06.01.2015 5609 0

Цели урока: Сформировать знания учащихся об ареалах обитания, мигра­циях; познакомить с закономерностями размещения животных в ареале, вы­званными сменой мест обитания и изменениями условий среды; показать, что размещение животных носит приспособительный характер и является резуль­татом эволюции.

Оборудование: Географическая карта Европы и Азии.

Ответьте на вопросы:

-Что такое дивергенция?

-Что такое эволюция?

-Какие доказательства эволюции вы знаете?

-Каково значение наследственности и изменчивости?

-Что такое естественный отбор?

-Что такое рудиментарный орган? Приведите примеры.

-Какие органы называют гомологичными? Приведите примеры.

-Что такое атавизм?

-Что изучает наука палеонтология?

1.Рассказ учителя.

В природе каждый вид животных заселяет определенную территорию, кото­рая удовлетворяет потребностям этого вида. Территория обитания вида, реги­он, где вид может обитать в связи с наличием подходящих для него условий, называется ареал. Внутри ареала могут быть самые разнообразные преграды: реки, горы, пустыни и т.д. Все эти препятствия могут мешать свободному скре­щиванию между группами особей одного и того же вида. Такие относительно изолированные группы особей одного вида принято называть популяциями.

Ареалы могут быть:

Сплошными. Внутри сплошного ареала вид встречается во всех подходя­щих для него местообитаниях. Примером сплошного ареала обитания может быть распространение белого медведя за полярным кругом, се­рой вороны на территории Евразии, полярной совы, живородящей ящерицы, гадюки обыкновенной и т.д.

Разорванным , т. е. разделенным на два или несколько изолированных участков. Например, обитание черной крысы на Дальнем Востоке и в европейской части России, обыкновенной рыси, серны, дагестанской полевки, голубой сороки. Разорванные ареалы могут возникать из-за гибели животных на промежуточных территориях или при изменении местообитаний, а так же из-за вмешательства человека. Кроме того, прерывистый ареал может возникнуть при преодолении видом изоли­рующих преград в период массовой численности или в момент времен­ного исчезновения преград и образовании новой популяции на новом месте.

Реликтовый (от лат. « реликтум » - остаток) - остаточный, небольшой по площади ареал древнего, некогда более широко распространенного вида. Ре­ликтовый вид или реликт - организм морфологически не изменившийся в сравнении с прошлыми геологическими эпохами и сохранившийся в незначи­тельном количестве до наших дней после вымирания большинства близких ви­дов. В России это ареал выхухоли, европейского бобра, сайгака. На территории России наличие реликтовых ареалов связано с эпохами оледенений. В случае, если реликтовый вид встречается только на данной территории, и больше нигде в мире, такой вид называется эндемичным или эндемиком. Эндемиками Байкала являются байкальская кольчатая нерпа и рыбка голомянка. Эндемиком Якутии является розовая чайка.

Ареалы могут различаться по площади. Есть виды, занимающие крайне не­значительную территорию, как, например, голомянка, каспийская нерпа, а есть виды, ареал которых может быть очень велик. Такие виды называют вида- ми-космополитами. Примером вида-космополита может служить домовый во­робей, дождевой червь, лисица обыкновенная, ласка, крыса серая.

Расселение животных внутри ареала может быть равномерным, что встре­чается очень редко в связи с неравномерностью условий обитания. Но чаще всего в центре ареала или какой -либо его части заселение более плотное, а ближе к границе ареала численность животных гораздо ниже.

Границы ареалов могут быть постоянными а могут изменяться с течением времени. Расширение границ наблюдается при резком увеличении численно­сти вида. Животным становится тесно на занимаемой ими территории, возни­кает жесткая конкуренция и они вынуждены искать новые места обитаний за границами данного ареала. Если им удается преодолеть границы ареала и най­ти подходящие территории для жизни, ареал вида расширяется. Также расши­рение границ ареала может происходить при исчезновении непреодолимых преград - пересыхание рек, болот, возникновение новых водоемов и т.д.

Сокращение границ ареала может происходить при исчезновении благо­приятных условий среды: пересыхание водоемов, расширение пустынь. Часто определенную роль в сокращении природных местообитаний играет человек. Он строит плотины, препятствуя проходу рыб в нерестовые реки и затопляя обширные территории, изымает природные территории под строительство городов, строит дороги и нефтепроводы, являющиеся искусственными преградами для перемещения животных.

2.Самостоятельная работа учащихся с учебником по статье «Закономер­ности размещения животных», §52 (стр. 263-264).

-Каково следствие неоднородности ареалов обитания?

-В каких случаях могут наблюдаться явления расширения или сужения ареала?

-Какова роль человека в изменении границ ареалов?

-Сформулируйте основные закономерности размещения животных внутри ареала.

3.Рассказ учителя.

Для некоторых животных характерно перемещение из одних мест обита­ния в другие. Это может быть связано с изменением мест обитания или прохо­ждением цикла развития.

Закономерные перемещения животных между различными средами оби­тания, пространственно отстоящими друг от друга, называют миграциями.

Миграции совершаются по относительно постоянным путям, в отличие отко­чевок. Кочевки в поисках благоприятных кормовых баз характерны для многих птиц: клестов, кедровок, свиристелей.

Причины миграций - изменение внешних абиотических или кормовых условий или внутрипопуляционной структуры. Существует несколько видов миграций.

Активная миграция - самостоятельное передвижение животных.

Пассивная миграция - перемещение с помощью субстрата. Например, ластоногие перемещаются с помощью льдин.

Периодические (регулярные, сезонные) миграции совершаются ежегодно в определенный сезон. Такие миграции характерны для перелетных птиц, морских котиков, северных оленей.

Непериодические (нерегулярные) совершаются не каждый год. Могут быть вызваны неурожаем кормов (лемминги, белки), стихийными бедствиями.

