Учебник создан в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования по всем специальностям, ОГСЭ.01 «Основы философии».
В учебнике в доступной форме представлена философия как отрасль культуры, охарактеризованы ее основные проблемы в их становлении начиная с античности и до XX века включительно: что есть истина, в чем смысл жизни, каково соотношение свободы и ответственности человека и др. Курс разбит на два раздела: первый посвящен историческому развитию философии, а второй - ее специфике, методам, внутреннему строению.
Для студентов учреждений среднего профессионального образования. Может быть интересен всем, увлекающимся философией.

Предмет философии .
Предметом называют то, что изучает данная дисциплина. Относительно философии можно сказать, что ее предметом являются наиболее общие и фундаментальные вопросы происхождения и функционирования природы, общества и мышления. Это совокупность тех проблем, которые частично упоминались выше: каково происхождение и устройство мира; что такое человек; как он познает мир; что есть истина, добро и красота; в чем смысл жизни и т.п.
Аристотель, один из первых философов, четко определивших ее предмет, писал, что «философия исследует самостоятельно существующее и неподвижное»4. Здесь Аристотель имеет в виду, что философия должна исследовать сущность вещей (в его понимании сущности), а не сами вещи, представляющие собой подвижное единство формы и материи и изучаемые физикой и математикой.


Предисловие.

Введение. Что такое философия?.
Основные понятия.
Становление философии из мифологии.
Смерть Сократа.
Рациональность философии.
Предмет философии.
Определение философии.
Часть I. История философии
Глава 1. Предпосылки философии в Древней Индии.
Реинкарнация и карма.
Единое и майя.
Добро и зло.
Веды и Упанишады.
Глава 2. Предпосылки философии в Древнем Китае.
Философское представление о природе.
Значение ритуала.
Лао-цзы.
Конфуций.
Мо-цзы.
Глава 3. Становление философии в Древней Греции.
Миф и осевое время.
Сократ.
Майовтика.
Платон.
Мир идей.
Душа.
Аристотель.
Материя и форма.
Метафизика.
Законы логики.
Скептики.
Упадок.
Глава 4. Философия Древнего Рима.
Лукреций. Стоики.
Сенека.
Эпиктет.
Марк Аврелий.
Секст Эмпирик.
Глава 5. Средневековая философия.
Особенности средневековой философии.
Августин.
Мусульманская философия.
Фома Аквинский.
Реалисты и номиналисты.
Скептицизм.
Значение средневековой философии.
Глава 6. философия Нового времени.
Эпоха Возрождения.
Субъект и объект.
Теория познания.
Р.Декарт.
Б.Спиноза.
Г.Лейбниц.
Ф.Бэкон.
Дж.Локк.
Д. Юм.
И.Кант.
Глава 7. Философия XIX века.
И. Фихте.
Ф.Шеллинг.
Г.Гегель.
Законы диалектики.
Материализм.
Позитивизм.
Эволюционизм.
Воля к власти.
Философия бессознательного.
Глава 8. Философия XX века.
Экзистенциализм.
Психоанализ.
Неопозитивизм.
Прагматизм.
Скептицизм философии XX века.
Глава 9. Русская философия.
Особенности русской философии.
«Слово о законе и благодати».
Эволюция русской идеи.
И.В.Киреевский.
В.С.Соловьев.
Н. А. Бердяев.
Советская и постсоветская философия.
Значение русской философии.
Часть II. Основные разделы философии
Глава 10. Этапы и закономерности развития философии.
Античность.
Средние века.
Новое время.
XX век.
Прогресс философии.
Глава 11. Методы и внутреннее строение философии.
Формально-логический (метафизический) и диалектический
методы.
Прагматический метод.
Структурализм.
Системный подход и функциональный анализ.
Метод и принцип.
Специальные философские дисциплины.
Глава 12. Происхождение и устройство мира.
Что изучает онтология?.
Спор философов.
Глава 13. Человек и смысл его существования.
Что изучает философская антропология?.
Сходство человека с другими живыми существами и отличие от них.
Философские представления о совершенном человеке.
Смысл человеческого бытия.
Глава 14. Познание мира и истина.
Что изучает гносеология?.
Античные концепции истины.
Концепции истины Нового времени.
Соотношение абсолютной и относительной истины.
Соотношение истин в различных отраслях культуры.
Глава 15. Этика и проблема свободы.
Киренаики и киники.
Диоген.
Аристипп.
Этика Аристотеля.
Этические проблемы развития науки и высоких технологий. Свобода и ответственность.
Глава 16. Социальная философия.
Что изучает социальная философия?.
Идеальное государство как семья: Конфуций.
Идеальное государство как душа: Платон.
Типы общества.
Ненаправленная динамика.
Цикличное развитие цивилизаций.
Направленное развитие.
Общественный прогресс.
Глава 17. Философия и глобальные проблемы современности,.,
Проблема предотвращения термоядерной войны.
Экологическая проблема.
Глобальный экологический кризис.
Экологическая философия.
Глава 18. Отличие философии от науки, искусства, религии, идеологии и ее место в духовной культуре.
философия и наука.
Философия и искусство.
Философия и религия.
Философия и идеология.
Философия как синтез науки, искусства и религии.
Заключение.
Список обязательной литературы по всему курсу.
Краткий словарь терминов.
Приложение.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Основы философии, учебник для студ. учреждений среднего профильного образования, Горелов А.А., 2014 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

В учебнике раскрыты вопросы, которые осознанно или подсознательно волнуют каждого: что такое человек, в чем смысл жизни, что такое добро и зло, может ли человек обладать достоверным знанием о мире, каковы критерии правильного мышления и правильного поведения, почему мы должны подчиняться законам и др. В издании изложен полный курс философии. Рассмотрены общие проблемы истории философии и основных разделов философии. Учебник включает контрольные вопросы, которые позволят студентам проверить качество усвоения теоретического материала.

Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;

Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;

Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;

Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».

На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.

Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.

Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:

  1. Безналичный способ:
    • Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
    • Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения. Просим корректно ввести данные во все поля.
      Например, для " class="text-primary">Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для " class="text-primary">Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта.
    • Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.
  2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    К ДИСЦИПЛИНЕ « ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»

    Программа составлена на основании примерной программы учебной дисциплины «Основы философии» для средних специальных учебных заведений, утвержденной управлением среднего профессионального образования Минобразования России от 17 июня 2002 года и отвечает требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников, соответствует Государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования (базовый уровень среднего профессионального образования).

    Философия относится к циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин и нацелена на развитие у студентов мышления и навыков овладения культурным наследием человечества, на выработку у них собственной жизненной позиции и осмысленного, осознанного мировоззрения.

    Цель программы – сформировать у студентов представления о философии как специфической области знания, о философских, научных и религиозных картинах мира, о смысле жизни человека, формах человеческого сознания и особенностях его проявления в современном обществе, о соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, общества и цивилизации.

    Задача курса – студент должен знать основную проблематику философии и осознанно ориентироваться в истории человеческой мысли, в основных проблемах, касающихся условий формирования личности, свободы и ответственности, отношения к другим людям, к социальным и этическим проблемам развития современной культуры, науки и техники, понимания необходимости сохранения окружающей культурной и природной среды.

    Программа составлена из расчета рабочего учебного плана:

    1. специальность 230103 «Автоматизированные системы обработки информации и управления РЧЧС» - 60 часов: 48 аудиторных часов, 12 часов самостоятельной работы студентов
    2. специальность 190604 «Техническое обслуживание и ремонт автомобиля» - 60 часов: 48 аудиторных часов, 12 часов самостоятельной работы студентов

    Организация учебного процесса подчинена основным формам учебной деятельности (используются все типы и виды занятий) :

    1. изучение нового материала (лекции, беседы, дискуссии, теоретическое исследование)
    2. применение и совершенствование знаний (выполнение творческих заданий)
    3. обобщение и систематизация знаний (семинар, философский турнир)
    4. комбинированные занятия (сочетание различных типов занятий)
    5. контроль знаний, умений и навыков (урок-зачет)

    Программа включает также список основной и дополнительной литературы к курсу.

