Официальное обозначение: T29 Heavy Tank
Альтернативное обозначение:
Начало проектирования: 1944 г.
Дата постройки первого прототипа: 1946 г.
Стадия завершения работ: построено 10 прототипов.

Спустя всего год после начала проектирования тяжелого танка Т26 в Ordnance Department стали поступать сведения о наличии у немцев боевых машин, превосходящих будущий «Pershing» как по бронированию, так и по мощности вооружения. Речь шла о «королевских тиграх» и проектах программы «Е», обладавших явными преимуществами по указанным параметрам. Мириться с таким положением дел американцы совершенно не собирались и в марте 1944 года начались предварительные работы по новому проекту. Далее, 14-го сентября был оформлен протокол OCM 25117, предполагавший разработку и постройку опытного образца нового танка, в конструкции которого предстояло использовать наработки по Т26.

В целом, решение тогда казалось правильным. Первоначально планировалось, что в качестве базы будет использована опытная модель Т26Е3, на которую предстояло установить более мощное вооружение и значительно усилить бронирование. Кроме того, новый танк надлежало оснастить трансмиссией CD-850-1 и бензиновым двигателем Ford GAC. Работы по модернизации носили более широкий характер – танк со 105-мм орудием Т5Е1 получил обозначение Т29 , а его вариант со 155-мм орудием Т7 обозначался как . Итак, начало было положено.

Предварительный анализ показывал, что уложиться в габариты М26 не удастся. При условии установки 105-мм орудия и нового двигателя корпус, как и ходовую часть, соответственно придётся удлинять, что неизбежно приводило к увеличению массы танка и удельной нагрузки на грунт. Даже самые приблизительные расчеты говорили о том, что Т29 приблизится по этому показателю к «королевскому тигру», но расчет был на то, что некоторые нововведения позволят сделать американский танк более эффективным.

Корпус танка Т29 изготовлялся из литых деталей и катаных бронеплит, изготовленных из гомогенной брони дифференцированной толщины. Подобная конструкция была успешно опробована на М26, что позволило бы улучшить технологичность при серийной сборке новой машины. Вопреки требованиям толщина брони была оставлена практически такой же (максимум 102 мм в лобовой части), как на «Pershing». Компоновка корпуса была классической: отделение управления спереди, боевое отделение в средней части и моторно-трансмиссионный отсек на корме. В крыше боевого отделения был выполнен круглый вырез под установку массивной башни на 80-дюймовом (203 мм) погоне.

Экипаж танка Т29 состоял из 6 человек: водитель и его помощник размещались в носовой части корпуса, а места командира машины, наводчика и двух заражающих находились в боевом отделении. Смотровые приборы были не слишком разнообразны, но обеспечивали хорошую обзорность. В распоряжении наводчика имелся телескопический прицел T143E1 размещенный рядом с орудием и перископический прицел М10Е5 в крыше башни. Командир танка использовал призматические смотровые приборы в командирской башенке и перископ М15. Водитель и его помощник оснащались перископическими приборами М13 Plus, установленными в крыше подбашенной коробки. Кроме того, танк оснащался азимутальным индикатором Т19, а также квадрантами М9 и М1.

Башня, специально разработанная для Т29, получила более сильное бронирование – лобовая часть, где на лафете Т123 с тремя откатными цилиндрами монтировалось 105-мм орудие Т5Е1, имела толщину 177 мм, борта и корма – по 102 мм. На крыше башни находилась командирская башенка с шестью смотровыми приборами М13 Plus, три люка (командирский и центре и два по бортам). В правой стенке башни также имелась бойница для стрельбы пистолета. Учитывая большую массу было предусмотрено две системы поворота – электро-гидавлическая и ручная. При использовании системы первого типа башня совершала полный разворот на 360° за 20 секунд.
Танковое орудие Т5Е1, на момент своего появления, являлось одним из самых мощных в мире. Достаточно сказать, что бронебойный снаряд Т29 (масса 34 кг, начальная скорость 914 м\с) мог свободно пробить бронеплиту толщиной порядка 135-мм, установленную под наклоном 30° на дистанции 914 метров. Подкалиберный снаряд типа Т29Е3, обладая массой 27 кг и начальной скоростью 1128 м\с, при тех же условиях, пробивал ещё более толстую бронеплиту, хотя точных данных для него пока найти не удалось. Также в боекомплект входили осколочно-фугасные выстрелы Т30Е1 (масс 27 кг, начальная скорость 945 м\с). Учитывая, что все выстрела имели раздельное ручное заряжание, скорострельность орудия Т5Е1, доведенная на испытаниях до 6 выстрелов в минуту, оказалась достаточно высокой. Угол максимального возвышения орудия составлял +15°, угол склонения -10°.

Легкое стрелковое вооружение состояло из двух спаренных 12,7-мм пулеметов Colt-Browning M2HB, установленных слева орудия, одного зенитного пулемета того же типа на крыше башни и одного курсового пулемета Colt-Browning М1919А4 калибра 7,62-мм, который обслуживался помощником водителя. В укладке размещалось шесть 11,43-мм пистолетов-пулеметов Thompson, по одному на каждого члена экипажа, и 12 ручных гранат. Боекомплект для крупнокалиберных пулеметов составил 2420 патронов, для 7,62-мм пулемета – 2500 патронов, для 11,43-мм «томпсонов» – 1080 патронов.

Ходовая часть танка Т29 заимствовала ряд узлов от серийного М26. В частности, гусеничные траки типа Т80Е3 шириной 23 дюйма (584 мм) были уширены за счет добавления «шпор» до 28 дюймов (711 мм), что позволило уменьшить давление на грунт. Опорные катки также заимствовались от М26, но их количество на один борт довели до восьми. Подвеска осталась индивидуальная торсионная. Ведущие колеса располагались сзади, направляющие – спереди. Верхнюю ветвь гусеницы поддерживали 7 колес малого диаметра. На танках могли использоваться гусеничные траки двух типов (Т80Е1 или Т84Е1) – по 102 штуки на каждый борт. Оба типа траков имели стандартную длину 152 мм и ширину 584 мм, но за счет введения дополнительных «шпор» их ширина увеличилась до 711 мм. Длина опорной поверхности гусениц равнялась 5,2 метра с левого борта и 5,3 метра с правого.

