Для решения определенных боевых задач и эксплуатации в некоторых условиях артиллерийские орудия должны отличаться не только высокими огневыми характеристиками, но и удобством транспортировки. Облегченные орудия большого калибра представляют большой интерес для различных армий, что приводит к появлению соответствующих новых проектов. Не так давно на международном рынке легких буксируемых гаубиц появилось новое предложение – орудие AH4 китайского производства.

Новый проект перспективного артиллерийского вооружения, имеющего ряд характерных черт, был создан конструкторам корпорации NORINCO – ведущего китайского разработчика и производителя вооружений и техники. Целью работ было создание новой буксируемой системы калибра 155 мм с уменьшенными габаритами и массой, способными значительно облегчить транспортировку орудия по различным дорогам и по пересеченной местности. По имеющимся данным, проект AH4 изначально создавался с учетом вывода на международный рынок. Таким образом, орудие нового типа является исключительно экспортным образцом и не предназначается для поставок китайским вооруженным силам.

О существовании проекта AH4 стало известно в 2012 году. В середине 2014 года, когда был опубликован первый фотоснимок перспективного орудия. На фотографии гаубица была запечатлена в транспортном положении на специальном трейлере. В ноябре того же года корпорация NORINCO приняла участие в одной из китайских военно-технических выставок, представив ряд уже известных и новых разработок. Среди прочих образцов оружия и техники на этой выставке впервые публично показали полноценный образец перспективного орудия. В дальнейшем изделие AH4 неоднократно демонстрировалось на различных выставках и салонах, однако до недавнего времени перспективы разработки не уточнялись.

Гаубица AH4 на выставке Airshow China 2014.

В середине июля 2016 года компания-разработчик рассказала о получении требуемых результатов. Согласно официальному сообщению NORINCO, к лету 2016 года были завершены все проектные работы, а также проведены все необходимые испытания. Кроме того, были подготовлены производственные линии, необходимые для выпуска серийных орудий. Сборка серийного вооружения могла начаться в любой момент, сразу после получения соответствующего заказа. При этом, однако, на момент публикации подобных новостей сведения о заказах на гаубицы AH4 отсутствовали.

С точки зрения общей концепции китайское орудие NORINCO AH4 нередко именуют аналогом американской буксируемой гаубицы BAE M777 , уже находящейся в серийном производстве и состоящей на вооружении нескольких стран. В то же время, несмотря на сходство идей, лежащих в основе двух проектов, образцы имеют массу заметных отличий. Два орудия различаются как по своей конструкции, так и с точки зрения примененных материалов. Подобная ситуация вполне понятна и объяснима: конструкторы двух разных компаний имели схожие цели, но достигали их разными способами.

Быстрая переброска орудия на требуемую огневую позицию должна осуществляться при помощи лафета с колесным ходом. С целью облегчения транспортировки гаубицы в сложных условиях была разработана облегченная конструкция лафета, способная обеспечить требуемую устойчивость во время стрельбы. Одновременно с этим лафет имеет минимально возможные размеры, но обеспечивает решение всех поставленных задач.

Основой лафета орудия AH4 является опорная платформа сравнительно большого размера, к которой крепятся все остальные агрегаты, в том числе станины и колесный ход и устройства крепления качающейся артиллерийской части. В передней части платформы предусматриваются шарнирные крепления для двух качающихся балансиров колесного хода. При переходе из транспортного положения в боевое и наоборот балансиры с колесами могут перемещаться вверх или вниз, опуская платформу на грунт или поднимая ее. При движении гидропневматическая система, отвечающая за перемещение балансиров, выполняет функции амортизатора, обеспечивающего мягкий ход.

Первое опубликованное изображение орудия.

На бортах платформы, непосредственно за колесами, имеются выступающие агрегаты, являющиеся основой передних станин. Станины состоят из двух частей: одна является элементом платформы, тогда как вторая устанавливается на ней шарнирно. В боевом положении подвижная часть станины поворачивается вперед и вбок. При переводе в походное положение это устройство разворачивается назад и закрепляется у борта платформы. Для распределения веса орудия на грунт используются сравнительно небольшие плоские опоры без сошников.

В задней части платформы имеются еще два неподвижных основания станин. В связи с некоторыми особенностями компоновки лафета эти устройства располагаются под углом к грунту, с подъемом задней части. Основания станин имеют шарниры для монтажа качающихся устройств. Качающиеся агрегаты задних станин выполнены в виде крупных коробчатых деталей, оснащенных широкими сошниками. При опускании станин на грунт сошники обеспечивают упор в грунт. Кроме того, при переводе в боевое положение в контакт должны входить гидравлические амортизаторы, частично гасящие импульс отдачи.

На опорной платформе лафета имеется ось для монтажа опоры артиллерийской части. За выполнение горизонтальной наводки отвечает U-образное устройство с креплениями для цапф на боковых стойках. Конструкция опоры и ее приводов позволяет вести огонь в горизонтальном секторе шириной 22,5°. Также обеспечивается изменение углов возвышения в пределах от -3° до +72° . Управление наводкой осуществляется при помощи механизмов с гидравлическими приводами. Контроль за подобными процессами осуществляется с пульта на рабочем месте наводчика.

Качающаяся артиллерийская часть гаубицы AH4 состоит из собственно орудия и набора устройств для его монтажа на лафете. Интересной особенностью компоновки качающейся части является смещение цапф максимально назад, на уровень казенника орудия. Это позволяет в определенной мере упростить вертикальное наведение, а также облегчить конструкцию лафета. Соединение орудия с лафетом осуществляется при помощи нескольких поперечных деталей-обойм и продольных балок. Последние контактируют с механизмами наводки и опорами.

Лафет отличается упрощенной и облегченной конструкцией.

Главным элементом перспективной гаубицы является нарезной ствол калибра 155 мм длиной 39 калибров (6045 мм). Ствол оснащается развитым многокамерным дульным тормозом и скрепляется с затворной группой. Предусмотрено использование гидропневматических противооткатных устройств. Казенная часть орудия находится между продольными балками качающейся части, что определяет специфическую эргономику процесса заряжания.

Слева от орудия на качающейся установке помещается прицельное оборудование, позволяющее атаковать цели как прямой наводкой, так и при стрельбе с закрытых позиций. Прицел помещается непосредственно над пультом наводчика, при помощи которого осуществляется контроль за работой приводов наведения.

Утверждается, что перспективная буксируемая гаубицы NORINCO AH4 способна использовать всю существующую номенклатуру 155-мм артиллерийских снарядов китайского и зарубежного производства. В частности, обеспечена полная совместимость с выстрелами, соответствующими стандартам НАТО . Таким образом, эксплуатант орудий может применять любые доступные снаряды соответствующего калибра. Тип боеприпаса, соответственно, следует выбирать с учетом поставленных боевых задач.

Вместе с «традиционными» осколочно-фугасными и иными снарядами орудие способно использовать боеприпасы новых типов. В течение последних лет китайская оборонная промышленность разработала и предложила заказчикам несколько новых изделий с различными особенностями. Вместе с орудием заказчик может приобрести корректируемые снаряды с наведением по сигналам спутниковой навигации или снаряд GP6 с наведением на цель, подсвечиваемую лазером. В последнем случае, как утверждается, орудие способно с дистанции до 25 км поразить стационарную или движущуюся цель с вероятностью до 90%.

Орудие на огневой позиции.

Облегченная буксируемая гаубица AH4 имеет боевую массу на уровне 4,5 т , что позволяет транспортировать ее при помощи различных тягачей. Кроме того, имеется возможность перевозки орудия военно-транспортной авиацией. В частности, некоторые из существующих вертолетов китайской или зарубежной постройки могут переносить гаубицу на внешней подвеске. Согласно опубликованным данным, после прибытия на указанную позицию расчету из семи человек требуется не более 3 минут для развертывания гаубицы. Перевод в походное положение для убытия с позиции занимает около 2 минут . Ввиду отсутствия собственных укладок на лафете перевозка боекомплекта возлагается на транспортную технику, в первую очередь, на артиллерийский тягач.

Характерной особенностью нового орудия является нетрадиционная конструкция лафета, упрощающая развертывание на огневой позиции и сокращающая массу гаубицы при сохранении прочих характеристик. В боевом положении орудие опирается на сравнительно крупную основную платформу, а дополнительная стабилизация обеспечивается двумя боковыми опорами и задними станинами, оснащенными амортизаторами и сошниками. Несколько точек опоры, в том числе зарывающихся в грунт, амортизаторов и дульного тормоза позволяет обеспечить приемлемую стабильность положения гаубицы во время стрельбы.

