ЕВРОПЕЙСКАЯ КОМИССИЯ (ЕК), один из наднациональных политических институтов Европейского союза (ЕС); орган общего управления. Создана в 1965 году в рамках европейских экономических интеграционных организаций (с 1967 Европейского сообщества). Статус Европейской комиссии, порядок формирования, полномочия и процедура принятия решений определяются учредительными актами и внутренним регламентом, к которому приложен кодекс надлежащего поведения членов администрации.

Комиссия состоит из европейских комиссаров, председателя, двух вице-председателей и членов. Каждое государство-член ЕС обладает одним местом в составе Европейской комиссии. Кандидат на должность председателя предлагается Советом ЕС, подлежит одобрению Европейским парламентом; кандидатуры других членов Европейской комиссии представляются соответствующими комиссиями парламента, окончательное решение о назначении принимает Совет ЕС. Срок полномочий Европейской комиссии 5 лет.

Заседания Европейской комиссии проводятся еженедельно. Решения принимаются большинством голосов. Комиссия может также делегировать право принятия решений своим членам в пределах их компетенции. Каждый комиссар-член комиссии ведает определённым кругом вопросов, отнесённых к его компетенции.

Комиссия обеспечивает соблюдение и исполнение учредительных договоров и актов вторичного права, принятых на их основе. В случае неисполнения обязательств государствами-членами ЕС комиссия может направить им мотивированное заключение и потребовать исполнения принятых обязательств, а также обратиться с иском о неисполнении обязательств в Суд ЕС. Комиссия - участник нормотворческого процесса. Проекты актов и решений, подготавливаемые Европейской комиссией, публикуются в форме зелёной (концепции) или белой (проекты) книги и выносятся на широкое обсуждение. Европейская комиссия подготавливает проект бюджета ЕС и обеспечивает его исполнение. Комиссия совместно с Судом ЕС контролирует соблюдение и применение норм европейского права. Она наделена правом наложения штрафных санкций, особенно в целях обеспечения соблюдения правил добросовестной конкуренции. Европейская комиссия играет также важнейшую роль в осуществлении внешних связей ЕС, выступая по общему правилу инициатором принятия решений о заключении договоров и соглашений с третьими государствами и международными организациями. Комиссия руководит деятельностью постоянных представительств Европейской комиссии в третьих государствах и международных организациях. Европейская комиссия обеспечивает проведение переговоров и осуществление соответствующего мониторинга при решении вопроса о приёме в состав ЕС новых членов.

В ведении Европейской комиссии находится разветвлённый административный аппарат. Он структурирован в форме генеральных директоратов, которые ведают конкретными вопросами управления (26 в 2007). Каждый комиссар имеет свой личный вспомогательный административный аппарат. Глава и члены таких кабинетов обеспечивают политическое сотрудничество комиссара с подчинёнными ему директоратами, а равно координацию действий различных генеральных департаментов. Ряд административных служб функционируют непосредственно при председателе Европейской комиссии. Вспомогательный административный аппарат образует генеральный секретариат. Специализированной службой является юридическая служба комиссии.

Европейская комиссия отвечает за реализацию Соглашения о партнёрстве и сотрудничестве между ЕС и Российской Федерацией (1994). В 2004 было принято Соглашение об отношениях между ЕС и Россией, предусматривающее создание 4 общих пространств: общего экономического пространства; области внешней безопасности; общего пространства свободы, безопасности и справедливости; общего пространства научных исследований и образования. Координацию действий в Российской Федерации осуществляет постоянное представительство Европейской комиссии.

Европейская комиссия (Комиссия) представляет собой институт, в котором тенденции европейской интеграции проявляются наиболее полно. Первоначально предполагалось, что Комиссия будет выражать интересы сообщества и станет главным органом, обеспечивающим дальнейшую интеграцию. Основные аспекты деятельности Комиссии следующие: представление Совету министров предложений о политике сообщества, посредничество между государствами-членами в целях реализации этих предложений, координация национальных политик государств-членов и контроль за реализацией политики сообщества.

Состав нынешней Комиссии был утвержден в октябре 2004 г. - 25 комиссаров, каждый из которых представляет государство - член ЕС и является гражданином этого государства. С 1 января 2007 г. в ее состав вошли еще два представителя: от Болгарии и Румынии. Итого - 27. При формировании Комиссии в первую очередь правительства государств-членов с общего согласия и после консультаций с Европейским парламентом выдвигают кандидата на пост председателя Комиссии и утверждают его кандидатуру (в настоящее время председателем Комиссии является ЭКозе Мануэль Баррозу (Португалия)). Затем правительства государств-членов в ходе консультаций с председателем Комиссии предлагают кандидатов для назначения членами Комиссии. Члены Комиссии (комиссары), определенные таким образом, подлежат утверждению Европейским парламентом «единым I списком»23. Председатель и члены Комиссии назначаются на пять лет.

Все назначения производятся государствами-членами с общего согласия. На практике каждое правитель-

ство может само определить кандидата, которого оно выдвигает в качестве «своего» члена Комиссии, при этом выдвинутый таким образом кандидат не должен быть отвергнут другими государствами-членами. Члены Комиссии не могут быть отстранены по инициативе правительств государств-членов, однако Комиссия в полном составе прекращает действовать в случае вынесения Европейским парламентом вотума недоверия (ст. 201 (бывшая 144) Договора о ЕС).

Суд ЕС также может отстранить члена Комиссии от должности при выводе, что он не соответствует требованиям, необходимым для выполнения обязанностей, или если он совершил серьезный проступок (ст. 216 (бывшая 160) Договора о ЕС). Члены Комиссии с момента их назначения не являются представителями своих стран в Союзе и обязаны быть юридически независимыми. Для обеспечения этого в договоры включены соответствующие положения (ст. 213(2) (бывшая 157(2)) Договора о ЕС). Любое нарушение принципов, норм права или этики может стать причиной принудительной отставки члена Комиссии.

Баланс сил в сообществе таков, что Комиссия, являясь сама по себе независимой, не может выполнять свои обязанности без сотрудничества с государствами- членами. Вследствие этого она учитывает государственные национальные интересы, и одна из ее самых важных задач - согласование политики отдельных государств-членов и политики и целей сообщества. Комиссия наделена полномочиями предпринимать действия независимо от Совета министров и всячески стремится избежать конфликта с каким-либо государством-членом.

Между членами Комиссии распределяются сферы деятельности. Распределение происходит по соглашению между членами Комиссии при участии председателя, который играет ведущую роль.

Во время распределения имеет место интенсивное лоббирование государствами-членами возможности закрепления за своими представителями наиболее важных вопросов. Аппарат Комиссии состоит из генеральных директоров и служб. Не все они имеют одинаковое значение, отсюда борьба комиссаров за сферы деятельности. Каждый член Комиссии, как правило, отвечает за работу того или иного директората или службы. В ныне действующей Комиссии 17 генеральных директоратов по направлениям внутренней политики Союза, 5 директоратов по внешним связям, 5 общих служб и 9 внутренних служб.

Генеральные директораты и службы: 1)

по направлениям внутренней политики: по сельскому хозяйству;

по вопросам конкуренции;

по экономическим и финансовым отношениям; по вопросам образования и культуры; по вопросам занятости и социальным отношениям; по промышленности и предпринимательству; по вопросам окружающей среды; по рыболовству и морским делам; по здравоохранению и защите потребителя; по средствам массовой информации; по вопросам внутреннего рынка;

совместный исследовательский центр (на правах директората);

по вопросам правосудия свободы и безопасности; по вопросам региональной политики; по вопросам науки; по налогам и таможенному союзу; по вопросам транспорта и энергетики; 2)

по внешним связям: по вопросам развития;

по вопросам расширения Союза; по вопросам кооперации и взаимопомощи; по вопросам внешних сношений; по вопросам прав человека; по вопросам внешней торговли; 3)

общие службы:

по борьбе с мошенничеством;

Европейская статистическая служба; по связям с общественностью;

издательство;

секретариат; 4)

внутренние службы: по бюджету;

бюро европейских политических советников;

инфраструктуры и логистики;

внутреннего аудита;

информатики;

толкования;

юридическая;

управления персоналом;

переводов.

