Тема:

I. 1. Одинокая капля дождя отвесно упала в воду, и от нее пошли тонкие круги. (Пауст.) 2. Сады друг с другом обнялись, и роща к роще тянется. (Пр.) 3. К полуночи тучи ушли, и над вершинами сосен начало переливаться холодными огнями небо (Пауст.) 4. Солнце уже пряталось, и на цветущей ржи растянулись вечерние тени. (Ч.) 5. Солнце уже скрылось, и ночные тени быстро надвигались со стороны леса. (Л. Г.) 6. Весна начинается медленно, и осень незаметно подкрадывается. (Пришв.) 7. Первый день прошел благополучно, и Павел шагал домой с чувством честно заработавшего свой отдых человека. (Н. О.) 8. Весной озеро далеко разливалось, и прочное место можно было найти только версты за три… (Пришв.)

II. 1. Белка песенки поет и орешки все грызет. (П.) 2. Березки теперь давно оделись и утопают в высокой траве. (Пауст.) 3. В окно вливалась свежая струя ночного воздуха и несла с собой смолистый аромат елового леса и душистых лесных трав. (М.-С.) 4. Отцветали яблони в саду и дорожки сада усыпаны белыми лепестками.

III. 1. Молчит опаловая даль моря, певуче плещут волны на песок, и я молчу. (М. Г.) 2. Играют волны, ветер свищет, и мачта гнется и скрипит. (Л.) 3. Сверкали молнии, дождь все усиливался, и через некоторое время начался настоящий ливень.

IV. 1. Недавно прошел дождь, а дорога уже сухая. (Кав.) 2. Часы летели за часами, а мы все сидели у костра и разговаривали (Арс.) 3. В саду хрустнула ветка, а в роще снова загукала выпь. (М. Г.) 4. Сад был густой и ветвистый, но листья уже опали. (Фад.) 5. Поднялся ветер, и море разбушевалось. (Арс.) 6. Весна сияла на небе, но лес еще по-зимнему был засыпан снегом. (Пришв.) 7. Солнце уже довольно высоко стояло на чистом небе, но поля еще блестели росой. (Т.)

V. 1. Ты запой мне ту песню, что прежде напевала нам старая мать. (Ес.) 2. Я заметил, что мои спутники стали уставать. (Арс.) 3. Мы едва тащились шагом, потому что мокрый снег прилипал к колесам и даже тормозил их. (Арс.) 4. Снаружи палатка была аккуратно окопана ровиком, чтобы не натекала дождевая вода. (Кат.) 5. Заря уже занималась в небе, когда оба приятеля возвращались на свою квартиру. (Т.) 6. Дождик захватил нас, когда мы уже повернули в березовую рощу. (Л. Т.) 7. Чуть-чуть светлела красноватая полоска там, где село солнышко. (Арс.) 8. Свежий ветер дул с моря, где в темноте и гуле бурунов сверкали далекие маяки. (Пауст.) 9. С рассветом казалось, что день будет пасмурным и дождливым. (Арс.)

ЛЕСНАЯ СТОЛОВАЯ

Тихим выдалось морозное утро. Из ельника вылетел рябчик и расположился на пеньке, подставил спину солнцу. На высокой елке пристроилась стайка свиристелей, снегирь замер на березе.

Позаботились люди о лесных обитателях. Для оленей и косуль они набили в кормушки сена, а для зайцев подрубили несколько осинок и веники развесили. Для белок школьники банки на деревьях пристроили с орехами, желудями. Приготовили они лакомства для птиц: крупу, хлебные крошки, а специально для синицы повесили на ветки кусочки сала. Многие птицы и звери сюда спешат, и целый день в лесной столовой шум. Только под вечер постепенно пустеет лесная столовая. (Из календаря.) (97 сл.)

1. Правописание безударных гласных, окончаний существительных.

2. Пунктуация при однородных членах, в сложном предложении.

Тексты для контрольного списывания

1. Тихим выдалось морозное утро. Из ельника вылетел рябчик и сел на пеньке. На ёлке пристроилась стайка снегирей. Поза­ботились люди о лесных обитателях. Для оленей и косуль наби­ли в кормушки сена. Для зайчиков развесили .

