Родился в Ялуторовске Тобольской губернии. Четвертый сын купца Ивана Федоровича Мамонтова и Марии Тихоновны, урожденной Лахтиной. Состоял в родстве со многими известными купеческими семьями России: Алексеевыми, Сапожниковыми, Третьяковыми, Якунчиковыми и т.д.

Детство провел в различных российских городах, где торговал его отец. Образование получил во 2-й московской гимназии, затем с 1854 года в Петербургском институте корпуса гражданских инженеров. Но в 1857 году Мамонтов покинул институт и продолжил обучение во 2-й московской гимназии. А с 1860 года на юридическом факультете Московского университета.

С 1862 года по желанию отца вел дела семьи в Баку. Несколько лет прожил в Италии, занимаясь пением и изучая историю искусств.

Составил огромный капитал на железнодорожном строительстве. Мамонтову принадлежит заслуга постройки дорог Ярославль-Архангельск и Донецкой каменноугольной железной дороги. Главный акционер общества Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги, Товарищества Невского механического завода, Общества Восточно-Сибирских чугуноплавильных заводов.

С 1865 года женат на Елизавете Григорьевне Сапожниковой. Имел пятерых детей. Дочерей: Александру; Веру – замужем за Александром Дмитриевичем Самариным. И сыновей: Сергея – писателя; Андрея – художника; Всеволода. Из первых букв имен детей Мамонтова составляется его имя «Савва».

В 1894 году по приглашению министра С.Ю. Витте принял участие в экспедиции вокруг Кольского полуострова, результатом которой явилось получение концессии на продление железной дороги от Вологды до Архангельска.

В своем имении Абрамцево организовал художественный кружок и предоставлял художникам все условия для творчества. В усадьбе подолгу работали такие художники как В.А. Серов, В.М. Васнецов, К.А. Коровин, М.А. Врубель и многие другие. Художники прозвали Мамонтова «московским Лоренцо Медичи». В.М. Васнецов писал: «В нем была какая-то электрическая струя, зажигающая энергию окружающих. Бог дал ему особый дар возбуждать творчество других».

Савва Иванович занимался скульптурой, увлекался театром. В 1885 году основал на свои средства Московскую частную русскую оперу. Собрал уникальную коллекцию произведений русских художников. Финансировал журнал «Мир искусства», материально поддерживал строительство в Москве Музея изящных искусств.

В 1899 году Мамонтов разорился. Его обвинили в растрате денег Ярославской железной дороги, он был арестован и заключен в Таганскую тюрьму, где провел полгода. Современники отмечали выдержку Мамонтова в это тяжелое время. В тюрьме он занимался своим любимым делом – скульптурой. Савва Иванович был оправдан, но после суда все его имущество было распродано для погашения долгов.

С 1900 года жил на окраине Москвы у созданного им гончарного завода «Абрамцево», занимаясь керамикой. Умер там же. Погребен в Абрамцево у Спасской церкви.

род. в 1841 г. - ум. в 1918 г.)

Русский предприниматель, коммерции советник, осуществивший несколько крупных транспортно-промышленных проектов. Известный покровитель искусств и филантроп, создавший знаменитые художественные мастерские в Абрамцево, а также основавший на свои средства Московскую частную оперу.

Конец XIX в. дал истории множество интереснейших личностей, среди которых не последнее место занимает один из крупнейших российских предпринимателей Савва Иванович Мамонтов. Его имя связано с постройкой нескольких железнодорожных магистралей в России, самой сложной из которых была дорога, проложенная от Ярославля до Архангельска. Однако главная его заслуга перед потомками состоит в другом. Человек щедрой души, яркой самобытности, удивительного эстетического вкуса и высоких нравственных побуждений - он обессмертил свое имя бескорыстным служением русской культуре. «Московский Медичи», «Савва Великолепный» - так называли этого бизнесмена-мецената современники.

Знаменитый российский промышленник и сам обладал многими творческими талантами: учился пению, был скульптором, музыкантом, режиссером, автором драматических произведений. Где бы он ни был, он всегда являлся центром, вокруг которого группировались одаренные люди. Савва Иванович неутомимо искал и всячески поддерживал молодых деятелей искусств, говоря, что его главный талант - «находить таланты». Он не столько коллекционировал и спонсировал искусство, сколько «двигал его вперед» и участвовал в его становлении и развитии. Как говорил художник В. М. Васнецов, «в нем всегда была какая-то электрическая струя, зажигающая энергию окружающих. Бог дал ему особый дар возбуждать творчество других».

Савва Мамонтов родился 3 октября 1841 г. в городе Ялуторовске Тобольской губернии (ныне Тюменская область) в семье богатого винного откупщика. Через 8 лет его отец, купец первой гильдии Иван Федорович Мамонтов, переехал с семьей в Москву. Там он взял откуп на торговлю спиртным во всей Московской губернии и через несколько лет стал почетным гражданином «второй столицы» России. Образованием его четверых малолетних сыновей занимался гувернер, выпускник Дерптского университета Ф. Б. Шпехт, который обучал их европейским манерам и иностранным языкам. В конце 1852 г. умерла жена Ивана Федоровича Мамонтова, Мария Тихоновна, и в семье надолго воцарился траур.

В этот сложный период отец решил прекратить домашнее воспитание детей и отдал их во Вторую московскую гимназию. Но пробыли они там недолго - через год Иван Федорович отвез сыновей в Петербург и определил в Институт корпуса гражданских инженеров. В институте Савва проучился год, а затем опять вернулся в свою старую гимназию. Учился он неважно и считался чуть ли не самым последним учеником в классе. По существовавшим тогда правилам он должен был сидеть за последней скамьей, но по настоянию одноклассников, любивших его за независимость и обаяние, сидел всегда впереди, рядом с первым учеником. Это качество - способность объединять и вдохновлять - он пронес через всю свою жизнь. Много лет спустя Вера Зилоти, старшая дочь П. М. Третьякова, вспоминала, что «Савва обладал громадным шармом, умел сразу объединить всю молодежь вокруг себя». Однако, несмотря на популярность среди товарищей, администрация школы испытывала к нерадивому ученику все большую неприязнь. На выпускных экзаменах он полностью провалился, и ему посоветовали уйти из гимназии.

Позднее отец устроил сына в Петербургский университет, где не требовался аттестат зрелости. При поступлении пришлось пойти на хитрость, и наиболее трудный для абитуриента экзамен по латыни сдал за Савву от его имени другой юноша. Вскоре молодой Мамонтов перевелся на юридический факультет Московского университета. В студенческие годы он увлекался не столько учебой, сколько участием в драмкружке, который возглавляли А. Н.

Островский и А. Ф. Писемский. В 1862 г. Савва дебютировал в пьесе «Гроза» в роли Кудряша, причем Дикого играл сам Островский.

Иван Федорович Мамонтов присутствовал на спектакле и даже похвалил талантливую игру сына, но все же решил оградить его от влияния богемы. «Ты вовсе обленился, - писал он сыну, - перестал учиться классическим предметам, развлекался и предался непозволительным столичным удовольствиям музыкантить, петь и кувыркаться в драматическом обществе.» К тому времени отец уже потерял надежду привлечь к семейному делу старших сыновей - Федора и Анатолия - и очень рассчитывал образумить непутевого младшего. Винные откупа уходили в прошлое, необходимо было найти новую сферу деятельности. Поэтому в 1857 г. И. Ф. Мамонтов основал в Москве Закаспийское торговое товарищество, специализировавшееся первоначально на торговле шелком.

Недолго думая, отец услал сына-театрала в Бакинский филиал своей торговой фирмы. На новом месте сыну владельца Товарищества пришлось начинать с должности простого служащего с маленькой зарплатой. Неожиданно младший Мамонтов увлекся работой и проявил недюжинные коммерческие способности. Затем он был отправлен в служебную командировку в Персию, откуда через год вернулся уже опытным бизнесменом.

Осенью 1863 г. Савве Ивановичу доверили заведовать центральным (московским) отделением фирмы. В начале следующего года он выехал в Италию, намереваясь поправить здоровье и ознакомиться с местным рынком текстиля. Милан в то время был крупнейшим центром шелковой торговли и столицей оперного искусства. Здесь предприниматель не удержался, вспомнил былые увлечения и большую часть времени пропадал в театре, где знакомился с лучшими оперными постановками, слушал ведущих вокалистов, брал уроки пения и даже получил приглашение дебютировать в «Норме» Беллини.

