(Аnneliese Мichel) породила множество толков как среди религиозных людей и медиков, так и среди простых обывателей, шокированных этим получившим широкую огласку происшествием. Что это было - странные эпилептические припадки или одержимость - никто с уверенностью не может сказать до сих пор. Молодая девушка умерла, унеся с собой ответ на этот вопрос, и по сей день волнующий многих.

Аннелиза Михель родилась в маленьком баварском городке Лейблфинге в 1952 году. Её семья была очень религиозна, родители дали девочке строгое католическое воспитание. Насколько известно, никаких проблем в семье или в общении со сверстниками у Аннелизы не возникало. Она была обычной жизнерадостной школьницей, ничем особенным не отличавшейся от окружающих детей. Так продолжалось до шестнадцатилетия Аннелизы.

Однажды девушка оказалась в больнице с непонятными симптомами: она говорила о том, что слышит "голоса", "корчила рожи", кричала и хрипела. Когда приступы проходили, Аннелиза умоляла медперсонал помочь ей. Был поставлен диагноз "эпилепсия", хотя электроэнцефалограмма не показала никакой патологии. Опытные врачи с трудом справлялись с приступами и оказались совершенно бессильны вернуть девушку в нормальное состояние.

Отчаявшиеся родители Аннелизы в 1973 году обратились к католической церкви, поскольку предполагали одержимость - симптомы их дочери были вовсе не типичны для эпилепсии. Однако священнослужители не решились взяться за изгнание дьявола, мотивировав это тем, что Аннелиза принимала сильнодействующие психотропные вещества, прописанные в больнице. Один священник готов был провести сеанс экзорцизма, однако церковные власти запретили ему это совершать.

С каждым днём Аннелиза Михель страдала от своего недуга всё сильнее. Она оскорбляла своих родственников, дралась, кусалась, рычала и хрипела, спала только на полу, не употребляла обычную пищу (по её словам, сатана запрещал ей это), а ела пауков и мух, уничтожала иконы и кресты, находившиеся в её комнате.

В 1975 году в конце концов было решено провести ритуал экзорцизма по романскому обряду. Во время одной из молитв девушка сказала, что ею владеют несколько бесов, среди которых Каин, Люцифер, Нерон, Гитлер, Иуда Искариот и Флейшман (монах 16 века, оказавшийся под властью сатаны).

Целый год Аннелиза Михель переживала сеансы изгнания дьявола 1-2 раза в неделю. На некоторое время это помогало ей вести спокойное существование, но полного исцеления сеансы не принесли. Когда начинались приступы болезни, трое мужчин едва могли удержать её, настолько сильной она становилась. Аннелиза наносила себе телесные повреждения, билась в судорогах, которые в итоге привели к параличу ног.

Последний приступ начался 30 июня 1976 года. Больная пневмонией девушка умерла в мучениях, в полном сознании, от судорог. По факту её смерти было возбуждено уголовное дело. Несмотря на то, что вскрытие показало отсутствие признаков эпилепсии в мозге, после расследования два священника и родители Аннелизы получили по шесть месяцев тюремного заключения (их обвинили в том, что они препятствовали медикаментозному лечению девушки).

Более сорока кассет с сеансами изгнания дьявола были записаны родственниками Аннелизы. В процессе изучения этих кассет священниками-экзорцистами было установлено, что запись представляет собой спор двух демонов по поводу того, кто первый покинет тело девушки.

По мотивам истории аннелизы Михель был снят фильм "Шесть демонов Эмили Роуз".

Фрагмент записи сеанса экзорцизма Аннелизы Михель.

Аннелиза Михель родилась в баварской коммуне лайбльфинг с населением чуть больше 3 тысяч человек. Её отец Йозеф Михель в верующей семье вырос. Три сестры его матери были монахинями, и она желала, чтобы сын продолжил семейную традицию и стал священнослужителем. Йозеф карьеру плотника предпочёл. Позднее он прошёл трудовою повинность в имперской службе труда, затем в составе вермахта ушёл на западный фронт

. Был военнопленным США, в 1945 году вернулся на родину и вскоре снова стал работать плотником. Мать Аннелизы Анна закончила женскую гимназию и школу торговли. Работала в офисе своего отца, где и встретила Йозефа. Они поженились в 1950 году. К этому времени у Анны уже была дочь марта 1948 года рождения. Она умерла в 1956 году от рака почки и была похоронена вне семейного склепа. Впоследствии Аннелиза считала появление незаконнорождённого ребёнка грехом своей матери и постоянно совершала покаяния за неё.

Аннелиза воспитывалась в строгости и была предана католической вере. Детство Аннелизы было счастливым, хотя она и росла слабым и болезненным ребёнком. В 1968 году из-за спазма Михель укусила язык. Уже через год начали твориться странные ночные приступы: Аннелиза из-за дизартрии не могла шевелиться, чувствовала тяжесть в груди, иногда теряла дар речи и не могла позвать никого из близких. В 1969 году девушка проснулась из-за затруднённого дыхания и с полным параличом тела. Семейный доктор Герхард фогт посоветовал родителям обратиться в больницу. Была произведена электроэнцефалограмма, которая не показала какие-либо изменения в мозгу Михель. Тем не менее, у неё была диагностирована височная эпилепсия. Девушку госпитализировали в начале февраля 1970 года с диагнозом туберкулёз. В июне 1970 года Михель пережила третий припадок в больнице, где она на тот момент находилась. Ей были назначены противосудорожные препараты, в том числе фенитоин, которые не принесли должного результата. Тогда же она начала утверждать, что порой перед ней предстаёт "Лицо Дьявола". В 1973 году она начала галлюцинировать во время молитвы, ей слышались голоса, говорившие ей, что она проклята и будет "Гнить в аду".

Лечение Михель в психиатрической больнице не помогало, и она все больше сомневалась в эффективности медицины. Будучи ревностной католичкой, она предположила, что стала жертвой одержимости. Позднее она совершила с другом семьи теой Хайн паломничество в сан - Джорджо - пьячентино. Там Хайн пришла к выводу, что Михель одержима, потому как она не могла прикоснуться к распятию и отказывалась пить воду из святого лурдского источника. Вместе со своей семьёй Михель обратилась к нескольким священникам с просьбой провести изгнание демонов. Все они отказались и порекомендовали продолжать лечение. Состояние Михель всё сильнее ухудшалось. Она разрывала одежду на теле, ела пауков и уголь, откусила голову мёртвой птице, слизывала собственную мочу с пола. Во время припадков она говорила на разных языках и называла себя Люцифером, каином, Иудой, Нероном и Адольфом Гитлером. В ноябре 1973 года ей был назначен карбамазепин.

Первый обряд был проведён 24 сентября. После этого Михель прекратила приём медицинских средств и полностью доверилась экзорцизму. Было совершено 67 обрядов за 10 месяцев. Они проводились с периодичностью один или два раза в неделю и длились до четырёх часов. 42 обряда были запечатлены на кинокамеру и позднее продемонстрированы в суде по делу о гибели Михель. Как показало вскрытие, гибель Михель не была напрямую вызвана экзорцизмом. В какой-то момент она решила, что её смерть неизбежна, и добровольно отказывалась от еды и питья. Михель считала, что её смерть будет искуплением за грехи молодого поколения и отступающих от канонов священнослужителей. Она надеялась, что люди, узнав об её судьбе, поверят в бога. На момент смерти Михель весила всего около 30 кг при росте 166 см, страдала пневмонией, её коленные суставы были разорваны от постоянных коленопреклонений, а всё тело было в синяках и открытых ранах. В последние месяцы Михель даже не могла передвигаться без посторонней помощи. Её приходилось привязывать к кровати, чтобы она не наносила себе увечья.

Судебный процесс, последовавший за этим, вызвал широкий резонанс в обществе. Двум священникам и родителям Аннелизы были предъявлены обвинения в причинении смерти по неосторожности. По версии обвинения, они воспользовались доверием девушки и побудили её к отказу от лечения, что и привело к смерти. В свою очередь защита ссылалась на конституцию Германии, гарантирующую гражданам свободу вероисповедания. В итоге все обвиняемые были признаны виновными и приговорены к 3 годам условного заключения.

История Михель легла в основу многих произведений искусства, в том числе знаменитого фильма ужасов "Шесть Демонов Эмили Роуз".

Анна Элизабет Михель, более известная как Аннелиза, родилась в баварской деревушке в 1952 году в большой семье консервативных католиков. Девочка, воспитанная в строгой вере, с раннего детства посещала все службы и пела в церковном хоре. Она отличалась религиозным фанатизмом и даже спала на холодном полу во время зимнего поста.

С 16 лет девушка страдает нервными заболеваниями. У Аннелизы Михель случается первый припадок, сопровождаемый судорогами. По уверениям врачей, ее эпилепсия была отягощена психическим расстройством. Подросток прикусывает язык из-за сильного спазма, иногда даже случается полный паралич тела, а из-за нарушений речи девочка не может никого позвать на помощь. Одновременно происходят странные вещи: она перестает пить святую воду, отворачивается от распятия, ругается с родными. Вскоре приступы терзают ее как днем, так и ночью. В это время она не может разговаривать, чувствует себя опустошенной и усталой, а тело теряет былую гибкость. Девушку, пропускающую занятия в школе, мучает постоянное чувство тяжести в области груди. У нее начинается депрессия, а также посещают мысли о самоубийстве.

История этой девушки, ставшая основой двух художественных фильмов, произошла более тридцати лет назад, но не перестает вызывать интерес и сегодня. Главный вопрос, которым задается каждый, кто знаком с этой драмой: что же на самом деле произошло с Аннелизе - действительно ли она была одержима или же ее смерть стала результатом тяжелой болезни. Вряд ли мы сейчас ответим на этот вопрос, но это не мешает нам услышать правдивую историю короткой жизни Аннелизе Михель из Германии.

События, о которых пойдет речь, стали предметом внимания в 1976 году. Общественность пристально следила за беспрецедентным судебным процессом над двумя католическими священниками, которые обвинялись в смерти молодой женщины Аннелизе Михель.

Она родилась в 1952 году в небольшой баварской деревушке в католической семье. Ее имя - сочетание двух имен, Анны и Элизабет. Родители Аннелизе, Анна Фюрг и Йозеф Михель, были верующими католиками, весьма консервативными, если не сказать, ортодоксальными. Они отвергали реформы Второго Ватиканского Собора, 13-го числа каждого месяца устраивали праздник Девы Марии Фатимской, а соседка Барбара Вейганд, шедшая пять часов пешком в капуцинскую церковь для получения облатки, в семье Михель слыла образцом.

Аннелизе исправно по несколько раз в неделю посещала мессы, произносила розарии и даже старалась делать больше, чем предписывалось, например спала на полу в середине зимы. В 1968 г. произошел первый приступ: Аннелизе из-за спазма прикусила себе язык. Через год начались ночные припадки, во время которых тело девушки теряло гибкость, появлялось ощущение тяжести в груди, утрата способности говорить - девушка не могла позвать ни родителей, ни одну из трех своих сестер. После первого же приступа Аннелизе почувствовала себя такой измотанной и опустошенной, что не нашла в себе сил пойти в школу. Приступы сменялись периодами затишья и Аннелизе даже иногда даже удавалось поиграть в теннис.

В 1969-ом девушка проснулась ночью из-за затруднений с дыханием и онемения тела. Семейный врач Герхард Фогт посоветовал обратиться к психиатру. 27 августа 1969 г. электроэнцефалограмма Аннелизе не выявила никаких изменений в мозге. Правда позже девушку сразили плеврит и туберкулез. В начале февраля 1970 г. она была помещена в госпиталь в Ашаффенбурге. 28-го числа Аннелизе перевели в Миттельберг. В ночь на 3 июня того же года начался очередной приступ. Новая ЭЭГ опять не выявила ничего подозрительного, однако доктор Вольфганг фон Галлер порекомендовал медикаментозное лечение. Решение не было отменено даже когда тот же результат показали третья и четвертая ЭЭГ, снятые 11 августа 1970 г. и 4 июня 1973 г. В Миттельберге Аннелизе во время розария начала видеть демонические лица. Весной Аннелизе стала слышать некий стук. Фогт, осмотрев девушку и ничего не обнаружив, направил девушку к отологу, но тот тоже ничего не выявил, а стук стали слышать и сестры девушки.

По словам самой Аннелизе, ей стало казаться, что она одержима с 13 лет. Первой, кто поняла, что с Аннелизе что-то не так, была Теа Хайн, сопроваждавшая ее во время паломничества в итальянский Сан-Дамиано. Она заметила, что Аннелизе обошла стороной изображение Христа и отказалась пить воду из священного лурдского источника.
Четыре года лечения ничего не дали и летом 1973 г. родители Аннелизы обратились к нескольким священникам, но им объяснили, что до тех пор, пока не доказаны все признаки одержимости, экзорцизм не может быть проведен. В следующем году пастор Эрнст Альт, понаблюдав за Аннелизой некоторое время, запросил разрешение у епископа Вюрцбурга Йозефа Штангля провести обряд экзорцизма, но получил отказ. В это время поведение Аннелизе изменилось: она отказалась есть, начала ломать в доме распятия и изображения Христа, срывать с себя одежду, часами кричать, кусать членов семьи, наносить себе увечья, есть пауков, мух и уголь. Однажды Аннелизе забралась в кухне под стол и два дня лаяла как собака. Приехавшая Теа трижды во имя Троицы призвала демонов покинуть девушку и только тогда Аннелизе вышла из-под стола как ни в чем ни бывало.
16 сентября 1975 г. Штангль, проконсультировавшись с иезуитом Адольфом Родевиком, назначил Альта и сальваторианина Арнольда Ренца для проведения обряда экзорцизма. Его основой тогда был, так называемый Римский Ритуал («Rituale Romanum»), разработанный еще в 1614 г. и расширенный в 1954 г.

Йозеф Михель. Память и значение

Гибель Михель вызвала широкий резонанс в Германии и подняла вопрос о границах религиозной свободы. Многие немцы были обескуражены тем, что подобный случай мог произойти в современной европейской стране. Журналист Франц Бартель, освещавший инцидент в прессе, три десятилетия спустя сказал в интервью газете The Washington Post , что он все ещё поражён гибелью Михель и суеверностью её окружения. The Washington Post в статье от 2005 года отметила, что в настоящее время экзорцизм распространён шире, чем принято считать. Так, по данным профессора Клеменса Рихтера во Франции насчитывается до 70 практикующих экзорцистов. В прошедшем в 2005 году польском конгрессе, как сообщается, приняли участие 350 экзорцистов. Германия в этом плане составляет исключение: здесь действуют лишь два или три экзорциста, и они вынуждены совершать свои действия в тайне, пусть и с согласия епископов. Как пишет в своей статье известный скептик Брайан Даннинг, в настоящее время известны множества подобных случаев смертей после изгнания демонов.

Видео Аннелиза Михель - РЕАЛЬНЫЙ ЭКЗОРЦИЗМ

Каждый сходит с ума по своему. В каждом населенном пункте обязательно должен быть городской сумасшедший. Например, в Харькове жил некий Олег Митасов.

Олег Митасов - экономист, директор магазина, впоследствии заболевший шизофренией и покрывающий надписями все попадающиеся ему поверхности, начиная от стен собственной квартиры и заканчивая улицами города. Умер Митасов в 1999 году, но его настенные послания до сих пор помнят харьковчане старше 35 лет.

Что примечательно, никогда не видя Интернета, блаженный все писал через точку. Люди воспринимали надписи по-разному, многие считали его культовой фигурой, чуть ли не пророком, и видели в его текстах нечто большее, чем просто буквы.

