На прошлой неделе, начиная с понедельника, Первый канал ежедневно по будням показывал в прайм-тайм сразу по две серии восьмисерийного телефильма «Чкалов»
— Я до сих пор не могу оправиться от потрясения, мне хочется рыдать в голос всякий раз, как только я вспоминаю об этом фильме. Если честно, мне не хватает сил отнестись к ситуации с юмором, как советуют все близкие и друзья.

— Я до сих пор не могу оправиться от потрясения, мне хочется рыдать в голос всякий раз, как только я вспоминаю об этом фильме, — говорит мне Ольга Валерьевна Чкалова, младшая дочь легендарного советского летчика-аса . — Если честно, мне не хватает сил отнестись к ситуации с юмором, как советуют все близкие и друзья.

— Художественное осмысление образа талантливыми людьми, даже если бы оно радикально противоречило моим представлениям, меня бы не оскорбило. Если люди знакомились с героем своего произведения, вникали в его слова и поступки, читали все, что было сказано о нем, мыслили и честно выстроили образ, это значит, он им уже близок. С ними можно вступить в полемику… Но в уже показанном телесериале «Чкалов» я вижу другое — холодное, бездушное, злонамеренное, ходульное выстраивание сюжета по законам плохого, абсолютно бездарного вестерна, в котором нет ничего общего с правдой… Взяты факты биографии известного, заслуженного человека: да, Валерий Чкалов жил именно в довоенной эпохе. Да, он женился на девушке по имени Ольга. Да, он был летчиком, да его отстраняли от полетов, выгоняли из армии, да он был осужден, да, позднее стал Героем Советского Союза. То есть какие-то реперные точки сохранены, но тем больнее и обиднее, что речь идет именно о моем отце, именно его безжалостно оболгали. Не знаю только, на потребу чему? И самое непереносимое для нас с сестрой заключается в том, что создатели фильма всюду утверждают, что работа шла в союзе с дочерьми летчика Чкалова. То есть мы эту лживую, грязную историю, которую они предъявили публике, якобы одобрили! Я хочу, чтобы все знали: мы к этому не имеем никакого отношения!

— А создатели фильма к вам вообще не обращались за консультациями?

— В 2007 году сценарист Алексей Поярков позвонил моей сестре Валерии и попросил ее посмотреть наброски сценария фильма об отце. Сестра сделала там немало поправок. А потом он пропал и не подавал с тех пор ни звука. А полгода назад мы прочитали, что скоро на экран выходит сериал, приуроченный, цитирую: «…к 75-летию беспосадочного перелета Валерия Чкалова из Щелкова в США через Северный полюс. Перелет был совершен летом 1937 года на борту Ант-25: 9 тысяч км за 63 часа 16 минут». До сценариста не дозвонились. Нашли режиссера Игоря Зайцева, сказали, что хотели бы ознакомиться с фильмом, прежде чем он будет предъявлен широкой публике. Он ответил: «Мы открыты для общения», но добавил, что ему нужно переговорить с продюсером и он перезвонит. Не дождавшись обещанного, я перезвонила сама. Он извинился, сказал, что потерял наш номер. И что теперь непременно все выяснит и перезвонит… И снова — тишина. Такое, знаете ли, вежливое хамство. Лето прошло, к дате события они не успели, и мы перестали дергаться. И вот — октябрь. На экране якобы папа. Который без конца только и делает, что пьет, дебоширит, крутит романы то с какой-то Марго, то с цыганкой чуть ли не на глазах у жены и детей. Он, ко всему прочему, всех предает, ну ни дать ни взять — подонок… Этого всего не было никогда!

— Каким вы помните отца?

— Я родилась на седьмой месяц после смерти папы. Он погиб в декабре 1938 года, и тогда моему старшему брату Игорю, которого сегодня уже нет с нами, было 11 лет, сестре Валерии — 4 года. Но благодаря маме у нас у всех было полное ощущение, что мы растем рядом с папой. Его кабинет был всегда открыт, его слова, шутки, его поступки — это все незримо присутствовало. Мы все детство и юность общались с его друзьями, которые очень многое, вплоть до деталей, мельчайших подробностей, рассказывали нам о папе. Когда повзрослели, стали читать и прочитали все архивные документы, все воспоминания людей, которые были с ним знакомы. Я полагаю, что иногда, при живых отцах, дети знают о них и чувствуют их меньше, чем это было и есть у нас. Папа безумно любил маму, уже опубликована его переписка с ней, в его письмах очень видно, как он безумно тосковал по ней и детям, когда оказывался в разлуке с семьей. Я помню наизусть, вот к примеру: «…Получил сегодня сразу три письма от тебя, и у меня сегодня день радости. Твои письма для меня так же ценны и нужны, как заблудившемуся в пустыне вода. Они меня приводят в то хорошее состояние, которое я называю отдыхом души и успокоением нервов».

Папа был умным, образованным, интеллигентным человеком. Если зритель, посмотревший фильм, прочитает дневник настоящего Валерия Чкалова, который он начал вести в брянской тюрьме, то просто не поверит, что так мог излагать свои мысли туповатый, хамоватый, хулиганистый негодяй, облик которого ему навязали… На протяжении восьми серий у отца в фильме простецкая, нелепая речь… А папа писал в дневнике: «Когда человек попадает в каменный мешок, он перестает быть человеком — это живое существо, лишенное своего «я». Человек, имея свободу, не ценит ее, но стоит ее лишиться, как он сознает, что потерял все дорогое…»

Между героем сериала и автором этого письма, согласитесь, — пропасть. Герой сериала и двух слов связать не может, он — в лучшем случае просто лихач, презирающий и людей, и все опасности. А он был в своем деле новатором, испытателем, великим тружеником, высококлассным профессионалом. Он был смелым, рисковым, открытым человеком, и его действительно называли «воздушным хулиганом». А он объяснял, что без риска — нельзя, что «летчик-истребитель, готовясь к будущим боям, должен стать таким, чтобы только самому сбивать неприятеля, а не быть сбитым». Он разрабатывал новые фигуры высшего пилотажа не ради куража или ухарства, он отрабатывал технику пилотирования, чтобы понять, на что способна машина и он сам. У него был полет под Троицким мостом — тоже тренировка. Там случилась авария, самолет задел провода, трибунал его осудил. Сослуживец отца по эскадрилье в Ленинграде рассказывал: «Однажды я увидел, что Валерий Павлович с карандашом и бумагой в руках трудится над какими-то схемами и чертежами. На вопрос, чем он занимается, Чкалов ответил, что вот все думает, как обратную петлю сделать. Но ничего не выходит — плоскость отвалится. …На ненужный риск он не шел». И война Великая Отечественная началась именно на тех самолетах, которые испытывал отец.

