Понятие «самоактуализация» принадлежит гуманистическому направлению в психологической науке. Гуманистическая психология исходит из положения о том, что стремление к постижению подлинных ценностей и исходя из них осуществление практической деятельности является необходимым фактором полноценного развития человека. При этом, главное направление преобразования общества и его социальных институтов должно быть такое, что позволит каждому человеку на протяжении жизни максимально развить свои задатки и реализовать их на благо общества и на пользу себе. В центре ее внимания гуманистического подхода находится проблема воспитания и развития гармоничной и компетентной личности, максимально реализующей свой потенциал в интересах личностного и общественного роста .

Основное средство решения проблемы развития личности гуманистическая психология видит в организации и совершенствовании процесса самоактуализации. Этот процесс предполагает творческое направление в деятельности человека. В то же время, предпосылки к творческой активности человека создаются лишь в процессе успешного решения им адаптационных, ситуационно обусловленных проблем. Человек, способный творчески действовать, развивается на протяжении жизни из человека адаптирующегося.

Самоактуализация и самореализация - это понятия, определяющие процессы движения человека к новому в мире действительности. Тенденция к самоактуализации, по К. Роджерсу, есть проявление глубинной тенденции к актуализации. Ученый считает, что самоактуализация свойственна всем процессам и явлениям .

Содержание понятия «самоактуализация» раскрывается в рамках двух направлений гуманистической психологии. Первое, «клиническое», представлено во взглядах американского психолога К. Роджерса и ориентировано на поиск методов и подходов терапевтическому решению проблемы саомактуализации. Второе направление, «мотивационное», разработанное американским исследователем А. Маслоу, предполагает детерминацию процесса самоактуализации потребностно-мотивационной сферой человека.

Главным источником развития личности представители гуманистической психологии считают врожденные тенденции к самоактуализации. Развитие личности есть развертывание этих врожденных тенденций. По мнению К. Роджерса, в психике человека существуют две врожденные тенденции. Первая, названная им «самоактуализирующей тенденцией», содержит изначально в свернутом виде будущие свойства человека. Вторая - «организмический отслеживающий процесс» - представляет собой механизм контроля за развитием личности. На основе этих тенденций у человека в процессе развития возникает особая личностная структура «Я», которая включает «идеальное Я» и «реальное Я». Эти подструктуры структуры «Я» находятся в сложных отношениях - от полной гармонии (конгруэнтности) до полной дисгармонии .

В контексте теории К. Роджерса, тенденция самоактуализации - это процесс реализации человеком на протяжении всей жизни своего потенциала с целью стать полноценно функционирующей личностью. Пытаясь достичь этого, человек проживает жизнь, наполненную смыслом, поисками и волнениями. Самоактуализирующийся человек живет экзистенциально, непринужденно наслаждаясь каждым моментом жизни и полностью участвуя в ней. По Роджерсу, нет необходимости какой-либо особой мотивации, чтобы человек был активен. Каждый человек исходно мотивирован просто тем, что живет. Мотивы и влечения не объясняют целенаправленной деятельности организма. Человечество в своей основе является активным и самоактуализирующимся в силу своей собственной природы. Самоактуализация как таковая не является конечным состоянием совершенства. К. Роджерс полагал, что ни один человек не становится самоактуализированным настолько, чтобы отбросить все мотивы. У него всегда остаются таланты для развития, навыки для совершенствования, более действенные и приятные способы для удовлетворения биологических потребностей. Однако можно говорить о людях, которые достигли большей самоактуализации, чем другие; они дальше других продвинулись к такому функционированию, которое можно назвать более полноценным, творческим и автономным .

А. Маслоу акцентировал роль потребностей в самоактуализации человека и выделил два типа потребностей, лежащих в основе развития личности:

  • · «дефицитарные», которые прекращаются после их удовлетворения:
  • · «ростовые», которые, напротив, только усиливаются после их реализации.

Всего, по А. Маслоу, существует пять уровней мотивации:

  • 1. Физиологический (потребности в еде, сне);
  • 2. Потребности в безопасности (потребность в жилище, защите);
  • 3. Потребности в принадлежности и любви (отражают потребности одного человека в другом человеке, например в создании семьи);
  • 4. Потребность в признании (положительная оценка окружающие, статус);
  • 5. Потребность в самоактуализации (самовоплощение, стремление к идентичности) .

Наиболее важным для человека является потребности пятого уровня, но они выступают на передний план тогда, когда вышеупомянутые потребности в достаточной мере удовлетворены.

А. Маслоу охарактеризовал самоактуализацию, как желание человека стать тем, кем он может стать. Человек, достигший этого высшего уровня, добивается полного использования своих талантов, способностей и потенциала личности. Самоактуализироваться - значит достичь вершины нашего потенциала, следовать своей природе, реализуя себя в тех видах деятельности, которые позволяют максимально развить свои способности. А. Маслоу сделал предположение, что большинство людей, если не все, нуждаются во внутреннем совершенствовании и ищут его, побуждение к реализации наших потенциалов естественно и необходимо. И все же только некоторые - как правило, одаренные - люди достигают ее. Самая большая проблема заключается в том, что многие люди просто не видят своего потенциала; они и не знают о его существовании и не понимают пользы самосовершенствования. Это явление А. Маслоу называл «комплексом Ионы». Он характеризуется страхом успеха, который мешает человеку стремиться к величию и самосовершенствованию .

В то же время, социальное и культурное окружение человека часто подавляет тенденцию к актуализации. Примером таких блокаторов может являться культурные стереотипы, общественное мнение, социальные установки, предубеждения. Поэтому актуализация высших потенциалов в большинстве случаев возможна только при благоприятных условиях. Необходимо создание атмосферы безопасности, принятия и стимулирования к самореализации и развитию. С этой точки зрения, ни одно общество в человеческой истории не предоставляло оптимальной возможности для самоактуализации всех его членов, хотя, некоторые все же намного лучше других в смысле обеспечения условий для самосовершенствования индивида .

Последнее препятствие для самоактуализации, упоминаемое А. Маслоу, - сильное негативное влияние, оказываемое потребностями безопасности. Процесс роста требует постоянной готовности рисковать, ошибаться, отказываться от старых привычек. Это требует мужества. Следовательно, все, что увеличивает страх и тревогу человека, увеличивает также и тенденцию возврата к поиску безопасности и защиты. Большинство людей имеют сильную тенденцию формировать паттерны поведения и их придерживаться длительное время. Ведь нет ничего надежнее старых испытанных способов взаимодействия с миром. Реализация же нашей потребности в самоактуализации требует открытости новым идеям и опыту. А. Маслоу утверждал, что дети, воспитанные в безопасности, дружеской, заботливой атмосфере, более склонны к приобретению здорового представления о процессе роста. В условиях когда удовлетворению основных потребностей человека ничто не угрожает рост приносит удовольствие, и человек стремится стать настолько хорошим, насколько позволяют его способности. И напротив, люди, которым не удалось развить свой истинный потенциал - стать тем, чем они могли бы стать - испытывают депривацию своих основных потребностей.