(Из календаря, 33 слова)

2. Была тихая звездная ночь. Мрачно стоял темный лес на бере­гу. Горы казались еще выше. Полный месяц обливал все своим искристым светом. Горная река затихла. К ней подкрался хо­лод. Он обнял речку и словно прикрыл зеркальным стеклом.

(По Д. Мамину-Сибиряку, 36 слов)

3. Были ли вы в лесу после грозы? Как чист и свеж воздух! Как много в нем озона! Леса ежедневно обогащают озоном наш воздух. Они вырабатывают кислород и улавливают ядовитые газы и пыль. Берегите леса! Без них всему живому грозит ги­бель.

(По К. Паустовскому, 42 слова)

4. Шмель сделал в воздухе круг и опустился на кочку. Потом встал на лапки и сильно заработал своими жесткими крылыш­ками. Так жук загонял в свою норку свежий воздух. Он про­ветривал помещение и будил других шмелей. Скоро один за другим вылетели из норки все шмели и полетели на луг соби­рать нектар.

(По В. Бианки, 49 слов)


Вечером за край земли закатилось малиновое солнце. С вос­тока показалась большая желтая луна. Мороз стал еще креп­че. А в домах зажглись огни. Скоро Новый год! Ребята уже дав­но украсили елку шарами и гирляндами. Они ждут главного го­стя и его внучку.

(По А. Митяеву, 42 слова)


Улыбнулось из-за тучи солнце. Затих, перестал дождь. Быс­тро прокатилась гроза. С деревьев, с обмытых и позеленевших листьев берез падают тяжелые капли. Хорошо бегать бо­сиком по намокшей лесной траве! Туча дальше и дальше. Глуше и глуше гром. По всему небу раскинулась семицветная радуга.
Велика армия врагов человека в лесу и в поле. Крошечные это враги. Их очень много. Это гусеницы, бабочки, жуки и другие насекомые. Они портят и поедают листья, траву и кору дере­вьев. .. Птицы уничтожают вредителей и оказывают этим боль­шую услугу человеку и природе.

(По В. Бианки, 42 слова)

8. Утро было прохладное. Над водой поднимался туман. Тяже­лая роса клонила к земле листья травы. Доносился томитель­ный и милый голос кукушки. Птичий гомон покорил лесника. В такую минуту хотелось забыть обо всем и слушать голос при­
роды.

(По М. Шолохову, 35 слов)

9. Олень - очень красивое животное с большими ветвистыми рогами. В далекую старину оленей было много и на них охоти­лись. Теперь охотиться на оленей строго запретили. В заповедниках оленей охраняют. Зимой в лесу люди ставят для кормушки. Смелые олени доверчиво относятся к людям.

(По И. Соколову-Микитову, 42 слова)

10. На лугу зеленела молодая трава. Весело поглядывают по сто­ронам первые цветы. Весь пригорок усыпан сиреневыми ко­мочками подснежников. Ослепительно блестит на солнце лу­жица. Из нее пьют птицы. Над ней в веселом танце кружат ба­
бочки. Кругом очень красиво.

(По Л. Толстому, 40 слов)

11. Особенно хороша ель зимою. Тяжелые шапки белого чис­того снега висят на ее ветвях. Высокие вершины украшены гир­ляндами еловых шишек. В зимние звездные ночи блестит на ветвях ели снег. И дерево кажется сказочным. У людей ель пользуется любовью и уважением.

(По И. Соколову-Микитову, 39 слов)

12. Нахмурилось небо. Побежали черные грозовые тучи. Про­гремел гром. Ударили по листьям первые крупные капли дож­дя. И вот на землю обрушивается стена воды. Вскоре просвет­лело. По дорогам побежали ручьи. Над водной гладью поплыл
легкий парок. Коротка летняя гроза!

(По Б. Тимофееву, 39 слов)


Прощальными раскатами прогремели летние грозы. Ливни пошли на убыль. Но солнце еще щедро отдает свое тепло. За­метны приметы перехода лета в осень. В этих приметах не­жность и грусть. Скоро в небе зазвенят последние песни птиц.

