Исторический сайт Багира - тайны истории, загадки мироздания. Загадки великих империй и древних цивилизаций, судьбы исчезнувших сокровищ и биографии людей изменивших мир, секреты спецслужб. История войн, загадки сражений и боёв, разведывательные операции прошлого и настоящего. Мировые традиции, современная жизнь России, загадки СССР, главные направления культуры и другие связанные темы - всё то о чём молчит официальная история.

Изучайте тайны истории - это интересно…

Сейчас читают

Как известно, празднества по поводу вручения Нобелевской премии проходят в стокгольмской ратуше в день смерти Альфреда Нобеля. То есть получается, что на самом деле этот весёлый ужин - поминки по учредителю премии. Любопытно, что свои дни рождения Альфред Нобель не праздновал, они были для него обычными рабочими днями, зато его уход из жизни шумно отмечается вот уже более 100 лет.

Человек - царь природы! Мы - единственные разумные существа на планете! Наш мозг имеет безграничные возможности!… Каких только комплиментов человек не придумывает сам себе! Однако время от времени человечество сталкивается с фактами, которые не позволяют ему задирать нос слишком высоко. Вот, к примеру, около ста лет назад в Южной Африке найдены останки боскопов - первобытных существ с потрясающими черепами, в которых помещался, без сомнения, потрясающий мозг. В прошлом году вышла книга известных американских нейрофизиологов Гари Линча и Ричарда Грейнджера «Большой мозг: происхождение и будущее интеллекта человека». Речь в ней идёт в основном об этих самых боскопах…

Знаменитая морская разбойница Чжэн Ши вошла в историю под именем Госпожа Цзин. В отсутствие сильной власти и порядка в Китае и на Дальнем Востоке в начале XIX века она сумела создать собственную империю, где властвовала безраздельно…

20 июля все шахматисты - любители и профессионалы, - свободно владеющие словами «рокировка», «миттельшпиль», «гамбит» и прочими из той же серии, с особенным чувством выставляют шахматные фигуры на клетчатую доску и разыгрывают партию. Так они отмечают Международный день шахмат.

Забота о здоровье монархов испокон веков являлась делом государственной важности. Неудивительно, что отбор на роль придворных лекарей был очень тщательным. Правда, на Руси предпочтение почему-то отдавали иностранным медикам, которых на данном поприще чаще всего ждала трагическая судьба.

Со дня смерти Николы Теслы прошло уже более шестидесяти лет, но тайна это го великого учёного, поражавшего мир своими изобретениями и открытиями, по-прежнему остаётся тайной. Его называли сверхчеловеком, а кое-кто даже подозревал в связях с самим дьяволом!

Сейчас это кажется неправдоподобным, но в нашей истории, оказывается, было такое время, когда русские впервые открывали для себя Волгу. По историческим меркам, не так уж давно это и было - всего несколько сотен лет назад. А до того Волгу открывали не один раз, и сейчас уже никто не сможет подсчитать, на каком множестве языков говорили на её берегах за все тысячелетия существования разных цивилизаций в Среднем Поволжье. При этом каждый народ называл реку своим именем и каждому из них было отведено своё историческое время.

Ученик Иисуса, галилеянин Пётр, - одна из самых противоречивых фигур в Священном Писании. Порою он бывал злобен, труслив и завистлив, а когда Христа вели на казнь, отрёкся от своего учителя. Так почему же Иисус с самого начала поручил именно Петру стать отцом новой Церкви? Может быть, Христос знал: этот апостол выполнит свою миссию и в самый важный момент проявит истинное мужество? Ответы на многие вопросы, связанные с личностью Петра, появились лишь в XX веке. Произошло это благодаря открытиям археологии и некоторых других наук.

По ряду причин в Советском Союзе тяжелые танки не пользовались особой популярностью. Несмотря на хорошие боевые качества танков серий «КВ» и «ИС», самой знаменитой отечественной бронемашиной является средний Т-34. Можно долго рассуждать о предпосылках такого расклада, но факт остается фактом.