— Правильно ли я понимаю ваши ощущения — создатели фильма не изучали жизнь своего героя, а ворвались в нее, как воры-грабители, все раскидали, побросали важное, потоптались, схватили то, что плохо лежит…

— Абсолютно правильно, и пользуясь вашей аналогией, я еще добавлю, что они действовали в перчатках — ничего не потрогали собственными руками, не почувствовали ни духа эпохи, ни личности. Что «плохо лежало»? У отца был близкий друг, бывший однокурсник Александр Анисимов, они с ним действительно соперничали, так как оба были высококлассными летчиками. Но соперничали именно в профессиональном плане. Никогда Александр не был влюблен в мою маму, не могло быть у них из-за нее никакой дуэли. Но на потребу чему-то авторы фильма не только здесь закручивают сюжет любовного треугольника, но еще и добавляют эту роковую Марго, которая тоже становится общей для них любовницей. То есть у них есть какая-то ткань, и они шьют все, что им заблагорассудится… Такую чушь несусветную.

— Ну да, шьют, как вьетнамцы под брендом известных итальянских фирм, и выбрасывают на рынок.

— Выбрасывают на барахолку омерзительную дешевку, подделку, которая просто даже в элементарную какую-то логику характеров не вписывается. Ну вот они же сами показали в фильме венчание отца с мамой в церкви. Это — 1927-й, просто очевидно, как это опасно было для карьеры отца. А почему он это сделал? Да потому, что наш дедушка, Павел Григорьевич, был церковным старостой в родном селе Василева Слобода. Он был всю жизнь глубоко верующим человеком. Папа венчался из уважения к его чувствам. А в фильме дед приезжает из деревни, проделав долгий путь, а Валерий Чкалов до такой степени увлечен роковой любовью к страстной Марго, что уходит из дома к ней. И дедушка, его отец, обидевшись, уезжает на следующее же утро. Не мог Валерий Чкалов, который готов был из-за отца бросить на карту все, уйти в первый же вечер его приезда! Это — невозможно. Что еще интересно: мама в фильме тем временем музицирует на фортепьяно. Она на этом инструменте, кстати, никогда не играла, она хорошо пела, но не это важно. А то, что она на недоуменный вопрос деда: «Куда это сын на ночь глядя?» — с покорностью в голосе объясняет, что муж в последнее время берет уроки танго. То есть она знает про эту преподавательницу танцев, Марго, знает, что муж изменяет, но принимает ситуацию. Мама никогда бы не смогла такого потерпеть! Она была удивительно гордой женщиной, с прямой спиной, с характером. Питерская интеллигентка, филолог, всю жизнь преподавала в школе русский язык и литературу, издавала с детьми газету. Мне рассказывала мама, что незадолго до гибели отец говорил ей: «Ты даже сама не представляешь, что ты для меня сделала». Мама в самых трудных ситуациях была для отца лучшим советчиком и другом. А в фильме она — бессловесная, в полном смысле слова деревенская дурочка. Вот якобы 1935 год, и мои родители на приеме у Сталина. Я оставлю за скобками то, что в этом фильме вообще все даты перепутаны и что в указанный год Чкалова еще в Кремль не приглашали. Оставлю и то, что банкет напоминает обед в какой-то столовке, — тут уже вопрос бюджета и хоть какого-то желания показать реалии минувшей эпохи. Но вот Сталин якобы приглашает маму на танец, а она только что после родов, чуть ли не падает. Но идет танцевать, вся такая обмякшая, с придыханием. Я думаю, содрогнулись все, кто помнит маму, — это безобразная попытка спроецировать собственные представления о поведении людей в предлагаемых обстоятельствах…

— Вы сами заговорили о Сталине, в кадрах с ним актеру Дятлову совсем уже невозможно, он очевидно беспомощен, неестественен. Чкалов вместе с «отцом народов» лезет под стол, обращается к нему исключительно на «ты». Выглядит это все карикатурно.

— У меня, кстати, актер, игравший роль Чкалова, отторжения не вызывал, он просто делал то, что велено. Весь фильм — карикатура и бездарный гротеск. Взято действительно тяжелое, мрачное время и показано как сплошная несуразица. Там как будто бы и не было личностей — все идиоты; походя в этом фильме ернически пнули многих порядочных, известных людей. И про Сталина… У отца никогда не было с ним панибратских отношений, они общались на официальных приемах или по делу — в кабинете. Друг отца, Георгий Байдуков, рассказывал мне, что только однажды отец, когда его чествовали за только что совершенный подвиг, от переполнявших его чувств предложил Сталину выпить на брудершафт. Переполошилась охрана, все напряглись. Отец выпил полный стакан водки, Сталин свой только пригубил… Такая ситуация была один раз, под влиянием момента. А в жизни отец субординацию всегда соблюдал — он не был безумцем и не мог хлопать по плечу «вождя всех народов» со словами: «Послушай, Иосиф…»

Отец был популярным, он много общался и дружил с известными актерами, писателями, они могли выпить, поговорить. Об этом есть опубликованные воспоминания. Но кутить с цыганами, беспробудно пить, хамить, предавать друзей и семью — так представить жизнь человека, чья жизнь оборвалась на пике славы, в 34 года, и который так много успел сделать, — это, я считаю, позорище прежде всего для создателей фильма. У меня ощущение, что историю нашей семьи закопали в безобразную яму…

— Вы не собираетесь подать в суд на создателей фильма? Я помню, что родственники Есенина также были возмущены пошлым духом сериала о поэте, который, кстати, снял тот же режиссер Зайцев.

— Судиться с Первым каналом бессмысленно, мы только поднимем им рейтинг. Мы уже видели подобную ситуацию, когда шло обсуждение по поводу столь же бездарного фильма об ученом-физике Льве Ландау. Все, чего хочу я сегодня, это сказать людям: вы сегодня видите, что на экранах появляются пометки 16+, 18 +.

А на этот сериал нужно ставить просто жирный крест. Нет такого возраста, в котором можно было бы смотреть посмертную грязную клевету на конкретных людей, которые до сих пор остаются легендами своей страны.

Главный конструктор и летчик долго обсуждают полет, продолжавшийся всего лишь несколько минут.

А далее начинается кропотливая, с победами и поражениями работа по доводке и совершенствованию новой машины. От полета к полету программа испытаний усложняется, и летчик должен все время быть начеку и быть готовым к худшему.

Когда Чкалов начал первые испытательные полеты на самолете «И-15», на том же Центральном аэродроме уже несколько дней летал его лучший друг Анисимов - летчик НИИ ВВС Красной Армии.

Александр Фролович Анисимов на самолете «И-5» демонстрировал в непосредственной близости от земли фигуры высшего пилотажа, применяемые в воздушном бою. Эти полеты снимались на кинопленку - готовился учебный фильм для строевых летчиков-истребителей.

Валерий Павлович знал, что Анисимов сегодня, 11 октября 1933 года, должен завершить работу с кинооператорами, и поспешил захватить друга около его самолета, чтобы договориться, как вместе провести вторую половину дня.

Октябрьское утро было тихим и солнечным. Валерий, подойдя к стоянкам военных самолетов, заметил уже готовый к полету «И-5». Александр Фролович стоял недалеко от самолета с кинооператором. На летном поле устанавливалась киноаппаратура.

Валерий приветствовал товарища:

А! Народному летному артисту, кинозвезде Фролычу - привет!