Отсутствие автоматики заряжания и сравнительно большая масса 155-мм раздельных выстрелов накладывает определенные ограничения на скорострельность, однако этот параметр все же отвечает современным требованиям. Натренированный расчет может в течение небольшого времени показывать темп стрельбы до 5 выстрелов в минуту. При длительном ведении огня скорострельность падает до 2 выстрелов в минуту.

При стрельбе стандартными снарядами различного назначения максимальная дальность выстрела достигает 25 км . При этом могут использоваться как обычные «болванки», так и управляемые снаряды. Также китайскими специалистами не так давно были созданы несколько новых снарядов активно-реактивного типа. Наличие донного газогенератора оптимизирует аэродинамику снаряда, что позволяет получить дальность стрельбы до 30 км. По некоторым данным, последние китайские активно-реактивные снаряды показывают еще более высокие характеристики. Их дальность стрельбы достигает 40 км, хотя точность попадания на таких дистанциях может ухудшаться.

Гаубица в положении для стрельбы прямой наводкой.

Новейшая китайская легкая гаубица NORINCO AH4 считается прямым аналогом американского орудия M777. Более того, некоторые особенности конструкции двух образцов позволяют предполагать, что китайские оружейники, как минимум, учли зарубежный опыт. Так, использованы схожие средства распределения веса и отдачи на грунт, а также применена аналогичная система установки тела орудия. Известно, что компания BAE Systems при создании своего орудия активно использовала алюминий и титан, позволившие резко сократить массу конструкции. Вероятно, китайские конструкторы тоже использовали более легкие материалы и сплавы, что позволило получить соответствующие результаты. Тем не менее, по массе AH4 уступает M777: американское орудие весит 4,2 т против 4,5 т китайского.

С точки зрения заявленных боевых качеств перспективное орудие китайской разработки не уступает основному зарубежному конкуренту. Согласно известным данным о возможностях AH4, гаубица способна отправить обычный снаряд на 24 км, активно-реактивный – на 30 км, а изделия последних моделей могут лететь на 40 км. Схожие характеристики показывает и M777. При этом должны присутствовать заметные отличия.

Согласно последним сообщениям компании-разработчика, проект AH4 прошел стадию разработки и испытаний. Легкая буксируемая гаубица уже подтвердила свои возможности и теперь готова к началу серийного производства. Проект изначально разрабатывался с целью вывода на международный рынок, из-за чего Народно-освободительная армия Китая до сих пор не проявила свой интерес к ней и вряд ли сделает это в будущем. Что касается потенциальных заказчиков в лице зарубежных армий, то сведения на их счет пока отсутствуют. В ходе прошлых выставок военные третьих стран проявляли интерес к новому оружию, однако, насколько известно, никто пока не пожелал подписать твердый контракт на поставку артиллерии.

Для решения разных боевых задач современным армиям нужны вооружения с различными специфическими особенностями. В частности, в последние годы явно проявилась тенденция к повышению потенциала гаубиц крупного калибра с минимально возможным весом. Ответом на такой вызов должна стать новейшая китайская буксируемая система NORINCO AH4. Несколько месяцев назад компания-разработчик этого орудия завершила все требуемые работы, и теперь принимает заказы на поставку серийного оружия. Тем не менее, насколько известно, пока перспективная легкая гаубица не стала предметом какого-либо контракта.

Полевая гаубица «10,5-сm Leichte Feldhaubitze 16» выпускалась фирмой «Krupp»на базе лафета «7,7-сm FK-16» и была принята на вооружение в 1916 г. Служившие в Бельгии пушки, после захвата ее Вермахтом, получили обозначение «10,5-сm leFH 327 (b)». К началу войны Вермахт имел 7 076 орудий. ТТХ гаубицы: калибр – 105 мм; длина ствола – 2,3 м; масса орудия — 1,5 т; масса снаряда – 14,8 кг; скорострельность – 4 — 5 выстрелов в минуту; начальная скорость – 395 м/с; максимальная дальность – 9,2 км.

Легкая полевая гаубица «leFH-18» – результат модернизации пушки «leFH-16» фирмой «Rheinmetall». Она была принята на вооружение в 1935 г. Гаубица имела раздельное гильзовое заряжание и шесть разных зарядов, позволяющих контролировать начальную скорость и дальность полета снаряда. Она имела дереянные или штампоанные металлические колеса. Кроме буксируемых, выпускались также и самоходные варианты орудия. Гаубица поставлялась в Болганию (166 шт.), Венгрию, Испанию, Финляндию (105-H-33, 53 шт.), Швецию (Haubits m/39, 18 шт.). Известна модификация гаубицы под обозначением «leFH-18/40», которая выпускалась с 1942 г. Она состояла из лафета орудия «7,5-cm PaK-40» и ствола гаубицы «leFH-18M». Оригинальные колёса от орудия «PaK-40» были слишком маленькими по размеру, и их заменили более крупными стальными колёсами. Также был установлен оригинальный дульный тормоз. Орудие использовалось в Финляндии под обозначением «105 H 33-40». Всего было выпущено 11 848 орудий «leFH-18» и 10 265 орудий «leFH-18/40».

Легкая гаубица «LeFH-18М» принята на вооружение в 1941 г. на замену «10,5-сm leFH 18», хотя их характеристики и были идентичны. В отличие от предшественницы гаубица имела дульный тормоз и сменный вкладыш ствола. Пушкой был вооружен самоходный артиллерийский автомобиль «SdKfz-124 Wespe». Орудие использовалась в Финляндии и Югославии. Всего было выпущено не менее 7 тысяч орудий. ТТХ гаубицы: калибр – 105 мм; масса – 1,9 т; длина ствола – 3.3 м; масса снаряда — 14,8 — 15,7 кг; скорострельность – 6 выстрелов в минуту; начальная скорость – 540 м/с; дальность стрельбы – 12 км.

Орудие производилось фирмой «Rheinmetall» с 1908 г. Всего было построено 8 орудий. Пушка использовалась в Норвегии под обозначением «120 Н/13», а также по лицензии выпускалась в Бельгии. Захваченные Вермахтом орудия имели индекс «12-сm leFH 375». ТТХ гаубицы: калибр – 120 мм; масса – 1,4 т; длина ствола – 2,4 м; масса снаряда – 20 кг; начальная скорость – 300 м/с; максимальная дальность стрельбы – 6 км.

Полевая гаубица «15-сm SFH 13 L/14» была разработана фирмой «Krupp» и принята на вооружение в 1914 г. Известны две модификации гаубицы: «LG. sFH-13» (удлиненный ствол) и «LG.sFH-13/02» (упрощенное производство). По репарациям после Первой мировой войны гаубица была передана Бельгии и Нидерландам. Использовалась также и в Турции. Захваченные Вермахтом орудия имели обозначение 15 см SFH 409 (б) и 406 (h). В 1943 г. 12 орудий было устанолено на САУ. Всего было выпущено 3,4 тысячи орудий. ТТХ гаубицы: калибр – 149,1 мм; длина – 2,5 м; длина ствола – 2,1 м; масса – 2,3 т; масса снаряда – 42 кг; скорострельность – 3 выстрела в минуту; начальная скорость – 381 м/с; дальность стрельбы – 8,6 км.

Гаубица «sFH-18» была разработана набазе «15-cm sFH-13» и серийно выпускалась фирмами «Krupp» и «Rheinmetall» с 1934 г. Существовало три модификации орудия: «15-cm sFH 18-M», «15-cm sFH-18/40», «15-cm sFH-18/43». Орудие также использовалось для постройки САУ Sd.Kfz.165 «Hummel». Колеса у орудий для мехтяги имели двойные резиновые шины, а для конной тяги — железные шины. Скорость движения гаубицы при раздельной возке: на мехтяге — до 60 км/ч, а на конной тяге восьмеркой лошадей — 8 км/ч. Перевод из походного положения в боевое, при нераздельной возке, совершался за 3 — 4 минуты, а при раздельной возке — за 5 — 7 мин.

В боекомплект гаубицы входили почти два десятка типов снарядов, в т.ч. и с ракетным усорителем. Орудие использовалось в Нидерландах под обозначением «150 Н/40», в Финляндии – «150-mm howitzer model 1940». Всего было выпущено 5,4 тысячи орудий. ТТХ гаубицы: калибр – 149,1 мм; масса – 5,5 т; длина – 7,8 м; ширина – 2,2 м; высота – 1,7 м; длина ствола – 4,4 м; масса снаряда – 43 — 45 кг; скорострельность – 4 выстрела в минуту; начальная скорость – 210 — 512 м/с; дальность стрельбы – 13 км.