4.Самостоятельная работа учащихся с учебником по статье «Миграции» §52, (стр. 264-266).

О Заполнить таблицу:

Вид миграции

Описание и особенности

Примеры

-Чем объясняются особенности видового состава животных на изолиро­ванных территориях?

-Что такое зоогеографическая область? Какие зоогеографические об­ласти выделяют на земном шаре?

Домашнее задание

§ 52, ответить на вопросы.

Разделы: Биология

Цель: овладеть комплексом знаний, умений, навыков по теме.

Задачи образовательные: учащиеся знают понятия: ареал, миграция, эндемик, космополит, реликт, учащиеся умеют проводить примеры видов эндемиков, космополитов, реликтов, различных видов миграций (возрастная, периодическая, непериодическая), составляют и озвучивают схемы (типы ареалов, виды миграции).

Задачи развивающие:

  • выделяют причины миграций, изменения ареалов вида,
  • влияние человека на распространение видов животных,
  • дают оценку акклиматизации животных,
  • развитие межполушарных взаимодействий.

Задачи воспитательные:

  • бережное отношение к живой природе,
  • формирование ответственного отношения к животным.

Тип урока: комбинированный (урок изучения новых знаний)

План урока:

  1. Организационный момент – 1 мин.
  2. Проверка домашнего задания – 11 мин.
  3. Актуализация новых знаний – 2 мин
  4. Изучение нового материала – 15 мин.
  5. Домашнее задание – 3 мин.
  6. Закрепление нового материала – 7 мин.
  7. Итог урока – 1 мин.

Материалы для учащихся к уроку.

Задания для самостоятельной работы:

1. Выполнить тест. Выберете правильные утверждения (задание для проверки знаний левополушарных визуалов).

Вариант 1.

  1. Наука о древних вымерших организмах называется палеонтологией.
  2. Выявлением сходства и различий в строении животных занимается эмбриология.
  3. Сходство в строении зародышей позвоночных указывает на общность их происхождения.
  4. Основоположником современной эволюционной теории считается Ч. Дарвин.
  5. Все полезные изменения организмов передаются обязательно по наследству.
  6. Выживание и плодовитость животных не зависит от условий среды.
  7. Белый мех зайца-беляка всегда маскирует его от хищников.
  8. От количества растительноядных животных зависит количество хищников.
  9. Различия в размерах между щенками одного помета определяется изменчивостью организмов и условиями, в которых они росли.
  10. В борьбе за существование выживают наиболее приспособленные к среде виды.

(правильные ответы: 1, 3, 4, 8, 9, 10)

Вариант 2.

Выберите правильные утверждения.

  1. Развитие второго круга кровообращения связано с выходом на сушу позвоночных животных.
  2. Сквозная пищеварительная система впервые появилась у круглых червей.
  3. Все личинки земноводных дышат атмосферным воздухом.
  4. Четырехкамерное сердце позволило разделить кровь на венозную и артериальную.
  5. Теплокровные животные шире распространены на земле, чем холоднокровные.
  6. Внутреннее оплодотворение не дает животным никаких преимуществ.
  7. В появлении наземных позвоночных заметную роль сыграли кистеперые рыбы.
  8. Современные птицы и млекопитающие произошли от древних земноводных.
  9. Путем дивергенции и направленного действия естественного отбора образуется многообразие видов.
  10. Все виды галапагосских вьюрков произошли от общего предка.

(правильные ответы: 1, 2, 4, 5, 7, 9, 10).

2. Соответствие понятия и термина (правополушарный кинестетик).

Установите соответствие между терминами и понятиями.

(правильный ответ: А-3, Б-2, В-1, Г-5, Д-4).

3. Соответствие между понятием и примером (левополушарный кинестетик)

Установите соответствие.

(правильный ответ: 1 – А, В, D, F; 2- C, G, 3 – E)

4. “Корректурная проба” Сколько терминов вы найдете среди этой последовательности букв? Выпишите их в тетрадь и дайте определение каждому термину. (правополушарный визуал)

Вариант 1

Сьбцпрофждэволюция првогшзуэпалеонтология оовтмрудимент врцкуюбьсатавизм ооылшгкттьофыпкрмоджвщшвььиопгн уюсашкгомологичныйорган .

Вариант 2.

Архиоптериксаплджыюьмтынкоарптмствоардылвьтмсвидообразование рраовн цеуктестественныйотбор абьятчисвеуйъхаьбнаследственность тпрвоганс юбиьмторизменчивость арыоцемнвтэмбрион арпол

5. Задания для проверки знаний с устным ответом.

Работа на фланелеграфе. (на карточках записаны понятия и определения, на обратной стороне наклеены полоски бархатной бумаги, карточки “приклеиваются” на натянутую фланель)

Установить соответствие между понятиями и определениями (правополушарный кинестетик).

“Найти лишнее”

На доске написаны группы понятий. Найдите лишнее и объясните свой выбор.

  1. Ласт кита, рука шимпанзе, крыло киви, крыло летучей мыши.
  2. Естественный отбор, наследственность, изменчивость, палеонтология.
  3. Майский жук, серая жаба, синий кит, рыбы.
  4. Утка, норка, карась, плавунец.
  5. Плохое зрение, роющие конечности, облегченный скелет, слабое зрение.

“Извлечь всю информацию из предложенного объекта.”

Даны живые объекты (хомяк, гуппи). Необходимо составить рассказ о животном по плану:

  1. Систематическое положение (тип, класс, отряд, вид). Почему вы отнесли этого животного к данной систематической группе?
  2. В каких условиях обитали предки данного животного? Опишите приспособления к среде обитания.
  3. Какие признаки возникли у данного животного благодаря человеку?

Изучение нового материала.

