В начале 1930-х гг. внутреннее развитие Японии стало фактором дестабилизации Вашингтонской системы. Трансформация государственности и политического устройства Японии вследствие мирового экономического кризиса привела к тому, что в сложных условиях сформировалась фашистская идеология национальной исключительности японцев. Ее называют милитаристской, поскольку наиболее восприимчивыми к этим идеям оказались представители вооруженных сил. Выход из кризиса правящие круги видели во внешней экспансии, войне, нацеленной на завоевание региональной и мировой гегемонии. В первую очередь, для этого необходимо было завоевать Манчжурию: «Манчжурия – это первая линия государственной обороны Японии». Для этого она имела хорошо обученную Квантунскую армию, а местом ее дислокации была арендованная территория Гуандун (по-японски Квантун).

В ночь с 18 на 19 сентября 1931 г. японские войска вторглись в Маньчжурию недалеко от Мукдена и при поддержке морской авиации повели наступление на китайские гарнизоны и города северо-восточного Китая. Правитель Маньчжурии Чжан Сюэлян, располагавший 100-тысячной армией против 14-тысячной японской, не смог оказать сопротивление. Через несколько месяцев оккупация Северной Маньчжурии была завершена. На Дальнем Востоке в результате японской агрессии в Китае образовался опасный очаг войны .

Державы – участницы договора о Китае заняли осторожную позицию, долгое время рассматривая происходящее как локальный инцидент, не преследующий далеко идущих политических целей.

Президент США Г. Гувер в октябре 1931 г. признал за Японией право «восстановить порядок в Китае». Однако разрастание конфликта заставило Соединенные Штаты заявить об экспансии Японии и впервые пойти на тесное сотрудничество с Лигой наций. 7 января 1932 г. госсекретарь Дж. Стимсон обратился к Японии и Китаю с идентичными нотами (доктрина Стимсона), где сформулировал позицию США в отношении захватов Японии: непризнание никаких действий, нарушающих суверенитет и целостность Китая, и принцип «открытых дверей»; любых соглашений, легализующих аннексию Маньчжурии. Но многие государства-участники договора о Китае уклонились от коллективного демарша.

Китай сделал ставку исключительно на политико-дипломатические методы противодействия агрессии. Рассчитывая на поддержку западных государств, он обратился в Совет Лиги наций с жалобой на Японию, потребовал восстановить статус-кво и компенсации за причиненный ущерб.

Япония всячески стремилась избежать столкновения с СССР. Со своей стороны, Советский Союз официально заявил о своем нейтралитете и невмешательстве в конфликт. В самый разгар конфликта СССР поставил вопрос о заключении советско-японского пакта о ненападении. СССР соотносил этот конфликт с ходом гражданской войны в Китае и стремился использовать его против Гоминьдана. Дипломатические маневры СССР и Японии создали многозначную политическую ситуацию, в которой западные державы оказались разобщены. Тем временем в Японии определилось отношение к действиям Квантунской армии. Удивительная легкость военных успехов предопределила исход борьбы между умеренными и фашистскими элементами в японском руководстве. В декабре 1931 г. правительство Р. Вакацуки-К. Сидэхары ушло в отставку, к власти пришел новый промилитаристский кабинет К. Инукаи.

Комиссия Литтона и выход Японии из Лиги наций

В сентябре-декабре 1931 г. Совет Лиги наций, неоднократно обсуждая маньчжурский вопрос, осудил Японию и постановил создать комиссию для изучения обстановки на месте. Она состояла из авторитетных представителей США, Британии, Франции, Германии и Италии во главе с английским лордом Виктором Литтоном (Комиссия Литтона).

В условиях бездействия международного сообщества Япония в январе 1932 г. попыталась захватить Шанхай, но решительная демонстрация американского и английского флотов, вынудили ее отступить (Шанхайский инцидент) . Чтобы закрепить аннексию Маньчжурии японцы 1 марта 1932 г. создали марионеточное государство - Манчжоу-го. Во главе был поставлен бывший император Китая Пу И, свергнутый Синхайской революцией 1911 г. Столицей стал город Чанчунь. Государство полностью контролировала Квантунская армия. Военный союз 1932 г. между Японией и Манчжоу-го предусматривал право Японии содержать на его территории свои войска.

Совет Лиги по предложению правительства США принял 11 марта 1932 г. резолюцию о непризнании японских захватов. Комиссия Литтона, посетившая США, Японию, Китай, Маньчжоу-го представила в октябре 1932 г. подробный доклад, содержавший факты об агрессии Японии, нарушении ею Устава Лиги, Договора девяти держав, Пакта Бриана-Келлога. Указав на то, что регион является неотъемлемой частью Китая, Литтон предложил определить новый статус Маньчжурии в качестве автономной единицы Китая. На чрезвычайной сессии Ассамблеи Лиги наций (декабрь 1932 г.) по докладу были вынесены половинчатые решения. Признав Японию агрессором, Лига наций уклонилась от введения экономических и военных санкций против Японии.

Осуждение японской агрессии мировым сообществом было во многом обесценено неэффективностью международно-правового принуждения. При этом вновь выявилась разность в позициях держав к агрессии. СШАсосредоточили усилия своей дипломатии на закреплении принципа «открытых дверей» в Китае, разъяснив, что США не намерены вмешиваться в «законные договорные права» Японии в Маньчжурии. Английский министр иностранных дел Дж. Саймон заявил, что его правительство не намерено предпринимать какие-либо шаги против Японии. Советское правительство заявило, что оно с самого начала японо-китайского конфликта стояло на пути строгого нейтралитета, и сообщало, что не находит возможным присоединиться к постановлениям Лиги наций.

