Страница 1 из 4

Животные пресноводных водоемов

Пресноводные водоемы можно найти по всему миру в самых разнообразных климатических зонах. Эти водоемы бывают стоячими (озера, пруды, заводи и болота) и проточными (реки и ручьи). Начиная от самых маленьких илистых лужиц до самых больших озер, от самых крошечных ручейков до самых больших рек.

Все это пресные воды, которые представляют собой очень подвижную систему, чувствительно реагирующую на загрязнение и постоянно подверженную различным изменениям: озера могут зарастать и превращаться в болота, реки могут изменять свое русло. Однако именно здесь находят приют множество видов растений и животных, которые приспособились к жизни в пресной воде или около нее.

Землеройка

В водоемах северной Европы и Азии живет водяная землеройка. На лапках у нее длинные, обрамленные щетинками пальцы, а мех такой густой, что вода скатывается с него, когда землеройка выбирается на сушу. Эта превосходная пловчиха ведет ночной образ жизни. Питается она мелкими водными животными, но иногда отважно нападает и на добычу гораздо крупнее себя.

Китайский аллигатор

Один из двух видов аллигаторов, китайский аллигатор, обитает в реке Янцзы. Он известен меньше второго вида - миссисипского аллигатора, который живет на юго-востоке США в заболоченных местах и спокойных реках, питаясь рыбой, мелкими млекопитающими и птицами. У обоих видов аллигаторов очень сильный хвост, который они активно используют в качестве защиты и в качестве руля во время плавания. Аллигаторы роют себе логовище, где отдыхают и зимой впадают в спячку.

Щука

Вес щуки может достигать 16 кг. Эта хищница поджидает свою добычу, неподвижно застыв в зарослях растений вблизи берега реки или озера. Как только неосторожная рыбка или насекомое доверчиво приблизится к ней, она молниеносно бросается и хватает добычу. В экосистемах небольших водоемов щука играет немаловажную роль, заботясь о том, чтобы численность отдельных видов рыб не слишком быстро увеличивалась.

Большую часть жизни паук-серебрянка, единственный из всех пауков, проводит под водой, даже не выныривая, чтобы вдохнуть воздух. Он плетет шелковистую сеть, закрепляет ее на растениях, растущих на дне мелководных озер или прудов, и наполняет пузырьками воздуха, который доставляет с поверхности воды на покрывающих его тело волосках. Когда колокол из паутины бывает готов, паук поселяется в нем и отсюда охотится за проплывающими мимо насекомыми.

Яканы

Яканы - тропические водные птицы, живущие на болотах, рисовых полях и в заводях. У них очень длинные пальцы и коготки, что позволяет им легко передвигаться по водным растениям - например по листьям кувшинок. Грациозно переступая с листа на лист, они поедают насекомых, моллюсков, мелкую рыбешку и семена водных растений.

На первый взгляд пруд кажется пустынным и безжизненными местом. В действительности же он населен невероятным количеством всевозможных живых существ: рыбами, моллюсками, червями, лягушками и другими животными. В пруду произрастает много различных водорослей, часто микроскопических, которыми питаются его обитатели, являющиеся в свою очередь кормом для хищных животных.

Лягушка — это бесхвостая амфибия. которую далеко от воды никогда не встретишь. Обычно она прячется на берегу в траве или сидит на большом плавающем листе. При малейшей тревоге лягушка ныряет в воды и скрывается на дне водоема, где долго отсиживается, прежде чем в новь вынырнуть. Ей даже не нужно задерживать дыхание, потому что под водой она дышит кожей.

Лягушка бывает активной и днем, и ночью, но летом, охотясь на насекомых, червей и моллюсков, которыми она питается, предпочитает ночные часы. Летающих насекомых она ловит, высунув наружу длинный, клейкий язык.

Лягушка питается

На самом деле у лягушки есть зубы. Они крошечные и конусообразные и их основная функция это держать добычу на месте, пока она ее не проглотит.

Зубы у лягушки

Осенью лягушки впадают в зимнюю спячку. Одни виды лягушек зимуют в иле на дне водоема, другие забираются в ямки на берегу.

Раз в год, поздней весной, лягушки спариваются. В это время слышно настойчивое кваканье самцов. Оплодотворенную икру самки оставляют на дне водоема. Через несколько дней икринка лопается, и из нее выходит похожая на маленькую рыбку хвостатая личинка длиною чуть меньше сантиметра. По бокам головы у нее находятся жабры, через которые в ее организм поступает растворенный в воде кислород. На голове у личинки появляются начатки глаз и бороздка на месте будущего рта.

