Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Истребители нового поколения, поступившие На вооружение ВВС и флота США в 70-х годах, участвовали во многих летных экспериментах и прошли проверку на учениях "Рэд флэг". Накопленный за последние годы опыт позволил зарубежным специалистам определить ближайшие перспективы тактики истребителей, соотношение в ней старых и новых элементов.

Будут ли кардинальные перемены, есть ли новые пути к завоеванию превосходства в воздухе, надо ли перестраивать программы подготовки летчиков? Пока однозначный ответ дан только на последний вопрос: процесс подготовки летного состава к реальным боям должен включать тренировочные бои с "противником", действующим в присущей для него манере, без каких бы то ни было упрощений. Сложнее обстоит дело с претензией на превосходство в воздухе, хотя истребители F-15, F-14, F-16 не имеют других задач, кроме его завоевания.

Журнал "Эр форс" считает, что теории, касающиеся тактики, настолько сложны и разнообразны, что многие из них оказываются неправильными. Для ликвидации неразберихи в прогнозах требуются фундаментальные практические исследования. Однако в мирное время все равно не удастся полностью избежать условностей и упрощений, отражающихся на общих выводах.

К тактике, как отмечает журнал, предъявлены очень высокие требования, чтобы владеть ею в совершенстве, надо располагать современной техникой и кадрами, равноценными, или лучшими, чем у противника.

Квалификация летчиков оценивается по отточенной технике пилотирования, снайперским качествам, индивидуальным и коллективным действиям в бою и, наконец, результатам участия в учениях. Смоделированная тактика может способствовать росту количественных показателей (числа "сбитых" самолетов "противника", точности применения оружия) только при высоком мастерстве исполнителей.

Вместе с тем успех при одинаковых претензиях на него сторон, ведущих бой, во многом определяется факторами, не зависящими от личной подготовки экипажей. Важнейшую роль играют замыслы и решения, вырабатываемые руководителями. Опыт показывает, что спланированное по шаблону сражение, даже при наличии нового оружия, нередко завершалось поражением. Одной генеральной линии в тактике всегда считалось мало каждый раз нужны были детальные доработки. А передовые идеи рождались обычно во время смены обстановки, в динамике событий.

Как отмечает журнал, чутко реагирующая на обстановку тактика часто пасует перед напором дилетантов, наделенных правами. История свидетельствует, что носители ложных концепций не считались даже с опытом войн. Новая техника еще до ее испытаний открывала передними слишком широкие горизонты. Достаточно вспомнить теорию одноразовой атаки, которая привела к снятию пушек с истребителей. Известно, что, когда боевой опыт начинает устаревать, приоритет отдается научному предвидению. Именно в такие периоды вдалеке от аэродромов рождались теории, за которые потом приходилось расплачиваться летчикам.

С учетом этих соображений выводы, касающиеся ближайших перспектив тактики, считаются за рубежом только предварительными. Основной из них формулируется примерно так: для нового поколения истребителей, которое останется в строю в течение следующего десятилетия, характерен воздушный бой классических форм. Основы его заложены во второй мировой войне и закреплены в локальных конфликтах. Новое оружие" несомненно, откроет дорогу новым способам атак, тактическим приемам и боевым маневрам. Однако принципы ведения боя, выработанные прошлыми поколениями истребителей, останутся в силе.

Под выводом о сохранении классического воздушного боя в ВВС США подразумевается следующее.

Во-первых, бой остается групповым. Если состав групп и уменьшится, то до одиночек дело не дойдет. Дуэльные ситуации, как и прежде, будут характерны только для перехвата в сложных метеоусловиях и ночью. Ни "агрессоры", ни их "противники" на учениях "Рэд флэг" по одному не летают, хотя с той и другой стороны часто выступают истребители F-14 "Томкэт" и F-15 "Игл". Выработанная логика боя предполагает только преднамеренное размыкание в критических ситуациях. когда необходим резкий маневр с разрывом огневых связей. Расчленение на одиночки предусматривается и для штурмовиков или других ударных тактических самолетов, прорывающихся к целям на малой высоте.

В ходе экспериментов на учении опробываются возможности групп необычного состава, например тройки или пятерки самолетов (с экипажем свободного маневра). По-новому распределяются роли, особенно на первых этапах боя. Однако считается, что пара истребителей (элемент)--это основная боевая единица, способная решать сложные задачи.