Япония решительно отвергла выводы комиссии Литтона и резолюцию Лиги наций. 27 марта 1933 г. Япония объявила о своем выходе из Лиги наций. Тем самым завершился кардинальный поворот в ее внешней политике к курсу на ревизию Версальско-Вашингтонской системы.

Политика держав на Дальнем Востоке и в Тихоокеанском регионе

Выход Японии из Лиги наций и бездействие великих держав вынудили Китай пойти на перемирие с Японией 31 мая 1933 г. в г. Тангу. В соответствии с ним Япония получала ряд военных и политических привилегий в захваченных областях. Весь обширный район к югу от Великой стены был превращен в «демилитаризованную» зону, куда был закрыт доступ китайским войскам. Тем самым был зафиксирован отказ правительства Чан Кайши от Маньчжурии и областей к югу от нее, оккупированных Японией.

Особенность Маньчжурской политики Япониизаключалась в том, что вместо традиционного колониализма в форме вывоза минеральных и иных ресурсов приоритет был отдан развитию тяжелой промышленности и инфраструктуры региона за счет крупных инвестиций японского капитала. В результате в 30-е гг. Маньчжурия стала одним из наиболее динамично развивающихся регионов мира. К 1937 г. дислоцированная в Маньчжурии Квантунская армия заметно превзошла по боевой мощи вооруженные силы, размещенные на Японских островах. Материковая военно-экономическая база экспансии была в основном создана. Таким образом, Япония сумела захватить политическую инициативу на Дальнем Востоке. На новом этапе в Токио считали необходимым закрепить достигнутый результат, направив усилия на освоение Маньчжурии и дальнейшее проникновение в Китай.

В бассейне Тихого океана Япония в результате активно проводимого внешнеполитического курса расширила свои территориальные владения и влияние и значительно приблизилась к Юго-Восточной Азии, Новой Зеландии и Австралии. Под угрозу были поставлены коммуникации США и Англии, особенно военно-морские базы США стратегического значения – Филиппины и Гавайи (Сандвичевы острова), расположенные неподалеку от Японии.

К началу XX века человеческое общество достигло высокого уровня развития практически во всех областях, за исключением политики, особенно международной. Глобализация жизни общества требовала интернациональной политики, а в ней доминировал национализм.

Первостепенной стала задача организации эффективного управления системой международных отношений. Но политика и право оказались к этому не готовы.

Все это не могло не вызвать соответствующую реакцию. Возникли широкие общественные движения, требовавшие внести коренные перемены в механизм управления международными отношениями.

Они сыграли немаловажную роль в том, что в 1919 году державы-победительницы решили создать Лигу Наций и приняли ее учредительный акт - Статут. Была учреждена первая всеобщая политическая организация, призванная обеспечить мир и сотрудничество между государствами.

В 1919 году была образована Лига Наций, главной целью которой являлись обеспечение всеобщего мира и содействие международному сотрудничеству государств.

Лига Наций содержала в себе значительные возможности для координации усилий государств в целях обеспечения мира. Но восторжествовал примитивный национализм. Пострадали национальные интересы всех государств. Все это не смогло не сказаться и на международном праве. Были сделаны шаги в направлении определения общих целей и основных принципов международного права. Развивалось регулирование сотрудничества в специальных областях. Упрочивалось международно-правовое сознание. Но в целом государства не проявили заинтересованности в совершенствовании международного права.

Лига Наций не смогла справиться со своей основной уставной задачей, связанной с мирным урегулированием международных конфликтов. Она не смогла предотвратить Вторую мировую войну, а также нападение Японии на Китай, Италии - на Эфиопию, Германии - на Австрию и Чехословакию, Италии на Испанию и т.п.

Лига Наций была, по сути, внешним выразителем послевоенных отношений капиталистического мира. Однако подлинным победителем, промышленным гегемоном и кредитором всей Европы оказались США, не пожелавшие вступить в Лигу Наций. Таким образом, в капиталистическом мире возникли две группы: Лига Наций, возглавлявшая англо-французский контроль над побежденными, и Соединенные Штаты Америки, не связанные этими соглашениями.

Экспансия Японии на материк началась еще в 90-х годах XIX века. По Симоносекскому договору 1895 года Япония получила Формозу и Пескадорские острова. По Портсмутскому договору 1905 года Япония получила Квантунский полуостров с Порт-Артуром, Южно-Маньчжурскую дорогу с полосой отчуждения на 35 лет, признание свободы действий в Корее, формальное присоединение которой состоялось в 1910 году.

Подписание Портсмутского мирного договора. Слева направо: с русской стороны (дальняя часть стола) — Г. А. Плансон, К. Д. Набоков, С. Ю. Витте, Р. Р. Розен, И. Я. Коростовец; с японской стороны (ближняя часть стола) — Адати (нем.), Отиай, Комура (англ.), Такахира (англ.), Сато (яп.).

Япония шла к индустриализации. Но главным препятствием «развития японской промышленности» служила ее зависимость от внешних рынков в отношении промышленного сырья и продовольствия. Отсутствие железа, угля, нефти, недостаток хлопка, риса Япония стремилась восполнить экспансией на материк и захватом естественных богатств Маньчжурии и собственно Китая. Она все более укрепляется в Южной Маньчжурии и Китае, овладевает каменноугольными и рудными богатствами в провинциях Шаньдун, Хубей, Хенань, Шанси, строит железные дороги, заводы и верфи, вызывая опасения других индустриально развитых стран.

