Цели: повторить тему «Состав слова»; дать понятие о способах словообразования, словообразовательном разборе и словообразовательной цепочке; воспитывать воображение, логику мышления, творческое начало в процессе словообразования.

Оборудование: словообразовательные словари.

Ход урока

I. Анализ контрольной работы

При помощи чего образуются слова в русском языке?

1. Работа с учебником

1) Способы словообразования ПРАВИЛО - с. 179.Учащиеся записывают в тетрадь шесть основных способов словообразования: префиксальный, суффиксальный, префиксально-суффиксальный, бессуффиксный (синий – синь), сложение, переход из одной части речи в другую (столовая ложка –столовая).

2) Словообразовательный разборС. 1 79 , УПР. 468

3) Словообразовательная цепочка- Словообразовательная цепочка - это цепочка, которая показывает, от какого слова и при помощи чего образовалось данное. Иногда словообразовательные цепочки состоят из 5–6 слов. Например: ведр(о) → ведер/к(о) → ведер/оч/к(о) ; Голос → голос/ова(ть) → про/голос/ова(ть)

2. Работа со словообразовательным словаремВыписать 2 словообразовательных цепочки из словаря.

3. Исправьте ошибки в словообразовательной цепочке, обозначьте производящие основы.

Ноч/к/а → ночьТруб(а) → труб/оч/к(а) → труб/к(а)

Ясн(ый) → не/ясн/ость → ясн/остьВы/лез/а(ть) → лез(ть) → вы/лез(ть)

4. УПР. 469 словообразовательная работа. Префиксальный способ.

V. Закрепление изученного материалаЧтение с остановкамиИз приключений Ошибкина …

Лена и Костя, попав в городок, где жили Способы Образования слов, спросили у стоящего возле них важного слова «дом», куда им нужно пойти, чтобы встретиться со Способами.

Вам необходимо пройти на площадь Образования. Там в Палате пэров заседают Способы. Но придется подождать, так как они заканчивают только через 20 минут. А пока погуляйте по городу.

Сколько Способов Образования Слов надеялись увидеть ребята? (6 основных)

Простите,- вежливо обратилась Лена к слову,- а вы здешний?

Нет. Что вы! В этом городке живут только господа Способы, а остальные приходят сюда за советом: какое слово можно образовать.

Но почему же в городе довольно много домов? Это столько Способов Образования? - спросил в ужасе Костя, подумав, сколько нужно учить. Почему было много домов, как вы думаете?

Конечно, нет. Дело в том, что вопрос образования некоторых слов рассматривается не один день, а жить-то им где-то надо, поэтому остальные дома - гостиницы для приезжих. А некоторые - вот, доложу я вам, бесцеремонные особы - всех родственников с собой тащат, чтобы доказать, что каким-то способом они еще не пользовались. Так те и в два дома иной раз не помещаются. Недавно простое на вид слово «стол» привезло с собой не меньше десятка однокоренных и доказывало, что давно не обновлялось. Как разгорячились его родственники: СТОЛИК, СТОЛОВАЯ, СТОЛОВАТЬ-

СЯ, ЗАСТОЛЬНЫЙ… даже дряхлые старички СТОЛЬНЫЙ и СТОЛИЦА, образованные так давно, что уже никто и не помнит точно когда, в спор вступили.

Какими способами образованы слова СТОЛИК, СТОЛОВАЯ, СТОЛОВАТЬСЯ, ЗАСТОЛЬНЫЙ (пользуйтесь при ответе учебником)?

Ой, заговорились мы. Вам, пожалуй, пора.

Лена и Костя поблагодарили общительное Слово (они не заметили, как быстро пролетело время) и направились по прямой улице вперед, где вдалеке виднелось здание на большой площади. Подойдя к нему, ребята увидели перед собой красивое сооружение, сложенное из разноцветных кирпичиков: полукруглая крыша была сделана из какого-то прозрачного материала и пропускала солнечные лучи. Не прошло и нескольких минут, как пэры начали покидать здание. Лена подошла к первому и попросила:

Уважаемый пэр, простите, не знаю Вашего имени! Вы не могли бы задержаться и представить нас Вашим собратьям? Мы с другом приехали, чтобы познакомиться лично, так как знали о вас только понаслышке. Я Лена,- и она присела в глубоком реверансе,- а это Костя, мой друг.

