Также к числу приоритетных задач государственной молодёжной политики на современном этапе относится совершенствование системы поощрения и мотивации талантливой молодёжи, которая является стратегическим ресурсом развития страны.

На становление этой системы положительно повлияли меры, реализуемые на федеральном и региональном уровнях. В первую очередь – Указ Президента Российской Федерации от 06 апреля 2006г. №325 «О мерах государственной поддержки талантливой молодёжи».

В соответствии с Указом предусматривается ежегодное определение 5 350 юных талантов во всех регионах России. Из них – 1 250 чел. (победители всероссийских олимпиад, победители и призёры международных олимпиад и иных мероприятий, проводимых на конкурсной основе) получают премии в размере 60 тыс. руб. и 4 100 молодых людей (победители региональных и межрегиональных олимпиад, призёры всероссийских олимпиад и иных мероприятий, проводимых на конкурсной основе) - в размере 30 тыс. руб.

В 2015 году получит развитие ещё одна форма поддержки талантливой молодёжи: с 1 сентября для 5 тысяч выпускников школы, продемонстрировавших наиболее высокий уровень подготовки, вводится специальная академическая стипендия на весь срок обучения в вузах в размере 20 тыс. рублей.

Региональные конкурсы, направленные на выявление и поддержку талантливой молодёжи, проводятся в 78 субъектах России. Общее количество конкурсов – 634.

Наибольшее их количество отмечается в Томской области (44), Тамбовской области (43), Московской области (40), Калининградской области (37), Челябинской области (31). Всего в региональных этапах участвовало более 200 тыс. молодых людей. Количество победителей в 2014 году по сравнению с 2012 годом увеличилось на 25%.

Среди межрегиональных конкурсов по выявлению и поддержке талантливой молодёжи можно отметить следующие: конкурсы проектов и программ по поддержке талантливой молодёжи, фестивали творчества, игры КВН, фотоконкурсы, конкурсы-фестивали эстрадной песни, фестивали современного искусства, выставки творческих работ.

В соответствии с данными мониторингового исследования о молодёжи, принимающей участие в конкурсах, фестивалях, олимпиадах и других мероприятиях межрегионального, всероссийского и международного масштаба по выявлению и поддержке талантливой молодёжи, в 2014 году по сравнению с 2012 годом количество участников увеличилось на 10%.

На выявление и поддержку талантливой молодёжи направлены и различные конкурсы в системе профессионального образования.

Так, во Всероссийских олимпиадах профессионального мастерства приняли участие более 2 тыс. студентов из 71 субъекта Российской Федерации всех федеральных округов.

Следует отметить устойчивую тенденцию формирования системы поддержки талантливой иинициативной молодёжи на региональном уровне. Меры поддержки имеют положительный резонанс и способствуют повышению интереса молодёжи к научной, научно-исследовательской деятельности в стране.

В 2013/14 учебном году во всех этапах всероссийской олимпиады приняли участие свыше 7,4 млн обучающихся, в том числе в муниципальном, региональном и федеральном этапе – 1,77 млн обучающихся – это на 25% больше, чем годом ранее.

В 8 международных олимпиадах по общеобразовательным предметам российские школьники завоевали 19 золотых, 16 серебряных и 3 бронзовых медали. Впервые в истории международных олимпиад Россия заняла 1-е общекомандное место по числу медалей на международной олимпиаде по химии. Также впервые в 2014 году все члены сборной команды по географии стали обладателями наград международного уровня. В общекомандных зачётах по математике, информатике, физике, астрономии сборные команды школьников Российской Федерации вошли в пятёрку сильнейших команд мира.

Следует подчеркнуть, что стимулирующим фактором для молодёжи стало создание в большинстве субъектов Российской Федерации, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 июля 2008г.№ 1144 «О премии Президента Российской Федерации в области науки и инноваций для молодых учёных», советов молодых учёных и специалистов (далее – СМУС).

СМУС является постоянно действующим коллегиальным, совещательным органом при руководителе высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и представляет собой молодёжное собрание представителей научных и образовательных учреждений, находящихся на территории субъекта Российской Федерации.

Совет выполняет экспертно-консультативные функции в вопросах молодёжной политики и научно-образовательной сфере, кадрового обеспечения, развития инновационной экономики, представляет интересы молодых учёных и специалистов. В настоящее время в рамках поддержки инноваций и научно-технического творчества (по данным мониторинга) в регионах функционируют около 2,0 тыс. студенческих научных обществ, в работе которых занято порядка 200,0 тыс. чел.

В России создана система коммуникационных площадок, целью которых является обобщение опыта и формирование навыков и компетенции молодёжи – система молодёжных форумов. В 2014 году боле двух третей регионов Российской Федерации проводили свои молодёжные форумы по основным направлениям государственной молодёжной политики.

Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 20 августа 2012 года № Пр-2218 молодёжные форумы проводятся во всех федеральных округах под эгидой полномочных представителей. Федеральные молодёжные форумы «Селигер» и «Территория смыслов» приняли в 2014 году порядка 16 тыс. молодых активистов. Всего в форумной кампании приняло участие порядка 50 тыс. человек.

Трудоустройство молодёжи.

Осложнение положения молодёжи на рынке труда связано, прежде всего, с мировым финансовым кризисом и рецессией, которые так или иначе затронули все страны в мире. По данным доклада Международной организации труда (далее – МОТ) «Глобальные тенденции занятости в 2014 году» в 2013 году во всём мире насчитывалось около 202 млн безработных, из них около 74,5 млн чел. являлись молодыми людьми в возрасте до 25 лет. Уровень безработицы среди молодёжи вдвое превысил уровень безработицы в мире в целом и составил более 13%.