    Программа реализует межпредметные связи с историей в темах «Философия Нового и новейшего времени», «философия античного мира и средних веков», «философия и история». Много общих изучаемых проблем у философии и обществознания в разделах «Духовная жизнь человека», «Социальная жизнь человека». Философия является началом многих наук. Философия находится в неразрывной цепи с психологией (тема «Сознание»), математикой (темы «Античные философы: Пифагор», «Научная картина мира. Цвет, ритм, числа»), информатикой (тема «Глобальные проблемы человечества). Региональный компонент реализуется в изучении тем русской философии XIX-XX веков (Ф.Достоевский, Л.Толстой, Н.Бердяев, И.Ильин), самобытности исторического пути России в мировой истории.

    В первом разделе « Основные идеи мировой философии от античности до новейшего времени» представлены темы: «Философия Нового и новейшего времени», «философия античного мира и Средних веков». В содержании раздела уделяется внимание основным представителям философской мысли, рассматриваются идеи, определившие направление культуры в целом.

    Во втором разделе «Человек – сознание – познание» освещаются темы: «Человек как главная философская проблема», «Проблема сознания», «учение о познании». В разделе показана специфика философского подхода к изучению человека, основные механизмы деятельности сознания, важнейшие формы и методы познания человеком окружающего мира.

    В третьем разделе «Духовная жизнь человека» изучаются темы «Философия и научная картина мира», «философия и религия», «философия и искусство». Здесь рассматривается влияние науки и научного мышления на развитие общества, анализируются соотношение веры и разума, роль религии и искусства в становлении и воспитании человека.

    Четвертый раздел «социальная жизнь» раскрывается через темы «Философия и история», «философия и культура», «философия и глобальные проблемы». В разделе описываются основные философско-исторические концепции прошлого и настоящего, философско-исторические концепции русских мыслителей 19-20 веков, сохраняющие свою актуальность и сегодня, рассматриваются философские представления о культуре и цивилизации, о кризисе культуры и глобальных проблемах.

    Требования к уровню подготовки студента

    В результате изучения Основ философии студент должен знать/уметь:

    1. Студент, в результате усвоения курса, должен уметь самостоятельно анализировать и оценивать те или иные мировоззренческие и этические позиции окружающих людей, общества в целом, государств и политических режимов.
    2. Студент должен понимать - стать человеком можно, лишь научившись философски мыслить, думать и постоянно развивать свой ум.
    3. Студент должен знать историю философии, представителей философской мысли и основные философские идеи, проблемы изучения человека, основные категории научной картины мира, роль науки в современной жизни, социальные аспекты развития общества.
    4. Студент должен знать основные концепции исторического развития, особенности Российской самобытности, проблемы массовой культуры, глобальные проблемы.
    5. Студент должен уметь анализировать философские и научные представления о природе человека и общества, понимать связь между философским учением о познании и науками, которые он изучает.
    6. Студент должен уметь критически анализировать источники информации, систематизировать полученные знания, четко формулировать свои доводы и доказательства на семинарах и зачете.

    Требования к минимуму содержания

    (Основные дидактические единицы)

    Предмет философии, основные вехи мировой философской мысли, природа человека и смысл его существования, человек и Бог. Человек и космос. Человек, общество, цивилизация, культура. Свобода и ответственность личности. Человеческое познание и деятельность. Наука и ее роль в обществе. Человечество перед лицом глобальных проблем.

    Итоговый контроль знаний по дисциплине – устный зачет.

    «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»

    Введение. (1 час) Философия как любовь к мудрости, как учение о разумной и правильной жизни. Философия как учение о мире в целом, как мышление об основных идеях мироустройства. Соотношение философии, науки, религии и искусства. Мудрость и знание. Проблема и тайна. Основной вопрос философии.

    Требования к знаниям: студент должен знать истоки философии, ее функции, основной вопрос философии.

    Раздел 1. Основные идеи мировой философии от античности до новейшего времени. (11 часов)

    Требования к знаниям : студент должен знать наиболее выдающихся представителей философской мысли и основные идеи, появляющиеся в истории философии, смысл и значение этой эпохи.

    Требования к умениям : студент должен уметь прослеживать влияние фундаментальных философских идей на развитие науки, искусства, социальной и политической мысли, должен уметь соотносить их с актуальными проблемами современности.

    Тема 1.1. Философия античного мира и средних веков (5 часов)

    Требования к знаниям: студент должен знать идеи семи мудрецов, которые положили начало всей античной науке, учение Фалеса, учение о Дао, теорию о числах и геометрических фигурах Пифагора, знать понятие бытия у Парменида. Студент должен знать сущность философии Сократа и Платона, киников, киренаиков, мегариков, стоиков. Студент должен знать содержание патристики и схоластики.

    Требования к умениям : студент должен уметь прослеживать эволюцию философских учений, уметь рассуждать, уметь самостоятельно работать с дополнительной литературой при подготовке к семинару.

    Античная философия (от мифа к Логосу, Гераклит и Парменид, Сократ и Платон, система Аристотеля, Демокрит и Эпикур), циники, стоики, скептики.

    Философия средних веков. Философия и религия, патристика (Августин) и схоластика (Фома Аквинский). Спор номиналистов и реалистов в Средние века.

    1. подготовить рефераты «Философия в системе культуры», «Сократ: индивидуальное и неиндивидуальное в сознании», «Теория государств Платона», «Средневековая философия как синтез двух традиций: христианского откровения и античной философии», «Философия Византии».
    2. подготовка к семинару «Античная философия Гераклита, Парменида, Сократа, Платона, Диогена» по плану:
    • Гераклит и Парменид – два великих философа древности. Учение о бытии Парменида. Диалектика Гераклита.
    • Сократ и Платон – учители европейской цивилизации. Сократовская ирония. Учение о нравственности. Героическая смерть Сократа. Учение Платона об идеях. Проект утопического государства.
    • Древнегреческие циники, их критика морали, эпатирующее поведение и стремление к благу. Цинизм в современной жизни. Стоики и их учение о добродетели и мудрой жизни. Скептицизм и его значение для человеческого познания.

    Литература:

    1. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях древних философов. – М., 1979.
    2. Хрестоматия по истории философии. В 3т. Т.1. – М., Владос, 2000.

    Тема 1.2. Философия Нового и новейшего времени(6 часов)

    Требования к знаниям: студент должен знать сущность метода индукции Ф. Бэкона, рационализма Р. Декарта, основы немецкой классической философии, сущность материализма и диалектики, студент должен знать философию «пессимизма», теорию о сверхчеловеке, русскую философию XIX века, философию XX века.

    Требования к умениям : студент должен уметь анализировать, сопоставлять, уметь определять мировоззренческие позиции, уметь работать с дополнительной литературой и самостоятельно готовиться к семинарскому занятию, доказывать свою точку зрения на семинаре.

    Философия Нового времени, спор сенсуалистов (Бэкон, Гоббс, Локк) и рационалистов (Декарт, Спиноза, Лейбниц). Субъективный идеализм (Беркли) и агностицизм (Юм) Нового времени. Немецкая классическая философия (Кант и Гегель). Немецкий материализм и диалектика. (Маркс и Фейербах).

    Пост классическая философия второй половины 19 – начала 20 века (Шопенгауэр, Ницше, Бергсон).

    Русская философия 19-20 веков.

    Современная философия (Неопозитивизм и аналитическая философия, экзистенциализм, философия религии, философская герменевтика, структурализм и пост структурализм).

