С наступлением холодов жизнь в зимнем лесу замирает. Давайте, посмотрим, кто как зимует.

У многих птиц и зверей к зиме отрастают новые перья и шерсть. Тетерев обзаводится тёплыми перьевыми «штанишками», а у белых куропаток они вырастают даже на лапах. Волки, лисы, еноты, медведи, зайцы обрастают плотным мехом, согревающим в зимнюю стужу.

Кроме того, многие звери меняют цвет шубки. Большинство животных, зимой светлеют, что помогает им маскироваться. Так маскируются под цвет снега горностай и ласка, у горностая кончик хвоста остаётся чёрным, а ласка становится совершенно белой. Белочка меняет шубку – на голубовато-серую, заяц-беляк рыжевато-серую окраску – на белую. Серый волк к зиме становится таким светлым, что в сумерках, когда он начинает свою охоту, его невозможно разглядеть.

Нередко лесные обитатели спасаются от холода… в снегу. Оказывается, в рыхлом снегу, между снежинками, находится воздух, а воздух плохо нагревается и плохо охлаждается. Морозный воздух под снег пробраться не может. И к середине зимы уже такое толстое снеговое одеяло накроет землю, что многие животные выкапывают норы, чтоб пережить в них морозы и метели. Тёплая лёжка в снегу в дополнении к тёплой шубе вполне защищает от ветра и холода.

Некоторые животные укладываются в спячку, главным образом не потому, что холодно, а потому что голодно. Пищи зимой гораздо меньше, чем летом, вот и остаётся одно – спать. Для этого, правда, требуется сначала нагулять побольше жира. Вот и старается медведь перед спячкой отъедаться вволю.

В спячку впадают также ежи, сурки, летучие мыши, в это время жизнь в организме чуть теплится – температура тела опускается до четырёх градусов.

Но самое большое удивление вызывает птица клёст. Только у него в зимние холода появляются птенцы. Кругом снег, мороз, температура воздуха доходит порой до минус 20-25 градусов, а клесту всё нипочём. Он всё заранее предусмотрел: выбрал ёлочку с самыми густыми ветвями, построил глубокое гнездо, да такое добротное, тепло в нём сохраняется даже в самые трескучие морозы.

Вот так Господь мудро устроил жизнь лесных обитателей зимой. Одни улетают на юг, другие проводят во сне, а третьи продолжают жить и даже обзаводятся потомством.

Цель: познакомить детей с изменениями, которые произошли в жизни лесных зверей с приходом зимы; с красной книгой, её предназначением.

Задачи:

  • уточнить знания детей о зимних месяцах, о том, где зимуют животные, чем питаются;
  • учить распознавать следы зверей и птиц;
  • развивать мышление, речь; умение делать краткие сообщения о животных, о содержании книги;
  • упражнять детей в образовании притяжательных прилагательных, употреблении дательного падежа существительных;
  • воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты, сопричастности ко всему живому и прекрасному, что нас окружает.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, картинки животных, книги детей, сделанные своими руками, шишки, снежинки, детские рисунки, бумага, бумажные салфетки.

ХОД

Актуализация знаний по теме.

Разгадывание загадки.
Слайд №1

Назовите-ка, ребятки
Кто хозяюшка загадки?
Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Снег мешками валит с неба
И вокруг сугробы снега
Снегопады и метели
На Катайск наш налетели.
Двор в снегу. Белы дома.
Это … Зимушка-Зима

Слайд №2

Беседа «Месяцы зимы»

— Давайте вспомним, как называются зимние месяцы (слайды№3,№4,№5,№6,№7,№8). Почему вы решили, что эти месяцы зимние? Как погода?

Сюрпризный момент.

— Мы сегодня не зря вспомнили о зиме. К нам пришло письмо от Снегурочки.

Она пишет, что Дедушка Мороз дал ей задание узнать о том, как живут лесные животные зимой. А она в декабре готовилась к новому году, шила себе наряд, разучивала стихи, песни. Потом отмечала Новый год с детьми в детских садах, школах. А ещё она, как все дети, каталась на лыжах, на коньках, на санках. А когда вспомнила про задание Деда Мороза, то пошла в лес и почти никого из зверей не нашла, только увидела много следов, а чьи они она не знает. Она просит вас помочь ей.

Беседа «Поведение животных зимой»

  • А вы знаете, как зимуют животные в лесу?
  • А откуда вы об этом узнали?

Правильно, из книг, журналов, телепередач. Мы с вами недавно ходили в библиотеку, там вас познакомили с писателями, которые пишут о природе, о животных. Назовите их. (слайд№9)

  • Каких животных зимой можно встретить в лесу?

Я предлагаю вам сходить в зимний лес и постараться разгадать, чьи следы там увидела Снегурочка.

Экологическая беседа «Правила поведения в лесу».

Давайте вспомним правила поведения в лесу. Что можно делать в лесу? Что нельзя делать в лесу? Почему нельзя в лесу шуметь?
В лесу нужно не ломать веток, не мусорить, не разводить костры, не пугать животных.

А очутиться в зимнем лесу нам помогут волшебные снежинки, какой же зимний лес без снега, вьюги.

Дети дуют на снежинки и под песню «Сказки зимнего леса (видеоклип) идут в лес.

Рассматривание иллюстраций.

— Вот мы и пришли (слайд№10). Дети, посмотрите, как красиво в зимнем лесу. Лес как будь-то, спит под снежным одеялом. Может быть, в лесу никого нет. Поля и лесные поляны теперь, как чистые страницы, какой-то большой книги. Кто пройдёт по ним, всяк распишется.

Кто был? Что делал? Давайте посмотрим (слайд№11).
Снег укрыл следы и грядки, на снегу следы загадки.
Эта снежная страница, а прошла по ней лисица (слайд№12)

Презентация книжки.

— Давайте послушаем Лику Л. Что же интересного она узнала о лисе, когда с мамой составляла книжку-малышку. Лика рассказывает о том, почему лису зовут Патрикеевна (слайд№13).

Пальчиковая гимнастика «Есть у каждого свой дом».

— Давайте расскажем, где зимуют животные.

«У лисы в лесу глухом есть нора — надёжный дом.
Не страшны зимой метели белочки в дупле на ели.
Под кустами ёж колючий нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней, коры хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый, до весны сосёт он лапу.
(дети загибают пальцы на обеих руках: по одному пальцу на каждую строчку)

Есть у каждого свой дом, всем тепло, уютно в нём.
(удары ладонями и кулачками)

Разгадывание загадки.

— Послушайте загадку Антона С.
«Мчится без оглядки, лишь сверкают пятки.
Мчится, что есть духа. Хвост короче уха.
Всех зверёк пугается, под кустом спасается.
Часто волку серому в зубы попадается».

Ох, как заяц напетлял, от лисы он убегал.
Волку недостался, и живым остался (Слайд№14.)

Презентация книжки.

— Лиза Бронникова с мамой составляла книжку-малышку про зайчика.

А где же у зайки домик? (слайд№15)
Чем он питается зимой?
Почему он ходит в белой шубке?

Лиза смастерила вот такого зайчонка. Расскажи, как ты это делала и из чего.

Описание этапов выполнения поделки.

Лиза: «Ватные диски я в руки взяла, и фантазировать начала. Круглые, белые, словно снежок. Кто из них получиться бы мог? Может котёнок, что белый, как снег. Иль снеговик, что приснился во сне. Нет, это зайка белой зимой. Наклею кружочки, и он будет мой.»

Если вы захотите, Лиза вас научит делать таких зайчат.

Практическая работа «Украсим елочку».

— А нам с вами нужно тоже потрудиться. Когда мы с вами шли в лес, я видела. Что маленькая ёлочка стоит без снега. Давайте укроем её снежными комочками.

Дети сминают лист бумаги и салфетку.

— Что легче сминать?
Куда положим комочки из салфеток?
А почему комочки из бумаги кладём под ёлочку, а не на ветки?

Разгадывание загадки.

— А кто ещё свои следы оставил вы узнаете, если загадку отгадаете.

Алина Х: « Кто по ёлкам ловко скачет и взлетает на дубы.
Кто в дупле орешки прячет, сушит на зиму грибы»

Вот следы пушистой белки, весело играть в горелки
Могут целый день они, эти шустрые зверьки (слайд № 16).

Ознакомление детей особенностями зимовки белочки.