Через несколько дней в строении головастика происходят крупные изменения. Развившийся ротовой аппарат его уже приспособлен к соскабливанию пищи, с водорослей. Над отверстиями, которые соответствуют ноздрям, появляются два округлых глаза. Наружные жабры исчезают, их заменяют внутренние жабры. Хвост удлиняется и расширяется за счет развития вокруг него плавника.

Через некоторое время появляются передние и задние конечности. Задние конечности хорошо заметны сразу, а передние долгое время скрыты под жаберной крышкой. Как только все конечности полностью разовьются, лягушка выходит из воды. У нее больше нет жабр, она уже дышит легкими. А с исчезновением хвоста заканчивается формирование ее скелета.

Стадии развития лягушки. Из икринки вылупляется хвостатая личинка — головастик. Развиваясь, головастик постепенно превращается в лягушку. У него появляется конечности и отпадает хвост.

Виды лягушек:

Маленький древолаз всего 18 мм. Он очень ядовит. Его токсин вызывает отек и жжение.

Обыкновенная квакша с помощью своих пальцев-присосок может передвигаться по вертикальным поверхностям.

Лягушка — бык очень большая. Ее кваканье напоминает мычания быка.

Изменчивая листовая лягушка сливается с листьями, в которых она прячется.

Интересное о лягушках:

  • В отличие от лягушки, жаба не живет в воде, а возвращается туда только для того, чтобы отложить икру.

Гребенчатый тритон , как и лягушка питается насекомыми и их личинками, а также головастиками и моллюсками в воде. Тело этой хвостатой амфибии чем-то напоминает тело ящерицы. Длина вместе с хвостом 16 сантиметров, на спине красивый зубчатый гребешок. Окраска самки темно-коричневая, брюхо оранжевое с черными пятнами.

В период спаривания самцы «надевают» брачный наряд: по бокам хвоста появляется голубовато-белая полоска, а желтизна на брюшке становится более яркой. У самки, у которой нет гребешка, на спине образуется желтая полоса.

Тритоны могут достаточно долго находится на суше, скрываясь в трухлявых пнях или норах грызунов. Однако вода — их естественная среда обитания. Они в основном активны в ночное время, день проводят на дне водоемов или прячутся в растительности. По земле тритоны передвигаются медленно и неуклюже, а в пруду они легко плавают и ныряют.

Эти тритоны проводят значительную часть своей жизни в спящем режиме, как правило, с октября по март. Зимуют тритоны в норах кротов, различных ящериц и в пнях.

В дождливую ночь в марте, они просыпаются и направляются обратно к пруду, где готовы к спариванию.

  • Класс : амфибия
  • Питание : плотоядное животное
  • Средняя продолжительность жизни в дикой природе : До 25 лет
  • Размер : до 16 см
  • Вес : от 6,3 до 10,6 г

Интересное о тритонах:

  • Маленьким тритонам нужно три месяца, чтобы стать взрослыми. Питаются тритоны жуками, личинками комаров, а также икрой земноводных рыб.
  • Популяция тритонов находится в состоянии упадка, и они считаются вымирающим видом. Они и места их обитания охраняются в соответствии с европейским законодательством.

Там, где есть вода – будь то маленький готовый пруд или большой водоем, – обитатели пруда появятся сами. Усердные пчелы возятся на цветках плакун-травы. Среди листьев телореза и кувшинки снуют стайки карасей ярких цветных форм (золотые рыбки, шубункины, вуалехвосты или телескопы), хватая насыпанный в воду корм. Здесь же стремительно носятся водомерки, охотясь за насекомыми. И взрослым, и детям живые сценки у садового пруда доставят истинное наслаждение.

К воде в саду быстро соберутся, прежде всего, водные обитатели из ближайшей округи. Уже спустя несколько недель после того, как новый водоем будет заполнен водой, в нем появятся мельчайшие живые существа и другие обитатели пруда: жуки (вертячки, плавунцы, плавты) и клопы (гладыши и водомерки) – число новоселов-насекомых всегда велико. Ранней весной в пруд могут забраться лягушки, жабы и даже тритоны, чтобы отложить в воде икру. Лягушки откладывают ее большими комками, а жабы развешивают на водных растениях слизистые шнуры бусы с икринками. Жаба обыкновенная, или серая обычно активна ночью. К радости огородников она большая охотница до слизней. Ежегодно в апреле-мае жабы возвращаются в родной пруд для икрометания.