В этой поездке С. И. Мамонтов познакомился с дочерью известного московского купца, крупного торговца тканями Г. Г. Сапожникова - Елизаветой Георгиевной. Молодые люди полюбили друг друга и решили пожениться. Старшего Мамонтова выбор сына очень обрадовал, так как мать невесты происходила из известнейшей семьи купцов Алексеевых, а отец занимал одно из почетных мест в предпринимательской иерархии. Породнившись с ними, Мамонтовы получали возможность войти в элитарный круг купеческой Москвы.

Бракосочетание состоялась в апреле 1865 г. вКлеве. После свадебного путешествия по Италии молодая чета поселилась в Москве, в доме на Садовой-Спасской у Красных ворот. Этот особняк, подаренный новобрачным Иваном Федоровичем Мамонтовым, постепенно превратился в один из известнейших центров художественной жизни не только Москвы, но, пожалуй, и всей России.

К тому времени торговля шелком была оставлена из-за убыточности, и Мамонтовы переориентировали свой бизнес на железнодорожное строительство. В 1863 г. Иван Федорович построил Троицкую железную дорогу, связавшую Москву с Троице-Сергиевой лаврой. Вслед за ней стали прокладывать дорогу на Ярославль. Завершал строительство в 1870 г. уже Савва Иванович. За год до этого И. Ф. Мамонтов умер, и сыну пришлось сменить отца на посту крупного акционера и директора Общества Московско-Ярославской железной дороги. Одновременно он стал владельцем торговой конторы, специализировавшейся на поставках строительных материалов. С делами молодой человек справлялся отлично и скоро занял прочное место среди московского купечества.

Со временем у Саввы Ивановича появился грандиозный план соединения железными дорогами Северного Ледовитого океана с Азовским и Черным морями. Сначала он продлил Ярославскую дорогу до Костромы и Вологды, что принесло ему хорошую прибыль. Затем выиграл конкурс на строительство Донецкой каменноугольной железной дороги, связавшей

Донбасс с Мариупольским портом. Позднее началось строительство дороги Москва - Архангельск.

В этот период жизни Мамонтову-промышленнику все удавалось. Он был первым в России, кто сумел сочетать занятие предпринимательством со служением музам. При этом, по наблюдениям современников, в бизнес он привносил элементы артистизма. Умело сочетая одно дело с другим, он совершенно не обращал внимания на окупаемость вложений в искусство. Затраты на него зачастую намного превосходили доходы. И, несмотря на это, предпринимательская деятельность Саввы Ивановича не заслоняла его душевной привязанности к деятелям культуры и их творчеству.

В доме у Мамонтовых часто бывали художники В. Д. Поленов, И. Е. Репин, затем И. И. Левитан, В. И. Суриков и др. «Беседы у самовара» со временем переросли в рисовальные вечера, где каждый желающий демонстрировал свое мастерство. Многим начинающим и признанным мастерам искусства Савва Иванович оказывал существенную моральную и материальную поддержку. Его отличительной чертой было умение распознать талант. Предприниматель делал все, чтобы дарование не погибло в нищете и заброшенности. В отчаянно нуждавшемся Врубеле, который не был еще широко известен, он сразу увидел неординарность творческой натуры. Перед этим в семье Мамонтовых приютили бедствовавшего Васнецова, затем - Серова и Коровина, которые потом долго жили и работали в гостеприимном доме у Красных ворот.

В 1870 г. Савва Иванович приобрел обширное имение в двенадцати верстах от Троице-Сергиевой лавры, бывшую дачу писателя С. Т. Аксакова - Абрамцево, и за сравнительно короткое время превратил ее в благоустроенную усадьбу. Были построены больница, школа, мост, плотина на реке Воре, улучшена дорога, сооружены мастерские для художников, церковь и много других зданий, создана оранжерея, разбит прекрасный сад.

Под влиянием радушного хозяина в Абрамцево возник так называемый «мамонтовский кружок», объединивший общностью духовных и эстетических интересов многих блестящих представителей художественной элиты России. В подмосковной усадьбе и в доме на Садовой художниками были созданы произведения, составившие золотой фонд национального искусства: «Проводы новобранца» и портреты Мамонтовых Репина; «Богатыри», «Битва русских со скифами», «Ковер-самолет», «Три царевны подземного царства» Васнецова; «Сидящий демон» Врубеля; бесчисленное количество рисунков Серова, его знаменитый портрет старшей дочери Саввы Ивановича - Веры («Девочка с персиками»); рисунки и эскизы декораций Поленова, Коровина и многое другое.

В начале 1880-х гг. у Мамонтова возникла идея заняться большими оперными постановками. Это было смелым и рискованным начинанием. Савва Иванович был первым, кто решился разрушить монополию императорских театров, после того как в 1882 г. было законодательно разрешено создание частных театральных трупп в столичных городах. Предприниматель хотел не просто учредить оперный театр, а создать нечто качественно новое.

К. С. Станиславский вспоминал: «Мамонтов, меценатствуя в области оперы, дал могучий толчок культуре русского оперного дела: выдвинул Шаляпина, сделал при его посредстве популярным Мусоргского, забракованного многими знатоками, создал в своем театре огромный успех опере Римского-Корсакова «Садко» и содействовал этим пробуждению его творческой энергии и созданию «Царской невесты» и «Салтана», написанных для мамонтовской оперы и впервые здесь исполнявшихся». Именно с Частной оперы Мамонтова берет начало понятие «художник театра». Рисунки для декораций к спектаклям делал Васнецов, а писали их Левитан и Коровин. Каждая сценическая деталь, мизансцена, элемент костюма подробно обсуждались Саввой Ивановичем с художниками, искусствоведами и историками.

Другими словами, знаменитый промышленник был не просто меценатом, а настоящим художественным руководителем каждого своего нового предприятия.

Кроме того, он вел активную общественную жизнь, избирался гласным Московской городской думы, был действительным членом Общества любителей коммерческих знаний. Долгое время являлся председателем Дельвиговского железнодорожного училища в Москве. Вместе со своим тезкой Саввой Морозовым Мамонтов проявил себя и в оппозиционном движении: два крупнейших московских предпринимателя затеяли издание в Петербурге либеральной газеты «Россия», впоследствии закрытой цензурой.

При таком напряженном графике жизни Мамонтову приходилось разрываться между бизнесом и искусством. Иногда он шутил, что хочет порвать с «делами»: «Благо не было бы, что кусать, а то, слава Богу, на наш век хватит. Нет, я, право, пресерьезно думаю оставить себя так, чтобы все-таки до известной степени принадлежать себе». Скульптор М. М. Антокольский убеждал Мамонтова, что его призвание - искусство, а не строительство железных дорог.

С другой стороны, знакомые находили, что Савва Иванович отлично справляется с самым широким кругом взятых на себя обязательств. Станиславский с удивлением отмечал, как бизнесмен с душой художника в одно и то же время руководил постановкой домашнего спектакля, писал пьесу, шутил с молодежью и диктовал деловые бумаги по железнодорожным делам. Да и для самого Мамонтова предпринимательство было страстью не меньшей, чем искусство. Однажды он написал жене: «Мне вообразить даже немыслимо, чтоб я бросил это дело, уж больно полюбилось, и удача заманчива».

Все его начинания в культурной и общественной жизни требовали больших финансовых вложений, заработать которые можно было лишь в результате предпринимательской деятельности. Однако Савва Иванович руководствовался не только возможностью получить прибыль, он хотел еще и принести пользу людям. Под его руководством в начале 1890-х гг. правление Московско-Ярославской дороги приняло решение продлить железнодорожную линию от Вологды до Архангельска. Коммерческие соображения при этом не были определяющими, так как в обозримом будущем от новой магистрали не ожидалось особых доходов. Но Мамонтов был уверен, что реализация проекта будет способствовать развитию русского Севера.

Практическое воплощение этой сложной инженерно-хозяйственной задачи потребовало увеличения длины железнодорожного полотна почти вдвое, до 1826 верст, что сделало ее одной из самых протяженных в России. Правление общества Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги назначило С. И. Мамонтова своим председателем, а одним из двух директоров стал его брат Николай.

Строительство участка дороги Архангельск - Вологда было завершено в 1897 г., а уже в следующем году по нему началось регулярное движение. Профессор И. В. Цветаев писал Савве Ивановичу: «Спешу приветствовать Вас с завершением важного исторического дела, с которым отныне и навсегда будет связано ваше имя. Вся грядущая счастливая судьба нашего Европейского Севера будет напоминать о той гигантской смелости и энергии, которую Вы, с истинной отвагой русского человека, положили на этом деле».

В своей жизни Мамонтов не гонялся за наградами и званиями. Он скромно выполнял свою работу, без оглядки на то, какое впечатление это производит на окружающих. Подобное отношение предпринимателя к оценке своего труда не всем было понятно. Поэтому не удивительно, что друзей в купеческой среде у него было не так уж и много.

