Иногда наблюдая за криво растущими деревьями кажется, что ничего сложного нет заставить их расти так как тебе хочется, но всему есть конечно предел. Но вот один человек решил пойти дальше и реализоваться из живых деревьев совершенно фантастические узоры...


Эрландсон принялся за первые эксперименты в 1919 году. Его, проведшего всю юность на ферме, всегда поражало умение природы создавать сложные конструкции из ветвей и стеблей. Поначалу он использовал обычные для садоводов методы обрезки и прививания побегов, чтобы «подтолкнуть» их к росту в нужную сторону. Некоторые композиции создавались благодаря срастанию двух и более стволов, прижатых друг к другу, как, например, изящное дерево-арка (оно же «двуногое дерево»). Со временем мастерство росло, появлялись новые методы работы.

Он экспериментировал с березами, ясенями, вязами, плакучими ивами, создавая из их стволов петли, сердца, винтовые лестницы, зигзаги, кольца, клетки для птиц, башни, рамки для фото и т. д.

Вскоре он понял, что его деревья пользуются популярностью, и решил создать парк «Tree Circus».

Эрландсон никому не раскрывал секрета своей технологии, тщательно защищая от шпионов «рецепт» прививки, которую он делал деревьям

Впрочем, когда Акселя начинали расспрашивать о секретах его деревьев, он лишь отшучивался: «Я просто прошу их об этом» Самыми любимыми «питомцами» в саду Эрландсона были платаны - с ними оказалось легко работать, придавая форму на ранней стадии.

Вскоре после возвращения из заграничной поездки Аксель Эрландсон задумался о создании большого сада-музея. К 1947 году он перенес несколько десятков уже подросших композиций на купленный участок в местечке Скоттс-Велли. Большинству экспонатов к тому моменту было уже несколько десятков лет, и их создатель не торопился сажать новые, ведь шансов закончить работу над ними практически не было. Музей получил название «Древесный цирк» и сразу же привлек толпы любопытных туристов со всей страны.

Арбоскульптура - вид творчества, занимающий долгие годы и требующий большой изощренности, но зато он удивительно долговечен и безвреден как для окружающей среды, так и для материала. Деревья не испытывают никакого дискомфорта и продолжают расти, даже если их «завязать» в узел.


Зеленые кроны живых скульптур Эрландсона - самое лучшее тому доказательство.

После смерти владельца в 1964 году, из древесного цирка пытались сделать другой туристический аттракцион, под названием «Потерянный мир». Но пластиковые динозавры на фоне необычных деревьев вызвали только раздражение посетителей, и вскоре эта идея была забыта. Сами живые скульптуры продолжают стоять, и, очевидно, прекрасно себя чувствуют. Арбоскульптура обрела новых поклонников, и теперь сад Эрландсона не является единственным в своем роде. Но отнять у этого уникального места его историю не сможет уже никто.



Оказавшись в парке, где живые деревья перерастают друг в друга, завязываются в узлы и принимают самые невероятные формы, и вправду подумаешь, что попал в какой-то затерянный мир. Но здесь нет ничего фантастического – просто тут поработали художники, которые могут сделать с деревьями всё, что угодно.

Аксель Эрландсон (Axel Erlandson), родился в 1884 году. Он был сыном шведских иммигрантов, поселившихся в Канаде, и жил тем, что выращивал бобовые и зерновые культуры.

Говорят, что именно это занятие, точнее, затейливый вид переплетающихся гибких стеблей вдохновил Эрландсона на эксперименты с деревьями.

Кадры первых лет «Древесного цирка» из семейного архива Эрландсонов (фото с сайта arborsmith.com).

И вправду: если могут гнуться и сплетаться травянистые растения, то почему бы не сделать такое с деревьями? В общем, эта идея показалась ему довольно интересной, и на много лет Аксель увлёкся экспериментами с деревьями, стволам которых во время роста с помощью специальных приспособлений придавал самые разные формы.

Пионер-арборскульптор Аксель Эрландсон под деревом, у которого четыре ствола сливаются в один (фото с сайта arborsmith.com).

Очень долго это оставалось одним из любимых хобби его семьи — до тех пор, пока его жена и дочь в 1945 году не отправились в путешествие, во время которого они поняли, что людей настолько привлекает вид всяких странностей, что они готовы отдавать деньги, лишь бы только посмотреть на них.

Вернувшись домой, они сразу же сказали, что их гнутые деревья могли бы оказаться не менее прибыльным зрелищем.

Аксель моментально загорелся этой идеей, купил небольшую территорию земли в Калифорнии и стал на него пересаживать лучшие деревья из своего сада – выращивать было бы слишком долго — и уже в 1947 году открыл этот необычный сад для обозрения. Название для него было решено выбрать тоже нестандартное – «Древесный цирк» (Tree Circus).

