4.6.1 Аэродромное обеспечение включает комплекс мероприя­тий по поддержанию летных полей аэродромов в постоянной эксплу­атационной готовности для взлета, посадки, руления и стоянки воз­душных судов:

· подготовку летного поля и зон радиомаячных систем посадки;

· другие работы в соответствии с требованиями настоящих Правил, Руководства по аэродромной службе в гражданской ави­ации Туркменистана (РАС ГА) и Норм годности к эксплуатации в Тур­кменистане гражданских аэродромов (НГЭА Туркменистана).

4.6.2 . Ответственность за содержание и подготовленность аэрод­ромов и их оборудования к полетам воздушных судов несут руководители авиапредприятий (начальники аэропортов).

4.6.3 . На аэродромах и посадочных площадках, где аэродромные службы по структуре не предусмотрены, контроль за состоянием лет­ного поля приказом руководителя авиапредприятия (началь­ника аэропорта) возлагается на специалиста из числа других служб, изучившего РАС ГА и допущенных к производству работ на летном поле.

4.6.4 . Схема расстановки и движения воздушных судов, спец­транспорта, средств механизации определяется в каждом аэропорту инструкцией по производству полетов.

4.6.5 . Маркировка искусственных покрытий ВПП, РД, МС, перро­нов и грунтовых аэродромов производится в соответствии с РАС ГА.

4.6.6. Подготовку летного поля к полетам воздушных судов, кон­троль за его техническим состоянием, своевременным ремонтом, определение значения коэффициента сцепления осуществляет аэрод­ромная служба в соответствии с РАС ГА.

4.6.7 . Должностные лица аэродромной службы производят за­пись в специальный журнал, находящийся у дежурного штурмана аэропорта (диспетчера АДП), о предстоящих ремонтных и строительных работах на летном поле и информируют службу движения.

4.6.8 . Работы на летном поле во всех случаях проводятся только с разрешения руководителя полетов и информации аэродромной службе под руководством ответственных лиц службы, выполняющей эти работы. После доклада ответственных лиц об окончании работ специалис­ты аэродромной службы должны убедиться, что при проведении ра­бот не было допущено никаких отклонений, препятствующих безопас­ному выполнению полетов. Ответственное лицо службы, проводящий работы на летной полосе, обязано прекратить работы и освободить летную полосу от всех видов средств механизации по указанию руководителя полета (дис­петчера) в случаях отсутствия или потери радиосвязи между ответ­ственным лицом за производство работ и руководителем полетов (диспетчером старта).

Контрольную проверку радиосвязи между диспетчером старта и ответственным лицом аэродромной службы выполнять через каждые 15 мин работы на ВПП.


4.6.9 . В целях обеспечения безопасности полетов весь спецтран­спорт и механизмы, работающие на летной полосе и РД, должны быть оборудованы габаритными и проблесковыми огнями, включае­мыми независимо от времени суток. Занимать летную полосу и РД спецтранспорту и механизмам, не оборудованным (с неисправными) светосигнальными средствами, запрещается. Занимать летную полосу и РД спецтранспорту и ме­ханизмам, не оборудованным радиосредствами, обеспечивающими двустороннюю радиосвязь с руководителем полетов (диспетчером), без сопровождения машиной ответственного лица службы, проводя­щей работы, и без разрешения руководителя полетов запрещает­ся. Машина ответственного лица службы, проводящей работы, дол­жна быть дополнительно оборудована радиостанцией для прослу­шивания радиообмена на рабочей частоте диспетчера посадки. Ра­диотелефонный обмен должностных лиц аэродромной службы (во­дителей машин) с руководителями полетов (диспетчером) записы­вается на аппаратуре автоматической контрольной звукозаписи. При работе на летной полосе и РД средства радиосвязи, габаритные и проблесковые огни, установленные на машинах, выключать запре­щается. Каждая машина, работающая на летной полосе и РД, должна быть оборудована буксирным устройством для удаления ее с места рабо­ты при выходе из строя.

4.6.10 . Руководитель полетов, старший диспетчер, диспетчер службы УВД аэропорта обязан:

· по докладу должностного лица аэродромной службы о состоянии летного поля и после личного осмотра принимать решение о начале, прекращении, возобновлении или ограничении полетов;

· контролировать своевременность измерения значения коэффи­циента сцепления, а также состояние и готовность ВПП к приему и выпуску воздушных судов.

