Б АБА ЯГА - первоначально - положительный персонаж древней русской мифологии, прародительница рода, хранительница его жизненного пространства, его обычаев и традиций, жизненного уклада, присматривавшая при этом и за подрастающим поколением. Одна из наиболее значимых берегинь. По мере насаждения на Руси христианства Бабе Яге, как и другим богам языческого мировоззрения, все в большей мере стали приписываться отрицательные черты и намерения.

Баба-Яга - старуха-чародейка, наделенная магической силой, ведунья, оборотень. По своим свойствам ближе всего к ведьме. Чаще всего - отрицательный персонаж.

Баба-Яга обладает несколькими устойчивыми атрибутами: она умеет колдовать, летать в ступе, живет в лесу, в избушке на курьих ножках, окруженной забором из человеческих костей с черепами.

Она заманивает к себе добрых молодцев и маленьких детей и зажаривает их в печи. Своих жертв она преследует в ступе, погоняя ее пестом и заметая след помелом (метлой).

Выделяются три вида Бабы-Яги: дарительница (она дарит герою сказочного коня либо волшебный предмет), похитительница детей, Баба-Яга-воительница, сражаясь с которой «не на жизнь, а на смерть», герой сказки переходит к иному уровню зрелости.

Образ Бабы-Яги связан с легендами о переходе героя в потусторонний мир (Тридевятое царство). В этих легендах Баба-Яга, стоящая на границе миров (костяная нога), служит проводником, позволяющим герою проникнуть в мир мертвых, благодаря совершению определенных ритуалов.

Благодаря текстам сказок можно реконструировать и обрядовый, сакральный смысл действий героя, попадающего к Бабе-Яге. В частности, В. Я. Пропп, исследовавший образ Бабы-Яги на основе массы этнографического и мифологического материала, обращает внимание на очень важную деталь. После узнавания героя по запаху (Яга слепа) и выяснения его нужд, она обязательно топит баню и выпаривает героя, совершая таким образом ритуальное омовение. Затем кормит пришедшего, что тоже представляет собой обрядовое, «покойницкое», угощение, непозволительное живым, чтобы те случайно не проникли в мир мертвых. Эта еда «отверзает уста умершего». И, хотя герой вроде бы и не умер, он вынужден будет временно «умереть для живых», чтобы попасть в «тридесятое царство» (иной мир). Там, в «тридесятом царстве» (загробном мире), куда держит путь герой, его всегда поджидает немало опасностей, которые ему приходится предвидеть и преодолевать.

М. Забылин пишет: «Под этим именем почитали Славяне адскую богиню, изображаемую страшилищем в железной ступе, имеющей железный посох. Ей приносили кровавую жертву, думая, что она питает ею двух своих внучек, которых ей приписывали, и услаждается при этом пролитием крови. Под влиянием христианства народ забывал своих главных богов, припоминая только второстепенных, и особенно - те мифы, которые имеют олицетворенные явления и силы естества, или символы житейских потребностей. Таким образом баба-яга из злой адской богини превратилась в злую старуху колдунью, подчас людоедку, которая живет всегда где-нибудь в лесу, уединенно, в избушке на курьих ножках. <...> Вообще, о бабе-яге остались следы только в народных сказках, и ее миф сливается с мифом ведьм».

Вконтакте

Штана Дарья

Сказки любят все: и взрослые, и дети. В них много разных чудес. А задумывался ли кто-нибудь над тем, кто такая Баба Яга и как она попала в сказку?

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

проектная работа ученицы 4 класса МОУ ООШ с.Семёновка Фёдоровского района Саратовской области Штана Дарьи Где живёт Баба Яга?

Сказки любят все: и взрослые, и дети. В них много разных чудес. А задумывался ли кто-нибудь над тем, кто такая Баба Яга и как она попала в сказку? Почему она ест маленьких детей? Почему живёт одна в тёмном лесу? Кто её придумал? Это вымышленный сказочный персонаж? Я решила побольше узнать об этом и найти ответы на свои вопросы. Здравствуйте! Я ученица 4 класса МОУ ООШ с.Семёновка Штана Дарья

Для достижения цели я поставила следующие задачи: * узнать из дополнительной литературы о Бабе Яге; * провести опрос по теме работы среди учащихся; * прочитать русские народные сказки, в которых действует Баба Яга; * проанализировать образ Бабы Яги и сделать выводы. Цель моей работы: проанализировать образ Бабы Яги в русских народных сказках и сделать вывод о её сущности.