Однажды арборскульптора доктора Криса Кэттла (Chris Cattle) студенты спросили: «Как может творческая энергия содержаться в мебели?». А ответил он им так... (фото с сайтов arborsmith.com и growingvillage.com).

Этому увлечению – и саду около дома, и Цирку – Эрландсон посвятил 40 лет. Он создал просто выдающиеся скульптуры из живых деревьев. Когда же его спрашивали, как у него вырастали такие шедевры, он часто отвечал что-то типа: «Я их просто попросил об этом».

Применение арборскульптурам можно найти где угодно (фото с сайта arborsmith.com).

Но в 1963 году Эрландсон продал Цирк и через год скончался.

Зелёные скульптуры были настолько восхитительны, что они не могли пропасть. Скоро у Цирка появились новые владельцы — Ларри и Пегги Томпсоны (Larry, Peggy Thompson).

Они решили, что место должно быть таким же аттракционом, как и прежде, и изменили его совсем немного: дали ему новое название – «Затерянный мир» (Lost World) — и расставили динозавров из стекловолокна, которые должны были привлекать внимание к удивительному парку.


Разнообразные кресла, стулья, сиденья – отдельная тема (фото с сайта growingvillage.com).

Но, к сожалению, Лари вскоре умер, ещё до того как «Затерянный мир» открылся до посетителей, и Пегги, оставшейся с тремя детьми, пришлось самой несколько лет управляться с парком.

Это успешно удавалось ей несколько лет, но вскоре она захотела парк продать. Проблема вдруг оказалась в том, что покупатель почему-то никак не находился.


Дом-фикус на острове Окинава. Разумеется, возведён безо всяких стройматериалов (фото с сайта arborsmith.com).

Самые крупные проблемы у парка появились в 1984-м, когда начались серьёзные споры о том, можно ли эту территорию считать историческим памятником. Иначе «Затерянному миру» грозило разрушение бульдозерами.

Изяществу некоторых произведений невозможно не удивиться (фото с сайта growingvillage.com).

В 1985 году Майкл Бонфанте (Michael Bonfante), владелец сети бакалейных магазинов Nob Hill Foods , приобрёл и пересадил несколько деревьев для своего развлекательного парка в калифорнийском городе Гилрое.

Сейчас скульптуры из деревьев, или арборскульптуры (от латинского «arbor» — дерево), создаются, в основном, теми же методами, которыми пользовался ещё Аксель Эрландсон.

Например, деревья изгибают, обрезают, прививают, объединяют по нескольку сразу при посадке или с помощью прививки.

Пляшущие человечки. Интересно, в каких монстров они превратятся, когда дерево вырастет через несколько лет (фото с сайта growingvillage.com).

Чем-то арборскульптуры могут напоминать бонсай – из-за тех же методов, например, скручивания или обрезки.

Зато, если продолжать дальше сравнивать, то можно заметить, что древесные произведения не имеют ничего общего с искусством художественной стрижки садов, ведь подстрижка формирует только лишь листву. А скульптуры из деревьев – это, прежде всего, изменение формы ствола.

Сейчас один из самых известных арборскульпторов – Ричард Римс (Richard Reams). В общих чертах, то чем он занимается — это то же самое, что делали его предшественники. Разве что его конструкции выглядят намного разнообразнее.

Символ мира («пацифика», проще говоря). По словам арборскульптора Ричарда Римса, это самая странная скульптура, из тех, что ему когда-либо заказывали (фото с сайта arborsmith.com).

Главная идея, которой руководствуется Ричард, звучит примерно так: «Представь себе тот мир, в котором хотел бы жить, и сделай его сам». Вот так и получаются самые восхитительные арт-неожиданности – вплоть до домов из растущих деревьев.

Поэтому арборскульптурные композиции, скорее, напоминают шпалерник – посадки, которые в результате таких же операций – сращивания, пригибания, обрезки, — превращаются в сплошную живую древесную решётку, покрытую листвой.

Самое интересное, что композиции из деревьев не требуют никакого хитроумного инвентаря, никаких особых технологий. И почему арборскульптурное направление в искусстве и дизайне не появилось ещё в глубокой древности – этот вопрос так и остаётся загадкой...

Чем больше смотришь на причудливые деревья, выращенные Акселем Эрландсоном, тем больше восхищаешься его творениями.

В городе Гилрой, штат Калифорния, творятся прямо - таки чудеса, но отнюдь не кулинарные, хотя запахом чеснока пропитан здесь каждый уголок. В самопровозглашенной Чесночной столице мира к этому уже давно привыкли. Выбиваются же из привычного порядка вещей другие чудеса, произрастающие из земли, посмотреть на которые сюда, в центр Калифорнии, съезжаются сотни тысяч туристов, и чудеса эти - деревья.

Они украшают вход в тематический парк отдыха «Сад Бонфанте». Десять живых экспонатов с пышными раскидистыми кронами, при виде которых от удивления перехватывает дыхание.

