Важнейшим условием обеспечения эффективности подведения итогов является его качественная подготовка. В работе командира по подготовке подведения итогов можно выделить две основные составляющие: аналитическую и организаторскую. Причем приоритетной здесь является именно аналитическая составляющая.

Обстоятельный анализ состояния дел является основным условием эффективности управленческой деятельности, позволяет детально исследовать продукт деятельности органов управления и воинского коллектива на определенном этапе, выражающий достижение, частичное достижение или не достижение поставленных целей, разобраться в особенностях воинского коллектива, механизме его воздействия на различные группы военнослужащих, их взаимодействия в процессе деятельности.

Объективность и полнота анализа деятельности воинского коллектива достигается, когда командир строит свою аналитическую работу не наспех, накануне подведения итогов, а придерживается определенной методики. В частности, работу по анализу и оценке положения дел по каждому направлению деятельности воинского коллектива целесообразно строить в следующей последовательности:

планирование работы по анализу направлений деятельности воинского коллектива;

сбор сведений и их обобщение;

обработка данных и выявление причин недостатков, невысоких результатов;

выявление тенденций, формулировка выводов и рекомендаций командирам и начальникам по совершенствованию их работы;

определение конкретных мер, позволяющих эффективно влиять на положение дел.

Планирование работы по анализу направлений деятельности воинского коллектива предполагает определение периодичности подведения итогов в воинских частях и подразделениях, порядка личной аналитической работы, а также определение и постановку задач подчиненным должностным лицам в этой связи.

Сбор сведений командир осуществляет посредством:

личной проверки выполнения конкретных положений, требований общевоинских уставов, приказов, директив, указаний и распоряжений, распорядка дня, хода боевой подготовки, а также несения службы нарядом, состояния внутреннего порядка, материально-бытового обеспечения и других составляющих деятельности военнослужащих и воинских коллективов;

получения докладов от подчиненных командиров и начальников;

изучения материалов, поступающих из военной прокуратуры, трибунала, медицинской службы, от военных комендантов, местных органов власти;

изучения информации актива подразделения;

проведения индивидуальных бесед с различными категориями военнослужащих;

анализа жалоб и заявлений личного состава;

изучения учетных и отчетных данных (служебных карточек, дисциплинарной практики, характеристик, аттестаций подчиненных, протоколов общих собраний личного состава, актов проверок, материалов расследований и других документов);

изучения результатов деятельности воинского коллектива по направлениям.

Наиболее целесообразна следующая последовательность обработки данных:

оценка количественных показателей;

оценка качественных показателей;

сравнение количественных и качественных показателей с аналогичным периодом предыдущих лет и текущего года.

На основе обработки и оценки данных, а также реального положения дел командир определяет причины невысоких показателей и недостатков по каждому направлению деятельности воинского коллектива.

Организаторская работа командира (начальника) по подготовке подведения итогов осуществляется, как правило, в следующей последовательности:

разработка, утверждение и доведение до должностных лиц плана подведения итогов, постановка им соответствующих задач;

подготовка анализов основными должностными лицами, определение ими мест подразделений по итогам месяца по своему направлению деятельности;

обсуждение и определение на совещании у командира (начальника) мест подразделений по основным направлениям деятельности и кандидатур для поощрения по итогам отчетного периода, заполнение ведомости занятых мест по направлениям, определение общих мест, занятых подразделениями

Методика проведения подведения итогов

Подведение итогов проводится динамично, конкретно, с использованием плакатов, схем, слайдов. Для участия в подведении итогов привлекается, как правило, весь личный состав подразделения, воинской части.

Подведение итогов в роте (батарее) целесообразно проводить в следующей последовательности:

напомнить основные задачи, которые решались подразделением на прошедшей неделе;

проанализировать достигнутые результаты по основным направлениям деятельности (поддержание боевой готовности, состояние боевой подготовки, боевого дежурства и службы войск, воинской дисциплины, состояние вооружения и военной техники и их эксплуатации, поддержание внутреннего порядка, соблюдение распорядка дня и др.);

определить места, занятые подразделениями за неделю (в конце месяца – за месяц);

поощрить лучших военнослужащих, вручить переходящие призы (вымпелы);

поставить конкретные задачи на следующую неделю;

При осуществлении анализа достигнутых результатов по каждому из основных направлений деятельности командиру роты (батареи) желательно строить свое выступление в следующей последовательности:

глубокий всесторонний анализ положения дел (достигнутые результаты в сравнении с предыдущим периодом, тенденции, причины недостатков, невысоких результатов);

лучшие (худшие) подразделения в данном виде деятельности, передовой опыт;

лучшие (худшие) военнослужащие, передовой опыт;

места, занятые подразделениями по данному направлению деятельности;

постановка главной задачи.

положение дел в подразделении;

эффективность идеологической работы;

положительные моменты в деятельности должностного лица, а также конкретные недостатки в работе подчиненных командиров и начальников;

работу командира по руководству активом подразделения и степень эффективности работы актива;

личную дисциплинированность, примерность подчиненных командиров и начальников в выполнении своих функциональных обязанностей;

состояние дисциплинарной практики в подразделении.

В роте (батарее) подведение итогов проводится командиром в течение 50 минут. Во взводе командир подводит итоги в конце учебного дня (более расширенно – в конце недели) в течение 15–20 минут, руководствуясь предложенной выше методикой. При этом командир взвода основное внимание должен уделять конкретной оценке работы практически каждого подчиненного, отмечая положительные моменты и недостатки в его деятельности, указывая пути сохранения и наращивания положительного и пути устранения недостатков.

В ходе подведения итогов командир подразделения должен сосредоточить усилия на формировании общественного мнения в интересах качественного выполнения военнослужащими стоящих задач, положительных настроений, формировании и развитии положительных традиций, чувства товарищества, гордости за принадлежность к своему воинскому коллективу, стремления не подвести своих товарищей, командиров, на поддержании и развитии состязательности в подразделении и пропаганде передового опыта.

Подведение итогов в воинской части, батальоне (дивизионе) проводится, как правило, в конце месяца во время, определенное в плане основных мероприятий.

Вопрос 46 Сущность и содержание идеологической работы в ходе боевых действий. Требования руководящих документов к организации идеологической работы боевых действий, Различных видов Вооруженных Сил и родов войск

Ответ: Идеологическая работа в боевой обстановке – это целенаправленная деятельность командиров, штабов, органов идеологической работы по реализации политики белорусского государства в области идеологии в Вооруженных Силах, а также среди населения Республики Беларусь и международной общественности в интересах эффективного решения задач по обеспечению военной безопасности Республики Беларусь.

Факторами, влияющими на поведение и деятельность воинов являются:

Внешние факторы (физическая среда, военно-бытовая среда, собственно боевая среда – противник, его огневое, радиоэлектронное, информационное и другое воздействие

внутренние факторы (мотивация, целеустремленность, настроения, состояния, запросы и потребности военнослужащих и воинских коллективов, мастерство и боевой опыт).

Отечественная военная наука выделяет два вида общевойскового боя – наступление и оборону.

Учет психологических особенностей видов боевых действий – важное условие их целесообразной организации.