Улитка катушка иногда поднимается к поверхности воды, чтобы обновить воздух в легочных мешках. Это полезное животное соскабливает налет водорослей и подбирает остатки растений и животных.

«Волшебные кольца» спаривающихся вблизи пруда стрекоз – впечатляющее зрелище. Особенно красивы яркие стрекозы-коромысла. Специалисты вроде водомерки ловко передвигаются по поверхности пруда. Благодаря поверхностному натяжению, вода, словно тонкая пленка, выдерживает вес животных. Они воспринимают мельчайшие ее сотрясения, охотясь, таким образом, за насекомыми.

Заведутся в пруду и гости, способные причинить вред другим его обитателям. Так, жуки плавунцы с удовольствием пожирают головастиков и мальков рыб. Плавунцы – подводные пловцы высочайшего класса. Чтобы набрать свежего воздуха, он высовывает из воды задний конец брюшка с дыхательными отверстиями.

Кучки камней, корешки деревьев и не слишком педантичное поддерживание чистоты в пруду помогут новоселам перезимовать, если пруд не промерзнет до дна.

Рыбы также могут попасть в пруд самостоятельно в виде икринок, прилипших к оперению уток, хотя обычно владелец пруда заводит их специально. Но имейте в виду: заводя в пруду рыб, вы почти на нет сведете этим многообразие насекомых. И еще: вода в таком пруду требует большего ухода.

С рыбками или без них: «живой» пруд – всегда наслаждение, от которого не стоит отказываться.

При сооружении садового пруда всегда следует иметь в виду следующее:

Вашим соседям садовый водоем не должен причинить никакого ущерба.

Если в саду играют дети, устройте специальную защиту, чтобы избежать наихудшего.

Охраняемые законом виды животных и растений нельзя переносить в садовый водоем из природных местообитаний.

Предмет: Познание мира

Класс: 4

Тема: « Растения и животные водоёмов.»

Учитель начального класса: Паншаева Роза Рахмантуллаевна

Средняя школа № 10 города Тараз

Тема урока : « Растения и животные водоёмов.»

Цель урока : формировать знания о водоемах и их видах, о их значении для жизни растений, животных и людей.

Задачи урока:

1. выявить и расширить представления детей о водоёмах, растительном и животном мире;

2. Развивать познавательную активность, логическое мышление, умение работать с физической картой Казахстана, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы.

3. Воспитывать бережное отношение к водоемам. Воспитывать любовь к знаниям.

Тип урока : урок усвоения новых знаний;

Методы преподавания : информационно-сообщающий.

Оборудование : наглядность, ТСО, тетрадь, дневник наблюдения.

Базовые знания: Понятие «водоем», жизнедеятельность растений водоемов, особенности строения; звери, птицы, рыбы водоемов, имеющие промысловое значение, их охрана.

Опорные знания: Знание о водоемах Казахстана, отдельных видах водных растений и животных.

Ход урока

1.Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Встань–ка, ровненько, дружок,
Начинается вот-вот интереснейший урок-
Урок познания мира.
Но сначала повернитесь
И друг другу улыбнитесь.
Улыбнитесь мне, друзьям
И садитесь по местам.

2. Проверка домашнего задания. Пересказ прочитанного.

Какие леса растут на территории Казахстана?

Какие растения растут в них?

Какие животные обитают в лесах?

Чем тугаи отличаются от обычного леса?

Почему лес нужно беречь и охранять?

О чем должны помнить люди, приходя в лес? (Лес - наше богатство. Лес - «легкие нашей планеты». Каждый человек должен думать о том, что он оставит своим детям.)

Конечно же, каждый из нас должен задуматься, какими увидят леса наши потомки через век, через тысячелетие, и сможет ли лес дать им то, что дает нам сейчас.

3. Постановка задач:
– Тему нашего урока вы сейчас назовёте сами, если правильно решите шараду.

Возьмите корень из слова подводный, соединительную гласную из слова паровоз , корень в слове подъём и окончание из слова слоны. Какое слово у вас получилось? (Вод-о-ём-ы.)

Что такое водоём?

1. Углубление на поверхности земли, заполненное водой. (водоем )

2. Хранилище воды, которое необходимо всему живому, а для тех растений и животных, которые там живут – это единственный дом.

3. Это хранилище воды.