По данным доклада МОТ «Трудоустройство в мире и социальный прогноз: тенденции 2015» ожидается, что в 2015 году число безработных увеличится на 3 млн чел., и еще на 8 млн чел. в последующие четыре года. Глобальный уровень безработицы среди молодёжи, как ожидается, увеличится до 13,1% в 2015 году, а затем останется неизменным до 2018 года. Наибольший рост безработицы среди молодёжи в 2015 году будет наблюдаться в Восточной Азии и на Ближнем Востоке с ожидаемым дальнейшим ростом в течение следующих лет.

Генеральный секретарь Организации Объединенных наций Пан Ги Мун назвал безработицу среди молодёжи «эпидемией» сегодняшних дней и «одной из главных проблем нашего времени»: «И в бедных, и в богатых странах уровень безработицы среди молодёжи значительно превышает аналогичный показатель среди взрослого населения. И конечно, отсутствие работы – это только вершина айсберга. Многие получают мизерные зарплаты и не могут при этом рассчитывать на социальную защиту в неформальной экономике. Другие обнаруживают, что их образование не позволяет им найти работу на сегодняшнем рынке труда».

В этой ситуации большая часть мероприятий в рамках национальных молодёжных политик в большинстве стран мира связана с трудоустройством молодёжи.

И даже больше: трудоустройство молодёжи в ряде стран приобрело статус национального приоритета. Это представляется логичным: уровень преступности и миграции среди работающей молодёжи близок к нулю, работающая молодёжь готова к созданию семьи и потомству, продолжению обучения, лояльна к власти.

Бесспорно, что основная ответственность за расширение молодёжной занятости ложится на государство. Финансирование молодёжной занятости в рамках молодёжной политики практически полностью финансируется из государственных бюджетов, но есть и программы, финансируемые совместно государством и частным капиталом, международными организациями (Всемирным банком, МОТ, ООН) и другими организациями-донорами. Реализация образовательных программ, программ по развитию предпринимательства в развивающихся странах значительно зависят от ресурсов международных партнеров и неправительственных организаций.

Так, в 2011 году Европейская комиссия выступила с инициативой «Возможности для молодёжи», обратившись к правительствам и социальным партнерам с просьбой приложить усилия в борьбе против раннего отсева из школы и помочь молодым людям в получении необходимых профессиональных квалификаций, навыков и опыта трудовой деятельности, а также в поисках первой работы.

С данной инициативой связан принятый в апреле 2012 года пакет ЕС по трудоустройству, который дополняет приоритеты в сфере занятости. В том числе предлагается целый ряд политических целей: 75-процентный уровень занятости среди работников в возрасте 20−64 лет к 2020 году; уровень раннего отсева из школы ниже 10%; не менее 40% молодых людей с высшим образованием.

Цель проекта «Ваша первая работа» – поддержать трудовую мобильность молодёжи в рамках общего европейского рынка труда, а именно, содействовать трудоустройству (работе, стажировке или ученичеству) молодых людей в государствах – членах ЕС. Проект стартовал в 2012году. Результатом проекта должно стать трудоустройство 5 тыс. граждан.

В 2012 году Европейская Комиссия сформировала предложение по расширению «Пакета занятости молодёжи». Оно включало, в частности, предложение к государствам-членам принять Гарантию молодёжи, что было сделано в 2013 году.

Суть инициативы в том, чтобы государства-члены обеспечили всем молодым людям в возрасте до 25 лет получение качественного предложения о работе, образовании, ученичестве или стажировке в течение четырех месяцев с момента окончания учебного заведения или последней работы. Международная организация труда оценила стоимость создания молодёжных гарантий в Европе в 21 млрд евро в год. При этом экономический ущерб от безработицы 7,5 млн молодых людей был оценен более чем в 150 млрд евро с учётом выплат этим молодым людям пособий и других долгосрочных расходов по безработице.

«Инициатива по молодёжной занятости 6 млрд евро» была предложена Европейским Советом в 2013 году. Её цель – помочь государствам-членам усовершенствовать национальную политику в области борьбы с молодёжной безработицей в странах, где она превышает 25%. И особое внимание уделить молодым людям, которые не учатся и не работают. Финансирование инициативы запланировано из средств бюджета ЕС в размере 3 млрд евро по статье трудоустройство молодёжи и еще 3 млрд евро из средств Европейского социального фонда. Дополнительные средства могут быть внесены странами. Инициатива будет поддерживать и ускорять меры по «Пакету занятости молодёжи» и «Гарантии молодёжи».

Национальные планы по реализации инициативы «Гарантия молодёжи» были представлены 18 государствами-членами ЕС. В национальных планах определены роль государственных органов власти и других ответственных организаций, финансирование и механизмы мониторинга, сроки реализации мероприятий. К примеру, во Франции в 2006 году принят закон «О равенстве шансов», который обязывал компании всех форм собственности ежегодно принимать на работу пропорционально численности штатов сотрудников моложе 25 лет, даже если последние не имели опыта работы по специальности.

Инициативу «Гарантия молодёжи» дополняют три другие инициативы ЕС: «Европейский альянс стажировок» «Стандарты качества стажировки» и «Сеть общественной занятости».

Инициатива «Европейский альянс стажировок» направлена на повышение качества стажировок и внедрение системы ученичества по всей Европе. В 2014 году в данной инициативе приняли участие 19 европейских стран, около 30 организаций и 15 компаний.

Инициатива «Стандарты качества стажировки», принятая в 2014 году направлена на обеспечение высокого качества обучения во время стажировок и справедливые условия труда для стажирующихся.

