Считается, что студенческие организации в России развиваются быстрыми темпами: молодежь активнее принимает участие в соуправлении университетами, в региональной политике и формировании федеральной повестки. «Наш университет_онлайн» поговорил с уполномоченным по правам студентов в РФ Артемом Хромовым о том, что больше всего волнует российское студенчество.

Какие проблемы больше всего волнуют студентов?

Подавляющее большинство студентов беспокоят проблемы перевода студентов ликвидируемых университетов, повышение платы, неблагоприятные условия проживания в общежитиях, прозрачность выплаты стипендий, вымогательство взяток, сложности трудоустройства и многое другое.

Нередко приходится сталкиваться и с новыми историями, когда выпускникам массово не выплатили стипендии или студентов не допустили до выборов, нарушая прямое указание федеральных властей.

Наша главная задача с командой – добиться того, чтобы студент оперативно получил консультацию, а также сопровождать и сохранять анонимность студента, чтобы решить проблему безболезненно и без негативных последствий.

Реализации каких инициатив, в общих чертах, вы добиваетесь?

В настоящее время меня беспокоит, что подавляющее большинство не имеют возможности получить образовательные кредиты с государственной поддержкой, что у нас совершенно не развита внутрироссийская академическая мобильность, волнуют факты нарушения прав студентов при ликвидации университетов, а также то, что не создан стандарт студенческого обеда, в университетах и колледжах не соблюдаются правила пожарной безопасности и так далее. И я сделаю все возможное, чтобы добиться реализации намеченных прогрессивных реформ, которые решат данные проблемы.

Давайте вспомним недавний случай с урезанием стипендий для украинских студентов, итогом которого стал запуск торта в замминистра финансов. Как обычно решаются ситуации такого плана?

На самом деле во всех странах мира студенческие организации десятилетиями добивались того, чтобы получить возможность влиять на молодежную политику. В одних странах до сих пор принято проводить уличные мероприятия, в других – вести публичные дебаты, в третьих – достигать результатов путем переговорного процесса.

В основном серьезные протестные настроения возникают тогда, когда проводятся непопулярные и жесткие реформы, которые сокращают социальные обязательства государства.

В Канаде и ЮАР студенты переворачивали машины и дрались с полицией, выступая против коммерциализации образования. Но бывают протесты, которые обусловлены другими причинами: мексиканские студенты протестовали, требуя объективного расследования похищения бандитами молодых людей, грузинские студенты устроили забастовку, требуя проведения честных выборов в университете.

Но чаще всего причины возникновения протеста связаны с тем, что решения принимаются непрозрачно или грубо продавливаются. Вместе с тем, многие европейские независимые студенческие организации редко выражают недовольство, так как все решения изначально с ними обсуждаются и согласовываются.

В России в последние годы важные вопросы молодежной политики активно обсуждаются со студенческими организациями, расширяются полномочия студенческих организаций, в наших университетах внедряются процедуры всеобщих прямых выборов студенческих лидеров. Но нужно продолжать повышать открытость принятия решений, совершенствовать формы публичной дискуссии.

Резонанс вызвала история с «голым» посвящением в КГУ, также обсуждается история с непригодными условиями в общежитиях ДВФУ. Положительно ли явление такой «громкой связи», или внутренние проблемы все же стоит решать «не выходя из дома»?

Я считаю, что это разные сюжеты. Почему общественность задела история в КГУ? А просто мероприятие проводилось сотрудниками университета, и многим кажется, что в других университетах посвящения могли происходить абсолютно аналогично. Получается, что тема является социально значимой, поэтому она стала резонансной.

А локальные социальные и бытовые конфликты становятся публичными, когда не решаются или «замыливаются». Вот как студент, которого призывают поступать по уму и не нарушать установленный порядок, будет относиться к тому, что его в нарушение закона и со словами «знаешь ли, что!» выселяют из общежития, не переводят на бюджетное место, вымогают взятку? Он будет добиваться справедливости всеми законными способами.

Сегодня Якутия для иностранных студентов не холодный неизвестный край, а настоящий дом, место не только для учебы, но и для научных исследований. Как должно развиваться «обменное» направление в будущем?

В настоящее время действует государственная программа «Глобальное образование», которая предполагает полную оплату обучения и проживания студентам, которые поступят в зарубежные вузы.

Но мне кажется, что важно развивать внутрироссийскую академическую мобильность.

Вы бы хотели поучиться полгода в ЮФУ или получить двойной диплом СВФУ и СПБГУ? Вот я бы с большим удовольствием поехал учиться на некоторое время в другой российский вуз. В настоящее время мы начинаем активно готовиться к реализации данного проекта в России.

