Танк создан на основе французского танка FT-17 и его итальянского варианта «Фиат 3000» и принят на вооружение в 1928 г. Танк выпускался в трех модификациях: образца 1927 г, образца 1929 г и образца 1930 г. Основное отличие последней модификации заключалось в увеличении мощности двигателя и замене пулемета Федорова на Дегтярова. Всего было выпущено 959 маши. К началу войны РККА имело 160 танков и 450 бронекорпусов, превращенных в ДОТы. ТТХ танка – длина – 4,4 м; ширина – 1,8 м; высота – 2,1 м; клиренс – 315 мм; масса – 5,3 т; бронирование – 8-16 мм; тип двигателя — рядный 4 цилиндровый карбюраторный воздушного охлаждения; мощность – 35-40 л.с; удельная мощность – 6,6 л.с./т; скорость передвижения по шоссе – 16 км/ч; запас хода – 100 км; основное вооружение — 37-мм пушка Гочкиса; боезапас – 104 выстрела; дополнительное вооружение – два 6,5-мм пулемета Федорова (боезапас – 1 800 патронов) или 7,62-мм пулемет ДТ-29 (боезапас – 2 016 патронов); экипаж – 2 человека.

Танк создан на основе английского танка «Виккерс Mk-E» и принят на вооружение в 1931 г. и выпускался в 8 модификациях: Т-26 образца 1931 г. (двухбашенная версия с пулемётным вооружением); Т-26 образца 1932 г. (двухбашенная версия с пушечно-пулемётным вооружением (37-мм пушка в одной из башен и пулемёт в другой); Т-26 образца 1933 г. (однобашенная версия с цилиндрической башней и 45-мм пушкой); Т-26 образца 1938 г. (однобашенная версия с конической башней и сварным корпусом); Т-26 образца 1939 г. (Т-26 образца 1938 г. с усиленным бронированием); Т-26РТ (двухбашенный танк с радиостанцией 71-ТК-1); Т-26ТУ (командирская версия с радиостанцией); Т-26A (с короткоствольной 76-мм танковой пушкой).

Всего было выпущено 11 218 машин. На базе танка выпускались огнеметные танки ОТ-26, ОТ-130, ОТ-133 и ОТ-134, САУ СУ-5, а также телетанк ТТ-26, бронетранспортеры и тягачи. ТТХ танка: длина – 4,6 м; ширина – 2,4 м; высота – 2–2,3 м; клиренс – 380 мм; масса – 8-10 т; бронирование – 6-15 мм; тип двигателя — рядный 4-цилиндровый карбюраторный воздушного охлаждения; мощность двигателя – 80-95 л.с; скорость передвижения по шоссе – 30 км/ч; запас хода – 130-220км; основное вооружение – два 7,62-мм пулемета ДТ или 37-мм пушка «Гочкис-ПС» или Б-3 или 45-мм пушка 20-К; дополнительное вооружение – 7,62-мм пулемет ДТ-29; боезапас – 6 489 патронов; средства связи — радиостанция 71-ТК-1, переговорное устройство ТПУ-2 или ТПУ-3; экипаж – 3 человека.

Лёгкий колёсно-гусеничный танк БТ-2: с пулеметным вооружением

Быстроходный танк БТ-2 представлял собой однобашенный танк классической компоновки с пушечно-пулемётным вооружением и противопульным бронированием. Он был разработан на основе американского лицензионного танка M-1940 Кристи. Выпускался серийно в 1932-1933 гг. в следующих модификациях: БТ-2 пушечно-пулемётный (37-мм пушка Б-3 и пулемёт ДТ); БТ-2 пушечный (37-мм пушка Б-30; БТ-2 пулемётный (пулемёт ДТ в шаровой установке и 2 спаренных пулемёта ДТ или ДА); БТ-2 пулемётный без шаровой установки (2 спаренных пулемёта ДТ (возможно также ДА). С пулеметным вооружением было выпущено 350 танков. Всего было выпущено 640 машин, из которых на 01.06.1941 г. на вооружении РККА имелось 580. На колёсном ходе танк мог передвигаться только по дорогам с твёрдым покрытием, по причине высокого удельного давления на грунт и наличия только одной пары ведущих колёс (катков). В то же время высокая удельная мощность позволяла танкам осуществлять прыжки на 15-20 метров. Переход с одного вида движения на другой занимал примерно 30 минут. ТТХ танка: длина – 5,5 м; ширина – 2,3 м; высота – 2,1 м; клиренс – 350 мм; масса – 11 т; бронирование – 6-13 мм; тип двигателя — карбюраторный авиационный четырёхтактный 12-цилиндровый V-образный жидкостного охлаждения «Либерти» (или его производимым в СССР аналогом М-5-400); мощность – 400 л. с; удельная мощность – 36,2 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – на гусеницах – 51 км/ч, на колесах – 72 км/ч; запас хода – 160 (200); основное вооружение — 37-мм пушка Б-3 (5-К), позже 45-мм пушка; боезапас – 92 выстрела; дополнительное вооружение — 7,62-мм пулемет ДТ (боезапас – 2 709 патронов); экипаж – 3 человека.