(По А. Марину, 35 слов)


Бывают озера удивительной красоты. Под синей водой на стройных ножках стоят зеленые чаши из малахита. В каждой чаше лежит розовый размером в два кулака. Вот появилось солнце. Бутоны проснулись. Белые лепестки раскрылись и подставили солнцу красивую сердцевину цвет­ка.

(По Н. Сладкову, 40 слов)

15. Пять часов утра. Я открыл окно. Комната наполнилась чу­десным запахом цветов и черешен. Ветер иногда осыпает мой письменный стол их белыми лепестками. Вид с трех сторон дома прекрасный. Воздух чист и свеж. Весело жить на такой
земле!

(По М. Лермонтову, 38 слов)

16. Сумерки в лесу всегда наступают рано. На западе сквозь гу­стую хвою еще видны кусочки бледного неба. А на землю уже легли ночные тени. В кустах прокричала пищуха и спряталась в норку. Над кедровой аллеей пролетела большая хищная птица.

(По В. Арсеньеву, 37 слов)

17. Много лосей живет в лесах России. Иногда старые и моло­дые лоси близко подходят к людным селениям и шумным го­родам. Люди заботливо берегут и охраняют редкостных кра­сивых зверей. А вот и сам сохатый лось с тяжелыми ветвисты­ми рогами. Как он прекрасен!

(По И. Соколову-Микитову, 41 слово)

18. С голубого неба льются на землю ласковые весенние лучи. Солнце быстро съедает снег. Вода с холмов и гор мутными ручьями сбегает к речке. Деревья еще без листьев. Появилась зеленая травка. Распустились первые цветы. Они радуют глаз и приветствуют рождение природы.

19. Весенний вечер. Солнце окрасило пейзаж в удивительные цвета. Теплые тона легли на ветки деревьев, на желтоватую траву. Березы бросают на землю длинные тени. Они пока еще без листьев. За березками темнеет речка. По ней плывут одино­кие голубые льдины. Замечательна природа!

(По Н. Краснову, 41 слово)

20. Все знают рябину. Её красота особенно заметна поздней осенью. Листьев на многих деревьях уже нет. А рябина укра­шена гроздьями ягод. Ветер поглаживает их. Дождь омыва­ет. И сверкают красные ягодки. Любят ягоды птицы. Собирают их и люди. Хозяйки варят из рябины варенье. Девочки делают из ягод бусы. Обратите внимание на это скромное дерево!

(По В. Арсеньеву, 52 слова)

21. Ползёт по дереву огромная гусеница. Один листок съест, второй, третий. А рядом другие гусеницы ползают. И все гры­зут листья. Вот уже и дерево стало голым.

Гусеницы превратятся в куколок. Из куколок вылетят бабоч­ки. Эти бабочки безобидные. А вот гусеницы очень вредные. Они настоящие лесные враги.

22. Весна незаметно переходит в лето. На сухих местах высы­хают мхи, хвоя, трава. Сильно припекает солнце. В это время в лесах часто бывают пожары. Страшен и грозен пожар в лесу. В лесу гибнут растения, зве­ри, птицы. Часто пожары в лесу возникают от ударов молний. Много бед приносит лесу и человек. Берегите природу!



Зимой галки и вороны живут в городах и деревнях, вместе роются в мусорных кучах, еду себе добывают. Различить их просто. Галка меньше вороны и вся черная, только вокруг шеи серые перышки, будто она серым платочком повязана. А у вороны все туловище серое, черные только головка, шея, крылья да хвост.

К зиме галки собираются в большие стаи, летают целыми днями вместе. А вечером облепят деревья где-нибудь в городском саду или в парке, прижмутся друг к дружке и греются. Вместе всегда теплее. Так и дремлют всю долгую зимнюю ночь. Только изредка между собой начнут переговариваться, будто окликают друг друга.

ЗАДАНИЯ:


  1. Сделать синтаксический разбор предложения:
1в: К зиме галки……….

2в: Зимой галки…………


  1. Разобрать по составу:
1в: перышки, зимой, облепят

2в: головка, городской, греются


  1. Найти в тексте 2 – 3 слова с орфограммой «Буквы и, у, а после шипящих».