Таким образом, неустойчивое положение, тревога, блокировка потребностей человека влечет за собой нарушение, а иногда делает невозможным процесс самоактуализации. Если он все же удается, то самоактуализирующаяся личность, по мнению А.Маслоу, приобретает следующие характеристики:

  • 1. Более эффективное восприятие реальности. Самоактуализирующиеся люди способны воспринимать мир вокруг себя, включая других людей, правильно и беспристрастно. Они видят действительность такой, какая она есть, а не такой, как им хотелось бы ее видеть. Они менее эмоциональны и более объективны в своем восприятии и не позволяют надеждам и страхам повлиять на свою оценку.
  • 2. Принятие себя, других и природы. Самоактуализирующиеся люди могут принять себя такими, какие они есть. Они не сверхкритичны к своим недостаткам и слабостям. Они не отягощены чрезмерным чувством вины, стыда и тревоги. Самоприятие также четко выражено на физиологическом уровне. Самоактуализирующиеся люди принимают свою физиологическую природу с удовольствием, ощущая радость жизни. У них хороший аппетит, сон, они наслаждаются своей сексуальной жизнью без ненужных запретов. Основные биологические процессы считаются частью человеческой природы и благосклонно принимаются. Подобным образом они принимают других людей и человечество в целом. У них нет непреодолимой потребности поучать, информировать или контролировать. Они могут переносить слабости других и не боятся их силы.
  • 3. Непосредственность, простота и естественность. Поведение самоактуализирующихся людей отмечено непосредственностью и простотой, отсутствием искусственности или желания произвести эффект. Их внутренняя жизнь (мысли и эмоции) чужда условности, естественна и непосредственна. Они умеют приспосабливаться так, чтобы оградить себя и других людей от боли или несправедливости. В то же время, они не колеблясь отклоняют социальные нормы, когда считают, что это необходимо.
  • 4. Центрированность на проблеме. Все самоактуализирующиеся личности привержены какой-то задаче, долгу, призванию или любимой работе, которую они считают важной. Они не эго-центрированы, а скорее ориентированы на проблемы, стоящие выше их непосредственных потребностей. В этом смысле они скорее живут, чтобы работать, а не работают, чтобы жить; работа субъективно переживается ими как их определяющая характеристика.
  • 5. Независимость, потребность в уединении. Самоактуализирующиеся люди очень нуждаются в неприкосновенности внутренней жизни и одиночестве. Так как не стремятся устанавливать с другими отношения зависимости, то могут наслаждаться богатством и полнотой дружбы. Самоактуализирующиеся люди могут находиться в одиночестве без того, чтобы ощущать себя одинокими.
  • 6. Автономия: независимость от культуры и окружения. Самоактуализирующиеся люди свободны в своих действиях, независимо от физического и социального окружения. Эта автономия позволяет им полагаться на свой собственный потенциал и внутренние источники роста и развития. Они считают себя самоопределяющими, активными, ответственными и самодисциплированными хозяевами своей судьбы. Они достаточно сильны, чтобы не обращать внимание на мнения и влияния других, поэтому они не стремятся к почестям, высокому статусу, престижу и популярности. Они считают такое внешнее удовлетворение менее значительным, чем саморазвитие и внутренний рост.
  • 7. Свежесть восприятия. Самоактуализирующиеся люди обладают способностью оценивать по достоинству даже самые обычные события в жизни, при этом ощущая новизну, благоговение, удовольствие. В отличие от тех, кто принимает счастье как должное, самоактуализирующиеся люди ценят благосклонную судьбу, здоровье, друзей и политическую свободу. Они редко жалуются на скучную, неинтересную жизнь.
  • 8. Вершинные, или мистические переживания. В процессе самоактуализации у многих людей возникают вершинные переживания. Это моменты сильного волнения или высокого напряжения, а также моменты расслабления, умиротворения, блаженства и спокойствия. Они представляют собой экстатические состояния, какие переживаются в кульминационные моменты любви и интимности, в порывах творчества, озарения, открытости и слияния с природой.
  • 9. Общественный интерес. Даже когда самоактуализирующиеся люди обеспокоены, опечалены, а то и разгневаны недостатками рода человеческого, их, тем не менее, роднит с ним глубокое чувство близости. Следовательно, у них есть искреннее желание помочь своим «смертным» собратьям улучшить себя. Это стремление выражается чувством сострадания, симпатии и любви ко всему человечеству. Часто это особый вид братской любви, подобной отношению старшего брата или сестры к младшим братьям и сестрам.
  • 10. Глубокие межличностные отношения. Самоактуализирующиеся люди стремятся к более глубоким и тесным личным взаимоотношениям, чем «обычные» люди. Самоактуализирующиеся люди склонны устанавливать близкие отношения с теми, кто обладает сходным характером, талантом и способностями. Обычно круг их близких друзей невелик, т.к. дружеские отношения в стиле самоактуализации требует большого количества времени и усилий.
  • 11. Демократический характер. Самоактуализирующиеся личности свободны от предубеждений, и поэтому они уважают других людей, независимо от того, к какому классу, расе, религии, полу те принадлежат, каков их возраст, профессия и прочие показатели статуса. Более того, они с готовностью учатся у других, не проявляя стремления к превосходству или авторитарных склонностей.
  • 12. Разграничение средств и целей. В повседневной жизни самоактуализирующиеся личности более определены, последовательны и тверды, чем обычные люди, в отношении того, что правильно и что ошибочно, хорошо или плохо. Они придерживаются определенных нравственных и этических норм. Им больше нравилось делать что-то ради самого процесса, а не потому, что это средство для достижения какой-то цели.
  • 13. Философское чувство юмора. Другой примечательной характеристикой самоактуализирующихся людей является их явное предпочтение философского, доброжелательного юмора. Если обычный человек может получать удовольствие от шуток, высмеивающих чью-то неполноценность, унижающих кого-то или непристойных, то здорового человека больше привлекает юмор, высмеивающий глупость человечества в целом.
  • 14. Креативность. Самоактуализирующиеся люди обладают способностью к творчеству. Однако творческий потенциал его испытуемых проявлял себя не так, как у выдающихся талантов в поэзии, искусстве, музыке или науке. Это креативность, которая присутствует в повседневной жизни как естественный способ выражения наблюдательной, воспринимающей новое и живительно простой способ личности.
  • 15. Сопротивление окультуриванию. Самоактуализирующиеся люди находятся в гармонии со своей культурой, сохраняя в то же время определенную внутреннюю независимость от нее. Они обладают автономностью и уверенностью в себе, и поэтому их мышление и поведение не поддается социальному и культурному влиянию .

Таким образом, процесс самоактуализации является, с одной стороны, результатом гармонии человека с миром. Иными словами, это процесс развития личности, у которой содержание «Я-концепции» адекватно окружающему миру и отражает гармонию с самим собой как в когнитивном, так оценочном и поведенческом компонентах. С другой стороны, рассогласованность с внешним миром «Я-концепции», и, как следствие. наличие тревоги, неадекватной завышенной или заниженной самооценки, размытости установок и убеждений, влечет за собой блокировку процесса самореализации, раскрытия человеком своего потенциала, лишает его возможности самоактуализироваться. Процесс самоактуализации и содержание «Я-концепции» зависит от условий, складывающихся в определенный период жизни человека. Если данный процесс от рождения до начала молодости сопутствует и взаимообусловлен с процессом психического становления и развития человека, то в период среднего возраста во многом определяется средовыми факторами, социальным окружением. Поэтому следует рассмотреть особенности формирования «Я-концепции» и самоактуализации в данный возрастной период.