Танк является улучшенным вариантом БТ-2 и производился в 1933-1934 гг. Всего было выпущено 1 884 машины, из которых к началу войны осталось на вооружении РККА – 500 единиц. На части танков устанавливалась радиостанция с поручневой антенной. ТТХ танка: длина – 5,6 м; ширина – 2,2 м; высота – 2,2 м; клиренс – 350 мм; масса – 11,5 т; бронирование – 6-13 мм; тип двигателя — V-образный 12-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения М-5; мощность – 400 л.с; удельная мощность – 34,8 л.с/т; скорость передвижения – на гусеницах – 52 км/ч; на колесах – 72 км/ч; запас хода – 150 км (200); основное вооружение — 45-мм пушка 20-К обр. 1937 г.; боезапас – 115 выстрелов; дополнительное вооружение — 7,62-мм пулемет ДТ; средства связи – на командирских танках радиостанция 71-ТК-1; экипаж 3 человека.

Танк отличался от предшественников сварным корпусом, новым двигателем и большим запасом топлива. Он производился в 1935-1940 гг. в четырех модификациях: образец 1935 г. (базовый вариант); образец 1937 г. (с конической башней, выпущено 4 727 ед.); образец 1939 г. (БТ-7М) (с дизельным двигателем В-2, выпущено 705 ед.); БТ-7А (с 76-мм пушкой, выпущено 154 ед.). Всего было выпущено 5 328 машин. ТТХ танка: длина – 5,7 м; ширина – 2,3 м; высота – 2,4 м; клиренс – 400 мм; масса – 13,9 т; бронирование – 6-22 мм; тип двигателя — V-образный 12-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения М-17Т; мощность – 400 л.с; удельная мощность – 28,8 л.с/т; скорость передвижения – на гусеницах – 52 км/ч; на колесах – 72 км/ч; запас хода – 375 км (460); основное вооружение — 45-мм пушка 20-К обр. 1934 г.; боезапас – 84 выстрела; дополнительное вооружение – два 7,62-мм пулемета ДТ; средства связи — радиостанция 71-ТК-1, переговорное устройство ТПУ-3; экипаж – 3 человека.

БТ-7А — одна из модификаций быстроходного танка БТ-7, отличающейся от прототипа башней увеличенного размера с 76-мм пушкой. Это достигалось путем приспособления башни Т-26-4. Всего было выпущено 154 танка. ТТХ танка: длина – 5,7 м; ширина – 2,3 мм; высота – 2,4 м; клиренс – 390 мм; запас хода – с дополнительными баками – 350 — 500 км; основное вооружение — 76-мм пушка КТ; боезапас – 50 выстрелов; дополнительное вооружение – три пулемета ДТ; боезапас – 3 339 патронов; экипаж 3 человека.

Танк был создан на базе Т-26 и принят на вооружение в 1941 г. Всего было выпущено 75 машин. ТТХ танка: длина – 5,2 м; ширина – 2,5 м; высота – 2,2 м; клиренс – 350 мм; масса – 13,8 т; бронирование – 12-45 мм; тип двигателя – четырёхтактным рядным 6-цилиндровым дизельным двигателем жидкостного охлаждения В-4; мощность – 300 л.с; удельная мощность – 21,7 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 60 км; запас хода – 344 км; основное вооружение — 45-мм пушка 20-К; боезапас – 150 выстрелов; дополнительное вооружении – два 7,62-мм пулемета ДТ; боезапас – 4 032 патрона; средства связи — радиостанция КРСТБ, внутреннее переговорное устройство ТПУ-3 на 3 абонента и светосигнальное устройство для внутренней односторонней связи от командира к механику-водителю; экипаж – 4 человека.

