Днепр, могучая река длиною в 2201 километр, исстари являлась естественной западной границей русской земли. Использование Днепра как есте­ственной рокадной магистрали на юге-западе страны, а также то, что правые притоки реки выходят непосредственно к государственной границе, привел к тому, что в июне 1931 г. на базе Отдельного отряда судов реки Днепр вновь создается Днепровская военная флотилия СССР. Речных боевых кораблей для нее не было, изначально там служили мобилизованные гражданские суда, но в конце 1930 г. в Киеве на заводе "Ленинская кузница" заложили полноценный военный корабль - "самоходную плавучую батарею для Днепровс­кой военной флотилии" по пр. СБ-12. Еще до спуска на воду в 1932 г. ее переклассифицировали в монитор и назвали "Ударный".


Монитор "Ударный" представлял собой плоскодонное, относительно широкое низ­кобортное судно с частичным противопульным бронированием. Из-за значительного превышения массы корпуса строителям не удалось
выполнить главное требование заказчика - обеспечить осадку не более 49 см. В результате при водоизмещении 385 т осадка составляла 0,8 м. Он имел на вооружении 2 130-мм орудия в носовой части за башеннопо­добными щитами, 4 45-мм в двух башнях и 4 счетверенных пулемета системы "Максим".
Корпус имел смешанную систему набора и одиннадцать главных от­секов. Днище и палубы набирались, в основном, по продольной системе, борта - по поперечной. В форпике, втором, десятом и одиннадцатом отсеках весь набор выполнялся поперечным. Корпус клепаный. Сварка применялась лишь при изготовлении некоторых дельных вещей и небольших цистерн. Первоначально на корабле установили четыре дизеля фирмы MAN общей мощностью 400 л.с., обеспечившие скорость хода около 9 уз. или 16,7 км/ч. В 1939 г. при ремонте с модернизацией монитор получил два серийных дизеля 38-КР-8 Коломенского завода.
Первый монитор советский постройки оказался уникальным кораблём и отличался, прежде всего, своей архитектурой, хотя эстетические изыски в то время мало кого беспокоили, а ориентировались лишь на эффективность применения оружия.

С артиллерией для нового корабля определились быстро, тем более что особого выбора не было: реально из современных морских артиллерийских систем имелись только 130/55 и 102/60 орудия. Естественно выбрали более мощные и специально для "Ударного" создали одноорудийные башенные установки Б-7. При заданном водоизмещении на мониторе могли разместить только две такие башни. Таким образом, встал вопрос об их размещении, но для этого требовалось определиться с приоритетами предполагаемых боевых задач.

С точки зрения живучести, равномерного распределения нагрузки и у дифферентовки корпуса наиболее предпочтительным являлось размещение орудий главного калибра в оконечностях корабля. Если считать главным предназначением монитора поддержку войск на берегу и речной бой, то такое расположение орудий оставалось вполне приемлемым, так как для противоборства с кораблями противника требовалось максимально усилить обстрел носовых и кормовых курсовых углов (в отличие от моря в условиях роботы на извилистом фарватере монитор, как правило, не мог привести цель на свой траверз), а значит какая-то группа артиллерии, носовая или кормовая, окажется вне сектора стрельбы. Но в то время для мониторов виделась еще одна типовая задача: прорыв укрепленного района противника и уничтожение его переправ. Вот тут предпочтение для сектора стрельбы однозначно отдавалось носовым курсовым углам.
Исходя из предполагаемых боевых задач, сошлись на концентрации артиллерии главного калибра в носу. Здесь тоже существовали варианты. Первый из них напрашивался сам собой - двухорудийная башня. Такие имели амурские, а также бывшие австро-венгерские мониторы. Однако советские моряки разместили 130-мм орудия по линейно-возвышенной схеме. Явным недостатком этого стало увеличение высоты и силуэта, что не только осложняло маскировку и увеличивало площадь корабля как цели, но и ухудшало маневренные качества Дело в том, что большая парусность предполагает сильный ветровой снос, с которым тем труднее бороться, чем меньше имеет скорость корабль. А сравнительно тихоходные мониторы, как правило, выполняли огневые задачи на стопе или на малых ходах. Впрочем, тогда считалось, что течение реки превалировало над ветровым сносом и в случае с речным монитором парусностью можно пренебречь.

Первый советский монитор получил схему приборов управления стрельбой Гейслера в обеспечении 2,4-м дальномера "Барр и Струд", размещенного в дальномерной рубке. ПУС обеспечивали прицельную наводку орудий и не имели никаких счетно-решающих приборов. Таким образом, "Ударный" мог вести огонь только по видимым целям, или невидимым, но только при стоянке на якоре или швартовых. Однако приборы Гейслера обслуживали и зенитную артиллерию, так как для замера дистанцию имелся специальный зенитный дальномер с базой в полтора метра.
Расположение зенитной артиллерии позволяло сосредоточить на любом направлении огонь не менее одной башни 41-К со спаренными 45-мм пушками и двух пулеметных установок, а на траверзных курсовых углах чуть ли не всех зенитных средств. То есть все сделали почти классически, но только к началу Второй Мировой войны 45-мм полуавтоматы и 7,62-мм пулеметы как зенитные огневые средства уже устарели, а потому "Ударный" оказался фактически безоружен перед воздушным противником. Но на момент вступления корабля в строй в 1934 г. об этом еще не догадывались.

Корпус до ватерлинии, надстройки, орудийные башни, пулеметные башенки с пулеметами, люки, труба, корректировочный пост, мачта, флагшток, шлюпбалка и кат-балки - светло-серый (шаровый) цвет; подводная часть корпуса корабля и командирского катера, рули, половины спасательных кругов, левый отличительный огонь и полоса на трубе - красный; правый отличительный огонь - зеленый; верхняя палуба - черный ("графитовка"); палуба мостика на средней надстройке покрыта деревянными рыбинами; ватерлиния корпуса корабля и катера, шпили, киповые планки и кнехты, половины спасательных кругов, отличительный огонь на мачте - белый; верхний обрез трубы, якорные цепи, роульсы для проводки якорных цепей, клюзы и якоря - черный; винты, кормовой государственный герб, звезды на носу корабля, рында и поручни трапов - бронзовые; стволы орудий - вороненые.