Групповой характер боя можно представить по описаниям эпизодов учения "Рэд флэг", приводившимся в "Армд форсиз джорнэл". Тактика "агрессоров" при отражении налетов "противника" построена обычно на расчленении больших ударных групп. Так, в одном из вылетов перед восьмеркой "агрессоров", которую возглавлял опытный летчик на самолете Т-38, стояла задача -- вступить в бой со смешанной ударной группой из 56 самолетов F-4, А-7, F-111, F-105, F-15 и В-52.

Группа обеспечивалась самолетами-заправщиками, постановщиками помех и спасательными вертолетами (налет по типу вьетнамского).

В течение 10 мин 54 с согласно записям летчика, находившегося в задней кабине самолета командира группы "агрессоров", было "сбито" 7 самолетов - два F-105, два F-15 и три В-52. После этого сам командир был "сбит" ракетой, выпущенной с истребителя F-15 входившего в группу прикрытия ударных сил "противника". Сам бой восстановить в памяти было трудно в связи с резкими изменениями обстановки и разнообразной на это реакцией "агрессоров".

Во-вторых, воздушный бой достанется маневренным. Возможности техники и оружия, их приспособленность к выполнению определенных боевых задач--зеркало тактики. А истребители превосходства в воздухе--детище 70-х годов разрабатывались для ведения маневренного боя. Правда, их оружие может поражать воздушного противника, находящегося за пределами зрительной связи, но бой на средней дальности -- это дополнение к существующей тактике, только начало грядущих перемен. Как показали учения "Рэд флэг", "противник" не всегда соглашался выполнять условия, при которых он мог быть "сбитым" ракетой "Спарроу" на встречном курсе. А для создания других условии возможностей оружия не хватало.

Эволюции, выполняемые истребителями для выхода в атаку или уклонения от нее (в положении обороняющегося), нисколько не упростились. Бой на средней дальности совершенно.не исключал продолжения--ближнего маневренного боя. Переход от первого ко второму обусловливался рядом причин, препятствовавши завершению воздушной схватки в первой, прямолинейной атаке. Главными из них были своевременная информация об угрозе, трудности приборного опознавания и постановка помех на частоте излучения бортовых РЛС.

Натурное моделирование, по мнению организаторов учений "Рэд флэг", показывает, что по мере углубления истребителей- в воздушное пространство противника вероятность ближнего маневренного боя возрастает. Так, "агрессоры" при отражении налетов находили достаточно приемов для" сближения с "противником" на малую дальность, особенно при устойчивом наведении с земли. От внезапной атаки поздно обнаруженного соперника единственным средством защиты оставался энергичный криволинейный маневр в любой плоскости.

Как отмечает зарубежная печать, летчики, принимающие участие в учениях "Рэд флэг", прежде всего получили опыт маневренных боев и применения оружия воздушной цели из разных положений в пространстве. Пилотаж на грани срыва, с максимальными перегрузками и торможением применялся для выхода из-под огня "противника". Именно здесь летчики накапливали баллы по выживанию. Характерно, что критические ситуации создавались не для тренировки, а были логическим следствием выбора наивыгоднейшей тактики.

"Агрессоры", самолеты которых (F-5Е) не имели оружия средней дальности, нередко навязывали ближний бой истребителям завоевания превосходства (F-14 и F-15) и диктовали им свои условия. Они демонстрировали лучшую подготовку и более искусную тактику при отсутствии преимуществ техники. Результаты учений "Рэд флэг" доказали эффективность маневренного боя, поэтому он продолжает занимать основное место в программах подготовки летного состава. Только овладев его секретами, летчик переходит в дальнейшем к освоению всеракурсного боя на средних дальностях.

В-третьих, в воздушном бою сохранятся традиционные этапы- поиск, сближение, атака, ближний маневренный бой, выход из боя. При этом зарубежная печать признает, что процент тренировочных и экспериментальных боев, заканчивающихся после первой атаки, постепенно растет. Однако ни один из этапов пока не исключается. От этого, по мнению зарубежных специалистов, предостерегают уроки прошлого. Полностью доверяться информации с земли, как было в период господства тактики перехвата, -- значит не заботиться о развитии бортовых средств поиска. Исключить ближний бой--значит прекратить улучшать маневренные характеристики истребителя, как это было перед войной во Вьетнаме. Сейчас уже никто не отваживается на такие решения.

Некоторые зарубежные специалисты считают искусственным выделение поиска в самостоятельный этап воздушного боя. Поскольку летчик противника еще не обнаружил, рано предпринимать какие-либо действия, направленные на его уничтожение. Однако в настоящее время свободный поиск остался уделом лишь охотников. В большинстве случаев летчик получает сведения о противнике, с которым ему предстоит провести бой, еще до его обнаружения. И чем раньше поступает целеуказанне, тем больше он свободен в выборе способов сближения и атаки. Вероятность перехода к взаимному маневрированию будет снижаться лишь при дальнейшем расширении возможностей электроники и средств поражения.