Танк был создан на основе плавающего танка Т-40 и принят на вооружение в 1941 г. Всего было выпущено 5 920 машин. Часть машин была оборудована дополнительными броневыми экранами толщиной до 10 мм. На базе танка была построена САУ реактивных снарядов БМ-8-24, а также САУ ОСУ-76. ТТХ танка: длина – 4,1 м; ширина – 2,4 м; высота – 1,8 м; клиренс – 300 мм; масса – 5,8 — 6,4 т; бронирование – 10 — 25 мм; тип двигателя — рядный 4-тактный 6-цилиндровый карбюраторный ГАЗ-202; мощность двигателя – 70 л.с; удельная мощность – 10,7-12 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 42 км/ч; запас хода – 410 км; основное вооружение — 20-мм пушка ТНШ; боезапас – 750 выстрелов; бронепробиваемость – 15 мм на дистанции 500 м при угле 90°; дополнительное вооружение — 7,62-мм пулемет ДТ; боезапас – 945 патронов; средства связи — радиостанция 71-ТК-З на командирских танках; экипаж – 2 человека.

Танк был разработан на базе Т-60 и принят на вооружение в 1942 г. Известна модификация танка с усиленной ходовой частью под обозначением – Т-70М. Всего было выпущено 8 231 машину. На базе танка была построена САУ СУ-76 и ряд ЗСУ. ТТХ танка: длина – 4,3 м; ширина – 2,4 м; высота – 2 м; клиренс – 300 мм; масса – 9,2 — 9,8 т; бронирование – 10 — 50 мм; тип двигателя — спаренные рядные 4‑тактные 6‑цилиндровые карбюраторные ГАЗ-203; мощность двигателя — 140 л.с; удельная мощность – 15,2 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 42 км/ч; запас хода – 410 км; основное вооружение — 45-мм пушка 20-К; боезапас – 90 выстрелов; дополнительное вооружение — 7,62-мм пулемет ДТ; боезапас – 945 патронов; средства связи — радиостанция 12-РТ или 9-Р (только на командирских танках), переговорное устройство ТПУ-2; экипаж – 2 человека.

Танк был создан на базе Т-70 и принят на вооружение в 1942 г. Всего было выпущено 85 машин. ТТХ танка: длина – 4,3 м; ширина – 2,4 м; масса – 11,6 т; клиренс – 300 мм; бронирование – 10-45 мм; тип двигателя — спаренные рядные 4‑тактные 6‑цилиндровые карбюраторные ГАЗ-203Ф; мощность двигателя – 170 л.с; удельная мощность – 14,6 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 42 км/ч; запас хода – 320 км; основное вооружение — 45-мм пушка 20-К; боезапас – 100 выстрелов; дополнительное вооружение — 7,62-мм пулемет ДТ; боезапас — 1008 патронов; средства связи — радиостанция 12-РТ, переговорное устройство ТПУ-3; экипаж – 3 человека.

. По совокупности характеристик, именно советский танк Т-70, является лучшим из категории легких. Иногда пальму первенства отдают Т-50, но беря во внимание, что выпуск их ограничился всего то 7-ю десятками (сложность конструкции), сравните с Т-70, более 8000 штук, второй по массовости результат уступает только . Кому интересно тут =>> , вернемся к концу 41 года.
Уже в конце октября 1941 г. Н.А. Астров в конструкторско-экспериментальном отделе (КЭО) ГАЗа приступил к разработке нового легкого танка, вооруженного 45-мм пушкой. В его конструкции предполагалось в максимальной степени использовать узлы и агрегаты Т-60, читай собрать максимально используя автомобильные узлы и кампоненты. Было совершенно очевидно, что без существенного увеличения мощности моторной установки дальнейшее развитие легких танков практически невозможно. Но в 1941 г. увеличение мощности серийно выпускаемого двигателя путем его форсирования представлялось трудно решаемой задачей, разве только на отдаленную перспективу.

Алабино Т-70 открытие танкового биатлона фото 2013 год

Более реальным предполагалось решение задачи путем создания двух автономных приводов от двух двигателей с КП, каждый на свою гусеницу. Для уверенного прямолинейного движения требовалось лишь соединять двигатели между собой через фрикционные муфты. Но тогда всеобъемлющих испытаний не проводилось, и скрытый порок такой схемы выявился позже.
После четырех неудачных попыток установить два двигателя Н.А. Астров предложил последовательное прямое соединение двигателей «гуськом», передавая мощность, развиваемую задним двигателем, через соединительную муфту на хвостовик коленвала переднего работающего двигателя. И такая «спарка», состоящая из двух двигателей ГАЗ-М1, была создана на заводе №37 накануне войны.

Танк Т-70 силовой агрегат ГАЗ-203 состоял из двух двигателей ГАЗ-202 (ГАЗ-70-6004 передний и ГАЗ-70-6005 задний)

Теперь, в ноябре, первый вариант спаренного агрегата двух двигателей ГАЗ-11 был изготовлен в металле и поставлен на стенд. Вскоре выявилось, что важную роль играет жесткость резиновых «бочоночков» в соединявшей двигатели упругой муфте. Не доверяя приборам, подбор жесткости (упругости) осуществлял сам главный конструктор - Липгарт, оценивая жесткость резины, вдавливая в нее ногтя руки. Слишком мягкие резинки пропускали жесткие удары в междумоторном соединении, а слишком жесткие - приводили к перегрузке коренных подшипников двигателей. Искали середину. Обнаружили, что взаимное расположение коленвалов никакой роли не играет.