Лиза Касаткина вместе с белочкой расскажут нам, как белки зимуют (слайд№17)

А ещё Лиза сочинила сказки о белочке и её друзьях, а мама записала их в книжку-малышку.

Белка оставила шишки, давайте поиграем с ними.

Пальчиковая гимнастика.

«Белка шишки подарила и в корзинку положила (зажимаем шишку в кулачке).
С шишкой ловко поиграем, по ладошке покатаем.
Вверх-вниз, вверх-вниз, влево- вправо, влево- вправо прокатись.
А теперь катись по кругу, раз, два, раз, два, очень нравится игра.
Пальцами возьмись за шишку, покажи её детишкам.
Взгляд за шишкой проведи и на шишку погляди (поворачивают руку влево и вправо)».
А сейчас шишки уберём в корзинку и оставим их белке.

Разгадывание загадки.

— Загадка Владика поможет узнать, кто ещё оставил в лесу свои следы.
Владик: «Что за зверь зимой холодной ходит по лесу голодный?
На собаку он похож, что не зуб- то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть, на овцу готов напасть».

А возле этой ёлки бродили злые волки (слайд № 18)

Презентация книжки о волке.

— Егор вместе с родителями нашли много интересного для книжки о волке. Егор рассказывает о книге, о волках (слайд 19)

Беседа «Рысь».

— А сейчас послушайте загадку Максима (слайды №20, №21)
Правильно, это рысь оставила здесь следы.
Чем питается рысь?
Что она умеет делать?

Я знаю, что звери, как и вы любят делать зарядку.

Динамическая пауза

«Звериная зарядка».
Раз- присядка, два — прыжок. Это заячья зарядка.
А лисята как проснутся, любят долго потянуться.
Обязательно зевнуть, ну и хвостиком вильнуть.
А волчата спинку выгнуть, и легонечко подпрыгнуть.
Ну а мишка косолапый, широко расставив лапы:
То одну, то обе вместе, долго топчется на месте.

Игра «Угадай, чьи следа».

— Давайте поиграем и узнаем, сможете ли вы угадать, чьи это следы (слайды № 22- №27).
А чьих следов мы не увидим зимой? (слайд № 28)

Презентация книги о ежике.

— Почему ёж спит зимой? Расскажи нам Ксюша. В книге Ксюши есть интересная игра «Что ёж сможет унести на своих иголках?»

Дидактическая игра «Кому этот подарок и для чего?».

— Я предлагаю вам тоже поиграть в игру « Кому этот подарок и для чего?»

Беседа и презентация книги о медведе.

— Отгадав Каринину загадку, вы узнаете, кто ещё спит зимой.
«Кто в лесу глухом живёт, неуклюжий, косолапый?
Летом ест малину, мёд, а зимой сосёт он лапу» (слайд №29)

Чем питается зимой медведь?
Почему медведь лапу сосёт?

Поля расскажи о своей книжке.

Прослушивание песни.

— Я предлагаю вам послушать шуточную песенку, про то почему медведь спит зимой (слайды №30- №36)

Заключительная часть.

— Вот сколько интересного мы узнали о жизни животных зимой, путешествуя по лесу, знакомясь с книгами детей. Об этом мы напишем в письме для Снегурочки. А нам пора возвращаться из зимнего леса, подуйте на свои волшебные снежинки и в путь.

Звучит песня «Сказки зимнего леса».

— Из книг мы можем узнать много интересного. Писатели пишут умные, добрые книги.

Знакомство с Красной книгой.

— А я хочу познакомить вас с тревожной книгой. Она называется красной книгой (слайд № 37). Красный цвет предупреждает об опасности, как красный свет светофора. В эту книгу поместили животных, птиц, растения, которые исчезают с нашей планеты Земля, или их осталось мало. Страницы в книге разного цвета (слайды № 38-№ 42)

А от чего погибают животные? (слайд №43)

И хотя вы ещё дети, вы тоже можете охранять лес и его обитателей. Для этого нужно выполнять такие правила (слайд № 44)

Вот сколько интересного мы узнали о жизни животных зимой, гуляя по лесу, слушая рассказы детей. Вы познакомились с красной книгой. Об этом мы напишем в письме для Снегурочки.

Подведение итогов.

— Главное вы никому не причинили вреда. Вы настоящие друзья природы.

Ведь все на свете животные, птицы, рыбы, насекомые нужны. Я надеюсь, что вы никогда не будете их обижать.

Я хочу вам вручить эмблемы друзей природы.

Звучит видеоклип « Все на свете нужны».

Учебная мультимедийная презентация «Как звери зимой в лесу живут» предназначена для использования в процессе:

Непосредственной образовательной деятельности с воспитанниками групп старшего дошкольного возраста в рамках образовательной области «Познание»;

Уроков по окружающему миру в начальной школе.

Данная мультимедийная презентация направлена на достижение следующих задач:

Способствовать формированию представлений детей о жизни диких животных в зимних условиях;

Упражнять детей в умении определять приспособленческие признаки животных к зиме;

Развивать любознательность, умение употреблять разные типы предложений;

Воспитывать, бережное отношение ко всему живому.

Презентация дает возможность пронаблюдать жизнь диких зверей зимой, что не возможно сделать в естественных условиях.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по образовательной области «Познание» в старшей группе

«Как звери зимой в лесу живут»

Программные задачи:

Способствовать формированию представлений детей о жизни диких животных в зимних условиях;

Упражнять детей в умении определять приспособленческие признаки животных к зиме;

Развивать любознательность, умение употреблять разные типы предложений;

Воспитывать, бережное отношение ко всему живому.

Словарная работа: обогащение словаря: «мышкует», «вожак».

Материал: мультимедийная установка, мультимедийная презентация «Как звери зимой в лесу живут».

Ход НОД:

Воспитатель: Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

Что это?

Дети: Зима.

Воспитатель: Ребята, за что вы любите зиму? (Ответы детей)

Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам отправиться в зимний лес. Сначала мы пойдем по дорожке (дети идут спокойным шагом), снегу становится все больше и больше, теперь мы идем по глубокому снегу, поднимаем ноги высоко, в коленях сгибаем (дети идут, высоко понимая ноги).

(Слайд №1). Вот и очутились мы с вами в лесу. Посмотрите на экран, какой красивый лес! Весь лес засыпан снегом, который сверкает, словно серебро.

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит,

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит. (Слайд №2).

Как красиво в лесу, спокойно, тихо, а какой в лесу свежий воздух. (Упражнение на дыхание «Подуем на снежинку»)

Воспитатель: Ребята, может быть, в лесу никого нет? С приходом зимы исчезли все звери и птицы. Смотрите! Вот чьи-то следы! Как вы думаете, кто здесь побывал? (Слайд № 3).

Дети: Заяц.

Воспитатель: На что похожи следы зайца? (На капельки.)

Воспитатель: Вот он и сам. Как вы думаете, от кого он прячется?

Дети: Сова, волк, лиса

Воспитатель: Что помогает зайцу заметить опасность? (Слайд № 4)

Дети: Большие чуткие уши.

Воспитатель: Как заяц спасается от врагов?

Дети: Заяц быстро бегает, петляет, запутывает свои следы. Но если уж настигает его враг, он будет защищаться, отбиваться лапами, кусаться, а зубы у зайца очень острые.

Воспитатель: Почему зимой заяц белый?

Дети: Белая шкурка помогает спасаться от врагов, на снегу он становится незаметным.

Воспитатель: Как заяц приспособился к жизни в лесу в зимнее время.

Дети: Он имеет белый мех, длинные задние ноги, может быстро скакать, петлять, затаиваться.

Воспитатель: Чем питается зимой заяц? (Ответы детей)

Воспитатель: Я, кажется, слышу чьи-то голоса… Это разговаривают сорока и заяц, хотите узнать, о чем они говорят. (Слайд № 5)

Слушай, Заяц, - говорит Сорока - все говорят, что осина страсть горькая. А ты, смотрю, грызёшь её и даже не жмуришься!

А я, Сорока, осинку на третье блюдо употребляю. Когда на первое только воздух свежий, на второе - прыжки по снегу, так и горькая осина на третье слаще мёда покажется!

Воспитатель: Трудно зайчику зимой в лесу, голодно, холодно, давайте поможем ему, какой гостинец оставим ему? (Морковку, капуст у, сено) (Слайд № 6).

Воспитатель: Ребята, смотрите, падает снег с пушистой ветки, кто-то здесь хозяйничает?

Дети: Белка. (Слайд №7).

Воспитатель: Чем питается зимой белка?

