Вопросы о Таинстве Причащения

Ч то такое Причащение?

Это Таинство, в котором под видом хлеба и вина православ­ный христианин вкушает (причащается) Самого Тела и Крови Господа Иисуса Христа во оставление грехов и в жизнь вечную и через это таин­ственно соединяется с Ним, делаясь причастником вечной жизни. По­стижение этого Таинства превосходит человеческое разумение.

Это Таинство именуется Евха ристией, что значит «благодаре­ние».

К ак и для чего установлено Таинство Причащения?

Таинство Причащения установлено Самим Господом Иисусом Христом на Тайной Вечери с апостолами накануне Своих страданий. Он принял в Свои Пречистые руки хлеб, благословил его, преломил и раз­делил Своим ученикам, говоря: «Пришлите, ядите: сие есть Тело Мое» (Мф. 26:26). Потом взял чашу с вином, благословил ее и, подавая учени­кам, сказал: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26:27-28). Тогда же апостолам, а в их лице и всем верующим Спаситель дал заповедь совер­шать это Таинство до скончания мира в воспоминание Его страданий, смерти и Воскресения для единения с Ним верующих. Он сказал: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22:19).

П очему надо причащаться?

Об обязательности причащения для всех верующих в Него говорит Сам Господь: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6:53-56).

Не причащающийся Святых Таин лишает себя источника жиз­ни - Христа, ставит себя вне Его. Человек, который ищет в своей жизни соединения с Богом, может надеяться, что будет с Ним и в вечности.

К ак подготовиться к Причащению?

Желающий причаститься должен иметь сердечное покаяние, смирение, твердое намерение исправиться. К Таинству Причащения готовятся несколько дней. В эти дни готовятся к Исповеди, стараются больше и усерднее молиться дома, воздерживаются от увеселений и праздного времяпрепровождения. С молитвой соединяют пост - теле­сное воздержание от скоромной пищи и супружеских отношений.

Накануне дня Причащения или утром до Литургии надо исповедо­ваться, быть на вечернем богослужении. После полуночи не есть, не пить.

Продолжительность подготовки, мера поста и молитвенно­го правила оговариваются со священником. Однако сколько бы мы не готовились к Причастию - достойно подготовиться не можем. И лишь взирая на сокрушенное и смиренное сердце, Господь по Своей любви принимает нас в Свое общение.

К акими молитвами надо готовиться к Причащению?

Для молитвенной подготовки к Причащению существует обычное правило, которое есть в православных молитвословах. Оно состоит из чтения трех канонов: канона покаянного ко Господу Иису­су Христу, канона молебного ко Пресвятой Богородице, канона Ангелу Хранителю и Последования ко Святому Причащению, которое состоит из канона и молитв. Вечером надо также прочитать молитвы на сон гря­дущим, а утром - утренние молитвы.

По благословению духовника это молитвенное правило перед Причащением может быть уменьшено, увеличено или заменено другим.

К ак подходить к Причащению?

Перед началом Причащения причащающиеся заранее под­ходят ближе к амвону, чтобы потом не торопиться и не создавать не­удобств другим молящимся. При этом надо пропустить вперед детей, которые причащаются первыми. Когда открывают Царские врата и дьякон выходит со Святой Чашей с возгласом: «Со страхом Божиим и верой приступите», надо по возможности сделать земной поклон и сложить руки на груди крестообразно (правая поверх левой). Подходя к Святой Чаше и перед самой Чашей не креститься, чтобы нечаянно не толкнуть Ее. Приступать к Святой Чаше надо со страхом Божиим и благоговением. Подойдя к Чаше, следует внятно произнести свое хри­стианское имя, данное при Крещении, широко открыть уста, благого­вейно, с сознанием святости Великого Таинства принять Святые Дары и тотчас проглотить. Затем поцеловать основание Чаши как ребро Са­мого Христа. Нельзя трогать Чашу руками и целовать руку священ­ника. Затем следует отойти к столику с теплотой, запить Причастие, чтобы святыня не осталась во рту.

К ак часто надо причащаться?

Многие святые отцы призывают причащаться как можно чаще.

Обычно верующие исповедуются и причащаются во все четыре многодневных поста церковного года, в двунадесятые, великие и хра­мовые праздники, в воскресные дни, в дни своих именин и рождения, супруги - в день их венчания.

Частота участия христианина в Таинстве Причащения устанав­ливается индивидуально по благословению духовника. Более употреби­тельно - не реже двух раз в месяц.

Д остойны ли мы, грешные, часто причащаться?

Некоторые христиане причащаются крайне редко, мотивируя это своим недостоинством. На земле нет ни одного человека, достойно­го Причащения Святых Христовых Таин. Сколько бы человек не старал­ся очистить себя перед Богом, все равно он не будет достоин принятия такой величайшей Святыни, как Тело и Кровь Господа Иисуса Христа. Бог даровал людям Святые Христовы Тайны не по их достоинству, а по великой Своей милости и любви к падшему Своему созданию. «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Лк. 5:31). Принимать Святые Дары христианин должен не как награду за свои духовные под­виги, а как Дар Любящего Отца Небесного, как спасительное средство освящения души и тела.

Можно ли причаститься в один день несколько раз?

Никто и ни в каком случае в один и тот же день не должен дважды причащаться. Если Святые Дары преподают из нескольких Чаш, принимать их можно только из одной.

Всех причащают с одной ложки, нельзя ли заболеть?

Никогда не было ни одного случая, чтобы кто-то заразился че­рез Причащение: даже когда в больничных храмах люди причащаются, никто никогда не заболевает. После Причащения верующих оставшиеся Святые Дары употребляет священник или диакон, но даже во время эпи­демий они не заболевают. Это величайшее Таинство Церкви, данное, в том числе и для исцеления души и тела.

