Арабское (алифба по-арабски) консонантное (то есть пишутся только согласные буквы) буквенное написание, употребляемое для арабского языка и некоторых других, является одной из сложнейших систем письменности на данный момент. Современное арабское письмо - многовекторное явление. Однако арабские иероглифы очень активно вытесняется из ареала коммуникации, где существует другой официальный язык.

Сущность арабского письма

Характерные особенности арабского письма:

  1. Левосторонняя направленность - письмо традиционно идет справа налево.
  2. Множество надстрочных и также подстрочных точек - диакритики, которая была создана для распознавания слабо отличимых букв и для создания новых знаков.
  3. Курсивный тип написания, отсутствие «положений» и заглавных литер. Причем курсив (слитность) не последователен: некоторые арабские иероглифы соединяются с остальными либо исключительно слева, либо исключительно справа.
  4. Аллография - изменение вида букв. Это зависит от их позиции в слове - в конце, середине, начале либо отдельно.

Современный арабский алфавит состоит из двадцати восьми согласных и полугласных букв, а также из диакритических знаков в виде надстрочных или подстрочных точек, кружков, черточек, встроенных в алфавитную систему после принятия ислама либо для распознавания некоторых согласных букв и звуков, либо для обозначения гласных с целью более точной передачи текста священного Корана.

История арабского письма.

В науке считается, что арабская письменность возникла на базе набатейского письма (четвертый в. до н.э. - первый в. н.э.), однако не нужно отбрасывать со счетов и древнюю традицию сирийского письма, а также стилевую близость букв из священной книги "Авеста".

Таким образом, арабица возникла еще до появления такой мировой религии, как Ислам. В Советском Союзе письменность на основе арабского письма была запрещена в 1928 году указом ЦИК и Совнаркома, а авторы модернизированной арабицы репрессированы. Интересным фактом является тот, что нигде за исключением Татарской ССР, замена арабской графики (алифбы ) латинскими буквами (яналиф ) не вызвала большого сопротивления. Согласно статистике, около семи процентов населения планеты использует арабские иероглифы.

Арабский язык: его мировое значение

Арабский язык (арабский вариант اللغة العربية‎, читается как "al-luġa al-ʿarabiya") является языком семитской ветви афро-азиатской языковой семьи. Количество говорящих на данном языке и его диалектах составляет приблизительно около триста миллионов (как первый язык), и ещё около пятидесяти миллионов человек употребляет арабский в качестве второго языка для коммуникации. Классический арабский — язык священного Корана — постоянно употребляется в религиозных процессиях и молитвах приверженцами мусульманства по всему свету (общая численность мусульман около полутора миллиардов). С древнейших времен он выделялся существенной диалектной разветвленностью и разнообразностью.

Диалекты арабского языка

Современный разговорный арабский делится на пять диалектных подгрупп, по своей сути, являющихся отдельными языками с филологической точки зрения:

  • Магрибские варианты диалектов.
  • Суданско-египетские диалекты.
  • Иракско-месопотамские диалекты.
  • Аравийская группа диалектов.
  • Цетрально-азиатские группы диалектов.

Магрибский диалект относится к западной группе, другие — к восточной группе диалектов арабского языка. Арабские диалекты являются государственными в двадцати двух восточных странах, которые присвоили ему статус официального и используют в административных учреждениях и судах.

Коран как основа арабицы

В арабских мифах великий Аллах создал буквы и передал их Адаму, утаивая от ангелов. Создателем арабского письма иногда считается не умеющий писать и читать пророк Мухаммед, либо его личный помощник.

Согласно арабской языковедческой традиции, собственно арабское письмо формируется в г. Хира, главном городе Дахмидского государства, и приобретает дальнейшее развитие в середине седьмого века, при первичной записи Корана (651 г.).

Коран (с арабского языка переводится как قُرْآن - прочитать) может также публиковаться под названиями Священная книга или Благостное слово. В нем сто четырнадцать не связанных по смыслу глав (сур по-арабски). Суры в свою очередь составлены из аятов (стихов) и расположены в порядке убывания количества аятов.