  1. ЛЕСНАЯ СТОЛОВАЯ
Тихим выдалось морозное утро. Из ельника вылетел рябчик и расположился на пеньке, подставил спину солнцу. На высокой елке пристроилась стайка свиристелей, снегирь замер на березе.

Позаботились люди о лесных обитателях. Для оленей и косуль они набили в кормушки сена, а для зайцев подрубили несколько осинок и веники развесили. Для белок школьники банки на деревьях пристроили с орехами, желудями. Приготовили они лакомства для птиц: крупу, хлебные крошки, а специально для синиц повесили на ветки кусочки сала. Многие птицы и звери сюда спешат, и целый день в лесной столовой стоит шум. Только под вечер пустеет столовая.

ЗАДАНИЯ:


  1. Подчеркнуть грамматическую основу в предложениях:
: Из ельника……….

: Для белок……….

2. Разобрать по составу:

1в: морозное, лесных, обитателях

2в: хлебный, желудями, утро

3.ПРОГУЛКА

Мы идем по узкой дорожке берегом большого озера. Над ближайшим лесом встает солнце. Под его яркими лучами искрится голубое озеро. За ним широкое полосой легло болото. Тут шагать опасно.

Входим в зеленую чащу. Ровными рядами стоят высокие сосны. Редкий луч пробьется через густую зелень. Под деревьями прохладно. Тишь и глушь в лесу.

В этой местности живут пушистые белки. Вот зверек прыгнул с ветки на ветку, уронил сосновую шишку.

Мы постояли у опушки и пошли к деревне. Крутой подъем ведет в гору. Там конец нашего пути.
4.АИСТ

На краю деревни росло большое дерево, на котором аисты устроили гнездо. Однажды люди узнали о гибели одного аиста.

Когда вывелись птенцы, пришлось другому аисту одному выкармливать птенцов. Это было трудно. Аистята подрастали и все время просили есть. Из гнезда были видны головки птенцов. Они беспокойно смотрели по сторонам, потому что были голодны.

Шли с речки ребята, увидели птенцов. Один мальчик снял со связки маленькую рыбку и притянул ее на шесте прямо аисту в клюв. Аистята сначала испугались, растопырили крылья, попятились. Но один схватил рыбу и съел. Мальчик опять поднял шест. И другой малыш расхрабрился, потом третий.

С тех пор ребята помогали аисту кормить птенцов. Каждый день ловили они на речке за рощей рыбу для аистят.
5. СИНИЦЫ

В саду с ветки на ветку перелетает шустрая птичка. Спина у нее серая, грудка желтая, на голове черная шапочка. Это синица. В сад она прилетела за жучками. Большой вред они наносят садам. Одни грызут листья на фруктовых деревьях, другие портят плоды. Возьмешь яблоко, разломишь, а внутри червяк. Вот этих вредителей ловит синица. Увидит зорким глазом добычу, схватит ее клювом и съест. А клюв у синицы тонкий, в любую щелку пролезет.

Много разных жучков съедает она за день. Даже не верится, что у маленькой птички может быть такой аппетит. Люди называют синицу сторожем наших садов.

ЗАДАНИЯ:

1.Указать части речи в предложении:

1 в: В саду с ветки на ветку………………

2 в: Увидит зорким глазом………………

1 в: наносят, фруктовых, грудка

2 в: разломишь, маленький, жучками

3.Подчеркнуть орфограммы в словах:

1 в: вред, плоды, добычу; 2 в: клюв, головке, садам.

6 КЛАСС

КОНТРОЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ

1.ЛЕТНИЕ РАДОСТИ.

Летнее утро поднимает с постели. Над рекой еще расстилается туман. Скоро он пропадает в прозрачном воздухе и освобождает сизую крону дремучего тополя, потом верхушки черемухи. Пора отправляться за грибами.

Я заметил, что чаще всего грибы попадаются возле берез. Березка дружит с грибами. Под ее покровом растет всем известный подберезовик.