Краткое описание конструкции легкого танка Т-70

Надежность 4-ступенчатой коробки передач оказалась недостаточной, пришлось заменить ее на коробку ЗИС-5, сделав новый вторичный вал и изменив рычаг переключения передач. Эта коробка имела четыре передачи вперед и одну - назад. Доработали и вентилятор системы охлаждения, и его привод - внедрили шестеренчатый привод вместо клиноременного.
Одновременно разрабатывали раму, на которой монтировался силовой агрегат в сборе, устанавливавшийся в корпус танка на резиновых подушках. Силовой агрегат ГАЗ-203 состоял из двух двигателей ГАЗ-202 (ГАЗ-70-6004 передний и ГАЗ-70-6005 задний) суммарной мощностью 140 л.с. Главный фрикцион - двух-дисковый, полуцентробежного типа.

Подбитая семидесятка, уличные бои за Сталинград 1942 год

От силового агрегата поиск новых конструктивных решений распространился на всю трансмиссию, а затем и на ходовую часть. Количество опорных катков ходовой части танка увеличили до пяти на борт.
Конфигурацию корпуса существенно изменили. Верхний лобовой лист толщиной 35 мм установили под углом 60 градсов. Нижний лобовой лист был толщиной 45 мм. В верхнем листе находился люк механика-водителя с броневой (откидной вверх) крышкой, снабженной смотровым прибором (с щелью, закрытой триплексом на машинах первого выпуска). В нижней части справа, как и на Т-60, был выполнен люк для доступа к главной передаче трансмиссии.

Колонна легких танков Т-70 на подступах к Красному Селу

В одноместной граненой башне с толщиной брони 35 мм (для сравнения у Т-34 на 10 мм толще) установили 45-мм танковую пушку обр. 1932-1938 гг. с вертикальным клиновым затвором. С пушкой был спарен 7,62-мм пулемет ДТ. Углы наводки по вертикали - от -6° до +20". Дальность стрельбы прямой наводкой составляла 3600 м, максимальная - 4800 м. Боекомплект пушки состоял из 90 выстрелов (на машинах первого выпуска - 70 выстрелов). Механизм поворота башни - ручной шестеренчатый; он располагался слева, а подъемный механизм - справа от командира. Прицелы - телескопический или перископический (частично), а также механический. В крыше башни имелся входной люк для командира. В бронекрышке был смонтирован перископический смотровой прибор кругового обзора.
Большая длина и масса силового агрегата, усиленные узлы и агрегаты других систем, а также более мощная броневая защита привели к возрастанию боевой массы (по сравнению с Т-60) танков первых выпусков до 9,2 т (позже -до 9,8 т).

Унитарные 45-мм выстрелы к танковой пушке 20-К
Слева направо, 1. УБР-243П с подкалиберным бронебойным снарядом БР-240П
2. УБР-243СП со сплошным бронебойным снарядом БР-240СП
3. УБЗР-243 с бронебойно-зажигательным снарядом БЗР-240
4. УО-243 с осколочной гранатой О-243
5. УЩ-243 с картечью Щ-240

Таким образом, задуманный в октябре 1941 г. существенно модернизированный получивший марку Т-70, по параметрам вплотную приблизился к танку Т-50. В январе 1942 г. был готов первый опытный образец. Ведущим инженером машины являлся В.А. Дедков. После устранения выявленных недостатков новый образец был поставлен на производство на заводах ГАЗ и №38 (г. Киров).
С сентября 1942 г. начался выпуск усовершенствованного Т-70М с усиленной ходовой частью (увеличены ширина катков и гусеницы и пр.), а также с увеличенной толщиной лобовой брони (до 45 мм, то есть лобовая броня стала как у тридцатьчетверки). Боевая масса составила 10 т. При мощности силовой установки 140 л.с. его максимальная скорость достигала 45 км/ч. Заменена на 12 вольтовую бортовая система, первоначально использовали 6 вольт.

Лучшие легкие танки второй мировой войны Т-70 фото и Т-70М собирались до середины 1943 г. Всего цеха покинули 8,3 тыс. таких машин .
За разработку конструкции Т-70 и его последующее совершенствование в 1943 г. Н.А. Астрову, А.А. Липгарту, В.А. Дедкову и другим конструкторам ГАЗа присудили Сталинскую премию II степени.

