Если в предыдущей теме речь шла о людских ресурсах террористических организаций, то в данной теме будут рассмотрены некоторые аспекты финансового обеспечения терроризма.

2.1. Источники и масштабы финансирования терроризма

Терроризм как стабильное явление невозможен без "энтузиазма" (=фанатизма), но он зиждется не только на "энтузиазме", но и на "хозрасчете". Для организации терактов (закупка оружия, оплата боевиков 24) и для стимулирования их освещения в СМИ нужны крупные финансовые затраты. Их сокращение (в идеале – пресечение) позволило бы если и не ликвидировать терроризм, то, по крайней мере, значительно снизить его масштабы и ущерб от него.

Откуда могут взяться крупные финансовые активы у заведомых политических аутсайдеров? Для понимания финансирования террора следует обратиться к схеме, показывающей, что у современного терроризма есть три источника и три составных части (см. Рис. 2-1).

Соотношение трех отмеченных на схеме источников менялось с течением времени. Как отмечает американский исследователь финансирования терроризма Стив Кайзер 25 , в 1990-2000-е гг. происходит своего рода «приватизация» террора – вытеснение спонсоров-государств спонсорами из числа благотворительных/неправительственных организаций и частных лиц (Рис. 2-2). Одновременно происходит диверсификация источников финансирования, когда «помощь» террористам поступает небольшими «порциями» из многих источников, в результате чего разрушить финансирование терроризма стало гораздо сложнее.

"Идеологический" "Конфессиональный" "Национальный"

терроризм терроризм терроризм

Помощь Самоснабжение Помощь

стран-изгоев за счет теневой экономики частных лиц

Рис. 2-1. Три финансовых источника и три составных части современного терроризма

Количество спонсоров

Средний размер пожертвований

1950-1990-е 1990-2001 после 2001

(государства) (неправит. организации) (частные лица)

Рис. 2-2. Макротенденции изменения финансирования терроризма, по С. Кайзеру.

Внешние источники: помощь правительств, частных лиц и некоммерческих организаций. Традиционный источник помощи для террористов – это помощь каких-либо стран, использующих террористов в качестве инструментов для достижения своих целей, которые самим террористам могут быть неизвестными и даже совершенно чуждыми. В период Третьей мировой войны оказанием помощи "идеологически близким" террористам занимались многие страны, включая и великие державы. Однако в современном мире этот источник постепенно отмирает.

Государственный департамент США в начале 2000-х гг. составил «черный список», согласно которому в поддержке террористических организаций участвуют такие государства как Иран, Ирак, Сирия, Ливия, Судан, Северная Корея (КНДР) и Куба (позже Ливия из этого списка ушла). Что касается Северной Кореи и Кубы, то их спонсорские возможности касаются в основном "левых" террористов, к тому же они невелики и отнюдь не бесспорны. Все остальные страны-изгои относятся к миру ислама и, соответственно, поддерживают связи в основном с исламскими экстремистами и палестинскими группировками. Впрочем, поскольку всех террористов и страны-изгои объединяет анти-американизм, нередки случаи государственной помощи, нарушающие идеологические/этнические приоритеты (например, боевики ИРА проходили обучение в Ливане и сами работали инструкторами у «наркопартизан» Колумбии).

Особой проблемой является финансовая помощь современным террористам со стороны спецслужб «сильных» стран. Как уже указывалось в предыдущем разделе, такая поддержка, несомненно, происходила во время Третьей мировой войны (можно вспомнить, например, скандал «Иран – контрас» 1986 г. по поводу тайных поставок оружия правым повстанческо-террористическим группировкам Никарагуа сотрудниками ЦРУ), но в современную эпоху надежных доказательств подобной помощи нет. В любом случае пресечение подобных операций связано с политическими решениями и является делом ФСБ.

Более важный источник финансирования современных террористов – это спонсорство частных лиц через посредничество разного рода землячеств, обществ гуманитарной помощи, религиозных организаций и т.д.

Дело в том, что хотя многие в "третьем мире" яростно отвергают ценности западного мира, это не мешает им осваивать "западный" капитализм и наживать капитал, который затем используется для финансирования "анти-западных" терактов. Знаковой фигурой в этом отношении является Усама бен Ладен, миллионер из Саудовской Аравии (его семья имеет деловые связи с семьей американских президентов Бушей), начинавший как спонсор антисоветских афганских моджахедов, а затем сам возглавивший террор.

Впрочем, арабский миллионер-террорист – это не совсем типичная фигура. Гораздо больше тех, кто щедро жертвует на "дело ислама", но отнюдь не горит желанием лично браться за автомат. В результате возникает парадоксальная картина: Саудовская Аравия – надежный союзник США, но многие ее граждане спонсируют исламский терроризм (конспирологи этот факт интерпретируют как доказательство марионеточного характера исламского террора) 26 . Известно также, что ирландские боевики вплоть до 1990-х гг. получали активную помощь от ирландских землячеств США, хотя официальный Вашингтон всегда категорически осуждал террористов-католиков Ольстера. Пожертвования благотворительных/неправительственных организаций и частных лиц подпитывают почти исключительно религиозные и националистические террористические группировки.

Внутренние источники: криминальное самоснабжение. В современном мире, однако, терроризм все менее нуждается в финансовой помощи извне и все более переходит на самоснабжение. Речь идет о втягивании террористических организаций в бурно растущие международные криминальные промыслы – наркобизнес, контрабанда полезных ископаемых и т.д. Террористические организации во многом подобны мафии: нелегальны, обладают силовыми ресурсами, построены на личном доверии. Поэтому они успешно внедряются именно в те криминальные промыслы, которые типичны для организованной преступности. Террористы Латинской Америки тесно связаны с кокаиновым трафиком, террористы Азии – с героиновым, повстанческие группировки Западной Африки – с контрабандой алмазов. Чтобы "отмывать" криминальные доходы, террористические организации, подобно организованным преступным синдикатам, создают прикрытия в виде вполне легальных бензоколонок, супермаркетов, транспортных и прочих компаний.

В результате внедрения в мафиозные криминальные промыслы терроризм коммерциализируется, приобретает черты "обычной" мафии. Постепенно борьба "за идею" частично или полностью вытесняется борьбой за "длинный доллар". С подобным мафиозным терроризмом бороться труднее, чем с мафией или с обычным терроризмом: он более воинственен и кровожаден, чем традиционная мафия, и более богат, чем терроризм традиционного типа. Если с "идейными" террористами можно искать и находить компромиссы, то с мафиозными террористами они принципиально невозможны. Мафиозизацией сейчас затронуты в той или иной степени практически все разновидности терроризма.

Соотношение трех перечисленных основных финансовых источников современного терроризма не одинаково для разных организаций. Чем более аутсайдерской является организация, тем в большей степени она опирается на криминальные источники доходов.