Высокопарная речь школьницы произвела на пэра приятное впечатление. Это был небольшой человечек в комбинезоне для строителей с благородным лицом. Он снял шляпу с пером и, с почтением раскланявшись, представился:

Меня зовут Префиксальный Способ, уважаемая леди. Мы сейчас отправимся на стройку, где познакомимся со всеми Способами Образования. Наша стройка очень древняя и непохожая на другие, так как у нее нет конца.

Почему у этой стройки нет конца?

Слова нужны постоянно. Я образую слова, прибавляя к ним префиксы (приставки). Это очень легко. Больше всего мне по душе глаголы. К нам обратилось слово «читать» за помощью. Вчера один учащийся не смог подобрать к нему и двух однокоренных. Слово совсем расстроилось и потеряло надежду найти родственников. За работу!

Как вы думаете, какие слова помог образовать Префиксальный Способ?

На глазах у Лены Префиксальный Способ быстро и профессионально примерял то одну, то другую приставку, а в блокноте уже появились слова: прочитать, зачитать, вычитать…

Костя же наблюдал за работой Суффиксального Способа, которому его представили. На площадке выстроились слова: ЧИТАТЕЛЬ, ЧИТАТЕЛЬСКИЙ.

Какие истории еще могли произойти с Леной, Костей, Способами Образования и словами на строительной площадке? Напишите небольшое продолжение истории.

VI. Итог урока

Приведите пример.

VII. Д. з. СТР. 179, Написать продолжение истории. О Способах Образования слов

Выучить способы образования слов.

Способы словообразования в русском языке. Словообразовательный разбор

Цели: повторить тему «Состав слова»; продолжить знакомство со способами словообразования, словообразовательном; воспитыватьвоображение, логику мышления, творческое началов процессе словообразования.

Ход урока

I. Проверка д.з. Продолжение истории о Способах Образования слов

II. Актуализация опорных знаний

При помощи чего образуются слова в русском языке? Какие вы знаете способы словообразования? Что такое словообразовательная цепочка?

III. Постановка целей и задач урока

IV. Объяснение нового материала

Работа с учебником

1. УПР. 469 словообразовательная работа. Суффиксальный способ.

2.УПР. 471. Сложение

3. Словообразовательный разбор слова

5. ОБРАТИТЬ ВНИМНИЕ,СТР. 181

6.УПР. 473 Словообразовательная работа: помощь, результат, труба, ягода

V. Итог урока УПР. 476

Какие способы словообразования существуют в русском языке?

Приведите примеры.

VII. Д. з. СТР. 179. УПР. 477

Сложные и сложносокращенные слова

Цель: дать учащимся представление о сложных и сложносокращенных словах, обучить умению находить эти слова в речи, объяснять их образование, правильно писать сложные слова с соединительными гласными; работать над развитием речи, обогащать словарный запас учащихся.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

1) УПР. 477 суфф., преф., сложение

2) Словарный диктант по терминам.

Суффикс, словообразование, префикс, бессуфиксный, орфография, словосочетание, префиксально-суффиксальный.

II. Актуализация опорных знаний

1) Закончить предложение (письменно):

Приставка - это… . Корень - это… . Суффикс - это… . Окончание - это… Основа - это…

III. Постановка целей и задач урока Написание сложносокращенных слов и аббревиатур.

IV. Объяснение нового материала

Ребята мы уже знаем несколько способов образования слов: с помощью приставок, суффиксов, путем присоединения двух корней. Но есть еще один способ. Он называется сложносокращенным. В этом случае соединяются несколько слов, но не целиком, а частями (в сокращении).

