Оксана Ляскина
Из опыта работы «Экологическое развитие детей младшего возраста»

Экологическое развитие детей младшего возраста

(из опыта работы )

В настоящее время из – за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека, независимо от его возраста и профессии . Охрана окружающей среды, разумное отношение к природе стали настоящей проблемой века. А воспитание у детей дошкольного возраста ответственности за судьбу природы родной области, привлечение ребят к посильной помощи в ее охране – одна из актуальнейших задач сегодняшнего дня.

В дошкольном детстве закладывается фундамент конкретных представлений о природе, формируются основы экологического сознания . Поэтому очень важно, чтобы дети получали достоверные знания и представления, приобретали навыки доброжелательного отношения к природе.

В настоящее время идет поиск путей экологического воспитания детей дошкольного возраста

Экологическое воспитание – это формирование у человека способности и желания поступать в соответствии с законами экологии , которые он усвоил в процессе обучения.

Экологическое воспитание является равнодействующей всех сторон воспитания – умственного, нравственного, патриотического, эстетического, физического, трудового. Но, получив необходимую сумму знаний и имея желание поступать правильно, человек не всегда реализует свои потенциальные возможности в реальной жизни.

В результате исследований Л. С. Игнаткиной, Н. Н. Кондратьевой, С. Н, Николаевой, А. М. Федотовой и других признано, что экологическое воспитание дошкольников – это формирование у детей бережного отношения к природным явлениям и объектам, которые их окружают и с которыми они знакомятся в дошкольном возрасте . Установлено, что в дошкольном возрасте возможно сформировать дифференцированное представление о живом и неживом. Необходимо прививать детям доброту, ответственность по отношению к природе и людям, живущим рядом.

Часто из – за отсутствия таких знаний ребята не могут выбрать правильную линию поведения. Необходимо сделать так, чтобы эта работа стала привлекательной для детей .

Основная цель моей работы :

Создание благоприятных условий для .

Для достижения цели наметила следующие задачи :

1. Способствовать накоплению ребенком ярких впечатлений о природе; обогащать представления детей о растениях , животных, человеке, а так же об объектах неживой природы, встречающихся в ближайшем окружении. Учить обращать внимание, рассматривать, обследовать, прислушиваться, называть, что увидел, передавать особенности голосом, в движениях. Узнавать объекты и явления в природе, на картинках, различать их, называть.

2. Развивать эмоциональную отзывчивость и разнообразие переживаний детей в процессе обращения с природой : доброжелательность, любование красотой природы, любопытство при встрече с объектами, удивление, сопереживание, сочувствие.

3. Вовлекать детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств объектов неживой природы.

4. Привлекать малышей к посильной деятельности по уходу за растениями уголка природы.

5. Воспитывать любовь к родному краю, умение правильно вести себя в природе;

Работу по экологическому воспитанию надо начинать с младшего возраста . Методика формирования элементов экологической культуры у дошкольников должна учитывать психологические и физиологические особенности детей данного возраста . Это значит, что воспитатель должен возвращаться к одному и тому же объекту (к одному и тому же понятию) многократно и каждый раз добавлять к имеющимся у детей знаниям что – то новое.

Первый уровень ознакомления детей с природой является самым низким. Он предусматривает ознакомление с отдельными фактами (объектами, явлениями, процессами, трудовыми операциями) вне связи друг с другом. При организации педагогического процесса на этом уровне дети приобретают определенную сумму знаний о строении и свойствах живых и неживых объектов, овладевают необходимыми трудовыми операциями. Только на первом уровне процесс обучения строится в группах младшего возраста . Это объясняется как малым жизненным опытом , так и особенностями мышления детей , которое в этом возрасте является наглядно – действенным.

За основу своей работы взяла общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией М. А. Васильевой и парциальную программу, по которой работает наше дошкольное учреждение «Люби и знай свой край» .

Из программы я выбрала разделы, с учетом возрастных особенностей детей , которые способствуют расширению у детей элементарных экологических знаний .

В каждом разделе я выбрала темы наиболее знакомые детям этого возраста . С учетом возрастных особенностей разработала конспекты занятий , план работы с родителями . А итогом нашей работы были экологические досуги , развлечения , создание тематических альбомов и продуктивная деятельность детей .