Дети: Ягодами, грибами, плодами деревьев и кустарников.

Воспитатель: Как нужно вести себя в лесу, чтобы не испугать белочку?

Дети: Не кричать, не шуметь.

Воспитатель: Какого цвета шубка у белочки зимой? (Серая.)

Воспитатель: Как вы думаете почему, белка меняет шубку?

Дети: Серый цвет шубки делает ее неприметной среди веток деревьев .

Воспитатель: Где устраивает своё жилище белочка?

Дети: В дупле, гнезде. (Слайд №8).

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему, когда очень холодно, белка не выходит из дупла.

Дети: В дупле у белки сухо, тепло, все дырочки мхом законопатила. Белочка – очень хорошая хозяйка, аккуратная и запасливая. Недаром её в народе называют хлопотуньей. Забирается белка в дупло, сворачивается клубочком и закрывает хвостом носик.

Воспитатель: Как белка от врагов спасается?

Дети: Быстро передвигается по деревьям, прыгает с дерева на дерева, питается на стволе дерева.

Воспитатель: Расскажите, как белка приспособилась жить зимой в лесу.

Дети: Живет в дупле, имеет серо-серебристый мех, острые когти, пушистый хвост, может легко лазить по деревьям.

Воспитатель: Давайте и белочку угостим, что мы оставим полакомиться ей?

Дети: Орехи, грибы. (Слайд № 9)

Физкультминутка.

Физзарядкой белочке не лень

Заниматься целый день.

С одной ветки, прыгнув влево,

На сучке она присела.

Вправо прыгнула потом,

Покружилась над дуплом.

Влево - вправо целый день

Прыгать белочке не лень.

(Дети выполняют движения в соответствии с текстом)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, а вот нора, интересно, чья она? Как вы думаете? (Слайд №10)

Дети: Лисья.

Воспитатель: Днём лисица прячется в глубокой норе, которую устраивает в глухом лесу. Но она может и занять чужую нору. Ребята, меняет ли окраску шерсти на зиму лиса?

Дети: Окраску лисы не меняют. (Слайд № 11).

Воспитатель: Рыжая хозяйка по лесу прошла, стёжки – дорожки хвостом подмела. Как вы думаете, зачем лисе такой пушистый хвост?

Дети: Согревает, следы заметает.

Воспитатель: Кончик хвоста у лисы белый для того, чтобы в темноте лисята не потеряли мать, когда бегут за ней. Лисица проворный и осторожный зверь. Знает лисонька - лиса, в шубе вся её краса. Шубы нет в лесу рыжей, зверя нет в лесу хитрей. Ребята, как вы думаете, кого лиса под снегом вынюхивает? (Слайд № 12).

Дети: Мышей.

Воспитатель: Зимой жизнь в лесу замирает, и главным лисичкиным кормом становятся мыши – полёвки. Лисица мышкует – это значит охотится на мышей. Бродит она по полю и прислушивается, где пищат мыши в своих норках под снегом, а как услышит, спасайтесь тогда мыши, ведь у кумушки лисы зубки остры! Что помогает лисе выискивать добычу?

Дети: Хороший слух и нюх.

Воспитатель: Чем ещё питается лиса?

Дети: Мелкими зверями, птицами.

Воспитатель: Какой гостинец оставим лисичке (Рыбку.) (Слайд №13)

Воспитатель: Посмотрите, ходят, рыщут, что-то ищут серые… (Волки). (Слайд № 14).

Воспитатель: Что согревает волка зимой?

Дети: Густая, плотная, тёплая шерсть.

Воспитатель: Цвет шерсти волк на зиму не меняет, она остаётся серебристо-серой. На кого охотятся волки?

Дети: Волки охотятся на крупных животных: оленей, лосей.

Воспитатель: Как вы думаете, что помогает охотиться волкам?

Дети: Длинные сильные ноги, они долго могут бежать за добычей.

Воспитатель: Недаром говорят, что волка ноги кормят. Волки охотятся стаей, они окружают добычу и нападают на неё. Спят волки на снегу, укрывают нос и лапы своим пышным хвостом. В волчьей стае всегда есть вожак. Это самый сильный, умный и опытный волк. Другие слабые волки ему подчиняются.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, чьи это следы на полянке? (Слайд №15)

Дети: Это следы лося.

Воспитатель: Чуть копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (Слайд №16).

Лось - большое животное, высокое, имеет длинные ноги, сильные копыта, рога. Лоси умеют легко бегать по глубокому снегу. Защищаются сильными копытами и рогами. Чем питается лось?

Дети: Лось питается ветками деревьев.

Воспитатель: Но после сильного снегопада трудно кормиться животным. Кустарники и низкие деревца оказываются под снегом и ни лось, ни заяц не могут их достать. И тут на помощь животным приходят люди – лесники.

Воспитатель: Как лесники помогают лосям? (Слайд № 17).

Дети: Они подкармливают животных и птиц. Раскладывают веники берёзовые и осиновые, сено, делают кормушки. Давайте и мы поможем лосю, что оставим ему? (Сено) (Слайд № 18).

Воспитатель: Долго мы с вами по лесу бродили, но почему-то не встретили следов медведя?

Дети: Медведь зимой спит в берлоге. (Слайд №19)

Воспитатель: Почему медведь зимой спит?

Дети: Зимой медведю трудно найти пропитание.

Воспитатель: Как же он всю зиму спит и ничего не ест?

Дети: Медведь осенью наедается хорошенько, и у него под кожей накапливается жир.

Воспитатель: Давайте не будем здесь шуметь, а то разбудим косолапого, пусть спит до весны.

Ребята, предлагаю вам поиграть в игру «Следопыт».

По следу зверя я иду,

В снегу остался отпечаток.

Я всё равно его найду,

Хоть он со мной играет в прятки.

Узнайте, какие звери оставили свои следы на снегу. (Слайд №20)

Воспитатель: Пришла пора нам возвращаться в детский сад. Посмотрите, вот и наша тропинка. (Слайд №21). Ноги поднимаем высоко, в коленях сгибаем. (Дети идут высоко поднимая ноги) Вот и вышли на чистую дорожку. Не хотите пробежаться по зимней дорожке. (Бег врассыпную).

Воспитатель: Ребята, понравилась вам прогулка в зимний лес? (Ответы детей)

Воспитатель: Кого сегодня встретили в лесу? (Ответы детей)

Воспитатель: Скажите, как называют животных, которые живут в лесу? (Ответы детей)

Воспитатель: Как вы думаете, как звери зимой в лесу живут?

Дети: Зимой многие звери почти весь день проводят в поисках корма. Другие пользуются своими запасами. Некоторые на зиму засыпают. Лесных зверей, как и птиц, зимой нужно подкармливать.

Воспитатель: У всех зверей есть свой дом, для чего он нужен?

Дети: Дом нужен для того, чтобы жить, прятаться от непогоды, отдыхать.

Воспитатель: Лес для зверей - это родной и любимый дом, а мы пришли в гости, поэтому должны соблюдать определенные правила. Какие правила поведения в лесу вы знаете?

Дети: Нельзя шуметь, чтоб не спугнуть зверей, птиц. В лесу не надо убегать далеко, иначе можно заблудиться.

Воспитатель: Спасибо вам, ребята, вы порадовали меня своими знаниями. Понравилась вам прогулка в зимний лес? Что особенно вам запомнилось? (Ответы детей ).

Следующую прогулку мы с вами совершим в весенний лес, посмотрим, какие изменения произойдут в жизни зверей с приходом весны.


Кто как зимует

Кто как зимует: познавательные рассказы в картинках и заданиях для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

В этой статье дети познакомятся с жизнью природы зимой и узнают, кто как зимует:

Кто как зимует?

Кто как зимует: как зимуют дикие звери?

Зимой многие дикие звери спят – погружаются в спячку. Во время спячки они ничего не едят, не растут, не реагируют на звуки.

Перед спячкой осенью звери накапливают жир. Жир помогает им во время длительной спячки поддерживать температуру тела – он их «греет» изнутри как печка.

Больше всего страдают звери зимой не от холода, а от голода. Именно пища нужна зверюшкам чтобы поддерживать постоянную температуру тела и не погибнуть.


Как зимуют лоси?

Хочешь – верь. Или не верь.
Есть в лесу сохатый зверь.
Словно вешалки рога,
Очень грозен для врага.
Шум в лесу. Что там стряслось?
То бежит огромный …(Лось ).