Основными задачами идеологической работы при подготовке и ведении боевых действий являются:

Непрерывный анализ социально-политической и информационной обстановки в районе боевых действий,

Информирование военнослужащих о военно-политической обстановке

Подготовка информационных материалов для распространения в сети Интернет и СМИ

Сплочение личного состава подразделения

Формирование у военнослужащих воли к победе, смелости и инициативы, стойкости

Поддержание в воинском коллективе организованности, дисциплины и правопорядка,

Организация системы изучения и прогнозирования морально-психологического состояния,

Проведение мероприятий по защите от информационно-психологического воздействия противника, предупреждению деморализации и дезинформации личного состава, населения района боевых действий;

Участие в осуществлении мероприятий по организации психологической помощи и реабилитации военнослужащих;

Организация работы по реализации социальных и правовых гарантий военнослужащих;

Обеспечение условий для досуга и отдыха военнослужащих, организация работы с учетом боевой обстановки;

Снабжение подразделения техническими средствами идеологической работы, их своевременный ремонт и восстановление;

Боевой устав сухопутных войск

Вопрос 47

Идеологическая работа в боевой обстановке – это целенаправленнаядеятельность командиров , штабов, органов идеологической работы по реализации политики белорусского государства в области идеологии в Вооруженных Силах, а также среди населения Республики Беларусь и международной общественности в интересах эффективного решения задач по обеспечению военной безопасности Республики Беларусь

Главной задачей идеологической работы в ходе боевых действий является поддержание высокой боевой активности военнослужащих и воинских подразделений, их устойчивости к боевым стресс-факторам и психологическому воздействию противника, предотвращение отрицательных индивидуальных и групповых психических состояний, профилактика боевых психических расстройств

Основными направлениями психологического сопровождения боевых действий являются:

Поддержание психологической устойчивости войск к высоким нервно-психическим нагрузкам;

Предотвращение индивидуальных и групповых отрицательных психических состояний;

Профилактика боевых психических расстройств и другие.

Основными задачами идеологической работы в этот период являются:

Дальнейшее наращивание (восстановление) морально-психологического превосходства личного состава над противником;

Поддержание морально-психологического состояния на уровне, -необходимом для успешного проведения последующих боевых действий;

Повышение (восстановление) психологической устойчивости личного состава;

Психологическая реабилитация военнослужащих, получивших боевые психологические травмы;

Психологическая подготовка военнослужащих, прежде всего пополнения, прибывшего на доукомплектование, к предстоящим боевым действиям;

Организация полноценного отдыха и культурного досуга личного состава;

Решение социальных проблем военнослужащих;

Восполнение потерь и методическая подготовка кадров органов идеологической работы;

Ремонт (восстановление) технических средств идеологической работы.

БИЛЕТ №48

Вопрос 1.

Информационно-психологическое воздействие - воздействие информации на психику отдельного человека и группы людей, осуществляемое в целях изменения идеологических и психологических структур их сознания и подсознания, трансформации эмоциональных состояний, стимулирования определенных типов поведения.

Психологическое воздействие в условиях вооруженной борьбы зависит от тех целей и задач, ради решения которых оно предпринимается, а также от возможностей (сил и средств), требующихся для этого.

Психологические потери

Временная утрата боеспособности военнослужащими вследствие получения психических травм, вызванных психотравмирующими факторами боевой обстановки. Термином П.п. обозначается широкий класс психических реакций, уровней потрясений, различных отрицательных последствий, вызванных боевыми стрессами. Психические расстройства, составляющие П.п. могут быть классифицированы: по длительности их проявления (временные и долговременные), по глубине (патологические и непатологические), по причинам, их вызвавшим (психогенные и соматогенные) и др. Временные П.п. - кратковременная утрата боеспособности личного состава, восстановление которой достигается методами психологической помощи непосредственно в боевой обстановке в течение одних-двух суток. Долговременные П.п. - утрата боеспособности военнослужащими, для восстановления которой требуется госпитализация.

К числу основных средств информационно-психологического воздействия можно отнести следующие:

1. Печатные средства - листовки, плакаты, газеты, буклеты, информационные бюллетени и другие средства, а также средства их производства (полиграфическая база) и доставки.

2. Радио и телевидение. Сюда относятся стационарные и подвижные (автомобильные, самолетные, корабельные) радио- и телецентры с соответствующими программами вещания.

3. Использование материалов кино-, видео- и аудиопродукции, сайтов Интернета и других носителей электронной информации, рассчитанной как на убеждающее, так и на внушающее воздействие на противника.

4. Звуковещание

5. И прочие средства

Вопрос 2.

МПС анализируется в целях:

определения его уровня и способности влиять на решение боевых (учебно-боевых) и других задач;

нахождения слабых мест в морально-психологической готовности и устойчивости личного состава воинских подразделений;

прогнозирования реакций и действий ичного состава при решении стоящих задач;

принятия эффективных превентивных мер по повышению МПС.

Оценка МПС производится в следующем порядке:

Назначаются два эксперта (офицеры, являющиеся прямыми начальниками оцениваемых подразделений, и офицеры, не являющиеся их прямыми начальниками)

Эксперты подробно изучают положение дел в воинском подразделении

· состояние боевой подготовки

· состояние воинской дисциплины

· уровень организованности и качества выполнения задач

· уровень информационного обеспечения воинской деятельности,

· уровень соблюдения социальной справедливости

· уровень соблюдения законности

Эксперты заполняют опросные листы (офицеры, являющиеся прямыми начальниками оцениваемых подразделений испльзуют анкету из 58 вопросов, офицеры, не являющиеся прямыми начальниками, – анкету из 49 вопросов

По каждому из предложенных показателей выставляется балл в бланк оценки. При этом необходимо придерживаться следующей градации баллов:

0 – полное отсутствие качества;

1 – качество выражено в слабой степени;

2 – качество выражено в средней степени;

3 – качество выражено в сильной степени;

4 – качество выражено в очень сильной степени.

Готовится заключение, вывод и предложения по управлению МПС

Составляется протокол оценки МПС каждого воинского подразделения по двенадцати оцениваемым параметрам и на основании оценок воинских подразделений – воинской части, соединения

Протокол оценки МПС включает :

· заполненные бланки оценки

· результаты обработки

· заключение, вывод, предложения по управлению МПС

Протокол регистрируется и хранится в делопроизводстве воинской части

  • Глава 2. Правовые основы повседневной деятельности командира
  • § 1. Распорядок дня. Регламент служебного времени. Учет служебного времени военнослужащих
  • Распорядок дня войсковой части 00000 на _______ период обучения 200_ года
  • Регламент служебного времени военнослужащих войсковой части 00000, проходящих военную службу по контракту, на __________период обучения 200___ года
  • § 2. Приказы по строевой части. Приказы о поощрениях, взысканиях (требования к их составлению). Установочный приказ
  • § 3. Административное (служебное) расследование. Дознание
  • Административное расследование по факту __________________________________
  • Заключение по результатам расследования по факту утери удостоверения личности майором борцовым Александром Владимировичем
  • Особенности проведения административного расследования в отдельных случаях
  • Заключение № _____ об итогах расследования факта получения травмы военнослужащим
  • Дознание в военных организациях
  • § 4. Списание имущества. Инспекторское свидетельство. Полномочия инвентаризационной комиссии в рамках проведения проверок наличия имущества
  • § 5. Работа командиров по рассмотрению и разрешению жалоб, заявлений и предложений
  • § 6. Деятельность командиров в сфере охраны окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов
  • § 7. Деятельность командования по организации обеспечения военнослужащих всеми видами довольствия
  • Денежное довольствие
  • Продовольственное обеспечение
  • Вещевое обеспечение
  • Медицинское обеспечение
  • § 8. Деятельность командира по обеспечению безопасности военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации
  • § 9. Размещение военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, в казарменных помещениях. Содержание и эксплуатация казарменно-жилищного фонда, противопожарная защита
  • Глава 3. Организация внутренней, караульной, гарнизонной и боевой служб
  • § 1. Организация внутренней службы
  • Работа командира и штаба воинской части по осуществлению контроля состояния внутренней службы
  • Содержание закрепленной территории
  • Суточный наряд
  • Оборудование контрольно-пропускного пункта (кпп)
  • Дежурный (дневальный) по роте
  • Организация помывки личного состава
  • Учет личного состава в воинской части, подразделении
  • § 2. Организация караульной службы
  • Подбор и подготовка караула11
  • Особенности оборудования караульного помещения, постов
  • Внутренний порядок в караулах15
  • Обеспечение сохранности оружия и боеприпасов в караулах
  • Особенности охраны Боевого Знамени воинской части
  • Караульная служба с применением технических средств охраны
  • Охрана объектов караульными собаками
  • Особенности организации и несения караульной службы по охране и сопровождению транспортов с воинскими грузами
  • Организация охраны и сопровождения воинских грузов
  • Материально-бытовое и медицинское обеспечение
  • Контроль за организацией и несением караульной службы
  • § 3. Организация боевого дежурства (боевой службы)36
  • Подготовка личного состава к несению боевого дежурства
  • Боевое дежурство (боевая служба)38
  • § 4. Организация гарнизонной службы
  • Особенности организации подготовки и несения гарнизонной службы
  • Военная автомобильная инспекция гарнизона
  • Глава 4. Управленческая деятельность командиров
  • § 1. Общая подготовка к руководству
  • Достоинства и недостатки различных типов организационных структур
  • § 2. Управленческое общение командира
  • Некоторые общие принципы общения с «трудными» людьми
  • § 3. Профилактика и разрешение конфликтов
  • § 4. Сущность и содержание управленческой деятельности командира
  • § 5. Организация управления в части (подразделении)
  • § 6. Управление деятельностью подчиненных
  • § 7. Содержание планирования в части Требования к организации планирования в части
  • Документы плана боевой подготовки
  • Планирование в батальоне и роте
  • Глава 5. Полномочия командиров в кадровой деятельности
  • § 1. Деятельность командиров при заключении контрактов о прохождении военной службы
  • Организация привлечения граждан и военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, для прохождения военной службы по контракту
  • Мероприятия по заключению контракта
  • § 2. Комплекс действий командиров при назначении военнослужащих на должности, освобождении от должности, переводе к новому месту военной службы
  • Общие условия назначения военнослужащих на должности
  • § 3. Действия командира при увольнении военнослужащих и исключении их из списка воинской части
  • § 4. Полномочия командиров по присвоению военнослужащим воинских званий
  • § 5. Особенности комплектования воинских частей гражданским персоналом
  • Глава 6. Организация воспитательной работы и морально-психологического обеспечения
  • § 1. Сущность и содержание воспитательной работы и морально-психологического обеспечения
  • § 2. Планирование и организация воспитательной работы в части
  • § 3. Организация общественно-государственной подготовки в части (подразделении)
  • § 4. Поддержание воинской дисциплины в части (подразделении) и ее анализ
  • § 5. Действия командования по организации розыска самовольно оставивших часть
  • Глава 7. Правовые основы финансово-хозяйственной деятельности командиров
  • § 1. Основные нормативные документы, регламентирующие хозяйственную деятельность воинских частей Приказы министра обороны
  • Директивы министра обороны и Генерального штаба
  • Приказы начальника Тыла Вооруженных Сил
  • § 2. Порядок и правовые последствия расформирования (ликвидации) воинской части
  • § 3. Разрешенная деятельность воинских частей, направленная на извлечение прибыли
  • § 4. Действительные и условные наименования воинских частей и порядок их использования в хозяйственной деятельности
  • § 5. Воинская часть как юридическое лицо
  • § 6. Полномочия командира воинской части в сфере хозяйственной деятельности. Права командира по заключению договоров
  • § 7. Правомочия командира по распоряжению доходами воинской части. Особенности деятельности подсобных хозяйств воинских частей и распределения доходов от их деятельности
  • § 8. Ответственность командира воинской части за нарушения в сфере хозяйственной деятельности
  • § 9. Финансовая деятельность в воинской части. Системы расчетов, которыми вправе пользоваться воинские части
  • § 10. Полномочия отдельных командиров (начальников) в сфере хозяйственной деятельности
  • § 4. Поддержание воинской дисциплины в части (подразделении) и ее анализ

    Проблема состояния и укрепления воинской дисциплины на сегодняшний день является одной из самых острых в жизни и деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации. От состояния воинской дисциплины во многом зависят не только боевая готовность частей и соединений, но и авторитет Вооруженных Сил в обществе.

    Суть воинской дисциплины изложена в ДУ ВС РФ. В ст. 1 этого Устава дается определение воинской дисциплины: «Воинская дисциплина есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников)». Необходимо подчеркнуть, что дисциплина не имеет цели ущемить права личности. Она обеспечивает сплоченность военнослужащих, их готовность к выполнению стоящих перед ними задач.

    Особенностями воинской дисциплины являются:

    Большая социальная значимость пунктуального соблюдения ее требований;

    Детальная регламентация правил поведения и наличие дисциплинарной ответственности;

    Строгость мер дисциплинарной и уголовной ответственности за нарушение воинского порядка и правил;

    Включенность многих нравственных норм в число уставных требований, подлежащих обязательному соблюдению;

    Диалектическое единство безусловного выполнения установленных норм и активности, самостоятельности, творчества;

    Обязательность выполнения требований для всех категорий военнослужащих.

    К основным функциям воинской дисциплиныв Вооруженных Силах Российской Федерации относятся:

    Социально-политическая;

    Контрольно-управленческая;

    Организаторская;

    Нормативная;

    Воспитательная (формирование установок на сознательное выполнение позитивной линии поведения, а также такого личностного качества, как дисциплинированность);

    Информационная (формирование представлений о нормах, параметрах воинской дисциплины и ее состоянии, показателях эффективности деятельности по ее укреплению);

    Предупредительно-профилактическая;

    Дидактическая (правовое просвещение);

    Адаптационная;

    Социально-защитная (обеспечение демократических процессов через соблюдение баланса прав и обязанностей).

    Укрепление воинской дисциплины в частях и подразделениях - проблема сложная и многогранная, от решения которой во многом зависит уровень боеготовности воинских коллективов. Она затрагивает все стороны учебно-воспитательной и служебной деятельности, быта и отдыха личного состава. В ст. 4 ДУ ВС РФ подчеркивается, что воинская дисциплина достигается путем:

    Воспитания у военнослужащих высоких морально-психологических и боевых качеств, сознательного повиновения командирам (начальникам);

    Повышения личной ответственности каждого военнослужащего за выполнение своих обязанностей и требований воинских уставов;

    Поддержания в воинской части (подразделении) внутреннего порядка, строгого соблюдения распорядка дня всеми военнослужащими;

    Четкой организации боевой подготовки всего личного состава;

    Проявления повседневной требовательности командиров (начальников) к подчиненным и контроля за их исполнительностью; уважения личного достоинства военнослужащих и постоянной заботы о них; умелого сочетания и правильного применения мер убеждения, принуждения и общественного воздействия коллектива;

    Создания в воинской части (подразделении) необходимых материально-бытовых условий.

    За состояние воинской дисциплины в воинской части (подразделении) отвечают ее командир и заместитель командира по воспитательной работе, которые должны постоянно требовать от подчиненных ее соблюдения, поощрять достойных, строго, но справедливо взыскивать с нерадивых.

    Основными направлениямидеятельности командиров и органов воспитательной работы по укреплению воинской дисциплины в части (соединении) являются:

    1. Повышение воспитательного воздействия боевой подготовки. Главный воспитатель - ратный воинский труд. От того, насколько эффективно он организован и каковы его цели и задачи, стимулы и результаты, зависит боевое мастерство воинов, их дисциплинированность, сплоченность воинских коллективов. Войсковая практика показывает, что отдельные командиры и их заместители по воспитательной работе, к сожалению, недооценивают воспитательного воздействия боевой подготовки на укрепление воинской дисциплины. Однако именно напряженная боевая учеба, учения и практические стрельбы, специальная и общественно-государственная подготовка личного состава имеют большое значение в воспитании его дисциплинированности, особенно если они хорошо организованы и проводятся на высоком методическом и научном уровне.

    2. Поддержание в частях и подразделениях твердого уставного порядка. Определяемый законами и воинскими уставами, поддерживаемый командирами, органами воспитательной работы и всем личным составом твердый уставной порядок выступает решающим фактором боеготовности Вооруженных Сил Российской Федерации. Без него немыслима высокая организованность личного состава, успехи в работе по поддержанию высокой боевой готовности и повышению боевого мастерства воинов.

    3. Повышение требовательности командиров и начальников всех степеней к подчиненному личному составу. Воспитание у воинов дисциплинированности неразрывно связано с постоянной уставной требовательностью командиров и начальников. В сочетании с глубокой разъяснительной работой требовательность воспитывает у подчиненных аккуратность, чувство ответственности за упущения по службе, готовность точно и беспрекословно выполнять приказы командиров и начальников, требования Военной присяги и уставов. Общевоинские уставы обязывают каждого командира (начальника) быть требовательным, не оставлять без внимания любые нарушения воинской дисциплины и порядка, принимать решительные меры к их устранению.

    4. Забота об улучшении социально-бытовых условий жизни и службы военнослужащих.Сегодня вопросы социальной сферы во многих соединениях и частях выдвигаются на первый план. Как показывает войсковая практика, вопросы материально-бытового устройства, досуга и культурного обслуживания военнослужащих имеют большое значение для формирования у них навыков дисциплинированного поведения. Своевременное и полное удовлетворение материально-бытовых и культурных потребностей воинов позволяет им восстанавливать моральные и физические силы в процессе напряженной боевой учебы.

    5. Обучение командиров-единоначальников практике организации воспитательной работы с личным составом. Командир-единоначальник является главной фигурой в воинском коллективе. Именно он отвечает за формирование уставных взаимоотношений, за поддержание здоровой нравственной атмосферы в воинском коллективе. Практика войск показывает, что только тот офицер в полном объеме выполняет возложенные на него ответственные обязанности, который овладел нелегким искусством воинского воспитания. При этом формы обучения практике воспитательной работы могут быть различными:

    Занятия в системе командирской и общественно-государственной подготовки офицеров;

    Индивидуально-воспитательная работа (обучение в процессе личного общения со старшими начальниками в частях и подразделениях);

    Участие в подготовке и проведении офицерских собраний, собраний личного состава подразделений;

    Подготовка и проведение вечеров вопросов и ответов, дискуссий и т. д.;

    Обучение формам и методам организации воспитательной работы в ходе командирских сборов;

    Обобщение и распространение передового опыта организации воспитательной работы по укреплению воинской дисциплины в подразделении;

    Обучение командиров всех степеней правильному использованию ими дисциплинарной практики.

    6. Организация взаимодействия органов военного управления с общественными организациями и местными органами власти по вопросам обеспечения воинской дисциплины. Основными координаторами усилий должностных лиц по укреплению воинской дисциплины в части (соединении) выступают командир и его заместитель по воспитательной работе. Именно они согласовывают усилия командиров подразделений, штабов, начальников родов войск и служб, служб тыла, военно-технических и медицинских работников в интересах укрепления воинской дисциплины. Важную роль в укреплении воинской дисциплины в части (подразделении) призваны сыграть комиссии, которые назначаются приказом командира на новый учебный год (аттестационная комиссия, комиссия по рассмотрению писем и жалоб, жилищная комиссия, внутрипроверочная комиссия и др.).

    Укреплению воинской дисциплины могут способствовать общественные организации частей (подразделений). К ним относятся офицерские собрания, женсоветы, профсоюзные организации (группы), товарищеские суды чести офицеров и прапорщиков, нештатные военные дознаватели, комитеты солдатских матерей, ветеранские организации и др.

    В укреплении воинской дисциплины необходимо использовать возможности местных органов власти, военной прокуратуры, военной комендатуры гарнизона, учреждений культуры.

    Анализ и оценка состояния воинской дисциплины представляют собой многогранный процесс, который позволяет уяснить реальное положение дел в подразделении (части), вскрыть причины (условия) правонарушений и грубых дисциплинарных проступков, определить пути и меры поддержания правопорядка.

    Выделяют следующие цели анализа воинской дисциплины:

    Выявление реального положения дел;

    Вскрытие причин и условий, способствующих нарушениям;

    Определение мер воздействия на нарушителей;

    Выбор путей поддержания дисциплины и правопорядка.

    Основными требованиями к анализу воинской дисциплины являются объективность, всесторонность, конкретность, регулярность, системный подход.

    Объективность анализа состояния воинской дисциплины предполагает изучение объективных и конкретных фактов. Непременными условиями выполнения этого требования являются обеспечение полноты исходных данных, разносторонняя информация о положении дел в подразделении (части), хорошо налаженный учет проступков, поощрений и взысканий, применяемых к военнослужащим.

    Всесторонность анализа предполагает учет всех слагаемых воинской дисциплины, рассмотрение ее состояния во всех связях и отношениях по количественным и качественным показателям. При этом очень важно выполнять следующие требования:

    Определить влияние воинской дисциплины на уровень боевой готовности и состояние боевой подготовки, несение боевого дежурства (боевой службы);

    Проанализировать примерность всех категорий личного состава: офицеров, прапорщиков (мичманов), военнослужащих-контрактников; сержантов (старшин) и солдат (матросов);

    Изучить моральную атмосферу в коллективах взводов, отделений, экипажей, расчетов;

    Проанализировать действенность дисциплинарной практики офицеров, сержантов и старшин, эффективность проводимой организаторской и воспитательной работы в интересах укрепления дисциплины;

    Оценить отношение личного состава к проступкам сослуживцев.

    Конкретность в анализе состояния воинской дисциплины означает рассмотрение всех фактов и особенностей поведения, проступков военнослужащих с учетом соответствующих условий и особенностей обстановки. Конкретность предполагает также дифференцированный подход к анализу состояния воинской дисциплины среди различных категорий военнослужащих, определению вклада каждого из них в поддержание порядка и организованности, создание здоровой морально-нравственной обстановки в коллективе.

    Системный подход к анализу предполагает выявление и учет всех явлений и факторов, влияющих на состояние воинской дисциплины. Он охватывает все стороны служебной деятельности, учебной и воспитательной работы, быта и отдыха личного состава.

    Методика анализа воинской дисциплины в подразделении - это своего рода исследование, имеющее свою специфику и направленность. Оно включает в себя следующие элементы:

    Сбор, систематизацию и классификацию данных о состоянии воинской дисциплины;

    Выяснение количества и характера происшествий, преступлений, грубых нарушений воинской дисциплины;

    Выявление взаимозависимости причин дисциплинарных проступков.

    Анализ состояния воинской дисциплины проводится в определенной последовательности и включает в себя ряд этапов:

    1. Подготовительный этап: определение содержания, целей, методики анализа, распределение задач и обязанностей по его проведению между исполнителями.

    2. Основной этап (проведение анализа): сбор фактического материала, его обработка, систематизация, оценка дисциплинарной практики и действенности воспитательной работы.

    3. Завершающий этап (оценка результатов анализа): выводы, разработка предложений и рекомендаций по поддержанию правопорядка и воинской дисциплины

    Основными источниками информации о состоянии воинской дисциплины в подразделении (части) являются:

    Результаты проверок состояния боевой готовности, несения боевого дежурства, караульной и внутренней служб;

    Отношение личного состава к выполнению учебно-боевых задач во время учений, походов, боевых стрельб и пусков ракет;

    Личные наблюдения за поведением воинов в ходе служебной деятельности и общения с ними в неформальной обстановке;

    Доклады командиров (начальников) всех степеней о состоянии воинской дисциплины, морально-нравственной атмосфере, взаимоотношениях в коллективе, настроениях и запросах военнослужащих;

    Доклады лиц суточного наряда;

    Индивидуальные и групповые беседы, проводимые с различными категориями военнослужащих;

    Участие командиров (начальников) в проведении офицерских собраний, служебных, воспитательных, культурно-досуговых и спортивных мероприятий;

    Изучение служебных карточек, постовых ведомостей, книг амбулаторного приема и историй болезни подчиненных, рапортов должностных лиц суточного наряда;

    Анализ приказов, материалов расследований и подведения итогов в подразделении (части) по вопросам воинской дисциплины;

    Документы, поступающие из прокуратуры, от военных комендантов и местных органов власти о правонарушениях военнослужащих;

    Результаты контроля и проверки выполнения требований законов, общевоинских уставов, приказов, директив и распоряжений, распорядка дня, состояния внутреннего порядка и материально-бытового обеспечения военнослужащих;

    Письма, жалобы, заявления личного состава, родителей военнослужащих, обращения общественных организаций (комитетов солдатских матерей) и др.

    Для сбора информации о состоянии воинской дисциплины применяются следующие методы: наблюдение, анализ документов, индивидуальные и групповые беседы, переписка с родителями военнослужащих, школами и другими учреждениями, анализ докладов офицеров, прапорщиков (мичманов) и младших командиров о состоянии воинской дисциплины в подразделении и о взаимоотношениях между военнослужащими.

    При проведении анализа состояния воинской дисциплины в подразделении необходимо осуществить систематизацию информации, сгруппировать ее по видам происшествий, преступлений, а также грубых дисциплинарных проступков, определить, как она оказывает влияние на состояние боевой готовности, службу войск и общее состояние воинской дисциплины.

    В процессе анализа состояния воинской дисциплины следует дать оценку дисциплинарной практике и действенности воспитательной работы. При этом важно организовать информационное взаимодействие с личным составом и руководством других подразделений (частей). Все это делается для того, чтобы не только правильно оценить, но и спрогнозировать тенденции состояния воинской дисциплины и на этой основе выработать управленческие решения профилактической направленности.

    Особое внимание при анализе причин нарушения воинской дисциплины необходимо уделять мотивации правонарушений. Один из незыблемых постулатов римского права гласит: «Совершил тот, кому выгодно». Поэтому в анализе мотивационной сферы недисциплинированных военнослужащих и лежит ключ к пониманию истинных причин совершаемых ими проступков, происшествий и преступлений. Как показывает войсковой опыт, основными мотивами, побуждающими военнослужащих к нарушению законов и воинских уставов, являются:

    Корыстные цели;

    Отрицательные черты характера (грубость, эгоизм, невыдержанность, малодушие);

    Отрицательные традиции и привычки, приобретенные еще до призыва на военную службу;

    Семейные неурядицы;

    Физические недостатки, болезненное состояние, переутомление и нарушения психики;

    Протест против неуставных взаимоотношений в подразделениях (частях) и др.

    В результате анализа и оценки состояния воинской дисциплины в подразделении командир получает данные, всесторонне характеризующие реальное положение дел и необходимые как для подведения итогов, так и для обоснования принятия решений, профилактических мер и дисциплинарной практики.

    Подведение итогов состояния воинской дисциплины осуществляется в подразделении еженедельно, а в части ежемесячно, за полугодие и год на собраниях личного состава, совещаниях офицеров, прапорщиков (мичманов) или сержантов (старшин).

    С докладом «О состоянии воинской дисциплины в подразделении (части) и мерах по ее укреплению» выступает командир или один из его заместителей. Содержание доклада, как правило, включает:

    Общую оценку состояния воинской дисциплины и результативности проводимой работы по ее укреплению; основные данные, характеризующие ее состояние;

    Индивидуальные и коллективные примеры добросовестного отношения к исполнению воинского долга и служебных обязанностей;

    Факты успешного выполнения задач;

    Примеры действий военнослужащих, позволивших предотвратить возможные проступки и оказавших положительное влияние на состояние дисциплины в подразделении;

    Предложения, внесенные личным составом в целях улучшения воинского порядка и повышения эффективности мер поих реализации;

    Информацию о мероприятиях, проведенных по плану поддержания правопорядка и укрепления воинской дисциплины, их результатах, об участии в них военнослужащих подразделения;

    Характеристику положительных тенденций в поведении отдельных военнослужащих и анализ динамики состояния воинской дисциплины в подразделении;

    Факты о нарушениях воинской дисциплины,их причины, негативные последствия, нанесенный моральный и материальный ущерб;

    Перечисление мер, необходимых для ликвидации негативных последствий дисциплинарных проступков.

    В докладе также дается оценка каждому отделению, взводу, роте; прогноз командира о возможном развитии состояния воинской дисциплины (предпосылки к улучшению или ухудшению); ставятся задачи по укреплению состояния воинской дисциплины должностным лицам подразделения (по категориям); анализируются недостатки в работе сержантов, прапорщиков (мичманов) и офицеров (на совещаниях с данной категорией военнослужащих).

    После постановки конкретных задач командир подразделения (части) оставляет только офицеров, прапорщиков (мичманов), младших командиров и продолжает подведение итогов по категориям должностных лиц. Вначале дается оценка сержантскому составу в присутствии офицеров, затем итоги подводятся с прапорщиками (мичманами) и офицерами. При этом анализируется и оценивается:

    Уровень исполнительской дисциплины, своевременность и качество выполнения приказов и распоряжений старших начальников; личная примерность в выполнении требований уставов и функциональных обязанностей;

    Случаи необъективных докладов или сокрытия фактов нарушения воинской дисциплины среди подчиненных;

    Роль командиров в поддержании уставного порядка в подразделении, соблюдении формы одежды и распорядка дня;

    Организация командирами занятий по боевой, специальной, общественно-государственной подготовке, участие командиров в дисциплинарной практике, соблюдение ими законности и уставных требований во взаимоотношениях с подчиненными;

    Работа командиров по привитию подчиненным уважения к службе, удовлетворениюих нужд и запросов, обучению и воспитанию.

    В заключение подведения итогов командир подразделения (части) оценивает персональный вклад каждого сержанта, прапорщика (мичмана), офицера в поддержание уставного порядка и укрепление воинской дисциплины в подразделении, ставит конкретные задачи на перспективу.

    С личным составом роты (ей равной) итоги подводятся в конце каждой недели по категориям: с офицерами и прапорщиками (мичманами), сержантами (старшинами), со всем личным составом. С докладом «О состоянии воинской дисциплины в роте (ей равной) за прошедшую неделю и итогах работы по ее укреплению» выступает, как правило, командир роты (ей равной) или его заместитель по воспитательной работе.

    В докладе необходимо:

    1. Изложить, как в целом выполняются требования Министра обороны РФ, других старших командиров и начальников по вопросам укрепления воинской дисциплины и улучшению службы войск за неделю, их влияние на решение задач боевой готовности, боевого дежурства, боевой учебы.

    2. Исходя из критериев оценки дисциплины в подразделении, дать оценку каждому взводу и отделению (экипажу, расчету).

    3. Отметить подразделения (взводы, отделения, экипажи, расчеты), в которых лучше решаются задачи, поддерживается уставной порядок, нет грубых нарушений воинской дисциплины, сложилась здоровая морально-психологическая атмосфера, дружба и войсковое товарищество. При этом выделить те подразделения, в которых эти вопросы длительное время (указать какое) решаются положительно. Назвать их командиров и рассказать о методах их работы. Дать оценку редколлегии (по итогам месяца) стенной газеты по укреплению воинской дисциплины.

    4. Назвать военнослужащих, являющихся примером в выполнении воинского долга, оказывающих существенную помощь командирам в поддержании уставного порядка, товарищам в службе, овладении военными специальностями, непримиримо относящихся к недостаткам, недостойному поведению сослуживцев.

    5. Довести до всего личного состава фамилии военнослужащих, которые никак себя не показали – ни хорошо, ни плохо. Педагогически правильно и тактично убедить их повысить свою активность, объяснить им, как выбрать правильную жизненную позицию.

    6. Назвать подразделения (взводы, отделения, экипажи, расчеты), в которых воинская дисциплина, правопорядок и служба войск не в полной мере отвечают уставным требованиям. Особо указать на подразделения, в которых длительное время (указать какое) эти требования выполняются плохо.

    Отметить характерные недостатки каждого из этих подразделений:

    В несении боевого дежурства, караульной и внутренней службах;

    В отношении личного состава к технике и оружию, их изучению, освоению и сбережению;

    Во внутреннем порядке, выполнении распорядка дня;

    В соблюдении уставных правил взаимоотношений между военнослужащими;

    В выполнении расписания занятий;

    По другим параметрам.

    7. Провести глубокий анализ происшествий и преступлений, если они имели место, грубых дисциплинарных проступков. Назвать фамилии военнослужащих, которые их совершили (добиться того, чтобы каждый военнослужащий, услышав свою фамилию, встал и принял строевую стойку), довести до личного состава: как и почему его поступок сказался отрицательно на боевой готовности. Объявить, что дисциплина названных военнослужащих оценивается «неудовлетворительно». Особо раскрыть имевшие место случаи употребления нецензурных слов, кличек и прозвищ, искажения воинских званий, грубости и фамильярности.

    В заключение подведения итогов следует поощрить отличившихся, отметить в худшую сторону провинившихся.

    По окончании подведения итогов, объявлении конкретных оценок подразделениям и рядовому составу командир определяет конкретные задачи каждому взводу, отделению, экипажу, расчету, отдельным солдатам (матросам) по устранению недостатков и мероприятия, которые должны провести в интересах укрепления воинской дисциплины и правопорядка.

    После определения конкретных задач командир приступает к оценке личной дисциплины сержантов (старшин) и их работы по укреплению воинской дисциплины и правопорядка.

    При этом он анализирует:

    1) уровень исполнительской дисциплины среди сержантов (старшин), своевременность и качество выполненных приказов и распоряжений старших начальников;

    2) личную примерность сержантского (старшинского) состава в выполнении требований уставов и своих функциональных обязанностей;

    3) имевшие место случаи необъективных докладов или сокрытия фактов нарушения воинской дисциплины среди подчиненных;

    4) роль сержантов (старшин) в поддержании уставного порядка в подразделении, соблюдение формы одежды и распорядка дня;

    5) участие сержантов (старшин) в дисциплинарной практике, соблюдение ими законности и уставных требований во взаимоотношениях с подчиненными;

    6) работу сержантов (старшин) по привитию подчиненным любви к службе, удовлетворению их нужд и запросов, обучению и воспитанию.

    В заключение подведения итогов с сержантами (старшинами) командир ставит конкретные задачи по укреплению воинской дисциплины и правопорядка среди подчиненных, обращает особое внимание на командиров отстающих отделений, экипажей, расчетов и при этом оценивает личную дисциплину каждого и его работу по поддержанию уставного порядка в подразделении.

    После определения конкретных задач, командир освобождает сержантский (старшинский) состав и оценивает работу старшины с младшими командирами, полноту выполнения им служебных обязанностей, указывает на недостатки, ставит задачи на очередную неделю.

    Оценивается также личная дисциплина и работа старшего техника роты (при наличии), особенно по предупреждению происшествий и повреждений вооружения, военной техники, выполнения личным составом требований безопасности при эксплуатации, ремонте и обслуживании машин.

    Освободив прапорщиков, командир оценивает работу офицерского состава. При этом он объявляет оценку личного поведения каждого офицера. Сначала оценивается работа командиров взводов, а затем заместителей командиров рот (ей равной). Доводятся места взводов в роте (ей равной), отмечаются упущения и недостатки по укреплению воинской дисциплины среди подчиненных. Дается оценка использования офицерами дисциплинарной практики в интересах укрепления воинской дисциплины. В заключение командир роты (ей равной) ставит задачи, которые касаются личной работы офицеров.

    Подведение итогов воинской дисциплины и правопорядка в роте за месяц может проводиться на общем собрании военнослужащих роты (с приглашением старших начальников). На собрании принимается постановление, в котором определяются меры по укреплению воинской дисциплины на очередной месяц.

    У командиров рот (им равных) должна быть специальная тетрадь с материалами анализа и подведения итогов воинской дисциплины.

    Нельзя анализировать и оценивать состояние воинской дисциплины в подчиненных подразделениях по количеству наложенных на военнослужащих дисциплинарных взысканий. Этим подрывается авторитет требовательных, волевых командиров.

    Анализ состояния правопорядка и воинской дисциплины в подразделении по предлагаемой методике целесообразно проводить еженедельно по пятницам, с последующим завершением выводов и намеченных мероприятий на совещании.

    Глубина, всесторонность и систематичность анализа правопорядка и воинской дисциплины позволяет правильно видеть и оценивать результаты учебно-воспитательной работы, ее положительные и отрицательные стороны, перспективы и тенденции борьбы за ее дальнейшее укрепление и порядок в подразделениях.

    Еще по теме Методика подведения итогов правопорядка и воинской дисциплины:

    1. Основные формы воспитательной работы по укреплению правопорядка и воинской дисциплины
    2. Организация работы по укреплению правопорядка и воинской дисциплины
    3. Функциональные обязанности (система работы) командира группы по организации воспитания личного состава, поддержанию правопорядка и воинской дисциплины
    4. Функциональные обязанности (система работы) курсового офицера по организации воспитания личного состава, поддержанию правопорядка и воинской дисциплины

    Функция управления войсками, заключающаяся в глубоком анализе результатов деятельности подчиненных и их объективной оценке, публичном доведении результатов и оценок, обучении эффективным способам работы, поощрении успехов и порицании недостатков.

    Командиры соединений и воинских частей РВСН проводят П.и.п.в. за год, период обучения и месяц по всем элементам боевой готовности, показателям и критериям соединений и воинских частей РВСН, а также по выполнению задач после завершения каждого важного мероприятия (учения, несения боевого дежурства, регламентированного или сезонного технического обслуживания и других) с офицерами своих управлений и непосредственно подчиненными командирами. При подведении итогов за год и период обучения привлекаются все офицеры воинских частей.

    Целью П.и.п.в являются: определение и оценка результатов повседневной деятельности частей, подразделений и военнослужащих по поддержанию установленной боевой и мобилизационной готовности, выполнению конкретных задач; оценка эффективности служебной деятельности органов управления, подразделений, должностных лиц и всех военнослужащих; доведение результатов и оценок до военнослужащих и стимулирование их служебной деятельности; разбор отдельных достижений и недостатков для обучения участников.

    Командиры подразделений в РВСН итоги подводят за период обучения со всем личным составом и еженедельно с офицерами, прапорщиками и сержантами. За неделю командиры подразделений итоги подводят по вопросам несения боевого дежурства, выполнения расписаний занятий, состояния дисциплины.

    Командиры воинских частей и подразделений в РВСН подводят итоги: командир воинской части - за учебный год, зимний период обучения, ежемесячно; командир дивизиона (батальона и им равные) – за учебный год, зимний период обучения, ежемесячно; командир группы (батареи, роты и им равные) – за учебный год, зимний период обучения, ежемесячно, еженедельно; начальник отделения (командир взвода и им равные) – еженедельно, ежедневно; начальник расчета (командир отделения) – ежедневно.

    Командир воинской части подведение итогов за месяц проводит с офицерами управления и командирами подразделений в течение 1-1,5 час. в один из последних дней месяца после окончания планирования на следующий месяц. Время и место проведения подведения итогов определяется в Календарном плане основных мероприятий воинской части на месяц.

    Система подведения итогов в РВСН предусматривает периодическое личное участие руководящего состава соединения и воинской части в подчиненных частях, подразделениях и определяется: командир воинской части, заместители командира воинской части – не реже 1 раза в месяц в одном из подразделений; начальники служб воинской части – не реже 1 раза в месяц в одном из подразделений; командир дивизиона, заместители командира дивизиона (батальона и им равные) – не реже 2 раз в месяц; командир группы (батареи, роты и им равные) – не реже 2 раз в неделю; начальник отделения (командир взвода) – ежедневно.

    Подведение итогов командиры соединений и воинских частей в РВСН подводятся в следующей последовательности: напоминание личному составу главных задач и основных мероприятий текущего периода обучения; оценка степени и качества выполнения главных задач и основных мероприятий; итоги несения боевого дежурства, боевой подготовки, состояния воинской дисциплины и службы войск (может докладывать сам командир или заместители по своей линии ответственности); оценка деятельности подразделений, органов управления и должностных лиц; доведение Календарного плана основных мероприятий на следующий месяц - главных задач, задач подразделениям, основных мероприятий и сроков их проведения; доведение личного плана работы командира в части касающегося присутствующих - мероприятия, сроки их осуществления, кто привлекается, что подготовить.

    Необходимо отметить важность аналитической деятельности командиров, органов управления при подготовке материалов подведения итогов.

    По завершению П.и.п.в. формируются выводы о состоянии подготовки соединений и воинских частей в целом, выполнении ими поставленных задач, вырабатываются рекомендации и предложения по устранению недостатков, задачам и мероприятиям подготовки на предстоящий период.

    П.и.п.в. является непременным условием достижения высоких показателей в подготовке соединений и воинских частей в РВСН.

    ТЕМА № 29: «МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ БОЕВОЙ И
    ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЙ ПОДГОТОВКИ, СОСТОЯНИЯ ВОИНСКОЙ
    ДИСЦИПЛИНЫ В ПОДРАЗДЕЛЕНИИ».
    Учебные вопросы:
    1. Требования руководящих документов по организации подведения итогов по
    боевой подготовке и ГПП, состоянии воинской дисциплины в подразделении.
    2. Организация подведения итогов воинской дисциплины в подразделении.
    3. Методика подготовки и проведения подведения итогов по боевой и ГПП,
    состояния воинской дисциплины в подразделении.
    1)
    2)
    3)
    4)
    5)
    6)
    7)
    8)
    9)
    Указ Президента РК от 19.01.93 г. №1084 «О создании института заместителей командиров (начальников) во
    ВиСПР ВС РК»;
    Директива МО РК от 27.11.1995 г. №27 «О введении и организации государственно-правовой подготовки в ВС
    РК»;
    Приказ МО РК от 03.09.2010 г. №620 «Об организации ВиСПР в ВС РК»;
    Приказ МО РК от 08.10.2010 г. №771 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы работы по
    укреплению воинской дисциплины и правопорядка в ВС РК в свете требований Президента страны –
    Верховного Главнокомандующего ВС РК»;
    Приказ МО РК от 28.11.2010 г. №926 «Об утверждении структуры и направлений деятельности психологической
    работы»; Приказ МО РК от 20.12.2012 г. № 984 «Об организации идеологической работы в сфере
    противодействия религиозному экстремизму в ВС РК»;
    Приказ МО РК от 21.02.2013 г. №73 «Об утверждении Стратегии развития идеологической работы в ВС РК»;
    Устав внутренней службы ВС РК от 2007 г.;
    Военная доктрина РК от 2011 г.;
    Закон РК от 5.04.1999 г. «Об обороне и ВС РК»;

    Первый вопрос: Требования руководящих документов по организации
    подведения итогов по боевой и ГПП, состояния воинской дисциплины в
    подразделении.
    Подведение итогов деятельности военнослужащих и воинских
    коллективов - это систематический анализ выполнения
    поставленных целей и задач по боевой и государственноправовой подготовке, выполнения принятых обязательств по
    боевому состязанию, проводимой воспитательной и социальноправовой работы.
    Подведение итогов по
    боевой и
    государственноправовой подготовке,
    состояния воинской
    дисциплины
    проводится:
    в отделении, экипаже, расчете ежедневно, в конце дня;
    во взводе - 1 раз в неделю и за месяц;
    в роте (батарее) - 1 раз в неделю и за
    месяц.

    Выполнение обязательств ПО ЗАДАЧАМ И НОРМАТИВАМ
    оценивается и рассматривается с личным составом
    непосредственно по окончанию их отработки в ходе
    плановой боевой подготовки.
    Подводя итоги за день, неделю, анализируя ход боевого состязания,
    командиры и воспитательные органы мобилизуют личный состав не
    только на борьбу за конечный итог (овладение оружием и боевой
    техникой, перекрытие нормативов, экономию горючего и смазочных
    материалов и т.д.) но постоянно заботятся о морально-психологическом
    воздействии на личный состав.

    При анализе хода и итогов боевой учебы, состояния воинской дисциплины
    важна не констатация фактов, а глубокий разбор всей деятельности личного
    состава, связанной с выполнением взятых обязательств, отношение к учебе и
    службе к воинской дисциплине, участием в общественной работе.
    Подведение итогов
    предполагает
    Создание в воинских коллективах обстановки высокой принципиальности,
    требовательности, критичности в сочетании с обстановкой
    доброжелательности и веры в силы и возможности каждого воина.
    Поэтому наряду с показом количественных результатов боевой и ГПП должно
    быть всесторонне оценено:
    сплоченность коллектива,
    товарищеская взаимопомощь,
    участие воинов в общественной работе.

    Подведение итогов взаимосвязано с важнейшей задачей командиров и воспитателей
    по моральному и материальному стимулированию военнослужащих.
    В соответствии с приказами Министра обороны победителей боевого состязания
    необходимо поощрять и награждать:
    солдат, курсантов, сержантов, старшин, военнослужащих контрактной службы,
    офицеров - в соответствии с положениями Дисциплинарного устава;
    расчеты, экипажи, отделения, взвода и им равные подразделения - переходящими
    вымпелами батальона (бригады) по итогам месяца;
    роты и им равные подразделения - переходящими призами и грамотами воинской
    части по итогам периода обучения и учебного года.
    Повышение воспитательной роли подведения итогов связано с обобщением и
    распространением передового опыта, представляющего собой большую
    мобилизующую силу и эффективное средство для подтягивания отстающих воинов и
    подразделений до уровня передовых.

    Обязанности заместителя командира по воспитательной и
    социально-правовой работе по подготовке и проведению подведения
    итогов:
    1) проводит работу по воспитанию военнослужащих в духе преданности Президенту
    Республики Казахстан, Правительству и народу Казахстана, дружбы народов,
    войскового товарищества, строгого соблюдения законов РК, военной присяги, воинских
    уставов, сознательного повиновения командирам (начальникам) и уважения к ним.
    Отдельным разделом предусматривает мероприятия по сплочению и укреплению
    воинского коллектива, профилактике неуставных взаимоотношений, постоянно
    занимается самообразованием, изучает военную педагогику и психологию;
    2) проводит активную работу по формированию здорового общественного мнения к
    любым фактам оскорбления и унижения людей, созданию единого фронта протеста и
    борьбы с недопустимыми и чуждыми для Вооруженных Сил Республики Казахстан
    преступлениями;
    3) изучает деловые и моральные качества, запросы, настроения, семейное положение
    каждого солдата, сержанта, офицера и в соответствии с этим организует и проводит
    воспитательную и индивидуальную воспитательную работу;

    4) постоянно определяет конкретных лиц из числа солдат, сержантов, офицеров
    склонных к нарушению уставных взаимоотношений, требующих глубокого и
    оперативного индивидуального изучения и воздействия;
    5) по мере необходимости анализирует социально-психологическую структуру
    воинского коллектива с учетом его способностей. Постоянно отслеживает за
    общественное мнение, настроение, традиции, привычки отдельных воинов, заботится
    об их правильном формировании;
    6) проводит лично воспитательную работу о роли дружбы и войскового товарищества и
    поддержания высокой боевой готовности подразделения;
    7) постоянно организует работу актива по выполнению решений собраний,
    формированию у военнослужащих ответственности за строгое выполнение требований
    законов, военной присяги и воинских уставов, предупреждению пьянства и неуставных
    взаимоотношений;
    8) регулярно организует проведение вечеров вопросов и ответов, дней правовой учебы
    (вечеров), с участием военных юристов, медиков с привлечением офицеров штаба и
    офицеров-воспитателей;

    Второй вопрос: Анализ состояния воинской дисциплины в роте и подведение
    итогов работы по ее укреплению.
    С личным составом роты в конце недели в
    установленное распорядком дня время командир
    роты подводит итоги работы по укреплению
    воинской дисциплины на собрании (совещании)
    военнослужащих.
    Руководствуясь данными анализа состояния воинской дисциплины и
    дисциплинарной практики, выводов из итогов боевой и
    государственно-правовой подготовки, боевого состязания, командир
    роты делает доклад «О состоянии воинской дисциплины в роте и
    итогах работы по ее укреплению».