Объект и гипотеза: предположим, что Баба Яга – вымышленный персонаж русских народных сказок. Предмет и сследования: русские народные сказки Методы исследования: размышления и чтение книг, опрос, анализ резуль татов Опрос учащихся Я провела опрос среди учащихся (в опросе участвовали 26 учащихся) 1 – 5 классов и предложила им ответить на следующие вопросы: 1. Кто такая Баба Яга? 2. Какой вы себе её представляете? 3. Где она живёт? 4.Чем занимается? 5. Как выглядит костяная нога?

Результаты опроса учащихся следующие: Баба Яга – это вымышленный персонаж, ведьма, колдунья, злая сварливая старуха, пожилая женщина, старушка с метлой. Представляют её злой, сердитой, плохой, агрессивной, нервной. Живёт она в лесу в избушке на курьих ножках, в избушке на болоте. Занимается тем, что летает в ступе, прядёт пряжу, ест детей, варит зелье, колдует, ходит в гости к лешему. Костяная нога Бабы Яги сделана из кости, выглядит как у скелета, она волшебная, деревянная.

Баба Яга – мифологическое существо Из энциклопедии я узнала, что сказку всегда предваряет миф. Баба Яга – это известный персонаж славянских волшебных сказок. Прообразом Бабы Яги является славянская богиня смерти: женщина со змеиным хвостом, которая стерегла вход в подземный мир и провожала души усопших в царство мёртвых. Почти во всех сказках у Бабы Яги есть костяная нога – атрибут смерти (нога мертвеца или скелета), поэтому можно предположить, что Баба Яга одноногая. Баба Яга имеет змеиное происхождение. Сначала Баба Яга ползала, как змея, потом стала прыгать на одной ноге, позже стала ездить в ступе по земле и только напоследок поднялась вместе со ступой в воздух – таким образом, превратилась в чисто сказочный персонаж.

Образ Бабы Яги в русских народных сказках Название сказки Место обитания Бабы Яги Внешний вид Бабы Яги Волшебные вещи в сказках и другие чудеса Животные, служащие Бабе Яге Положитель ный или отрицатель ный персонаж «Гуси – лебеди» ..стоит избушка на курьей нож-ке, кругом себя повора-чивается… … морда жилиная, нога глиняная.. Золотые яблочки Мышка, гуси-лебеди Отрицатель ный, так как похищает детей, чтобы съесть «Царевна – лягушка» ..стоит избушка на курьих нож-ках, кругом себя повора-чивается… … зубы на полке, а нос в потолок врос… Клубок _____ Положительный, так как даёт совет, как одолеть противника (Кащея) «Баба Яга» Стоит в лесу хатка, а в ней сидит Баба Яга. Баба Яга- костяная нога Гребешок, полотенце Кот, собаки, быки Отрицатель ный, так как хотела съесть девочку

«Баба Яга и Заморышек» За тридевять земель на крутой горе Баба Яга – костяная нога (имеет 41 дочь) Волшебный платочек, огненный щит. _____ Отрицатель ный, так как хотела погубить всех братьев «Василиса Прекрасная» В дремучем лесу, вокруг избы забор из человечьих костей, на заборе торчат черепа с глазами людей В ступе едет, пестом погоняет,помелом след заметает Куколка, три всадника (белый, красный, чёрный); три пары рук. _____ Положитель ный, так как помогла Василисе, дав ей огонь (череп с горящими глазами) «Сказка о молодильных яблоках и живой воде» Три Бабы Яги (сёстры) …Избушка на курьих ножках, об одном окошке.. ..шёлковый кудель мечет, а нитки через грядки бросает… Живая вода, молодильные яблоки Волшебные кони Положитель ный, так как дала совет, как найти воду и яблоки «Заколдован ная королевна» Три Бабы Яги. У старшей стоит избушка а дальше… одна тьма кромешная, ничего не видать Баба Яга – костяная нога, старая, беззубая. Ковёр – самолёт, сапоги – скороходы, шапка – невидимка. _______ Положитель ный, так как помогла найти королевну

