Слово Chanel – означает несколько понятий, а именно, элегантность, строгую сексуальность, женственность и утонченность. Оно весьма актуально в мире моды и восхищает женские сердца.

История Coco Chanel

Коко Шанель, настоящее имя Габриэль Шанель, — ведущий французский Кутюрье, самая важная фигура в истории моды ХХ века. По версии Time попала в рейтинг 100 наиболее влиятельных личностей ХХ века. Активно занималась философией модернизма, интересовалась дорогой простотой. В жизни стремилась к роскошной жизни, мечтала о свободе и независимости.

Очень много работала. Очевидно влияние Коко на мир haute couture. Она умело сочетала трудовые будни с иголкой в руках и музыкальные способности. Габриэль предпочитала дневному труду пение на сцене вечером, где и получила прозвище “Коко”. Она очень любила петь песенку «Кто видел Коко?» (про собачку Коко). Впоследствии, за ней и закрепилось прозвище – Коко.

Шанель благодаря ухажеру Этьенну Бальсан поменяла амплуа. Её основательно в высших кругах поразила роскошь жизненного уклада. Именно это и стало мотивацией для собственного направления в моде. Она отдавала предпочтение удобной одежде, пользовалась успехом среди достаточно известных актрис. Её дизайнерскими идеями заинтересовались многие. Во многом ей помогал Артур Капелом.

Современен Коко переехала в Париже, где жила и работала, там же она сумела открыть личный магазин. Имя Chanel становилось популярнее. Габриэль для многих стала известна как деловая женщина. Затем она открыла два новых бутика. Одежда весьма элегантная, удобная. В дизайне выбрала одно направление, занималась новой индустрией. Основной акцент ставила на строгость и изысканность. Шанель заботилась об экстраординарности и утонченности.

Коко занималась созданием костюмом для голливудских звезд. Многие из них предназначены для сцены.

В возрасте 40 лет занялась выпускать первые духи Chanel №5. В их основе искусственные эссенции. Они оказались весьма стойкими, с удивительным ароматом. Флакон элегантный, скромной формы. Chanel №5 характерна простота оформления упаковки. В настоящее время Chanel №5 самый продаваемый парфюм во всем мире.

Пьер Вертеймер – партнер Коко по парфюмерному бизнесу. Его наследники до сих пор управляют компанией.

Коко не была замужем. На протяжении 30 лет ее дом — парижский отель Ritz. Свои последние годы жизни она прожила в Лузанн, Швейцария.

Габриэль удалось добиться в жизни того, о чем мечтала, а именно роскоши. Она неоднократно встречалась с аристократами и художниками, любила вместе с герцогом Вестминстерским ездить на рыбалку, отдавала предпочтение игре в карты с Уинстоном Черчиллем. Эталон идеального вкуса и изящества – ее квартира, которая находилась над фирменным бутиком на Rue Cambon.

Шанель воодушевляла мужская одежда. Она была очень близка с художником Paul Iribe, Великим князем Дмитрием (Россия), британским спортсменом Boy Capel. Они оказали огромное влияние на развитие ее моды. У нее мужественность выглядела женственной. Такой подход к делу получил трансформацию мужской одежды в женскую.

Сложными для Коко оказались 1929–1933 года. Вторая мировая война осложнила положение дел. Не актуальными оказались продажи аромата Chanel №5. Шанель приняла решение закрыть собственное дело. В это время мир моды диктуют мужчины.

В 1954 году Габриэль исполнилось 70 лет. Она снова возвращается в мир моды, открывая бутик на Rue Cambon. Общество радует первая за последние 15 лет коллекция с повтором самых модных тенденций 60-х годов. Встречались идеи весьма далеких 20-х. Шанель смогла вернуть себе права в индустрии моды. Каждая уважающая себя модница мечтала быть одетой «от Шанель».

Умерла Коко в январе 1971 года в Париже в возрасте 87 лет.

В настоящее время дом Chanel возглавляет весьма достойный наследник — Карл Лагерфельд. Он не только сумел сохранить неповторимый стиль Chanel, но и его мировоззрение оказалось весьма похожим на мировоззрение самой Габриэль. Подобное сходство даже присуще и в творческой деятельности Лагерфельд. В детстве он занимался музыкой. Лагерфельд, став модельером, придерживался тех же принципов, что и Коко, а именно заботился о комфорте и удобстве одежды. Сумел приспособить стиль Коко к современному миру, совершенствуя его и заботясь о гибкости линий.

Добавил в женскую одежду новые детали, речь идет об необработанном крае, мехе, переплетенных из шелковых нитей рукавов и манжетов. Занимался экспериментами с длинной рукава и юбки, изменял высоту каблука, дополнял образ прическами.

Лагерфельд разработал сумочку «body friendly». Она идеально гармонирует с линиями женского тела.

Коллекции дома Chanel — эталоны элегантности и хороший вкус. Классика осталась классикой. Лагерфельд сумел ее немного модернизировать.

Стиль Chanel

«Chanel» – это в первую очередь стиль, который подарила обществу всемирно известный французский дизайнер и главы фирмы – Габриель Шанель. Ей удалось раскрепостить тело, положить начало современной бижутерии, приобрести элегантную практичность. Габриэль – символ независимости и свободы, центр не одного поколения женщин.

Ей удалось разрушить устоявшиеся традиции существующей на то время моды, создав стиль, в котором парадокс оказался непосредственно связан с весьма очевидной функциональностью. В ее стиле роскошь уступила место простоте, приобретя изящество, изысканность, и доступную элегантность.

Характерные приметы стиля Chanel

Силуэт – прилегающий или прямой; прямоугольная форма.

Покрой рукава – вшивной, ширина — средняя.

Детали – наличие или отсутствие воротника; карманчики с клапаном и т.д. Отделка – тесьмой, кантом, шнуром, наличие огромных пуговиц.

Материал недорогой, хорошая отделка.

Шанель предпочитает натуральные ткани, например, твид, джерси.

Умеренная степень открытости – юбка ниже колен, в общем, колено закрытое, а также кисти рук и шея.

Талия на естественном месте.

Простые изящные модели с совершенством форм и линий. В общем, везде присуще чувство меры.

Виды одежды:

Платье с жакетом;

Юбка с пальто, жакетом, блузкой;

В стиле Шанель доминанта принадлежит неяркому цветовому решению моделей, в основном пастельные тона.

Оформление костюма

Атрибуты костюма Chanel – кайма, пуговицы, карманы, красивая булавка, галстук, бант, а также элегантные мелочи — пряжки, брелки, пояса с цепочкой. Они все выполняют роль декоративной отделки. Очень хорошо смотрится отделка.

Аксессуары

Неотъемлемой частью стилистики бренда Шанель принято считать строгие головные уборы самых разных форм, в том числе и шляпы, утонченную и достаточно простую обувь с невысоким каблуком многочисленные ювелирные украшения.

Заботиться о рациональном и элегантном гардеробе;

Не ограничен возрастом: его активно используют девочки-подростки и женщины бальзаковского возраста;

Отвечает за женственность, исключает эротичность.

Coco Chanel

Настоящее имя Габриэль Бонр Шанель, фр. Gabrielle Bonheur Chanel.

Французский модельер, основавшая модный дом Chanel и оказавшая существенное влияние на европейскую моду XX века.

Она привнесла в женскую моду приталенный жакет и маленькое чёрное платье; из аксессуаров наиболее известными стали сумка на цепочке и крупная бижутерия - в первую очередь броши-камелии и искусственный жемчуг. Её духи «Шанель № 5» стали парфюмерным бестселлером XX века.

Родилась в Сомюре в 1883 году, хотя утверждала, что появилась на свет десятью годами позднее в Оверни. Мать умерла при тяжелых родах. Когда Габриель едва исполнилось двенадцать, её с четырьмя родными братьями и сестрами оставил отец; дети были тогда на попечении родственников и провели некоторое время в приюте.

В 18 лет Габриель устроилась продавцом в магазин одежды, а в свободное время пела в кабаре. Выступала с песнями Ko Ko Ri Ko и Qui qu’a vu Coco, благодаря которым получила своё прозвище - Коко. Во время одного из таких выступлений Габриель заметил офицер Этьен Бальзан - она переехала жить к нему в Париж, но вскоре ушла к английскому промышленнику Артуру Кэйпелу, известному в кругу друзей по кличке «Бой».

В 1910 году Шанель открыла в Париже шляпный магазин - в течение года он переместился на улицу Камбон, 31, напротив отеля «Риц», где находится по сей день.

Шанель и её подруга Мисиа Серт были последними, кто посетил Дягилева накануне его смерти 19 августа 1929 года. Они же оплатили похороны на острове Сан-Микеле, так как ни у покойного, ни у бывшего при нём Лифаря, не было при себе денег.

В 1939 году, с началом войны, Шанель закрыла модный дом и все свои магазины. В июне 1940 года её племянник Андре Паласе был взят в немецкий плен. Пытаясь его вызволить, Шанель обратилась к своему давнему знакомому, атташе немецкого посольства барону Гансу Гюнтеру фон Динклаге В итоге Андре Палас был освобождён, а 56-летняя Шанель вступила в связь с фон Динклаге. Согласно досье, хранящемуся в Венсене, Шанель была «любовницей и агентом барона Ганса Гюнтера фон Динклаге» в 1942-1943 годах.