В составе Днепровской флотилии монитор "Ударный" служил до 1940 года. После присоединения к СССР Западной Белоруссии и Западной Украины в руках Красной армии оказалось подавляющее большинство вымпелов бывшей Пинской флотилии Польши. Состояние этих трофеев было приемлемым и они были введены в состав речной флотилии. Таким образом в Днепровской флотилии оказалось сконцентрировано излишнее количество артиллерийских кораблей, в то время как на Дунае, по которому проходила новая граница СССР, бронированных речных кораблей не было. Для соблюдения баланса в количестве речных боевых кораблей с Королевством Румыния и усилением южной границы в июне 1940 года Днепровская флотилия была расформирована, её корабли и суда вошли в состав новообразованных Дунайской и Пинской военных флотилий. Монитор "Ударный" оказался на Дунае и базировался на Измаил.

Речные мониторы Дунайской военной флотилии "Ударный" и "Мартынов" в пункте базирования в Измаиле. Снимок сделан румынской морской разведкой

Великая Отечественная война для "Ударного" началась 25 июня 1941 года. Сводки с фронта сообщали, что "мощный удар по фашистской переправе нанесли мониторы и катера Дунайской речной флотилии в 15 километрах от города Д. Командование противника несколько раз пыталось организовать переправу через реку, но каждый раз неудачно. Наши лётчики быстро находили места скопления противника и громили его. 24 июня фашисты, маскируя переправу своих войск, устроили в разных местах реки несколько ложных переправ.
Наша разведка разоблачила задуманный агрессорами манёвр. Не успели сапёры врага закончить установку понтонного моста и начать пропуск войск, как из-за поворота реки показались советские мониторы и катера. Первыми залпами артиллеристы разбили мост, на который уже вступили 9 вражеских танков и несколько десятков мотоциклов. Танки и мотоциклы оказались в реке. Затем советские корабли открыли огонь по лодкам с пехотой противника. Потоплено 26 лодок, на которых находилось до 500 солдат и офицеров. Две лодки были протаранены катерами.
Разгромив мост, мониторы открыли огонь по подходам к реке. К нашему берегу успели проскочить шесть лодок, с которых высадилось более 100 фашистских солдат. Их встретила огнём подоспевшая к месту боя наша мотопехота и уничтожила. Бой у переправы закончился полным разгромом противника. Весь берег реки устлан сотнями фашистских трупов, разбитыми автомашинами, орудиями и мотоциклами. Враг потерял 9 танков, 29 автомашин, до 40 мотоциклов, 8 орудий и свыше 800 солдат"
.


"Ударный" на довоенном смотре, вид с кормы

Отходя от официальных идеологически выдержанных сообщений, нужно сказать, что на начало 1941 года Дунайская военная флотилия Черноморского флота имела в своём составе 5 мониторов, 22 бронекатера проекта 1125, 7 катеров-тральщиков (по советской классификации - речные тральщики), 6 полуглиссеров, 1 минный заградитель, 17 судов обеспечения. Также флотилии были оперативно подчинены 1 истребительная эскадрилья ВВС ЧФ, 5 артиллерийских батарей, 1 зенитно-артиллерийский дивизион и другие части Дунайского сектора береговой обороны Черноморского флота (ДуСБО ЧФ). Кроме того, на Измаил базировался 4-й Черноморский отряд пограничных судов (4 ЧОПС) Морской пограничной охраны НКВД СССР, имевший более 30 пограничных катеров (в том числе типа "МО"), которые влились во флотилию после начала боевых действий.
Мониторы "Ударный" (флагман флотилии), "Железняков", "Жемчужин", "Мартынов" и "Ростовцев" составляли ударную силу Дунайской флотилии. В первые месяцы Великой Отечественной войны они участвовали в оборонительных сражениях на Дунае и Южном Буге, в Днепро-Бугском лимане и Керченском проливе. Уже 25-26 июня моряки-дунайцы вместе с пограничниками высадили десанты на захваченный врагом берег в районах мыса Сатыл-Ноу и Старой Килии и удерживали занятую территорию до приказа об отходе в Одессу. Это был месяц напряженных боев, беспрерывного отражения атак превосходящих сил противника, месяц ежедневного, ежечасного героизма каждого участника десанта, каждого члена команд боевых кораблей. Давая оценку действиям моряков, нарком Военно-Морского Флота СССР Н. Г. Кузнецов 16 июля 1941 года телеграфировал командующему флотилией контр-адмиралу Н.О. Абрамову: "Дунайская военная флотилии действовала храбро и решительно, полностью выполнила поставленные перед ней задачи, показав прекрасные образцы боевой работы. Уверен, что славные дунайцы и впредь будут бить противника так же, как они били его на Дунае" .

После прорыва кораблей флотилии в Одессу, а затем перехода в Николаев, мониторы "Жемчужин" и "Ростовцев" были направлены под Киев, где они сражались в составе Пинской флотилии, а монитор "Мартынов" принял участие в обороне Никополя. Их судьбы сложились трагически - после форсирования немцами Днепра корабли оказались отрезанными от основных сил флотилии. Израсходовав весь боезапас, моряки взорвали свои корабли и сражались на суше.

Монитор "Ударный" же избежал участи "Жемчужина", "Мартынова" и "Ростовцева" и был перебазирован на Тендровский боевой участок.
11 сентября 1941 года на Каховском плацдарме Вермахт прорвал фронт обороны советской 9-й армии и захватили Очаков, Николаев и Херсон, отрезав тем самым корабли Дунайской флотилии и Тендровский боевой участок от главных сил Красной Армии. Расположенная у трассы единственной морской коммуникации между осажденной Одессой и Севастополем, Тендра стала ключом к морским воротам Одессы. Именно поэтому сюда были стянуты все вспомогательные части флотилии. Заняв оборону на рубеже Збруевка, Чулаковка и Железный порт, они обеспечивали эвакуацию войск и боевой техники на Тендру. Моряков-дунайцев, оборонявшихся в Кинбурнских песках, поддерживали артиллерийским огнем мониторы "Ударный", "Железняков", и бронекатера.