Какие бывают водоемы? (искусственные и естественные )

4. Постановка целей урока.

Как вы думаете, всё ли вы знаете о воде и водоемах? Или что-то ещё мы можем изучить, или узнать? Что бы вы хотели узнать? Существует ли жизнь в воде или возле воды?

Сегодня мы узнаем, какие животные и растения обитают в водоёмах;

Познакомимся с условиями существования и причинами исчезновения некоторых видов растений и животных;

Познакомимся с растениями и животными, занесённые в Красную книгу Казахстана.

5.Знакомство с новой темой.

Работа с картой Казахстана.

Назовите озёра и реки Казахстана?

Озёра Казахстана - Балхаш, Арал, Каспий, реки - Иртыш, Сырдарья, Или. . С помощью учителя они узнают об обитающих в этих озерах и реках промысловых рыбах, ценных животных (каспийский тюлень, бобр).

Какой цвет преобладает на планете Земля?
-А можно ли её было назвать планетой океан? (конечно, ведь 2/3 её поверхности занимают воды океанов, морей и озёр – это 70% поверхности Земли, но лишь 3 % - вода пресная).

Заполнить таблицу в Дневнике наблюдения стр.57 задание 1

Реки Казахстана

Озёра Казахстана

Также к водоемам относят и речки, котлованы, болота, каналы, и в каждом из них имеются различные растения и животные.

а) Растительный мир водоёма

В соответствии с местом обитания растения водоемов можно разделить на три группы:

    прибрежные растения;

    растения, корнями прикрепляющиеся ко дну, листья и цветы которых находятся на поверхности воды;

    растения, корни которых свободно разветвляются в воде, листья находятся на поверхности воды.

Дети знакомятся с прибрежными растениями - камышом, рогозом.

Камыш - это высокое гибкое растение. Он вырастает до 3 метров высотой, на макушке его находится метёлка. Камыш используют в изготовлении плетеных изделий, в качестве строительного теплоизоляционнго упаковочного материала. Листья длинные, узкие, на конце стебля находятся колоски.

Рогоз - отличается длинными кожистыми листьями. Цветки собраны в початки. Его часто называют камышом. Из плотно пригнанных друг к другу стеблей издавна делали крыши, а иногда и стены домов. Они и до сих пор считаются очень прочными, служат несколькими поколениям хозяев. Семена камыша и рогоза разносятся ветром.

(лилии, кувшинки)

Белая кувшинка или водяная лилия-имеет цветок невероятной красоты. Поэтому белая кувшинка носит гордые звания «царица вод». Корни этих растений разрастаются в илистом дне, а листья находятся на поверхности воды. Это растение внесено в Красную книгу Республики. У кувшинки цветок – часы. Ее бутоны всплывают и начинают раскрываться в 7 часов утра, а закрываются в 5 часов вечера. Часто рядом с белой кувшинкой можно встретить крупные желтые цветки кубышки.

Желтая кубышка - это многолетнее травянистое растение. Корневище горизонтальное, толстое, толщиной 3-7 см, покрыто рубцами от опавших листьев.

Цветы кубышки желтой на ночь под воду не прячутся. Их просто видно на воде в светлую короткую июньскую ночь. Кубышка не просто украшение водоемов, но и лекарственное растение.

- Что вы можете добавить относительно охраны этого растения? (оно занесено в Красную книгу )

Ряска - крохотное многолетнее растение плавающие обыкновенно в большом количестве на поверхности стоячих вод. Сверху у рясок зеленые пластинки, похожие на листики, а внизу корешки. Его корни, не достигая дна, разветвляются в воде.

Водоросли - это наиболее многочисленная группа морских растений. У них нет ни корней, ни стеблей, ни листьев, ни цветков. Они похожи на длинные нити или ленты. Они распространены в водоемах всего мира.

Какую роль играют в водоеме растения? (выделяют кислород, очищают воду от загрязнений, являются убежищем и пищей для животных )

б) Животный мир водоема.

    Что надо уметь и иметь, чтобы под водой и у воды жить?

Плавники

Перепонки на лапах

Длинные ноги, клюв

Защитную окраску

Обтекаемую форму тела

- Догадайся по описанию, о ком идет речь?

По гладкой поверхности воды, будто конькобежец по льду, катит длинноногое насекомое. Сделает толчок ногами и скользит. Так целый день и меряет воду в пруду. Вот и прозвали это насекомое … (водомерка )

Водомерка – хищник, она ловит комаров и другую мелкую живность.