Общие выводы Я прочитала семь русских народных сказок, где говорилось о Бабе Яге и самостоятельно анализировала образ Бабы Яги. Во всех сказках Баба Яга играет важную роль. К ней порою прибегают герои, как к последней надежде, последней помощнице. Но в сказках она либо помогает, либо нет Анализ результатов исследования Моё исследование показало, что Баба Яга – вымышленный сказочный персонаж., который: ведает судьбой * наказывает, губит людей * ведьма * «чует сердцем» * дарит клубок (путеводную нить) * связана с огнём * лежит на печи * ведает огнём (глаза черепов)* ей подвластны утро, день, ночь (белый, красный и чёрный всадники) * повелительница зверей * ей служат гуси-лебеди * избушка на курьих ножках (полузвериный облик) * живёт в дремучем лесу * служат ей дикие звери * связана со смертью и подземным миром * похищает и ест детей и людей * огонь, данный ею может убить * связана с ночью, тьмой * она всегда старая, полускелет (костяная нога) * она слепа, не видит, а чует носом («русским духом пахнет») * связана с воздушной стихией * свистит (свист связан с ветром) * поднимает ветер помелом* летает на ступе


Август 2016 года

Закрыть окно

Где живет Баба-Яга?

Если спросить, где живет Дед Мороз, каждый ответит: «В Великом Устюге». А вот где живет Баба-Яга — задумается. То ли персонаж отрицательный, то ли действительно она забралась так далеко в дремучий лес, что ее не найти. А живет эта сказочная бабуся в селе Кукобой Ярославской области.

А персонаж-то она, между прочим, не такой уж и отрицательный и ух какой интересный! Некоторые ученые даже описывают теории происхождения Бабы-Яги. Оказывается, детей она в печи вовсе не жарила, чтобы съесть, а всего лишь «припекала» в тесте — так раньше младенцев лечили от рахита и других болезней. И в одном из своих значений древнеславянское «ягать» как раз означает «жечь». А еще Баба-Яга — проводник в «параллельные» миры, и никакой Иван-Царевич никогда бы не нашел свою Василису и не спас от Кощея Бессмертного, если бы Бабушка ему путь не указала.


Видимо, жители села Кукобой не могли пройти мимо такого яркого и неоднозначного персонажа, поэтому поселили в 2004 году Бабу-Ягу у себя в лесу, в избушке на курьих ножках, которая действительно поворачивается к лесу задом, а к людям передом, и на ней можно даже прокатиться с ветерком.

Добраться до Бабушки не просто — четыре часа на машине от Ярославля по дремучим лесам и дорогам. Бабушка за десятилетие обжилась, завела себе друзей — Лешего, Кикимору и Медведя, которые помогают ей встречать и развлекать гостей.

Приезжайте в Кукобой! Там вас встретят русские красавицы, накормят пирогами и расскажут интересные истории о селе, которое имеет свою, древнюю, историю, и его сказочных обитателях. А сама Баба-Яга со своим другом Лешим заставит вас летать на метле, танцевать и водить хороводы и только тогда выпустит из своих владений.

Екатерина КУРАКИНА


Тяжёлая поступь, да хруст сухих веток под ногами. Тёмный лес не место для незваных. Здесь иной хозяин, которому не писан закон богов. И коль не люб будет ему чужак, и шага не ступит тот. Вот и стоит гонимый братьями своими Велес, и топчется, что дитя малое и ждёт хозяина лесного, никем не виданного и неслыханного.
Тихий лязг, словно монетки медные перестукиваются и никого вокруг. Только видит Велес Отец, как среди ветвей мелькнуло, что-то рыжее, словно пушистый хвост. И что ж за зверь такой, что быстрее луч-стрелы Ярило, да ещё с таким хвостом?!
И видит Проклятый, как из тени деревьев-великанов, словно княжна какая-то, чинно выходит дева дивной красоты. Вся в кольчуге серебристой, из мелких чешуек, словно русалки озорные ткали, да в платье простом, сотканным из дымки ночной. И стоит перед ним и глаз не опускает. Не чета такой ни светлая мать Лада, ни тёмная Мара-заклинательница. Эта дева краше, да только красота её не в косах русых и тяжёлых, до пят самих, и не в стане хрупком, словно хрусталь горный. Смотрит она иначе на Велеса-изгнанника. Глаза свои зелёные не прячет и не отводит, смотрит как на равного и друга любимого, с которым разлука долгая была. И видит Великий, как мудрость неизведанная да мощь в теле девичьем, бурной рекой плещется. В руке своей маленькой да беленькой, меч сжимает крепко-накрепко. Защитница она и хозяйка тут.
И решил Велес, что не уйдёт он никуда и дом свой построит в мире Навьем, где нет богов его отвергших. И жён чужих он красть больше не будет, потому, как у него теперь своя будет — Ягиня, дочь Вия ужасного. Добрая и с сердцем, словно огонь Вечный.