Гаубица-пушка 17-cm K.Mrs.Laf -18

Тяжелая полевая гаубица-пушка «17-cm K.Mrs.Laf-18» была создана в 1939 — 1940 гг. совместно фирмами «Krupp» и «Hanomag». Орудие было принято на вооружение в 1941 г. Ствол состоял из свободной трубы с кожухом и был наложен на лафет мортиры «21-cm Mrs.18». Дульного тормоза не было. Затвор горизонтальный клиновой. Заряжание раздельно-гильзовое с 4-мя зарядами. Орудие перевозилось раздельно с помощью тягачей «Sd.Kfz-8» со скоростью 20 км/ч. На короткое расстояние пушку можно было перевозить со стволом, наложенным на лафет, со скоростью 4 — 6 км/ч. Всего было выпущено 338 орудий. ТТХ гаубицы: калибр – 172,5 мм; масса в походном положении – 23,3 т, в боевом – 17,5 т; длина ствола – 8,5 м; масса снаряда: бронебойного — 71 кг, осколочно-фугасного — 68 кг, начальная скорость снаряда – 860-925 м/с; скорострельность – 40 выстрелов в час; дальность стрельбы – 29 — 31 км; живучесть ствола — 1500 выстрелов; время перехода из походного положения в бевое – 15 минут; расчет – 15 человек.

Мортира выпускалась фирмой «Krupp» с 1916 г. и состояла на вооружении в Германии, Нидерландов, Финляндии и Швеци. Она была разработана на базе гаубицы 21 см Mörser 10, вследствие чего новое орудие получило более длинный ствол, щитовое прикрытие и резиновую окантовку колес. Для уменьшения давления на почву колеса оснащались, обрамленными для жесткости металлической рамкой, широкими дубовыми пластинами. Мортира могла буксироваться разобранная на две части конной тягой, или собранная на механичекой тяге. В 1934-1935 гг. орудие было модернизировано: щитовое прикрытие стало съемным, усовершенствован лафет и прицепные устройства, подрессорен ход. Кначалу войны на вооружении находилось 27 орудий. ТТХ гаубицы: калибр – 211 мм; масса орудия – 9,2 т; длина ствола – 2,6 м; масса ствола с затвором – 2,8 т; скорострельность – 1 выстрел за 2 минуты; масса снаряда 210x231R — 113-120 кг; длина снаряда – 0,9 м; начальная скорость – 393 м/с; максимальная дальность стрельбы – 11 км; высота линии огня – 1,6 м; скорость транспортировки по шоссе – 20 км/ч; расчет – 15 человек.

Мортира «21-cm Mrs-18» была разработана и выпускалась в 1937-1945 гг. фирмой «Krupp». На вооружение мортира поступила в 1939 г. Особенностью устройства мортиры являлось применение двойного отката: ствол откатывался по люльке, а люлька вместе со стволом и верхним станком по нижнему станку лафета, чем достигалась хорошая устойчивость мортиры при стрельбе. Стрельба мортиры велась с поддона. Транспортирование мортиры производилось механической тягой.

В походном положении мортира перевозилась на двух подрессоренных повозках лафетной и ствольной со скоростью до 20 км/ч. На короткие дистанции со скоростью не выше 4-6 км/час допускалась возка мортиры в нераздельном виде. Заряжание раздельно-гильзовое с 6-ю зарядами. Орудие также служило в береговой обороне. Трофейные мортиры использовалисть в СССР. Всего было выпущено 711 орудий. ТТХ мортиры: калибр – 211 мм; длина ствола – 6 м; масса в походном положении – 17,9 т, в боевом – 16,7 т; масса снаряда – 113-121 кг; начальная скорость снаряда – 569 м/с; скорострельность – 2 выстрела в минуту; дальность стрельбы – 16,7 км; расчет 15 человек; время перевода орудия из походного в боевое положение – 30 минут.

240-мм осадная гаубица «Kannone-3 (К-3)» выпускалась фирмой «Krupp» и была принята на вооружение в 1939 г. В гаубице был применен механизм двойного отката. Для транспортировки орудие разбиралось на шесть частей. В комплектацию гаубицы входил электрический генератор, который также использовался при сборке орудия, посредством питания электрических лебедок. Конструкция орудия была оснащена рампами и лебедками, станина упрощала процесс развертывания пушки на позиции и переход ее в походное положение. Всего было построено 14 орудий. ТТХ гаубицы: калибр – 238 мм; длина ствола – 13,1 м; масса орудия – 54,9 т; масса снаряда – 151,4 кг; начальная скорость – 970 м/с; скорострельность – 1 выстрел за 5 минут; максимальная дальность стрельбы – 37,5 км; время перехода из походного в боевое положение – 1,5 часа; расчет – 25 человек.

Сверхтяжелая гаубица «28-сm Haubitze L/12» была построена фирмой «Krupp» до Первой мировой войны. Для транспортировки разбиралась на 4 части, каждая из которых перевозилась на трехосном прицепе. Для сборки орудия необходимо было 3-4 дня. Подачу боеприпасов обеспечивал специальный кран.

В войне использовалсь 2 орудия. ТТХ гаубицы: калибр – 283 мм; длина ствола – 3,4 м; масса – 50,3 т; масса снаряда – 350 кг; скорострельность – 1 выстрел за 4 минуты; начальная скорость – 350 м/с; максимальная дальность стрельбы – 10 км.

Гаубица производства фирмы «Rheinmetall» была принята на вооружение в 1939 г. Она представляла собой увеличенное орудие «24-сm Kanone-3». Гаубица имела двойную систему отката ствола. Для транспортировки гаубица разбиралась на 6 частей и перевозилась на 18-тонных прицепах, которые буксировались полугусеничными тягачами. Седьмой тягач перевозил козловой кран для сборки орудия. Время сборки гаубицы – 2 часа. Всего было построено 8 орудий. ТТХ гаубицы: калибр – 356 мм; длина ствола – 8 м; масса – 75 т; масса снаряда – 575 кг; масса ВВ – 234 кг; начальная скорость – 570 м/с; скорострельность – 1 выстрел за 4 минуты; максимальная дальность стрельбы – 20,8 км.

Тяжелая осадная гаубица 42-cm Gamma Mörser

Гаубица была построена на заводах фирмы «Krupp» в 1909-1912 гг. и являлась увеличенным вариантом 305-мм гаубицы «Beta-Gerät». Из 10 построенных орудий «Gamma Mörser» оказалась единственным уцелевшим орудием к началу войны и служила Вермахте в 1937-1945 гг. Орудие требовало установки на бетонный фундамент. Около недели уходило на его создание, 4-7 дней монтировалась и сама гаубица с применением рельсового подъемного крана. Гаубица перевозилась по железной дороге в разобранном виде на 10 платформах. ТТХ гаубицы: калибр – 420 мм; длина ствола – 6,7 м; масса — 140 т; масса бетонобойного снаряда – 1 т; масса заряда – 77 кг; скорострельность – 1 выстрел за 10 минут; начальная скорость снаряда – 420 м/с; максимальная дальность стрельбы – 14 км; расчет – 250 человек.

Создания


Версаль - название, которое в 1920-е гг. ассоциировалось прежде всего не с роскошным дворцовым комплексом в окрестностях Парижа, а с мирным договором 1918 г. Одним из итогов Первой мировой войны была ликвидация военного могущества Германии. Об этом победители позаботились. Особое внимание уделили артиллерии. Германии было запрещено иметь тяжелую артиллерию, а в парке полевой оставили лишь два типа артсистем - 77-мм пушки F.K. 16 и 105-мм легкие гаубицы le.F.H. 16. При этом количество последних ограничивалось 84 единицами (из расчета 12 единиц на каждую из семи дивизий рейхсвера), а боезапас к ним не должен был превышать 800 снарядов на ствол.

Гаубица le.F.H. 18, изготовленная в 1941 г.

Подобное решение противоречило опыту, накопленному германской армией во время Великой войны. К началу боевых действий полевая артиллерия германских дивизий (так же, как и французских и русских) состояла, главным образом, из легких пушек, идеально подходивших для маневренной войны. Но переход боевых действий в позиционную фазу вскрыл все недостатки этих артиллерийских систем, прежде всего настильную траекторию огня и малую мощность снаряда, что в совокупности не позволяло эффективно поражать полевые укрепления. Германское командование быстро извлекло уроки, оперативно оснастив войска полевыми гаубицами. Если соотношение количества пушек к гаубицам в 1914 г. составляло 3:1, то в 1918 г. - только 1,5:1. Версальский же трактат означал откат назад не только в абсолютном количестве гаубиц, но и в удельном весе этих орудий в артиллерийском парке рейхсвера. Естественно, подобная ситуация никоим образом не устраивала военное руководство Германии. Уже в середине 1920-х гг. ясно осознавалась необходимость если не количественного, то качественного улучшения артиллерии, тем более что гаубица le.F.H.16 постепенно устаревала.