Сложносокращенное слово может быть образованно:

из начальных частей слов: заведующий хозяйством - завхоз;

из начальной части первого слова и целого слова: сберегательная книжка;

из названий первых букв каждого слова: профессионально-техническое училище - ПТУ (пэтэу);

из начальных звуков каждого слова: высшее учебное заведение - вуз.

Такие слова удобны своей краткостью, но часто бывают непонятны. Их приходится расшифровывать.

2. Работа с учебником СТР. 184

Очень редко используется соединительная гласная И: пятилетка.

3. Уточнение и углубление понимания материала с помощью вопросов после текста в рамке. Развитие умений читательской деятельности.

– Задайте вопросы к каждой части текста в рамке и составьте вопросный план.

1) Что такое сложносокращённые слова?

2) Как они образуются?

3) Как записываются?

4) Как определить род сложносокращённых слов?

4. Викторина для любознательных

Как расшифровывается ХООШ, завуч?

5. Тренировочные упр. 483, 484

6. Составьте словосочетания УПР. 485

V. Итог урока

VI. Д.з. СТР. 184, УПР. 486

Соединительные О, Е в сложных словах

Цель: продолжить работу над усвоением правил словообразования; совершенствовать навыки словообразования, точности формулировки терминов; развиватьаналитический ум, любознательность, прививатьдух соревнования в учебе.

Ход урока

I. Проверка домашнего заданияУПР. 486

II. Актуализация опорных знаний

1) Закончить предложение:Приставка - это… .Корень - это… .Суффикс - это… .Окончание - это… Основа - это…

III. Постановка целей и задач урока Написание сложных слов.

IV. Объяснение нового материала

1. Ребята мы уже знаем несколько способов образования слов: с помощью приставок, суффиксов, путем присоединения двух корней.

Сложными словами называют слова, в состав которых входят два корня, например: электровоз, землечерпалка.

Некоторые сложные слова имеют несколько корней, например: самолетостороение.

Сложные слова образуются двумя способами:

1) При помощи соединительных гласных о или е в результате сложения основ исходных слов (пар, ходить пароход) или целых слов (сорок, ножка сороконожка).

2) Без соединительных гласных, например: трехметровый,

3)Очень редко используется соединительная гласная И: пятилетка, пятиэтажный.

2. Правило, СТР. 183

4. Выборочный диктант

1) Выпишите однокоренные слова.

Жило-было слово ход,В слове выход, в слове вход,

В слове ходики стучалоИ в походе вдаль шагало.(Е. Измайлов)

2) Сделайте словообразовательный разбор этих слов.

3) Напишите сложные слова с корнем -ход-.

4) Разберите их по составу. ЛуноходПароходЛедоходТеплоходАтомоходПешеходТихоход

5. Выборочный диктант.

Найдите в предложениях сложные слова, выпишите их. Подчеркните соединительную гласную. Устно объясните, как образованы эти слова.

1) Пароход остановился около красивого города. 2) Гудок паровоза разрезал ночную мглу. 3) Четырехэтажное кирпичное здание стояло над обрывом. 4) В нашем классе учится много любознательных ребят. 5) И. А. Крылов - знаменитый русский баснописец. 6) Весной на реках начинается ледоход.

6. Творческий диктант.Заменить словосочетания одним сложным словом, которое являлось бы определением к существительному.

1) Бумага, чувствительная к свету (светочувствительная). 2) Человек, который любит труд (трудолюбивый). 3) Насаждения, защищающие поля (полезащитные). 4) Машина, очищающая дороги от снега (снегоочистительная). 5) Река, по которой ходят суда (судоходная). 6) Дом, в котором десять этажей (десятиэтажный). 7) Человек, любящий жизнь, радость (жизнерадостный).

V. Итог урока

VI. Д.з. СТР. 183, УПР. 481

Сложные слова с пол-, полу-.

Цели: ознакомить с правилами правописания сложныхслов с пол-, полу-; закрепить знания о способахсловообразования;развивать память учащихся; воспитывать интереск языку.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания УПР. 481

II. Актуализация опорных знаний

Разобрать слова по составу, сделать словообразовательный разбор.