Что же позволяет водомерке удерживаться на поверхности воды? (водомерки опираются на поверхность воды своими длинными ногами, на которых есть тонкие щетинки. Щетинки смазаны жиром и поэтому не смачиваются водой)

Сама ползет,
На себе свой дом везет. (улитка )

Под водой живет народ,
Ходит задом наперед. (рак )

Живу в прудах и озерах, подвижная и бойкая. Прекрасно плаваю и ныряю. Очень прожорливая. Поедаю комаров, водяных жуков, рыбьих мальков. Весной и летом устраиваю концерты на берегу, крича во все горло.

6.Физкультминутка.

На болоте 2 подружки,
2 зеленые лягушки
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались,
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет!
Всем друзьям – физкульт. привет!

Весной лягушки выметывают икру, из икринок выходят головастики, которые со временем превращаются в лягушек.

Какую пользу приносят лягушки?(уничтожают вредных насекомых)

Я с подружками летаю над полянками, над водой, блестя на солнце прозрачными крылышками. Легкие, стройные, быстрые. Летая, мы все время охотимся.

Почему говорят, что погубить стрекозу равносильно тому, что выпустить несколько тысяч комаров и мошек?

Стрекоза – очень красивое насекомое с тонким прямыми прозрачными крыльями, Она хищник, питается насекомыми, которых хватает на лету.

У водоемов можно встретить крупных красивых жуков – плавунцов, блестящих, коричневых. По краям крыльев со светлой полоской. Плавунец – хищник, питается водными насекомыми

Водоёмы богаты рыбой: карп, лещ, судак, карась, сом, щука, окунь и т.д. Они питаются водорослями, насекомыми, личинками.

Водоплавающие птицы- гуси, утки, лебеди. Они строят свои гнезда в прибрежных зарослях. Цапли, пеликаны, розовые фламинго кормят своих детенышей рыбой. В Красную книгу занесены розовые фламинго.

У берегов водоёма живут млекопитающие ондатры, бобры, выдры.

Почему их называют млекопитающими?

Чтение текста стр.79-82

Закрепление материала

Игра «Кто быстрее?» Правильно составить слова, вы узнаете названия растений и животных водоёмов.

Представьте, что вы – редкие животные или растения водоёмов, которые занесены в Красную книгу Казахстана. Вас пригласили выступить на конференции, где вы можете выступить с жалобой, просьбой, обращением к людям.
- Что бы вы могли поведать?
Чтение стихотворения (хором с доски).
Дерево, трава и птица
Не всегда
Умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете
Мы останемся одни.

Итог урока
Подведём сейчас итог: может, зря прошёл урок?
Напишите на листочках, какие открытия вы сделали.
Что больше всего понравилось?
Какие чувства вы испытывали в течение урока?
Домашнее задание: стр.79-82 пересказ

Нарисуйте знак или плакат в защиту животного или растения водоёмов.

Каким бы ни был во-до-ем, есте-ствен-ным, ис-кус-ствен-ным, он укра-ша-ет нашу землю, ра-ду-ет нас своей кра-со-той. В прес-ных во-до-е-мах мы берем воду, без ко-то-рой не обой-тись ни в быту, ни на про-из-вод-стве. В во-до-е-мах мы ку-па-ем-ся, рядом с ними за-го-ра-ем, по воде пу-те-ше-ству-ем на судах, пе-ре-во-зим грузы. Зна-че-ние во-до-е-мов в при-ро-де ве-ли-ко. Прес-ная вода яв-ля-ет-ся важ-ней-шим усло-ви-ем су-ще-ство-ва-ния че-ло-ве-ка на Земле, а для жи-вот-ных, ко-то-рые живут в воде, это еще и един-ствен-ный дом. В воде есть все необ-хо-ди-мое для жизни: свет, тепло, воз-дух и рас-тво-рен-ные ми-не-раль-ные ве-ще-ства.