Более того, некоторые тяжелые танки советской конструкции не просто не смогли стать самыми известными представителями своего класса, но даже получить хоть какую-нибудь славу.


Летом 1943 года главным конструктором СКБ-2 при Челябинском Кировском заводе (ЧКЗ) был назначен Н.Л. Духов. Имея достаточно информации о состоянии немецкого танкостроения и перспективах его развития, Духов сразу же начал продвигать идею создания нового тяжелого танка. По его мнению, Красная Армия нуждалась в такой машине, которая не уступала бы в защите и вооружении немецким «Тиграм». Кроме того, нужно было обеспечить защиту танка от всех имеющихся и перспективных противотанковых орудий. В общем, дело намечалось непростое, к тому же возникли некоторые проблемы с продвижением идеи. В итоге руководство ЧКЗ решило разрабатывать новый проект под литерой «К» в инициативном порядке.
Как это было в ходе Великой Отечественной войны, проектирование не заняло много времени. Уже в декабре того же 43-го года был готов эскизный проект. Общая компоновка танка проекта «К» была позаимствована у ИС-122. Остальные узлы и агрегаты были либо изменены, либо серьезно доработаны. Так, защиту усилили увеличением толщины броневых листов. Утолщение брони повлекло за собой увеличение массы. Эту проблему решили, увеличив количество опорных катков до семи на борт. Из этих же причин пришлось довести ширину гусениц до 730 мм. Наконец, потяжелевшая башня получила новую систему крепления к корпусу и поворота. Все с той же целью – обеспечить нормальное функционирование агрегатов большой массы.
Первый прототип танка ИС-4: «объект 701-2»


Тем не менее, увеличение числа опорных катков и обновление опоры башни не могло само по себе обеспечить достаточных ходовых характеристик. Нужен был новый двигатель. Как раз в это время СКБ-75 закончило работы над дизелем В-12. V-образный двигатель с 12-ю цилиндрами был сделан на основе более раннего В-2 и благодаря новому нагнетателю, измененному режиму подачи топлива, а также ряду других нововведений имел мощность в 750 лошадиных сил. Примечательно, что радиаторы оснащались вентиляторами, которые их обдували и охлаждали. Такая система была позаимствована с немецких тяжелых танков.


После окончания работ над эскизным проектом танк «К» был переименован в «Объект 701». К этому же времени инженеры ЧКЗ совместно с МВТУ им. Баумана доделали новую систему трансмиссии для «Объекта 701», механизм поворота которой основывался на т.н. «группе механизмов Зайчика-Крейнеса». Эта система трансмиссии была создана еще в середине тридцатых, но тогда по ряду причин ее так и не удалось применить на чем-то помимо экспериментальных машин. В случае с новым тяжелым танком применение этой системы было более чем обосновано. При имеющихся возможностях удельную мощность танка нельзя было поднять выше 12-15 л.с./т. В таких условиях механизм поворота системы «ЗК» позволил ощутимо снизить необходимую для поворота мощность двигателя, что, в конечном счете, сказалось на большинстве ходовых характеристик.
Когда проект трансмиссии был готов, инженеры СКБ-2 завершили конструкторские работы по всему «Объекту 701» в целом. Бронелисты корпуса имели толщину от 120 до 160 миллиметров и изготавливались из стали сорта 42СМ. Башня с максимальной толщиной 250 мм (лоб) отливалась из стали 66Л. Основные листы корпуса и башня обрабатывались на среднюю твердость. Более мелкие детали корпуса отливались и штамповались из стали сорта 8С и обрабатывались на высокую твердость. Интересен тот факт, что большинство крупногабаритных деталей корпуса соединялись не только сваркой, но и при помощи разгрузочных штифтов. В сочетании с новой формой косынок это позволило изменить тип нагрузки на сварные швы: на ИС-122 они работали на срез, на «Объекте 701» – на сжатие.