В 631 году н.э. было основано военно-религиозное государство Арабский Халифат, и арабская письменность приобретает мировое значение, и на данный момент она доминирует на Ближнем Востоке. Столицей арабского языковедения являлся Ирак (города Басра и Куфа).

В седьмом веке житель Басры Абул-Асуад-ад-Дуали ввел в арабские иероглифы дополнительные символы для написания кратких гласных. Приблизительно в этот же временной отрезок Наср ибн-Асым и Яхья ибн-Ямара изобрел систему диакритических знаков для различения ряда похожих по письму графем.

В восьмом веке житель города Басра Аль-Халиль ибн-Ахмед улучшил написание кратких гласных. Его система дошла до современности и применяется в основном при написании текстов Корана, лирических и учебных текстов.

Арабские иероглифы и их значение

Наиболее известными примерами арабицы являются следующие слова:

  • الحب - любовь;
  • راحة - комфорт;
  • السعادة - счастье;
  • الازدهار - благополучие;
  • فرح - радость (позитивное настроение);
  • الأسرة - семья.

Арабские иероглифы с переводом на русский легко найти в академических профессиональных словарях. В арабском языке очень много оригинальных почерков (от арабского языка خط‎‎ hatṭ «линия»), наиглавнейшим из которых являются:



Арабские иероглифы с переводом

Рассмотрим некоторые примеры арабских слов. Арабские иероглифы и их значение на русском всегда даются с транскрипцией для правильного произношения.

Англичане

Англичанин

ﺇﻨﺟﻟﺯﻯ

Англичанка

Инглизэя

ﺇﻨﺟﻟﺯﻴﺔ

Инглитера

ﺇﻨﺟﻟﺘﺮ

Апельсины

Буртукали

ﺒﺭﺘﻗﺎﻝ

Апельсины (второе значение)

Буртукан

ﺒﺭﺘﻗﺎﻦ

Сейделия

ﺼﯿﺪﻠﯿﺔ

Арабский классический

Разнообразие арабских почерков

На протяжении многих веков укоренился стереотип арабской письменности -направление букв построиться в линию, по обеим частям которой непропорционально пишутся точки. Есть мнение, что арабское письмо повлияло на появление современных письменных систем стенографии и кодирования.

Множество почерков арабского языка возможно объяснить также его специфическими особенностями и диалектным разнообразием. В окружности магрибского написания некоторые ученые обнаружили берберо-ливийское влияние, в диагональности "насталик" - наследие авестийской письменности.

Очень выраженные квадратные очертания арабское письмо получает в основном в Центральной Азии, где, возможно, были ознакомлены с китайским квадратным почерком шанфан-дачжуань, а также с тибетской системой письменности пакба. Многие системы письменности повлияли на арабские иероглифы. Фото арабицы можно найти как в статье, так и в специальной литературе.

Запрет не касается только временных тату, то есть обычных рисунков на коже. В некотором смысле это является уступкой современному образу жизни (которую принимают не все мусульмане). Можно наносить временные тату, которые легко смываются водой или маслом. Но при нанесении такого рисунка важно соблюдать ряд ограничений, чтобы не оскорбить Всевышнего.

Женщина не должна показывать рисунков на своем теле посторонним мужчинам. Видеть их может только законный супруг мусульманки. Ни мужчине, ни женщине нельзя рисовать на своем теле животных или людей. Такие изображения в исламе вообще считаются запретными, на что бы они ни были нанесены.

Также временные татуировки не должны походить на тату иноверцев, то есть не должны иметь сомнительного с точки зрения веры содержания. Категорически запрещены какие-то ложные призывы, лозунги, греховные или вульгарные изображения. Сверху временное тату не должно быть закрыто никаким слоем, который может бы стать препятствием для контакта тела с водой.

Временные татуировки нельзя делать в так называемой зоне аврата . У женщин аврат - это все тело целиком, кроме лица и кистей рук, а у мужчин - все части тела от пупка до коленей. Эти разъяснения относительно нанесения татуировок дал Ахмад Шариф ан-Наасан, муфтий региона аль-Баба, Сирия.