T-70 с десантом на броне на Сталинградском фронте

Танк Т-90, создание которого велось под руководством Н.А. Астрова с сентября-октября 1942 г., мог рассматриваться как мобильное средство ведения прицельного пулеметного огня по наземным и воздушным (зенитным) целям, действующее в тесном взаимодействии с другими легкими танками.

легкий танк т 90 фото

На танке, выполненном на базе Т-70М, установили открытую сверху и смещенную к левому борту башню, вооруженную спаренными 12,7-мм пулеметами ДШКТ. Отсутствие бронекрыши в восьмигранной башне, выполненной из 35-мм катаной брони, обеспечивало свободное наблюдение за воздушными целями и ведение по ним огня. Сверху она могла закрываться брезентовым тентом.
Углы наводки пулеметов составляли от -6° до +85°. Использовался коллиматорный прицел для зенитной стрельбы и телескопический - по наземным целям. Прицельная дальность составляла 3500 м, максимальная - до 7000 м.
Самый совершенный из семейства легкий танк Т-80 .
Во второй половине 1942 г. - первой половине 1943 г. работа по совершенствованию Т-70М проводилась в нескольких направлениях. Так, появились конструкции литой, а затем двухместной сварной башни, что позволило освободить командира танка от функций наводчика. Численность экипажа возросла до 3 чел. Увеличение объема башни потребовало введения дополнительных смотровых приборов. Слева от пушки располагался наводчик, справа - командир- заряжающий. На крыше башни над местом командира располагалась неподвижная командирская башенка с входным люком, закрывающимся крышкой, снабженной перископическим смотровым прибором кругового обзора. Над местом наводчика выполнили люк, также закрывавшийся откидной крышкой. Перед ним размещались перископический смотровой прибор и коллиматорный прицел с откидной бронировкой. Прицелы наводчика остались теми же, что и на Т-70.
Кроме того, коллиматорный прицел использовался для стрельбы по воздушным целям или по верхним этажам зданий.
Сварную башню выполнили многогранной, с увеличенными углами наклона передних листов толщиной 45 мм. К бортам башни были приварены поручни.
Углы вертикальной наводки 45-мм пушки обр. 1938 г. составляли от -8е до +65°. С пушкой был спарен пулемет ДТ. Дальность стрельбы прямой наводкой достигала 3600 м, максимальная - 6000 м. Боекомплект пушки состоял из 94 выстрелов.
На танке применили силовой агрегат увеличенной мощности. Форсированные 6-цилиндровые двигатели ГАЗ-80 развивали мощность 85 л.с. каждый. Пуск осуществлялся либо с помощью двух электростартеров, либо ручной заводной рукояткой. Броневую защиту корпуса усилили путем замены бронелистов бортов толщиной 15 мм на 25-мм листы. В результате боевая масса возросла до 11,6 т.
Танк был принят к производству как Т-80 на Мытищинском заводе №40 . После выпуска 81 машины их производство было прекращено.

Плацдарм у Песковатки.Танк Т-70 и Sd.Kfz.250. 3-я моторизованная дивизия фото август 1942 год

Лучший легкий танк второй мировой войны Т-70 фото на полях сражений .

Боевое применение легких танков семейства Т-70. Основная масса машин попала на юго-западное направление, где и понесла тяжелые потери. А какие танковые соединения в тот год их не несли. Оценки о боевой деятельности разнятся до прямо противоположных. Кто то сетует на слабую броню, кто на слабое вооружение. Хотя 45-мм танковой пушки 20К обр. 1932 года, было вполне достаточно для 1942 года, она могла на дистанции до 500 м успешно бороться со всеми типами танков вермахта. Более совершенные и Пантеру начали производить в 43 году, при встрече с которыми шансы семидисятки были равны нулю. Но этих тяжеловесов и в 43-м то было мало. Танковый полк Красной Армии того времени состоял из 23 Т-34 и 16 Т-70 либо 70М .

Танк Т-70 с десантом на борту, на заднем плане и уничтоженный Pz.KpfwIV

Почему то всегда сравнивают немецкие танки последних модификаций, и непременно лоб в лоб, эдакий танковый бой. На самом же деле выбивание танков почти всегда возлагалось на противотанковую артиллерию. Да и для прямого сравнения не все так печально для Т-70, про PzKpfw I с пулеметным вооружение и весом в 5 тонн с копейками скромно умолчим (противопульное бронирование, да и то не всегда выполняло свои функции). Далее идет наш одноклассник 9-ти тонный PzKpfw II с автоматической 20 мм пушкой, почти такая же как на нашем Т-60 (в 42-ом производство свернули как раз из-за слабого вооружения). Потом идет посерьезней средний PzKpfw III, почти 20 тонн на котором приличная пушка появилась далеко не сразу. Pz.Kpfw. IV это уже серьезная машина, только вот по настоящему массовое производство развернули только как раз в 43 году, а до этого их было кот наплакал. И к танковой соракопятке почему то относятся так же пренебрежительно как и противотанковой сорокапятке, забывая, что у немцев основной противотанковой пушкой Второй мировой войны была Pak 35/36 калибра 37 мм.