Дрессировщику новых истребителей - почтение! - улыбаясь, ответил Анисимов.

Кинооператор уехал на старт. Летчики отошли еще дальше от «И-5»» в поле аэродрома. Чкалов достал шикарные папиросы «Герцеговина флор» и, угощая товарища, сказал:

Ну, Шурка, сегодня едем на ипподром! - и отправился к ангарам завода.

Он уже переключился на мысли о предстоящем полете на «И-15», когда услышал ревущий мотор. Валерий обернулся и увидел, что самолет Анисимова после пробы двигателя начал рулить на старт. А еще через несколько минут «И-5» пронесся над Чкаловым, проделывая на взлете запрещенный двойной переворот сначала влево, затем вправо.

Чкалов подошел к стоянке заводских самолетов, когда заметил, что Анисимов делает уже третий раз пикирование прямо на киноаппарат, а затем с высоты метров около пятидесяти вздымает самолет, заканчивая фигуру иммельманом.

Чкалов хотел было войти в двери заводского ангара, но снова услышал ревущие на пикировании воздушный винт и мотор самолета, повернул голову назад, замер на секунду и вдруг неистово, с отчаянием, закричал:

Что он делает?! - и что было силы побежал в поле, к центру аэродрома.

Валерий Павлович отлично видел, как Анисимов совершенно безошибочно вывел самолет из пикирования и пошел на полупетлю, чтобы в верхней точке перевернуть самолет из положения вверх колесами в нормальное, тем самым завершив фигуру иммельман. Но Анисимов, выйдя в верхнюю точку, застыл в положении вниз головой и, не меняя его, начал резко просаживаться вниз.

Чкалов бежал, ничего не видя, кроме «И-5», падающего вверх колесами.

Выводи! Выводи! Ногу резко! Резко! Ногу! - задыхаясь, вне себя кричал Валерий.

Но самолет даже не свалился на крыло. Он так и грохнулся на посадочный знак в положении вверх колесами.

Аварийная комиссия заключила: катастрофа произошла оттого, что переломилась педаль ножного управления рулем поворотов, без которого на малой высоте невозможно было перевернуть «И-5» в нормальное положение.

После этого несчастья Чкалов стал более холодно относиться к Поликарпову, считая, что он и работавший с ним конструктор Григорович где-то допустили просчет в конструкции.

Ему припомнился летчик Арцеулов, лежащий с поломанными рукой и ногой под обломками первого истребителя Поликарпова «И-400» («И-1»), Он видел, как выпрыгивал с парашютом из попавшего в штопор «И-1» длинный, огромный Громов.

Валерий был очевидцем разрушения на девятом полете поликарповского двухместного истребителя «2И-Н1» при испытании на скорость, когда погибли летчик-испытатель Филиппов со своим хронометражистом.

А теперь эта педаль и Шурка Анисимов.

Авария на «И-15»

Подошла зима. Снежный покров скрыл летное поле. На самолете «И-15» колеса шасси заменили лыжами.

Однажды при полете на максимальной скорости неожиданно оборвался узел крепления переднего амортизатора левой лыжи, и ее носовая часть опустилась вниз. С такой неисправностью при посадке машина могла зацепить грунт вертикально вставшей лыжей, на большой скорости перевернуться через нос и грохнуться на спину, или, как говорят летчики, сделать «капот».

Валерий Чкалов даже не подумал оставить самолет, выпрыгнув с парашютом. Чтобы максимально уменьшить посадочную скорость, Чкалов подвел самолет к земле на большом угле атаки крыла, мотор при этом работал на полной мощности. Машина с задранным носом медленно, вибрируя и вздрагивая, парашютировала, просаживалась вниз. Когда оставалось до земли не больше метра, Чкалов выключил зажигание мотора, самолет плюхнулся на снежную полосу и тут же перевернулся. Но это был не скоростной «капот». Чкалов висел вниз головой и ждал, когда ему помогут освободиться от привязных ремней.

Вскоре летчик выбрался из-под машины и, не обращая внимания ни на Поликарпова, ни на директора завода и врача, обошел вокруг лежавшей вверх пузом машины и, заметив уже вертевшегося здесь механика, хлопнул его по плечу и, смеясь, проокал:

Ну и хороша твоя машина - перевернулась, а ведь целехонькая…

Затем он подошел к Поликарпову и, делая вид, что ничего серьезного не произошло, тихонько сказал главному конструктору:

Не унывай, Николай Николаевич! Растить детей не так просто. Ты уж лучше подумай, как ее теперь-то, не сломав, обратно на ноги поставить.

Поликарпов не выдержал и, обняв Валерия, с дрожью в голосе сказал:

Спасибо великое, Валерий Павлович!

Чкалов добродушно буркнул, садясь в санитарную машину:

Брось ты, дорогуша… Давай чини быстрее, а то ведь нам с тобой еще летать да летать…

Сбежавшиеся со всех сторон люди аплодировали Чкалову и кидали вверх шапки.

Решение Чкалова прежде всего спасти самолет имело огромное значение как для завода, так и для обороны страны.

Поликарпов в короткий срок устранил обнаруженный дефект шасси, и Чкалов быстро закончил все испытания «И-15», после чего его внедрили в серию. Вскоре Николай Николаевич этот тип машины выпустил с более мощным мотором, дав ему название «И-15-бис». Этот истребитель имел максимальную скорость 370 километров в час, потолок около 10 километров, дальность 800 километров. Он был вооружен 4 пулеметами калибра 7,6 миллиметра.

А еще через четыре года этот самолет был досконально модернизирован и получил название «Чайка» («И-153»).

Это был истребитель с убирающимися шасси, он обладал скоростью 443 километра в час. Он строился большой серией и пользовался популярностью у наших летчиков в боях с японской авиацией на Халхин-Голе и в войне с белофиннами. В то время это был самый лучший из когда-либо созданных истребителей-бипланов.

Выпрыгни Чкалов из опытной машины с неисправной лыжей, вряд ли страна получила бы такое грозное оружие, каким оказался «И-15».

Чкалов ведет творческие споры

Продолжая испытания «И-15», Чкалов зорко следил за проектированием, а затем сборкой нового истребителя «И-16».

В декабре 1933 года новый самолет вывели на аэродром. Но все как-то не ладилось - «И-16» подготовили к полету только в канун Нового года.

Дальнейшие испытания по программе также проходили без особых затруднений. Правда, в одном из полетов Чкалов не смог убрать шасси из-за больших физических нагрузок на ручку подъемного механизма. Такое же затруднение испытывал летчик, управляя закрылками.

По замечаниям Чкалова Поликарпов переделал все механизмы уборки и выпуска шасси и закрылков, заменив ручное управление механизированным, с применением пневматических приводов.

После таких доработок испытательные полеты на «И-16» продолжались довольно успешно. Но однажды, при заходе на посадку, Валерий Павлович никак не мог выпустить шасси. С земли видели, что в воздухе происходит что-то неладное, но помочь испытателю ничем не могли.

вспоминает :

…Почему Павел Игнатьевич Гроховский так настойчиво просил начальника ВВС прикомандировать к его отделу летчика Александра Фроловича Анисимова? Это были люди со сходными биографиями и близкие по духу.