    В докладе необходимо:




    учебы.








    10.

    4. Назвать фамилии военнослужащих, являющихся примером в выполнении
    Военной присяги, оказывающих существенную помощь командирам в поддержании
    уставного порядка, товарищам в службе, овладении военными специальностями,
    непримиримо относящихся к недостаткам, недостойному поведению сослуживцев.
    5. Довести до всего личного состава фамилии военнослужащих, которые себя
    ничем не проявили - ни хорошо, ни плохо. Педагогически правильно и тактично убедить
    их повысить свою активность, объяснить им, как выбрать правильную жизненную
    позицию.
    6. Назвать подразделения (взводы, отделения, экипажи, расчеты) в которых
    воинская дисциплина, правопорядок и служба войск не в полной мере отвечают
    уставным требованиям.
    Особо указать на подразделения, в которых длительное время (указать какое)
    эти требования выполняются плохо.
    Отметить характерные недостатки каждого из этих подразделений:
    1) в выполнении боевого дежурства;
    2) в отношении личного состава к технике и оружию, их изучению, освоению и
    сбережении;
    3) в несении службы в карауле, суточном наряде;
    4) во внутреннем порядке, выполнении распорядка дня;
    5) в соблюдении уставных правил взаимоотношений между военнослужащими;
    6) выполнение расписания занятий;
    7) по другим параметрам.

    11.

    В докладе необходимо:
    1. Изложить, как в целом выполняются требования Министра обороны
    Республики Казахстан, других старших командиров и начальников по вопросам
    укрепления воинской дисциплины и улучшению службы войск за неделю, их
    влияние на решение задач боевой готовности, боевого дежурства, боевой
    учебы.
    2. Исходя из критериев оценки дисциплины в подразделении, дать
    оценку каждому взводу и отделению (экипажу, расчету).
    3. Отметить подразделения (взводы, отделения, экипажи, расчеты) в
    которых лучше решаются задачи, поддерживается уставной порядок, нет
    грубых нарушений воинской дисциплины, сложилась здоровая моральнопсихологическая атмосфера, дружба и войсковое товарищество. При этом
    выделить те подразделения, в которых эти вопросы длительное время (указать
    какое) решаются положительно.
    Назвать их командиров и рассказать о методах их работы.
    Дать оценку активу (по итогам месяца) по укреплению воинской дисциплины.

    12.

    7. Провести глубокий анализ причин происшествий и преступлений, если они
    имели место, грубых дисциплинарных проступков.
    Назвать фамилии военнослужащих, которые их совершили (добиться того, чтобы
    каждый военнослужащий, услышав свою фамилию, встал и принял строевую стойку),
    доложить всему личному составу, как и почему его поступок сказался отрицательно на
    боевой готовности.
    Объявить, что дисциплина названных военнослужащих оценивается
    “неудовлетворительно”.
    Особо раскрыть имевшие место случаи употребления нецензурных слов,
    кличек, прозвищ, искажения воинских званий, грубости и фамильярности.
    В заключение подведения итогов следует поощрить отличившихся, отметить в
    худшую сторону провинившихся.
    По окончании подведения итогов, конкретной оценки подразделений и рядового
    состава, командир определяет конкретные задачи каждому взводу, отделению,
    экипажу, расчету, отдельным солдатам (дисциплина которых оценена
    “неудовлетворительно”) по устранению недостатков и мероприятия, которые должны
    провести подчиненные командиры в интересах укрепления воинской дисциплины и
    правопорядка.

    13.

    С командир роты анализирует:
    Уровень исполнительской дисциплины среди сержантов,
    своевременность и качество выполнения приказов и распоряжений
    старших начальников;
    роль сержантов в поддержании уставного порядка в
    подразделении, соблюдение формы одежды и распорядка дня;
    участие сержантов в дисциплинарной практике, соблюдение ими
    законности и уставных требований во взаимоотношениях с подчиненными.
    Командир роты оценивает личную дисциплину сержантов, вклад
    каждого сержанта в воспитании личного состава и укрепление дисциплины,
    поощряет лучших сержантов за поддержание высокой воинской
    дисциплины в отделении и успехи в боевой и государственно-правовой
    подготовке.
    Периодически на совещании сержантского состава проводится
    обмен опытом по укреплению воинской дисциплины.

    14.

    С офицерами роты анализ состояния дисциплины и подведение итогов работы по ее
    укреплению проводятся еженедельно на служебном совещании, как правило, до
    подведения итогов с личным составом роты.
    На совещании командир роты:
    заслушивает доклады командиров взводов о состоянии дисциплины во взводе
    и проделанной работе по ее укреплению;
    оценивает состояние воинской дисциплины во взводах и определяет их места
    в роте;
    оценивает работу каждого офицера по укреплению воинской дисциплины;
    оценивает личную дисциплину, отмечает упущения и недостатки в работе
    офицеров по укреплению воинской дисциплины;
    анализирует дисциплинарную практику офицеров, соблюдение ими
    законности и уставных требований во взаимоотношениях с подчиненными;
    оценивает участие офицеров в воспитательных мероприятиях, их
    индивидуальную работу с подчиненными;
    пропагандирует положительный опыт работы по укреплению дисциплины и
    порядка;
    определяет мероприятия по укреплению дисциплины в роте и ставит задачи
    офицерам.

    15.

    При подведении итогов боевого состязания по боевой и государственноправовой подготовке заместитель командира роты по ВиСПР обязан:
    Напомнить задачи, которые ставились на данный месяц.
    Проводить анализ выполнения этих задач по разделам:
    1) Боевая и государственно-правовая подготовка:
    какие темы отрабатывались за прошедший месяц;
    какие были достигнуты результаты;
    кто из военнослужащих, отделений, взводов достиг лучших результатов, (причина);
    кто из военнослужащих, отделений взводов не выполнили взятых обязательств
    (причина).
    2) Состояние воинской дисциплины по сравнению с предыдущим
    месяцем:
    дать общую оценку состоянию воинской дисциплины по сравнению с предыдущим
    месяцем;
    показать лучшие отделения, взвода и воинов, методы работы командиров взводов,
    добившихся положительных результатов;
    раскрыть количество и характер нарушений воинской дисциплины, кто и в каких
    условиях их совершал, назвать недисциплинированных воинов и показать, какой вред
    они принесли делу боевой готовности своими нарушениями;
    определить места взводов по состоянию воинской дисциплины.

    16.

    3) Состояние несения караульной и внутренней службы:
    отметить, как воины взвода несли службу в карауле и суточном наряде;
    показать лучших воинов, несущих службу бдительно и без замечании;
    доказать воинов, которые халатно выполняли свои обязанности в карауле (суточном
    наряде), раскрыть основные причины их действий;
    определить места отделений, взводов по несению службы в карауле и суточном
    наряде.
    4) Состояние внутреннего порядка в роте:
    показать отношение военнослужащих к поддержанию внутреннего порядка;
    отметить лучших воинов, отличившихся при наведении и поддержании внутреннего
    порядка;
    отметить худших воинов, халатно относящихся к поддержанию внутреннего порядка и
    основные причины такого положения;
    определить места отделений по поддержанию внутреннего порядка.
    5) Состояние воспитательной работы в роте:
    какие воспитательные мероприятия были проведены за прошедшую неделю, месяц;
    какие военнослужащие проявили активность и старательность при их проведении;
    оценить работу актива роты.
    6) Заключительная часть:
    определить места взводов, отделений за прошедшую неделю, месяц;
    отметить лучших воинов и поощрить;
    поставить задачи на следующую неделю, месяц.

    17.

    По итогам боевого состязания за месяц оформляются и
    выпускаются специальные номера стенных и
    фотогазет, боевых листков, бюллетени передового
    опыта.
    Вывод