В ходе Мировой войны (8 января 1915 года) Япония предъявила Китаю «21 требование» - ультиматум, состоящий из 5 разделов. В первом требовалась передача Японии всех германских концессий, во втором - навязывалась программа экономического подчинения Маньчжурии, в третьем - исключительные права и привилегии Японии в управлении Ханьепинским комбинатом, в четвертом - требование не уступать и не сдавать в аренду третьей державе гаваней, бухт, островов у берегов Китая, в пятом - приглашение Китаем японских советников в области политического, финансового и военного управления, передача полицейских учреждений в важнейших пунктах Китая в совместное управление японцев и китайцев, учреждение в Китае японо-китайского арсенала, а также оговаривалось проникновение Японии в бассейн р.Янцзы.

Несмотря на то, что в 1917 году Китай вступил в Мировую войну на стороне Антанты, страны-участницы были вынуждены примириться с успехами Японии, заключив с ней в 1917 году ряд тайных договоров; даже США признали наличие у Японии «специальных» интересов в областях, «примыкающих» к Японии. Однако уже тогда американский посланник в Пекине заявил: «Хотя державы и были вынуждены предоставить Японии свободу действий в Китае, несомненно, день расплаты наступит».

Таким образом, Мировая война дала Японии Шаньдун с Киао-Чао, острова Тихого океана, принадлежавшие раньше Германии (Маршальские, Марианские, Каролинские и Пелей), расширение и укрепление экономических позиций в Южной Маньчжурии, Монголии, областях Южного Китая и в районах южных морей.

Целью Японии в Маньчжурии было стремление превратить последнюю в объект монопольного японского господства. Маньчжурский вопрос - это еще и в целом китайский вопрос, который, в свою очередь, занимает центральное место в тихоокеанской проблеме. Овладение Маньчжурией - ключ к овладению прилегающим Северным Китаем, промышленные центры которого находятся в непосредственной близости к границам Маньчжурии, а следовательно, - ключ к господству над всем Китаем.

Борьба Гоминьдана (буржуазная партия) с коммунистической партией Китая отвлекает внимание китайских властей от надвигавшейся внешней опасности. Слухи о готовившейся японской военной операции в Маньчжурии стали распространяться в японском правительстве с начала лета 1931 года. В сентябре Квантунская армия чаще стала совершать маневры и переписываться посредством телеграфа и курьеров с японским правительством. Вдоль всей ЮМЖД (Южно-Маньчжурская железная дорога) создалась тревожная обстановка.

18 сентября к северу от Мукдена на одной из веток ЮМЖД прогремел «взрыв». Японское военное командование свалило все вину за «взрыв» на китайских пехотинцев, трупы которых на следующий день японские военные переодели в саперную форму. Вызывал подозрения сам факт повреждения железнодорожных путей. Никто, кроме японских солдат, место «взрыва» не осмотрел.

К моменту возникновения инцидента японские войска в Маньчжурии насчитывали 10400 человек, после инцидента в Маньчжурию прибыла японская военная бригада из Кореи численностью в 3500 человек. Японские войска отличались хорошими офицерами и дисциплинированностью. Несмотря на мирные заявления японского посла в СССР К. Хирота, 18 сентября 1931 года японские войска без объявления войны напали на Маньчжурию (Северо-восточный Китай).

В первые же дни японцами был оккупирован весь район, прилегающий к Южно-Маньчжурской, Мукден-Аньдунской и Гирин-Чанчуньской железным дорогам с городами Мукденом, Чанчунем, Гирином, Аньдуном и Инкоу (Ньючванг).

В момент захвата японцами Мукдена в Женеве заседал Совет Лиги Наций, в котором были представители Японии и Китая. Китай сразу же обратился к Лиге Наций на основании статьи 11-й ее Устава. Совет Лиги Наций постановил, что японские войска должны быть уведены из Маньчжурии не позже 16 ноября. На этот жест Лиги Наций Япония не обратила никакого внимания.

8 октября произошла первая воздушная бомбардировка города Цзиньчжоу (на границе Маньчжурии и собственно Китая), куда в это время эвакуировалось Мукденское правительство. В течение октября - ноября японское командование развернуло операции против командующего китайскими войсками в Цицикарском районе генерала Ма с целью расширить сферу японской оккупации в северном направлении. Эта операция завершилась захватом японскими войсками Цицикара 18 ноября 1931 года (на линии КВЖД).

Со второй половины ноября главный театр военных действий переместился в южную Маньчжурию. Японские войска начали продвижение вдоль Мукден-Шанхайгуаньской железной дороги с целью вытеснить за пределы Маньчжурии расположенные здесь военные силы Чжан Сюэляна и вместе с тем разгромить возникшее движение китайских партизан.

В то же время успешная борьба партизан сорвала японский план захвата провинции Жэхэ и заставила японское командование перераспределить заново силы для обороны ЮМЖД и важнейших районов, повести упорную длительную борьбу с партизанами. Лишь к концу января японцам удалось очистить ЮМЖД от партизан, оттеснив их в горные районы, и тем освободить главные силы армии для операции против Харбина, служившего, помимо своего крупного экономического значения, центром антияпонского движения.

Несмотря на огромный размах партизанского движения, отсутствие единого руководства и твердой организации мешало достигнуть решительных успехов в борьбе с японцами.

2 января 1932 года японские войска заняли Цзиньчжоу и тем самым прекратили существование Мукденского правительства на маньчжурской территории. Разгромленные отряды китайских войск, запертые в северной Маньчжурии, в дальнейшем либо стали партизанами, либо перешли на сторону Японии.

5 января японцами был занят порт Холудао в Ляодунском заливе, а 7 января японские войска подошли к Великой стене у Шанхай-Гуаня и овладели главными воротами, ведущими из Маньчжурии в собственно Китай.