При изучении нового материала используются различные методы восприятия: активное слушание, работа с текстом учебника, сворачивание информации в схемы, анализ полученной информации, оценивание презентации.

Учитель: Мы говорили о многообразии животного мира. 2 миллиона видов животных насчитывают ученые. Каким образом распространены они по планете? Занимают определенную территорию. Мы не встретим болотную черепаху в пустыне Сахара. Почему?

Учащиеся: Нет условий для ее обитания.

Учитель: Таким образом мы выяснили, что для существования вида нужны определенные условия. А территория. на которой обитает вид называется ареал. В тетради запишем схему:

Сплошным ареалом называют территорию, на которой все возможные участки заняты видом. из учебника выберете примеры животных со сплошным ареалом.

Разорванным ареалом называют ареал, который пересекают непреодолимые географические объекты. Выпишите примеры видов с разорванным ареалом.

Реликтовый ареал- ареал реликтового вида. (пример из текста учебника).

Какие новые понятия вы встретили, читая текст учебника?

Учащиеся:Эндемик, реликт, космополит.

(С использование фланелеграфа и учебника записываем понятия и определения с примерами).

Учитель : Одним из признаков животных является способность к активному движению, а перемещение животных в связи с изменением условий или циклом жизни называется миграцией.

Домашнее задание.

Таким образом, мы познакомились с понятием ареал и миграция, выявили причины влияющие на ареал, вызывающие миграции. Домашнее задание записано на доске: § 52, в рабочих тетрадях на печатной основе выполнить № 3,7,10.

Закрепление изученного материала.

А сейчас вы посмотрите презентацию, которую подготовили учащиеся 11 класса. Вам необходимо посмотреть и дать свою оценку. Что вам понравилось, что удалось, что бы вы изменили.

Подведение итогов урока.

Cлайд 1

Ареал обитания. Миграции. Закономерности размещения животных. Учитель биологии и географии МАОУ СОШ №1 г. Заводоуковска Янтыкова Елена Ринатовна

Cлайд 2

Какая форма изменчивости имеет большее значение для процесса эволюции? Почему борьба за существование является причиной эволюции? Наследственность и изменчивость присущи всем животным? Вспомним… Молодцы!

Cлайд 3

Животные Овцебык Койот Ягуар Кенгуру Коала Носорог Косуля Зубр Панда Пингвин Материки Евразия Африка Северная Америка Южная Америка Австралия Антарктида

Cлайд 4

Cлайд 5

Голарктическая; Индо-Малайская; Австралийская; Эфиопская; . Неотропическая; Антарктическая

Cлайд 6

Зоогеография - наука изучающая распространение животных на Земле. Изучение ареалов - областей земного шара, населённых популяциями определённых видов. Выявление причин, определяющих характер географического распространения животных организмов. Прогнозирование изменений животного мира в обозримом будущем для предотвращения обеднения его видового состава или сдвига последнего в нежелательную для человека. Изучение закономерностей формирования фаун под влиянием природных и антропогенных факторов. сторону.

Cлайд 7

Cлайд 8

Ареал, виды ареалов. Что мы узнаем? Закономерности размещения животных. Миграции, виды миграций.

Cлайд 9

Ареал - территория, в пределах которой распространены животные или растения определенного вида, рода, семейства или другой таксономической категории. Ареал обитания сетчатого питона.

Cлайд 10

Cлайд 11

Cлайд 12

Реликтовый ареал Эндемики - виды животных, обитающих только в данной географической области и нигде более не встречающиеся. Гаттерия

Cлайд 13

Географические реликты - виды, сохранившиеся на территории как останки прежней фауны. Реликтовый таракан

Cлайд 14

Cлайд 15

Что служит причиной возникновения разорванного ареала? Почему границы ареала не могут оставаться неизменными? Какие особенности распространения вида характерны для сплошного ареала? Всё запомнили? Молодцы!

Cлайд 16

Миграции – закономерные перемещения животных, связанные со сменой мест обитания и вызванные изменениями условий существования.

Cлайд 17

Вывод? Вывод: Миграции могут способствовать расселению животных, при этом вид может приспособиться к новым условиям или погибнуть. Виды миграции Особенности Примеры Виды миграции Особенности Примеры Возрастная Поиск необходимых для особи определенного возраста условий существования Оболочники Периодическая= сезонная Очень разнообразны и связаны с перемещением животных внутри ареала Дальневосточные лососевыерыбы Непериодическая=нерегулярная Сопровождается выселением особей вида из ареалаза его пределы. Бабочки, стрекозы, прямокрылые

Cлайд 18

Каковы причины образования прерывистых ареалов? Что такое миграция, какой вид миграции характерен для птиц? Что может быть причиной изменения площади ареала? Всё запомнили? Молодцы!

