Доминанта в физиологии, очаг возбуждения в центральной нервной системе, временно определяющий характер ответной реакции организма на внешние и внутренние раздражения. Доминирующий нервный центр (или группа центров) обладает повышенной возбудимостью и способностью стойко удерживать это состояние и тогда, когда первоначальный стимул уже не оказывает активирующего воздействия.

Суммируя относительно слабые возбуждения др. центров, доминанта одновременно воздействует на них тормозящим образом.

В естественных условиях доминанта образуется под влиянием рефлекторного возбуждения или при действии на нервные центры ряда гормонов. Доминирование одних нервных центров над другими впервые описал Н. Е. Введенский (1881). Выясняя механизмы образования условных рефлексов, И. П. Павлов отмечал, что длительно поддерживаемый уровень повышенной возбудимости тех или иных участков коры больших полушарий определяет в значительной мере динамику высшей нервной деятельности в норме и патологии.

Основные положения учения о доминанта как общем принципе работы нервных центров сформулировал Алексей Алексеевич Ухтомский (1875-1942 г.г.) на основании выполненных им и его сотрудниками экспериментальных исследований (1911-23). Слово «доминанта» Ухтомский заимствовал из книги Рихарда Авентариуса «Критика чистого разума».

Доминанта выражается в готовности определённого органа к работе и поддержании его рабочего состояния. Доминанта в высших центрах головного мозга служит физиологической основой ряда психических явлений (например, внимания и др.).

Как возникает доминанта? В своем развитии она проходит три стадии

1) Доминанта возникает под влиянием внутренней секреции (например, полового созревания) и внешних раздражителей. В качестве поводов для подпитки доминанта привлекает самые разнообразные раздражители.

2) Это стадия образования условного рефлекса по И.П. Павлову, когда из прежнего множества действующих возбуждений доминанта выделяет группу, которая для нее особенно "интересна", - идет выборка раздражителя для данной доминанты... "

3) Между доминантой и внешним раздражителем устанавливается прочная связь так, что раздражитель будет вызывать и подкреплять ее.

Перечислим основные свойства доминантного очага, установленные А.А. Ухтомским:

1) повышенная возбудимость;

2) это очаг возбуждения, и, как правило, достаточно стойкий во времени;

3) доминантный очаг обладает свойством "стягивать" (суммировать) различные внешние раздражители и "подпитываться" ими;

4) этот очаг (система очагов) может одновременно располагаться как в коре, управляющей высшими функциями человека (счет, письмо, речь и т.п.), так и в подкорке;



5) в конкретный интервал времени (это могут быть минуты, часы, а в болезненных случаях - месяцы и годы) господствует одна доминанта.

Если сложилась доминанта, ее не преодолеть словами и убеждениями, - она будет ими только питаться и подкрепляться. Это оттого, что доминанта всегда самооправдывается, и логика - слуга ее", - писал А.А. Ухтомский.

Что же советует А.А. Ухтомский?

Во-первых, иметь много доминант (вспомним освежающий эффект от новых поездок и встреч).

Во-вторых, пытаться осознать свои доминанты - быть не их жертвой, а командиром.

В-третьих, подпитывать свои доминанты, связанные с творческим процессом. Например, неоднократно отмечалось стимулирующее влияние доминанты с помощью ходьбы или музыки. Так, любили на ходу обдумывать свои проблемы Жан Жак Руссо, В. Гёте, П.И. Чайковский, В.И. Ленин и др.

В-четвертых, можно резко ослабить доминанту в связи с ее естественным разрешением. Это свойство знакомо каждому: после объявления посадки на ожидаемый самолет все последующие объявления диктора воспринимаются не столь напряженно.

Другой пример: Сходный механизм используется на фирмах Японии, где обиженный на начальника может избить его надувное чучело...

В-пятых, осторожно использовать запрет, так как волевое управление "в лоб", выражаемое обычно приказами "нельзя!", "не делай!", - метод традиционной педагогики - малоэффективен. Длительное управление личностью в таком режиме ведет к конфликту между "хочу" и "нельзя", и к так называемой "сшибке нервных процессов", неврозам.

В-шестых, нужные действия необходимо перевести в автоматизм. В школе и университете есть ряд ритуалов, например приветствие коллег и преподавателя в начале занятия.

Такой ритуал, "полезный автоматизм", необходим для настройки на занятие, на творческую работу независимо от погоды, настроений, событий в школе и т.п. Возможен "ритуал" и на более высоком уровне.

Например, преподаватель не позволяет тебе использовать в практике обучения чужие работы из Интернета, - это вынуждает тебя непрерывно искать новый материал, развиваться самому...

В-седьмых, необходимо затормозить прежнюю доминанту новой. Как выполнить задание "Ни за что в течение 5 минут не думай о белой обезьяне, об этой противной обезьяне!"? Как можно не думать о таком впечатляющем образе? Кажется, сам запрет работает на доминанту!

Наиболее успешный путь здесь - по мнению А.А. Ухтомского - создание новой доминанты, тормозящей старую. То есть, чтобы не думать о белой обезьяне, следует упорно думать о... красном зубастом крокодиле! Действительно: ведь недаром умная мать не запрещает малышу хныкать, а отвлекает его...

В-восьмых, необходимо помнить, что информационное воздействие, как правило, самое слабое - недаром призывы Минздрава "Курение опасно для вашего здоровья" не срабатывают даже в среде медиков...

Сделаем вывод: при прочих равных условиях, формирование новой доминанты, тормозящей старую, наиболее целесообразно вести через физиологический механизм, мышечные действия.

Недаром физиолог И.П. Павлов для снятия сильного возбуждения рекомендовал "страсть вогнать в мышцы": окатиться холодной водой, поколоть дрова, сделать пробежку. Известны случаи, когда человек с неврозом (то есть имевший патологическую доминанту) выздоравливал, оказавшись перед лицом реальной физической угрозы.