4.6.11 . Условия торможения самолетов на ИВПП характеризуют­ся значением коэффициента сцепления, толщиной и видом атмос­ферных осадков на покрытии. Влияние осадков учитывается в соот­ветствии с РЛЭ самолета. При значениях коэффициента сцепления ниже 0,3 полеты самолетов с ГТД запрещаются.

4.6.12 . Взлет и посадка самолетов на ВПП допускаются при нали­чии на поверхности покрытия сухого свежевыпавшего снега толщи­ной не более 50 мм, слякоти -12 мм и воды - 10 мм.

4.6.13 . При необходимости временного прекращения по техни­ческим причинам приема и выпуска воздушных судов дается инфор­мация о времени начала и окончания работ в адреса, предусмотрен­ные табелем сообщений о движении воздушных судов в гражданс­кой авиации, но не позднее чем за 2 ч до начала работ. Продолжи­тельность очистки аэродромных покрытий от осадков не долж­на превышать норм, установленных РАС ГА. Информация о времени окончания работ является основанием для вылета воздушных судов из других аэропортов с расчетом прилета на данный аэродром не ранее указанного времени окончания работ.

    В августе 1975 года на основе цикла аэродромного и специального строительства был образован факультет строительства и эксплуатации аэродромов (автомобильной техники), а в 1988 году из этого факультета выделился факультет строительства и эксплуатации аэродромов. Начальником факультета был назначен полковник Лазукин Владимир Фёдорович.

    На факультете осуществлялась подготовка офицеров-специалистов по строительству и эксплуатации аэродромов, эксплуатации защитных сооружений и офицеров штаба с квалификацией «инженер». В 2001 году факультет был переименован в факультет Инженерно-аэродромного обеспечения.

    С 1975 г. по 1985 г. срок обучения по специальности: командная тактическая строительства и эксплуатации аэродромов и аэродромной техники с квалификацией «инженер по строительству и эксплуатации аэродромов» составлял 4 года, а с 1985 г. − 5 лет.

    С 1983 года начата подготовка офицеров по специальности «Тепловодоснабжение и технические системы» с квалификацией инженер-электрик, со сроком обучения 5 лет. С 1993 года эти специальности были объединены в специальность «Энергетические системы объектов ВВС», квалификация − инженер-электромеханик.

    С 1978 года срок подготовки по специальности: «командная тактическая тыловая авиационная» с квалификацией «инженер по эксплуатации специальной техники», составлял 4 года. В 1992 году данная специальность была переведена в созданный филиал училища в г. Борисоглебск, со сроком обучения 5 лет. В 1999 г. специализация «Штабная и организационно-мобилизационная работа», как специальность, вновь введена на факультете. С этого же года, набор курсантов по данному профилю производился по основной специальности факультета: «Применение подразделений и организация инженерно-аэродромного обеспечения полетов авиации» со специализацией «Штабная и организационно-мобилизационная работа». Позднее набор по данной специальности был прекращен, а в 2016 г. на факультете возобновлен набор на специальность «Управление персоналом».

    В настоящее время обучение специалистов происходит по трем специальностям:

    Строительство, эксплуатация, восстановление и техническое прикрытие автомобильных дорог, мостов и тоннелей. Квалификация: инженер, срок обучения 5 лет.

    Тепло − и энергообеспечение специальных технических систем и объектов. Квалификация: инженер, срок обучения 5 лет.

    Управление персоналом. Квалификация: специалист в области управления, срок обучения 5 лет.

    На факультете ведется подготовка специалистов для Воздушно-космических сил РФ, других силовых ведомств и иностранных государств. Выпускники факультета ведут строительство, реконструкцию и эксплуатацию аэродромов, зданий, коммуникаций и объектов аэродромного комплекса, выполняют обязанности по организации и поддержанию в постоянной боевой готовности фортификационных сооружений пунктов управлений ВКС РФ, организуют эффективное управление службами и подразделениями в повседневной деятельности и при выполнении специальных задач.

    Факультет гордится своими выпускниками. Выпускнику факультета 1994 года капитану Яцкову Игорю Владимировичу за мужество и героизм, проявленные при исполнении служебного и воинского долга указом Президента Российской Федерации от 19 февраля 2000 года присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно).