В течение января 1932 года началась подготовка к захвату японскими войсками Харбинского района. Как и перед захватом Цицикарского района, японское командование сначала использовало военные силы своих ставленников, китайских генералов, а когда этих сил оказалось недостаточно, двинуло свои войска. Продвигаясь вдоль КВЖД, японские силы, насчитывавшие 100 000 человек, в феврале достигли Харбина и распространялись на восток и запад по линии КВЖД. В дальнейшем Харбин превратился в одну из главных баз японских оккупационных сил, откуда в течение всего года совершались во всех направлениях экспедиции для борьбы с китайскими партизанами и остатками китайских войск.

С занятием Харбина в японских руках оказались все крупные торговые и политические центры Маньчжурии и вся система железных дорог. Японские военные власти захватили арсеналы, склады оружия, авиацию, конфисковали денежные средства транспортных, промышленных предприятий и банки.

В конце февраля в Мукдене была созвана конференция новых местных правительственных органов, и 1 марта 1932 года было официально объявлено об образовании «независимого» Маньчжурского государства - «Маньчжоу-Го».

В этом новом государстве в каждом ведомстве имелись японские советники, и его военной силой была японская армия. Свергнутый император маньчжурской династии Пу И, в течение многих лет живший под охраной японцев, сделан был главой этого нового государства.

10 марта 1932 года Маньчжоу-Го разослало державам извещение с предложением признания. Признание Маньчжоу-Го японскими хозяевами последовало не сразу - японской дипломатии надо было прощупать международную обстановку. Только 15 сентября 1932 года это признание было оформлено в виде японо-маньчжурского протокола, по которому Маньчжоу-Го подтверждало все права и интересы Японии на территории Маньчжурии и санкционировало пребывание на ней японских войск.

Захватом Маньчжурии Япония нарушила Вашингтонский договор девяти держав и пакт Бриана - Келлога и тем самым нарушила Устав Лиги Наций, членом которого она состояла.

В соответствии с резолюцией Лиги Наций от 10 декабря 1931 года Лига послала комиссию во главе с лордом Литтоном для исследования положения на Дальнем Востоке. Доклад комиссии был опубликован 1 октября 1932 года, когда Маньчжоу-Го было официально признано Японией.

В противовес японским притязаниям на Маньчжурию комиссия Литтона выдвинула свой план, в основу которого был положен международный контроль над Маньчжурией, и важнейшим пунктом плана был увод из Маньчжурии всех как японских, так и китайских вооруженных сил.

Вышеуказанная попытка разрешения маньчжурской проблемы была выдвинута комиссией Литтона, главным образом, под влиянием Америки и хотя нанесла некоторый удар замыслам японского империализма, но не имела никаких шансов на осуществление.

На доклад Литтона японские военные круги и вся японская печать заявили, что Япония будет продолжать свою твердо установленную политику в Маньчжурии независимо от выводов комиссии Литтона и что, каково бы ни было отношение Лиги Наций и других держав к маньчжурскому вопросу, политика Японии не может быть поколеблена или изменена.

Официальная дискуссия по докладу Литтона началась в ноябре 1932 года и закончилась только в марте 1933 года, когда японцами уже была захвачена провинция Жэхэ, следующими «рекомендациями» Лиги Наций по маньчжурскому вопросу:

1. Урегулирование этого вопроса должно происходить на основе Устава Лиги Наций, пакта Келлога и Вашингтонского договора девяти держав.

2. Японские войска, расположенные вне зоны ЮМЖД, должны быть эвакуированы, ибо суверенитет над этой территорией принадлежит Китаю.

3. В Маньчжурии должна быть создана правительственная организация с широкой автономией, признающая суверенитет Китая, причем должны быть приняты во внимание специальные права и интересы Японии.

4. Китай и Япония должны начать переговоры об урегулировании этого вопроса специальным комитетом в составе представителей членов Лиги и с участием США и СССР.

5. Члены Лиги Наций должны и впредь отказываться от признания Маньчжоу-Го.

Советское правительство отказалось присоединиться к постановлению Лиги и принять участие в Совещательном Комитете, указав в своем ответе 7 марта 1933 года на то, что большинство государств, представители которых войдут в Совещательный комитет, не поддерживают никаких отношений с СССР и, следовательно, настроены к нему враждебно — поэтому такой Комитет вряд ли в состоянии будет выполнить задачу координирования действий с Советским Союзом.

США согласились сотрудничать с Комитетом, но нашли невозможным назначить своего представителя с функциями члена Комитета, а поручили своему посланнику в Швейцарии следить за ходом дела.

Что касается Японии, то она, понимая, что США всячески избегают прямого столкновения с Японией, а другие державы не поддержат Японию ради сохранения престижа Лиги Наций, вышла из Лиги Наций в 1933 году, уверенная, что ее выход не повлечет применения каких-либо санкций экономического или военного характера.

Таким образом, решение Лиги Наций ничего не изменило в положении на Дальнем Востоке и не остановило японского наступления, развернувшегося тотчас после принятия резолюции Лиги Наций.

Доклад Литтона

После ликвидации шанхайского инцидента благодаря заключению в мае 1932 года соглашения о прекращении военных действий Лига Наций направила все свое внимание на подготовку и представление доклада комиссии Литтона о маньчжурских событиях. Она не приняла никаких мер в связи с признанием Японией Маньчжоу-го.

Комиссия Литтона прибыла в Токио в феврале 1932 года, то есть до того, как Япония заявила о своем признании Маньчжоу-го. Из Токио комиссия направилась сначала в Шанхай, Нанкин и Пекин, а в апреле прибыла в Маньчжурию. В июне она возвратилась в Пекин и приступила к составлению доклада. 30 сентября этот доклад был вручен Японии и Китаю, а 2 октября опубликован.