Зачем преподавателям нужно знать способы формирования доминант? Вероятно, затем, что прежде, чем заниматься ученику, и педагогу необходимо скорректировать свои прежние доминанты (или, иначе - стереотипы мышления).

Итак, доминанта - объективно существующий механизм человеческого мышления и поведения. Но, в отличие от животных человек способен осознавать, корректировать прежние и создавать новые доминанты.

Для Ухтомского доминанта была тем, что определяет направленность человеческого восприятия. Доминанта служила тем самым фактором, который интегрирует ощущения в целую картинку. Ухтомский считал, что все отрасли человеческого опыта, в том числе и наука, подвержены влиянию доминант, при помощи которых подбираются впечатления, образы и убеждения.

История вопросы и практические выводы теории доминанты .

Механизм функционирования доминанты рассматривался множеством ученых еще до Ухтомского. Среди них были И.П. Павлов, В.М. Бехтерев, И.М. Сеченов. Каждый из данных ученых в свое время отметил, что при наличии устойчивого очага возбуждения в коре, к нему будут стекаться импульсы из близлежащих областей, таким образам, порождая в этих самых областях обратный процесс, т.е. торможение. Данный очаг, который стягивает к себе импульсы близлежащих областей и является доминантой. Однако, подробно разработать понятие доминанты и объяснить ее психологический смысл впервые удалось именно

Явление доминанты было обнаружено ученым в изначально, казалось бы, неудачном эксперименте по изучение рефлексов. Как и в других подобных экспериментах того времени, ожидалось, что при стимуляции животного будет получен тот или иной двигательный ответ, соответствующий данному рефлексу. Однако, этого не произошло…

Что такое когнитивная терапия и как она работает?

Гипноз - магия, искусство, лекарство? Краткий ликбез по гипнозу и гипнотерапии.

А эксперимент выглядел следующим образом. Собака, в момент подготовки к дефекации подвергалась раздражению электрическим током, с целью проявления двигательного акта, но данное раздражение не привело к ожидаемому поведению организма, а лишь усилило процесс дефекации и, соответственно, способствовало завершению данного акта. Когда процесс дефекации закончился, повторное раздражение тех же областей начинает вызывать ожидаемые изначально движения.

Отсюда, ученый делает гениальное заключение: реакция нервного центра не является его постоянно заданным свойством, но выступает результатом его состояния. Это значит, что при стимуляции того или иного центра в коре стабильность связи между стимулом и реакцией можно наблюдать лишь в условиях полнейшего бездействия живого существа, которые могут быть созданы только искусственным образом.

Получается, что данный стимул может вызвать разные реакции и, наоборот, данная реакция может продуцироваться в разных нервных центрах. Отсюда возникает вопрос о детерминанте реакции нервного центра, а, соответственно, и детерминанте поведения.

По Ухтомскому, такой детерминантой выступают центры и участки близкие к данному, а в конечном итоге - целостный организм. В каждую единицу времени присутствует центр, работа которого обладает наибольшей значимостью. Это и называется доминантой.

Доминанта предстаёт перед нами как совокупность различных симптомов, проявляющихся в мышцах, работе эндокринной системы и других системах всего организма. Она выступает не в виде точки возбуждения в нервной системе, но как определённая конфигурация центров повышенной возбудимости на разных уровнях нервной системы.

Отсюда выводятся определяющие доминанту свойства.

  1. Доминирующий участок стягивает к себе возбуждение из рядом расположенных областей поддерживая свою деятельность.
  2. С ростом возбуждения, доминирующий участок тормозит сторонние рефлексы, возникающие в процессе текущей деятельности.

Возникновение доминанты связано с задачей, на решение которой направлена текущая деятельность. В итоге, если та или иная деятельность становиться доминирующей, то сторонние влияния не в состоянии ей помешать, но, напротив, они даже подкрепляют ее своей энергией. Здесь часто приводится пример, когда раненый в момент боя солдат не ощущает боли, находясь в процессе сражения.

Свойства доминанты и ее инерция

Переход того или иного центра в состояние, называемое доминантой определяется следующими его свойствами.

  1. Повышенная возбудимость . Порог возбудимости данного центра, должен, как минимум, быть равным силе воздействия стимула.
  2. Стойкость возбуждения . Данный параметр определяет продолжительность процесса возбуждения, чем он дольше, тем больше и стойкость возбуждения.
  3. Суммация возбуждений. Это возможность суммировать приходящие возбуждения.
  4. Инерция , предполагающая, что волны внешнего возбуждения проявляется в стимуляции доминантной реакции к ее конечному разрешению.

Последнее качество оказывается особенно важным. Доминанта инертна, она склонна к сохранению и повторению в независимости от изменений внешней среды. Доминанта часто остается неизгладимым отпечатком в нервной системе.

Таким образом, ученый приходит к одному из важнейших своих выводов, что состояния нервного центра, которые предопределяют реакцию организма, в свою очередь обусловлены опытом организма, совокупностью прошлых связей и способов реагирования.

Этапы функционирования доминанты

Ученый обозначил ряд стадий функционирования доминанты.

  1. Стимуляция . Возникновение доминанты обусловлено наличием, либо внешних, либо внутренних (физиологических) раздражителей. Доминанта начинает привлекать к себе все больше разнообразных стимулов для подпитки.
  2. Условный рефлекс . Эта стадия характеризуется образованием условного рефлекса, когда из огромного числа приходящих возбуждений доминанта выделяет наиболее значимую для нее группу.
  3. Опредмечивание . Эта стадия характеризуется созданием прочной связи между доминантой и стимулом. Теперь данный стимул будет вызывать и подкреплять ее. На этом этапе, вся внешняя среда делится на различные предметы, на которые доминанта будет реагировать и на которые не будет.

Мы можем добавить к классификации Ухтомского еще и четвертый пункт.

  1. Разрешение доминанты . Как и любой другой рефлекс, доминанта предполагает реализацию в поведенческом акте. Это и выступает главным механизмом разрешения доминанты.