В ноябре 1943 года Шанель искала встречи с Уинстоном Черчиллем - она желала убедить его согласиться с принципами секретных англо-германских переговоров. Габриэль обсуждала этот вопрос с Теодором Моммом, отвечающим за текстильную промышленность оккупированной Франции. Момм передал предложение в Берлин, руководителю Шестого управления, контролировавшего службу внешней разведки, Вальтеру Шелленбергу. Тот посчитал предложение интересным: операция «Модельхут» (с нем.?-?«Модная шляпа») давала возможность беспрепятственной поездки в Мадрид (где Шанель намеревалась встретиться с Черчиллем) с пропуском, действительным в течение нескольких дней. Встреча, однако, не состоялась - Черчилль был болен, и Шанель вернулась в Париж ни с чем.

По окончании войны Шанель припомнили все её контакты с немцами. За ней закрепился ярлык пособницы нацистов, она была обвинена в коллаборационизме и арестована. В 1944 году по совету Черчилля её выпустили на свободу, но при условии, что она покинет Францию. Шанель пришлось уехать в Швейцарию, где она жила до 1953 года.

В 1954 году 71-летняя Габриэль вернулась в мир высокой моды, представив свою новую коллекцию. Былой славы и уважения она добилась лишь спустя три сезона; богатые и знаменитые женщины стали постоянными посетительницами её показов. Твидовый костюм «от Шанель» - узкая юбка и обшитый тесьмой жакет без воротника с золотистыми пуговицами и накладными карманами - приобрёл популярность и стал символом успешности его владелицы.

В 1950-1960-х годах Шанель сотрудничала с различными голливудскими студиями, она одевала таких звезд, как Одри Хепберн и Лиз Тэйлор. Среди её клиенток была первая леди США Джеки Кеннеди.

Д ом моды «Коко Шанель»

Первая мастерская молодой француженки Коко появилась в Париже в 1910 году. Благодаря покровительству английского промышленника Кейпела Шанель получила необходимые средства и протекцию. Любовник, друг и спонсор Артур Бой Кейпел оплатил расходы по созданию мастерской Chanel Models, а в логотипе Дома появились две буквы С.

В 1913 году в курортном городке Довиль открылся бутик Chanel. Состоятельные клиентки раскупали матроски, прямые укороченные юбки с карманами, соломенные шляпки с лентами, купальные костюмы.

Средоточием богатой публики в 1915 году стал курорт Биарриц на Атлантическом побережье Франции, где дизайнер изобретала практичную одежду, актуальную в военное время, - платья из джерси пользовались невероятным успехом.

В 1919 году концепция современной одежды, предложенная Коко Шанель, была признана в Европе и за океаном. Трикотажные свитеры, брюки и кардиганы сделали женщину более уверенной в себе и свободной в движениях.

Открыв сеть бутиков, Коко следила не только за своевременным обновлением коллекций, но и за финансовой стороной бизнеса, лично общалась с клиентами, вращаясь в аристократических кругах: в числе ее знакомых и почитателей числились князь Дмитрий Романов и герцог Вестминстерский.

Бутик аксессуаров от-кутюр в Париже открылся в 1929 году. Коко выпустила культовую прямоугольную сумочку «2.55» на длинной цепочке - женщины впервые смогли носить сумку удобно, повесив на плечо.

Можно считать длинным прочерком в истории Дома на рю Камбон Вторую мировую войну и отъезд Шанель в Швейцарию. В 1954 году Шанель возвращается в Париж, открывает бутик и представляет новую коллекцию. Чтобы вернуть былые позиции, ей потребовалось несколько лет.

Классический парфюм Chanel №19 стал прощальным подарком кутюрье - в возрасте 88 лет Габриэль Шанель скончалась от сердечного приступа, не оставив официальных преемников.

В 1983 году немецкий дизайнер Карл Лагерфельд возглавил легендарный бренд. Креативная коллекция Haute Couture 1986 года принесла ему «Золотой наперсток» и утвердила Лагерфельда на троне империи Chanel.

Мэтр сохранил стиль основательницы марки, но укоротил юбки, открыв женские колени (Коко избегала этого). Лагерфельду всегда удавалось следовать главным законам империи Chanel: практичность и роскошь.

И стории любви: Коко Шанель

По молодости Шанель завязывала легкие и непродолжительные романы, однако свою главную любовь она встретила намного позже. Это случилось в тот момент, когда Коко Шанель устала от статуса вечной любовницы и решилась начать самостоятельную жизнь, не завися от мужчин. Тогда ее домом был садовый флигель богатого мужчины, а Габи строила планы стать известной модисткой. Мужчина не захотел поддерживать Коко в ее начинаниях, и женщина переехала в Париж, где ее ждало знакомство с Артуром Кэпелом, приятелем ее старого друга.

И у Артура, и у Коко это была любовь с первого взгляда. Кэпел был наследником богатого промышленника, женщины сходили по нему с ума: Артур был высоким и стройным красавцем. Шанель на тот момент было около тридцати, но красавицей назвать Коко было сложно: скорее, женщиной с необычной внешностью и утонченными манерами. Габриэль покорила Артура своей элегантностью, неповторимостью и шармом. Уже через несколько недель они стали жить вместе, сняв квартиру. Артур стал единственным мужчиной, который полностью поддерживал все начинания Шанель, помогал ей всеми доступными средствами. Благодаря Артуру Шанель смогла открыть модные магазины в нескольких городах Франции, смогла войти в высшие круги общества и познакомиться с нужными людьми, которые и сделали Коко известной модисткой. За Кэпелом тянулась слава плейбоя, но после встречи с Габриэль он порвал отношения со всеми любовницами. Шанель стала знаменитой и успешной женщиной, Париж боготворил ее, а Артур восхищался своей любимой и ни разу не позавидовал тому, что теперь их представляли не как «Артур Кэпел и Коко Шанель», а как «Коко Шанель со своим другом».

Однако счастье не могло длиться бесконечно, и Шанель поняла, что Артур никогда не сможет сделать ей предложение. Несмотря на головокружительный успех, Шанель была не той женщиной, которая сможет стать отличной парой Кэпелу. Любовник хотел достичь высот в обществе, был очень образованным и умным, а Коко воспитывалась в приюте. Еще одна проблема заключалась в том, что Артур принадлежал к старому еврейскому роду, а в те времена во Франции, даже если человек был миллионером, его не признавали, если в жилах не текла благородная французская кровь. Артуру нужно было жениться на аристократке, чтобы его сделали «вхожим» в сливки общества. Даже Коко со своей популярностью меркла на фоне утонченных парижанок.


Какое-то время они еще пытались спасти отношения, но вскоре Габи узнала, что Артур завел двух любовниц. Она ничего не сказала об этом Кэпелу, и он не бросал Коко, понимая, что она не готова к этому. В один прекрасный день Артуру нашли «выгодную партию», и он тут же представил ее Габриэль. Она молча одобрила выбор Кэпела и сшила его невесте подвенечное платье. На этом отношения закончились: Артур получил то, к чему стремился всю жизнь, Коко – славу и признание, а в придачу к этому – истерзанное сердце. Шанель с головой ушла в работу, и через несколько месяцев смогла побороть депрессию, однако еще через какое-то время узнала страшную новость: Кэпел погиб в автокатастрофе.

Ф акты из жизни Шанель

После смерти Коко дом моды «Шанель» переживал трудные времена. Его возрождение началось в 1983 году, когда руководство домом принял модельер Карл Лагерфельд. В 2008 году, в честь 125-летия со дня рождения Шанель, он представил дизайн юбилейной монеты номиналом в 5 евро с её изображением. Золотая монета (тираж 99 штук) оценена в 5900 евро, а одну из 11000 серебряных монет можно приобрести за 45 евро.

Мадемуазель Шанель была сомнамбулой. Во время одного из приступов лунохождения в «Ритце» она не только выкроила из купального халата костюм, но и прикрепила к лацкану цветок, вырезанный из белого полотенца.

У Мадемуазель были свои представления о том, каким должен быть запах женщины. Согласно легенде, парфюмер Эрнест Бо (эмигрант из России, кстати) ошибся с концентрацией альдегидов – в результате получился сложный аромат, состоящий более чем из 80 ингредиентов. Так закончилась эпоха монопарфюмов. Культовый аромат Chanel No.5 и сегодня входит в десятку самых продаваемых парфюмов в мире.

Шанель была первым и единственным кутюрье, которому удалось найти верный ответ на вечный вопрос «Что же надеть?»: маленькое черное платье – универсальный наряд практически на все случаи жизни.

Число «5» – было любимым числом Коко Шанель. Возможно, она была суеверной, но многое в её жизни связано именно с этой цифрой. А аромат Chanel №5 не зря получил такое название. Это был пятый вариант запаха, который понравился Шанель во время создания.

Шанель никогда не рисовала эскизы, она работала «вживую» – на манекенщицах, потому что считала, что платье должно двигаться, и вместо карандаша использовала исключительно портновские ножницы да булавки. Ей «достаточно было пары ножниц и нескольких точных движений рук, чтобы из груды бесформенной материи возникла сама роскошь».