Можно ли целовать крест после Причастия?

После Литургии все молящиеся прикладываются к кресту: и кто причащался, и те, кто не причащался.

Можно ли целовать иконы и руку священника после Причастия, делать земные поклоны?

После Причастия до запивки следует воздержаться от целова­ния икон и руки священника, но нет такого правила, что причастившиеся не должны целовать в этот день иконы или руку священника и не делать земные поклоны. Важно хранить язык, мысли и сердце от всякого зла.

Как вести себя в день Причащения?

День Причащения - это особый день в жизни христианина, когда он таинственным образом соединяется со Христом. В день Свято­го Причащения вести себя следует благоговейно и благочинно, чтобы не оскорбить своими поступками святыню. Благодарить Господа за великое благодеяние. Эти дни надо проводить как великие праздники, насколько возможно посвящая их сосредоточенности и духовному деланию.

В любой ли день можно причаститься?

Причащают всегда в воскресение утром, а также, в остальные дни, когда служится Божественная Литур­гия. Смотрите расписание богослужений в вашем храме. В нашем храме Литургия служится каждый день, кроме периода Великого поста.

В период Великого поста в некоторые будничные дни, а также, в среду и пятницу на Масленице, Литургии не положено

Оплачивается ли Причащение?

Нет, во всех храмах Таинство Причащения всегда совершает­ся бесплатно.

Можно ли причаститься после Соборования без Ис­поведи?

Соборование не отменяет Исповедь. Исповедь нужна. Грехи, которые человек осознает, обязательно должны быть исповеданы.

Можно ли вкушением крещенской воды с артосом (или антидором) заменить Причастие?

Это ошибочное мнение о возможности замены Причастия крещенской водой с артосом (или антидором) возникло, возможно, из- за того, что людям, которые имеют канонические или иные препятствия к Причащению Святых Таин, разрешается для утешения употреблять крещенскую воду с антидором. Однако это нельзя понимать как равно­значную замену. Причастие ничем заменить нельзя.

Может ли православный христианин причаститься в какой-либо инославной церкви?

Нет, только в Православной Церкви.

Как причастить годовалого ребенка?

Если ребенок не способен спокойно находиться в храме всю службу, то его можно принести ко времени Причащения.

Можно ли ребенку до 7 лет поесть перед Причастием? Можно ли причащаться больным не натощак?

Этот вопрос решается индивидуально по совету со священ­ником.

Маленьким детям перед Причастием дают есть и пить по не­обходимости, чтобы не наносить ущерба их нервной системе и теле­сному здоровью. Детей постарше, с 4-5-летнего возраста постепенно приучают к причастию натощак. Детей с 7-летнего возраста приучают, помимо к причастию натощак, еще и к подготовк е ко причастию посредством молитвой, поста и исповедт, но конечно в весьма облегченном варианте.

Взрослым людям в некоторых исключительных случаях благо­словляется причащаться не натощак.

Могут ли дети до 14 лет причаститься без Исповеди?

Без Исповеди могут причащаться только дети до 7 лет. С 7-летнего возраста детей причащают после Исповеди.

Можно ли причащаться беременной?

Можно. Беременным желательно чаще причащаться Святых Христовых Таин, готовясь к Причащению покаянием, исповедью, мо­литвой и постом, который для беременных ослабляется.

Воцерковление ребенка желательно начинать с того момента, как родители узнали, что у них будет дитя. Еще в утробе матери ребенок воспринимает все, что происходит с мамой и вокруг нее. В это время очень важно участие в Таинствах и молитва родителей.

Как причаститься болящему на дому?

Родственники больного должны предварительно договорить­ся со священником о времени Причащения и посоветоваться о том, как подготовить больного к этому Таинству.

Когда можно причаститься на неделе в Великий пост?

В период Великого поста детей причащают по субботам и воскресениям. Взрослые, помимо субботы и воскресения, могут причащаться по средам и пятницам, когда служится Литургия Преждеосвященных Даров. В понедельник, вторник и четверг в Великий пост Литургии не положено, за исключе­нием дней великих церковных праздников.

Почему на Литургии Преждеосвященных Даров не причащают младенцев?

На Литургии Преждеосвященных Даров в Чаше содержится только благословленное вино, а Кровью Христовою заранее пропитаны частицы Агнца (Хлеба, преложенного в Тело Христово). Так как мла­денцев, в силу их физиологии, невозможно причастить частицей Тела, а Крови в Чаше нет, то их за Преждеосвященной Литургией и не при­чащают.

Могут ли миряне причащаться на сплошной седми­це? Как им в это время готовиться к причащению? Может ли свя­щенник запретить причащаться на Пасху?

При подготовке к причащению на сплошной седмице разреша­ется вкушени скоромной пищи. В это время подготовка к причащению заключается в покаянии, примирении с ближними и чтении молитвен­ного правила ко Причащению.

Причащение на Пасху является целью и радостью для каждого православного христианина. Вся святая Четыредесятница готовит нас к причащению в Пасхальную ночь: «возведемся к покаянию, и чув­ства очистим, к нимже брань, вход поста творяще: надеждею благодати сердце извествующе, не брашны, в нихже не пользовашася ходившии. И снестся нами Агнец Божий, во священной и светоносной ночи Вос­кресения, нас ради приведенное заколение, учеником приобщенное в вечер таинства, и тьму разоряющее неведение светом его воскресения» (стихира на стиховне, в мясопустную неделю вечером).