Работа по экологическому воспитанию проводится в разных формах : индивидуальная, подгрупповая, фронтальная форма занятий, прогулки, дидактические игры экологического содержания . Ведущей деятельностью детей младшего дошкольного возраста является ИГРА .

В традиционной методике ознакомления детей с природой игра как метод, экологического воспитания представлена мало. В последние годы разработан ряд рекомендаций по использованию игровых методов в экологическом образовании .

В связи с этим у нас обозначилась потребность в более глубоком и разностороннем изучении игрового метода при ознакомлении детей с природой . Это связано с поиском наиболее рациональных и эффективных путей образования дошкольников, с введением игровых приемов в практику обучения и воспитания младших школьников , применением новых видов игровой деятельности.

В ходе экологического воспитания детей младшей группы использую различные методы : наглядные (наблюдение, демонстрация) ; практические (игра, труд) ; словесные (рассказы воспитателя, чтение художественных произведений, беседы) и экспериментальные (опыт ) .

Для поддержания интереса детей к деятельности я использую :

Стихи и загадки;

Игровые приемы;

Иллюстративно – наглядный материал;

Метод моделирования;

Игры «Хорошо – плохо» ;

Сказки познавательного характера, потому что сказки более приятны и доступны детям для развития познавательных способностей.

Одним из условий познавательного развития детей в ДОУ является правильная организация и экологической развивающей предметно - пространственной среды, которая должна способствовать не только познавательному, эстетическому и нравственному развитию , но и формированию экологически грамотного поведения в природе, безопасного как для самой природы, так и для ребенка.

Эколого- развивающая среда – это понятие , которым обозначаются специальные места в детском саду, где природные объекты сгруппированы определенным образом, и которые можно использовать в педагогическом процессе детей .

Чтобы образовательное пространство выступало как развивающая образовательная среда, в ходе взаимодействия входящих в него компонентов оно должно приобрести определенные свойства, такие как гибкость, непрерывность, вариативность, интегрированность, открытость, установку на совместное деятельное общение всех субъектов образовательного процесса.

Эколого- развивающая среда в детском саду должна способствовать :

познавательному развитию ребенка ;

эколого-эстетическому развитию ;

оздоровлению ребенка;

формированию нравственных качеств;

формированию экологически грамотного поведения;

экологизации различных видов детской деятельности.

Создавая эколого- развивающую среду , необходимо учитывать период обучения, сезонность.

Модель экологической предметно- развивающей среды нашей группы включает в себя следующие компоненты : уголок природы, уголок по экспериментированию, центр дидактической игры, уголок книги, наглядный и демонстрационный материал, оформление группового пространства, уголок по театрализованной деятельности.

В воспитании экологической культуры большую роль играет сенсорный опыт детей . Ребенок младшего дошкольного возраста видит окружающий его мир «глазами и руками» . Потребность действовать с предметами, играть с ними неукротима : ребенок всё хочет взять в руки, опробовать предмет в действии. Маленький ребенок познает мир по принципу : что вижу, с чем действую, то и познаю.

В группе имеется уголок для экспериментирования, где дети в любое время могут проводить опыты с водой и песком . Так же, при помощи родителей собрано много материала на развитие тактильных ощущений ; жёлуди, шишки, грецкие орехи, бобы, горох и многое другое. С помощью упражнений в сенсомоторном уголке помогаю детям взглянуть на окружающую природу с точки зрения тактильного изучения форм, «рождения» образов и как следствие развитию творческих способностей и проявлений.

Познакомить детей с природой , воспитать любовь к ней в первую очередь помогает уголок природы, где содержатся комнатные растения. Растения уголка природы дети видят ежедневно, под моим руководством с удовольствием поливают цветы в соответствии с обозначениями на горшках (на горшках наклеены знаки о мере потребности растения в солнце, воде, правилах ухода) наблюдают, ухаживают за ними. Дети нашей младшей группы стараются запомнить трудные названия растений, правила ухода.