    С 1988 года по 2016 год на факультете подготовлено выпускников, получивших золотую медаль – более 50 человек, диплом с отличием – более 300 человек. Недавние выпускники факультета, с отличием закончившие академию, успешно защитив диссертации, занимают высокие должности на кафедрах факультета, продолжают и приумножают славные традиции офицерского корпуса Вооруженных сил Российской Федерации.

    Научный потенциал факультета возрастает за счет защиты диссертаций адъюнктами и соискателями. В настоящее время на факультете трудятся: 2 доктора наук, 4 профессора, 30 кандидатов наук и 18 доцентов.

    Факультет располагает всем необходимым для качественного обучения и воспитания будущих офицеров Воздушно-космических сил РФ, является дружным, сплоченным, работоспособным воинским коллективом, обладающим большими творческими возможностями.




  • 31 кафедра изыскания и проектирования аэродромов реализует общепрофессиональную подготовку в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом 08.05.02 по специальности Строительство, эксплуатация, восстановление и техническое прикрытие автомобильных дорог, мостов и тоннелей в рамках специализации № 3 Строительство (реконструкция), эксплуатация и восстановление аэродромов государственной авиации. После ряда реорганизаций с 1 октября 2001 года в состав кафедры изыскания и проектирования аэродромов вошли кафедра проектирования аэродромов и кафедра зданий и сооружений. На кафедре проводятся обучение и подготовка курсантов по 17 учебным дисциплинам общепрофессионального цикла, осуществляется руководство учебными практиками, курсовыми проектами и выпускными квалификационными работами.

    Кафедра на 80% укомплектована лицами с учеными степенями и званиями, имеющими богатый профессиональный и педагогический опыт. Ежегодно преподавательским составом кафедры обновляется фонд учебно-методических материалов, включая электронные учебники и пособия.

    Одним из приоритетных направлений деятельности кафедры является научно-исследовательская работа. Ежегодно коллективом кафедры выполняется несколько научно-исследовательских работ в интересах дальнейшего совершенствования инженерно-аэродромного обеспечения базирования государственной авиации. Большое внимание уделяется изобретательской и рационализаторской работе с активным привлечением курсантов в рамках военно-научной деятельности.

    Руководство кафедры большое внимание уделяет подготовке научно-педагогических кадров в рамках очной адъюнктуры и путем соискательства по научной специальности 20.02.06 – военно-строительные комплексы и конструкции.

    Ежегодно к кафедре для проведения научных исследований прикрепляется оператор научной роты.




    Основная задача кафедры – формирование у обучаемых профессиональных и военно-профессиональных компетенций позволяющих выпускникам занимать первичные офицерские должности в подразделениях и частях Воздушно-космических сил РФ.



    Кафедра инженерно-аэродромного обеспечения.
    Кафедра инженерно-аэродромного обеспечения образована в 1975 году в составе цикла «Строительство и эксплуатация аэродромов» Воронежского ВАТУ, обеспечивающего комплексную специальную подготовку военных инженеров-строителей. Первоначальное наименование кафедры – «Строительство и эксплуатация аэродромов». Комплектование кафедры преподавательским составом осуществлялось за счет назначения офицеров из войск и наиболее подготовленных выпускников строительного факультета Ленинградского военного инженерного Краснознаменного института им. А.Ф. Можайского. В 2002 году кафедра «Строительство и эксплуатация аэродромов», объединенная с кафедрой «Дорожные машины», переименована в 32 кафедру инженерно-аэродромного обеспечения.

    Кафедру возглавляет кандидат технических наук, доцент полковник Попов Александр Николаевич.



    В настоящее время кафедра является выпускающей по специальности «Применение подразделений и эксплуатация средств инженерно-аэродромного обеспечения полетов авиации» и укомплектована высококвалифицированным профессорско-преподавательским составом, имеющим богатый войсковой и боевой опыт, а также опыт научной и педагогической деятельности. Более 80% преподавателей имеют ученое звание и ученую степень. На кафедре преподают заслуженный работник высшей школы, 2 почетных работника высшего профессионального образования, ряд преподавателей награждены правительственными наградами.

    Преподаваемые дисциплины: «Инженерно-аэродромное обеспечение боевых действий авиации ВС РФ»; «Эксплуатация аэродромов государственной авиации»; «Эксплуатация и техническое прикрытие транспортных сооружений»; «Инженерные сети и оборудование аэродромов государственной авиации»; «Реконструкция аэродромов государственной авиации»; «Технология строительства автомобильных дорог и объектов транспортного назначения»; «Механизация транспортного строительства»; «Эксплуатация машин для строительства и эксплуатационного содержания аэродромов»; «Экономика отрасли»; «Экономика и управление энергетическими предприятиями»; «Организация, планирование и управление транспортным строительством»; «Экономико-математические методы проектирования транспортных сооружений»; «Метрология, стандартизация, сертификация»; «Безопасность жизнедеятельности»; «Экология»; «Военные аэродромы»; «Тепломеханическое оборудование автономных электростанций»; «Основы автоматизированного проектирования транспортных сооружений и программные комплексы»; «Технология строительства (реконструкции) автодорожных мостов». Кафедра организует проведение учебной и производственной практик, войсковой стажировки, разработку выпускных квалификационных работ.



    Наряду с учебным процессом на кафедре проводится широкий спектр научных исследований в рамках заданных научно-исследовательских работ 1-й и 2-й категорий. Область проводимых на кафедре научных исследований охватывает проблемы защиты базирования авиации, совершенствования проектных решений по технологии строительства и восстановлению разрушенных аэродромов, экономического обоснования принимаемых решений, эксплуатационного содержания и текущего ремонта, диагностики состояния аэродромных покрытий. Авторские коллективы кафедры успешно занимаются разработкой новых и переработкой действующих нормативных документов в области инженерно-аэродромного обеспечения. Преподаватели постоянно участвует в выполнении оперативных заданий ГК ВКС РФ. На кафедре проводится целенаправленная работа по подготовке научно-педагогических кадров через адъюнктуру и соискательство. За последние пять лет на кафедре подготовлены доктор наук и 6 кандидатов наук. Учебно-материальная база кафедры укомплектована современными техническими средствами, приборами и оборудованием и постоянно совершенствуется.


    Кафедра защитных сооружений.

    Кафедра создана в 1982 г. Выпускники специальности выполняют обязанности по организации и поддержанию в постоянной боевой готовности фортификационных сооружений (средств выработки, распределения и преобразования электрической и тепловой энергии, вентиляции и кондиционирования воздуха, водоснабжения и водоотведения) пунктов управления ВКС РФ.
    В период с 1988 по 1995 г.г. выпуски инженеров проводились по военным специальностям «тепло-водоснабжение и технические системы» и «электрические системы». Первый начальник кафедры к.т.н. Васильев В.И. (с 1982 по 1998 гг.), выпускник ВИКИ им. А.Ф. Можайского.

    В настоящее время кафедру возглавляет кандидат технических наук, доцент полковник Звенигородский Игорь Иванович.

    Благодаря усилиям коллектива кафедры, создана учебно-лабораторная база специальности, компьютерный класс и первые обучающие программы. Новый этап в развитии специальности начался, когда военному образованию была поставлена задача перехода на Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования первого поколения. С 1996 года начата подготовка в соответствии с ГОС ВПО «Энергообеспечение предприятий».

    С 2011 года подготовка курсантов проводится по ФГОС ВПО третьего поколения по направлению 13.05.01 «Тепло - и электрообеспечение специальных технических систем и объектов», специализация – «Эксплуатация систем энергообеспечения специальных объектов».



    Центральный кондиционер Автономная ДЭС


    Главный распределительный щит Холодильная машина

    Основные виды профессиональной деятельности:

    • oорганизационно-управленческий;
    • oэксплуатационный.

    Свою службу выпускники начинают с исполнения обязанностей инженера отделения эксплуатационного подразделения защищенного пункта управления, инженера-диспетчера (сменного) эксплуатационного подразделения защищенного пункта управления.

    Учебно-материальная база кафедры представляет собой современные аудитории и учебные лаборатории, оснащенные многочисленными энергетическими системами общепромышленного назначения и оборудованием технических систем специальных сооружений с реальных объектов.



    ПЗ на автономном кондиционере ПЗ по электрическим аппаратам


    Изучение конструкции силового трансформатора ПЗ по автоматике

    Практики курсантов проводятся на энергетических объектах (трансформаторные подстанции, котельные, электрические и тепловые сети, системы вентиляции и др.) академии и промышленных предприятий города. Стажировка проводится на защищенных пунктах управления ВКС РФ.

    За период с 1988 г. по настоящее время подготовлено около 600 инженеров по энергообеспечению специальных сооружений и объектов авиации. Выпускники энергетической специальности всегда востребованы в различных сферах военной и гражданской деятельности. Многие из них стали главными энергетиками объектов различного назначения и уровня сложности.

    В коллективе преподавательского состава опытные военные педагоги, специалисты в различных областях энергетики, науки и техники. На кафедре работают также высококвалифицированные гражданские преподаватели, которые по совместительству преподают на родственных кафедрах ведущих технических ВУЗов г. Воронежа.

    Специальность входит в Учебно-методическое объединение ВУЗов России по образованию в области энергетики и электротехники при Национальном исследовательском университете (Московском энергетическом институте).

    Кафедра целенаправленно проводит воспитательную работу в учебных группах, которые закреплены за тактическими руководителями - преподавателями кафедры. Выпускников специальности отличает высокая морально-психологическая подготовка. За проявленное мужество при ликвидации чрезвычайных ситуаций во время боевого дежурства выпускники 2001 г. Караванский А. и Синибабнов Н. награждены правительственными наградами.

    Основные направления научных работ кафедры: автоматическое управление системами вентиляции и кондиционирования воздуха; совершенствование технических систем и систем электроснабжения объектов; совершенствование военного образования. В военно-научном кружке кафедры участвуют более 30 % курсантов специальности.

    В 2003, 2007 и 2013 г.г. специальность успешно прошла государственную экспертизу. Кафедра защитных сооружений, являясь одним из ведущих учебно-научных подразделений академии, успешно решает задачи по подготовке высококвалифицированных специалистов для ВКС РФ.

    Специальность: Управление персоналом (Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и приравненные к ним органы Российской Федерации) Специализация: Штабная и организационно-мобилизационная работа Квалификация: специалист в области управления Срок обучения: 5 лет

    В обеспечении полетов авиации задействовано множество служб и подразделений, для эффективного управления которыми, взаимодействия, поддержания боевой и мобилизационной готовности, организации повседневной деятельности необходимы профессиональные структуры управления – штабы, имеющие в своем составе современные технические средства управления и, самое главное, специалистов-управленцев.

    Именно этим и занимаются выпускники, окончившие академию по специальности «Управление персоналом». Службу они проходят в управлениях и штабах частей и соединений ВКС РФ.

    Основными направлениями профессиональной деятельности выпускников являются:

    • обеспечение эффективного управления повседневной и боевой деятельностью воинской части;
    • поддержание и совершенствование боевой и мобилизационной готовности;
    • работа с военными кадрами и гражданским персоналом воинской части;
    • ведение организационно-штатной и мобилизационной работы;
    • организация службы войск, безопасности военной службы и противодействие терроризму в воинской части.

    Для успешного освоения специальности и решения задач профессиональной деятельности выпускник должен обладать высокой штабной культурой. Для этого необходимо иметь такие качества и способности, как самоорганизованность, пунктуальность и педантичность, аналитический склад ума, широкий кругозор и эрудиция, склонность к гуманитарным наукам, сочетающаяся с информационной грамотностью, в том числе в области современных информационных технологий, хорошее знание русского языка, организаторские способности, способности к командной работе, общительность.

    Курсанты специальности «Управление персоналом» с первых дней обучения вовлекаются и активно участвуют в военно-научной работе, проведении исследований по проблемным вопросам управления повседневной деятельностью подразделений, организационно-мобилизационной работы, боевой подготовки, службы войск, работы с военными кадрами.

Инженерно-аэродромное и аэродромно-техническое обеспечение в Афганистане осуществлялось в условиях особой сложности, вызванной недостаточно развитой аэродромной сетью, специфическими физико-географическими условиями и особенностями боевого использования авиации.

Исходя из характера условий боевых действий авиации, основные усилия инженерно-аэродромного обеспечения были направлены на поддержание в постоянной эксплуатационной готовности существующей аэродромной сети, ее совершенствование в плане расширения площадей с искусственным покрытием в зонах рассредоточения, повышение живучести базирующейся авиационной техники путем строительства земляных обвалований и укрытий различного типа. До 80 % всего объема работ по совершенствованию аэродромной сети выполнялось силами инженерно-аэродромных частей .

Инженерные работы , выполненные тылом армейской авиации, практически обеспечивали полную защищенность личного состава экипажей и обслуживающих подразделений, складов с боеприпасами и горючим, что имело исключительно важное значение в условиях частых диверсионных акций со стороны вооруженной оппозиции.

Аэродромно-техническое обеспечение авиации организовывалось силами и средствами авиационно-технических частей. Они осуществляли подготовку и содержание аэропортов, посадочных площадок, обеспечивали самолеты и вертолеты боеприпасами, горючим и другими видами материальных средств, эвакуировали самолеты и вертолеты, потерпевшие аварии и совершившие вынужденные посадки в районах, контролируемы х бандформированиями .

Авиационный тыл 40 армии в своем составе имел два отдельных инженерно-аэродромных батальона (оиаб ), шесть отдельных батальонов аэродромно-технического обеспечения (обато ), одиннадцать рот аэродромно-технического обеспечения (орато), три отдельных автомобильных батальона (оавтб ), отдельный батальон материального обеспечения армейской авиации (обмо АА) .

За период пребывания войск в Афганистане частями и подразделениями авиационного тыла было подвезено 2185 тыс. т материальных средст в специальной номенклатуры ВВС и свыше 600 тыс. т других материальных средств .

Определенные трудности авиационный тыл испытывал в организации своевременного ремонта специальной техники. Среднесуточные эксплуатационные и боевые потери техники авиационного тыла составляли до 150 единиц, 63 % из которых требовали текущего ремонта, а 14 % - среднего. Вместе с тем имевшиеся возможности ремонтных средств обеспечивали полностью лишь текущий ремонт, а средний - только на 10-12%. В случаях отсутствия оборотных агрегатов даже эти возможности не могли быть использованными .

Суммарные боевые потери составили: техники - 252 ед.; материальных средств - 1544 т, в том числе: горючего - 134 т; авиационных средств поражения - 446 т; авиационно- технического имущества - 432 т; продовольствия - 182 т; других материальных средств - 350 т .

Опыт обеспечения боевых действий показал, что на базовых аэродромах, где сосредоточивается группировка авиации, следовало заблаговременно создавать оперативный резерв аэродромно-технических сил и средств в составе: ТЗ-7,5-500 - до 5 ед.; АВА-5Д -3-4 ед.; АКЗС - 1 ед.; 83-20/350 - 2 ед.; УГЗС-А - 1-2 ед.; УКС-400В (131)- 1 ед .

Необходимо отметить, что изменения организационной структуры тыла армейской авиации, которые проводились с 1980 года, позволили более ритмично и без существенных срывов организовать материальное, инженерно-аэродромное и аэродромно-техническое обеспечение боевых действий авиационных частей и подразделений на территории Афганистана.
Каждая часть тыла (отдельный батальон и отдельная рота аэродромно-технического обеспечения) приобрела практический опыт аэродромно-технического обеспечения боевых действий авиации с нескольких аэродромов и вертолетных площадок или нескольких (2 - 3) авиационных полков с одного аэродрома .

Примечания :
Московченко В.М.. Тыловое обеспечение отдельной армии при ведении боевых действий в горно-пустынной местности,- М., ВАГШ. 1990. С. 47.
Там же. С. 48.
Информационный сборник Тыла ВС РФ № 121. М. 1995. С. 60.

Информационный сборник Тыла ВС РФ № 121. М. 1995. С. 61.
Московченко В.М.. Тыловое обеспечение отдельной армии при ведении боевых действий в горно-пустынной местности,- М., ВАГШ, 1990. С. 48.
Там же. С. 49.
Информационный сборник Тыла ВС РФ № 121-М., 1995. С. 61.

Литература:
Мейтин А.И., Турков А.Г. Тыловое обеспечение войск Советской Армии в Афганистане (1979 - 1989 гг.)

вид тылового обеспечения авиации; комплекс мероприятий, направленных на подготовку и поддержание в постоянной готовности к эксплуатации аэродромов (посадочных площадок) в мирное и военное время. Включает: изыскание, проектирование, строительство, восстановление и усовершенствование аэродромов (посадочных площадок); подготовку подъездных путей к ним; содержание аэродромов в постоянной эксплуатационной готовности; проведение инженерных мероприятий по повышению живучести авиационных частей (подразделений) на аэродромах (посадочных площадках) и маскировке.

  • - Комплекс программ, описаний и инструкций, обеспечивающих автоматическое функционирование ЭВМ. Различают общее и специальное математическое обеспечение...

    Термины и определения, используемые в селекции, генетике и воспроизводстве сельскохозяйственных животных

  • - комплекс мероприятий, осуществляемых в целях содержания в боевой готовности артиллерийского вооружения...

    Словарь военных терминов

  • - комплекс меропрнятий, направленных на содержание авиационной техники и вооружения в постоянной готовности к выполнению боевых задач. Включает: организацию правильной эксплуатации авиационной техники...

    Словарь военных терминов

  • - комплекс мероприятий, осуществляемых в целях поддержания пусковых установок, специальных машин и систем ракетных комплексов, а также ракетно-технических частей ракетных войск и войск ПВО в готовности к применению...

    Словарь военных терминов

  • - вид технического обеспечения авиации...

    Пограничный словарь

  • - вид технического обеспечения, представляющий собой комплекс мероприятий, проводимый в целях своевременного укомплектования соединений и частей ПС РФ средствами инженерного вооружения, поддержания средств...

    Пограничный словарь

  • - устраивается на взлётно-посадочных полосах, рулёжных дорожках, местах стоянок и других площадках аэродрома, предназначенных для обеспечения нормальной круглогодичной эксплуатации...

    Энциклопедия техники

  • - "...7) "аэродромное движение" - движение на площади маневрирования аэродрома, а также полеты воздушных судов в районе аэродрома;..." Источник: Приказ Министра обороны РФ N 136, Минтранса РФ N 42, Росавиакосмоса N 51 от 31.03...

    Официальная терминология

  • - "...8) "аэродромное диспетчерское обслуживание" - диспетчерское обслуживание аэродромного движения;..." Источник: Приказ Министра обороны РФ N 136, Минтранса РФ N 42, Росавиакосмоса N 51 от 31.03...

    Официальная терминология

  • - "...3. - верхний слой аэродромной одежды, непосредственно воспринимающей нагрузки и воздействия от воздушных судов, эксплуатационных и природных факторов..." Источник: Приказ Минпромторга РФ от 30.12...

    Официальная терминология

  • - "...- инженерно-авиационное обеспечение - комплекс мероприятий по своевременному и качественному техническому обслуживанию воздушных судов;..." Источник: Приказ ФСВТ РФ от 24.04...

    Официальная терминология

  • - искусственно создаваемое покрытие на взлётно-посадочных полосах, рулёжных дорожках, местах стоянок самолётов, перронах и предангарных площадках Аэродромов для обеспечения бесперебойной круглогодичной...

    Большая Советская энциклопедия

  • - первая часть сложных прилагательных, пишется всегда через...

    Орфографический словарь русского языка

  • - инжене/рно- - первая часть сложных прилагательных, пишется через...

    Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник

  • - нареч, кол-во синонимов: 2 с технической точки зрения технически правильно...

    Словарь синонимов

  • - Совокупность языковых средств, обеспечивающих адекватное функционирование языка в той или иной сфере социального общения...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

"Инженерно-аэродромное обеспечение" в книгах

2.2.1. Инженерно–геологические и гидрогеологические условия

Из книги Универсальный фундамент Технология ТИСЭ автора Яковлев Р. Н.

2.2.1. Инженерно–геологические и гидрогеологические условия Они характеризуются типом грунта, расположением пластов и уровнем грунтовых вод. Пласты грунта могут располагаться по трем основным схемам.Схема 1Грунт сложен одним или несколькими слоями надежных грунтов,

3.8. Торговля инженерно-консультационными услугами

Из книги Внешнеэкономическая деятельность: учебный курс автора Маховикова Галина Афанасьевна

3.8. Торговля инженерно-консультационными услугами Инженерно-консультационные услуги, или консультационный инжиниринг, – это деятельность, направленная на оптимизацию инвестиций на всем пути их осуществления от выбора проекта до его реализации.Услуги оказывают очень

Инженерно-хозяйственная инфраструктура резиденции

Из книги автора

Инженерно-хозяйственная инфраструктура резиденции Первым из исследователей обратился к истории развития инженерно-хозяйственной инфраструктуры императорских резиденций В.И. Яковлев в своей книге, посвященной Александровскому дворцу.Он подчеркивал, что

БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КИ) автора БСЭ

БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЛЕ) автора БСЭ

§ 5.13 Инженерно-механический подход в науке

Из книги Баллистическая теория Ритца и картина мироздания автора Семиков Сергей Александрович

§ 5.13 Инженерно-механический подход в науке Я - чистейший материалист. Ничего не признаю, кроме материи. В физике, химии и биологии я вижу одну механику. Весь космос только бесконечный и сложный механизм. К.Э. Циолковский В современной науке царит формальный,