Cлайд 19

Домашнее задание: П.52, вопросы – стр.256. Выучить термины. Задание 2-6 в рабочей тетради на печатной основе. Сообщение «Эндемики и космополиты России» Животные, характерные для каждой зоогеографической области. (3-4 примера.) Всем * По желанию Источники: В.В. Латюшин, В.А. Шапкин «Биология. Животные. 7 класс».- М.: Дрофа,2014. -304 с.: ил.; Латюшин В.В., Уфимцева Г.А. Биология. Животные. 7 класс: тематическое и поурочное планирование к учебнику В.В. Латюшин, В.А. Шапкин «Биология. Животные» пособие для учителя. – М.: Дрофа, 2013.-192 с. http://dic.academic.ru/pictures/bse/jpg/0284736271.jpg карта природных зон мира; http://crazymama.ru/images/foto/19/19819.jpeg детёныши; http://www.rusif.ru/vremya-istorii/004-epohi/images-map/1532.jpg дрейф континентов; http://dic.academic.ru/pictures/bse/jpg/0284736271.jpg зоогеографическая карта; http://ianimal.ru/wp-content/uploads/2011/05/piton23.png ареал сетчатого питона; http://anson-int.com/img24.jpg сетчатый питон; http://ianimal.ru/wp-content/uploads/2011/04/Polar_bear_range_map.png ареал белого медведя; http://i1.avatarko.ru/2/nf33e9KRha.jpg белый медведь; http://www.birds-online.ru/wiki/images/f/fe/HisHis_areal.jpg ареал сороки; http://www.zooclub.ru/attach/2391.jpg голубая сорока; http://samadhisoft.com/wp-content/uploads/2007/05/new-zealand-map.jpg Новая Зеландия; http://animalfotos.ru/photo/54/54886f341094bd5e965ba1f3e8315b13.jpg гаттерия; http://www.geo-sfera.info/_ph/40/2/809465110.jpg?1438910940 контурная карта мира; http://bio-logos.my1.ru/01_s/195/143.jpg реликтовый таракан; http://file2.answcdn.com/answ-cld/image/upload/w_760,c_fill,g_faces:center,q_60/v1401183905/n6tvqmkluwvzuakgetes.png ареал воробья; http://farm4.static.flickr.com/3042/3045255605_734c600afc.jpg воробей домовой; http://mtdata.ru/u7/photo7D3E/20125024204-0/original.jpg миграции.

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про-блемного изложения, репродуктивный, объясни-тельно-иллюстративный.

Цель: овладение умениями применять биологические знания в практической деятельности, использо-вать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объ-ектами;

Задачи:

Образовательные : формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельно-сти, и эстетической культуры как способно-сти к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Развивающие: развитие познавательных мотивов, направ-ленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

Воспитательные: ориентация в системе моральных норм и цен-ностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и дру-гих людей; экологическое сознание; воспита-ние любви к природе;

Личностные : понимание ответственности за качество приобретенных знаний; понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;

Познавательные : умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; ориентация на постоянное развитие и саморазвитие; умение работать с различными источниками информации, пре-образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру-гих видов деятельности.

Технологии : Здоровьесбережения, проблем-ного, раз-вивающего обучения, групповой деятельно-сти

Виды деятельности (элементы содержания, контроль)

Формирование у учащихся деятель-ностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: коллективная работа — изучение текста и иллюстративного материала составление таблицы «Си-стематические группы многоклеточных » при консультативной помощи учеников- экспертов с последующей самопровер-кой; парное или групповое выполнение лабораторной работы при консульта-тивной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; самостоятельная работа по изученному материалу.

Планируемые результаты

Предметные

понимать смысл биологических терминов;

описывать особенности строения и основные процессы жизнедеятельности животных разных систематических групп; сравнивать особенно-сти строения простейших и многоклеточных животных;

распознавать органы и системы органов живот-ных разных систематических групп; сравнивать и объяснять причины сходства и различий;

устанавливать взаимосвязь между особенно-стями строения органов и функциями, которые они выполняют;

приводить примеры животных разных система-тических групп;

различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные систематические группы простейших и многоклеточных животных;

характеризовать направления эволюции живот-ного мира; приводить доказательства эволюции животного мира;

Метапредметные УУД

Познавательные:

работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, пре-образовывать ее из одной формы в другую;

составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.), структурировать учебный материал, давать определения поня-тий;

проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные резуль-таты;

сравнивать и классифицировать, самостоятель-но выбирая критерии для указанных логиче-ских операций;

строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов;

определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, ана-лизировать и оценивать ее достоверность;

Регулятивные:

организовывать и планировать свою учебную деятельность — определять цель работы, после-довательность действий, ставить задачи, про-гнозировать результаты работы;

самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные ре-зультаты работы, выбирать средства достиже-ния цели;

работать по плану, сверять свои действия с це-лью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

владеть основами самоконтроля и самооцен-ки для принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебно-познавательной и учебно-практической деятельности;

Коммуникативные:

слушать и вступать в диалог, участвовать в кол-лективном обсуждении проблем;

интегрироваться и строить продуктивное взаи-модействие со сверстниками и взрослыми;

адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументи-ровать свою точку зрения, отстаивать свою по-зицию.

Личностные УУД

Формирование и развитие позна-вательного инте-реса к изучению биологии и исто-рии развития зна-ний о природе

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Основные понятия

Причины неравномерного размещения животных на планете, понятие «миграция», типы миграций

Ход урока

Актуализация знаний (концентрация внимания при изучении нового материала)

Вопрос 1. Что может быть причиной измене-ния площади ареала?

Причиной уменьшения площади ареала может быть исчезновение благоприятных условий среды, наличие непреодолимых для расселения вида препятствий. Причи-ной увеличения площади ареала являет-ся то, что некоторые особи покидают аре-ал, не выдерживая конкуренции за жили-ща, убежище и пищу. Если они находят за его пределами другие благоприятные условия для размножения и развития, то поселяются там, — ареал их вида, таким образом, расширяется.

Вопрос 2. Каковы причины образования пре-рывистых ареалов?

Прерывистые ареалы возникают вслед-ствие разобщения сплошного ареала на два или несколько изолированных участ-ков, например, вследствие образования какой-либо преграды внутри ареала (тер-ритории или акватории с неблагоприят-ными для жизни данного вида условиями) или преодоления таковой в процессе рас-селения и образования за ее пределами новой колонии данного вида.

Вопрос 3. От чего зависит размер ареала?

Размер ареала зависит от возможности вида приспосабливаться к неблагоприят-ным условиям обитания, преодолевать препятствия, конкурировать с другими видами за пищу, свет, тепло, места раз-множения и развития.

Вопрос 4. Какие причины влияют на плот-ность животных в ареале?

На плотность расселения животных в ареале влияют: наличие благоприятных условий для интенсивного размножения и максимального выживания, внутривидо-вые требования к величине индивидуаль-ной территории каждой особи, миграци-онные процессы.

