Игра «Подбери слова живое - не живое»

(Возраст детей от 1 года до 7 лет)

Цель игры - расширение знаний о живых и неживых предметах.

Задачи: развивать речь, память, внимание, мышление, воображение, учить детей правильно ставить вопрос, совершенствовать умение определять живые и неживые предметы, формировать навыки словообразования.

Материал: 8 карточек формата А 4, маленьких карточки с изображением предметов, животных, птиц и т.д. Картинки должны отвечать на такие вопросы, как: живой?, не живой?, кто?, что?

Описание игры - игра будет интересна педагогам и воспитателям, работающим с детьми дошкольного возраста. Лексическая игра рассчитана для детей от года до 7 лет. С детьми 1-2 лет, рассматривая картинки, нужно побуждать их показывать и называть знакомые предметы, отвечать на вопросы: «Кто изображен на картинке? », «Что делает девочка? » и т. д. У детей 2-4 лет нужно формировать умение составлять предложения, используя разные части речи. Задавать и отвечать на вопросы по картинке. В возрасте 4-5 лет дети способны, детально рассказывать о содержании картинки. Детям 5-6 лет данные картинки помогут сформировать умение составлять план рассказа и придерживаться его при составлении.

Вариант игры № 1

Для игры потребуются карточки с картинками. Картинки должны отвечать на такие вопросы, как: Живой? Неживой? Кто? Что?

Возьмите такое количество карточек, которое ребенок с легкостью просмотрит за один раз.

Как играем с карточками? Рассмотрите карточку, озвучьте что на ней изображено, задайте вопрос риторически: «Кто это?», «Что это?», «Она живая?», «Он живой», ответьте сами на него.

Например,

Кто это? Лиса. КТО — ЛИСА. Она ЖИВАЯ! Что лиса делает? Она бежит, смотрит, ищет (и другое);

Кто это? Пчела. КТО — птица! Она ЖИВАЯ! Что птица делает? Она летает, машет крыльями;

Что это? Это книга. ЧТО книга! Нет, она неживая!

За раз рассмотрите три-четыре карточки.

В другой раз приведите более детальный пример:

Кто это? Носорог. КТО тигр. Он ЖИВОЙ! Он кушает, двигается, у него появляются детки, он играет с другими тиграми, общается с ними на своем тигрином языке. Еще он может болеть, испытывать эмоции (радость, грусть, гнев)»;

Что это? Автомобиль. ЧТО автомобиль? Он НЕЖИВОЙ! Без человека он не может ездить. Кто управляет автомобилем? Человек. Автомобиль кушает еду? Нет. Сам автомобиль не гуляет, дом себе не строит, он не чувствует боли.

Выделяйте, делайте акцент на слова «кто» и «что», «живой» и «неживой». Делайте паузы, чтобы дать ребенку несколько секунд на размышления.

Вариант игры № 2

Для игры используем маленькие карточки с картинками. Рассматриваем картинки с ребенком и отвечает на вопросы «Кто?», «Что?» Ребенку сложно за один раз понять суть всех этих понятий. Тему необходимо, закреплять. В этом поможет классификация. Как сортировать на кто? что? Возьмите два контейнера, положите их перед собой. Возьмите несколько карточек с картинками, озвучивайте и сортируйте их перед ребенком сами. Беря картинку, озвучьте: «КТО? — муха», «ЧТО? — мяч», «ЧТО? — ручка», «КТО? — мальчик». Карточек должно быть столько, чтобы хватило удержать интерес у ребенка

Вариант игры № 3

Для игры потребуются стикер двух цветов, например, желтый и голубой. Попросите ребенка пометить желтым картинки с «живыми» объектами, а голубым — с «неживыми».

Вариант игры № 4 Для игры используем 8 карточек формата А 4 с вопросами кто и что делает, и маленькие карточки. Пример: Стоит кто? что? Стоит кто? Регулировщик, верблюд, собака, цыпленок. Стоит что? Машина, мотоцикл, кресло, трактор, автобус, грузовик, троллейбус, трамвай, лейка, снеговик.