Коко Шанель любила карманы. Она была уверено, что женским вещам не хватает карманов, этой мужской детали костюма. И привнесла их не только в одежду, но и в аксессуары. Главная деталь в сумочках от Chanel и по сей день – карманы!

Коко никогда не была замужем (говорят, что она отказала герцогу Вестминстерскому под тем предлогом, что герцогинь может быть сколько угодно, а мадемуазель Шанель только одна. – Прим. Woman.ru) и принципиально не заканчивала демонстрацию коллекции подвенечным платьем.

Изначально, всё начиналось как хобби. Коко начинала с создания шляпок, которые позже завоевали сердца аристократок Парижа. Многие из её шляп были для того времени слишком причудливыми и инновационными. И только позже невинное хобби проектирования необычных вещей превратилось в дело всей жизни.

Флакон Chanel №5, в мире продается каждые 30 секунд!

Каждое утро Коко Шанель, которая принципиально ночевала в «Ритце», возвращалась в свои апартаменты, сделав предварительный звонок: она просила помощниц, чтобы к ее приходу салон благоухал духами Chanel No.5. «Клиенты придут на запах», – была уверена она. В шлейфе любимого аромата Мадемуазель начинала рабочий день. Культовый аромат Chanel No.5 и сегодня входит в десятку самых продаваемых парфюмов в мире.

Chanel №5 был представлен публике 5 мая (май - пятый месяц) 1921 года. Случайность? Совпадение?

Coco Chanel (Коко Шанель), как удивительно бы это не казалось, вошла в список 100 самых влиятельных людей на планете за всю историю человечества. И действительно, эта хрупкая женщина принесла в нашу жизнь столько вещей, без которых мы сейчас уже себе не представляем существования. Её влияние в мире моды просто колоссально!

Коко начинала как продавец трикотажа. Знаете ли вы, что до того, как стать легендой, Коко была обычным клерком в маленьком магазинчике трикотажа?

Перед приходом в собственный салон, каждое утро Мадмуазель звонила и просила, чтобы апартаменты брызгали ее парфюмом Chanel № 5. Любимый запах улучшал для нее день, и привлекал новых клиентов.

Многие женщины мечтают уменьшить свой реальный возраст, но в те времена далеко не всем это даже в голову приходило. Но Коко не любила общепринятые правила и нормы. По слухам эта удивительная женщина смогла скостить свой реальный возраст, на целых 10 лет!

Vogue в 1926 году признал, что LBD или маленькое черное платье по популярности не уступает автомобилю Форд.

Ц итаты и афоризмы

Заботясь о красоте, надо начинать с сердца и с души, иначе никакая косметика, увы, не поможет.

Мужчинам нравятся женщины, которые хорошо одеты, но не бросаются в глаза.

К некрасивой внешности можно привыкнуть, к неряшливости – никогда.

Все в наших руках, поэтому не надо их опускать.

Безжалостно убирайте все, что чрезмерно.

Женщина должна быть одета так, чтобы ее хотелось раздеть.

Будьте куколкой днем и бабочкой вечером, так как нет ничего более комфортного, чем кокон, и более располагающего к любви, чем крылья бабочки.

Сдерживать себя, когда обидно, и не устраивать сцен, когда больно, вот что такое настоящая (идеальная) женщина.

Свобода – это всегда стильно!

Для того чтобы быть незаменимой, нужно все время меняться.

Ничего так не старит женщину, как слишком богатый (роскошный) костюм.

Старость не защищает от любви, зато любовь защищает от старости.

У моды две цели – удобство и любовь. Красота возникает, когда мода добивается своих целей.

Женщину, предпочитающую светлые тона в одежде, гораздо сложнее вывести из душевного равновесия.

Главное для женщины – постоянно работать. Только работа дает бодрость духа, а дух, в свою очередь, заботится об участи тела.

Если вы хотите иметь то, чего никогда не имели, вам придется делать то, что вы никогда не делали.

Если вас поразила красота какой-то женщины, но вы не помните, во что она была одета, значит, ее наряд был идеальным.

Чем хуже у женщины дела, тем лучше она должна выглядеть.

Если вы родились без крыльев, не мешайте им расти.

Духи говорят о женщине больше, чем ее почерк.

Духи нужно наносить туда, куда хочешь получить поцелуй.

Мода проходит, стиль остается.

Мода – как архитектура – вопрос пропорций.

Помните: у вас не будет второго шанса произвести первое впечатление.

Мы делаем себя сами: если женщина некрасива в 18 – это от природы, если в 30 – от глупости.

Женщины с хорошим вкусом носят бижутерию. Всем остальным приходится носить золото.

Брюки делают женщину свободной.

Женщина должна пахнуть как женщина, а не как засохший букет.

Если женщина в вопросах моды слушает подруг, а не своего мужчину, она часто становится посмешищем.

Пиджаки должны быть мягкими, как жакеты. Это тоже дает ощущение внешней и внутренней свободы.

Ф отографии













Наиболее удивительный и популярный дом моды XX века создала невероятная женщина – Коко Шанель. История ее жизни завораживает, она полна неизведанных тайн. Головокружительная популярность, борьба с принятыми эталонами моды, личные драмы, связь с нацистами, путь от неизвестности к признанию – великая Шанель прошла через все.

Настоящее имя — Коко Шанель — Габриэль Бонер

Габриэль Бонер Шанель родилась в маленьком невзрачном городке Сомюре в августе 1883 года. Родители девочки жили довольно бедно, они были людьми 2 сорта. Ее отец был базарным торговцем, его мало интересовали собственные дети и жена. Мать трудилась на кухне, подрабатывала гладильщицей и служанкой.

Ее больная любовь к мужу отнимала всю и жизненные силы. Тяжелая ежедневная работа и безразличие любимого мужчины вскоре вымотали Жанну окончательно. После ее смерти зимой 1895 года Альберт – отец семейства, отдал дочерей в приют, а сыновей на фермы.

В Абазине за брошенными детьми присматривали строгие монахини. Габриэль никогда не навещал отец, единственные, кто поддерживал связь с девочкой, были ее тети Адриенна и Луиза. Приют был довольно мрачным и строгим заведением, со своими законами и порядками Единственной радостью в те годы для юной Габриэль были каникулы, которые она проводила у своей тети Луизы.

Вместе они шили днями напролет. Тетя учила ее проявлять не только мастерство шитья, но и собственную фантазию. У Луизы девочка научилась украшать обычные невзрачные шляпки замысловатыми рюшами, оборками и складками.

В приюте Габриэль провела 7 лет. Когда ей исполнилось 18, перед ней встал выбор: остаться в Абакане и стать монахиней, либо покинуть заведение. В тот же день девушка отправилась в Мулен к тете Луизе. Там она поступила в институт благородных девиц, куда ее приняли на благотворительной основе, и спустя 2 года окончила его.

Шанель понравилась своим умением справляться с шитьем владельцу ателье. Он пригласил ее на работу в 1903 году, Габриэль согласилась, но ее не привлекала должность портнихи. Мулен в то время был переполнен солдатами. Один из офицеров пригласил девушку в варьете. Между актами, посетителям театра разрешалось выходить на сцену. Габриэль нравилось выступать на публике, так она стала Коко Шанель, по названию песен, которые исполняла.

Посетитель варьете – Этьен Бальзан обратил внимание на Габриэля. В то время у него уже была любовница, а нужды жениться он не испытывал. Для незаконно рожденной девушки связь с богатым офицером – это шанс вырваться из нищеты. Уже через год Шанель стала его содержанкой. Она общалась с богатейшими людьми и уже тогда проявляла смелые черты характера, умело отстаивая собственное мнение.

Начало карьеры первой в истории женщины-модельера

Коко Шанель — прорыв в моде!

В те годы профессия модельера считалась исключительно мужской. Женская мода заключалась в невероятно пышных, длинных юбках удушающих , передвигаться в которых, уже было подвигом. Юную Шанель возмущал сей факт, «мода превратилась в насмешку» – говорила она.

Однажды на скачках, Габриэль удивила всех своим нарядом: мужской сюртук, и, сделанная ею, шляпка канотье. Это было довольно дерзко. Этьен поощрял интерес любовницы. Он выделил ей помещение, в котором девушка могла заниматься шитьем. Но юную Габриэль это не устроило, ей нужно было не хобби, а собственное дело.

В 1909 году Шанель встретила человека, понимающего ее интересы и готового ей помочь. Обстоятельства ее знакомства с Артуром Капелем по сей день остаются тайной для всех. Мужчина увидел в ней непреодолимое желание достичь своей цели и был готов содействовать. Летом того же года Габриэль покинула своего любовника Бальзана и отправилась в Париж вместе с Артуром.

Однако Шанель не окончательно порвала с Этьеном. Спустя год после переезда в столицу Франции, Капель и Бальзан договорились совместно финансировать первое производство Коко – магазин модных шляпок. «Они это так, будто подарили мне игрушку» – рассказывала она. Магазин произвел настоящий фурор среди модниц. Абсолютно новое течение в направлении женских аксессуаров.