Например, Совместный исследовательский центр занимается вопросами научного и технического обеспечения развития, применения и контроля за реализацией направлений политики Союза. Важно, чтобы в результате реализации того или иного политического проекта были соблюдены общие интересы государств- членов, а не интересы финансово-промышленных групп или отдельных государств.

Юридическая служба обеспечивает генеральным директоратам консультации по правовым вопросам, представляет Комиссию в любых юридических процедурах и т. д.

Назначение на высшие должности в Комиссии является объектом соперничества государств-членов. Решения о назначениях принимаются членами Комиссии и частично основаны на принципе: каждое государство - член ЕС должно иметь свою долю таких постов.

Каждый член Комиссии в работе опирается на помощь кабинета - группы сотрудников, назначенных персонально им и непосредственно ему подчиненных.

Члены Комиссии (как и других институтов сообщества) в соответствии с правом сообщества пользуются привилегиями и иммунитетами24, самые важные из ко торых - иммунитет от судебного преследования в государствах-членах в связи с действиями, произведенными должностными лицами при исполнении ими служебных обязанностей, и освобождение от подоходного налога в государствах-членах на заработную плату, получаемую ими в связи с работой в институтах сообщества. Однако с должностных лиц взимается специальный подоходный налог сообщества с низкой ставкой25. Все иммунитеты и привилегии, которыми пользуются должностные лица сообщества, предоставляются им исключительно в интересах сообщества, и соответствующий институт обязан отказываться от иммунитета всякий раз, когда это не противоречит интересам сообщества26.

В целом Комиссия наделяется компетенцией, необходимой для реализации норм, установленных Советом министров. При этом Совет министров может разрабатывать определенные, обязательные для Комиссии требования. На современном этапе европейской интеграции Комиссия выполняет следующие основные функции: 1) предлагает проекты законодательных актов Совету министров и Ёвропарламенту, т. е. имеет право законодательной инициативы; 2) осуществляет реализацию политики ЕС во всех сферах, т. е., по сути, является исполнительным органом власти Союза; она расходует утвержденный бюджет Союза; 3) следит за исполнением права ЕС и при необходимости принуждает субъектов совместно с Судом к выполнению права; 4) представляет ЕС на международной арене.

Заседания Комиссии проходят при закрытых дверях (обсуждение носит конфиденциальный характер), а решения принимаются простым большинством голосов. Часто используется и так называемая письменная процедура, в соответствии с которой проект решения передается членам Комиссии, и в случае, если от них в течение определенного периода не поступает возражений, решение считается принятым.

При выполнении Комиссией обязанностей по реализации норм, установленных Советом министров и Европарламентом, предусмотрены специальные процедуры. Для сохранения определенного контроля Совет министров обычно создает специальный комитет, которому Комиссия должна представлять проекты актов, планируемых к изданию. В этот комитет входят представители правительств государств-членов, а председательствует должностное лицо Комиссии.

Для дальнейшего уточнения процедур и систематизации таких контрольных механизмов в Единый европейский акт было включено положение, предусматривающее принятие решения, определяющего их принципы и правила27. Такое решение было принято Советом министров в 1987 г. В решении определяются процедуры, которые могут быть необходимы в конкретных случаях, когда Комиссия наделяется компетенцией реализовывать нормы, установленные Советом министров.

В соответствии с первой процедурой, известной как «комитетская консультативная процедура» (consultative committee procedure), функции комитета носят исключительно консультативный характер, даже отрицательное мнение комитета не влияет на полномочия Комиссии.

В соответствии со второй процедурой, известной как «процедура по управлению комитетом» (management committee procedure), Комиссия должна представить комитету проект акта, после этого председатель комитета определяет срок, в течение которого комитет обязан представить свое мнение. Комитет использует сходную с действующей в Комиссии систему голосования, при этом решение принимается только квалифицированным большинством. Председатель не принимает участия в голосовании. Если Комиссия учитывает мнение комитета либо если комитет не представляет мнения в течение установленного срока, акт Комиссии носит окончательный характер. Если Комиссия не учитывает мнение комитета, акт все равно может быть принят, но в этом случае он должен быть немедленно представлен в Совет министров.

Из всего изложенного можно сделать вывод: в

высших звеньях ЕС действует отлаженная система контроля, сдержек и противовесов. Длительная практика отладила работу этой системы, но для ее эффективности необходимо наличие арбитражной инстанции, которая смягчала и разрешала бы объективно возникающие разногласия. Такой инстанцией является Суд ЕС.

Еще по теме § 4- Европейская комиссия:

  1. Приложение 6. Структура Комитета по внутреннему транспорту европейской экономической комиссии ООН
  2. § 8. Финансовые учреждения Европейского Союза Европейский центральный банк и Европейская система центральных банков
  3. 45. Чем комиссии по регулированию социально-трудовых отношений отличаются от комиссий по ведению коллективных переговоров?
  4. Глава 2 ПРАВО ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА И ЕГО СПЕЦИФИКА. МЕСТО ТАМОЖЕННОГО ПРАВА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В СИСТЕМЕ ПРАВА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА
  5. Глава IV. Дела, возникающие из правоотношений при формировании и расформировании избирательных комиссий, обеспечении полномочий членов комиссий
  6. Е.С. Крестинина, ИМЭМО РАН ФОРМИРОВАНИЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ
  7. Раздел XV О ЕВРОПЕЙСКИХ СООБЩЕСТВАХ И ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ
  8. 6. Пояснительная записка по вопросу о подписании Российской Федерацией Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. и Протоколов к ней Опубликовано: Европейский суд по
  9. Раздел II. Положения о внесении изменений в Договор об учреждении Европейского Экономического Сообщества с целью образовать Европейское Сообщество
  10. М. Е. Романова, В. А. Абрамович, Т. Ф. Цеханович. Европейское таможенное право; учеб. пособие / под ред. X. Херрманна, С. А. Ба- лашенко, Т. Борича, В. А. Гошина. 104 с. - (Европейское экономическое право)., 2010
  11. О ПОЛОЖЕНИИ В ОБЛАСТИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ и ПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИКОВ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ (ежегодный доклад за 1998 год Европейскою центра контроля за распространением наркотиков и наркомании (ЕЦКРНН))

- Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Акционерное право - Бюджетная система - Горное право‎ - Гражданский процесс - Гражданское право - Гражданское право зарубежных стран - Договорное право - Европейское право‎ - Жилищное право - Законы и кодексы - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История политических учений -

European Commission

Европейская комиссия – высший коллегиальный орган исполнительной власти Европейского Союза, политически независимое учреждение, реализующее и защищающее общие интересы ЕС. Еврокомиссия обладает фактически эксклюзивным правом законодательной инициативы, что наделяет ее статусом движущей силы европейской интеграции. Она подготавливает, а затем вводит в исполнение законодательные акты, принятые Европейским Советом и Европейским Парламентом, в соответствии с политикой Европейского Союза.

Еврокомиссия также имеет права реализации, управления и контроля. Она ответственна за планирование и реализацию общей политики, исполнение бюджета и управление программами Европейского Сообщества. В качестве «хранителя Договоров» она также следит за выполнением европейского законодательства.