Готовый проект танка «Объект 701» был готов в самом начале весны 44-го. Тогда же, в марте, его представили в Главное автобронетанковое управление РККА. Комиссия ГАБТУ оценила проект и рекомендовала в скорейшее время построить два опытных экземпляра. В заключении Управления утверждалось, что «Объект 701» в самое ближайшее время может стать лучшим тяжелым танком в мире. В начале апреля 44-го ГКО издал постановление, в котором от Челябинского завода требовалось в течение апреля-месяца сделать два танка и один корпус. Последний был нужен для испытательного обстрела, а танки предназначались для ходовых и огневых испытаний. В качестве «главного калибра» для новых бронемашин ГКО предложил новое орудие, созданное в Центральном артиллерийском КБ наркомата вооружений.
Второй прототип танка ИС-4: «объект 701-5»


На этом орудии стоит остановиться подробнее. В первых месяцах 44-го года ЦАКБ НКВ в кратчайшие сроки создало новое 100-мм орудие С-34, имевшее длину ствола в 56 калибров и баллистику орудия Б-34. Одновременно с этим конструкторы-артиллеристы создали пушку С-34-II калибра 122 мм, длиной ствола в 47 калибров и баллистикой орудия А-19. Именно 122-мм версия нового орудия предлагалась для установки на «Объект 701». Однако размеры казенной части пушки С-34-II не позволили вписать ее в имеющееся боевое отделение. Поэтому конструкторам ЦАКБ и СКБ-2 пришлось в срочном порядке провести доработку и пушки, и башни танка. Из-за этого первоначальный месячный срок, выделенный на строительство опытных экземпляров, на практике немного сдвинулся и к сборке танка №1 приступили только в мае.


Немного ранее, еще в апреле, был изготовлен танк №0. Такое странное обозначение первой опытной машины было вызвано тем, что первый танк проекта «Объект 701» не в полной мере отвечал исходным техническим требованиям. Поэтому «нулевой» танк решили использовать в качестве платформы для отработки новых идей, но не считать его опытной машиной проекта «701». До середины июня 1944 танк №0 «намотал» более 1200 километров и помог обнаружить ряд недостатков конструкции, которые были срочно исправлены. Благодаря испытаниям танка №0, удалось значительно улучшить следующие машину проекта «701». Танки №1 и №2 были собраны примерно в то время, когда «Номер ноль» завершал свои испытания. Во время производства первой и второй опытной машин поступило новое предложение: оснастить один опытный танк 122-мм пушкой, а другой – 100-миллиметровой. Так и сделали. №1 получил орудие С-34-II, а №2 вооружили С-34.
Первого июля 1944 года начались испытания танков №1 и №2 на полигоне под Челябинском. Поначалу они шли относительно успешно – сказалась обкатка танка №0. Однако танк №1 не успел поездить по полигону и двух недель, как его пришлось отправлять на ремонт. Во время очередного выезда на нем сломались бортовые редукторы. В сочетании с регулярными небольшими проблемами с прочими узлами трансмиссии это потребовало прекратить испытания танка №1. За 13 дней на полигоне он успел проехать порядка 1100 километров со средней скоростью в 21 км/ч. Танк №2, в свою очередь, обошелся без поломок и находился на испытаниях до их окончания 15 августа. Тем не менее, и у него были проблемы. С трансмиссией все было в порядке, но подкачала система охлаждения: радиаторы и вентиляторы не справлялись со своими обязанностями и большую часть времени дизель танка №2 работал при повышенных температурах. В таких условиях второй танк преодолел почти 500 километров со средней скоростью около 25 км/ч. На втором танке, кроме того, удалось замерить расход топлива. По современным меркам он был просто колоссальным – 97-102 литра на 100 километров пути.
Вид сзади на танк ИС-4. Обращает на себя внимание характерное и необычное для советских танков расположение цилиндрических наружных топливных баков.