На шляпках не было привычных рюш и оборочек, они сочетали в себе изысканный стиль и практичность. Габриэль считала, что вычурный стиль в одежде старит женщин. Чрез некоторое время Шанель открыла еще один магазин на юге Нормандии в городке под названием Довиль. В то время он считался самым модным курортом, там отдыхали исключительно богатые люди, члены королевской семьи, послы и знаменитости. На их внимание и рассчитывала Коко Шанель.

Жизнь во время и после войны

Chanel 5 — известнейший аромат

Летом 1914 года наступили сложные времена. Европа оказалась втянута в разрушительны конфликт. Франция была в эпицентре событий. Улицы Парижа пустели с каждым днем. Но столь трагические события дали Коко шанс по-настоящему проявить свой талант. Большинство мужчин ушли на фронт, Франция держалась на женских плечах.

Работать на заводе в платьях с рюшами и оборками, в корсетах и , было неудобно и даже опасно. А стиль Шанель, который заключался в простоте и практичности подошел бы как нельзя кстати. Коко ухватилась за этот шанс. В те году найти хорошую ткань, привычную для женской одежды, было сложно.

Модельер нашла выход, она создала небольшую коллекцию повседневной одежды из ткани, которая предназначалась для пошива мужских костюмов – джерси. Идея Шанель имела успех. «Старый мир умирал, мне представилась возможность и я воспользовалась ей» – говорила она. В годы войны роман Коко и Капеля набирал обороты. Однажды Артур устроил ей сюрприз.

Они отправились в Биарриц, который располагался на границе с Испанией и держал нейтралитет. Этот город был раем для богачей. Все, у кого была возможность путешествовать, отправлялись на модный курорт. Там они забывали обо всех тягостях войны. Шанель увидела в Биоррице возможность вновь проявить себя, как когда-то сделала в Довиле. Она желала расширить свою империю и в 1915 году открыла новый бутик.

С того момента к женщине-модельеру пришла независимость. «Я думал, что подарил тебе игрушку, а оказалось, дал свободу» – говорил Капель. Он прекрасно понимал, что Коко больше не нуждается в его финансовой поддержке. Теперь дом Шанель встал на ноги. В 1918 году был подписан мирный договор, война закончилась.

Для Коко настало время торжества. Воспользовавшись тяготами военного времени, она ничего не потеряла за эти годы, наоборот, ее империя обрела значительное влияние на индустрию моды. Некоторое время спустя Артур Капель предал ее. В 1918 году он объявил о своих намерениях жениться на англичанке из знатного рода.

Коко была подавлена, разбита. Она любила Артура всем сердцем, видела в нем опору и поддержку. «Он знал, что я люблю его и сам любил меня. Это единственное, что имело значение» – вспоминала убитая горем Шанель. Хоть после свадьбы роман с Капелем продолжался, Коко это не так радовало.

Теперь она стала не единственной возлюбленной, а лишь любовницей. Совсем скоро произошла трагедия. В 1919 году английский автомобилист разбился. Ужасная весть подкосила Коко. «Я лишилась всего, потеряв Капеля» – говорила она. Теперь она осталась одна.

В смерти Артура модельер винила высшее общество. Она жаждала мести, желая поставить их на колени перед собой. Собравшись с силами, она намеревалась показать всем, какой беспощадной может быть. Первыми ее действиями были попытки переписать свою биографию. И она в этом весьма преуспела, сочинив множество романтических историй своего детства. Узнать ее настоящую больше не представлялось возможным.

Второе, что сделала Коко – перенесла свой бутик в более престижное, просторное помещение. Это сработало, империя Шанель вновь обрела могущество. Знаменитости, богатые дамы и даже коронованные особы желали хоть как-то ассоциироваться с иконой стиля тех лет. Их восхищали ее и изысканный вкус. В 1919 году Шанель переехала в отель Ритц.

Общественное признание Коко Шанель

Маленькое черное платье Коко Шанель

Коко не брезговала возможностью добиться успеха через постель. Мужчины стали для нее чет-то вроде трофея. «Я выработала привычку окружать себя влиятельными людьми, чтобы установить прочную связь с высшим обществом»– говорила она. В 20-х годах начался ее роман с Игорем Стровинским, однако, в то же время поддерживала связь и с герцогом Вестминстерским.

Они познакомились в канун Рождества в Монте-Карло. Мужчина был очарован ей, преподносил роскошные подарки, присылал и жаждал добиться ее расположения. Лето знаменитый модельер проводила в имении герцога, общаясь с богатейшими людьми из окружения любовника. Там она познакомилась с другом герцога, канцлером казначейства Великобритании – Черчиллем.

Ходившие слухи о свадьбе Шанель и Вестминстерского не подтвердились. «Мне не хотелось отказываться от империи, которую я так усердно создавала» – оправдывалась Коко. На самом деле герцог никогда не женился бы на ней. Постепенно жители Франции оправились от последствий войны. Тесные корсеты, длинные юбки, сковывавшие движения, ушли далеко в прошлое. Мир созрел до идей женщины-модельера.

«Оденься безвкусно – запомнят наряд, оденься безупречно – запомнится женщина» – любила повторять Шанель. Ее дом моды стал создавать все больше новинок, каждый раз потрясая общество смелостью решений.

Коко решилась на серьезный шаг. Известный парфюмер Эрнест Бо, создал для нее коллекцию ароматов, главной идеей которых было сочетание нескольких запахов. Коко выбрала один из них. Они были названы Шанель №5 и стали самым популярным и дорогим ароматом. Следующим изобретение стало маленькое черное платье, созданное в 1926 году.

По мнению одного известного журнала, оно должно было стать униформой элегантных женщин. Чуть позже Коко совершила революционный шаг в индустрии моды, предложив дамам облачиться в брюки. с успехом изменила традиционные предпочтения в моде тех лет, стала главой огромной империи. Небывалые успехи в карьере, считавшейся исключительно мужской, и свободные отношения с противоположным полом, сделали Коко символом послевоенного поколения эмансипированных женщин. Престиж Шанель достиг своего пика.

В 1939 году Германия напала на Польшу. Через несколько дней Франция и Британия объявили войну немецкой империи. Гитлер начал самую устрашающую и кровопролитную войну в истории человечества. Франция пала не сразу, коллеги Коко уговорили ее не закрывать дом моды. Но в мае улицы Парижа заполонили тысячи беженцев. Она закрыла все магазины, оставив работать только парфюмерную лавку и покинула город. В июне 1940 года немцы бомбили Париж. Франция капитулировала.

Возвращение в индустрию моды

Коко Шанель никогда не считала себя красавицей…

Коко привыкла добиваться поставленных целей, к тому же успешно провела дом Шанель через одну войну. Она решила не сдаваться и на это раз. Коко вернулась в любимый отель, но Париж был оккупированным городом, а Ритц – штаб-квартирой немецких офицеров. Но Шанель удалось разместиться в одной из комнат для гражданских лиц.

Она была нацеленная на выживание и старалась действовать по обстановке. Коко обеспечивала парфюмом жен офицеров, а вечера проводила в окружении их командования. Шанель чувствовала, что стареет, это пугало и расстраивало ее.

В это время она познакомилась с Гансом Гюнтером фон Динклаге, он был нацистским шпионом. После совместного ужина они стали любовниками. Шанель не смущало, что он на 13 лет моложе. Обедая однажды в компании Ганса, Коко оказалась втянута в опасную игру.

Ей предложили содействовать в подписании мирного договора. Шанель долгое время общалась с людьми из высшего общества, была любовницей англичанина 8 лет. «Вы, немцы, не знаете, как нужно обращаться с англичанами, а я знаю» – говорила она, не задумываясь о последствиях. После этой беседы Шанель отправилась в Берлин, где познакомилась с Вальтером Шеллинбергом, главой внешней разведки и личным помощником Гиммлера.

В то время он жаждал договориться с союзниками и заключить мир. Коко должна была организовать встречу с Черчиллем, но переоценила свое влияние на британцев, история закончилась ничем. Шанель вернулась в Ритц. Париж был освобожден 25 августа, Франция вновь стала независимой. Коко почувствовала грядущие перемены. Немецких офицеров допрашивали, женщин, замеченных в связи с ними, брили наголо, в качестве унижения и заставляли идти по улицам города.

Коко оказалась в опасном положении. Она была любовницей немецкого шпиона и о ее попытке оказать содействие фашистам, было известно. За ней пришли конвоиры с ордером на арест, Шанель не сопротивлялась. Ей грозило публичное унижение, но спустя несколько часов допроса, ее отпустили, не предъявив обвинений. Обстоятельства того дня остаются засекреченными до сих пор.
Оставаться в Париже было опасно.

Коко отправилась в Швейцарию. Она лишилась всего, что было ей дорого. Репутация была безвозвратно загублена, а дом моды закрыт навсегда. Но она не прекращала наблюдать за переменами, происходящими на подиумах. К тому моменту стала популярной коллекция Кристиана Диора.