Сын крестьянина, пятнадцатилетний Саша Анисимов учился в Новгороде на курсах шоферов-механиков и после окончания учебы добровольно ушел в армию, поступив в школу военно-авиационных мотористов.

Началась мировая война. Моторист Анисимов обслуживает самолеты 4-го летного отряда Западного фронта. С завистью смотрит, как уходят в небо подготовленные к полету и его руками крылатые аппараты. Но в начале войны пилотировали самолеты только выходцы из привилегированных классов – сыну крестьянина к ручке самолета хода нет.

Лишь в 1916 году, когда офицерский состав летных отрядов был почти полностью «выбит из сёдел» противником, царское правительство милостиво разрешило подготовку летчиков из наиболее одаренных солдат и унтер-офицеров. И тогда Александр Анисимов стал курсантом Петроградской летной школы…

В это время юный матрос-доброволец Павел Гроховский бредил на госпитальной койке в тифозном ознобе.

Сомнений, на какую сторону баррикад встать в дни Великого Октября, не было у Саши Анисимова. Молодой учлёт в составе рабочего отряда штурмовал гнездо контрреволюции – Владимирское военное училище, участвовал в боях на улицах.

…С чердака двухэтажного купеческого дома зло бил юнкерский пулемет, метеля пулями уличный перекресток. Уже несколько красногвардейцев, пытаясь миновать его, упали, отползли, раненные, под защиту стен. «Кто заткнет глотку юнкеру?» Вызвался Саша Анисимов.

В одном из дворов нашли исправную пролетку, бросили на сиденья несколько мешков с камнями, и Александр покатил ее через перекресток, хоронясь между вздрагивающих рессор. Камни в мешках перемалывались пулями. Пролетка катилась, набирая скорость. Юнкера попробовали ее остановить гранатой. Взрыв сорвал с оси переднее колесо. Подъезд дома был почти рядом, в пяти метрах, – их-то и преодолел стремительным броском Александр. Выбив прикладом винтовки окно, юноша пробрался в здание. Через несколько минут на чердаке трижды взорвались гранаты, и пулемет захлебнулся…

Советы взяли власть. В Петрограде создается школа красных военлётов.

В ней бы и учиться Александру Анисимову, одному из лучших, талантливых учлётов старой лётной школы. Но он не согласен сидеть в классах, когда большевики предупреждают: «Социалистическое Отечество в опасности!» Нужно! – и Анисимов уходит на фронт гражданской войны опять же мотористом. С пятым Социалистическим авиаотрядом проходит славный боевой путь.

Оба, Александр Фролович Анисимов и Павел Игнатьевич Гроховский, учились в Качинской военно-авиационной школе истребителей в Крыму, правда в разное время и у разных инструкторов.

В привольной степи, недалеко от реки Кача, берущей исток в Мамашайской долине Крымского полуострова, возвышались три здания, построенные в 1910 году. На отлете виднелись склады, мастерские, стройные шеренги самолетов на сером каменистом поле. Так с птичьего полета просматривалась зона знаменитой школы, которая гордилась многими своими выпускниками, в том числе первым русским летчиком Михаилом Ефимовым и покорителем «мертвой петли» Петром Нестеровым. В советский период кроме юношей там учились и такие, как Анисимов с Гроховским – красные командиры, имевшие довольно высокие воинские звания, награды за гражданскую войну. Как показало время, школа выпустила много героев, так как самыми главными качествами учеников инструкторы считали волю, решительность, молниеносную сообразительность – это ценилось превыше всего.

В то время бытовало мнение, будто летчиком может быть лишь высокоодаренный человек, обладающий врожденными способностями и умеющий без приборов легко и свободно ориентироваться в пространстве.

Человек-птица! Полет – это искусство, которое служит рыцарскому воздушному бою, а летчик является артистом высшего класса и не должен унижать свое искусство ничем, кроме работы в воздухе! Такая «летная психология» впоследствии принесла Анисимову, да и Гроховскому, немало горьких минут. Жизнь выбивала тщеславие сурово. Такие летчики были «неудобными» для начальников, и карьера их изобиловала понижениями в служебных должностях, взысканиями, а подчас и серьезными авариями.

Нелегкую дорогу к славе прошли и Анисимов с Гроховским после того, как оба (не в одно время) закончили еще и «Стрельбом» – высшую школу по стрельбе и бомбометанию в Серпухове. Анисимова стали называть истребителем «милостью божьей» – так любили тогда выражаться авиаторы, оценивая летный талант. Проходя службу в частях ВВС, он зарекомендовал себя отличным воздушным бойцом.

«Летчик А. Ф. Анисимов. Стрельба в полете по мишени Р-1 – из 65 патрон 55 попаданий. Атаки с высоты 250 метров, огонь с высоты 180 метров и выход с высоты 80 метров» – одна из записей командира 3-й Киевской эскадрильи в летной книжке Анисимова. На такой высоте и с таких дистанций мог стрелять только бесстрашный летчик, а результат – достоин снайпера.

За многолетнюю практику истребителя Александр Фролович Анисимов не проиграл ни одного учебного боя, не поломал по своей вине ни одного самолета.

То же можно сказать и о летчике-истребителе Павле Гроховском.

Молва о необычных новаторских полетах Анисимова, а позже о лётных экспериментах, изобретениях Гроховского дошла до ушей высшего командования. Анисимов на четыре года раньше Гроховского был приглашен в НИИ ВВС на должность летчика-испытателя. Он доводил до ума все первые советские истребители. И-1, например, был капризной, очень строгой машиной, способной при любой оплошности летчика перейти в затяжной штопор. И-2 тоже особенно не радовал. По требованиям и предложениям испытателей Анисимова и Громова истребители существенно модифицировали. Летчики и конструкторы немало потрудились, прежде чем в соревновании с лучшим тогда французским истребителем «Спад-61» советский И-2бис взял верх. Как результат этой работы 1 апреля 1925 года появился приказ Реввоенсовета СССР за подписью М. В. Фрунзе о снятии с вооружения Красной Армии самолетов-истребителей иностранных и устаревших типов.

Когда на своем любимом самолете И-5 взлетал Анисимов, вся аэродромная обслуга бросала работу, чтобы посмотреть на захватывающее зрелище. Он разгонял машину, отрывал ее от земли, переводя сразу же в «мертвую петлю», в верхней точке делал переворот и набирал высоту в обратном взлету направлении. Иногда в верхней точке петли не переворачивался, а уходил дальше в небо кверху брюхом.

Не ограничиваясь выполнением стандартных фигур высшего пилотажа, Анисимов постоянно искал новые, неизвестные авиации. Многие впервые выполненные лётчиком фигуры осторожные в оценке человеческих судеб историки припишут потом авиаторам, которые были только последователями Анисимова или выполняли эти фигуры вместе с ним, например восходящие «бочки», постепенно доводимые до штопора, или набор высоты на самолете, перевернутом кабиной к земле.

Время показало, что немало добрых дел и Павла Гроховского было присвоено другими.