Так, по данным Европейской конфедерации профсоюзов, в настоящее время 59% слушателям не выплачивается заработная плата, а 38% стажирующихся не имеют контракта с работодателем на прохождение стажировки. Различные молодёжные организации также критиковали слабость и необязательный характер инициативы ЕС

Инициатива «Сеть общественной занятости» – одна из самых молодых, была запущена в сентябре 2014 года по решению Европейского совета и Европейского Парламента. Одной из её задач является обмен знаниями и успешным опытом по осуществлению инициативы «Гарантия молодёжи». Участие в Сети не является обязательным для европейских стран.

«Европейская программа обмена Эразмус для молодых предпринимателей» дает возможность начинающим предпринимателям перенимать опыт от состоявшихся опытных предпринимателей в разных странах мира. В программе с 2009 по 2013 гг. приняли участием 5 тыс. предпринимателей.

Из всех стартапов в ЕС около 87% были основаны предпринимателями, принимавшими участие в программе Эразмус. Финансирование программы будет продолжено, и к 2020 году планируется обеспечить не менее 10 тыс. обменов молодых предпринимателей.

Анализ показал, что координация программ и планов по трудоустройству молодёжи в странах может осуществляться с помощью различных организационных моделей с участием министерства занятости и/или труда, министерства образования и министерства по делам молодёжи.

Так, основным принципом молодёжной политики Китая является трудовая этика, в основе которой лежит вовлечённость молодёжи в экономико-трудовую деятельность. Особая роль здесь отводится участию студенчества в трудовых лагерях, специально создаваемых на период летних каникул.

В числе мер, предпринятых руководством КНР по стимулированию трудоустройства молодёжи следует отметить следующие: расширение каналов трудоустройства, включая поощрение и привлечение выпускников вузов на работу в сельских организациях; создание своего бизнеса выпускниками вузов (для реа­лизации низкорентабельных проектов есть возможность получить кредит до 100 тысяч юаней); выпускники вузов, которые занялись ведением мелкого бизнеса, освобождаются от выплаты административных сборов в течение трёх лет; налаживание связей между вузами и предприятиями (государственный заказ).

В результате такой политики в КНР, несмотря на последствия общемирового финансового кризиса, общий уровень трудоустройства выпускников через полгода после окончания высших учебных заведений в стране составляет около 90,2%,

В большинстве странах самые популярные меры в рамках программ улучшения возможностей трудоустройства молодёжи – это: обучение навыкам (в частности, профессиональное обучение и системы ученичества) и комплексные программы (по совмещению работы и обучения, приобретению опыта работы и другие вспомогательные мероприятия), субсидирование заработной платы, общественные работы, профессиональная ориентация и трудоустройство, обучение предпринимательству.

Основная проблема разработки и реализации подобных мер – это оценка их социально-экономической эффективности для рынка труда, конкретных бенефициаров программ (молодых людей), государства.

Большинство программ были реализованы в развитых странах и странах со средним уровнем дохода, и только их небольшая доля приходится на развивающиеся регионы, такие как Африка.

Меры по поддержке молодёжи зависят от уровня доходов стран. Страны ОЭСР, как правило, имеют разнообразный портфель программ, популярны среди них комплексные учебные программы, в то время как страны со средним уровнем дохода в основном ориентированы на создание и совершенствование систем обучения и подготовки.

Цели программ значительно зависят от уровня экономического развития стран. В развивающихся странах существует больше программ помощи молодёжи из семей с низким уровнем дохода, так как они имеют относительно высокий уровень безработицы и часто относятся к группам риска. В Латинской Америке, где молодёжь находится в наиболее экономически невыгодном положении, были поддержаны и профинансированы правительством комплексные программы, такие как программа «Молодёжь» и целевые образовательные программы, финансируемые местными органами власти, международными организациями и частным сектором.

Программы в странах с переходной экономикой ориентированы на безработную молодёжь с низким уровнем образования или не посещающих школу. Около двух третей всех программ в этих странах фокусируются на выпускниках школ и студентах, которые уже завершили обучение, или завершат его в ближайшее время.

Большинство таких программ нацелены на обучение навыкам и субсидирование заработной платы. Данных по программам для молодых женщин, молодых инвалидов и молодёжи из числа этнических групп или меньшинств незначительно.

В России безработица молодёжи также превышает средний уровень безработицы населения. По итогам обследований населения по проблемам занятости «Занятость и безработица в Российской Федерации в феврале 2015 года» Росстата, в среднем среди молодёжи в возрасте до 24 лет уровень безработицы в феврале 2015 года составил 15,8%, в том числе среди городского населения – 15,0%, среди сельского населения – 18,0%.

Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодёжи в среднем по возрастной группе 15–24 лет по сравнению с уровнем безработицы населения в возрасте 30–49 лет составляет 3,3 раза, в том числе среди городского населения – 3,8 раза, сельского населения – 2,4 раза.

В целом численность экономически активного населения в возрасте 15–72 лет (занятые + безработные) в феврале 2015 года составила 75,8 млн чел., или 52% от общей численности населения страны. В численности экономически активного населения 71,4 млн чел. классифицировались как занятые экономической деятельностью и 4,4 млн чел. – как безработные с применением критериев МОТ (то есть, не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).

Сравнительные социологические исследования, проводимые Отделом социологии молодёжи ИСПИ РАН, показывают, что в целом труд всё ещё остаётся значимым фактором личностного самоопределения большинства молодёжи. Значительная часть молодых людей связывает с ним свою нынешнюю и дальнейшую жизнь. Одновременно с этим каждый четвёртый имеет иную, не связанную с трудом, ориентацию. Среди них примерно каждый седьмой молодой человек однозначно не стал бы работать, если бы был материально обеспечен. Эта группа устойчиво воспроизводится на протяжении последнего десятилетия.