Пышные юбки, оборки, складки и рюши вновь украшали одежду женщин. Шанель презирала нынешнюю моду и решила, что ей пора вернуться, она порвала с Гансом, ее личная жизнь сошла на нет. Она приступила к созданию самой важной коллекции в жизни. Ставки были высоки, всеобщее признание или полный провал. В свои 73 года Шанель вернулась в Париж, представив коллекцию обществу.

Франция все еще не простила ей связь с немцами, пресса писала, что в показе Коко нет ничего интересного и нового. Но признание все же пришло, на этот раз из-за океана. Американцы восхищались стилем Шанель. Со временем Франция простила Шанель, Европа боготворила ее.

«Мода, знаете ли, выходит из моды, стиль – никогда» – говорила Коко.

В 60-е годы Коко стала главой международной империи моды. Но Шанель становилась слабее с каждым днем. Она никогда не была замужем, создать семью ей так и не удалось. «Человек не должен жить один, раньше я этого не понимала» – сожалела она. В 1971 году жизнь стала Коко в тягость, в феврале она скончалась в отеле Ритц. Делая укол морфия, Шанель произнесла последние слова: «вот так и умирают».

Коко лишилась семьи в раннем детстве, у нее не было ни денег, ни возможностей. Но благодаря этому у нее появились амбиции и невероятное желание покорить мир. Шанель стремительно добивалась поставленных целей. Она создала самый знаменитый и по сей день мировой бренд Chanel, который олицетворяет собой Францию с присущим ей романтизмом и утонченностью. «Я смогла создать то, что бесконечно меняется, но всегда выглядит стильно».

История Коко Шанель в телепрограмме Жизнь Замечательных Людей:

Вконтакте

Коко Шанель – выдающаяся женщина-модельер, основательница Дома моды, доказавшая, что элегантность невозможна без удобства. Ее дизайнерской фантазии принадлежат маленькое черное платье, брючный женский костюм, сумочка на цепочке и другие фирменные вещи, создающие изысканный стиль.

Духи «Шанель №5» являются лидерами продаж, а издательство «Time» включает имя Великой Мадемуазель в сотню наиболее влиятельных людей модной индустрии. Какая жизненная история скрывается за брендом, чей логотип – две скрещенные буквы «С» – известен всему миру? Об этом поведает биография Коко Шанель.

Детство и юность в монастыре

Габриэль Бонер Шанель появилась на свет 19 августа 1883 года во французском городке Сомюр. Девчушка родилась под знаком зодиака «лев», впоследствии она украсит свой интерьер фигурами царя зверей и использует «львиный» мотив в фурнитуре.

«Львам» характерно стремление к успеху, но легко ли было его достичь?

Детство Габриэль было трудным, ее можно отнести к категории людей, которые «сделали себя сами» вопреки обстоятельствам.

Свою мать Жанну Габриэль помнила плохо, или, как признавалась в мемуарах, помнить не хотела. 19-летняя Жанна влюбилась в Альберта, отца Габриэль, и забеременела. Парень сбежал, беглец был найден спустя месяцы: Альберт работал ярмарочным торговцем и не сидел подолгу на одном месте. Жанна приехала к своему горе-возлюбленному и на следующий день родила.

Когда через три месяца она снова забеременела, сожитель посоветовал ей «идти работать». Молодая женщина «в положении» и с младенцем на руках бродила от дома к дому, предлагая помощь по хозяйству.

Рождение второго ребенка, Габриэль, не привело к свадьбе родителей, узаконить отношения помогли 5 000 франков, приданое Жанны. У Габриэль появляются младшие сестра и братья, но мать из-за слепой страсти к мужу мало уделяет внимания детям.

С отцом у Габриэль связаны более приятные воспоминания, его появления в семействе ждали, как праздника. Габриэль утверждала, что отец был красивым и передал по наследству свою внешность: белозубую улыбку, глаза с веселым блеском и густые волосы.

После смерти жены в возрасте 33 лет, Альберт отдает сыновей Альфонса и Люсьена «батрачить» фермерам, а дочерей вверяет заботам сестер монастыря Обазина. Габриэле шел 13-ый год, больше отца она не видела.

Мое одиночество сделало меня сильной личностью Coco Chanel

ОБИТЕЛЬ ДОБРА

В Обазине Габриэль жилось тоскливо, многочисленные запреты довлели над юной бунтаркой: просыпаться, засыпать и начинать трапезу следовало по команде дежурной сестры. Годы в сиротском приюте наложили глубокий отпечаток на ее мировоззрение.

Спустя много лет, Шанель прикажет своему архитектору повторить в ее доме каменную лестницу из монастыря, по которой в детстве ей запрещали бегать: хоть на своей вилле она будет ходить так, как пожелает!

Габриэль носила статус «сироты» при большом количестве родственников: ее дед и бабка по папиной линии произвели на свет 19 детей! Это документальный факт: только дед и тетка Луиза забирали девочку погостить к себе на каникулах.

Тетю Андриенну, младшую папину сестру, из-за маленькой разницы в возрасте Габриэла называет «сестрой». Она тоже была в Обазине, и общие романтические мечты о богатом женихе и свободе объединяют девочек. Когда Андриенну решают выдать замуж за старого нотариуса, Габриэла уговаривает ее бежать из монастыря.

Денег хватает ненадолго и незадачливые беглянки возвращаются. Их быстро определяют в другое заведение «строгого режима» – пансион института Богоматери города Мулена. Там Габриэль находится два года, с 18 до 20 лет. Вспоминая эти годы, Шанель заявит в интервью, что «отсидела свое», а на вопрос удивленного журналиста «за что», уточнит – «за инакомыслие».

Выпускницы пансиона должны были быть готовыми к самостоятельной жизни, поэтому их обучали шитью. Эти навыки пригодятся будущему дизайнеру одежды.

Молодость и Этьен Бальсан

После пансиона Габриэль и Андриенна работают у четы Грампер в магазине, реализовывавшем приданое для невест. Девушка также занимается мелкой починкой платьев светских дам: пришивает оборки, дотачивает кружева.

Не тогда ли у Габриэль возникает к цветочным духам неприязнь, о которой она вспомнит, создавая собственный аромат? Ведь состоятельные дамы не любили мыться, и чтобы избавиться от исходящего амбре, щедро обливали себя цветочными парфумами.

Габриэль решается взломать код судьбы и поменять сферу деятельности.

Если хотите иметь то, чего никогда не имели, придётся делать то, чего никогда не делали Coco Chanel

Девушка задумывается, что может ей принести известность? Мулен был гарнизонным городком, в котором квартировался 10-й конный егерский полк. В кафе «Ротонда», наблюдая за певицами, Габриэль решает, что поет не хуже них, и заявляет директору заведения, что готова подписать контракт!

Эффект неожиданности и самоуверенность обеспечивают девушке желаемое. После церковных гимнов, Габриэль легко справляется с опереточными куплетами, и знакомые-кавалеристы не скупятся на овации.

Большим успехом пользуются у местных военных ее «петушиные» куплеты, с припевом «ко-ко-ри-ко». Вызывая девушку на «бис», публика скандирует «ко-ко». Этому прозвищу предстоит стать ее псевдонимом.

Успех Габриэлы вызывает язвительные замечания коллег-соперниц, за мальчишескую фигурку ее дразнят «голодающей из Индии».

Завистников нет только у ничтожеств. Лучше иметь первых, чем быть вторым. Coco Chanel

ОГНИ БОЛЬШОГО ГОРОДА

Популярности певицы гарнизонного Мулена не достаточно Габриэле. Ее приятель Этьен Бальсан, сын промышленника и страстный поклонник скачек, ссужает девушку деньгами.

Так в 1905 году она отправляется покорять город минеральных вод Виши. Разливая воду курортникам, Габриэль собирает деньги на уроки вокала. Но занятия не помогают получить ангажемент, и она возвращается в Мулен.

Неужели для заработка снова придется взяться за швейные иголки и нитки? Но жизнь ставит перед ней другой, более сложный выбор.

С курортного города, помимо разочарований, она привозит незапланированную беременность. Девушка панически боится повторить путь матери. Убежденная, что рождение ребенка в ее положении равносильно смерти, Габриэль выбирает жизнь: «Если бы я не поступила так, не было бы Коко Шанель».

СМЕШАЛИСЬ КОНИ, ЛЮДИ, ШЛЯПКИ

У 22-летней Габриэль начинается новая история – совместное проживание с Этьеном Бальсаном. Девушка просится поехать в его поместье в Руайо в качестве ученицы, Бальсан берет ее с собой и обучает в имении конной езде. Но не только: девушка становится его удобной запасной любовницей. Сама Шанель не считает себя кокоткой Бальсана, ведь не берет ни денег, ни подарков.

Однажды содержанка Бальсана Эмильенна д’Алансон, гостившая в Руайо, просит Коко переделать ей шляпку – так же, как та переделала ее для себя. Вскоре головные уборы, измененные Коко, носят все приятельницы Бальсана.

Шанель стремиться к независимости от мужчин, а успех авангардных шляп подсказывает юной модистке идею собственного магазина. Коко получает разрешение Бальсана занять его парижские апартаменты и продолжает там дизайнерские эксперименты.