Танк Т-70М гвардейского экипажа ле-та И. Астапушенко занимает позицию декабрь 1942 года

Все дело в умении, примеры: танк по командованием лейтенанта Б.Павловича, подбил три немецких средних танка и... Пантеру, как то они это сделали же. Еще из ряда вон выходящий случай. Наши наступают, жмут фрицев. те собирают силы, организовывают контр-атаку. Наши отбиваются, и немцы начинают отступать. А.Дмитриенко увидел отступающий немецкий танк, пристроился за ним в мертвой зоне, хотел долбануть уже из пушки. Но увидел открытый башенный люк (что характерно, немцы часто оставляли открытым люк в башне), он прыгает на немецкий танк и бросает в люк гранату. Экипаж уничтожен, танк после незначительного ремонта используется как трофейный в боях. Экипаж, в составе механика-водителя ст. сержанта Ростовцева и командира танка л-та А. Дорохина, в бою уничтожил два PzKpfw III. И таких примеров масса, имеются и случаи тарана, «Экипаж ст.сержант Кривко и ст. лейтенант Захарченко при отражении атаки 100-го огнеметного танкового батальона специального назначения, протаранив 2 немецких Pz.II и пленили начальника штаба и командира батальона.

Юго-Западный фронт декабрь 42 года легкий танк Т-70М


А вот ход боя 9 июля 1943 года за деревню Изотово. Два танка Т-70 встречаются с выдвигающимися тремя Тиграми. головная немецкая машина подбивает один Т-70. Второй под командованием Трубина активно маневрируя, заходит в тыл Тигра и с близкого расстояния всаживает ему бронебойный снаряд в борт, загорается, продолжая маневр, Т-70 уже начал подбираться к следующему Тигру. Желая избежать судьбы головной машины, оставшиеся два начали отступать. Как доказательство подбитый «Тигр», доставляется в Москву и был выставлен в парке Горького на выставке трофейного оружия.

Интересные факты, при повреждении танка Т-34 около 60 процентов восстановлению не подлежали (детонация боекомплекта), у легкого танка Т-70 этот показатель ниже, 40 процентов. Из-за своей малошумности и подвижности применялся в разведке, хотя отсутствие радиостанции в танке снижало ее эффективность. В 43-ем году было принято решение о прекращении производства, с средины года машина перестает выпускаться. Завод переключается на выпуск СУ-76 и СУ-76М, построенные на взятом за основу шасси от Т-70. Что интересно количество изготовленных САУ всех типов (легких, средних и тяжелых) за военные годы составило 22,5 тыс. единиц, 12,6 тыс из них СУ-76 и СУ-76М.

Термин «танк» в словаре Ожегова объясняется как «бронированная самоходная боевая машина с мощным вооружением на гусеничном ходу». Но такое определение не является догмой, в мире нет унифицированного стандарта танка. Каждая страна производитель создает, и создавала танки с учетом собственных потребностей, особенностей предполагаемой войны, манеры предстоящих боев и собственных производственных возможностей. СССР в этом плане не стал исключением.

История развития танков СССР и России по моделям

История изобретения

Первенство применения танков принадлежит англичанам, использование ими , заставило военачальников всех стран пересмотреть концепцию ведения войн. Применение французами своего легкого танка «Рено» FT17 определило классическое использование танков для решения тактических задач, а сам танк стал воплощением канонов танкостроения.

Хотя лавры первоприменения достались и не русским, зато само изобретение танка, в классическом его понимании, принадлежит нашим соотечественникам. В 1915 году В.Д. Менделеев (сын известного ученого) направил проект бронированной самоходной машины на двух гусеницах с артиллерийским вооружением в технический отдел Русской армии. Но по непонятным причинам дальше проектных работ дело не пошло.

Сама идея поставить паровой двигатель на гусеничный движитель была не нова, первым ее реализовал в 1878 русский конструктор Федор Блинов. Изобретение получило название: «Вагон с бесконечными рейсами для перевозки грузов». В этом «вагоне» впервые применено устройство поворота гусениц. Изобретение гусеничного движителя, между прочим, тоже принадлежит русскому-штабс-капитану Д.Загряжскому. На что в 1937 выдан соответствующий патент.