Вопрос 5. Какие условия существования не-обходимы для жизнедеятельности животных

Для жизнедеятельности животных преж-де всего необходимы пищевые ресурсы, так как в природных сообществах они не явля-ются продуцентами, способными произво-дить первичные органические вещества из неорганических. Все остальное зависит от индивидуальных особенностей строения и образа жизни животных данной система-тической группы.

Изучение нового материала (рассказ учителя с элементами беседа)

Миграции животных: примеры, причины, виды. Почему животные совершают миграции?

Причинами миграций являются изме-нения условий существования живот-ных. Примерами могут служить мигра-ции птиц, саранчи в места, где достаточно пищи и др

Знаете ли вы, почему происходит миграция животных?

7 класс узнаёт об этом на уроках биологии . И уже тогда, во время знакомства с тайнами биологической науки, сознание детей начинают приучать к пониманию обыденного факта: мигрируют люди, мигрируют животные. И если хорошо разобраться, причины у всех одинаковые. Миграция животных (лат. migratio) - регулярное перемещение группы животных со сменой основной среды обитания по определенному маршруту. Наиболее распространены подобные явления у птиц (все мы наблюдаем осенью миграции аистов, гусей, уток, скворцов и других пернатых) и рыб. Перемещения зверей изучены меньше. Связано это с тем, что они ведут в основном скрытный образ жизни, проследить за ними часто бывает невозможно

Миграции имеют ярко выраженный адаптивный характер, эта особенность представителей животного мира наблюдается у самых разных видов и возникла в процессе эволюции.

Сезонные миграции характерны больше для птиц , обитателей умеренных широт. Также они присущи некоторым млекопитающим: меняют место обитания антилопы гну, северные олени, некоторые разновидности летучих мышей, рыбы (осетр, европейский угорь), пресмыкающиеся (морская черепаха), ракообразные (лангуст), насекомые (бабочка-монарх).

Почему животные совершают миграции?

Самая главная причина перемещений животных - изменение условий обитания, чаще всего в худшую сторону. Например, северные олени перемещаются с наступлением зимы из тундры в лесотундру в связи с нехваткой корма и трудностью его добычи в местности, занесенной снегом. А сезонные миграции микроскопических животных на мелководья из глубинных частей озер связаны с изменением температуры воды. Не менее важная мотивация - размножение, когда животному нужна иная окружающая среда для продолжения рода. Еще одна причина миграций связана с природными катаклизмами. Каждую из причин мы постараемся рассмотреть в данной статье на примере.

Виды миграции животных

Условно можно выделить два вида миграции - активный и пассивный . В активной миграции животных выделяют несколько подвидов: перемещения бывают сезонные (суточные), периодические (горизонтальные и вертикальные), возрастные. Попробуем разобраться, что собой представляет каждая разновидность. Итак, сезонная (суточная) миграция животных. Примеры подобных перемещений лучше всего рассматривать на рыбах и птицах. На сегодняшний день науке известно около 8500 видов пернатых, большинство которых ведут оседлый образ жизни, хотя и подвержены миграциям в пределах ареала обитания на время гнездования.

Сезонные перемещения пернатых на зимовку больше присущи обитателям Арктики и умеренных широт: с приближением зимнего периода птицы перелетают в более мягкий, теплый климат. Интересный факт: чем больше птица, тем на более дальние расстояния она перемещается, при этом самые мелкие птицы из мигрирующих могут находиться в воздухе беспрерывно до 90 часов, преодолевая маршрут до 4000 км.

Рыбы же мигрируют вертикально : во время дождя находятся практически на поверхности, в жару или зимой - стремятся к глубинам водоемов. Но только две рыбы меняют привычную среду обитания - это лосось и европейский угорь. Удивительно, но факт: смена водоёмов с соленой и пресной водой происходит у этих рыб два раза в жизни - на момент рождения и в период размножения, правда, это касается только самок, которые после кладки икры погибают.

Интересно, что в момент нереста лосося бурые медведи тоже мигрируют , покидая леса, обосновываясь на реках, кишащих лососем. Таким образом, получается, что они следуют за своей кормовой базой. Как было отмечено раньше, периодические миграции животных можно разделить на два подвида: горизонтальный и вертикальный. Рассмотрим эти явления подробнее.

Горизонтальные миграции животных связаны с перемещением особей в поиске пищи . Так, например, серый кит к лету перемещается из Северного океана в Атлантический (субтропическая, тропическая часть), где в это время полно планктона - основной пищи кита.

Вертикальные миграции присущи высокогорным животным , которые в зимний период спускаются в лесополосу, а летом, по мере схождения снега и выгорания трав в низине, поднимаются обратно на гору

Существует еще такое понятие, как возрастная миграция животных . Подобные перемещения раскрываются лучше на примере крупных хищников. Так, тигр, по своей сути, одиночное животное с собственной огромной территорией, которую он покидает только в период гона. Появившиеся на свет тигрята живут с самкой до достижения половозрелого возраста (обычно это 3-4 года), после чего самцы отделяются и уходят из семьи в поисках собственной территории.