Версальский договор разрешил Германии текущее производство некоторого количества артсистем для восполнения потерь вследствие износа. Касательно 105-мм гаубиц это количество определялось в 14 орудий в год. Но важными были не количественные показатели, а сама принципиальная возможность сохранять артиллерийскую промышленность. При фирмах «Крупп» и «Рейнметалл» существовали конструкторские бюро, но их деятельность сковывало присутствие инспекторов Межсоюзнической военной контрольной комиссии. Эта комиссия официально закончила свою работу 28 февраля 1927 г. Таким образом, путь к созданию новых артсистем был открыт, и 1 июня того же года Отдел вооружений сухопутных войск (Heerswaffenamt) принял решение о начале разработки усовершенствованного варианта le.F.H. 16.

Работы над гаубицей велись концерном «Рейнметалл». Практически сразу стало ясно, что орудие будет по-настоящему новым, а не просто модификацией предыдущего образца. Главные усовершенствования были продиктованы требованиями военных увеличить дальность стрельбы и угол горизонтальной наводки. Для решения первой задачи применили ствол большей длины (первоначально 25 калибров, а в окончательном варианте - 28 калибров). Вторую задачу решили, применив лафет новой конструкции, базировавшийся на аналогичном узле не пошедшей в серию 75-мм дальнобойной пушки WFK.

К 1930 г. разработка новой гаубицы была завершена, и начались испытания. И проектирование, и испытания проводились в обстановке строгой секретности. Дабы замаскировать факт создания новой артсистемы, ей дали официальное наименование 10,5 cm leichte Feldhaubitze 18 - 10,5-см легкая полевая гаубица обр. 1918 г., или сокращенно le.F.H. 18. Официально же орудие приняли на вооружение 28 июля 1935 г.

Первый вариант

Валовое производство гаубиц le.F.H. 18 началось в 1935 г. Поначалу его осуществлял завод «Рейнметалл-Борзиг» в Дюссельдорфе. Впоследствии выпуск гаубиц наладили на предприятиях в Борсигвальде, Дортмунде и Магдебурге. К началу Второй мировой войны вермахт получил свыше 4000 le.F.H. 18, а максимальное месячное производство составило 115 единиц. Представляется интересным сопоставить трудоемкость изготовления и стоимость полевых орудий, производимых в то время в Германии.

Как видим, по экономическим показателям le.F.H. 18 существенно превосходила не только более тяжелые артсистемы (что вполне логично), но и даже 75-мм пушку.

Ствол новой гаубицы был длиннее, чем у предшественницы (le.F.H.16), на 6 калибров. Его длина составляла 28 калибров (2941мм). То есть по этому показателю le.F.H. 18 вполне можно отнести к гаубицам-пушкам. В конструктивном отношении ствол представлял собой моноблок с навинченной затворной частью. Затвор - клиновой горизонтальный. Нарезка ствола правосторонняя (32 нареза). Противооткатное устройство - гидравлическое (накатник - гидропневматический).

Благодаря более длинному стволу удалось существенно улучшить баллистические характеристики: начальная скорость снаряда при применении самого мощного заряда составила 470 м/с против 395 м/с у le.F.H. 16. Соответственно возросла и дальность стрельбы - с 9225 до 10675 м.

Как уже отмечалось, в le.F.H. 18 использовали лафет с раздвижными станинами. Последние имели клепаную конструкцию, прямоугольное сечение и оборудовались сошниками. Применение такого лафета позволило увеличить угол горизонтальной наводки по сравнению с le.F.H. 16 в 14(!) раз - с 4 до 56°. Немного увеличился и угол горизонтальной (так в тексте, речь идёт об угле вертикальной наводки, прим. ВВС) наводки - до + 42° против + 40°. В предвоенные годы такие показатели считались вполне приемлемыми для гаубиц. Как известно, за все приходится платить. Вот и за улучшение огневых данных пришлось заплатить весом. Масса le.F.H. 18 в походном положении возросла по сравнению с предшественницей более чем на шесть центнеров и достигла почти 3,5 т. Для такого орудия как нельзя более подходила механическая тяга. Но автомобильная промышленность не поспевала за росшим, словно на дрожжах, вермахтом. Поэтому основным средством транспортировки большинства легких гаубиц была шестиконная упряжка.

Переправа гаубицы le.F.H. 18 по понтонному мосту, Западная Европа, май-июнь 1940 г.

Первые серийные le.F.H. 18 комплектовались деревянными колесами. Затем их сменили литые колеса из легкого сплава диаметром 130 см и шириной 10 см, с 12 отверстиями облегчения. Колесный ход был подрессорен и оборудовался тормозом. Колеса гаубиц, буксируемых конной тягой, снабжались стальными шинами, поверх которых иногда надевали резиновые ленты. Для батарей на механической тяге применялись колеса со сплошными резиновыми шинами. Такое орудие буксировалось (без передка) полугусеничным тягачом со скоростью до 40 км/ч. Отметим, что для артиллерии на конной тяге нужен был целый день марша, чтобы преодолеть те же 40 км.

Кроме базового варианта для вермахта была подготовлена и экспортная модификация, заказанная в 1939 г. Нидерландами. Голландская гаубица отличалась от германской чуть меньшим весом и еще более увеличенными углами обстрела - до +45° в вертикальной плоскости и 60° в горизонтальной. Кроме того, она была приспособлена для стрельбы боеприпасами голландского образца. Из-за загруженности предприятий «Рейнметалл» производство гаубиц на экспорт осуществлял завод концерна «Крупп» в Эссене. После оккупации Нидерландов в 1940 г. около 80 гаубиц было захвачено немцами в качестве трофеев. После смены стволов их приняли на вооружение вермахта под обозначением le.F.H. 18/39.

Боекомплект

Для стрельбы из 105-мм гаубицы le.F.H. 18 применялись шесть зарядов. В таблице приведены данные при стрельбе стандартным осколочно-фугасным снарядом весом 14,81 кг.

В боекомплект гаубицы входила довольно широкая гамма снарядов различного назначения, а именно:
- 10,5 cm FH Gr38 - стандартный осколочно-фугасный снаряд массой 14,81 кг с зарядом тринитротолуола (ТНТ) весом 1,38 кг;
- 10,5 cm Pzgr - первый вариант бронебойного снаряда весом 14,25 кг (вес ТНТ 0,65 кг). Для стрельбы применялся заряд № 5. Начальная скорость составляла 395 м/с, эффективная дальность прямого выстрела - 1500 м;
- 10,5 cm Pzgr rot - модифицированный бронебойный снаряд с баллистическим наконечником. Вес снаряда 15,71 кг, ВВ - 0,4 кг. При стрельбе зарядом № 5 начальная скорость составляла 390 м/с, бронепробиваемость на дистанции 1500 м при угле встречи 60° - 49 мм;
- 10,5 cm Gr39 rot HL/A- кумулятивный снаряд весом 12,3 кг;
- 10,5 cm FH Gr Nb - первый вариант дымового снаряда весом 14 кг. При взрыве давал облако дыма диаметром 25-30 м;
- 10,5 cm FH Gr38 Nb - усовершенствованный дымовой снаряд весом 14,7 кг;
- 10,5 cm Spr Gr Br - зажигательный снаряд весом 15,9 кг;
- 10,5 cm Weip-Rot-Geshop - агитационный снаряд весом 12,9 кг.

Расчет немецкой гаубицы 10,5 cm leFH18 ведет обстрел Константиновского форта, защищавшего вход в Севастопольскую бухту. Вдалеке справа - Владимирский собор в Херсонесе. Дома вокруг - микрорайон Радиогорка.

Усовершенствованные модификации

Опыт первых месяцев Второй мировой войны наглядно показал, что легкие гаубицы le.F.H.18 представляют собой вполне эффективное . Но при этом в рапортах с фронта встречались нарекания на недостаточную дальность стрельбы. Простейшим решением этой проблемы было увеличение начальной скорости снаряда за счет использования более мощного метательного заряда. Но это обусловило необходимость уменьшить силу отката. Как следствие, в 1940 г. началось производство нового варианта гаубицы, оборудованного двухкамерным дульным тормозом. Эта система обозначалась le.F.H.18M (M - от Mündungsbremse, т.е. дульный тормоз).

Длина ствола le.F.H.18M с дульным тормозом составляла 3308 мм против 2941 мм у базовой модели. Возрос и вес орудия - на 55 кг. Специально для стрельбы на максимальную дальность разработали новый осколочно-фугасный снаряд 10,5 cm FH Gr Fern весом 14,25 кг (масса ТНТ - 2,1 кг). При стрельбе зарядом №6 начальная скорость составляла 540 м/с, а дальность стрельбы - 12325 м.