Бекоева Татьяна Александровна,доктор педагогических наук, доцент кафедры психологии ФГБОУ ВПО «СевероОсетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова», г. Владикавказ[email protected]

Городецкая Эльжбета Сергеевна, магистрант IIкурса факультета психологии и социологииФГБОУ ВПО «СевероОсетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова», г. Владикавказ[email protected]

Творчество как необходимое условие самоактуализации личности

Аннотация.В статье рассматривается самоактуализация личности подростка, которая является средством его творческого самовыражения. Творчество определяется как деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно неповторимой уникальностью. Также в статье приводятся результаты проведённого экспериментального исследования, которое проходило на базе Владикавказского филиала ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» и Республиканского центра социальной реабилитации несовершеннолетних.

Ключевые слова:творческое самовыражение, самоактуализация, творческий потенциал, направленность личности, креативность.

Самоактуализация и творческий процесс во многом совпадают. Творческий человек и человек самоактуализирующийся, по мнению А. Маслоу, тождественны. Маслоу изучал природу эмоционального здоровья как продукт творческого самовыражения.Говоря о социальном значении искусства, Л.С. Выготскийподчеркивал его воспитательное действие: «Искусство есть организация нашего поведения, установка вперед, требования, которое может быть никогда не будет осуществлено, но которое заставляет нас стремиться поверх нашей жизни к тому, что лежит за ней» .Говоря о творчестве, Выготский подчеркивал, что «высшие выражения творчества доступны немногим избранным гениям человечества, но в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины, в чем заключается хоть нота нового, обязано своим созданием творческому процессу человека» .«Творчество есть сила, трансформирующая, способствующая положительной самооценке и обеспечивающая самопродвижение индивида в своем развитии. Основнойисточник творчества проявляет себя так же, как и тенденция человека актуализировать себя, стать тем, кто заложен в его потенциале» .

А.В. Петровский указывает, что «воплощение в личности прирожденных особенностей индивида обусловлено тем местом, которое выбирает себе она в системе социальных связей, ее активностью». В основе побуждений человека к активности,в деятельности лежит стремление к самоактуализации личности –человек как бы выплескивает из себя все, что в нем накопилось, что для него актуально, важно, значимо; создавая произведения искусства и выражая себя в них, конструируя технические новинки или активно включаясь в социальную жизнь.

Творчество определяется как деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно неповторимой уникальностью.Деятельность творческого воображения оказывается очень сложной и зависящей от целого ряда самых различных факторов. Совершенно понятно поэтому, что эта деятельность не можетбыть одинакова у ребенка и у взрослого, потому что все эти факторыпринимают различный вид в различные эпохи детства. Вот почему в каждый период детского развития творческое воображение работает особенным образом, свойственным именно данной ступени развития, на которой стоит ребенок. Воображение зависит от опыта, а опыт складывается и растет постепенно. Интересы ребенка и взрослого различны, и поэтому понятно, что воображение у ребенка работает иначе, чем у взрослого.Но опыт ребенка гораздо беднее, чем опыт взрослого человека; интересы его проще, элементарнее, беднее; отношения ребенка со средой также не имеют той сложности, тонкости и многообразия, которые отличают поведение взрослого человека, а это важнейшие факторы, которые определяют работу воображения. В процессе развития ребенка развивается и воображение, достигая своей зрелости только у взрослого человека.Вот почему продукты настоящего творческого воображения во всех областях творческой деятельности принадлежат только уже созревшей фантазии. По мере приближения к зрелости начинает созревать и воображение, и в переходном возрасте соединяются мощный подъем воображения и первые начатки созревания фантазии .Творчество несет человеку большие радости. Есть у него и свои страдания, получившиекрылатое обозначение –муки творчества. Творить трудно, потребность в творчестве не всегда совпадает с возможностями творчества, и отсюда возникает мучительное чувство страдания. Это явление открывает нам последнюю и самую важную черту воображения –стремление воображения к воплощению, это и есть подлинная основа и движущее начало творчества. «Всякое построение воображения, исходя из реальности, стремится описать полный круг и воплотиться в реальность» .Творчество является производной реализации индивидом уникальных потенций в определенной области, предполагает наличие у субъекта мотивов, знаний и умений.

Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих возможностей. В творчестве особое место занимает воображение творческое, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи. В 2011 годуэкспериментальное исследование проходило на базе Владикавказского филиалаФГОУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» и Республиканского центра социальной реабилитации несовершеннолетних.В вышеуказанных образовательных учреждениях было проведено тестирование на определение самооценки, творческого потенциала и развитие процесса самоактуализации личности обучаемых.Тест «Какова ваша самооценка?» позволял выявить особенности самооценки юношей и девушек. Каждый человек от природы наделен личными способностями и талантами, каждый обладает определенным творческим потенциалом, но далеко не каждый человек использует свои творческие возможности. Тест «Каков ваш творческий потенциал?» помогал выявить творческий потенциал юношества.Тест Кэттеллапозволял определить степень развития процесса самоактуализации личности и выявить ее связь с процессом творческого самовыражения. Тест давал возможность получить диагностическую информацию по факторам, присущим самоактуализирующейся личности.В группе 11Э Владикавказского филиалаФинансового университета в тестировании приняли участие 50 человек. По тесту «Какова ваша самооценка?» 20 учащихся показали завышенные результаты, 22 учащихся показали заниженные результаты и 8 учащихся показали реальную картину самооценки, что в процентном соотношении составляет 40%, 44% и 16%.По тесту «Каков ваш творческий потенциал?»37 учащихся недооценили себя и свои способности, 13 учащихся показали наличие творческого потенциала («способности есть, но я ими не пользуюсь, я их не развиваю»), что в процентном соотношении составляет 74% и 26%.По тесту Кэттеллабыли получены средние результаты, то есть интеллектуальные способности, эмоционально волевые особенности, коммуникативные и межличностные взаимодействия оценивались в 3 балла.Вгруппе 14Э Владикавказского филиала Финансового университета в тестировании приняли участие 56 учащихся. По тесту «Какова ваша самооценка?»38 человек показали завышенные результаты, 13–показали заниженные результаты и 5 учащихся показали реальную картину самооценки, что в процентном соотношении составляет 68%, 23% и 9%.По тесту «Каков ваш творческий потенциал?» 44 человека переоценили себя и свои способности, 12 учащихся показали наличие творческого потенциала («способности есть, но я ими не пользуюсь, я их не развиваю»), что в процентном соотношении составляет 80% и 20%.По тесту Кэттеллабыли получены следующие результаты: интеллектуальные способности, эмоционально волевые особенности, коммуникативные и межличностные взаимодействия сильно завышены.В Республиканском центре социальной реабилитации несовершеннолетних в тестировании приняли участие 20 человек. По тесту «Какова ваша самооценка?» 8 учащихся показали завышенные результаты и 12–заниженные результаты, что в процентном соотношении составляет 40% и 60%.По тесту «Каков ваш творческий потенциал?» 100% юношей и девушек недооценили себя и свой творческий потенциал.По тесту Кэттеллабыли получены очень низкие результаты, то есть интеллектуальные способности, эмоционально волевые особенности, коммуникативные и межличностные взаимодействия оценивались в 2 балла.На основе результатов тестирования были созданы контрольные группы (КГ) и экспериментальные группы (ЭГ). В КГ вошли учащиеся группы 11Э Владикавказского филиала Финансового университетав количестве 26 человек. В Республиканском центре социальной реабилитации несовершеннолетних в КГ вошли 8 человек. В контрольных группах с учащимися занятия по методике «Развитие творческих способностей» не проводились.В ЭГ вошли 24 учащихся группы 14Э Владикавказского филиала Финансового университетаи 12 человек Центра социальной реабилитации несовершеннолетних. В экспериментальных группах с 2011 по 2013 годосуществлялись систематические занятия по методике «Развитие творческих способностей».Перед каждым занятием во всех экспериментальных группах проводился опрос по методике «САН», который показывал самочувствие, активность и настроение каждого учащегося в группе и, соответственно, группы в целом.В ходе проведения эксперимента было установлено, что учащиеся экспериментальных групп стали заинтересованы в проведении занятий, у учащихся улучшилось самочувствие, настроение, повысилась активность; наблюдается тенденция к исполнительности, добросовестности. Юноши и девушки стали более уравновешенными и спокойными в отношениях, более решительными в своих действиях, перестали стесняться своих творческих успехов. Рисунки из мелких, неярких, не оформленных детально, стали крупными, расположенными на весь лист, яркими, четкими, появились элементы стилизации, появилось внимание к деталям и интерес к рисованию вообще. Рисунки перерастали в картинки с композиционным завершением.Яркость рисунков (картинок) говорит об изменении отношения к окружающему чернобелому миру, мир приобретает яркие оттенки, а значит, появляется уверенность в себе, своих способностях, понимание проблем и желание их решить.Наблюдается тенденция увеличения творческой направленности личности. Учащиеся стали самостоятельно использовать другие средства для рисования: фломастеры, цветные ручки, краски, стали смешивать стили и самостоятельно использовать разные материалы. Многие юноши и девушки стали рисовать самостоятельно, вне занятий.Общий рост развития творческих способностей в экспериментальных группах изображен на рис. 1.