События 11 сентября 2001 г. открыли, что террористы научились зарабатывать деньги на самих терактах. "О террористических актах 11 сентября в США было известно на фондовом рынке заранее. – пишет Ю.П. Воронов. – За несколько дней до терактов резко увеличились объемы торгов, ориентированных на вероятное падение котировок акций авиакомпаний «United Airlines» и «American Airlines», самолеты которых были 11 сентября захвачены террористами. Объемы торгов превышали обычный уровень в 20-25 раз" 27 . Одновременно скупались ценные бумаги, чья ценность выросла бы при повышении цен на нефть. Хотя этот случай сразу же стал объектом расследования Комиссии по ценным бумагам и биржам США, однако за минувшие 5 лет так и не удалось выяснить, кто "нагрел руки" на информации о готовящемся теракте. Независимо от того, были ли этими людьми ставленники "Аль-Каяды" или (если верна конспирологическая трактовка) спецслужб США, речь идет об открытии способа использовать сам теракт не только как "статьи расходов", но и источника доходов, причем вполне легальных.

Оценки величины доходов террористических организаций. Величина финансов террористических организаций по определению не поддается точной оценке. Встречающееся в литературе мнение, будто "размеры экономики террора составляют до 1,5 трлн. долл. ежегодно (это около 5% мирового валового продукта)" 28 , основано на оценке общемировой теневой экономики, которая лишь отчасти связана с терроризмом. Лоретта Наполеони, исследовательница современной экономики террора (New Economy of Terror), оценивает ее в 500 млрд. долл., включая в нее все виды доходов террористических организаций (в т.ч. от легальных предприятий) 29 . Конечно, эту оценку надо воспринимать как весьма приблизительную и, вероятно, завышенную 30 .

Более точно аналитики, отслеживающие финансовые потоки терроризма, могут оценить масштабы финансирования отдельных террористических организаций.

Например, в литературе можно найти информацию, согласно которой в середине 1970-х гг. итальянские "красные бригады" имели ежегодный доход в 8-10 млн. долл. 31 . В современную эпоху он показался бы мизерным.

В 1990-е гг. Движение освобождения Палестины, имеющая боевую организацию ФАТХ, имело годовой бюджет в 8-14 млрд. долл., что превышает ВВП Йемена или Бахрейна 32 . Такое обильное финансирование объясняется во многом тем, что в 1993 г. ФАТХ официально отказалось от нелегальной вооруженной борьбы против Израиля, в связи с чем Госдепартамент США исключил его из регистра террористических организаций. Однако сами израильтяне не склонны признать, что ФАТХ полностью отказался от методов террора; достоверно известно, что в 2000-е гг. подразделения ФАТХ участвовали в боевых операциях против Израиля во время обострения ситуации вокруг Палестинской автономии.

Находящиеся на полностью нелегальном положении террористические организации имеют более скромные доходы: тот же самый ФАТХ в 1980-е гг., когда эта палестинская организация считалась террористической, имел ежегодный бюджет всего в примерно 400 млн. долл. 33 . На конец 1990-х гг. бюджет Временной ИРА (примерно 500 боевиков) оценивали в 3,5-9,5 млн. долл. в год 34 , цейлонских "Тигров освобождения Тамил Илама" (примерно 14 тыс. боевиков) – 50-80 млн. 35 , колумбийских «наркопартизан» (примерно 20 тыс. боевиков) - 600 млн. Что касается исламских террористических организаций, то на начало 2000-х гг. бюджет знаменитой "Аль-Каяды" (1,5-3 тыс. членов) составлял примерно 20-50 млн. долл., "ХАМАС" (1 тыс. членов) - 10 млн. долл., "Хезболлах" - 50 млн. 36 . Для сравнения следует упомянуть, что ежегодный доход чеченских террористов 2000-х гг. оценивают в интервале 90-270 млн. долл.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Понятие и сущность финансирования терроризма

Терроризм - политика, основанная на систематическом применении террора. Синонимами слова «террор» (лат. terror -- страх, ужас) являются слова «насилие», «запугивание», «устрашение»

Финансирование терроризма - это деятельность, направленная на предоставление или сбор средств (в т.ч. денежных) с целью их последующего использования для подготовки и совершения террористического акта террористом либо террористической организацией.

Подобные, но более выверенные и детализированные с точки зрения права, определения понятия "финансирование терроризма" можно найти в нескольких источниках, например в Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма 1999 года. Содержится таковое и в документе, именуемом "Типовое законодательство об отмывании денег и финансировании терроризма", который был подготовлен 1 декабря 2005 года Управлением ООН по наркотикам и преступности (United Nations Office on Drugs and Crime- UNODC) совместно с Международным валютным фондом (International Monetary Fund -IMF).

Упомянутые определения имеют скорее правовую природу и важны, прежде всего, для юридической квалификации финансирования терроризма как преступления. При этом финансирование терроризма преимущественно понимается в узком смысле, лишь в контексте подготовки и совершения террористического акта. Учитывая, что создание террористической организации, т.е. организации, специально созданной для осуществления террористических актов, в определённом смысле является подготовкой к ним, законодательство многих стран под финансированием терроризма понимает в том числе и финансирование террористических организаций.

Тем не менее, даже беглый анализ террористической деятельности, осуществляемой террористическими организациями, показывает, что она, как правило, имеет несколько компонентов, таких как идеологическая подготовка, "боевая" подготовка, непосредственно террористический акт, освещение теракта в СМИ и даже материальная помощь семьям лиц, которые осуществили теракт. Каждый из этих компонентов нуждается в финансировании, а вот методы, способы, каналы и источники могут существенно разниться между собой. Например, для идеологической подготовки в духе религиозной ненависти используются средства определённой религиозной организации. После этого, лица, готовые пожертвовать собой в силу сформированных религиозных убеждений, направляются для дальнейшей "боевой" подготовки, которая финансируется формально другими лицами и иными способами.

Для донесения до общественности своих целей, усиления эффекта террористической деятельности, нередко используются политические или общественные организации, имеющие собственные источники финансирования. Эти организации не имеют видимых связей с террористами, но действуют с ними согласовано в публичной сфере и СМИ. Истории известны подобные примеры. Так, в 1988 году в Великобритании были введены ограничения на предоставление радио- и телеэфира представителям Ирландской Республиканской Армии и деятелям партии "Шинн Фейн", которая, как считалось, действовала в координации с ИРА. Европейская комиссия по правам человека в 1994 г. большинством голосов отклонила поданную журналистами жалобу на эти ограничения.

Таким образом, для эффективной борьбы с терроризмом необходимо широкое понимание термина "финансирование терроризма". Такой подход поможет расширить комплекс мер противодействия финансированию террористической деятельности и будет способствовать повышению эффективности борьбы с терроризмом в целом.

2. Основные формы и источники финансирования терроризма

Источниками финансирования терроризма могут быть преступления. Например, считается, что организация Революционные вооружённые силы Колумбии -- Армия народа (исп. Fuerzas Armadas Revolucionarias de Colombia - Ejйrcito del Pueblo), отнесенная США и Европейским Союзом к числу террористических, имеет значительные источники самофинансирования в виде доходов от выращивания коки и похищения людей. Афганское движение "Талибан" также финансировалось за счет доходов от выращивания опиумного мака.