Преп. Никодим Святогорец говорит: «те, кто хотя и постятся перед Пасхой, но на Пасху не причащаются, такие люди Пасху не празднуют... потому что эти люди не имеют в себе причины и пово­да праздника, которым является Сладчайший Иисус Христос, и не имеют той духовной радости, которая рождается от Божественного Приобщения».

Когда христиане стали уклонятся от причащения на Светлой Седмице, то отцы Трулльского Собора (т.н. Пято-Шестого Собора) 66-м правилом засвидетельствовали изначальное предание: «от святого дня Воскресения Христа Бога нашего до недели новой, во всю седмицу вер­ные должны во святых церквах непрестанно упражняться во псалмех и пениях и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных Писаний внимая, и святыми тайнами наслаждаяся. Ибо таким образом со Христом купно воскреснем и вознесемся».

Таким образом, причащение на Пасху, в дни Светлой Седми­цы, и вообще на сплошных седмицах не возбраняется никому из право­славных христиан, кто может быть допущен ко Святому Причащению в другие дни церковного года.

Каковы правила молитвенной подготовки к прича­щению?

Объем молитвенного правила перед причастием канонами Церкви не регламентируются. Для чад Русской Православной Церкви он должен быть не меньше имеющегося в наших молитвословах Пра­вила ко святому причащению, включающего в себя три псалма, канон и молитвы перед причащением.

Существует, кроме того, благочестивая традиция чтения трёх канонов и акафиста перед принятием Святых Христовых Таин: канона покаянного ко Господу нашему Иисусу Христу, канона к Богородице, канона Ангелу-хранителю.

Необходима ли исповедь перед каждым причащением?

Обязательная исповедь перед причастием канонами Церкви не регламентируются. Исповедь перед каждым причащением является русской традицией, вызванной крайне редким причащением христиан в синодальный период истории Русской Церкви.

Для тех, кто пришел в первый раз или с тяжкими грехами, для новоначальных христиан исповедь перед причащением обязательна, так как для них частая исповедь и наставления священника имеют важное катехизическое и пастырское значение.

В настоящее время «должна поощряться регулярная исповедь, но не от каждого верующего следует требовать непременной испо­веди перед каждым причастием. По согласованию с духовником для лиц, регулярно исповедующихся и причащающихся, соблюдающих церковные правила и установленные Церковью посты, может быть установлен индивидуальный ритм исповеди и причастия» (митропо­лит Иларион (Алфеев)).

Православная Церковь основана Иисусом Христом и с тех пор хранит все, предначертанное им. А Сын Божий в своем Евангелии заповедал причастие в церкви. Он даже утверждал, что тот, кто не приобщается к этому Святому Таинству, не может наследовать его Царство. Только причастник может спастись и соединиться с Богом.

Учитывая, что для Евхаристии в церкви используются вино и хлеб, это требование кажется совершенно бессмысленным. Многие даже спрашивают: «Ну как может меня приблизить к Богу этот кусочек?».

Сомнения

Эти сомнения понятны, ведь мы наследники эпохи рационализма. А православная Церковь проповедует совсем другой подход к духовной жизни человека. Многие считают, что для того, чтобы быть хорошим христианином, следует совершать добрые поступки и не совершать дурных. Это несколько упрощенная схема, которая больше характерна для католичества. Православие же требует от своих последователей гораздо большего.

Это невозможно!!!

Православный человек, который живет духовной жизнью, относится к себе очень внимательно. Не только поступки, но и слова, и мысли могут быть греховны. Если человек в состоянии какое-то время удержаться от плохих поступков, то над своими мыслями он совершенно не властен. Любой смертный ошибается и оскальзывается практически ежечасно. Господь сказал, что даже единожды согрешивший не может наследовать Царствия Божия. Как же быть человеку, который искренне хочет стать лучше, спастись?

Это действительно невозможно

Если даже христианин приложит все свои усилия для самосовершенствования, он не достигнет требуемой высоты.

Кроме Бога и человека в мире есть ангелы. Это особые существа. Они очень умные, быстрые, практически волшебные, но все же ограничены временем и пространством. Причем не все духи - добрые и светлые. Есть огромное количество злых вестников, которые отпали от Бога и ведут борьбу с человеком с момента первого искушения. Падшие ангелы называются бесами (демонами, чертями). Предлагать человеку всякие гадости и грехи - вот их основная работа. Они обманывают людей, пытаются искусить их. Бесы могут общаться с человеком без его согласия, невербально, так, что человек и не подозревает, что это не его собственные мысли. Так как демоны гораздо умней человека, победить их собственными силами никто не может.

Опасные ошибки

Если человеку кажется, что все идет хорошо, то велика вероятность того, что у него развивается непомерная спесь. А так как «Бог гордым противится», дело спасения такого христианина в очень плачевном состоянии. Нельзя рассчитывать в этом вопросе на свои силы. Если бы спасение было возможно без вмешательства Сына Божия, Он бы и не пришел, не страдал, не умер и не заповедал бы людям причастие.

Причастие в церкви - единственная надежда

Хлеб и вино превращаются в Тело и Кровь Христову. Только вкушая Кровь и Тело Христово, соединяясь с Ним таким образом, человек может преодолеть все искушения и действительно сделать шаг вверх. Другого пути нет, а если бы он был, Сын Божий не стал бы воплощаться и отдавать свою жизнь на кресте.

Традиция таинства

Причастие в церкви - главное, что сохранили первые христиане. Причащались тогда все часто, почти каждый день. Теперь духовная жизнь редко бывает такой активной. Причастие в церкви требует специальной подготовки. Оно совершается в конце утреннего богослужения, которое называется Литургией. Причастие детей в церкви у православных также традиционно, тогда как католики и протестанты этого не делают. Православные с младенчества приобщают детей к Святым Таинствам. Если есть желание принять причастие в церкви, правила вычитываются обязательно, предварительно совершается исповедь. Подготовка к Евхаристии - отдельная тема, очень объемная.