Перебежчик, задуматься (по вариантам).

III. . Постановка целей и задач урока

IV. Объяснение нового материала

1. Правило, СТР. 186

Стихотворение-правило УПР. 487, з.2

2. Работа с учебником (с. 186) УПР. 487, з.3. Расскажи правило соседу по парте.

3. Тренировочные упражнения Упр. 488, 489, 491

4. Выборочный диктант Записать слова в 2 столбика Через дефис

Пол-лука Пол-арбуза Пол-утра Пол-КиеваПолсливы Полкаравая ПолстулаПолукровка Полуостров

V. Итог урокаКакие два элемента, используемые в словообразовании, мы сегодня узнали?Каковы правила их написания? УПР. 492. 495

VI. Д.з. УПР.496

Контрольный диктант

Цель работы: проверить навыки правописания гласных и согласных в корнях слов, выявить уровень сформированности умения обнаруживать орфограммы, различать их, правильно подбирать проверочные однокоренные слова.

Ход урока

I. Тема, цель

II. Инструктаж по написанию диктанта

III. Написание диктанта

Лесная столовая

Морозное утро выдалось тихим. Из ельника вылетел рябчик и сел на пеньке, подставил спинку солнцу. На высокой берёзке пристроилась стайка воробьёв, снегирей, синиц. Позаботились люди о лесных жителях. Для оленей и косуль они запасли душистого сена, а для зайцев подрубили несколько осинок и развесили веники. Для белок ребята поместили на деревьях кормушки с орехами и желудями. Не забыли школьники и о птицах. Они приготовили для них любимые лакомства: крупу, хлебные крошки и кусочки сала. Целый день в лесной столовой раздаётся шум, потому что стаи птиц прилетают сюда. Только под вечер пустеет лесная столовая. Пернатые - друзья человека. О них надо заботиться. «Берегите их ребята!» - советуют биологи.

IV. Подготовиться к контрольной работе СТР. 179 – 186

Доп. УПР. 494

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА «Способы образования в русском языке»

1 вариант

2 вариант

пальтишко, игривый, догонять, паровоз.

1. Разобрать по составу слова:

закричала, холодноватый, тросточка, самовар

2. Выпишите из текста сложные слова. Определите, как они образованы.

В школе чародейства и волшебства Гарри Поттер и его одноклассники изучали травоведение, зельеварение и другие предметы. Гермиона вычитала в книге «Сильнодействующие яды», что для оборотного зелья водоросли собирают в полнолуние, златоглазки настаивают три недели. (По Дж. Роулинг)

Слова с пол- пишутся слитно, если вторая часть слова начинается с______________

3. Спишите предложение и закончите формулировку правила.

Слова с пол- пишутся через дефис, если вторая часть слова начинается с______________

Ночевка, пушистенький, читательница.

4. Составить словообразовательную цепочку слов:

зимовка, игрушечный, опыление.

Мы с товарищем предпол..гали выехать до ра…вета но выехали поз..но. В степи ст..яла тишь а р..стительность встр..чалась ре..ко. Ж..лудь плод дуба. Здесь было много интересных р..стений тополя березы ивы.

5.Списать предложения, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания:

Рис р..стет на болотистых м..стах отметил учитель географии. Я предпол..гал увидеть людей но это были лоси. Когда ребята распол..жились у костра начался интересный ра..говор. Бечевка тонкая веревка.

6. Выпишите слова, в которых пол - пишет­ся слитно,

6. Выпишите слова, в которых пол - пишется через дефис.

Пол (Парижа), пол (лета), пол (метра), пол (отпуска), пол (вто­рого), пол (Тюмени), пол (города), пол (лимона), пол (армии), пол (деревни), пол (аула), пол (села), пол (арбуза), пол (Воронежа), пол (ложки), пол (первого), пол (оклада), пол (зарплаты), пол (литро­вый), полу (маска), пол (бутылки).

Контрольный диктант №1(нулевой срез знаний)

РОДИНА.