Работа в уголке природы формирует практические умения взаимоотношения с природой, обогащает представления детей о растениях , развивают эмоциональную отзывчивость и разнообразие переживаний. Для закрепления материала был сделан лепбук по теме «Комнатные растения»

На подоконнике расположен мини огородик, где в пластиковых нарядных бутылках растут лук, петрушка, укроп, фасоль. В нашем природном уголке также есть макет «Деревушка Коровкино» , в котором расположены макет деревянного домика, забора и фигурки домашних животных. Наши дети с увлечением играют с фигурками животных, обыгрывают различные ситуации. Хотя бы такое общение очень важно для ребенка. Поэтому в образовательной деятельности я широко использовала наглядные пособия, предметы, которые ребенок может взять в руки.

С целью обогащения знаний детей я в своей работе по экологическому воспитанию использую художественную литературу природоведческого содержания.

Это помогает мне учить детей глубже всматриваться в окружающий мир, искать ответы на многие вопросы. Чтение сказок о животных очень нравится детям, они внимательно слушают, запоминают, но сами рассказать затрудняются. Но с этой проблемой мне помогает справиться театральная деятельность, которой я люблю заниматься с детьми младшего возраста .

Театрализованная деятельность продолжает знакомить детей с окружающим миром , развивает интерес к миру животных, доставляет детям радость. Свои знания они переносят в самостоятельную театрализованную деятельность, используя при этом настольный, кукольный театр, уголок для ряженья. Детям нравиться показывать сказки, быть артистами, уходит смущение, даже самый застенчивый ребенок выступает с удовольствием. В этом виде деятельности формируется правильная речь детей , пополняется и активизируется словарь и конечно развивается память , внимание.

Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста . Она имеет большое значение для интеллектуального развития ребенка , для уточнения его знаний об окружающем. Поэтому в своей работе широко использую разнообразные игры : дидактические, экологические , настольно-печатные игры, словесные, подвижные, сюжетно-ролевые, игры-имитации, строительные.

Наблюдения – это важнейший источник знаний о природе. Наблюдения одного цикла провожу последовательно – от простого к сложному. Целевые прогулки вокруг детского сада, на своем участке, наблюдения за трудом взрослых, старших дошкольников все это расширяет кругозор детей . Они развивают в детях важное умение – смотреть, видеть, делать выводы и обобщения. Несомненную ценность имеют повторные наблюдения одного и того же места в разное время года и при разном освещении (солнечный день, пасмурный, туман, сумерки и т. д.) . Самые первые наблюдения я организовывала с детьми : за изменениями температуры – на улице тепло, холодно, жарко; за осадками – идет снег, дождь и т. д. При этом я не просто констатировала факты, а использовала различные приемы, чтобы задержать внимание детей на том или ином явлении.

Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых. Поэтому я не только учитываю это сама, но и значительное внимание уделяю работе с родителями . Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу-воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного . В работе с родителями по экологическому воспитанию детей я использую , как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, так и нетрадиционные (экологические игры , посещение открытых мероприятий)

Мой опыт работы показал , что работу всегда надо начинать с проведения анкетирования, индивидуальных бесед. Немаловажное значение в работе с семьей имеет и такое направление, как видение достижений у детей , поэтому все работы детей вывешиваются , выставляются на стенде, где родители могут оценить творческие способности своего ребенка, сравнить с работами , поделками, рисунками других детей . Ну а самое главное в экологическом воспитании это личная убеждённость педагога, его умение заинтересовать весь коллектив, пробудить у детей , воспитателей и родителей желание любить, беречь и охранять природу и тем самым быть эталоном для подражания у коллег, родителей и дошкольников.

Результатом моей работы по формированию экологических представлений у младших дошкольников явились положительные результаты. Повысился уровень экологической культуры и знаний у детей ; дети научились осознанно и правильно относиться к объектам и явлениям природы. В процессе непосредственных наблюдений за природой в сознание детей сформировалось ясное и точное представление о предметах и явлениях природы, что в живой природе все связано между собой. Малыши с интересом слушают рассказы о животных и растениях, задают интересующие их вопросы. Во время прогулок и экскурсий дети стали проявлять большой интерес к жизни птиц и насекомых. Стали бережнее относится к деревьям, муравейникам и другим живым существам. Родители принимали активное участие в создании условий для экологического воспитания детей : оформление и разбивка цветников на участке; приобретение растений в уголок природы, развивающих игр .