Доминанта в качестве детерминанты психической деятельности

Ученый выступил с мыслью, что доминанта способна преобразовываться во всякое содержание психики. Но она не является лишь атрибутом коры мозга, а выступает как общее проявление всей нервной системы.

Однако, ученый разделял разные уровни функционирования доминанты.

  1. Низший уровень. Такая доминанта отвечает уровню физиологии.
  2. Высший уровень. Доминанта этого уровня возникает в коре и является физиологической основой функций внимания и мышления.

Для ученого доминанта была и механизмом, направляющим наше восприятия. Все аспекты нашего опыта находятся под контролем доминант. С их помощью, нами из внешней среды отбираются впечатления, образы, представления и убеждения. В результате, доминанта предопределяет информацию, которую мы пропускаем в свое сознание.

Однако, Ухтомский рассматривал и негативную роль доминанты, утверждая, что именно из-за уже сформированных у нас доминант, мы бездумно подчиняемся стереотипам и не можем понять других людей. Из-за того, что в результате прошлого опыта взаимодействия у нас сформирована та или иная доминанта, наше восприятие становится стереотипным и мы не можем воспринять другого человека незамыленным взглядом.

Таким образом, в качестве доминант могут выступать не только наши мысли, идеи, но и убеждения, которые активируются при предъявлении уже закрепленного раздражителя и, далее, определяют наше восприятие.

В связи с данной проблемой, ученый дал конкретные рекомендации по разрешению доминанты.

Способы устранения и разрешения доминанты

Учёный определили ряд механизмов устранения и трансформации доминанты.

  1. Естественное разрешение доминанты. Суть данного механизма состоит в реализации события или идеи, на которую направленна доминанта. Многие знают, что ожидание драки страшнее самой драки. Ожидание создает доминанту, а, следовательно, напряжение, но как только это самое событие наступает страх исчезает, доминанта разрешается. Возможно разрешение доминанты путем поведенческой реализации намерения. Если человек разозлился на кого-то, то агрессию он сможет снять лишь, реализовав ее в действиях. Но не все так плохо и вам необаятельно каждый раз бить других людей. В реализации ваших чувств вам могут помочь механизмы катарсиса. Вы можете написать, как ненавидите вашего друга в стихотворной форме и успокоиться.
  2. Прямой запрет . Данный метод ученый считал самым неэффективным. Здесь мы просто запрещаем себе думать или делать что-то. Однако, длительное применение такого приема может привести к конфликту между желанием («хочу») и требованием («надо»), т.е. к явлению, называемому сшибкой нервных процессов и, соответственно к неврозам.
  3. Автоматизация действий. Такой механизм часто используют в авторитарных структурах, когда человека заставляют, например, автоматически отдавать честь и подчиняться. Бегущий солдат нарабатывает «полезный автоматизм» для вооруженных сил – умение исполнять чужую волю, лишний раз не думая. Это же касается и различных студенческих ритуалов. Они помогают сбросить напряжение и настроится на определенную деятельность.
  4. Замена доминанты на новую. Это способ довольно прост, и часто применяется в гуманистическом направлении и в позитивным психологии. Не думать о плохом очень просто, для этого вам достаточно думать о хорошем. Чтобы не мучить себя мыслями о проблеме стоит думать о решении. Здесь все сводится к тому на что направлено ваше внимания. Вы сидели за компьютером работали, у вас была одна доминанта. Вам захотелось в туалет, возникла другая. Однако конечно, такая частная доминанта не может изменить более общего мировоззрения и более глубинных проблем.

Данные способы Ухтомский предложил с целью избавить людей от застарелых доминант, которые не позволяют нам адекватно оценивать реальность.

Творческий поиск

Обратную сторону стереотипного восприятия, А.А. Ухтомский обозвал творческим поиском, который предполагает взаимное изменение внешней среды и личности в их общем взаимодействии. Прежде чем реализовывать творческий поиск надо скорректировать прежние доминанты (полностью их затормозить не представляется возможным)

  1. Приобретение множества различных доминант , т.е. по сути наработка различного жизненного опыта.
  2. Осознание своих доминант , что позволяет ими управлять. Вполне возможно, что именно на этом эффекте основан механизм работы психоанализа.
  3. Подпитка доминант, связанных с творческим процессом . Вы можете разбавлять свою основную деятельность дополнительными раздражителями, которые будут ее подпитывать. Например, можно влиять на себя с помощью музыки, выполняя ту или иную работу.

Применение в гипнозе

Наконец, коснемся с вами значения доминанты и в процессе гипнотерапии. Мы уже обозначили одно из важных свойств доминанты - подавление и подчинение соседних зон мозга, а, следовательно, и подчинение психики в соответствии со содержанием доминанты.

В случае же гипноза данное содержание определяется информацией, которую гипнотерапевт передает пациенту. Таким же образом понимается и внушение. Внушение – это та же доминанта, на реализацию которой направлена психическая деятельность субъекта.

Но доминантой определяется не только сущность внушения, но и сам процесс гипнотизации. Ведь гипноз так или иначе основан на фиксации внимания либо на сверхсильном раздражителе, либо на слабом. Задача гипнотизера приковать к чему-либо внимание пациента с помощью любых возможных средств: стеклянного шарика, громкого звука, собственной привлекательности, или эмоционального состояния самого пациента. Таким образом, у пациента сужается фокус внимания (образуется устойчивый очаг возбуждения на фоне общего торможения), и гипнотизер может свободно делать внушения.

Гипноз: отзыв медсестры о лечении клаустрофобии, боязни туннелей, лифтов.

Отзыв предпринимателя о лечении гипнозом: иррациональная часть в поведении & аллергия

Отзыв о лечении гипнозом от IT-специалиста: запрос иррациональные эмоции в общении

Доминанта – это господствующий в данный момент очаг возбуждения в нервном центре, обуславливающий работу остальных нервных центров и определяющий направленность поведенческих реакций. Физиологическую основу доминанты составляют отрицательная индукция и концентрация возбуждения. А сама доминанта является физиологической основой внимания, воли, восприятия и мышления.