Параллельно со строительством архангельской ветки Савва Иванович приступил к воплощению грандиозного проекта, целью которого было создание крупного промышленного объединения. После того как в 1890 г. Донецкая железная дорога была выкуплена государством, Мамонтов решил вложить вырученные средства в приобретение механических мастерских и заводов. Предполагалось, что вновь приобретенные предприятия позволят не зависеть от сторонних, большей частью заграничных, поставщиков железнодорожного оборудования и подвижного состава.

В Петербурге был куплен Невский суд о- и паровозостроительный завод, на базе которого было создано «Московское товарищество Невского механического завода». Там планировалось наладить выпуск вагонов и паровозов, а также необходимого инструмента и оборудования, используемого на железных дорогах. Для снабжения производства сырьем Мамонтов приобрел Николаевский металлургический завод в Нижнеудинском округе Иркутской губернии, преобразованный в «Общество Восточно-Сибирских железоделательных и механических заводов», а также приступил к расширению вагоностроительного завода в подмосковных Мытищах. В этих компаниях он стал председателем совета директоров.

Для воплощения в жизнь задуманных планов по переоснащению заводов требовались огромные финансовые вложения. Слабым местом комбинации явилось то, что у Мамонтова не было надежного источника кредитования и он начал субсидировать промышленные предприятия из кассы Северной дороги. Но вскоре и этого оказалось мало. Петербургские финансисты все это время внимательно следили за деятельностью московского промышленника, пытавшегося занять на железнодорожном рынке независимое положение. После того как были исчерпаны все возможности в изыскании необходимых средств, Савва Иванович, по совету министра финансов России С. Ю. Витте, обратился к банкирам.

Так в дело создания железнодорожного концерна Мамонтова вошел еще один участник - директор Петербургского международного коммерческого банка А. Ю. Ротштейн. Этот банкир был доверенным лицом Витте и имел многочисленные связи в европейских финансовых центрах. Безвыходное положение заставило С. И. Мамонтова пойти на рискованный шаг. В августе 1898 г. он продал 1650 акций Северной дороги Международному банку и одновременно получил специальную ссуду под залог акций и векселей, принадлежавших его семье.

По сути дела, на карту было поставлено все его состояние. Тем не менее принятые меры не привели к желаемому результату и в конце июля 1899 г. правление Московско-Ярославско-Архангельской дороги во главе с председателем ушло в отставку. Вскоре Савва Иванович был арестован и помещен в Таганскую тюрьму, а на все его имущество был наложен арест. Кредиторы предъявили ко взысканию долговые обязательства и потребовали продажи дома семьи Мамонтовых на Спасской-Садовой со всеми художественными ценностями.

Точные обстоятельства этого уголовного дела до сих пор остаются невыясненными, но, по-видимому, Мамонтов просто стал «козлом отпущения». Вся эта «Мамонтовская Панама», как тогда говорили, была одним из эпизодов борьбы казенного и частного железнодорожного хозяйства. Возглавляемое С. Ю. Витте правительство всеми силами стремилось прибрать к рукам частные железные дороги. Кроме того, считалось, что крах предпринимателя был связан не только с тем, что он взял на себя непосильную финансовую ношу. Как писал современник, «он был разорен и опозорен главным образом за свое отступничество от традиций московского купечества». Не будь Мамонтов белой вороной в среде промышленных олигархов, он, конечно, нашел бы у них поддержку, избежав скандала и бесчестия.

Газетный поток сенсационных «разоблачений» привел к тому, что некоторые знакомые отвернулись от арестанта.

Но были люди, не изменившие своего отношения к опальному бизнесмену. Одни хлопотали по его делу, другие старались поддержать его в трудное время. Например, Савва Морозов готов был выплатить за своего тезку залог, но полицейские власти подняли его с 700 тыс. до 5 млн рублей - перед такой суммой отступил даже состоятельный текстильный магнат. Станиславский писал узнику в тюрьму: «Есть множество людей, которые думают о Вас ежедневно, любуются Вашей духовной бодростью.» Примечательно, что рабочие и служащие Северной дороги собирали деньги для «выкупа» своего хозяина.

Более пяти месяцев провел он в одиночной камере. И только после заключения врачебной комиссии, что Мамонтов «страдает болезнями легких и сердца», следователь неохотно согласился на замену тюремного содержания домашним арестом.

Летом 1900 г. в Московском окружном суде началось судебное разбирательство. Защитником С. И. Мамонтова был приглашен известный адвокат Ф. Н. Плевако. Никто (а по делу прошли десятки свидетелей) не сказал о Савве Ивановиче ничего плохого. Все их выступления сводились к тому, что выявленные нарушения не были результатом злого умысла. После вынесения оправдательного приговора присяжных, писал позднее Станиславский, «зал дрогнул от рукоплесканий. Не могли остановить оваций и толпы, которая бросилась со слезами обнимать своего любимца». Несмотря на то что «материального довольства он не вернул, но любовь и уважение к себе удесятерил».

Для выплаты долгов почти все имущество семьи Мамонтовых было пущено с молотка. Несколько картин из его собрания приобрели Третьяковская галерея и Русский музей. А сам Савва Иванович в конце 1900 г. поселился в небольшом деревянном домике за Бутырской заставой, принадлежавшем его дочери Александре. Сюда была переведена из Абрамцево его гончарная мастерская. В ней, совместно с Врубелем и мастером-керамистом П. К. Ваулиным, он занимался изготовлением майолики - художественной керамики, покрытой глазурью. Здесь были выполнены самые прославленные творения «нового искусства», в том числе панно «Принцесса Греза», украшающее фасад гостиницы «Метрополь».

Сравнительно редко теперь появлялся Мамонтов на людях, жил замкнуто, общался с узким кругом родных и друзей. Потеряв многое, он сохранил до конца дней любовь к искусству, к людям этого мира. Старые друзья его не забывали. В. А. Серов, В. М. Васнецов, К.

А. Коровин, В. Д. Поленов, В. И. Суриков, И. Э. Грабарь, С. П. Дягилев, Ф. И. Шаляпин и другие мастера российской культуры часто навещали опального мецената.

Революция застала бывшего «железнодорожного короля» серьезно больным. Весной 1918 г. он заболел пневмонией и 24 марта скончался в своей мастерской у Бутырской заставы. Затем его тело было перевезено в Абрамцево и похоронено у Спасской церкви.

На панихиде В. Васнецов сказал: «Таких людей, как Савва Иванович, особенно следует ценить нам, русским, где искусство, увы, потеряло связь с родной почвой, питавшей его в былые времена. Нужны личности, не только творящие в самом искусстве, но и творящие ту атмосферу и среду, в которой может жить, производить, развиваться и совершенствоваться искусство. Таковы были Медичи во Флоренции, папа Юлий II в Риме и все подобные им, творцы художественной среды в своем городе. Таков был и наш почивший друг».

Прошло полтора десятка лет, в России утвердились большевики и имена таких людей, как Мамонтов, были забыты и оплеваны. Но еще были живы те, кто хорошо помнил о добрых делах этого «душителя пролетариата», капиталиста, который столько сил и средств отдал делу развития национального искусства. Когда в 1933 г. в Лондоне проходил Международный конкурс оперных исполнителей, первая премия была присуждена Ф. Шаляпину. Выступая перед огромной аудиторией, знаменитый бас счел своим долгом сказать о человеке, который когда-то дал ему путевку в жизнь: «.Я хочу вспомнить о своем друге и учителе, Савве Ивановиче Мамонтове. Прекрасный певец, он неожиданно бросил этот заманчивый путь и отдал свою жизнь, все знания, весь большой капитал бескорыстному служению русскому искусству».

Елена Константиновна Васильева, Юрий Сергеевич Пернатьев

Из книги «50 знаменитых бизнесменов XIX - начала XX в.»

Имя: Савва Мамонтов (Savva Mamontov)

Возраст: 76 лет

Деятельность: предприниматель, меценат, коллекционер живописи

Семейное положение: был женат

Савва Мамонтов: биография

Савва Мамонтов – наследник известного семейства, меценат и поклонник искусства. Фамилия выходца из купеческого сословия известна потомкам спустя годы благодаря его благотворительной деятельности и реализованным проектам.

Детство и юность

Савва Иванович Мамонтов родился в 1841 году в Ялуторовске, в Сибири. В 8 лет вместе с семьей мальчик переехал в Москву. Мамонтовы жили в съемном доме на Мещанской улице и ни в чем себе не отказывали благодаря доходу, который приносила деятельность главы семейства. Отец, купец 1 гильдии, на тот момент заведовал губернским откупным хозяйством. Мать обустраивала быт и воспитывала наследников. Савва был 3-м сыном из 7 детей, включая 2 погибших сестер.