Производство le.F.H. 18M продолжалось до февраля 1945 г. В общей сложности изготовили 6933 таких орудия (в это число вошло и некоторое количество гаубиц базовой модели, выпущенных после начала Второй мировой войны). Кроме того, в ходе ремонта новый ствол с дульным тормозом получили и гаубицы le.F.H. 18.

Появление следующего варианта также было продиктовано опытом боевых действий - на этот раз на Восточном фронте, где в условиях бездорожья относительно тяжелые le.F.H.18 теряли свою подвижность. Даже трех- и пятитонные полугусеничные тягачи далеко не всегда могли преодолеть осеннюю распутицу 1941 г., что уж говорить о конных упряжках. В итоге в марте 1942 г. было сформулировано техническое задание на проектирование нового, более легкого лафета для 105-мм гаубицы. Но создание его и внедрение в производство требовало времени. В такой ситуации конструкторы пошли на импровизацию, наложив ствол гаубицы le.F.H.18M на лафет 75-мм противотанковой пушки Рак 40. Полученный в итоге «гибрид» приняли на вооружение под обозначением le.F.H.18/40.

Новое орудие имело почти на четверть тонны меньший вес в боевом положении, чем le.F.H.18M. Но лафет противотанковой пушки из-за малого диаметра колес не позволял ввести огонь на максимальных углах возвышения. Пришлось применить новые колеса большего диаметра. Изменили и конструкцию дульного тормоза, поскольку старый, «унаследованный» от le.F.H.18M, сильно повреждался при стрельбе новыми подкалиберными снарядами 10,5 cm Sprgr 42 TS. Все это задержало начало серийного производства le.F.H.18/40 до марта 1943 г., когда выпустили первую партию из десяти единиц. К июлю было сдано уже 418 новых гаубиц, а в общей сложности к марту 1945 г. изготовили 10245 le.F.H.18/40 (только в 1944 г. было выпущено 7807 таких орудий!). Производство le.F.H.18/40 осуществляли три завода - «Шихау» в Эльбинге, «Менк унд Хамброк» в Гамбурге и «Крупп» в Маркштадте.

Подготовка к стрельбе немецкой 105-мм гаубицы leFH18. На обратной стороне фото стоит штамп фотоателье с датой - октябрь 1941. Судя по дате и кепи на членах расчета - вероятно, на фото запечетлен артиллерийский расчет егерской части.

Предполагаемая замена

Принятие на вооружение гаубицы le.F.H.18/40 рассматривалось как паллиатив: все-таки примененный в ней лафет разрабатывался для пушки весом 1,5 т, а с наложением гаубичного ствола он оказался перегруженным, что вело к многочисленным поломкам ходовой части в процессе эксплуатации. Над новыми гаубицами калибра 105 мм продолжали работы конструкторы фирм «Крупп» и «Рейнметалл-Борзиг».

Прототип крупповской гаубицы, получивший обозначение le.F.H.18/42, отличался удлиненным до 3255 мм стволом с новым дульным тормозом. Дальность стрельбы возросла незначительно - до 12700 м. Так же незначительно (до 60°) увеличился горизонтальный угол обстрела. Отдел вооружений сухопутных войск забраковал это изделие, отметив отсутствие принципиального улучшения огневых характеристик по сравнению с le.F.H.18M и неприемлемое возрастание веса системы (свыше 2 т в боевом положении).

Более многообещающим выглядел прототип «Рейнметалла». Орудие le.F.H.42 имело дальность стрельбы 13000 и горизонтальный угол обстрела 70°. При этом вес в боевом положении составил всего 1630 кг. Но и в этом случае Отдел вооружений решил воздержаться от серийного выпуска. Вместо этого продолжалась разработка еще более «продвинутых» проектов фирм «Крупп» и «Шкода». В этих гаубицах применялись совершенно новые лафеты, обеспечивающие круговой обстрел. Но в итоге крупповская система так и не была воплощена в металл.

В Пльзене на заводе «Шкода» работы шли более успешно. Там построили прототип новой гаубицы le.F.H.43, но внедрить в производство так и не успели. Таким образом, le.F.H.18 и ее модификациям суждено было оставаться основой полевой артиллерии вермахта вплоть до конца войны.

Боевое применение

Как уже отмечалось, поставки le.F.H.18 в строевые части начались в 1935 г. В том же году было принято принципиальное решение об изъятии из дивизионной артиллерии пушек. Отныне артполки дивизий вооружались лишь гаубицами - 105-мм легкими и 150-мм тяжелыми. Следует, отметить, то это решение казалось отнюдь не бесспорным. На страницах специализированной прессы велась острая дискуссия по этому поводу. Сторонники пушек приводили, в частности, тот аргумент, что при одинаковом калибре гаубичные снаряды существенно дороже пушечных. Высказывалось и мнение, что с изъятием пушек дивизионная артиллерия утратит тактическую гибкость. Тем не менее руководство прислушалось к мнению «гаубичной фракции», стремясь стандартизировать вооружение, избежать многотипности в производстве и в войсках. Существенным аргументом в пользу гаубиц было стремление обеспечить огневое преимущество над армиями стран-соседей: в большинстве из них основу дивизионной артиллерии составляли пушки калибра 75-76 мм.

В предвоенный период каждая пехотная дивизия вермахта имела в своем составе два артполка - легкий (три дивизиона 105-мм гаубиц на конной тяге) и тяжелый (два дивизиона 150-мм гаубиц - один на конной тяге, другой моторизованный). С переходом на штаты военного времени тяжелые полки из дивизий изымались. В дальнейшем практически всю войну организация артиллерии пехотной дивизии оставалась неизменной: полк в составе трех дивизионов, а в каждом из них - три четырехорудийные батареи 105-мм гаубиц на конной тяге. Штатный состав батареи - 4 офицера, 30 унтер-офицеров и 137 рядовых, а также 153 лошади и 16 повозок.

Гаубица le.F.H.18 на позиции.

В идеале артполк пехотной дивизии насчитывал 36 105-мм гаубиц. Но в ходе боевых действий далеко не каждая дивизия располагала таким количеством орудий. В некоторых случаях часть гаубиц заменяли трофейными советскими 76,2-мм пушками, в других - сокращали количество орудий в батарее с четырех до трех или же замещали часть гаубичных батарей батареями 150-мм реактивных минометов Nebelwerfer 41. Поэтому не должен вызывать удивления тот факт, что, несмотря на массовое производство le.F.H.18, она не смогла полностью вытеснить из войск свою предшественницу - гаубицу le.F.H.16. Последняя применялась вплоть до конца Второй мировой войны.

Несколько отличалась от стандартной организация артполков фольксгренадерских дивизий, формировавшихся с лета 1944 г. В их составе было лишь два дивизиона двухбатарейного состава, но количество орудий в батарее увеличили до шести. Таким образом, фольксгренадерская дивизия имела 24 105-мм гаубицы.

В моторизованных (с 1942 г. - панцергренадерских) и танковых дивизиях вся артиллерия была на механической тяге. Четырехорудийная моторизованная батарея 105-мм гаубиц требовала значительно меньше личного состава - 4 офицера, 19 унтер-офицеров и 96 рядовых, а всего - 119 человек против 171 в батарее на конной тяге. Подвижные средства включали пять полугусеничных тягачей (из них один запасной) и 21 автомобиль.

Немецкая легкая полевая гаубица калибра 105 мм leFH18 в засаде, поставленная для стрельбы прямой наводкой.

Артиллерийский полк моторизованной дивизии накануне войны и во время польской кампании соответствовал по структуре полку пехотной дивизии - три трехбатарейных дивизиона (36 гаубиц). В дальнейшем он был сокращен до двух дивизионов (24 орудия). В танковой дивизии изначально имелись два дивизиона 105-мм гаубиц, поскольку в составе ее артполка был еще и тяжелый дивизион (150-мм гаубицы и 105-мм пушки). С 1942 г. один из дивизионов легких гаубиц заменялся дивизионом самоходной артиллерии с установками «Веспе» и «Хуммель». Наконец, в 1944 г. подвергся реорганизации единственный остававшийся в танковых дивизиях дивизион легких гаубиц: вместо трех четырехорудийных батарей в его состав ввели две шестиорудийные.