Таинство причащения, или евхаристия (в переводе с греческого - «благодарение»), занимает главное - центральное - место в церковном богослужебном круге и в жизни Православной Церкви. Православными людьми нас делает не ношение нательного креста и даже не то, что над нами когда-то было совершено святое крещение (тем более что в наше время это не является особым подвигом; сейчас, слава Богу, можно свободно исповедовать свою веру), но православными христианами мы становимся, когда начинаем жить во Христе и участвовать в жизни Церкви, в ее таинствах.

Все семь таинств имеют Божественное, а не человеческое установление и упоминаются в Священном Писании. Таинство причащения впервые совершено Господом нашим Иисусом Христом.

Установление таинства причащения

Произошло это накануне крестных страданий Спасителя, перед тем, как было совершено предательство Иуды и предание Христа на мучения. Спаситель и Его ученики собрались в большой комнате, приготовленной для того, чтобы совершить по иудейскому обычаю пасхальную трапезу. Этот традиционный ужин устраивался каждой еврейской семьей как ежегодное воспоминание об исходе израильтян из Египта под предводительством Моисея. Ветхозаветная пасха была праздником избавления, освобождения от египетского рабства.

Но Господь, собравшись со своими учениками на пасхальную трапезу, вложил в нее новый смысл. Это событие описано всеми четырьмя евангелистами и получило название тайной вечери. Господь устанавливает на этом прощальном вечере таинство святого причащения. Христос идет на страдания и крест, отдает Свое пречистое тело и честную кровь за грехи всего человечества. И вечным напоминанием всем христианам о принесенной Спасителем жертве должно служить причащение Его Тела и Крови в таинстве евхаристии.

Господь взял хлеб, благословил его и, раздав апостолам, сказал: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое». Потом взял чашу с вином и, подав ее апостолам, произнес: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26: 26-28).

Господь претворил хлеб и вино в Свои Тело и Кровь и заповедал апостолам, а через них их приемникам - епископам и пресвитерам совершать это таинство.

Реальность таинства

Евхаристия не есть какое-то просто воспоминание того, что происходило когда-то более двух тысяч лет назад. Это реальное повторение тайной вечери. И на каждой евхаристии - и во времена апостолов, и в нашем XXI веке - Сам Господь наш Иисус Христос через канонически рукоположенного епископа или священника претворяет приготовленные хлеб и вино в Свои пречистые Тело и Кровь.

В православном катехизисе святителя Филарета (Дроздова) сказано: «Причащение есть таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина вкушает (причащается) Самого Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа во оставление грехов и в жизнь вечную» .

Об обязательности причащения для всех верующих в Него говорит нам Господь: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день. Ибо, Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6: 53-56).

Необходимость причащения для православных христиан

Не причащающийся святых таин отрывает себя от источника жизни - Христа, ставит себя вне Его. И наоборот, православные христиане, с благоговением и с должной подготовкой регулярно приступающие к таинству причащения, по слову Господа «пребывают в Нем». И в причастии, которое оживотворяет, одухотворяет наши душу и тело, мы как ни в каком другом таинстве соединяемся с Самим Христом. Вот что говорит святой праведный Иоанн Кронштадтский в поучении на праздник Сретения, когда Церковь вспоминает, как старец Симеон принял в Иерусалимском храме на свои руки сорокодневного Младенца - Христа: «Не ревнуем тебе, старче праведный! Мы сами имеем твое счастье - подъять не на руки только Божественного Иисуса, но устами и сердцами, как и ты носил Его всегда в сердце, еще не видя, но чая Его; и не раз в жизни, не десять, а сколько хотим. Кто не поймет, возлюбленные братья, что я говорю о причащении животворящих таин Тела и Крови Христовой? Да, мы имеем бо льшее счастье, чем святой Симеон; и праведный старец, можно сказать, заключил в объятиях своих Живодавца Иисуса в предзнаменование того, как верующие во Христа впоследствии времени во вся дни до скончания века будут принимать и носить Его не на руках только, а в самом сердце своем» .

Вот почему таинство причащения должно постоянно сопровождать жизнь православного человека. Ведь мы здесь, на земле, должны соединиться с Богом, Христос должен войти в наши душу и сердце.

Человек, который ищет в своей земной жизни соединения с Богом, может надеяться на то, что он будет с Ним и в вечности.

Евхаристия и жертва Христова

Евхаристия еще потому является самым главным из семи таинств, что изображает жертву Христову. Господь Иисус Христос принес за нас жертву на Голгофе. Он совершил ее единожды, пострадав за грехи мира, воскрес и вознесся на небо, где воссел одесную Бога-Отца. Жертва Христова была принесена один раз и более уже повторяться не будет.

Господь устанавливает таинство евхаристии, потому что «теперь на земле в другом виде должна быть Его жертва, в которой бы Он всегда Себя приносил, как на кресте» . С установлением Нового Завета ветхозаветные жертвоприношения прекратились, и теперь христиане совершают жертву в воспоминание жертвы Христовой и для приобщения Его Тела и Крови.

Ветхозаветные жертвоприношения, когда заколались жертвенные животные, были лишь тенью, прообразом Божественной жертвы. Ожидание Искупителя, Освободителя от власти диавола и греха - главная тема всего Ветхого Завета, и для нас, людей Нового Завета, жертва Христа, искупление Спасителем грехов мира - основа нашей веры.