В отличие от большинства купцов Мамонтов-старший поощрял интерес к искусству, поэтому дети имели представление о театре, музыке и литературе. Взрослые в семье придерживались аристократических манер, что серьезно повлияло на мировоззрение Саввы. Мальчик занимался с гувернером, совершенствовал свои познания об этикете и изучал иностранные языки.

Первым заведением, где он получал образование, стала городская гимназия. Затем Савву отправили в Институт корпуса гражданских инженеров в Санкт-Петербурге. В то время в России развивалось железнодорожное дело, а на сына имелись виды.


Спустя 2 года Савва вернулся в Москву. Отец устроил его в столичный университет изучать юриспруденцию, в 1862 году отправил в Баку, погружая в профессиональную деятельность. Савва занимался торговыми процессами Закаспийского товарищества.

Спустя пару месяцев молодой человек стал заведующим в центральном московском филиале компании, а в 1864 уехал в Италию. Мамонтовы видели перспективы в поставках шелка, поэтому Савва предпринял поездку в Ломбардию.


В Милане он посетил «Ла Скала» и познакомился с оперным театром. Оказавшись под впечатлением, Мамонтов начал брать уроки вокала. Дало о себе знать давнее увлечение театром. Савва посещал все премьеры и был знаком с представителями интеллигенции обеих столиц.

Оказалось, что молодой человек обладает неплохим голосом. Его пригласили к участию в постановках «Норма» и «Лукреция Борджиа» в партии баса. Отец, узнав об этом, приказал вернуться в Москву. Никто из детей не интересовался предпринимательской деятельностью, поэтому на Савву возлагались большие надежды.

Карьера

В 1869 году Мамонтов-старший скончался и семейным делом стал управлять сын. Наследник сохранил состояние отца и увеличил его. В 1872 году он стал директором Общества Московско-Ярославской железной дороги, главным акционером которой являлся родитель. В распоряжении Саввы была торговая контора по поставке строительных материалов.


Понимая ответственность за дело семьи, он усердно работал. В 1875 году Мамонтов предложил проект для тендера по созданию Донецкой каменноугольной железной дороги. Несмотря на завышенную стоимость работ, предприниматель победил в конкурсе и создал общество акционеров «Донецкая дорога».

Строительство шло быстро и ладно: появлялись новые вокзалы, организовывались развязки, возрождались станции, в столкновениях с непонятливыми крестьянами менялись трассы. Протяженность дороги составила 479 верст. Она стала самой разветвленной железнодорожной сеткой в мире. Вдохновленный успехом, Мамонтов планировал строительство морского порта в Мариуполе.


Легкой удачей столь крупное предприятие не могло закончиться. Свою роль сыграла договоренность с , министром финансов. Государство выкупило Донецкую железную дорогу, а Витте предложил Мамонтову вложиться в убыточное предприятие в виде Невского механического завода. На модернизацию фабрики пришлось взять займ, который оказался больше допускаемого законом.

Мамонтов рассчитывал вернуть долг за счет прибыли от строительства Петербургско-Вятской железной дороги. Концессия по проекту была обещана, голосование прошло успешно, но министр юстиции Николай Муравьев уличил Витте в корыстных происках. У Мамонтова отобрали концессию, а дела стали проверять аудиторы.


В 1899 году предпринимателя посадили в тюрьму за присвоение 10 млн рублей. Акции Саввы резко подешевели. После суда его признали невиновным, но состояние успело раствориться, репутация была разгромлена, а заслуги забыты. Разбитый Мамонтов не пытался поправить дела. Он замкнулся в себе и свободное время проводил в мастерской по изготовлению майолики.

Благотворительность и меценатство

Коммерческая деятельность вдохновляла Мамонтова. Он видел перспективы в строительстве железной дороги через тундру, предвкушал возможности освоения земель. Чтобы презентовать проект императору и Сергею Витте, в 1894 году на Нижегородской выставке Савва открыл павильон, посвященный богатству русского Севера. В организации выставки участвовали художники и . К реализации идей Мамонтов подходил с особым размахом.


Поклонник оперы, драматического театра и живописи, он мечтал объединить эти направления искусства. Собранная Саввой частная оперная труппа состояла из талантливых вокалистов, актеров и художников. Мамонтову удалось создать уникальный проект, несмотря на критику общественности и знатоков.

Он финансировал постановки, отвергнутые государственными театрами. Композиции , Модеста Мусоргского и звучали со сцены его театра. Партии исполняли , Татьяна Любатович и другие талантливые солисты. Декорации создавали , .


Опера Мамонтова находилась в театре купца Солодовникова, но планировался ее переезд на специально отстроенную сцену в гостинице «Метрополь». Проект не был завершен из-за банкротства мецената, а в 1904 году опера закрылась.

Савва Мамонтов поддерживал теплые отношения с членами кружка «Мир искусства». По просьбе его представителей предприниматель финансировал выпуск одноименного журнала. Со свойственным размахом он наполнил издание работами приятелей, а основатели журнала поговаривали о неразборчивости покровителя. Вскоре Мамонтов перестал инвестировать в журнал. С 1899 года совместно с Саввой Морозовым он издавал газету «Народ», но проект оказался бесперспективным и не привлек публику. Савва также содействовал выпуску газеты «Россия».


Архитектура интересовала предпринимателя не меньше. Он лелеял идею комплексной застройки и арендовал с партнерами на 25 лет квартал в Москве, чтобы создать комплекс с собственной инфраструктурой. Петербургское страховое общество участвовало в финансировании, но разорение не позволило довести план до реализации. На деньги Мамонтова построили гостиницу «Метрополь» и реконструировали Ярославский вокзал. Савва видел массу возможностей в объединении в градостроительных проектах искусства и практичности.

Купленное у Сергея Аксакова поместье Абрамцево управленец увеличил и обогатил. Здесь появились школа, церковь, больница, сад и оранжерея, а также мост с плотиной. Литературно-художественный кружок из гостей усадьбы был известен широкой публике. В него входили художники, литераторы, скульпторы, архитекторы и музыканты.


В Абрамцево собирались яркие и талантливые представители культурной жизни страны. Природой усадьбы вдохновлялись, создавая здесь новые произведения. Портрет Веры Мамонтовой «Девочка с персиками» стал символом этого места.

После краха Саввы все имущество - акции, дома, предприятия и коллекции предметов искусства - арестовали и распродали. Дом в Абрамцево остался в семье, как собственность супруги.

Личная жизнь

Супругой Саввы Мамонтова стала Елизавета Сапожникова. Их знакомство состоялось во время первой поездки предпринимателя в Италию. Дочь успешного торговца шелком оказалась идеальной партией, понравилась родителям Саввы и ему самому. Вскоре состоялась свадьба. Жена родила Мамонтову 5 детей. Первые буквы их имен вместе составляли имя отца. Сергей, Андрей, Всеволод, Вера и Александра – так звали наследников мецената.


Елизавета была душой усадьбы. Женщина любила супруга, но многочисленные проекты Мамонтова давались ей непросто. Праздничные застолья, невероятные постановки и костюмированные катания по реке были затратны, хотя жена разделяла увлечения Саввы. Благотворительность была ей по душе. С годами Елизавета все больше внимания уделяла вероисповеданию и с негодованием стала относиться к забавам мужа. В семье появились размолвки.

Личную жизнь Мамонтова обсуждали завсегдатаи Абрамцево и завистники. Ходили слухи о связи благотворителя с актрисой Татьяной Люботович. Сплетни доносились до семьи Мамонтова, и родные были шокированы их появлением. Елизавета Мамонтова стала затворницей в Абрамцево, а Савва потерял былую лихость и хорошее настроение.


Он часто ссорился с друзьями и близкими. Возможно, эти перипетии повлияли на дальнейшее развитие событий. Биографы утверждают, что предприниматель стал рассеяннее. Не отличаясь расчетливостью, он пропускал рискованные моменты в сделках, и это стало причиной банкротства.

Смерть

Последние годы жизни Савва Мамонтов провел в доме дочери. Жена не согласилась примириться с ним, но дети поддерживали общение. Внуки стали отрадой для бывшего предпринимателя. Он умер в 1918 году. Причиной смерти послужила пневмония. Забытый всеми покровитель был похоронен в Абрамцево. Эпоха революций сделала его смерть незаметной, а могила мецената так и не была увенчана памятником.