Первый магазин в столице Шанель открывает в 1910 году на улице Камбон 21, в течение года она переезжает в дом №31 по этой же улице. Там и сейчас, напротив отеля «Ritz», находится магазин Шанель.

Артур Кейпел и курортный бизнес

В 1909 году в Испании Шанель знакомится с английским военнослужащим Артуром Кейпелом, которого все называют Боем. Зеленоглазый брюнет покоряет Габриэль с первого взгляда.

Он не только финансово поддерживает ее дело, но и помогает Шанель раскрыться, как личности. Бой предлагает девушке расширить бизнес в морском курорте Довиле, где в 1913 году Шанель открывает бутик.

Коко с сожалением наблюдает за «бедными богачками»: из-за нелепых нарядов курортницам недоступны конные поездки в мужском седле, вождение машины, занятия теннисом и прочий активный отдых.

Корсетные «пленницы» медленно дефилируют под солнцезащитными зонтиками и обливаются потом. Модные каталоги того периода диктуют обязательные элементы гардероба: огромные шляпы с вуалями, пышные турнюры, утягивающие корсеты, длинные шлейфы.

По мнению Шанель, элегантность без удобства невозможна! Она начинает не одевать, а раздевать женщин. Ее одежда дает приоритет удобству. Все больше дам расхаживают по Довилю в простых головных уборах, которые можно самостоятельно снимать и надевать – «в полном безобразии», как окрестит новомодные шляпы авторитетный модельер Поль Пуаре.

Пришедшая во Францию Первая Мировая война отражается на курортном Довиле; отдыхающие разъезжаются, владельцы бутиков заколачивают ставни. Но Габриэль не закрывает ателье. Но какая мода может быть в военное время? Все та же – удобная мода Шанель.

Город наполняется приезжими: из прифронтовых поместий съезжаются аристократы, появляется военный госпиталь. Суждения дизайнера о простоте и функциональности одежды приходятся по душе дамам, помогающим в лазарете: в корсетах и шляпах ухаживать за ранеными невозможно! Дела идут в гору. Следующим городом, упавшим к стильным туфелькам мадемуазель Коко, становится Биарриц.

В Биаррице, роскошном бальнеологическом курорте, Бой помогает арендовать виллу для нового ателье. Там на Шанель работает сотня портних, а общая численность работниц с учетом бутиков в Довиле и Париже, достигает 300!

К сотрудникам мадемуазель Шанель предъявляет высокие требования, избавляясь от лентяек и бракоделов. Выпускаемая Шанель продукция отличается отменным качеством и стоит не дешево. На вопрос Боя, почему ТАК дорого, Габриэль, имевшая предпринимательское предвидение, отвечает – чтобы воспринимали всерьез.

Шанель не рисует предварительных набросков моделей, вместо выкроек намечает силуэт булавками и отрезает лишнюю ткань прямо на манекенщице.

В журнале «Harper’s Bazaar» появляется первая публикация ее модели – платье без талии, с завязанным на бедрах шарфом и жилетом на манер мужского.

В Париже Шанель становится по-настоящему популярной всего за неделю – так гласит легенда. Однажды дама, одевавшаяся у модельера Пуаре, ссорится с ним и решает переметнуться к Коко Шанель.

Даму зовут баронесса Диана де Ротшильд. Скупив десяток платьев, новая клиентка рекомендует кутюрье родственницам, и те в кратчайшие сроки делают Шанель известной. Деньги текут рекой.

Коко рассчитывается с Боем: возвращает каждый франк, вложенный в дело. Артур Кейпел удивлен: он думал, что дарит Габриэль игрушку, а оказалось – свободу.

Я ЕГО СШИЛА ИЗ ТОГО, ЧТО БЫЛО

Деловую хватку Коко проявляет и тогда, когда из-за военных действий на складах заканчивается текстильное сырье. В начале 1916 года становится не из чего шить!

Джерси преподносит Шанель «сюрпризы»: плотное вязаное полотно не ложится складками, не подчеркивает изгибы фигуры, сковывает движения.

Нарушительница модных правил упраздняет складки, перестает акцентировать талию и укорачивает юбки так, что можно разглядеть икры ног!

Бой в шутку умоляет Коко не оголять барышням колени, ведь мужчины примутся хватать их «даже в ресторанах».

Я НЕ СДАМСЯ БЕЗ БОЯ

В те времена процветают классовые предрассудки. Шанель замечает, что Бой стыдится ее. И это тогда, когда журналы посвящают ей хвалебные статьи, а в бутиках толпятся именитые клиентки!

В знак протеста (Бою нравятся ее роскошные длинные волосы) Шанель обрезает локоны. Ее появление в театре с прической «под мальчика» производит фурор. Стрижка а-ля гарсон набирает популярности, гармонично дополняя практичный образ «от Шанель».

Чем хуже у девушки дела, тем лучше она должна выглядеть Coco Chanel

Шанель узнает, что ждет ребенка, но сообщить об этом Артуру не успевает. Честолюбивый Бой делает предложение дочери лорда и огорошивает Коко информацией о свадьбе.

Шанель спрашивала потом, что изменилось бы, сообщи она первой свою новость? Но пример матери убеждал ее, что мужчину нельзя привязывать ребенком. Коко не суждено стать матерью и на этот раз. 9-летний роман заканчивается трагично, в декабре 1919 года Артур Кейпел погибает в автокатастрофе.

Знакомство с творческой элитой и меценатство

Из депрессии Коко выводит знакомство с Сертом, каталонским художником-декоратором, и его супругой Мисей. Дружба с этой женщиной продлится более 20 лет, Габриэль сознается, что без нее она бы так и умерла «полной идиоткой».

Серты вводят Шанель в высшие круги творческой элиты, у нее появляется шанс наблюдать за рождением гениальных картин и стихов. Шанель знакомится с художниками Пабло Пикассо и Сальвадором Дали, драматургом Жаном Кокто, поэтом Пьером Реверди.

Мися знакомит Коко с Сержем Дягилевым, организатором балетных «Русских сезонов». За кулисами балета Шанель наблюдает за танцорами, которые «выкладываются» на каждой тренировке. У русских Коко научилась работать – это собственное признание той, которая сама достойна звания «трудоголик»!

Шанель протежирует культурные проекты, помогает творческим людям. Для постановки «Весны священной» она вручает Дягилеву 300 000 франков, композитора Игоря Стравинского приглашает с семьей пожить на свою виллу, обустраивая «полный пансион» для его жены и четверых детей. Меценатство вдохновляет Шанель: в недалеком прошлом нищая сирота, теперь она делает вклад в искусство!

Влияние русской культуры модельер распространяет и на профессиональную деятельность: открывает набор в ателье для русских эмигранток, разбиравшихся в рукоделии, открывает мастерскую по ручной вышивке, привносит в модели славянские мотивы.

Не обходится и без романа с русским: ее новым милым другом становится князь Дмитрий Павлович. Кузен Николая II моложе ее на 8 лет, красив и беден. Он поддерживает Шанель морально, она его – с помощью кошелька.

Когда Дмитрий через год уезжает в Америку, пара сохраняет дружеские чувства. Шанель называет князя «гением полезных знакомств», именно он знакомит ее с создателем собственного аромата – парфюмером Бо.

«Шанель № 5» и маленькое черное платье

Новая женщина в одежде от Шанель не могла пахнуть по-старому, фиалкой, розой или гортензией: Я очень люблю запах розового масла, но женщина, которая пахнет только им, совершенно бездарна.

Эрнест Бо, работавший ранее при царском дворе в Петербурге, экспериментирует с палитрой запахов и добивается нового оттенка нот, используя альдегиды. Шанель образцы духов нравятся.

Для их выпуска в промышленных масштабах, она начинает сотрудничать с братьями Вертхаймерами. Создается фирма «Шанель Парфам», в которую модельер привносит рецепт и имя и получает 10% акций. Про это распределение она впоследствии пожалеет, Вертхаймеры оформят на подставные лица новые фирмы и будут скрывать объемы продаж.

– Куда нужно наносить духи?

– Туда, где хотите, чтобы вас поцеловали, – скажет их создательница.

Что повлияло на то, что релиз новинки становится сенсацией?

Успеху парфума поспособствовала и Мэрилин Монро, кокетливо признавшаяся, что на ночь одевает «только пару капель Chanel №5». После ее заявления раскупаются миллионы бутылочек духов.

Духи популярны и сейчас, по данным Forbes парфум входит в ТОП-8 наиболее подделываемых вещей, наряду с часами Rolex и 50-евровой купюрой.

В 1925 году на флаконе духов появляется фирменный знак Шанель. По одной из версий, эмблема – это инициалы Коко Шанель (Coco Chanel), по другой – символ удачи «двойная подкова», изображенный на эскизе Врубеля.

ФОРД, СОЗДАННЫЙ ШАНЕЛЬ

За революцией в парфюмерной индустрии следует очередной вызов обществу. Однажды, находясь в театральной ложе, Шанель искала глазами кого-то из знакомых. Созерцая толпу, ей приходит мысль об излишней пестроте нарядов: в глаза бросаются не лица, а цветастые платья.

Так в 1926 году появляется воплощение идеи аскетизма – маленькое черное платье. Декорированное простым полукруглым вырезом, оно подчеркивает фигуру, оттеняет белизну кожи, и само при этом практически незаметно.