Лось – это лесной великан, и еды ему нужно очень много. Зимой лоси живут вместе, обгладывают кору деревьев, растирая ее мощными и крепкими зубами. Очень любят лоси кору молодых осинок. Едят они и побеги молодых сосен, для них эти побеги как лекарство.

Отдыхают лоси зимой, закопавшись в снег, в снежных ямах. В пургу лоси собираются в стадо и уходят в укромное место, прячутся на земле — забираются под снежную шубу. Сверху на них падает снег, укрывая лосей иногда почти с головой. Получается снежное тёплое «покрывало».

В последний месяц зимы – в феврале — настаёт для лося тяжелая пора. В лесу появляется наст – корочка на снеге. Лоси проваливаются под снег, режут настом себе ноги, не могут быстро бегать. Этим пользуются волки. Лоси защищаются от волков рогами и копытами.

Спросите детей, кому легче по снегу бегать – мышонку или лосю? Почему? Прочитайте диалог лося и мышонка, лося и сороки из рассказов Э. Шима. Эти диалоги можно разыграть в театре игрушек или в театре картинок.

Э. Шим. Лось и мышонок

— Чего ты, лосище, запыхался?
— Бежать мне тяжело, в снег проваливаюсь…
— Фи, до чего же вы, лоси, неуклюжие! Такие большие выросли, а бегать как следует не можете.
— Это почему?
— Да сам посуди: ты бежишь налегке, пустой, и на каждом шагу проваливаешься. А я бегу с тяжестью, целый орех в зубах тащу, и ни одна лапка у меня не вязнет. Поучился бы!

Э. Шим. Лось и сорока

Лось: — Вот не везёт, вот не везёт!
Сорока: — Почему тебе, Лось не везет?
— Думал, снегу в лесу насыплет повыше, буду до сосенок доставать, макушки обкусывать…
— А снегу – то высоко насыпало!
— Да что толку, если я в него проваливаюь?!

Есть замечательная сказка о лосях В. Зотова. Послушайте ее вместе с детьми. Вы также найдете эту сказку и другие сказки о животных для детей в нашей группе Вконтакте «Развитие ребенка от рождения до школы» (см. ауидозаписи группы, альбом «Лесная азбука»)

Спросите ребенка, как он думает, боится ли кого-то лось? Ведь лось «лесной великан»? Наверное, наоборот, все его боятся в лесу? И прочитайте рассказ о лосе и их зимнем враге – волке, рассказ о том, как мальчик Митя помог лосям зимой спастись от волков.

Г. Скребицкий. Митины друзья

Зимой, в декабрьскую стужу, лосиха с лосёнком ночевали в густом осиннике. Начало светать. Порозовело небо, а лес, засыпанный снегом, стоял весь белый, притихший. Мелкий блестящий иней оседал на ветви, на спины лосей. Лоси дремали.

Вдруг где-то совсем близко послышался хруст снега. Лосиха насторожилась. Что-то серое мелькнуло среди заснеженных деревьев. Один миг - и лоси уже мчались прочь, ломая ледяную кору наста и увязая по колени в глубоком снегу. Следом за ними гнались волки. Они были легче лосей и скакали по насту не проваливаясь. С каждой секундой звери всё ближе и ближе.

Лосиха уже не могла бежать. Лосёнок держался возле матери. Ещё немного - и серые разбойники нагонят, разорвут обоих.
Впереди - поляна, плетень возле лесной сторожки, широко раскрытые ворота.

Лоси остановились: куда деваться? Но сзади, совсем рядом, послышался хруст снега - волки настигали. Тогда лосиха, собрав остаток сил, бросилась прямо в ворота, лосёнок - за ней.

Сын лесника Митя разгребал во дворе снег. Он еле отскочил в сторону - лоси чуть не сбили его с ног.
Лоси!.. Что с ними, откуда они?
Митя подбежал к воротам и невольно отшатнулся: у самых ворот - волки.

Дрожь пробежала по спине мальчика, но он тут же замахнулся лопатой и закричал:
- Вот я вас!
Звери шарахнулись прочь.
- Ату, ату!..- кричал им вдогонку Митя, выскакивая за ворота.
Отогнав волков, мальчик заглянул во двор.
Лосиха с лосёнком стояли, забившись в дальний угол, к сараю.
- Ишь как испугались, дрожат всё…- ласково сказал Митя.- Не бойтесь. Теперь не тронут.
И он, осторожно отойдя от ворот, побежал домой - рассказать, какие к ним во двор примчались гости.

А лоси постояли во дворе, оправились от испуга и ушли обратно в лес. С тех пор они всю зиму так и держались в лесу возле сторожки.

Утром, идя по дороге в школу, Митя часто издали видел лосей на лесной опушке.

Заметив мальчика, они не бросались прочь, а только внимательно следили за ним, насторожив свои огромные уши.
Митя весело кивал им головой, как старым друзьям, и бежал дальше, в село.

И. Соколов-Микитов. На лесной дороге

Одна за другой идут по зимней дороге нагружённые брёвнами тяжёлые машины. Выбежал из лесу лось.
Смело перебегает широкую наезженную дорогу.
Остановил шофёр машину, любуется сильным, красивым лосем.
Много лосей в наших лесах. Целыми стадами они бродят по засыпанным снегом болотам, скрываются в кустарниках, в больших лесах.
Люди не трогают, не обижают лосей.

Только голодные волки решаются иногда нападать на лосей. Рогами и копытами обороняются от злых волков сильные лоси.

Никого не боятся лоси в лесу. Смело бродят по лесным полянам, переходят широкие просеки и наезженные дороги, нередко подходят близко к селениям и шумным городам.

И. Соколов – Микитов. Лоси

Из всех зверей, обитающих в наших русских лесах, самый крупный и самый сильный зверь — лось. Есть что-то допотопное, древнее в облике этого крупного зверя. Кто знает — возможно, лоси бродили в лесах ещё в те далёкие времена, когда жили на земле давно вымершие мамонты. Недвижно стоящего в лесу лося трудно увидеть — так сливается окраска его бурой шерсти с окраской окружающих его древесных стволов.

В дореволюционные времена лоси в нашей стране были уничтожены почти поголовно. Лишь в очень немногих, самых глухих местах, уцелели эти редкие звери. При советской власти охота на лосей была строго запрещена. За десятки лет запрета лоси расплодились почти повсеместно. Теперь они безбоязненно подходят к людным селениям и шумным большим городам.

Совсем недавно в центре Ленинграда, на Каменном острове, отправлявшиеся в школу ребята увидели утром двух бродивших под деревьями лосей. По-видимому, эти лоси забрели в город в ночное тихое время, заблудились на городских улицах.

Вблизи городов и селений лоси чувствуют себя в большей безопасности, чем в глухих местах, где их преследуют охотники-браконьеры. Они не боятся переходить широкие асфальтовые дороги, по которым непрерывным потоком движутся грузовые и легковые машины. Нередко они останавливаются у самой дороги, и проезжающие в машинах люди свободно могут их наблюдать.

Лось — очень сильное, сторожкое и умное животное. Отловленные лоси быстро привыкают к людям. Зимою их можно запрягать в сани, как запрягают на севере домашних оленей.

Мне не раз приходилось встречать в лесу лосей. Прячась за укрытием, я любовался красотою сильных зверей, лёгкими их движениями, ветвистыми развесистыми рогами самцов. Каждый год самцы лосей меняют свои тяжёлые ветвистые рога. Сбрасывая старые рога, они трутся о стволы и сучья деревьев. В лесу нередко люди находят сброшенные рога лосей. Всякий год на рогах самца-лося прибавляется лишний отросток, и по количеству отростков можно узнать возраст лося.

Лоси любят воду, нередко переплывают широкие реки. Переплывающих реку лосей можно догнать на лёгкой лодке. Над водой видны их горбоносые головы, широкие ветвистые рога. Бродя с ружьём и собакой по лесной вырубке вблизи реки Камы, однажды я увидел лося, “принимавшего ванну” в небольшом открытом болотце. По-видимому, лось спасался от осаждавших его злых оводов и слепней. Я подошёл близко к стоявшему в болотной воде лосю, но выскочившая из кустов моя легавая собака его испугала. Лось вышел из болота и не торопясь скрылся в густом лесу.

Самое удивительное, что тяжёлые лоси могут переходить самые топкие трясинные болота, по которым не может ходить человек. Для меня это служит доказательством того, что лоси жили ещё в те давние времена, когда отступали покрывавшие землю ледники, оставляя за собою обширные топкие болота.