Биография благотворителя насыщенна событиями и совпадениями, поворотами судьбы и интересными фактами. О его жизни и деятельности сняты документальные фильмы «Савва Иванович Мамонтов», «Савва Мамонтов. Взгляд с Ялуторовской колокольни» и мини-сериал «Савва». Писатель Владислав Бахревский описал все коллизии и перипетии жизни Саввы Мамонтова в одноименной книге.

Портрет железнодорожного магната и мецената искусств Саввы Ивановича Мамонтова работы И.Репина

За всю историю человечества лишь немногих людей природа наградила огромным количеством самых разных талантов. Еще меньше было тех, кто сумел достойно применить в жизни такой щедрый дар судьбы. И в числе этих немногих - Савва Иванович Мамонтов - промышленник, строитель железных дорог, музыкант, писатель, скульптор, режиссер - человек, говоривший, что его самый главный талант - это «находить таланты».

Савва Мамонтов родился в 1841 году в далеком зауральском городке Ялуторовске Тобольской губернии, в котором жили когда-то ссыльные декабристы. В семье Мамонтовых Савва был четвертым сыном. Его отец, Иван Федорович, успешно занимался винным откупом в Сибири - сначала в Шадринске, затем в Ялуторовске, а в 1840 г. переехал с семейством в Москву. Иван Федорович прошел путь от провинциального купца к верхушке московского предпринимательства, и в 1853 был возведен в потомственное почетное гражданство.
Отец Саввы всегда тяготел к самым смелым проектам, поэтому одним из первых обратился к железнодорожному строительству. В 1859 году Иван Федорович получил концессию на строительство железной дороги из Москвы в Сергиевский Посад, куда местная достопримечательность - Троице-Сергиева лавра, привлекала немало паломников со всей России. Тогда же юный Савва впервые приобщился к транспортной экономике. Их дом стоял рядом с заставой, которая вела из Москвы в Сергиевский Посад, и старший Мамонтов посадил сыновей у окна - считать потенциальный «пассажиропоток» - пеших паломников и седоков на возах. Подсчеты эти оправдались: 66 верст пути, проложенные за полтора года, стали приносить устойчивую прибыль.

Портрет работы Валентина Серова

Отец поощрял тягу сына к знаниям: Савва с детства знал французский и немецкий языки, много занимался дома, учился на юридическом факультете Московского университета. Отец страстно хотел, чтобы Савва стал достойным продолжателем его дела. Он определил его на учебу в Институт корпуса гражданских инженеров (Горный корпус) в Санкт-Петербурге. А в свободное от учебы время Савва начал посещать драмкружок. Он выступал в роли Кудряша в «Грозе», где роль Дикого исполнял сам автор - А.Н.Островский. Поначалу Иван Федорович был доволен сыном, ходил на спектакли, но потом, видя, как велик интерес Саввы к сцене, отослал его подальше от театральных соблазнов - в Персию - учиться торговать. «Ты вовсе обленился, перестал учиться классическим предметам... и предался непозволительным столичным удовольствиям музыкантить, петь и кувыркаться в драматическом обществе», - сокрушался отец. Савва смирился и после Персии отправился в Италию - изучать основы шелководства, практическую коммерцию и европейские методы торговли.

Мамонтов С.И. (бюст работы Репина, первый справа, 1880)

Однако, в Италии случилось то, чего не ожидали ни семья Мамонтовых, ни московский деловой мир. Нет, Савва вовсе не «загулял», как делали многие его сверстники. Случилось другое, никогда не бывалое, совершенно непонятное для купеческой среды. В Италии Савва... запел. У продолжателя торгового дома Мамонтовых оказался прекрасный оперный голос. После недолгих занятий с местными преподавателями он уже получил приглашение одного из миланских театров дебютировать в двух басовых партиях в операх «Норма» Беллини и «Лукреция Борджиа». Но, прослышав об успехах сына, отец срочно отозвал его в Москву, и только этот вызов помешал дебюту русского купца на миланской оперной сцене.
Кстати, на коммерции Мамонтова это увлечение не отразилось: вернувшись в Москву, Савва снял здание на Ильинке и открыл собственное дело - торговлю итальянским шелком.

А.А. Киселев. Е.Г. Мамонтова в своем кабинете в Абрамцево

В 1865 году Иван Федорович благословил сына на брак с дочерью купца первой гильдии Лизой Сапожниковой и подарил молодоженам дом на Садово-Спасской. Тогда еще никто не подозревал, что вскоре этот дом станет одним из центров художественной жизни России. Через несколько лет Савва Иванович вновь уехал в Италию - в Рим, где на этот раз раскрылся другой его талант. Скульптор Марк Антокольский, с которым Мамонтов познакомился в Риме, так отозвался в письме к критику Стасову о необычном купце: «Он один из самых прелестных людей с артистической натурой... Приехавши в Рим, он начал лепить - успех оказался необыкновенный!.. Вот вам и новый скульптор!!! Надо сказать, что, если он будет продолжать, и займется искусством свободно хоть годик, то надежды на него очень большие».
Конечно, Савва Мамонтов не мог оставить дела и заняться лишь скульптурой, но интерес к ней он пронес через всю жизнь.
Вернувшись на родину, Савва Мамонтов познакомился со многими талантливыми художниками, и вскоре, в его особняке на Садово-Спасской, и в подмосковном поместье Абрамцево возник, по словам В.М. Васнецова, «неугасавший художественный очаг». Имение, расположенное на родной Московско-Ярославской дороге, Савва Иванович приобрел в 1870 году, и эта усадьба начала вторую жизнь в русской культуре. Поместье было куплено у семьи знаменитого писателя Сергея Тимофеевича Аксакова, жившего в Абрамцево до самой смерти в 1859 году. У Аксакова подолгу гостили Тургенев, Гоголь, Хомяков, братья Киреевские и другие литераторы. Мамонтовым, впервые приехавшим в этот дом, показали тщательно сберегаемую «гоголевскую» комнату, как ее уважительно называл старый хозяин...
Савва Мамонтов продолжил славную традицию, с той лишь разницей, что его основные гости, жившие порой месяцами в Абрамцево, - художники, фактически весь цвет русской живописи того времени. Мамонтов хотел, чтобы талантливые живописцы могли свободно творить, не заботясь о бытовой стороне дела. Он построил обширную мастерскую, где работали Репин, Серов, Врубель, Коровин, Нестеров, Поленов, Антокольский, Васнецов.

Портрет работы И.Репина

Савва Иванович имел поистине уникальную черту характера: трудясь сам, занимаясь лепкой, майоликой или постановкой домашних спектаклей, к которым он писал тексты и в прозе, и в стихах, Мамонтов имел, по словам В.Васнецова, «способность возбуждать и создавать кругом себя энтузиазм». Как вспоминал И. Грабарь: «Мамонтов казался рядом с уравновешенным, мудрым и холодным Третьяковым каким-то неистовым искателем юных дарований».
Кто знает, если бы не было этой вдохновляющей атмосферы Абрамцево, возможно, и не появились бы картины, составляющие сейчас золотой фонд русской живописи. Ведь именно здесь были написаны «Девочка с персиками» Серова (портрет дочери Саввы Ивановича - Веры), «Богатыри» и «Аленушка» Васнецова, пейзажи Поленова. С этим домом связаны репинские «Запорожцы», «Не ждали», «Крестный ход в Курской губернии»; «Явление Отроку Варфоломею» Нестерова, многие работы Врубеля.

У Саввы Ивановича Мамонтова. 1889. На фотографии присутствуют - Серов, Коровин, Мамонтов