Растения водоемов

Какие же рас-те-ния рас-тут и какие жи-вот-ные оби-та-ют в прес-ных во-до-е-мах? Ока-зав-шись у во-до-е-ма в теп-лое время года, вы могли на-блю-дать толь-ко тех его оби-та-те-лей, ко-то-рые живут на по-верх-но-сти. Но жизнь в во-до-е-ме есть везде: и у бе-ре-гов, и на по-верх-но-сти, и в толще воды, у са-мо-го дна и на дне. На бе-ре-гах во-до-е-мов можно уви-деть ли-стья и стеб-ли ка-мы-ша, трост-ни-ка, ро-го-зы, стре-ло-ли-ста. Неболь-шая глу-би-на поз-во-ля-ет этим рас-те-ни-ям при-кре-пить-ся ко дну во-до-е-ма. На зна-чи-тель-но боль-шей глу-бине рас-тут кув-шин-ка белая, ку-быш-ка жел-тая (рис. 7, 8). На глад-кой по-верх-но-сти воды пла-ва-ют их цвет-ки и ши-ро-кие ли-стья.

Как этим рас-те-ния уда-лось при-спо-со-бить-ся к жизни в силь-но увлаж-нен-ной почве, где почти нет кис-ло-ро-да? Если рас-смот-реть срез стеб-лей трост-ни-ка, ка-мы-ша, ро-го-за, то можно уви-деть воз-душ-ные ка-на-лы, ко-то-рые про-хо-дят в стеб-лях этих рас-те-ний (рис. 9, 10).

Воз-ду-хо-нос-ные ка-на-лы есть и в ли-стьях, и в кор-нях вод-ных рас-те-ний. У кув-шин-ки белой и ку-быш-ки жел-той че-реш-ки ли-стьев и цве-то-нож-ки, на ко-то-рых сидят цвет-ки, тоже про-ни-за-ны воз-ду-хо-нос-ны-ми ка-на-ла-ми, по ко-то-рым про-ни-ка-ет кис-ло-род, необ-хо-ди-мый для ды-ха-ния. Сры-вая цве-ток, че-ло-век на-но-сит вред всему рас-те-нию. В место раз-ры-ва в рас-те-ние на-чи-на-ет про-ни-кать вода, это при-во-дит к за-гни-ва-нию под-вод-ной части и, в ко-неч-ном счете, ги-бе-ли всего рас-те-ния.

Трава ряска в виде мел-ких зе-ле-ных пла-сти-нок тоже пла-ва-ет на по-верх-но-сти во-до-е-ма, но кор-ня-ми ко дну не при-креп-ля-ет-ся, а в толще воды - мель-чай-шие зе-ле-ные во-до-рос-ли, рас-смот-реть их можно толь-ко под мик-ро-ско-пом. Но их при-сут-ствие вы-да-ет цвет воды. Когда их в во-до-е-ме очень много, цвет воды ста-но-вит-ся зе-ле-ным.

Растения и животные

Какую роль иг-ра-ют рас-те-ния в жизни мно-го-чис-лен-ных жи-те-лей во-до-е-мов? Во-пер-вых, зе-ле-ные рас-те-ния под воз-дей-стви-ем сол-неч-но-го света из воз-ду-ха берут уг-ле-кис-лый газ, а вы-де-ля-ют в воду кис-ло-род, необ-хо-ди-мый для ды-ха-ния всех жи-вот-ных. Во-вто-рых, в за-рос-лях во-до-е-ма на-хо-дят убе-жи-ще и пищу птицы, зем-но-вод-ные, на-се-ко-мые и их ли-чин-ки, рыбы. Жи-вот-ные в во-до-е-мах есть везде: на по-верх-но-сти и в толще воды, на бе-ре-гу, на дне, на вод-ных рас-те-ни-ях. Глав-ные связи между жи-вот-ны-ми и рас-те-ни-я-ми - пи-ще-вые. Вот во-до-мер-ки (рис. 11) стре-ми-тель-но бегут по по-верх-но-сти воды и охо-тят-ся на ко-ма-ров и дру-гих мел-ких жи-вот-ных.

Их длин-ные ножки снизу по-кры-ты жиром, по-это-му вода их и дер-жит. А на вод-ных рас-те-ни-ях оби-та-ют улит-ки: пру-до-вик и ка-туш-ка (рис. 12, 13).

Без кого река жить не может

Без кого же река жить не может? Очень ма-лень-кие рачки во-до-е-мов, даф-нии и цик-ло-пы, живут и зи-му-ют в воде. Их ве-ли-чи-на немно-го боль-ше за-пя-той в книж-ке (рис. 14, 15).

Самое при-ме-ча-тель-ное у даф-нии - длин-ные усы. Взмах-нут усами, резко опу-стят, от-толк-нут-ся от воды и под-прыг-нут. У цик-ло-па есть непар-ный лоб-ный гла-зок, из-за ко-то-ро-го он и по-лу-чил свое на-зва-ние.