"Ударный" под командованием капитан-лейтенант М.Д. Прохорова дал свой последний бой 19 сентября 1941 года, находясь в мелководном Ягорлыцком заливе Чёрного моря. Пользуясь погодными условиями - туманом со стороны моря - он обстреливал подъездные дороги к селу Ивановка, остановив немецкую механизированную колонну и нанеся ей значительный ущерб в материальной и живой силе. Однако к полудню туман рассеялся, монитор стал прекрасно видимой мишенью и в атаку на него были отправлены немецкие пикировщики "Юнкерс" Ju-87. Считается, что атаку на корабль совершили самолёты из 6-й эскадрильи (6 Staffel) 77-го крыла пикирующих бомбардировщиков (Sturzkampfgeschwader 77, Stg 77)


Эмблема 77-го штурцкампфгешвадера

Первый же из них был сбит огнем зенитных пулеметов. Остальные самолёты, видя, что нос монитора фактически не имеет зенитного вооружения, атаковали его практически безнаказанно, так как единственная находившаяся на носу башня со спаренными 45-мм скорострельными пушками была выброшена взрывом бомбы за борт. По воспоминаниям выживших моряков, во время авианалёта орудия главного калибра "Ударного" стреляли по самолётам шрапнелью.
Нужно отдать должное высокому боевому духу, выучке и дисциплине экипажа небольшого корабля - растерянности и паники не возникло после очередного захода пикировщиков, когда бомбы накрыли боевую рубку и там погибли командир монитора, комиссар и большинство офицеров. Пулеметчики Иван Харитоненко, Павел Борульник и Иван Любенко, истекая кровью, не покинули своих постов и продолжали отстреливаться из зенитных пулемётов. Командир отделения живучести Илья Горулев вместе с машинистами Дмитрием Яковлевым и Николаем Бабьяком, старшиной I статьи Дмитрием Петрушковым и другими матросами под градом осколков заделывали многочисленные пробоины, чтобы корабль мог оставаться на плаву и вести бой.
11 бомб попали в монитор, одна из низ вызвала детонацию погребов башен главного калибра. Одна из башен взрывом была выброшена за борт. Окутанный клубами дыма "Ударный" начал быстро тонуть. Командир дивизиона живучести монитора капитан-лейтенант В.А. Кринов отдал приказ погрузить раненых в единственную уцелевшую шлюпку и покинуть тонущий корабль. Прикрывая отход товарищей, оставшиеся на борту моряки усилили огонь по самолетам. Умирающий, охваченный огнём монитор продолжал сопротивляться: очередной "Юнкерс" был сбит оставшимся на борту после ухода шлюпки зенитчиком Александром Магницким. Этот сбитый "лаптёжник" стал последней жертвой речного корабля - с развевающимся военно-морским флагом "Ударный" лёг на дно.

Командир монитора "Ударный" капитан-лейтенант И.А. Прохоров

В 1963 году остов "Ударного" был обнаружен аквалангистами подводной экспедиции по поиску затонувших кораблей. Осмотревшие впоследствии затонувший корабль аквалангисты спортивного клуба "Садко" из г. Николаева, в своем отчете отмечали, что "Ударный" стоит на дне на ровном киле, погруженный в грунт по ватерлинию. Башни орудий главного калибра разрушены. Ствол одного из орудий взрывом вырван из башни и лежит на грунте вдоль борта. Спаренная 45-мм зенитная установка сорвана с фундамента и лежит на палубе. Впоследствии эта башня была поднята и установлена в г. Николаеве перед Музеем судостроения и флота.


В 1977 году на морском берегу в Покровке нашли человеческие останки. Бывший председатель сельсовета Павел Книга принял решение перезахоронить их там, куда не достает море. Рядом поставили деревянный крест. Впоследствии об этой могиле узнал директор местной школы Александр Кучеренко. Он выяснил, что на побережье похоронен старшина второй статьи с монитора "Ударный" Виктора Прокофьевича Савченко. С тех пор ученики Покровской школы переписываются с теми моряками, кто остался жив. Постепенно удалось собрать уникальный материал о мониторе "Ударный"
В 1983 г. с монитора подняли также 130-мм орудие главного калибра. Ранее поднятые кормовой герб, звезды и счетверенная зенитная пулеметная установка были переданы в Одесский историко-краеведческий музей. Фактические координаты 46°25"N 31°53"E. Глубина около 4 метров. Возвышение над грунтом 3,5 метра.

16 июня 2018 года начались . Пиротехников возглавил начальник группы - водолазный специалист ГПР и СВР АСО СН ГУ ГСЧС Украины в Херсонской области, подполковник службы гражданской защиты Андрей Кочетов. 6 августа 2018 года работы по разминированию монитора "Ударный" были благополучно завершены. Всего на поверхность подняли и уничтожили 1129 боеприпасов различных калибров. Также водолазами были подняты со дна лимана . Все поднятые артефакты отреставрированы и ныне находятся в Национальном музее-заповеднике "Битва за Киев в 1943 году".

За многочисленные дополнения, указания и сведения по монитору "Ударный" огромное спасибо хочу сказать Сергею Гафарову из киевской общественной организации "Товарищество ветеранов разведки Военно-Морского Флота" - без его помощи этот пост не случился бы!

Ветер колышет тяжелое полотнище Военно-морского флага, развевает черные ленточки бескозырок. Тысячи черноморских матросов, стоя в строю, провожают глазами уходящий в дальний поход монитор.

«Железняков» срезает корму неуклюжего серого транспорта и выходит за ворота порта.

Еще несколько минут на блестящей поверхности моря виден его темно-голубой силуэт. Потом «Железняков» - корабль, ставший живой легендой флота, - растворяется в яркой солнечной дымке, плывущей над морем…

Часть 6

СНОВА ДУНАЙ

Осенью 1945 года я получил бандероль - несколько тетрадей, исписанных знакомым почерком Алексея Емельяновича Харченко.