Как кабан зимует

Зимой кабанам приходится трудно, им очень тяжело идти по глубокому снегу. Если нужно пройти по снегу, то кабаны идут гуськом друг за другом. Сначала идет самый сильный кабан. Он прокладывает всем дорогу, за ним – все остальные.

Особенно трудно кабану идти по насту. Кабан проваливается под наст, режет свои ноги острым льдом.

Ночами кабаны зимой греются в убежищах, лежат на ветках, листьях. Если очень холодно – то ложатся близко друг к другу – греют друг друга.

Кабаны никогда не зарываются в снег, они его не любят. Наоборот, стараются чем-то снег накрыть — натаскают они под елку веток или лягут на камыши.

Кормятся кабаны зимой днем. Едят они веточки, выкапывают из-под снега желуди, орехи, траву.

Если снега нет – кабанам раздолье! Они выкапывают из земли корневища, луковицы, роют рылом землю, добывают жуков, червяков, куколок.

За зиму кабан теряет треть своего веса! К весне остаются только «кожа да кости».

Послушай, как разговаривали кабан и заяц в последний месяц зимы.

Э. Шим. Кабан и заяц

Заяц: — Ой, Кабан, ты на самого себя не похож! До чего тощий – одна щетина до косточки… Разве такие хрюшки бывают?

Кабан: — Дикие хрю-хрюшки… и не такие бывают… Худо нам, Заяц… Земля корочкой ледяной покрылась, ни клык, ни пятачок ее не берет. Ничего не выроешь нынче, брюхо ничем не набьешь… Сам удивляюсь, как еще ноги хо-ходят. Одно утешенье: на такого тощего да страшного даже волк не позарится…

Э. Шим. Кабанчик и Лисенок

— Ай, ай, ты же совсем голый, Кабанчик! Щетинка редкая да ещё жёсткая. Как же ты зимовать будешь?
— Худой ты до чего, Лисёнок! Хребет один, кожа да кости. Как же ты зимовать будешь?
— У меня шёрстка густая, шубка тёплая – не замёрзну!
— А у меня хуже, думаешь? У меня под кожей – то жир. Жир лучше всякой шубы греет!

Э. Шим. Кабан и лось

— Ну-ка, Лось, почеши мне бок! Покрепче!
— Шух-шух!.. Ну, как?
— Слабо. Ты покрепче давай!
— Шух-шух!.. Ну, как?
— Говорю, покрепче!
— Шух!!! Шух!! Шух!!. Ф-ф-у-у, неужто слабо?
— Конечно, слабо. Вот обида, понимаешь: на два вершка сала накопил, а под этим салом как раз и чешется!

Е. Чарушин. Кабан

Это дикая свинья - кабан.
Он бродит по лесам, похрюкивает. Дубовые жёлуди подбирает. Своим длинным рылом в земле роется. Своими кривыми клыками корни рвёт, наверх выворачивает - ищет, чего бы съесть.
Недаром кабана секачом зовут. Он клыками и дерево подсечёт, как топором, он клыками и волка убьёт - будто саблей зарубит. Даже сам медведь и тот его побаивается.

Как зимует волк?

Отгадайте загадку: «Кто зимой холодной бродит злой, голодный?». Конечно, это волк! Бродит волк зимой по лесу – ищет добычу.

Волки – хищники коварные и очень опасные и для зверей, и для человека. Волки отлично видят даже в темноте и прекрасно слышат.
Зимой волк почти всегда ходит голодный, он не может быстро бегать по рыхлому снегу. А вот по насту бегает очень быстро! Тогда от волка не убежать!
Наверное, вы слышали такую поговорку «волка ноги кормят». Это действительно так. Волк пробегает очень большие расстояния, чтобы найти себе пропитание. Они охотятся на лосей, зайцев, куропаток, тетеревов. Да, даже на лосей! Если лось стоит, то волк на него не бросается. Но если лось бежит, то волчья стая может его одолеть. Голодные волки зимой нападают даже на собак и на людей.

Зимой у волков вырастает толстая теплая зимняя «шуба», шерсть становится теплее. Живут волки зимой стаями: волк, волчица и их выросшие волчата.

Вот что однажды случилось с волком в лесу зимой.

Сказка о зайце и волке

Сказка «По Зайчишкину совету сел Волчище на диету: мяса Серый, ни-ни-ни, даже в праздничные дни». Эту сказку и другие сказки о животных Вы можете прочитать в книге «Почемучка. Потомучка» (авторы – Г. А. Юрмин, А. К. Дитрих).

«Поймал глупый Волк премудрого Зайца и радуется:
— Ага, попался, косой! Теперь-то я заморю червяка…
— Т-т-точно, п-п-попался, — трясется Заяц. – Но, с другой – с-стороны, ты же сам, Волк, говоришь: только «червяка заморишь». Ну, слопаешь меня, так ведь еще больше аппетит разыграется… С чего бы это напасть такая на тебя, на Волка: все в лесу сыты, один ты вечно голоден. Задумайся-ка!
Нахмурил Волк серый лоб. В самом деле, почему? И говорит:
— Раз ты, Заяц, такой премудрый, такой умный – разумный, посоветуй: как мне быть, как мне горю пособить?
— А ты с других пример бери, — без раздумий отвечает заяц. – Взять тетерева, пошли покажу.
— Ишь, хитренький! Размечтался! Небось, по дороге хочешь улизнуть? Еще чего?!
Надрал Волк лыка с липы, свил веревочку, взял Зайца на поводок – и зашагали.

Видят, сидит на березе тетерев.
— Терентий, отвечай, — кричит Заяц. – С чего бы это ты всю зиму сыт?
— Еды вокруг – ешь, не хочу! Оттого и сыт. Почек-то сколько угодно.
— Слыхал, Серый? … У тебя всё мясо на уме, а Терентий толкует про березовые почки, в которых спят зеленые листочки. Их кругом полно. Согни березку да отведай, не стесняйся.
Сделал Волк, как Заяц велел, и у плеваться:
— Тьфу, гадость! Нет уж, косой, лучше я тобой закушу!
— Не спеши! – гнет Заяц свое. И потащил Волка в Лосю – великану.

— Дяденька Сохатый! – кричит Заяц. – Скажи, сытно ль тебе живется?\-
— Вот дожую последнюю веточку – и баста, наелся, больше не лезет.
— Видал, Волк? Сохатый весь свой век зимой осину гложет, а каким могучим стал! Вот и ты бы так. Гляди-ка, сколько осталось надранной лосем осинки.
— Лососинки? – облизнулся Волк. – Это по мне.
Накинулся на угощение, жадно заклацал зубищами, но вдруг повалился – и ну кататься по снег:
— Ой, помираю! Ой, живот болит! Ой, горечь – отрава!!! Ну, Заяц!»

Можно разыграть диалоги зверюшек – как они угощали волка – в театре картинок или пальчиковом театре.

Рассказы о волке

Э. Шим. Волк, лось, заяц и рябчик

— Лось, лось, я тебя съем!
— А я от тебя, Волк, в чисто полюшко, и был таков!
— Заяц, заяц, я тебя съем!
— А я от тебя, Волк, в чисты кустики, и был таков!
— Рябчик, Рябчик, я тебя съем!
— А я от тебя, Волк, на высокое деревце, да и был таков!
— Что же делать мне, родимые? Чем брюхо-то набить?
— Гложи, Волк, свои бока!

Э. Шим. Волчонок и волчица

— Мамка, отчего мы, волки, на луну воем?
— А потому, сынок, что луна – это волчье солнышко.
— Не пойму я чегой-то!
— Ну как же… Дневные звери да птицы белый свет любят, при солнышке поют и радуются. А мы, волки, — ночные добытчики, нам темнота способнее. Вот мы и поем при луне, при ночном бледном солнышке…

В. Бианки. Волчьи хитрости

Когда волк идет шагом или труском (рысью), он аккуратно ступает правой задней лапой в след своей передней левой лапы, поэтому следы его ложатся прямой,как по верёвочке, строчкой — в одну линейку. Глядишь на такую строчку и читаешь: «Тут прошёл здоровенный волк».

Но так попадёшь впросак. Правильно будет читать: «тут прошло пять волков «, потому что тут впереди шла матёрая и мудрая волчица, за ней старый волк и за ними волчата.

Ступали след в след, что и в голову не придёт, что это след пяти волков. Это могут отличить только очень опытные следопыты по белотропу (так называют охотники следы на снегу).