Опыт моей работы показывает , что целенаправленная, систематическая работа по экологическому воспитанию младших дошкольников , в интересной, занимательной форме, поможет детям увидеть всю красоту природы, раскрыть все ее тайны и законы, воспитает в детях доброту, ответственное отношение к окружающему миру.

Список литературы :

1. Золотова Е. И. Знакомим дошкольников с миром животных. / Под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М., 2005.

2. Кондратьева Н. Н. «Мы» Программа экологического образования детей / Н . Н. Кондратьева и др. – СПб., 2003-240 с.

3. Николаева С. Н. Юный эколог . Система работы в младшей группе детского сада. Для работы с детьми 2 -4 лет . - /Мозаика- синтез, 2010.

4. Пилюгина Э. Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми младшего возраста . Пособие для воспитателей детского сада. – М., 1983.

5. Рыжова Н. А. Экологическая тропинка // Дошкольное воспитание. -2000.

6. Рыжова Н. А. Экологические игры в детском саду . - М. ; Изд. Дом «Карапуз» , 2001 - 432 с.

Что вы знаете об экологии? Подозреваем, что перед вашим внутренним взором уже поплыли дымящие трубы заводов, тлеющие торфяники, радужные нефтяные пятна, дырявый озоновый слой и стремительно исчезающие амурские тигры. Плохая у нас экология, это верно. Тогда следующий вопрос: что вы сделали для решения экологических проблем? Не пугайтесь, мы не призываем вас к радикальным мерам, а просто предлагаем обратить внимание ребенка на мир вокруг.

Лесной кодекс: едем на природу

Для начала вспомним определение понятия «экология»: это наука о взаимоотношениях живых существ друг с другом и окружающей средой. Наша задача — научить ребенка строить правильные отношения с природой. Как будем учить? Исключительно личным примером! Малыш смотрит на вас во все глаза, он хочет быть как мама/папа, и это значит, что родители просто обязаны стать образчиками экологически правильного поведения. Началась весна, и скоро мы все устремимся в поля, леса и огороды — отдыхать на лоне природы. Делать это нужно так, чтобы после вашего возвращения домой природе не было мучительно больно. Прописная истина? Терпите — мы вам сообщим еще много таких и будем настаивать на строгом соблюдении каждого правила. Вы родитель — с вас и спрос!

Не надо мусорить!

Пакет в свернутом виде не занимает вообще никакого места и весит очень мало — не поленитесь захватить его с собой на пикник. В конце веселья вы побросаете туда банки-склянки и довезете (донесете) все это добро до ближайшего мусорного контейнера. Ребенка запросто можно привлечь к уничтожению «следов» семейного пребывания на свежем воздухе, причем очень важно объяснить крохе, для чего именно это делается: полянка ведь была чистой, когда вы приехали, и она должна такой остаться. Как сохранить экологию

В целости и сохранности

Для того чтобы развести костер, можно привезти с собой мешок углей или натаскать сухих веток (совместный труд сплачивает семью!). Ломать или спиливать деревья нельзя, так же, кстати, как вбивать в стволы гвозди или вырезать на них ножичком свои инициалы. Объяснить смысл таких запретов очень легко: человеку ведь больно, когда он поранится? У него идет кровь? Вот и деревцу больно, из его «раны» течет сок или смола.

На природу выезжают, чтобы насладиться тишиной, пением птиц и шелестом листвы. Вот и наслаждайтесь, а музыку послушаете дома. Это наше ухо ко многому привычно, а пернатые и звери от внезапной какофонии испытывают настоящий шок. Как ни крути, а вы с малышом приехали в гости — значит, нужно уважать принятые у «хозяев» порядки.

Сам себе пожарный.

Перед отъездом обязательно затушите костер (лучше, конечно, его залить), ведь если этого не сделать — пожар уничтожит траву, кусты и деревья, а с ними и дома лесных обитателей. Отдельное обращение к родителям-курильщикам: тщательно затушенные окурки складываем в мешок с мусором и отправляем на помойку.

Экологичная жизнь в городе

Экологичная жизнь в городе

Правила экологического поведения в городе, в сущности, мало чем отличаются от уже перечисленных нами. Но, безусловно, и здесь есть свои нюансы. Фантики, пакетики, палочки от эскимо, трамвайные билетики и прочую ненужную мелочь, которая страшно жжет руки, бросаем в урну. Экологически подкованные люди «в булочную на такси не ездят» и вообще стараются не использовать личный автотранспорт без крайней необходимости: загазованность вокруг и без того страшная.