В докладе отмечалось, что военные действия, предпринятые Японией, нельзя считать законными и необходимыми с точки зрения самообороны. Кроме того, в нем подчеркивалось, что хотя и нельзя считать, что государство Маньчжоу-го было создано в результате подлинного и самостоятельно возникшего движения за независимость, однако, учитывая особое положение, сложившееся в Маньчжурии, невозможно механически возвратиться к тому, что было в Маньчжурии до 18 сентября.

В докладе были выдвинуты следующие принципы разрешения маньчжурского вопроса: 1) удовлетворение интересов Китая и Японии; 2) принятие в расчет интересов Советского Союза; 3) признание существующих многосторонних соглашений; 4) признание японских интересов в Маньчжурии; 5) установление новых договорных отношений между Китаем и Японией; 6) принятие эффективных мер для разрешения конфликтов в будущем; 7) установление автономии Маньчжурии; 8) гарантия как внутренней, так и внешней безопасности Маньчжурии; 9) содействие экономическому сближению Китая и Японии; 10) международное сотрудничество в деле реконструкции Китая{57} . Далее в докладе предлагалось создать особые административные органы в провинциях Мукден, Гирин и Хэйлунцзян и обеспечить в этом районе общественную безопасность с помощью отрядов жандармерии, которые не относились бы к вооруженным силам, назначать иностранцев на должности советников при автономном правительстве, а также на должности финансовых чиновников, инспекторов и главных советников Центрального банка.

В докладе Литтона нашло свое отражение стремление империалистических государств установить над Маньчжурией международный контроль. Вместе с тем в нем содержалось немало положений, направленных на «умиротворение» Японии.

В ноябре в Женеве состоялось заседание Совета Лиги Наций, на котором был обсужден доклад Литтона. На заседании присутствовали представитель Японии Мацуока Есукэ и представитель Китая Гу Вэй-цзюнь. Мацуока утверждал, что действия Японии были вызваны соображениями самообороны, что движение за независимость Маньчжоу-го возникло совершенно самостоятельно, и выступил против предложения положить доклад Литтона в основу разрешения маньчжурского вопроса. Представитель Китая Гу выступил против предложения Мацуока.

Затем вопрос был передан на рассмотрение Ассамблеи Лиги Наций. Заседания Ассамблеи начались в декабре. Представители четырех великих держав - Англии, Франции, Германии и Италии - пытались занять по отношению к Японии умиротворительную позицию. Однако в противовес им представители малых стран, таких, как Швеция, Норвегия, Ирландия и Чехословакия, потребовали соблюдения принципов Устава Лиги Наций и настаивали на непризнание японских действий в Маньчжурии.

После окончания общей дискуссии представитель Китая, подчеркнув, что японо-китайский конфликт уже перерос в борьбу Японии против всего цивилизованного мира, одобрил основные положения доклада Литтона. В ответ на это японский представитель заявил, что Маньчжурия является жизненно важным для Японии районом. Указав на опасность вторжения коммунизма в Китай, он подчеркнул, что не следует ослаблять Японию и тем самым ускорять крах Дальнего Востока.

Японский представитель угрожал, что, если точка зрения малых стран будет принята, Япония выйдет из Лиги Наций. Поскольку Ассамблея не пришла к какому-либо решению, японо-китайский вопрос был передан на рассмотрение комиссии девятнадцати. Однако Япония выступила и против проекта, предложенного этой комиссией.

Англия продолжала проводить по отношению к Японии политику умиротворения, выступив в роли посредника между ею и Лигой Наций. В начале января 1933 года состоялась встреча английского посла и министра иностранных дел Японии Утида. Затем генеральный секретарь Лиги Наций Дормонт (Англия) и его заместитель Сугимура Ётаро (Япония) составили свой проект и неофициально ознакомили с ним Японию.

Этим проектом значительно ограничивалось использование предложений, содержавшихся в докладе Литтона, и была исключена такая фраза, как «непризнание Маньчжоу-го», что являлось максимальной уступкой Японии со стороны Лиги Наций. В Японии на проект реагировали по-разному: если группа дзюсинов настаивала на его признании, то правительство заняло твердую позицию, заявив, что проект нуждается в изменениях и дополнениях.

Между тем японская армия форсированными темпами готовилась к захвату провинции Жэхэ. После оккупации провинций Мукден, Гирин и Хэйлунцзян японские войска начали наступление на запад Китая. В июле 1932 года японская армия под тем предлогом, что в районе города Бэйпяо в провинции Жэхэ пропал без вести японский офицер, предприняла наступление на эту провинцию. Наступление японских войск, продолжавшееся в течение июля и августа, было приостановлено китайской армией. Тогда командование японской армии, заявив, что «провинция Жэхэ является территорией Маньчжоу-го», начало сосредоточивать здесь свои войска. В январе 1933 года, воспользовавшись взрывом бомбы в Шаньхайгуане, японские войска захватили город и потребовали создать в районе Шаньхайгуаня буферную зону. Таким образом, в провинции Жэхэ создалось угрожающее положение.

20 февраля командование японской армии от имени правительства Маньчжоу-го направило командованию китайской армии ноту, требовавшую вывода китайских войск с территории провинции Жэхэ. Вслед за этим японские войска предприняли новое наступление на провинцию Жэхэ.

Выход Японии из Лиги Наций

Инцидент в Шаньхайгуане и новое наступление японских войск в провинции Жэхэ заставили Лигу Наций занять более твердую позицию. В самой Японии дзюсины считали, что лучше повременить с захватом Жэхэ и избежать выхода из Лиги Наций. Однако военщина не разделяла этой точки зрения, считая, что с выходом Японии из Лиги Наций она сможет легко осуществлять агрессию против Китая.