На опытном образце Т29Е1 устанавливался бензиновый 12-цилиндровый V-образный двигатель GM «Allison» V-1710-E32, оснащенный жидкостной системой охлаждения и развивавший максимальную мощность 750 л.с. при 2800 об\мин. Объём двигателя равнялся 28,03 литрам. В качестве топлива использовался бензин с октановым числом 80. Ёмкость топливного бака составила 222 галлона (840 литров), ёмкость маслобака – 49 литров.

Специально для Т29, в сотрудничестве с фирмой General Motors, был разработан интересный агрегат под обозначением ЕХ-120, оснащенный электроуправлением и объединивший в себе силовую установку и трансмиссию CD-850-1, которая имела поперечную передачу. Кроме того, данный блок выполнял функции рулевого механизма и тормозов (дискового типа). Впрочем, на всякий аварийный случай, водитель получил в распоряжение два дополнительных рычага механической системы управления. Трехступенчатая трансмиссия типа CD-850-1 с гидротрансформатором имела всего две передачи для движения вперед и одну для заднего хода. Интересной особенностью было дублированное управление – теперь танком мог управлять и помощник водителя. Для разворота требовалось на 1-й или 2-й передаче отклонить рулевой рычаг управления в требуемую сторону. Поворот на месте производился на нейтральной передаче, когда одна из гусениц подтормаживалась, а вторая продолжала движение.

В состав электрооборудования входило два генератора – один главный на 28,5 Вольт (200 А) работавший от двигателя и один вспомогательный с аналогичными характеристиками. Также танк оснащался двумя блоками аккумуляторных батарей. Электричество подавалось на внутреннее оборудование (приборы освещения, радиостанции и т.д.) и фары.

Не забыли американцы и про вентиляцию боевого отделения – два вентилятора, один из которых устанавливался на крыше башни (за местом командира), а второй на крыше корпуса (между местами водителя и его помощника), прокачивали 1500 куб.футов воздуха в минуту. Пожарное оборудование состояло из двух фиксированных и двух переносных огнетушителей заполненных смесью с углекислым газом массой 4,54 и 18,2 кг соответственно.

Средства связи были представлены радиостанциями SCR 508 (в качестве альтернативного варианта могла устанавливаться SCR 528) и AN/VRC-3 размещенными в нише башни. Антенны выводились на крышу. Внутри танка связь между членами экипажа осуществлялась при помощи 6-канального интеркома (переговорного устройства).

Пока фирма Pressed Steel Cat Inc. вела работы по танкам Т29 и Т30 война неуклонно шла к логическому завершению. Несмотря на это, потребность в новом тяжелом танке была настолько велика, что 1-го марта 1945 года был оформлен протокол ОСМ 26825, рекомендовавший постройку сразу 1200 машин. Спустя полгода (в августе 1945-го) в Ordnance Department решили, что особо спешить уже некуда и вместо серийного производства дополнительно заказали ещё 4 «пилотных» образца.

Но тут «внезапно» закончилась война с Японией и необходимость в Т29 потеряла прежнюю актуальность, тем более, что основные производственные мощности были загружены выпуском М26 «Pershing». Контракт с фирмой Pressed Steel Cat Inc. и, согласно протоколу ОСМ 28848 от 23 августа 1945, все материалы передавались Chrysler Corporation. К декабрю 1945 года из четырех танков был полностью готов один (он получил индекс Т29Е1), а второй находился в состоянии достройки. Поскольку спешить теперь было абсолютно некуда планы относительно Т29 вновь пересмотрели. Заказ расширили до 10 «пилотных» танков предназначавшихся для испытаний различных агрегатов нового поколения.

Доводка первого опытного Т29Е1 продолжалась очень долго – на Абердинский полигон танк передали лишь в октябре 1947 года. На испытаниях выяснилось, что в попытке облегчить жизнь водителю американские специалисты явно перестарались — электроуправление слишком сильно «сглаживало» усилия на рычагах, в результате чего водитель слабо «чувствовал» танк. В скором времени трансмиссию CD-850-1 заменили на более новую CD-850-2 с гидравлическим переключением передач, которая была более эффективна на высоких скоростях (то есть от 20 км\ч и больше). Впрочем, следует признать, что управление столь тяжелым танком было легким, не в пример «королевскому тигру» или ИС-2.

Дальнейшие события развивались следующим образом. Согласно протоколу ОСМ 31645 от 10 июля 1947 количество «пилотных» Т29 сокращалось до 8 единиц. В апреле и мае 1948 года на полигон в Абердине прибыло ещё два Т29. Главным образом испытывали различные компоненты силовой передачи по программам на надежность.
Тем временем Т29Е1 был отправлен на фирму General Motors, где на танк предстояло установить авиационный модифицированный двигатель Allison V-12. Второй опытный образец, обозначенный как Т29Е2 , получил новую башню Т5, разработанную специалистами из Массачусетсткого Технологического Института. Отличительной особенностью этой конструкции стал гидравлический привод поворота башни. Лафет Т123 также подвергся изменениями – количество цилиндров отката сократили до двух. В таком виде лафет получил обозначение Т123Е1, а орудие стали обозначать как Т5Е2. После установки гидравлической системы вертикального наведения обозначение лафета сменили на Т123Е2.

Между тем, далеко не все танки получили указанные нововведения. Практически все опытные Т29 (машины с порядковыми номерами от 3 до 7) оснащались орудием Т5Е2 и лафетом Т123Е1. В то же время танк с номером 8 получил орудие Т5Е1 и стандартный лафет Т123. Эту машину «зарезервировали» для испытаний оптического дальномера Т31Е1 с базой 8 футов (2,44 метра) и телескопического прицела Т93Е2 на лафете Т136. Дальномер был стереоскопического типа и имел массу интересных особенностей. Прежде всего, он не был подключен к другим системам управления огнём, а обслуживался командиром. Дальность до цели определялась вручную, при помощи контрольной коробки установленной под дальномером. После определения дальности и внесения всех поправок в контрольную коробку данные передавались через эластичный стержень к креплению телескопического прицела Т136. Впрочем, данная система оказалась ненадежной. Был выявлен большой люфт и неточное натяжение стержня, что не позволяло использовать дальномер в боевых условиях. И всё же дальномер оказался очень полезным приспособлением, особенно при стрельбе на дальность от 300 метров.

Кроме вышеуказанного, на танке Т29Е3 испытывались панорамные телескопические прицелы Т141, Т144, Т145 для стрельбы 105-мм орудия с закрытых позиций. Прицелы Т141 и Т144 устанавливались на креплении телескопического прицела наводчика, а Т156 на креплении телескопического прицела Т145 зафиксированном на крыше башни. Модифицированный таким образом танк стал обозначаться как Т29Е3 .