Анисимов-испытатель одинаково хорошо летал на истребителях, разведчиках, штурмовиках, легких и тяжелых бомбардировщиках. Талант и летное мастерство позволяли ему без провозных полетов поднимать в воздух дотоле незнакомые ему машины. Как первому воздушному акробату страны, ему отвели место ведущего «красной пятерки» истребителей, открывавших воздушные парады над Красной площадью. Это была честь по таланту, и летчик заслуженно гордился таким доверием.

Общие человеческие и летные мерки не применимы к Александру Анисимову. Доброта большого русского человека в нем уживалась с взрывной яростью. Готовый в любой обстановке защитить от несправедливости товарища, он умел ругаться почище старых боцманов. Оставаясь спокойным в самых критических ситуациях испытательного полета, в то же время болезненно реагировал на обиды, особенно со стороны командования. Имея высокое воинское звание, он наотрез отказывался занимать высокие командные посты, мотивируя тем, что он «летчик, а не дрессировщик». «Шпалы» в его петлицах отличали не должность, а заслуги перед авиацией Родины.


15 декабря 2008 года исполняется 70 лет со дня гибели Валерия Павловича Чкалова - человека, который и сегодня широко известен и который уже много лет смотрит бронзовыми, однако по-прежнему живыми глазами орла в небо над родной землей Нижегородчины, над родной Волгой.

1911-1915 гг. - сельская школа в Василеве.

1915-1918 гг. - техническое училище в Череповце.

1918-1919 гг. - молотобоец на судоремонтном заводе в Василевском затоне, кочегар на волжской землечерпалке №21, кочегар на пароходе "Баян".

В 1919 году 15-летний Валерий добровольно вступает в РККА - слесарем по ремонту и сборке самолетов и моторов в 4-й авиационный парк в Нижнем Новгороде. Здесь он получил не просто хорошее, а еще и очень пригодившееся ему впоследствии "начальное" авиационное образование. Чкалов хорошо знал свои самолеты, потому что уже в ранней юности практически, руками изучил их "анатомию".

Прирожденный летун, Чкалов не мог жить в авиации наземной службы. И восхождение продолжилось...

1921-1922 гг. - Егорьевская военно-теоретическая школа летчиков...

1922-1923 гг. - Борисоглебская школа военных летчиков...

1923-1924 гг. - Московская военная школа высшего пилотажа и Серпуховская высшая авиационная школа стрельбы, бомбометания и воздушного боя.

Там Чкалов учился у Громова. Как видим, Чкалова отнюдь нельзя назвать самородком - он прошел хорошие летные "университеты" до того, как вошел в строй.

С 1924 по 1927 год Валерий - летчик-истребитель 1-й Ленинградской краснознаменной авиационной истребительной эскадрильи (командиры - Антошин до марта 1925 года и потом - Шелухин).

"Ленинградский" период Чкалова очень противоречив. С одной стороны, к двадцати двум годам - прекрасный летчик, с другой - он несдержан, не всегда дисциплинирован и, что самое прискорбное, нередко выпивает. Но это был все же не вульгарный разгул - Чкалов уже тогда много думал, каким должен быть истребитель, как вести воздушный бой и как испытывать новую технику. А его далеко не все понимали. Отсюда и срывы.

Тогда не было дорогостоящих стендов для статических испытаний, и Чкалов считал, что энергичным пилотажем с перегрузками можно выявлять скрытые дефекты и слабости самолетов. Его эскадрилья была вооружена истребителями "Фоккер Д-11". Самолет был неплох, однако на нем была слаба подмоторная рама. Чкалову было поручено провести проверку всех самолетов, и его фигурные полеты однозначно доказали конструктивный дефект.

В 1924 году только Чкалов смог найти в море линкор "Марат" и сбросить на палубу вымпел. Это известно широко, но это выдающийся факт его биографии, потому что он, никогда не воевав, здесь показал, как бы он воевал, если бы его до боев допустили.

Командиры эскадрильи Антошин ("Батя") и Шелухин понимали, что Чкалов - явление незаурядное. Понимали и то, что Чкалову мешает спиртное. Впрочем, в авиации тогда много пили. Но для Чкалова это была, повторю еще раз, скорее разрядка от невозможности делать дело так, как он его понимал. А понимал он его правильно!

Кончилось тем, что 7 сентября 1925 года Чкалов появился к началу группового учебного полета вдрызг пьяным, требовал, чтобы ему позволили лететь, буянил, и 16 ноября трибунал Ленинградского военного округа приговорил его к лишению свободы на год со строгой изоляцией без поражения в правах.

Отсидел Валерий четыре с половиной месяца, потом был безработным, а в 1926 году его возвратили в РККА, в его же эскадрилью. Он прекрасно летал. Летом 1927 года в Липецке, где учились тогда и немцы, Чкалов занял первое место в показательных полетах. Но он не был воздушным акробатом, как его лучший друг Александр Анисимов. Чкалов всегда был исключительно самобытным авиационным мыслителем на земле и новатором в воздухе. Ему нужен был масштаб, а он с 1927 года стал всего лишь строевым командиром звена в истребительной эскадрилье Брянской авиабригады.

А Чкалов уже тогда, хотя ему было всего-то 24 года, сложился как думающий и деятельный новатор, прекрасно владеющий техникой пилотирования. С другой стороны, в Брянске он опять срывался, дерзил, пил.

И снова кончилось тюрьмой...

Осенью 1928 года Чкалов вел группу, перегоняющую самолеты из Гомеля в Брянск. На подходе к аэродрому он перешел на бреющий полет, не заметил телеграфных проводов, врезался в них и разбил машину.

Кому-то другому это обошлось бы снижением в должности или месяцем гауптвахты. А Чкалова отдали под суд, и в конце октября 1928 года он получил год тюрьмы.

То, что Чкалова посадили в камеру, знают все. Но мало кто знает, что пришел он в тюрьму 3 января 1929 года сам, без конвоя и отсидел в тюрьме ровно шестнадцать дней, а потом по телеграмме из Москвы был освобожден.

При этом за полмесяца заключения Чкалов прочел в камере с десяток книг, в том числе "Комиссары" Либединского, "Остров погибших кораблей" Беляева, "Современники" Ольги Форш и книгу об изобретателе микроскопа Левенгуке "Охотники за микробами". И ежедневно вел дневник "лишенного свободы старшего летчика Военных воздушных сил Рабоче-крестьянской Красной армии на один год Чкалова Валерия Павловича".

В этом искреннем и немного наивном (автору было 25 лет) дневнике есть точная самооценка: "Я если не подхожу по своим взглядам, то меня просто нужно убрать, и все, а не переделывать того, что уже вкоренилось глубоко в самую кровь. Я своих убеждений и взглядов менять не буду ".

Но там же есть и такие строки, которые он написал, закончив читать книгу о Левенгуке: "Человечество никогда не будет разбираться в мыслях одного человека, если этот человек не будет иметь поддержки от людей... Я слабый человек, но я сделаю себя сильным и пригодным для борьбы. Самовнушение - хорошая вещь. Итак, закалить свой организм для борьбы за жизнь...".