Подосиновик – гриб яркий, стройный. Он не вылезает вдруг на дороге или тропке. Живет в высоком осиннике и не прячется. Издали замечаешь его яркую шляпку. Срезаешь гриб, а рядом видишь еще штук пять.

И разом грибы кончаются, но у вас уже полная корзинка. Можно собираться домой.
2.О ЧЕМ ГОВОРЯТ РЫБЫ?

Заглянешь под воду и захочешь присмотреться к жизни подводного царства. Я устроил под водой сад, чтобы приучить к себе рыб. Спустил я на дно елочки и укрепил их камнями. Расчистил аллейки, рассадил водоросли, а под ними разложил раковины. Ночью в подводном саду загорался фонарь, а на огонек прилетали яркие рыбки.

« О чем они шепчутся?»- прислушивался я. Мне казалось, что рыбы о многом хотели рассказать людям.

Рыбы жаловались на жадных рыболовов, которые ловят их сетью. Рыбы просили ребят расчищать стоки в озерах, потому что от застоя в них вода портится. Они обещали за это не уходить из водоемов и весело клевать летом на ребячьи удочки.

ЗАДАНИЯ:

1.Выписать слова с чередующимися гласными в корне.

2.Разобрать слова по составу:

1в: подводном, рыболов

2в: просили, водоемов

3.Сделать синтаксический разбор предложения:

1в: Они обещали за это не уходить………….

2в: Расчистил аллейки, рассадил……………
3.ПОДГОТОВКА К НОВОМУ ГОДУ.

В гостиную втащили большую мерзлую елку. Дерево подняли, и оно оказалось таким высоким, что нежно-зеленая верхушечка согнулась под потолком.

От ели веяло холодом, но понемногу ветви оттаяли, поднялись, распушились, и по всему дому запахло хвоей. Дети принесли деревянные коробки с украшениями, поставили к елке стулья и стали ее убирать. Но вскоре оказалось, что игрушек мало. Пришлось клеить фунтики, золотить орешки, привязывать к пряникам серебряные веревочки. За этой работой дети просидели весь вечер, пока Лиля не уснула у стола.

Елку украсили, окутали искусственной золотой паутиной, повесили стеклянные цепи и вставили свечи в цветные защипочки. Когда все было готово, матушка сказала:

- А теперь, дети, уходите и до вечера в гостиную не заглядывайте

СЛОВАРНЫЕ ДИКТАНТЫ .6 КЛАСС.

1.Выросли деревья, поздняя ночь, ровная долина, видеть впереди, запах растений, наклониться набок, ненавидеть ложь, расположиться у костра, календарь природы, касаться стены, искусство резьбы по дереву, гигантский корабль, прескверное настроение, изучать атмосферу, беспрекословно выполнять приказ.

СЛОВАРНЫЕ ДИКТАНТЫ. 7 КЛАСС

1.Выпечь пирог, озарять комнату, расстилающаяся растительность, приоритет в науке, присутствовать на собрании, приближающийся ураган, чугунная решетка, тяжело дышащие гимнасты, овальная форма, деревянная калитка, целлофановый пакет, чуткий камыш, серебряные березки, коралловый риф, таежный малинник, перламутровые сережки, курчавый барашек, преданный друг, кружатся снежинки, разыскать товарища.

2. Серебряные березки, коралловый риф, таежный малинник, перламутровые сережки, курчавый барашек, настой шиповника, обитатели сибирской тайги, аккуратная прическа, разожжет огонь, сгруппировать предметы, талантливый артист, пробирается наверх.

3.Прекрасный столяр, необъятная равнина, деревянная калитка, целлофановый пакет, священный обычай, борющиеся медвежата, выгореть на солнце, перламутровые сережки, талантливый артист, расписание уроков, берестяные грамоты, пробирается наверх, отразиться на здоровье, исказить смысл, презирать врага.
7 КЛАСС

КОНТРОЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ

1.ЗДРАВСТВУЙ, БЕЛОВЕЖСКАЯ ПУЩА.

Тишиной предрассветного утра встретила меня она. Я шел по земле, где с незапамятных времен привольно гуляют зубры, лисицы и косули. Осенняя ночь сбросила своё покрывало, но туман густой пеленой еще висел в воздухе. Я шел по тропе, продирался сквозь кустарник, пригибался под сводами разлапистых елей.