Несмотря на выявленные недостатки обоих танков и поломку №1, комиссия ГАБТУ признала конструкцию удачной:
Опытный танк 701 по своим основным боевым качествам является наиболее современным тяжелым танком, превосходящим по броне все существующие отечественные танки, а танки противника, кроме того, по вооружению и маневренности.
Существует мнение, что именно хорошая броня, которую на большинстве дистанций не могло пробить ни одно немецкое орудие, стала поводом того, что комиссия закрыла глаза на массу недочетов в конструкции «Объекта 701». В то же время, «детские болезни» свойственны любым танкам и представителям любых других классов техники. По этой причине ГАБТУ выдало конструкторам СКБ-2 документ с требованиями по доработке нового танка. Требовалось улучшить обзор через оптику механика-водителя, облегчить доступ в моторно-трансмиссионное отделение и усилить передние опорные катки.


Сразу после окончания полигонных испытаний начались испытательные стрельбы. Интересно, что перед началом стрельб танки №0 и №1 поменяли башнями. Сделано это было по причине серьезной поломки «Первого номера». Таким образом, на Гороховецкий полигон поехал №0 со 122-мм орудием С-34-II. До 2 октября по программе испытаний было произведено 780 выстрелов. По результатам испытательных стрельб было выяснено, что орудие С-34-II имеет лучшие характеристики кучности и точности по сравнению с пушкой Д-25Т. Причиной выигрыша С-34-II стала новая более жесткая конструкция креплений пушки к противооткатным устройствам и к конструкции танка. Кроме того, С-34-II, в отличие от Д-25Т, не имела дульного тормоза. Во-первых, это меньше демаскировало танк при стрельбе, а во-вторых, идущая рядом с танком пехота меньше рисковала получить травму.
Размещение боекомплекта в танке:
1,3,5,7,10 - гильзовые укладки,
2,4,9,4 - магазинные коробки, 6,12- снарядные укладки, 8 - патронные сумки.


Кассеты:
1- амортизационная пружина, 2 - цилиндр, 3 - пружинный запор, 4 - стакан, 5 - колпак-пред-охранитель.

Серия танков ИС появилась в годы Великой Отечественной войны, а её последний представитель стоял на вооружении аж до 1993 года.

Давайте подробнее рассмотрим эти легендарные машины, получившие своё название в честь Иосифа Сталина и стоящие на страже нашей Родины не одно десятилетие.

ИС-1

После появления немецкого Тигра советские тяжёлые танки КВ-1 резко устарели и стали уступать противнику практически во всём. В Советском Союзе начали спешно разрабатывать технику, способную конкурировать с тяжёлыми танками Вермахта.

В основу новой машины, получившей название Объект 237 или ИС-85, легло множество узлов и инженерных решений от серии КВ, можно считать ИС-1 результатом внушительной модернизации КВ-1.

Танк получил плотную компоновку, что позволило сократить массу до 44-46 тонн при лучшей бронезащите, обеспечив хорошую подвижность .

Всего было выпущено 130 единиц.

ИС-2

Эволюция своего предшественника, приведшая к созданию одного из самых мощных танков своего времени. Альтернативное название Объект 240 или ИС-122, поскольку основным вооружением стала мощнейшая 122 мм пушка. Её установили из-за того, что 85 мм пушка на предшественнике не справлялась с Тиграми и Пантерами.

После обкатки в боях и выявления слабой защиты лобовой части корпуса, ступенчатую верхнюю лобовую деталь заменили на прямую толщиной 120 мм, расположенную под наклоном, практически неуязвимую для немецких пушек 8.8 Pak 43.

ИС-2 постоянно участвовал в боях, начиная с 1944 года, был выпущен в количестве 3475 единиц.

ИС-3

Грозная машина, опоздавшая на войну, альтернативное название Объект 703. Создана на опыте танковых боёв Второй мировой войны, отличается необычной формой верхней лобовой детали, получившей название щучий нос.

Конусообразная броня толщиной 110 мм и обтекаемая башня обеспечивали лучшую на то время защиту от бронебойных снарядов.

С 1945 по 1946 год создали больше чем 2300 ИС-3 , но танк оказался сырым, с большим количеством недостатков, из-за чего производство прекратили.