Чкалов имел в виду, конечно, не борьбу за существование, а борьбу за большую жизнь, в которой он сможет доказать свою правоту во взглядах на авиацию. А они уже у Чкалова тогда были.

Он писал жене в Ленинград - еще до тюрьмы: "Ты пишешь, что я сам виноват, что не получаю повышения по службе. Ты права, но ведь это зависит не от того, что я не могу работать, а от того, что я не могу делать так, чтобы это дело потом нельзя было никуда применить. Весь вопрос в разном понимании сущности дела. Отчасти и мои летные качества мешают мне в повышении. Если бы я был такой, как все, то не летал бы так, как летаю".

31 октября 1928 года, сразу после оглашения приговора, Чкалов написал кассационную жалобу в Военную коллегию Верховного суда СССР. Но это была не столько жалоба, сколько докладная записка по проблемам боевой подготовки истребительной авиации. Причем Чкалов в отличие от тогдашнего руководства ВВС мыслил верно, заглядывая более чем на десять лет вперед! Недаром мысли Чкалова о воздушном бое были записаны в записной книжке Покрышкина.

Чкалов летал так, как потом летали в войну летчики-асы, - смело, хорошо владея пилотажем на малых и средних высотах. А авиационные начальники типа начальника Управления Воздушных сил РККА Алксниса "мыслили" иначе. Так, на заседании Военного совета при наркоме обороны СССР в декабре 1935 года Алкснис говорил: "Я убежден, что в действиях в воздухе будет много похожего на действия на воде морского флота и на суше земных войск, только с той разницей, что воздушные силы имеют третье измерение, в котором можно также маневрировать, и это несколько усложняет дело...".

Заместитель Алксниса Хрипин говорил тогда же: "Оказалось, что истребители должны атаковать не сверху, а вести атаку в горизонтальной плоскости или находясь ниже нее...".

Автор знаменитой формулы времен войны "Высота-скорость-маневр-огонь!" трижды Герой Советского Союза Покрышкин, если бы слышал это, только пожал бы плечами, слушая, как Хрипин вещает далее: "...Я считаю, что в последнее время... значение воздушного боя несколько падает, и оно будет падать еще больше, поскольку встреча с воздушным противником будет еще больше затруднена...".

Это все были кадры Тухачевского, и им такие новаторы, как Чкалов, были не нужны. В Брянске его - блестящего уже тогда пилотажника - называли "авиационным чудовищем".

Но надо сказать, что Чкалов конца двадцатых годов - это еще не настоящий Чкалов. Он часто был недисциплинирован в самом обычном смысле этого слова, срывался в разговорах, по-прежнему злоупотреблял спиртным.

Так что, на мой взгляд, хотя наказание Чкалова формально и близко не соответствовало тяжести его вины, полмесяца тюрьмы и последующая демобилизация из армии пошли ему на пользу. Он ведь и сам сказал: "Надо закалить свой организм для борьбы за жизнь".

А закалка - процесс не очень приятный, однако необходимый. Да, если бы Чкалов в тюрьме задержался, могло бы быть плохо. Он тогда мог бы и сломаться - с его горячей и искренней натурой. Но горя он хлебнул не досыта, а в меру. Как раз настолько, чтобы закалиться и научиться работать над собой.

1929-1930 гг. - летчик-инструктор Ленинградского авиационного клуба Общества друзей воздушного флота (ОДВФ).

С 1930 по 1933 год - летчик-испытатель НИИ ВВС.

НИИ ВВС - это элита военных летчиков-испытателей. Там Чкалов познакомился с Александром Фроловичем Анисимовым и Георгием Филипповичем Байдуковым. Всего Чкалов испытал в НИИ ВВС и в КБ Поликарпова более 70 типов самолетов, среди которых был такой этапный истребитель, как И-16.

Чкалов разработал и ряд фигур высшего пилотажа, в том числе входящий штопор, замедленная бочка.

Но 23 апреля 1933 года Чкалова в третий раз уволили из армии - якобы за недисциплинированность. Он тогда еще срывался, это было, но еще более Чкалов был неудобен. Даже в НИИ ВВС.

И тут директор авиазавода №39 имени Менжинского пригласил Чкалова заводским испытателем - испытывать новые самолеты Николая Николаевича Поликарпова.

Думаю, уже на этом прежний Чкалов кончился - он получил дело по душе и по масштабу. У Поликарпова Чкалов провел ряд выдающихся испытаний и именно поэтому был после авиационного парада 1 мая 1935 года представлен Ворошиловым и Орджоникидзе Сталину.

Тогда Сталин и произнес свои знаменитые слова: "Ваша жизнь дороже нам любой машины".

И вот тут, как я понимаю, в считанные дни произошло полное становление Чкалова как фигуры государственного масштаба. Он попал в поле зрения Сталина. А для талантливого и преданного делу человека это значило все! Держава Сталина и создана была, и держалась как раз самобытными и смелыми талантами.

5 мая 1935 года Поликарпова и Чкалова наградили орденом Ленина, и о Чкалове узнала вся страна: фото стоящих рядом Сталина и Чкалова опубликовала "Правда".

Чкалов наконец окончательно вышел на большую дорогу.

С 1935 года его включают в правительственные комиссии. 7-8 июня 1936 года он принимает участие в совещании с участием Сталина по вопросам ВВС, куда из летчиков пригласили Громова, Владимира Коккинаки и Чкалова.

Он выступал там блестяще и глубоко. Речь шла об авариях, и Чкалов заявил: "Аварийность в воздушном флоте, я считаю, происходит за счет только руководства". И подкрепил заявление точным обратным примером: в Воронежской бригаде Соколова за четыре года нет ни одной аварии, потому что комбриг Соколов за эти годы провел 1800 проверок, из них 800 - ночью и каждого своего подчиненного проверял 10 раз.

Это в присутствии главы государства говорил уже не бывший бузотер, а зрелый государственный человек! Командованию ВВС такие речи нравиться, конечно, не могли, но...

Во-первых, Чкалов уже не был военным.

А главное - он говорил это в присутствии Сталина, а Сталин правду только поощрял, если это была правда.

С 20 по 22 июля 1936 года Чкалов совершает беспосадочный перелет Москва-остров Удд, со вторым пилотом Байдуковым и штурманом Беляковым.

18-20 июня 1937 года: эпохальный перелет Москва-Северный полюс-Ванкувер (США). К Чкалову приходит не просто всемирная, а оглушительно всемирная известность, тем более что он вполне ей соответствует.

Он - Герой Советского Союза, депутат Верховного Совета СССР. Ему присваивают воинское звание комбриг.

Что же это было за предложение? Сегодня известно, что Сталин предлагал Чкалову пост наркома внутренних дел. Однако на этом факте начинают выстраивать безответственную ложь: мол, Чкалова убрал Берия, опасавшийся конкурента.