Каждая культура имеет свои знаки и символы, установленные по договоренности и понятные исключительно носителям данной культуры и заинтересованным людям, изучающим её. Важнейшим источником арабских символов является Коран, а если смотреть шире, то ислам - вторая по количеству последователей мировая религия.

Арабская культура

В седьмом веке нашей эры мекканский торговец Мухаммед начал проповедовать новую религию, названную им исламом. Через сто лет новая религия, получившая широкую поддержку общественности, распространилась как мирным, так и военным путём от Пиренейского полуострова до Индии, став основой арабской культуры. Свой значительный вклад в становление последней внес также арабский язык. Кроме того, можно отследить и элементы, заимствованные из ассимилированных культур, носителями которых являются в основном кочевые племена.

Арабские символы и их значение изучаются в первую очередь по Корану, поскольку данный труд является центральным элементом всей культуры целого ряда государств, объединенных общей религией, моральными нормами и ценностями.

Запреты в арабской символике

При установлении новой религии новая власть столкнулась с проблемой вытеснения из общественного сознания более древних верований. С одной стороны, проблемой было идолопоклонство или, говоря научным языком, политеизм - вера в существование множества богов и распределения между ними влияния на природу и человека. Другой задачей было искоренение анимизма - ещё более древнего верования, основу которого составляло поклонение животным.

С целью решения этих проблем в исламе были введены запреты на изображения людей и животных. В будущем актуальность этих запретов исчерпала себя, и сегодня они соблюдаются не так строго, как раньше. Впрочем, причины их появления были со временем переосмыслены. Общепринятой причиной запрета считается следующий: изображая человека или животное (особенно в виде скульптуры), мастер бросает вызов Богу, поскольку проявляет себя в качестве творца сущности, которая должна нести жизнь.


Наличие полного запрета на изображение людей способствовало развитию знаменитой арабской каллиграфии, где в полной мере отражаются символы арабского языка, а также геометрических и растительных орнаментов.

Буквы

Пожалуй, главной фразой в исламе является символ веры на арабском - фраза, вольно переводящаяся на русский язык следующим образом: «Нет Бога кроме Аллаха, и Мухаммед - Посланник Аллаха». Эту фразу правоверный мусульманин произносит каждый день по несколько раз во время молитвы и вне её.

За счёт того, что в исламе запрещено изображать людей и животных, каллиграфия, т. е. искусство письма, возымела особую значимость. Стилизованные арабские буквы украшают мечети и дворцы, а традиционные каллиграфические работы зачастую представляют собой настоящие картины, в которых европеец даже не сразу распознает текст.

В мистической традиции, в среде суфиев, арабские буквы - символы, скрывающие несколько слоёв подтекста. Они имеют своё мистико-поэтическое значение и связаны с целым рядом параметров: числом, днем недели, фазой луны, цветом, планетой, стихией.

Орнамент

Помимо каллиграфии, широкое распространение в художественной арабской культуре получил орнамент. Одной его разновидностью является обычно симметричный узор, составленный из геометрических фигур, а второй - стилизованные изображения растений.

Геометрический вариант обычно используется при наружном оформлении мечетей и является арабским символом величия вкупе с выходом за границы земного существования.

Растительный орнамент чаще применяется при украшении не столь масштабных объектов: одежды, посуды, книг. Подобный узор символизирует, напротив, близость земного.

Геометрические фигуры

Слово «Аллах» записывается в виде четырех вертикальных штрихов, которые при записи в форме квадрата стали символизировать священный дом - Каабу. Квадрат вообще является одной из центральных фигур в арабском орнаменте. Часто встречается также восьмиконечная звезда, представляющая собой пересечение двух квадратов под углом 90 градусов.

Треугольник имеет значение «ока Бога», а пятиугольник символизирует пять столпов ислама.


Если иностранцу перевод арабских символов, заключенных в переплетении узоров, может показаться невозможным, то образованные арабы могут «читать» орнамент практически как страницы книги.