Родина- могучее слово. Родина для нас все. Она дала нам жизнь, для нее мы живем. Какой смысл мы вкладываем в это слово? Родина- это вся наша страна, ее огромные просторы.

С гордостью сознаем мы, что наша страна самая большая в мире. Она располагается в двух частях света. Три океана омывают ее своими водами.

Равнины нашей Родины покрыты плодородной почвой, ценными лесами, горы обильны полезными рудами. Мы гордимся нашей Родиной, потому что она всем народам указала путь к свободе, к счастью. (80 слов)

Контрольный диктант №3 по орфографии

ЛЕСНАЯ СТОЛОВАЯ

Тихим выдалось морозное утро. Из ельника вылетел рябчик и расположился на пеньке, подставил спину солнцу. На высокой елке пристроилась стайка свиристелей, снегирь замер на березе.

Позаботились люди о лесных обитателях. Для оленей и косуль они набили в кормушки сена, а для зайцев подрубили несколько осинок и веники развесили. Для белок школьники банки на деревьях пристроили с орехами, желудями. Приготовили они лакомство для птиц: крупу, хлебные крошки, а специально для синицы повесили на ветке кусочки сала. Многие птицы и звери сюда спешат, и целый день в лесной столовой стоит шум. Только под вечер пустеет столовая. (94 слова)

Контрольный диктант №4 по теме «Слово как часть речи»

МАШИНЫ МОГУТ ДЕЛАТЬ ВСЕ

Не любить машины, не восторгаться ими может только черствый человек.

Машины- чудесные детища пытливого и настойчивого ума человека в его умелых, всемогущих руках.

В сельском хозяйстве машинами пашут, сеют, жнут, орошают землю, пропалывают сорняки.

Машинами куют, обтачивают металл. Машинами добывают уголь и руды. И куда ни посмотри, что ни возьми, нигде не обходится без машин. Карандаши сделала машина на карандашной фабрике. Машина изготовила башмаки, которые ты носишь, стул, на котором ты сидишь, лампочку, которая тебе светит. И на что ни кинь свой взор, всюду увидишь предметы, которые обязаны своим появлением машине. (99 слов)

Контрольный диктант №7 по теме «Словообразование и правописание»

I. Длинные тени домов, заборов ложились красиво по светлой, пыльной дороге.

Имена прилагательные изменяются по родам, числам и падежам.

Пионеры возложили к подножию памятника тюльпаны.

Перед сном полагается чистить зубы.

Подрастает в школе смена нашим славным рекордсменам.

На полях, в садах и огородах человек выращивает культурные растения.

Заросли свисают над водой темными арками.

Волны выбросили на берег много водорослей.

Черное озеро названо так по цвету воды.

В тумане падали желтые листья.

Опять в лесу захрустело отчетливо и ясно.

На столе стояла тарелка со спелым крыжовником.

В июне везде ощущается чудесный липовый аромат.

II. Сделайте морфологический разбор следующих слов:

1 вариант

Рассказывать, прилеплять, облегчить

2 вариант

Разгадать, затормозить, безмятежный

Контрольный диктант №6 по теме «Лексика»

I. Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки, щечки, спинки и животики. И до того налились и пропитались солнцем, что к осени стали золотыми.

Зашумел в лесу золотой дождь. Капля по листику щелкнет, и сорвется лист. Синицы на ветке завозятся, и брызнут листья по сторонам. Ветер налетит, и закружится пестрый смерч. По колено в листьях деревья стоят.

Листья шуршат, скребутся, лопочут, скачут, качаются на паутинках.

Шумит золотой дождь.

II. Найдите в тексте слова (словосочетания) в переносном значении.

III. Объясните значение фразеологизмов:

1 вариант

Кот наплакал; рукой подать; держать язык за зубами

2 вариант

Ломать голову; зарубить на носу; рука об руку

IV. Запишите пословицы, которые вы знаете.

Контрольный диктант №8 по теме «Главные и второстепенные члены предложения»

I. Принес я зайца домой. Папа достал из аптечки бинт, вату, забинтовал зайцу сломанную ножку и посадил в ящик. Мама положила туда сена, моркови, мисочку с водой поставила. Так наш зайка и остался жить. Ножка у него совсем срослась, даже из ящика выскакивать начал и меня вовсе не боялся. Выскочит, побегает по комнате, а как зайдет ко мне кто-нибудь из ребят, под кровать спрячется.