Если сравнить зарубежное студенчество и российское, в чем их основные отличия? И в чем отличие образования в нашей стране и в других странах?

Проблем в российской системе образования хватает. Но самом деле наше образование очень конкурентоспособное. Не случайно наших выпускников всеми силами перетягивают крупные зарубежные корпорации. И не случайно мы поднялись в последнее время в зарубежных рейтингах… И наши студентки умнее, интереснее и красивее!

Большую ли роль играет сегодня политика в жизни молодежи? Не пагубно ли влияет на российское студенчество нынешняя напряженная политическая обстановка в мире?

Не вызывает сомнений, что нынешние студенческие лидеры – это будущая политическая элита нашей страны. Тем не менее, образование и наука всегда должны находиться вне политики. Поэтому мне не нравятся попытки зарубежных партнеров повлиять на академическую мобильность и совместную научную деятельность. Но пропаганда не может повлиять на дружбу умных и добрых людей, которыми мир полон. Давайте жить дружно!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Высокая плата за обучение — основная проблема, которая волнует учащихся российских вузов, свидетельствуют данные опроса, проведенного Исследовательским центром рекрутингового портала Superjob.ru. По данным министерства образования и науки РФ, на начало 2011-2012 учебного года в России насчитывалось около тысячи учреждений высшего профессионального образования, в которых обучаются примерно 7 миллионов студентов, из них 3 миллиона выбрали очное образование.

Около трети студентов (28%) больше всего волнует высокая плата за обучение в вузе. "Очень дорого нынче учиться. Хоть на коммерческой основе, хоть на бюджетной. Беспокоит то, что плата за обучение с каждым годом все больше", — отмечают респонденты. Пятую часть российских студентов (20%) вообще ничего не волнует. "Никаких проблем сейчас не возникает. Я на пятом курсе, так что меня ничего не беспокоит", — говорит участник опроса. Необходимость совмещать работу и учебу беспокоит 15% опрошенных. По словам респондентов, от этого большего всего страдает обучение.

"Главная проблема в том, что работодатели не отпускают в учебный отпуск. Приходится идти в обычный, либо вообще пропускать сессию. Много времени уходит на работу, следовательно, времени вникать в учебный материал меньше, чем хотелось бы", — сетуют студенты. Незначительную часть студентов (10%) волнуют сложности с трудоустройством по окончании вуза и отсутствие системы распределения выпускников. "Вуз не беспокоит дальнейшая судьба студента. Нет распределения, нет связей и договоренностей с предприятиями", — отмечают респонденты.

Плохое качество образования и низкий профессиональный уровень преподавателей волнует 7% респондентов. "Беспокоит то, что закончив институт, я едва ли смогу работать по той профессии, на которую учусь, потому что понимаю, что в ней я не понимаю ничего. О незнании языков я просто молчу", — делится участник опроса. Несмотря на то, что министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов намерен объявить войну взяточничеству и плагиату в российских вузах, самих студентов эта тема практически не волнует. Только 4% учащихся обеспокоены коррупцией, взяточничеством в сфере образования. "В наше время все продается и покупается", — отмечают респонденты.

Еще меньшее число студентов (2%) волнует отсутствие практики во время обучения в вузе. "В университете дают минимум практических знаний. Нет базы для практических занятий, на одних лекциях далеко не уедешь. Нет предоставления университетом производственной практики", — отмечают студенты.
Опрос проводился 13—16 ноября, его участниками стали студенты вузов всех регионов РФ желающие совмещать работу и учебу или уже совмещающие. Размер выборки — 500 респондентов.

20 лет назад сотрудники педагогического вуза решили, что проблемы молодёжи должны обсуждать её представители, и собрали студентов на первую конференцию.

Первые 20 докладов студенты зачитали в апреле 1998 года. Тогда говорили о профессиональном самоопределении, религии, политике, культурных ценностях, здоровье, развитии студенческого самоуправления. Об этом же говорят и сейчас, но только уже более детально, предметно, не только озвучивая проблемы, но и предлагая варианты их решения.

«Я учусь на четвёртом курсе исторического факультета, уже прошёл через производственную практику в школе и именно поэтому на юбилейной конференции поднял тему её важности для студентов, - рассказывает Алексей Филиппов. - Бывает так, что, приходя в школу, студент может слышать от учителя: мол, забудь всё, чему вас учили в вузе, тут всё по-другому. На самом деле - нет. Университетские педагоги дают необходимые знания, которые помогут адаптироваться на практике. Студенты могут быстро переключаться, только надо сохранить в них интерес к профессии».