Европейская Комиссия European Commission Европейская комиссия – высший коллегиальный орган исполнительной власти Европейского Союза, политически независимое учреждение, реализующее и защищающее общие интересы ЕС. Еврокомиссия обладает фактически эксклюзивным правом законодательной инициативы, что наделяет ее статусом движущей силы европейской интеграции. Она подготавливает, а затем вводит в исполнение законодательные акты, принятые Европейским Советом и Европейским Парламентом, в соответствии с политикой Европейского Союза. Еврокомиссия также имеет права реализации, управления и контроля. Она ответственна за планирование и реализацию общей политики, исполнение бюджета и управление программами Европейского Сообщества. В качестве «хранителя Договоров» она также следит за выполнением европейского законодательства. Европейская Комиссия назначается сроком на пять лет. В соответствии с Лиссабонсаким договором, список ее членов составляется Европейским Советом по согласованию с избранным Председателем Комиссии и вносится в Европейский Парламент всем составом, включая Председателя и Высокого Представителя Союза по ОПВБ. После одобрения последним состав Комиссии должен быть утвержден квалифицированным большинством Европейского Совета. Каждый комиссар отвечает за определенное направление и исполняет свои обязанности при содействии Администрации, состоящей из Главных управлений и специализированных отделов, сотрудники которых находятся в основном в Брюсселе и Люксембурге. Поначалу в состав Европейской Комиссии входили по два представителя государств ЕС с большим населением и по одному представителю от остальных государств. Однако Ниццкий договор ограничил число ее членов до одного от каждого государства-участника. При этом в своей работе они представляют не страну, а исключительно Европейский Союз. Нынешняя численность Еврокомиссии будет сохранена до 1 ноября 2014 г., а затем в ее состав будут входить число представителей, соответствующее 2/3 от количества стран-членов ЕС, если Европейский Совет единогласно не примет иного решения. Еврокомиссары будут назначаться на основе принципа ротации между государствами-членами. назначается сроком на пять лет. В соответствии с Лиссабонсаким договором, список ее членов составляется Европейским Советом по согласованию с избранным Председателем Комиссии и вносится в Европейский Парламент European Parliament Европейский Парламент является собранием депутатов, представляющих всех граждан Европейского Союза. Начиная с 1979 г., депутаты избираются с помощью прямого всеобщего голосования, и в настоящее время в состав Европарламента входят 785 депутатов, мандаты которых распределены между государствами-членами ЕС пропорционально количеству населения в этих государствах. Основными функциями Европейского Парламента являются: - Законодательная власть: в большинстве случаев Европейский Парламент разделяет законодательную власть с Советом Евросоюза, в особенности в рамках Процедуры принятия совместных решений; - Бюджетные полномочия: Европейский Парламент разделяет бюджетные полномочия с Европейским советом посредством принятия годового бюджета голосованием, приведения его в законную силу с помощью подписания Председателем Европейского Парламента и наблюдения за его исполнением; - Полномочия контроля над органами Европейского Союза, в особенности над Европейской Комиссией. Парламент имеет право предоставлять или отказывать в одобрении назначения Европейских Комиссаров, а также распускать действующий состав Еврокомиссии с помощью принятия вотума недоверия. Кроме того, Европейский Парламент имеет право осуществлять контроль над деятельностью Европейского Союза путем подачи письменных и устных запросов в Еврокомиссию и Европейский Совет. Он также имеет право назначать временные комитеты по расследованию, в компетенцию которых входят не только действия институций Европейского сообщества, но и действия государств-членов ЕС по реализации политики ЕС. Амстердамский договор увеличил полномочия Европейского Парламента путем значительного расширения Процедуры принятия совместных решений. Ниццкий договор также повысил его роль как соавтора законопроектов, тоже расширив Процедуру принятия совместных решений, а также наделив Европейский Парламент правом предъявлять иски в Верховный Суд Европейского сообщества. Наконец, Лиссабонский договор предоставил Европейскому Парламенту право избрания председателя Еврокомиссии. Кроме того, он был наделен теми же правами, что и Совет ЕС. Наконец, с 2014 г. число членов Европейского Парламента будет ограничено 750+ председатель, а места будут распределяться по принципу «снижающейся пропорциональности»: минимум 6 представителей от государства, максимум – 96. всем составом, включая Председателя и Высокого Представителя Союза по ОПВБ. После одобрения последним состав Комиссии должен быть утвержден квалифицированным большинством Европейского Совета.

Каждый комиссар отвечает за определенное направление и исполняет свои обязанности при содействии Администрации, состоящей из Главных управлений и специализированных отделов, сотрудники которых находятся в основном в Брюсселе и Люксембурге.

Поначалу в состав Европейской Комиссии входили по два представителя государств ЕС с большим населением и по одному представителю от остальных государств. Однако Ниццкий договор Treaty of Nice Принятый в декабре 2000 г. на заседании Европейского Совета в Ницце и подписанный 26 февраля 2001 г. Ниццкий договор вступил в силу 1 февраля 2003 г. Он является результатом открывшейся в феврале 2000 г. Межправительственной конференции, которая должна была заниматься проблемами адаптации функционирования европейских институтов ввиду вступления в ЕС новых членов. Ниццкий договор проложил путь институциональным реформам, необходимым вследствие расширения Европейского Союза и включения новых восточно- и южноевропейских стран. Некоторые положения были адаптированы в рамках подписанного в апреле 2003 г. в Афинах договора о вступлении десяти новых государств и подписанного в апреле 2005 г. Люксембургского договора о вступлении Румынии и Болгарии. С момента последнего расширения, то есть 1 января 2007 г., Европейский Союз, таким образом, основывается на Договоре о Европейском Союзе и Договоре о создании Европейского Сообщества в последней редакции, основанной на последних добавлениях, сделанных в рамках Ниццкого, Афинского и Люксембургского договоров. Изменения, связанные с Ниццким договором, затрагивают в первую очередь ограничение количества членов и определение состава Комиссии, расширение квалифицированного большинства, новый подсчет голосов в Совете и гибкий механизм расширенного сотрудничества. «Декларация о будущем Европейского Союза», прилагающаяся к договору, описывает шаги, необходимые в настоящий момент для дальнейшей реализации институциональных реформ; Ниццский договор должен стать лишь этапом в этом общем процессе. Подписанный в октябре 2004 г. проект Конституции должен служить продолжением процесса институциональных реформ, начало которому положено Ниццким договором. Для вступления в силу Конституционный договор должен быть ратифицирован всеми государствами ЕС согласно их конституционно-правовым предписаниям (ратификация в парламенте или референдум). В результате выявившихся в ходе ратификации в отдельных государствах ЕС проблем главы государств и правительств на заседании Европейского Совета 16–17 июня 2005 г. приняли решение о необходимости введения «периода обсуждения» будущего Европы. На заседании Европейского Совета 21–22 июня 2007 г. европейские лидеры пришли к компромиссному решению. Был выдан мандат на созыв Межправительственной конференции, которая вместо конституции должна разработать и принять «договор о реформировании» для Европейского Союза. После его ратификации этот договор мог бы вступить в силу еще до выборов в Европейский Парламент в июне 2009 г. ограничил число ее членов до одного от каждого государства-участника. При этом в своей работе они представляют не страну, а исключительно Европейский Союз European Union Европейский Союз (Евросоюз, ЕС) был основан Договором о Европейском Союзе (Маастрихт, 1992 г.), став преемником Европейского Сообщества. Идея создания Европейского Союза имеет долгую историю, но проект впервые был озвучен на Европейском саммите в 1972 г. Европейский Союз является как политическим проектом, так и формой правовой организации. Европейский Союз является политическим проектом в том смысле, что основной функцией Союза является «последовательная и солидарная организация отношений между государствами-участниками и между их народами» (Статья 1 Договора о Европейском Союзе). Для достижения этого Союз поставил перед собой ряд целей: - Содействовать экономическому и социальному прогрессу, устойчивому развитию, создать пространство без внутренних границ, а также экономический и валютный союзы. Данные цели должны соответствовать отраслевой политике ЕС. - Утвердить свое единство на международной арене. Данная цель тесно связана с внедрением и проведением Общей внешней политики и политики в области безопасности. - Упрочить защиту прав человека путем введения гражданства Союза. Союзное гражданство, созданное Маастрихтским договором, является отношением особого рода между ЕС и гражданами государств-членов. - Создать пространство свободы, безопасности и справедливости. В соответствии с названием, данная сфера занимается обеспечением большей свободы, безопасности и справедливости для граждан. - Строиться на основе acquis communautaire – свода правил, установленных Союзом для самого Союза. Союз основывается на определенных ценностях: уважение человеческого достоинства, свободы, демократии, равенства, верховенства закона и прав человека. У Союза есть свои собственные символы: флаг (двенадцать звезд на синем фоне), гимн (Людвиг ван Бетховен, «Ода к радости»), девиз («Единство в многообразии»), валюта (евро) и день Европы (9 мая). Европейский Союз является формой правовой организации с тремя правовыми опорами: - во-первых, это Европейское Сообщество (в экономической сфере); - во-вторых, это Общая внешняя политика и политика в области безопасности (CFSP), а также Европейская политика безопасности и обороны (ESDP); - в-третьих, это полицейское сотрудничество и взаимодействие в судебной сфере по уголовным делам. ЕС обладает единой институциональной системой реализации деятельности в рамках трех опор, состоящей из Европейского Совета, Европейского Парламента, Совета Европейского Союза и Европейской Комиссии. Это обеспечивает согласованность и последовательность действий Европейского Союза по всем трем направлениям. Лиссабонский договор наделил Европейский Союз правосубъектностью (при соблюдении определенных условий). .

Нынешняя численность Еврокомиссии будет сохранена до 1 ноября 2014 г., а затем в ее состав будут входить число представителей, соответствующее 2/3 от количества стран-членов ЕС, если Европейский Совет European Council Европейский Совет состоит из глав государств и правительств стран-членов ЕС и их заместителей – министров иностранных дел. Членом Европейского Совета является также Президент Европейской Комиссии. Европейский Совет всегда был высшей политической инстанцией Европейского Союза, а после ратификации Лиссабонского договора приобрел официальный статус его института. Роль Европейского Совета состоит в стимулировании развития ЕС и определении стратегических направлений его политики. Наряду с Советом ЕС, Европейский Совет наделён политической функцией, заключающейся в изменении основополагающих договоров европейской интеграции. Вырабатываемые и принимаемые им решения не только имеют характер политической директивы, но и обретают юридически обязательную силу. Институты, органы и организации, а равно государства-члены, которым его решения адресованы, обязаны их исполнять. Европейский Совет созывается, по меньшей мере, два раза в год (как правило, дважды в течение срока каждого председательства, но в случае необходимости могут проводиться внеочередные заседания). Решения принимаются методом консенсуса по результатам переговоров, которые государства-члены начинают еще до официального открытия саммита. Результаты обсуждений Европейского Совета заносятся в заключения, которые публикуются по окончании заседания. Лиссабонский договор учредил также должность Председателя Европейского Совета, который избирается его членами квалифицированным большинством на 2,5 года с возможностью переизбрания на второй срок. единогласно не примет иного решения. Еврокомиссары будут назначаться на основе принципа ротации между государствами-членами.

См. также:

|
европейская комиссия, европейская комиссия по правам человека
Европе́йская коми́ссия (ЕК) - это орган исполнительной власти Европейского союза, ответственный за подготовку законопроектов, выполнение решений Европарламента и Совета, контроль соблюдения договоров ЕС и других правовых актов и текущие дела союза.

Комиссия работает подобно кабинету министров, состоит из 28 членов, неофициально называемых комиссарами. Каждая страна, входящая в ЕС, назначает одного еврокомиссара, однако члены комиссии обязаны представлять интересы союза как целого, а не отстаивать позиции выдвинувшего их государства. Один из 28 комиссаров - это председатель комиссии, предлагаемый Европейским советом и избираемый Европейским парламентом. Совет затем назначает 27 остальных комиссаров с согласия председателя комиссии, после проходит одобрение выдвигаемого состава Еврокомиссии в парламенте.

  • 1 История
    • 1.1 Возникновение
    • 1.2 Раннее развитие
    • 1.3 Жак Делор
    • 1.4 Жак Сантер
    • 1.5 Романо Проди
    • 1.6 Жозе Мануэл Дуран Баррозу
      • 1.6.1 Проблемы формирования первой комиссии
      • 1.6.2 Первая комиссия
      • 1.6.3 Вторая комиссия
  • 2 Процесс формирования
  • 3 Функции
    • 3.1 Исполнительные полномочия
    • 3.2 Законодательные полномочия
  • 4 Организация
  • 5 Состав
    • 5.1 Комиссия Юнкера
    • 5.2 Председатели
  • 6 Берлемон
  • 7 Примечания
  • 8 Ссылки

История

Основная статья: История Европейского союза

Европейская комиссия - наследник одного из ключевых институтов, созданных в наднациональной системе Европейского сообщества после опубликования декларации министра иностранных дел Франции Робера Шумана 9 мая 1950 года. Возникнув в 1951 году в рамках Европейского объединения угля и стали как Высший руководящий орган (англ. High Authority), Еврокомиссия подверглась значительным реформам, изменившим её функции, положение и значимость.

Возникновение

Первая комиссия (Высший руководящий орган) возникла в 1951 году. неё входили девять членов, представлявших страны Европейского объединения угля и стали, её председателем был Жан Моне. Официально Высший руководящий орган начал работать 10 августа 1952 года в Люксембурге. 1958 году Римские соглашения создали два новых сообщества наряду с ЕОУС: Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) и Евратом. Исполнительные органы в этих организациях назывались комиссиями, а не Высшими органами. Причиной перемены названия были новые отношения между исполнительной властью сообществ и Советами, в которые входили представители от правительств стран. Некоторые государства были недовольны большими полномочиями Высшего руководящего органа ЕОУС и хотели ограничить влияние исполнительных властей в новообразованных организациях, дав больше полномочий Совету.

Луи Арман возглавлял первую комиссию Евратома. Вальтер Хальштайн стал председателем первой комиссии ЕЭС. Комиссия Хальштайна достигла заключения важного союзного соглашения о ценах на зерно и удачно выступила на международной арене во время переговоров по «Генеральному соглашению по тарифам и торговле». Хальштайн начал консолидировать Право Европейского союза и влиять на национальное законодательство стран-членов. При помощи Европейского суда справедливости комиссия достаточно прочно закрепила свои полномочия. Однако в 1965 году разрастающиеся разногласия между французским правительством де Голля с одной стороны и остальными странами-членами с другой (насчёт вступления в союз Британии, прямых выборов в Европейскую ассамблею, Плана Фуше (англ.)русск. и бюджета сообщества) привели к кризису «пустого кресла», поводом для которого стали предложения в области Единой сельскохозяйственной политики. Хотя этот институциональный кризис был решён через год, он позже стоил Вальтеру Хальштейну места председателя комиссии.

Раннее развитие

Три исполнительных органа европейских сообществ существовали параллельно до 1 июля 1967 года, когда Брюссельский договор объединил их в один институт, председателем которого стал Жан Рей. Из-за слияния комиссия Рея увеличилась до 14 членов, но следующая комиссия снова включала в себя девять комиссаров: по два на большие страны и по одному на малые. Комиссия Рея завершила формирование таможенного союза в сообществе в 1968 году и выступала за введение прямых выборов в Европейский парламент и передачу ему новых полномочий.

Комиссии Малфати и Мансхольта работали над монетарной кооперацией и первым расширением ЕС в 1973 году. После расширения количество комиссаров увеличилось до 13 в комиссии Ортоли (Дания получила одно место, а Великобритания два), которой пришлось в новых условиях увеличенного союза решать важные международные (Кипрский кризис, Четвёртая арабо-израильская война) и экономические (Нефтяной кризис 1973 года) задачи. Международные позиции комиссии укрепились, когда Рой Дженкинс первым из председателей участвовал от имени сообщества в работе саммита группы восьми. Следующий председатель Гастон Торн участвовал в расширении сообщества на юг и начал работу над Единым европейским актом.