II. Определите грамматическую основу и обозначьте второстепенные члены во втором предложении.

III. Что такое:

Грамматическая основа

Обстоятельство

Определение

Дополнение

Подлежащее

Сказуемое


Диктанты по русскому языку для казахских классов

6 « А» В космосе женщина

Первая в мире женщина – космонавт родилась в Ярославле. Красив этот старинный русский город. Он стоит на высоком берегу Волги, весь в зелени и цветах.

Валя часто смотрела, как в чистом небе кружит самолёт. Она мечтала о полёте. Валя полюбила небо.

Летать в воздухе очень хорошо. Под тобой весь город как на ладошке. Видны все улицы, дома, люди. До того, как стать космонавтом, Валентина сделала много прыжков с парашютом.

И вот женщина в космосе! Валентина сумела доказать всему миру, что девушки способны на высокий подвиг.

5 «А» Родина.

Родина начинается у твоего дома. А твой дом- или на юге, или на севере нашей страны.

С чего начинается любовь к Родине? Это чувство появляется в детстве. Оно начинается с любви к матери. От матери ты узнал язык своей Родины? В её песне прозвучал голос твоей Родины.

Любить Родину- значит жить с ней одной жизнью. Радоваться в праздник, страдать, когда Родине тяжело. И главное- нужно беречь Родину.

7 « А» Белка-путешественница

В городе Орле рабочие распиливали толстые брёвна на доски. Вдруг на одном бревне появился рыжеватый зверёк. Это была белка. Каким образом белка очутилась в городе?

Белку завезли из брянских лесов. В дупле большой сосны белка устроила свою кладовую и запасла орехов. Пока белка прыгала с ветки на ветку, лесорубы спилили сосну.

Утром белка вернулась с прогулки и увидела на месте стройных сосен гладкие брёвна. Она отыскала свою кладовую и спряталась там.

Потом брёвна погрузили на машины. Попало на машину и бревно с белкиной кладовой и самой хозяйкой. Испугалась белка и затихла в кладовой. Бревно заложили другими брёвнами. Так белка попала в Орёл.

8 « А» Лесная столовая.

Тихим выдалось морозное утро. Из ельника вылетел рябчик и расположился на пеньке, подставил спину солнцу. На высокой ёлке пристроилась стайка свиристелей, снегирь замер на на берёзе.

Позаботились люди о лесных обитателях. Для оленей и косуль они набили в кормушки сена, а для зайцев подрубили несколько осинок и веники развесили. Для белок школьники банки на деревьях пристроили с орехами, желудями. Приготовили они лакомства для птиц: крупу, хлебные крошки, а специально для синицы повесили на ветки кусочки сала. Многие птицы и звери сюда спешат, и целый день в лесной столовой шум. Только под вечер постепенно пустеет лесная столовая.

9 « А» Памятник собаке.

В Париже поставлен памятник собаке. На пьедестале этого памятника выбита надпись: ! Доблестный Барри спас сорок человек от гибели. Во время спасения сорок первого – погиб».Как же это произошло?

Сенбернары- это собаки – горноспасатели. Во время снежных обвалов они ищут людей. На спине большой и сильной собаки приторочены средства первейшей помощи: одеяло, продукты. Если собака не в силах раскопать пострадавшего, она мчится в селение т том зовёт на помощь людей. Сенбернар Берри спас сорок человек. Сорок первый, которого он обнаружил под завалом, не подавал признаков жизни. Собака раскопала его и, чтобы согреть его своим дыханием, стала лизать человека в лицо. Пострадавший очнулся, открыл глаза, но испугался собаки, вытащил револьвер и выстрелил.