«Доброжелатели» заявляют, что дизайнер заставляет клиенток разделить ее скорбь по Бою – ранее черный носили только в трауре. Но женщинам платье понравилось.

Без украшений оно подходило для деловой обстановки, а с жемчужными бусами, золотым браслетом или брошью смотрелось вечерним нарядом.

У вас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление Coco Chanel

Журнал «Vogue» в заметке 26-го года отмечает, что платье «сравнялось по популярности с автомобилем Ford!».

Герцог Вестминстерский

В Монте-Карло Шанель знакомится с герцогом Вестминстерским – Вендором, как его называли. Он заваливает Коко роскошными букетами, лично подстреленной дичью, драгоценностями. Шанель покорена, но только в той мере, в которой себе это позволяет: она «отдаривает» герцога запонками стоимостью в автомобиль!

С Вендором дизайнер много времени проводит в замке Итон-Холл. Рассматривая форменную одежду слуг, Шанель черпает идеи для создания женских жакетов. Она открывает для себя новую ткань – мягкий английский твид. В ее творчестве прослеживаются английские тенденции.

Пресса «женит» красивую пару, но Шанель понимает, что став замужней «мадам», ей придется покинуть Дом моды. Герцогиня-портниха – для той эпохи это немыслимо!

Когда приходилось выбирать между мужчиной и моими платьями, я выбирала платья. Но я сомневаюсь, что стала бы известной всем Шанель без помощи мужчин Coco Chanel

Идею брака Шанель все же рассматривала – если подарит герцогу наследника, который займет высокое положение в обществе. Но 46-летней Шанель не суждено стать матерью. Она отказывает Вендору, ведь герцога нельзя назвать образцом верности.

Однажды в ее присутствии он пригласил на яхту очередную красотку, а после пытался откупиться от Шанель огромным изумрудом. Габриэль вышвырнула драгоценный камень за борт.

БИЗНЕС НА МИЛЛИОН ДОЛЛАРОВ

В 1931 году князь Дмитрий представляет Шанель Сэма Голдвина, создателя американского кинематографа. Голдвин мечтает и в фильмах, и в жизни одеть кинозвезд в одежду «от Шанель» и предлагает контракт на миллион долларов.

Дизайнеру требовалось дважды в год навещать Голливуд и разрабатывать костюмы. Но Габриэль колеблется, ведь ранее она создавала свои модели, а не потакала вкусам капризных актеров и актрис.

Благодаря уговорам нового любовника, художника Поля Ириба, Шанель подписывает контракт и пересекает океан. Там ее ждет радушный прием: для поездки по стране ей предоставляют выкрашенный в белый цвет поезд, пресса восторженно величает «Великой Мадемуазель», а на перроне выстраиваются селебрити во главе с Гретой Гарбо.

Хотя на следующий год партнеры не продлевают контракт, Шанель получает неоценимый опыт в работе для массового потребителя.

Ровесник Поль Ириб становится последней надеждой Шанель на семейное счастье. Но снова происходит трагедия: он умирает на теннисном корте на глазах у Габриэль.

Может, я и стала Великой Мадемуазель, потому что мне некого кормить ужином? Coco Chanel

Летом 1936 году Париж охватывает забастовка. Работники, подстрекаемые коалицией левых политических партий, требуют повышения зарплаты и договоров с профсоюзами.

Шанель чувствует себя преданной – портнихи не пускают ее в собственный дом моды! А ведь она хорошо им платит и предоставляет летом 2-недельный отдых!

Разъяренной Шанель приходится идти с коллективом на мировую, чтобы не сорвать выставку новой коллекции.

Вторая Мировая война

С началом Второй Мировой войны в 1939 Шанель закрывает салоны, оставляя магазин, реализовывавший духи. Когда сын старшей сестры попадает в плен, модельер обращается за помощью к атташе немецкого посольства, немцу по национальности барону фон Динклаге.

Он вызволяет ее племянника, и у 56-летней Шанель завязываются с ним отношения. Когда вспомнят ее связь с немцем, Шанель так прокомментирует личную жизнь: Мне столько лет, что когда в мою постель попадает любовник, я не спрашиваю у него паспорт!

В 1943 году она ищет встречи с Уинстоном Черчиллем. Шанель хочет убедить его поддержать идею англо-германских переговоров. Операция под грифом «секретно» получила название «модная шляпка», но так и не состоялась из-за болезни премьер-министра. Позже Шанель получает от него записку – «занимайтесь модой, политика не для вас».

После освобождения Парижа начинают действовать «комитеты по чистке», которые обвиняют Шанель в коллаборационизме и арестовывают. Благодаря заступничеству влиятельных персон, через пару часов она получает свободу. Шанель решает уехать в Швейцарию.


Возвращение в мир моды

В стране чистейших озер, сыра и банков она проводит почти 10 лет. Когда Диор в показе «нью лук» возвращает на подиум «осиные» талии и нижние юбки (все то, с чем Шанель боролась), она укрепляется в решении вернуться. Говорят, что в одну и ту же реку нельзя вступить дважды. Шанель возражает: “Если я захочу это сделать, реке придется вернуться на прежнее место”

71-летняя Габриэль представляет в 1954 году новую коллекцию. Показ моделей подвергается беспощадной критике, «Daily Mail» называет резонансное возвращение «фиаско».

Мне наплевать, что вы обо мне думаете. Я о вас не думаю вообще Coco Chanel

Дизайнер не предложила ничего нового, но в этом кроется ее секрет - она создает вещи не для «маскарада». Ее изобретения – блузы, кофты, кардиганы, пальто – хочется носить!

Люди не могут вечно заниматься инновациями. Я хочу создавать классику Coco Chanel

Коллекцию принимают на «ура» в Америке, и через три сезона Шанель достигает былой славы. Твидовый костюм от Мадемуазель – узкая юбка и жакет, декорированный тесьмой и накладными карманчиками – становится визитной карточкой дамы с хорошим вкусом. Теперь и Агате Кристи, чтобы определить статус героини, достаточно указать «та дама в костюме от Шанель».

В феврале 1955 года дизайнер презентует прямоугольную сумочку 2.55, названную по дате выхода. Женщины оценили нововведение ридикюля – длинную цепочку для ношения на плече.

Первая клиентка Шанель – она сама: ей не шли корсеты – она упразднила эту деталь туалета, не любила цветочные ароматы – создала собственный, забывала сумки и клатчи – дополнила аксессуар цепочкой.

Последние дни

Ее утро начиналось в отеле «Ritz», куда на 9-00 являлся визажист, вооруженный тушью и губной помадой. Женщина, не использовавшая косметику, по мнению Шанель, слишком высокого мнения о себе.

С безупречным маникюром и макияжем Коко «выходила в свет»:

Никто не молод после сорока лет, но мы можем быть неотразимыми в любом возрасте .Coco Chanel

До конца своих дней Шанель посвящала себя любимому делу. 10 января 1971 года Шанель умирает от сердечного приступа.

Похоронена она в Лозанне (Швейцария), под знаком льва: на барельефе на ее могиле запечатлены пять львиных голов.

Наследие Коко Шанель

Стилю Шанель суждено было пережить свою создательницу. Великая Мадемуазель стала не просто реформатором моды, она основала бренд, который является знаком качества и респектабельности.

Цитаты и афоризмы Коко Шанель украшают современные «демотиваторы», а ее жизненная история не единожды экранизировалась. Из последних художественных фильмов – «Коко Шанель и Игорь Стравинский» (2009), «Коко до Шанель» (2009) с Одри Тоту, лента по сценарию Карла Лагерфельда «Возвращение» (2013).

Коко Шанель удалось перекроить по своим лекалам не только моду, но и весь мир.

В заключение предлагаем вам посмотреть художественный фильм Коко до Шанель (2009г.)

К 1913 году тридцатилетняя Габриэль Шанель имеет два салона во Франции. Взяв в долг деньги у Артура Кейпела, с огромным волнением она открывает магазин во французском курорте Биаррице, на самой границе с Испанией. С этой вехи бренд Chanel начинает покорение Европы.

И уже в 1915 модный европейский журнал пишет: «Женщину, не имеющую в гардеробе хотя бы одного платья от Chanel - можно считать безнадёжно отставшей от моды».

По прошествии века желанные модницами вещи от Chanel можно перечислять бесконечно: от классических пальто до элегантных брошей. Сегодня Дом «Шанель» - это 150 бутиков по всему миру и сотни тысяч наименований брендовой продукции.

По некоторым данным, ежегодный оборот компании составляет более миллиарда долларов. А логотип марки - один из самых узнаваемых и цитируемых в мире моды, как и имя её основательницы - великой Коко Шанель.

Кто она такая? Как сложилась жизнь этой женщины? Откуда родом Габриэль Шанель? Обо всем этом вы узнаете, прочитав статью.

«Коко»

«Моему отцу очень не нравилось имя Габриэль. Он боялся, что меня будут называть Габи. Поэтому он придумал ласковое прозвище Коко, что означало цыплёнок».