Жак Делор

Председатель Европейской комиссии Жак Делор См. также: Комиссия Делора

Состав одной из выдающихся Европейских комиссий возглавлял французский политический деятель Жак Делор. Делор рассматривался как политик, превративший комиссию в важный, динамичный европейский институт. Еврокомиссия под его управлением до сих пор считается эталонной, по ней оценивают деятельность следующих председателей.Делора и его соратников иногда называют «отцами-основателями евро». «International Herald Tribune» так оценила работу Делора в конце его второго срока председательства в 1992 году: «Делор спас Европейское сообщество от упадка. Он приступил к работе, когда евроскептицизм был силён как никогда. Почти никому неизвестный экс-министр финансов Франции, он вдохнул жизнь и надежду в ЕС и в удручённую брюссельскую комиссию. Во время первого срока (1985-1988) он сплотил Европу призывом к единому рынку, а назначенный на второй срок, он убеждал европейцев поддержать более масштабные задачи в развитии экономического, монетарного и политического союза».

Жак Сантер

Преемником Делора был Жак Сантер. Его комиссия занималась разработкой Амстердамского договора, во время её деятельности было введено евро. Комиссия Сантера была вынуждена уйти в отставку в полном составе в 1999 году из-за обвинений в мошенничестве и коррупционного скандала, главным фигурантом которого стала Эдит Крессон. Впервые комиссия была вынуждена уйти в отставку в полном составе. Это событие продемонстрировало увеличение влияния Европейского парламента среди других европейских институтов. ответ на скандал было создано Европейское бюро по борьбе с мошенничеством.

Романо Проди

После Сантера председателем Еврокомиссии стал Романо Проди в 1999 году. Амстердамский договор увеличил влияние комиссии, и Проди часто называли в СМИ премьер-министром Европейского союза. Ницкий договор ещё больше расширил полномочия председателя, дав ему новые права в процессе определения состава комиссии. деятельность комиссии Проди входили подготовка к самому крупному расширению ЕС, переговоры по Европейской конституции и развитие евро.

Жозе Мануэл Дуран Баррозу

См. также: Комиссия Баррозу

В 2004 году Жозе Мануэл Баррозу стал председателем: при формировании комиссии Европарламент использовал своё влияние, чтобы выступить против некоторых предлагаемых кандидатов. Из-за оппозиции Баррозу пришлось изменить предложенный им состав комиссии. Комиссия Баррозу состояла из 25 членов, тогда как в конце деятельности Проди в комиссию входили 30 комиссаров. Сокращение было предусмотрено Амстердамским договором из-за расширения союза, теперь любое государство могло направить только одного комиссара в Брюссель, тогда как раннее большие государства предлагали своих кандидатов на две должности в комиссии. 31 октября 2009 года первый срок Баррозу подошёл к концу, и 16 сентября он был переутверждён на второй.

Лиссабонский договор, над которым много работала комиссия Баррозу и который вступил в силу 1 декабря 2009 года, предусматривал снижение количества комиссаров в следующей комиссии до двух третей от числа государств-членов, если Совет ЕС не решит иначе. Право на назначение комиссаров должно передаваться между государствами на равноправной основе. Однако договор был отвергнут на референдуме в Ирландии в 2008 году: граждане страны боялись потерять право на назначение комиссара. Поэтому для назначения повторного голосование было выдвинуто условие пересмотреть в сторону повышения число членов комиссии. По уже одобренному на тот момент Ниццкому договору, количество комиссаров должно быть меньше количества стран. Потому была предложена формула «26+1»: в комиссию будут входить 26 человек, а государство, чей представитель не получил место в комиссии, будет номинировать кандидата на должность Верховного представителя союза по иностранным делам и политике безопасности. Эта гарантия внесла вклад в одобрение договора на референдуме в 2009 году.

Лиссабонский договор объединил должности Европейского комиссара по иностранным делам и Верховного представителя по общей иностранной политике и политике безопасности, работавшего в Совете ЕС. Новый пост стал называться Верховный представитель союза по иностранным делам и политике безопасности. Верховный представитель является заместителем председателя Европейской комиссии и возглавляет как заседания по иностранным делам в Совете ЕС, так и осуществление комиссией внешнеполитической деятельности. Ему в помощь создана Европейская служба внешнеполитической деятельности. Договор также провозглашает, что формирование Еврокомиссии должно происходить с учётом выборов в Европейский парламент, председатель должен предлагаться Европейским советом, а Европейский парламент «избирает» комиссию, а не «одобряет», как было в Ниццком договоре.

Проблемы формирования первой комиссии

Новый состав Еврокомиссии должен был приступить к работе с 1 ноября 2004 года, однако этого не произошло в связи с тем, что одна из предложенных кандидатур вызвала резкую оппозицию у части депутатов (особенно у социалистов, либералов, «зелёных» и «евроскептиков»). Им стал кандидат на пост комиссара по юстиции, свободе и безопасности Рокко Бутильоне от Италии. На предварительных слушаниях в Европарламенте Бутильоне как правоверный католик заявил, что считает гомосексуализм грехом, а институт брака, по его мнению, необходим, чтобы женщина могла воспитывать детей и пользоваться защитой мужа. Несмотря на то, что позже он выразил сожаление по поводу своего заявления и пообещал бороться с дискриминацией женщин и сексуальных меньшинств, скандала избежать не удалось. Новому председателю Еврокомиссии Жозе Мануэлу Баррозу пришлось отозвать список кандидатов непосредственно перед голосованием в Европарламенте и возобновить консультации.

Европейская комиссия нового состава начала работу 22 ноября 2004 года. Баррозу пришлось заменить двух комиссаров от Италии и Латвии, предложенных им в первом составе команды, а также сменить портфель представителю Венгрии.

Первая комиссия

См. также: раздел «Первая комиссия» статьи «Комиссия Баррозу»
  • Маргот Валльстрем (Швеция) - связи с Европарламентом и административная реформа
  • Гюнтер Ферхойген (Германия) - политика в отношении предпринимательства и промышленности
  • Жак Барро (Франция) - юстиция, свобода и безопасность
  • Сийм Каллас (Эстония) - административная реформа, аудит, борьба с коррупцией
  • Бенита Ферреро-Вальднер (Австрия) - внешние связи
  • Антонио Таяни (Италия) - транспорт
  • Ласло Ковач (Венгрия) - таможня и налоги
  • Андрис Пиебалгс (Латвия) - энергетика
  • Неели Крус (Нидерланды) - конкуренция
  • Марианна Фишер-Боэль (Дания) - сельское хозяйство
  • Стравос Димас (Греция) - охрана окружающей среды
  • Вивиан Рединг (Люксембург) - развитие информационного общества
  • Янез Поточник (Словения) - наука, исследования
  • Чарльз Маккриви (Ирландия) - внутренний рынок, услуги
  • Хоакин Альмуния (Испания) - экономика и денежно-кредитная политика
  • Кэтрин Эштон (Великобритания) - торговля
  • Джо Борг (Мальта) - рыболовство и морские дела
  • Андрулла Виссилиу (Кипр) - здравоохранение
  • Карел де Гухт (Бельгия) - развитие и гуманитарная помощь
  • Олли Рен (Финляндия) - расширение
  • Владимир Шпидла (Чехия) - трудоустройство, социальные вопросы и равные возможности
  • Даля Грибаускайте (Литва) - финансы и бюджет
  • Ян Фигель (Словакия) - образование и культура
  • Павел Самецки (Польша) - региональная политика
  • Меглена Кунева (Болгария) - защита прав потребителей
  • Леонард Орбан (Румыния) - многоязычие