В целом, на судьбу проекта Т29 оказало влияние не только окончание Второй Мировой войны. После 1945 года противник сменился и вместо Германии «врагом №1» стал Советский Союз. Достаточно сказать, что к моменту отправки опытных танков на Абердинский полигон советские танкостроители освоили выпуск танков ИС-3 и ИС-4, обладавших 122-мм орудиями и лобовым бронированием толщиной 120-240 мм. Более того, активно велись работы по танку следующего поколения ИС-7, сравнительно с которым машины серии Т29 смотрелись далеко не внушительно.

Программа была окончательно закрыта в 1950 году, когда приоритет был отдан проекту Т43, позднее ставшим более известным под обозначением М103. Со временем все танки, за исключением одного, были отправлены на слом. Единственный сохранившийся Т29 сейчас является экспонатом музея. Ещё один из «пилотных» танков был модернизирован путем установки 120-мм пушки Т53 и получил обозначение Т34 – опыт оказался не слишком удачным и единственный прототип также был разобран.

Источники:
«Британские и американсие танки Второй Мировой войны» П.Чемберлен и К.Элис. АСТ\Астрель. Москва. 2003
P.Chamberlen and C.Ellis «British and American Tanks of World War Two», Silverdale Books, 2004
R.P.Hunnicutt «A History Of The American Heavy Tank» Feist Publications, 1987
R.J.Icks «A History Of The American Heavy Tank», AFV Weapons Profile, №41
Para Bellum: Тяжелый танк Т29
Бронесайт: Американские тяжелые танки
Фотографии корренспондентов журнала «Life» (1950 год)

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЯЖЕЛОГО ТАНКА
Т29 образца 1945 г.

БОЕВАЯ МАССА 64200 кг
ЭКИПАЖ, чел. 6
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 11570 (с орудием)
7610 (по корпусу)
Ширина, мм 3803
Высота, мм 3223
Клиренс, мм 478
ВООРУЖЕНИЕ одна 105-мм пущка Т5E1, три 12,7-мм пулемета Colt-Browning M2HB, один 7,62-мм пулемет Colt-Browning M1919A4 и шесть 11,43-мм автоматов Thompson
БОЕКОМПЛЕКТ 63 выстрела для 105-мм орудия
2200 патров для 12,7-мм пулеметов
2500 патронов для 7,62-мм пулемета
1080 патронов для 11,43-мм автомата
12 ручных гранат
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ бинокулярный прицел T143E1, перископ М10Е9, смотровые приборы M15 Plus и М13, указатель азимута Т19, квадрант вертикального наведения М9 и квадрант наводчика М1
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса (верх) — 102 \ 54°
лоб корпуса (низ) — 70 \ 54°
борта (передняя часть) — 76 \ 0°
борта (задняя часть) — 51 \ 0°
корма (верх) — 51 \ 9°
корма (низ) — 19 \ 0°
крыша корпуса — 38 \ 90°
днище (передняя часть) — 25 \ 90°
днище (задняя часть) — 13 \ 0°
маска орудия — 203-279 \ 0°
лоб башни — 178 \ 0°
борт башни — 127 \ 0°
корма башни — 102 \ 0°
крыща башни — 38 \ 90°
ДВИГАТЕЛЬ GM «Allison» V-1710-E32, бензиновый, 12-цилиндровый, мощностью 750 л.с. при 2800 об\мин, запас топлива 840 литров
ТРАНСМИССИЯ CD 850-1, механического типа 3-ступенчатая КПП, дисковые тормоза
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 8 обрезиненных опорных катков с индивидуальной торсионной подвеской, 7 поддерживающих колес, переднее направляющее колесо, заднее ведущее колесо, крупнозвенчатая гусеница Т80Е1 с траками шириной 711 мм и шагом 152 мм
СКОРОСТЬ 35,4 км\ч по шоссе
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 121 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. 60°
Высота стенки, м 0,66
Глубина брода, м 1,067
Ширина рва, м 1,91
СРЕДСТВА СВЯЗИ радиостанции SCR508 или SCR 528 и SCR AN/VRC-3

По внешнему облику и конфигурации башен Т-29 напоминал танк Т-28: трехбашенный, с 76,2-мм пушкой в центральной башне и с пулеметами, установленными на шаровых опорах в двух малых башнях. Отличие заключалось в ходовой части: танк Т-29 был колесно-гусеничным . Если у Т-28 шасси основывалось на 24 опорных катках малого диаметра (350-мм), то у Т-29 имелось лишь 8 сдвоенных опорных катков большого диаметра (840-мм).

При движении на колесах три задние пары катков становились ведущими, а передняя пара - управляемой. При создании этой машины предполагалось, что колесно-гусеничная ходовая часть позволит решить вопрос оперативной подвижности бронетанковых войск без использования железнодорожного транспорта или трейлеров. Однако в ходе испытания опытной серии машин выявились трудности, связанные в основном со сложностью конструкции колесно-гусеничного хода. Красная Армия нуждалась в первую очередь в простых машинах с более сильной броней, которые можно было бы производить в десятках тысяч экземпляров. По этой причине танк хотя и был принят на вооружение в 1936 году, но серийно не строился.

Несмотря на то что колесно-гусеничные средние боевые машины типа Т-29 оказались слишком дорогими, расставаться с ними все-таки не торопились. Так, в течение второй половины 1937 - 1938 г. разные конструкторы завода №185 то и дело возвращались к различным версиям. Отказаться от хорошо отработанного колесно-гусеничного хода для 20-тонной машины с такой привлекательной трех-башенной схемой вооружения оказалось непросто.

Согласно постановлению КО при СНК СССР № 14 от 25 мая 1937 г. "О производстве машин на Кировском заводе" , последним в срок не позднее 1 августа должен был представить на утверждение образец Т-29, защищенного наклонными листами цементованной брони толщиной не менее 25-мм, с ликвидацией отмеченных недостатков. 4 июля 1937 г. на рассмотрение наркомов тяжелой и оборонной промышленности Межлаука и Рухимовича был представлен проект Т-29Ц (Т-29-Ц, буква "Ц" обозначала, что корпус танка из цементованной брони), разработан танк был под руководством Н. Цейца.