Чудо святого причащения

Таинство причащения есть величайшее чудо на земле, которое совершается постоянно. Как некогда невместимый Бог сошел на землю и обитал среди людей, так и сейчас вся полнота Божества вмещается в святые дары, и мы можем причащаться этой величайшей благодати. Ведь Господь сказал: «Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28: 20).

Святые дары - это огонь, пожигающий всякий грех и всякую скверну, если человек причащается достойно. И нам, приступая к причащению, нужно делать это с благоговением и трепетом, осознавая свою немощь и недостоинство. «Хотя ясти (вкушать), человече, Тело Владычне, страхом приступи, да не опалишися: огнь бо есть», - говорится в молитвах ко святому причащению .

Нередко людям духовным, подвижникам во время совершения евхаристии бывали явления небесного огня, сходящего на святые дары, как это описано, например, в житии преподобного Сергия Радонежского: «Однажды, когда святой игумен Сергий совершал Божественную литургию, Симон (ученик преподобного. - о. П.Г. ) видел, как небесный огонь сошел на святые тайны в минуту их освящения, как этот огонь двигался по святому престолу, озаряя весь алтарь, он как бы вился около святой трапезы, окружая священнодействующего Сергия. А когда преподобный хотел причаститься святых таин, Божественный огонь свился “как бы некая чудная пелена” и вошел внутрь святого потира. Таким образом угодник Божий причастился этого огня “неопально, как древле купина неопально горевшая…”. Ужаснулся Симон от такого видения и в трепете безмолвствовал, но не укрылось от преподобного, что ученик его сподобился видения. Причастившись святых таин Христовых, он отошел от святого престола и спросил Симона: “Чего так устрашился дух твой, чадо мое?”. “Я видел благодать Святого Духа, действующего с тобой, отче», - отвечал тот. “Смотри же, никому не говори о том, что ты видел, пока Господь не позовет меня из этой жизни”, - заповедал ему смиренный авва» .

Святитель Василий Великий посетил однажды одного пресвитера весьма добродетельной жизни и видел, как во время совершения им литургии Святой Дух в виде огня окружал священника и святой алтарь. Такие случаи, когда особо достойным людям открывается схождение Божественного огня на святые дары или Тело Христово является зримо на престоле в виде Младенца, неоднократно описаны в духовной литературе. В «Учительном известии (наставлении к каждому священнику)» даже рассказывается, как вести себя священнослужителям в случае, когда святые дары принимают необычный, чудесный вид.

Тем, кто сомневается в чуде претворения хлеба и вина в Тело и Кровь Христову и дерзает при этом приступить к святой чаше, может быть дано грозное вразумление: «Дмитрий Александрович Шепелев рассказывал о себе настоятелю Сергиевой пустыни, архимандриту Игнатию-первому, следующее. Он воспитывался в Пажеском корпусе. Однажды в Великий пост, когда воспитанники приступали к святым тайнам, юноша Шепелев выразил шедшему возле него товарищу свое решительное неверие в то, что в чаше Тело и Кровь Христовы. Когда ему преподаны были святые тайны, он ощутил, что во рту у него мясо. Ужас объял молодого человека, он был вне себя, не находил сил проглотить частицу. Священник заметил происшедшую с ним перемену и приказал ему войти в алтарь. Там, держа во рту частицу и исповедуя свое согрешение, Шепелев пришел в себя и проглотил преподанные ему святые дары» .

Да, таинство причащения - евхаристия - это величайшее чудо и тайна, а также величайшая милость нам, грешным, и видимое свидетельство того, что Господь установил с людьми Новый Завет «в крови Его» (см.: Лк. 22: 20), принеся за нас жертву на кресте, умер и воскрес, воскресив Собою все человечество. И мы можем теперь причащаться Его Тела и Крови во исцеление души и тела, пребывая во Христе, и Он будет «пребывать в нас» (см.: Ин. 6: 56).

Происхождение литургии

Таинство причащения с древности получило также именование литургия , что с греческого переводится как «общее дело», «общее служение».

Святые апостолы, ученики Христовы, приняв от своего Божественного Учителя заповедь совершать таинство причащения в воспоминание о Нем, после Его вознесения стали совершать преломление хлеба - евхаристию. Христиане «постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян. 2: 42).

Чин литургии формировался постепенно. Вначале апостолы совершали евхаристию по тому самому порядку, который они видели у своего Учителя. В апостольские времена евхаристия была соединена с так называемыми агапами, или трапезами любви. Христиане вкушали пищу и пребывали в молитвах и братском общении. После вечери совершалось преломление хлеба и причащение верующих. Но потом литургия была отделена от трапезы и стала совершаться как самостоятельное священнодействие. Евхаристию стали совершать внутри священных храмов. В I-II веках порядок литургии, видимо, не был записан и передавался изустно.

Постепенно в разных местностях стали складываться свои литургические чины. В Иерусалимской общине служилась литургия апостола Иакова. В Александрии и Египте совершалась литургия апостола Марка. В Антиохии - литургии святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста. Литургии эти имели много общего в главной тайносовершительной своей части, но отличались друг от друга в деталях.

Сейчас в практике православной Церкви совершаются три чина литургий. Это литургии святителя Иоанна Златоуста, святителя Василия Великого и святителя Григория Двоеслова.

Литургия святителя Иоанна Златоуста

Эта литургия совершается во все дни года, кроме будничных дней Великого поста, а также кроме первых пяти воскресений Великого поста.

Святой Иоанн Златоуст составил чин своей литургии на основании прежде составленной литургии святителя Василия Великого, но сократил некоторые молитвы. Святой Прокл, ученик святителя Иоанна Златоуста, говорит, что ранее литургия совершалась весьма пространно, и «святитель Василий, снисходя… слабости человеческой, сократил ее; а после него еще более святой Златоуст».