Убирать нужно не только за собой, но и за теми, кого вы приручили. Всякий раз, собираясь выгуливать Шарика, берите с собой совочек и мешочек (или хотя бы кулек из газетки), чтобы аккуратно собрать продукты собачьей жизнедеятельности — и выкинуть в ближайшую урну. Вместе с ребенком принимайте участие в субботниках (воскресниках) и прочих мероприятиях по благоустройству прилегающей к вашему дому территории. Вряд ли малыш совершит что-то масштабное, но даже если его вклад ограничится несколькими собранными жестянками, это уже большое дело!

Ходите за покупками с собственным «многоразовым» мешком, а еще лучше — с холщовой экосумкой. Вообще-то это мировой тренд, так что присоединяйтесь! Ребенку, кстати, вполне можно купить/сшить собственную авоську с изображением какого-нибудь мультяшного героя.

Возьмите себе за правило: никаких исключений, надо — значит, надо! Можно триста раз сказать ребенку, что конфетный фантик полагается бросать в мусорку, и всего один раз швырнуть его мимо — и весь эффект от воспитательного процесса сведен на нет! Экология в вашем доме

Экономьте ресурсы — например, воду. Допускаем, что необходимость сократить потребление электроэнергии малышу объяснить довольно трудно, особенно если кроха категорически отказывается засыпать без ночника. Но закрывать кран во время чистки зубов ребенок научится легко: ведь иначе вся вода из реки может вытечь, и тогда рыбам будет негде жить, а людям — нечего пить (в общих чертах это совершенно правдивая версия). Привлекайте ребенка к заботе о комнатных растениях. Главное тут — с самого начала объяснить малышу, что цветок — не игрушка, если выдернуть его из горшка — он мгновенно погибнет. Если перестать поливать — тоже.

Эксперимент

Чтобы визуализировать представления ребенка о вершках и корешках, посадите вместе, например, луковицу. Сперва засуньте ее в банку с водой и наблюдайте, как отрастают корни (непременно объясните, в чем заключается их функция!). Потом пересадите свою чиполлинку в горшок — и следите за ростом «перышек». Этот простенький естественнонаучный эксперимент бесценен с точки зрения воспитания бережного отношения к природе: осознав, для чего растению нужны корни, малыш не станет выдергивать цветы из земли. Доверьте карапузу часть забот о питомцах. Мы прекрасно понимаем, что щеночек, купленный «для ребенка», на самом-то деле оказывается родительской заботой. И это объяснимо: в силу возраста и пока еще ограниченных возможностей кроха не может обеспечить полноценный уход за живым существом. Но регулярно делать для Тузика или Мурки хоть что-нибудь (наливать свежую воду в миску, например) он может — и должен.

Важно

Что бы ни делал ребенок, какой бы малостью в итоге ни оказалась его «экологическая» работа — не уставайте говорить детке, что он совершает добрые и очень нужные поступки. А еще — что он ваш самый любимый и большой помощник. Эти слова, в конечном итоге, и оказываются наиболее сильной мотивацией.

Малышковый возраст, пожалуй, самый любопытный возраст, когда мир кажется большим, широким, просторным, а в нём помещается столько удивительных вещей.

Книги издательства «Самокат» познакомят малыша с разными экосистемами. Из них ребеночек сможет узнать, что за пределами его густо населенного места обитания есть и другой мир. Вернее, миры, ведь экокнижек от Катрин Вилле целых четыре!

Данная серия от «Самоката» – прекрасная новость для тех родителей, которые очень пекутся о сохранности окружающей среды. И всё дело в том, что серия иллюстраций от Катрин Вилле – это 100% экопродукт. Издатели с гордостью рассказывают нам, что тираж одной только книжки позволил спасти от уничтожения целых 11 больших деревьев.

Мой маленький сад. Катрин Вилле

Катрин Вилле в своих книгах знакомит маленького читателя с четырьмя экосистемами. Давайте, сначала заглянем в лес.