В-четвертых, непрерывное взаимодействие и четкое управление с земли будут цениться не меньше, чем в

прошлом, хотя ударная сила каждого самолета и права летчика на самостоятельность значительно возросли. Истребитель, лишенный поддержки, может бороться только против одиночек. Достичь внезапности для успешной атаки превосходящего противника без помощи оператора наведения также очень сложно. Нарушение взаимодействия по-прежнему грозит отказом от активного продолжения боя.

Поддержание контактов между группами, действующими за пределами зрительной связи, но по единому замыслу остается обязанностью наземного (воздушного) пункта управления. Доказательство этого, как считает зарубежная печать, -- включение операторов наведения в штаты эскадрилий "агрессоров" и их непосредственное влияние на результат многих воздушных боев по программе "Рэд флэг".

Так в ВВС США сохраняется сложившийся принцип управления, .сочетающий руководство истребителями командиром группы в воздухе и командным пунктом. КП, как и раньше, обязан информировать о противнике, наводить истребителей (целеуказание), поддерживать взаимодействие между группами: различного тактического назначения, принимать решения на ввод в бой и выход из него. Командиру группы передается руководство после обнаружения противника, затем КП ограничивается информацией об изменении обстановки.

Как показывает опыт последних локальных войн, связь между экипажами и группами истребителей в бою может быть неразрывной, временно нарушаемой (восстанавливаемой) и поддерживаемой с помощью командного пункта. Подобное разделение и возможность прогнозирования этих связей по этапам боя открывают пути к моделированию боевого порядка--определению оптимального варианта расстановки сил с учетом вероятных действий противника.

В боевом порядке сохранится взаимное прикрытие. хотя формы и способы его могут измениться. По крайней мере, оно будет необходимо до того момента, пока противник не откажется от групповых действий. В самом деле. как ни парадоксально, но атакующий истребитель в маневренном бою сам нуждается в защите. Об этом свидетельствуют потери сверхзвуковых самолетов на последнем этапе боя -- выходе из атаки.

При необходимости создавать две группы истребителей под единым руководством: одна из них, как пра вило, будет ударной, а вторая--обеспечивающей прикрытие, поддержка). Демонстративная группа все чаще выводится из боевого порядка и действует по указанию командного пункта. В настоящее время в экспериментах ее все чаще заменяют ложными целями--беспилотными летательными средствами. Отмечается, что ложные маневры предусматриваются и в моделях боя на средних дальностях для обеспечения атаки с применением ракет "Спарроу" А1М-7Р (учитывая обязательное сопровождение ракеты до встречи с целью).

Применявшиеся на учениях "Рэд флэг" боевые порядки не опалываются в рамки стандартов. Поэтому моделированию поддавались только расстановка сил перед боем и их движение при поиске и сближении. Один маневренный бой, как и раньше, не был копией любого другого, поэтому выбор образцов усложнялся. Однако арсенал типовых маневров для выхода в атаку, уклонения, занятия выгодного позиционного положения, а также приемов "провокационного" характера постоянно пополнялся. Известные по войне во Вьетнаме "Брейк" (форсированный оборонительный маневр), "Хард терн" (координированный оборонительный маневр)."Сизорс" ("ножницы"), "Лоу спид" (наступательный маневр при избытке скорости) стали в ряд с более замысловатыми и сложными тактическими приемами, которые летчики заучивали наизусть как азбуку боя.

Эксперименты продолжаются. И как утверждают зарубежные специалисты, истребителям третьего поколения пока не свойственны действия в сомкнутом строю, за исключением этапов полета в радиолокационном поле противника, когда *надо скрыть численный состав группы. Эшелонирование по высоте допускается в пределах 1500--2000 м с учетом того, что бортовая РЛС стала способна выделять отметку самолета на фоне земли. американский истребитель летный состав

И наконец, в связи с реальной возможностью ведения ближнего маневренного боя сохранится принцип тесного сочетания маневра и огня, хотя роль последнего резко возросла. Как считают за рубежом, возможности истребителей по нанесению ракетного удара расширились, но приносить им в жертву маневренные качества самолета еще рано. А равноправие маневра и огня свидетельствует о жизненности тактики предыдущего поколения, прошедшей проверку в локальных войнах Она может дополняться и изменяться, но не отменяться.