Биографии Митасова практически никто не знал. Родился в Чехословакии. Получил высшее экономическое образование. П роживал в коммунальной 7-комнатной квартире в центре Харькова по адресу: переулок Краснознаменный, дом № 18 (напротив Худпрома).

По одной из легенд, он сошёл с ума после того, как забыл в трамвае докторскую диссертацию по дороге в Высшую аттестационную комиссию и из-за этого не стал доктором наук. Подтверждением этого может служить многочисленное упоминание слова ВАК (высшая аттестационная комиссия) в его надписях.

В свою квартиру он никого не допускал и, тем не менее, откуда-то было известно, что все пространство коммуналки, из которой практически выехали остальные жильцы, также заполнено надписями. В городе, где в свое время жил и преподавал Григорий Сковорода, известный своими философскими высказываниями-парадоксами («Мир ловил меня, но не поймал»), фигура Митасова выглядела знаковой, продолжающей некую традицию поиска космической гармонии человека и окружающего мира. Из этой же серии представление о Митасове-шамане, кружившемся и выкрикивающим слова-символы под проливным дождем.

Заболев, покрыл все поверхности своей квартиры надписями, часто в несколько слоев.

Умер в конце 1999 года от туберкулёза в одной из психиатрических больниц Харькова. После смерти его матери в квартире был сделан ремонт, и все надписи внутри квартиры были утрачены. В настоящее время в бывшей квартире Митасова находится офис. Судьба пианино и холодильника, покрытых в несколько слоёв надписями и рисунками Митасова, неизвестна.

История погибшей в результате экзорцизма Аннелизы Михель - одна из самых известных и загадочных среди случаев так называемой «одержимости дьяволом». После выхода картины «Шесть демонов Эмили Роуз», снятой на основе реальных событий, интерес к этому мистическому сюжету 40-летней давности вновь возрос. Несмотря на то, что скептики не верят в подобную чепуху (мол, этот ваш экзорцизм можно объяснить научно), все еще остается масса людей, которым случившееся не дает покоя. Уж слишком много необъяснимых нестыковок. Так кто же такая эта Аннелиза Михель? Почему многие до сих пор обсуждают произошедшее с ней, а некоторые и вовсе считают святой?

Аннелиза Михель родилась в Германии 21 сентября 1952 года в ортодоксальной католической семье. Не пропуская ни одного религиозного праздника, по нескольку раз в неделю посещая мессы и почти ежечасно читая молитвы, семейство Михель прослыло в округе чуть ли не фанатиками. Их это, однако, ничуть не смущало. Аннелиза, как нетрудно догадаться, росла истовой католичкой. Девочка добровольно спала на холодном полу зимой - для того, чтобы искупить грехи матери. Дело в том, что за 4 года до ее рождения Анна, еще не будучи в браке, родила дочь, что для семьи стало сущим позором. Через 8 лет малышка умерла, и для ее сестры это стало таким шоком, что она решила во что бы то ни стало вымолить прощение у Бога. Для этого, как она полагала, необходимо было систематически себя наказывать: каясь за грехи своей родительницы, девочка, стоя на коленях, читала розарии (молитвы по четкам), а затем засыпала прямо на полу.

Аннелиза Михель в возрасте 16 лет

Разумеется, подобных случаев мир знает немало, но кому охота разбираться в «религиозных странностях» обычной семьи, если остальным они не мешают? Так было и с семьей Михелей. До 1968 года, когда 16-летняя Аннелиза, простудившись после сна на холодном полу, попала в санаторий для больных туберкулезом, где все и началось.

Там девочка стала молиться еще яростнее и делилась с другими пациентами своими планами на будущее: она хотела стать миссионером и учить детей малоразвитых стран закону Божьему.

А затем случилось то, что и стало отправной точкой всей мистической истории: у Аннелизы произошел припадок, во время которого она прикусила язык. К слову, от туберкулеза девочку вылечили, на приступ махнули рукой и отпустили домой.

С тех пор все пошло наперекосяк, и здоровье Аннелизы резко ухудшилось. Из-за этого она с трудом окончила школу, но все же поступила в университет, чтобы выучиться на преподавателя: уж очень сильным было желание учить детей основам христианской религии. При этом с каждым месяцем Михель становилось все хуже: сперва возникли проблемы с речью, а затем девушке стало трудно ходить. Причины этого никому не были понятны. В 1969 году произошел второй приступ: однажды ночью тело Аннелизы внезапно стало жестким, ее разбил паралич, и она не могла сказать ни слова. Семейный врач только развел руками и посоветовал обратиться к психиатру, но электроэнцефалограмма не выявила никаких изменений в мозге. По сути, это значило, что девочка здорова: никаких медицинских показаний к лечению не было.

Аннелиза (слева) с родителями и сестрами

Тем не менее родители (и это был, пожалуй, единственный раз, когда они во всей этой истории поступили разумно) решили оставить ее в психиатрической клинике, где она провела около года: они не понимали, что с ней происходит. В 1970 году произошел третий приступ, после чего Аннелизе диагностировали эпилепсию и назначили сильные препараты, которые тем не менее не помогли. Все это было сделано в обход закона, ведь повторные ЭЭГ вновь не выявили ничего подозрительного, а значит, Михель фактически была здорова.

Спустя некоторое время, проведенное в больнице, Аннелизе, на первый взгляд, стало легче: медики посчитали, что приступы больше не повторятся, и отпустили ее домой, строго-настрого приказав не бросать прием лекарств. Девушка пыталась вести жизнь «как все»: прилежно училась в университете, посещала церковь и молилась, молилась, молилась… Вскоре у нее начались галлюцинации, и она стала слышать голоса, которые утверждали, что она проклята и будет гореть в Аду. По словам девушки, она видела лицо дьявола на стенах, полу и потолке, а иногда и на месте материнского лица.

Родители все это время лишь разводили руками: ну что можно сделать, раз таблетки не помогают? Только надеяться на чудо.

Это длилось около трех лет, в результате чего в 1973 году Михель вновь попала в психиатрическую клинику (по настоянию врачей), где у нее выявили тяжелую депрессию.

Аннелиза в свою очередь все больше разочаровывалась в медицине, поскольку улучшения от приема лекарств не было. Врачи же постепенно усиливали дозировку препаратов, не понимая, что происходит с их пациенткой. А вот сама девушка, похоже, все прекрасно осознавала: свое состояние она объясняла тем, что, скорее всего, одержима дьяволом. Иначе как трактовать то, что с каждым днем ей становилось все хуже, несмотря на сильные антидепрессанты, а загадочные видения появлялись все чаще?

Дальше - больше: ортодоксальная католичка, она стала всячески избегать распятий. Диагноз (если, конечно, так можно выразиться) «одержимая дьяволом» впервые Аннелизе поставила подруга семьи Теа Хайн, которая сопровождала ее в паломничество. Женщина заметила, что девушка не могла заставить себя прикоснуться к кресту, боялась смотреть на иконы, отказалась пить из священного источника, а еще от нее дурно пахло. Хайн посоветовала друзьям вместе с дочерью посетить священника, чтобы он изгнал демона, который, по ее мнению, точно «сидел» в девочке.

Кадр из фильма «Шесть демонов Эмили Роуз»

Однако ни один из служителей церкви не согласился провести такой обряд: все они порекомендовали продолжить лечение, потому как не совсем были уверены в одержимости Аннелизы. К тому же для экзорцизма было необходимо получить разрешение епископа, а беспокоить Его Святейшество по такому «пустяку» им не хотелось.

Тем временем поведение Михель во время приступов (а они случались все чаще) становилось все более странным. Если раньше она слышала лишь голоса и видела изображения дьявола, то теперь срывала с себя одежду, ела уголь, пауков, мух, пила собственную мочу. Остановить ее было невозможно: в такие моменты в нее будто вселялась какая-то мощная сила, неподвластная контролю извне. При этом если не брать приступы в расчет, Аннелиза ничем не отличалась от остальных: в 1973 году она успешно окончила университет, а сокурсники позже описывали ее как «обычную, но крайне набожную».

Следующим этапом болезни стали припадки, во время которых Михель начала разговаривать на разных языках и даже разными голосами, а также называть себя Адольфом Гитлером, Каином, Иудой и Люцифером. Она кричала, оскорбляла членов семьи, нападала на них.

Однажды она убила птицу, откусив ей голову, а в другой раз на протяжении двух дней сидела под столом и лаяла, подражая собаке.

Невозможно при всем при этом не задаться массой вопросов. Где все это время были родители Аннелизы? Куда они смотрели? Почему все это время девушка находилась дома, а не в психиатрической клинике? Ведь она могла причинить вред не только родным, но и, в первую очередь, себе. Складывается впечатление, что истовые католики ждали какого-то чуда. За ним семья вновь обратилась к священникам. Правда, после двух лет просьб дочери, в 1975 году. На тот момент девушка была больна уже около 6 лет и давно умоляла старших снова просить церковь провести обряд экзорцизма, но те почему-то медлили. В итоге девочка сама написала письмо священнику по имени Эрнст Альт. Он-то и стал первым, кто согласился рассмотреть случай Аннелизы. По его словам, она совсем не была похожа на больную эпилепсией, а действительно была одержима. В сентябре 1975 года епископ Йозеф Штангль дал разрешение Альту и еще одному священнику Арнольду Ренцу на обряд экзорцизма. Правда, велел держать все в тайне. Но тайное, как мы знаем, всегда становится явным…

Михель во время изгнания дьявола

С сентября 1975 по июль 1976 год 1-2 раза в неделю из Аннелизы пытались изгнать дьявола. При этом приступы были настолько сильными, что девушку приходилось держать троим мужчинам, а иногда даже приковывать ее цепью. В самом начале «терапии» она решила отказаться от приема лекарств, при этом родители всячески поддержали решение дочери, ведь выходило так, что таблетки не помогали, так зачем их пить? Михель стало немного лучше, и она даже смогла успешно сдать экзамен для того, чтобы ей разрешили учить детей закону Божьему.

Аннелиза во время обряда экзорцизма

Родители чуть ли не хлопали в ладоши: еще бы, то, во что они так верили, подействовало!

Однако в мае 1976 года Аннелизе внезапно стало хуже: она практически все время находилась в бреду из-за усталости в результате постоянных обрядов: к тому моменту их было проведено более 60, при этом каждый длился около 4 часов. Все это время она должна была преклонять колени, чтобы вымолить спасение у Бога. 42 обряда были записаны на камеру.

За несколько недель до смерти девушка отказалась от пищи и воды: так она якобы искупала грехи других людей. Последний обряд экзорцизма был проведен 30 июня. Из-за истощения Аннелиза заболела пневмонией. Обессиленная, с высокой температурой, она была не в состоянии выполнять действия, которые требовали от ее священники: в ролике, который позже транслировался в суде, видно, что преклонять колени дочери помогают родители, держа ее под руки. На следующий день, 1 июля 1976 года, Аннелиза Михель скончалась во сне.

В отчете о вскрытии говорилось, что девушка погибла в результате истощения (на момент смерти она весила всего 30 кг) и обезвоживания. К слову, коленные связки Аннелизы были порваны в результате примерно 600 коленопреклонений…

Гибель Аннелизы вызвала широкий резонанс в Германии: людям было непонятно, как в современном мире могут происходить подобные вещи. После расследования генеральный прокурор заявил, что смерть девушки можно было бы предотвратить даже за 10 дней до трагедии, если бы родители заставили ее вновь принимать лекарства. Обвинение было выдвинуто Эрнсту Альту, Арнольду Ренцу, а также обоим родителям по статье «непредумышленное убийство», ведь на протяжении последних 10 месяцев жизни девочки за ней не наблюдал ни один врач. Защита транслировала записи обрядов, чтобы доказать, что Аннелиза действительно была одержима, а также напирала на то, что Конституция Германии гарантирует свободу вероисповедания, а значит, экзорцизм никто не запрещал.

Могила Аннелизы Михель расположена рядом с могилой ее умершей маленькой сестры

Козырями же обвинения были показания врачей, которые ранее лечили девочку, говорившие о том, что она не была одержима, а страдала психиатрическими проблемами, усугубленными эпилепсией и религиозной истерией. В конечном итоге обвиняемые были признаны виновными в непредумышленном убийстве в результате халатности и были приговорены к 6 месяцам тюремного заключения условно с испытательным сроком в 3 года.

С тех пор прошло больше сорока лет, но история Аннелизы Михель до сих пор не дает покоя любителям мистики. Голливуд, конечно, не остался в стороне: в 2005 году по мотивам истории был снят фильм ужасов «Шесть демонов Эмили Роуз».

Кадр из фильма «Шесть демонов Эмили Роуз»

А через год в немецкий прокат вышла картина «Реквием», в основе которой также лежит история изгнания демонов из Аннелизы Михель. Мать девушки была против создания фильмов, а в одном интервью и вовсе заявила, что не жалеет о том, что произошло. Анна Михель искренне считала, что многочисленные обряды экзорцизма были необходимы, а Аннелиза умерла, искупая чужие грехи. К слову, даже у небольшой группы католиков девушка почитается как неофициальная святая, а ее могила является местом паломничества.

Множество вопросов, которые порождает эта загадочная история, не дают возможности однозначно ответить, что же в действительности стало причиной смерти Михель. Так что на чью сторону встать: врачей, священников или любителей паранормальных явлений - личный выбор каждого.


В 1969 г. семнадцатилетней немке Аннелизе Михель врач поставил диагноз "эпилепсия", хотя электроэнцефалограмма ничего не показала. Лишь после смерти Аннелизы в 1976 г. всплыл ряд странностей, и то благодаря не менее странному судебному процессу. Несмотря на то, что вскрытие также показало отсутствие признаков эпилепсии в мозге и смерть от обезвоживания и истощения, виновными продолжали быть двое священников и родители Аннелизы, которых не допустили к эксгумации. Что же заставляло Аннелизу крушить священные реликвии, крутить головой вправо-влево с быстротой сменяющихся кадров и есть пауков, мух и уголь?

Религиозная семья

Аннелиза Михель родилась 21 сентября 1952 г. в баварском Лейблфинге, но воспитывалась в Клингенберге-на-Майне этой же земли, которая тогда тоже входила в состав ФРГ. Имя девочки было сочетанием двух имён - Анны и Элизабет (Лизы). Консервативные родители Анна Фюрг и Йозеф Михель были колоритным исключением в Германии, но обычным делом в католическом бастионе Баварии. Они отвергали реформы Второго Ватиканского Собора, 13-го числа каждого месяца устраивали праздник Девы Марии Фатимской, а соседка Барбара Вейганд, шедшая пять часов пешком в капуцинскую церковь для получения облатки, в семье Михель считалась за образец.

Странные приступы

Аннелиза несколько раз в неделю посещала мессы, произносила розарии и даже старалась делать больше, чем предписывалось, например спала на полу в середине зимы. В 1968 г. произошёл в общем-то безобидный инцидент: Аннелиза из-за спазма укусила себе язык. Через год начались непонятные ночные приступы, во время которых тело девушки теряло гибкость, появлялось ощущение тяжести на груди, а из-за дизартрии - утраты способности говорить - не удавалось позвать ни родителей, ни одну из трёх своих сестёр.

После первого же приступа Аннелиза почувствовала себя такой измотанной, что не нашла сил пойти в школу. Однако подобное какое-то время не повторялось и Аннелиза даже иногда играла в теннис. В 1969 г. девушка проснулась ночью из-за затруднений с дыханием и паралича рук и всего тела. Семейный врач Герхард Фогт посоветовал обратиться к психиатру.

27 августа 1969 г. электроэнцефалограмма Аннелизы не выявила никаких изменений в мозге. Правда позже девушку сразили плеврит и туберкулёз и в начале февраля 1970 г. она была помещена в госпиталь в Ашаффенбурге. 28-го числа Аннелизу перевели в Миттельберг. В ночь на 3 июня того же года начался очередной приступ. Новая ЭЭГ опять не выявила ничего подозрительного, однако доктор Вольфганг фон Галлер порекомендовал медикаментозное лечение. Решение не было отменено даже когда тот же результат показали третья и четвёртая ЭЭГ, снятые 11 августа 1970 г. и 4 июня 1973 г.

В Миттельберге Аннелиза во время розария начала видеть демонические лица. Весной Аннелиза стала слышать некий стук. Фогт, осмотрев девушку и ничего не найдя, направил девушку к отологу, но тот тоже ничего не выявил, а стук, который раздавался над или под свидетелем, стали слышать и сёстры девушки.

По свидетельству самой девушки, ей стало казаться, что она одержима лет в 13. Первой, или по-крайней мере одной из первых, кто понял, что с Аннелизой что-то не так, была Теа Хайн, сопроваждавшая девушку во время паломничества в итальянский Сан-Дамиано. Она заметила, что Аннелиза обошла стороной какое-то изображение Христа и отказалась пить воду из священного лурдского источника.

Попытки экзорцизма

Четыре года лечения, куда входило принятие антиконвульсантов типа центропила и тегретала, ничего не дали. К слову, 15 ноября 1972 г. на генеральной аудиенции, посвящённой духовной борьбе Церкви с дьяволом, Папа Павел VI заметил: "...присутствие Лукавого иногда бывает весьма очевидным. Мы можем предположить, что его злодеяние - там, где... ложь становится сильной и лицемерной в обличии очевидной правды (...) Легко задаться... вопросом "какое средство, какую меру мы должны использовать против действий дьявола?", однако на практике всё сложнее".

Летом 1973 г. родители Аннелизы обратились к нескольким священникам, но им объяснили, что до тех пор, пока не доказаны все признаки одержимости (лат. infestatio), экзорцизм не может быть проведён. В следующем году пастор Эрнст Альт, понаблюдав за Аннелизой некоторое время, запросил разрешение у епископа Вюрцбурга Йозефа Штангля провести обряд экзорцизма, но получил отказ.

В это время поведение Аннелизы изменилось: она отказалась есть, начала ломать в доме распятия и изображения Христа, срывать с себя одежду, часами кричать, кусать членов семьи, наносить себе увечья и делать в день до 400 приседаний. А однажды Аннелиза забралась в кухне под стол и два дня гавкала как собака. Приехавшая Теа трижды во имя Троицы призвала демонов покинуть девушку и только тогда та вышла из-под стола как ни в чём ни бывало.

Однако это оказалось временным и позже Аннелизу нашли над Майном, готовую броситься в воду из-за неоднократных призывов демонов к самоубийству. 16 сентября 1975 г. Штангль, проконсультировавшись с иезуитом Адольфом Родевиком, на основании 1-го параграфа 1151-й главы Кодекса канонического права, назначил Альта и сальваторианина Арнольда Ренца для проведения обряда экзорцизма. Его основой тогда был так называемый Римский Ритуал ("Rituale Romanum"), разработанный ещё в 1614 г. и расширенный в 1954 г.

Аннелиза указала, что ею командуют шесть демонов, которые называли себя Люцифер, Каин, Иуда Искариот, Нерон, Флейшман и Гитлер. Валентин Флейшман был франконским священником в 1552-1575 гг., позже его разжаловали, обвинив в сожительстве с женщиной и пристрастии к вину. Флейшман к тому же совершил убийство в своём приходском доме.

С 24 сентября 1975 по 30 июня 1976 над Аннелизой было отправлено около 70 обрядов, по одному или два еженедельно, 42 были записаны на магнитофонную ленту и прослушаны позднее в суде. Первый обряд состоялся в 16:00 и продлился 5 часов. Когда священники касались Аннелизы, та кричала: "Убери свою лапу, она жжёт как огонь!" Приступы были такими сильными, что Аннелизу или держали три человека или связывали цепью. Однако между приступами девушка чувствовала себя нормально, ходила в школу и церковь и сдала экзамены в педагогическую академию Вюрцбурга.

Смерть

30 мая 1976 г., побывав на одном из ритуалов, доктор Ричард Рот якобы сказал отцу Альту в ответ на просьбу о помощи: "Против дьявола нет инъекции". 30 июня того же года лихорадившая от пневмонии Аннелиза, ложась спать, сказала: "Мама, останься, я боюсь" ("Mutter bleib da, ich habe Angst"). Это были её последние слова. На следующий день, около 8 утра, Анна констатировала смерть дочки. Выяснилось, что к этому времени Аннелиза весила лишь 31 кг.

Судебный процесс

21 апреля 1978 г. окружной суд Ашаффенбурга, где училась в гимназиуме Аннелиза, посадил на скамью подсудимых родителей девушки и обоих священников. Непонятно, почему родителей не допустили к эксгумации, а Ренц потом говорил, что его даже не пустили в морг.

Глава немецкой епископальной конференции, заявившей, что Аннелиза не была одержима, кардинал Йозеф Хёффнер 28 апреля 1978 г. признал, что верит в существование демонов. Впрочем в 1974 г. исследование фрайбургского Института маргинальной психологии показало, что только 63% католических теологов в Германии верило в существование дьявола.

Ряд экспертов в своих отдельных книгах, среди которых выделяется отстаивавшая одержимость Аннелизы протестантка Фелиситас Гудман ("Аннелиза Михель и её демоны"), раскритиковали судебный процесс. В 1976 г. немецкое пресс-агенство показало, что из 22 немецких католических диоцезов только 3 практиковали обряд экзорцизма, причём все находились в Баварии - в Вюрцбурге, Аугсбурге и Пассау.

Могилу Аннелизы в Клингенберге посещают группы католиков. Некоторые из них верят, что после многолетней борьбы душа Аннелизы победила демонов. В 1999 г. кардинал Медина Эстевез впервые за 385 лет представил журналистам в Ватикане новую версию Римского Ритуала, работа над которым шла более 10 лет.

Шесть демонов Эмили Роуз

Эта история легла в основу сюжета фильма "Шесть демонов Эмили Роуз”. Фильм режиссера Скотта Дерриксона вышел осенью 2005 года и стал самой заметной его картиной.

Литературным источником фильма в свою очередь стала документальная книга антрополога Фелиситас Гудман «Изгнание дьявола из Аннелиз Михаэль». Кстати, по итогам 2006 года фильм был признан как лучший фильм ужасов и удостоин премии «Сатурн», ежегодно вручаемый Академией научной фантастики, фэнтези и фильмов ужасов.

История Аннелизы Михель до сегодняшнего дня порождает множество вопросов. Кто-то продолжает верить, что девушка по всем была одержима легионом демонов, а кто-то - что она страдала психическим заболеванием, на которое наложила свой отпечаток религиозность семьи. Но в любом случае - это предупреждение всем, кто привык легкомысленно относиться к тому, с чем шутить не стоит. Ведь дьяволу не всегда обязательно приходить на зов, чтобы на душу - самых страшных демонов мы носим у себя внутри...

... И пришел на смену Солнцу Туман. И как ночь сменяет день , так и он занял отведенное ему место .
И привел он демонов, что стали вторым проклятием рода человеческого. И воцарилась Тишина .

Редгрейн Лебовски

Где пролегает грань между безумием и одержимостью? Начнём сразу же со сложных вопрос. И с толкования деталей. Потому что не разобравшись в леталях, специфике и особенностях мы просто не сможем работать и воспринимать всё то, что будет твориться сегодня в "Лабиринтах" далее по тексту. Ведь для кого-то из вас одержимость, я уверен, связана с какими-то странными религиозными играми и понятиями и абсолютно не жизнеспособна как определение. Мы привыкли, что одержимость - один из вкусных и интересных элементов неких фильмов ужасов, не имеющих ничего общего с жизнью обыденной. И люди, которые привыкли оперировать понятиями "шизофрения" и "сумасшествие" кидают в одну корзину всё, что выходит за рамки их понимания о нормальности. До сих пор не существует какого-то общепринятого и красиво уложившегося определения одержимости в современном мире, потому многие считают это явление очередным проявлением избитого до потери последней капли крови понятия шизофрении. Но где пролегает эта скользкая грань, эта черта? Если разобраться более чётко и заняться даже не столько буквоедством, сколько разбором смыслов, то мы придём к тому факту, что безумие - это некий неконтролируемый даже самим человеком процесс, не имеющий логики. И что безумие для одного, то является нормой жизни для другого. Аскетизм - безумие для преуспевающего бизнесмена. Одиночество - безумие для зацикленной на быте и работе домохозяйки-наседки, занятой кормлением трёх детей и мужа, в коих она видит смысл жизни. Но заметьте, как замечательно эти понятия меняют свою форму, цвет и оттенок, если встать на противоположную сторону вопроса. Для монаха-отшельника безумие в преумножении зацепок в этом мире, накоплении ради накопления. Для одиночки, который не хочет быть зависимым от кого-либо или чего-либо, безумием может являтся выкармливание своей второй половины и организация его/её действий по собственным представлениям, образу и подобию некого "идеального супруга". Когда речь заходит о шизофрении, многие высоколобые психологи объяснят вам, что некая логика у шизофреника всё-таки присутствует, что в своих неподдающихся пониманию действиях он всё же склонен руководствоваться определёнными обстоятельствами, которые связаны с определёнными "помешательствами". Шизофрения, как правило, характеризуется уверенностью в собственной правоте и отсутствием критического взгляда на собственные поступки. Истинный шизофреник никогда не скажет вам, что он не прав в собственных действиях. Он в них глубоко убеждён и зачастую становится комнатным мессией, экстрасенсом или магом, который настолько хитро одурачил себя, что может утащить в бездну собственной неадекватности и нас с вами, потому что уверенность в собственном ритуальном поведении настолько сильна, что начинает распространяться на окружающих. И любой слишком уверенный в своей линии поведения человек имеет шанс свалиться в бездну подобных мрачных состояний, доказывая с пеной у рта, что его эксперименты с магическими ритуалами, или неконтролируемое мочеиспускание в собственные штаны - знак божий. И что эта система идеальна, что лишь она, с поправками на любой известный ему социальный процесс верна и везде работает правильно. Но то, что мы называем одержимостью демонами - свойство совсем другого рода. И если шизофреник сам топит себя в собственных заблуждениях, то одержимость - процесс, который контролируется извне. И настолько ясно и отчётливо, что лежащий в кровати с виду спокойный человек, связанный по рукам и ногам, либо просто спокойно сидящий на кухне и попивающий чаёк семьянин просто не должен ничего доказывать - его поведение, которое диктуется извне и подчинено не его личной логике, а определённым наущениям от некого спонсора становится очевидным. Шизофреник обманулся настолько, что верит в собственный самообман. Он непогрешим. Одержимый зачастую хочет избавиться от своих уверенностей, надиктованных ему существами, в реальность которых он верит. Так где же эта тонкая грань? Будем разбираться. Аннелиза Михель в "Лабиринтах".



/>
И сегодня с самого начала перед нами уже стоят полочки с этими препаратами: противоэпилептический фенитоин, нейролептик аолепт, в России чаще заменяемый перециозином или неулептилом, а также карбамазепин, естественно. И не то, чтобы это был необходимый набор для уэикэнда. Просто когда начинаешь лечить пациента ситуационно, становится уже трудно остановиться. Но зачастую, как вы понимаете, медики вынуждены делать именно так. Потому что не Боги горшки обжигают. И если перелом кости, например, очевиден, то перелом сознания - более тонкая вещь. И забираться в чужую голову, чтобы ковыряться в ней - достаточно рисковый номер. Прежде чем мы отправимся в нашу сегодняшнюю историю, хочется также уяснить для всех, что называть кого-то безумцем, сумасшедшим или, исходя из личных всегда необъективных взглядов, обвинять в том, что у человека "поехала крыша", никто никого не в праве. Потому что если вы не можете принять для себя логику чужой мотивации, то проблемы с крышей скорее всего у вас. Потому что не бывает таких мнений или состояний, которые невозможно понять. Бывают свойственные любому полу "женские истерики", которые связаны с тем, что Джокер в очередной раз растянулся перед вами в улыбке. И задал кому-то абсолютно другие ориентиры, эффектно разбив прямо перед вашим носом хрустальный шар желаний и надежд. И если в подобную ситуацию попадёт мудрый человек, то он испробует все возможности диалога, не прибегая к психологическому насилию или прочему неконструктивному регрессу. Потому что зрелость человека в первую очередь проявляется через его возможность принимать факты, а не совершать пирровы победы. Но мы немного отвлеклись от темы. И переключились на объективно больных...

Наша сегодняшняя история - история скромной католической семьи, которая изначально проживала в баварской деревушке Лайбльфинг. Родители Анны-Элизабет будут очень набожными людьми с простыми приземлёнными человеческими профессиями. Несмотря на определённый уровень религиозности, первый ребёнок у них родится за два года до заключения официального брака. Марта будет на четыре года старше Аннелизы и сам факт такого достаточно неусмотрительного процесса, как внебрачное зачатие, будет несколько смущать Аннелизу по достижении определённого возраста. Она часто будет молиться за своих родителей и старшую сестру даже после того, как Марту в возрасте восьми лет сожрёт рак почки. Так Марта Михель навсегда останется молодой, а Аннелиза обретёт статус старшей дочери Анны Фюрг и Йозефа Михель. Ещё до поступления Аннелизы в школу в семье Михель успеют появиться на свет ещё три девочки: Гертруд, Барбара и Росвита. На протяжении всего детства наша сегодняшняя героиня была достаточно прилежной девочкой и более чем прилежной прихожанкой, что потом отзовётся в множестве критических заключений относительно её диагноза. Аннелиза посещает мессы, читает молитвы при помощи розария. Зачастую её мир оформляется красивыми, но достаточно странными жестами доброй воли. Например для того, чтобы отмолить грехи заблудших католических душ наркоманов и бывших священников, свернувших на скользкую дорожку, несколько раз она осознанно засыпает прямо на полу. И многие могут сказать, что сумасшествие уже проявляется в этом. Ведь можно ли кого-то поймать, если врываешься на заседание МАССОЛИТа со свечкой в руках и в одном исподнем ? И можно действительно согласиться, что канва поведения несколько схожа. Но кто из детей не придумывал для себя миры, в которых своими поступками он мог что-то изменить? И Аннелизе, ещё относительно маленькой девочке, к тому же достаточно религиозной, несомненно хочется помочь кому-то. Она верит. И вера эта поддерживает её. Однако с 13-ти лет её всё чаще начинают мучать какие-то странные подозрения и опасения. И причин для них нет никаких, всё идёт как идёт, нет никаких домашних скандалов, всё гармонично. В тихой семье Михель просто не о чем волноваться, как кажется. Но то ли голоса, то ли некие смутные предчувствия не дают покоя...

В апреле 1949-го года экзорцизму подвергся молодой человек из штата Вашингтон, проживавший недалеко от Сиэттла. История эта по сей момент достаточно расплывчата и во всемирную сеть просочилось лишь несколько фактов, непосредственно изложенных одним из иезуитов, непосредственно проводивших сеанс экзорцизма при помощи "Римского Ритуала". Несмотря на множественные необъективные и откровенно странные заявления церкви, эта книга, написанная в 1614-ом году, с хирургической точностью и максимальными предосторожностями касается вопросов изгнания демонов и определяет три непосредственные "причины подозревать одержимость": сверхъестественные явления, связанные с предположительно одержимым, появление у него феноменальной силы, свободное общение на ранее неизвестных языках. Эти три пункта и являются отличительными чертами одержимости от той же шизофрении, например. И они конечно же не могут быть объяснены психиатрией как относящиеся к помутнению рассудка. Другой вопрос касается того, что фактически ни один из них до сих пор не был официально признан как судами и профессионалами, так и церковью. Ведь благославляя на обряд экзорцизма своих лучших священников церковь фактически передаёт их в руки "Римского ритуала", который хоть и является чётким сводом законов, но и предупреждает от беспричинного проведения обряда, а также настоятельно рекомендует провести тщательную дифференциацию между помешательством и одержимостью. К тому же "Ритуал" не даёт даже определённой структуры изгнания беса или демона. Он представляет собой лишь "костяк" обряда, большинство литаний которого можно заменить на любимые и самые действенные по мнению экзорциста отрывки "Библии". В неоспоримые элементы обряда входит лишь вручение одержимому креста, манипуляции с распятием и святой водой, а также финальный вопрос к демону о природе его сущности и тех вратах, которыми он проник в свою жертву.

Сеанс экзорцизма 49-го года закончился уверенной победой священника. Демон был изгнан, а молодой человек, чья история легла в основу фильма "Изгоняющий Дьявола", сейчас находится под программой защиты свидетелей католической церкви. Нашей сегодняшней героине повезло в разы меньше.

Скептики привыкли ассоциировать происходившие с Аннелизой события с её достаточно религиозной семьёй и шизофренией с примесью эпилепсии, которые на фоне бурного религиозного воображения вылились в события, которые мы с вами увидим ниже. К тому же многие утверждали, что первые признаки заболевания девочки совпали с выходом на экраны фильма "Изгоняющий Дьявола", историю коего мы только что услышали. И мы сейчас не будем рассуждать о том могла ли девочка видеть этот фильм, либо случайность, как всегда, оказалась не случайной. Но факт остаётся фактом и вот вполне послушная и покладистая Аннелиза, которая занималась музыкой и мечтала стать школьным учителем, на скорости несущегося паровоза вдруг сталкивается с чем-то абсолютно необъяснимым, что уже навсегда перечеркнёт и изуродует её жизнь и её мечты. И если быть честным и объективным, связывать первый приступ Аннелизы с "впечатлением от выхода фильма", который она возможно даже и не смотрела по определённым религиозным причинам, было бы неверно, потому что ещё за пять лет до выхода на экраны вышеобозначенной картины девочка переживает достаточно пугающую историю со спазмом языковой мышцы, в следствии которой впервые потеряет над собой контроль и по чистой случайности прикусит язык. Через год девушка испытала первый ночной приступ тяжкого удушья, во время которого все её мышцы были напряжены настолько, что невозможно было не только пошевелиться, но и позвать кого-то на помощь. Раньше, когда в народе ещё ходила вера в нечистую силу, обитающую непосредственно в человеческих жилищах, функция удавления человека во сне приписывалась различным мифологическим существам. На Востоке это были джины, в славянской мифологии целый ряд низших домашних духов, в числе которых был домовой, Кикимора, а также специализирующийся на подобных проказах тяжёлый и неповоротливый демон Шерстнатый. Эмоциональное напряжение было настолько сильным, что семнадцатилетняя девушка, за которой раньше не наблюдалось отлынивания от уроков, на следующее утро не смогла пойти в школу, однако восстановилась и, через определённое время придя в себя, снова смогла вернуться к активному образу жизни и некоторое время даже активно участвовала в игре в теннис.

Впрочем просветление наступает ненадолго. Паралич и затруднение дыхания ночью продолжают пугать Аннелизу и семья Михель обращается к своему лечащему врачу, который, не обнаружив никаких серьёзных отклонений в самочувствии пациентки только разводит руками и предлагает девочке обратиться к психиатру. Психиатр также не заметит никаких патологий и аномалий, перепроверив свои догадки при помощи ЭЭГ, не выявившей никаких измений в мозге. Однако, как вы понимаете, патология выскакивает не сразу. Процесс качественного изменения требует времени. А также требует определённую причину, которая и начнёт раскручивать колесо подобных изменений. И зачастую официальная современная медицина (особенно в контексте психиатрии) всё же делает упор на попытки симптоматического лечения, лишь связывая ниточками симптоматику с возможными причинами возникновения определённых состояний. И не стоит забывать о том, что огромное значение, конечно же, имеет определение причин заболевания. Зачастую настолько огромное, что при детальном препарировании подобных причин лечение может свестись к блокировке нескольких ненужных воспоминаний или "болевых точек" в прошлом. Только идиоты могут говорить о том, что человеку плохо, потому что он слабый, сам не справляется. Когда ты уличаешь человека в слабости и даёшь ему верёвку, чтобы он сам выбрался из ущелья, он, непонятый и уставший от собственных призраков, скорее затянет эту верёвку на своей шее. Только ненормальный дилетант будет без должной подготовки давить на пациента, преследуя идею шокового перелома, который всё исправит. И не забывай, что если ты врач - ты должен лечить. И если ты кого-то "лечишь", ты автоматически должен принять на себя бремя врача. И при грамотной систематизации, а также наличии некой "карты причин определённых состояний", психиатрия могла бы превратиться всего лишь в процесс нажатия определённых кнопок и отнюдь не на приборах относящихся к электросудорожной терапии. Но то ли уровень психиатрии не тот, то ли мы просто не нуждаемся в подобных подходах.

Классическая мудрость в греческом её понимании заключается не в том, чтобы давать ответы, но в том, чтобы задавать вопросы. И многие из нас об этом забывают. Но сегодня мы с вами должны задавать вопросы, это как никогда нужно, чтобы понять, что же действительно случилось с нашей героиней. И от правильного заданного, а также сформулированного вопроса зависит не только ответ. От него зависит намного больше... И вот, например, странный, но либо недоозвученный, либо действительно необъяснимый факт - до 73-го года, до самого момента обострения состояния, Аннелизе регулярно делали ЭЭГ. Почему же их перестали делать после 73-го года? И даже если принять во внимание тот факт, что священники действительно не рекомендовали принимать девушке определённые лекарства, то почему было забыто ЭЭГ? Забыто ли сознательно врачами, чтобы вдруг не обнаружилось, что мозг в порядке? Забыто ли сознательно церковниками, чтобы не обнаружилось, что мозг не в порядке? Или халатно забыто родителями, окончательно поверившими лишь в один метод лечения? Последнее из этих ЭЭГ, кстати, будет снято в июне 73-го года, хотя уже с весны девушка начинает слышать странные стуки. Обследование у отолога не выявило никаких патологий, как и все ранее проведённые исследования. Фенитоин можно было смело выкидывать в мусорное ведро - он не принёс никаких результатов, хотя был назначен ещё в 70-ом году. Причём, опять же, назначен симптоматически. И какими бы классными методиками, каким бы обширным опытом лечения не обладала медицина, обосновывать диагноз лишь на симптоматике, без прочих "патологических" (насколько они могут быть патологическими в данном случае) изменений и утверждать лечение, основываясь лишь на статистической общей картине - достаточно рискованно. К этому моменту врачи уже не могли определить какое конкретно лекарство оказало бы на пациентку лучшее действие. Аолепт, сходный с аминозином и использующийся для лечения психических расстройств, не помогал. Аннелиза начала слышать голоса, которые пророчили ей "гнить в Аду", в испуге она всё чаще рассказывала, что время от времени видит "лицо Дьявола". И всё-таки достаточно трудно толковать подобные заявления, исходящие из уст человека религиозного. Всё непонятное и пугающее он может охарактеризовать как Дьявола. Но в промежутках между ночными ступорами, галлюцинациями и приступами она слёзно просила избавить её от этого, искала помощи, действительно хотела побороть эти странные навязчивые состояния. После очередного посещения церкви в компании с подругой Аннелиза понимает, что не может прикоснуться к кресту, что больше не может пить святую воду. Четыре года лечения в больнице не привели абсолютно ни к каким результатам. Самочувствие девушки только лишь ухудшалось. Помимо ощущений начали появляться видения, началось саморазрушение сознания и отрицание собственного жизненного уклада.

Именно в этот момент родители девочки пытаются обратиться к католическим священникам. Однако те предупреждают, что невозможно проводить экзорцизм, пока не доказан факт одержимости. А доказать подобный факт в наше прагматичное время более чем сложно... В перерывах между помешательством сознание Аннелизы не только проясняется - в 73-ем она окончит Вюрцбургский университет, в 75-ом успешносдаст экзамены на получение специального разрешения на образовательные функции от имени церкви. Фактически девушка добьётся того, чего она всегда и хотела - будет готова преподавать... Но к этому моменту за ней уже год как наблюдает священник Эрнст Альт. Он будет первым, кто действительно заподозрит у девушки одержимость, после чего напишет письмо епископу Вюрцбурга с просьбой разрешить проведение обряда. В письме будет маленькая приписка Аннелизы: "Я никто, всё тщетно, что мне делать, я должна поправиться, молитесь за меня." В проведении ритуала епископ откажет.

Церковь призывает ненавидеть не грешников, но грех. Однако в случаях определённой опасности для своей репутации пасует. Медики как правило уверяют нас в излечении широкого ряда заболеваний. Но в особо тяжких случаях ловко изворачиваются, перебрасываясь больными из отделения в отделение и в итоге находя виновных в своей несостоятельности. И самая главная трагедия заключается в том, что официальная церковь, документально запретившая контакт экзорцистов и Аннелизы боялась уронить в грязь свою репутацию, которая могла пострадать из-за самого факта проведения подобных ритуалов. И самая главная трагедия заключается в том, что даже европейские врачи не нашли сил, чтобы признать абсолютную неспособность помочь девочке и вовремя не провели ряд исследований, которые могли бы выявить патологии, если таковые были. Или, по результатам исследований, признать своё бессилие. И в центре этого страха больная и абсолютно несчастная девушка, которую вынесли за меловой круг исходя из законов социального рукобития и круговой поруки.

А самые страшные дни для семьи Михель уже наступают. Аннелиза окончательно теряет контроль над собой в моменты приступов. Она ломает кресты и распятия, срывает с себя одежду, часами кричит и воет в своей комнате без видимо на то причины. Родители и сёстры ничего не могут сделать с этим, однако они безумно боятся не только оставлять её одну, но и оставаться с ней наедине. И безумное одиночество, пребывание со своими демонами один на один очень сильно давит на психику девушки. Позже Эрнст Альт и его помощник сальваторианин Арнольд Ренц выяснят опытным путём, что в голове девочки сидит не один, а шесть демонов, в числе которых Люцифер, Иуда Искариот, Каин и три существа, которые уже овладевали умами великих этого мира, а потому назвались их именами - Нерон, Гитлер и священник-убийца Валентин Флейшман. К этому времени, увидев плачевную ситуацию происходящую с девушкой, Альт повторно консультируется с епископом Вюрцбурга Йозефом Штанглем. Тот же обращается к иезуиту Адольфу Родевику и после консультации с ним разрешает Ренцу и Альту провести обряд экзорцизма, первый сеанс которого священники запланируют на 24 сентября 1975-го. Состояние девочки уже было критическим. Самоконтроль и сознание в определённые моменты полностью покидали её. Она слизывала с пола собственную мочу, калечила себя, проявляла особый гастрономический интерес к насекомым и углю для растопки печей, пыталась покончить с собой по велению демонов. Тогда её еле успеют стащить с моста над Майном. Примечательный случай домашней отчитки священникам рассказали родственники Аннелизы: по их уверению, когда та забилась под стол и несколько дней лаяла как собака, ей помогла подруга, которая пришла к ним домой и несколько раз прочитала молитву, призывающую демонов покинуть тело девушки во имя Святой Троицы. Впрочем в подобных случаях, будь то истерия или действительная одержимость, не всегда помогают лишь священники. Требуется сила, уверенность и псалтырь под рукой. Только не нужно бояться выбитых пробок, изменений голоса измученного человека и проклятий, которые летят в твой адрес.

В последствии на сеансе экзорцизма молодую девушку не могли удержать и трое взрослых мужчин, потому её всё чаще начали связывать крепкой металлической цепью. Она проклинала всех находящихся, говорила на нескольких иностранных языках, в числе которых была латынь, вопила чужими голосами. И даже если разбираться в возможности изменения речи пусть и безнадёжно больным человеком, нужно обратить внимание на то, что для задействования второй пары голосовых связок, нужно максимально расслабить мышцы. Но посмотрите... Как может расслабиться человек, извивающийся перед священниками как уж, скованный цепями и сильный настолько, что сил на сдерживание у окружающих просто не хватает? 30 мая на обряде поприсутствовал доктор медицины Ричард Рот, который позже на просьбу отца Альта о возможной медицинской поддержки Аннелизы ответит: "Против Дьявола нет инъекций."

И сегодняшняя наша история не о том даже кто прав, а кто виноват. Это мелкие размышления. Просто если ты врач и к тебе приводят подобного больного, ты внезапно осознаёшь, что рабочий день кончается в пять часов вечера. А потом - хоть синим пламенем гори. И проще скинуть его на чужие плечи. Если ты - церковный служитель и сталкиваешься с тем, что может подорвать твою репутацию, ты просто стараешься замять это. Потому что твой день тоже регламентирован. Не регламентирован только день той девочки, которой сейчас плохо прямо здесь перед тобой. И это, видимо, только её проблема. 1 июля 1976-го года проблема разрешилась. Перед сном Аннелиза позвала к себе маму и попросила немного побыть с ней. Она сказала, что ей очень страшно и хотела, чтобы кто-нибудь составил ей компанию. В 8 часов утра девушка умерла. Долгие судебные тяжбы, доказательства и факты, вымысел, перекатываемые от медицинского к католическому лагерю и обратно бочки ещё долго гремели по всей Германии. В следствии резонанса был откорректирован "Римский Ритуал". Священники были признаны виновными в смерти девочки, хотя существовал и вариант с пагубным действием карбамазепина, который Аннелиза употребляла в течении нескольких последних лет. Причиной смерти назвали истощение. Девушка уже давно отказывалась от еды - сперва по причинам того, что якобы демоны не разрешали ей питаться нормальной человеческой пищей, а после - для соблюдения определённой чистоты во время обрядов экзорцизма. К этому мнению, по заявлению многих очевидцев, она пришла сама.

Через два года после смерти Аннелизы одной монашке приснился сон, в котором ей было сказано, что девушка победила демонов и тело её, находящееся сейчас в могиле, нетленно. В вопросе неожиданно оказались заинтересованы все - даже скептики. Родители Аннелизы дали разрешение на эксгумацию, прикрыв свою просьбу желанием перезахоронить дочь. Подруга погибшей Теа Хайн будет вспоминать этот день так: "Собралось много людей - мужчины, женщины. Все они жаждали увидеть труп, но всем им запретили подходить туда. Затем огласили приказ запрещающий подходить к телу. Мы поговорили и решили что, наверное, пустят священника, но ему почему-то тоже запретили входить. Никого не пускали, даже нашему священнику отказали." Полицейские не пустили к телу никого и сказали, что оно сгнило и смотреть там уже не на что. Впрочем, разумно ли верить видениям монашки?

Один из самых известных ныне экзорцистов Габриэль Аморт, который за свои девяносто лет провёл около десятка тысяч ритуалов экзорцизма, позже скажет относительно словившейся в Германии ситуации: "Даже в те дни экзорцизма в Германии не хватало, и ответственны за это епископы и священники, ведь они ни во что подобное никогда не верили. А ведь тот, кто не верит в дьявола и одержимость, не верит в Слово Божие." Впрочем теперь каждый из вас сам волен делать выводы во что верить, а во что не верить. Неправильно лишь то, что за верой и погоней за мистическими историями люди зачастую теряют нить человеческой жизни. Важной, бесценной человеческой жизни, окончательную ответственность за спасение которой так никто и не взял.