Без рач-ков река жить не может, так как они очи-ща-ют воду от неви-ди-мых глазу бак-те-рий, зе-ле-ных во-до-рос-лей и мель-чай-ших жи-вот-ных, если бы не рачки, река быст-ро бы пе-ре-пол-ни-лась ими. Даф-нии и цик-ло-пы, как и дру-гие оби-та-те-ли речки, пи-та-ют-ся этими ор-га-низ-ма-ми, тем самым очи-щая воду. Сами слу-жат кор-мом маль-кам рыб, мол-люс-кам, го-ло-ва-сти-кам, ли-чин-кам на-се-ко-мых.

Моллюски

Неуже-ли в реке кто-то без го-ло-вы живет? Это мол-люс-ки, без-зу-б-ки и пер-ло-ви-цы (рис. 16).

Сна-ча-ла ра-ко-ви-на, со-сто-я-щая из двух про-доль-ных пла-сти-нок, будет ле-жать непо-движ-но, потом створ-ки ее при-от-кро-ют-ся и из нее вы-су-нет-ся нога, го-ло-вы ни у без-зу-б-ки, ни у пер-ло-ви-цы нет. Вы-дви-нет без-зу-б-ка ногу и во-ткнет ее в песок, ра-ко-ви-на сдви-нет-ся с места. Пе-ре-ме-стит-ся без-зу-б-ка на 2-3 сан-ти-мет-ра, от-дох-нет - и снова в путь. Так и пу-те-ше-ству-ет по дну реки. Пищу и воз-дух без-зу-б-ка до-бы-ва-ет прямо из воды. При-от-кро-ет створ-ки ра-ко-ви-ны и на-чи-на-ет втя-ги-вать воду, потом вы-бра-сы-ва-ет. В воде полно мель-чай-ших жи-вот-ных, по-па-да-ют они в ра-ко-ви-ну, так без-зу-б-ка их спе-ци-аль-ны-ми при-спо-соб-ле-ни-я-ми и за-дер-жи-ва-ет. Дышит без-зу-б-ка и ест, а за-од-но и воду очи-ща-ет. И пер-ло-ви-ца также ра-бо-та-ет. Каж-дая за сутки очи-ща-ет при-мер-но 40-50 лит-ров воды. Мол-люс-ков, ли-чин-ки на-се-ко-мых, го-ло-ва-сти-ков по-еда-ют рыбы, аисты, ку-ли-ки, утки. Жук-пла-ву-нец охо-тит-ся на дру-гих на-се-ко-мых, а также чер-вей, ули-ток, го-ло-ва-сти-ков. Ля-гуш-ки кор-мят-ся в при-бреж-ных ча-стях во-до-е-мов, в ос-нов-ном ле-та-ю-щи-ми на-се-ко-мы-ми, а сами яв-ля-ют-ся кор-мом для три-то-нов и хищ-ных рыб, окуня и щуки. За рыбой и три-то-на-ми охо-тят-ся цапли, чайки, зи-мо-род-ки.

Жизнь рака

Ос-нов-ная пища рака - рас-ти-тель-ная. Но он охот-но по-еда-ет жи-вот-ных, а также остан-ки мерт-вых жи-вот-ных. По-это-му часто раков на-зы-ва-ют са-ни-та-ра-ми во-до-е-мов (рис. 17).

Раки за свою жизнь ме-ня-ют пан-цирь. Ор-га-ны чувств у реч-но-го рака раз-ви-ты пре-крас-но, глаза вы-дви-ну-ты впе-ред на тон-ких сте-бель-ках и со-сто-ят из огром-но-го ко-ли-че-ства, 3000, кро-хот-ных глаз-ков. Ко-рот-кая пара уси-ков - ор-га-ны обо-ня-ния, а длин-ные - ося-за-ния. Если хищ-ник хва-та-ет рака за клеш-ню, то рак ее об-ла-мы-ва-ет и скры-ва-ет-ся в норе. По-те-рян-ная клеш-ня отрас-тет снова. Раки очень чув-стви-тель-ны к за-гряз-не-нию воды, по-это-му в ме-стах, где они во-дят-ся, го-во-рят об эко-ло-ги-че-ской чи-сто-те во-до-е-мов.

Стрекоза

У реки можно уви-деть раз-ных стре-коз: кра-сот-ку, стрел-ку, лютку, они живут у реки по-сто-ян-но (рис. 18).