Н. Сладков. Сорока и волк. Разговоры в лесу

— Эй, Волк, чего ты хмурый такой?
— От голода.
— И рёбра торчат, выпирают?
— От голода.
— А воешь чего?
— От голода.
— Вот и говори с тобой! Заладил, как сорока: от голода, от голода, от голода! Чего это ты нынче такой неразговорчивый?
— От голода.

Е. Чарушин. Волк

Берегитесь, овцы в хлевах, берегитесь, свиньи в свинарниках, берегитесь, телята, жеребята, лошади, коровы! Волк-разбойник на охоту вышел. Вы, собаки, громче лайте, волка пугайте!
А ты, колхозный сторож, заряди-ка своё ружьё пулей!

Как зимует барсук?

Барсук зимой спит, но не очень крепко. Он может проснуться во время оттепели, вылезти из норы ненадолго, пригладить и почистить свою шерстку и … снова пойти спать. В своей зимней «кладовке» припасает на зиму барсук пищу – семена, высушенные лягушки, коренья, желуди. А с осени он накапливает жир – наедается. Во время спячки барсук ничего не ест. А запасы в «кладовой» нужны на время его короткого зимнего пробуждения.

Э.Шим. Барсук и сойка

— А-у-о-ы-ы-ы…
— Что с тобой, Барсучище?
— А-у-о-ы-ы-ы…
— Уже не заболел ли?
— А-у-у-о-о-ы-ы-ы-и-и…
— Уже не помираешь ли?!
— А-у-ы… Отстань, отвяжись… Не помираю я, фефела… Не помира-а-у-о-ы…
— А что же с тобой?
— Зевота одолела. До того спать хочется – из норы бы не вылезал. Видать, скоро насовсем завалюсь… До весны на бокову-у-ы-о-ы-ы-ы-у-у-у-у-у-ю!!.

Н. Сладков. Барсук и медведь

– Что, Медведь, спишь ещё?
– Сплю, Барсук, сплю. Так-то, брат, разогнался – пятый месяц без про́сыпу. Все бока отлежал.
– А может, Медведь, нам вставать пора?
– Не пора. Спи ещё.
– А не проспим мы с тобой весну-то с разгону?
– Не бойся! Она, брат, разбудит.
– А что она – постучит нам, песенку споёт или, может, пятки нам пощекочет? Я, Миша, страх как на подъём тяжёл!
– Ого-го! Небось вскочишь! Она тебе, Боря, ведро воды как даст под бока – небось на залежишься! Спи уж, пока сухой.

Как зимуют медведи?

Медведь зимой спокойно спят в своей берлоге, которую выстилает хвоей, корой деревьев, сухим мхом. Если медведь осенью не нагулял много жира, то он долго не может уснуть в берлоге, ходит по лесу в поисках пищи. Такой медведь очень опасен для всех. Его называют «шатун».

Поздней зимой у медведицы рождаются 2-3 медвежонка. Они рождаются беспомощными, лежат у мамы — медведицы на брюхе. Она их кормит густым молоком, но при этом сама не ест. Только весной медвежата выходят из берлоги.

Как зимуют насекомые

Насекомые к наступлению зимы прячутся глубоко в почву, в трухлявых пнях, в трещинах деревьев.

Некоторые насекомые без приглашения забираются прямо в муравейник, чтобы переждать в нем холодную пору. Муравьи же в это время впадают в оцепенение до весны.

Кузнечики прячут осенью в землю яйца, которые будут зимовать.

У бабочек — капустниц зимуют куколки. Летом откладывает капустница свои яйца на капусту. Гусеницы осенью выбираются из этих яиц на стволы деревьев, заборы, стены, привязывают себя ниточкой и становятся … куколками! Так и висят до весны. И дождь на них капает, и метель снег сыпет снегом. Придет весна – и выберутся из куколок молодые бабочки.

Бабочки – крапивницы, траурницы, лимонницы зимуют взрослыми. Они забиваются в кору деревьев, в дупла, в сараи, в щели на чердаках. Весной они снова появятся.

Г. Скребицкий и В. Чаплина. Куда комары зимой девались

На зиму комары попрятались в разные щелки, в старые дупла. Они и рядом с нами зимуют. Заберутся в подвал или погреб, много их там в углу соберется. Прицепятся комары своими длинными лаками к потолку, к стенкам и спят всю зиму.

Сказки о том, кто как зимует

Э. Шим. Ворона и синица

— Все звери от холода в норы попрятались, все птицы от голода чуть живы сидят. Одна ты, Ворона, во всё горло раскаркалась!
— А может, мне хуже всех?! Может, это я «карраул» кричу!

Э. Шим. Укрывушки, хоронушки, показушки. Как звери и птицы первый снег встречают?

К вечеру вызвездило, ночью морозцы хрустнули, а утром выпал на землю первый снег.

Лесные жители его по-разному встретили. Старые звери да птицы поёжились, прошлую студёную зиму вспомнили. А молодые — ужасно удивились, потому что никогда не видели снега.

На берёзе молоденький Тетерев сидел, на тонкой веточке покачивался. Видит — падают с неба мохнатые снежинки.

— Что за че-че-пуха?- забормотал Тетерев.- Бе-белые мухи летят, над землёй кружат, не гудят, не жужжат, не кусаются.
— Нет, родимый, это не мухи! — сказал старый Тетерев
— А кто же это?
— Это наши укрывушки летят.
— Какие такие укрывушки?
— Они землю укроют,- отвечает старый Тетерев, — одеяльце тёпленькое получится. Мы ночью под это одеяльце нырнём, будет нам тепло и уютненько…
— Ишь, ты! — обрадовался молодой Тетерев.- Скорей бы попробовать, хорошо ли под укрывушками спится!
И стал ждать, когда на земле пуховое одеяло расстелется.

Под берёзами, в кустарничке, молоденький Зайчишко день коротал. Вполглаза подрёмывал, вполуха прислушивался. Вдруг замечает — спускаются с неба мохнатые снежинки.
— Вот тебе на! — удивился Зайчишко.- Одуванчики давно отцвели, давно облетели-развеялись, а тут гляди-ка: целое облачко одуванчикового пуха летит!
— Глупенький, разве это цветочный пух! — сказала старая Зайчиха.
— А чего же это такое?
— Это наши хоронушки летят.
— Что ещё за хоронушки?
— Те самые, которые тебя от врагов схоронят, от злых глаз уберегут. У тебя шубка вылиняла, стала беленькая. На чёрной земле её сразу видать! А как лягут наземь хоронушки, станет кругом белым-бело, никто тебя и не увидит. Станешь гулять невидимочкой.
— Уй, как интересно! — закричал Зайчишка.- Скорей бы попробовать, как хоронушки меня прячут!

В лесу, по голому осинничку, бежал молодой Волчонок. Бежал, по сторонам глазами зыркал, поживу себе искал. Вдруг смотрит — падают с неба лёгкие снежинки.
— Ай-яй! — сказал Волчонок.- Ни как гуси-лебеди в поднебесье летят, пух и перышки роняют?
— Что ты, разве это пух и перышки! — засмеялся старый Волк.
— А что же это?
— Это, внучек, наши показушки летят.
— Не знаю я никаких показушек!
— Скоро узнаешь. Лягут они ровным-ровненько, всю землю укроют. И сразу показывать начнут, где птицы бродили, где какой зверь проскакал. Поглядим мы на показушки — и тотчас узнаем, в какую
сторону за добычей бежать…
— Ловко! — обрадовался Волчонок.- Хочу скорей поглядеть, куда моя добыча побежала!

Только разузнали молодые звери и птицы, что это с неба падает, только с первым снегом познакомились, как потянуло тёплым ветерком.

Тут укрывушки, хоронушки, показушки и растаяли.

Как раки зимуют?


Знаете ли Вы, где зимуют раки ? Прочитайте детям сказку В. Бианки и узнаете:).

Что же означает выражение «где раки зимуют»?

А выражение «где раки зимуют» появилось давно. Помещики очень любили есть раков, а выловить их зимой трудно. Ведь зимой раки прячутся и там зимуют. На ловлю раков зимой посылали провинившихся крестьян. Крепостные крестьяне в холодной воде вылавливали раков – это был очень тяжелый труд. Часто они после зимней ловли раков заболевали. После этого и стали говорить: «Я покажу тебе, где раки зимуют». А еще «где раки зимуют» говорят в другом случае – о чем-то очень далеком, что находится далеко, неведомо где.