История сенбернара взволновала весь мир, и люди собаке по кличке Барри в Пар иже поставили памятник

Тема:

I. 1. Одинокая капля дождя отвесно упала в воду, и от нее пошли тонкие круги. (Пауст.) 2. Сады друг с другом обнялись, и роща к роще тянется. (Пр.) 3. К полуночи тучи ушли, и над вершинами сосен начало переливаться холодными огнями небо (Пауст.) 4. Солнце уже пряталось, и на цветущей ржи растянулись вечерние тени. (Ч.) 5. Солнце уже скрылось, и ночные тени быстро надвигались со стороны леса. (Л. Г.) 6. Весна начинается медленно, и осень незаметно подкрадывается. (Пришв.) 7. Первый день прошел благополучно, и Павел шагал домой с чувством честно заработавшего свой отдых человека. (Н. О.) 8. Весной озеро далеко разливалось, и прочное место можно было найти только версты за три… (Пришв.)

II. 1. Белка песенки поет и орешки все грызет. (П.) 2. Березки теперь давно оделись и утопают в высокой траве. (Пауст.) 3. В окно вливалась свежая струя ночного воздуха и несла с собой смолистый аромат елового леса и душистых лесных трав. (М.-С.) 4. Отцветали яблони в саду и дорожки сада усыпаны белыми лепестками.

III. 1. Молчит опаловая даль моря, певуче плещут волны на песок, и я молчу. (М. Г.) 2. Играют волны, ветер свищет, и мачта гнется и скрипит. (Л.) 3. Сверкали молнии, дождь все усиливался, и через некоторое время начался настоящий ливень.

IV. 1. Недавно прошел дождь, а дорога уже сухая. (Кав.) 2. Часы летели за часами, а мы все сидели у костра и разговаривали (Арс.) 3. В саду хрустнула ветка, а в роще снова загукала выпь. (М. Г.) 4. Сад был густой и ветвистый, но листья уже опали. (Фад.) 5. Поднялся ветер, и море разбушевалось. (Арс.) 6. Весна сияла на небе, но лес еще по-зимнему был засыпан снегом. (Пришв.) 7. Солнце уже довольно высоко стояло на чистом небе, но поля еще блестели росой. (Т.)

V. 1. Ты запой мне ту песню, что прежде напевала нам старая мать. (Ес.) 2. Я заметил, что мои спутники стали уставать. (Арс.) 3. Мы едва тащились шагом, потому что мокрый снег прилипал к колесам и даже тормозил их. (Арс.) 4. Снаружи палатка была аккуратно окопана ровиком, чтобы не натекала дождевая вода. (Кат.) 5. Заря уже занималась в небе, когда оба приятеля возвращались на свою квартиру. (Т.) 6. Дождик захватил нас, когда мы уже повернули в березовую рощу. (Л. Т.) 7. Чуть-чуть светлела красноватая полоска там, где село солнышко. (Арс.) 8. Свежий ветер дул с моря, где в темноте и гуле бурунов сверкали далекие маяки. (Пауст.) 9. С рассветом казалось, что день будет пасмурным и дождливым. (Арс.)

ЛЕСНАЯ СТОЛОВАЯ

Тихим выдалось морозное утро. Из ельника вылетел рябчик и расположился на пеньке, подставил спину солнцу. На высокой елке пристроилась стайка свиристелей, снегирь замер на березе.

Позаботились люди о лесных обитателях. Для оленей и косуль они набили в кормушки сена, а для зайцев подрубили несколько осинок и веники развесили. Для белок школьники банки на деревьях пристроили с орехами, желудями. Приготовили они лакомства для птиц: крупу, хлебные крошки, а специально для синицы повесили на ветки кусочки сала. Многие птицы и звери сюда спешат, и целый день в лесной столовой шум. Только под вечер постепенно пустеет лесная столовая. (Из календаря.) (97 сл.)

1. Правописание безударных гласных, окончаний существительных.

2. Пунктуация при однородных членах, в сложном предложении.