Таковы пока предварительные выводы, сделанные зарубежными военными авиационными специалистами в мирное время на основе натурного моделирования. Эти выводы не проверялись в реальных воздушных боях. Однако повседневная боевая учеба летного состава строго целенаправленна. Журнал "Армд форсиз джор-нэл" писал: "Подготовка к войне--как ежедневный прием пищи". Тактическое авиационное командование ВВС США не имеет своего девиза, но такое изречение командующего ТАК генерала Диксона могло бы вполне его заменять.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Характеристика видов боевого обеспечения боя батальона: разведка, охранение, радиоэлектронная борьба, тактическая маскировка, инженерное обеспечение, радиационная, химическая и биологическая защита. Организация командиром боевого обеспечения в обороне.

    курсовая работа , добавлен 10.06.2015

    Основы методики преподавания тактики. Содержание и цели изучения тактики. Принципы обучения. Формы и методы проведения занятий по тактической подготовке. Лекционный метод. Групповые занятия. Тактические учения. Методика подготовки и проведения занятий.

    курсовая работа , добавлен 05.08.2008

    Понятие и функциональные особенности тактической авиации как части военно-воздушных сил государства, предназначенной для решения оперативно-тактических задач, главная ударная сила. Задачи и значение данной авиации в странах НАТО, Китая и России.

    презентация , добавлен 25.11.2014

    Процесс формирования противолодочной авиации как нового рода морской авиации и противолодочных сил ВМФ. Назначение противолодочных самолетов и корабельных вертолетов. Гидроакустические средства обнаружения подводных лодок, оружие для их уничтожения.

    курсовая работа , добавлен 05.09.2009

    Изучение сущности, видов и тактического назначения химического оружия - отравляющих веществ в совокупности со средствами боевого применения. Характеристика очагов, образованных сильнодействующими ядовитыми веществами и их медико-тактическая классификация.

    реферат , добавлен 09.11.2010

    Описания надводных и подводных сил военно-морского флота Российской Федерации. Палубная, стратегическая и тактическая морская авиация. Береговые войска флота. Флаги кораблей и судов военно-морского флота. Черноморский, Тихоокеанский и Балтийский флот.

    презентация , добавлен 17.11.2014

    Назначение, задачи, организация и содержание разведки как важнейшего вида боевого обеспечения действий войск. Классификация по масштабам деятельности и характеру решаемых задач. Требования, предъявляемые к разведке и способы ведения в различных условиях.

    контрольная работа , добавлен 24.06.2011

    Опыт организации и проведения специальных операций в Чеченской республике. Анализ архивных материалов. Тактико-строевые занятия личного состава. Боевая служба войсковых нарядов. Блокирование района операции. Особенности подготовки специальной операции.

    курсовая работа , добавлен 05.08.2008

    Принципы применения химического оружия, его виды и поражающее воздействие. Медико-тактическая классификация очагов поражения отравляющими и аварийными химически опасными веществами, их краткая характеристика. Организация медицинской помощи пораженным.

    реферат , добавлен 19.03.2010

    История российских прототипов истребителей 5 поколения. Проекты советского периода, разработка, лётные испытания Т-50, его экспортная модификация. Ключевые технологии, позволяющие истребителю на равных конкурировать с американскими боевыми самолетами.

Окончилась гражданская война в Ливии, победу в которой одержали противники Каддафи, получившие поддержку государств – членов Североатлантического альянса. Прежде всего, она заключалась в ударах по войскам лидера Джамахирии, которые наносили ВВС ряда стран НАТО, что вызывало тревогу и возмущение Москвы. Вместе с тем есть повод объективно оценить состояние парка боевых самолетов блока. Каков он сегодня и каким будет завтра?

Авиация вооруженных сил США остается самой мощной в мире. И со времен Второй мировой составляет основу военной мощи Соединенных Штатов вообще. Именно подавляющее превосходство в воздухе традиционно обеспечивает США победы в войнах . В ходе противоборства с Японией в 1942–1945 годах, едва зацепившись за плацдарм на очередном тихоокеанском атолле, американцы немедленно начинали строить аэродром, часто прямо под огнем врага.

Сейчас они научились сокрушать противника одной авиацией – как это было в 1999 году в Югославии. Да, когда надо, им приходится проводить и наземные операции, как в Ираке в 2003-м. Но при обязательном условии – над головой солдат сухопутных войск должны постоянно висеть свои самолеты.

Вот почему в данной статье вначале речь пойдет о боевой авиации США. Однако сразу сделаю несколько оговорок. Автор уделит внимание только самолетам, способным применять оружие по наземным, воздушным и надводным целям, имеющимся в ВВС (включая ВВС Национальной гвардии и ВВС резерва) и ВМС Соединенных Штатов. Вне рамок материала останется вспомогательная и армейская авиация, а также узкоспециальные машины (противолодочные Р-3 и Р-8 и противопартизанские АС-130).