Ягиня Богиня и Баба Яга.

Образ и имя светлой, доброй богини было утеряно предками, когда на землю славянскую пришёл иной, единый бог. Вместо Ягини Матушки, осталась злая и кровожадная Баба Яга, как нечисть некрещёная и дружине княжеской противостоящая. Вместо скороходных золотых сапожек, что светлоликую носили по свету, на ногах у Яги башмаки грязные, тропинки неведомые перетоптавшие. И не красна девица в чаще лесной живёт, а старуха с гнилыми зубами да головой немытой и седой.

Но все же очернить имя Ягини Виевны окончательно не удалось. Да она страшная и с ногой костяной, но груди у неё железные, а железо оно с нечистью да со злом борется. Значит не зло Яга. Даже в сказках, предки пытались спасти свою любимую матушку и покровительницу. Только, чтобы дети великого Рода Славянского, не забыли о корнях своих и праотцах.

Ягу злой колдуньей считают, и вредной, что богатырям мешает и преграды ставит. А ещё рассказывают, что она детей в лес заблудших поедает, да только не в одной былине и сказке, такого не сказано. А то, что Ягиня детей любила безмерно, так это правда. Её ведь матушкой потому и прозвали, что она сироток оберегала от напастей всяких, да под крыло своё брала. Ходила она в золотых сапожках своих по сёлам да деревням, а люди ей путь указывали, где детки ничейные жилы. Ягиня детей, тех к себе забирала и от холода и голода спасала. В чаще лесной, у самого подножия Ирийских гор, что сейчас Алтайскими зовутся, она в пещере Ра, огнём вечным души и тела детей очищала и древним богам в услужение готовила. Дети те волхвами да ведуньями становились, женились и детей рождали, чтоб Род продолжить свой. И были они миру Явьему и смертному невидимы, так как чисты и безгрешны они были для жизни бренной. А вот со временем очищение огнём превратили в варварское сожжение, словно Яга детей жарила да кушала, и сил набиралась. Да только неправда всё это. Мудрая Ягиня душами мёртвыми сыта не была, она мудрость несказанную хранила, да и границу в Навий мир стерегла от бесов и нечисти всякой.

Велес и Ягиня.

Ягиня дочерью Вия ужасного была, что в Навьем мире без ведома богов Ирийских правил. И мрак и тьма его земли те скрывали от глаз любопытных, ибо обитала там жить и нежить невиданная. А Ягиня хозяйкой границ была, и хранительницей земель Навьих. Без её ведома ни одна душа в Тёмный Лес ступить не могла. И если её воле противились, то мечом и колдовством тёмным выжигала она непослушных, ибо доброте своей вопреки, была она ужасна и могуча в гневе своём.
Не мог Вий дочь свою своевольную долго выдать замуж, потому как уговор у него с ней был такой: только тот, кто в бою честном и равном, одолеет богиню молодую, и станет ей мужем любимым.
Много кто сватался к прекрасной Ягине, да только сердце девы не лежало ни к кому, словно часа своего она ждала. И дождалась, когда сам Велес в мир отца её спустился. По землям её ступал, да только не силой своей, врата открыть хотел, а как положено — приглашением хозяюшки. И бились они на землях тёмных, да только не насмерть, а на любовь. Потому как, Ягиня всё ведающая, знала что судьбой ей уготовано стать вечной и верной супругой для Велеса Праотца.
И поселились в мире Навьем, Велес и Ягиня, и от дома их него тянулись корни всех растений на земле, и текли все реки.

Баба Яга и Ягиня — различия и схожесть.


Сложно судить спустя столько веков о подлинности Ягини и её перерождения в Бабу Ягу. Возможно, это совершенно два разных персонажа древней славянской мифологии. Некоторые из учёных предполагают, что так оно и есть, и гипотеза единства этих двух персонажей, основано на вольном аспекте схожести имён. В пользу этой теории, можно сказать, само слово баба, как и мама и папа, относится к именам человеческим. То есть та же Ма-ра — это мать, родившая Ра. А ма-ма, это означает родившая вторую, после божественной, сущность — человеческую.
Но как бы там не было, не возможно окончательно отказаться от идеи идентичности Ягини и Бабы Яги. Обе жили в чаще лесной, в заколдованном доме на курьих ножках. Здесь стоит упомянуть, что «курья» — это не курица вовсе, как многие привыкли думать. Курьей называли дымящее, горячее место, которое могло, словно воронка крутиться и затягивать в другой мир существа. Это и считалось вратами в мир иной. Так, получается обе были хранительницами прохода в мир мёртвых. Обе прекрасно понимали язык зверей и растений всяких, и лес в услужении был у обеих.
А ещё обе наставляли на путь праведный отважных и сильных духом. Были они суровыми в испытаниях духа и силы воли избранных. Только достойным, они давали совет и преподносили дары волшебные, что героям могли помочь в преодолении преград на их пути.
Ягиня и вовсе считалась хранительницей не только междумирья, но и мудрости и колдовства неизведанного. Не зря ведь к ней за помощью всякий раз тёмная Мара приходила. А Баба Яга, вопреки всем сказочным россказням, всех героев в доме своём принимала и почивала, на печь спать укладывала, а по утру в путь отправляла.
Верить или нет в единство Яги и Ягини — это выбор каждого. Но это неоднозначно, так как прямых доказательств, опровергающих или наоборот доказывающих подобное, просто нет.

Давайте сначала ответим на вопрос: кто такая сказочная Баба-Яга? Это старая злая ведьма, которая живет в глухом лесу в избушке на курьих ножках, летает в ступе, погоняя ее пестом и заметая след метлой. Любит полакомиться человечиной - маленькими детьми и добрыми молодцами. Однако в некоторых сказках Баба-Яга вовсе не злая: она помогает добру молодцу, подарив ему что-то волшебное или указав путь к нему.

Вот такая противоречивая старуха. В вопросе о том, как попала Баба-Яга в русские сказки, и почему ее так зовут, исследователи до сих пор не пришли к общему мнению. Мы познакомим вас с самыми популярными версиями.

По одной из них, Баба-Яга - это проводник в потусторонний мир - мир предков. Она и живет-то на границе миров живых и мертвых, где-то в "тридевятом царстве". А знаменитая избушка на курьих ножках - как бы проходная в этот мир; потому и нельзя в нее войти, пока она не повернется к лесу задом. Да и сама Баба-Яга - оживший мертвец. В пользу этой гипотезы говорят такие детали. Во-первых, ее жилище - избушка на курьих ножках. Почему именно на ножках, да еще и "курьих"? Полагают, что "курьи" - это видоизмененное со временем "курные", то есть окуренные дымом. У древних славян был такой обычай захоронения умерших: на окуренных дымом столбах ставили "избу смерти", в который помещали прах умершего. Такой погребальный обряд существовал у древних славян в VI-IX веках. Возможно, избушка на курьих ножках указывает на другой обычай древних - хоронить умерших в домовинах - специальных домиках, размещенных на высоких пнях. У таких пней корни выходят наружу и действительно чем-то похожи на куриные ноги.


Николай Рерих
„Изба смерти“ (1905)

Да и сама Баба-Яга - лохматая (а косы в те времена расплетали только умершим женщинам), подслеповатая, с костяной ногой, крючковатым носом ("нос в потолок врос") - настоящая нечисть, живой мертвец. Костяная нога, возможно, напоминает о том, что покойников хоронили ногами к выходу домовины, и если в него заглянуть, можно было увидеть лишь их ноги.

Вот почему Бабой-Ягой часто пугали детей - точно так же, как пугали мертвецами. Но, с другой стороны, в древности к предкам относились с уважением, почтением и страхом; и, хотя старались не тревожить их по пустякам, так как боялись навлечь на себя беду, в трудных ситуациях все же обращались к ним за помощью. Точно так же Иван-царевич обращается к Бабе-Яге за подмогой, когда ему нужно победить Кащея или Змея Горыныча, и она дарит ему волшебный клубок-проводник и рассказывает, как можно одолеть врага.

По другой версии, прототип Бабы-Яги - ведуньи, знахарки, которые лечили людей. Часто это были нелюдимые женщины, которые жили вдали от поселений, в лесу. Многие ученые выводят слово "Яга" от древнерусского слово "язя" ("яза"), означающего "немощь", "болезнь" и постепенно вышедшего из употребления после XI века. Страсть Бабы-Яги поджаривать детей в печи на лопате очень напоминает так называемый обряд "перепекания", или "припекания", младенцев, больных рахитом или атрофией: ребенка заворачивали в "пеленку" из теста, клали на деревянную хлебную лопату и трижды всовывали в горячую печь. Потом ребенка разворачивали, а тесто отдавали на съедение собакам. По другим версиям, собаку (щенка) засовывали в печь вместе с ребенком, чтобы на него перешла хворь.

И это действительно часто помогало! Только вот в сказках этот обряд поменял знак с "плюса" (лечение ребенка) на "минус" (ребенка жарят, чтобы съесть). Предполагают, что это произошло уже в те времена, когда на Руси начало утверждаться христианство, и когда активно искоренялось все языческое. Но, по-видимому, до конца одолеть Бабу-Ягу - наследницу народных целительниц - христианство все же не смогло: вспомните, разве хотя бы в одной сказке Бабе-Яге удалось кого-нибудь изжарить? Нет, она только хочет это сделать.

Еще выводят слово "Яга" от "ягать"- кричать, вкладывая в свой крик все силы. Ягать учили рожающих женщин бабки-повитухи, ведуньи. Но также "ягать" означало "кричать" в смысле "браниться", "ругаться". Выводят Ягу и из слова "ягая", имеющего два значения: "злая" и "больная". Кстати, в некоторых славянских языках "ягая" означает человека с больной ногой (помните костяную ногу Бабы-Яги?). Возможно, Баба-Яга вобрала в себя какое-нибудь или даже все эти значения.

Сторонники третьей версии видят в Бабе-Яге Великую Мать - великую могущественную богиню, праматерь всего живого ("Баба" - это в древнеславянской культуре мать, главная женщина) или великую мудрую жрицу. Во времена охотничьих племен такая жрица-ведунья распоряжалась важнейшим обрядом - церемонией инициации юношей, то есть посвящения их в полноправные члены общины. Этот обряд означал символическую смерть ребенка и рождения взрослого мужчины, посвященного в тайны племени, имеющего право вступать в брак. Обряд заключался в том, что мальчиков-подростков уводили в глубину леса, где они проходили обучение, чтобы стать настоящим охотником. Обряд инициации включал имитацию (представление) "пожирания" юноши чудовищем и последующего «воскрешения». Он сопровождался телесными истязаниями и повреждениями. Поэтому обряда инициации боялись, особенно мальчики и их матери. Что делает сказочная Баба-Яга? Она похищает детей и уносит их в лес (символ проведения обряда инициации), жарит их (символически пожирает), а также дает полезные советы выжившим, то есть прошедшим испытание.

По мере развития земледелия обряд инициации ушел в прошлое. Но страх перед ним остался. Так образ ведуньи, проводившей важные обряды, трансформировался в образ косматой, страшной, кровожадной ведьмы, которая похищает детей и съедает их - совсем не символически. Этому помогло и христианство, которое, как мы указали выше, боролось с языческими верованиями и представляло языческих богов как демонов и ведьм.

Есть и другие версии, согласно которым Баба-Яга пришла в русские сказки из Индии ("баба-яга" - "наставник йоги"), из Центральной Африки (рассказы русских моряков об африканском племени людоедов - ягга, которыми руководила женщина-королева)... Но мы остановимся на этом. Достаточно понять, что Баба-Яга - это многоликий сказочный персонаж, вобравший в себя множество символов и мифов прошлого.


Актер Георгий Милляр бесподобно сыграл роль Бабы-Яги во многих фильмах-сказках Александра Роу. Он сам изобрёл образ своей Бабы-Яги - грязное бесформенное тряпьё, наверченное на туловище и голову, грязные седые патлы, большой крючковатый нос с бородавками, торчащие клыки, безумно поблёскивающие глаза, каркающий голос. Баба-Яга Милляра получилась не просто страшной, а жуткой: многие маленькие дети при просмотре фильма были всерьёз напуганы.