Кроме дивизионной артиллерии часть 105-мм гаубиц поступала в артиллерию РГК. Например, в 1942 г. началось формирование отдельных моторизованных дивизионов 105-мм гаубиц. Три дивизиона легких гаубиц (в общей сложности 36 орудий) входили в состав 18-й артиллерийской дивизии - единственного соединения такого типа в вермахте, просуществовавшего с октября 1943 г. до апреля 1944 г. Наконец, когда осенью 1944 г. началось формирование фольксартиллерийских корпусов, один из вариантов штатов такого корпуса предусматривал наличие моторизованного дивизиона с 18 le.F.H.18.

Немецкая легкая полевая гаубица калибра 105 мм leFH18, вид со стороны казенной части. Лето-осень 1941 г.

Стандартным типом тягача в моторизованных дивизионах 105-мм гаубиц был трехтонный полугусеничный тягач Sd. Kfz.11 (leichter Zugkraftwagen 3t), реже использовался пятитонный Sd. Kfz. 6 (mittlerer Zugkraftwagen 5t). Формируемые с 1942 г. дивизионы РГК комплектовались гусеничными тягачами RSO. Эта машина, простая и дешевая в изготовлении, представляла собой типичный «эрзац» военного времени. Максимальная скорость буксировки гаубиц составляла всего 17 км/ч (против 40 км/ч ля полугусеничных тягачей). К тому же, RSO имел лишь двухместную кабину, поэтому гаубицы буксировались с передком, на котором размещался расчет.

По состоянию на 1 сентября 1939 г. в вермахте насчитывалось 4845 легких гаубиц калибра 105 мм. Основная масса приходилась на орудия le.F.H.18, за исключением некоторого количества старых систем le.F.H.16, а также бывших австрийских и чешских гаубиц. К 1 апреля 1940 г. парк легких гаубиц возрос до 5381 единицы, а к 1 июня 1941 г. - до 7076 (в это число уже включены системы le.F.H. 18M).

К концу войны, несмотря на огромные потери, особенно на Восточном фронте, количество 105-мм гаубиц продолжало оставаться очень большим. К примеру, на 1 мая 1944 г. вермахт располагал 7996 гаубицами, а на 1 декабря - 7372 (правда, в обоих случаях учтены не только буксируемые орудия, но и самоходные 105-мм гаубицы «Веспе»).

Кроме Германии le.F.H.18 и ее варианты состояли на вооружении еще нескольких стран. Выше уже упоминалось о поставках модифицированных орудий в Голландию. Остальные иностранные заказчики получали гаубицы в стандартном исполнении. В частности, боевое крещение le.F.H.18, как и многие другие образцы вооружения и военной техники, прошла в Испании, куда было поставлено некоторое количество этих орудий. Еще до начала войны такие гаубицы были поставлены Венгрии, где получили обозначение 37М. Во время войны le.F.H.18 попали в Финляндию, а также в Словакию (последняя в 1943-1944 гг. получила 45 гаубиц le.F.H.18 для батарей на конной тяге и восемь le.F.H.18/40 для моторизованных батарей).

После войны гаубицы le.F.H.18, le.F.H.18M и le.F.H.18/40 еще длительное время (вплоть до начала 1960-х гг.) состояли на вооружении в Чехословакии, Венгрии, Албании и Югославии. Интересно, что в артиллерийских частях той же Венгрии до конца 1940-х гг. использовалась конная тяга. В Чехословакии же германские гаубицы модернизировали, наложив ствол le.F.H.18/40 на лафет советской 122-мм гаубицы М-30. Такое орудие получило обозначение le.F.H.18/40N.

Общая оценка

Легкие гаубицы le.F.H.18 и их усовершенствованные варианты, вне всякого сомнения, сыграли огромную роль в боевых действиях вермахта во время Второй мировой войны. Трудно назвать хоть одно сражение, в котором дивизионы этих орудий не принимали бы участие. Гаубица отличалась надежностью, большой живучестью ствола, составлявшей 8-10 тыс. выстрелов, и простотой обслуживания. В начале войны удовлетворительными были и баллистические характеристики орудия. Но когда вермахт столкнулся с более современным оружием противника (например, с английскими 87,6-мм гаубицами-пушками и советскими 76,2-мм дивизионными пушками), ситуацию удалось улучшить развертыванием массового производства гаубиц le.F.H.18M, а затем и le.F.H.18/40.

Легкие гаубицы

Так же, как и среди дивизионных пушек, среди трофейных гаубиц были очень широко представлены гаубицы чешской фирмы «Шкода».

10 cm leFH 14(ц) - 100-мм гаубицы обр. 1914 г. Получены в результате аншлюса Австрии.

10 cm leFH 315(i) - те же гаубицы обр. 1914 г., захваченные в 1918 г. у Австро-Венгрии Италией, а в 1943-м ставшие германскими трофеями (порядка 150 единиц).

10 cm leFH 14/19(t), leFH 14/19(p), leFH 316(j) и leFH 14/19(g) - гаубицы обр. 1914/19 г. Взяты соответственно в Чехии (382 единицы), Польше (676, из них 72 в конце 1940 г. проданы Румынии), Югославии (около полусотни) и Греции. Вес орудия в боевом/ походном положении 1505/2025 кг, вес снаряда 14 кг. Длина ствола 24 калибра. Угол вертикальной наводки - от -7° до +48°, горизонтальной - 5°. Максимальная дальность стрельбы - 9970 м.

10 cm leFH 316(j) - 100-мм гаубица М 28, поставлявшаяся в очень ограниченном количестве (порядка

20 единиц) Югославии и захваченная вермахтом в апреле 1941 г. Отличалась универсальным лафетом с углом возвышения 80°, что позволяло применять орудие для зенитной стрельбы.

10 cm leFH 30(t) - усовершенствованный вариант «универсальной» гаубицы. Вес системы в боевом/походном положении 1766/3077 кг, вес снаряда 16 кг. Длина ствола 25 калибров. Угол вертикальной наводки - от -8° до +80°, горизонтальной - 8°. Максимальная дальность стрельбы - 16 000 м. Взято около 150 единиц, большинство из которых (127) поступило в войска СС.

Вермахт эксплуатировал некоторое количество французских 105-мм гаубиц двух образцов.

10.5 cm leFH 324(f) - гаубица обр. 1934 г. Разработка фирмы «Шнейдер». Вес орудия в боевом положении 1722 кг, вес снаряда 15,7 кг. Длина ствола 20 калибров. Угол вертикальной наводки - от -8° до +43°, горизонтальной - 45°. Максимальная дальность стрельбы - 10 700 м.

10.5 cm leFH 325(f) - гаубица обр. 1935 г. Разработка арсенала в Бурже. Вес орудия в боевом положении 1627 кг, вес снаряда 15,7 кг. Длина ствола 16,7 калибров. Угол вертикальной наводки - от -6° до +50°, горизонтальной - 58°. Максимальная дальность стрельбы -

10 300 м. На 1 марта 1944 г. в вермахте насчитывалось 50 гаубиц leFH 324(f) и 62 - leFH 325(f). Подавляющее большинство их использовалось в системе береговой обороны во Франции.

Менее распространенными были полевые гаубицы ещё нескольких западноевропейских образцов.

10.5 cm leFH 326(i) - 105-мм гаубица итальянской фирмы «Ансальдо». Отличалась довольно архаичной конструкцией и имела относительно низкие баллистические характеристики.

10.5 cm leFH 325(d) - 105-мм гаубица шведской фирмы «Бофорс». Поставлялась в Данию, где принята на вооружение под обозначением М 35.

12 cm leFH 373(h) - устаревшая 120-мм гаубица шведской фирмы «Бофорс». Поставлялась в Голландию, где вермахтом захвачено 40 единиц. Применялись в береговой артиллерии.

12 cm leFH 375(n) - 120-мм гаубица, поставлявшаяся фирмой «Рейнметалл» в 1908 г. в Норвегию. Захвачено 24 единицы, применявшиеся в береговой артиллерии.

Наконец, очень широко применялись трофейные советские гаубицы калибра 122 мм.

12.2 cm leFH 386(r) - гаубица обр. 1909/37 г.

12.2 cm leFH 388(r) - гаубица обр. 1910/30 г.

12.2 cm leFH 396(r) - гаубица М-30 обр. 1938 г.

О масштабах применения 122-мм гаубиц может свидетельствовать тот факт, что германская промышленность наладила выпуск снарядов к ним, а объем производства исчислялся сотнями тысяч в год (1943 г. - 424 тыс. снарядов, 1944 - 696,7 тыс., 1945 - 133 тыс.).