Цветовая символика

Красный цвет в исламе позиционируется как священный и дарующий энергию, ассоциируется с силой - как жизненной, так и физической. Однако существуют негласные ограничения на его использование: например, мужчинам запрещено носить красную одежду. Исключение составляют только праздничные дни, когда позволительны отдельные элементы красного цвета. Интересно, что прямого запрета на ношение такой одежды в Коране нет.

Синему и фиолетовому в арабской культуре придаётся мистический характер. Это цвета, сопутствующие человеку на его пути к Богу, сопровождающие акты созерцания, напоминающие о том, что всё земное является преходящим. Светло-синий и голубой - цвета, который практически всегда можно увидеть в убранстве купола мечети. Это цвет неба, призванный успокаивать и вызывать уверенность прихожан в своем выборе служения Богу.


«Плохими» цветами в арабской культуре считаются серый и коричневый. Они ассоциируются с несчастьями, злом, смертью, разрушением, низменностью.

Ряд арабских символов, связанных с цветами, был заимствован из римской, а позже европейской культуры. Например, белый - цвет чистоты, зеленый - природы. Кроме того, зеленый является цветом ислама.

Мужчины и женщины

Существуют значительные различия в отношении того, что позволено и запрещено мужчинам и женщинам в арабской культуре.

Мужчинам нельзя носить золотые украшения и шелковую одежду. Если в европейской традиции мужья обычно носят золотые обручальные кольца, то в арабском мире представителям сильного пола рекомендовано использовать серебряные. Таким образом, ношение золотых украшений и шелка является прерогативой и фактически символом женщины.


Кроме того, женщине в мусульманстве предписано носить хиджаб - особый головной платок. Прямого указания на символику этого элемента одежды в Коране нет, однако он понимается как символ скромности.

Цифры

Как бы странно это ни звучало, но арабские цифры родом из... Индии. Позже они были приспособлены для написания на арабском языке, а один из величайших ученых арабского мира аль-Хорезми популяризировал новую систему записи, способствовав её распространению до самых границ халифата, находящегося на пике своего могущества.

Позже в ряде новообразованных государств, отделившихся от халифата, цифры стали видоизменяться и уже к XIII веку стали напоминать те, которые используются сегодня в Европе и Америке. Собственно, в европейскую науку данные цифры были введены намеренно, причем удалось это сделать не с первого раза.


Способствовали этому действия папы Сильвестра II на рубеже X-XI веков, а также работы знаменитого математика Фибоначчи, вышедшие спустя двести лет - в начале XIII века. На сегодняшний день символы арабских цифр различаются в азиатских мусульманских странах (а также Египте) и остальных государствах арабского мира.

Полумесяц и звезда

В XVI веке сильнейшим государством Старого Света и всего мусульманского мира стала Османская империя. Ранее, ещё после захвата Константинополя в 1453 году, полумесяц со звездой были переняты Османами в качестве символа собственного государства, а город, ныне известный как Стамбул, стал столицей. Во время же нахождения империи на пике могущества, когда она могла диктовать свои условия (как в политике, так и в религии), новообретенный символ государства стал и символом ислама, коим и остаётся по сей день.

Символы на флагах государств

Меч, изображенный на флаге Саудовской Аравии - это знаменитый меч, переданный по наследству от Мухаммеда к Али, а далее - к сыну последнего, погибшему в бою и сделавшему раздвоенный на конце клинок символом чести шиитов.

Основными цветами арабской культуры являются красный, зеленый, белый и черный, что находит своё отражение на флагах государств. Например, флаг Объединенных Арабских Эмиратов включает в себя все четыре цвета: зеленый символизирует ислам, белый - социальные ценности и благородство, черный - избавление от внешнего насилия и скорбь по павшим воинам ислама, красный - силу нации.


Все четыре панарабских цвета используются и на флаге Египта, где также можно увидеть арабский символ «орла Саладина» - геральдическую фигуру, знак арабского национализма, а также на флагах Ирака, Кувейта, Палестины, Сирии, Судана. Три цвета используются на знаменах Алжира, Йемена, Ливана, Омана.