«Дружище Травкин! - писал он. - Выполняю свое обещание. Говорят - лучше поздно, чем никогда. Ну, что ж? Лучше - поздно! Посылаю тебе свои корявые записи. Может, и пригодятся. Все хлопцы шлют тебе пламенный железняковский привет! Корабль наш, как видишь, жив и здоров и на Дунае встретил день великой победы».

Я раскрыл первую тетрадь.

«…Сколько радости, - писал Алексей Емельянович, - было на душе у каждого из нас: мы шли помогать нашим войскам освободить Дунай от фашистских захватчиков! Советская Армия подходила все ближе к гитлеровскому логову.

Мы идем морем на Дунай. Справа медленно проплывают необычайно красивые берега Кавказа. Над вершинами гор клубится туман. Море, спокойное, ласковое, слегка покачивает монитор. Я стою на мостике рядом с рулевым, а на палубе матросы, собравшиеся возле башни, поют под баян песню. Это наша - «железняковская песня». Слова к ней сочинил капитан-лейтенант Кононенко, а музыку написал большой друг нашего корабля композитор-черноморец Юрий Слонов. Матросские голоса дружно выводят песню, и мелодия ее, подхваченная утренним бризом, летит над кораблем, словно птица.

От прохладных волн Дуная

До азовских берегов

Шел, атаки отбивая,

Монитор «Железняков».

В штормовую непогоду

Вдоль знакомых Крымских гор,

Тяжело взрывая воду,

Шел отважный монитор.

Разрывая цепь блокады

У кубанских берегов.

Не считая, без пощады

Бил врага «Железняков».

Не забудет враг и ныне

Как, ведя огонь в упор,

Узким Керченским проливом

Шел бесстрашный монитор…

Мы атаки отразили

И средь тысячи смертей

Вместе с флагом проносили

Гордость Родины своей!

На Тамани, на Кубани

Славу русских моряков

Отстоял в боях с врагами

Монитор «Железняков».

Эх, море любимое,

Широкое, синее,

Дунаю привет передай!

Эх, горы далекие,

Эх, степи широкие,

Любимый, приветливый край!

За кормой монитора на буксире идет зенитная плавучая батарея. Она предназначена для противовоздушной обороны освобожденных от противника баз. «Железнякову» прежде никогда не приходилось буксировать большие суда на длительном морском переходе. Буксировка уменьшает наш ход, снижает маневренность. А ведь война еще не закончена. Гитлеровские подводные лодки нередко нападают не только на боевые корабли, но даже и на рыболовецкие сейнеры.

Нас, правда, сопровождают катера противолодочной обороны - «морские охотники».

Не доходя до Сочи, попали в сильный шторм. Где от него укрыться? Сочи мало пригоден для этого. Порт открыт для всех ветров и штормовой волны. Но нужно было спасать корабль и людей. Плавбатарею поставили во внутреннем ковше порта, а «Железняков» укрылся за молом.

Шторм бушевал целые сутки. Волны гуляли в порту. Опасная для корабля зыбь бросала монитор из стороны в сторону, грозила сорвать его с якорей и выбросить на прибрежные камни. Никто не спал - все были на ногах.

Наконец шторм утих. Погода улучшилась. Мы взяли курс на Туапсе и Новороссийск.

«Железняков» шел под самым берегом, а «морские охотники» охраняли его от фашистских подводных лодок с моря. Наблюдение велось усиленное.

Вдруг сигнальщик «Железнякова» доложил: «Левый борт, курсовой 50, вижу перископ подлодки».

«Лево на борт, полный ход! Держать прямо на перископ!» - скомандовал я рулевому.

Не успели мы повернуть, как «морские охотники» обнаружили перископ внутри охранения и начали стремительную атаку.

Одна за другой оглушительно рвутся серии глубинных бомб. То там, то тут из моря встают водяные столбы. После одного из взрывов море забурлило пузырями, будто кипящая вода на плите. По волнам растекается радужно переливающееся на солнце масляное пятно. Оно быстро увеличивается в размерах. Вместе с пузырями на поверхность всплывают какие-то бумажки, обломок доски, мятая фуражка с гитлеровской эмблемой. С флагманского «охотника», стоящего над местом взрыва, получен флажный семафор: «Подводная лодка противника уничтожена. Продолжайте следовать своим курсом»…

И снова мерно зарокотали машины «Железнякова».

Мы продолжаем путь на Дунай…

На рассвете прямо перед нами открылась огромная горища. Это гора Дооб - «страж Новороссийска», как называют ее. Вошли в Цемесскую бухту. Слева «Малая земля» - мыс Хако. Сюда был высажен десант Черноморского флота. Здесь дрались храбрые воины Цезаря Куникова.

Железняковцы замерли в молчании, отдавая честь героям, павшим в боях.

В Новороссийске меня вызвал к себе командующий флотом адмирал Октябрьский. Он сказал:

«Фашистское командование на весь мир раззвонило, что Дунайская флотилия уничтожена. Врут! Живет и здравствует флагман флотилии «Железняков». Впереди у вас, Харченко, много опасностей. Но корабль должен войти в Дунай и снова стать на нем флагманом».

Адмирал пожелал нам счастливого плавания.

И вот - мы проходим мимо Керченского пролива, навсегда переставшего быть «проливом ста смертей».

Здесь наш Громов - он из Поти ушел добровольцем на малые корабли - перевозил десантников с Тамани в Керчь. Громов приезжал навестить нас. У него на груди было уже четыре боевых ордена. Как-то у десантников в Керчи вышли боеприпасы и не стало продуктов. Авиация противника висела над проливом, уничтожая всякое суденышко, каждую лодку, появлявшуюся у берегов. Противник хотел задушить наш десант. На призыв командира: «Кто из вас, рискуя жизнью, поведет катера на ту сторону и доставит запасы десантникам?» - наш Громов первым ответил: «Я».

Командуя мотоботом, Громов десятки раз доставлял боеприпасы и продовольствие в Керчь. Он был ранен, но не покинул поста. Когда ему предложили отправиться в госпиталь, он ответил: «Я с «Железнякова». И этим все было сказано…

Я снял фуражку и долго смотрел на уходящий вдаль берег.