Вторая комиссия

См. также: раздел «Вторая комиссия» статьи «Комиссия Баррозу»

Состав до ноября 2014 года:

  • Кэтрин Эштон (Великобритания) - первый вице-президент; верховный представитель по иностранным делам и политике безопасности
  • Хоакин Альмуния (Испания) - вице-президент; конкуренция
  • Сийм Каллас (Эстония) - вице-президент; транспорт
  • Нели Крус (Нидерланды) - вице-президент; цифровые технологии
  • Вивиан Рединг (Люксембург) - вице-президент; юстиция и гражданские права
  • Антонио Таяни (Италия) - вице-президент; промышленность и предпринимательство
  • Марош Шефчович (Словакия) - вице-президент; образование и культура
  • Ласло Андор (Венгрия) - трудоустройство и социальные вопросы
  • Мишель Барнье (Франция) - внутренний рынок
  • Андрулла Василиу (Кипр) - образование, культура, многоязычие, молодёжь
  • Майре Геогеган Квин (Ирландия) - исследования, инновации
  • Кристалина Георгиева (Болгария) - международное сотрудничество, гуманитарная помощь, чрезвычайные ситуации
  • Карел де Гюхт (Бельгия) - торговля
  • Тонио Борг (Мальта) - здравоохранение и защита прав потребителей
  • Мария Даманаки (Греция) - морские дела и рыболовство
  • Януш Левандовский (Польша) - бюджетные вопросы
  • Сесилия Мальмстрём (Швеция) - внутренние дела
  • Гюнтер Эттингер (Германия) - энергетика
  • Андрис Пиебалгс (Латвия) - развитие
  • Янез Поточник (Словения) - окружающая среда
  • Олли Рен (Финляндия) - финансы (Олли Рен покинул свой пост в связи с избранием в депутаты Европейского парламента; 16 июля 2014 года на посту европейского комиссара по финансам Европарламент утвердил бывшего премьер-министра Финляндии Юрки Катайнена)
  • Штефан Фюле (Чехия) - расширение и добрососедство
  • Йоханнес Хан (Австрия) - региональная политика
  • Конни Хедегаард (Дания) - климат
  • Дачан Чолош (Румыния) - сельское хозяйство и развитие села
  • Альгирдас Шемета (Литва) - налоги и таможенное дело

Процесс формирования

Еврокомиссия формируется каждые 5 лет следующим образом. Совет ЕС на уровне глав государств и/или правительств, предлагает кандидатуру председателя Еврокомиссии, которая утверждается Европарламентом. Далее, Совет ЕС совместно с кандидатом в председатели Комиссии формируют предполагаемый состав Еврокомиссии с учетом пожеланий государств-членов. По общему правилу, выработанному на осно­ве практики, членами Еврокомиссии назначаются бывшие главы национальных прави­тельств и министры. Состав «кабинета» должен быть одобрен Европарламентом и окончательно утвержден Советом ЕС.

Председателя Европейской комиссии предлагает Европейский совет, принимая во внимание результаты предыдущих выборов в Европейский парламент. Затем кандидат должен быть избран Европарламентом. Если его отклоняют, то Европейский совет должен предложить другого в течение месяца. Кандидат обычно является видным политиком в одной из стран союза. До 2009 года, пока Лиссабонский договор не вступил в силу, у Европейского совета не было обязанности учитывать результаты предыдущих выборов в парламент. Но партия, имевшая большинство в парламенте, пытались «продавить» на должность председателя политика из своих рядов. Например, в 1985 году больше всех мандатов было у «Партии европейских социалистов», председателем Еврокомиссии стал социалист Делор; при правоцентристском большинстве председателем был назначен Жозе Мануэл Баррозу от «Европейской народной партии».

После избрания председателя и назначения Верховного представителя Европейским советом страны-члены союза предлагают одного кандидата на должность еврокомиссара (кроме тех государств, гражданами которых являются председатель комиссии и верховный представитель). Председатель Еврокомиссии имеет мало возможностей повлиять на выбор кандидата от страны. Однако только на усмотрение председателя остаётся распределение портфелей (полномочий) между назначенными кандидатами. Затем сформированный состав комиссии проходит процедуру одобрения в Европейском парламенте. Парламент проводит слушания по каждому кандидату, но на голосование ставится весь состав комиссии. Поэтому в случае недовольства евродепутатов каким-либо кандидатом вся комиссия может оказаться под угрозой, если председатель не перераспределит полномочия или государство, номинировавшее непонравившегося кандидата, не предложит другую кандидатуру. После одобрения парламентом комиссия проходит формальное назначение в Европейском совете (Договор о Европейском союзе, статья 17.7).

После процедуры назначения председатель выбирает нескольких вице-председателей Европейской комиссии (Верховный представитель должен быть одним из них) из комиссаров. Эта должность не ведёт к большому увеличению полномочий комиссара, за исключением первого заместителя председателя, который получает полномочия председателя в случае его отсутствия.

Европейский парламент может отправить в отставку комиссию, но только председатель может увольнять отдельных еврокомиссаров.

Функции

Задача Еврокомиссии - координация работы органов исполнительной власти всех стран ЕС, выработка рекомендаций для деятельности Европарламента, внесение законодательных инициатив с целью приведения в соответствие с общеевропейскими стандартами национального законодательства стран-членов ЕС, наблюдение за соблюдением всеми 28 странами единых европейских стандартов, а также прав и свобод человека, проведение систематических консультаций со всеми национальными правительствами для выработки единой экономической (промышленной, сельскохозяйственной, налогово-бюджетной, социальной, таможенной, валютной, денежно-кредитной и т. д.), военной, внешней, культурной политики.

Еврокомиссия в первую очередь контактирует с министрами по делам ЕС в каждом из правительств 28 стран-членов. Повседневное администрирование ЕС осуществляется в рамках комитологии (от comitology). Комитология - это система многочисленных комитетов, созданных Советом министров при Европейской комиссии, в которых отслеживается исполнение принятых законодательных решений ЕС.

Все решения Еврокомиссии носят исключительно рекомендательный характер, все спорные вопросы улаживаются на уровне национальных правительств. Кроме того, Европейская комиссия выполняет дипломатические функции ЕС за рубежом, располагая сетью представительств (в том числе и в Москве).

Комиссия изначально была создана как независимый наднациональный орган, отделённый от правительств стран-членов. Комиссары предлагаются государствами союза, по одному кандидату от каждого, но члены комиссии обязаны работать независимо и не поддаваться влиянию назначивших их правительств, в отличие от Совета ЕС, защищающего интересы правительств, Европарламента, представляющего граждан, и социально-экономического комитета, созданного для организованного гражданского общества.

В соответствии со статьёй 17 Договора о Европейском союзе в полномочия Европейской комиссии входят развитие общесоюзных программ и стратегий, внесение законопроектов для рассмотрения в Европарламенте (законы союза могут быть приняты, только если их предложила Европейская комиссия), надзор за выполнением договоров и другого законодательства ЕС, разработка и выполнение Бюджета ЕС и участие в международных отношениях от имени ЕС.

Исполнительные полномочия

До вступления в силу Лиссабонского договора исполнительная власть принадлежала Совету ЕС: он делегировал полномочия комиссии и теоретически имел право вернуть их, чтобы осуществлять свою политику напрямую. Это изменилось, когда Лиссабонский договор закрепил за Еврокомиссией её исполнительные полномочия. С учётом того, что по Лиссабонскому договору Европейский совет стал официальным институтом, имеющим право назначать комиссию, можно сказать, что эти два органа разделяют исполнительную власть союза (Европейский совет определяет общее политическое направление и приоритеты развития союза, а также осуществляет внешнюю политику).

Когда законопроект принят Европарламентом и Советом ЕС, задача Еврокомиссии - обеспечить его выполнение. Это можно сделать через политику государств-членов или при помощи агентств Европейского союза. При разработке необходимых для выполнения законодательства технических решений комиссии помогают разнообразные комитеты, состоящие из представителей государств и лоббистов от общества и бизнеса (Этот процесс называется комитология).