Танк T-29 представлял собой 30-тонную машину, защищенную 30-мм броней. Ходовая часть состояла из пяти пар опорных катков большого диаметра, из которых три пары были ведущими на колесном ходу, и шести поддерживающих роликов. Вооружение было мощным: 76-мм пушка обр. 1936 г. (Л-10), два 12,7-мм пулемета ДК, пять 7,62-мм пулеметов ДТ, и размешалось в трех конических башнях, экипаж состоял из 6 человек. Проект был в целом одобрен, и в течение 1938 г. предполагалось изготовить и испытать опытный образец. Однако осенью 1937 г. работы по нему были неожиданно свернуты, так как. по воспоминаниям Л. Горлницкого, в это время был арестован Н. Цейц.

Компоновочная схема этих танков была аналогичной схеме Т-28.
Т-29-4 имел боевую массу 16 т, экипаж - пять человек. Противопульное бронирование корпуса было выполнено из катаных броневых листов толщиной 20-мм, башни - 15-мм.

Т-29-5 боевой массой 23,5 т имел более узкий и короткий броневой корпус, изготовленный из катаных броневых листов толщиной 30-мм и башни - 20-мм. Экипаж состоял из шести человек. Вооружение было одинаковым:
76,2-мм короткоствольная пушка КТ-27 обр.1932 г. и пять 7,62-мм пулеметов ДТ.
В главной башне пулеметы ДТ размещались в автономных шаровых установках: один - справа от пушки, второй (тыльный) - в кормовой нише.
Третий (зенитный) - пулемет, устанавливался на поворотном погоне входного люка главной башни.
Два пулемета ДТ устанавливались в малых пулеметных башнях с углами обстрела 220°-240° по горизонту.
В боекомплект танков входили 78 выстрелов к пушке и 6930 патронов к пулеметам ДТ для танка Т-29-5 и 74 выстрела и 7938 патронов - для танка Т-29-4.

Боекомплект пушки в обеих моделях размещался в карусельной укладке. Для посадки и выхода экипажа главная башня имела два люка: один в крыше башни, второй (прямоугольной формы) - в кормовом броневом листе.
В кормовой части корпуса танков устанавливался четырехтактный двенадцатицилиндровый V-образный карбюраторный двигатель М-17Л мощностью 500 л.с. (368 кВт). Пуск двигателя производился с помощью электростартера "Бош" мощностью 6 л.с. (4,4 кВт) и сжатым воздухом. В системе зажигания использовались два магнето "Сцинтилла". Для облегчения пуска двигателя использовалось пусковое магнето "Бош". Емкость четырех топливных баков составляла 530 л. Запас хода танков по шоссе составлял: на гусеничном ходу 125-150 км, на колесном ходу - 200-250 км. В состав трансмиссия входили: трехдисковый главный фрикцион, четырехступенчатая коробка передач с синхронизаторами, два бортовых фрикциона с плавающими ленточными тормозами и два бортовых редуктора. В качестве механизма поворота при движении на колесном ходу использовался простой дифференциал с блокировкой.

Подвеска танков индивидуальная, пружинная. В ходовой части применялись восемь двухскатных опорных катков с наружной амортизации. Поддерживающие катки отсутствовали, а передняя и задняя пары опорных катков были управляемыми. При движении на колесном ходу все четыре пары опорных катков были ведущими. В качестве механизма поворота в этом случае применялся двойной дифференциал, который блокировался при прямолинейном движении для предотвращения увода танка. Переход с гусеничного хода на колесный занимал около 60 мин, и требовал выхода экипажа из машины. Ширина трака гусеницы составляла 380-мм.

Электрооборудование машин было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение бортовой сети составляло 12 В. В качестве источников электроэнергии использовались четыре аккумуляторных батареи 6СТА-6 или 6СТА-9 напряжением 12 В, емкостью 144 Ампч и 96 Ампч соответственно, а также динамо (генератор) "Сцинтилла" мощностью 1000 Вт, напряжением 12В.

Тактико-технические характеристики

Марка танка
Характеристика/год
Боевой вес, кг
Экипаж, чел.

Размер, мм

Длина общая
Ширина
Высота
Клиренс
Ширина трака, мм

Вооружение

Пушек, шт. х тип.

1x76 мм ПС-З

Снарядов, шт.
Пулеметов, шт. х тип.
Патронов, шт.

Толщина брони, мм

Верт, корпуса
Гориз, корпуса
Башня

Двигатель

Тип
Марка
Мощность макс., л.с.
При частоте об./мин.
Передач КПП
Скорость макс км/ч*
Тин топлива

Бензин 1 с

Бензин 1 с

Бензин 1 с

Бензин 1 с

Бензин 1 с

Емк. бака. л.

Запас хода, км

По шоссе*
По проселку
Уд. давл. кгс/см 2

Преодолеваемые препятствия

Подъем, град.
Спуск, град.
Крен. град.
Ров. мм
Стенка, мм
Брод, мм

* в числителе на гусеницах в знаменателе - на колесах.

Для внешней связи была установлена радиостанция 71-ТК-1 с ТПУ-3 и поручневой антенной, монтируемой на корпусе машины. На танке Т-29-5 устанавливалась штыревая антенна на крыше башни.

В 1934-1935 годах танки Т-29 прошли обширную программу различных испытаний, в том числе и сравнительных с танками Т-28. При этом отмечалось, что Т-29 "имеет хорошую поворотливость и маневренность, особенно в тяжелых условиях. Скорость Т-29 выше, чем у Т-28 серийного и равноценна с опытным Т-28А (скоростным). По мощности вооружения и броне, равноценен Т-28, но уступает в удобстве обслуживания, так как в главной башне находится два человека, башня должна быть обязательно переконструирована. Более сложен из-за колесного хода" .

По результатам испытаний в 1936 году завод им.Кирова изготовил эталонный образец Т-29. Схема компоновки отличалась от классической двухъярусным расположением вооружения. Главная башня была выполнена по типу легкого танка Т-26-4 с увеличенным на 100-мм диаметром погона. Малые пулеметные башни были заимствованы у Т-28. Во вращающейся главной башне размещались 76,2-мм пушка ПС-3 и два 7,62-мм пулемета ДТ. Один из них крепился в автономной шаровой установке справа от пушки, другой - в кормовой нише башни. Кроме того, на крыше главной башни в турельной установке П-40 монтировался зенитный пулемет ДТ.

Для посадки и выхода экипажа главная башня имела два поворотных люка в крыше и один (прямоугольной формы) в кормовом броневом листе. В двух независимых малых башнях с ограниченными углами поворота находилось по одному 7,62-мм пулемету ДТ. Боекомплект составлял 67 артиллерийских выстрелов и 6930 патронов. Впервые на машине основная часть артиллерийских выстрелов была размещена в кольцевой укладке окружающей башню ниже уровня погона. Впоследствии на Т-29 в 1938 г. вместо пушки ПС-3 была установлена танковая пушка Л-10. Броневая защита - противопульная.