Где раки зимуют? В. Бианки

В кухне на табуретке стояла плоская корзина, на плите — кастрюля, на столе — большое белое блюдо. В корзине были раки, в кастрюле был кипяток с укропом и солью, а на блюде ничего не было.

Вошла хозяйка и начала:
раз — опустила руку в корзину и схватила рака поперёк спины;
два — кинула рака в кастрюлю, подождала, пока он сварится, и —
три — переложила рака ложкой из кастрюли на блюдо. И пошло, и пошло!

Раз — чёрный рак, схваченный поперёк спины, сердито шевелил усами, раскрывал клешни и щёлкал хвостом;
два — рак окунался в кипяток, переставал шевелиться и краснел;
три — красный рак ложился на блюдо, лежал неподвижно, и от него шёл пар.

Раз-два-три, раз-два-три — в корзине оставалось всё меньше чёрных раков, кипяток в кастрюле кипел и булькал, а на белом блюде росла гора красных раков.

И вот остался в корзине один последний рак.

Раз — и хозяйка схватила его поперёк спины.

В это время ей крикнули что-то из столовой.

— Несу, несу,- последний! — ответила хозяйка — я спуталась:
два — кинула чёрного рака на блюдо, подождала немножко, подцепила ложкой с блюда красного рака и
три — опустила его в кипяток.

Красному раку было всё равно, где лежать — в горячей кастрюле или на прохладном блюде. Чёрному раку совсем не хотелось в кастрюлю; не хотелось ему лежать и на блюде. Больше всего на свете ему хотелось туда, где раки зимуют. И — долго не раздумывая — он начал своё путешествие: задом, задом на попятный двор.

Он наткнулся на гору неподвижных красных раков и забился под них.

Хозяйка украсила блюдо укропом и подала на стол.

Белое блюдо с красными раками и зелёным укропом было красиво. Раки были вкусны. Гости были голодны. Хозяйка была занята. И никто не заметил, как чёрный рак перевалился с блюда на стол и задом, задом подполз под тарелку, задом, задом добрался до самого края стола.

А под столом сидел котёнок и ждал, не перепадёт ли ему что-нибудь с хозяйского стола.

Вдруг — бап! — треснулся перед ним кто-то чёрный, усатый.

Котёнок не знал, что это рак, думал — большой чёрный таракан, и толкнул его носом.

Рак попятился.

Котёнок тронул его лапкой.

Рак поднял клешню.

Котёнок решил, что с ним дела иметь не стоит, обернулся и мазнул его хвостом.

А рак хвать! — и зажал ему клешнёй кончик хвоста.

Что тут с котёнком стало! Мяу! — он скакнул на стул. Мяу! — со стула на стол. Мяу! — со стола на подоконник. Мяу! — и выскочил во двор.

— Держи, держи, бешеный! — кричали гости.

Но котёнок вихрем помчал через двор, взлетел на забор, понёсся по саду. В саду был пруд, и котёнок, верно, свалился бы в воду, если б рак не разжал клешни и не отпустил его хвоста.

Котёнок повернул назад и галопом поскакал домой.

Пруд был маленький, весь зарос травой и тиной. Жили в нём ленивые хвостатые тритоны, да карасики, да улитки. Житьё у них было скучное — всегда всё одно и то же. Тритоны плавали вверх и вниз, карасики плавали взад-вперёд, улитки ползали по траве — один день наверх ползёт, другой — вниз спускается.

Вдруг всплеснула вода, и чьё-то чёрное тело, пуская пузыри, опустилось на дно.

Сейчас же все собрались на него поглядеть — приплыли тритоны, прибежали карасики, поползли вниз улитки.

И верно, было на что поглядеть: чёрный был весь в панцире — от кончиков усов до кончика хвоста. Гладкие латы охватывали его грудь и спину. Из-под твёрдого забрала на тоненьких стебельках высовывались два неподвижных глаза. Длинные прямые усы торчали вперёд, как пики. Четыре пары тонких ног были как вилочки, две клешни — как две зубастые пасти.

Никто из прудовых жителей ещё ни разу в жизни не видал рака, и все из любопытства лезли поближе к нему. Рак шевельнулся — все испугались и отодвинулись подальше. Рак поднял переднюю ножку, ухватил вилкой свой глаз, вытянул стебелёк и давай чистить.

Это было так удивительно, что все опять полезли на рака, а один карасик даже наткнулся на его усы.

Рраз! — рак схватил его клешней, и глупый карасик разлетелся пополам.

Всполошились рыбки и карасики, разбежались кто куда. А голодный рак спокойно принялся за еду.

Сытно зажил рак в пруду. Целыми днями он отдыхал в тине. Ночами бродил, ощупывал усами дно и траву, хватал клешнями тихоходов-улиток.

Тритоны и карасики боялись теперь его и близко не подпускали к себе. Да ему достаточно было и улиток: он съедал их вместе с домиками, и панцирь его только креп от такой пищи.

Но вода в пруду была гнилая, затхлая. И его по-прежнему тянуло туда, где раки зимуют.

Раз вечером начался дождь. Он лил всю ночь, и к утру вода в пруде поднялась, вышла из берегов. Струя подхватила рака и понесла из пруда, ткнула в какой-то пень, подхватила опять и сбросила в канаву.

Рак обрадовался, расправил широкий хвост, захлопал им по воде и задом, задом, как ползал, поплыл.

Но дождь кончился, канава обмелела — плыть стало неудобно. Рак пополз.

Полз он долго. Днём отдыхал, а ночью снова отправлялся в путь. Первая канава свернула во вторую, вторая в третью, третья — в четвёртую, а он всё пятился, полз, полз — и всё никак не мог никуда приползти, выбраться из ста канав.

На десятый день пути он забрался, голодный, под какую-то корягу и стал ждать, не поползёт ли мимо улитка, не проплывёт ли рыбка или лягушка.

Вот сидит он под корягой и слышит: бул-дых! Что-то тяжёлое упало с берега в канаву.

И видит рак: плывёт к нему мордастый зверь с усами, с короткими лапами, а ростом с котёнка.

В другое время рак испугался бы, попятился от такого зверюги. Но голод не тётка. Чем-нибудь надо брюхо набить.

Пропустил рак зверя мимо себя да хвать его клешнёй за толстый волосатый хвост. Думал, отрежет, как ножницами.

Да не тут-то было. Зверь — а это была водяная крыса — как рванёт — и легче птички вылетел рак из-под коряги.

Метнула крыса хвостом в другую сторону — крак! — и переломилась рачья клешня пополам.

Нашёл водоросли и поел их. Потом попал в ил. Рак засунул в него свои лапки-вилки и давай ими шарить. Левая задняя лапка нащупала и схватила в иле червяка. Из лапки в лапку, из лапки в лапку, из лапки в лапку — и отправил рак червяка себе в рот.

Целый месяц уже длилось путешествие по канавам, уже был сентябрь месяц, когда рак вдруг почувствовал себя плохо, так плохо, что не мог ползти дальше; и стал он хвостом песок в берегу ворошить, рыть.

Только успел вырыть себе норку в песке, как начало его корчить.

Рак линял. Он упал на спину, хвост его то разжимался, то сжимался, усы дёргались. Потом он разом вытянулся — панцирь его лопнул на животе — и из него полезло розовато-коричневое тело. Тут рак сильно дёрнул хвостом — и выскочил сам из себя. Мёртвый усатый панцирь выпал из пещерки. Он был пустой, лёгкий. Сильным течением его поволокло по дну, подняло, понесло.

А в глиняной пещерке остался лежать живой рак — такой мягкий и беспомощный теперь, что улитка могла бы проткнуть его своими нежными рожками.

День проходил за днём, а он всё лежал без движения. Понемногу тело его стало твердеть, снова покрываться жёстким панцирем. Только теперь панцирь был уже не чёрный, а красно-коричневый.

И вот чудо: оторванная крысой клешня быстро начала отрастать заново.

Рак вылез из норки и с новыми силами отправился в путь — туда, где раки зимуют.

Из канавы в канаву, из ручья в ручей полз терпеливый рак. Панцирь его чернел. Дни становились короче, шли дожди, на воде плавали лёгкие золотые челночки — облетевшие с деревьев листья. По ночам вода подёргивалась хрупким ледком.

Ручей вливался в ручей, ручей бежал к реке.