В общении с художниками Мамонтов выступал на равных, был для них свой коллега, а вовсе не богатый барин, который балуется искусством. Это и легло в основу «феномена Мамонтова» в русской истории. Савва Мамонтов не был ни меценатом, ни коллекционером, ни «другом русской культуры». Он был Художник и Предприниматель в одном лице, поэтому, наверное, его и не понимали до конца ни те, ни другие.
Все, с кем Савва Иванович делил интересы, пытались уговорить его «заняться настоящим делом». Художники недоумевали: что интересного находит Мамонтов в рельсах, шпалах, векселях и финансовых расчетах? Антокольский писал Савве Ивановичу: «Я думаю, что не вы с вашей чистой душой призваны быть деятелем железной дороги, в этом деле необходимо иметь кровь холодную как лед, камень на месте сердца и лопаты на месте рук». Железнодорожники же опасались: не помешают ли увлечения Мамонтова делам?
Но Савва Иванович искренне удивлялся: разве одно другому помеха? Разве в делах не требуется воображение, умение «увидеть статую в глыбе мрамора»? И без своего Дела, которое меняет лицо России, соединяет города железными дорогами, молодой предприниматель себя не представлял.
Строительством железных дорог Савва Мамонтов всерьез занялся в 1869 году, став в 28 лет, после смерти отца, председателем Общества Московско-Ярославской железной дороги. Наследник контрольного пакета акций имел право единолично принимать решения, и Савва Иванович продемонстрировал в бизнесе, как это важно - быть художником в своем деле, увидеть и воплотить то, что никто пока не видит.
Первым решением нового хозяина дороги было - тянуть дорогу дальше, от Ярославля до Костромы. Это вызвало недоумение у многих: зачем нам Кострома, кто поедет в эту глушь? Если уж строить, то на Запад, в Европу, а не в «медвежьи углы России». Но Мамонтов смотрел дальше.
Еще у Александра III зародилось понимание того, что России мало петровского «окна в Европу»: в случае войны порты на Балтике могут быть легко блокированы. Нужен другой, независимый от иностранных держав, выход в открытое море. Император хотел заложить порт на Мурмане, но смерть помешала ему исполнить задуманное. И, как писал единомышленник и друг Мамонтова, министр финансов граф Витте, «Если бы был построен порт на Мурмане, мы не искали бы выхода в открытое море на Дальнем Востоке, не было бы этого злополучного шага - захвата Порт-Артура и... не дошли бы мы и до Цусимы».
Мамонтов верил, что здравый смысл и объективный интерес России победят. Поэтому он упорно прокладывал свой путь, и скоро дорога Москва-Кострома вошла в строй и стала приносить прибыль, что еще раз доказало правильность его расчетов.
Савва Иванович решил убедить власти в необходимости прокладывать железную дорогу дальше - на Север, и открыл павильон на Всероссийской выставке в 1896 году, приуроченной к коронации Николая II. Среди художественных экспонатов Савва Иванович выставил два панно работы Врубеля - «Микула Селянинович» и «Принцесса Греза» (вариант которого украшает ныне фасад московской гостиницы «Метрополь»). Комиссия Академии художеств, принимавшая выставку, единогласно забраковала панно и постановила убрать их из павильона искусств: работы Врубеля не соответствовали представлениям академиков о декоративной и монументальной живописи. Савва Иванович очень рассердился, заплатил Врубелю стоимость панно и построил Северный павильон за пределами территории выставки, а на фасаде написал: «Выставка декоративных панно художника М.А. Врубеля, забракованная жюри императорской Академии художеств». Вход был свободный, и публика шла нескончаемым потоком, дивясь необычным картинам. Специально для гостей выставки пел приглашенный Мамонтовым молодой Шаляпин, еще неизвестный, начинающий двадцатитрехлетний певец.


После выставки, вместе с С. Витте, Савва Иванович поехал в Мурманский край для осмотра вероятной трассы дороги и поиска дополнительных аргументов в пользу ее прокладки. Когда экспедиция вернулась в Петербург, эти доводы были, наконец, услышаны. Последовало высочайшее решение: дорогу сначала до Архангельска, а потом и до незамерзающей Екатерининской гавани - строить! И строить ее будет Савва Мамонтов!
Путешествуя по Северу и решая деловые вопросы, Савва Иванович был потрясен неповторимой красотой этого края, о которой в Центральной России не имели и понятия, а местные жители ее попросту не замечали, не ценили. В письмах домой он советовал всем обязательно побывать здесь: «... вы вернетесь отсюда более русскими, чем когда-либо. Какая страшная ошибка искать французских тонов, когда здесь такая прелесть».
По приезде в Москву Мамонтов решил воплотить свой давний замысел - украсить вокзалы Северной дороги живописью русских художников - пусть люди учатся видеть красоту, пусть они, хотя бы на вокзалах, познакомятся с настоящим искусством. Для этого он отправил в поездку по Двине своих друзей - художников Коровина и Серова, и они вернулись из этой «командировки» с целым собранием полотен - картин северной природы, которые имели огромный успех на Периодической художественной выставке. Успех был столь велик, что до вокзалов эти работы так и не дошли: почти все они находятся сейчас в Третьяковской галерее и в Русском музее.
Идеей открытия художественных выставок на железнодорожных вокзалах Мамонтов увлек и В. Васнецова. Верный своему принципу собирать вокруг себя не картины, но таланты, Савва Иванович приободрил молодого мастера, переживавшего кризис из-за разрыва с передвижниками, и заказал ему работы для другой своей дороги, Донецко-Мариупольской, которая вошла в строй в 1882 году, связав 500 верстами пути Донецкий угольный бассейн и Мариупольский порт.
Необходимость мамонтовских дорог для России подтвердилась окончательно, когда началась Первая мировая война, и все пути, ведущие на Запад, оказались блокированы линией фронта. И только две дороги - Северная и Донецкая - стали для России буквально дорогами жизни. Не случайно, самый популярный в России журналист Влас Дорошевич отложил на время свои фельетоны и написал хвалебный гимн в честь Саввы Ивановича Мамонтова - статью «Русский человек»: «Интересно, что и Донецкой, и Архангельской дорогами мы обязаны одному и тому же человеку - «мечтателю» и «затейнику», которому в свое время очень много доставалось за ту и другую «бесполезные» дороги, - С.И. Мамонтову. Когда в 1875 году он «затеял» Донецкую каменноугольную дорогу, протесты понеслись со всех сторон. Но он был упрям... И вот теперь мы живем благодаря двум мамонтовским «затеям»».
А тем временем, Савва Иванович «затеял» строительство Московской окружной дороги, создал Московский вагоностроительный завод, занимался добычей руды и производством чугуна. Он начал грандиозный экономический проект: создание мощного конгломерата промышленных и транспортных предприятий, чтобы наладить производство локомотивов в России и сломать, наконец, монополию инофирм на поставки паровозов в страну. Он приступил к реконструкции взятого у казны Невского судостроительного и механического завода в Санкт-Петербурге, приобрел Николаевский металлургический завод в Иркутской губернии. Эти предприятия должны были обеспечить транспортными средствами Московско-Ярославско-Архангельскую железную дорогу, и продолжить ее строительство, что позволило бы энергичнее осваивать Север.

В.А. Серов. Девочка с персиками (портрет дочери С.И. Мамонтова - Веры). 1887 г.

И параллельно с этим Савва Великолепный (так называли его друзья-художники, по аналогии с Лоренцо Великолепным, герцогом-меценатом эпохи Возрождения) решил создать... первый в России частный оперный театр. Недоумение и шум снова были огромные. Многие считали: блажь, захотел барин свой «балет» завести... Общему хору вторила и театральная критика. В год дебюта театра - в 1885 году - газета «Театр и жизнь» возмущалась, что за дело организации оперного театра «берутся люди, вряд ли знающие столь тонкое дело, как оперная постановка... Словом, все это сплошное любительство», - клеймил рецензент мамонтовскую затею. Конечно, знания оперной школы и режиссерской подготовки у Мамонтова не было. Основу его труппы составили молодые голоса, не имевшие имени в оперном мире. Но у Саввы Ивановича было главное - безукоризненный художественный вкус, развитый до степени подсознательного чутья, интуиции. И этот вкус подсказал Мамонтову, что время старого оперного театра кончилось, что он себя изжил. Тогда певцы императорских театров пели в «лучших» итальянских традициях - играли голосом так, что зритель не мог разобрать ни слова, а солисты не заботились о том, чтобы, сопровождая пение драматической игрой, придавать сценическому образу правдоподобие. Этот разрыв между пением и драматическим искусством решил преодолеть Савва Мамонтов в своей Частной опере. «Петь нужно играя» - таков был принцип этого театра.
Считая, что театр - это «коллективный художник», Мамонтов окружил себя талантливыми людьми, которые помогали ему в задуманном прекрасном деле. Первыми его помощниками стали неизменные члены Абрамцевского кружка - Виктор Васнецов и Василий Поленов. Поленов привлек к исполнению декораций своих молодых учеников - Исаака Левитана и Константина Коровина.

Ф.И. Шаляпин в роли Бориса Годунова. Художник Н.В.Харитонов

А еще Савва Иванович Мамонтов подарил миру Шаляпина! До этого малоизвестный начинающий певец был связан жестким контрактом с Императорским театром. Мамонтов, разглядевший в юноше необычайный талант, убедил его разорвать контракт, заплатил огромную неустойку и сразу поставил певца на первые роли в своем театре. Здесь, в обстановке всеобщего доверия и подлинного творчества, Шаляпин почувствовал, «будто цепи спали с души моей». Он позже вспоминал, что именно тогда, у Саввы, понял: математическая верность в музыке и самый лучший голос мертвы до тех пор, пока математика и звук не одухотворены чувством и воображением.
Фактически Мамонтов разработал и применил то, что впоследствии назовут «методом Станиславского», хотя сам К.С. Станиславский ясно представлял, кто его учитель, и очень уважал его. Патентовать свою театральную эстетику как «метод Мамонтова» Савва Иванович, конечно, и не думал, да и некогда было. Реформируя оперный театр, он ни на минуту не оставлял своих железнодорожных забот. И в театре Мамонтов добился своего, хотя и пришлось ему работать в своей опере «всем». Как вспоминали коллеги, он режиссировал, дирижировал, ставил голос артистам, делал декорации. Савва Великолепный работал буквально как «человек-оркестр». Зато теперь он с гордостью говорил: «У меня в театре - художники». Его актеры стали творцами своих художественных образов. Театр Мамонтова состоялся.