Однако будут упомянуты самолеты, находящиеся на хранении на базе «Дэвис-Монтан». При этом надо иметь в виду, что многие из них используются в качестве источника запчастей и потому не могут быть возвращены в строй. Статус каждой конкретной тамошней машины неизвестен, предположительно реальным резервом для регулярных частей является примерно половина самолетов.

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ АВИАЦИЯ

Основу стратегической авиации США по-прежнему составляют бомбардировщики В-52 . Точнее – 102 машины модификации В-52Н. Но в строю остаются лишь 76 самолетов, а еще 13 находятся на базе «Дэвис-Монтан».

Несмотря на очень почтенный возраст (самому молодому В-52Н в следующем году исполнится 50 лет), огромная бомбовая нагрузка, в частности способность нести 20 КРВБ, делает эту машину безальтернативной для американских ВВС. Более того, поскольку по каждый стратегический бомбардировщик засчитывается за один заряд, роль В-52Н в СЯС США возрастет . Вывод этих самолетов из боевого состава ВВС начнется не ранее 2035 года.

Вторым «столпом» американской стратегической авиации является «невидимка» B-2 – машина очень эффективная, однако исключительно дорогая в изготовлении и эксплуатации. Из-за этого вместо 132 бомбардировщиков, как изначально планировалось, был построен только 21 самолет. Ныне в строю находится 19 В-2 (один потерян в катастрофе, еще один используется в исследовательских целях).

Официально переориентирован на выполнение боевых задач, не связанных с применением ядерных боеприпасов. Но он сохраняет межконтинентальную дальность полета и способность нести большое количество оружия (в том числе ядерного). Из 100 машин этого типа в строю остается 67, на «Дэвис-Монтане» – еще 16.

В ближайшие годы американцы предполагают начать разработку нового стратегического бомбардировщика для замены В-52, однако пока нельзя сказать ничего конкретного ни о его ТТХ, ни о возможном количестве самолетов.

ТАКТИЧЕСКАЯ АВИАЦИЯ

Основным ударным самолетом тактической авиации ВВС США является F-15Е «Страйк Игл» . Из 236 машин этого типа в строю остается 218. Все они относительно новые (выпускались в 1986–2001-м) и прослужат еще долго.

В 1975–1982 годах было произведено 706 штурмовиков А-10 «Тандерболт» , сегодня продолжают эксплуатироваться 333, включая около сотни самолетов наблюдения и целеуказания ОА-10 (старше «Тандерболтов» в ВВС США только В-52Н). Еще 173 штурмовика – на «Дэвис-Монтане».

Основной истребитель воздушного боя в американских ВВС – F-15 «Игл» , выпускавшийся в 1971–1986 годах (всего построено 893 машины: 364 F-15А, 59 F-15В, 409 F-15C, 61 F-15D). Однако выработка ресурса становится для него очень серьезной проблемой. Сегодня в строю – 231 F-15С и 41 F-15D . 212 машин всех четырех модификаций хранятся на «Дэвис-Монтане».

Предполагалось, что в роли тяжелого истребителя F-15 заменит первый в мире самолет пятого поколения F-22 «Рэптор» . Первоначально намечалось изготовить 750 таких машин. Но после многочисленных сокращений это количество было уменьшено до 187. Сейчас в строю имеется 172, еще 11 достраивается (кроме того, три потеряно в катастрофах, один используется как наземный учебный стенд). Однако теперь стало ясно, что 183 «Рэптора» никак не могут заменить почти 900 «Иглов».

F-22 имеет над F-15 действительно подавляющее превосходство только по одному параметру – цене: 300–400 миллионов долларов против 30–50 миллионов . Однако ракет «воздух-воздух» (причем одних и тех же – AIM-120 и AIM-9) «Рэптор» несет в полтора раза меньше, чем «Игл». Считается, что F-22 более живуч благодаря своей невидимости, но и на выживаемость F-15 (хотя в нем нет ничего «стелсовского») никаких жалоб не поступало. Нет ни одного подтвержденного факта потерь этого самолета в воздушных боях, а ведь он прошел через множество войн.

F-22 «Рэптор» же перестает быть невидимым, едва включает бортовую РЛС. Поскольку число F-15 и дальше будет быстро сокращаться, дефицит тяжелых истребителей рискует превратиться для США в серьезную проблему . По их количеству, как это ни странно прозвучит, американцы могут отстать от России, а затем и от Китая.