Толщина лобовой брони сварного корпуса составляла 30-мм, цилиндрических клепаных башен - 20-мм. В кормовой части корпуса размещался четырехтактный двенадцатицилиндровый V-образный карбюраторный двигатель М-17Ф мощностью 500 л.с. (368 кВт) с двумя двойными карбюраторами "Зенит" КД-1. Пуск двигателя производился с помощью электростартера "Бош" мощностью 6 л.с. (4,4 кВт) и сжатым воздухом. Емкость топливных баков составляла 600 л. Запас хода по шоссе на колесном ходу достигал 300 км, на гусеничном ходу - 200 км. Было изготовлено несколько машин, которые в боевых действиях участия не принимали.

Источники:

  • М. Коломиец. "Многобашенные танки РККА";
  • Г.Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг";
  • М.Коломиец, И.Мощанский "Многобашенные танки РККА Т-28, Т-29" (Фронтовая иллюстрация 2000-04);
  • Roger Ford, "The World"s Great Tanks from 1916 to the present day";
  • P.Chamberlen and C.Ellis "British and American Tanks of World War Two";
  • М.Свирин "Броневой щит Сталина. История советского танка 1937-43 гг.";
  • М.Барятинский, М.Павлов "Средний танк Т-28".

Тяжёлый танк Т29 в Абердине 31 октября 1947. На гусеницах стоят пятидюймовые шпоры, так, что общая ширина гусеницы 28 дюймов.

После высадки американских войск в Нормандии в июне 1944 всё больше американских военных начали понимать необходимость в тяжёлом танке. Вскоре появившийся средний танк Т26Е3 (М26 Pershing), хотя и был временно переименован в тяжёлый танк для поднятия морали своих войск, всё-таки не годился на эту роль. Pershing можно рассматривать, как контрмеру против немецкого тяжёлого Tiger I, однако другие немецкие тяжёлые машины явно его превосходили. В то время, как многие американские генералы пытались просто игнорировать эту проблему, в Артиллерийском Департаменте, отвечавшем за создание новых видов бронетехники, подошли к вопросу со всей серьёзностью. 14 сентября 1944 в протоколе 25117 этого ведомства было рекомендовано разработать и изготовить четыре пилотных машины нового тяжёлого танка. Две из них отвели для тяжёлого танка Т29 со 105мм орудием Т5Е1. Остальные две машины для тяжёлого танка Т30 со 155мм орудием Т7.

Новый тяжёлый танк Т29 оснащался двигателем Ford GAC, V-12, жидкостного охлаждения с мощностью 770 л.с. при 2800 оборотах в минуту. Двигатель комплектовался новой, разработанной General Motors трансмиссией с поперечной передачей. Новинка выполняла функции трасмиссии, рулевого механизма и тормозов. Первоначальная модель ЕХ-120 имела электрическую систему управления трансмиссией, которой родитель пользовался в качестве основной. На случай аварии у водителя дополнительно было два механических рычага для управления движением танка. Впрочем вскоре вияснилось, что электроуправление не позволяло водителю «чувствовать» свою машину и електросистему заменили механической. Новая модель имела один рулевой рычаг и напоминала современный джойстик. При этом, в танке осталась аварийная система с двумя механическими рулевыми рычагами. Управлять движением танка можно было как с места водителя, так и помощника водителя, у котрого дублировались система управления. Войскам передали Т29 уже с трансмисией CD-850-1 с гидравлическим переключеним передач. Тормоза были дисковими, от ножних педалей. Во время испытаний трансмисию заменили новой - CD-850-2, более эффективную при высоких скоростях. Особенностью трансмиссии на Т29 было простота в управлении. Чтобы изменить движение танка влево или вправо нужно было на первой или второй передаче наклонить рулевой рычаг в соответствующую сторону. Те же действия на нейтральной передаче разворачивали танк на месте, при этом одна гусеница забегала вперёд, а другая назад.



Вверху - рабочее место водителя, внизу - помощника водителя.

Новый танк унаследовал много узлов и агрегатов от М26 Pershing. Например, гусеницы Т80Е3 шириной 23 дюйма, добавлением шпор сделали шире до 28 дюймов. Ведущее колесо находилось сзади. Опорные катки Першинга довели до 8 на каждый борт, чтобы увеличить опорную поверхность 70-тонной машины.
Корпус представлял из себя соединённые своркой литые детали и катанные бронеплиты, как на М26 Першинге. Даже толщина лобовой брони осталась неизменной, 4 дюйма, лишь изменили её угол до 54 градусов от вертикали. В корпусе находились водитель (слева) и помощник водителя (справа) впереди. Последний управлял.30cal курсовым пулемётом. Каждый из них имел один перископ в своём люке.

Большая литая башня устанавливалась на 80-дюймовй погон. Лобовая броня была 7 дюймов, кормовая 4. В башне находилось 4 человека. В центре сидел водитель, имевший командирскую башенку. Справа впереди сидел наводчик, имевший прямой телескопический прицел и перископический на крыше башни. Сзади, по бокам от орудия находилось по одному заряжающему.

На крыше башни было три люка для экипажа: командирский в центре и два по бокам. На првой стенке башни имелась пистолетная бойница.

105мм пушка Т5Е1 устанавливалась на лафете Т123. Боекомплект состоял из 63 выстрелов, размещённых в башне и корпусе. Пушка имела слева два.50cal спаренных пулемёта. Ещё один.50cal зенитный пулемёт крепился на станке, на крыше башни перед люком левого заряжающего.