Кроме того, в ответственность комиссии входит выполнение бюджета ЕС, осуществление совместно с Европейской счётной палатой надзора за правильностью использования фондов ЕС. случае нарушения государствами или институтами основополагающих договоров союза или другого законодательства Европейская комиссия обязана направить нарушителям предписание об исправлении незаконных действий, а в крайнем случае начать разбирательство в Европейском суде справедливости. Поэтому комиссию иногда называют «защитником договоров».

Наконец, комиссия имеет влияние на внешнюю политику союза. Она ведёт переговоры по торговым договорам и соглашениям об оказании помощи другим странам, представляет союз в ВТО и группе восьми.

Законодательные полномочия

Комиссия отличается от остальных органов тем, что у неё есть исключительное право законодательной инициативы. Только комиссия может официально вносить законопроекты в Европарламент. Совет ЕС и Европарламент могут запросить Еврокомиссию разработать предложения по какому-нибудь вопросу, но она может и отказаться. Монополия на инициативу призвана обеспечить согласованную и цельную разработку права ЕС. Однако существуют и критические оценки монополии со стороны тех, кто считает, что парламент тоже должен иметь право вносить законопроекты, как могут парламенты стран ЕС. По Лиссабонскому договору, граждане ЕС получили право направлять в Еврокомиссию предложения в области законодательства через механизм Европейской гражданской инициативы.

Деятельность комиссии обычно фокусируется на разработке документов в области экономики. Причём в её деятельности чаще всего превалирует «принцип предосторожности (англ.)русск.». Это означает, что принимаются упреждающие меры, если существует достоверная опасность для окружающей среды и здоровья человека, например, по борьбе с изменением климата или ограничению генетически модифицированных продуктов. (Этому принципу противостоит оценка вводимых мер по их влиянию на экономику). Поэтому комиссия часто предлагает более строгие правовые нормы, чем другие страны. Благодаря размеру европейского рынка требовательное законодательство ЕС имеет большое влияние в мировой торговле.

Организация

Кабинет для заседаний Еврокомиссии на 14 этаже Берлемона - резиденции комиссии

Еврокомиссия в основном осуществляет свою деятельность в Брюсселе, где располагается резиденция комиссии - Берлемон. Комиссия также работает во многих других зданиях Брюсселя и в Люксембурге. Когда проходят заседания Европарламента в Страсбурге, Еврокомиссия может переехать в этот город, чтобы участвовать в дебатах.

Комиссия подразделяется на департаменты, называемые Генеральными директоратами (англ.)русск., которые являются аналогами министерств в национальных правительствах. Каждый директорат занимается определённым направлением деятельности союза, например, сельским хозяйством, правосудием и юстицией или служебной деятельностью (переводом, наёмом персонала). Директорат возглавляет генеральный директор, ответственный перед Еврокомиссаром. Еврокомиссар может пользоваться услугами более чем одного генерального директората. Существует критика подобной раздробленной системы генеральных директоратов, указывающая на то, что борьба между различными директоратами затягивает процесс принятия решения, а также на то, что директораты в некоторых случаях имеют чрезвычайное влияние на комиссаров.

На 2014 год штат Еврокомиссии составлял 33039 человек. Самый большой генеральный директорат - Директорат развития и сотрудничества (DEVCO), в котором работают 3813 человек. На втором месте Генеральный директорат по переводу (DGT; 2416 человек). По национальности большинство служащих бельгийцы (17,0 % от общего числа), что, вероятно, связано с тем, большая часть штата располагается в Брюсселе (21511 или 65,1 %).

Состав

Еврокомиссия состоит из 28 комиссаров, по числу стран - членов ЕС. Каждый комиссар, как и министр национального правительства, отвечает за определенное направление работы. Каждого кандидата в Еврокомиссию рекомендует правительство его страны, затем он проходит собеседование с председателем Еврокомиссии и утверждается Европарламентом.

Кроме того, в структуру Еврокомиссии входят генеральные директораты - это аналоги правительственным министерствам. Генеральные директораты являются профильными и отвечают за реализацию политики в различных сферах компетенции ЕС.

Комиссия Юнкера

См. также: Комиссия Юнкера

Полномочия начались в ноябре 2014 года.

  • Франс Тиммерманс (Нидерланды) - первый вице-президент; отношения между институтами, верховенство права
  • Федерика Могерини (Италия) - вице-президент; верховный представитель по иностранным делам и политике безопасности
  • Кристалина Георгиева (Болгария) - вице президент; бюджет и человеческие ресурсы
  • Андрус Ансип (Эстония) - вице-президент; единый цифровой рынок
  • Марош Шефчович (Словакия) - вице-президент; энергетический союз
  • Валдис Домбровскис (Латвия) - вице-президент; евро и социальный диалог
  • Юрки Катайнен (Финляндия) - вице-президент по вопросами рынка труда, роста, инвестиций и конкуренции
  • Гюнтер Эттингер (Германия) - цифровая экономика и общественные вопросы
  • Йоханнес Хан (Австрия) - европейская политика соседства и переговоры о расширении
  • Сесилия Мальмстрём (Швеция) - торговля
  • Невен Мимица (Хорватия) - международное сотрудничество и развитие
  • Мигель Ариас Каньете (Испания) - климат и энергетика
  • Кармену Велла (Мальта) - рыболовство, морские дела и окружающая среда
  • Витенис Андрюкайтис (Литва) - здравоохранение и пищевая безопасность
  • Димитрос Аврамопулос (Греция) - миграция, внутренние дела и гражданство
  • Марианн Тюссен (Бельгия) - занятость, социальные дела и мобильность рабочей силы
  • Пьер Московиcи (Франция) - экономические дела, налоги и таможенные сборы
  • Христос Стилианидис (Кипр) - гуманитарная помощь
  • Фил Хоган (Ирландия) - сельское хозяйство
  • Джонатан Хилл (Великобритания) - финансовая стабильность, финансовые услуги и рынки капитала
  • Виолета Булк (Словения) - транспорт
  • Эльжбета Бьенковска (Польша) - внутренний рынок, промышленность и предпринимательство
  • Вера Йоурова (Чехия) - правосудие, потребители и гендерное равенство
  • Тибор Наврачич (Венгрия) - образование, культура, молодёжная политика и спорт
  • Маргрет Фестагер (Дания) - конкуренция
  • Корина Крецу (Румыния) - региональная политика
  • Карлос Моедас (Португалия) - исследования, наука и инновации

Председатели

Основная статья: Председатель Европейской комиссии
  • Жак Делор (Франция, 1985-1995)
  • Жак Сантер (Люксембург, 1995 − 15 марта 1999)
  • Романо Проди (Италия, 23 января 2000 − 17 октября 2004)
  • Жозе Мануэл Баррозу (Португалия, 23 ноября 2004 - ноябрь 2014)
  • Жан-Клод Юнкер (Люксембург, с ноября 2014 года)

Берлемон

Здание в центре Брюсселя, спроектированное специально для Еврокомиссии в 1960 году как символ Европейского сообщества и строившееся семь лет на земле, выкупленной у монахинь ордена Св. Августина, владевших женским монастырем Берлемон. Автор проекта - архитектор Де Весте. Ему помогали известные зодчие-мэтры, чьи имена увековечены в названиях площадей и улиц Брюсселя: Жан Жильсон, Жан и Андре Полаки. Им принадлежит идея здания, представляющего в плане неправильный крест. Это один из самых дерзких и оригинальных проектов своего времени. строительстве в широких масштабах использовались асбестосодержащие материалы. Когда учёные узнали о канцерогенных свойствах асбеста, Еврокомиссия в 1991 году покинула «Берлемон», а здание в течение 14 лет было очищено от асбеста и реконструировано. Обратный переезд состоялся к октябрю 2004 года.