Немецкая террористическая организация Фракция Красной Армии (RAF -- нем. Rote Armee Fraktion), активно действовавшая на территории ФРГ в 1960-1970 гг., самофинансировалась за счет ограблений банков. Известно, что члены этой организации только за один день, 29 сентября 1970 года, ограбили три западноберлинских банка на общую сумму 217499 марок.

Однако, кроме доходов от преступлений, террористическая деятельность может финансироваться и за счет легальных источников, таких как доходы от бизнеса, личные сбережения, пожертвования на благотворительные цели, а иногда и средства государств, поддерживающих терроризм. финансирование терроризм легализация административный

Пожертвования на благотворительные цели являются основой финансирования для террористических организаций исламского толка. Это обусловлено религиозными причинами. Ислам поощряет благотворительность, а одним из его пяти столпов является закят - обязательное ежегодное пожертвование на благотворительные и религиозные цели. Также существует нерегулярный и добровольный вид пожертвований, именуемый садака. Пожертвования могут направляться на помощь бедным, неимущим и людям, оказавшимся в чужой стране без средств к существованию (т.н. "путники"); укрепление веры, поддержку лиц, ведущих джихад или осуществляющих любые усилия для распространения ислама, в т.ч. на строительство мечетей, выпуск религиозной литературы и другой печатной продукции, религиозное обучение и т.п.

Сбором пожертвований занимаются различного рода благотворительные организации и фонды, которые и оперируют собранными средствами в дальнейшем. Часть из этих средств используется для финансирования террористической деятельности.

3. Связь финансирования терроризма с отмыванием денег

Для отмывания денег используются, в сущности, те же методы, которые применяются для сокрытия источников и назначения денег, предназначенных для финансирования терроризма. Средства, используемые для поддержки терроризма, могут поступать из легитимных источников и (или) от криминальной деятельности. Тем не менее, утаивание источника финансирования терроризма, независимо от того, является ли он легитимным или криминальным, имеет важное значение. Если источник может быть скрыт, то он остается доступным для финансирования будущих террористических акций. Аналогичным образом, террористам необходимо скрыть назначение этих денежных средств, чтобы такая финансовая активность оставалась незамеченной.

По этим причинам ГФМ рекомендует, чтобы каждая страна признала преступный характер финансирования терроризма, террористических актов и террористических организаций, а также признала такие деяния исходными правонарушениями, предшествующими правонарушениям, связанным с отмыванием денег. И, наконец, группа ГФМ указывает, что восемь «Специальных рекомендаций» в сочетании с «Сорока рекомендациями» по борьбе с отмыванием денег представляют собой правовую основу для предотвращения, обнаружения и пресечения как отмывания денег, так и финансирования терроризма.

Для принятия мер по борьбе с финансированием терроризма страны также должны расширять свои правовую базу, предназначенную для борьбы с отмыванием денег, распространяя ее действие на некоммерческие организации (в особенности на благотворительные учреждения), чтобы предотвратить возможность прямого или косвенного использования таких организаций для финансирования или поддержки терроризма. В рамках усилий по борьбе с финансированием терроризма также требуется рассмотрение альтернативных механизмов пересылки или перевода денег, таких как «хавала» (прим. нелегальная система перевода денег за границу, распространенная в мусульманских и азиатских странах). В рамках этих усилий также следует планировать меры для предотвращения использования подобных систем в целях отмывания денег и финансирования терроризма.

Основное различие между отмыванием денег и финансированием терроризма заключается в том, что в последнем случае источники средств могут быть как легитимными, так и криминальными. К числу таких легитимных источников могут относиться пожертвования, денежные или имущественные дары, предоставляемые таким организациям, как фонды или благотворительные учреждения, которые в свою очередь используются для поддержки террористических актов или террористических организаций. В результате этого различия для борьбы с финансированием терроризма требуются специальные правовые нормы. Однако в том случае, если средства для финансирования терроризма поступают из незаконных источников, борьба с подобными правонарушениями может уже предусматриваться имеющейся в стране правовой базой для борьбы с отмыванием денег, в зависимости от того, какие правонарушения, предшествующие отмыванию денег, предусмотрены такой правовой базой.

4. Понятие легализации преступных доходов

Легализация (отмывание) доходов, полученных незаконным путем -- придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, приобретенными заведомо незаконным путем.

5. Причины и условия легализации преступных доходов

К важнейшим причинам деятельности по легализации преступных доходов можно отнести:

ѕ сокрытие следов происхождения доходов, полученных из нелегальных источников;

ѕ создание видимости законности получения доходов

ѕ сокрытие лиц, извлекающих незаконные доходы и инициирующие сам процесс отмывания;

ѕ уклонение от уплаты налогов;

ѕ обеспечение удобного и оперативного доступа к денежным средствам, полученным из нелегальных источников. Создание условий для безопасного и комфортного потребления;

ѕ создание условий для безопасного инвестирования в легальный бизнес.

6. Полномочия уполномоченного органа при применении мер административной ответственности

Уполномоченный орган, определяемый Президентом Российской Федерации, является федеральным органом исполнительной власти, задачи, функции и полномочия которого в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма устанавливаются в соответствии с настоящим Федеральным законом.

При наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция, сделка связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или с финансированием терроризма, уполномоченный орган направляет соответствующие информацию и материалы в правоохранительные или налоговые органы в соответствии с их компетенцией.

Уполномоченный орган издает постановление о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом, указанных в пункте 10 статьи 7 настоящего Федерального закона, на срок до 30 суток в случае, если информация, полученная им в соответствии с пунктом 10 статьи 7 настоящего Федерального закона, по результатам предварительной проверки признана им обоснованной.

По решению суда на основании заявления уполномоченного органа операции по банковским счетам (вкладам), а также другие операции с денежными средствами или иным имуществом организаций или лиц, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридических лиц, прямо или косвенно находящихся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физических или юридических лиц, действующих от имени или по указанию таких организации или лица, приостанавливаются до отмены такого решения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Работники уполномоченного органа при исполнении настоящего Федерального закона обеспечивают сохранность ставших им известными сведений, связанных с деятельностью уполномоченного органа, составляющих служебную, банковскую, налоговую, коммерческую тайну или тайну связи, и несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность за разглашение этих сведений.

Вред, причиненный физическим и юридическим лицам незаконными действиями уполномоченного органа или его работниками в связи с выполнением уполномоченным органом своих функций, подлежит возмещению за счет средств федерального бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Список использованных источников

1 Федеральный закон № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём и финансирванию терроризма» от 07 августа 2001 года;

2 Гаухман Л.Д. Максимов С.В. “Уголовно-правовая охрана финансовой сферы: новые виды преступлений и их квалификации” 2010;

3 Уголовное право в вопросах и ответах. Учебное пособие / Отв. ред. проф. B.C. Комиссаров. М., 2010;

4 Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. / Отв. ред. О.Н. Садиков. М., 2010;

5 Лопашенко Н.А. Глава 8. Преступления в сфере экономической деятельности / Под ред. А.И. Рарога. М., 2010

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Сущность и характеристика терроризма, его связь с преступностью и новыми технологиями. Трансформация терроризма в современном обществе под влиянием глобализации и этнополитических процессов. Современные формы и тенденции международного терроризма.