Плыл, плыл по ручьям терпеливый рак — и наконец попал в широкую реку с глиняными берегами.

В крутых берегах под водой в несколько этажей пещерки, пещерки, пещерки — как гнёзда ласточек вверху над водой, в обрыве. И из каждой пещерки рак глядит, шевелит усами, грозит клешнёй.

Целый рачий город.

Обрадовался рак-путешественник. Нашёл в берегу свободное местечко и вырыл себе уютную-уютную норку-пещерку. Наелся поплотней и залёг зимовать, как медведь в берлогу.

Тематическая беседа для детей: "Как зимуют животные?".

Описание работы: Данная статья знакомит с жизнью диких животных зимой. Материалы будут полезны воспитателям детских садов, учителям начальных классов и родителям детей дошкольного и младшего школьного возраста. Материал может быть использован для оформления стенгазет, папок-передвижек, информационных бюллетеней. Отдельные части текста можно использовать для занятий с детьми.

Цель и задачи:
1. Развивать общие представления о том, что в лесу живут разные звери которые по – разному приспосабливаются к жизни в зимнее время года;
2. Воспитывать у детей интерес к жизни диких животных;
3. Обобщить знания детей о типичных повадках зверей зимой, способах защиты от врагов, добывания пищи. Дать знания о том, что животные могут выжить, если приспособятся к тяжёлым зимним условиям.
4. Воспитывать любознательность, любовь к живой природе родного края;
5. Закрепить с детьми признаки зимы;
6. Активизировать словарь по теме «Дикие животные зимой».

Зима - суровое время года. Для диких животных зимой наступает сложный период. Зимой холодно, много снега и мало пищи. Диким животным трудно выжить в эту пору.

Некоторые животные мигрируют. Другие впадают в спячку. Но многие звери приспосабливаются к суровым условиям и ведут свою лесную жизнь. Они добывают себе пищу, выводят потомство, и зорко осматривая округу, охраняют своих деток.

Животные в лесу заранее подготавливаются к тяжелым испытаниям.

Мигрирующие животные.

Многим жителям Восточного Подмосковья трудно представить мигрирующих животных.
«Разве у нас такие водятся?» - спросите Вы.
«Разве у нас бывают постоянные засушливые сезоны как в Африке? Да и антилопы, кажется, не водятся?»

Да, в нашей местности нет таких переселений. Но в северных частях нашей необъятной страны зимой проходят похожие явления.

Что же это за животные такие?

Ежегодную миграцию наших северных оленей можно сравнить с миграцией копытных в Африке. Эти путешествия оленей не так зрелищны, ведь олени любят передвигаться маленькими группами или в одиночку. Все олени повинуются своим инстинктам, идут по бескрайним просторам тундры на юг в лесотундру и тайгу. Из года в год по одним и тем же тропам идет более миллиона северных оленей. В те места, где им легче пережить зиму.

Зимняя спячка.

Зимняя спячка – это не просто приспособление животных к суровым испытаниям. Для многих животных – это единственный шанс пережить зиму и избежать голодной смерти.

Медведь – это настоящий мохнатый гигант. Он очень крупный и сильный.
Любит медведь полакомиться различными злаками, корневищами, орехами и ягодами. Медведь обожает половить рыбку. Часами он готов стоять неподвижно на берегу водоема и выжидать свою добычу. Медведь готов вытерпеть много сотен укусов пчел, чтобы отведать свое излюбленное лакомство - мед.
Но вот всего этого разнообразия зимой практически нет. И наш «хищный вегетарианец» зимой впадает в спячку.
Перед тем как впасть в спячку медведь сооружает себе берлогу. Строят свое жилище медведи из веток и стволов. Старается уйти в глухие чащобы. Но прежде чем впасть в спячку, медведь наедает себе много жира.
Знаете ли Вы, что медведь не всю зиму спит? Бывает зимой медведь просыпается и выходит немного побродить, а затем возвращается и снова засыпает. Зимой у медведицы рождаются медвежата. И как любая заботливая мать, медведица заботится о своих малышах.

Какие животные еще впадают в спячку?
Бурундук, сделав полную нору под деревом запасов, засыпает «без задних ног». Его можно брать на руки и пытаться разбудить, но Ваши попытки бесполезны. Этого «соню» не добудиться.

Набравший жиру ёжик готовит себе уютное гнездышко в глубоких ямках или норках. Спит ежик зимой свернувшись в клубочек. Только вот засыпает он не сразу. Первое время ёж часто просыпается, а потом снова засыпает. Каждый его сон становится все длиннее и длиннее.

Летучие мыши задолго до прихода зимы нашли себе укромную пещерку или чердак. И время от времени они просыпаются и снова засыпают. В периоды бодрствования летучие мыши могут поискать себе пропитание.

Не спящие зимой дикие животные.

Задолго до наступления холодов животные отращивают более теплую и густую шерсть. Многие из них создают запасы еды и утепляют свое жилье.
Одним из таких запасливых зверьков является белка. Еще в теплое время она сделала себе домик в дупле или на крепком суку. Жилище белки утеплено сухими мхами, сеном и листочками. В домике у белки обязательно имеется два входа. Грызун на зиму запас много орехов, желудей, шишек и грибов. Свои припасы белка прячет по всему лесу: под старыми пнями, в пустых дуплах и корнях деревьев. Выходит из домика белка только тогда, когда нужно забрать припасы из тайника.

Лось – это настоящий гигант. Еды ему нужно очень много. Зимой лоси могут жить в одиночку или вместе. Чем питаются лоси зимой? Лоси любят есть кору молодых осинок, побеги молодых сосен. У лосей очень крепкие и крупные зубы. Когда в округе нет молодых побегов, своими зубами лоси перетирают и грубую кору у старых деревьев. Отдыхают лоси закопавшись в снег.
Большим копытным приходится нелегко зимой. Но еще труднее кабанам. Если зима стоит мягкая, без снега, то кабаны достают разные корешки и листочки. Могут съесть и грызуна. В лютые морозы или большие снегопады кабаны часто голодают, становятся слабыми и беззащитными перед хищниками. Для своего спасения кабаны сбиваются в стаи и только ночью выходят на поиски еды.
Волки - это самые опасные лесные хищники. Шерсть у них зимой становится густой и длинной. Такая шерсть помогает перенести волку зимние холода. И даже в сильные морозы волк может спать на снегу, укрыв свой нос пушистым хвостом. Как только начинает темнеть, волки выходят на охоту. В поисках пищи волки проходят очень большие расстояния. Порой многие десятки километров. Охотятся они на зверей любого размера в одиночку или стаей. Слаженные действия всей стаи помогает выжить волкам.

Истинным хозяином леса зимой является лиса. Рыжая хитрюга зимой и летом ходит в шубе одного цвета. Только шерсть становится густой с толстым подшерстком. По снегу лисица ходит не проваливаясь, благодаря лапкам, покрытым шерстью. Лисы живут в норах. Но многие плутовки спят прямо на снегу. Они прикрывают свой нос большим пушистым хвостом. Лисица не делает припасов. Поэтому каждый день она выходит на охоту. Часто лисы пробираются к деревням воровать домашних птиц. Довольно часто лисица ловит зайцев. Но основной пищей лисиц зимой являются мыши.
На зиму мыши запасаются семечками и засушивают ягоды. Они очень прожорливы и каждый день им необходимо много еды. В снежные зимы мыши роют длинные ходы в сугробах. Мышки любят прятаться в стогах сена и перебираться в сараи и дома человека.
Бобры – большие труженики. Дружная семья всю осень строит свою прочную хатку, валя осины, ивы и другие деревья. Вход в хатку всегда устроен под водой. Враг не подберется. Да и вода зимой теплее, чем воздух

Зимой заяц беляк меняет серую шубку на белую. У зайца русака цвет шубки становится только чуть светлее. Зимой подушечки лапок у зайцев покрываются шерстью. Поэтому у зайцев лапки сильно не мерзнут. А еще поэтому зайцы могут убегать от хищников по скользкому льду. В отличии от многих других грызунов он не делает припасов. Питается только тем, что может найти зимой: маленькими веточками и молодой корой ивы, березы и осины. Настоящие лакомство для зайца – это замерзшие ягоды. Поэтому зимой ему очень туго. Днём зайцы прячутся от хищников в норках, вырытых в сугробах. Поесть зайцы выходят в темное время суток. Спят они на снегу.
Зима – это самое трудное время года для зверей. Тяжела и опасна жизнь животных в эту суровую пору.