Природа и рукотворный мир: дидактические игры для детей, карточки для скачивания. познавательное видео для детей о живой и неживой природе.

Природа и рукотворный мир: дидактическая игра для детей

Из этой статьи Вы узнаете, как познакомить малыша с окружающим миром, как объяснить, что такое живая и неживая природа, что такое рукотворный мир и чем они отличаются, какие развивающие и обучающие игры Вам помогут.

Сегодня я с радостью представляю еще одну читательницу сайта «Родная тропинка» и участницу конкурса Это не только многодетная мама, но и студентка педагогического колледжа и воспитатель детского сада по профессии. Марина подготовила для читателей «Родной тропинки» игру по ознакомлению детей с окружающим миром.

Передаю слово Марине: «Меня зовут Смирнова Марина Анатольевна. На сайте «Родная тропинка» я не так давно — примерно около года. Живу в с. Частоозерье. У меня трое детей, студентка 4-го курса педагогического колледжа. Работаю в детском саду воспитателем. Увлекаюсь бисероплетением, рисованием (как карандашами так и красками), пластилинографией, модульным оригами, шью простые игрушки для занятия из фетра, делаю разные поделки и т. д. Недавна начала делать дидактические игры для детей». И сегодня Марина Анатольевна делится с нами двумя играми и карточками к ним.

Мир природы и рукотворный мир. Живая и неживая природа

В дидактических играх не только уточняются представления детей об окружающем мире и необходимости бережного отношения к нему, но и развиваются: связная речь, познавательный интерес, умение анализировать, сравнивать, обобщать, группировать предметы, внимание детей.

В дидактических играх дети узнают о том, что предметы вокруг них бывают разные.

Некоторые предметы сделаны руками человека (рукотворный мир), а другие предметы созданы природой (мир природы).

Мир природы также очень разнообразен. Есть живая природа, а есть неживая природа.

К миру природы относятся звезды и Луна, леса и горы, трава и деревья, птицы и насекомые. Это те предметы, который существуют вне человека, он не делал их своими руками или с помощью машин и инструментов.

  • К неживой природе относятся снег и песок, луч солнца и камни, глина и горы, реки и моря.
  • К живой природе относятся растения, грибы, животные и микроорганизмы.

К миру рукотворному относятся наша одежда и обувь, дома и транспорт, инструменты и головные уборы и многое другое, магазины и другие здания вокруг нас, стадионы и дороги.

Как объяснить детям, чем отличается мир природы от рукотворного мира и чем отличаются живая и неживая природа друг от друга?

Очень хорошо объясняется детям, что такое природа и чем отличается природа живая и неживая, в моей любимой передаче для детей по окружающему миру «Шишкина школа. Природоведение». Посмотрите с детьми эту познавательную веселую передачу для малышей. Поиграйте в игру вместе с ее героями, обсудите их ответы и ошибки.

Из каких царств состоит мир природы?

Об этом дети узнают из передачи «Шишкиной школы» по теме «Царства природы», и вместе со зверушками- героями программы — отгадают загадки об обитателях этих царств

А сейчас, когда Ваш малыш узнал, что такое природа, как отличить мир природы от мира рукотворного, как отличить живую и неживую природу, давайте поиграем в дидактическую игру и закрепим и уточним представления детей об окружающем мире. И в этом помогут нам игры и карточки Марины.

Дидактическая игра 1. «Живая и неживая природа»

Материал к игре

  • Картинки с изображением предметов живой и неживой природы (планета земля, утенок, лес, бабочка, гриб, горы и т. д.)
  • Карточки красного и зеленого цвета (на каждого ребенка)
  • Две куклы или другие игрушки.

Ход игры

Создайте игровую ситуацию с помощью игрушек. Две игрушки (куклы) поссорились и никак не могут разделить картинки. Спросите детей: «Как же можно помирить наших кукол? Как можно разделить эти картинки между Катей и Машей?» Дети обсуждают, как можно помочь игрушкам.