ИС-4

В 1944 году появилось первые опытные образцы Объект 701, отличающиеся очень серьёзной бронёй, практически неуязвимой для пушек того времени.

Сначала вместо ИС-4 на вооружение приняли ИС-3, но в 1946 году, когда третья модель оказалась полна недостатков, работы над четвёркой возобновились и в 1946 году ИС-4 взяли на вооружение армии Советского Союза.

Тяжёлый танк массой 60 тонн оказался ненадёжным и малоподвижным, а его броня стала слабой сразу после появления кумулятивных боеприпасов.

Всего выпустили 258 таких машин.

ИС-5

Имеет две версия, одна из которых никогда не выходила за пределы макета.

Вторая версия под обозначением Объект 730 стала прототипом ИС-8.

ИС-6

Начал разрабатываться в конце 1943 года как танк прорыва, превосходящий существующие. Существовало две версии, с привычной механической трансмиссией и с электромеханической, непривычной для нашей школы танкостроения.

Объект 252 с обычной трансмиссией не продемонстрировал ничего выдающегося по сравнению с ИС-4, уступив последнему в защите.

Объект 253 с электромеханической трансмиссией оказался ещё хуже, поскольку трансмиссия постоянно выходила из строя и имела внушительную массу.

ИС-7

Тяжёлый танк Объект 260, воплотивший всё лучшее из того, что было у советских конструкторов. Работы начались в 1945 году и завершились выпуском в 1947 году первых экземпляров.

Самый тяжёлый советский танк, его масса достигла 68 тонн. Щучий нос с толщиной листов брони в 150 мм, обтекаемая башня с лобовой частью в 210 мм, дизельный двигатель, развивающий 1050 л.с. и нарезное орудие С-70 калибра 130 мм.

ИС-7 оказался слишком тяжёлым, дорогом и сложным, в результате чего на вооружение не был принят. Зато послужил экспериментальной моделью для обкатки инженерных решений, применённых в будущем на других танках.

Один из наших читателей, игрок под ником WED67, прислал неплохой обзор танка ИС , который дополнит старую статью об этом тяжелом советском танке.

Тяжёлый танк 7 уровня ИС.

Здравствуйте! Сегодня я вам расскажу о тяжелом танке 7 уровня - . Мы узнаем историю танка, сравним с другими тт VII уровня, будет небольшая информация по пробитию этого танка и советы по игре исходя из личного опыта.

Историческая справка.

После вооружения 122-мм орудием ИС стал неприятными сюрпризом для немцев. Выпускался с октября 1943 по июнь 1945 года. Всего было выпущено 3483 танка модели ИС-2 и 107 танков модели ИС-1.

Вы, наверное, задались вопросом, в чем различие танка ИС-1 от ИС-2, ответ очень прост на танк ИС-2 было установлено доработанное орудие 122 мм Д-25Т различающиеся наконечниками.

ИС - "Иосиф Сталин" ,Советский тяжелый танк, являющийся, по сути, улучшенной версией КВ-1С:

  • подвижность больше соответствует среднему танку,
  • более скорострельное 122-мм орудие,
  • не очень толстая (хотя и рациональная) броня.

Теперь давайте сравним ИС с другими нациями и их технические характеристики.


Характеристики
ИС (СССР) T29 (США) PzKpfw VI Tiger (P) (Германия) PzKpfw VI Tiger (Германия) AMX M4 (1945) (Франция)

Прочность

Масса (т)

Мощность двигателя (л.с.)

Максимальная скорость (км/ч)

Скорость поворота (град/сек)

Бронирование корпуса (лоб/борта/корма в мм)

Бронирование башни (лоб/борта/корма в мм) 8

Урон базовым снарядом

Бронепробиваемость базовым снарядом (мм)

Скорострельность орудия (выстр/мин)

Скорость поворота башни (град/сек)

Обзор (м)

Дальность связи (м)

Тактика игры

Универсальный

Засады, деф.