Верхом исторической глухоты стала, однако, версия о том, что Чкалова якобы "убрали" по личному распоряжению Сталина... Мол, "тиран" понял, что Чкалов не будет делать то, что ему "приказано". Боясь оппозиции популярного летчика, Сталин-де приказал отправить его в полет на крайне "сыром" опытном самолете конструктора Поликарпова... И этим якобы запрограммировал гибель Чкалова...

Впрочем, светлой памяти Валерия Павловича вся эта недостойная возня вокруг его имени не касается. Он был человеком, далеким от интриг, грязи, моральной некондиционности. Да, он, и высоко взлетев, не чурался чарки, но он был человеком химически чистого благородства... Такие не зазнаются, не портятся и не перерождаются. Слишком уж они цельны...

Что же до якобы "попыток" Сталина и заодно Лаврентия Павловича Берии, то на деле все было так...

В первый полет на новом истребителе Поликарпова Чкалов должен был уйти 12 декабря 1938 года. Опытный самолет И-180-1 с новым мощным двигателем М-88 имел к тому дню уйму мелких и крупных дефектов как по планеру, так и по двигателю. Впрочем, на "фирме" Поликарпова этим особо обеспокоены не были. Николай Николаевич Поликарпов остался в истории советского самолетостроения фигурой заслуженно крупной и значимой. Однако по ряду свидетельств - весьма, правда, глухих - наличие заранее известных дефектов в новом самолете было для него нормой: он довольно спокойно относился к таким вещам, считая, что все можно устранять в процессе испытаний - по мере проявления конструкторских и технологических просчетов.

Соответственно относился Поликарпов и к риску летчика-испытателя - на то, мол, он и испытатель, чтобы испытывать не только опытные самолеты, но и судьбу. Справедливости ради надо признать, что тогда так на дело смотрели многие, включая самих летчиков. Достаточно вспомнить самоэпитафию американского испытателя Джимми Коллинза, впоследствии погибшего в сложном испытательном полете. Предисловие к его книге, изданной в СССР, написал Чкалов, отметив: "В нашей стране он мог бы жить и жить...".

Впрочем, в истории со скоростным истребителем Поликарпова есть немало неясностей... В 20-е годы КБ Поликарпова сделало очень хорошую для тех лет машину ДИ-1. Однако на испытаниях произошла досадная катастрофа из-за недостаточной прочности крыла. После этого к прочности планера у Поликарпова стали относиться даже чересчур внимательно, изначально "перетяжеляя" его и постепенно облегчая уже по результатам статических наземных и летных испытаний. И теперь в том, что, грубо говоря, хвост у его создания в полете не отломится, Николай Николаевич был уверен.

Тем не менее после того как КБ Поликарпова начало делать перспективный скоростной истребитель с мотором воздушного охлаждения, аварии опытных самолетов у Поликарпова стали частыми, а порой бывали и катастрофы. Разбился Томас Сузи на И-180-2 в 1939 году... Разбился Степанчонок на истребителе И-185 в 1942-м... Последняя трагедия, как пишут, была случайной... Но слишком уж много подобных "случайностей" происходило именно с машинами Поликарпова.

Конечно, беспокоясь о планере, на недостатки двигателя в его КБ обращали внимания меньше, но вряд ли дело было только в этом... У Поликарпова к концу тридцатых годов набралось немало прямых завистников, радеющих не столько об успехах советской авиации, сколько о том, как занять выгодное место в ней, а то и хуже - как ей навредить.

Сталин Поликарпова ценил, а об интригах знал. Однако и он не всегда был тут всесилен - в авиационной промышленности хватало клановости.

Не потому ли и разбились Сузи и Степанчонок, что их гибель привела также к гибели проекта скоростного истребителя в "поликарповском" исполнении, то есть с двигателем воздушного охлаждения? Немцы эту идею реализовали лишь к 1943 году - на новейшем истребителе Фокке-Вульф-190. И именно ФВ-190 стал тактической новинкой люфтваффе в Курской битве.

Поликарпов же мог сделать скоростной истребитель с двигателем воздушного охлаждения значительно раньше - он ведь вел эту линию у себя в КБ вполне последовательно, создав в своем роде шедевр - И-16.

В ходе войны такой самолет создали уже в КБ Лавочкина - знаменитый Ла-5. Однако он был готов лишь к Курской битве...

Что ж, лучше поздно, чем никогда.

А первым разбился Чкалов - он очень хотел помочь Поликарпову побыстрее "застолбить" в правительстве новый перспективный истребитель и сознательно шел на большой риск. И Поликарпов, хотя тоже по-своему очень рисковал, на многое закрывал глаза...

Берия же, наоборот, держал глаза как раз открытыми. Накануне первого вылета 12 декабря 1938 года он получил "сигнал" о том, что Чкалова хотят выпустить в полет, угрожающий ему гибелью. И Берия тут же - в реальном масштабе времени - добился решения правительства на запрет вылета. В той ситуации слово "правительство" было синонимом имени "Сталин"...

Вот почему 12 декабря 1938 года Чкалов лишь рулил по взлетной полосе, отрывая от нее хвост. Потом лопнула тяга управления дросселем, и самолет отправили в цех на доработку.

А 15-го Поликарпов настоял на вылете - поджимали сроки, он мог упустить базовый серийный завод и т.п.

Берия же и Сталин были тут ни при чем... Могли ли они предполагать, что после первого формального запрета в конструкторском бюро и на опытном заводе посмеют рисковать летчиком, не устранив все уже известные недочеты?

Сознательно сажая летчика в недоведенный до минимальной летной кондиции самолет, да еще и с двигателем, чувствительным к перегреву, Поликарпов ответственен за гибель Чкалова в первую голову. Однако не забудем и о тех скрытых интриганах, которые создавали вокруг работы КБ Поликарпова особо нервозный фон... Не забудем также о весьма возможном особо тонком прямом вредительстве...

Пожалуй, понимая это, ни Берия, ни Сталин "крови" Поликарпова не возжелали, как этого кое-кому хотелось.

Говорить о вине самого Чкалова не приходится - летчика и так строго судит воздух. Но зато можно, да и нужно говорить о готовности Чкалова чуть ли не к самопожертвованию. Он очень хотел помочь КБ и его главному конструктору. Может быть, стоило хотеть этого менее сильно, но таким уж был характер у нашего героя, не любившего отступать даже перед угрозой, а не то что перед угрозой угрозы.

В целом же в одно сложилось несколько случайностей: ведь Чкалову не хватило пяти секунд и десятка метров...

Не только в авиации секунда иногда отделяет жизнь от смерти, хотя в авиации - даже поршневой - у секунды особая цена, нехватка нескольких секунд - это не только просчет, но и судьба...

К другим коллегам Чкалова, летавшим в тот день, она была милостива.

К Валерию Павловичу - нет.

Что происходило в тот день?

15 декабря 1938 года Чкалов впервые поднял в воздух с Центрального аэродрома новейший опытный истребитель Поликарпова И-180-1.

Кумачово красный самолет был немного похож на уже устаревший после испанских боев И-16, однако расчетная скорость была далеко не "ишачковой" - более 550 километров в час. Тогда это было много, а предназначался И-180 для той сотни с лишним тысяч новых летчиков, которых должен был в ближайшие годы дать стране комсомол.