Впрочем, назревает проблема и с легкими истребителями. В 1972–2001 годах ВВС США получили 2267 самолетов F-16 «Файтинг Фалкон» , из коих после 1991-го – немногим более 200. Сейчас в строю остается 1020 машин модификаций С и D. Плюс 571 истребитель – на «Дэвис-Монтане» (там имеются все четыре модификации «Файтинг Фалкона»). Еще 14 F-16, ранее предназначавшихся Пакистану, передали американской морской авиации. Количество эксплуатируемых F-16 продолжает быстро сокращаться из-за выработки ресурса, уже в этом или начале следующего года их число в строю впервые за четверть века опустится ниже тысячи.

Для замены F-16, а заодно и А-10 планировалось выпустить 1763 легких истребителя пятого поколения . Однако данная программа столкнулась с серьезными техническими проблемами, что привело к отсрочке начала массового производства, а главное – к стремительному росту цены самолета.

Изначально предполагалось, что F-35 должен стоить меньше F-16, но еще до начала производства он оказался как минимум вдвое дороже даже самых современных экспортных вариантов «Файтинг Фалкона» и в пять-шесть раз – первоначального F-16, дешевле которого его предполагалось сделать. Вдобавок очень сложно представить, что крайне дорогой, не имеющий конструктивной защиты F-35 может реально заменить простой, дешевый, бронированный А-10 в качестве самолета, работающего непосредственно над полем боя под огнем ПВО противника.

Радиолокационная малозаметность F-35 в данном случае будет бесполезна, поскольку в оптическом диапазоне он прекрасно виден. Пока построена всего дюжина F-35А, развертывание полномасштабного производства откладывается, по-видимому, до 2018 года. К той поре в строю останется вряд ли больше 500 «Файтинг Фалконов» и 200 «Тандерболтов». Между тем в условиях предполагаемых значительных бюджетных сокращений крайне сложно представить, что будет действительно выпущено 1763 F-35А.

Помочь исправить ситуацию отчасти могли бы . Однако «Предатор» и «Рэйвен» пригодны лишь для противопартизанской войны, в условиях же противодействия ПВО они окажутся «одноразовыми изделиями». О других вариантах боевых БПЛА сейчас ничего вразумительного неизвестно.

МОРСКАЯ АВИАЦИЯ

В 1980–2000 годах ВМС США закупили 1048 машин F/А-18 «Хорнет» четырех модификаций (379 – А, 42 – В, 463 – С, 164 – D). После чего началось производство истребителей модификаций Е и F «Супер Хорнет», а также самолета РЭБ ЕF-18G «Гроулер», которое продолжается до сих пор. При этом надо иметь в виду, что двухместные модификации D и F являются полноценными боевыми машинами, а не просто учебно-боевыми вариантами С и Е, как в случаях с F-15 и F-16.

На данный момент в строю числится 119 F/А-18А, 22 F/А-18В, 352 F/А-18С, 135 F/А-18D, 195 F/А-18E, 239 F/А-18F, 45 EF-18G . Количество F/А-18Е/F предполагается довести до 515, EF-18G – 114. Приблизительно 100 машин первых трех модификаций находятся на «Дэвис-Монтане» и в резерве авиации ВМС.

На вооружении авиации морской пехоты также имеются СВВП AV-8 «Харриер» , строившиеся США по английской лицензии. Из 392 самолетов этого типа различных модификаций в строю сейчас остается 150.

Заменить все «Харриеры» и F/А-18 (А, В, С, D) предполагается 340 палубными F-35С (260 – в авиации флота, 80 – морской пехоты) и таким же количеством F-35В (короткий взлет, вертикальная посадка) . Однако как было сказано выше, будущее F-35 неочевидно. Пока в строю имеется три F-35С в авиации флота и шесть F-35В в авиации морской пехоты.

Все чаще звучат разговоры о том, что можно вообще отказаться от самого дорогого и самого сложного в изготовлении F-35В. Положение морской авиации по сравнению с ВВС легче именно потому, что продолжается производство F/А-18, в ВВС же F-35 нет альтернативы, его надо «доводить» любой ценой. Кроме того, ВМС разрабатывают палубный боевой , характеристики которого, видимо, будут гораздо выше, чем его «собратьев» из ВВС.

Таким образом, роль морской авиации для вооруженных сил США может заметно возрасти в связи с дефицитом самолетов в ВВС. Правда, ее возможности объективно ограничены количеством боеготовых авианосцев, которое в ближайшем будущем, по-видимому, уменьшится до девяти единиц.