Литургия святителя Василия Великого

По сказанию святого Амфилохия, епископа Ликаонской Иконии, святитель Василий Великий просил у «Бога дать ему силу духа и разума совершать литургию своими словами. По шестидневной пламенной его молитве Спаситель явился ему чудесным образом и исполнил его прошение. Вскоре потом Василий, будучи проникнут восторгом и божественным трепетом, начал возглашать “Да исполнятся уста моя хваления” и “Вонми, Господи Иисусе Христе Боже наш, от святаго жилища Твоего” и прочие молитвы литургии».

Литургия святителя Василия совершается десять раз в году. Накануне двунадесятых праздников Рождества Христова и Крещения (в так называемый Рождественский и Крещенский сочельник); в день памяти святителя Василия Великого 1/14 января; в первые пять воскресений Великого поста, в Великий четверток и в Великую субботу.

Литургия святителя Григория Двоеслова (или литургия преждеосвященных даров)

Во время святой Четыредесятницы Великого поста в будние дни прекращается служение полной литургии. Пост - время покаяния, плача о грехах, когда из богослужения исключается всякая праздничность и торжественность. Об этом пишет блаженный Симеон, митрополит Фессалоникийский. И поэтому по правилам церковным в среду и пятницу Великого поста совершается литургия преждеосвященных даров. Святые дары освящаются на литургии в воскресенье. И верующие причащаются ими на литургии преждеосвященных даров.

В некоторых Поместных Православных Церквах в день памяти святого апостола Иакова, 23 октября/5 ноября, служится литургия по его чину. Это древнейшая литургия и она является творением всех апостолов. Святые апостолы, до того как они не разошлись в разные страны для проповеди Евангелия, собирались вместе для совершения евхаристии. Позже этот чин был зафиксирован письменно под названием литургии апостола Иакова.

Первые обитатели Земли, прародители Адам и Ева, жили в Раю, не зная ни в чем нужды. По убеждению лукавого Змия они вкусили запретный плод – согрешили и были изгнаны на Землю. Современный человек поддается иным искушениям, как и Адам с Евой, своими поступками становится невхожим в Рай. Попросить у Бога прощенья, находясь в земной жизни никогда не поздно, надо иметь твердое желание не грешить – исповедаться и причаститься. Что это такое причастие в церкви и как оно совершается - требует разъяснения, потому что далеко не всем об этом известно.

Что значит причаститься в церкви?

Осознание собственной греховности влечет за собой желание покаяться, то есть признать неправильный поступок и намерение не совершать такого в дальнейшем. Попросить прощение за совершенные грехи – исповедаться, а воссоединиться с ним душой – принять причастие в церкви, ощутить себя частью большой Божьей благодати. Причастие готовиться из хлеба и вина, которые являются – кровью и плотью Господа Иисуса Христа.

Как проходит причастие?

Главное условие для принятия причастия – исповедь у батюшки, духовное перерождение, при котором человек признает сделанные ошибки, искренне просит прощенья не у священника, а у самого Бога. Во время службы в церкви хлеб и вино незримым образом превращаются в причастие церковное. Принятие причастия – Таинство, через него человек становиться наследником царствия Божьего, обитателем рая.

Для чего нужно причастие?

Верующему человеку причастие дает избавление от скверных мыслей, помогает бороться в повседневных делах с нападками зла, служит духовным подкреплением, приводит к внутреннему духовному перерождению. Однозначный ответ по поводу размышлений, обязательно ли причащаться - да. Душа человеческая - творенье Господа, его духовное чадо. Каждый человек, приходя к земному родителю, радуется, если долго его не видел, так и каждая душа ликует, приходя к Богу – небесному отцу, через этот ритуал.


В какие дни можно причаститься в церкви?

Принимают его в дни, когда в церкви проходит Служба Божья. Человек принимает решение как часто можно причащаться самостоятельно. Церковь рекомендует в каждый пост, а постов есть 4, приходить исповедоваться и причащаться, желательно ежегодно. Если человек долго не приходил в церковь - не причащался а душа требует покаяния, не надо бояться осуждений со стороны батюшки, лучше приходить на исповедь сразу.

Как правильно причащаться в церкви?

Принято следовать правилам, указывающим . После исповеди, батюшка благословляет на принятие Святого причастия, которое совершают того же дня. На литургии после молитвы «Отче наш» причастники подходят к ступеням, ведущим в алтарь, и ждут выноса священником Чаши. Креститься перед самой чашей не уместно, надо внимательно слушать молитву.

В такой момент не надо суетиться, создавать толпу - неторопливо подходить к причастию, пропуская вперед детей и стариков. Перед самой Святой Чашей, скрестив руки на груди, произнести свое имя, открыть рот и проглотить частичку, поцеловать край чаши, затем пройти к столику с теплым чаем и просфорами, запить причастие. После таких действий дозволено целовать иконы, разговаривать. В один день два раза причащаться запрещено.

Как подготовиться к причастию?

Подготовка к причастию взрослого человека - выдержать пост, примириться с врагами, не питать чувства ненависти или злобы, осознать греховные проступки сожалеть о неправильно сделанном, воздерживать себя несколько дней от телесных удовольствий, совершить покаянные молитвы, исповедаться. Решение о причащении тяжелобольных, без особой подготовки принимает священник.

Находящихся в смертной опасности людей, если у таковых нет возможности подготовиться к принятию Святых Таинств, не лишают возможности причаститься. К причастию без исповеди и поста допускаются крещенные церковью дети до 7 лет. Грудных младенцев после Таинства Крещенья, можно причащать очень часто, им дают малую частичку – капельку под видом Крови.