Причины и примеры миграции

Мы уже поговорили о том, с чем связано такое явление, как миграция животных. Примеры на конкретных представителях рассмотрим далее. Начнем знакомство с рыб, так как всего два их вида подвержены перемещениям. К ним относятся лосось и европейский угорь. Существуют и другие немногочисленные виды животных, совершающие миграции, но о них поговорим позже. Так почему же мигрируют рыбы? Что служит тому причиной? Смена места обитания рыб

Анадромные рыбы - разновидность, которая живет в определенной среде обитания, но на время размножения кардинально ее меняет. С чем это связано? Лосось (лат. Salmo salar) рождается в пресной воде, потом с речными потоками быстро перемещается в море-океан, где живет 5-7 лет в ожидании полового созревания. И вот настал долгожданный момент - особи выросли и готовы оставить потомство. Только вот незадача - соленая вода им нравится, однако малыши отказываются появляться в ней на свет. Рыба «помнит», что родилась в пресной воде, а это значит, что ей надо сменить соленые моря-океаны на реки, а еще лучше - на горные. Там самые благоприятные условия для воспроизводства. Только не все родители достигнут желаемой цели - здесь сидит хищник, который ловко вылавливает из горного потока рыбку, вспарывая брюхо и выедая исключительно икру. На такое способен лишь бурый медведь, который привязан к миграции животных - источнику кормовой базы.

Европейский угорь (лат. Anguilla anguilla) - полная противоположность лососям. Угорь рождается в соленой воде Саргассова моря, происходит это на глубине до 400 м. Самка производит на свет около полумиллиона икринок, которые переходят в личинку, похожую на ивовый листочек. Личинки за свое кардинальное отличие от своих родителей получили отдельное название - лептоцефал. На примере этих рыб мы можем рассмотреть детально вид пассивной миграции: личинки всплывают к поверхности, их подхватывает течение Гольфстрим, и так три года они перемещаются в теплой водичке к побережью европейской части Евразии. К этому времени лептоцефал обретает очертания угря, только уменьшенного - около 6 см. В этот момент угорь перебирается в устья рек, поднимаясь по течению вверх, рыба превращается во взрослую особь. Так проходит 9, а может, 12 лет (не больше), угри становятся половозрелыми, резко появляются половые различия в окраске. Пора на нерест - обратно в океан.

Миграции млекопитающих

Серый кит (от лат. Eschrichtius robustus) обитает в Северном Ледовитом океане, но, что парадоксально, самки и самцы с октября начинают продвигаться на юг вдоль побережья. К декабрю-январю пары достигают Калифорнийского залива, где в теплых водах приступают к спариванию и родам, после чего самцы возвращаются на север, а беременные самки и особи с детенышами возвращаются домой только в марте-апреле. Беременность у китов длится около года, поэтому в теплых водах либо зачинают, либо выводят на свет новое потомство. Для молодняка это очень важно — в первые 2-3 недели жизни малыши в теплых водах набирают жировую прослойку, которая позволяет им возвращаться в суровый Ледовитый океан.

На примере лосей мы можем объяснить такое понятие, как пути миграции животных . Лось, в простонародье «сохатый» (от лат. Alces alces), распространен в лесной зоне Северного полушария. Как только появляется первый снег, реки покрываются льдом, лось начинает перемещение в южные районы, где сохраняется поросль травы, водоемы не замерзают. Интересно, что, мигрируя с октября по январь, лоси идут по натоптанной тропе: первыми следуют самки с молодняком, за ними движутся самцы. На обратном пути животные возвращаются той же дорогой, только теперь самцы идут впереди, расчищая тропу от разросшейся зелени. С приближением к месту обитания группы разбредаются - одинокие самки в одну сторону, самки с детенышами - в другую, самцы же - в третью. Тигры (лат. Panthera tigris), самые крупные представители кошачьих, ведут одиночный образ жизни: для самки требуется до 50 км² личной территории, для самца - до 100 км². Встреча происходит в период размножения, чаще всего самка сама привлекает самца, оставляя различные метки. Оплодотворив тигрицу, самец возвращается на свою территорию или на поиски следующей самки. Здесь мы видим пример миграции животных в пределах ареала обитания, но с нарушением территориальных границ. Новое потомство живет с матерью до тех пор, пока «малыши» не научатся охотиться, что занимает довольно длительное время. Так, детеныши находятся с тигрицей до наступления полового созревания, после чего уже выросшие особи идут завоевывать новые территории. К примерам возрастной миграции можно добавить и ранее описанного европейского угря.

Массовые миграции животных присущи многим видам, но перемещение летучих мышей - неописуемое зрелище . Вообще рукокрылые склонны к оседлому образу жизни, но если зверьки живут в умеренном поясе, то на зимовку вынуждены отправляться на юг. Если температура воздуха в зимний период держится в пределах 0 ºС, то летучие мыши могут перезимовать на чердаках зданий. В это время мыши впадают в зимний сон. При вынужденной миграции рукокрылые руководствуются инстинктами и перемещаются по тем маршрутам, которые используются из поколения в поколение. -

Вспомним о вертикальной миграции и обратим внимание на жителей гор. В горах, на высоте тысяч метров, необыкновенное зооразнообразие: шиншиллы, снежные барсы, пумы, козлы, бараны, яки, арчевый дубонос, белый ушастый фазан, кеа. Для всех жителей высокогорья характерны густые шерсть и оперение, предотвращающие переохлаждение животных. Некоторые зверьки в зимний период в норах впадают в спячку, а птицы в расщелинах скал делают гнезда и греются группами. А вот представители копытных спускаются к подножию скал в поисках пищи, следом за ними идут хищники, преследующие свою добычу. Интересный факт: горные козлы и бараны способны мигрировать по скалам, не ступая на горные тропы. А все благодаря особому строению копыт: мягкие подушечки быстро восстанавливаются, копыта имеют возможность широко раздвигаться, что немаловажно при передвижении по скалистой местности.