Вот солнце коснулось верхушек деревьев, и лучи его пронзили полумрак. Утро разбудило пущу и наполнило ее птичьим щебетом. Светом дышит березняк и золотится редкими листьями.

Вдруг послышался шорох. Я обернулся. Что-то рыжее показалось в кустах. «Лиса!» - мелькнула мысль. Но на полянку выскочила косуля. Она повернула в мою сторону голову и осторожно повела ушами. В лучах утреннего солнца ее шерсть сверкала ярким пламенем.

2.НА ЗЕМЛЕ ПУШКИНА.

Как-то, возвращаясь из Петровского, я заблудился в лесных оврагах. Бормотали под корнями ручьи, на дне оврага блестели маленькие озера. Неподвижный воздух был красноват и горяч.

С одной из лесных полян я увидел приближающуюся тучу. Она росла на вечернем небе как громадный средневековый город, окруженный белыми башнями. Глухие, грохочущие, неослабевающие звуки долетели издалека, и ветер, вдруг прошумевший на поляне, донес брызги дождя.

Приглядевшись, я узнал некошеный луг над Соротью, песчаный косогор, тропинку, ведущую в парк. Это было Михайловское.

Я смолоду изъездил почти всю страну, видел много удивительных, сжимающих сердце мест, но ни одно из них не обладает такой лирической силой, как Михайловское.

Здесь представляешь себе, что по этим простым дорогам, по узловатым корням шагал пушкинский верховой конь и легко нес своего задумчивого всадника.

8 КЛАСС

КОНТРОЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ

1.ПО ПЕРВОМУ СНЕГУ.

После двухдневного снегопада знакомый лес сделался неузнаваемым. Он стал гуще и светлее. Каждая тонкая былинка, облепленная пушистым снегом, смотрелась тонким сучком. Молодые елочки с опущенными до самой земли ветвями возвышались белыми конусами. Небо и земля были одного цвета. Влажный потеплевший воздух пронизывался редкими крохотными кристалликами. В лесной чаще стояла такая тишина, что слух улавливал шепот настоящих снежинок.

Первым покинул зимовье Иван Тимофеевич. Перейдя незамерзшую речку по поваленному ясеню, словно по мостику, он направился в заболоченный пойменный лиственничник. Пес Верный трусил за ним, привязанный к поясу. Охотник шел по промерзшему болоту и зорко всматривался в просветы между деревьями. Вскоре он заметил след лося, слегка присыпанный снегом. Пес тыкался носом в углубление следов. Появилась ива и ольха – верные признаки близости маленького ключа. В таком месте лось мог бы задержаться на кормежке.

2.В ГОРАХ.

Чуть заметная тропинка вьется по крутому склону горы и уходит влево. Вначале идти по ней не очень трудно. Потом подъем становится круче, а наш путь тяжелее. Очень мешают заросли какого-то цепкого кустарника. Все чаще попадаются глыбы серого гранита. Они беспорядочно навалены друг на друга и кажутся непроходимыми. Однако чья-то рука уложила в самых опасных местах стволы поваленных деревьев. Мы проходим по ним, почти не боясь высоты, как по мосткам.

Но вот позади последнее препятствие, и мы на вершине горы. Вид отсюда чудесный. Никогда не приходилось видеть такой захватывающей картины. На восток уходит неширокая долина, утопающая в зелени садов. Чуть левее блестит на солнце среди холмов синяя гладь озера. Направо видны снежные шапки далеких вершин. И над всем голубое, ясное небо.
ЗАДАНИЯ:

1.Сделать синтаксический разбор предложения:

1в: Чуть заметная тропинка……..

2в: На восток уходит …………………

2.Выписать из данных предложений 3 словосочетания и сделать их разбор.

3.Разобрать по составу слова:

1в: тропинка, непроходимыми, уложила.

2в: заросли, поваленных, проходим.