Поскольку китайская сторона выступила с протестом против соглашательского проекта Дормонт - Сугимура, а также ввиду того, что даже во время беседы между английским послом и японским министром иностранных дел Утида японское правительство заняло неуступчивую позицию, обстановка в Лиге Наций коренным образом изменилась. Теперь уже Лига Наций решила не идти на уступки Японии. В это время Гитлер, захватив политическую власть в Германии, стал призывать к ликвидации статус-кво, что также побудило Лигу занять более твердую позицию и защищать свой Устав.

Лига Наций сделала шаг вперед по сравнению с тем периодом, когда она стремилась добиться урегулирования отношений между Японией и Китаем. Была разработана рекомендация, в которой предлагалось положить в основу разрешения японо-китайского конфликта доклад Литтона. 24 декабря эта рекомендация была обсуждена на Ассамблее Лиги Наций.

В связи с этим в Японии получило широкое распространение требование о выходе из Лиги Наций. На этом же настаивали военный министр Араки и министр иностранных дел Утида. Дзюсины, ранее выступавшее против выхода из Лиги, теперь тоже встали на эту точку зрения.

На заседании Ассамблеи Лиги Наций, состоявшемся 24 декабря, доклад Литтона был одобрен большинством голосов: за него голосовало 42 делегата, против - один. В связи с этим японский представитель Мацуока заявил, что «усилия японского правительства, направленные на сотрудничество с Лигой Наций в деле разрешения японо-китайского конфликта, достигли предела», и демонстративно покинул зал заседаний.

В связи с одобрением Ассамблеей доклада Литтона в Японии было опубликовано заявление, в котором говорилось, что «японское правительство считает, что ни действия японский войск в Маньчжурии, ни заключение японо-маньчжурского протокола не направлены против Лиги Наций и не нарушают договора девяти держав, Парижский договор и другие международные соглашения». Кроме того, в заявлении подчеркивалось, что «рост коммунизма в Китае представляет собой вопрос огромной важности для европейских государств и Соединенных Штатов; по сравнению с ним все другие проблемы теряют всякое значение. В то же время Маньчжурия, которая полностью порвала свои отношения с Китаем, становится барьером против коммунистической опасности на Дальнем Востоке, и каждому государственному деятелю должно быть ясно значение Маньчжурии с этой точки зрения». Говоря о коммунистической опасности, Япония пыталась оправдать свои агрессивные действия.

28 марта Япония заявила о своем выходе из Лиги Наций. В тот же день был опубликован императорский эдикт. Император дал указание, чтобы в эдикте подчеркивалась следующая мысль: «Япония вынуждена была выйти из Лиги потому, что по маньчжурскому вопросу Япония и Лига Наций придерживались, к сожалению, разных точек зрения и что этот акт Японии нисколько не противоречит основному курсу Лиги Наций - заботе о благе человечества». В дальнейшем император неоднократно высказывал подобные мысли о стремлении сотрудничать с Лигой Наций{58} .

Хотя пожелание императора возымело определенное действие и некоторые его формулировки были использованы в эдикте, было совершенно ясно, что эдикт направлен на то, чтобы пресечь всякую критику в адрес правительства за выход Японии из Лиги Наций. Именно выход Японии из Лиги свидетельствовал о том, что страна шла к международной изоляции. В то время в печати раздавались лишь призывы к осуществлению «независимой внешней политики»; в стране стали господствовать такие лозунги, как «Азия для азиатов», «Повернемся лицом к востоку» и другие.

При возвращении чрезвычайного посла Мацуока в Японию ему была устроена восторженная встреча (Мацуока пришли встречать даже школьники) - его приветствовали, как героя. Говорят, что Мацуока встречали так же, как в свое время Комура Дзютаро{59} после заключения Портсмутского договора. Когда Мацуока уезжал из Японии, он тоже получил десятки тысяч одобрительных писем от японского народа, но среди них было всего одно или два, в которых содержался совет «уладить вопрос на сессии Лиги Наций»{60} . В такой обстановке искусственно созданного военщиной и правительством казенного «общественного мнения» правительство само отрезало себе путь к урегулированию маньчжурского вопроса.

Позиция держав

Международная обстановка на Дальнем Востоке была такова, что Японии не было оказано сколько-нибудь активного противодействия. После того как Лига Наций одобрила рекомендацию, представленную затем Японии и Китаю (что послужило основной причиной выхода Японии из Лиги Наций), был создан Консультативный комитет для разработки мероприятий, которые должна была принять Лига Наций.

Лига Наций обратилась к Соединенным Штатам и Советскому Союзу с просьбой принять участие в работе комитета. США приняли это приглашение и направили в комитет своего наблюдателя, а Советский Союз отказался участвовать в его работе.

Несмотря на то, что на заседании Консультативного комитета были поставлены вопросы о запрещении экспорта в Японию оружия и о том, каким образом осуществлять политику непризнания Маньчжоу-го, никаких эффективных санкций в отношении Японии он провести не мог. Более того, даже после того, как представитель Китая Гу обратился к сессии Лиги Наций по возникшему в то время вопросу о провинции Жэхэ, Лига не приняла никаких мер.

В связи с этим престиж Лиги Наций начал падать. В результате банкротства политики умиротворения по отношению к Японии, которую проводила Англия в период маньчжурских событий, последняя потеряла в глазах Китая авторитет, а ее внешняя политика стала малоэффективной. Соединенные Штаты тоже не могли выступить единым фронтом с Англией и фактически были лишены возможности предпринять какие-либо действия.