Эту красивую историю Габриэль придумала, чтобы заглушить боль сиротливого детства, в котором не было отцовской любви. Прозвище Габриэль Шанель получила много позднее от посетителей кабаре «Ротонда», где она выступала после смен в магазине. В нескольких песнях, которые она исполняла, постоянно звучало это слово.

Габриэль Шанель: биография, детство

Она появилась на свет девятнадцатого августа 1883 года в приюте для бедных французского городка Сомюр. досталось ей от санитарки-монахини в госпитале приюта. Ни мать - дочь обычного работяги, ни отец - бродячий торговец, не смогли придумать имя для новорождённой. Девочка стала второй из пяти детей в этой семье.

Когда ей исполнилось 12, умерла, измученная астмой, мать. Отца, имевшего страсть к дороге и выпивке, и след простыл. Двух сыновей, как брошенных, власти определили в чужую семью, которая получала на них пособие, а братья пахали, как проклятые. Три сестры ненадолго прижились у родных дяди и тёти, но вскоре оказались в монастырском сиротском приюте.

Позже Шанель говорила о тех событиях, как о невыносимых для детской души ударах, тогда ей пришлось глубоко прочувствовать, каково это - потерять всё. Эта боль породила в девочке безысходную неполноценность, которая до самых седин толкала её на отчаянно смелые поступки.

Бескомпромиссность, высокомерие, дерзость. Ненависть к праздному образу жизни богемы и жгучее желание зарабатывать своими силами, чтобы достичь всех благ этой жизни. Вот всё, что обрела в своём трудном детстве Коко. И это пригодилось ей для того, чтобы доказать ему, бросившему её равнодушному человеку с бездарной судьбой, что она есть и она достойна любви. С отцом, кстати, они больше не встретились.

Певица

Два года после родного монастыря Коко провела в другом пансионе, по окончании которого её определили на работу в магазин товаров для невест в городе Мулен.

Быстро получив доверие от клиентов магазина, она брала мелкие заказы на дом. Но мечта о карьере артистки привела на сцену кафе «Ротонда», где она исполняла популярные песни и снискала себе первую славу и внимание мужчин.

Молва о юной певице быстро разнеслась по небольшому солдатскому городу. И бойкую сиротку с треском выгнали с её приличной должности в магазине.

Париж

Встреча с Этьеном Байсаном открывала дверь в другой мир. Военный, аристократ по происхождению, он обладал огромным наследством и славным характером. Их отношения завязались в той самой "Ротонде".

Переехав в его загородный дом, юная провинциалка получила доступ к но так и не стала законной спутницей Этьена.

Когда Габриэль Шанель, фото в молодости которой представлено вашему вниманию в статье, задумала открыть ателье, Байсан отказал ей в кредите, но предоставил свою парижскую квартиру для этих целей.

Несмотря на тёплые отношения, Этьен никогда не признавался в любви и не горел желанием жениться. Его чувства воспылали, когда любовница ушла к другому. Другой был его ближайшим другом.

Бой

Артур Кейпел, в кругу друзей известный как «Бой», был сиротой, но сумел создать состояние и был принят в высшем свете. С ним Коко поняла, что необязательно родиться богатой - можно стать ею. Благодаря Бою она начала карьеру предпринимателя.

Он дал денег на мастерскую. Дал взаймы, ведь только с таким условием гордая модистка приняла их. Так, в 1910 году, в Париже появился первый бутик марки Chanel. Сначала там были шляпки, но позже он заполнился другими творениями начинающего кутюрье.

В 1913 на деньги Артура открылся второй магазин в курортном городе Довиль. С приходом немцев во Францию, в 1914 году, в Довиле оказалось много богатых беженцев. Габриэль смогла вернуть все долги Кейпелу и открыть ещё один бутик в Биаррице, откуда началось её шествие по Европе.

А Этьен и Артур тем временем целый год делили Коко. Она же в это время спокойно занималась делом. Кейпел понимал, что это по-настоящему независимая женщина, и даже не пытался сделать её своей женой.

Бой остался главной любовью её жизни. В 1919 году он погиб в автокатастрофе. Тот, кто дал ей всё, снова заставил пережить страшное чувство из детства - полную пустоту и одиночество.

Габриэль Шанель: личная жизнь

Жизнь продолжалась. В 1920 году Коко знакомится с Дмитрием Павловичем Романовым - великим князем и кузеном последнего российского царя. Он молод, хорош собой и не женат. Их недолгие отношения помогают ей забыть о горе.

Герцог Вестминстерский - самый богатый в те времена человек в Англии. Он устраивал ей показы в Лондоне, без которых на успех в Париже можно было не надеяться. Коко признавалась, что только с ним она чувствовала себя защищённой и слабой. Он смог заменить ей отца. Чтобы жениться на ней, Герцог разводился три года, но из-за невозможности иметь от Габриэль наследника они всё-таки расстались.

Поль Ириб - талантливейший художник и скульптор. Он был первым и последним мужчиной, с которым они действительно собирались пожениться. Скончался в больнице, после пережитого у неё на руках сердечного приступа. Случилось это во время теннисного матча, незадолго до назначенной свадьбы. После его смерти в 1935 году Шанель не могла спокойно спать на протяжении многих лет.

Осенью 1940 она начинает встречаться с немецким подданным Гансом Гюнтер фон Динклаге. Эту связь никто не одобрял. Конечно, Коко было наплевать на всех. Благодаря отношениям с Гансом её высылают из страны, он следует за ней. Но семья снова не сложилась, и на этом Шанель прекращает искать счастье в любви, полностью отдавшись работе.

Война

К 40-м Габриэль Шанель, фото которой вы видите в статье, имела пять магазинов на Рю Камбон в Париже. С фашистской оккупацией закрыла их все. Во время войны она вращалась в кругах нацистов, ведь только они тогда могли покупать её товар. Но, нужно заметить, что имея коммерческий интерес, она никогда не помышляла о политических переворотах.

К концу войны начались аресты коллаборационистов - попала на допрос и Коко. Говорят, что перед входом в участок она сказала: «Если меня долго не будет, позвоните Черчиллю». Её не арестовали, но за связь с нацистами настоятельно посоветовали покинуть Францию.

Этого Родине она простить не смогла никогда. Проведя 9 лет изгнания в Швейцарии, Шанель завещала похоронить себя там же.

Возвращение

В 1954 году, спустя 15 лет после закрытия Дома, она вернулась. Но сенсация закончилась провалом - публика не приняла коллекцию. Шанель рвала и метала. Не могла она уступить первенство Диору, нью-лук которого парижанки ценили за пышность, нарочитую декоративность и яркие краски. Коко всегда пропагандировала сдержанную роскошь и мечтала не о сезонном стиле, а о благородной классике.

С мрачным остервенением она принялась за создание второй коллекции и вышла победительницей. Она добилась признания, потеснив мужчин, царивших в то время на Олимпе моды.

Коко взошла, чтоб больше никогда не спускаться с подиумов. Она вернула в моду удобство, красоту и элегантность. Её стиль - это вечная классика, признак хорошего вкуса, гимн простоте и роскоши, свобода быть собой.

Уход

Одиннадцатого января 1971 года, собираясь на работу, она почувствовала себя плохо. Ампула с привычным препаратом не поддавалась, открыть её смогла только горничная. Но укол не помог. Она скончалась от сердечного приступа в заменившем ей дом номере отеля «Ритц» в Париже. Это был первый день в её жизни, когда она не вышла на работу.

Русский след в жизни Шанель

Какой "русский след" оставила известная Коко Шанель? Вот некоторые факты:

  • На основе русской мужской рубахи Коко придумала блузку, ставшую деловой классикой у француженок.
  • Нетленный аромат Chanel №5 - это разработка московского парфюмера Эрнеста Бо.
  • Флакон для придумала сама, взяв за основу подаренный Романовым штоф русской водки.
  • Первые «Русские сезоны» Дягилева в Европе оплачены Коко.
  • Когда у «Русского балета» не хватит денег оплатить похороны Дягилева в Венеции, она снова возьмёт всё на себя.
  • Её дом был пристанищем иммигрировавшей русской интеллигенции.

Малоизвестные факты

Интересные факты из жизни Коко Шанель:

  • Будучи близорукой, всю жизнь стеснялась очков и носила их в сумке.
  • Во время морского круиза Герцог Вестминстерский подарил ей редкий изумруд. Полюбовавшись камнем в дорогой оправе, она выбросила его в воду.
  • Только после её смерти мир узнал, что Шанель убавляла свой возраст на 10 лет.
  • С 1935 года, после смерти Поля Ириба, начала делать инъекции полулегального препарата «Седол» и делала их до конца жизни. Шанель уверяла, что пользуется этим лекарством всего 1 раз в сутки.
  • С «подачи» Романовых использовала в мастерских дешёвую рабочую силу - беженок из России.
  • Фирменный чёрный мысок на светлых туфлях - это её способ визуально укоротить сороковой размер ступни при росте 169 см.
  • Одна из первых предложила известным людям рекламировать свой бренд, предоставляя продвигаемые товары в дар.

Вот такая - Габриэль Кто-то ей позавидует, кто-то восхитится ею... В любом случае, тут есть, с кого брать пример...