СЛОВАРНЫЕ ДИКТАНТЫ. 8 КЛАСС

1.Президент республики, привилегия ветеранов, весьма искусный, аттестат зрелости, делегат конференции, ровесники века, удивлять директора, уникальная библиотека, медицинская комиссия, фестиваль искусств, реставрация музея, труженики театра, преобразование природы, корреспондент газеты, патриотический порыв.
КОНТРОЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ. 9 КЛАСС.

1.ПРИБЛИЖЕНИЕ НОЧИ.

Летний вечер угасает, и в засыпающем лесу воцаряется гулкая тишина. Вершины сосен-гигантов еще алеют нежным отблеском догоревшей зари, однако внизу становится темно. Аромат смолистых ветвей, острый и сухой, слабеет, зато сильнее чувствуется сквозь него приторный запах дыма, расстилающегося по земле от дальнего лесного пожара. Неслышно и быстро опускается на землю ночь. С заходом солнца примолкли птицы.

Совсем стемнело. Глаз, привыкший к постепенному переходу от света к темноте, различает вокруг неясные силуэты деревьев. Ни звука, ни шороха не раздается в лесу, а в воздухе чувствуется удивительный травяной запах, плывущий с полей.

Всюду: и направо, и налево от тропинки – простирается невысокий путаный кустарник, и вокруг него, цепляясь за ветки, колеблясь и вытягиваясь, бродят разорванные клочья тумана, неясные, белые.

Странный звук неожиданно разносится по лесу. Он протяжен, низок и, кажется, выходит из-под земли.

СЛОВАРНЫЕ ДИКТАНТЫ. 9 КЛАСС

1.Достижения человеческой мысли, прогрессивное мировоззрение, гуманный писатель, консервативные идеалы, отечественные традиции, рискованный эксперимент, спортивный комментатор, популярный композитор, автомобильная магистраль, природные ресурсы, гигантские волны, бетонные сооружения, олимпийское соревнование, огнезащитный комбинезон, металлический предмет, стёкла иллюминаторов, реактивный двигатель, эшелон машин на асфальтированной дороге.

11 КЛАСС

КОНТРОЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ

1.ПРИКОСНОВЕНИЯ.

Природа раскинулась кругом, точно великий храм, приготовленный к празднику. Но для слепого это была только необъятная тьма., которая необычно волновалась вокруг, шевелилась, рокотала и звенела, протягиваясь к нему, прикасаясь к его душе со всех сторон неизведанными еще, необычными впечатлениями, от наплыва которых болезненно билось детское сердце.

С первых же шагов, когда лучи теплого дня ударили ему в лицо, согрели нежную кожу, он инстинктивно поворачивал к солнцу свои незрячие глаза, как будто чувствуя, к какому центру тяготеет все окружающее. Для него не было ни этой прозрачной дали, ни лазурного свода, ни широко раздвинутого горизонта. Он чувствовал только, как что-то материальное, ласкающее и теплое касается его лица нежным прикосновением. Потом кто-то прохладный и легкий, хотя и менее легкий, чем тепло солнечных лучей, снимает с его лица эту негу и пробегает по нему ощущением свежей прохлады. В комнатах мальчик привык двигаться свободно, чувствуя вокруг себя пустоту. Здесь же его охватили какие-то странно сменявшиеся волны, то нежно ласкающие, то щекочущие и опьяняющие. Теплые прикосновения солнца быстро отмахивались кем-то, и струя ветра, звеня в уши, охватывая лицо, виски, голову, тянулась вокруг, как будто стараясь подхватить мальчика, увлечь его куда-то в пространство, которого он не мог видеть. Тогда-то рука мальчика крепче сжимала руку матери, а его сердце замирало и, казалось, вот-вот совсем перестанет биться.

Контрольный диктант №1(нулевой срез знаний)

РОДИНА.

Родина- могучее слово. Родина для нас все. Она дала нам жизнь, для нее мы живем. Какой смысл мы вкладываем в это слово? Родина- это вся наша страна, ее огромные просторы.

С гордостью сознаем мы, что наша страна самая большая в мире. Она располагается в двух частях света. Три океана омывают ее своими водами.