    Самостоятельная работа студентов:

    1. подготовить рефераты «Декарт: очевидность как критерий истины», «Эпикур и его учение о счастье», «Моральная философия Канта», «Философия пессимизма Шопенгауэра», «Гегель и Фейрбах: вершина и конец немецкой классической философии».
    2. подготовка к семинару «Философия нового и новейшего времени. Рационализм и немецкая классическая философия» по плану:
    • Философия нового времени. 17 век – утро рационализма.
    • Эпоха просвещения – торжество рационализма
    • Г.Гегель и Л. Фейербах: вершина и конец немецкой классической философии
    • Основополагающие категории человеческого бытия: творчество, счастье, любовь, труд, игра, вера, смерть.

    Литература:

    1. Философия. Учебник. 2-е издание. / Под редакцией В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова. – М.: ТОН, 2001.
    2. Хрестоматия по истории философии в 3т. Т.2,3. – М.: Владос, 2000.

    Раздел 2. Человек – сознание – познание (14 часов)

    Требования к умениям: Студент должен знать основные проблемы, связанные с изучением человека: его происхождение, его основные отношения, основные характеристики бытия. Нужно знать, что говорят современные философия и наука о природе и структуре сознания, иметь представление о том, какими методами и приемами человек познает мир.

    Требования к умениям: Студент должен уметь анализировать современные философские и научные представления о природе человека, вырабатывать самостоятельное отношение к таким категориям человеческого бытия, как любовь, творчество, смерть, вера, счастье и т.д. Должен понимать связь между философским учением о познании приемами познания тех наук, которые он изучает.

    Тема 2.1. Человек как главная философская проблема (6 часов)

    Требования к знаниям: студент должен знать гипотезы о происхождении человека, фундаментальные характеристики человека, категории человеческого бытия.

    Требования к умениям : студент должен уметь определять социальные позиции человека, связывать философские понятия с современной жизнью, уметь анализировать природу человека, уметь понимать связь философии с естественными науками. Студент должен уметь самостоятельно работать с дополнительной литературой для подготовки к семинару.

    Философия о происхождении и сущности человека. Человек как дух и тело. Основные отношения человека: к самому себе, к другим, к обществу, к культуре и к природе. Проблема «я», образ «я», внутреннее и внешнее «я». Фундаментальные характеристики человека: не сводимость, невыразимость, неповторимость, незаменимость, неопределенность. Основополагающие категории человеческого бытия: творчество, счастье, любовь, труд, игра, вера, смерть.

    Самостоятельная работа студентов:

    1. подготовить рефераты «Современная наука и философия о проблеме происхождения человека», «Фундаментальные характеристики человека».
    2. подготовка к семинару «Человек как главная философская проблема» по плану:
    • Философия о происхождении и сущности человека.
    • Основные отношения человека.
    • Фундаментальные характеристики человека
    • Основополагающие категории бытия.

    Литература:

    Губан В.Д. Основы философии. – М.: ТОН, 1999. Ч 2. гл. 1

    Тема 2.2. Проблема сознания (4 часа)

    Требования к знаниям: студент должен знать философские представления о сознании, теории З.Фрейда и К. Юнга, современные научные интерпретации проблемы сознания и подсознания.

    Требования к умениям : студент должен уметь анализировать, сопоставлять факты. Уметь должен самостоятельно работать с дополнительной литературой для подготовки к семинару.

    Философия о происхождении и сущности сознания. Три стороны сознания: предметное сознание, самосознание и сознание как поток переживаний (душа). Психофизическая проблема в науке и философии, ее современная интерпретация. Идеальное и материальное. Сознание, мышление, язык. Сознание и бессознательное. Основные идеи психоанализа З.Фрейда. Теория архетипов К.Юнга. Современная цивилизация и психическое здоровье личности.

    Самостоятельная работа студентов:

    1. подготовить рефераты «Сознание, мышление, язык», «Основные идеи психоанализа З.Фрейда»
    2. подготовка к семинару « Проблема сознания» по плану:
    • Философия о трех сторонах сознания: предметное сознание, самосознание и сознание как поток переживаний (душа).
    • Идеальное и материальное.
    • Сознание, мышление, язык.
    • Сознание и бессознательное. Основные идеи психоанализа З.Фрейда и К.Юнга.

    Литература:

    1. Губин В.Д. Основы философии. – М.:, ТОН, 1999. Ч.2, гл.»
    2. Философия. Учебник. 2-е издание под редакцией В.Д. Губина. – М.: ТОН, 2001. Ч.5 , гл.7.
    3. Фрейд З. Психоанализ, Религия, Культура. – М, 1992.

    Тема 2.3. Учение о познании (4 часа)

    Требования к знаниям: студент должен знать о природе познания, методы и формы научного познания.

    Требования к умениям : студент должен уметь различать взгляды сенсуалистов, рационалистов, агностиков на природу познания, уметь анализировать и определять свою точку зрения.

    Как человек познает окружающий мир? Спор сенсуалистов, рационалистов, агностиков о природе познания. Чувства, разум, воля, память, мышление, воображение и их роль в познании. Что такое знание. Здравый смысл, наивный реализм, научное знание. Методы и формы научного познания. Проблемы истины.

    Раздел 3. Духовная жизнь человека (10 часов)

    Требования к знаниям: студент должен знать основные категории научной картины мира, роль науки в современной жизни, соотношение веры и разума, место и роль искусства в познании и воспитании человека.

    Требования к умениям: студент должен уметь соотносить место и роль тех наук, которые лежат в основе его специальности с современной научной картиной мира, понимать роль и место религии и искусства в понимании мира, в изменении человеческой природы.

    Тема 3.1. Философия и научная картина мира (4 часа)

    Требования к знаниям: студент должен знать категории научной картины мира, их философские интерпретации, философские представления о месте человека в космосе.

    Требования к умениям : студент должен уметь анализировать факты, уметь использовать знания, полученные в ходе изучения других дисциплин, уметь сопоставлять античные и современные представления о структуре мира.

    Объективный мир и его картина. Мир Аристотеля и мир Галилея. Основные категории научной картины мира: вещь, пространство, время, движение, число, цвет, ритм и их философская интерпретация в различные культурные и исторические эпохи. Научные конструкции Вселенной и философские представления о месте человека в космосе.

    Самостоятельная работа студентов:

    подготовить рефераты «Аристотель –энциклопедия античной философии», «Николай Коперник. Новые представления о мире», «Учение о Вселенной в трудах Джордано Бруно»

    Тема 3.2. Философия и религия (2 часа)

    Требования к знаниям: студент должен знать мировые религии, сущность религии и ее влияние на человеческое общество, знать современные точки зрения о религиозном мировоззрении.

    Требования к умениям : студент должен уметь размышлять, сопоставлять, доказывать свою точку зрения и уметь оценивать позиции людей в данном вопросе.

    Исторические типы взаимоотношений человеческого и божественного. Богочеловек или человекобог? Религия о смысле человеческого существования. Значение веры в жизни современного человека. Противоречия между религиями и экуменическое движение. Кризис религиозного мировоззрения.

    Тема 3.3. Философия и искусство (4 часа)

    Требования к знаниям: студент должен знать функции искусства, проблему гения, психологическое и визионерское искусство, знать проблематику кризиса современного искусства.

    Требования к умениям : студент должен уметь анализировать предметы искусства, уметь выражать свое отношение к ним, уметь различать высокое и массовое искусство.

    Искусство как феномен, организующий жизнь. Талант и гений, соотношения гения и гениальности. Гений – совершенный человек. Психологическое и визионерское искусство. Кризис современного искусства. Дегуманизация искусства. Искусство в эпоху постмодернизма.

    Раздел 4. Социальная жизнь. (12 часов)

    Требования к знаниям: студент должен знать основные концепции исторического развития и особенно взгляды русских мыслителей на историческую самобытность России, должен знать, что такое массовая культура, внутренняя и внешняя культура, контр культура, знать философские представления относительно возможных путей будущего мирового развития.

    Требования к умениям: студент должен уметь критически анализировать основные концепции исторического развития, понимать роль и место отдельного человека в истории, понимать, что такое истинная и ложная культура и что, значит, быть культурным человеком, осознавать причины кризиса современной цивилизации.

    Тема 4.1. Философия и история (4 часа)

    Требования к знаниям: студент должен знать три современные концепции исторического развитии, взгляды философов на развитие истории, знать историческую самобытность России.

    Требования к умениям : студент должен уметь использовать знания истории для анализа философских представлений о развитии человеческой цивилизации, уметь выражать свою точку зрения, уметь самостоятельно работать с дополнительной литературой по русской философии для подготовки к семинарам.

    Философские концепции исторического развития: концепции прогрессивного однолинейного развития, концепции многолинейного развития, циклического развития. Русская философия об исторической самобытности России. П.Я.Чаадаев о судьбе России. Западники и славянофилы о русской истории. Проблема «конца истории».

    Тема 4.2. Философия и культура (4 часа)

    Требования к знаниям: студент должен знать теории происхождения культуры, виды культур, кризисы культуры.

    Требования к умениям : студент должен уметь сопоставлять факты, анализировать культурное наследие России, вырабатывать свою точку зрения на проблематику культуры.

    Теории происхождения культуры. Культура и культ. Человек в мире культуры. Культура и цивилизация. Внешняя и внутренняя культура. Массовая культура и массовый человек. Культура и контр культура. Основные контр культурные движения. Кризис культуры и пути его преодоления. Культура и природа.

    Самостоятельная работа студентов:

    подготовить доклады о современной массовой культуре и ее влиянии на современное общество, о контр культурах современности.

    Тема 4.3. Философия и глобальные проблемы современности (4 часа)

    Требования к знаниям: студент должен знать глобальные проблемы современного общества, влияние науки на нашу жизнь, пути развития мирового общества.

    Требования к умениям : студент должен уметь выражать свою гражданскую позицию, уметь философски мыслить, уметь понимать свою ответственность за нашу планету перед поколением потомков, самостоятельно уметь работать с дополнительной литературой.

    Кризис современной цивилизации: гибель природы, перенаселение, терроризм, нищета развивающихся стран. Создание мировой системы хозяйства. Попытка глобального регулирования социальных и экономических основ жизни человечества. Борьба за права человека. Наука и ее влияние на будущее человечества. Философия о возможных путях будущего развития мирового сообщества.

    Самостоятельная работа студентов:

    подготовить доклады о глобальном потеплении и его влиянии на будущее Земли, о глобальных проблемах человечества и путях их преодоления, о движении антиглобалистов.

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    ПОЖАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ № 57

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    ДИСЦИПЛИНЫ

    ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

    (спо)

    ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ:

    1. специальность 230103 «Автоматизированные системы обработки информации и управления РЧЧС» - 48 аудиторных часов
    2. специальность 190604 «Техническое обслуживание и ремонт автомобиля» - 48 аудиторных часов

    Москва 2007

    УТВЕРЖДАЮ

    Заместитель директора по УМР

    В.Л. Дупак

    «__»_____________200___года

    (Рабочая программа составлена в

    соответствии с Государственными

    требованиями к минимуму

    выпускника по специальности)

    Преподаватель ГОУ СПО Пожарного колледжа № 57

    О.В. Максимчук ______________

    Рецензенты:

    СОГЛАСОВАНО

    Протокол № _____заседания

    Предметно-цикловой

    Комиссии

    От «___» ___________200__года

    Председатель ПЦК

    О.В. Максимчук

    2. Тематика рефератов

    Составлена преподавателем общественных дисциплин ГОУ СПО Пожарного колледжа № 57 Максимчук О.В.

    1. Философия в системе культуры.
    2. Философия и наука: родство и различие функций
    3. Эпоха «брожения умов» в Индии и «борющихся царств» в Китае.
    4. Сократ: индивидуальное и неиндивидуальное в сознании
    5. Теория государства Платона
    6. Средневековая философия как синтез двух традиций: христианского откровения и античной философии.
    7. Философия Византии
    8. Бесконечная Вселенная Коперника и Бруно. Гелиоцентризм.
    9. Декарт: Очевидность как критерий истины. «Мыслю - следовательно, существую».
    10. Эпикур и его учение о счастье
    11. Стоическая философия об идеале мудрой жизни
    12. Моральная философия Канта.
    13. Философия пессимизма А. Шопенгауэра.
    14. Современная наука и философия о проблеме происхождения человека.
    15. Фундаментальные характеристики человека.
    16. Основополагающие категории человеческого бытия.
    17. Сознание, мышление, язык.
    18. Культ и культура.
    19. Проблемы современной массовой культуры.
    20. Культура и контр культура, основные контр культурные движения.
    21. Проблема «конца истории».

    Тематический план учебной дисциплины

    «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»

    Наименование разделов и тем

    Аудиторные часы

    Самостоятельная

    Работа студента

    Всего.

    Практ.

    Лабор.

    Тема 2.2. Проблема сознания

    Тема 2.3. Учение о познании

    Раздел 4. Социальная жизнь

    Всего часов по дисциплине

    Преподаватель общественных дисциплин __________ О.В. Максимчук

    Тематическое планирование учебной дисциплины

    «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»

    на 2006-2007 учебный год

    преподавателя Максимчук О.В.

    Наименование разделов и тем

    Аудиторные часы

    Самостоятельная

    работа студента

    Всего

    Практические

    Лабораторные

    Введение. Философия, ее смысл, функции и роль в обществе.

    Раздел 1. Основные идеи истории мировой философии от античности до новейшего времени

    Тема 1.1. Философия античного мира и Средних веков

    Семь мудрецов, Фалес, Лао-Цзы, Пифагор, Парменид и Гераклит, атомисты.

    Софисты и Сократ, киники, киренаики, мегарики, Платон, Эпикур, Стоики

    Философская мысль средних веков (Августин Блаженный, Фома Аквинский)

    Семинар «Античная философия Гераклита, Парменида, Сократа, Платона, Диогена».

    Тема 1.2. Философия Нового и новейшего времени

    Ф.Бэкон и Р.Декарт, И. Кант

    А. Шопенгауэр, Серен Кьеркегор

    Философские воззрения русских мыслителей XIX века, (Ф. Достоевский о природе зла и Л. Толстой «непротивление злу»)

    Философия 20 века (Ф.Ницше и Н.Бердяев). Современная философия, неопозитивизм, аналитическая философия. Структурализм, пост структурализм.

    Семинар «Философия нового и новейшего времени. Рационализм и немецкая классическая философия»

    Раздел 2. Человек – сознание - познание

    Тема 2.1. Человек как главная философская проблема

    Происхождение и развитие человека

    Что из себя представляет человек?

    Макс Шелер: пять идей о человеке

    Основные характеристики человека. Категории человеческого бытия

    Семинар «Человек как главная философская проблема»

    Тема 2.2. Проблема сознания

    Сознание и человеческая природа

    Мышление, его истоки сущность

    Семинар « Проблема сознания»

    Тема 2.3. Учение о познании

    Как человек познает окружающий мир? Спор сенсуалистов, рационалистов и агностиков о природе познания.

    Роль чувств, воли, памяти, воображения в познании.

    Что такое знание? Наивный реализм, научное знание.

    Методы и формы научного познания. Проблемы истины

    Раздел 3. Духовная жизнь человека (наука, религия, искусство)

    Тема 3.1. Философия и научная картина мира

    Объективный мир и его картина

    Мир Аристотеля и Галилея

    Научные конструкции Вселенной. Философские представления о месте человека в космосе

    Тема 3.2. Философия и религия

    Вера

    Смысл жизни

    Тема 3.3. Философия и искусство

    Искусство как феномен, организующий жизнь.

    Проблема гения

    Психологическое и визионерское искусство

    Кризис современного искусства

    Раздел 4. Социальная жизнь

    Тема 4.1. Философия и история

    Философские концепции исторического развития: концепция однолинейного развития. Г.В. Гегель, К.Маркс. Стадии роста.

    Концепция многолинейного развития. О. Шпенглер: три души истории

    Концепция циклического развития. А.Тойнби: мировые цивилизации

    Мировые культуры Питирима Сорокина

    Исторический путь России

    Тема 4.2. Философия и культура

    Культура и культ

    Проблемы массовой культуры

    Культура и цивилизация

    Культура и контркультура.

    Тема 4.3. Философия и глобальные проблемы современности

    Кризис современной цивилизации. Создание мировой системы хозяйства.

    Гражданское общество и государство

    Семья

    ЗАЧЕТ ПО ОСНОВАМ ФИЛОСОФИИ

    Всего часов по дисциплине

    Преподаватель общественных дисциплин ______ О.В. Максимчук

    Преподаватель общественных дисциплин ________ О.В. Максимчук

    Литература

    Основная литература:

    1. Губин В.Д. ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ. Москва «Форум инфра-М», 2005 г..

    Дополнительная учебная литература:

    1. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях древних философов. М. 1979 год
    2. Хрестоматия по истории философии в 3т. «Владос», Москва, 2000 г.
    3. Фрейд «Психоанализ, религия, культура», Москва 1992 год.
    4. Бердяев Н. «Основные проблемы русской мысли», Москва. Наука 1990 год
    5. Бердяев Н. «О назначении человека», Москва 1996 год
    6. Гаспаров М.Л. «Занимательная Греция», Москва 1996 год
    7. Лосев А.Ф. «Платон. Аристотель», Молодая гвардия 1993 год.
    8. Паскаль Б. «Мысли» Из-во Сабашниковых, 1995 год
    9. Сорокин П.А. «Кризис нашего времени. Человек. Цивилизация. Общество», Политиздат 1992 год.
    10. Толстой Л.Н. «Путь жизни», Высшая школа, 1992 год
    11. Чаадаев П.Я. «Философские письма», Современник, 1989 год
    12. Фрак С.Л. «Смысл жизни. Духовные основы общетва», Республика, 1992 год.
    13. Фромм Э. «Искусство любить», Педагогика, 1990 год

    Учебно-методический комплекс

    дисциплины

    ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

    Специальность

    Форма обучения

    ОЧНАЯ

    Сыктывкар 2014

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

    высшего профессионального образования

    «Сыктывкарский государственный университет»

    Колледж экономики, права и информатики

    Рабочая программа дисциплины

    ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

    Специальность

    ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ)

    Квалификация углубленной подготовки

    БУХГАЛТЕР, СПЕЦИАЛИСТ ПО НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ

    Форма обучения

    ОЧНАЯ

    Сыктывкар 2014

    ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ

    И УТВЕРЖДЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

    Рабочая программа учебной дисциплины «Основы философии» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО) по специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 апреля 2010 г. №282).

    Составитель рабочей программы:

    Преподаватель ________________________ Н.Л.Максимова

    Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании УМС

    Председатель УМС ____________________ Н.А. Шевчук



    1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

    УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»

    1.1. Область применения программы

    Рабочая программа дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (утв. Приказ Минобрнауки РФ от 06.04.2010 N 282).

    1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Общий гуманитарный и социально-экономический цикл.

    1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

    Цель – формирование у студентов общекультурных компетенций в области современного знания о взаимоотношениях в системе «мир – человек», необходимых для понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии, эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

    Студент должен знать:

    основные категории и понятия философии; роль философии в жизни человека и общества; основы философского учения о бытии; сущность процесса познания; основы научной, философской и религиозной картин мира; об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий

    Студент должен уметь:

    ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста

    1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

    максимальная учебная нагрузка обучающегося – 108 часов, в том числе:

    · обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося – 72 часа;

    · самостоятельная работа обучающегося – 36 часов.

    1.5 Результаты освоения учебной дисциплины

    Результаты обучения (компетенции) выпускника ОПОП, на формирование которых ориентировано изучение дисциплины « Основы философии» (в соответствии с ФГОС СПО):

    Общие компетенции (ОК)

    Результат изучения дисциплины

    ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

    · Видеть объективную картину мира.

    · Быть политически грамотным и политкорректным.

    · Понимать роль государства и его политики (законодательства) в духовной, социальной и политической сферах.

    · Понимать значение своей профессии в формировании гармоничного, экономически процветающего и политически стабильного государства.

    · Качественно выполнять свои профессиональные функции.

    ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

    · Определять методы и формы выполнения самостоятельных творческих заданий.

    · Планировать ресурсы, свою деятельность, определять качество необходимых ресурсов.

    ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

    · Выбирать самостоятельно структуру для систематизации информации, находить в источниках выводы и аргументы, выделять признаки в соответствии с заданными критериями.

    · Формулировать проблему, анализируя модельную ситуацию.

    · Моделировать цепочку последствий различных процессов и явлений, делать прогнозы и выводы.

    ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

    · Уметь пользоваться различными источниками информации, сопоставлять и анализировать их, выявлять закономерности, делать прогнозы и выводы.

    ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

    · Использовать информационно-коммуникационные технологии для создания электронных презентаций, проектов, прогнозирования последствий различных модельных ситуаций, явлений и процессов.

    ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

    · Проявлять уважение к окружающим.

    · Учитывать и понимать психологические особенности собеседника и проявлять терпимость к его мнению.

    · Вести дискуссии, аргументировано высказывать собственную точку зрения, слушать и анализировать мнения оппонентов.

    ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий

    · Создавать коллективные проекты с целью решения различных проблем.

    ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

    · Систематизировать и организовывать информацию для выполнения профессиональных задач.

    ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.

    · Определять необходимые ресурсы для освоения квалификации.

    OK 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

    · Знать основы функционирования общества как системы.

    · Основополагающие ценности, ориентирующие человека в обществе.

    · Проявлять социальную толерантность.

    2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

    2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

    Наименование разделов и тем

    Объем часов

    Уровень освоения

    Раздел 1. Что есть философия

    Тема 1.1.

    Предмет философии

    Философия, ее предмет и основные темы: бытие и сущее, человек и мир. Природа и специфика философских проблем. Главные философские направления – материализм и идеализм. Изменение представлений о предмете, методах, целях и задачах философии в истории культуры. Структура философского знания.

    Тема 1.2.

    Специфика и функции философии

    Исторические типы и формы мировоззрения. Практические и духовные способы освоения мира. Эволюция мировоззренческих проблем. Структура мировоззренческого сознания. Мировосприятие, мироощущение, миропонимание – функции мировоззрения.

    Миф, религия, философия. Мифологическое понимание мира. Природа и функции мифа. Религиозное мировоззрение. Культура и религия. Философское мировоззрение. Философия как логическая интерпретация мировоззренческих проблем. Функции философии, ее значение в жизни человека и общества. Философия и наука. Взаимосвязь и взаимодействие философии и науки. Роль научного познания в развитии философского мировоззрения.

    Практическое занятие

    Самостоятельная работа (по разделу)

    Раздел 2. Основные вехи мировой философской мысли

    Тема 2.1

    Философия Древности

    Философия Древней Индии. Общая характеристика древнеиндийской философской традиции. Ортодоксальные и неортодоксальные школы философии.

    Философия Древнего Китая. Основные черты и принципы древнекитайской философии. Философские школы: даосизм, конфуцианство, легизм и моизм.

    Античность. Отличительные черты. Первые философские школы античности: ионийская и италийская. Проблема первоначала мира (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, Пифагор, Анаксагор). Оформление понятия бытия в Элейской школе (Парменид и Эмпедокл). Атомистические идеи Левкиппа и Демокрита.

    Расцвет философской мысли Античности. Софисты. Сократ. Проблема человека, морали и познания. Объективный идеализм Платона. Аристотель о бытии и познание.

    Эллинизм: основные идеи. Философские школы: эпикуреизм, стоицизм, скептицизм, кинизм, неоплатонизм.

    Практическое занятие

    Тема 2.2

    Философия Средних веков и Возрождения

    Специфические черты философии средних веков. Патристика. Августин Блаженный о мире и Боге, человеке и Боге, концепции исторического прогресса, о добре и зле.

    Схоластика. Фома Аквинский о вере и знании. Доказательства бытия Бога.

    Философские, научные и гуманистические идеи эпохи Возрождения. Натурфилософия. Антропоцентризм.

    Практическое занятие

    Тема 2.3 Философия Нового времени

    Особенности философии Нового времени. Индуктивный метод Ф. Бекона и дедуктивный метод Р.Декарта. Проблема существования врожденных идей: теория идолов Ф. Бекона, учение о врожденных идеях Р. Декарта. Проблема определения критериев истинности: специфика постановки и варианты решения: рационализм Р. Декарта, эмпиризм Ф. Бекона и сенсуализм Дж. Локка.

    Учение о субстанции Б. Спинозы и проблема единства мира в новоевропейской философии (монизм Б. Спинозы, дуализм Р. Декарта и плюрализм Г. Лейбница).

    Эпоха Просвещения. Эволюция новоевропейского антропоцентризма и гуманизма в идеях исторического прогресса и господства человека над природой: Ж.-Ж. Руссо, Д.Дидро, К.А.Гельвеций и П.Гольбах.

    Немецкая классическая философия: основные представления и проблемы философии нового типа мышления. Характерные черты этического учения Канта. Философия Ф. Шеллинга. Субъективный идеализм в философии И. Фихте. Гегель: предмет и задачи философского сознания. Л.Фейербах: антропологический материализм. Основные положения и идеи марксизма.

    Позитивизм в истории философии (XIX в.): Философская программа О. Конта, его классификация наук.

    Иррационалистические идеи в европейской философии XIX века. Мир как воля и представление А. Шопенгауэра. Философия жизни Ф. Ницше. Учение Ф. Ницше о сверхчеловеке. С. Кьеркегор как предтеча экзистенциализма.

    Практическое занятие

    Самостоятельная работа

    Тема 2. 4 Современная философия Запада

    Особенности философии ХХ века. Сциентизм и антропологизм как доминирующие философские программы. Эволюция позитивизма в ХХ веке: неопозитивизм и постпозитивизм. Феноменология Гуссерля. Прагматизм Ч.Пирса и У. Джеймса. Х.-Г. Гадамер: герменевтика как способ философствования. Структурализм. Экзистенциализм: М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, К. Ясперс, А. Камю. Постструктурализм и постмодернизм в философии ХХ века.

    Практическое занятие

    Тема 2. 5 Отечественная философия

    Русская философия как особый тип философствования. Исторические предпосылки развития русской философии: осмысление русской государственности в контексте христианской истории («Слово о законе и благодати» митрополита Илариона, концепция «Москва – третий Рим» монаха Филофея), формирование философских идей в рамках секулярной духовной культуры XVIII века.Философские системы XIX века. «Западники» (П.Чаадаев, А.И Герцен). «Славянофилы» (К.Аксаков, А.Хомяков). Материализм и марксизм в истории русской философии. Русская религиозная философия: В.С. Соловьев, С. Булгаков, П. Флоренский, Н. Бердяев и др. «Западники» (П.Чаадаев, А.И Герцен). «Славянофилы» (К.Аксаков, А.Хомяков). Основные тенденции развития русской философии в ХХ веке: софиология (С. Булгаков), космизм, евразийство, русский экзистенциализм (Н.Бердяев, Л.Шестов) о принципе человеческой свободы как творчестве, феноменология (Г.Шпет, А.Лосев).

    Практическое занятие

    Самостоятельная работа (по разделу)

    Раздел 3. Философия бытия

    Тема 3. 1

    Картина мира

    Учение о бытии. Картины мира.

    Тема 3. 2

    Свойства и формы бытия

    Разнообразие форм бытия (природное бытие, бытие человека, социальное бытие). Проблема единства мира и варианты ее осмысления: монистические и плюралистические концепции бытия. Понятие субстанции в философии. Понятия материального и идеального.

    Историческое развитие понятия материи. Пространство, время. Понятие развития. Движение и развитие. Основные формы движения. Самоорганизация бытия.

    Диалектика: понятие и виды. Структура диалектики. Детерминизм и индетерминизм. Закон. Динамические и статические закономерности

    Практическое занятие

    Раздел 4. Философия познания

    Тема 4.1

    Сознание и познание

    Философский смысл проблемы сознания. Природа идеального. Структура сознания. Сознание и бессознательное (З.Фрейд, К.Г.Юнг, Э.Фромм). Сознание, самосознание и личность. Сознание и мышление. Функции сознания.

    Практическое занятие

    Тема 4.2

    Сущность познания, его структура. Проблема истины

    Практическое и познавательное отношение к миру. Субъект и объект познания. Проблема границ познания. Абсолютный и относительный агностицизм. Скептицизм. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Познание, творчество, практика.

    Практическое занятие

    Тема 4.3

    Научное познание, его методы и формы

    Виды познавательных способностей (чувственное, рациональное и интуитивное познание). Знание как необходимая основа и результат познавательного процесса. Знание и информация, знание и вера, знание и мнение.

    Проблема истины в философии. Истина и оценка. Истина и заблуждение. Истина и ложь. Истина и правда. Истинность и правильность мысли. Действительность, мышление, логика, язык.

    Сущность науки. Структура науки. Научное и вненаучное знание, критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы.

    Практическое занятие

    Тема 4.4 Наука и техника

    Происхождение и природа техники. Основные вопросы философии техники. Научные революции и смены типов рациональности. Взаимоотношения науки и техники. Характеристики научно-технического познавательного процесса.

    Практическое занятие

    Самостоятельная работа (по разделу)

    Раздел 5. Философская антропология и аксиология

    Тема 5.1

    Сущность человека. Человек, индивид, личность

    Человек как главная философская проблема. Философия о происхождении и сущности человека. Человек как дух и тело. Основные отношения человека: к самому себе, к другим, к обществу, к культуре и к природе. Проблема «я», образ «я», внутреннее и внешнее «я». Фундаментальные характеристики человека: несводимость, невыразимость, неповторимость, незаменимость, непредопределенность.

    Индивид, индивидуальность, личность. Человек и исторический процесс, личность и массы, свобода и необходимость. Основные подходы в проблеме взаимоотношений человека и общества; соотношение понятий человек, индивид, личность; взаимосвязь свободы и ответственности

    Тема 5.2

    Человек и культура, ценности человеческой жизни

    Культура в философском измерении. Представление о совершенном человеке в разных культурах.

    Смысл человеческого бытия. Многообразие жизненных идеалов: гедонистический, аскетический, религиозный, гуманистический и т.д. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести.

    Практическое занятие

    Самостоятельная работа (по разделу)

    Раздел 6. Социальная философия

    Тема 6.1 Общество и его структура

    Общество и его структура, элементы, функции.

    Понятие государства. Понятие гражданского общества и его политико-правовое оформление. Взаимодействия гражданского общества и государства.

    Основные вопросы о характере развития общества. Движущие силы исторического прогресса. роль личности и масс в истории, взаимосвязь свободы и необходимости. Сущность формационного подхода и основные идеи цивилизационного подхода.

    Тема 6.2 Взаимоотношения общества и природы, культуры и цивилизации

    Место человека в информационном мире. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего. Проблема поиска новых ценностей и философские перспективы в ХХI веке.

    Практическое занятие

    Самостоятельная работа (по разделу)

    Всего:

    Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

    1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

    2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

    3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

    3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

    3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

    Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета социально-экономических дисциплин.

    Мебель и оборудование:

    1. Доска классная

    2. Стул преподавателя

    3. Стол преподавателя

    4 .Столы для студентов

    5. Стулья для студентов

    6. Компьютер

    7. Проектор

    3.2. Информационное обеспечение обучения

    Основная литература:

    1. Горелов А. А.

    Дополнительная литература:

    1. Горелов А. А.

    2. Канке В. А. Основы философии: учебник для студентов средних спец. учебных заведений. Рек. МО РФ / В. А. Канке.- М. : "Логос", 2004 .- 288 с.