Принцип доминанты допускает, что если в коре мозга одновременно возникают два очага возбуждения, то один из них оказывается господствующим (доминирующим). Рефлексом, связанным с этим очагом в данный момент, направляется и трансформируется деятельность всего нервного аппарата.

Доминирующий очаг возбуждения характеризуется:

· 1. Повышенной возбудимостью и лабильностью;

· 2. Способностью к суммированию и накоплению возбуждения;

· 3. Торможением текущих рефлексов, встречающихся с ним;

· 4. Инерцией, т.е. способностью к длительному удержанию возбуждения после окончания раздражения.

Эти свойства нервных центров делают доминанту особым и очень важным аппаратом координации, осуществляемой нервной системой. Такая координация обусловлена появлением непродолжительных, легко сменяющих друг друга доминант. Из этого оказывается понятным основной смысл важнейшего принципа деятельности нервной системы: он заключается в возникновении на каждом этапе существования организма одного господствующего очага возбуждения в нервной системе, подчиняющего себе всю ее деятельность и определяющего приспособительный характер возникающих реакций. Все другие реакции, являющиеся менее или совсем несущественными в этот момент, тормозятся по механизму индукционных отношений между доминантным очагом и остальными участками ЦНС.

На базе доминантного очага возбуждения формируется конкретная приспособительная деятельность, ориентированная на достижение полезных результатов. Например, на базе доминантного состояния центра голода реализуется поведение, направленное на добывание пищи.

При наличии господствующего, или доминантного, очага возбуждения раздражения, поступающие в другие участки нервной системы, только усиливают доминантный очаг. Примером может быть случай, часто встречающийся в школьной практике: ученик получил плохую оценку, он расстроен и плачет, друзья успокаивают его, но это вызывает еще более безудержные слезы. Дело в том, что в данный момент в нервной системе ученика функционирует доминанта, и все раздражения только усиливают господствующий очаг возбуждения.

А.А.Ухтомский считал, что доминантой следует объяснить как резко меняющееся поведение человека при внешне мало изменяющейся среде, так и настойчивое повторение одного и того же образа действия в совершенно новых ее условиях.

Доминанта помогает понять механизм таких педагогических приемов, как, например, упрочение усвоенного учебного материала.

Доминанта имеет отчетливо выраженные возрастные особенности: чем младше школьник, тем она менее устойчива и тем легче может перейти в торможение. Этим объясняется отсутствие у детей усидчивости, резкие переходы от одного ритма деятельности к другому.

Итак, взаимодействие различных видов поведения строится на основе открытого А.А.Ухтомским принципа доминанты.

Статьи и публикации:

Приложения
Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Приложение 6 Клоп Вредная черепашка Пшеничный трипс Хлебный пилильщик Шведская муха Хлебный жук Злаковые тли Хлебная жужелица Пьявица...

Вывод
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что старость это не законченный этап жизни, а лишь преддверие к более знаменательному ее событию. Исходя из этого, можно заключить, что в старости нам необходимо продолжать учиться и жить полной инт...

Групповые лимфоидные фолликулы
Под эпителием слизистых оболочек кишок, а также гортани, бронхов, мочеполовых органов содержатся образования лимфоидной ткани в виде одиночных фолликулов или их собраний. Наибольшее количество скоплений фолликулов находится в тонкой кишке...

Уверен, что каждому из нас известна ситуация, когда в голову лезет навязчивый мотив, песенка какая нибудь попсовая и нет никакой возможности от этого избавиться.
А вот мало кто знает, что по науке это безобразие называется - доминанта Ухтомского.
Вот что я по этому поводу нарыл:

До 80% французских телезрителей не высыпаются, ибо не могут найти силы выключить телевизор до конца телепередачи. Отдел писем телестудии завален посланиями: "Из-за этой дряни вы заставили нас сидеть до полуночи!", "Сделайте хоть перерыв для ужина!", "Ваша отвратительная передача отняла столько времени, а у меня масса срочной работы". Казалось бы: передачу смотрят взрослые люди и нет ничего проще взять и повернуть ручку переключателя. Но что-то им помешало сделать это...

А вот пример более положительный: "Если вы представите себе человека, - рассказывала жена известного изобретателя Томаса Эдисона, - живущего в состоянии непрерывного возбуждения, не видящего ничего, что не связано непосредственно с решаемой задачей, то вы будете иметь точное представление об Эдисоне во время работы". Пора из столь противоположных примеров сделать вывод. Он хорошо известен психофизиологам: деятельность человека во многом определяется доминантой - устойчивым очагом повышенной возбудимости в коре и/или подкорке головного мозга. Это и есть таинственное "что-то". Доминантный очаг способен стягивать внешние раздражители (подобно тому, как откликается на любой толчок больной зуб или палец).

Оценим: каждый нормальный человек все время - даже во сне - думает. Но о чем? Где новые мысли? Увы, их часто нет: из-за доминантных очагов мысли редко сбиваются со своего круга... Хотя, казалось бы, каждый волен думать, что хочет, он не всегда волен решить, что ему хотеть... Недаром Бернард Шоу писал: "Не многие думают чаще, чем два или три раза в год. Я добился мировой известности благодаря тому, что думаю раз или два в неделю..." Да, застойный очаг, с одной стороны, физиологическая основа вредных стереотипов, инерции мышления (вспомним пример с французскими телезрителями), а с другой - основа творческого "осенения", "озарения". Отсюда столь популярные в творческой среде истории про "озарения" - ванну Архимеда, яблоко Ньютона, чайник Уатта, пасьянс Менделеева. Из-за стягивания внешних раздражителей и постоянной подпитки ими доминанты даже случайное впечатление может вызвать в воспаленном мозгу искомое решение. А может - и ложный вывод.

Наиболее полно и последовательно исследовал механизм доминанты Алексей Алексеевич Ухтомский (1875-1942 г.г.).
Перечислим основные свойства доминантного очага, установленные А.А. Ухтомским: повышенная возбудимость, инерция во времени (доминанта существует, хотя раздражение великовато) и, самое главное, способность суммировать внешние раздражители, "само-подпитываться ими".

Ухтомский А.А. Доминанта, "Наука", М.-Л., 1966 г.

ПРИМЕР
Вот отрывок из письма девушки психотерапевту: "Больше всего меня расстраивают уши, я их ненавижу за форму и величину. Все время о них думаю. Даже мерещится постоянно что-то об ушах - моих, конечно. Слушаю, допустим, песню Высоцкого "Спасите наши души", воспринимаю как "Спасите мои уши". Я уже несколько раз обращалась к косметологам, но те утверждают одно и то же: дескать, уши абсолютно нормальные, и нечего дурака валять. А не нравится - обратись к психиатру, он тебе живо мозги на место поставит. В общем, нигде ни сочувствия, ни утешения. Поначалу я думала, что все косметологи, у которых я консультировалась, сговорились: никто не хотел меня всерьез выслушать, а потом поняла, что никакого сговора нет".

Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: записки детского психиатра, М.: Просвещение, 1988, стр.172.

Принцип доминанты - принцип функционирования организма, и, оказывается, никаких перегородок между инерцией мышления, обыденным и творческим мышлением нет.

"Не входить в споры и прения потому, что, если сложилась доминанта, ее не преодолеть словами и убеждениями, - она будет ими только питаться и подкрепляться. Это оттого, что доминанта всегда самооправдывается, и логика - слуга ее", - писал А.А. Ухтомский.

Вспомним самооправдание: "Поначалу я думала, что все косметологи, у которых я консультировалась, сговорились..." "А трагизм в том, - продолжает Ухтомский, - что человек сам активно подтверждает и укрепляет в других то, что ему в них кажется: а кажется в других то, что носишь в себе самом. Проходит мимо Красота и Чистота, а люди усматривают грязь, ибо носят грязь в себе. Вот - возмездие! И выход тут один: систематическое недоверие к себе, своим оценкам и своему пониманию, готовность преодолеть себя ради другого, готовность отбросить свое ради другого".

Что же советует А.А. Ухтомский?

Во-первых, иметь много доминант (вспомним освежающий эффект от новых поездок и встреч). Во-вторых, пытаться осознать свои доминанты - быть не их жертвой, а командиром. (Вероятно, на подобном механизме осознания подкорковых доминант основан эффект психологических бесед по методу Зигмунда Фрейда). В-третьих, подпитывать свои доминанты, связанные с творческим процессом. Например, неоднократно отмечалось стимулирующее влияние (подпитка) доминанты с помощью ходьбы или музыки. Так, любили на ходу обдумывать свои проблемы Жан Жак Руссо, В. Гёте, П.И. Чайковский, В.И. Ленин и др.
(К сожалению, выдающийся русский физиолог А.А. Ухтомский, принадлежащий скорее к школе И.М. Сеченова, чем являвшийся последователем И.П. Павлова, очень мало известен в среде педагогв и психологов).

Наверное, знакомо каждому читателю: после объявления посадки на ожидаемый самолет все последующие объявления диктора воспринимаются не столь напряженно.

Другой пример: В. Гёте в юности перенес глубокую любовь, не имевшую, как говорят в таких случаях, счастливого исхода. У поэта появились мысли о самоубийстве. Но, как пишет Гёте, он "преодолел эти мрачные настроения и решил жить. Но для того, чтобы жить спокойно, я должен был написать произведение, где выразил бы чувства, мечтания, мысли того важного периода моей жизни". Таким "громоотводом" стал роман "Страдания юного Вертера". Герой романа определенно унаследовал черты автора и его несчастливой влюбленности - в романе Вертер кончает жизнь самоубийством...

Не спасло ли такое ослабление доминанты Гёте жизнь? (Сходный механизм используется на фирмах Японии, где обиженный на начальника может избить его надувное чучело...)

Наиболее успешный путь здесь - по мнению А.А. Ухтомского - создание новой доминанты, тормозящей старую. То есть, чтобы не думать о белой обезьяне, следует упорно думать о... красном зубастом крокодиле! Действительно: ведь недаром умная мать не запрещает малышу хныкать, а отвлекает его...

Механизм формирования новых доминант малоизучен, но для педагогической практики достаточно знать, что новые доминанты могут от различных уровней деятельности: Информационного, Эмоционального и Физиологического.

Понятно, что информационное воздействие, как правило, самое слабое - недаром призывы Минздрава "Курение опасно для вашего здоровья" не срабатывают даже в среде медиков...

Сделаем вывод: при прочих равных условиях, формирование новой доминанты, тормозящей старую, наиболее целесообразно вести через физиологический механизм, мышечные действия.

Недаром физиолог И.П. Павлов для снятия сильного возбуждения рекомендовал "страсть вогнать в мышцы": окатиться холодной водой, поколоть дрова, сделать пробежку. Известны случаи, когда человек с неврозом (то есть имевший патологическую доминанту) выздоравливал, оказавшись перед лицом реальной физической угрозы. А упражнения йоги, аутотренинг начинаются именно с мышечных действий: необходимо "приоткрыть дверь" в сознание, сформировать требуемые доминанты. Ведь мы знаем: волевые приказы "в лоб", будь то требования расслабиться или не курить, работают плохо... (Так, для снятия страха перед огнем у детей, переживших железнодорожную катастрофу под Уфой в 1989 году, психотерапевт "помогал" рисовать ребенку пожар, постоянно уменьшая величину пламени, делал пламя совсем маленьким, нестрашным, а потом предлагал маленькому пациенту задуть настоящее пламя спички, свечки).

На этом психофизиологическом механизме построена система подготовки актеров К.С. Станиславского. Поскольку заставить напрямую, волевым приказом, работать мозг и чувства ученика - непосильная задача, он пошел обходным путем: а что, если дать прочувствовать актеру "нерв" роли через физическое действие?