Чтобы мы не заблудились среди могучих сосен и дубов, с нами в ознакомительное путешествие отправляются целых три провожатых: лиса, белка и барсук.

Первым делом зверята рассказывают, где они живут – вооон среди этих деревьев и мхов. Белки живут, например, в дуплах, лисы и барсуки – в глубоких норах.

В лесу очень-очень интересно, потому что каждый уголок этого места – разный. В лесу можно встретить и дубы, и клены, и акации, и ели, и можжевельник, и ольху. Попробуй, разгадай, что это за листья, от какого оно дерева? Родители могут пояснить, как важны нам деревья. Но ведь не только нам – плодами и семечками, которые дают деревья, питаются разные звери и птицы.

А что звери кушают ещё? Правильно, грибы и ягоды. Но, исследуя мир, нужно быть очень внимательным, ведь как грибы, так и ягоды могут приносить не только пользу и наслаждение, они бывают и опасными для здоровья, ядовитыми.

Вместе с белкой мы отправляемся в небольшое лесное путешествие дальше и замечаем большую шишку! Посмотрите, как белка рада встрече – она обнимает шишку, чьи семечки – её любимое лакомство. Помимо шишек в лесу можно найти и желуди, и шиповник, и каштаны.

Но, чшш.. что это за шум? Кто это говорит оттуда, со следующей страницы? Ага… целый отряд невиданных зверьков и насекомых! Малышу будет очень интересно познакомиться с зайцем и енотом, с совой и летучей мышью. И ещё узнать много интересных вещей со страниц экологической книги.

Это не конец текста, жмите на цифру 2, чтобы перейти к просмотру следующей страницы.

Уровень цивилизации стремительно рвется ввысь по принципу - больше, любой ценой, быстрее, переступив закон, не смотря ни на что. И что мы получаем в итоге? Окружающей природе все труднее приходится справляться с нашествием человечества, загрязняется атмосфера выхлопными газами автотранспорта и дымящих труб, не давая возможности получить и глоток свежего воздуха.

Вырубка человеком лесов приводит к утрате привычной среды обитания животными и птицами, что приводит к их гибели. Почва и вода заражены стоками и отходами производств, удобрениями, нефтепродуктами, уничтожающими все живое. Природа не успевает восстанавливаться, залечивать раны, которые люди наносят бездумными и варварскими методами, ради сиюминутной выгоды искажая лицо Земли.

Экология – не детская проблема

Можно и нужно объяснять ребенку правила грамотного отношения к окружающей среде и последствия неграмотного природопользования. Можно написать массу рекомендаций и трудов по воспитанию у подрастающего поколения экологической сознательности.

Но разве будет это эффективно, если самые родные и близкие люди, которым он верит и подражает, жгут костры, разбрасывают мусор, уничтожают редкие растения? Может, стоит, в первую очередь, начать с самого себя, и тогда любое занятие на тему экологии упадет на благодатную почву.

Может быть и ребенок, вооруженный знаниями, сможет изменить отношение взрослых к окружающему миру, и с возрастом его убеждения только окрепнут и это будет другое поколение – относящееся с любовью к своей родине – планете Земля.

Экологичность ребенка

Ребенок, в отличие от взрослого, с самого рождения не отделяет себя от окружающего мира и жадно тянется ко всему живому, и мышление разрушителя экосистемы у него абсолютно отсутствует. Крайне необходимо не разрушить это хрупкое сознание единства с природой, привить такие ценности, как бережливое отношение к природе.

Ведь формирование человека с экологическими взглядами возможно только с ранних лет. Именно этот период характеризуется у человека формированием представления об окружающем его мире и осознания существующей в природе взаимосвязи.

Важно на самом начальном этапе преподнести ребенку личный опыт общения с природой, так как в нежном возрасте дети реализуют ценности и нормы, усвоенные от взрослых. Взрослый – первоначальный образец экологически культурного человека.

Стремление приблизиться к благам цивилизации изолировало большую часть населения планеты от природы. Мир изменился, и наши дети живут в бетонных джунглях среди пластика, стекла, металла и асфальта.

Но стремление приблизиться к живому еще близко каждому человеку, поэтому мы стремимся привнести в дома и офисы, квартиры и служебные помещения частицу природы в виде комнатных растений, аквариумов, домашних животных и птиц.