Зашли и в родной Севастополь… Тяжело смотреть на руины. С вершины Малахова кургана видна вся бухта. В ней уже стоит эскадра Черноморского флота.

На мысе Тарканхут до войны стоял высокий маяк, указывая путь кораблям. Теперь он - разрушен. Определили точно свое место, и «Железняков» взял курс на Одессу. Шли по узкому фарватеру, среди минных заграждений.

Тройка отчаянных «фокке-вульфов» устремилась было на корабль, но их встретили дружными залпами. «Вульфы» поспешно отвернули и ушли в море. За ними на большой скорости помчалась девятка наших истребителей.

В конце 1920-х годов советское военно-политическое руководство начало программу укрепления Днепровской военной флотилии. Для нее в конце 1930 года в Киеве заложили «самоходную плавучую батарею» по проекту СБ-12.

Корабль, переклассифицированный еще в ходе постройки в монитор, получил название «Ударный». При полном водоизмещении в 387 т он нес мощное вооружение: два 130-мм орудия в бронированных башнях, четыре 45-мм зенитки в двух спаренных установках (также в бронированных башнях) и четыре счетверенные установки 7,62-мм пулеметов. Силовая установка корабля состояла из четырех дизелей производства германской фирмы MAN, в 1938 году замененных на два 800-сильных дизеля производства Коломенского завода. Казалось бы, монитор получился достаточно мощным и удачным.

Однако после вступления корабля в строй в 1934 году вскрылись и недостатки. Прежде всего — слишком большие размеры корабля (длина 54 м), затруднявшие применение «Ударного» на притоках Днепра.

Орудия главного калибра не могли вести огонь на кормовых курсовых углах — а это было серьезным недостатком для речного корабля, который часто действовал в условиях, затруднявших маневрирование. К тому же броней были защищены лишь орудийные башни и боевая рубка. Имелся также тонкий (7 мм) бронированный пояс и палуба над снарядным погребом. В итоге «Ударный» оказался единственным кораблем проекта СБ-12, а уже в 1932 году началась разработка нового речного монитора, первоначально классифицируемого как канонерская лодка.

«АКТИВНЫЙ»

Проект, получивший обозначение СБ-30, весьма напоминал самые первые мониторы эпохи Гражданской войны в США: низкобортный корпус с единственной надстройкой — орудийной башней. Боевая рубка была установлена на крыше башни и вращалась вместе с ней. Такая компоновка обеспечивала орудиям главного калибра — двум 102-мм пушкам — круговой обстрел, но, с другой стороны, затрудняла командиру управление кораблем. Зенитное вооружение — четыре «сорокапятки» в двух башнях. В отличие от «Ударного», на новом мониторе, получившем название «Активный», отказались от установки системы управления огнем главного калибра.

Габариты «Активного» были меньше, чем у «Ударного»: длина 50,7 м, водоизмещение 314 тонн. Однако бронирование было усилено — толщина броневого пояса составляла 16 мм, а в районе снарядного погреба — 30 мм. На мониторе установили два 480-сильных дизеля. Корабль был заложен в Киеве в 1934 году, затем по секциям перевезли на Амур, где собрали и в 1935 году включили в состав Амурской флотилии.

ПРОЕКТ СБ-37

Дальнейшим развитием проекта СБ-30 был проект СБ-37. Главным отличием стало применение невращающейся боевой рубки; она была установлена на цилиндре диаметром 75 см, вокруг которого вращалась девятигранная артиллерийская башня. Таким образом при повороте башни рубка оставалась неподвижной, что облегчало командиру управление кораблем. Состав и размещение вооружения повторял принятое на мониторе «Активный»: две 102-мм пушки в главной башне и четыре 45-мм зенитки в носовой и кормовой башнях. Боекомплект составлял 500 снарядов главного калибра и 2000 — 45-мм. Система управления огнем, так же как и на «Активном», отсутствовала.

Плоскодонный корпус на всем протяжении имел прямые вертикальные борта и туннельную корму, заканчивающуюся транцем. Корпус поперечными переборками делился на 13 главных отсеков, из которых девятый — отделение главных и вспомогательных механизмов — имел две продольные переборки. В его бортовых помещениях размещались главные дизеля 4-СД-19/32, а в среднем — два дизель-генератора и другие вспомогательные механизмы. Суммарная мощность главных дизелей составляла 560 л. с, что обеспечивало кораблю максимальную скорость хода всего 8,3 уз (15,3 км/ч), что, впрочем, считалось вполне достаточным для речного монитора. Нормальный запас топлива (соляра) составлял 6,6 т, но максимально монитор мог принят значительно больше — 22 т, что обеспечивало солидную дальность плавания — 3700 миль (6850 км).

Навигационное оборудование мониторов проекта СБ-37 было крайне примитивным и включало два магнитных компаса и ручной лот (устройство для измерения глубины). Отсутствовал даже лаг (корабельный «спидометр»), но для тихоходного речного корабля он, по сути, и не был нужен. На корабле имелась стационарная радиостанция, а также переносная, предназначенная для корректировочного поста, при необходимости разворачиваемого на берегу.

МОНИТОРЫ В БОЮ

В 1936-1937 годах на заводе «Ленинская кузница» в Киеве построили шесть мониторов проекта СБ-37. Всем им присвоили имена героев Гражданской войны.

Все корабли первоначально вошли в состав Днепровской военной флотилии. В сентябре 1939 года они участвовали в походе Красной армии в Западную Украину и Западную Белоруссию, действуя на реках Припять и Пина. Когда в июне 1940 года Румыния в ответ на советский ультиматум согласилась передать Бессарабию и Северную Буковину, часть границы СССР и Румынии стала проходить по реке Дунай. В Измаиле началось формирование Дунайской военной флотилии. В ее задачи входили поддержка приречных флангов сухопутных войск и десантов, высадка тактических десантов, обеспечение противоминной обороны Дуная, переправа и перевозка войск, а также ведение борьбы с речными силами противника. С Днепра на Дунай было решено перевести пять мониторов — «Ударный», а также четыре типа «Железняков» («Железняков», «Жемчужин», «Мартынов» и «Ростовцев»). Два других монитора — «Левачев» и «Флягин» — вошли в состав сформированной в июне 1940 года Пинской военной флотилии. Днепровская же флотилия была расформирована.