Обратите внимание детей на карточки — подсказки, вспомните, что они обозначают. Утенок — это мир живой природы. А горы — это мир неживой природы. Ребенок помогает куклам правильно разделить картинки.

  • Можно раздавать картинки куклам, например, кукле Маше — давать карточки с изображением живой природы, а кукле Кате — с изображением неживой природы.
  • А можно ввести условные значки. Карточка «утенок» зеленого цвета, а карточка «горы» — красного цвета. Предложите детям закрыть картинки с изображением живой природы квадратами зеленого цвета (как и утенок), а картинки с изображением неживой природы закрыть карточками красного цвета (как и карточка «горы»).
  • Если игра проводится с группой детей, то взрослый выдает каждому ребенку набор картинок и карточки красного и зеленого цвета для их раскладывания.

Задача детей — правильно разделить все картинки по двум группам.

Кукла Маша и Катя забирают каждая свои картинки и благодарят детей за помощь, хвалят их за то, что они очень догадливые и любознательные.

Скачать картинки к игре «Живое и неживое»

Дидактическая игра 2. Природа и рукотворный мир

В этой игре дети научатся отличать предметы мира природы от предметов, сделанных руками человека, классифицировать картинки, рассуждать и делать выводы, описывать предметы.

Материалы к игре

Вам понадобятся для игры картинки с изображением предметов природного и рукотворного мира (муравейник, зеркало, цветок колокольчик; электролампа, и др.).

Ход игры

Играет группа детей. Можно играть и в паре «взрослый и ребенок».

Каждый ребенок получает от взрослого набор картинок с изображением разных предметов рукотворного мира. Взрослый показывает картинку объекта природы.

Например, муравейник — дом муравьев. Дети ищут среди своих картинок предметы рукотворного мира, похожие на муравейник. Например, парой для муравейника может быть современный дом, скворечник, конюшня, птичник, сделанные руками человека. А возможно, Ваш ребенок найдет другую пару и сможет доказать, что она подходит, т.к. похожа на исходную картинку по какому-то признаку.

Нужно не просто отгадать и найти нужную картинку, но и доказать, что эта картинка подходит как пара картинке, показанной взрослым.

Примеры таких пар в карточках к игре:

  • цветок колокольчик (природный мир) — колокол (рукотворный мир),
  • солнце — лампочка,
  • ежик — металлическая щетка — расческа с длинными зубчиками,
  • бабочка живая — бабочка на праздничный костюм,
  • планета Земля — игрушечный мячик,
  • паутина — рыболовные сети,
  • ласточка с крыльями — самолет с крыльями,
  • клешни рака — клещи как инструмент человека,
  • снежинка и снежинка — кружевная салфетка,
  • мышка живая — мышка компьютерная.

«Разнообразие живого» - Грибы. Кто впервые увидел клетки? Организм. Одноклеточные организмы Не имеют ядра Разнообразны по форме Имеют жгутики и реснички. Животные. Дополните схему. Особенности клеток растений. Активно передвигаются Обитают повсеместно Делятся на. ? ? ? ? ? По наличию ядра в клетке.

«Размножение растений» - Много семян. Одно семя. Больше может появиться новых растений. Животные, человек. Вегетативное размножение. Плод, семя. Размножение растений. Чем больше образуется семян, тем… Размножение семенами. Корень. Строение растения. Ветер. Звери. Лист. Стебель. Птицы. Распространение семян.

«Растениеводство» - Прекрасен наш осенний сад. Какая отрасль растениеводства занимается выращиванием культур, о которых говорится в стихотворении? Задачи: Узнать, что такое растениеводство. Расширить знания о культурных растениях нашего края. Растениеводство. И как фонарики горят Айва, и вишня, и гранат. Ох!... Полеводство.

«Окружающий мир растения» - Растения – живые существа? Именно благодаря растениям содержание кислорода в воздухе почти не меняется. Кислород в атмосферу выделяют растения. Можно ли представить наше питание без овощей, фруктов, ягод, хлеба? Основополагающий вопрос: Задачи проекта. Оказывается, зеленый цвет меньше всего утомляет человека.

«Неживая природа» - Один пастух тысячи овец пасет. В лесу на одной ножке выросла лепешка. Тише, тише, высоко, Прыгай на носках легко. Игра « Живое неживое». Живая природа. Основные признаки живой природы. Природа. Неживая природа. Что такое природа? Явления природы. Вода. Ашкаульская основная общеобразовательная школа.

«Круговорот жизни» - Какие организмы названы организмами-разрушителями? Грибы. Не разрывай грибницу. Подумай! Собирать только красивые грибы. Можно выворачивать грибы с корнем. Солнечный свет. Как нужно собирать грибы? Звезды. Лучше всего собирать недалеко от домов, возле дорог. Представь, что на Земле исчезло какое-нибудь из звеньев круговорота жизни.

Всего в теме 36 презентаций

Дидактическа игра.

Тема: «Живая и не живая природа ».

Цель: продолжить работу по формированию знаний о не живой и живой природе.

Задачи: -обогащать словарный запас детей

Расширять кругозор детей через разнообразные игровые упражнения

Развивать логическое мышление, слухо-речевое восприятие

Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

1 ОРГ. МОМЕНТ : -проверка слуха

Эмоциональный настрой.

Беседа по ТБ с аппаратурой

2 фонетическая зарядка: (Ж)

Жи- живая до – дождь жу-жук Жук и жужжит, лети (составьте предложение)

3 фразы на слух:

Какое день недели? –Какое сегодня занятие?

Целевая установка: Будем(думать, говорить, играть.)

Работа по теме:

Разгадайте какое будет занятие (соберите разрезные буквы)

(ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА)

ОТГАДАИТЕ ЗАГАДКИ)

Рано, рано но утру всем кричит ку-ка-ре-ку

Зимой и летом одним цветом

Белый Антошка сквозь землю прошел, красную шапку нашел

Серая орлица на небе крылья распустила.

Кто отгадал, даю картинку с ответом

Работа с кроссвордом (ДЕТИ САМИ ВПИСЫВАЮТ ОТВЕТЫ)

Прочитайте в кроссворде буквы красного цвета.

Что такое природа?

Какая бывает природа? (живая и не живая)

ФИЗМИНУТКА (ВОРОБЕЙ)

АЛГОРИТМ ДИОЛОГА? …. У тебя картинка с какой природой?

У МЕНЯ……. (ЖИВАЯ, НЕ ЖИВАЯ ПРИРОДА)

РАБОТА С РАЗДАТОЧНЫМ МАТЕРИАЛОМ

Соедините стрелками где живая и не живая природа

Рассматривание картинок: (ВРЕМЕНА ГОДА)

    Поставьте картинки по временам года и назовите их

    Выберите и покажите цвет который соответствует времени года

Белый- зима

Голубой, зеленый – весна.

Лето-зеленый.

Осень- желтый, красный.

Физ.минутка (ДЕРЕВЦО)

- ….какое время года сейчас?

-….Назови времена года по порядку.

-….какое время года будет?

-…какое время года будет?

-…..какое время года тебе нравится, почему?

Когда ты родил(ся) (ась) ? я родил(ся) (ась)

Какое это время года? Это время года…..

ИГРА: найди ошибки» художник рисовал картинки и кое-что перепутал.

Итог: какое было занятие?

О чем говорили?

Что нового узнали? Назовите времена года по порядку.

Инна Дредунова
НОД по экологическому воспитанию с детьми старшей группы «Живое и неживое. Связь и отличия»

НОД по экологическому воспитанию с детьми старшей группы Тему :

Тема : Живое и не живое , Связь и отличия .