Из книги Техника и вооружение 1997 03 автора

Гаубицы в береговой обороне И в XIX, а тем более в XX веке мортиры и гаубицы в береговой обороне могли быть успешно применены лишь в исключительных случаях – на узких фарватерах, шхерах и т.д. При навесной стрельбе по кораблю, свободно маневрирующему в открытом море,

Из книги Техника и вооружение 2012 09 автора Журнал «Техника и вооружение»

Легкие штурмовые Семен Федосеев Статья подготовлена на основе материалов, предоставленных корпорацией «Защита».Принятие на снабжение Российской армии новых семейств автомобилей типа 4x4,6x6 и 8x8 – «Уральских» «Мотовозов» и КамАЗ-овских «Мустангов» – отнюдь не решило

Из книги Артиллерия Вермахта автора Харук Андрей Иванович

Самоходные варианты 105-мм легкой полевой гаубицы leFH 18 Танковые дивизии вермахта начали войну, располагая лишь артиллерией на мехтяге. Но кампания в Польше в сентябре 1939 г., а в особенности - наступление на Западе в мае-июне 1940 г. со всей очевидностью показали

Из книги Техника и вооружение 2013 12 автора

Тяжелые гаубицы Снова перечень начнем с изделий фирмы «Шкода».15 cm sFH 15(t) - 150-мм гаубица времен Первой мировой войны. Вермахту досталось 42 такие системы, применявшиеся в учебных частях.15 cm sFH 25(t) - 150-мм гаубица, выпускавшаяся с 1925 по 1933 гг. Вес в боевом положении 3740 кг, вес

Из книги Техника и вооружение 2014 01 автора

Гаубицы и мортиры 210-мм мортира Mrs 18 С 1910 г. на вооружение кайзеровской армии поступала 210-мм мортира разработки фирмы «Крупп». К началу Первой мировой войны имелось уже 256 таких орудий - 112 в строевых частях, 112 в резерве и 32 в крепостях. В 1916 г. на вооружение приняли

Из книги Техника и вооружение 2014 03 автора

Трофейные гаубицы и мортиры Значительно большим, по сравнению с германскими системами, было разнообразие трофейных орудий большой мощности. Также, как и среди более легких орудий, среди тяжелых артсистем вермахта встречалось несколько образцов производства фирмы

Из книги Техника и вооружение 2014 04 автора

Из книги Боги войны [«Артиллеристы, Сталин дал приказ!»] автора Широкорад Александр Борисович

152-мм гаубицы М-10 и Д-1. Часть 2 Анатолий Сорокин Боевые машины, вооруженные 152-мм гаубицей обр. 1938 г.В ходе Советско-финской (Зимней) войны 1939–1940 гг. у РККА возникла надобность в боевой машине с мощным вооружением и бронированием для разрушения вражеских железобетонных

Из книги Бронеколлекция 1995 № 03 Бронетанковая техника Японии 1939-1945 автора Федосеев С.

152-мм гаубицы М-10 и Д-1. Эндшпиль, «девятки» В истории как военной, так и гражданской техники нечасто встречаются случаи, когда появившаяся на свет в условиях серьезных ограничений конструкция-«гибрид» оказывается достаточно удачной. Чаще всего она заменяется

Из книги Бронетанковая техника СССР 1939 - 1945 автора Барятинский Михаил

152-мм гаубицы М-10 м Д-1 Часть 4 Эндшпиль "девятки" Боевые машины, вооруженные 152-мм гаубицей обр. 1943 г.В отличие от других артиллерийских систем, которые в адаптированном виде устанавливались на серийных и опытных боевых машинах различных типов, гаубица Д-1 почти не

Из книги Бронетанковая техника Франции и Италии 1939-1945 автора Коломиец М.

Глава 3 Дивизионные гаубицы В наследство от царской армии Красная Армия получила две 122-мм гаубицы – обр. 1909 г. и 1910 г. с почти одинаковыми тактико-техническими характеристиками. А вот конструкции обеих систем имели принципиальные отличия, начиная с клинового затвора у

Из книги Техника и вооружение 2016 01 автора

Легкие танки «2592» В 1931 году был построен 3,2-тонный прототип «кавалерийской боевой машины». По массе эта «боевая машина», согласно классификации того времени, находилась на границе между легкими и малыми танками (танкетками), но по назначению была ближе к легким.

Из книги автора

Легкие танки Малый танк сопровождения МС-1(Т-18)Первый советский танк, запущенный в массовое производство. Разработан в 1925 - 1926 годах в конструкторском бюро Орудийно-арсенального треста. Предназначался для непосредственного сопровождения пехоты (МС-1 - «малый

Версальский договор поставил крест на военном могуществе Германии. Особое место внимание страны-победители уделили уничтожению немецкой артиллерии. Германии запретили иметь тяжелую артиллерию, из орудий полевой артиллерии оставили только два типа орудий – 105-мм легкие гаубицы leFH 16 , и 77-мм легкие пушки FH 16 . Причем число легких гаубиц не могло превышать 84 штуки, по двенадцать орудий для каждой из существующих семи дивизий. Боезапас не более восемь тысяч снарядов на орудие.

Рождение 10,5 cm leFH 18.

Подобное ограничение противоречило военному опыту Германии и послевоенным взглядам на развитие артиллерии. Опыт подсказывал необходимость увеличения доли гаубиц в общем числе орудий полевой артиллерии, гаубизацию артиллерии вообще. В Германии раньше всех поняли преимущества навесной траектории и могущественного гаубичного снаряда в современной войне и стали вооружать полевую артиллерию, делая упор, прежде всего на гаубицы.

Если вначале ПМВ соотношение пушек к гаубицам немецкой артиллерии составляло примерно три к одному, то в конце войны только полтора к одному. Версальский же договор отбрасывал немецкую артиллерию назад. Данная ситуация никак не могла устроить военных. Уже в середине двадцатых годов пришло понимание необходимости пусть не количественного роста, то качественного улучшения артиллерийского парка. Тем более что существующая гаубица leFH16 далеко не полностью взглядам на орудие будущей войны.

Версальский договор предусматривал производство артиллерийских орудий только для восполнения естественного износа. Применительно к гаубицам, производство их не могло превышать четырнадцать орудий в течении года. Хотя важным было даже не количество орудий, а сохранение производства. Также удалось сохранить конструкторские бюро при заводах «Рейнметалл» и «Крупп», хотя их деятельность контролировали инспекторы контрольной комиссии.

Деятельность данной комиссии продолжалась вплоть до 28.02.1927г. Таким образом, Германия получила возможность, создавать новые артиллерийские системы. Чем не преминули воспользоваться уже в июне текущего года, когда Отдел вооружений (Нeerswaffenamt) решил начать работы по совершенствованию leFH 16. Все работы по модернизации гаубицы вел концерн «Рейнметалл».

Вскоре стало понятно чтобы получить орудие соответствующее современным требованием, простой модернизацией обойтись невозможно. Принципиальным требованием со стороны военных было:

  • увеличение угла горизонтального наведения;
  • увеличение дальнобойности.

Для увеличения дальнобойности ствол гаубицы, решено было удлинить до 25 калибров, позднее его заменили столом еще большего удлинения – 28 калибров. Задача увеличения угла горизонтального наведения успешно решена использованием лафета с раздвижными станинами от опытной 75-мм пушки.

Задача проектирования новой гаубицы была решена в тясяча девтьсот тридцатом году году, и орудие поступило на испытания. Разработка и испытания проходили в обстановке полной секретности. Для маскировки факта разработки нового орудия ему присвоили наименование 10,5 cm leichte Feldhaubitze 18 т.е легкая полевая гаубица восемнадцатого года. Хотя принято на вооружение 28.07.1935г.

Первый вариант.

Серийное производство новой гаубицы начато заводом «Рейнметалл» в г. Дюссельдорфе в 1935 г. Позднее к нему присоединились предприятия в Магдебурге, Доргмунде и Борсигвальде. К началу мировой войны в Вермахт поступило более четырех тысяч le FH 18. при этом максимум выпуска 105-гаубиц не превысил 115 штук.

Как видим, 10,5 cm leFH 18 значительно экономичнее не только своих более тяжелых собратьев, но и превосходит и старую полевую пушку. Ствол 10,5 cm leFH 18 на шесть калибров превосходил le FH 16 и составлял 28 калибров. Благодаря этому баллистика гаубицы значительно улучшилась.

Балистические данные ОФ снарда весом 14,81 кг обр.18

№ заряда 1 2 3 4 5 6
Вес заряда, кг. 210 282 362 499 715 1090
Начальная скорость, м/с. 200 232 264 317 391 470
Дальность, м. 3575 4624 5750 7600 9150 10675

Лафет немецкой 105-мм гаубицы обр. 18 имел раздвижные станины, благодаря этому удалось значительно увелисить УГН, с 4 град до 56. УВН изменился незначительно с 40 до 42, что в считалось вполне удовлетворительным. Лафет орудия подрессорен.