ВОЙНА

Мониторы Дунайской флотилии в июне 1941 года в числе первых вступили в бой с противником и почти месяц действовали совместно с сухопутными частями, не допуская форсирования реки. Но к середине июля 1941 года стало ясно: надо уходить… 19 июля Дунайская флотилия сквозь огонь румынских береговых батарей прорвалась в Черное море и под прикрытием кораблей флота в полном составе прибыла в Одессу. После этого речные корабли, совершившие необычный для них переход морем, сосредоточились в Николаеве и Херсоне. Их быстро отремонтировали и перебросили на Южный Буг и Днепр. Именно здесь, на Нижнем Днепре, дунайские мониторы «Жемчужин», «Мартынов» и «Ростовцев» в составе Днепровского отряда Пинской флотилии действовали совместно с однотипными «Флягиным» и «Левачевым» на прикрытии переправ советских войск южнее Киева. Сражались до последнего снаряда.

Попав в окружение, были взорваны своими экипажами. Лишь «Ростовцев» после войны был поднят, восстановлен и использовался в качестве учебно-артиллерийского корабля. Монитор «Ударный» 19 сентября 1941 года у Тендры под Одессой погиб от налета вражеских бомбардировщиков. Этот и другие бои показали один из главных недостатков советских речных мониторов: слабость зенитного вооружения. 45-мм полуавтоматические пушки и 7,62-мм пулеметы уже не могли эффективно бороться с современными бомбардировщиками противника. Единственный уцелевший монитор — «Железняков» — получил усиленное зенитное вооружение (на нем дополнительно установили две 37-мм автоматические пушки и три 12,7-мм пулемета).

СУДЬБА «ЖЕЛЕЗНЯКОВА»

В первый же день вражеского вторжения монитор, патрулировавший воды Дуная, попал под артобстрел. В 04:15 22 июня корабль открыл огонь по вражескому берегу. В том бою, продолжавшемся почти весь день, монитором была подавлена артиллерийская батарея противника и сбит вражеский самолет. 9 июля «Железняков» прорвался в Измаил, 19-го — в устье Дуная, прибыв 20 июля в Одессу. В августе он принимал участие в обороне Николаева, Херсона, Очакова, а 25 августа прибыл в Крым.

25 октября 1941 года «Железняков» совершил переход в Камыш-Бурунскую бухту (под Керчью), а 21 ноября был включен в состав Азовской военной флотилии.

В октябре-ноябре 1941 года монитор принимал участие в обороне Керчи, в июле 1942 года оборонял Ростов-на-Дону и Азов, а в августе — устья Кубани и Темрюка.

В том же месяце «Железняков» совершил прорыв из Азовского моря в Черное через Керченский пролив, контролировавшийся немцами. Монитор свернул с фарватера, скрытно подошел к вражескому берегу и под огнем артиллерии противника прошел по минным полям. Несмотря на полученные повреждения, «Железняков» 3 сентября 1942 года прибыл в Поти. 14 октября его включили в состав Черноморского флота. 26 февраля 1943-го монитор формально вернули в состав воссозданной Азовской флотилии — в то время «Железняков» находился на ремонте, завершенном лишь в августе 1943 года. 13 апреля следующего года его передали в состав Дунайской флотилии. 30 августа того же года монитор прибыл в Измаил. Впоследствии он воевал в Румынии, Болгарии, Югославии.

За годы войны «Железняков» прошел 40 тыс. км. В марте 1958 года его вывели из боевого состава для использования в качестве плавучего склада, а два года спустя передали Дунайскому пароходству как плавучий причал. Вооружение монитора было передано в Центральный военно-морской музей в Ленинграде, зенитная броневая башня с пушкой была установлена возле музея Суворова в Измаиле. В 1965 году по просьбам общественных организаций корпус и вооружение «Железнякова» были переданы на верфь «Ленинская кузница», корабль был восстановлен и в 1967 году установлен на бетонном постаменте возле судоверфи.

Монитор - (англ. «увещеватель») низкобортный бронированный артиллерийский корабль.

История монитора «Железняков»

Монитор «Железняков» был построен на киевской судоверфи «Ленинская кузня» в 1936 году. Все металлические конструкции корабля соединялись по старинке, посредством клепки. Назван корабль был в честь балтийского матроса, участника Октябрьской революции 1917 года Анатолия Железнякова.

В 1940 «Железняков» вошел в Дунайскую военную флотилию, которая патрулировала государственную границу вдоль берегов реки. Корабль оказался под артиллерийским огнем в первый же день Второй мировой войны и вступил в бой. Силы противника оказались превосходящими, и «Железняков» с несколькими другими мониторами оказался в тылу врага. Несмотря на то, что берега реки были заняты, а боеприпасы подходили к концу «Железнякову» удалось прорвать плотный заградительный огонь береговых батарей, и уйти в открытое море. Позже монитор защищал украинские города Николаев, Очаков, Керчь и Херсон.

К осени 1941 из шести мониторов Дунайской флотилии уцелел только один - «Железняков». Позже корабль вошел в состав Азовской военной флотилии и его отправили к побережью Азовского моря на оборону Таганрога и Темрюка. В 1943 «Железняков» вошел в Керченский пролив занятый немцами, командование решилось на отчаянный маневр - свернуть с фарватера, подойти вплотную к вражескому берегу, под самые батареи и пройти по минным полям. Монитору удалось прорваться и добраться до Поти.

40 тыс. километров с боями прошел монитор «Железняков» по Дунаю, Южному Бугу, Дону, Кубани, Черному и Азовскому морям. Участвовал в освобождении Болгарии, Румынии и Югославии. На боевом счету моряков 13 уничтоженных вражеских артиллерийских и минометных батарей, 4 батальона пехоты, 2 склада боеприпасов и многое другое. В каких бы жарких схватках ни приходилось участвовать кораблю, он всегда возвращался с победой за что получил в народе название «неуловимого».