Одно из деревьев за кренделеобразный ствол в форме двух восьмерок, идущих одна вдоль, другая - поперек и пересекающихся посередине, прозвали Четырехколечником. Другое - элегантное Дерево - корзина, сикомор чуть меньше 15 метров высотой, ствол которого образуют, переплетаясь с поразительной симметричностью, шесть молоденьких деревьев.

Все вместе они известны как «Цирковые деревья», и вокруг них царит атмосфера таинственности и всеобщего восхищения. Посаженные более 70 лет назад фермером и топографом Акселем Эрландсоном на пыльной, открытой всем ветрам ферме в Калифорнии, сегодня они служат главным украшением парка, принадлежащего бывшему владельцу сети супермаркетов Майклу Бонфанте.

Они поражают своим внешним видом, который противоречит всем законам природы. Мало кто может с уверенностью сказать, какими методами пользовался Эрландсон , а уж повторить его творения в таких масштабах вообще никому не удавалось. Да и вряд ли когда - нибудь удастся.

Эрландсон никому не обмолвился о том, как ему удалось вырастить такие деревья. «Он ничего не рассказывал ни мне, ни моей матери. Боялся, что мы разболтаем его секреты, - говорит его дочь, 73 - летняя Уильма Эрландсон. - А когда к нему с вопросами приставали дети, он отвечал: "Я с ними разговариваю"».

Самое же поразительное то, что его самого никто никогда этому не учил. Эрландсон родился в 1884 году, в семье шведских иммигрантов. Его родители осели в Миннесоте, когда ему было около двух лет. Он обладал неуемным любопытством и был человеком необыкновенно творческим, хотя образование имел всего четыре класса. «Он печатал в местной газете свои стихи, самостоятельно научился играть на скрипке и, еще будучи подростком, смастерил рабочую модель молотилки», - рассказывает Марк Примак, автор неизданной биографии Эрландсона .

Петля в петле . - Восьмерка - вот магическое число для этого дерева.

В 1902 году Эрландсон переехал в Калифорнию. Именно там, ухаживая за высаженной им защитной лесополосой, он заметил одну удивительную вещь: если две ветки одного дерева долгое время соприкасаются, в конце концов они срастутся. В порядке эксперимента он посадил квадратом четыре сикомора на расстоянии 180 сантиметров один от другого и, слегка нагнув их друг к другу, взял да и скрепил деревья прививкой. Так появился на свет Четвероногий великан, напоминающий громадного паука.

На этом Эрландсон не остановился и к середине 50 -х годов, перебравшись в Скоттс - Вэлли, мог похвастаться уже 70 деревьями. Садоводческие познания, точность топографа и творческая энергия художника составляли ту пеструю палитру умений и навыков, которые позволяли ему, закручивая, расщепляя и прививая деревья, выделывать из них то спирали, то сердца, то всякие другие головоломные конструкции.

Каждый надрез, сделанный для прививки, Эрландсон заматывал матерчатой ленточкой, скрывая от посторонних глаз, что и как он там наколдовал. К тому же ранки на деревьях затягивались, не оставляя от его манипуляций и следа.

Однако при всем его мастерстве одним только набором знаний и инструментов секрет далеко не исчерпывается. Подобно людям, которым дано умение обращаться с животными, говорит Бонфанте, Эрландсон имел особый подход к деревьям. «Они чувствовали душу Акселя и отвечали ему той же любовью».

В 1947 году, в надежде подзаработать на своей страсти, 63 - летний Эрландсон открыл на пути из Санта - Круз в Сан - Франциско, где пролегал традиционный туристический маршрут, аттракцион под названием «Садовый цирк». Посетители, конечно, были, но особого ажиотажа он не вызвал. К тому времени, когда в 1963 году Эрландсон продал свои земли, в цирке побывал 24 361 человек, что принесло его владельцу «огромную» прибыль в шесть тысяч долларов.

Спустя год Акселя не стало, и о парке забыли. Лишившись заботливых рук хозяина, большинство деревьев погибло.

Свой парк Бонфанте задумал в 1983 году. Прослышав о бедственном положении деревьев, он загорелся идеей вдохнуть в них новую жизнь. «Я достаточно хорошо разбирался в садоводстве, чтобы понять, чего добился этот человек, - говорит он, - и мне это показалось просто фантастикой».

Год спустя он перевез 25 уцелевших деревьев Акселя к себе в парк, находившийся на расстоянии 75 километров, где в течение 15 лет они, как танцующие медведи и воздушные гимнасты, готовились к выходу на публику, с той лишь разницей, что купола над головой у них не было.

В «Саду Бонфанте» за неделю деревья Эрландсона увидело больше людей, чем за все 16 лет существования «Садового цирка». Но сколько бы они ни ломали голову над тем, как ему это удалось, ответа на этот вопрос им не найти. Чему сам Аксель Эрландсон был бы только рад.