Таким образом, сегодня во всех компонентах ВС США насчитывается 3470 боевых самолетов .
Еще примерно 1080 – на «Дэвис-Монтане» и в резерве авиации ВМС. Если же исходить из того, что в строй можно вернуть примерно половину машин с этой базы, максимальный боевой авиационный потенциал Америки – 4000 машин .

Кроме того, можно сказать о том, что на «Дэвис-Монтане» находится еще 868 боевых самолетов тех типов, которые уже выведены из боевого состава ВВС и авиации ВМС (F-111, F-4 «Фантом», F-14 «Томкэт», А-4 «Скайхок», А-6 «Интрудер», А-7 «Корсар»). В истории были случаи, когда списанные машины возвращались в строй и шли на войну.

Например, во Вьетнам направили извлеченных с того же «Дэвис-Монтана» участников Корейской кампании В-26 и А-1. Однако тогда они все же были гораздо моложе, чем нынешние ветераны, поэтому возвращение последних в строй представляется малореальным, если только американцы не переделают их в боевые беспилотники для прорыва ПВО. Впрочем, гораздо вероятнее, что эти самолеты постепенно отстреляет американская же ПВО, используя их в качестве мишеней.

Подавляющее большинство самолетов боевой авиации США дислоцировано на их национальной территории либо на авианосцах . Группировка ВВС в Европе составляет сегодня 185 машин, в Восточной Азии (Южной Корее и Японии) – около 200. Несколько десятков самолетов на ротационной основе находятся в Афганистане и странах Персидского залива.

В общем, США по-прежнему располагают гигантской воздушной мощью, которой с большим избытком достаточно для победы в любой локальной войне . Тем не менее, количество боевых самолетов в их ВС сегодня является самым маленьким за последние семь десятилетий, а их средний возраст – самым большим за всю историю американской авиации.

Причем сокращение количества и рост среднего возраста самолетов будут неизбежно продолжаться и дальше. Это станет заметным объективным ограничителем для ведения Америкой нескольких войн одновременно или одной, но по-настоящему серьезной войны. Боевые беспилотники в обозримом будущем полноценной заменой самолетов ни по количеству, ни по качеству стать не смогут, оставшись в первую очередь противопартизанским оружием.

Продолжение следует…

/А.Храмчихин, зам.директора Института политического и военного анализа, vpk-news.ru /

Создание новых и совершенствование существующих средств воздушно­го нападения сопровождается появлением новых концепций боевых дейст­вий. Так, в США разработана концепция "воздушно-наземная операция", которая принята в качестве основного способа ведения боевых действий в операциях армейского корпуса и предполагает поражение противостоящего противника на всю глубину построения его боевых порядков. Военное руко­водство США и НАТО при проведении таких операций отводит важную роль тактической авиации, считая ее главной ударной силой, способной в значительной степени восполнить недостаток требуемых сил в сухопутных войсках. Это определяется ее высокой боевой готовностью, достаточной ударной мощью, широким кругом выполняемых задач и большой дально­стью действий. Роль авиации неизмеримо возрастает при ведении боевых действий без применения ядерного оружия, так как она является практиче­ски единственным средством, способным наносить удары по противнику на всю глубину оперативного построения его войск.

2.1. Тактическая авиация, ее предназначение и организационная структура

Тактическая авиация (ТА) предназначена для:

Завоевания и удержания превосходства в воздухе;

Авиационной поддержки сухопутных войск;

Изоляции районов боевых действий;

ПВО своих войск.

Кроме того, самолёты ТА ведут воздушную разведку, РЭБ и выпол­няют другие задачи.

Завоевание и удержание превосходства в воздухе является непремен­ным условием успешного ведения боевых действий. Под термином "пре­восходство в воздухе" понимается достижение такого положения в воз­душном пространстве, при котором сухопутным войскам, ВМС, авиации обеспечивается возможность выполнять задачи, не встречая значитель­ного противодействия со стороны ВВС и ПВО противника.

Завоевание превосходства в воздухе планируется достичь нанесением массированных ударов по аэродромам, позициям зенитных средств, пунктам управления и уничтожением самолетов противника в воздухе. При этом главными ударными средствами будут тактические истребите­ли F-15, F-16, F-117, "Торнадо".

Авиационная поддержка сухопутных войск. Непосредственная авиа­ционная поддержка считается одной из важнейших задач ТА, предусмат-

ривает нанесение ударов с воздуха по целям, которые не могут быть уничтожены средствами сухопутных войск или могут понести при этом большие потери, и возлагается главным образом на авиационные части и подразделения, на вооружении которых имеются штурмовики А-10А, "Альфа Джет", тактические истребители типа "Торнадо", F-15, F-16.