Равнины нашей Родины покрыты плодородной почвой, ценными лесами, горы обильны полезными рудами. Мы гордимся нашей Родиной, потому что она всем народам указала путь к свободе, к счастью. (80 слов)

Контрольный диктант №3 по орфографии

ЛЕСНАЯ СТОЛОВАЯ

Тихим выдалось морозное утро. Из ельника вылетел рябчик и расположился на пеньке, подставил спину солнцу. На высокой елке пристроилась стайка свиристелей, снегирь замер на березе.

Позаботились люди о лесных обитателях. Для оленей и косуль они набили в кормушки сена, а для зайцев подрубили несколько осинок и веники развесили. Для белок школьники банки на деревьях пристроили с орехами, желудями. Приготовили они лакомство для птиц: крупу, хлебные крошки, а специально для синицы повесили на ветке кусочки сала. Многие птицы и звери сюда спешат, и целый день в лесной столовой стоит шум. Только под вечер пустеет столовая. (94 слова)

Контрольный диктант №4 по теме «Слово как часть речи»

МАШИНЫ МОГУТ ДЕЛАТЬ ВСЕ

Не любить машины, не восторгаться ими может только черствый человек.

Машины- чудесные детища пытливого и настойчивого ума человека в его умелых, всемогущих руках.

В сельском хозяйстве машинами пашут, сеют, жнут, орошают землю, пропалывают сорняки.

Машинами куют, обтачивают металл. Машинами добывают уголь и руды. И куда ни посмотри, что ни возьми, нигде не обходится без машин. Карандаши сделала машина на карандашной фабрике. Машина изготовила башмаки, которые ты носишь, стул, на котором ты сидишь, лампочку, которая тебе светит. И на что ни кинь свой взор, всюду увидишь предметы, которые обязаны своим появлением машине. (99 слов)

Контрольный диктант №7 по теме «Словообразование и правописание»

I. Длинные тени домов, заборов ложились красиво по светлой, пыльной дороге.

Имена прилагательные изменяются по родам, числам и падежам.

Пионеры возложили к подножию памятника тюльпаны.

Перед сном полагается чистить зубы.

Подрастает в школе смена нашим славным рекордсменам.

На полях, в садах и огородах человек выращивает культурные растения.

Заросли свисают над водой темными арками.

Волны выбросили на берег много водорослей.

Черное озеро названо так по цвету воды.

В тумане падали желтые листья.

Опять в лесу захрустело отчетливо и ясно.

На столе стояла тарелка со спелым крыжовником.

В июне везде ощущается чудесный липовый аромат.

II. Сделайте морфологический разбор следующих слов:

1 вариант

Рассказывать, прилеплять, облегчить

2 вариант

Разгадать, затормозить, безмятежный

Контрольный диктант №6 по теме «Лексика»

I. Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки, щечки, спинки и животики. И до того налились и пропитались солнцем, что к осени стали золотыми.

Зашумел в лесу золотой дождь. Капля по листику щелкнет, и сорвется лист. Синицы на ветке завозятся, и брызнут листья по сторонам. Ветер налетит, и закружится пестрый смерч. По колено в листьях деревья стоят.

Листья шуршат, скребутся, лопочут, скачут, качаются на паутинках.

Шумит золотой дождь.

II. Найдите в тексте слова (словосочетания) в переносном значении.

III. Объясните значение фразеологизмов:

1 вариант

Кот наплакал; рукой подать; держать язык за зубами

2 вариант

Ломать голову; зарубить на носу; рука об руку

IV. Запишите пословицы, которые вы знаете.

Контрольный диктант №8 по теме «Главные и второстепенные члены предложения»

I. Принес я зайца домой. Папа достал из аптечки бинт, вату, забинтовал зайцу сломанную ножку и посадил в ящик. Мама положила туда сена, моркови, мисочку с водой поставила. Так наш зайка и остался жить. Ножка у него совсем срослась, даже из ящика выскакивать начал и меня вовсе не боялся. Выскочит, побегает по комнате, а как зайдет ко мне кто-нибудь из ребят, под кровать спрячется.

II. Определите грамматическую основу и обозначьте второстепенные члены во втором предложении.

III. Что такое:

Грамматическая основа

Обстоятельство

Определение

Дополнение

Подлежащее

Сказуемое