Анализ данных также показывает, что, во-первых, возможности для интеграции молодёжи в сферу труда и формирование трудового потенциала разных групп молодёжи часто складываются спонтанно и хаотично, под влиянием случайных факторов; во-вторых, фактором социально-профессионального продвижения является включенность в неформальные и корпоративные связи. Всё это деформирует трудовую мобильность молодёжи и вносит неопределённость в условия её социально-профессионального становления. Особенно остро это проявляется в сегодняшних условиях реализации программы импортозамещения и дальнейшей модернизации экономики. Решение этих задач требует не только активного включения молодёжи в процесс труда, но и новых знаний, квалификации, умения решать задачи растущей сложности, формирования у молодых людей современной этики труда.

Отличительной чертой мотивации труда молодёжи является её инструментализация. В отношении к труду и профессии у большинства молодёжи доминируют прагматические ценности. Прочная связь труда с заработком сформировалась в сознании большинства (три четверти) российской молодёжи (59,6% молодых людей в возрасте 18–24 года и 65% – в возрасте 25–29 лет).

Также инструментально воспринимается и профессия. Ощущение полезности, то есть общественной значимости труда присуще немногим более чем четверти молодёжи. Еще меньше (12,1%) видят смысл труда в реализации внутренней потребности трудиться, а также в реализации творческого потенциала (9,2%). Для всех остальных профессия – инструмент достижения материального благосостояния.

В возрасте 25–29 лет лишь треть молодёжи связывает с трудом ожидание интересной работы, свою полезность и развитие профессиональных качеств. И лишь 12,1% молодёжи видят в труде способ реализации своего предпринимательского потенциала.

Подавляющее большинство молодёжи заявляют об отказе реализовать интерес к предпринимательской деятельности посредством труда. Это говорит о несовершенстве сложившихся рыночных отношений в России.

Трудовой потенциал молодёжи определяется совпадением её ожиданий в сфере труда с возможностями их удовлетворения. Базовыми показателями возможностей являются следующие: обретение работы, повышение квалификации, продвижение по службе, защита трудовых прав. Сравнительный анализ за последние 12 лет свидетельствует в целом о значительном росте перечисленных возможностей.

В то же время номинально лишь половина молодёжи оценивает их выше среднего. А возможность создания или расширения собственного бизнеса ещё меньше и составляет 26,1%. Это означает, что для половины молодёжи возможности не стали реальностью. Существуя больше в декларативной форме, они не активизируют интерес к труду, подрывая трудовой потенциал молодёжи. Как следствие, трудовая сфера уступает место более эффективным нетрудовым механизмам.

Одной из форм временной занятости молодёжи является работа в студенческих отрядах.

Минобрнауки России осуществляет взаимодействие с Молодёжной общероссийской общественной организацией «Российские Студенческие Отряды» (далее – МООО «РСО»), которая объединяет более 240 тыс. участников из 72 субъектов Российской Федерации, работающих по 6 основным направлениям деятельности: строительному, педагогическому, сельскохозяйственному, сервисному, профильному, а также отряды проводников.

В летний трудовой семестр 2014 года представители студенческих отрядов приняли участие в строительстве космодромов «Плесецк» и «Восточный»; жилого микрорайона «Академический» (г.Екатеринбург); объектов атомной отрасли (Ленинградская АЭС, Ростовская АЭС, Нововоронежская АЭС-2); облагораживании сеноман-аптских залежей Бованенсковского нефтегазоконденсатного месторождения в Ямало-Ненецком автономном округе.

Также в рамках взаимодействия с ОАО «Федеральная пассажирская компания» в 10 филиалах компании было трудоустроено 7 800 студентов – представителей студенческих отрядов проводников. Одним из приоритетных проектов 2014 года стало формирование профильных энергетических студенческих отрядов ОАО «Россети»; сформирован отряд общей численностью 1 500 обучающихся из 76 профильных профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования.

В 2014 году была продолжена работа по подготовке волонтёров для работы на ХХII Олимпийских зимних играх и XI Паралимпийских зимних играх 2014 года в городе Сочи (далее – Игры). Для подготовки волонтёров на базе образовательных организаций высшего образования было создано 26 волонтёрских центров, которые подготовили 25 000 волонтёров Игр.

В 2014 году Федеральным агентством по делам молодёжи осуществлён сбор и обобщение более 900 практик и проектов, содействующих профессиональному самоопределению молодёжи, реализуемых в субъектах Российской Федерации.

Минобрнауки России совместно с Международной ассоциацией корпоративного образования (далее – МАКО) проведен I Всероссийский конкурс лучших практик работодателей по работе с детьми, молодёжью и кадровым резервом (далее – Конкурс), направленный на создание позитивного имиджа отраслей и профессий, воспитание нового поколения граждан, обладающего необходимыми профессиональными и социальными компетенциями, формирование инновационных методов взаимодействия органов государственной власти, организаций и общественных объединений в сфере поддержки детей и молодёжи. Участниками Конкурса стали 49 компаний, действующих на территории Российской Федерации.

На основе качественного анализа мер (мероприятий) и количественного анализа по странам и программам трудоустройства молодёжи, можно сделать следующие основные выводы, а именно:

1. Обучение и подготовка являются доминирующей мерой (мероприятием) в программах трудоустройства молодёжи.

2. Программы по интеграции молодых людей в рынок труда в развивающихся странах мира ориентированы на молодёжь с низким уровнем доходов или плохо образованную.

3. Информация о мероприятиях по занятости молодёжи лучше освещена в промышленно развитых странах мира.

4. В целом степень социально-экономической эффективности мер (мероприятий) по обеспечению занятости молодёжи оценивается как слабая, при этом данные меры более успешны в развивающихся странах и в странах с переходной экономикой, чем в промышленно развитых странах.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О Национальном координационном совете по поддержке молодых талантов России


Утратило силу с 21 ноября 2018 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2018 года N 1341
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 03.07.2017, N 0001201707030011).
____________________________________________________________________

Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Образовать Национальный координационный совет по поддержке молодых талантов России.

2. Утвердить прилагаемое Положение о Национальном координационном совете по поддержке молодых талантов России.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 10 сентября 2012 года N 897

1. Национальный координационный совет по поддержке молодых талантов России (далее - Совет) образован для обеспечения согласованных действий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленных на реализацию общенациональной системы выявления и развития молодых талантов.

2. Совет в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации , федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также настоящим Положением.

3. Основными задачами Совета являются:

а) координация реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденной Президентом Российской Федерации 3 апреля 2012 года N Пр-827;

б) выработка предложений по интеграции механизмов поиска и поддержки одаренных детей и молодежи в общенациональную систему выявления и развития молодых талантов;

в) выявление, поддержка и распространение лучшей практики субъектов Российской Федерации в части реализации региональных и муниципальных программ по работе с одаренными детьми и молодежью;

г) подготовка экспертных заключений, предложений и рекомендаций по созданию условий, обеспечивающих развитие и реализацию способностей детей и молодежи в целях достижения ими выдающихся результатов в избранной сфере профессиональной деятельности.
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 11 июля 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2017 года N 741 .

4. Совет при осуществлении своей деятельности имеет право:

а) приглашать на свои заседания представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, представителей научных, образовательных и общественных организаций, средств массовой информации;

б) создавать по вопросам, относящимся к его компетенции, рабочие и экспертные группы из числа представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представителей научных, образовательных и общественных организаций, ученых и специалистов, а также утверждать их состав;

в) запрашивать в установленном порядке от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления информационные материалы по вопросам, отнесенным к компетенции Совета;

г) рассматривать инициативы граждан Российской Федерации и общественных организаций, направленные на эффективную реализацию Концепции, указанной в подпункте "а" пункта 3 настоящего Положения.

5. В состав Совета входят представители федеральных органов государственной власти, заслуженные деятели образования, науки, искусства, культуры и спорта.

Председателем Совета является Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации. Председатель Совета имеет 2 заместителей.

Заместители председателя Совета осуществляют (по поручению председателя Совета) функции председателя Совета в его отсутствие.

6. Состав Совета утверждается Правительством Российской Федерации.

7. Совет осуществляет свою деятельность в соответствии с планом работы, который принимается на заседании Совета и утверждается его председателем. Порядок работы Совета определяется его председателем или по его поручению заместителем председателя Совета.

Планы деятельности рабочих групп утверждаются их руководителями в соответствии с планами работы Совета.

8. Основной формой деятельности Совета является заседание.

Заседания Совета проводятся под руководством председателя Совета или (по его поручению) заместителя председателя Совета не реже 2 раз в год в соответствии с планом его работы, а также по решению председателя Совета.

Заседание Совета считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины его членов.

9. Члены Совета участвуют в его работе лично. Делегирование полномочий не допускается.

Члены Совета осуществляют свою деятельность на безвозмездной основе.

10. Ответственный секретарь Совета информирует членов Совета о месте и времени проведения заседания Совета и его повестке дня.

Члены Совета, имеющие предложения по повестке дня заседания Совета, направляют их ответственному секретарю не позднее 5 дней до дня проведения заседания.

11. Решения Совета принимаются открытым голосованием. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство членов Совета, присутствующих на заседании Совета. При равенстве голосов принятым считается решение, за которое проголосовал председательствующий на заседании Совета.

12. Решения, принимаемые на заседании Совета, оформляются протоколом, который подписывает председательствующий на заседании. Протокол на заседании Совета ведется ответственным секретарем.

Копия протокола заседания Совета направляется членам Совета и другим заинтересованным лицам не позднее месяца со дня проведения заседания.

13. Организационно-техническое и информационное обеспечение деятельности Совета осуществляет Министерство образования и науки Российской Федерации.

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

«… я коротко остановлюсь на том, что у нас именуют «вопросом о молодых». Начинающие писатели весьма требовательны, это вполне понятно и простительно, ибо молодёжь по природе своёй спешит насладиться успехом.

Я знаю немало двадцатилетних юнцов, они сетуют на упадок литературы и громогласно взывают о защите, если директора театров позволяют себе отклонить их вторую пьесу, а газеты не желают печатать их третью статью. Наша литературная молодёжь мечтает вот о чём: пусть найдут такого книгоиздателя, что будет издавать и распространять все книги начинающего писателя, которые тот принесёт к нему; пусть откроют особый театр, пусть установят ему государственную субсидию с тем, чтобы на его сцене шли все пьесы начинающего драматурга, которые он вручит директору. И о таких предложениях оживленно спорят, замечают, что государство расходует на музыку гораздо больше денег, чем на литературу, говорят о художниках, которых забрасывают заказами и осыпают наградами, так что они живут, точно избалованные дети, под отеческой опекой властей предержащих. Рассмотрим же внимательнее чаяния молодёжи.

Мысль о том, будто можно поддерживать всех без исключения, способна вызвать только улыбку. Без выбора всё равно не обойтись; создайте особый комитет, назначьте лицо, облечённое полномочиями, - им всё равно придётся рассматривать рукописи; а значит, опять появится возможность для произвола, молодые писатели, которых обойдут, вновь примутся обвинять государство в том, что для них ничего не делают, что их умышленно хотят подавить.

Впрочем, они во многом будут правы: субсидии, что ни говорите, идут на пользу посредственности, человеку с независимым и своеобразным талантом никогда не дают заказа. Систему правительственного поощрения никогда не применяли к книгам; в самом деле, у нас нет издателя, которому государство давало бы сто или двести тысяч франков в обмен на его обязательство публиковать ежегодно десять или пятнадцать книг начинающих авторов. Но в театре опыт такого рода - вещь не новая; например, театр Одеон широко раскрывает свои двери перед молодыми драматургами. Так вот мне хотелось бы узнать, много ли наберётся талантливых авторов, у которых первая пьеса шла на подмостках Одеона. Я уверен, что их окажется относительно мало, меж тем как список посредственных и ныне уже забытых авторов будет огромный. Пусть это послужит подтверждением аксиомы: поддержка, которую власти оказывают литературе, идёт на пользу только посредственности.

Часто молодые писатели, главным образом драматурги, спрашивают меня: «Неужели вы не верите в то, что существуют неизвестные таланты?» Разумеется, если талант ничем себя не проявил, он пребывает в безвестности; но в одно я твёрдо верю и знаю, что это так: всякий мало-мальски яркий талант в конце концов себя проявит, и его вынуждены будут признать. Всё дело в этом и ни в чем другом. Человеку даровитому нельзя помочь разрешиться его произведением, - он это делает без посторонней помощи. Позволю себе привести пример, относящийся к творчеству художников. Каждый год в Салоне живописи, на этом базаре художественных изделий, мы видим ученические полотна, работы художников, получающих субсидии от государства: эти на редкость невыразительные картины допущены сюда лишь из духа терпимости и ради поощрения; подобные опусы ничего не стоят, их не принимают во внимание сегодня, не будут принимать во внимание и завтра, они только без всякой пользы и ко всеобщей досаде занимают место на выставках. Неужели и в литературе нам надо добиваться субсидий, а потом выставлять на всеобщее обозрение пустячные книги? Государство ничем не обязано молодым писателям: никто не давал им права, написав несколько страниц, которые не желают печатать или ставить на сцене, изображать из себя мучеников. Ведь сапожник, стачавший первую пару сапог, не требует от государства, чтобы оно помогло ему их продать. Работник сам должен добиваться, чтобы его работу оценили по достоинству. А если он бессилен этого добиться, грош ему цена, он по своёй вине пребывает в безвестности, и поделом.

Надо напрямик заявить: слабые литераторы не заслуживают никакого интереса. По какому праву, будучи слабыми, они тщеславны и желают прослыть сильными? Нигде слова: «Горе побеждённым!» - не звучат более уместно. Никто не принуждает человека писать; но уж если он берётся за перо, то тем самым принимает возможные последствия битвы, и тем хуже для него, если после первого же удара он падает наземь, а его сверстники и коллеги проходят дальше, ступая по нему. Жаловаться в подобных обстоятельствах просто смешно, да к тому же это не помогает. Сколько ни поощряй слабого, он всё равно потерпит неудачу, а сильный добьётся успеха, не взирая на все препятствия, - вот непреложный вывод, и тут уж ничего не поделаешь. Я хорошо знаю, что всё относительно и что мне могут назвать весьма посредственных писателей, которые благодаря субсидиям и поддержке стали модными авторами. Но такие доводы даже слушать стыдно.

Зачем Франции нужны посредственные писатели? Ведь если поддерживают начинающих, то делают это, разумеется, в надежде, что среди них может отыскаться гений. Книги и пьесы - не товары широкого спроса, такие, скажем, как шляпы и башмаки. Впрочем, если угодно, и в лавках книгопродавцев, и в театрах можно встретить немало поделок, находящих множество покупателей; но ведь все это произведения второсортные, недолговечные, их удел - служить злобе дня. Я даже не хочу задумываться над тем, сколько посредственных произведений можно ещё получить, если государство вмешается в это дело и объявит конкурс на лучшее произведение. Не стоит ли в таком случае просто открыть особый класс в Высшем училище искусств и ремёсел, где учили бы сочинять книги и пьесы по самым образцовым рецептам и к осени обеспечивали бы Париж комедиями и романами на всю зиму. Нет, в литературе важно только одно - талант.

Поощрения оправданы лишь тогда, когда они помогают появлению выдающегося писателя, который пока что затерян в толпе безвестных литераторов и терпит нужду. А если так, то самый вопрос о молодых упрощается. Пусть всё идёт своим порядком, ибо никого нельзя наделить талантом, а в человеке талантливом заложено достаточно сил для полного развития его дарования. Обратимся к фактам. Давайте изберём группу молодых писателей - пусть их будет двадцать, тридцать или пятьдесят - и проследим, как складывались их судьбы. Сначала все они дружно пускаются в путь, их воодушевляет одна и та же вера, их обуревает одинаковое честолюбие. Затем почти сразу же намечается разница: одни быстрым шагом идут вперёд, другие топчутся на месте. Однако, пока ещё делать выводы рано. Но вот наконец можно и подвести итог: посредственности, хотя их всячески поддерживали, подталкивали, похваливали, так и остались посредственностями, несмотря на первые успехи; слабые и вовсе исчезли с горизонта; зато сильные, которым пришлось по десять, по пятнадцать лет сражаться в обстановке злобы и зависти, теперь торжествуют, талант их расцвел пышным цветом, и они впереди! Это вечная история. И было бы очень досадно, если бы захотели избавить сильных от долгих лет ученичества, уберечь их от первых битв, в которых они получают боевое крещение. Пусть они страдают, отчаиваются, выходят из себя - это им только на пользу. Глупость толпы и ярость соперников окончательно шлифуют их дарование.

Итак, для меня вопроса о молодых не существует. По-моему, это надуманная проблема, и разглагольствования о ней лишь поддерживают неосновательные надежды слабых литераторов. Я уже говорил, что никогда ещё двери книгоиздателей и директоров театров не были так широко распахнуты, как сейчас; любую пьесу играют на сцене, любую книгу печатают; а тем, кому приходится немного обождать, это только на пользу, они становятся более зрелыми. Для новичка самое большое несчастье - слишком быстрый успех. Надо знать, что прежде, чем достичь славы, настоящий писатель лет двадцать посвящает упорному труду. Когда юнец, сочинивший полдюжины сонетов, завидует известному писателю, он забывает, что тот отдал ради славы лучшие годы своёй жизни.

С некоторых пор считается хорошим тоном проявлять интерес к молодым. Покладистые профессора не скупятся на сердечные излияния, журналисты требуют, чтобы государство думало о начинающих писателях, в конце концов, начнут мечтать об образцовых книготорговцах для них. Так вот, все это ерунда. Такие люди только льстят молодёжи, преследуя при этом корыстные цели; одни рассчитывают извлечь какую-нибудь пользу для себя, другие радеют о своёй репутации людей добрых и обязательных, третьи хотят убедить окружающих, будто молодёжь идет за ними, а потому и будущее принадлежит им. Я охотно допускаю, что есть среди них и люди наивные, в меру простодушные, которые искренне верят, что величие нашей литературы зависит от решения так называемого вопроса о молодых. Я люблю высказывать суровую истину и полагаю, что важнее всего быть откровенным; вот почему я в заключение прямо говорю начинающим писателям: «Работайте, - это самое важное. Рассчитывайте только на себя. Всегда помните, что если у вас есть талант, он откроет перед вами даже наглухо запертые двери и поднимет вас так высоко, как вы того заслуживаете.

И главное, отказывайтесь от благодеяний властей предержащих, никогда не просите помощи у государства: это лишит вас мужественности. Высший закон жизни - борьба, никто вам ничем не обязан; если вы сильны, вы непременно восторжествуете, а если потерпите неудачу, не жалуйтесь, - значит, лучшего вы не заслуживаете. И вот ещё что: относитесь к деньгам с уважением, не впадайте в ребячество, не поносите их, по примеру поэтов; деньги - залог нашей отваги и нашего достоинства, мы, писатели, должны быть независимы, чтобы иметь возможность говорить всё; деньги позволяют нам стать духовными вожаками века, единственно возможной в наше время аристократией.

Смотрите на нашу эпоху как на одну из самых великих в истории человечества, твёрдо веруйте в будущее, и пусть не смущают вас такие неизбежные последствия эволюции, как непомерное развитие журналистики и меркантилизм литературы низкого пошиба. И не оплакивайте прежний дух, царивший в литературе старого общества и умерший вместе с ним. Новое общество порождает новый дух, и дух этот с каждым днём всё сильнее проявляется в поисках и в утверждении истины. Пусть же натуралистическое направление развивается дальше, пусть всё больше появляется талантов, которым предстоит закончить начатое нами дело. Вы сегодня выходите на арену, не вздумайте же бороться против эволюции, происходящей в обществе и в литературе, ибо гении XX столетия - среди вас».

Эмиль Золя, Экспериментальный роман / Собрание сочинений в 26-ти томах, Том 24, М., «Художественная литература», 1967 г., с. 398-403.

Соблюдение Вашей конфиденциальности важно для нас. По этой причине, мы разработали Политику Конфиденциальности, которая описывает, как мы используем и храним Вашу информацию. Пожалуйста, ознакомьтесь с нашими правилами соблюдения конфиденциальности и сообщите нам, если у вас возникнут какие-либо вопросы.

Сбор и использование персональной информации

Под персональной информацией понимаются данные, которые могут быть использованы для идентификации определенного лица либо связи с ним.

От вас может быть запрошено предоставление вашей персональной информации в любой момент, когда вы связываетесь с нами.

Ниже приведены некоторые примеры типов персональной информации, которую мы можем собирать, и как мы можем использовать такую информацию.

Какую персональную информацию мы собираем:

  • Когда вы оставляете заявку на сайте, мы можем собирать различную информацию, включая ваши имя, номер телефона, адрес электронной почты и т.д.
Как мы используем вашу персональную информацию :
  • Собираемая нами персональная информация позволяет нам связываться с вами и сообщать об уникальных предложениях, акциях и других мероприятиях и ближайших событиях.
  • Время от времени, мы можем использовать вашу персональную информацию для отправки важных уведомлений и сообщений.
  • Мы также можем использовать персональную информацию для внутренних целей, таких как проведения аудита, анализа данных и различных исследований в целях улучшения услуг предоставляемых нами и предоставления Вам рекомендаций относительно наших услуг.
  • Если вы принимаете участие в розыгрыше призов, конкурсе или сходном стимулирующем мероприятии, мы можем использовать предоставляемую вами информацию для управления такими программами.
Раскрытие информации третьим лицам

Мы не раскрываем полученную от Вас информацию третьим лицам.

Исключения:

  • В случае если необходимо - в соответствии с законом, судебным порядком, в судебном разбирательстве, и/или на основании публичных запросов или запросов от государственных органов на территории РФ - раскрыть вашу персональную информацию. Мы также можем раскрывать информацию о вас если мы определим, что такое раскрытие необходимо или уместно в целях безопасности, поддержания правопорядка, или иных общественно важных случаях.
  • В случае реорганизации, слияния или продажи мы можем передать собираемую нами персональную информацию соответствующему третьему лицу – правопреемнику.
Защита персональной информации

Мы предпринимаем меры предосторожности - включая административные, технические и физические - для защиты вашей персональной информации от утраты, кражи, и недобросовестного использования, а также от несанкционированного доступа, раскрытия, изменения и уничтожения.

Соблюдение вашей конфиденциальности на уровне компании

Для того чтобы убедиться, что ваша персональная информация находится в безопасности, мы доводим нормы соблюдения конфиденциальности и безопасности до наших сотрудников, и строго следим за исполнением мер соблюдения конфиденциальности.

Выявление и поддержка молодых талантов в области культуры и искусства – грантовое направление, введенное с 2018 года по решению Президента Российской Федерации В.В.Путина.

Направление предполагает реализацию масштабных проектов: творческих конкурсов и фестивалей, подразумевающих поиск и поддержку российских молодых талантов в области культуры и искусства.

Конкурсный проект по этому направлению состоит из двух равнозначных частей. Это механизм выявления молодых талантов и описание их дальнейшей поддержки .

Ключевые особенности направления

Кто может участвовать в конкурсе по данному направлению?

Некоммерческие организации с успешным опытом осуществления подобных масштабных проектов или с серьезными партнерами, имеющими такой опыт. При этом участники конкурса с собственным значимым опытом имеют преимущество.

Что должно содержаться в конкурсном проекте?

Прежде всего, информация о двух главных составляющих проекта: механизме выявления молодых талантов и форме их дальнейшей поддержки.

Чем еще отличается проект на «конкурс конкурсов» от проектов, подаваемых по другим двенадцати направлениям?

  1. Географический охват . Проект должен предусматривать отбор талантов в масштабе страны или как минимум нескольких регионов.
  2. Команда . В команду проекта или жюри конкурса должны входить известные российские деятели культуры и искусства. Их участие в проекте должно быть письменно подтверждено (сканы писем загружаются в состав заявки).
  3. Опыт . Опыт реализации подобных проектов у заявителя или организации-партнера должен составлять не менее пяти лет.
  4. Благополучатели . Целевая аудитория проектов – дети и молодежь с исключительными творческими способностями. Минимальный возраст возможных участников проекта – 6 лет, максимальный – 35 лет (при обосновании, почему в таком возрасте требуется поддержка для становления таланта). Речь может идти не только об отдельных людях, но и о творческих коллективах.
  5. Регрантинг . Это единственное направление, по которому прямо разрешается регрантинг, то есть возможность за счет полученного гранта выдавать гранты, премии, стипендии молодым талантам, покупать им инструменты, оплачивать образование, поездки, проживание. Размер таких выплат должен быть четко оговорен в проекте, как и условия их присуждения.
  6. Софинансирование . Если организация уже несколько лет успешно проводит отбор молодых талантов, проект не может быть направлен только на то, чтобы делать то же самое, но за дополнительные деньги. В проекте должны быть детально показаны собственный вклад в проект и направления расходования гранта.

Если в заявке не будет конкретики, например, описания условий и процедур выявления и поддержки талантов, имен участвующих в проекте представителей культуры, либо не будет подтверждающих такое участие писем, заявка не будет допущена до независимой экспертизы.

Если в заявке не будет раскрыт опыт заявителя, не детализирован бюджет либо будет определен небольшой масштаб мероприятий, скорее всего, заявка получит по результатам экспертизы небольшие баллы.

Что делать, если некоммерческая организация успешно помогает талантливым детям в своем городе или поселке, но не планирует расширять масштаб своей работы?

Ничто не мешает такой организации представить проект по направлению «поддержка проектов в области культуры и искусства». Здесь у нее будет больше шансов на получение гранта, поскольку это одно из двенадцати направлений, по которому не установлены специальные требования.

Подача заявки

Для того чтобы подать заявку на участие в конкурсе по грантовому направлению «выявление и поддержка молодых талантов в области культуры и искусства», вам нужно подробно ознакомиться со следующими документами:


положением о конкурсе на предоставление грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества;


презентацией , в которой изложены особенности подачи заявки и заполнения анкеты по грантовому направлению «выявление и поддержка молодых талантов в области культуры и искусства»;


инструкцией по заполнению заявки на участие в конкурсе на предоставление грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества.

Что нужно сделать, чтобы подать заявку?

  1. Зарегистрироваться на сайте сайт.
  2. Войти в личный кабинет и перейти во вкладку «МОИ ПРОЕКТЫ».
  3. Нажать на расположенную справа под строкой меню кнопку «СОЗДАТЬ ЗАЯВКУ».
  4. Приступить к заполнению формы заявки.
  5. В пункте «1. Грантовое направление» выбрать из предлагаемого списка либо строку «выявление и поддержка молодых талантов в области культуры и искусства» , либо «выявление и поддержка молодых талантов в области культуры и искусства - долгосрочный проект» .

Обращаем внимание на то, что грантовое направление по выявлению и поддержке талантливых детей и молодежи предполагает реализацию проектов как со стандартным сроком реализации, так и долгосрочных (до 3 лет). При выборе долгосрочного проекта необходимо обосновать невозможность реализации проекта в более короткий срок. Подробнее о долгосрочных проектах – в главе VI положения о конкурсе на предоставление грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества.