Если проследить истории всех известных крупных капиталов, тех, которые теперь называются «старые деньги», то чаще всего у истоков первых прибылей будет стоять человек с сомнительными нравственными принципами, но с огромной харизмой. И это касается любого из современных князей, лордов и сенаторов. Стоит вспомнить отечественную историю, даже не столь далекую, чтобы понять: через каких-нибудь сто лет потомки людей, сколотивших состояние в 90-е годы прошлого века, если и не будут с титулами, то наверняка станут уважаемыми людьми на всех континентах. Если, конечно, капиталы будут приумножаться. Иногда изнеженные потомки просто проматывают состояние. Так случилось с наследием первого богатейшего человека Америки.

Имя Корнелиус Вандербильт в США знают все, его операции вошли в экономические учебники, его именем потрясают коучи и преподаватели стратегий личностного роста. Но его история и история рода заканчивается на его сыне. Не об этом мечтал миллиардер.

Семейство Ван дер Бильт

Корнелиус был четвертым ребенком в семье, полностью его имя звучит как Корнелиус Вандербильт-младший, свое имя он получил в честь отца. Местом рождения была случилось это в мае 1794 года. Как и все американцы, Бильты были эмигрантами, страстно желавшими наладить свою жизнь до приемлемого уровня. О миллионах никто не мечтал. Хорошо и много работать, чтобы прокормить семью и заработать на спокойную старость, - пожалуй, это было единственной финансовой мотивацией для семьи. Фамилия Вандербильт изначально складывалась из трех составляющих: Ван дер Бильт. С течением времени пробелы сгладились, и фамилия приобрела слитность как в произношении, так и в написании.

Отец будущего магната заработал на маленькую ферму, нанимаясь на работы в порту. В его понимании морская, портовая жизнь - это очень тяжелое бремя, в котором есть только грязная работа и маленькие заработки. Эту мысль он внушал своему четвертому сыну, но мальчик все понимал по-своему. В его мечтаниях морская жизнь означала свободу, богатство и неограниченные возможности. С детства отличаясь крутым нравом, Корнелиус Вандербильт мечтал бросить школу в 11 лет, с тем чтобы заняться собственным делом. И даже покинул ее стены, но до порта дошел не сразу, до 16 лет вкалывал на семейной ферме. Но даже если бы и хотел продолжить учебу, ему это не удалось бы. Свой первый бизнес и скандал он устроил в стенах учебного заведения.

Первый опыт торговли и шантажа

Прежде чем отправиться за первым миллионом, Корнелиус Вандербильт проявил скандальность характера, предприимчивость и жесткость в решении проблем. Дело произошло еще в стенах учебного заведения, где юный стяжатель постигал чтение и арифметику.

Учителя в местной школе ничем не отличались от окрестных работяг, кроме умения писать, читать и считать. Остальной список «добродетелей» был обычным, и пьянство занимало первую строчку. Заметив однажды муки похмелья у одного из своих преподавателей, Корнелиус решил облегчить страдания и предложил в качестве лечения маисовую водку сомнительного происхождения. Разумеется, она стоила определенных денег. Учитель устоять не мог и признался «спасителю» в своем грешке, тем более что принесенный напиток был дешевле, чем во всех окрестных салунах.

Сколько длился этот симбиоз, история умалчивает, но однажды незадачливый педагог решил вырваться из цепких лап ученика. Вот тут-то и открылся истинный характер акулы бизнеса: Корнелиус Вандербильт сообщил, что всю эту историю он расскажет директору школы и всем окружающим людям, от которых зависит пребывание преподавателя на должности. Тому пришлось незамедлительно сдаться. История в конце концов стала явной, разразился грандиозный скандал, учителя изгнали с позором, Корнелиус ушел сам.

Позже он говорил: «Если бы я тратил время на учёбу, я бы вообще ничего не успел заработать». Такое отношение к школе философски роднит его со всеми нуворишами периода индустриализации Америки.

Бизнес за 10 баксов

Вандербильт Корнелиус недолго размышлял, как именно заработать деньги и где взять стартовый капитал. У родителей он попросил десять долларов для покупки Сумма для фермеров довольно крупная, и отец не мог решиться на такой авантюрный шаг, тем более если дело касалось порта и всего, с ним связанного. Но мать отлично знала своего сына и предпочла удовлетворить его просьбу, но с условием прежде отработать на ферме. Чтобы получить стартовый капитал, Корнелиусу пришлось изрядно попотеть на домашнем хозяйстве: таскать камни, вскапывать землю, сажать растения и прочее - работы на земле всегда много. Выполнив все обещанное, он получил от матери ее личные сбережения.

Первое плавсредство

Не откладывая дело в дальний ящик и не занимаясь рефлексией, шестнадцатилетний новоявленный моряк сразу отправился за покупкой парусника. Купленное судно было утлым, едва держалось на плаву, но капитан был полон решимости стать главным перевозчиком в районе нью-йоркского порта. Конкуренция по перевозкам жителей с одного берега на другой была огромной, это была единственная возможность попасть из одной части города в другую. Многие предпринимали вояж несколько раз в день, плавучие такси боролись за каждого пассажира и за место под солнцем между собой. Корнелиус Вандербильт был слишком молод, и, по мнению бывалых извозчиков, расправиться с ним не представляло никакого труда.

В течение первого времени его судно пыталось затонуть каждую ночь. Выясняя, в чем дело, Вандербильт понял, что в лодке пробивают дно. Гнев был велик, в ход пошли кулаки, ругань. Сумасшедший напор сделал свое дело - его стали опасаться. Внушить страх своим оппонентам помогал огромный рост под два метра, луженое горло и запас нелитературных слов и словосочетаний, четко доказывавших в споре свое преимущество.

После первого инцидента конкурентная борьба не утихла, но парень получил «прописку». Еще множество раз ему придется решать вопросы подобным образом, но так ковалась легенда под именем Корнелиус Вандербильт. Биография магната пестрит драками, чудачествами, жестокостью и умением достигать целей.

Стратегический демпинг

За короткое время поняв, что играть по общим правилам невыгодно и быстро заработать не удастся, Корнелиус Вандербильт создал собственные правила. Судно с названием «Быстроходный», по слухам, едва держалось на плаву и грозилось затонуть каждую минуту, но тем не менее пассажиры пользовались его услугами. Три доллара с человека - именно столько стоило переехать на другую сторону Нью-Йорка, и столько брали все. Вандербильт снизил стоимость проезда до одного доллара, и пассажиропоток увеличился в разы. Жаждущие перебраться через реку стали драться за место в его лодке и готовы были сидеть друг у друга на коленях, лишь бы сэкономить.

Через двенадцать месяцев Корнелиус отдал матери взятые в долг десять долларов, а семейную кассу пополнил на целую тысячу. Созданная им атмосфера в среде перевозчиков не способствовала взаимопониманию, цену приходилось снижать всем, кто-то разорился. Избавиться от выскочки хотели все. Драки были постоянным делом для Вандербильта, словарный запас пополнялся за счет морских терминов и отборного мата. Тем не менее Корнелиус Вандербильт заработал средства на расширение своего бизнеса.

Первая флотилия

Прикупив несколько суден, Вандербильт подобрал команду под стать самому себе: все ругались, умели запугивать конкурента свирепым видом, крепким словом, а если нужно, то и кулаком. Маленькая флотилия активно работала, безбожно демпингуя, он бы занял весь рынок. Но в 1812-1815 гг. случилось противостояние между Англией и Америкой. К. Вандербильт, рискуя суднами и жизнью, продолжал морские перевозки, только теперь он возил снаряжение и провиант для армии.

Услуги по снабжению армии были не бесплатными, к тому же Корнелиус наладил спекулятивную схему: покупал популярные товары в одной части Нью-Йорка и продавал в другой. Гешефт от перепродаж он считал побочным, но ведь главной целью было обогащение, а потому этот бизнес тоже был отлично налажен. Постепенно он скупил все плавучие средства перевозчиков и почти стал монополистом. На это ушло семь лет. Он стал мастером каботажных перевозок, одним из лучших снабженцев, заработал имя Командор, скопил пятнадцать тысяч долларов, но... наступила эра пароходов.

Капитан

Не сразу Корнелиус Вандербильт оценил перспективы пароходных судов, а поняв, решил действовать наверняка. Для успеха ему нужны были знания о новых судах и их возможностях. Как человек, не терпящий половинчатых решений, он продает весь свой флот и нанимается капитаном на пароходное судно Томаса Гиббонса с заработной платой в одну тысячу долларов в год. В это же время он женился на скромной барышне с соседней фермы, Софии Джонсон.

Пароходик Гиббонса под руководством капитана Вандербильта бодро совершал рейсы из Нью-Йорка в Нью-Джерси. Перевозились грузы разного назначения и пассажиры. Изучив за несколько лет все тонкости пароходного извоза и крупного бизнеса, Корнелиус Вандербильт убедил Гиббонса совместно построить новое судно.

Новая эра бизнеса

Вандербильт вложил в новый пароход все свои средства и сам сделал проект. Новое судно назвали Bellona, а Вандербильт Корнелиус, как лидер предприятия, возродил собственный стиль ведения бизнеса - он стал отчаянно демпинговать. Стоимость проезда на «Белонне» составляла всего 1 доллар, что было вчетверо меньше, чем у всех остальных перевозчиков.

Конкуренты, на стороне которых был закон, несколько раз подавали на него в суд, за ушлым капитаном приходили приставы, но он каждый раз от них ускользал. Поговаривали, что на судне есть потайные каюты, о которых знает только Командор, и поэтому он с такой легкостью скрывается от Фемиды. Завоевывая главенствующее положение в бизнесе, он вел себя как захватчик и волк, рвущий конкурента в клочья, собственно, так, как и положено человеку с именем Корнелиус Вандербильт.

Также он основал еще один бизнес: приобрел небольшую гостиницу с таверной на берегу реки, где уважаемая публика могла жить в ожидании его парохода и просто приятно проводить время. Хозяйкой заведения стала его жена. Так продолжалось до 1829 года. В кармане уже скопилось тридцать тысяч долларов, но он был алчен, этот К. Вандербильт, первый миллион переливался зазывными перспективами еще далеко впереди. Пора было начинать большую игру.

Отказ как форма дохода

Корнелиус Вандербильт - великий предприниматель, и это стало понятно в период организации первой монополии. Горя желанием начать собственное дело без компаньона, он продает свою долю в Нью-Джерси и переезжает в Нью-Йорк. Жена сопротивлялась смене места проживания, но глава семейства убедил ее весьма экстравагантным способом: не согласную с его решением супругу он поместил на два месяца в дом для умалишенных.

Вернувшись в Нью-Йорк, он основывает пароходную компанию и занимается знакомым делом: перевозит грузы и пассажиров, но стоимость проезда составляет всего двенадцать центов.

Пароход курсирует между Нью-Йорком и Пикссиллом, на этом маршруте к моменту появления Вандербильта уже был монополист. И он был вытеснен с рынка. Затем он затеял конкурентную борьбу с Гудзоновской речной ассоциацией, пустив в ход тяжелую артиллерию - вообще не брал денег за проезд. Но наивных пассажиров ждал тяжкий удар от дармового проезда: стоимость еды и напитков на судне была завышена в несколько раз, что частично компенсировало Вандербильту демпинговые игры. Ассоциация речников Гудзона сдалась: это был первый случай, когда компания просила частного перевозчика свернуть свою деятельность. В качестве компенсации предлагалось сто тысяч долларов и по пять тысяч долларов каждый год в течение десяти лет. И Командор согласился!

Первый миллион

Вандербильт переносит свою деятельность и возит пассажиров в Бостон, Лонг-Айленд и в города штата Коннектикут. Бизнес расцветает, к сорока годам у Корнелиуса скопилось состояние уже в полмиллиона долларов, но жажда денег не утолена. Семья снова переехала, теперь в Лонг-Айленд. Беспрерывно демпингуя, Командор выживает конкурентов, получает отступные и к 1846 году его пароходы швартуются во всех крупных городах Америки. Именно в этом году К. Вандербильт заработал первый миллион на судоходном бизнесе.

Панамский канал

В 1848 году в Калифорнии открыли золотые месторождения, и очередная лихорадка охватила Америку. Проще всего было добраться через Панаму, идея прорыть канал была не новой, но энергию по реализации идеи первым проявил Вандербильт. Увы, технических средств тогда не хватило, и Корнелиус решил вопрос сокращения времени в пути для старателей собственным способом. Договорившись с правительством Никарагуа, он организовал чартерные рейсы, благодаря которым искатели быстрой наживы оказывались на месте на два дня раньше, чем их коллеги, обратившиеся в другие компании. Каждый год транзита пассажиров приносил Командору один миллион чистого дохода.

Идея прокладки Панамского канала не покидала Вандербильта. В очередной раз продав весь бизнес, Корнелиус отправился на поиски компаньонов. Так была основана Панамская компания Accessory Transit Co.

Частная жизнь

В преддверии шестидесятилетия главы семейства Вандербильты в полном составе отправились на собственной яхте в путешествие вокруг Европы. Судно называлось «Северная звезда», ее проектом и дизайном занимался лично Корнелиус Вандербильт. Фото яхты с удовольствием печаталось в тогдашней прессе. Вкус у миллионера был специфичен, и все, что касалось его личных владений, выходило помпезным, кричащим о роскоши. Эпатировать публику Командор очень любил, с кичливостью напоминая окружающим, откуда он вышел «в люди» и сколько классов у него образования. Газеты тех времен часто брали у него интервью, в одном из них он заявил: «Всю свою жизнь я сходил с ума по деньгам, изобретение все новых способов делать их не оставляло мне времени на образование».

Не менее помпезным был и его дом на Стейтен-Айленде, построенный с учетом всех желаний магната. Он представлял собой фантастическую гремучую смесь разных стилей, имел три этажа, обстановка была самая богатая по стоимости и безвкусная по оформлению. Самым вызывающим арт-объектом дома была статуя с подписью «Корнелиус Вандербильт». Фото особняка часто публиковалось в СМИ того времени.

Железнодорожный магнат

В 1853 году семейство Вандербильтов отправилось в путешествие, это был первый полноценный отпуск Корнелиуса. Управлять делами компании Accessory Transit Co он оставил двух своих ушлых сотрудников, которые путем махинаций завладели контрольным пакетом акций. Гнев Командора вылился в телеграмме: «Господа! Вы посмели обмануть меня. Я не буду подавать на вас в суд, так как судейская машина очень медленна. Я уничтожу вас. С глубоким уважением, Корнелиус Вандербильт». Как сказал, так и поступил - прибыль от войны за свое достояние возвратилась в тройном размере. Судебный процесс длился несколько лет, победил в нем Корнелиус Вандербильт. Высказывания магната в адрес Фемиды и бывших служащих широко цитировались в прессе.

Однажды, совершая поездку по железной дороге, Командор осознал, что сухопутная перевозка безопаснее и дешевле, а перспективы развития этого бизнеса сулили огромные барыши. Вандербильт в очередной раз продает весь свой бизнес и покупает самую убыточную на тот момент железную дорогу - Гарлемскую.

Скупая короткие железнодорожные ветки и акции других компаний, он работал над слиянием и поглощением. Вкладывая деньги в развитие, он сумел сделать из мелких веток протяженный железнодорожный маршрут. Так образовалась Центральная Нью-Йоркская железная дорога. Действуя обычным способом - снижая цены на перевозки, Корнелиус Вандербильт довольно быстро становится владельцем двух протяженных и прибыльных железных дорог - Гарлемской и Нью-Йоркской. В этот период он ведет жесткую конкурентную борьбу, которая только добавляет перца в жизнь. За время пятилетней железнодорожной эпопеи Вандербильт опутал железнодорожными рельсами половину Америки, стоимость билетов на его поезда была всегда ниже, чем у остальных.

Наследники

У магната было 11 детей, четверо из них - мальчики. В силу своего воспитания на девочек отец внимания не обращал - они не будут носить его фамилию после замужества, а семейное дело надо передавать сыну, который его продолжит. Из сыновей самым перспективным, еще при жизни отца признанным финансовым гением был Уильям Вандербильт. Ему и досталось практически все состояние Корнелиуса: 90 миллионов долларов. Общая сумма наследия была самым большим состоянием Америки на то время - 102 млн долларов. Остальные 12 млн были распределены между благотворительными организациями и другими детьми.

Как бы ни относились к нему его современники и потомки, его деятельность вольно или невольно служила развитию страны, пусть даже главной целью была нажива, но таков уж был Корнелиус Вандербильт. Цитаты из его интервью разошлись по книгам, и многие из них стали мантрами для предпринимателей. Но решающим фактором в деятельности магната был характер и неуемная изобретательность в «отъеме средств у населения».

Привет читатель! Что ты слышал о Корнелиусе Вандербильте? Что это за человек, что он изобрел и как он разбогател, давайте разберемся.

Биография Корнелиуса Вандербильта

Мало кто знает этого человека, и я вам поведаю. Это один из самых успешных и богатейших предпринимателей Соединенных Штатов в 19 столетии.

В то время Корнелиус вместе с женой смогли накопить 30 тысяч долларов, которые он вложил в открытие своего дела. Он открыл пароходный маршрут от Нью – Йорка до Филадельфии. И сделал на этот рейс до того низкие цены, что все конкуренты были вынуждены заплатить ему очень много денег, чтобы он им не мешал. Затем он перенесся на реку Гудзон, где случилась похожая ситуация, проезд был 3 доллара, затем 1 доллар, затем 10 центов, затем вообще бесплатным! И конкуренты заплатили ему 100 тысяч долларов, чтоб он снял свой маршрут. Мало того они еще платили ему по 5 тысяч долларов в год, чтобы он не появлялся на их маршруте 10 лет. Затем Корнелиус Вандербильт перенес свои суда в другое место. Таким образом он смог заработать несколько миллионов долларов.

Биография

Молодость

Корнелиус Вандербильт родился 27 мая 1794 года на родовой ферме на Статен-Айленде. Он был 4-м ребёнком в семье Корнелиуса и Фебы Вандербильт (урождённой Хенд). Предки отца происходили из местечка Де Бильт в Утрехте , Нидерланды . Отец будущего миллионера был бедным фермером, и зарабатывал также как лодочник в Нью-Йоркском порту. Корнелиус Вандербильт-младший уже в 11 лет оставил школу и на собственном опыте начал изучение проливов и течений в районе Нью-Йорка . За месяц до 16-летия он объявил матери, что собирается уйти из дома и стать моряком. Мать понимала, что сыну просто нужно собственное судно, и потому сделала сыну деловое предложение: он вспашет и засеет на их ферме каменистый участок в 8 акров , после чего получит от неё взаймы 100 долларов на покупку судна. Так в 16 лет он стал владельцем небольшой баржи под названием «Быстроходная». Он перевозил пассажиров, беря с них по 18 центов. К концу года он отдал матери долг и внёс в семейный бюджет свыше тысячи долларов. Вскоре в его владении находилась уже целая флотилия из мелких судов.

Приобретение опыта

Во время англо-американской войны 1812 года , он, несмотря на блокаду англичанами нью-йоркской гавани, перевозил по морю припасы для шести американских гарнизонов, расположенных на её берегах. В 19 лет он женился на своей соседке и кузине Софии Джонсон, женщине не менее волевой и целеустремлённой, чем он сам. Когда Вандербильту исполнилось 22 года, он был владельцем уже нескольких судов и ему удалось скопить 9000 долларов.

В 1818 году Корнелиус Вандербильт продаёт свои парусники и становится капитаном парохода у Томмаса Гиббонса, плантатора из Джорджии. За 10 лет, перевозя пассажиров из Нью-Йорка по реке Раритан в Нью-Брансуик (штат Нью-Джерси), он изучил все тонкости пароходного бизнеса. София тоже вносила вклад в семейный бюджет - она управляла гостиницей для пассажиров на пристани. Не довольствуясь речными маршрутами по Раритану, Вандербильт вскоре организовал пассажирские рейсы по нью-йоркскому заливу в Баттери. Но тут возникли проблемы. Нью-Йоркское Законодательное собрание отдало монополию на пароходные перевозки в регионе Роберту Фултону и Роберту Ливингстону, так что бизнес Вандербильта стал незаконным. Однако, он, снизив цены на проезд, носился на своём судне между Нью-Йорком и Нью-Джерси, преследуемый констеблями. Игра в «кошки-мышки» продолжалась до объявления Верховным Судом США нью-йоркской пароходной монополии антиконституционной. К 1829 году , стараниями Вандербильта, пароходное хозяйство Гиббонса увеличилось с одного судна до флотилии из 7 судов.

Инвестиции

Вместе с женой они накопили 30 000 долларов, которые использовал для открытия собственного дела: он проложил новый пароходный маршрут Нью-Йорк - Филадельфия и до того снизил цены за проезд, что конкуренты вскоре заплатили ему огромную сумму, лишь бы он им не мешал (Такого рода метод выбивания «отступных» из конкурентов был очень характерен для Вандербильта в ранний период карьеры).

Затем он перенёс свою деятельность на реку Гудзон , где начал ещё более жёсткую войну цен против могущественного Гудзонского речного пароходства. Вандербильт снизил цены на рейс от Нью-Йорка до Олбани сначала с трёх долларов до одного, затем до 10 центов и, наконец, сделал проезд вовсе бесплатным. В конце концов конкуренты заплатили ему 100 000 долларов и согласились платить по 5000 в год, лишь бы он в ближайшие 10 лет не появлялся на Гудзоне. Вандербильт взял деньги и перевёл свои суда на северное направление - в Бостон , Хартфорд, бухту Провидения, а также на южное - в Вашингтон , Чарлстон и Гавану . В 45 лет, за счёт «отступных», за отсутствие рейсов в Нью-Йорк и Филадельфию и благодаря доходам, которые Вандербильт получал от своего флота в сто судов в других районах, он сколотил состояние в несколько миллионов.

Отвергнутый утончённым нью-йоркским обществом, он выстроил красивый особняк на Статен-Айленде. Через 10 лет он вернулся на Манхэттэн и построил на Вашингтон-плейс четырёхэтажный городской особняк. Его пароходы везли золотоискателей от Нью-Йорка до восточного побережья Никарагуа , затем вверх по реке Сан-Хуан и через озеро Никарагуа. Таким образом, он получал от «золотой лихорадки» миллион долларов в год. В то же время, проект прокладки в Никарагуа Трансамериканского канала, соединяющего Атлантический океан с Тихим , которым К. Вандербильт занимался в течение 12 лет, успехом не увенчался.

Конец жизни

К середине 1850-ых он стал крупнейшим судовладельцем США . В 1853 году имея 11 миллионов в банке, Вандербильт решил отдохнуть. Он построил 80-метровую яхту «Северная звезда», стоимостью полмиллиона долларов. Это была первая такого класса частная яхта - с обитой бархатом мебелью, с десятью салонами и столовой, отделанной мрамором. Со всей семьёй и в компании друзей он совершил круиз вокруг Европы. Когда яхта проходила мимо маленькой фермы на Статен-Айленде, Вандербильт приказал дать военный салют в честь его 86-летней матери. Возвратившись из путешествия, Вандербильт обнаружил, что его агенты, которым он поручил управлять перевозками через Никарагуа, ведут двойную игру и пытаются взять предприятие в свои руки. Взбешенный Вандербильт написал короткое письмо:

Он создал альтернативный маршрут через Панаму и очень сильно снизил цены. Соперники капитулировали через год. Более того, через год все остальные компании-конкуренты, не выдержав войну цен, согласились выплатить 40 000 долларов за отказ от никарагуанского маршрута.

(1794-1877)
Коммодор
Кичившийся тем, что он нувориш, этот набоб из Нового Света воспитал своих сыновей как спартанцев и женил их на девушках из самых аристократических семей Европы.

Когда в 1852 г. чрезмерно роскошная яхта Корнелиуса Вандербильта бросила якорь у английских берегов, «Дейли Ныос», приветствуя прибытие уже весьма знаменитого миллиардера, писала: » Отныне определение «нувориш» должно рассматриваться как подлинный аристократический титул «. Прочитав эту фразу, высокомерная Англия не смогла сдержать возмущенного возгласа. Она выпустила из рук чашку с чаем, поджала губы, словно старая дева, возмущенная сальной шуткой, потом пожала плечами со снисходительной улыбкой и подумала о несообразности употребления рядом этих двух слов — Аристократия и Вандербильт.

В Старом Свете, еще находившемся на вершине могущества, рыцари индустрии из юной Америки пока что не получили права гражданства, и всевозможным Вандербильтам, несмотря на толстенные пачки зеленых долларов, от которых разбухали их карманы, потребуются годы и годы, чтобы его добиться.

Две традиции, чтимые Вандербильтами: яхтелорт и присвоение себе чина Коммодора.

Нувориш… и горд этим
Надо признать, что большего нувориша, болышего выскочки, чем Корнелиус Вандербильт, трудно себе представить. Он был карикатурным воплощением этого типа, а смесь, с которой он кичился своим происхождением, лишь подчеркивала в нем все нелепые несообразности, создавая какой-то совершенно несусветный образ. Он принадлежал к тем американцам, которые восхищались древним блеском и пышными гербами старой Европы, но в то же время культивировали мифологию пионеров, не ведая в том ни меры, ни вкуса. Гордый успехом, он демонстративно выставлял напоказ свое богатство и объявлял о своем низком происхождении с такой же кичливостью, с какой испанский гранд предъявляет свое пышное генеалогическое древо. Поступая так, он олицетворял-и понимал это- ту мечту, что толкала навстречу приключениям золотоискателей и пионеров, из которых сложилась его нация. В Америке хвастовство богатством, вызывающее в Старом Свете вражлебиость и зависть, гарантировало его от критики.


Вандербильты

Но даже и при желании Корнелиус не смог бы претендовать на благородное происхождение. Первый известный его предок носил имя Ян Арстон и был простым поденщиком из маленькой деревушки Билт в окрестностях Утрехта. Отчаявшись найти на родине возможность прокормиться, в 1650 г. он нанялся на службу к своему соотечественнику Питеру Волферсону, богатому землевладельцу, обосновавшемуся в Бруклине.

Благодаря трудам и бережливости, наследникам Яна В следующем веке удалось купить небольшой земельный участок на Стейтен-Айленд, упорный труд на котором вскоре позволил им стать одной из достаточно видных семей в этой местности. Однако процветание длилось недого. С годами количество потомков Яна Арстона так выросло, что к концу века, когда скончался их патриарх Якоб, Вандер бильты пришли к выводу, что придется продать свое маленькое хозяйство и разделить вырученные крохи. В скором времени семья вернулась к исходному положению, и ее члены вынуждены были самостоятельно искать пропитания, в том числе и Корнелиус, один из внуков Якоба, нанявшийся на ферму поденщиком.

Вероисповедание Якоб Вандербильт, первый в роду сколотивший состояние, принадлежал к секте моравских братьев.

Корнелиус I
От сзоего предка Яна Арстона этот Корнелиус унаследовал мужество, трудолюбие, однако он ни-когда не выказывал никаких чрезмерных амбиций. Он старательно копил деньги, отличался серьезным отношением к жизни, весьма разумно женился на девице Фебе Ханд, обладавшей множеством достоинств, однако не сумел добиться каких-то чрезвычайных успехов. Все, чего он достиг, это покупка крохотной фермы в окрестностях Стейплтауна, где и протекала его однообразная, заполненная трудами жизнь. И именно на этой ферме 27 мая 1794 г. явился на свет его сын, получивший, как и отец, имя Корнелиус.

Корнелиус II
Корнелиус был красивым здоровым мальчиком с голубыми глазами и румяными щеками и уже в детстве обладал одной особенностью, которая осталась у него на всю жизнь: когда он кричал, голос его перекрывал голоса всех находящихся рядом детей.
Так как у родителей не было средств, чтобы заплатить за его учебу, мальчик получил более чем ничтожное образование-рос подобно сорной траве на поле и к двадцати годам умел только читать и писать. К счастью для него, рано проявившееся, неуемное, не знающее никаких пределов честолюбие помогло ему вырваться из того жалкого существования, на которое, казалось, обрекла его судьба.

Нежданная удача: война
Ему было всего семнадцать лет, когда вспыхнула война между Англией и Соединенными Штатами. Опасаясь нападения на Нью-Йорк, американцы решили возвести укрепления на островах Стейтен-Айленд и Лонг-Айленд. Несмотря на свою молодость, Корни мигом смекнул, какую выгоду можно извлечь из этой ситуации. Для работ потребуется большое количество судов, чтобы перевозить рабочих и строительные материалы. Он обратился к родителям и попросил одолжить ему сто долларов — все их жалкие сбережения. Кроме честолюбия, Корни обладал коммерческим чутьем и сумел продать свою идею. Преуспев здесь, он поспешил в порт, чтобы незамедлительно приступить к осуществлению своего плана.

Неустрашимый капитан
По дешевке он купил развалюху большую голландскую двухмачтовую баржу, которая так протекала, что из нее все время приходилось вычерпывать воду. Наскоро произведя необходимый ремонт, он смело предложил свои услуги капитану порта. В течение года он работал днем и ночью, не отступая ни перед какими трудностями, не страшась ни риска, ни бури, и благодаря этому стал на побережье капитаном, к которому обращались чаще всего.

Результаты подобного трудолюбия и неустрашимости превзошли все его ожидания. Он не только сумел через несколько месяцев выплатить своим родителям долг с процентами, но к концу военных действий оказался владельцем небольшого состояния, выражавшегося в трех баржах и тысяче долларов наличными.

Король каботажа
Как бы ни был эффектен подобный успех, Вандер-бильт считал, что это только начало. Амбиции его были безграничны. Успех в только что проведенном деле лишь распалил его аппетит. Выступив на завоевание восточного побережья, он поставил себе целью стать не просто первым среди занимающихся каботажными перевозками, но единственным. И решительно принялся за дело.

В возрасте двадцати лет он вкладывает все свои накопления в приобретение старого судна, на котором организует перевозку устриц в Вирджинию. Вскоре у него оказывается достаточно денег, чтобы дать заказ на постройку двух великолепных кораблей — «Ужас* и «Шарлотта», на которых он плавает по Гудзону и Нью-Йоркскому заливу. Затем, будучи уже судо¬владельцем, он становится простым капитаном с жалованьем шестьдесят долларов в месяц в ком¬пании старого Томаса Гиббона с единственной целью-перенять навыки управления паровыми судами.

Наконец в 1826 г. в возрасте тридцати пяти лет Корнелиус рискует всеми деньгами, что у него были, и основывает собственную пароходную компанию. Компанию, которая за несколько лет победит все другие, осуществлявшие регулярные рейсы между Нью-Йорком и городами восточного побережья-Бостоном, Элизабеттауном, Нью-Брансуиком, Филадельфией… И все это меньше чем за двадцать лет!

Семейное собрание
В 1975 г. администрации Вандербильт Юниверси-ти пришла идея собрать всех потомков Корнелиуса, чтобы отметить столетие университета. Их оказалось около восьмисот человек, и принадлежали они к двумстам семнадцати семействам.

Коммодор Вандербильт
Надо сказать, что Вандербильт ради удовлетворения ненасытной потребности в победах не колебался в выборе средств: он хотел не только обойти конкурентов, ему надо было вышибить их, разорить, уничтожить. Экипажи на свои суда он набирал из головорезов и забияк, каких немало в любом порту, бесстрашных в бурном море и скорых на драку ребят, которые всегда готовы нагнать страху на матросов, служащих в конкурирующих компаниях.

Так как Корнелиус понимал, что для победы ему нужно запугать своих конкурентов, то взял себе кличку Коммодор и старательно создавал о себе весьма определенное представление. Кичашийся энциклопедическим невежеством, ругающийся, как сапожник, с бесподобной виртуозностью использующий все тонкости безукоризненно скверного воспитания, он производил впечатление неотесанного наглеца, которого невозможно образумить никакими доводами и который ни за что на свете не откажется от достижения поставленной цели.
Впрочем, такая политика устрашения вполне себя оправдывала. Коммодор приобрел на побережье репутацию безжалостного противника, действующего без зазрения совести; частенько судовладельцы при одной мысли, что придется вступить с ним в прямую конкуренцию, предпочитали уступить и сойти с дороги этого неумолимого соперника.

Компания «Норт Ривер Ассошиейшн» дошла в своей уступчивости даже до того, что предложила ему ежемесячные отступные, чтобы он отказался плавать в ее водах.

Вандербильт принял предложение компании, ожидая момента, когда он сможет проглотить ее…
Для него-и этим он, без сомнения, отличался от своих противников-недостаточно было занять господствующее положение на всех морских линиях восточного побережья. Он является одной из первых фигур «бронзового века капитализма», целью его была полная монополия. Чтобы разорить своих конкурентов, Вандербильт систематически снижает цены. Он идет на снижение коэффициента прибыльности, на невероятный риск, отказываясь страховать свои суда, снижает численность экипажей. Зато клиентура у него растет с головокружительной быстротой, и это компенсирует, да еще с лихвой, все те жертвы, на которые он шел. Капиталистическая система, механизм которой он понимал Лучше, чем кто-либо другой, действует отлаженно.

Страхование
«Хорошие суда и хорошие капитаны-вот наилучшее страхование-,- заявил Коммодор. И еще: «Если люди могут зарабатывать деньги на страховании, то я тоже могу.. Достаточно было так думать.»

Король каботажа завоевывает океаны

Быть всего лишь королем каботажа, само собой, не устраивало Вандербильта. В его флоте появились два великолепных судна-«Клеопатра», а главное, «Коммодор Вандербильт» -таких прекрасных пароходов нью-йоркцы еще не видели.

Поселившись в «роскошном палаццо»-кошмарном строении «греко-готического» стиля из черного и розового Мрамора, возведенном у моря в окрестностях Стейплтауна,-Корнелиус мечтает о новых великих победах. В 1848 г. он мечтает захватить Тихий океан и думает о проекте судоходного канала через Никарагуанский перешеек, который позволит его судам бороздить воды двух океанов. Проект грандиозный, в ту эпоху просто неосуществимый, и Вандербильт вынужден был от него отказаться, ограничившись перевозкой пассажиров между обоими океанами в обычных дилижансах.

Затем он обратил взгляд на Атлантический океан. В те времена торговля между Соединенными Штатами и Европой бьша монополией двух судоходных компаний; американской «Коллинз Лайн» , получавшей большие дотации от федерального правительства, и английской «Кьюнард», которая также могла рассчитывать на щедрость британской короны. Вступить в конкуренцию с двумя этими компаниями на их территории было явной химерой. Но ни подобные соображения, ни решительный отказ Конгресса на просьбу о предоставлении субсидий
отнюдь не обескуражили Коммодора (это было не в его характере).

Продав разом за миллион триста пятьдесят тысяч долларов все принадлежавшие ему акции «Эксессори Транзит», компании, занимавшейся перевозками между обоими океанами, он вложил все эти деньги в строительство двух пароходов — «Вандербильт» и «Королева океанов» — превосходнейших судов, которые тут же отправил на завоевание Атлантики. Методы, так помогавшие ему у американских берегов, оказались не менее успешными и в открытом океане. Вступив в игру, он предложил клиентам цены в два раза ниже, чем у конкурентов. Результаты долго ждать не заставили: «Кыонард » опустила руки, что до «Коллинз Лайн» , то вскоре ей остался единственный выход-продать свои суда, на которых отказывались плавать пассажиры, непобедимому Коммодору, причем за смехотворную цену. В 1860 г. в возрасте шестидесяти шести лет Корнелиус Вандербильт становится императором морей.

Он родился в 18 веке. Сколотил самое большое состояние в 19 веке. Занимался речным и морским флотом, был крупнейшим железнодорожным магнатом, и до сих пор присуствует в современной жизни Нью-Йорка, каждый день напоминая о себе пассажирам, приезжающим на Гранд-Централ на 42-стрит, основанный Вандеобильтом в позопрошлом веке.

Корнелиус Вандербильт родился в фермерской семье на Стэйтен-Айленде. Отец его занимался лодочными перевозками. В 11 лет Корнелиус, бросив школу, стал помогать отцу. В 16 он начал работать сам. Для начала юный Вандербильт попросил у матери $100 и она дала ему их с условием, что он вспашет и засеет восемь акров семейной земли. Сын справился с задачей и на полученные деньги купил лодку. На ней он возил грузы и пассажиров между Стэйтен-Айлендом и Манхэттеном. Причем цену за свои услуги Корнелиус установил значительно более низкую, чем у остальных лодочников на переправе. Демпинговые цены станут его коньком на протяжении всей жизни и практически всегда будут приносить Вандербильту успех.

Прошел всего год, и Корнелиус не только вернул матери долг, но и заработал свою первую тысячу долларов. Время играло ему на руку, а он ловко ловил момент. Англо-американская война 1812 года принесла молодому предпринимателю новые возможности. Ему было всего 18, но он смог заработать авторитет в бизнес-кругах Нью-Йорка и получить правительственный контракт на поставки товаров в военные форты, расположенные недалеко от города. На заработанные деньги Корнелиус построил средних размеров шхуну и два небольших корабля. С тех пор его нарекли Командором – прозвищем, которое он с гордостью носил всю жизнь.

Через 5 лет Вандербильт женился на Софии Джонсон, а его капитал составлял $9000. Пришло время перемен… и Командор вышел из бизнеса. Несмотря на то, что Корнелиус рано бросил школу, он никогда не упускал шанса получить новые знания, особенно если это можно было сделать бесплатно. Продав свой флот, Командор нанимается капитаном небольшого корабля с зарплатой в $1000 в год к Томасу Гиббонсу. Эта работа дает ему возможность разобраться в устройстве пароходов и служит толчком для новой идеи – создание нового современного парохода. Вандербильту удается убедить Гиббонса построить паровое судно. В этом проекте они уже становятся компаньонами.

Вандербильт никогда не жалел о том, что ушел из школы в 11 лет, он любил повторять: «Если бы я продолжил учиться, у меня не осталось бы времени ни на что другое».

Корабль готов и отправляется в рейс вверх по Гудзону. И, как обычно, Корнелиус устанавливает демпинговые цены за проезд на своем пароходе, запрашивая вчетверо меньше, чем его конкуренты. А конкуренты были серьезные- легальные монополисты на рынке пароходных перевозок – Роберт Ливингстон и изобретатель колесного парохода Роберт Фултон. Демпинговые цены Вандербильта огорчили их настолько, что монополисты подали на него в суд. Однако удача опять оказалась на стороне Командора – в 1824 году Верховный Суд США признал монополию Ливингстона и Фултона на транспортные операции в водах Гудзона неконституционной.

Поселившись в Нью-Брунсвике (штат Нью-Джерси), Вандербильты приобрели таверну на берегу реки и превратили ее в место отдыха пассажиров проходящих пароходов. Заведение назвали Bellonа Hall, и оно стало любимым местом остановки путешественников. А хозяйничала в Bellonа Hall жена Вандербильта София Джонсон, которая оказалась весьма предприимчивой и талантливой бизнес-леди.

К 1829 году семья Вандербильтов имела уже $30 тыс. Командор снова решает заняться собственным бизнесом и вернуться в Нью-Йорк. На этот раз он основывает пароходную компанию и налаживает сообщение между Нью-Йорком и городом Пикскилл. За проезд на своих кораблях он устанавливает цену всего лишь 12,5 центов, благодаря чему полностью вытесняет с рынка местного пароходного короля Дэниела Дрю. Спустя три десятилетия Дрю отомстит Корнелиусу, отобрав у Вандербильта Эрийскую железную дорогу.

Но пока все удается Командору и он вступает в соревнование с Гудзоновской речной ассоциацией, перевозившей пассажиров из Нью-Йорка в город Олбани. Пароходы Вандербильта были не просто комфортабельными, они поражали своей роскошью и размерами – Корнелиус строил настоящие «плавающие дворцы». И тем не менее, политика демпинга оставалась неизменной. Ведя борьбу за первенство на Гудзоне, Вандербильт поначалу просит за билет $1 (при цене речной ассоциации – $3). Чуть позже делает проезд вообще бесплатным, но компенсирует это поднятием цен на услуги, к примеру, повысив цены на еду на борту своих судов в 2 раза. Ход неожиданный, но верный – пассажиры предпочли Вандербильта. Ассоциация была в панике. История кончилась тем, что ассоциация заплатила новоявленному конкуренту за перенос его бизнеса в другое место.

В 1840 году Вандербильту принадлежало более 100 судов, ходивших по реке Гудзон, а его капитал составлял более полумиллиона долларов.
Но деньги не дали ему пропуск в аристократическое общество Нью-Йорка. Несмотря на внушительный капитал и неизменный успех в делах, для высшего света Вандербильт так остался неотесанным мужланом. Отвергнутый нью-йоркским обществом, Вандербильт возвращается в родной Стэйтен-Айленд и строит здесь для своей семьи шикарный особняк. Через 10 лет он вновь приедет в Манхэттэн и возведет на Вашингтон-плейс, самом модном в те годы месте, четырёхэтажный городской дом.

1851 год приносит Вандербильту новые возможности. В это время толпы старателей устремляются из Нью-Йорка в Калифорнию за золотом. Большинство золотоискателей перевозило Тихоокеанское почтовое пароходство, имевшее монополию на панамском направлении. Вандербильт не мог упустить такого случая. Он открыл новый путь - через Никарагуа, что сокращало путешествие на 500 миль и экономило два дня пути. Не будучи старателем, Вандербильт получал от «золотой лихорадки» доход в 1 млн долларов в год. К середине 50-х годов он стал крупнейшим судовладельцем Америки.

В 1853 году, имея 11 миллионов в банке, Вандербильт решил отдохнуть. Он построил 80-метровую яхту «Северная звезда» стоимостью полмиллиона долларов. Это была первая частная яхта такого класса - с обитой бархатом мебелью, с десятью салонами и столовой, отделанной мрамором. Со всей семьей и в компании друзей он совершил круиз вокруг Европы. Когда яхта проходила мимо маленькой фермы на Стэйтен-Айленде, Корнелиус приказал дать военный салют в честь своей 86-летней матери. Возвратившись из путешествия, Вандербильт обнаружил, что агенты, которым он поручил управлять перевозками через Никарагуа, ведут двойную игру и пытаются взять предприятие в свои руки. Взбешенный Вандербильт написал короткое письмо:

«Джентльмены, вы попытались меня надуть. Я не буду преследовать вас по суду, потому что это слишком долгое дело. Я вас просто раздавлю. –Искренне ваш, К. Вандербильт.»

Как сказал, так и сделал – создал альтернативный маршрут через Панаму и опять очень сильно снизил цены. Соперники капитулировали через год. Более того, через год все остальные компании-конкуренты, не выдержав войну цен, согласились выплачивать по 40 тысяч ежемесячно за отказ от никарагуанского маршрута.

Дом Вандербильтов на 5-авеню.

Но, несмотря на бесспорные успехи в делах и один из самых крупных в Америке капиталов, светское общество остается закрытым для Вандербильта. Причем, скорей не из-за снобизма хозяек салонов, а из-за характера самого Корнелиуса. Он не желал менять свои «матросских» привычек, думать о хороших манерах и учиться вести себя в свете. Он не устает бравировать своим плебейским происхождением, светской неотесанностью и невежеством. «Всю свою жизнь я сходил с ума по деньгам, изобретая новые способы делать их. У меня не оставалось времени на образование и воспитание»,- откровенничал он в газетах.

Вандербильт кичился заработанным капиталом, но никогда не слыл транжирой, скорей наоборот. Однако он был эксцентричной натурой и мог запросто снять на вечер лондонский оперный театр для друзей и знакомых, отменив запланированный спектакль и заплатив неустойку.

Когда Корнелиусу исполнилось 70 лет, его жена София умерла. Через год он женился на своей кузине, Франсес Амстронг Крауфорд, которая была на 43 года моложе.

Приблизительно в это же время Вандербильт совершает еще один кардинальный поворот в своем бизнесе. Распродав накануне 70-летия принадлежавший ему флот - в ту пору крупнейший частный флот в мире, - Командор решает заняться железнодорожным бизнесом. Но на этот раз, поменяв стратегию, он скупает и совершенствует то, что было создано до него.

Американские железные дороги 19 века представляли собой множество коротких разъединенных путей, принадлежащих сотням компаний. Командор начинает скупать акции и объединять в единое целое короткие железнодорожные линии около Нью-Йорка в Нью-Йоркскую Центральную железную дорогу. Затем, приобретя контрольный пакет, присоединяет к ней Гарлемскую железную дорогу. Берет в свои руки железную дорогу вдоль реки Гудзон. По совету старшего сына Уильяма, Вандербильт расширяет железнодорожную сеть до Чикаго, покупает дорогу Лейк Шор и Мичиганскую Южную дорогу. Наконец, взяв под контроль Канадскую Южную и Мичиганскую Центральную дороги, Вандербильт становится владельцем самой большой транспортной сети США. А окончание строительства Гранд-Централа на 42-стрит в Нью-Йорке в 1871 году становится завершающим аккордом в этом грандиозном железнодорожном проекте.

Grand Central, New York, 1880.

Говорят, что всю жизнь Командор обладал огромной физической силой и кипучей внутренней энергией, твердым и непреклонным характером. Он умело справлялся с конкурентами, порой безжалостно шантажировал, подкупал и угрожал. Пожалуй, он не всегда был безупречен, но, по большому счету, вел честную и прямую игру и в результате всегда оставался в выигрыше.
Корнелиус Вандербильт умер 4 января 1877 года в своем доме на Вашингтон-плейс, оставив после себя 100 млн долларов. 95% всего состояния он завещал своему старшему сыну Уильяму Генри Вандербильту и его четырем сыновьям – своим внукам, потому что считал, что именно они способны успешно продолжить дело его жизни. Остальные 9 его детей и жена получили достаточные суммы для безбедного существования, которые, впрочем, не шли ни в какое сравнение с тем, что досталось Уильяму.

Уильям Вандербильт, заработавший репутацию бизнес-гения еще при жизни отца, успешно управлял доставшимся наследством, вдвое увеличив капитал, накопленный Корнелиусом. Но постоянные стрессы и споры из-за наследства с братьями подорвали здоровье Вандербильта-сына – Уильям пережил отца всего на восемь лет.

В дальнейшем, во главе железнодорожной империи стал внук Командора - Корнелиус Вандербильт-младший. А после его смерти в возрасте 55 лет, семейный бизнес возглавил Уильям Киссам Вандербильт, тоже внук Командора. Он стал неплохим продолжателем дела, хотя и не был настолько гениален в бизнесе, как его отец и дед.

Кроме руководства компанией он остался в истории, тем что организовал The Vanderbilt Cup, первые Американские автомобильные гонки, которые проводились ежегодно с 1904 по 1910 год.

Е го дочь – Консуэла Вандербильт, вышла замуж за Спенсора Черчилля, 9-го герцога Мальборо, брата Уильяма Черчилля.

Тем самым, она, наконец, утвердив семью Вандербильтов в высшем обществе. Хотя, нужно признать, что к этому времени, многочисленная семья Вондербиьтов уже заняла достойное место в элите не только Америки, но и Европы.

В 1954 году контроль над компанией Вандербильтов перешел к Роберту Ральфу Янгу и его компании Alleghany Corporation. Так закончилась эпоха легендарной династии Вандербильтов.

Вандербильты всегда были известны как щедрые меценаты. Корнелиус Вандербильт пожертвовал 1 млн долларов университету, носящему его имя (считается самым щедрым пожертвованием в истории Америки). Его сын Уильям основал нью-йоркскую Метрополитен Оперу. Внук Корнелиус Вандербильт-младший был акционером журнала «Vogue», принимал активное участие во многих благотворительных общественных организациях. Все представители династии Вандербильтов строили для своих семей великолепные дома. Городские дома Вандербильтов, к сожалению, не сохранились, но за пределами Нью-Йорка многие из усадеб стали музеями и открыты для посещения.

Text by Tatyana Borodina

Historical photos from internet resource

Любая перепечатка текста или использование авторских фотографий возможны только с разрешения автора проекта .