Пост перед причастием

Перед причастием принято выдерживать пост, воздерживаться от приема мясных, молочных, рыбных продуктов на протяжении 3-7 дней, если на этот период не припадает установленный церковью для всех одинаковый пост, например – Рождественский, Великий. Принимать решение можно ли причащаться если не постился по физическому состоянию здоровья человека, надо только по совету священнослужителя. Исключение из правила дети до семилетнего возраста и люди, чье здоровье не позволяет придерживаться такой системы питания.

Ответ на вопрос, можно ли причащаться без исповеди покаявшемуся человеку - нет. Священник выслушивает грехи кающегося не из любопытства, он посредник который свидетельствует Богу, что человек раскаявшись приходил в церковь, сожалел, изъявил желание начать жизнь с нового листа. Исповедующий человека батюшка принимает решение о допуске к причастию, дает благословение исходя из конкретных правил, а не личных побуждений.

Молитвы перед причастием

В предшествующий причастию день с вечера и до самого принятия Таинств, совершают отказ от еды и принятия воды, не курят сигарет, не допускают интимных отношений. Следует предварительно прочитать – обращения к Богу, в которых он высказывает словами свою греховность, и просит прощенья. Перед тем как исповедаться, читают покаянные молитвы названые канонами:

  • канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу;
  • канон молебный ко Пресвятой Богородице;
  • канон Ангелу Хранителю;
  • последование ко Святому Причащению.

Прочитать положенные перед причастием молитвы в один вечер трудно, допускается разделить чтение правил их на 2-3 дня. Канон ко Причащению (Правило ко Причащению) читается накануне вечером, после чего идут молитвы на сон грядущий. Молитвы перед Причащением (Правило ко Причащению) читают утром в день Причастия, после утренних молитв.


Можно ли причащаться во время месячных?

Принимать причастие церковное, если у женщины месячные, нельзя. Причастие у православных христиан – праздник торжества душевного, к нему принято готовиться заранее, не откладывать возможность покаяния на потом. Приходя в храм, человек приводит душу к живому источнику – причащаясь он возобновляет душевные силы, а через исцеленную душу происходит излечивание телесных слабостей.

Причастие - одно из самых главных и значимых обрядов в христианстве. В этот момент происходит единение с Иисусом Христом - Сыном Божьим. Подготовка к таинству представляет собой непростой процесс, занимающий длительное время. Для верующего, совершающего первое причастие, важно знать, как проходит причастие в церкви, что нужно делать до и после обряда. Это необходимо не только для того, чтобы не допустить ошибок, но и для обретения осознания будущего соединения с Христом.

Что такое причастие

Первое таинство причастия провел Иисус Христос, разделив хлеб и вино между своими учениками. Он заповедал своим последователям повторять это. Обряд был впервые совершен на Тайной Вечере, незадолго до распятия Божьего Сына.

Перед священнодействием совершается Божественная литургия , также именуемая Евхаристией, что в переводе с греческого языка означает «благодарение». Подготовка к обряду причастия обязательно должна включать в себя память об этом великом древнем событии. Это позволит познать таинство глубоко, затронет душу и разум.

Частота причастия

Насколько часто следует причащаться? Принятие таинства - дело сугубо индивидуальное, нельзя заставлять себя идти на это только потому, что обряд кажется необходимым. Очень важно причащаться по зову сердца. Если есть сомнения, лучше поговорить со святым отцом. Священнослужители советуют приступать к таинству только в случае полной внутренней готовности.

Православным христианам, в чьих сердцах живет любовь и вера к Богу, позволено совершать обряд без каких-либо ограничений. Если же в сердце есть сомнения, то причащаться можно не чаще одного раза в неделю или же раз в месяц. В крайнем случае, в периоды каждого большого поста. Главное - регулярность.

В древней литературе указано, что причащение хорошо проводить ежедневно в будний и выходной день, но благо приносит и выполнение обряда 4 раза в неделю (среда, пятница, суббота, воскресенье).

Единственный день, когда причащение является обязательным - Великий четверг. Это является проявлением уважения к древнейшей традиции, стоящей у истоков.

Некоторые священники утверждают, что слишком частое причащение неправильно. По правде говоря, согласно законам канона, это мнение неверно. Однако нужно хорошо видеть и чувствовать человека, чтобы понимать, нужно ему совершать это действие или нет.

Причастие не должно проходить по инерции. Потому, при его частом совершении, христианин должен постоянно быть готовым принять Дары, сохранять правильный настрой. На это способны немногие. Особенно учитывая подготовку, которая должна проходить на регулярной основе. Не так-то легко соблюдать все посты, постоянно исповедоваться и молиться. Священник видит, какой образ жизни ведет мирянин, этого не скроешь.

Молитвенное правило ко Причастию

Домашняя молитва имеет огромное значение в том, как подготовиться к причастию. В православном молитвослове есть последование, которое причастно к священнодействию. Его читают накануне проведения Таинства.

В подготовку входит не только молитва, читаемая дома, но и молитвы церковные. Непосредственно перед священнодействием нужно посетить богослужение . Также необходимо прочесть три канона : Матери Божьей, и Ангелу Хранителю .

Эта подготовка позволит осознанно подойти к исповеди и причастию, почувствовать ценность Таинства.

Необходимость поста

Соблюдение поста - обязательное и неоспоримое условие перед причащением.

Христиане, которые постоянно соблюдают однодневные и многодневные посты, должны совершать только литургический пост . Это значит, что нельзя есть и пить с полуночи перед священнодействием. Пост продолжается непосредственно до момента Таинства.