Цели :

Закрепить знания детей о живой и неживой природе и умении отличать объект живой от неживой природы ; сформировать у ребенка представление о неразрывной связи живой и неживой при роды ; закреплять, уточнять знания детей, полученные за период учебного года; формировать знания о нормах и правилах поведения в природе; расширять диапазон познавательных интересов детей, формировать новые способы познавательной деятельности.

Задачи :

1) Развивающие

Развивать любознательность, память, умение делать выводы о развитии природы;

Развивать творческое воображение, умение фантазировать;

Развивать навыки активной речи, обогащать активный словарь;

Способствовать развитию познавательных интересов;

Приобщать к действенному отношению к природе.

2) Образовательные

Расширить знания о живой и неживой природе , показать их взаимозависимость;

Учить отгадывать загадки;

Учить быстро находить правильный ответ на поставленный вопрос;

Учить решать проблемные задачи.

Оборудование : Презентация, письмо от всезнайки, волшебная коробочка с подарками, счетные палочки.

Ход занятия.

Воспитатель : Здравствуйте ребята! Сегодня прейдя в нашу группу я обнаружела в почтовом ящике письмо и посылка от великого Всезнайки. Давайте прочитаем, что в нем написано (воспитатель зачитывает текст письма) .

«В этой посылке подарки для ребят старшей группы . Чтобы получить для своей группы подарок , нужно быть внимательным. У кого будет больше правильных ответов, тот и получит подарок для своей группы ! ВСЕЗНАЙКА»

(За правильный ответ ребёнок получае счетную палочку) .

Воспитатель :

Посмотри мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло – голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года

Это все вокруг (природа) .

Воспитатель : Ребята, о чем говорится в этом стихотворении? (о природе) .

Нас окружает природа живая и неживая .

К живой природе относится всё, что способно дышать, расти, питаться, двигаться, размножаться, умирать (растения, животные , рыбы, человек, насекомые т. д.)

Воспитатель : К неживой природе относится то, что уменьшается, разрушается, увеличивается, растворяется. Приведите примеры неживой природы ?

Дети : Солнце, воздух, почва, вода.

Воспитатель : Живая природа зависит от неживой природы , без воздуха, воды, почвы, солнца не могут существовать ни растения, ни животные , ни человек.

Проведём эксперимент : вдохните глубоко и задержите дыхание.

Без воздуха человек, как и всё живое не проживёт и минуты!

Воспитатель : А что нельзя назвать природой?

Дети : То, что сделано руками человека.

Воспитатель : машина есть в природе?

Дети : Нет, потому что она сделана руками человека.

Воспитатель : Человека называют царем природы. Правильно ли это почему человека так называют? (дети высказывают свои соображения) .

Человек - существо мыслящее, разумное. Он многому научился у природы.

На Земле он всех умней, потому и всех сильней!

Но, благодаря своему могуществу, человек стал причиной гибели многих животных , растений, мест их обитания.

Помните! К неживой природе нужно относиться очень бережно. Наша жизнь и жизнь всего живого на Земле зависит от её благополучия.

Дидактическая игра «живое , неживое »

Воспитатель называет три объекта неживой и живой природы , из них выбрать лишний.

Звёзды, луна, кошка;

Воздух, лиса, человек; и т. д.

Воспитатель : Давайте повторим, чем отличается живая природа от неживой ?

Дети : Неживая природа в отличие от живой не дышит , не растет, не размножается, не питается.

Дидактическая игра «Закончи предложение»

Воспитатель : Закончите мое предложение.

Неживая природа - это . (звезды, луна, ветер, вода, воздух и др.)

Живая природа - это. (растения, животные , насекомые, рыбы)

Все живые организмы не могут жить без. (неживой природы ) .

Помните : неживая природа без нас сможет существовать, мы без неживой природе погибнем !

(Дети считают палочки, ребёнок, получивший больше счетных палочек получает подарок из волшебной посылки для всей группы ).