Описания надводных и подводных сил военно-морского флота Российской Федерации. Палубная, стратегическая и тактическая морская авиация. Береговые войска флота. Флаги кораблей и судов военно-морского флота. Черноморский, Тихоокеанский и Балтийский флот.

    презентация , добавлен 17.11.2014

    Назначение, задачи, организация и содержание разведки как важнейшего вида боевого обеспечения действий войск. Классификация по масштабам деятельности и характеру решаемых задач. Требования, предъявляемые к разведке и способы ведения в различных условиях.

    контрольная работа , добавлен 24.06.2011

    Опыт организации и проведения специальных операций в Чеченской республике. Анализ архивных материалов. Тактико-строевые занятия личного состава. Боевая служба войсковых нарядов. Блокирование района операции. Особенности подготовки специальной операции.

    курсовая работа , добавлен 05.08.2008

    Принципы применения химического оружия, его виды и поражающее воздействие. Медико-тактическая классификация очагов поражения отравляющими и аварийными химически опасными веществами, их краткая характеристика. Организация медицинской помощи пораженным.

    реферат , добавлен 19.03.2010

    История российских прототипов истребителей 5 поколения. Проекты советского периода, разработка, лётные испытания Т-50, его экспортная модификация. Ключевые технологии, позволяющие истребителю на равных конкурировать с американскими боевыми самолетами.

Тактическая авиация

Тактическая авиация

часть ВВС во многих странах, предназначенная для ведения боевых действий самостоятельно или совместно с сухопутными войсками и ВМС. На вооружении тактической авиации состоят тактические истребители, истребители-бомбардировщики, штурмовики, истребители ПВО, разведывательные и военно-транспортные самолеты, вертолеты.

EdwART. Толковый Военно-морской Словарь , 2010


Смотреть что такое "Тактическая авиация" в других словарях:

    Тактическая авиация - часть ВВС во многих капиталистических государствах, предназначенная для решения оперативно тактических задач как во взаимодействии с сухопутными войсками и ВМС, так и самостоятельно. Является главной ударной силой ВВС этих государств … Словарь военных терминов

    Авиация военно морского флота Неофициальная эмблема Авиации ВМФ России Страна … Википедия

    Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. Армейская авиация (АА) (так … Википедия

    МОРСКАЯ АВИАЦИЯ, род сил военно морского флота (военно морских сил), предназначенный для уничтожения сил флота противника, прикрытия корабельных группировок, ведения воздушной разведки. В составе морской авиации РФ: морская ракетоносная авиация,… … Энциклопедический словарь

    Один из видов авиации ВВС, в некоторых иностранных государствах (США, Великобритания и др.) называется тактической авиацией. Предназначена для решения боевых задач в боях и операциях сухопутных войск и ВВС, а на приморских направлениях и… …

    Род дальней (стратегической), фронтовой авиации и авиации ВМФ, предназначенный для ведения воздушной разведки с целью добывания сведений о противнике на сухопутных и морских (океанских) театрах военных действий. В армиях наиболее развитых … Большая советская энциклопедия

    ТА - тактическая авиация танковая армия телефонный аппарат территориальное агентство технический архив тормозная аппаратура торпедный аппарат транспортная авиация транспортный автомобиль тягач аккумуляторный тяговый агрегат … Словарь сокращений русского языка

    Сюда перенаправляется запрос «Авианалёт». На эту тему нужна отдельная статья … Википедия

    Первый тяжелый бомбардировщик «Илья Муромец» Стратегический бомбардировщик США B 2 Spirit Бомбардировщик военный самолёт, предназначенный для поражения наземных (подземных) или надводных (подводных) объектов при помощи бомбового или ракетного… … Википедия