Засадный танк

Танк поддержки

Танк поддержки

Достоинства танка ИС:
. Неплохая маневренность для тяжелого танка.
. Неплохое бронирование лба.
. Скорострельные и мощные орудия.
. Неплохая для советских танков дальность связи.

Недостатки танка ИС:
. Наименьшее бронепробитие топового орудия среди тяжелых танков 7 уровня.
. Тонкая броня лба башни.
. Плохой обзор.
. Малый боекомплект в топовой комплектации.

Уязвимые места и зоны пробития танка ИС.

Из увиденного мы понимаем, что танк хорошо пробивается в бока, потому, что толщина брони в боку всего 90 мм, такой же случай и с кормой. Но будьте осторожны, если противник оказался у вашей кормы, то это может повлечь неприятные обстоятельства, потому что сзади располагается двигатель (сердце танка) и прямое попадание в мотор, может вывести его из строя и после починки он будет работать на 60%, но также он может загореться, что куда неприятнее.

Куда пробить ИС, чтобы сделать больнее.

Итак, если вы встретились лоб в лоб с противником то будьте осторожны, ведь это самое бронированное место и процент пробития в него снижается. Нужно бить в нижний бронелист, это дает вам шанс вывести из строя Механика-водителя. Так же стоит стрелять в триплекс (для тех, кто не знает это место на скриншоте отмечено синим цветом), а если у вас мало жизни, и большая бронепробиваемость орудия, то вы можете попробовать стрельнуть в маску орудия ИСа, если вам повезет то вы сломаете орудие противника и танк не сможет стрелять определённое время и после починки модуля орудие утратит свою точность и скорость перезарядки, что даст вам шанс сделать 2 выстрела против 1 выстрела противника.

Если вы видите танк повернутый боком к вам, то тут у вас большой выбор. Если вы хотите обездвижить танк и тем самым дать шанс артиллерии ударить по врагу то стоит стрелять в «колесики» (они отмечены розовым цветом). Если вы хотите нанести урон танку то вы можете стрелять в моторный отсек или же в бок башни, где располагается боеукладка, при попадании в которую вы либо повредите её, увеличив скорость перезарядки противника, либо вообще взорвете вместе с танком.

Если вы видите, что танк стоит к вам кормой то смело стреляйте в двигатель или же в заднюю часть башни, которая отмечена розовым цветом, тем самым вы сможете вывести из строя командира. Если командир выведен из строя, то дальность обнаружения танков снижается.

Но будьте осторожны ведь в недавнем обновлении ввели новую систему пробития танка и в целом получения урона под названием «экранная защита», что усложняет пробитие танка.

И немного о тактике игры на ИС.

Как говорилось ранее, ИС - универсален, он обладает не плохой скоростью, хорошим бронированием и довольно «дамажным» орудием.


Тактика дэфа:

Вам нужно не высовываться и охранять артиллерию от легких танков-самоубийц и средних. Ничего сложного в этом нет! Вам просто надо найти хорошенькое местечко, где желательно вас не накроет «арта» и что бы вам было удобно стрелять по противникам.

  • досылатель,
  • улучшенная вентиляция (с помощью нее немного повысится скорость перезарядки, поворота башни, разворота и разгона),
  • просветленную оптику, для небольшого увеличения обзора.

Тактика «раш»:

Для этой тактики есть 2 положения:

  1. если вы топ в команде и вам существенно повезло
  2. вы в середине или вообще в конце списка и воевать вам придеться, с маусами да с ИС-7.

В первом случае вам стоит ехать первым и показывать мощь своего танка но это не значит, что вам надо врываться на первых же секундах на базу противников и всех «карать» потому что у вас это не получится - вас потихоньку загрызут. Вы же тяжелый танк, просто если вы в «топе» то вы всех пробиваете, но не все пробивают вас и покарать на пол жизни вас не смогут, следовательно, прощаются многие ошибки. Увы, чего я не могу сказать, если вы находитесь в середине списка, когда арта VI уровня вас может серьезно покалечить и то вы не всех пробиваете.