105мм орудия Т5Е1 и Т5Е2 имели длину 7.062724 м, а с дульным тормозом Т10 дополнительно ещё 46.99см. Длина нарезной части 6.072124 м. В стволе было 36 правосторонних нарезов с шагом 30 калибров. Общий вес орудия около 2.941.09293 кг. Затвор полуавтоматический, вертикальный. Боеприпасы были раздельного заряжания, а их разработка прекратилась ещё до окончания испытаний нового танка. Скорострельность 6 выстрелов в минуту. В боекомплект входили:

беприпасы 105мм орудия Т5Е1, Т5Е2 и их бронепробиваемость по гомогенной броне
тип снаряда название вес, кг начальная скорость, м/с дальность, м
914 1829
Бронебойный AP-T T32 Shot (APBC-T) 34 914 135мм/84мм* 119мм/69мм*
бронебойно-подкалиберный HVAP-T T29T3 Shot (APCR-T) 27 1128 ? ?
фугасный HE T30E1 Shell (HE) 31 945 ? ?
фугасный HE T30E1 Shell (HE) с уменьшенной скоростью 31 762 ? ?
* В числителе - бронепробиваемость по гомогенной броне под углом 30 град. от вертикали
В знаменателе - бронепробиваемость по гомогенной броне под углом 60 град. от вертикали

Боеприпасы раздельного заряжания к 105мм орудию тяжёлого танка Т29.
Вверху - бронебойный HVAP
Внизу - фугасный

Вентиляцию обеспечивали два вентилятора, прокачивавшие 1500 куб.футов воздуха в минуту. Один устанавливался на крыше башни за рабочим местом командира, а второй на крыше корпуса между водителем и его помощником.

В апреле 1945 санкционировали выпуск четырёх дополнительных пилотных Т29. Позднее один пилот приказали вооружить 120мм орудием Т53 и переименовать в Т34.

105mm GUNS T5E1 and T5E2
105мм пушки Т5Е1 и Т5Е2
размещение

тяжёлый танк Т29, на лафете Т123E1 (пушка Т5Е2);
тяжёлый танк Т29Е1, на лафете Т123 (пушка Т5Е1);
тяжёлый танк Т29Е2, на лафете Т123E2 (пушка Т5Е2);
тяжёлый танк Т29Е3, на лафете Т123 (пушка Т5Е1)

длина каморы (без нарезов) 83.1088 см
длина нарезной части 599.6686 см
длина каморы (до края снаряда) 73.1774 см
длина канала 609.6 см
длина ствола 682.7774 см, 65 калибров
длина отката затвора 23.495 см
длина от среза ствола до задней части затвора 706.2724 см
дополнительная длина, с дульным тормозом Т10 46.99 см
общая длина 753.11 см
диаметр канала 10.50036 см
объём каморы 615 куб. дюймов
вес ствола (без дульного тормоза) 2 345.07255 кг
вес всей пушки (без дульного тормоза) 2 857.63193 кг
вес дульного тормоза Т10 83.4609961 кг
общий вес около 2 941.09293 кг
тип затвора полуавтоматический, вертикальный
нарезы 36 нарезов, правосторонние, 1 оборот/30 калибров
боеприпасы раздельного заряжания
запал ударного типа
вес всего боеприпаса AP-T T32 Shot (APBC-T) 34 кг
HVAP-T T29E3 Shot (APCR-T) 27 кг
HE T30E1 Shell (HE) 31 кг
вес снаряда AP-T T32 Shot (APBC-T) 17.7 кг
HVAP-T T29E3 Shot (APCR-T) 11.2 кг
HE T30E1 Shell (HE) 15.2 кг
наибольшее давление пороховых газов 289 579 806 Паскаль
наибольшая скорострельность 6 выстрелов/мин, с двумя заряжающими
начальная скорость AP-T T32 Shot (APBC-T) - 2433 ft-tons
HVAP-T T29E3 Shot (APCR-T) - 2335 ft-tons
HE T30E1 Shell (HE) - 2232 ft-tons
HE T30E1 Shell (HE) red.vel.* - 1451 ft-tons
дульная энергия снаряда AP-T T32 Shot (APBC-T) - 914 м/с
HVAP-T T29E3 Shot (APCR-T) - 1128 м/с
HE T30E1 Shell (HE) - 945 м/с
HE T30E1 Shell (HE) red.vel.* - 945 м/с
далность стрельбы ?* *
* - боеприпас с уменьшеной начальной скоростью
**- разработку боеприпасов прекратили до завершения испытательной программы

С окончанием войны на Тихом Океане производственный контракт с Pressed Steel Cat Inc., был расторгнут, при этом один Т29 был уже готов и ещё один не доделан. Согласно ОСМ 28848 от 23 августа 1945 все материалы передали Chrysler Corporation, чтобы закончить изготовление десяти пилотных машин для послевоенных исследований. Позднее, по решению ОСМ 31645 от 10 июля 1947 количество пилотов сократили до восьми.

Первый Т29 доставили на Абердинский полигон в октябре 1947. Поскольку закупка танка Т29 больше не планировалась, то испытания ограничились изучением различных компонентов силовой передачи, для использования на новых танках. В апреле и мае 1948 в Абердин прибыло ещё два Т29, которые тоже испытывали по программам на надёжность и технические тесты.

Т29 номер 1 передали General Motors для установки модифицированной версии авиационного двигателя жидкостного охлаждения Allison V-12. Чтобы поместить в танке двигател Allison V-1710-E32 и трансмиссию CD-850-1 пришлось удлинить корпус на 1 31/32 дюйма. Новый двигатель давал 870 л.с. при 2800 оборотах в минуту и имел сухой вес 1600 фунтов. В декабре 1945 эта машина со 105мм орудием Т5Е1 на лафете Т123 получил обозначение Т29Е1.

105 мм орудие Т5Е2

Т29 номер 2 получил танковую башню Т5. Массачусетский Технологический Институт оснастил башню гидравлическим приводом для поворота башни и вертикального наведения орудия, а также компьютеризированным прицелом. Изменения коснулись и главного вооружения танка. Изначально 105мм орудие Т5Е1 устанавливалось на лафет Т123 с тремя откатными цилиндрами. Эту схему модифицировали, сократив откатные цилиндры до двух – один вверху люльки и один внизу. Данная модификация лафета называлась уже Т123Е1, а модифицированное орудие Т5Е2. Установка привода поворота башни и элевации орудия заставила внести новые изменения, что отразилось на новом названии лафета Т123Е2. Согласно ОСМ 32107 эта машина получила наименование – тяжёлый танк Т29Е2.

Тяжёлые танки Т29 номер 3,4,5,6,7 все вооружались 105мм орудием Т5Е2 на лафете Т123Е1.





Тяжёлый танк Т29Е3 на Абердинском полигоне 4 мая 1948. Машину легко узнать по коробкам оптического дальномера по бокам башни.

Тяжёлый танк Т29 номер 8 имел 105мм орудие Т5Е1 на лафете Т123. Эту машину модифицировали для установки оптического дальномера Т31Е1 и телескопического прицела Т93Е2 на лафете Т136. Кроме того, на танке испытывались панорамные телескопические прицелы Т141, Т144, Т145 для стрельбы 105мм орудия с закрытых позиций. Прицелы Т141 и Т144 устанавливались на креплении телескопического прицела наводчика, а Т156 на креплении телескопического прицела Т145 зафиксированном на крыше башни. Всё это являлось частью программы изучения эффективности интегрированных систем управления огнём. С новой системой управления огнём машина получила обозначение – тяжёлый танк Т29Е3.


На левом снимке - рабочее место наводчика. Справа вверху панорамный телескопический прицел Т145 на креплении Т156.
На правом снимке - панорамный телескописеский прицел Т144 на креплении перископического прицела. На заднем плане - панорамный телескопический прицел Т145 на креплении Т156.

Оптический дальномер Т31Е1 имел базу в 8 футов. Он не подключался к другим системам управления огнём, а обслуживался командиром, который вручную определял дальность до цели, используя контрольную коробку, расположенную сразу под дальномером. Когда дальность и необходимые поправки были внесены в контрольную коробку, эти данные через эластичный стержень передавались к креплению телескопического прицела Т136. Таким образом, наводчик мог безотрывно следить за целью, а не отвлекаться на определение расстояния и внесения соответствующих корректировок. Впрочем, это полезное устройство оказалось весьма не надёжным - люфт, как и неточное натяжение эластичного стержня, вносили большие ошибки. Тм не менее испытания показали полезность стереоскопического дальномера при обнаружении целей и определения, куда пришлись выстрелы. Так же отмечалась необходимость в дальномере при стрельбе более чем на 1000 ярдов.

На левом снимке - вид через отверстие в командирской башенке на приборы управления дальномера Т31Е1
На правом снимке - справа спереди панорамный телескопический прицел Т141, установленный в креплении перископиченского прицела наводчика. Слева вверху - окуляр дальномера.

источники

Peter Chamberlen and Chris Ellis -- British and American Tanks of World War Two -- Silverdale Books, 2004

R. P. Hunnicutt -- -- Feist Publications

Robert J. Icks -- A History Of The American Heavy Tank -- AFV Weapons Profile, 41

Не так уж важна в WoT - можно выигрывать исключительно на мощности танка, а также на ровных руках. Естественно, ровные руки - это ключевая составляющая в каждом бою, однако при этом не стоит недооценивать хорошую тактику и стратегию, потому что в действительности один не самый мощный танк, который досконально знает, что именно ему нужно делать и как вести себя в определенных ситуациях, имеет довольно высокие шансы победить одного или даже несколько противников, которые не задумывались о том, как им вести себя на поле боя и рассчитывают исключительно на мощность своих пушек и толщину брони. Но это не все, что решает в данной игре, и понять это можно на конкретном примере. Данная статья про гайд Т29, американского танка, который многие недооценивают. Но если вы знаете, что с ним делать, понимаете его сильные и слабые стороны, он может стать настоящим сокровищем для вашей команды.

Какие задачи стоят перед Т29

Начать гайд Т29 лучше всего с определения конкретных задач, которые можно поставить перед этим танком в бою. Вам всегда нужно смотреть на положение дел реалистично - этот танк не так уж силен, он вряд ли сможет одолеть более мощного противника, если просто будет идти прямо на него, поэтому вам нужно разработать на самом деле впечатляющую стратегию, которая не позволит противнику быстро вас ликвидировать, но при этом вы сможете принести своей команде максимум пользы. Кстати, о команде - она является вашим основным приоритетом. На данном танке вам не стоит даже думать о фарме и о набивании фрагов. Изначально исполняйте роль оборонительного танка, но когда постепенно преимущество будет переходить к вашей команде, можете переходить и в атаку. Ваша основная задача - подавление разведчиков и занятие ключевых позиций, с которых вы сможете планомерно разбираться с противниками. В конце списка задач для вас должно стоять спасение партнеров. К сожалению, ваш танк не позволит геройствовать, так что вам лучше стоять в стороне, потому что от одного живого танка будет больше пользы, чем от двух уничтоженных. Гайд Т29, естественно, не претендует на уникальность, потому что каждый может придумать собственную стратегию. Но данная тактика работает, это факт, так что вы можете либо использовать ее целиком, либо строить свою стратегию на ее основе.

Тактические приемы

Основной совет, который вам может дать гайд Т29, касающийся тактики действия на поле боя, - это постоянное движение. Ваш танк может стать легкой добычей, если вы займете ключевую позицию и будете стоять там неподвижно, перестреливаясь с противниками. Даже ключевая позиция не должна быть для вас точкой. Здесь вам лучше всего применять тактику маятника, то есть постоянное движение по одной и той же траектории. Если вы находитесь под обстрелом, вам нужен горизонтальный маятник, чтобы бороться с противником и уходить от снарядов артиллерии, а если арты еще до вас не добрались, можете вертикально выкатываться на ключевую позицию и вести огонь, откатываясь для перезарядки. Ну и последний совет - никогда не выезжайте на этом танке на открытую местность, так как это может стать для вас роковой ошибкой. Вы должны понимать, что соглашаетесь на скрытную борьбу, выбирая танк Т29. Гайд может вам помочь выжать максимум из этой машины.

Оборудование и перки

Для каждого танка существуют свои действенные комбинации оборудования и перков, которые можно установить на него. Что же может вам посоветовать данный Т29-гайд? Амвей, известный игрок в WoT, рассказывает, что для этой машины очень может пригодиться вентиляция, и это действительно так. Но существуют и гораздо более полезные элементы оборудования, такие как труба, ящик с инструментами, а также досылатель. Из этих четырех вариантов оборудования вы можете выбрать те три, которые вам кажутся наиболее важными. Что касается перков, то их вам нужно добавлять постепенно. Но важно помнить, что в конечном варианте обязательно должны быть хорошо прокачаны ремонт и маскировка, которые пригодятся вам на любой карте World of Tanks. Т29-гайд также даст вам несколько полезных советов и расскажет, как делать точно не нужно.

Во-первых, вам нужно занимать высоты, которые являются ключевыми точками карты. Если высота уже занята противником - вам нужно выкуривать его оттуда с низа склона. Во-вторых, вам нужно стараться атаковать с фланга - так вы сможете уничтожать танки противника значительно быстрее. В-третьих, избегайте сражений с такими же тяжелыми танками, как ваш, - оставьте их артиллерии, а сами приносите максимум пользы команде, сражаясь с легкими и средними танками противника.