Кому контролировать?

В этом году участниками конференции стали студенты из Беларуси, Китая, Вьетнама, Афганистана, Пакистана, Индии, а также из Москвы, Воронежа, Саратова, Екатеринбурга и Тулы. Будущие педагоги, психологи, юристы, экономисты, инженеры, аграрии рассказали своим сверстникам о тех проблемах, которые существуют в их странах, городах и поселениях. Что-то близко всем, а что-то становится бичом лишь одной страны.

«Мой доклад о мате, - говорит первокурсник Александр Каблуков. - Речевой портрет нашего общества выглядит хуже именно из-за того, что молодое поколение использует в своей речи мат. Это серьёзная социальная проблема. В первую очередь, чтобы её решить, необходимо контролировать средства массой информации и интернет, так как не только в повседневной жизни мы это слышим на улице, но зачастую с экранов телевизоров, а о видеороликах в сети я вообще молчу».

Куда податься молодым?

Но больше всего и российских, и иностранных студентов волнует трудоустройство.

«В Афганистане в 2014 году было 25% безработицы, в 2016 этот показатель вырос до 40%, - рассказывает Мирас Хару . - Проблемы трудоустройства распространяются в том числе и на молодёжь. Причём затрагивают её сильнее, ведь молодому специалисту и так сложно устроиться: везде требуется опыт».

Одним из вариантов решения может быть квота на производствах для молодых специалистов, но об этом ещё много предстоит подумать представителям власти.

«Мы все учились понемногу…»

Многие думают, что учеба - это скучный и нудный процесс. Но только не у студентов! Умение лавировать между зубрежкой и раздолбайством - уникальный навык, который легко приобретается каждым студентом за время обучения в университете. Что может быть веселее романтика предзачётных ночей? Еще вчера ты отрывался на вечеринке вместе со своими одногруппниками, а сегодня до утра учишь билеты к экзамену, приободряемый лишь чашкой крепкого кофе. Вчерашний школьник с легкостью учится как губка впитывать в себя знания в любое время суток и в любом состоянии. И как здесь не вспомнить о продумывании плана по сокрытию шпаргалок, крике «Халява приди», который уже не пугает жителей соседних домов, о зачетки на веревке за окном и других глупых, но веселых студенческих приметах?


Студентом быть классно, потому что ты учишься находить выход из самой трудной ситуации.

Безумных лет кипящее веселье

Однако студенчество - это не только пора нудных лекций, семинаров и зачетов. Это еще и возможность попробовать себя в разных видах деятельности и побывать в необычных местах. В студенческой жизни помимо ВУЗа есть еще масса интересных вещей: КВН, научные кружки, языковые курсы, выступления на концертах, поездки стройотрядов и многое другое. Студент - это жизнелюб, которым двигает желание делать открытия, искать приключения и узнавать всё новое. Его ни что не может остановить, ведь он гонится за самыми яркими впечатлениями и воспоминаниями. Первые серьезные отношения, поиск своего места в жизни, подработки и желание быть лучше - вот что является главными составляющими бытия студента.

Студенчество - это тот возраст, когда можно наслаждаться жизнью и свободой, беззаботно проводить время, рисковать, совершать безумные поступки, не боясь осуждения со стороны людей, ведь «студентам можно все!».

Студентом быть классно, потому что ты никогда не сидишь на месте.

Жизнь общажная

Наиболее остро «прекрасную пору» испытывают на себе иногородние студенты. В общежитии жизнь кипит похлеще, чем вода в чайнике! Именно в этом месте вчерашний школьник начинает чувствовать себя частью некого большого и дружного коллектива. Здесь легко найти друзей, ожидая очереди в душ или готовя на кухне последнюю пачку макарон на всю комнату. В общежитии ни один житель не оставит тебя в беде, если ты остался без еды, денег или электричества.

Только в этом здании дети проходят через «мельницу жизни» и ступают в мир окрепшими духом людьми. Житель студенческого общежития не только проявляет здесь все свои первичные личностные качества, но и развивает другие черты своего характера. К примеру, смекалку. Ведь кто как не студент способен научиться есть суп ложкой, готовить из ничего изысканные блюда, кипятить чайник без чайника и спать при свете. А вечерние посиделки под гитару, поиск истины в жарких дискуссиях и ночные разговоры по душам с соседями по комнате являются неотъемлемой частью жизни каждого вузовца.