    3. Аблеев С. Р.

    4. Губин В. Д. Основы философии: учеб.пособие. Рек. МОПО РФ / В. Д. Губин.- 2-е изд. - М. : ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007 .- 288 с

    5. Волкогонова О. Д. Основы философии: учебник для студ-в учреждений средн. профобразования. Доп. МО РФ / О. Д. Волкогонова, Н. М. Сидорова.- М.: ФОРУМ – ИНФРА-М, 2006 .- 480 с.

    6. Гуревич П. С. Основы философии: Учеб. пособие; Доп. МО РФ / П. С. Гуревич.- М.: Гардарики, 2004 .

    7. Гуревич П. С. Основы философии: Учеб. пособие. Доп. МО РФ / П. С. Гуревич.- М.: Гардарики, 2005 .

    8. Словарь философских терминов / Науч. ред. В. Г. Кузнецов.- М. : ИНФРА-М, 2005.- 731 с.

    9. Философский энциклопедический словарь / Ред.сост. Е. Ф. Губский, Г. В. Кораблева, В. А. Лутченко.- М. : ИНФРА-М, 2004 (2006).- 576 с.

    10. Скирбекк Г.

    11. История русской философии: учебник для вузов. Рек. УМО / Б. В. Емельянов, К. Н. Любутин, В. М. Русаков и др. - Екатеринбург; М. : Деловая книга: Академический Проект, 2005 .- 736 с.

    12. Хрестоматия по истории философии (русская философия): учеб.пособие для вузов. В 3 ч.: Учебное пособие. Рек. МО РФ. Ч.3. От Нестора до Лосева.- М.: Владос, 2001. - 672с.

    13. Хрестоматия по истории философии (западная философия): учебное пособие для вузов. В 3-х ч. Рек. МО РФ. Ч.2. От Шопенгауэра до Дерриды.- М.: Владос, 2001.- 528с.

    Электронные ресурсы

    Электронно-библиотечная система (ЭБС) «Университетская библиотека oнлайн». Для доступа необходимо получить соответствующего логина и пароля на абонементе Научной библиотеки СыктГУ.

    4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

    4.1 Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

    Результаты обучения

    (освоенные умения, усвоенные знания)

    Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

    Умения:

    Ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста

    Практические занятия;

    Проверочные работы;

    Самостоятельная работа;

    Знания:

    Роль философии в жизни человека и общества;

    Основы философского учения о бытии;

    Сущность процесса познания;

    Основы научной, философской и религиозной картин мира;

    Об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

    О социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий

    Практические занятия;

    Устный ответ у доски;

    Проверка домашних заданий;

    Проверочные работы;

    Экзамен по теоретическому материалу;

    Тестирование;

    Самостоятельная работа;

    Работа по индивидуальным заданиям

    4.2 Вопросы к экзамену

    1. Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия.

    2. Предмет и функции философии.

    3. Место и роль философии в культуре.

    4. Философия Античности, ее особенности.

    5. Основные идеи философии Платона.

    6. Основные идеи философии Аристотеля.

    7. Средневековая философия: периодизация, проблемы, представители.

    8. Становление научного метода познания в философии Ф.Бэкона и Р.Декарта (эмпиризм и рационализм).

    9. Немецкая классическая философия: основные представления и проблемы философии нового типа мышления.

    10. Теория познания И.Канта, сущность понятия «категорический императив» в его философской системе

    11. Основные идеи философии Г.Гегеля.

    12. Марксистское понимание общества и истории.

    13. Русская философия XIX – XX вв.

    14. Русский космизм.

    15. Неклассическая философия ХХ в.: основные течения.

    16. Философские идеи психоанализа.

    17. Позитивизм XIX века и его трансформации в философии XX века.

    18. Экзистенциализм: основные идеи, представители.

    19. Учение о бытии: основные концепции.

    20. Материальное и идеальное бытие: проблема соотношения.

    21. Философские концепции пространства и времени.

    22. Сущность движения. Движение и развитие.

    23. Философские концепции пространства и времени.

    24. Диалектика как теория развития и как метод познания. Основные законы диалектики.

    25. Человек и природа.

    26. Общество и его структура.

    27. Государство и общество.

    28. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

    29. Человек в системе социальных связей (человек и общество).

    30. Человек и исторический процесс

    31. Природа и сущность человека. Проблемы человеческого существования.

    32. Ценности, их роль в человеческой жизни.

    33. Проблема сознания в философии.

    34. Культура и цивилизация в философском понимании.

    35. Человек, личность и массы.

    36. Свобода и ответственность личности.

    37. Проблема познания в философии

    38. Субъект и объект познания.

    39. Знание и истина. Критерии истины.

    40. Специфика научного познания.

    41. Взаимодействие человека и техники в современной цивилизации.

    42. Человечество перед лицом глобальных проблем

    4.3 Темы контрольных работ

    1. Релятивизм, субъективизм и скептицизм в учении софистов.

    2. Формирование атомистики. Материалистическое учение Демокрита, его влияние на развитие философии и науки.

    3. Учение Сократа – рождение философии нового типа.

    4. Философия Платона: общая характеристика.

    5. Диалектика мышления как путь к знанию, добродетели, благу (Сократ, Платон).

    6. Аристотель: его труды и учение.

    7. Особенности эллинистической философии (эпикурейство, стоицизм). Проблемы этики.

    8. Философия. Ее предназначение в понимании греческих и римских философов.

    9. Античность и философия последующих эпох.

    10. «Бог – мир – человек» в средневековой философии.

    11. Философское учение Августина Блаженного.

    12. Спор о природе общих понятий (универсалий). Реализм и номинализм.

    13. Учение Фомы Аквинского – свод религиозно-философских идей средневековья.

    14. Лоренцо Валла. «О наслаждении как истинном благе». Обращение к нравственному идеалу Эпикура.

    15. Философское творчество Николая Кузанского. Трактат «Об ученом незнании».

    16. Пико делла Мирандола. «Речь о достоинстве человека». Антропоцентризм.

    17. Натурфилософия эпохи Возрождения (Николай Коперник, Джордано Бруно).

    18. Идея универсального метода научного познания. Эмпиризм и рационализм.

    19. Френсис Бэкон. Обоснование эмпиризма.

    20. Рене Декарт. Обоснование научного познания с позиций рационализма.

    21. Рене Декарт. Принцип методологического сомнения. Постановка проблемы субъекта познания.

    22. Монадология Лейбница и его вклад в логику и теорию познания.

    23. Сенсуализм Джона Локка.

    24. Скептицизм Давида Юма.

    25. Субъективный идеализм Джорджа Беркли.

    27. Проблема «человек – общество – государство» в трудах мыслителей ХУП века (Томас Гоббс, Дж. Локк).

    28. Иммануил Кант: теория познания. Обоснование агностицизма.

    29. Этика Канта. Постулаты «практического» разума.

    30. Гегель: общая характеристика учения.

    31. Гегель: проблемы морали, права, государства.

    32. Гегель: система «абсолютного идеализма».

    33. Философия Л.Фейербаха: опыт преодоления гегелевского идеализма.

    34. Л.Фейербах. «Сущность христианства». Антропологический материализм.

    35. Философия К.Маркса: общая характеристика.

    36. Философская антропология Маркса. Отчуждение человека в социальной истории.

    37. Философия А.Шопенгауэра. «Мир как воля и представление».

    38. Фридрих Ницше: критика рационализма, понятий истины, добра, цели. «Переоценка ценностей».

    39. Особенности «антихристианства» Ницше.

    40. Философия Ницше в России.

    41. Позитивизм ХIХ-ХХ веков: направления, представители, идеи.

    42. Логический позитивизм («Венский кружок»). Проблема разграничения науки и метафизики.

    43. Аналитическая философия ХХ века (Б.Рассел, Л.Витгенштейн).