ПРИМЕР
Был случай: молоденькой актрисе никак не удавалось сыграть чувство растерянности, страха в ночном лесу... Уговоры, то есть работа на уровне слов, что "должно быть страшно", естественно, не помогли. Что делает Станиславский? Следует своему методу. Он расставляет в беспорядке стулья - это будет лес, - гасит свет и просит актеров не разговаривать. "А Вы, - обращается он к ученице, - добирайтесь до меня "через лес" - я сяду в противоположном углу зала". Актриса пошла, но... медленно, наощупь, как ходят по лесу. Вот здесь должен сидеть учитель... Его нет! Шарит в темноте руками... Нет! Сбилась с направления? Вокруг темнота и молчание. Актриса расплакалась. По-настоящему - как в жизни. Но это мышечное действие помогло ей найти "нерв" сцены - для этого Станиславский... специально покинул свое место.

Зачем преподавателям ТРИЗ нужно знать способы формирования доминант, основы учения К.С. Станиславского? Вероятно, затем, что прежде, чем заниматься собственно творчеством, и ученику, и педагогу необходимо отстроиться, скорректировать свои прежние доминанты (или, иначе - стереотипы мышления и поведения).

Недаром во всех религиях, сектах и даже современном обществе так или иначе существует процедура "посвящения". В развитых обществах это экзамен, собеседование, испытательный срок, в неиндустриальных - система действий с явной опорой на физиологические механизмы. Так, в одном из северных племен кандидат в шаманы должен месяц (!) провести в ледяной хижине, подготовить тело и свое сознание для предстоящих занятий шаманской деятельностью... А основатель психоанализа Зигмунд Фрейд считал, что прежде, чем лечить больного, врач-психоаналитик, как минимум, должен осознать и преодолеть собственные болезненные переживания (доминанты, по терминологии А.А. Ухтомского). В "Жизненной стратегии творческой личности", разработанной Г.С. Альтшуллером и И.М. Вёрткиным на основе анализа биографий творцов, показано: часто первотолчком или поводом для занятий творчеством послужило яркое впечатление, "встреча с Чудом" .

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГАОУ ВПО “Российский государственный профессионально-педагогический университет”

Машиностроительный институт

Кафедра метрологии, стандартизации и сертификации

Контрольная работа

По дисциплине: «Возрастная физиология и психофизиология»

Вариант 19

Работу выполнил: Серебренников В.А.

Группа ЗКМ -102с

Работу проверил:

Екатеринбург

  • Введение
  • 1. Учение о доминанте А.А. Ухтомского
  • 2. Характеристика доминантного очага
  • 3. Значение доминанты в целенаправленной деятельности человека
  • 4. Доминирующее мотивационное возбуждение
  • Заключение
  • Список литературы

Введение

А.А. Ухтомский выдвинул и обосновал фундаментальный общебиологический принцип доминанты, лежащий в основе направленной активности живых систем любых уровней организации. Применение этого принципа к психическим процессам объясняет и доказывает многие закономерности формирования и развития человеческой личности

доминанта ухтомский мотивационный возбуждение

1. Учение о доминанте А.А. Ухтомского

Доминанта

В центральной нервной системе под влиянием тех или иных причин может возникнуть очаг повышенной возбудимости, который обладает свойством притягивать к себе возбуждения с других рефлекторных дуг и тем самым усиливать свою активность и тормозить другие нервные центры. Это явление носит название доминанты

Понятие введено российским физиологом Алексеем Алексеевичем Ухтомским, который разрабатывал учение о доминанте с 1911 года, основываясь на работах Н. Е. Введенского и других физиологов; при этом первые наблюдения, указывающие на идею доминанты, были сделаны за несколько лет до этого.

Самое первое наблюдение, которое легло в основу понятия доминанты, было сделано Ухтомским в 1904 году:

Оно заключалось в том, что на собаке, в период подготовления к дефекации, электрическое раздражение коры головного мозга не даёт обычных реакций в конечностях, а усиливает возбуждение в аппарате дефекации и содействует наступлению в нём разрешающего акта. Но как только дефекация завершилась, электрическое раздражение коры начинает вызывать обычные движения конечностей.

Однако Ухтомский не обнародует сведений о доминанте в течение более чем десятилетия, вплоть до 1922 года, когда он выступил с докладом о доминанте. В 1923 он публикует работу «Доминанта как рабочий принцип нервных центров»; затем принцип доминанты обсуждается им во многих других, более поздних, работах. Слово «доминанта» Ухтомский заимствовал из книги Рихарда Авенариуса «Критика чистого опыта».

Во все моменты жизнедеятельности создаются условия, при которых выполнение какой-либо функции становится более важным, чем выполнение других функций. Выполнение данной функции подавляет другие функции.

констелляция центров

Роль нервного центра может существенно изменяться: из возбуждающей становиться тормозящей для одних и тех же приборов в зависимости от состояния, переживаемого нервным центром в данный момент. В различных ситуациях нервный центр может приобретать разное значение в физиологии организма. «Вновь приходящие волны возбуждения в центрах будут идти по направлению главенствующего сейчас очага возбуждения».

Ухтомский считал, что доминанта способна трансформироваться в любое «индивидуальное психическое содержание». Однако доминанта не является прерогативой коры головного мозга, это общее свойство всей центральной нервной системы. Он видел разницу между «высшими» и «низшими» доминантами. «Низшие» доминанты носят физиологический характер, «высшие» -- возникающие в коре головного мозга -- составляют физиологическую основу «акта внимания и предметного мышления».

Но если доминанта, управляющая, по Ухтомскому, всей работой организма, существует только во времени, возникает следующий вопрос, что же дает ей возможность все-таки возникнуть, что поддерживает ее активность, как и при каких условиях она исчезает? Для перехода в состояние доминанты, нервный центр должен в момент прихода возбуждения извне обладать некоторыми свойствами, которые Ухтомский перечисляет. Эти свойства следующие:

1. Повышенная возбудимость некоторой центральной области мозга по отношению к раздражителям (снижение порогов возбуждения при появлении соответствующих А.А.Ухтомский раздражителей). Сходным образом мы замечаем слабые стимулы, если уделяем им особое внимание, и не замечаем сильных, если отвлекаемся от них.