Первая в мире боевая машина на гусеничном ходу — тоже русская. В мае 1915 года возле Риги происходили испытания бронированной машины Д.И. Пороховщикова под названием «Вездеход». Она имела бронированный корпус, одну широкую гусеницу и пулемет во вращающейся башне. Испытания признали очень удачными, но из-за приближающихся немцев дальнейшие испытания пришлось отложить, а спустя некоторое время про них забыли вовсе.

В том же году 1915 году проходили испытания машины конструкции начальника опытной лаборатории военного ведомства, капитана Лебеденко. 40-тонный агрегат представлял собой увеличенный до гигантских размеров артиллерийский лафет, приводимый в движение двумя двигателями «Майбах» со сбитого дирижабля. Передние колеса имели диаметр 9 метров. По замыслу создателей, машина такой конструкции должна легко преодолевать рвы и траншеи, но на испытаниях она застряла сразу после начала движения. Где и простояла долгие годы пока ее не порезали на металлолом.

Первую мировую Россия закончила без своих танков. В годы гражданской войны использовались танки других стран. Во время боев часть танков переходила в руки Красной армии, на которых уже бойцы рабоче-крестьянской вступали в бой. В 1918году в сражении с французо-греческими войсками у станицы Березовской были захвачены несколько танков Reno-FT. Для участия в параде их направили в Москву. Пламенная речь о необходимости построения собственных танков, которую произнес Ленин, положила начало советскому танкостроению. Решили выпустить, а точнее полностью скопировать, 15 танков Reno-FT под названием Танк М (малый). 31 августа 1920 первый экземпляр выехал из цехов завода Красное Сормово в Нижнем Тагиле. Этот день принято считать Днем рождения советского танкостроения.

Молодое государство понимало, что танки очень важны для ведения войны, тем более, что враги, подступающие к границам, уже вооружены этим видом боевой техники. Танк М из-за особо дорогой производственной цены в серию не запустили, потому нужен был другой вариант. По существовавшей тогда в Красной армии идее, танк должен был поддерживать пехоту во время атаки, то есть скорость танка не должна быть намного выше пехоты, вес должен позволять прорывать линию обороны, а в вооружения успешно подавлять огневые точки. Выбирая между собственными разработками и предложениями скопировать уже готовые образцы, выбрали тот вариант, который позволял наладить производство танков в кратчайшие строки – копирование.

В 1925 году запустили в серийное производство танк , его прототипом выступил Fiat-3000. Пусть и не совсем удачный МС-1 стал танком, который заложил основу советского танкостроения. На его производстве разрабатывалось само производство, слаженность работы разных отделов и заводов.

До начала 30-х разрабатывалось несколько своих моделей Т-19, Т-20, Т-24, но в силу отсутствия особых преимуществ перед Т-18, и своей дороговизной в производстве в серию не пошли.

Танки 30-40 годов – болезнь подражания

Участие в конфликте на КФЖД показало несоответствие танков первого поколения для динамического развития боя, танки практически ничем себя не проявили, основную работу сделала кавалерия. Нужна была более скоростная и надежная машина.

Для выбора следующей серийной модели пошли проторенным путем и закупили образцы за границей. Английский Vickers Mk – 6 тонн у нас серийно выпускался как Т-26, а танкетка Carden-Loyd Mk VI – Т-27.

Т-27, по началу такой заманчивый в производстве своей дешевизной, выпускался не долго. В 1933 на базе танкетки приняли для армии
плавающий танк Т-37А, с вооружением во вращающейся башне, а в 1936 – Т-38. В 1940 году создали подобный плавающий Т-40, больше плавающих танков до 50-х годов СССР не выпускало.

Еще один образец закупили в США. На основе модели Дж.У.Кристи была построена целая серия быстроходных танков (БТ), главным их отличием было совмещение двух движителей колесного и гусеничного. Для перемещения при марше БТ использовали колеса, при ведении боев пользовались гусеницами. Такая вынужденная мера нужна была из-за слабых эксплутационных возможности гусениц, всего 1000 км.

Танки БТ, развивающие на дорогах довольно высокую скорость, полностью подходили под изменившуюся военную концепцию Красной армии: прорыв обороны и через образовавшуюся брешь скоростное развертывание глубинной атаки. Непосредственно для прорыва разработан трехбашенный Т-28, прототипом которому послужил английский «Виккерс 16-тонный». Еще одним танком прорыва должен был случить Т-35 похожий на английский пятибашенный тяжёлый танк «Independent».

За предвоенное десятилетие создано много интересных конструкций танков, которые не пошли в серию. Например, на базе Т-26
самоходная установка полузакрытого типа АТ-1 (артиллерийский танк). Во время ВОВ снова вспомнят об этих машинах без крыши рубки.

Танки второй мировой

Участие в гражданской войне в Испании и в боях на Халхин-Голе показало насколько высока взрывоопасность бензинового двигателя и недостаточность противопульного бронирования против зарождавшейся тогда противотанковой артиллерии. Внедрение решений этих задач позволило нашим конструкторам, переболевшим болезнью подражания, создать накануне ВОВ по-настоящему хорошие танки и КВ.

В первые дни войны было потеряно катастрофически много танков, для налаживания выпуска не имеющих конкуренции Т-34 и КВ на только эвакуированных заводах требовалось время, а фронту катастрофически нужны были танки. Эту нишу правительство решило заполнить дешевыми и быстрыми в производстве легкими танками Т-60 и Т-70. Естественно, что уязвимость у таких танков очень высокая, но они дали время для развертывания производства танков Победы. Немцы называли их «неистребимой саранчой».

В бою под жд. ст. Прохоровка впервые танки выступали в роли «цементирующих» обороны, до этого их использовали исключительно как оружие атаки. В принципе, вплоть до сегодняшних дней, больше новых идей в примение танков не было.

Говоря о танках ВОВ, нельзя не упомянуть о ПТ-САУ (СУ-76, СУ-122 и т.д) или как их называли в войсках «самоходы». Вращающаяся относительно не большая башня не позволяла применять на танках некоторые мощные орудия и главное гаубицы, для этого их устанавливали на базы существующих танков без применения башен. Фактически советские ПТ-САУ времен войны, кроме вооружения, ни чем не отличались от своих прототипов, в отличие от тех же немецких.

Современные танки

После войны продолжали выпускать легкие, средние и тяжелые танки, но уже к концу 50-х все главные производители танков сконцентрировались на производстве основного танка. Благодаря новым технологиям в производстве брони, более мощным двигателям и вооружению потребность в делении танков на виды отпала сама собой. Нишу легких танков заняли БТР и БМП, так ПТ-76 со временем стал БТР.

Первым послевоенным массовым танком нового образца стал вооруженный 100-мм орудием, и его модификация для применения в радиоактивных зонах . Эта модель стала самой массовой среди современных танков, более 30000 этих машин состояли на службе у свыше 30 стран.

После появления у потенциальных врагов танков с 105 мм орудием было принято решение модернизировать Т-55 под орудие 115мм. Первый в мире танк с 155мм гладкоствольным орудием получил название .

Родоначальником классических основных танков стал . Он в полной мере объединил возможности тяжелых (125мм орудие) и средних танков (высокая подвижность).

На протяжении предвоенного периода советские легкие танки составляли преобладающую часть танкового парка. Это было продиктовано, относительной дешевизной легких танков, простотой конструкции, возможностью использования в их конструкции проверенных деталей и узлов, использовавшихся в гражданском автомобилестроении. Что позволило организовать за короткое время их массовый выпуск, в стране, не имевшей тогда серьезной промышленной базы.

Немаловажной была также многофункциональность легких танков. Они использовались практически всех задач, которые возможно было возложить на танки - от разведки и охранения и вплоть до поддержки кавалерии и пехоты и борьбы с себе подобными.

Преобладание легких танков в армии сохранилось вплоть до начала 1944г, когда на вооружении состояло 10300 легких танков, 9200 средних и 1600 тяжелых. Впрочем, столь значительные объемы выпуска легких танков в военный период свидетельствовали не о боевой эффективности, а сложности ситуации, в которой находилась страна.
В заключительный военный период они использовались уже в основном для ведения разведки и охраны штабов.

В соответствии с советской классификацией танков к легким относили боевые машины массой до 15- 20 тонн, занимавшие положение между танкетками (малые танки) и средними.

Танк был принят на вооружение Красной Армии в мае 1931 года. Он был разработан на базе колесно-гусеничной машины американского конструктора Кристи и явился первым в семействе БТ (Быстроходный Танк ), разработанным в Советском Союзе. Собранный методом клепки из броневых листов толщиной 13-мм корпус танка имел коробчатое сечение. В лобовом листе корпуса был смонтирован входной люк механика-водителя. Вооружение размещалось в цилиндрической клепаной башне. Танк обладал высокими скоростными качествами. Благодаря оригинальной конструкции ходовой части, он мог двигаться как на гусеничном, так и на колесном ходу. На каждом борту имелось по четыре обрезиненных опорных катка большого диаметра, причем задние опорные катки выполняли роль ведущих колес, а передние были управляемыми. Переход с одного вида движителя на другой занимал примерно 30 минут. Танк БТ-2, как и последующие танки семейства БТ, производился на Харьковском паровозостроительном заводе им. Коминтерна.