    44. Парадоксы теории множеств и логическое исследование оснований математики (Б.Рассел).

    45. Л.Витгенштейн. «Логико-философский трактат». Его место в философской мысли ХХ века.

    46. Феноменология Э.Гуссерля. Теоретические предпосылки, задача и метод феноменологии.

    47. Герменевтика, ее основные идеи и источники.

    48. Творчество М.Фуко. «Слова и вещи». Структурализм как направление мысли и тип метафизики.

    49. Исторические и духовные предпосылки экзистенциализма. Основные представители.

    50. Экзистенциализм в Германии. М.Хайдеггер.

    51. Французский экзистенциализм. Ж.-П.Сартр, А.Камю.

    52. Экзистенциализм о сущности и существовании человека, обретении смысла бытия.

    53. Русская философия Х1Х – начала ХХ вв.: ее особенности, основные темы и представители.

    54. Философия всеединства Вл. Соловьева.

    55. Русский религиозно-философский ренессанс начала ХХ века. Условия его формирования и идейные источники.

    56. Учение Н.А.Бердяева о свободе и смысле творчества.

    57. Экзистенциализм Н.А.Бердяева и Л.Шестова.

    58. Русский космизм (Н.Федоров).

    59. Чему учит история философии? (Природа философских проблем).

    60. Философия в системе культуры.

    61. Мир как целокупная реальность. Мифологические, религиозные, научные, философские «картины» мира.

    62. Проблема бытия в истории философии.

    63. Материализм и идеализм – альтернативные способы миропонимания.

    64. Универсальные связи бытия. Принципы диалектического миропонимания.

    65. Прогресс и регресс, их диалектическое соотношение.

    66. Поиск «позитивной» диалектики (Гераклит, Н.Кузанский, Гегель и др.).

    67. Философия природы – обобщение исторического опыта ее освоения.

    68. Микро-, макро-, мегамир, их взаимосвязь.

    69. Случайность и закономерность, гармония и хаос в природе.

    70.Познавательные, технические, философские, ценностные аспекты отношения людей к природе.

    70.Природа сознания (философские аспекты).

    71. Формы общественного сознания (политическое, правовое, нравственное, религиозное, эстетическое).

    72. Политика и власть. Философские концепции государства.

    73.Проблема насилия и ненасилия в общественной жизни (Л.Толстой, Н.Бердяев, М.Ганди, А Швейцер и др.)

    74. Гипотеза общественного прогресса (за и против).

    75. Тема смысла истории в философии ХХ века.

    76. Запад, Восток, Россия в диалоге культур.

    77. Познание как культурно-исторический процесс. Единство познания и практики.

    78. Созерцательный (Дж.Локк) и активно-деятельностный (И.Кант) подходы к познанию (сравнительный анализ).

    79. Особенности научного познания, его структура, формы, методы, их эволюция.

    80. Классические и современные концепции философии науки и техники.

    81. Исторические типы научной рациональности.

    82. Проблемы обоснования науки в философии ХХ века.

    83. Проблема истины, ее критерии.

    84. Философские основания целей, средств и пределов научно-технического прогресса.

    85. Наука и человеческие ценности.

    86. Познавательно-теоретическое отношение к миру: стремление к истине, объективному постижению сущего.

    87. Проблема возникновения и развития нравственности, ее функции и структура.

    88. Основные понятия этики: добро и зло, долг, совесть, смысл жизни, счастье и др.

    90. Основные этические учения в истории философской мысли.

    91. Великие моралисты: Конфуций, Будда, Моисей, Христос.

    92. Тема Бога в истории философии.

    93. Обоснование идеи Бога Августином и Ф.Аквинским.

    94. Религиозная философия в ХХ веке (неотомизм, персонализм, русская религиозная философия и др.) (можно по выбору).

    95. Человек как предмет философии.

    96. Жизнь, смерть и бессмертие как философские темы.

    97. Проблема смысла жизни в истории философии (можно по выбору рассмотреть отдельные этапы).

    98. Соотношение сознательного и бессознательного, рационального и иррационального в человеческой жизни.

    99. Новая постановка проблемы человека в ХХ веке.

    100. «Экзистенциальная» философия и ее варианты: философская антропология, экзистенциализм (русский, европейский), персонализм (можно по выбору).

    101.Свобода и несвобода, необходимость, ответственность человека, их диалектика.

    102. Постиндустриальное общество, его идеалы и тенденции развития.

    103. «Сценарии» будущего: русский космизм, теория пределов роста, гипотеза ноосферы (В.Вернадский), коэволюция человека и природы.

    104. Познание мира, развитие духовной культуры общества, самореализация личности в гармонии с эволюцией Вселенной и Разумом как высшая ценность бытия человека.

    105. Роль философской мысли в современном мире.

    КАРТА ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ЛИТЕРАТУРОЙ

    Дисциплина: «Основы философии»

    По специальности: 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

    Колледж экономики, права и информатики

    Форма обучения: очная

    Блок дисциплин: общий гуманитарный и социально-экономический цикл

    Число студентов

    Список литературы

    на 1студента

    Основная литература:

    1. Горелов, А. А. Основы философии: учебник [для студентов учреждений среднего профессионального образования] / А. А. Горелов. 13-е изд., стер. М. : Издательский центр "Академия", 2013.

    Дополнительная литература:

    1. Горелов, А. А. Основы философии: учебное пособие. Доп. МО РФ / А. А. Горелов.- 3-е изд., стер. - М. : Academia, 2005 .- 256 с

    2. Канке, В. А. Основы философии. : учебник для студентов средних спец. учебных заведений. Рек. МО РФ / В. А. Канке.- М. : "Логос", 2004 . 288 с.

    3. Аблеев, С. Р. Основы философии: вводный курс: учебное пособие для студ. учрежд. сред. проф. образования. Доп. МО РФ / С. Р. Аблеев.- М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003 .- 264 с.

    4. Губин, В. Д. Основы философии: учеб.пособие. Рек.МОПО РФ / В. Д. Губин.- 2-е изд. - М. : ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007 .- 288 с

    5. Волкогонова, О. Д. Основы философии. : учебник для студ-в учреждений средн. профобразования. Доп. МО РФ / О. Д. Волкогонова, Н. М. Сидорова.- М. : ФОРУМ – ИНФРА-М, 2006 .- 480 с.

    6. Гуревич, П. С. Основы философии: Учеб. пособие; Доп. МО РФ / П. С. Гуревич.- М. : Гардарики, 2004 .

    7. Гуревич, П. С. Основы философии: Учеб. пособие. Доп. МО РФ / П. С. Гуревич.- М. : Гардарики, 2005 .

    8. Словарь философских терминов / Науч. ред. В. Г. Кузнецов.- М. : ИНФРА-М, 2005 .- 731 с.

    9. Философский энциклопедический словарь / Ред.сост. Е. Ф. Губский, Г. В. Кораблева, В. А. Лутченко.- М. : ИНФРА-М, 2004 .- 576 с.

    10. Философский энциклопедический словарь / Сост. Е. Ф. Губский, Г. В. Кораблева, В. А. Лутченко.- М. : ИНФРА-М, 2006 .- 576 с.

    11. Скирбекк, Г. История философии: учеб. пособие для студ. вузов. Рек. МО РФ / Г. Скирбекк, Н. Гилье; под ред. С. Б. Крымского; пер. с англ. В. И. Кузнецова.- М. : ВЛАДОС, 2003 .- 800с.

    12. История русской философии: учебник для вузов. Рек. УМО / Б. В. Емельянов, К. Н. Любутин, В. М. Русаков и др. - Екатеринбург; М. : Деловая книга: Академический Проект, 2005 .- 736 с.

    Составитель, преподаватель______________ Н.Л. Максимова

    Директор КЭПиИ ____________ Н.А. Шевчук

    Дата составления карты «___»_________2014 г.

    СОГЛАСОВАНО:

    Представитель библиотеки СыктГУ ___________

    «___»________2014 г.