2. Способность этой области мозга суммировать, накапливать возбуждение.

3. Способность поддерживать его во времени..

4. Инерция, на важное место которой в функционировании внимания указывал Э.Титченер Согласно А. А.Ухтомскому, инерция выражается в том, что «однажды начавшись в данном центре, возбуждение продолжается далее»

Многочисленные исследования, проведённые Ухтомским, его коллегами и независимыми учёными свидетельствовали о том, что доминанта играет роль общего рабочего принципа нервных центров.

Для Ухтомского доминанта была тем, что определяет направленность человеческого восприятия. Доминанта служила тем самым фактором, который интегрирует ощущения в целую картинку. Ухтомский считал, что все отрасли человеческого опыта, в том числе и наука, подвержены влиянию доминант, при помощи которых подбираются впечатления.

2. Характеристика доминантного очага

Доминанта или доминантный очаг возбуждения -- это характеристика работы нервной системы, которая отражает перераспределение активности нервных центров в пользу наиболее значимых для данной ситуации. При этом данные центры составляют констелляцию звездчатое объединение и способны подчинять деятельность организма, вплоть до полной перестройки реагирования. Доминантный очаг обладает рядом свойств:

способностью длительно и устойчиво сохранять выраженное возбуждение инертность возбуждения

способностью воспринимать сигналы не адресованные элементам этого центра притяжение сигналов, поступающих по коллатералям

способностью тормозить возбуждение других, не связанных с данной констелляцией центров индуцировать торможение или отрицательная индукция

способностью менять ритм активности таким образом, что разные центры, входящие в констелляцию сближаются по его характеристикам и становятся изолабильными, что улучшает их взаимодействие.

Как правило, доминанта развивается на основе ведущей мотивации, которая, в свою очередь есть результат потребности. Действительно мотивационное возбуждение -- это не что иное, как первичный очаг с подчиненными ему нервными структурами. Совместно эти структуры обладают всеми свойствами доминанты. Данный очаг часто находится в гипоталамусе, именно в гипоталамусе находятся и центры тех или иных потребностей, во всяком случае, наиболее типичных: голода, жажды, сна, активности. Для создания мотивации как правило первичного очага недостаточно. В конце концом мотивацию необходимо оценить, сравнить с другими, связать с выходными элементами, отреагировать эмоционально. Поэтому и складывается констелляция. Не последнюю роль в ней играют вещества белковой природы -- нейропептиды, вырабатывающиеся клетками гипоталамуса. Именно нейропептиды определенной мотивации выполняют роль объединителей центров, участвуют в создании изолабильности, запускают поведение, связанное с данной потребностью.

Доминанта относится к числу основных закономерностей в деятельности центральной нервной системы. Она может возникнуть под влиянием различных причин: голода, жажды, инстинкта самосохранения, размножения. Состояние пищевой доминанты хорошо сформулировано в русской пословице: "Голодной куме все хлеб на уме". У человека причиной доминанты может быть увлеченность работой, любовь, родительский инстинкт. Бсли студент занят подготовкой к экзамену или читает увлекательную книгу, то посторонние шумы не мешают ему, а даже углубляют его сосредоточенность, внимание.

Весьма важным фактором координации рефлексов является наличие в центральной нервной системе известной функциональной субординации, т. е. определенного соподчинения между ее отделами, возникающего в процессе длительной эволюции. Нервные центры и рецепторы головы как "авангардной" части тела, прокладывающей путь организму в окружающей среде, развиваются быстрее. Высшие отделы центральной нервной системы приобретают способность изменять активность и направление деятельности нижележащих отделов.

Важно отметить: чем выше уровень животного, тем сильнее власть самых высших отделов центральной нервной системы, "тем в большей степени высший отдел является распорядителем и распределителем деятельности организма" (И. П. Павлов).

У человека таким "распорядителем и распределителем" является кора больших полушарий головного мозга. Нет функций в организме, которые бы не поддавались решающему регулирующему влиянию коры.

В доминантном очаге устанавливается определенный уровень стационарного возбуждения, способствующий суммированию ранее подпороговых возбуждений и переводу на оптимальный для данныхусловий ритм работы, когда этот очаг становится наиболее чувствительным. Доминирующее значение такого очага (нервного центра) определяет его угнетающее влияние на другие соседние очаги возбуждения. Доминантный очаг возбуждения «притягивает» к себе возбуждение других возбужденных зон (нервных центров). Принцип доминанты определяет формирование главенствующего (активирующего) возбужденного нервного центра в тесном соответствии с ведущими мотивами, потребностями организма в конкретный момент времени.

3. Значение доминанты в целенаправленной деятельности человека

Вся жизнедеятельность человека представляет собой совокупность, цепь сменяющих друг друга доминант; они могут быть более или менее сильными, осознаваемыми и неосознаваемыми, ситуативными и долговременными (сравним: ближние, средние и дальние перспективы по Макаренко). Таким образом, доминанты являются одним из важнейших механизмов самовоспитания. По А.А.Ухтомскому, самой важной для человека является доминанта постоянного нравственного совершенствования, творчества, искания истины. Он не только утверждал возможность и необходимость создания и управления доминантами поведения и психического развития, но и дал конкретные рекомендации по воспитанию и коррекции доминантного поведения

В течение жизни человек накапливает множество разных доминант, начиная от типичных способов реагирования в опасных ситуациях и заканчивая специфической человеческой «доминантой на лицо другого». В этом случае за появлением доминанты стоит механизм, в чем-то подобный тому, который старший современник и соотечественник А.А.Ухтомского Н.Н.Ланге видел за волевым вниманием. «След однажды пережитой доминанты, а подчас и вся пережитая доминанта могут быть вызваны вновь в поле внимания, как только возобновится, хотя бы частично, раздражитель, ставший для нее адекватным. Старый и дряхлый боевой конь весь преображается и по-прежнему мчится в строй при звуке сигнальной трубы» . Вспомним Н.Н.Ланге: когда у человека возникает слабый образ предмета, которому предстоит стать объектом внимания, усилен он будет за счет системы моторных представлений, связанных с этим образом. По определению А. А. Ухтомского, активизацию всей системы нервных центров, которая оказывается в результате особым «функциональным органом» поведения, и следует назвать доминантой.

4. Доминирующее мотивационное возбуждение

В силу многообразия разные потребности нередко сосуществуют одновременно, побуждая индивида к различным иногда взаимоисключающим стилям поведения. Например, могут остро конкурировать потребность безопасности (страх) и потребность защитить свое потомство (родительский инстинкт). Именно поэтому нередко происходит своеобразная «борьба» мотиваций и выстраивание их иерархии.

В формировании мотиваций и их иерархической смене ведущую роль играет принцип доминанты , сформулированный А.А.Ухтомским (1925). Согласно этому принципу в каждый момент времени доминирует та мотивация, в основе которой лежит наиболее важная биологическая потребность . Сила потребности, т.е. величина отклонения физиологических констант или концентрации соответствующих гормональных факторов, получает свое отражение в величине мотивационного возбуждения структур лимбической системы и определяет его доминантный характер.

Консервативный характер доминанты проявляется в ее инертности, устойчивости и длительности. В этом заключается ее большой биологический смысл для организма, который стремится к удовлетворению этой биологической потребности в случайной и постоянно меняющейся внешней среде. В физиологическом смысле такое состояние доминанты характеризуется определенным уровнем возбудимости центральных структур, обеспечивающей их высокую отзывчивость и «впечатлительность» к разнообразным воздействиям.

Доминирующее мотивационное возбуждение, побуждающее к определенному целенаправленному поведению, сохраняется до тех пор, пока не будет удовлетворена вызвавшая его потребность. При этом все посторонние раздражители только усиливают мотивацию, а одновременно с этим все другие виды деятельности подавляются. Однако в экстремальных ситуациях доминирующая мотивация обладает способностью трансформировать свою направленность, а, следовательно, и реорганизовывать целостный поведенческий акт, благодаря чему организм оказывается способным достигать новых, неадекватных исходной потребности результатов целенаправленной деятельности. Например, доминанта, созданная страхом, в исключительных случаях может превратиться в свою противоположность -- доминанту ярости.

Заключение

Доминанта, по мнению Ухтомского, есть комплекс определённых симптомов во всём организме -- и в мышцах, и в секреторной работе, и в сосудистой деятельности. Она представляется не как топографически единый пункт возбуждения в центральной нервной системе, но как «определённая констелляция центров с повышенной возбудимостью в разнообразных этажах головного и спинного мозга, а также в автономной системе».Констелляция нервных центров-- это совокупность нервных центров, объединенных единством действий.

Список литературы

1. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. М.:Учеб. лит., 1997.338 с.

2. Фаликман М.В., Внимание

3. Физиология человекапод редакцией В.М.Покровского, Г.Ф.Коротько

4. Шостак В.И., Лытаее С.А. Физиология психической деятельности человека. СПб.: Деан, 1999. 3 16 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Трактовка внимания Гальперина, основные положения его концепции. Физиологические механизмы внимания, его главные функции, свойства и виды. Принцип доминанты Ухтомского. Особенности внимания слабоуспевающих младших школьников и трудности его развития.

    курсовая работа , добавлен 26.12.2009

    Определение понятия "темперамент". Описание основных типов нервной деятельности человека. Рассмотрение свойств процессов возбуждения и торможения. История учения темперамента. Исследование зависимости строения тела человека от типа темперамента.

    презентация , добавлен 02.11.2015

    Понятие деятельности человека, ее отличие от поведения животных, сознательный характер, структура (состав). Действие как отдельный акт деятельности. Виды деятельности человека: труд, учение, творчество, активность, игра. Особенности феномена недеяния.

    контрольная работа , добавлен 13.07.2009

    Мотивационное возбуждение как особое, интегрированное состояние мозга. Механизм перерастания потребности в мотивацию. Метод самостимуляции как эффективный метод исследования нейрофизиологических механизмов. Механизмы формирования биологических мотиваций.

    реферат , добавлен 07.05.2013

    Теоретические аспекты психологии мотивации в контексте учебной деятельности. Проблема мотивации в отечественной и зарубежной психологии. Методические основы изучения развития мотивов учения у детей 6-7 лет. Диагностика мотивов учения младших школьников.

    курсовая работа , добавлен 21.01.2013

    Исследование взаимосвязи доминантного полушария с особенностями интеллектуальной деятельности у студентов второго курса. Характеристика основных проявлений вербального интеллекта. Описания определения ведущего полушария с помощью комплексного метода.

    курсовая работа , добавлен 05.02.2012

    Общие подходы к изучению мотивации учения младших школьников, а также основные факторы, влияющие на формирование данной психологической категории. Принципы активизации учебной деятельности младших школьников, методы и принципы развития данных мотивов.

    курсовая работа , добавлен 01.12.2015

    Темперамент как индивидуальные особенности человека, которые определяют динамику его психической деятельности. Эволюция представлений о нем. Павлов и типы высшей нервной системы. Конституциональные типы Крэчмера и Шелдона. Темперамент и деятельность.

    контрольная работа , добавлен 14.03.2009

    Отношение к слабоумным и развитие учения о слабоумии в Древней Греции и Риме. Средневековые представления о людях с неполноценно развитой умственной деятельностью. Влияние французской революции на развитие учения по проблеме "умственная отсталость".

    реферат , добавлен 14.11.2010

    Понятие о темпераменте, его физиологические основы, типы и их психологическая характеристика. Роль темперамента как свойства личности в деятельности человека, его взаимосвязь с экстраверсией – интроверсией. Особенности питания человека и его темперамент.