Причины смены места обитания птиц

Перелетные птицы наблюдаются как в Северном, так и в Южном полушарии. Чем резче меняется климат, тем ярче выражены перелеты. Так, привычные нам вороны и горлицы становятся перелетными, если обитают в северных районах, где суровые, снежные зимы лишают птиц возможности добычи пищи. Обитатели южной части Европы ведут оседлый образ жизни по причине отсутствия резких перепадов температуры. Интересно поведение пернатых в Африке: здесь одновременно можно наблюдать перемещения как с севера на юг, так и с юга на север. Причина таких миграций скрыта в предпочтении влажного или засушливого климата. Птицы могут совершать довольно длительные перелеты. Например, ареал обитания белого аиста (лат. Ciconia ciconia) — в Европе, а зимует птица в Африке, 2 раза в год преодолевая расстояние в 10-15 тыс. км. Но самая уникальная среди перелетных пернатых - полярная крачка (лат. Sterna paradisaea). Крачка гнездится в тундре, здесь же выводит птенцов. С наступлением осени она мигрирует в Южное полушарие, а весной возвращается обратно. Так, дважды в год эта птица преодолевает до 17 тыс. км. Интересно, что весной и осенью крачка летит разными маршрутами.

Перемещения пресмыкающихся

Разберем на примере морской черепахи (лат. Cheloniidae), в чем причина массовых миграций животных. Морские черепахи размножаются только в определенных местах . Так, ридлея атлантическая (лат. Lepidochelys kempii) размножается на одном-единственном острове в Мексике, где в 1947 г. учеными было зарегистрировано примерно 42 тыс. самок, которые приплыли для откладывания яиц. Благодаря оливковой морской черепахе (лат. Lepidochelys olivacea) в науке появился термин «аррибида». Феномен заключается в том, что тысячи ридлей оливковых в один день собираются для спаривания, после чего, выбрав остров, самки практически одновременно делают кладки миллионов яиц.

Почему мигрируют ракообразные

Лангуст (лат. Achelata) тоже перемещается в определенное время. Причины миграции животных этого вида до сих пор наука не объясняет. Осенью лангусты собираются в колонну из тысяч особей и делают марш-бросок от острова Бимини к Большой Багамской банке. Пока существует только одно предположительное объяснение подобного поведения: осенью начинает сокращаться световой день, что и заставляет лангустов менять среду обитания. Колючий лангуст (лат. Panulirus argus) тоже считается кочующим представителем ракообразных. В начале зимы он уходит в более глубокие воды. Ученые долгое время считали, что причина перемещения лангуста — размножение, но позже было выяснено, что кладка яиц происходит намного позже миграции, только через несколько месяцев. Ученые называют разные причины смены места обитания лангустов. Некоторые, например, считают, что миграция этих ракообразных — это пережиток ледникового периода, когда зимой они меняли холодные воды на более теплые глубокие. Миграция лангустов — поистине удивительное зрелище! Несколько сот особей движутся колонами друг за другом. Что самое интересное, лангусты сохраняют между собой постоянный контакт. Так, тот, кто находится сзади, держит свои антенны на панцире того, кто идет впереди.

Примеры миграций насекомых

Бабочка данаида-монарх (лат. Danaus plexippus) - самая известная обитательница Северной Америки. В периоды миграции животных ее замечают на территории Украины, России, Азорских островов, Северной Африки. В Мексике, штате Мичоакан, даже есть заповедник бабочки-монарха. В вопросе миграции это насекомое тоже отличилось: данаида - одна из немногих представительниц своего класса, способная пересечь Атлантический океан. Уже в августе монархи начинают мигрировать на южные территории.

Продолжительность жизни этой бабочки - около двух месяцев, поэтому миграция животных происходит поколениями. Диабаз - репродукционная фаза, в которую вступает данаида, родившаяся в конце лета, что позволяет бабочке прожить еще около 7 месяцев и достигнуть места зимовки. Бабочка-монарх обладает удивительным «солнечным датчиком», который позволяет третьему, четвертому поколениям вернуться на места зимовки предков. Интересно, что самый благоприятный климат для этих бабочек оказался на Бермудских островах, где некоторые насекомые остаются круглый год.

Мигрируют и европейские виды . Репейницы, например, зимуют и размножаются в Северной Африке, а уже их потомство перемещается на север и там выводит летнее поколение, после чего снова летит в Африку.

Весной история повторяется. Что интересно, летят репейницы группами и могут за один день преодолеть расстояние 500 км. Всего за время миграции они могут пролететь целых 5000 км! И скорость полета у них немаленькая - она составляет 25-30 км/час. Некоторые бабочки мигрируют не постоянно, а только в зависимости от условий. К таким можно отнести крапивницу, махаона, траурницу, капустницу, адмирала. Все эти виды обитают в Северной и Средней Европе, но могут перемещаться на юг при неблагоприятных обстоятельствах. А вот олеандровый бражник, например, ежегодно совершает перемещение из Турции и Северной Африки в Восточную и Центральную Европу. Там эти бабочки размножаются, но, к сожалению, зимой большая часть их потомства погибает. Весной с юга мигрирует очередное поколение.

Выводы

Вот мы немного и разобрались в том, почему животные совершают миграции. Действительно, причины разнообразны, но хочется отметить две самые распространенные. Все мы помним историю Маугли, особенно тот момент, когда в джунглях настал период засухи. Все животные потянулись к единственной речушке, где должен был соблюдаться паритет: все равны, охота - табу. Такая миграция происходит, как правило, в пределах ареала обитания, когда животные (чаще обитатели степей, полупустынь, пустынь) в период засухи мигрируют в поисках пищи и воды с места на место, чаще всего это представители копытных. Однако перемещение табунов, стад влечет за собой и перемещение некоторых хищников (гиен, грифов), которым необходимо находиться недалеко от кормовой базы.

Таким образом, пища и вода заставляют мигрировать большие группы животных нескольких видов.

Немаловажная причина - размножение. Активная миграция животных в период размножения, в частности, морских черепах, впечатляет и завораживает.

Перемещается много видов животных: одни в пределах ареала обитания, другие преодолевают тысячи километров, чтобы достичь благоприятного климата; третьи кардинально меняют среду обитания (помним про осетра и европейского угря). Да, миграции различных животных имеют различный характер, разные причины, но объединяет всех одно - жажда жизни.