    реферат , добавлен 20.05.2016

    Понятие и классификация терроризма. Финансовые источники терроризма. Терроризм как террористическая деятельность, как в рамках отдельно взятого государства, так и в мировом масштабе. Государственная политика борьбы со всеми проявлениями терроризма.

    реферат , добавлен 01.10.2010

    Понятие международного терроризма, основные причины его проявления и история развития в обществе, современное состояние и нормативно-правовые акты, регламентирующие борьбу. Место и роль терроризма в Палестино-Израильском конфликте, главные организации.

    дипломная работа , добавлен 31.03.2014

    Понятие, сущность и специфические черты международного терроризма, его виды и основные причины. Взаимосвязь внутренних вооруженных конфликтов и международного терроризма. Создание и террористические действия ИГИЛ (Исламского государства Ирака и Леванта).

    дипломная работа , добавлен 17.06.2017

    Проблема терроризма в различных ее проявлениях. Распространение терроризма и исламского радикализма на Ближнем Востоке. Экстремизм в исламе как политическое движение. Мероприятия по пресечению деятельности исламистов на территории зарубежных стран.

    реферат , добавлен 06.03.2011

    Характеристика терроризма, как одного из вариантов тактики политической борьбы, связанной с применением идеологически мотивированного насилия. Условия возникновения международного терроризма, его основные формы и методы. Отношение к терроризму в обществе.

    реферат , добавлен 10.11.2010

    Понятие и виды международного терроризма. Роль ООН и РФ в борьбе с международным терроризмом. Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации. Международная Конвенция о борьбе с финансированием терроризма.

    реферат , добавлен 20.05.2014

    Основные типы терроризма. Международно-политическая опасность мирового терроризма. Необходимость сотрудничества государств в защите их общих интересов. Практика и примеры экстремистской деятельности террористических организаций и отдельных террористов.

    презентация , добавлен 12.12.2012

    Политические, социальные, экономические и религиозные причины возникновения терроризма; его виды. Исследования влияния исламской религии на политические отношения арабских стран и остального мира. Факторы влияния терроризма на международные отношения.

    курсовая работа , добавлен 04.08.2014

    Сложившаяся после Второй мировой войны система коллективной безопасности в Европе. Порядок финансирования и расходования бюджетов организации ОБСЕ и блока НАТО, минимизация возможного развития конфликтов, международного терроризма и экстремизма в регионе.

Не вызывает сомнений тот факт, что террористические организации не могли бы действовать без достаточного финансирования на всех этапах подготовки и реализации их акций. Например, по имеющимся данным на осуществление теракта 11 сентября 2001 г. было потрачено около 300 тыс. долл.

По мнению экономистов, финансирование террористической организации имеет несколько этапов.

На первой стадии операции наличные средства перечисляются на счета подставных лиц-носредников в международных банках.

Вторая стадия представляет собой распределение наличных сумм посредством скупки банковских платежных документов и ценных бумаг.

Третья стадия известна как «заметание следов»: принимаются меры к тому, чтобы никто не узнал, откуда были получены деньги, открываются счета в банках, расположенных далеко от места действий террористов, осуществляется легальный перевод денег с новых счетов подставных фирм в страну непосредственного их нахождения .

Большую роль традиционно играют так называемые государства - спонсоры терроризма. Государственный департамент США в начале 2000-х гг. составил «черный список», согласно которому в поддержке террористических организаций участвуют Иран, Ирак, Сирия, Ливия, Судан, Корейская Народно-Демократическая Республика и Куба.

Пример

По сообщениям прессы, только в 1992 г. Иран выделил на поддержку радикальных исламистских движений 186 млн долл., суданские фундаменталисты получили 50 млн долл., ливанская «Хезболла» - 48 млн долл., а «Исламский фронт спасения» в Алжире - 20 млн долл.

Мнение специалиста

Д. Робинсон пишет: «По мере того как в результате глобализации корпорации подменяли собой национальные государства, обслуживая рынки, которые эволюционировали, подобно амебам, становясь все более крупными, более мощными и более “разумными”, наряду с глобализацией экономики происходила глобализация преступного мира. От территориального контроля освобождались не только глобализованные биржи, но и терроризм и организованная преступность. Движущей силой и того, и другого, и третьего являются деньги, и хотя они были политической силой всегда, никогда ранее людям с преступными замыслами не было так легко управлять их энергией. В неразберихе глобальных потоков товаров, услуг, людей, идей и “мегабайтных баксов”, отражающихся лишь на мониторах компьютеров и нс зависящих ни от центральных банков, ни от географии, транснациональная организованная преступность и террористические банды типа “АльКаиды” обрели возможность действовать далеко за пределами мест своего базирования. В глобализованном мире XXI столетия на планете постоянно циркулирует грязных 600-700 млрд долл. Их львиная доля - наркоденьги, но поскольку преступность и терроризм - близнецы, все труднее становится провести границу между наркоденьгами и деньгами террористов. Временами эго оказывается одним и тем же. И чаще всего звеном, связывающим их воедино, является оружие - пистолеты для убийств, автоматы для мятежей, оружие массового уничтожения для проталкивания политических идей» .

На рубеже 2000-х гг. происходит своего рода «приватизация» террора - вытеснение государств спонсорами из числа благотворительных (неправительственных) организаций и частных лиц. Одновременно происходит диверсификация источников финансирования, когда помощь террористам поступает небольшими порциями из многих источников, в результате чего разрушать финансирование терроризма стало гораздо сложнее .

К сказанному нужно добавить, что такие страны, как Саудовская Аравия, продолжают осуществлять огромные вливания в поддержку исламистской экстремистской и террористической деятельности по всему миру. Так, гражданская война между сирийцами, лояльными президенту Б. Асаду, и его противниками, носящая во многом террористический характер, не обошлась без значительной поддержки Саудовской Аравии. В сентябре 2011 г. солдатами армии Сирии были задержаны несколько боевиков, один из которых, Самир Абдуль Джавад Нашивати, заявил о том, что боевики в его отряде получали саудовские деньги через их командира, Белаля Алкана. По словам пленника, каждый из боевиков в день зарабатывал по 25 долл., не считая дополнительных 400 долл., которые выплачивались за участие в военных операциях. Сообщения о финансировании Эр-Риядом оппозиционной «Сирийской свободной армии» появлялись, например, в Daily Telegraph.

Обобщив взгляды А. Игнатенко, Ю. Латова и И. Хохлова на финансирование терроризма, можно раскрыть его основные

модели: от сбора средств для подпольных групп до организации экономики фактически независимых территориальных образований террористическо-криминального толка (рис. 6.3).