Мороз 15 декабря был 24 градуса у земли, значит, на высоте - еще больше. И вылетавший до Чкалова младший из братьев Коккинаки, Константин, еле вытянул машину с глохнувшим двигателем на родной аэродром.

Как воздух, Костя? - поинтересовался уже затянутый в полетные меха Валерий.

Хреново, Валерий Палыч, - устало махнул рукой Коккинаки и сокрушенно покачал головой, украшенной буйной рыжей шевелюрой. - Не лететь бы вам, мотор глохнет на высоте...

Надо лететь, Костя, а то и до Нового года ничего не успеем, - отозвался Чкалов, направляясь к машине, возле которой уже стояли люди и среди них сам Поликарпов...

После взлета самолет круто ушел вверх - хотя и первый полет, но Чкалов сразу решил проверить его пилотажные качества, и машина ему понравилась. А в воздух на ильюшинском "ЦКБ" ушел уже старший Коккинаки, Владимир, с которым Валерий дружил.

Валерий отыскал в зоне тупорылый профиль, сблизился, покачал крыльями и, когда "Волька" Коккинаки посмотрел на него, показал оттопыренный вверх большой палец левой руки.

Пора было садиться, тем более что мотор начал "сбоить", явно переохладившись. Заходя на посадку, Валерий волей-неволей сбросил обороты, и вот тут движок "обрезало" полностью.

Разговор Чкалова с младшим Коккинаки я передаю так, как он запомнился мне из рассказа самого Константина Константиновича, который приезжал к нам в Харьковский ордена Ленина авиационный институт им. Н.Е. Жуковского. Это обаятельнейший, широкой души человек, недополучивший, надо сказать, известности, возможно, чуть заслоненный своим более знаменитым братом. А ведь заслуженный летчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза полковник К.К. Коккинаки после гибели Степана Супруна, командира одного их двух полков, сформированных из испытателей в начале войны по его инициативе, командовал этим особым, исключительным полком (вторым командовал Стефановский), позднее испытывал сверхзвуковые истребители уже в формально пенсионном возрасте.

Так вот, удостоившись личных впечатлений лишь от двух испытателей - кроме Константина Константиновича, я имел удовольствие слушать еще и заслуженного летчика-испытателя СССР, Героя Советского Союза полковника Юрия Александровича Антипова - я понимаю, почему Сталин подумывал поручить НКВД одному из самых ярких своих "соколов"...

Очень уж это было выдающееся и способное на многое племя - пилоты страны Советов, уверенно ставшей в конце тридцатых годов "на крыло"... А Чкалов был не просто одним из лучших. Он был лучшим, потому что жил по принципу: "Если быть, так первым!".

Сама же сталинская идея о наркоме внутренних дел Чкалове лишний раз убеждает в великом гуманизме Сталина. Лишь стремясь к чистоте рук в борьбе с классовым врагом, можно было желать для себя такого соратника, как Чкалов.

Чкалов погиб в 34 года - всего-то, но к моменту гибели он так прочно уже вошел в жизнь России, что по сей день присутствует в душе ее истинных сынов как свой, хорошо и душевно знакомый человек.

В Гибель Александра Анисимова. Георгий Байдуков.

Когда Чкалов начал первые испытательные полеты на самолете «И-15», на том же Центральном аэродроме уже несколько дней летал его лучший друг Анисимов — летчик НИИ ВВС Красной Армии.
Александр Фролович Анисимов на самолете «И-5» демонстрировал в непосредственной близости от земли фигуры высшего пилотажа, применяемые в воздушном бою. Эти полеты снимались на кинопленку — готовился учебный фильм для строевых летчиков-истребителей.
Валерий Павлович знал, что Анисимов сегодня, 11 октября 1933 года, должен завершить работу с кинооператорами, и поспешил захватить друга около его самолета, чтобы договориться, как вместе провести вторую половину дня.
Октябрьское утро было тихим и солнечным. Валерий, подойдя к стоянкам военных самолетов, заметил уже готовый к полету «И-5». Александр Фролович стоял недалеко от самолета с кинооператором. На летном поле устанавливалась киноаппаратура.
Валерий приветствовал товарища:
— А! Народному летному артисту, кинозвезде Фролычу — привет!
— Дрессировщику новых истребителей — почтение! — улыбаясь, ответил Анисимов.
Кинооператор уехал на старт. Летчики отошли еще дальше от «И-5»» в поле аэродрома. Чкалов достал шикарные папиросы «Герцеговина флор» и, угощая товарища, сказал:
— Ну, Шурка, сегодня едем на ипподром! — и отправился к ангарам завода.
Он уже переключился на мысли о предстоящем полете на «И-15», когда услышал ревущий мотор. Валерий обернулся и увидел, что самолет Анисимова после пробы двигателя начал рулить на старт. А еще через несколько минут «И-5» пронесся над Чкаловым, проделывая на взлете запрещенный двойной переворот сначала влево, затем вправо.
Чкалов подошел к стоянке заводских самолетов, когда заметил, что Анисимов делает уже третий раз пикирование прямо на киноаппарат, а затем с высоты метров около пятидесяти вздымает самолет, заканчивая фигуру иммельманом.
Чкалов хотел было войти в двери заводского ангара, но снова услышал ревущие на пикировании воздушный винт и мотор самолета, повернул голову назад, замер на секунду и вдруг неистово, с отчаянием, закричал:
— Что он делает?! — и что было силы побежал в поле, к центру аэродрома.
Валерий Павлович отлично видел, как Анисимов совершенно безошибочно вывел самолет из пикирования и пошел на полупетлю, чтобы в верхней точке перевернуть самолет из положения вверх колесами в нормальное, тем самым завершив фигуру иммельман. Но Анисимов, выйдя в верхнюю точку, застыл в положении вниз головой и, не меняя его, начал резко просаживаться вниз.
Чкалов бежал, ничего не видя, кроме «И-5», падающего вверх колесами.
— Выводи! Выводи! Ногу резко! Резко! Ногу! — задыхаясь, вне себя кричал Валерий.
Но самолет даже не свалился на крыло. Он так и грохнулся на посадочный знак в положении вверх колесами.
Аварийная комиссия заключила: катастрофа произошла оттого, что переломилась педаль ножного управления рулем поворотов, без которого на малой высоте невозможно было перевернуть «И-5» в нормальное положение.
После этого несчастья Чкалов стал более холодно относиться к Поликарпову, считая, что он и работавший с ним конструктор Григорович где-то допустили просчет в конструкции.
Ему припомнился летчик Арцеулов, лежащий с поломанными рукой и ногой под обломками первого истребителя Поликарпова «И-400» («И-1»), Он видел, как выпрыгивал с парашютом из попавшего в штопор «И-1» длинный, огромный Громов.
Валерий был очевидцем разрушения на девятом полете поликарповского двухместного истребителя «2И-Н1» при испытании на скорость, когда погибли летчик-испытатель Филиппов со своим хронометражистом.
А теперь эта педаль и Шурка Анисимов.

Оригинал записи и комментарии на