Портрет работы Михаила Врубеля

В 1897 году Михаил Врубель написал портрет Саввы Ивановича, вызвавший у Мамонтова и близких ему людей неожиданное и ничем не подкрепленное ощущение предстоящей беды. Впоследствии это врубелевское полотно, полное необъяснимой тревоги, стало расцениваться как пророчество, откровение судьбы, предъявленное миру гением.
11 сентября 1899 года Савва Иванович Мамонтов в своем доме на Садовой Мамонтов был арестован и помещен в Таганскую тюрьму, куда его вели пешком через весь город под конвоем. Деятельный, жизнелюбивый и далеко не молодой человек на несколько месяцев оказался в одиночном заключении. Это была совершенно неоправданная жестокость. Следователь по особо важным делам, ведший дело Мамонтова, определил колоссальный залог в размере 763 тысяч рублей. Богатые родственники Сапожниковы и Савва Морозов были готовы внести требуемую сумму, но совершенно неожиданно следователь увеличил ее до 5 миллионов рублей! Быстро собрать такие деньги было практически невозможно.
На все имущество Мамонтова наложили арест. Его бумаги были изъяты и скрупулезно изучены. Но никаких убедительных данных, подтверждающих махинации, так и не нашли. Правда, удалось обнаружить несколько писем помощника Витте Максимова, в одном из которых он выражал благодарность за присланную семгу. Эта "рыба" стала темой особого разбирательства. Очевидно, не лишены оснований утверждения, что глава юридического ведомства Муравьев действительно интересовался в первую очередь сведениями, которые можно было использовать против министра финансов Витте.
Не удалось документировать и корыстный умысел в действиях самого Саввы Ивановича. Вообще-то вся эта история была лишь формальным нарушением закона. Ведь и железная дорога, и Невский завод находились в руках мамонтовской семьи. Предприятия были лишь юридически независимыми, а фактически существовала известная общность средств.

Газетная шумиха, поток сенсационных бездоказательных "разоблачений" способствовали тому, что вокруг арестованного стал образовываться вакуум. Некоторые люди, которым Савва Иванович всемерно помогал и кого считал своими друзьями, вдруг как-то "забыли" о нем. Особенно тяжело он переживал предательство Шаляпина и Коровина, которые покинули мамонтовскую Частную оперу и не проявили в первые месяцы после краха особого интереса к судьбе мецената.
Однако остались люди, не изменившие своего отношения к нему. На Пасху, в апреле 1900 года, по инициативе Васнецова и Поленова был составлен памятный адрес на имя Саввы Ивановича, который подписали практически все художники мамонтовского кружка: Серов, Врубель, Суриков, Остроухов... Рабочие и служащие Северной дороги, среди которых Савва Иванович пользовался авторитетом и уважением, собирали деньги для "выкупа". С первого дня ареста хлопотала за мужа и Елизавета Григорьевна.
Кстати, к этому времени брак Мамонтовых фактически распался. На причину указал в своих воспоминаниях художник князь Щербатов. По его словам, Савва Иванович влюбился в певицу Любатович, "разрушившую его семейную жизнь". К этому уместно добавить следующее. Действительно, уже с середины 1890-х годов Савва Иванович и Елизавета Григорьевна живут раздельно. Когда же над головой мецената сгустились тучи, Любатович потеряла к нему всякий интерес. Совершенно иначе повела себя Елизавета Григорьевна. Она была добрым, сострадательным и глубоко верующим человеком, и с самого начала не одобряла некоторых увлечений мужа. Все эти ночные катания на лошадях, рестораны, застолья заполночь, цыгане и тому подобные удовольствия были ей чужды. Но когда Савве Ивановичу стало действительно плохо, она, не задумываясь, переступила через свои обиды и уязвленное самолюбие. Однако сделать ей практически ничего не удалось, хотя она и стучалась во многие двери.
Старались облегчить участь Мамонтова и его друзья. В феврале 1900 года во время работы над портретом царя Серов, по его словам, решился попросить у государя за Мамонтова. На что император ответил, что распоряжение им уже сделано. Однако в следственном деле нет никаких следов царского вмешательства в судьбу Мамонтова.

Более пяти месяцев провел Савва Иванович в одиночном заключении, и только после того как врачебная комиссия констатировала, что он "страдает болезнями легких и сердца", следователь был вынужден отпустить его под домашний арест. Поселился Савва Иванович в своем небольшом доме в Петропавловском переулке на Новой Басманной, строго опекаемом полицией.
Знаменитый дом на Садовой со всеми книгами, картинами, скульптурами, мебелью простоял опечатанным более двух с половиной лет. Всю "мерзость запустения" описал Гиляровский в заметке под характерным названием "Помпея в Москве". Ему удалось проникнуть в дом зимой 1901 года: "Ледяным погребом веет от злополучного здания, гулко раздаются шаги под заиндевевшими сводами... Орнаменты на резной итальянской мебели обвалились, деку рояля, испещренную художественной инкрустацией, повело, и на всем, как кровяные пятна, краснеют сургучные печати судебного пристава...". Даже в спальне хозяина на столе лежали "четыре костяные запонки и стальное пенсне, снабженное печатями, — это тоже движимость...".
В 1900 году в Московском окружном суде в здании Судебных установлений в Кремле началось судебное разбирательство по делу Мамонтова. Обвинителем выступал прокурор Курлов, защитником — известный "златоуст русской адвокатуры" Плевако. Процесс длился несколько дней. Присяжные вынесли вердикт: "Невиновен". "Зал дрогнул от рукоплесканий. Не могли остановить оваций и толпы, которая бросилась со слезами обнимать своего любимца". Хотя коллегия присяжных не нашла в действиях Саввы Ивановича состава преступления и оправдала его, дело не было закончено. Требовали удовлетворения иски. Московский окружной суд признал Савву Ивановича несостоятельным должником. Имущество мецената пошло с молотка, и, в конечном счете, все претензии были удовлетворены. Пострадавшим оказался лишь сам Мамонтов.
Крушение деловой репутации, потеря состояния, сплетни и пересуды — все это не могло не сказаться на Савве Ивановиче. Он сравнительно редко теперь появлялся на людях, жил замкнуто и общался с ограниченным кругом людей.
Освободившись от коммерческих дел, Мамонтов поселился в доме на Бутырской заставе, купленном на имя дочери, и организовал там свою керамическую мастерскую, которая вскоре превратилась в небольшой керамический завод. И хотя изделия не приносили большой прибыли, они завоевывали множество призов на международных и отечественных выставках.
Потом и Шаляпин, и Коровин приходили на Бутырки с покаянием, но Савва Иванович не принял их. Коровина в Частной опере заменил Врубель. Он прекрасно оформил спектакли «Царская невеста» и «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова, «Кавказского пленника» и «Ратклифа» Кюи. Но вскоре Михаил Врубель тяжело заболел и его положили в психиатрическую клинику, где он и оставался до конца дней. Частная опера одно время даже блистала, но постепенно залезала в долги и наконец так увязла в них, что театр пришлось закрыть.
Из старых друзей по кружку Савве Ивановичу такими же близкими оставались Поленов, Серов и Васнецов. Со временем Мамонтов сменил гнев на милость, и к нему вновь стали наезжать Шаляпин и Коровин. Все время между встречами он коротал за гончарным кругом, делал вазы или что-нибудь лепил.

Мамонтов жил долго, но это был уже другой человек. Остатки жизни Савва Иванович Мамонтов провел в полной тени. Он стремительно старел, был морально затоптан, потерян среди многолюдной Москвы. Он умер в 1918 году и лег в могилу на кладбище в Абрамцеве, где уже успели найти последний приют многие из его близких. Похороны были скромные. Гроб с телом привезли на Ярославский вокзал. «Рабочий-железнодорожник, — рассказывала внучка покойного Саввы Ивановича, — спросил, кого хоронят. Узнав, что Мамонтова, снял шапку, а потом сказал: “Эх, буржуи, такого человека похоронить не можете как следует”».