В 1965 году корпус и боевое вооружение «Железнякова» передали заводу. Монитор восстановили и поставили на пьедестал у Днепра, на Рыбальском острове, с тех пор «Железняков» стал кораблем-памятником.

Технические характеристики монитора «Железняков»: полное водоизмещение 263 тонны,
нормальное водоизмещение - 230 тонн; длина 51,2 метра, ширина 8,2 метра,
осадка 0,9 метра; мощность дизельных двигателей 140 лошадиных сил; скорость хода 8,3 узла;
дальность плавания 3700 миль. Вооружение: два 102-мм,три 45-мм и два 37-мм орудия
и три пулемета 12,7мм. Экипаж 72 человека.

Постройка "Железнякова" осуществлялась под личным контролем Сталина и стала всенародной

Стройкой, потому что все материалы и оборудование, а также вооружение, принципиально

Изготавливалось на заводах СССР без помощи и консультации зарубежных специалистов,

Все металлические конструкции монитора соединялись по старинке, посредством клепки,

Требования к которой при работе с броней были особенными.

В 1940 году создается Дунайская военная флотилия. В ее задачи входит охрана

Государственной границы, патрулирование вдоль берегов реки. В этом же году она принимает

Участие в освобождении Бессарабии. С первых дней создания флотилии в ее состав вошел и

«Железняков»

Начало Великой Отечественной войны монитор "Железняков" встретил в полной боевой

Фашистских батарей,ведущих по нему прицельный артиллерийский огонь,в 4 часа 15 минут

Корабль произвёл первый орудийный залп по позициям фашистов.Используя маневренность и

Выучку экипажа "Железняков" уходил от прямых попаданий снарядов и вёл ответный огонь по

Батареям и самолётам противника.В результате этого ожесточенного боя,закончившегося поздно

Вечером, одна из вражеских батарей была уничтожена и сбит один бомбивший самолёт.

Так началась война для речного монитора "Железняков",так,благодаря отваге и мастерству

Экипажа,была одержана первая победа,так,усилиями матросов и командиров,начиналась легенда.

Пограничникам на этом рубеже долго удержаться не удалось. Под натиском врага они медленно

Отступали. В ходе сражений случилось так, что «Железняков» с несколькими мониторами и

Катерами флотилии оказался в тылу противника. Оба берега реки были уже заняты,боеприпасы

Кончались и оставаться на Дунае не имело смысла. Прорывая с боем огневые завесы фашистов

Корабли флотилии ушли в Измаил.

Десятки жарких схваток с вражескими танками, авиацией и артиллерией выдержал корабль

Действуя на Дунае, и из всех выходил победителем. Когда же противник занял левый берег

Реки и поступил приказ флотилии с боем прорываться в Одессу, "Железняков" вместе с другими

Кораблями покинул Измаил и сквозь завесу огня направился в Черное море, громя скопления

Сил противника.

Весть о героических делах «Железнякова» в первые дни войны дошла сюда раньше, чем он сам.

Находившиеся в порту военные моряки с уважением встретили этот небольшой, но крепкий

Корабль.

В августе монитор бороздил уже воды Южного Буга, защищал Николаев, отстаивал Очаков,

Херсон. Отлично вооруженный речной бронированный корабль неоднократно появлялся в тылу

Противника,совершал глубокие рейды,и своим появлением, срывая вражеские операции, громил

Немецкие переправы, батареи, пехоту, танки,подавлял огневые точки,и всегда возвращался на

Базу, хотя гитлеровцы пускали за ним в погоню десятки бомбардировщиков.

За "Железняковым",не безосновательно,закрепилось название "неуловимый монитор",в каких бы

Жарких схватках ни приходилось участвовать кораблю, он всегда возвращался с победой.

Однажды под Очаковом над монитором в течение шести часов висели бомбардировщики сбрасывая

Десятки фугасных бомб, с оглушительным воем пикировали самолеты и выли сирены,все новые и

Новые волны «юнкерсов» обрушивались на корабль.У "Железнякова" были разбиты дальномер,

Рация, заклинило башню,он весь был объят тяжелым дымом и пламенем,но матросы продолжали

Отражать налеты из зениток и орудий главного калибра. Отбиваясь на всем пути от наседавших

Самолетов монитор вышел в Черное море где бушевал шторм,грозивший гибелью речному кораблю.

Но преодолев и стихию он благополучно прибыл к своим.

Азовской военной флотилии. "Железняков" вошел в состав Отдельного Донского отряда этой

Флотилии.

Жаркие бои выпали на долю экипажа «Железнякова» летом 1942 года. Он наводил страх на

Врага в устье Дона, Кубани, на Ахтанизовском лимане, по побережью Азовского моря, при

Обороне Таганрога и Темрюка. Немеркнущей страницей в историю Великой Отечественной войны

Вошла оборона Темрюкской военно-морской базы. Защищая Темрюк азовцы оттянули на себя с

Новороссийского направления крупные силы врага, которые несли здесь огромные потери.

И все же Темрюк был оставлен. Последним отсюда в Черное море прорывался «Железняков» в

Сопровождении тральщика ТЩ-581. Корабли шли ведя непрерывные бои с авиацией и береговой

Артиллерией противника, преодолевая сильный шторм. Захватив Пересыпь гитлеровцы перекрыли

Единственный для монитора проход через узкую протоку соединяющую Ахтанизовский лиман с

Азовским морем. Решено было прорываться с боем. Корабль шел вплотную к берегу, обстреливая

Из орудий и пулеметов огневые точки врага, пытавшегося в упор расстрелять монитор.

Протока осталась позади. Но Азовское море встретило плоскодонный «Железняков» жестоким

Штормом. Вскоре тральщик ТЩ-581 был выброшен волной на прибрежную отмель. Усилия команды

Сняться с мели под огнем противника ни к чему не привели. Взорвав тральщик, его личный

Состав сошел на берег и влился в ряды морской пехоты.

Монитор «Железняков», у которого во время обстрела и шторма были серьезно повреждены оба

Руля и корпус, также выбросило на мель в районе Кучугур. Двое суток по пояс в колодной

Воде боролись люди за спасение корабля. На третьи сутки монитор был снят с мели. Заделав

Пробоины, откачав воду и навесив деревянный руль, железняковцы ушли в последний прорыв.