В марте 1933 года в США президента-республиканца Гувера сменил представитель Демократической партии Франклин Рузвельт. Хэлл заменил Стимсона на посту государственного секретаря США. Политика Рузвельта на Дальнем Востоке сводилась к следующему. Учитывая опыт Стимсона, лишь на словах выступавшего с резкими, но не дававшими никаких результатов протестами, Рузвельт продолжал проводить прежнюю политику непризнания японской агрессии в Маньчжурии, однако он избегал выступать с угрозами по адресу Японии и прилагал все силы к расширению военно-морского флота США. При этом Франклин Рузвельт исходил из положения, высказанного Теодором Рузвельтом: «Говоря учтивые слова, не забывай о силе». Одной из причин политики умиротворения (по крайней мере таковой она казалась), которую проводил Рузвельт, было то, что развитие японской тяжелой промышленности, начавшееся после маньчжурских событий, создало для американского промышленного капитала, переживавшего в этот период кризис, новый рынок сбыта.

Основным в политике Советского Союза на Дальнем Востоке в то время было стремление избежать создания единого фронта капиталистических держав против СССР, поэтому в отношении Японии СССР проводил осторожную политику{61} . Об этом свидетельствуют следующие факты.

В декабре 1931 года народный комиссар иностранных дел Литвинов предложил японскому послу Ёсидзава Кэнкити, который возвращался в Японию в связи с назначением его министром иностранных дел в правительстве Инукаи, заключить между СССР и Японией договор о ненападении, а в октябре 1932 года он вторично через японского посла в Советском Союзе Хирота предложил заключить такой договор. Кроме того, Советский Союз предложил создать в Москве генеральное консульство Маньчжоу-го и готов был согласиться с тем, чтобы японский посол в СССР совмещал функции генерального консула Маньчжоу-го; СССР также не возражал против продажи за соответствующую цену КВЖД.

Однако японское правительство, провозгласившее лозунг борьбы с коммунизмом, отклонило советские предложения, заявив, что еще не настало время начинать официальные переговоры. Тем не менее Советский Союз не оставлял надежд на улучшение отношений с Японией. Когда Лига Наций обратилась к Советскому Союзу с просьбой принять участие в работе Консультативного комитета, Литвинов отказался от этого предложения, мотивируя свой отказ тем, что большинство членов комитета представляли государства, враждебно относившиеся к Советскому Союзу. Таким образом, Литвинов категорически уклонился от ухудшения отношений с Японией{62} .

В апреле 1933 года власти Маньчжоу-го закрыли сообщение между КВЖД и железными дорогами Советского Союза в районе станций Маньчжурия и Пограничная. Но СССР и в этой обстановке стремился избежать обострения отношений с Японией. В мае 1933 года советское правительство заявило о своей готовности уступить КВЖД.

В июне начались переговоры о продаже КВЖД; Советский Союз просил выплатить ему 250 миллионов рублей (1 рубль равнялся 1,04 иены); в августе он сделал еще одну уступку, запросив за КВЖД 200 миллионов рублей, но Маньчжоу-го упорно настаивало на 50 миллионах иен. К концу сентября переговоры зашли в тупик. С этого момента японо-советские отношения постепенно стали ухудшаться{63} .

Аналогичные события развивались в Европе. Установив в Германии свою диктатуру, Гитлер в октябре 1933 года заявил о выходе Германии из Лиги Наций и из Комитета по сокращению вооружений. Авторитет Лиги Наций в связи с этим упал еще более. Политика международного сотрудничества потерпела поражение. Одновременно провалилась и созванная в марте 1933 года Женевская конференция по сокращению вооружений, а также Лондонская экономическая конференция, состоявшаяся в июне того же года. В связи с провалом экономической конференции на международной арене усилились тенденции к сколачиванию экономических блоков и повсюду были воздвигнуты таможенные барьеры.

Все это в свою очередь привело к обострению противоречий между государствами.

Перемирие в Тангу

К началу марта 1933 года японские войска захватили всю провинцию Жэхэ. Оборону провинции Жэхэ гоминьдановское правительство свело лишь к тому, что оттягивало время, чтобы привлечь на свою сторону Лигу Наций. Вместо того чтобы организовать сопротивление японцам, глава правительства провинции Жэхэ Тан Юй-линь предпочел бежать, захватив с собой свое имущество.

10 марта японские войска начали генеральное наступление вдоль Великой Китайской стены. В этой обстановке Чан Кай-ши, бросивший все силы на борьбу против китайской Красной армии, прибыл на север. Здесь состоялось совещание, в котором приняли участие Чан Кай-ши, Чжан Сюэ-лян, Сун Цзы-вэнь и Хэ Ин-цинь, после которого Чжан Сюэ-лян, сосредоточивший в своих руках всю политическую власть в Северо-Восточном Китае, отошел от дел. Вся политическая и военная власть в этом районе перешла к Хэ Ин-циню. Затем была произведена реорганизация армии Северо-Восточного Китая, которой командовал Чжан Сюэ-лян.

Таким образом, гоминьдановское правительство распространило свое влияние до Великой Китайской стены, избежав при этом кровопролития. Однако Чан Кай-ши и Хэ Ин-цинь, боявшиеся ослабить свои силы, избегали прямого столкновения с японскими войсками.

Против японской армии выступила 29-я китайская армия, которая, перейдя в контрнаступление под Сифэнькоу, начала наступление на провинцию Жэхэ. Но Чан Кай-ши и Хэ Ин-цинь приказали главным силам армии отступить к реке Луаньхэ, что привело к ее изоляции и разгрому. После этого японские войска, перешедшие реку Луаньхэ, развернули наступление на Пекин и Тяньцзинь. В такой обстановке внутри гоминьдановского правительства активизировались элементы, высказывавшиеся за улаживание положения путем умиротворения Японии и создания в Северном Китае «буферной зоны».