Изоляция районов боевых действий состоит в том, чтобы воспретить своевременный ввод в сражение вторых эшелонов (резервов) противника, сорвать (ограничить) маневр войсками, затруднить (исключить) подвоз ма­териальных средств. Основными объектами ударов ТА при этом являются:

ракетно-ядерные средства, вторые эшелоны и резервы в местах сосредоточе­ния и на марше, переправы, аэродромы, базы снабжения, КП (ПУ). К уча­стию в ударах привлекаются истребители-бомбардировщики.

Основной тактической и административной частью ТА стран, входящих в НАТО, является авиационное крыло (авиационная эскадра в ВВС ФРГ) (рис.2.1 и 2.2). Крылья подразделяются на тактические истребительные авиационные (ТИАКР) и тактические разведывательные авиационные (ТРАКР) и состоят из штаба, двух - четырех эскадрилий, подразделений об­служивания. Крыло имеет, как правило, однотипное вооружение. ТИАКР имеет 3 эскадрильи по 24 самолета в каждой. ТРАКР в своем составе имеет 2 эскадрильи по 18 самолетов в каждой. Основным тактическим подразделе­нием ТА является эскадрилья. Существуют истребительная (ТИАЭ) и разве­дывательная (ТРАЭ) авиационные эскадрильи. ТИАЭ имеет 4 звена по 6 са­молетов. ТРАЭ имеет 3 звена по 6 самолетов.

Рис.2.1. Организация ТИАКР Рис.2.2. Организация ТРАКР

В последние годы значительное внимание уделяется развитию палубной авиации как более гибкому средству авиационной поддержки войск. Палуб­ная авиация входит в состав авиации ВМС и морской пехоты. Она предна­значена для действий с многоцелевых авианосцев (а штурмовики морской пехоты и с десантных кораблей) и нанесения ударов по морским, прибреж­ным наземным объектам, а в случае необходимости и в глубине территории противника, причем и в районах, весьма далеких от побережья (учитывая тактический радиус современных палубных самолетов). В настоящее время в составе авиации ВМС помимо вертолетов имеются палубные самолёты:

противолодочные S-3 "Викинг"; ДРЛОУ Е-2С "Хокай"; РЭБ ЕА-6В; истре­бители F-8E (только в ВМС Франции), F-14, F/A-18, «Си Харриер»; штурмовики А-6Е, «Супер Этандар», AV-8B. Они могут нести ядерное и обычное вооружение. В англо-аргентинском конфликте 100% ТА Великобритании составляла авиация ВМС, базировавшаяся на авианосец и авианесущие ко­рабли. Состав ТА ВМС США достигает 48 % от всей ТА США, при этом необходимо помнить, что в интересах ВМС может действовать ТА морской пехоты (до 8 % от всей ТА США) как с собственных кораблей (десантных вертолетоносцев), так и с авианосцев флота. Так, в Персидском заливе дей­ствовало до 60 самолетов морской пехоты США. Зная, что США имеют 14 боевых авианосцев и 12 авианесущих кораблей, а авианосец типа "Честер У. Нимитц" может иметь на борту до 95 самолетов (из них 80 - 85 самоле­тов ТА), можно рассчитать примерную численность группировки ТА, кото­рая может быть создана в любой точке Мирового океана за две-четыре не­дели (не принимая в расчет наличие ближайших сухопутных авиабаз). Это позволяет оперативно реагировать на любое изменение военной обстанов­ки. Кроме того, имеется один учебный авианосец и два в резерве.

Отличительными конструктивными особенностями самолетов палуб­ной авиации, связанными с базированием на кораблях, являются:

Наличие хвостового крюка (гака) для зацепления троса аэрофини­шера при посадке для сокращения пробега;

Наличие крепления для катапульты (для обеспечения взлета);

Усиление конструкции ЛА для компенсации повышенных взлетно-посадочных нагрузок;

Использование специального бортового оборудования для полетов над морем.

В последние годы появился класс самолетов вертикального (укоро­ченного) взлета и посадки (СВВП), что существенно расширило область применения ПА, особенно при поддержке морских десантов, действуя как со специальных, так и с переоборудованных кораблей (в том числе и гра­жданских). Так, в США самолеты такого класса (AV-8B) сосредоточены в авиации морской пехоты.

Всего в ВМС НАТО 33 авианесущих корабля, кроме того, 2 (и 1 в по­стройке) в ВМС Франции и 5 - в ВМС третьих стран.