Чего делать не стоит

Вам ни в коем случае нельзя прятаться за спинами ваших партнеров, так как именно вы можете отвлекать на себя огонь, а не наоборот. Обязательно возвращайтесь на базу, если ее атакуют, даже если вы заняли самую удобную стратегическую позицию, но при этом не стойте там все свое время - так вы не принесете пользы команде. Ну а главное - никогда не сдавайтесь, даже если вы остаетесь в меньшинстве против мощных противников - вы еще можете на таком танке побороться, забрать с собой пару противников и заработать очков.

Описание:

Гайд по Т29 - Тактика игры / преимущества и недостатки

Всем привет уважаемые игроки, сегодня расскажу вам о американском тяжёлом танке Т29.

Для начала давайте посмотрим на него:

На сколько мы знаем, что большинство американских танков имеет хорошо бронированную башню и слабоватый корпус. Так вот Т29 является как раз таким представителем: имеет довольно слабую переднюю броню и очень бронированную башню, но она имеет свои уязвимые точки. Эти характеристики говорят нам, что отлично получится танковать от башни, но не нужно увлекаться. О танковании корпусом и башней расскажу немного позже.

Итак, что же мы имеем?

Ну, во первых начнем разбирать орудие. Орудие Т29 просто отличное! Хорошая альфа в 320 единиц прочности, прекрасное бронепробитие в 198 мм, отличная скорострельность и ДПМ танка. Но вот сведение и точность оставляют желать лучшего, но все это компенсируется снаряжением и экипажем танка. Теперь посмотрим броню. Как говорилось в начале ВЛД у нас слабое и на него рассчитывать не стоит, оно сможет спасать только от 5-6 уровней. Так что в открытом поле не стоим. С подвижностью у нас немного лучше: достаточно большая максимальная скорость как для тт, которую мы быстро набираем, но скорость поворота ужасная, что бы повернутся на месте понадобится не мало времени. Теперь посмотрим все немного подробней и в цифрах, для начала ТТХ:

Модули.

  1. 90мм орудие, это орудие, должно быть открыто с М6, дальше откроем лучшее;
  2. Топ-ходовая;
  3. Топ - 105мм орудие;
  4. Топ- башня;
  5. Топ- радиостанция (в два раза больше связь);
  6. Двигатель, который можно открыть с м6;
  7. Топ двигатель (видим большие изменения изменения).

Тактика ведения боя.

  1. Т29 играет против ЛТ легко, не нужно ничего придумывать. Зная, что уровень светляков на нашем уровне не выше 7 уровня, т.к. начиная, с 8-ого уровня лт будут легко нас пробивать, Т29 спокойно будет их разбирать, но если они уйдут, то смогут зайти нам в корму, да и по скорости мы их не догоним. Поэтому когда видим лт у которых быстрое КД или даже барабан или лт у которых бронепробитие выше 170+ лучше не лезть. Это такие танки как: Т71, АМХ 13 75, WZ-131, M41 Bulldog; лучше не лезьте на него, потому что он может вас закрутить, а атакуйте с больших дистанций.
  2. Против СТ тоже воевать вполне легко и возможно: мы имеем больше прочности, большую альфу, лучший ДПМ чем у некоторых – не оставят шансов Т-43, Т20, КВ-13, VK 30.02 D, Comet. Но знайте, главное правило не допустить, что бы они заехали вам в корму или борт. Если это все же произошло, то вам осталось не долго, т.к. картонные борта очень хорошо принимают урон и сильно критуются внутренние модули, такие как двигатель или боеукладка.
  3. Бороться с ТТ уже тяжелее. Вот тут и пригодится наша тактика танкования башней. Сейчас,и расскажу вам о ней. Главное правило, найти неровность на карте, где будет видна наша башня, а корпус будет спрятан. И атакуйте врага, но не стоит забывать про люк, который у нас на башне. Орудия с средним на уровне пробитием будут туда пробивать, а с пробитием достаточно только попасть в крышу башни. Что бы уберечь свой люк нужно после каждого выстрела поднимать свое орудие так, что бы закрывать люк пушкой и ждать пока противник не выстрелит в него. Вы спросите зачем это? За тем, что вы закрываете люк своим орудием, и враг его не видит. Таким образом, он будет стрелять в него, а там пушка, появляется возможность что противник попадет в пушку или вовсе не попадет по нам.
  4. Против ПТ, воевать немного легче, но применяем ту же тактику что и против тт, так как у ПТ прочности меньше и мы разберем их по ДПМу. Так же, если нет укрытий для танкования башней, можем сбить гуслю и заехать в борт или корму противника, а дальше уже спокойно расстреливать, он не успеет повернутся.
  5. Против арты тут уже ничего не поделаешь. Выезжать один на один в перед к арте не стоит, т.к. один выстрел может убить нас или нанести кучу урона с критами. Лучше всего стать аккуратно за дом, выкатится убить арту и спрятаться назад. Но обязательно научитесь это делать, подставите борт слишком сильно - получите урон, слишком слабо - противник просто не будет по вас стрелять. Как правильно танковать бортом?

Картинка вам все объяснит:

Под таким большим углом не стоит выезжать, ведь если противник выстрелит вам в гуслю, то нанесет урон. Нужно делать угол наклона бортовой брони немного меньше.

Плюсы и минусы T29.

Плюсы: прекрасное орудие с отличной альфой, идеальная для танкования башня и большой обзор, как для тт достаточная мобильность.

Минусы: плохая поворотливость и частые пробития в ВЛД от арт и пт, слабое бронирование корпуса и кормы.

Дополнительные модули.

Орудийные досылатель – перезарядка орудия будет быстрее, это поможет убить противника быстрее и спастись от смерти

Стабилизатор вертикальной наводки – после каждого поворота башни или движения разброс орудия будет значительно меньше.

Усиленные приводы наводки – время сведения орудия будет меньше, что так же сможет спасти нам жизнь в бою

*Улучшенная вентиляция – если хоть один из модулей вам не подходит, то можете спокойно поставить вентиляцию, которая добавит 5% умения экипажа.

Итог.

Не буду говорить для чего танк лучше подходит, но скажу что Т29 - универсальный танк, который подходит для всего. Отличная башня и прекрасная пушка для дефа: неплохая мобильность и ДПМ – для раша!

Т29 лучший ТТ 7-го уровня и даже спорить не стоит. Перейти к Т32 будет приятно. Т29 поднимет вам процент побед, КПД и личный рейтинг. И продавать вам не захочется его, ведь на своем уровне он нагибает и приносит кучу фана.

И альтернативный вариант обучения по танку - видео:

Приятного просмотра!