Прихожане, недавно приобщившиеся к церкви и не соблюдающие никаких постов, должны пройти трехдневный или семидневный пост . Сроки воздержания должен устанавливать священник. Подобные моменты нужно обсуждать в храме, не стоит бояться задавать вопросы.

Внутреннее состояние перед Евхаристией

Нужно полностью осознать свои грехи перед причастием. Что нужно делать помимо этого? Чтобы грехи не приумножились, стоит воздерживаться от увеселений. Муж и жена должны отказаться от близкого телесного контакта за один день до причащения и в день его проведения.

Нужно обратить внимание на рождение своих мыслей, контролировать их. Не должно быть злобы, зависти, осуждения.

Личное время лучше проводить в одиночестве, исследуя Священное Писание и жития святых или же в молитве.

Самое важно для принятия Святых Даров - это покаяние. Мирянин должен абсолютно искреннее раскаяться в своих греховных деяниях. Именно для этого и проводится вся подготовка. Пост, чтение библии , молитва - это способы достижения нужного состояния.

Действия перед исповедью

Исповедь перед священнодействием очень важна. Необходимо попросить об этом священника той церкви, в которой будет проходить Таинство.

Подготовка к обрядам причащения и исповеди - это процесс исследования своего поведения и мыслей, избавление от греховных действий. Обо всем, что было замечено и осознанно, нужно исповедоваться. Но не следует просто перечислять свои грехи как список. Главное, быть искренним. Иначе для чего же проводилась такая серьезная подготовка?

Стоит понимать, что батюшка всего лишь посредник между Богом и людьми. Следует говорить без стеснения. Все сказанное останется только между человеком, священником и Господом. Это нужно для того, чтобы ощутить жизненную свободу, достигнуть чистоты.

День принятия Святых Даров

В день Таинства следует соблюдать определенные правила. Принимать дары можно только натощак . Курящий человек должен воздерживаться от своей привычки до того момента, пока не будут приняты тело и кровь Христовы.

Во время вынесения Чаши нужно подойти к алтарю. Если пришли дети, следует пропустить их вперед, они всегда причащаются первыми.

Не нужно креститься возле чаши, надо поклониться, скрестив руки на груди. Перед тем как принять Дары, нужно назвать свое христианское имя, а затем сразу вкусить их.

Действия после причастия

Следует знать и о том, что нужно совершить после того, как священнодействие совершилось. Надо поцеловать край Чаши и подойти к столу с , чтобы съесть кусочек . Не надо спешить покинуть церковь, еще нужно поцеловать напрестольный крестик, находящийся в руках священника . Еще в церкви читаются молитвы благодарности, которые также нужно выслушать . В случае крайнего недостатка времени можно прочитать молитвы дома. Но сделать это необходимо обязательно.

Причастие детей и больных

Существуют следующие моменты, касаемые причащения детей и больных людей:

  • Деткам до семи лет не нужно проходить подготовку (исповедь, пост, молитва, покаяние).
  • Младенцы, которых крестили, причащаются в этот же день или во время следующей литургии.
  • Тяжелобольные тоже могут не готовиться, однако, если есть такая возможность, стоит пройти исповедь. Если же больной не в состоянии это совершить, священник должен произнести фразу «Верую, Господи, и исповедую». После чего сразу причастить.
  • Не отказывают в священнодействии и тем людям, которые отлучены от причащения на время, но находятся в предсмертном положении или в состоянии опасности. Но в случае выздоровления, запрет снова вступит в силу.

Не все люди могут принять дары Христовы. Кто не может этого сделать:

  • Те, кто не пришел на исповедь (кроме маленьких детей и тяжелобольных);
  • Прихожане, которым запрещено принимать Святые Таинства;
  • Умалишенные, в том случае, если они богохульствуют, находясь в припадках. Если они не имеют такой склонности, им разрешается причащаться, но не каждый день;
  • Супруги, имевшие интимный контакт, незадолго до Таинства;
  • Женщины, у которых в тот момент происходят месячные.

Чтобы ничего не забыть, следует ознакомиться с памяткой, составленной на основе всего вышеизложенного:

О том, каким должно быть поведение в церкви во время причащения:

  1. Приходить на литургию вовремя.
  2. При открытии Царских врат перекреститься, затем крестообразно сложить руки. Таким же образом подходить к Чаше и отходить от нее.
  3. Подходить нужно справа, а левая сторона должна быть свободна. Не толкать других прихожан.
  4. Соблюдать очередность причащения: епископ, пресвитеры, диаконы, иподиаконы, чтецы, дети, взрослые.
  5. Женщинам нельзя приходить в храм с накрашенными губами.
  6. Перед принятием Священных Даров нужно назвать свое имя, данное при крещении.
  7. Не нужно креститься перед Чашей.
  8. Если Святые дары будут складывать в две или более чаши, надо выбрать только одну из них. Причастие больше 1 раза за день является грехом.
  9. Если благодарственные молитвы не были прослушаны в церкви, нужно прочесть их дома.

Подготовка к причащению - это очень серьезная последовательность. Все советы необходимо строго соблюдать, чтобы быть готовым принять Священные Дары. Молитва нужна для осознания, пост для телесного очищения, а исповедь для очищения духовного.

Осмысленная подготовка поможет разглядеть глубокий смысл Таинства. Это действительно контакт с Богом, после которого жизнь верующего меняется. Но следует помнить, что недавно вставшие на путь религии не смогут причаститься и за один раз в корне все исправить. Это естественно, ведь грехи накапливаются годами, и избавляться от них тоже нужно последовательно. Причащение - первый шаг на этом непростом пути.