Но не огорчайтесь! Выход всегда есть, просто нужно следовать простым правилам:

  1. Не ехать вперед братьев по команде, у которых больше жизней, крепче броня, чем у вас.
  2. Не совершать глупых ошибок. Например выехал из укрытия стрельнул по врагу и увидел что у него жизней мало и обратно не заехал тот выстрелил в тебя, арта накрыла и все: «пиши, пропало».
  3. Не надо гнаться за «фрагами» это может повлечь к ситуации №2.

Для такой тактики я вам посоветую обязательно ставить досылатель и подбой. Танк будет немного быстрее стрелять (учитывая и без того высокую скорострельность орудий) и получать меньше повреждений от фугасов. В третий слот лучше всего поставить приводы наводки, чтобы быстрее свестись на вражеском танке.

ИС - серия советских тяжёлых танков выпуска 1943-1953 гг. Аббревиатура ИС означает «Иосиф Сталин» - в честь И. В. Сталина .

  • ИС-1 (Объект 237) - советский тяжёлый танк периода Великой Отечественной войны. Индекс 1 соответствует первой серийной модели танка этого семейства. В годы Великой Отечественной войны вместе с обозначением ИС-1 на равных использовалось название ИС-85, в этом случае индекс 85 означает калибр основного вооружения машины. Все 130 выпущенных танков ИС-1 не имели между собой значительных конструктивных отличий, поэтому этот серийный танк, согласно официальным документам и по данным военно-исторических источников, не имеет модификаций.
  • ИС-2 (Объект 240) - советский тяжёлый танк периода Великой Отечественной войны. В годы Великой Отечественной войны вместе с обозначением ИС-2 на равных использовалось название ИС-122, в этом случае индекс 122 означает калибр основного вооружения машины. ИС-2 являлся самым мощным и наиболее тяжелобронированным из советских серийных танков периода войны, и одним из сильнейших танков на то время в мире. Танки этого типа сыграли большую роль в боях 1944-1945 годов, особенно отличившись при штурме городов.
  • ИС-3 (Объект 703) - советский тяжёлый танк периода конца Великой Отечественной войны и послевоенного периода. Индекс 3 соответствует третьей серийной модели танка этого семейства. Из-за характерной формы верхней лобовой части корпуса получил прозвище «Щука».
  • ИС-4 (Объект 701) - советский тяжёлый танк периода после Великой Отечественной войны. Индекс 4 соответствует четвертой серийной модели танка этого семейства, принят на вооружение в 1947 году.
  • ИС-5 (Объект 730) - проект советского тяжёлого танка. Индекс 5 соответствует номеру модели танка этого семейства. В 1949 году была выпущена установочная партия из 10 машин. В 1952-1953 годах переименован в ИС-8, 28 ноября 1953 года принят на вооружение и был повторно переименован в Т-10
  • ИС-6 (Объект 252) - опытный советский тяжёлый танк. Индекс 6 соответствует номеру модели танка этого семейства. Танки на вооружение не были приняты.
  • ИС-7 (Объект 260) - опытный советский тяжёлый танк. Индекс 7 соответствует номеру модели танка этого семейства. Работы над танком начались весной 1945. Прототипы испытывались в 1946 и 1947 годах, было создано шесть прототипов. В 1948 прошел государственные испытания. Выпуск ограничился незначительным числом предсерийных машин, произведённых в 1949 году. Имел хорошую бронезащиту. Мощнейший танк своего времени и самый тяжёлый среди советских танков. На вооружение Советской Армии не принимался.
  • ИС-8 (Т-10) - советский тяжёлый танк периода после Великой Отечественной войны. Индекс 8 соответствует номеру модели танка этого семейства. Разработка модели началась в 1949 году. Принят на вооружение под индексом Т-10. Состоял на вооружении Советской Армии в течение 40 лет, последние Т-10 были сняты с вооружения уже Российской Армии только в 1993 году.