Миграция ЖИВОТНЫХ

Интересный! Документальный фильм 1 "Зов природы" великие миграции

Миграции птиц (рассказывает орнитолог Сергей Харитонов)

Миграция птиц - наблюдение из космоса

Миграция лосося Нерки (Sockeye salmon) на реке Адамс

Массовая миграция сардины привлекает хищников и дайверов (новости)

Ресурсы

Биология. Животные. 7 класс учебник для общеобразоват. учрежде-ний/ В. В. Латюшин, В. А. Шапкин.

Активные формы и методы обучения биологии : Животные. Кп. для учителя: Из опыта работы, —М.:, Просвещение. Молис С. С.. Молис С. А

Рабочая программа по биологии 7класс к УМК В.В. Латюшина, В.А. Шапкина (М.: Дрофа).

В.В. Латюшин, Е. А. Ламехова. Биология. 7 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Латюшина, В.А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс». - М.: Дрофа.

Захарова Н. Ю. Контрольные и проверочные работы по биологии: к учебнику В. В. Латюшина и В. А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс»/ Н. Ю. Захарова. 2-изд. - М.: Издательство «Экзамен»

Хостинг презентаций

Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных.

1. Что является главной движущей силой эволюции (по Дарвину) и почему?

2. Что такое определенная изменчивость?

3. Что такое неопределенная изменчивость?

4. Какую роль в борьбе за существование играет интенсивность размножения организмов?

5.Что такое наследственность и изменчивость?

6. Назовите труд Ч. Дарвина, в котором он раскрыл движущие силы эволюции.

Ареал – строго определенная территория, занимаемая определенным видом животных.

Размеры и формы ареалов зависят:

1) от возможностей вида приспосабливаться к неблагоприятным условиям обитания;

2) от возможностей преодолевать жизненные препятствия;

3) от возможностей конкурировать с другими видами за пищу, свет, тепло, места размножения и развития.

Характеристика ареалов

СплошнойРазорванныйРеликтовый

Определение

Распространение вида во всех подходящих для него местообитаниях.Разобщение сплошного ареала на два или несколько изолированных участков.Занимается видами, сохранившимися со времени прошлых геологических эпох.

Белый медведь за Полярным кругом.Сорока голубая на Пиренейском полуострове и Дальнем Востоке.Гаттерия на островах Новой Зеландии.

Виды животных

Реликты Космополиты Эндемики

Границы ареала могут

расширяться сужаться оставаться постоянными

Закономерности размещения животных. Миграции.

(самостоятельная работа с текстом учебника с. 263, 264 и выполнением заданий 5, 6, 7, 8,9 в рабочей тетради с. 131, 132

МИГРАЦИИ

Периодические (сезонные) (перемещения внутри ареала) сезонные, суточные

вертикальные в горах, толще воды, почве; движение проходных рыб из морей в реки и наоборот

Непериодические

(выселение особей из ареала)

массовые выселения под действием необычного ухудшения условий (засуха, пожар), перенаселение (недостаток корма)

Возрастные

поиск необходимых условий существования для особи определенного возраста

Изучение миграций проводят мечением животных, проведением эксперимента

Домашнее задание: § 52 повторить § 49 – 51.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

1. Что является главной движущей силой эволюции (по Дарвину) и почему? 2. Что такое определенная изменчивость? 3. Что такое неопределенная изменчивость? 4. Какую роль в борьбе за существование играет интенсивность размножения организмов? 5.Что такое наследственность и изменчивость? 6. Назовите труд Ч. Дарвина, в котором он раскрыл движущие силы эволюции.

Ареал – строго определенная территория, занимаемая определенным видом животных. Зоогеографическая область – территории, характеризующиеся набором видов животных, отличающихся от обитающих на других территориях. Размеры и формы ареалов зависят: 1) от возможностей вида приспосабливаться к неблагоприятным условиям обитания; 2) от возможностей преодолевать жизненные препятствия; 3) от возможностей конкурировать с другими видами за пищу, свет, тепло, места размножения и развития.

Зоогеографические области: Голарктическая, Неотропическая, Австралийская, Эфиопская, Индо – Малайская, Антарктическая

Характеристика ареалов Ареалы Сплошной Разорванный Реликтовый Определение Пример Распространение вида во всех подходящих для него местообитаниях. Белый медведь за Полярным кругом. Разобщение сплошного ареала на два или несколько изолированных участков. Сорока голубая на Пиренейском полуострове и Дальнем Востоке. Занимается видами, сохранившимися со времени прошлых геологических эпох. Гаттерия на островах Новой Зеландии.

Виды животных Реликты Космополиты Эндемики Реликты – сохранившиеся со времени прошлых геологических эпох (гаттерия, некоторые виды жужелиц). Космополиты – виды животных, встречающиеся на большей части областей Земли (немного, комнатная муха, городской воробей, серая крыса, коловратки, пресноводные ракообразные). Эндемики – виды, роды, семейства животных, ограниченные в своем распространении, живущие на определенных участках, нигде больше не встречаются (утконос, латимерия, розовая чайка). Границы ареала могут расширяться сужаться оставаться постоянными

Закономерности размещения животных. Миграции. (самостоятельная работа с текстом учебника с. 263, 264 и выполнением заданий 5, 6, 7, 8,9 в рабочей тетради с. 131, 132 МИГРАЦИИ Периодические (сезонные) (перемещения внутри ареала) сезонные, суточные вертикальные в горах, толще воды, почве; движение проходных рыб из морей в реки и наоборот Непериодические (выселение особей из ареала) массовые выселения под действием необычного ухудшения условий (засуха, пожар), перенаселение (недостаток корма) Возрастные поиск необходимых условий существования для особи определенного возраста Изучение миграций проводят мечением животных, проведением эксперимента