Новый «Берлемон» немного расширился в основании и в глубину. Общая площадь его помещений - 241 336 квадратных метров. Он занимает территорию в три гектара и рассчитан на 2000 чиновников и 1000 обслуживающего персонала. Кроме офисов в нём есть залы заседаний, конференц-залы, ресторан на 760 мест с кухней, способной накормить за обед две тысячи человек, и кафетерий на 418 мест, телестудии, кинозал, подземные гаражи на 1223 автомобиля. зале для пресс-конференций - 294 кресла, оборудованных доступом в Интернет. Всего же в пресс-центре смогут одновременно работать около 400 журналистов.

Примечания

  1. 1 2 Institutions of the EU: The European Commission. Europa. Проверено 06 июня 2014.
  2. European Commission. How the European Union works: Your guide to the EU institutions (2003). - «Informally, the Members of the Commission are known as ‘Commissioners» Проверено 6 июня 2014.
  3. Treaty on European Union: Article 17:7
  4. 1 2 3 4 European Commission. CVCE.
  5. Council of the European Union. CVCE.
  6. 1 2 Ludlow, N De-commissioning the Empty Chair Crisis: the Community institutions and the crisis of 1965–6 (PDF). London School of Economics (2006). Проверено 24 сентября 2007. Архивировано из первоисточника 25 октября 2007.
  7. Life of a European Mandarin: Inside the Commission. - 1st. - Tielt, Belgium: Lannoo, 2007. - P. 221–2. - ISBN 978-90-209-7022-7.
  8. 1 2 3 Composition. CVCE.
  9. The Rey Commission. Проверено 22 июля 2014.
  10. The Malfatti Commission. Проверено 22 июля 2014.
  11. The Mansholt Commission. Проверено 22 июля 2014.
  12. The Ortoli Commission. Проверено 22 июля 2014.
  13. 1977: Jenkins quits Commons for Brussels, BBC News (3 января 1977).
  14. EU and the G8. European Commission. Проверено 25 сентября 2007. Архивировано из первоисточника 26 февраля 2007.
  15. The Thorn Commission. Проверено 24 июля 2014.
  16. The new Commission – some initial thoughts. Burson-Marsteller (2004). Проверено 17 июня 2007. Архивировано из первоисточника 23 сентября 2006.
  17. The Delors Commission. Проверено 24 июля 2014.
  18. Merritt, Giles A Bit More Delors Could Revamp the Commission. International Herald Tribune (21 января 1992). Проверено 17 октября 2007. Архивировано из первоисточника 21 января 2008.
  19. The Santer Commission. Проверено 24 июля 2014.
  20. Topan, Angelina The resignation of the Santer-Commission: the impact of "trust" and "reputation" (PDF). European Integration Online Papers (30 September 2002). Проверено 12 июня 2007.
  21. ЕВРОКРАТЫ - НА ВЫХОД. Зеркало недели. Украина (19 марта 1999). Проверено 25 июля 2014.
  22. James, Barry Prodi to Have Wide, New Powers as Head of the European Commission. International Herald Tribune (16 апреля 1999). Проверено 17 июня 2007. Архивировано из первоисточника 17 октября 2007.
  23. Rossant, John Commentary: Romano Prodi: Europe"s First Prime Minister? (int"l edition). Business Week (27 сентября 1999). Проверено 17 июня 2007.
  24. The Prodi Commission. Проверено 24 июля 2014.
  25. Tobais, Troll We have to democratise procedures. Café Babel (2 November 2004). Проверено 12 июня 2007. Архивировано из первоисточника 29 ноября 2005.
  26. Smyth, Jamie. Rejection may undermine EU"s effectiveness, warns Swedish premier, The Irish Times (5 September 2009). Проверено 15 сентября 2009.
  27. Czechs prepare for possible second Irish No, EUobserver, 8 January 2009
  28. 1 2 Efficient and modern institutions. Europa (web portal). Проверено 30 июля 2014.
  29. Council of the European Union Brussels European Council 21/22 June 2007: Presidency Conclusions (PDF) (20 июня 2007). Проверено 30 июля 2014.
  30. Представительство Европейского Союза: Европейский Парламент одобрил состав новой Комиссии
  31. Экс-премьер Катайнен избран еврокомиссаром по финансам // Сайт телерадиокомпании Yleisradio Oy. Служба новостей Yle. - 16 июля 2014. (Проверено 18 сентября 2014)
  32. Олли Рен назначен на пост зампредседателя Европарламента // Сайт телерадиокомпании Yleisradio Oy. Служба новостей Yle. - 1 июля 2014. (Проверено 18 сентября 2014)
  33. Choosing a New EU Commission President. Deutsche Welle (16 June 2004). Проверено 27 августа 2007.
  34. Lungescu, Oana. Examining the EU executive, BBC News (23 July 2004). Проверено 06 августа 2014.
  35. Interview with European Commission Secretary-General Catherine Day. EurActiv (25 сентября 2006). Проверено 31 июля 2014.
  36. Hix, Simon (1999) «The political system of the European Union» MacMillan, Basingstoke. p32
  37. Executive body. CVCE.
  38. Implementing powers of the Council of the European Union. CVCE.
  39. La Lobbycracia Europea - Aparicio Caicedo, analyst, Gertrude Ryan Law Observeratory, opinion piece in Legal Today magazine.
  40. Glossary: Comitology. Europa (web portal). Проверено 05 августа 2014.
  41. 1 2 The European Commission. Europa (web portal). Проверено 6 августа 2014.
  42. Glossary: Right of initiative. Europa (web portal). Проверено 05 августа 2014.
  43. The Commission"s right of initiative (PDF). Europa (web portal). Проверено 5 августа 2014. Архивировано из первоисточника 25 октября 2007.
  44. Murray, Alasdair Reform not or languish later. Centre for European Reform (30 September 2002). Проверено 18 июня 2007. (недоступная ссылка)
  45. Wallis, Diana The Citizens" Right of Initiative in the European Constitution: A Second Chance for Democracy. Проверено 18 июня 2007. Архивировано из первоисточника 6 марта 2006.
  46. Brussels rules OK, The Economist (20 September 2007). Проверено 22 октября 2007.
  47. European Commission. Europa. - «The Commission is based in Brussels and Luxembourg and has offices (representations) in every EU country and delegations in capital cities around the world.» Проверено 7 августа 2014.
  48. Castle, Stephen. After 13 years of hold-ups and incompetence, the EU"s "Berlaymonster" rises like a phoenix, The Independent (5 August 2004). Проверено 7 августа 2014.
  49. Eppink Derk-Jan. Life of a European Mandarin: Inside the Commission. - 1st. - Tielt, Belgium: Lannoo, 2007. - P. 213. - ISBN 978-90-209-7022-7.
  50. Departments (Directorates-General) and services. Europa (web portal). Проверено 8 августа 2014.
  51. Amies, Nick Former EU Mandarin Spills the Beans on Commission Intrigue. Deutsche Welle (21 September 2007). Проверено 08 августа 2014.
  52. Mahony, Honor EU carefully manages PR through 1000s of press releases. EU Observer (17 October 2007). Проверено 17 октября 2007.
  53. Civil Service: Staff figures. Europa (web portal). Проверено 8 августа 2014.
  54. MEPs elect Jean-Claude Juncker to head EU Commission (англ.), BBC News, BBC (15 July 2014). Проверено 17 июля 2014. «A firm believer in EU integration, he will succeed incumbent Jose Manuel Barroso of Portugal in November.».

Ссылки

  • Официальный сайт
    • Комиссия Баррозу
    • Представительства комиссии в государствах Союза
    • Фотоархив предыдущих комиссий
  • Представительство Европейского союза в Российской Федерации

европейская комиссия, европейская комиссия по правам человека

Европейская комиссия Информацию О