В конце мая благодаря стараниям известного прояпонца Хуан Фу между китайским и японским командованием начались переговоры о прекращении военных действий. 31 мая в Тангу было подписано соответствующее соглашение. Оно предусматривало отвод китайских войск из района к востоку от реки Луаньхэ (южнее Великой Китайской стены) и превращение этого района в демилитаризованную зону. Китайской полиции вменялось в обязанность обеспечить общественную безопасность в этом районе. После эвакуации китайских войск из указанной зоны японские войска должны были отойти к Великой Китайской стене.

Официально соглашение в Тангу касалось лишь военных вопросов, а именно прекращения военных действий; фактически же оно положило конец враждебным отношениям между Японией и Китаем, которые были вызваны маньчжурскими событиями, и означало, что Китай согласился с положением, сложившимся в Маньчжурии{64} .

То обстоятельство, что это соглашение было подписано в результате переговоров, происходивших непосредственно между двумя странами, без участия Лиги Наций, провозгласившей принцип коллективных гарантий, означало, что авторитету Лиги был нанесен еще один серьезный удар.

В июне при Исполнительном юане был создан специальный комитет во главе с Хуан Фу, на который возлагалась обязанность обеспечить мир и порядок в «буферной зоне». Власть комитета распространилась на провинции Шаньдун, Шаньси, Хэбэй, Чахар, Суйюань и города Пекин и Циндао. В августе Квантунская армия закончила отвод своих войск к Великой Китайской стене. Японская армия, дислоцировавшаяся на севере Китая, насчитывала два батальона, однако после того, как в нее влилась Отдельная смешанная бригада, ее силы значительно увеличились.

В Китае силы, недовольные соглашательской политикой гоминьдановского правительства, повсеместно поднимали восстания. Фын Юй-сян, Фан Чжэн-у и Цзи Хун-чан сформировали в провинции Чахар объединенную армию и вторглись в пределы демилитаризованной зоны. Ли Цзи-шэнь и Цай Тин-кай, руководители 19-й армии, прославившей себя в боях в Шанхае, сформировали в Фуцзяни народное правительство и призвали народ к вооруженной борьбе против японских войск. Однако гоминьдановское правительство разгромило эти силы.

С этого периода гоминьдановское правительство стало проводить политику, направленную на подавление китайской Красной армии и объединение страны под властью Гоминьдана на основе сотрудничества Чан Кай-ши и Ван Цзин-вэя{65} . Гоминьдановское правительство не отказывалось от сопротивления Японии и на словах заявляло, что в отношении Японии оно придерживается принципа «сопротивления и одновременно переговоров», но фактически оно выступало за сближение с Японией.

Японские дипломаты покидают Лигу наций после объявления о выходе Японии из этой организации. 1933 г.

Ранее японская делегация демонстративно покинула зал заседаний Лиги.

Кинозапись этого момента ниже.

Выход Японии из Лиги наций стал результатом японской интервенции в Маньчжурию и последующего её осуждения со стороны Лиги наций.

Обстоятельства интервенции стали предметом расследования комиссией Лиги наций, возглавляемой Виктором Бульвер-Литтоном, которая в своем заключении объявила Японию страной-агрессором.

"В итоговом заключении комиссии было зафиксировано, что все японские действия были спланированной агрессией, а Маньчжурия признавалась территорией Китая. К тому же японское заявление о том, что Китай - это дезорганизованное государство, не было признано. В докладе также отмечалось, что государство Маньчжоу-го создано по воле самой Японии, но без воли народа, проживающего на данной территории. Япония признавалась нарушительницей международных договоров и Устава Лиги наций.

В заключение комиссия описывала условия, которым, по её мнению, должно соответствовать любое приемлемое решение возникших вопросов, и предлагала различные варианты соглашений. Так, проблему Маньчжурии предлагалось интернационализировать, решать этот вопрос в рамках доктрины «открытых дверей», при этом учитывая интересы Японии, СССР и Китая.

В итоге, в ноябре 1932 г. данный доклад Литтона был представлен на рассмотрение Совета Лиги наций в Женеве. В ходе чего, доклад не был одобрен японской стороной и было решено по инициативе Великобритании передать доклад на обсуждение в «комитет 19-ти» по наблюдению за развитием маньчжурского вопроса.

Однако доклад так и не назвал прямо виновника произошедших в Маньчжурии событий. Несмотря на то, что члены комиссии были единодушны в том, что вина лежит на японской стороне, по настоянию французского представителя Япония не была названа агрессором. Чтобы соблюсти баланс между противоречащими друг другу подходами сторон, отчёт, хотя и повторил японскую точку зрения об ответственности китайской стороны, но в то же время заявил, что действия японской Императорской армии нельзя рассматривать как законную самооборону. Касательно Маньчжоу-го отчёт указал, что государство не могло бы быть создано вне присутствия японских войск, что оно не поддерживается китайцами, и что его создание не было результатом естественного волеизъявления народных масс.

Официальное оглашение Отчёта Литтона было назначено на 2 октября 1932 года, но ещё в сентябре Япония заявила о дипломатическом признании Маньчжоу-го. После оглашения отчёта Литтона на заседании Генеральной Ассамблеи Лиги Наций, когда общее мнение стало склоняться к объявлению Японии агрессором, японская делегация, возглавляемая послом Ёсукэ Мацуока, в феврале 1933 года покинула её заседания. 27 марта 1933 года Япония официально заявила о выходе из Лиги Наций."