А во время отдыха предпочитаем слушать пение птиц, журчание ручья, шум прибоя и шелест листвы. Любой удобный момент используется для прогулки за город, в зоопарк, сквер, или тенистый двор.

Можно использовать каждый такой момент для привлечения детей к экологическому воспитанию , красоте и таинствам природы, чтобы с самого раннего детства маленький человек чувствовал общность с ней. Каждому родителю известно, что чистый и свежий воздух – благо для ребенка, необходимость для здорового развития.

Приобщение малыша к богатому миру окружающей среды позволяет взрослому сознательно развивать его личностные качества, желание и интерес к познанию природы, сочувствие к тяготам жизни животных, сострадание.

Такое воспитание раскроет для вашего малыша уникальность и причудливость жизненных форм в природе, привьет необходимость ее сохранения, научит бережно и уважительно обходиться с природой.

Такой воспитательный метод поможет вам вырастить из вашего ребенка не эгоиста и не даст ему чувствовать себя «пупом Земли», то есть, у него будет шанс не заболеть болезнью современности – «эгопупизмом».

Положительный опыт общения с природой, совмещенный с познанием и положительными переживаниями, вызовет у вашего ребенка только добрые эмоции, подарит устойчивую психику и душевное равновесие. А это является основой психического здоровья - фактором, укрепляющим организм и обеспечивающим физическое здоровье ребенка.

Несколько фактов о детях и экологии
  • Неблагополучные экологические факторы окружающей среды становятся причиной более 60% случаев острых респираторных заболеваний, и именно они становятся причиной ежегодной гибели детей в количестве более 2-х миллионов.
  • Техногенные нагрузки комбинированного типа, особенно радиационно-токсические, выступают в качестве «факторов риска» в процессе развития дисфункций головного мозга у дошкольников.
  • В детских садах городских территорий, где отмечается повышенный уровень пестицидных и комбинированных нагрузок окружающей среды, выявлен наибольший процент детей с нарушениями физического развития.
  • У подростков, проживающих в городах с высоким уровнем загрязнения, отмечается повышенное артериальное давление.

Перечень заболеваний различного характера, вызванных у детей плохой экологией, достаточно внушительный. И родители, в первую очередь, обязаны позаботиться о здоровье своего ребенка в моральном и физическом плане. Экологическое воспитание каждого гражданина Земли станет гарантом будущего всего человечества в целом.

Приобщение ребенка к тайнам природы можно проводить, как в естественных условиях во время прогулки, так и при помощи книг, детских передач, фильмов, игр, при посещении зоопарков, музеев естественной природы, при выращивании комнатных растений и заботе о домашних питомцах.

Удивительный и разнообразный мир комнатных растений вызовет интерес ребенка, вовлечет его в процесс наблюдения, заботы, сопереживания, разовьет в нем эстетические и нравственные качества.

Купите собачку, котенка, попугая…

Редкий ребенок не просит в свой день рождения друга в виде домашнего животного, которое способно принести радость не только малышу, но и всем членам семьи. Этот пушистый или пернатый друг очень похож на нас - может ходить и плавать, лазать и бегать, есть, пить и любить, привязываться.

С любым питомцем удивительно интересно общаться, так как специфическое позитивное влияние на ребенка нельзя недооценивать. Многообразие современного рынка домашних животных может удовлетворить самый взыскательный вкус и пристрастия.

Хомячки, морские свинки, попугаи, рыбки, тараканы, черепахи, муравьи – все станут в вашем доме частицей живой природы, от самых традиционных кошек и собак до самых экзотических и редких рептилий.

Просматривая телепередачу и читая книгу, прогуливаясь в парке и наблюдая за муравейником в лесу, или гуляя в зоопарке, какой бы момент времени вы не выбрали для экологического воспитания детей , вы можете быть уверены, что урок пойдет на пользу.

Наверняка ваши дети не сломают ветку и не пнут щенка, не раздавят жука и не сорвут цветок, не выбросят мусор мимо урны. Прививая ребенку моральные нормы экологического воспитания, вы можете быть уверены, что маленький человек и большая природа будут вам благодарны за свое здоровое будущее.

И ваша игра с экологической направленностью станет гарантом взрослого, ответственного и бережливого отношения к природе Гражданина Земли.

