Окружающий природный мир. Класс «Особый ребенок» Тема: «Зима».

Цель : дать представление о зиме, о признаках зимы. Развивать устную речь, внимание, мышление, мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать бережное отношение к природе.

Ход урока.

    ОНУ

Послушайте стихотворение и скажите, о каком времени года говорится?

Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.

И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.

Темный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно….

Божьи дни коротки,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозцы –
И зима настала.

Труженик – крестьянин
Вытащил санишки,
Снеговые горы
Строят ребятишки…

Иван Суриков

Посмотрите на картинку. Докажите, что на ней изображена зима.

Сегодня мы с вами поговорим о зиме.

    Изучение нового материала.

Назовите сегодняшнее число. Назовите месяц. Это первый зимний месяц. Второй зимний месяц –январь и третий – февраль.

    Сравнение двух картин (осенней и зимней природы)

Как вы думаете, почему замёрзла река и пошёл снег? Назовите главную причину этих изменений. (Главная причина изменений – холод.) Повесить карточку с признаком «холодно» на доску.
Игра «Магазин».
- А сейчас я вас приглашаю в магазин. (В крупе спрятаны картинки одежды) Достаньте картинку и назовите предмет. Купить можно то, что подходит для зимнего времени года. По одному человеку выходят и «покупают» одежду. Почему ребята выбрали эту одежду? (зимой холодно, поэтому надо тепло одеваться)

Это еще один признак зимы – люди одеваются тепло. Признак зимы «люди тепло одеваются» повесить на доску.
- Ребята, одежда нас не греет, когда холодно, а поддерживает тепло нашего тела.

Отгадайте загадку и узнаем еще один признак зимы.

Стали звездочки кружиться,
Стали на землю ложиться,
Нет, не звезды, а пушинки,
Не пушинки, а … (снежинки)

Закончите предложение: зимой идет … (снег)

Снег – что это такое? (замёрзшая вода)

Как образуются снежинки, кто знает? - Получить на это ответы поможет сказка Х. К. Андерсена «Снежная королева».

Показать слайд, на котором изображён момент из сказки.

Поднимите руки, кто знает эту сказку?

«Снежная королева подхватила Кая и они оказались в заоблачных высотах. Кай узнал там тайну рождения снежинок. Когда воздух вместе с водяным паром поднимается высоко в небо, водяной пар превращается в воду, она на морозе замерзает, превращаясь в кристаллики льда. Попав в тучу, они становятся всё больше и принимают форму снежинок, которые сплетаются вместе и образуют густые пушистые хлопья. Упав на землю, они образуют сугробы».

Если вы заинтересовались книгой, то попросите родителей, чтобы они вам ее прочитали.

Рисование снежинок.

Ребята, в мире нет одинаковых снежинок.

Давайте посмотрим, получатся ли у вас одинаковые снежинки. За одну минуту нарисуйте свою снежинку. Покажите их.

Физминутка.

А сейчас все встаньте. Давайте полетаем как снежинки.

Но вот их закружила вьюга. Давайте покружимся.

А теперь тихо опускаемся на землю. Садитесь.

Снег – не только зимнее украшение, но и тёплая одежда для растений.

С какими трудностями сталкиваются звери и птицы зимой? Как они готовятся к холодам? - Как можно помочь им?

Сейчас мы с вами приготовим еду для птиц.

Практическая работа.

Покрошить хлеб в пакет (у каждого пакет с кусочком хлеба – дети крошат его в пакет) Салфеткой вытирают руки.

Рисование снегиря.

Мы крошками хлеба будем кормить снегиря. Разукрасьте птицу.

ИТОГ урока. Назовите основные признаки зимы.

Материал подготовила Нестерова М.Н.

воспитатель I кв.категории

Дошкольникам о зиме.

Зимушка-зима…. Это самое холодное время года.

Зимние месяцы – декабрь, январь и февраль.

Декабрь год заканчивает и зиму начинает

Январь - начало года и зимы середина.

Февраль – самый короткий месяц в году. Февральские дни – солнечные, светлые, но холодные и морозные. В феврале уже заметно прибавляется день.

Какие изменения происходят в неживой природе зимой?

С наступлением зимы становится все, холодней, приходят морозы. Почти всегда зимой небо покрывают облака, которые приносят уже не дождь, а снег. Он покрывает землю, ветки деревьев, крыши домов. Мороз сковывает льдом озера, реки, ручьи.

В безветренную погоду снежинки падают на землю спокойно, но стоит подуть ветру, как поднимается снежная метель, оставляя после себя заносы и сугробы.

Растения зимой

Снег покрывает землю толстым ковром, под которым, несмотря на холод, продолжается жизнь.

Оказывается, именно снежное одеяло сохраняет жизнь растениям. Если измерить температуру воздуха над снегом и под снегом, на почве, то она будет сильно отличаться.

Над снегом термометр показывает 40° мороза, а на почве - всего 10° мороза. Вот почему такие травянистые растения, как земляника, засыпанные снегом, не погибают и даже продолжают расти. Под снегом зимуют пшеница, земляника, клюква, рожь.

Большинство растений заранее готовятся к зиме. Осенью некоторые травянистые растения, увядая, оставляют на почве свои семена. Из них весной вырастут новые травы.

Растения, размножающиеся клубнями, луковицами и корневищами, остаются в почве под снежным одеялом. Некоторые из них, например, гусиный лук, хохлатка, ветреница дубравная, продолжают расти и зеленеть даже под снегом, а с приходом тепла расцветают.

Хвойные растения зимуют с зелеными листьями. На них всю зиму сохраняются шишки. Остаются плоды и на других растениях - клене, акации, рябине, шиповнике, бузине.

Деревья и кустарники, скованные холодом, впадают в зимний сон. Но, несмотря на то, что почти все деревья на зиму сбросили листья, на их ветках остаются почки. Подрастают почки и на других деревьях. Зима не прекращает рост растений, она только задерживает его.

Птицы зимой.

Холод и отсутствие корма заставляют перелетных птиц улетать в теплые края, но зимующие типы находят себе корм. Они питаются насекомыми, спрятавшимися в сухих листьях, под корой деревьев, в трещинах домов и заборов. Кроме того, на ветках деревьев и кустарников остались почки, плоды и семена. Некоторые птицы, например, синицы и поползни, зимой пользуются запасами, которые они сделали еще осенью.

Клесты питаются семенами ели и сосны. У этих деревьев семена созревают зимой, поэтому в это время года у клестов появляются птенцы. Им хватает корма для того, чтобы прокормить себя и свое потомство. Птенцам клестов зимой не холодно, потому что они всегда сыты.

Во время метелей и снегопадов, а также в сильный мороз, когда деревья покрыты изморозью, птицам трудно доставать из-под коры насекомых. После нескольких часов голодания некоторые птицы могут погибнуть.

Поэтому очень важно подкармливать птиц зимой.

Устраивайте кормушки в садах, парках и скверах.

Звери зимой

Зверей от зимней стужи спасают пушистый мех и теплая шерсть.

Главной заботой для зверей в зимнее время является питание. Даже барсук, накопивший за осень достаточно жира и залегший в зимнюю спячку, иногда просыпается, чтобы поесть что-нибудь из своих запасов.

Не просыпается только медведь - ему хватает жира на всю зиму. Спит медведь очень чутко. Можно сказать, что он не спит, а дремлет, прислушиваясь ко всему, что происходит вокруг.

К концу зимы у медведицы появляются маленькие слепые медвежата. Медведица кормит их своим молоком. Только через месяц, весной, когда пригреет солнце, медвежата прозревают и выходят из берлоги играть и учиться добывать себе корм.

Не только зимний мороз, но и голод зверям не страшен. Они давно приспособились жить в зимних условиях и знают, что питание надо запасать еще с осени.

Вот и ушла осень - щедрая хозяюшка. Наступила красавица зима. Что она нам принесет? Ну, конечно радость и веселье. Ведь именно зимой празднуют всеми любимый праздник

Но сначала давайте поговорим, о том, как познакомить детей с зимой. Для взрослых это так привычно - времена года сменяют друг друга. Но, для малыша каждый год – это множество открытий!

Итак, сначала познакомьте ребёнка с признаками зимы.

· Дни зимой еще короче, чем осенью.Солнце редко выглядывает из-за туч и греет слабо.

· Часто бывают снегопады: хлопья снега быстро летят из низких темных туч. Снег укрывает землю пушистым покрывалом, лежит на ветвях деревьев и кустарников.

· Часто метут метели, кружат снежные вихри вьюги, бегут по земле поземки.

· Зимой стоят морозные дни. Реки, озера и пруды покрыты толстым льдом. Мороз рисует на оконных стеклах причудливые узоры.

· Иногда бывают оттепели. Сугробы темнеют и оседают, с крыш свисают сосульки.

· Деревья и кусты стоят без листьев. Зимой они не питаются не растут, как бы погружаются в глубокий сон.

· В лесу нет насекомых, птиц осталось мало, да и те перебираются поближе к жилью людей. Есть даже такие птицы, которые наоборот прилетают к нам зимой, это, например, снегирь. Весь год снегирь живет в лесу и лишь зимой, когда там нечего есть, прилетает в город. И на фоне белых сугробов и деревьев без листвы становится очень заметным, поэтому именно зимой мы можем видеть снегирей гораздо чаще, чем в другие времена года. Птицы очень беспомощны зимой, они постоянно летают в поисках пищи, поэтому для пернатых необходимо развесить кормушки.

· Лесные звери укрываются от холода в дуплах и норах или зарываются в глубокий снег.

· Зимой люди надевают теплую одежду, чтобы не замерзнуть. Кофты, штаны, пальто, шубы, шарф, зимние сапоги или валенки, на руки варежки или перчатки, а на голову меховую шапку.

· Много веселых забав у детворы зимой - катание на санках, лыжах и коньках. В дни оттепелей ребята строят снежные крепости, играют в снежки, лепят снеговиков и зверушек из липкого снега. Можно строить из снега фигуры различных животных, а может быть сказочных персонажей, затем раскрашивать их в яркие цвета, при помощи гуаши разведенной в воде.

· Дети и взрослые готовятся к встрече Нового года. Наряжают елку, украшают ее разноцветными шарами, бусами, гирляндами, водят вокруг елки хороводы, песни поют, кладут под елку подарки.

Выучите названия зимних месяцев

Казалось бы, нет ничего сложного в том, чтобы выучить с ребенком названия всего трех месяцев, однако, многие дошколята путаются в них. Поиграйте с детьми в веселую игру. Вначале несколько раз повторите с ребенком, какие существуют месяцы зимы. Затем называйте подряд месяцы разных времен года, а малышу дайте задание поднять руку, когда он услышит название именно зимнего месяца.

Рассмотрите с ребёнком снежинки

«Посмотри, как летят снежинки. Какие они? Белые, пушистые, резные, лёгкие. Они похожи на маленькие звёздочки. Если снежинка упадет на руку – что с ней произойдет?» (проделайте маленький опыт со снежинками)
Когда выпадает много снега, образуются большие снежные кучи - сугробы. Как весело можно играть в прятки, прячась за них! А вооружившись лопатами – можно даже сделать небольшую пещерку! «Делаем берлогу для медведя, чтобы всю зиму Мишке в лесу было, где спать»

Зимующие птицы

Покажите ребенку тех птиц, которые остались на зимовку – воробьи, голуби, вороны – самые смелые птицы, не боятся зимних морозов. Покажите, чем они отличаются друг от друга (размером, окраской). Многие ребята быстро учатся различать птиц, и даже изображать их: как они летают, как поют.
Покормите вместе птиц, расскажите, что птичкам зимой холодно, трудно, и нечего есть. Предложите им помочь – сделать кормушку.

Прочитайте детям сказку о зиме

Однажды Тётушка Зима увидела своих старых знакомых: Зайчонка, Бельчонка и Лисёнка. Взобравшись на вершину горы, они прыгали в сугробы и звонко смеялись.

«Сейчас я научу вас увлекательной зимней забаве» - сказала Тётушка Зима. Зверята очень обрадовались. Они снег то видели в первый раз, и, конечно, пока ещё не знали никаких зимних развлечений.

Тётушка Зима взмахнула своей волшебной палочкой и сейчас же перед ней появились сказочные сани, на которые она ловко усадила Зайчонка.

Санки весело скрипнули полозьями и помчались вниз. Ух-ты, ах-ты, разойдись, разбегись» - весело кричал Зайчонок, съезжая с горы.

Бельчонок и Лисёнок завороженно смотрели на это зрелище. А потом, по одному и все вместе, зверята съезжали с горы, прикрыв глаза от удовольствия.

Накатавшись вдоволь на санях, они бегали по всему лесу, кидали снежки друг в друга, и незаметно оказались на окраине лесного царства. И тут взору Зайчонка, Бельчонка и Лисёнка предстало необычное существо. Оно состояло из трёх огромных снежных шаров. На голове у существа было ведро, в руках – метла, а там, где должен быть нос, торчала аппетитная оранжевая морковка. Увидев её, у Зайки потекли слюнки. Он сразу вспомнил лето, тёплое солнышко и то, как мама вдоволь угощала его сладкой морковкой.

«Кто это странное снежное существо с морковкой?» - недоумевали звери - «Тётушка Зима нам ничего не рассказывала о нём». Поговорили о ней, а она тут как тут. «Это Снеговик. Он появляется только в снежное время. Его лепят дети» - сказала Тётушка Зима. Увидев, как Зайчонок завороженно смотрит на морковку, она заметила: «Морковку эту есть нельзя, это нос Снеговика, а как же жить без носа?» - спрашивала зимняя хозяйка. Бельчонок и Лисёнок решили рассмотреть Снеговика поближе. Он был огромный и чудной и ни с кем не разговаривал.

А Зайчонок стоял рядом и думал: «Как много всего на свете: белый снег, Снеговик, морковка.. А ещё - важная Тётушка Зима. Она пообещала нам рассказать еще много интересного».

Загадайте детям «зимние» загадки

Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила,
И на санках прокатила. (Зима)

Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его – всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет –
Мы встречаем Новый Год. (Декабрь.)

По счёту первым он идёт,
С него начнётся новый год.
Открой скорее календарь,
Читай! Написано – ... (Январь.)

Последний зимний месяц жаль,
Короткий самый он – ... (Февраль.)

Пухом землю замело,
За окном белым-бело.
Эти белые пушинки
Не годятся для перинки. (Снег)

Гуляю в поле, летаю на воле,
Кручу, бурчу, знать никого не хочу.
Вдоль села пробегаю,
Сугробы наметаю. (Метель)

Невидимкой, осторожно
Он является ко мне,
И рисует, как художник,
Он узоры на окне. (Мороз)

Белая морковка,
зимой растет. (Сосулька)

Видно, речка замерзала
И укрылась одеялом,
А раскрыться вряд ли сможет,
Если солнце не поможет.
Но когда весна придёт,
Одеяло пропадёт. (Лёд)

Под ногами у меня
Деревянные друзья.
Я на них лечу стрелой,
Но не летом, а зимой. (Лыжи)

Снег катали и месили,
Человека мы слепили,
Вместо глаз - два уголька,
Там, где нос, - морковка,
А в руках - метелка,
Кто он, наш Егорка? (Снеговик)

Объясните детям пословицы и поговорки о зиме

Снегирь прилетит - о зиме известит.
Зимой морозы, а летом грозы.
Береги нос в большой мороз.
Мороз невелик, да стоять не велит.
Зима - не лето, в шубу одета.
Новый год к весне поведет: он год начинает и середину зимы отмечает.
Год кончается, а зима начинается.
Два друга - мороз да вьюга.
Чем крепче зима, тем скорее весна.
Зима без снега - лето без хлеба.
Снег глубок - год хорош.
Осень богата хлебом, а зима снегом.
Зимний денек - воробьиный скок.
На Новый год день прибавился на заячий скок.
Готовь зимой телегу, а летом сани.
Зима с заморозков начинается, а капелями кончается.
Как зима не злится, а весне покорится.
Зима лето пугает, да все равно тает.

Подготовила учитель-логопед Волостнова Н.С.

Ирина Антонова
Конспект занятия «Признаки зимы»

Ход занятия:

Загадка : Снег на полях,

Лёд на реках,

Ветер гуляет.

Когда это бывает?

Молодцы, вы легко догадались, что сегодня мы будем говорить о зиме, о признаках , по которым мы определяем наступление этого времени года.

Когда зима приходит в наши края? А с какого месяца берет начало календарная зима? Как мы определяем, что зима уже наступила?

Никто и никогда не спутает зиму с другим временем года. Картину зимы рисует всегда снег . Снег - это не только краски : белый цвет на поверхности земли или белый снег на ветвях деревьев. Снег изменяет вид деревьев, голые осенью, они одеваются в белые одежды, и лес выглядит не таким тёмным и мрачным, как поздней осенью.

Рассмотреть иллюстрации о зиме.

А теперь поиграем в игру, называется она "Что случилось? Почему? Это я сейчас пойму!"

Отвечая на вопросы педагога, дети выявляют основные признаки наступления зимы .

Что случилось?

1. Стало холодно.

2. Постоянный снеговой покров.

3. Замерзание почвы и водоёмов.

4. Дни короткие, ночи длинные.

5. Стало мало птиц, исчезли насекомые.

6. Растения спят.

7. Некоторые животные меняют окраску.

Низкая температура воздуха, мало солнечного тепла.

Солнце светит меньше по времени.

Холодно, насекомые в спячке.

А теперь ребята давайте познакомимся с новыми зимними словами. Как вы думаете, что такое оттепель, метель и изморозь? (Ответы детей) .

Итоги занятия :

О каких признаках наступления зимы мы говорили ?

С чем связаны все эти изменения в природе?

Публикации по теме:

Целевая прогулка для детей старшего дошкольного возраста. «Признаки Зимы» «Признаки Зимы» Задачи -Закреплять знания детей о зимних явлениях; -Учить элементам спортивной игры «Хоккей»; -Развивать способности к.

Конспект целевой прогулки «Признаки весны» Цель прогулки: -обобщить и систематизировать представления детей о весне по основным существенным признакам. Задачи: -развивать познавательный.

Конспект итогового занятия по теме недели "Признаки весны" Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация. Цель:.

Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим миром и лепке в средней группе «Весна. Весенние признаки. Подснежник» Тема. Весна. Весенние признаки. Подснежник. Программные задачи. Расширять представления детей о временах года. Закрепить знания детей о весенних.

«Признаки осени». Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя и связной речи у детей ТНР План - конспект занятия с использованием интерактивной доски. Организационная информация Тема урока «Признаки осени» Предмет, занятие Развитие.

Конспект логопедического занятия «Характерные признаки осени. Листопад» Цель: познакомить с понятием «листопад», расширять знания о признаках осени, способствовать развитию внимания, мышления, памяти, развивать.

Конспект НОД «Весна. Признаки весны» (2 младшая группа) Конспект НОД по познавательно-речевому, художественно-эстетическому развитию "Весна. Признаки весны" 2 младшая группа Цель: закрепить.

Конспект занятия по ознакомлению с природой для детей младшего дошкольного возраста «Признаки ранней весны» Задачи: Познание - Закрепить представления детей о ранней весне, ее признаках. - Обобщить знания о перелетных птицах, их повадках, образе.

Мы собрали для вас интересные материалы о зиме, которые могут понадобиться и школьникам при составлении рассказов и докладов об этом времени года, и учителям начальных классов для ознакомления учеников с темой "Зима. Зимние месяцы. Зимние явления природы. Зимние приметы о погоде.", в таком случае рассказ можно преподнести как презентацию. Получится замечательный урок или внеклассное мероприятие.

Что такое зима?

Когда заканчивают осыпаться последние разноцветные листья и окутывают землю своим пестрым ковром, а серые дождевые капли уступают место зябкому холоду и первым искрящимся снежинкам, в свои права вступает зима. Она царствует целых три месяца: робкий морозный декабрь, снежный и праздничный январь и, конечно, знаменитый своими суровыми холодами февраль. Зимой природа сладко спит, укутанная снежным покрывалом и успокоенная нестройным, но мелодичным напевом вьюги. Однако, это захватывающее время года заявляет о себе не только пышной шапкой белоснежных сугробов и свисающими с крыш домов прозрачными сосульками, но и температурой, не поднимающейся выше нуля градусов по Цельсию, и, заставляющей зябко кутаться в теплые одежды.

Изменения в природе зимой

Декабрь

Декабрь, знаменующий собой приход зимы, в отличие он мягкого осеннего ноября, уже очень редко балует природу своими оттепелями. Он бережно и постепенно готовит к наступлению холодов и морозов, понижая температурный столбик на градуснике и укутывая все вокруг теплым снежным покрывалом. Благодаря такой заботе, многие мелкие животные и растения могут пережить грядущие холода, ведь под снегом теплее, чем снаружи. Искрящиеся сугробы часто достигают 30 см и уже не сдаются на милость робким солнечным лучам. Чем ниже температура воздуха, тем жёстче снег и тем звучнее становится его мелодичный хруст.

Постепенно день начинает сдавать свои позиции, а холодные декабрьские ночи становятся все длиннее. Уже начинают показывать свой суровый характер непродолжительные морозы и тонкая корка льда сковывает движение извилистых рек. Иногда декабрь балует небольшими оттепелями и приятным повышением температуры, но может напомнить о себе резкими заморозками, а арктические ветры постепенно приносят все больше холода и свежести.

В северном полушарии ночь на 22 декабря – самая длинная в году, а день 22 декабря - самый короткий в году. В день зимнего солнцестояния 22 декабря солнце поднимается на наименьшую высоту над горизонтом за весь год.

С наступлением декабря связно много народных примет о погоде. Вот некоторые из них:

  • Если в декабре небо пасмурное и тучи висят низко, значит, стоит ждать в следующем году большого урожая.
  • Если в этом месяце часто гремит гром, то в январе будут очень сильные морозы.
  • Отсутствие дождей, говорит о том, что весна и лето тоже будут сухими.
  • Много снега, инея и промерзшая земля знаменуют хороший урожай осенью.
  • Если снегири прилетели в этом месяце, то зима будет с морозами.

На Руси в начале декабря уже начинали пробивать санные дорожки и устраивали катания на тройках. С 9 декабря в вечернее время стоило держаться поближе к домам, так как волки начинали подходить ближе к деревне.

Однако, декабрь знаменует собой не только начало зимы, но и нетерпеливое ожидание наступления Нового года. Этот праздник, отмечаемый в ночь с 31 декабря на 1 января, является одним из самых замечательных дней, ведь он символизирует не только начало нового года, но и время обретения новых надежд и стремлений, веру в положительные изменения и волшебные события. Каждый человек в этот праздник становится ребенком и с нетерпением ждет наступления завораживающей сказки и осуществления всех мечтаний. Запах сосновых иголок и неповторимый вкус мандаринов будят теплые воспоминания и заставляет сердце биться чаще в предвкушении наступления чудес.

Январь

В январе зима полноправно вступает в свои права. Она безмятежно властвует в природе и продолжает свое снежное и морозное шествие. Крещенские холода и неповторимые кристаллики снега творят волшебную зимнюю сказку из затейливых узоров на окнах, поют о ней, кружась в водовороте метели, и смело смотрят в безоблачное голубое небо. Трескучий мороз дает о себе знать клубами пара изо рта и приятным пощипыванием щек и носа. Все это волшебство поддерживает уже установившаяся в пределах -10-30 градусов Цельсия температура. Дни постепенно становятся длиннее, и непроглядная темнота морозных ночей постепенно сдает свои позиции. Однако, пронзительный свет яркого солнца не успевает согревать землю, поэтому упрямый холод еще крепче заявляет свои права и делает воздух пронзительно морозным. Благодаря этому, ночью можно любоваться чистым небом и искрящимися бриллиантами звезд. Ветер не имеет такой силы, как в декабре и не треплет наряженные в снег деревья, а лишь любовно гладит их верхушки.

Январь знаменит не только своей завораживающей красотой, но и наступлением самого важного события в жизни христиан - Рождества Христова. Этот светлый праздник, отмечаемый 7 января, торжественно отмечается всеми верующими, а их поздравления друг другу сливаются вместе под колокольные перезвон.

Дни с 7 по 19 января называются Святками. Они озарены светом Рождества Христова и прекрасно подходят для различных игр, гаданий и колядок. Чаще всего гадали в ночь с 13 по 14 января. Молодые девушки хотели узнать, кто будет их суженым, а замужние женщины стремились выяснить какая будет погода летом и стоит ли ждать большого урожая. Святки также являлись периодом шумных свадеб. На Руси в эти дни устраивали катания на санях и всевозможные снежные забавы.

Согласно народным приметам о погоде:

  • если 21 января будет дуть южный ветер, то лето будет ненастным, а если 23 числа на стогах будет иней, то лето будет прохладным и дождливым.

Февраль

С наступлением февраля тучное серое небо, продолжающее укутывать спящую землю мягкой шапкой снежного покрывала, постепенно становится немного добрее и позволяет ярким солнечным лучам часто проглядывать сквозь плотные облака. Зима все ещё напоминает о себе нестройным напевом вьюги и весёлой каруселью снежинок, закруженных метелью, но предчувствие весны постепенно начинает оживлять все вокруг. Розовые от колючего мороза щеки постепенно начинают отогреваться робким солнечным теплом. Снег покрывается тонкой коркой и начинает потихоньку сдаваться, предчувствуя приближение весны. Дни становятся длиннее, а ясное небо все чаще радует взор своей неповторимой синевой.

В южных областях России на вербах появляются почки - первые предвестники весны, а проталины, как гонцы, несут весть о ее приближении. Морозный ветер приятно колет лицо мелкими снежинками, а зябкий мороз чередуется с долгожданными оттепелями. Однако, завораживающие метели и упрямые холода еще нескоро сдадутся на милость красавице весне.

С февралем связано много народных примет о погоде.

  • Если в этом месяце стоит очень холодная и морозная погода, значит лето будет жарким.
  • Мало снега в феврале грозит плохим урожаем.
  • Если гремит гром, то стоит ждать сильных ветров.
  • Дождливый февраль говорит о такой же весне и лете.
  • Яркие звезды предсказывают морозы, а тусклые - оттепель.
  • Если морозы в феврале очень сильные, значит зима будет короткой.

Признаки наступления зимы

Одним из первых признаков зимы является появление плотных, низко нависающих облаков . Они словно меховое покрывало окутывают небосвод и не позволяют солнечным лучам пробиваться сквозь их завесу и радовать землю своим теплом, да и солнышко низко и уже пригревает не так сильно. Такие облака сильно отличаются от летних, легких и перистых. Зимнее небо не радует своими красками, но вдоволь компенсирует это сверкающими снежинками , аккуратно, словно искрящимся серебром, покрывающими все вокруг.

Плотное покрывало снега также является важным признаком зимы. Только в это время года пушистые снежинки не тают под робкими солнечными лучами, а, постепенно прибавляясь, создают надежный снежный покров.

Славится зима и своими морозами . Постепенно становится все холоднее. Щеки и нос начинают покалывать тонкие иголки первых морозных ветров и заставляют плотнее кутаться в зимние одежды. К теплой куртке добавляются ее бессменные спутники - шапка и варежки.

Растения и животные также активно готовятся к наступлению зимы. Деревья и кустарники в ожидании холодов и пасмурных дней сбрасывают свои листья . Однако, это не продлится долго и уже весной на ветках появятся первые маленькие листочки. Только хвойные деревья не хотят расставаться со своими зелеными иголками и продолжают ими радовать даже зимой.

В зимнее время мало еды, поэтому некоторые животные впадают в спячку , а те, которые продолжают бодрствовать, отращивают пушистый и густой мех. Заяц, например, становится белым, а ежик и медведь впадают в спячку.

Птицам тоже непросто переносить холода и отсутствие обильное еды, поэтому многие из них улетают в теплые края , а оставшиеся приспосабливаются к разным видам корма.

Явления природы зимой

В это время года встречаются такие интересные и необычные явления природы, как:

  • Метель
  • Гололедица
  • Сосульки
  • Морозные узоры

Метель возникает с первыми порывами ветра и, смело подхватывая снежный покров, увлекает его в загадочный зимний танец. Это очень суровое природное явление, которому лучше не встречаться на пути. Метель смело распоряжается снежным ландшафтом и располагает по своему желанию пушистыми сугробами. Наиболее часто это случается в середине зимы, когда свой бал правят морозы и холода.

Гололедица , словно сладкий зимний сон, сковывает водоемы и покрывает тонкой коркой льда не только непрерывное течение рек, но и все дороги. Это происходит, если после дождя или мокрого снега температурный столбик опускается ниже нуля. Лед на реках препятствует судоходству, но дает широкий простор для всевозможных зимних развлечений, таких как: катание на санках, коньках или лыжах.

Еще одним интересным явлением зимы являются сосульки . Они, словно ледяные кинжалы, падая вонзаются в землю и рассыпаются на сотки сверкающих осколков. Сосульки образуются, когда начинает таять снег на крышах домов или других плоских предметах, а образующаяся вода замерзает ночью при низкой температуре.

Морозные узоры , как и иней , является невероятным кружевным творением зимы. Их причудливый рисунок и завораживающая красота оставляют много места для фантазии и погружают в снежную сказку. Это становится возможным благодаря образованию кристалликов льда, оседающих на неровностях стекла. Они накладываются друг на друга и создают картины невероятной красоты.

Зима - это не только красивое время года, но еще и очень необычное. Она как большая загадка, которую только предстоит разгадать. Например:

  • снег представляет собой настоящее произведение искусства и в мире нет двух одинаковых снежинок.
  • Снежинки на 95 % состоят их воздуха, поэтому они так медленно опускаются на землю.
  • В Антарктиде можно встретить снег фиолетового, розового или красного цвета.
  • В разных странах и частях света лед имеет разную температуру. Например, самый холодный лед находится в антарктических ледниках и достигает -60 градусов по Цельсию, а самый теплый (0 градусов) - на вершинах Скандинавских гор и Альп.
  • Больше половины жителей Земли вообще никогда не видели настоящего снега.
  • 18 февраля 1979 года в пустыне Сахара было зарегистрировано выпадение снега, а ведь это одно из самых жарких мест на планете.
  • Насладиться самой теплой зимой можно в Северном Судане. Там в это время года температура редко опускается ниже +40 градусов.
  • Одним из наиболее холодных и непригодных для жизни мест является Антарктида. Зимой температура воздуха там в среднем составляет -70 градусов. А на станции Восток, которая расположена на Антарктиде, была зарегистрирована температура -89.2 градуса.

Зима - это прекрасное и сказочное время года, когда несмотря на короткий день и морозный воздух жизнь не замирает, а наполняется новым светом и звучанием. Бесконечно радуют глаз белоснежное покрывало снега и искрящиеся на солнце снежинки, неповторимые узоры на стекле и ледяная корка, сковывающая реки и озера. Колючий мороз, любовно треплющий за щеки, напоминает о том, сколько игр на свежем воздухе таит это время года и заставляет замереть в предвкушении новогодних праздников.