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%B2,_%D0%A1%D0%B0%D0%B2%D0%B2%D0%B0_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

Савва Мамонтов был еще и выдающимся деятелем культуры, коллекционером, спонсором, одним из главных организаторов всей художественной жизни страны в начале ХХ века.

Театрал

«Всем, что делал Савва Иванович, тайно руководило искусство», - говорил о нем К.С. Станиславский. Бизнес для Мамонтова тоже был своего рода искусством, сферой приложения творческой энергии, реализации небывало дерзких идей.

Он родился 4 октября 1841 года. Его родина - маленький западносибирский городок Ялуторовск (от Тобольска, тогдашнего губернского города, - верст 150, от Тюмени, нынешнего областного центра, - 74 км). Савва был четвертым ребенком Ивана Федоровича Мамонтова и Марии Тихоновны Лахтиной. Иван Федорович Мамонтов происходил из семьи небогатого виноторговца, но ко времени рождения Саввы уже управлял ялуторовским винным откупом, а в 1843 году вошел в первую купеческую гильдию в Чистополе.

В 1849 году И.Ф. Мамонтов с женой и детьми переехал в Москву. Теперь он принадлежал к десятке крупнейших винных откупщиков России с доходами свыше 3 млн руб. Семья потомственного почетного гражданина Мамонтова жила богато: устраивала приемы, балы, при детях были гувернер-немец и гувернантка-француженка. Савва учился в гимназии, а затем в Московском университете. В годы студенчества он страстно увлекся театром, что плохо сказывалось на его учебе и сердило отца.

После того как в 1863 году была запущена Московско-Троицкая железная дорога, Иван Федорович Мамонтов был избран членом правления этой дороги, а Савву отправил в Баку по делам Закаспийского товарищества.

Из Баку Савва поехал торговать в «дикую Персию». Дела его там сложились удачно, но молодой Мамонтов скучал по Москве, ее бурной жизни, друзьям и, конечно, театру.

Сразу после возвращения сына из поездки Иван Федорович объявил о намерении передать дела в его руки. Выделив молодому преемнику начальный капитал и сняв для него новый дом на Ильинке, Мамонтов-старший отправил Савву в «самостоятельное плавание».

Осенью того же года Савва Мамонтов возглавил московское отделение Закаспийского товарищества. Таковы были первые его шаги на ниве предпринимательства.

В 1865 году Савва женился. Его супругой стала Елизавета Григорьевна Сапожникова из старинного, известного в Москве купеческого рода. Она разделяла любовь мужа к искусству и на многие годы стала его верной помощницей во всех делах.

Абрамцево

В 1869 году Иван Федорович скончался, оставив все свои начинания на троих сыновей. Не будучи по натуре бизнесменом (его душу прежде всего влекло к искусству), Мамонтов все же не отказывается продолжать дело отца и разворачивает железнодорожное строительство. Его привлекала идея связать между собой отдаленные северные территории с помощью сети современных путей сообщения. В 1872 году Савва Иванович занял пост директора Общества Московско-Ярославской железной дороги. Постепенно его признали серьезной величиной в купеческом сообществе Москвы и даже избрали гласным городской думы и действительным членом Общества любителей коммерческих знаний.

С этим периодом жизни Мамонтова связано и еще одно чрезвычайно важное событие - приобретение в 1870 году подмосковного имения Абрамцево. Этой старинной дворянской усадьбе, ранее принадлежавшей Аксаковым, суждено было стать колыбелью меценатской деятельности Мамонтова, «ядром» многих его творческих и предпринимательских проектов, своего рода кузницей талантов.

В 1870-1890 годах имение Абрамцево стало центром художественной жизни России. Здесь подолгу жили и работали русские художники (И.Е. Репин, В.М. Васнецов, В.А. Серов, М.А. Врубель, В.Д. Поленов, К.А. Коровин) и музыканты (Ф.И. Шаляпин и другие). Многим художникам Мамонтов оказывал существенную поддержку, в том числе финансовую.

Именно в Абрамцеве были созданы такие живописные шедевры, как «Девочка с персиками» Серова, «Богатыри», «Аленушка», «Иван-царевич на Сером волке» Васнецова, знаменитые подмосковные пейзажи Поленова. В Абрамцеве были открыты столярно-резчицкая мастерская, возрождавшая традиции русской старины в изготовлении мебели, и майоликовая мастерская.

Донецкий бассейн

В 1876 году государство назначило конкурс на строительство Донецкой каменноугольной железной дороги. Соискатели обязаны были представить проект и смету. Савва Мамонтов принял участие в конкурсе, честно вы-играл торги и получил концессию.

Всего через два года, 1 декабря 1878-го, было открыто движение на линиях новой дороги общей протяженностью 389 верст. В 1879 году вошли в строй ветви Попасная - Лисичанск, Хацепетовка - Криничная - Ясиноватая и другие. Общая протяженность Донецкой каменноугольной достигла 479 верст.

Строительство Донецкой каменно-угольной дороги было полностью завершено в 1882 году. После окончания работ Савва Иванович с удовлетворением отметил: «Дорога построена прекрасно». И ему в самом деле было чем гордиться. Донецкая дорога принесла Мамонтову не только хорошие барыши, но и всероссийскую известность предпринимателя.

1885 год ознаменовался открытием Московской частной русской оперы - грандиозного предпринимательского и культурного проекта Мамонтова, воплощения его юношеской мечты.

Частная русская опера существовала на сцене театра Солодовникова (ныне Театр оперетты). Стержнем репертуара стали произведения русских композиторов. Там пел Федор Шаляпин, а декорации создавали Константин Коровин, Михаил Врубель, Виктор Васнецов...

После того как в 1890 году Донецкая железная дорога была выкуплена государством, Савва Иванович вложил освободившийся капитал в покупку Невского судо- и паровозостроительного завода. Также Мамонтов построил Мытищинский вагоностроительный завод.

Другой замысел Мамонтова состоял в строительстве железной дороги в почти непроходимых местах - «до самого Студеного моря». Савва Иванович основал промышленно-транспортный концерн, в котором предприятия по производству рельсов и вагонов предполагалось объединить с металлургическими заводами. Такая система позволяла сочетать производство, транспортное строительство и эксплуатацию железных дорог. В октябре 1898 года открылось постоянное движение по Вологодско-Архангельской линии протяженностью почти 600 верст.

Полностью оправдан

В августе 1898 года Мамонтов продал 1650 акций Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги Международному банку и получил ссуду под залог акций и векселей, принадлежащих ему и его родственникам. Савва переводил деньги для объединения и реконструкции заводов со счетов других предприятий. Это был очень опасный шаг, который закончился полным крахом.

Мамонтов не смог расплатиться с кредиторами. Министерство финансов назначило ревизию дел Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги. Почти полгода Савва провел в ожидании суда в одиночной камере в Таганской тюрьме. На все его имущество был наложен арест.

Cлушание дела Мамонтова состоялось в уголовной палате Московского окружного суда и длилось с 23 по 31 июля 1900 года. Савву Ивановича защищал сам Федор Никифорович Плевако, крупнейший адвокат того времени, человек, близкий Мамонтову по убеждениям.

Защитник показал, сколь грандиозен и патриотичен был замысел обвиня-емого проложить железную дорогу от Ярославля до Вятки, чтобы «оживить забытый Север», и как трагично из-за «неудачного выбора» исполнителей замысла обернулась убытками и обвалилась щедро финансированная операция. После блистательной речи Плевако Мамонтов был полностью оправдан присяжными и освобожден в зале суда.

После разорения Мамонтов почти не бывал в своей подмосковной усадьбе, но его дом у Бутырской заставы стал «новым Абрамцевом». Савва Иванович был избран почетным членом Московского литературно-художественного кружка и членом художественного совета Строгановского училища. Рядом остались и преданные друзья - Поленов, Васнецов, Серов, Остроухов, Сарьян, Кузнецов.

Савва Иванович ушел из жизни 24 марта 1918 года, когда страна уже погрузилась в бурную пучину революционных событий. Мастерскую «Абрамцево» на Бутырской заставе национализировали и отдали в распоряжение Наркомпроса. Подмосковная усадьба была также национализирована и превращена в музей.

Много лет спустя историческая справедливость восторжествовала. Савве Мамонтову были поставлены два памятника - в Ярославле и Сергиевом Посаде.

Памятниками Мамонтову служат и железные дороги, и вагоноремонтный завод, и гостиница «Метрополь» со знаменитыми майоликами, и уникальная усадьба Абрамцево.

В Библиотеке "Главная мысль. Бизнес-книги в кратком изложении" Вы можете прочитать краткое изложение уникальной книги о Савве Мамонтове и узнать больше о жизни и работе этого удивительного человека.