Вначале 10,5 cm leFH 18 выпускали с деревянными колесами, но вскоре их сменили металлические легкосплавные колеса. В зависимости от тяги – конная либо механическая, колеса имели либо стальную шину, на которую иногда надевали резиновую полосу, либо сплошную резиновую. Скорость буксировки мехтягой без передка достигала сорока километров в час, тогда как дистанция дневного перехода на конной тяге редко превышала сорок километров.

Кроме варианта для Вермахта, немецкая промышленность предлагала 10,5 cm leFH 18 на экспорт. Экспортный вариант гаубицы отличался большими углами наведения. В частности такие орудия производили для Голландии, для чего их приспособили для ведения огня голландскими боеприпасами. После захвата Голландии около восьмидесяти таких орудий использовались Вермахтом как 10,5 cm leFH 18/39.

10,5 cm leFH 18М

Опыт, полученный артиллерией Вермахта в начале мировой войны, показал что 105- мм гаубицы обр. 18 являются достаточно эффективным оружием, хотя и не лишенным недостатков. Одними из них была недостаточная дальнобойность leFH 18. Самым простым путем преодоления проблемы было увеличение массы порохового заряда, что повлекло увеличение начальной скорости гаубичного снаряда. Для компенсации возросшей отдачи ствол снабдили двухкамерным дульным тормозом. В 1940 г гаубица поступила в производство, как 10,5 cm leFH 18М.



Длина ствола 105-мм гаубицы при модернизации возросла с 2941 до 3308 мм, соответственно выросла и масс стола, которая составила 55 кг. Для стрельбы на предельную дистанцию существовал специальный снаряд 10,5 FH Gr Fern, который обеспечивал дальность стрельбы в 12325м.

10,5 cm leFH 18/40.

Война в условиях бездорожья на Восточном фронте, а также ухудшение качества средств тяги привело к необходимости облегчения гаубицы. Для этого в марте сорок второго года утвердили ТТХ на проектирование легкого лафета для 10,5 cm leFH 18/40. Создание нового лафета и освоение его в производстве требовало определенный временных затрат. В этой ситуации посчитали более оптимальным наложить ствол le FH 18 на лафет орудия 7,5 cm Рak 40 . Полученной гаубице был присвоен индекс 10,5 cm leFH 18/40.

Новая 105-мм легкая гаубица стала существенно легче le FH 18М. Для обеспечения ведения огня при максимальных в возможных углах возвышения пришлось отказаться от колес малого диаметра в пользу гаубичных колес большего диаметра. Изменения коснулись также дульного тормоза. При стрельбе подкалиберным снарядом, дульный тормоз от le FH 18М получал повреждения.




Трудности, возникшие при конструировании, отодвинули начало производства 10,5 cm leFH 18/40 вплоть до марта сорок третьего года. Если в марте выпустили только десять гаубиц такого типа, то уже к июлю Вермахт располагал 418 гаубицами такого типа. Производством leFH 18/40, занимались предприятия «Шихау» в городе Эльбинг, «Крупп» в Маркштадте и «Менк унд Хамброк» город Гамбург.

Баллистические данные стрельбы осколочно-фугасным снарядом гаубиц обр.18М и 18/40

Боевое применение.

Поставки 10,5 cm leFH 18 в Вермахт начались в 1935г. Этот же году принято решение о выведении из дивизионной артиллерии легких пушек. Дивизионные артполки должны были комплектоваться исключительно гаубицами. Решение тогда было отнюдь не бесспорным, но соответствовало мировым тенденциям. Данное решение позволяло не только унифицировать артиллерийское вооружение, но и получить преимущество над артиллерией соседей, в большинстве вооруженной пушками трехдюймового калибра.

В довоенный период, пехотная дивизия, располагала двумя артпролками: легкий полк, из трех дивизионов 105-мм гаубиц; тяжелый полк 150-мм гаубиц, в составе моторизованного и дивизиона на конной тяге.

Согласно штатам военного времени, тяжелый артполк из ее состава изымался. В военное время, по большей части дивизия располагала только одним полком трех дивизионного состава.
В каждом дивизионе три батареи, в батарее – по четыре орудия. По штату артполк насчитывал тридцать шесть 105-мм гаубиц, тогда как на практике часть гаубиц либо заменяли трофейными орудиями, либо был некомплект. В некоторых случаях несколько гаубичных батарей, могли быть заменены 150-мм реактивными минометами. Как следствие, невзирая на массовое производство гаубиц обр.18, гаубицы leFH 16 продолжали использовать конца войны.

В танковых и моторизованных дивизиях, артиллерийские орудия имели механическую тягу, что значительно сокращало личный состав. В довоенное время артполк соответствовал таковому пехотной дивизии. Позденее количество гаубиц уменьшили до двадцати четырех в составе 2 дивизионов. Артполк ТД состоял из 3 дивизионов. Двух дивизионов легких гаубиц, а также тяжелый дивизион 150-мм гаубиц и 100-мм пушек . С сорок второго года, дивизион легких гаубиц мог быть заменен самоходным артиллерийским дивизионом гаубиц «Веспе».

К сентябрю 1939г, Вермахт располагал 4845 легкими гаубицами. В основном 10,5 cm leFH 18, но имелось и некоторое количество le FH 16 . Помимо этих гаубиц имелись также чешские и австрийские е образцы. На апрель 1940 г количество к гаубиц возросло до 5381. К 1.06. 1941 г – 7076 шт. К концу войны, невзирая на потери, число гаубиц в Вермахте составило 4372 шт, включая самоходные гаубицы «Веспе».

Кроме Вермахта 10,5 cm leFH 18 поставлялись в другие страны. Среди них была Испания, куда их поставляли в ходе гражданской войны. Венгрия, которая получила их еще в довоенное время, Финляндия и Словакия. В послевоенное время leFH 18/40 и le FH 18М стояли на вооружении Югославии, Венгрии, Чехословакии и Албании вплоть до начала шестидесятых годов.

Оценка 105-мм легкой немецкой гаубицы.

Легкие 105-мм гаубицы являлись основным оружием немецкой полевой артиллерии в мировой войне. 10,5 cm leFH 18, а также ее модификации показали себя надежным и простым оружием, с хорошей живучестью.
В начале войны баллистические и ТТХ leFH.18 были вполне удовлетворительны. Впоследствии, при изменившихся условиях боевого применения, гаубицы прошли модернизацию, недостатки в значительной мере удалось исправить, наладив выпуск leFH 18М и leFH 18/40.

  • Видео 1.
  • Видео 2.
  • Видео 3.

Комплектация боеприпасов легких гаубиц







Производство и наличие легких 105-мм гаубиц обр.18г.

Производство 105-мм легких гаубиц во время Второй мировой войны.

Гаубица 1939г 1940г 1941г 1942г 1943г 1944г 1945г
10,5 cm leFH 18 м 18 M 483 1380 1160 1237 1661 1009 56
10,5 cm leFH 18/40 1872 7827 566

Наличие 105-мм легких гаубиц.

Производство снарядов для 105-мм легких гаубиц обр.18г.

Производство снарядов для 105-мм легких гаубиц(тыс.шт).

Снаряды 1939г 1940г 1941г 1942г 1943г 1944г 1945г
10,5 cm leFH 18 м 18/40 2112,1 19484,7 3551,7 18459,8 29440,6 38055,7 3226,6

ТТХ 105-мм легких гаубиц.

у дула 12 8 8 Число нарезов 32 32 32 Глубина нарезов, мм. 12,5 12,5 12,5 Ширина нареза, мм. 5,6 5,6 5,6 Ширина поля, мм. 4,7 4,7 4,7 Вес затвора, кг. 50 50 50 Вес затвора, кг. 535 552 552 Лафет УВН от -5 0 до + 42 0 от -5 0 до + 42 0 от -5 0 до + 42 0 УГН 56 0 56 0 56 0 Высота линии огня, мм. 1175 1175 1175 Длина отката, мм. нормальная 1000-1120 1000-1170 предельная 1190 1190 Габариты в походном положении, мм: длина 6100 6150 ширина 1977 2110 высота 1880 1830 Ширина хода,мм. 1520 1520 1580 Клиренс, мм. 400 400 350 Диаметр колеса орудия, мм. 1300 1300 1080 Вес системы в боевом положении, кг. для конной тяги 1940 1915 для мехтяги 1985 2040 1800 Вес системы в походном положении, кг. для конной тяги 3265 для мехтяги 3490 3540 2900 Вес передка с расчетом, кг. 1350 1350 1350 Скорострельность, выстр/мин. 6-8 6-8 6-8 Время перехода из походного положения в боевое, мин. 1,5-2 1,5-2 1,5-2