Морские выдры во сне держатся лапками друг за друга, чтобы их не разделило течением.

Детям об экологии

«Нужны все на свете!
Нужны все подряд –
Кто делает мёд
И кто делает яд»

из сказки Бориса Заходера «Про все на свете».

Экология – молодая наука. Хотя о жизни животных и условиях их обитания писали еще древние индийские трактаты.

Эта наука развивается так быстро, что ученые затрудняются сказать, где ее границы.

Эта наука такая нужная! Она рассказывает, как живут существа в своих «домах» – экосистемах.

Эта наука говорит о том, что есть незыблемые законы, которым подчиняемся и мы, и наши соседи – животные, птицы, растения. Эти законы описывают и наши условия жизни – землю, воздух, воду и камни.

Девочка в городском дворе.

Все мы связаны, зависим друг от друга, нужны друг другу. Если меняется что-то вокруг нас, начинает меняться и все остальное. Например, в камнях жили одни звери, а люди убрали камни, распахали поля – и вот в полях стали жить другие животные и птицы; если поля пересохнут, станут жить новые виды живых существ.

Нам здесь лучше, чем в каменных джунглях.

Экология – точная наука. Благодаря ее формулам можно рассчитать, например, сколько километров леса нужно дикому волку, чтобы он не беспокоил фермерских животных, и многое другое.

Cколько нам надо парков?

Шмель на цветке

Не только человек меняет пространство вокруг себя – это делают и муравьи, и термиты, и пчелы. Это делают птицы и рыбы, огромные медведи и маленькие дождевые червяки. Но только человек так меняет все вокруг себя, что на десятилетия на планете Земля остаются безжизненные места – там нет ни птиц, ни червяков, ни медведей. И люди селятся там неохотно.

Асцидии - морские животные. Правда, очень красивые?

Даже просто хозяйствуя на Земле, люди каждый день уничтожают живое, и не просто живое – целые виды живых существ. Навсегда.

Подумаешь, пропадут микробы какие-нибудь, слизни, медузы, цветочки, червячки – да кому они нужны! – скажешь ты. Мало, что ли, их осталось? Каждый год новые виды находят – медуз, рыб, крабов там всяких или червячков.

Но ведь даже самое крошечное существо на земле кормит кого-то покрупнее. И если мы забудем об этом, страшно подумать, что мы натворим в конце концов и к чему это приведет!

Сегодня я все-таки хочу рассказать тебе о хорошем: о том, как мы, люди, используем богатства природной кладовой.

Ученые-бионики – слышали о такой науке? – изучают, как устроены растения, животные, насекомые. Дело в том, что в живой природе все сделано удивительно экономично, красиво и удобно. Эти законы и секреты природы ученые открывают, а потом – применяют в технике.

Ты, наверное, знаешь, что множество лекарств было создано благодаря растениям. Так и хочется сказать – нет бесполезных растений, есть неизученные!

Розовый землекоп в своем доме

Но больше всего меня поражают животные, которых изучают, чтобы узнать их тайны. Первым в моем списке идет, конечно, розовый землекоп. Живет он в жарких душных пещерах, где никто, кроме него, жить не может! А вот он – живет! Как? Почему? Почему он не болеет? Что позволяет розовому землекопу выжить?

На нашей планете есть существа, которые прячут тайну бессмертия – аксолотли, кишечнополостная гидра, и другие. А морские звезды и асцидии – морские животные – пока не раскрыли нам секрет вечной молодости.

Как же мы будем изучать тайны и секреты, находить лекарства и совершать удивительные открытия, если вокруг будет только изученный мир? Вернее – если все не изученное будет убито мусором, нефтяными пятнами, вырубками?

Каждый год ученые открывают множество новых видов живых существ, а исчезает их в 2 раза больше! Мы сами, люди, позволяем засыпать мусором и убивать наши природные богатства, наших неведомых спасителей, наших неизвестных защитников.

Чему могут научиться люди, глядя на эту красоту?

В сказке Бориса Заходера написано об экологии – но так просто и понятно! И называется она просто – «Сказка про всех на свете». Родители могут помочь тебе найти мультик, который был снят по этой сказке.

Фото Аллы Мутелики, Марины Лидис