Рис. 6.3.

Первая модель террористического финансирования - создание «серой зоны». Термином «серые зоны» обозначают регионы на территории признанных международным сообществом государств, которые либо вообще не контролируются легальным правительством, либо контролируются им лишь частично. К таким «серым» регионам можно отнести Курдистан в Турции, север Шри-Ланки, восток Конго, юг и запад Колумбии и др.

Пример из истории

Чеченская Республика Ичкерия в 1992-1999 гг. была «свободной криминальной зоной», выпавшей из-под контроля Правительства России и специализировавшейся на криминальных промыслах, создающих угрозу национальной экономической безопасности. Хотя чеченские сепаратисты 1990-х гг. декларировали стремление создать нормальное независимое государство, его финансирование имело ярко выраженные черты террористической деятельности. Ни одна страна современного мира, кроме России 1990-х гг., не допускала длительного существования на своей территории откровенно криминально-деструктивного государственного образования.

Вторая модель - контроль партизанской территории . В Колумбии с 1980-х гг. активно действуют две основные повстанческо-террористические организации леворадикального толка: «Революционные вооруженные силы Колумбии» (FARC/PBCK) и «Национальная армия освобождения» (ELN/HAO), временами контролируя около 40% территории страны (в основном труднодоступные сельские районы). Ныне ряды этих организаций насчитывают около 25 тыс. бойцов, что примерно соответствует численности профессионального контингента колумбийской армии. Доходы повстанцев Колумбии оценивают в 600 млн долл, в год, из которых около 360 млн долл, приходится на «Революционные вооруженные силы Колумбии». С начала 1980-х гг. партизаны систематически собирают «дань» с наиболее процветающих сфер экономики Колумбии. Сейчас едва ли не все крупные экономические субъекты (чье имущество превышает сумму в 1 млн долл.) этой страны выплачивают повстанцам-рэкетирам нелегальные налоги за безопасность своей деятельности. Отказ платить может закончиться похищением бизнесмена или членов его семьи.

Третья модель - финансирование террористических организаций с сильными внешними связями. Примером может служить «Аль-Каида». Из 20-50 млн долл, ежегодного притока финансовых ресурсов данной организации не менее 50-65% приходится на доходы от откровенно криминальных видов деятельности (контрабанда наркотиков и алмазов, киднепинг и др.), которыми занимаются и чисто мафиозные организации .

Однако в последние годы все большая часть финансовых ресурсов поступает к «Аль-Каиде» из легальных источников (пожертвования исламских благотворительных организаций). Накопление средств (фандрайзинг) в исламских благотворительных фондах происходит за счет занята, традиционного налога на верующих, предназначенного для поддержки нуждающихся. Государственные органы исламских государств собирают закят и переводят эти средства на счета благотворительных фондов. Значительные суммы поступают также от жертвователей садаки (традиционного собирания верующими милостыни, которую собирают повсюду, где есть общины мусульман и мечети).

После 11 сентября 2001 г. американские власти стали разбираться в том числе и с исламскими благотворительными фондами, которые собирали деньги в США. Был наложен арест на четыре офиса благотворительной организации «Святая земля», которая, по словам президента США, финансировала группировку ХАМАС в Палестине, а также подрыв исламскими террористами из Йемена американского эсминца «Коул» в 2000 г. (рис. 6.4). Были произведены обыски и аресты в представительствах исламского благотворительного фонда «Глобальный фонд спасения» (фактически филиал крупнейшей саудовской благотворительной организации «двойного действия» «Ан-Наджда»).

Рис. 6.4.

Исламские благотворительные фонды также активно занимались финансированием террористической и подрывной деятельности в России. Со второй половины 1990-х гг. деньги к боевикам и террористам, действовавшим на Северном Кавказе, поступали от кувейтских организаций «Общество социальных реформ» и «Ассоциация воскрешения исламского наследия», катарского благотворительного общества «Катар», саудовской «Международной исламской организации спасения» и многих других.

Рассмотрим некоторые особенности финансирования исламистских организаций более детально. Фундаментом снабжения деньгами является исламская банковская система , деятельность которой носит глобальный характер и управляется исламским законодательством (шариатом), вследствие чего не очень хорошо понимается как западными финансовыми кругами, так и правоохранительными и разведывательными службами западных государств.

Исламский банк или финансовое подразделение западного банка, ведущее свою деятельность в соответствии с шариатом, находится под наблюдением «шариатского комитета», более известного под названием «Исламский комитет по контролю за законодательством и соблюдением норм исламского права», который действует одновременно и в качестве аудиторского подразделения, и религиозного органа. В задачи «шариатского комитета» входят проверка деятельности банка или подразделения на предмет соответствия нормам шариата и определение того, какие финансовые инструменты, используемые банком, соответствуют исламской деловой практике, а какие - нет.

Поскольку в исламе запрещен ссудный процент, клиент обязан, в соответствии с нормами шариата, открыть в банке «счет муда- раба» для перечисления на него определенного процента от каждой инвестиционной операции на благотворительные нужды. В зависимости от типа банковского обслуживания человеку необходимо отрыть один из двух типов благотворительного счета: «свободный счет мудараба», в рамках которого клиент сам сможет определять, какие благотворительные программы он желает финансировать, или «ограниченный счет мудараба», средствами на котором распоряжается «шариатский комитет».

Вдобавок к «счетам мудараба» исламская банковская практика также предполагает использование того, что называют «структурами по управлению активами» или «мушарака» (совместные предприятия) и «мурабаха» (компании, которые банк покупает и продает с целью извлечения прибыли). Во всех этих случаях, за исключением «свободного счета мудараба», клиент не обладает информацией об операциях или стратегиях финансовой организации, которая распоряжается его деньгами. Он также не имеет никакого влияния на то, в пользу каких получателей перераспределяется закят.

После того, как деньги поступили на счета благотворительной организации, дальнейший контроль над ними полностью утрачивается, и никакой возможности установить их дальнейшее использование не существует. Многие исламские банки были вовлечены посредством шариатских структур в финансирование различных террористических групп, например, ныо-йоркское подразделение Арабского банка {Arab Bank"s New York branch) делало это путем перевода существенных денежных средств на счета, принадлежащие благотворительным организациям, связанным с террористическими группами.

Другим способом финансирования террористических организаций является хавала (или хавалла) - система денежных переводов, изобретенная китайцами, которые назвали ее фэй-чиэнь (букв, «летающие деньги»). Своим появлением эта система обязана политическим неурядицам и глубокому недоверию к банкам. Она почти всегда основывается на семейных или племенных связях, а инструментом ее поддержания традиционно является насилие.

Мнение специалиста

Д. Робинсон о системе хавала пишет: «В простейшей ее форме вместо денег используются фишки. Например, деньги кладут в ювелирный магазин в Карачи, а взамен получают клочок бумаги, содержащий секретный код, или что-нибудь столь же безобидное, например, десятидолларовую банкноту, на которой проставлена специальная печать. Когда записка или банкнота предъявляются меняле, ее податель получает деньги. Гигантский треугольник хавала, образованный Дубаем, Пакистаном и Индией, тесно связан с террористическим миром. Естественно, система хавалодаров имеет внутренние, как правило, родственные, связи. Объемы трансакций, по понятным причинам, неизвестны, но, по приблизительным оценкам, это около 1 млрд долл, в день. Эта система очень удобна для террористов» .

Четвертая модель - финансирование террористических организаций со слабыми внешними связями. Лишившись финансирования извне, террористы переключаются на эксплуатацию местной теневой экономической деятельности, максимально сближаясь с чисто мафиозными организациями.

Именно по этому пути шла временная ИРА в 1990-2000-х гг. в последний период своей деятельности . К 1990-м гг., почти потеряв внешние источники доходов (и от Ливии, и от ирландской диаспоры в США), ирландские террористы сосредоточились на поиске финансовых источников в самой Северной Ирландии. Этому способствовало то, что и ранее боевики ИРА активно использовали чисто криминальные источники доходов (рэкет, кража автомобилей, грабежи, киднепинг и др.), рассматривая их, правда, как подсобные. Теперь эта террористическая организация создала диверсифицированную криминальную экономику. Незаконными промыслами, от которых ИРА получала доход, были контрабанда топлива и сигарет, торговля фальсифицированными товарами (прежде всего, видеопиратство), кражи ценных грузов. Членам ИРА приписывают крупнейшее в истории Великобритании ограбление банка в Белфасте в декабре 2004 г. на сумму в 50 млн долл.

Следует признать, что в современном мире терроризм все менее нуждается в финансовой помощи извне и все более переходит на самоснабжение. Речь идет о втягивании террористических организаций в бурно растущие международные криминальные промыслы и трансграничную преступность: наркобизнес, контрабанда полезных ископаемых и т.д.

Выявив основные особенности терроризма в экономической сфере общества, необходимо определить возможные пути противодействия данном}" явлению. Большая работа в этом направлении проделана Управлением по контролю наркотиков и предупреждению преступности (UN ODC), которое разработало целую систему мероприятий по противодействию терроризму, в том числе в экономической и социальной сфере (рис. 6.5).

Ассоциация жертв терактов 11 сентября 2001 г. и их родственников направила в суд иск на 116 трлн долл, против государственных органов Саудовской Аравии и отдельных государственных деятелей королевства, а также ряда исламских благотворительных фондов, обвинив их в финансировании терроризма. Иск был отклонен, но тем не менее прецедент создан.

Контроль над потоками незаконных денежных средств в финансовых системах, их изъятие и конфискация являются мощным средством нанесения ответного удара по терроризму и подрыва экономической мощи стран, спонсирующих террористов.


Рис. 6.5.

В настоящее время наиболее эффективный финансово-экономический подход к борьбе с терроризмом разработан в США. В сентябре 2001 г. президент США Дж. Буш в указе «О финансировании террористов» призывал все государства к объединению в пресечении на своей территории действий по подготовке и финансированию терактов, «лишить террористов финансовых источников, столкнуть их лбами, выкурить из укрытий и посадить на скамью подсудимых» .

В октябре 2001 г. принят Акт об объединении и укреплении Америки путем предоставления надлежащих средств, необходимых для перехвата информации и воспрепятствования терроризму (Patriot Act), предоставляющий широкие права власти в следственной и правоохранительной сфере касательно поиска и ликвидации террористов и отмывания денег. Закон от 2001 г. «О борьбе с международным отмыванием денег и финансировании антитер- рористической деятельности» включает в себя такие меры, как расширенный доступ к информации иностранных банков; возможность наложения ареста на активы, хранящиеся иностранными персонами (в 2001 г. были идентифицированы 27 таких организаций и лиц).

В 2002 г. в США было создано Министерство безопасности, в которое включено более 20 ведомств, в том числе и финансово- экономические. Численность его структуры составляет около 170 тыс. сотрудников . В состав министерства вошел Центр отслеживания активов международных террористических организаций (FTАТС), основная задача которого - воссоздание точной картины финансовой структуры терроризма, что позволит выявить все элементы, составляющие систему его финансирования, и их связи между собой. Центр использует накопленный опыт и рекомендации международной организации «Специальная финансовая комиссия» (FATF), программа которой «Сорок рекомендаций» включает в себя следующие мероприятия:

  • - объявить отмывание «грязных» денег уголовным преступлением;
  • - осуществить операции но выявлению и конфискации таких денег;
  • - реализовать эффективную систему установления личности клиентов и внедрить процедуры ведения учета финансовыми учреждениями;
  • - внедрить в практику извещение компетентных органов о фактах сомнительных сделок;
  • - оказывать взаимную помощь в расследовании случаев отмывания «грязных» денег, изъятии и конфискации легализованных незаконных доходов.

В России надзор в данной области осуществляет Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг).

Главным событием в рассматриваемой сфере стала Конвенция о борьбе с финансированием терроризма, одобренная 9 декабря 1999 г. Генеральной Ассамблеей ООН и вступившая в силу в апреле 2002 г. Позже она была дополнена принятым в 2000 г. в Оттаве Международным соглашением «О воспрещении доступа террористических организаций к источникам финансирования» и принятой в 2001 г. в Нью-Йорке резолюцией 1373 Совета Безопасности ООН о запрещении финансирования и любых форм контактов с террористическими организациями.

В России был принят Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», согласно которому операция с денежными средствами подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 тыс. руб., сделка с недвижимым имуществом - на сумму 3 млн руб. Создается перечень организаций и лиц, причастных к экстремистской деятельности или терроризму, юридических лиц, прямо или косвенно находящихся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лиц. Сотрудникам финансовых организаций предписано уделять повышенное внимание операциям с денежными средствами или иным имуществом, осуществляемым иностранными публичными должностными лицами.

Одним из финансовых средств смягчения последствий террористических атак является страхование граждан. В России для этих целей еще в 2004 г. создан антитеррористический пул из 20 страховых компаний, среди которых Ингосстрах, Военно-страховая компания и др. Если ежегодный взнос составляет 100 долл, в год, то в случае смерти или инвалидности I группы страховая премия составит 10 тыс. долл, II группы - около 7 гыс. долл., III группы - до 5 тыс. долл., а легкой травмы - от 1,3 тыс. до 1,5 тыс. долл.

Таким образом, противодействие терроризму в экономической сфере заключается в преодолении разрыва в социально-экономическом развитии между богатыми и бедными странами, создании финансовой разведки для контроля над денежными потоками, замораживании счетов террористов и их последующей конфискации. Необходимо также особое внимание со стороны правительства к конкретным причинам социально-экономического недовольства части населения, поддерживающей террористов: применение финансово-экономической политики, которая сокращает склонность к участию в политическом насилии. Кроме того, финансовые аспекты борьбы с терроризмом непосредственно связаны с защитой прав и интересов жертв терактов.

См.: Suarez A. R. Parasites and Predators: Guerrillas and the InsurrectionEconomy of Columbia //Journal of International Affairs. 2000. Vol. 53. № 2.

  • См.: Болдуин Ф. II. Верховенство закона, терроризм и меры противодействиясо стороны США. URL: http://www.satcor.ru/anthology/2003/02/an_contents.html
  • 10 лет назад, 6 марта 2006 года, президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон "О противодействии терроризму". Документ заменил федеральный закон "О борьбе с терроризмом" от 1998 года и был направлен не только на пресечение, но и на предупреждение терроризма во всех его формах и проявлениях. Чуть ранее в том же году была создана координационная межведомственная структура - Национальный антитеррористический комитет (НАК).

    Российский и зарубежный опыт антитеррористической деятельности показал, что борьба с терроризмом не может быть эффективной, если лишь реагировать на совершенные преступления. Надо активно формировать условия, при которых к минимуму должны быть сведены как сама возможность совершения террористического акта, так и его последствия

    Николай Патрушев

    В интервью "Российской газете" Патрушев определил главные отличия закона 2006 года от предыдущего:

    • Закон дает понимание, что противодействие терроризму - это не только деятельность спецслужб, а целый комплекс мер, реализация которых возлагается на многие федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления в пределах их полномочий.
    • Впервые прописан конкретный правовой механизм, позволяющий привлекать Вооруженные силы РФ для борьбы с терроризмом, в том числе и за пределами страны.
    • Четко установлена персональная ответственность должностных лиц за принятие решений, связанных с осуществлением мер по противодействию терроризму.

    Патрушев подчеркнул, что противодействие терроризму состоит из трех основных направлений: профилактика терроризма, борьба с ним, минимизация и ликвидация его последствий.

    В профилактике терроризма и ликвидации его последствий предстоит задействовать все органы власти и местного самоуправления, выявлять и ликвидировать источники, перекрывать каналы, по которым идет финансирование террористической деятельности. Очень важно формировать такие социально-экономические условия жизни, которые препятствовали бы созданию среды, обеспечивающей террористические организации людскими ресурсами. Не менее актуально формировать в обществе негативное отношение к террористическим актам

    Николай Патрушев

    директор ФСБ (1999-2008 гг.), интервью "Российской газете" от 21.03.2006

    Как менялось российское антитеррористическое законодательство и каким образом государство противостоит экстремистам сегодня – в материале ТАСС.

    Что предшествовало реформе

    Поводом для реформирования системы противодействия терроризму в России стал теракт в Беслане (Республика Северная Осетия - Алания), совершенный в начале сентября 2004 года. 16 сентября Путин подписал указ "О неотложных мерах по повышению эффективности борьбы с терроризмом", согласно которому Федеральная служба безопасности (ФСБ) РФ и профильные министерства и ведомства должны были разработать новую концепцию антитеррористической безопасности в стране. Эта концепция и была отражена в нормативных актах, принятых в 2006 году.

    Трагедия Беслана

    1 сентября 2004 года боевики захватили более 1 тысячи учащихся школы №1, их родственников и учителей. 2 сентября после переговоров с экс-президентом Республики Ингушетии Русланом Аушевым бандиты отпустили 25 женщин и детей. 3 сентября в школе началась стрельба и взрывы, это вынудило начать штурм. Большинство заложников были освобождены, 335 человек погибли. Среди погибших 186 детей, 17 учителей и сотрудников школы, 10 сотрудников ФСБ России, два сотрудника МЧС. Боевики были уничтожены, выжил лишь один - Нурпаши Кулаев (в 2006 году приговорен к смертной казни, замененной на пожизненное заключение из-за моратория на исполнение смертных приговоров). Ответственность за теракт взял на себя международный террорист Шамиль Басаев (ликвидирован в 2006 году).

    Продолжение

    Среди терактов до Беслана:

    • В июне 1995 года чеченские боевики напали на город Буденновск Ставропольского края. Погибли 146 человек.
    • В ноябре 1996 года прогремел взрыв в девятиэтажном жилом доме в центре Каспийска, погибли 68 человек, среди них был 21 ребенок.
    • В марте 1999 года жертвами взрыва на городском рынке Владикавказа стали 53 человека.
    • В сентябре 1999 года были подорваны жилые дома в Москве и Буйнакске. В результате взрыва в Москве в ночь с 8 на 9 сентября по улице. Гурьянова погибли 94 человека; взрыв 13 сентября на Каширском шоссе унес жизни 121 человека. От взрыва в Буйнакске погибли 64 человека.
    • В октябре 2002 года в Москве 40 чеченских террористов захватили в заложники зрителей в театральном центре на Дубровке, где в это время шел мюзикл "Норд-Ост". С захватчиками более двух суток велись переговоры об освобождении заложников. 26 октября спецслужбы РФ взяли центр штурмом и освободили более 750 заложников, погибли 130 человек.

    Первый закон о борьбе с терроризмом

    "Борьба с террором в 1990-е годы шла по восходящей. Это политическое и криминальное одновременно явление трансформировалось в серьезную угрозу национальной безопасности. Все чаще фиксировались похищения людей, взятие заложников, случаи угона самолетов, взрывы бомб, акты насилия в этноконфессиональных конфликтах, прямые угрозы и их реализация и т.д. Требовалось срочное переосмысление вставшей во весь рост проблемы, не только в правовой, но философской, этической, лингвистической, географической, технической, других ее ипостасях", - рассказал ТАСС по противодействию терроризму Николай Ковалев, занимавший в 1996-1998 годы пост директора ФСБ России.

    Отдельный закон "О борьбе с терроризмом" впервые появился в России в 1998 году, напомнил он. Информационной поддержкой законодателям, по словам Ковалева, стали антитеррористические правовые акты, уже принятые зарубежными государствами:

    • британский закон "О предупреждении терроризма" (1974, 1976 годы)
    • немецкий – "О борьбе с терроризмом" (1986 год)
    • французский – "О борьбе с терроризмом и посягательствами на государственную безопасность" (1986 год)
    • американский – "О борьбе с терроризмом и применении смертной казни" (1996 год).

    К моменту принятия антитеррористического закона Россия присоединилась к Международной конвенции о борьбе с бомбовым терроризмом от 15 декабря 1997 г. и Европейской конвенции о пресечении терроризма от 27 января 1977 г.

    В итоге в российском законе впервые подробно описывались такие понятия как терроризм, террористическая деятельность, террористическая акция, террорист, террористическая группа, террористическая организация, контртеррористическая операция, заложник и другие.

    В федеральном законе от 2006 года был учтен восьмилетний опыт противостояния терроризму и внутри государства, и на международной арене.

    Терроризм обозначили как идеологию насилия и практику воздействия на принятие решения органами государственной власти, местного самоуправления или международными организациями, связанную с устрашением населения и (или) с иными формами противоправных насильственных действий

    Николай Ковалев

    депутат Госдумы, спецпредставитель парламентской ассамблеи ОБСЕ

    Борьба с финансированием терроризма

    Комплексный подход антитеррористической политики подразумевает и экономические меры противодействия. Еще с августа 2001 года в России действует закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

    "Террористические группировки не способны эффективно функционировать без финансовой подпитки. Деньги нужны террористам для приобретения оружия, взрывчатых веществ, амуниции, питания, перемещения, проживания, организации террористических актов и т.д. Для добывания денежных средств террористы вступают либо в союз с организованной преступностью (наркотерроризм и пр.), либо сами добывают финансы криминальным путем. В любом варианте они становятся распорядителями "грязных" денег, поэтому, чтобы пустить их в легальный оборот, не привлекая внимания, террористы вынуждены заниматься их отмыванием", - ответил Ковалев на вопрос о необходимости принятия этого закона.

    Борьба с финансированием терроризма осуществляется в первую очередь Федеральной службой по финансовому мониторингу (ФСФМ).

    "В основе деятельности финансовых разведчиков лежит принцип приоритетного использования банковских структур для целей борьбы с отмыванием преступных доходов. Так как именно банковская система, особенно в эпоху глобализации финансовых услуг, наиболее подвержена рискам, связанным с отмыванием преступных доходов. ФСФМ поддерживает тесные контакты с риэлтерскими структурами, т.к. ощутимая часть преступных денег легализуется путем приобретения недвижимости", - объяснил парламентарий.

    Международный валютный фонд оценивает общий объем денежных средств, отмываемых во всем мире, в 2-5% от мирового валового национального продукта. По данным двадцатилетней давности, это составляло примерно от $590 млрд до $1,5 трлн. Не думаю, что названная сумма за прошедшие годы сократилась. Элементарный анализ перечня документов ООН, ШОС, СНГ, ОДКБ по проблемам борьбы с терроризмом и его финансированием свидетельствует о том, что острота проблемы возрастала год от года

    Николай Ковалев

    депутат Госдумы, спецпредставитель парламентской ассамблеи ОБСЕ

    Отдельный разговор - современные электронные платежные инструменты, к примеру, электронные кошельки или платежные терминалы.

    Ковалев напомнил об истории, произошедшей в Красноярском крае в 2013 году, когда исламистами в соцсетях собирались деньги якобы на помощь пострадавшим "сестрам по вере".

    "Для сбора средств террористы выложили в открытый доступ номер карты Сбербанка ("с нашего счета деньги будут перечисляться на счет "сестер", и будут отчеты"), мобильный телефон и номер "Яндекс-кошелька". В случае отсутствия денег предлагалось помочь "сестрам" продуктами или одеждой, для этого требовалось отправить личное сообщение исполнителю акции. В итоге террористам быстро удалось собрать свыше одного миллиона рублей. Причем деньги расходовались вовсе не на помощь вдовам, а на подкуп чиновников, занимающихся делами задержанных или осужденных террористов", - рассказал Ковалев.

    Для противодействия подобной практике в России с 2011 года действует федеральный закон "О национальной платежной системе".

    Ковалев признал, что выявлять правонарушителей непросто - "деньги переводятся в разные концы света моментально, а практика международных запросов, самой оперативной работы требуют соблюдения формальностей: языкового перевода, сбора доказательств и дополнительных материалов, что играет на руку махинаторам". Тем не менее, их все же регулярно задерживают, "о чем свидетельствует практика ФСБ России на местах".

    Международные союзы

    Для коллегиального противостояния финансированию терроризма заключаются международные союзы. В частности, Россия состоит в Группе разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (FATF), поддерживает отношения с группой подразделений финансовых разведок "Эгмонт" и комитетом экспертов Совета Европы по оценке мер противодействия легализации преступных доходов.

    "Работа ФСФМ ведется с четким ориентиром на установки Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма и других международных документов аналогичного толка, подписанных и ратифицированных Российской Федерацией", - напомнил Ковалев. Среди ключевых документом он отмечает резолюцию Совета Безопасности ООН от 17 декабря 2015 года – документ обязывает государства бороться с источниками финансирования террористов посредством, в частности, замораживания активов.

    Обновление стратегии нацбезопасности

    31 декабря 2015 года Владимир Путин утвердил обновленную стратегию национальной безопасности РФ, в которой проблема терроризма ставится второй по значению среди основных угроз государственной и общественной безопасности.

    В документе прописаны пути противодействия распространению радикальной идеологии, ее пропаганды в средствах массовой информации. Подчеркивается значимость повышения защищенности от террористической угрозы критической инфраструктуры, личности, общества и государства в целом

    Николай Патрушев

    секретарь СБ РФ

    Новые полномочия ФСБ

    Накануне, 30 декабря 2015 года, также были подписаны поправки в закон о Федеральной службе безопасности, устанавливающие порядок применения оружия, спецсредств и физической силы сотрудниками ФСБ. В законе предусматривается право сотрудников спецслужб брать отпечатки пальцев при пересечении границы РФ у лиц, которые, по данным ведомства, могут быть завербованы для участия в террористической деятельности.

    По оценке Ковалева, новые полномочия ФСБ вполне отвечают мировым тенденциям в сфере борьбы с терроризмом и базируются на результатах практической деятельности, прежде всего, антитеррористических подразделений.

    "В ряде зарубежных государств, допустим, в Израиле, где террористические угрозы довлеют над обществом с момента обретения государственного суверенитета, акт терроризма приравнивается к военным действиям. Например, сразу, как только становится известно место жительства террориста, туда выдвигается бульдозер и бронемашина для уничтожения дома, в котором преступник проживал. Жилище террориста сравняют с землею сразу же, к исходу одного дня. Делается это для того, чтобы террористы, горячо любящие свой очаг, но бессердечно разрушающие очаги других людей, остались без крыши над головой, почувствовали себя в роли жертвы, ощутили, что и на них есть управа", - привел пример парламентарий.

    По его мнению, уточнение функций сотрудников органов безопасности по использованию различных спецсредств понятно и абсолютно оправдано.

    "Спецслужбы обоснованно прогнозируют продолжение скрытного "перетекания" боевиков ДАИШ (арабское название запрещенной в России террористической группировки ИГ – прим. ТАСС) из Сирии и Ближнего Востока в различные государства, в том числе, и в Россию с террористическими намерениями. - сказал депутат. - Поэтому подобные права это, кроме всего прочего, профилактический барьер для въезжающих в Россию граждан, могущих быть причастными к противоправной деятельности".

    Работа продолжается

    В конце 2015 года председатель комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая сообщила о подготовке нового антитеррористического пакета законопроектов, который будет учитывать международную практику. Принимаемые депутатами инициативы "всегда проверяются временем", отметила парламентарий.

    Не намерены "закручивать гайки" и до бесконечности расширять полномочия спецслужб, подчеркнула председатель верней палаты российского парламента.