Впереди был Керченский пролив, занятый немцами. Вот как писал об этом прорыве в 1943 году

Игорь Всеволожский: «...Монитор входил в Керченский пролив. Узкий фарватер, пристрелянный

Противником, минные поля да затопленные корабли. Все ближе и ближе подходил монитор к

Самому узкому месту пролива. Вдруг ослепительный свет залил катер. Несколько вражеских

Прожекторов нащупали «Железнякова».

Самый полный вперед!

Сразу же ударило несколько орудий. Нет, не несколько орудий - по монитору било несколько

Батарей. Корабль встряхнуло раз, другой, третий. Один снаряд попал под башню главного

Калибра, другие два - в носовую часть. Поранило людей...

Противник бил бешено, ожесточенно, в течение нескольких минут он выпустил по кораблю около

Трехсот снарядов.Оставался один выход - свернуть с фарватера к вражескому берегу, подойдя

Под самые батареи. Ведь такой маневр помог однажды кораблям на Дунае! Правда, там не было

Минных полей. Ну что же! Корабль сидит мелко,он,может быть,пройдет над минами не задев их.

Это был единственный шанс на спасение. И рулевой по приказу командира свернул с фарватера

На минное поле. Два краснофлотца шестами щупали дно. Их ранило.Вместо них тотчас же встали

Другие. Монитор уже подошел почти к самому берегу. Прожекторы заметались и вдруг погасли.

Они потеряли корабль. Потом снова стали лихорадочно щупать фарватер. Наткнувшись на

Какой-то затонувший корабль,они ярко осветили его,и вдруг обрушился на него огонь

Предназначенный для «Железнякова». А «Железняков» тем временем пробирался вперед, рискуя

Взорваться на минах. И люди стояли на своих постах - у машин, у орудий, у пулеметов,

В радиорубке, твердо веря в то, что корабль и на этот раз прорвется...»

Вот эпизод из его боевой жизни. По заданию командования "Железняков" спешил на Дон, чтобы

Корабль во взаимодействии с авиацией и наземной артиллерией дал гитлеровцам бой в районе

Станции Елизаветинская, успешно поддержав высадку десанта с канонерских лодок. Вскоре,

Однако, стало известно, что враг перерезал устье Дона. Тем не менее "железняковцы"

Направились вверх по реке - они решили подобрать раненых, оказавшихся в окружении и

Попрятавшихся в плавнях. За несколько часов утомительного поиска удалось спасти не только

Бойцов и офицеров,но и пассажиров с горевшего парохода. До предела перегруженный шел ночью

Монитор к морю. Вдруг послышались щемящие звуки налетевших воздушных стервятников и

Сбрасываемых с них бомб, фарватер, казалось, побелел от яркого света вражеских "люстр".

Не спас бы и густой плотный туман, если бы не удачное маневрирование корабля. Только перед

Самым рассветом удалось уйти от преследования, затерявшись в просторах моря. В Ейске

Пассажиры распрощались со своими спасителями, которых ждали новые боевые дела. Десять дней

Непрерывно сражались "железняковцы" на Кубани, молва о неуловимом мониторе разнеслась по

Всем частям. Командование Темрюкского сектора обороны отметило отличные действия моряков и

Представило 52 из них к высоким правительственным наградам.

И вот,изрядно потрепанный, полуразбитый монитор,прорвавшись, пришвартовался в Поти.

Командующий Черноморским флотом адмирал Ф.Октябрьский вспоминал:"Как сейчас вижу Потийскую

Гавань,и в дальнем углу ее, ставший живой легендой Черноморского флота, корабль-герой..."

Там залечивал он свои многочисленные раны. А в сентябре 1944 года прибыл на Дунай для

Прикрытия войск, переправлявшихся через реку. «Железняков» участвовал в освобождении

Болгарии, Румынии, Югославии.
40 тыс. километров с боями прошел монитор «Железняков» по Дунаю, Южному Бугу, Дону,

Кубани, Черному и Азовскому морям. На боевом счету моряков: 13 уничтоженных вражеских

Артиллерийских и минометных батарей, 4 батальона пехоты, 2 склада боеприпасов и многое

Другое. В каких бы жарких схватках ни приходилось участвовать кораблю, он всегда

Возвращался с победой за что получил в народе название «неуловимого».

После окончания войны «Железняков» еще некоторое время находился на вооружении флота.

Он,как и в первые предвоенные годы,охранял мирный труд страны.Боевая подготовка

Продолжалась своим чередом. Выходили в море, ходили в Килийское гирло через бар, на котором

Однажды перевернулась шлюпка с монитора “Железняков”, и утонул мичман, – герой-ветеран

Андрющенко Пётр Ульянович, и два матроса. Трагедия для семей погибших и экипажа. Они шли

На шлюпке заводить буксирный конец на терпящий бедствие плавучий кран. Крутая волна на

Мелководье. Излишняя уверенность в своих силах призовых гребцов флотилии, а так же не

Надутые спасательные жилеты, сделали своё чёрное дело.

А затем монитор «демобилизовали».

Вооружение корабля пополнило Центральный военно-морской музей в Ленинграде. Броневая башня

С пушкой была установлена у входа в музей Суворова в Измаиле. А корпус стал пристанью для

Речных судов и катеров.

В 1965 году по просьбе общественных организаций корпус и боевое вооружение «Железнякова»

Передали заводу. Монитор был полностью восстановлен в том виде, в каком совершал он свои

Ратные подвиги. На нем снова подняли флаг Военно-Морского Флота. В этот день «Железняков»

Пережил второе рождение. Теперь он стал кораблем-памятником.

Летят годы. Но слава героического корабля жива в памяти народа. Из уст в уста передаются

Легенды,пишутся книги,слагаются песни о подвигах "железняковцев". О нем помнят.

Помнят рабочие завода «Ленинская кузница»,помнят,оставшиеся в живых,члены экипажа,

Воевавшие на мониторе "Железняков",и те,кто принял у них вахту после Великой Победы.