Рис. 1. Динамика роста творческого потенциала

В заключительной части экспериментального исследования в 2012–2013 годахбыло проведено повторное тестирование учащихся как контрольных, так и экспериментальных групп.По результатам вторичного тестирования было выявлено следующее.1.По тесту «Какова ваша самооценка?» в ЭГ (гр. 14Э) Владикавказского филиала Финансового университетареальную картину самооценки показали 60% учащихся; в Республиканском центре социальной реабилитации несовершеннолетних реальную картину самооценки показали 80% человек.2.По тесту «Каков ваш творческий потенциал?» в ЭГ (гр. 14Э) Владикавказского филиала Финансового университетаналичие творческого потенциала и желание его развивать показали 50% учащихся; в Республиканскомцентре социальной реабилитации несовершеннолетних отличные результаты показали 80% человек.3.По тесту Кэттелларезультаты ЭГ изображены на рис. 2, 3.

Рис. 2. Группа 14Э Владикавказского филиала Финансового университета

Рис. 3. Республиканский центр социальнойреабилитации несовершеннолетних

4.В контрольных группах результаты повторного тестирования существенно от первичных результатов не отличаются.В результате полученных исследований мы можем сделать следующие выводы:у учащихся наблюдается тенденция к увеличению креативности, самоконтроля, стремление к самораскрытию, саморазвитию;у юношей и девушек наблюдается снижение агрессивности, тревожности, повышенной чувствительности, эмоциональной зажатости, недоверия к взрослым;отмечается более гибкое поведение, адекватная самооценка, реальная оценка своих способностей и возможностей;у учащихся, прошедших занятия по методике «Развитие творческих способностей личности» наблюдается понимание природы вещей и самого себя, принятие самого себя, повышение эмпатии, активности и уверенности, толерантности и внимательности.

Ссылки на источники1.Выготский Л. С. Психология искусства. –М.: Искусство, 1996. –474с.2.Там же.3.Берулава М. Н. Развитие творческих способностей личности в аспекте гуманизации образования // Гуманизация образования. –1998. –№1. –С. 20–25.4.Зейгарник Б. В. Теория личности в зарубежной психологии. –М.: Просвещение, 1982. –128с.5.Солдатова В. С. Искусство как метод и средство психологической коррекции эмоциональных нарушений // Культурная жизнь Юга России. –2003. –№2. –С. 19–22.6.Выготский Л. С. Указ. соч.

Bekoeva Tatyana,

the Doctor of Philosophy, the associate professor of Pedagogics of North Ossetian State University of K.L.Khetagurov, [email protected] Eljbet, the Master of 2 course of faculty Psychology and sociology North Ossetian State University of K.L.Khetagurov, [email protected] necessary condition of selfupdating of the personalityAbstract. In the article selfupdating of the identity of the teenager which is means of its creative selfexpression is considered. Creativity is defined as the activity generating something qualitatively new and different originality, originality and socially unique uniqueness. Also results of the conducted pilot research which passed on the basis of the Financial University under the Government of the Russian Federation Vladikavkaz branch and the Republican Center of Social Rehabilitation of minors are given in the article. Keywords: creative selfexpression, selfupdating, creative potential, orientation of the personality, creativity.

Самоактуализация – это абсолютное раскрытие индивидом личностного потенциала, склонностей и задатков. Она выражается в личностном стремлении к наиболее полному выявлению персональных возможностей и их дальнейшему образованию. Истинная самоактуализация зависит от наличия благоприятных социальных и исторических условий, однако она не может задаваться социумом или культурой извне.

Самоактуализация не содержит в себе внешней цели. Она идет изнутри индивида, выражая его позитивную природу. Самоактуализация считается ключевым понятием в гуманистической концепции в психологии. Ее основными ценностями являются: личностная свобода, устремленность на развитие, реализацию потенциала и желаний субъекта.

Самоактуализация личности

Проблема самоактуализации личности была наиболее ярко представлена двумя ведущими психологами, основоположниками гуманистического подхода к психологической науке – К. Роджерсом и А. Маслоу. Поэтому теория самоактуализации уходит корнями в гуманистическое направление психологии. Она впервые была выведена в середине 20 столетия в США и стала стержневым компонентом гуманистической психологии, огласившей себя третьим ростком психологии наряду с бихевиоризмом и психоанализом. Гуманистическая психология получила свое название вследствие признания доминирующим аспектом личность в качестве единой уникальной системы, представляющей собой не что-то заблаговременно предоставленное, а открытую возможность для самоактуализации. Она базируется на вере в вероятность расцветания каждого в случае предоставления ему возможности самостоятельно выбирать собственную судьбу и придавать ей нужное направление.

Возникновение концепции самоактуализации личности и выделение ее основных позиций связывают с именем А. Маслоу. Ключевым моментом ее является понятие становления личности, учение о необходимости предельной творческой самореализации, которая ведет к истинному психическому здоровью.

Согласно проведенному А. Маслоу исследованию самоактуализации дают разное определение, но все ученые сходятся в главном:

– в необходимости примирения индивида с внутренним «Я» в качестве «сердцевины» личности и его выражения, другими словами «идеального функционирования», развитии субъектом всех персональных и видовых характеристик;

– в минимизации болезней, неврозов, которые снижают фундаментальные персональные и общевидовые склонности индивида.

Некоторые исследователи полагают, что именно самоактуализация и субъекта является наиболее сильными из потребностей индивида, которые могут затмить даже потребность в пище или сне.

В соответствии с концепцией К. Роджерса можно выделить два направления в психике индивида, предоставленные от рождения. Первое – самоактуализирующее направление, к которому относят задатки, будущие качества личности. А второе направление – это механизм контроля над формированием личности или организмический отслеживающий процесс. Именно на этих двух тенденциях базируется формирование уникальной личности, включающей «я» реальное и идеальное, между которыми может наблюдаться совершенно разное отношение – от дисгармонии до максимальной гармонии.

В этой концепции самоактуализация и самореализация субъекта имеют тесную связь. Самоактуализация человека представляется в качестве процесса открытия индивидуального потенциала, позволяющего стать личностью, которая использует абсолютно все возможности. В ходе реализации целей индивид проживает фантастически насыщенную, увлекательную жизнь, наполненную работой над собой и поразительными результатами. Такая личность живет, наслаждаясь каждым мгновением существования «здесь и сейчас».

Можно выделить типичные черты самоактуализации личности. Индивида, занимающегося самоактуализацией и достигшего в ней больших успехов, можно охарактеризовать следующим образом:

  • занимается любимым делом;
  • не подчиняется чужому влиянию;
  • стремится к развитию;
  • любит читать;
  • его можно назвать творческой личностью;
  • применяет позитивный образ мышления;
  • уверен в себе;
  • открыт в эмоциональном плане;
  • прощает себя за периодическую несдержанность, раздражительность, присущую всем.

Такие индивиды находятся в полном ладу с собой, вследствие чего можно с убежденностью сказать, что личностный рост способствует более счастливой жизни.

К сожалению сегодня, проблема самоактуализации считается одним из наиболее неразработанных аспектов в психологии.

Самоактуализация Маслоу

Маслоу считают основателем гуманистического подхода к психологии. Американский психолог, в отличие от товарищей по научной деятельности, изучал душевно здоровых индивидов, творческих развитых индивидов, другими словами таких субъектов, которые достигли самоактуализации. А непосредственно под термином самоактуализация он подразумевал полноценное использование индивидами способностей, потенциала, задатков.

Теория самоактуализации Маслоу представляет собой переживание совершенное, беззаветное, живое, с полным сосредоточением, поглощением и погруженностью, другими словами переживание без застенчивости, свойственной подростковому возрасту. Он также разработал характерные черты самоактуализирующихся личностей:

– более результативное восприятие действительности и более благоприятные с ней отношения;

– принятие себя, окружающих, природы;

– спонтанность, бесхитростность, непосредственность;

– центрированность на цели;

– невраждебное чувство юмора;

– потребность в изолированности и уединенности;

– независимость от культурной и окружающей среды, автономность;

– постоянная новизна оценки;

– опыт высших состояний;

– более глубокие и совершенные межличностные отношения;

– отделение средств и задач, понятия добра от зла;

– чувство сопричастности, союза с остальными;

– самоактуализирущееся творчество.

Теория самоактуализации Маслоу заключается в том, что ради достижения цели уклонения от разочарований в природе человека, индивиды должны вначале отказаться от иллюзий в отношении ее. Маслоу предложил восемь принципов самоактуализации.
Принцип первый основан на полном самоотверженном живом переживании с абсолютным сосредоточением и впитыванием. Часто индивиды не осознают, что творится в них самих и вокруг.

Второй принцип лежит в выборе решения в сторону роста в любой ситуации. Выбирать рост это означает открытие себя новому непредвидимому опыту, при котором существует риск остаться в неизвестном.

Принцип третий учит индивидов фактически существовать, а не потенциально. Данный принцип означает, что нужно определиться с вещами, которые доставляют удовольствие, а которые нет, вне зависимости от мнений и позиций других.

Принцип четвертый охватывает принятие на себя ответственности и честность, которые являются моментами самоактуализации.

Пятый принцип представляет собой доверие собственным инстинктам, взглядам и следование им, а не доверять тому, что в социуме принято. Только в таком случае индивид сможет сделать верный выбор профессии, режима питания, спутника жизни, творчества и др.

Принцип шестой выступает за регулярное развитие своих задатков, талантов, склонностей, их использование для того чтобы делать отлично то, что они хотят делать.

Принцип седьмой охватывает переходный этап в самоактуализации, который Маслоу именовал, как «пик переживания». В моменты «пиков» люди размышляют, действуют и чувствуют максимально четко и ясно. Они больше любят и принимают остальных, более свободны от личностного конфликта и волнений, более конструктивно могут применять свою энергию.

Принцип восемь символизирует следующий шаг самоактуализации, направленный на обнаружение «защиты» и разрушение ее. Понятие «защита» у Маслоу подразумевает проекцию, рационализацию, вытеснение, идентификацию и т.д., иными словами все то, что используется и в психоаналитических практиках.

Маслоу выделил несколько уровней фундаментальных потребностей, представленных ниже. На самом низшем уровне он разместил физиологические потребности, например, потребность в пище или интимных отношениях. За ними следует потребность в безопасности. Именно с целью удовлетворения данной потребности субъект будет приобретать квартиру, одежду, соблюдать определенный режим и др. На третьем уровне живет потребность в принадлежности и любви, т.е. индивид обзаводится семьей, друзьями. Следующий уровень охватывает потребность в уважении, т.е. субъект движется вверх по карьерной лестнице, занимается политикой и т.д. Пятый уровень содержит в себе потребность в самоактуализации. Он является наивысшим уровнем в представленной модели иерархии потребностей.

Маслоу выделил общие признаки для высших потребностей. Он утверждал, что высшие потребности позднее проявляются. Специфика высших потребностей заключается в их бесполезности для выживания, т.е. чем на более высоком уровне иерархии будет находиться потребность, тем менее она будет необходима для выживания, тем на более длительный срок будет отодвинуто ее удовлетворение.

Более высокая биологическая эффективность зависит от уровня удовлетворяемых потребностей, т.е. чем будут выше уровень, тем больше будет эффективность, продолжительность жизни, меньше болезней и др. Все высшие потребности индивидами воспринимаются в качестве менее актуальных. Ведь человеку не до чтения книг, когда есть нечего или жить негде. Удовлетворение высших потребностей часто ведет к личностному развитию, более счастливой жизни и обогащению внутреннего мира.

Только после удовлетворения потребности в самоактуализации субъект становится фактически полноценным.

Потребность в самоактуализации

Одним из внутренних проявлений стремления личностного развития является потребность в самоактуализации.

Согласно концепции К. Роджерса в природе человека заложено качество или явление, которое побуждает его двигаться в направлении прогресса, к зрелости, т.е. к большей адекватности собственной самости, потенциалу и задаткам, к цельности личности. Роджерс был убежден, что личностный рост свойственен каждому индивиду. Он утверждал, что даже если стремление к самоактуализации будет наглухо заперто под слоями заржавелых психологических защит, спрятано за мудреными аспектами, отвергающими сам факт его реальности, то все равно оно существует в каждом индивиде и только ждет момента возникновения благоприятных условий, чтобы проявить себя. Теория самоактуализации Роджерса основана на его убеждении в заложенности от рождения стремления становиться целостной личностью, способной и компетентной настолько, насколько позволяет потенциал.

По Маслоу потребность в самоактуализации представляет нужду в саморазвитии, потребность в самовыражении, необходимость самоосуществления, стремление к идентичности. Он был убежден, что процесс самоактуализации является полноценным развитием личности, которое отвечает биологической предопределенности индивида.

К. Гольдштейн утверждал, что именно способности индивида обусловливают его потребности. Разрабатывая учение о самоактуализации, Маслоу утверждал, что способности личности упорно требуют их использования и прекращают выдвигать свои требования только при условии, что их полноценно применяют.

В соответствии с теорией Маслоу, основной мотивирующей силой, предопределяющей поведение индивида, является сила прочувствованного личностью в ее персональном опыте переживания. Процесс самоактуализации также отражается и в гедонизме – наслаждении высшими благами, присущем природе человека. Он воплощается в чувстве глубокой удовлетворённостью жизнью, выражающейся в ощущении цельности и просветлённости. Маслоу называл такие ощущения пиковыми переживаниями.

Ценностная значимость и интенсивность переживаний, которые связаны с ублажением низших потребностей, например, в еде или сне, имеет предрасположенность к понижению с каждым последующим действием по удовлетворению этой потребности. Наряду с этим пиковые переживания, испытываемые личностью в ходе самоактуализации, являются наиболее интенсивными по силе, устойчивыми и обладают большей ценностью для субъекта, в сравнении с переживаниями, возникающими от ублажения низших потребностей. На этом строится вся концепция Маслоу об иерархичности потребностей. Главным постулатом его концепции можно считать утверждение, что стремление к самоактуализации всегда будет преобладать в ранжировании мотивов.

Гольдштейн также утверждал, что здоровый субъект может временно отложить удовлетворение таких потребностей, как еда, интим, ради удовлетворения любопытства или других мотивов.

Маслоу полагал, что для удовлетворения высших потребностей субъект может терпеть лишения, невзгоды, будет идти на жертвы. Нередко ради взглядов и принципов индивид согласен вести аскетический образ жизни. При этом Маслоу делал акцент на фундаментальное отличие между дефицитарной и бытийной мотивацией. Субъект, не удовлетворивший свои основные потребности, ощущающий дефицит, например, в безопасности или еде, будет воспринимать мир в качестве враждебной действительности, которая требует от него мобилизации всех усилий для выживания. В таком мире он привыкает быть побеждённым вследствие чего вся его нравственно-ценностная система подчинена только низшим потребностям. Одновременно с этим самоактуализирующегося индивида уже больше не заботят проблемы выживания, он устремлен к развитию и управляется внутренними потенциями, которые были изначально заложены в нем природой и требуют своей реализации и развития.

По мнению Маслоу самоактуализация человека означает уход по направлению вверх от нужды в ликвидации дефицита. Он подчеркивал, что самоактуализацию человека нельзя рассматривать в качестве состояния нирваны, при котором отсутствуют вообще проблемы. Наоборот, в процессе самоактуализации личность сталкивается с реальными проблемами бытия, которые могут нести разочарование и боль. Выходя за границы собственных возможностей в процессе творческого бытия, самоактуализирующимуся индивиду приходится вступать в борьбу с собой для того чтобы вынудить себя приложить усилия ради очередного шага в собственном бытие.

Наряду с этим Маслоу был убежден в том, что самоактуализация не может являться конечной самоцелью. Он говорил, что процесс самоактуализации – это напряженный и кропотливый труд, ведущий к постепенному росту достижений. Также Маслоу указывал на возможность «псевдо-развития» вследствие увиливания от неудовлетворенной потребности. Это происходит тогда, когда личность убеждает себя, что неудовлетворенная высшая потребность в самоактуализации в действительности удовлетворена или ее совсем не существует. Однако эта потребность обязательно присутствует в качестве бессознательной силы, призывающей индивида развивать собственный потенциал, выполнять жизненное предначертание, становясь самим собой.

Самоактуализация в качестве цели личности, одновременно будет являться промежуточной и конечной целью. Маслоу был уверен в том, что самоактуализация не представляет собой именно конечное состояние, она является непосредственно самим процессом воплощения свойственного индивиду потенциала в действительность.

Развитие самоактуализации

Сегодня, в эпоху быстрых социальных трансформаций, вынуждающих личность неизменно трансформировать собственные сложившиеся и устоявшиеся жизненные отношения, перестраивать себя, проблема применения и развития личностного потенциала встает более остро и качественно новым образом. Поэтому особой актуальности приобретает вопрос важности сотворения условий для личностной самоактуализации, необходимости стимулов к личностному росту и развития творческого потенциала тех индивидов, в область профессиональной и трудовой деятельности которых входит обучение, воспитание и оказание помощи.

Для индивидов, профессия которых тесно связана с коммуникативным взаимодействием с людьми, высокая степень личностной зрелости, душевное здоровье и степень самоактуализации представляют собой не только профессионально значимые характеристики, но и ключевые факторы, определяющие эффективность работы.

Самоактуализация представляет собой психическое новообразование, несущее непосредственную связь с формированием максимально высоких способностей, потребностью достигать успешности, преодолевать преграды и устремляться к непознанным вершинам роста, как личностного, так и в профессиональной сфере.

Развитие самоактуализации являет собой вечную ценность для любого современного субъекта. Способствуя процессу освоения внешних элементов позитивного отношения к реализации деятельности, вследствие чего формируется позитивное отношение к собственной личности, восприятие себя в качестве субъекта такой деятельности, самоактуализация играет роль движущего фактора развития личности. Она содействует максимальному проявлению личностного потенциала, раскрытию самых потаенных возможностей индивида, и ведет к самоорганизации и личностному . Также самоактуализация выступает ключевым фактором в становлении внутренней целостности, нераздельности всех сторон личности. Так, например, самоактуализация обуславливает целеустремленный характер деятельности субъекта, дает посылы к дальнейшему профессиональному и личностному росту, содействует интерактивным процессам личностного формирования при этом, являясь таким организующим личность моментом, который ведет к природному состоянию самоорганизации.

Необходимым условием и фундаментом для развития самоактуализации будет являться гармония психологической организации личности. Гармония психологической организации личностной самоактуализации определяется сформированностью сфер жизнедеятельности личности (поведенческой, интеллектуальной и эмоциональности), сбалансированностью развития этих сфер и их интегрированностью.

Рассматривая тему «стремление к совершенству», мы выяснили, что это путь еще большего ухода от себя, путь в никуда. Сегодня предлагаю рассмотреть тему самоактуализации, или пути, по которому можно найти себя.

Каждый из нас не просто так появился на Земле и у каждого есть свое предназначение. И мы пришли в этот мир, чтобы реализовать свой внутренний потенциал. А какой он – ваш потенциал? Какие у вас есть способности?

«Да ни каких!» или «А я и не знаю своих способностей» - наиболее частые ответы на подобные вопросы. И при этом каждый человек в глубине души мечтает стать кем-то. Но как можно стать тем желанным «кем-то», если не догадываться о своих способностях и не видеть их? Именно поэтому в нашем мире так мало людей, которые реализуют истинные свои способности.

Кто такой самоактуализированный человек?

Тот, кто добивается полного использования своего таланта, своих способностей и своего потенциала.

Ну, хорошо, если человек не знает своих способностей, то в какой-то момент все равно ведь появляется желание узнать их. Узнать кто я и зачем я. У кого-то это желание сильное, у кого-то слабое, а кто-то даже и не задумывается об этом. И если это желание – узнать себя и найти свои способности – появилось, такой человек начинает познавать себя.

Абрахам Маслоу: «Музыканты должны играть музыку, художники должны рисовать, поэты должны сочинять стихи, если они, в конце концов, хотят быть в мире с самими собой. Люди должны быть тем, кем они могут быть. Они должны быть верны своей природе».

Когда человек встает на этот путь – познания себя, он сразу сталкивается с двумя главными препятствиями: потребностью в безопасности и потребностью в уважении. Именно эти потребности не позволяют двигаться вперед. Человек может очень долго и умно говорить о «росте», но он все равно будет оставаться в том и с тем, что он знал и к чему привык.

Первое, что необходимо сделать, когда человек встает на путь самоактуализации, это найти чувство безопасности в себе. «У меня есть я, и сам себя я никогда не предам и не брошу». И это должно быть не просто словами, это должно стать внутренним состоянием!


«Меня все бросили!»

«А вы где? Вы тоже бросили себя?»

Пока в человеке сильна потребность в безопасности, он не способен построить что-то новое.

Безопасность – это сохранять все сорняки и попытаться среди них вырастить розу. И если закрывать глаза на сорняки, не пропалывать их, то они рано или поздно задушат эту розу. Останется только видимость движения вперед – поле сплошь и рядом усыпанное сорняками с засушенными ростками чего-то нового. Поэтому мужество признать свои «сорняки» - обязательная составляющая самоактуализации.

Второе – перестать требовать уважения от других, понять и признать, что в сущности своей вы уже совершенны. А поступки – мы ничего не делаем во вред себе. Если мы совершаем какой-то неблаговидный на первый взгляд поступок, то мы совершаем его только потому, что он приносит нам (нашей личности) удовлетворение, иначе бы мы его не совершали. Это еще одна интересная тема и подробно о ней мы поговорим в другой раз.

Процесс познания себя – это всегда готовность рисковать, ошибаться, отказываться от старых привычек. Но это не борьба со старыми привычками и ограничениями. Это поиск того, что мешает двигаться вперед и смелость сделать не так, как всегда.


Только благодаря мужеству можно открыться новым идеям, новому опыту, который может привести на вершину, а может и к провалу. Но сознание того, что каждый урок во благо, будет вести по пути роста. И это уже личный путь, не навязанный окружением – что правильно, а что не правильно.

Более того, процесс прихода к себе медленный и болезненный. Это постоянный поток, а не фиксированное достижение. Именно поэтому очень многие отказываются от него. Всегда приятно достичь чего-то и сидеть на лаврах, ничего больше не предпринимая.

Но никто не может заставить человека встать на путь самоактуализации. Это только сознательный выбор – стать тем, кем можешь быть.

Следующее действие – собранность и концентрация. Выход на эффективное восприятие реальности. А эффективное восприятие реальности – способность воспринимать мир беспристрастно, постоянно осознавать, что в реальности происходит внутри человека и вокруг него. Определиться, в какой точке находится человек, как он сам создает то, что окружает его.

Научиться видеть окружающую реальность такой, какая она есть, со всеми ее плюсами и минусами, а не такой, какой хотелось бы ее видеть. Самое интересное, что такое видение дает способность различать фальшь и нечестность. Надежды, ожидания, тревоги и страхи уже перестанут оказывать влияние на восприятие реальности.

Далее – изучение своей внутренней природы и действие в соответствии с ней. Научиться самим решать для себя – что нам больше нравится. Не что правильно и что не правильно, а что нравится и что не нравится, где вы получаете истинное удовольствие. Какие фильмы больше нравятся, какие мысли, идеи, вне зависимости от мнения других.

Все это приводит к тому, что человек не утрачивает ощущение радости жизни. Он легко принимает других людей и человечество в целом, не пытаясь контролировать, поучать, переделывать других, «подгонять» под себя. Человек становится свободным и окружающим предоставляет свободу выбора и свободу самовыражения. Чрезмерное чувство вины, стыда, тревоги перестают отягощать, уходит сверхкритичность к своим недостаткам и слабостям.

Следующее действие – научиться честности перед собой. Взять на себя ответственность за свои действия, поступки и мысли. И главное здесь – перестать искать оправдания и перекладывать вину на других за свои поступки, свои мысли, перестать стремиться быть хорошим для всех. Всем в этом мире не угодишь, ведь задача не стать еще более удобным для других, а найти себя.

Следующее – научиться действовать в соответствии со своими суждениями, здраво оценить свои потребности, разобраться – какие присущи вам, а какие – наведенные обществом, родителями, окружением. Все это способствует наиболее точному решению – что необходимо и что правильно конкретно для данного человека.

Благодаря этому, взаимодействие с окружающими уже строится без желания произвести эффект и поразить чем-то. «Показушность» уходит и появляется естественность, простота и непосредственность. А это уже приводит к способности легко приспосабливаться к окружающей действительности, появляется такое качество, как терпимость. Но при всем при этом, если есть необходимость быть непримиримым и, несмотря на угрозу осуждения или неприятия, свое мнение высказывается без колебания.

Дальнейшее действие – разобраться в своих потенциальных возможностях. Найти то, что приносит наибольшее удовлетворение, в чем вы чувствуете свой талант и развивать это до совершенствования. Может быть, вы хорошо готовите и, развивая свой талант, вы смогли бы стать поваром, мастерство которого восхищает.

Может вы прекрасно умеете организовывать праздники, создавать неповторимые авторские вещи… Найдите то, что вы делаете лучше всего и сделайте все, что в ваших силах, чтобы стать специалистом высокого класса, насколько позволяют ваши способности.

Но, не используя свой талант, человек будет выполнять нудную и скучную работу, только потому, что за нее хорошо платят или она дает состояние безопасности. Результат – неудовлетворенное состояние сознания.

Маслоу утверждал, что самоактулизирующиеся люди, которых он изучал, не были совершенны и даже не были свободны от больших недостатков, но они все без исключения были привержены какой-то задаче, долгу, призванию. Они не были сконцентрированы на себя, а были ориентированы на проблемы, стоящие выше их непосредственных потребностей. О них можно сказать, что они живут, чтобы работать, а не работают, чтобы жить.

Следующее действие – разобраться в зависимых и созависимых отношениях.

Главная потребность социально «нормальных» людей – использование других людей для подчеркивания своей значимости и заполнения одиночества.

Все шаги по самоактуализации приводят к уникальной способности находиться в одиночестве, без ощущения себя одиноким, к умению наслаждаться богатством и полнотой дружбы.

Появляется способность сохранять спокойствие и невозмутимость даже при личных несчастьях и неудачах. Все это благодаря собственному взгляду на ситуацию без потребности полагаться на мнения и чувства других. Почести, статус, престиж и популярность становится менее значимы, чем саморазвитие и внутренний рост.

Следующее действие – научиться наслаждаться. Наслаждаться музыкой, красотой природы, шедеврами искусства так, чтобы они приносили вдохновение. Поймать эти потрясающие состояния. Развивать чувствование природы, музыки. Замечать переживания экстаза, инсайта, моменты наибольшей увлеченности и взволнованности.

Благодаря этому появляется способность видеть и радоваться даже самым незначительным событиям в жизни, возвращается детская способность к удивлению. Счастье уже не принимается как должное, жизнь перестает быть скучной и неинтересной.

Человек становится способен чувствовать и переживать умиротворение, блаженство, гармонию, спокойствие, любовь, слияние с природой без искусственных стимуляторов. В моменты вершинного переживания происходит ощущение гармонии с миром, теряется ощущение своего «Я» или происходит выход за его пределы.

Следующее действие – различать цели и средства достижения. Научиться наслаждаться процессом и делать именно ради него. Например, не ставить целью – делать физическое упражнение ради здоровья, а получать удовольствие от самого упражнения.

И одно из самых сложных – выход за пределы своего личностного «Я».

Это достигается за счет наблюдения за своими защитными механизмами, признание существования их и распознавание как они действуют. Защитные механизмы – главные ограничения и препятствия для внутреннего роста. Это кнопочки, благодаря которым, человек становится полностью управляем и несвободен.

Но это работа, работа долгая и кропотливая и не каждый решится на нее. Сподвигнуть на такую работу может только внутреннее осознание того, что не просто так вы пришли на эту землю, что у вас есть таланты, есть свой путь, и острое желание найти его.

Результат – высвобождение энергии для собственной реализации.

Но нельзя сказать, что самоактуализирующиеся люди ангелы во плоти, что они совершенны.

Они, так же как и все подвержены неконструктивным и бесполезным привычкам. При этом могут быть упрямы, раздражительны, скучны, вздорны, эгоистичны и подавлены. В них может присутствовать и чувство вины, тревоги, печали, сомнения в себе.

Но при этом они свободны в своих проявлениях: способны к творчеству, автономны и уверены в себе, свободны от социального и культурного влияния, честны перед собой, способны отказываться от своих иллюзий и в полной мере используют свои способности.

Разница между стремлением к совершенству и самоактуализацией – выбор «быть», а не «казаться». Награда – удовлетворенность жизнью.

И еще раз коротко:

  • Найти чувство безопасности в себе.
  • Признать свое совершенство.
  • Развить мужество, готовность к риску.
  • Выйти на объективное восприятие реальности.
  • Стать честным перед собой.
  • Изучить свою внутреннюю природу и действовать в соответствии с ней.
  • Найти свои потенциальные возможности, таланты и развивать их.
  • Обрести внутреннюю независимость.
  • Научиться наслаждаться.
  • Научиться различать цели и средства достижения их.
  • Изучить свои защитные механизмы и выйти за их пределы.
Вы познакомились с планом действия для самоактуализации. Возникает ли вопрос – как его реализовать? Сложно? Интересно? Пребывать в иллюзиях приятнее?

Мы все свободны в своем выборе.

Самоактуализация – стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.

Согласно А. Маслоу, самоактуализация – желание стать всем, чем возможно; потребность в самосовершенствовании, в реализации своего потенциала. Ее путь труден и связан с переживанием страха неизвестности и ответственности, но он – путь к полноценной, внутренне богатой жизни (см. личность самоактуализуемая).

15 основных черт, присущих самоактуализирующимся людям:

1. Более адекватное восприятие действительности, свободное от влияния актуальных потребностей, стереотипов и предрассудков, интерес к неизведанному. В самоактуализации человек, достигший удовлетворения основных потребностей, гораздо менее зависим и скован, более автономен и сам определяет направление своего движения.

2. Принятие себя и других такими, какие они есть, отсутствие искусственных, защитных форм поведения и неприятие такого поведения со стороны других.

3. Спонтанность проявлений, простота и естественность. Такие люди соблюдают установившиеся ритуалы, традиции и церемонии, но относятся к ним с должным юмором. Это не автоматический, а сознательный конформизм лишь на уровне внешнего поведения.

4. Деловая направленность. Такие люди заняты обычно не собой, а своей жизненной задачей или миссией. Обычно они соотносят свою деятельность с универсальными ценностями и склонны рассматривать её под углом зрения вечности, а не текущего момента. Поэтому все они в какой-то степени философы.

5. Они нередко склонны к одиночеству и для них характерна позиция отстранённости по отношению ко многим событиям собственной жизни. Это помогает им относительно спокойно переносить неприятности и быть менее подверженными воздействиям извне. Самореализующимся людям другие люди практически не нужны, зато могут становиться помехой. У них существует пристрастие к раздумиям в одиночестве.

6. Автономия и независимость от окружения; устойчивость под воздействием фрустрирующих факторов. Такие люди гораздо более самостоятельны и самодостаточны. Они подчиняются прежде всего внутренним, а не общественным детерминантам или детерминантам окружения. Этими детерминантами являются законы их собственной внутренней природы, их потенциальные возможности и способности, их творческие импульсы, их потребность познать самих себя и стать более целостными людьми, лучше понять, кем они являются на самом деле, чего они на самом деле хотят, в чем состоит их призвание или какой должна быть их судьба. Автономность или относительная независимость от окружения означают также стойкость перед лицом неблагоприятных внешних обстоятельств, типа невезения, ударов судьбы, трагедий, стрессов и лишений.

7. Большая свежесть восприятия; нахождение каждый раз нового в уже известном. Богатство эмоциональных реакций.

8. Предельные переживания, характеризующиеся ощущением исчезновения собственного «Я». Более частые прорывы на пик переживания. Эти переживания помогают изменять к лучшему мнение человека о самом себе, вносят изменения в его отношение к другим людям и его общение с этими людьми. Они высвобождают творческие способности, спонтанность, экспрессию, неповторимость индивида. Они присутствуют в мотивации развития, так как человек помнит пиковое переживание, как очень значительное и желанное событие и жаждет его повторения.

9. Чувство общности с человечеством в целом.

10. Дружба с другими самоактуализирующимися людьми: узкий круг людей, отношения с которыми весьма глубокие. Отсутствие проявлений враждебности в межличностных отношениях. Поскольку они в меньшей степени зависят от других людей, они меньше страшатся их, меньше им лгут, менее враждебны по отношению к ним, меньше нуждаются в их похвале и привязанности. Они меньше озабочены почетом, престижем и наградами.

11. Демократичность в отношениях. Готовность учиться у других. Уважение к другим людям.

12. Устойчивые внутренние моральные нормы. Самоактуализирующиеся люди ведут себя нравственно, они остро чувствуют добро и зло; они ориентированы на цели, а средства всегда подчиняют этим целям. У них обостренное чувство справедливости, они тонко чувствуют неправду и фальшь.

13. «Философское» чувство юмора. Они относятся с юмором к жизни в целом и к самим себе, но никогда не считают смешной чью-либо ущербность или невзгоды.

14. Креативность (созидательность, творчество), не зависящая от того, чем человек занимается, и проявляющаяся во всех действиях самоактуализирующейся личности. Творчество предполагает открытое, без стеснения и искреннее выражение и отображение своих чувств и идей. Самоактуализированная личность никогда не боится попасть в неловкое положение, когда «творит» свои идеи, поступки, поведение, а также не станет стесняться или оглядываться на общественное неодобрение при создании конкретных произведений искусства, такие, как музыка, стихи, картины, литературное творчество и прочее. Люди искусства могут вполне являться самоактуализированными личностями.

15. Более выраженная автономность и противостояние к приобщению к какой-либо культуре. Они не принимают безоговорочно ту культуру, к которой они принадлежат. Они не конформны, но и не склонны к бездумному бунтарству. Они достаточно критично относятся к своей культуре, выбирая из неё хорошее и отвергая плохое. Они не идентифицируются со всей культурой, ощущая себя в большей степени представителями человечества в целом, чем представителями своей страны. Поэтому они нередко оказываются в изоляции в той культурной среде, которую они не желают принять.