Одноклеточные

Всем стре-ко-зам нужна вода, по-то-му что толь-ко там могут жить их ли-чин-ки. Ли-чин-ки не по-хо-жи на взрос-лых стре-коз, толь-ко глаза у них оди-на-ко-вые. Каж-дый глаз со-сто-ит из почти 30 000 кро-хот-ных глаз-ков (рис. 19).

Оба глаза вы-пук-лые, бла-го-да-ря чему стре-ко-за од-но-вре-мен-но может смот-реть во все сто-ро-ны (рис. 20). Все стре-ко-зы - хищ-ни-ки, они охо-тят-ся в воз-ду-хе, на лету хва-та-ют на-се-ко-мых.

Ли-чин-ка стре-ко-зы, под-ка-ра-у-лив до-бы-чу, вы-бра-сы-ва-ет впе-ред силь-но удли-нен-ную ниж-нюю губу. Обыч-но губы сло-же-на и при-кры-ва-ет го-ло-ву, как маска. Ли-чин-ка в боль-шой му-скуль-ный мешок внут-ри тела вса-сы-ва-ет воду, а потом силой вы-бра-сы-ва-ет. По-лу-ча-ет-ся во-дя-ной вы-стрел. Через год, а неко-то-рые через 3, ли-чин-ки вы-би-ра-ют-ся на по-верх-ность, шкур-ка ли-чин-ки ло-па-ет-ся, и из нее по-яв-ля-ет-ся стре-ко-за. По-си-дит несколь-ко часов, рас-пра-вит кры-лыш-ки и уле-та-ет.

Кто же живет в капле воды? Если по-смот-реть в мик-ро-скоп, то от-кро-ет-ся уди-ви-тель-ный мир необыч-ных су-ществ. Вот почти про-зрач-ный ко-мо-чек, ко-то-рый все время ме-ня-ет-ся, - это амеба (рис. 21).

Дру-гие су-ще-ства на-по-ми-на-ют кро-хот-ные ту-фель-ки, так они и на-зы-ва-ют-ся. Тело у ту-фель-ки по-кры-то рес-нич-ка-ми, каж-дая умело управ-ля-ет этими рес-нич-ка-ми и быст-ро плы-вет (рис. 22).

Тру-ба-чи - самые кра-си-вые оби-та-те-ли капли, го-лу-бые, зе-ле-ные, по-хо-жи на цвет-ки вьюн-ков (рис. 23).

Дви-га-ют-ся тру-ба-чи нето-роп-ли-во и толь-ко впе-ред. Если их что-то на-пу-га-ет, то они съе-жи-ва-ют-ся и на-по-ми-на-ют ша-ри-ки. Амебы, ту-фель-ки и тру-ба-чи - од-но-кле-точ-ные ор-га-низ-мы, пи-та-ют-ся бак-те-ри-я-ми.

В капле воды также оби-та-ют и хищ-ни-ки. Это ди-ди-ний (рис. 24).

Хоть он и мень-ше ту-фель-ки, он не толь-ко смело на-па-да-ет на нее, но и це-ли-ком за-гла-ты-ва-ет, раз-ду-ва-ясь как шар.

В прес-ном во-до-е-ме сов-мест-но оби-та-ют рас-те-ния, жи-вот-ные, бак-те-рии, все они хо-ро-шо при-спо-соб-ле-ны к жизни в воде и свя-за-ны между собой пи-ще-вы-ми це-поч-ка-ми. Когда рас-те-ния и жи-вот-ные по-ги-ба-ют, то они скап-ли-ва-ют-ся на дне во-до-е-мов, под дей-стви-ем бак-те-рий раз-ру-ша-ют-ся и пре-вра-ща-ют-ся в соли, ко-то-рые рас-тво-ря-ют-ся в воде и ис-поль-зу-ют-ся дру-ги-ми жи-вот-ны-ми. Во-до-ем - это при-род-ное со-об-ще-ство.

Подведение итогов

Се-год-ня на уроке вы по-лу-чи-ли новое пред-став-ле-ние о прес-ном во-до-е-ме как о прес-ном со-об-ще-стве и по-зна-ко-ми-лись с его оби-та-те-ля-ми.

источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/okruj-mir/3-klass/prirodnye-soobschestva/presnyy-vodoyom-i-ego-obitateli

исчтоник презентации - http://prezentacii.com/obschestvoznanie/6813-zhizn-presnogo-vodoema.html

источник видео: