В предыдущей статье посвящённой мифологической тематики Руси, я разбирал злого духа - , теперь же я намереваюсь подробно исследовать чудовище - Змея Горыныча, а так же в целом схожесть индоевропейской мифологии относительно змееподобных огнедышащих существ. Начну с нравственного образа Змея Горыныча в славянской мифологии, Многоголовый Змей в былинах и сказаниях существо не только крайне злобное, жестокое, но и хитрое. Когда оно не может победить в честном бою, использует ложь и интриги для победы над защитником Земли Русской, так в сказке «Чудесная Рубашка» охмуряя Елену Прекрасную, он хитростью и зельями изводит побившего его в честном бою Купеческого Сына. Так что обольщение змеем богатствами, хитростью, завистью людей появились задолго в дохристианскую эпоху и прослеживается в преданиях многих народов мира. Обольщением змеем приравнивалось в русских сказаниях к измене народу. В то время как в некоторых странах было принято змеепоклонство, на Руси змей отражал хитрость и жестокость, невольничество и горе, с которым русский народ в лице сильнейших его представителей ведёт бой и побеждает тёмную силу. Змей Горыныч в русских сказаниях фигурирует как древнейшее воплощение зла и предательства.

И так, что мы знаем о Змее Горынычи, он был многоголов, что несомненно сразу наталкивает нас на сходство Змея Горыныча с такими мифическим существом как Химера и другими драконами. Вот в частности одно из величайших произведений античности, этрусская скульптура из бронзы «Химе́ра из Аре́ццо» 5 век до нашей эры. Трёхголовое чудище. По описанию чудовище с головой и шеей льва, туловищем козы, хвостом в виде змеи. В переводе с греческого Химера ожначает коза. Она так же имеет сходство с другим драконом царём змей Василиском. Химера могла превращать людей в камень одним своим взглядом, как у неё это получалось поймёте чуть позже.

На статуе написано TINSCVIL и считается посвящением Тину, этрусскому Богу света и упорядоченного мира. Небольшое отвлечение, я всерьёз выдвигаю гипотезу, что слово ИСТИНА (из-тина, из света), как некий аналог слова правда (По РА Веда) имеет непосредственное отношение к этрусскому Богу Тину, а не только к тине как скоплению речных водорослей. Надо сказать, что 4 тысяч лет до нашей эры в Египте существовал город Тин (Тинис, Чени)который стал первой столицей объединённого Египта. Правление первых двух египетских династий описывается как «Тинийский период». У коптов, египетских христиан, в раннем средневековье так же существовал город Тин, созвучный древней египетской столицы Тин. Наверное поэтому христиане проповедует, что всем надо признать Бога Из Тина (истинного). Тин (teen ) в английском языке означает подросток, и между прочим этруски часто изображали Бога Тина как юношу. А вот изображение змеи и птицы на шапке фараона означает его правление над верхним и нижнем Египтом, возникает вопрос, а может это смешение в Египте и явилось, тем что у многих других народов прозвали Химерой, Василиском или Змеем Горынычем. Ведь Химера кроме всего прочего является символом смешения рас, своим ужасным видом и поступками подчёркивая пагубные, зловещие последствия этого.

И кстати, совсем уже отвлекаясь от темы, древние египтяне называли Луну - Ях, соответственно иудейский Бог Яхве, переводится как Луну Ведающую. Культ лунопоклонников так сказать. Например у родственно им семитского племени исповедующего ныне в основном ислам, полумесяц является одним из символов религии, второй это пятиконечная звезда связанная с планетой Венерой. Но продолжим изучения Змей в мифологии Земли. При изучение такого явления как Змеи с интеллектом, нельзя не затронуть индийскую культуру. Змеи с интеллектом в индийской мифологии называются Наги, они могут иметь как одну голову, так и несколько голов. Семиглавый Змей Горыныч в Индии.

Из просто очевидных сходств со Змеем Горынычем мы имеем, то что дыхание Нагов ядовито, а взгляд убивает на месте. Они часто сходятся с людьми; потомство от таких союзов отличается изяществом и физической слабостью. О том, что Змеи Горынычи извергают из себя яд, опасный не только для отдельного человека, но и для целых земель и народов, говорится и в скандинавской мифологии, их Змей Горыныч, известен как Ёрмудганд, или Мидгардсорм (Мировой Змей). Согласно «Младшей Эдде», Один забрал у Локи троих детей — Фенрира, Хель и Ёрмунганда, которого бросил в окружающий Мидгард океан. Змей вырос таким огромным, что опоясал всю Землю и вцепился в свой собственный хвост. По их мифам в Рагнарёк, когда Ёрмунганд выйдет из океана и отравит небо. Тор снесёт Ёрмунганду голову, но успеет отойти лишь на девять шагов — поток яда из пасти мёртвого чудовища убьёт его. Не менее интересен в этом плане и иранский Змей Горыныч - трёхголовый Зоххак или Ажи-Дахака, Ажи-Дахака - змея с тремя головами и шестью глазами, бог смерти, демон обмана и лжи. Три его головы похожи на головы скорпиона и ящерицы. Он похищает скот, наносит вред людям. Ажи-Дахака, в иранской мифологии дракон (ажи), в легендарной истории иноземный царь - узурпатор, захвативший власть над Ираном. В «Авесте» трёхглавый дракон А.-Д. (именно слово АД можно прочесть в аббревиатуре Адж-Дахаке) «сильнейший демонский друдж». В Вавилоне он воздвиг себе дворец Квиринта Дузита в форме журавля, а еще два дворца — в Шамбаране и Хиндустане. По «Денкарду», его правление привело к упадку нравственности и росту смертности людей. Зоххак (Зоххак, Дахака, Захака его названия разнятся в следствии дальности лет) составил иудейские писания и поместил их в крепости Иерусалима, а также дал людям десять заповедей, во всем противоположных заповедям Джамшеда. От людей Зохака эти тексты получили Авраам и Моисей, поэтому им следуют все иудеи. Дурные правители впоследствии были потомками Зохака, и от него проистекает всякое дурное правление. Тем не менее некоторые местные иранские средневековые правители не стеснялись возводить к нему свои родословные. По воле Аримана из плеч Зохака выросли две ядовитые рогатые змеи. О правлении Зохака говорилось во фрагардах 4 и 20 утраченного «Судгар-наска». Побежденный Феридуном Зохак прикован цепями в жерле Демавенда. В вулкане, по этому считается при извержение вулкана, слышатся крики Дахаки. В конце седьмого тысячелетия существования мира. Захак вырвется из оков, нападёт на мир и поразит много созданий, но будет сражен Кэрсаспом или Самом. В прочем информация о Дахаке крайне скупа, и обрывочна, что возможно косвенно является подтверждением её правдивости и важности. В любом случае надо быть крайне плохим монархом, что быпрослыть воплощением Змея Горыныча.

Змей Горыныч, кроме аморального поведения и нрава отличался так же тем, что мог извергать пламя. Что безусловно роднит его и с Химерой, и с Василиском, и с Нагами, и с Ёрмунгандом, и с Дахаком и даже с китайскими драконами. Из всех существующих в Китае драконов (Лунов) русский Дракон Змей Горыныч, ближе всего к Дракону Земли Фуцанлуну. Фуцанлун - дракон подземного мира из китайских легенд. Он живет глубоко под землёй и охраняет все драгоценные

Металлы и камни.

От его свирепого рёва начинаются землетрясения. Фуцанлун может принять любой облик или стать совсем невидимым. Когда он выгибает спину под землёй, то появляются новые холмы. Китайцы верят что если к нему относиться с почтением, то дракон не проявит, свой строптивый нрав. Ведь когда Фуцанлун взлетает в небо, просыпаются вулканы. Как относится с почтением к такому Дракону и в чём это выражается китайцы не уточняют, хотя кое что полезное в отношение с драконами у них есть, но об этом позже. Обратим внимание, что в название Фуцалуна присутствует название Лун, Лун это китайское название всех драконов, а в название Ёрмунганда присутствует слог Мун. Moon по английский так же Луна. И вот мы подошли к самому интересному, именно проявление вулканической активности, есть наиболее страшное оружие Змея Горыныча. Наш Змей Горыныч живёт в пещерах которые уходят в глубины земли. Само название Змея Горыныч, уже говорит о том, что под ним подразумевается именно вулкан. Как под вулканом подразумевают и Химеру, и Василиска, и некоторых Нагов, и Ёрмунганда с Дахаком. Вулкан это кстати имя древе-римсого Бога, ответственного за Вулканы. Во первых Гора, во вторых Горит. То что Гора и Горит имеет сходное значение, уже говорит нам, что издревле эти понятия у русских не сильно-то и отличались. Наибольшая вулканическая активность, проявлялась и при зарождение земли, поэтому соответственно Змей Горыныч существовал уже тогда, был молод и свиреп, и ещё не был бит сынами земли русской. Поэтому имел нрав невыносимый и необузданный. Да и этрускам, приходилось жить в местах сильной вулканической активности и поэтому нрав Горыныча им был знаком не понаслышке. Превращение людей в камень одним своим взглядом только чего стоит. Изображения всадника поражающего копьём химеру появилось именно в античности, и к христианству первоначально никакого отношения не имела. Беллерофонт убивает Химеру (432-348 гг. до н.э.).

На многих гербах феодалов в средневековье появился вовсе не Лев, как многие считают, там отчётливо видно, что изображён Василиск. И не могло быть иначе ведь Змей Горыныч олицетворяет невольничество, злобу и хитрость. Химера продолжает свойгербовый путь и по сей день, перекочевав в том числе на гербы отдельных государств.

Конечно, не всегда надо трактовать Змея Горыныча как Вулкан, скорее его можно объяснять во многих случаях и как определённые бедствия постигшие Русь, если брать мистический план в результате действий того же мистического Змея Горыныча. Для этого возьмём русскую народную сказку Бой на Калиновом Мосту. Вкратце родились на русской земле в эру рыб три сына молодца, Сын Иван-Царевич, Иван-попович, и Иван крестьянский сын. Почему в Эру Рыб, ну вот смотрите: В некотором царстве, в некотором государстве жили-были царь с царицей. Всем хорошо жили, только не было у них детей. Вот раз царице приснилось, что недалеко от дворца есть тихий пруд, в том пруду ерш с золотым хвостом. Снится царице, что если она этого ерша съест, то родится у нее сын. Наутро рассказала она царю про свой сон. Позвал царь рыбаков, велел разыскать тихий пруд, закинуть в него шелковый невод. Закинули рыбаки невод, и попался им ерш с золотым хвостом.

Выросли сыновья царицы, поповны и крестьянки сильными воинами. Да случилась беда на Руси. Сыны мои милые, напали на нашу страну страшные вороги, змеи лютые, идут на нас через речку Смородину, через чистый Калинов мост. Всех людей окрест полонили, землю разорили, ближние царства огнем пожгли. - Не плачь, матушка, отстоим мы речку Смородину, не пустим змея через Калинов мост.

Калинов Мост место сакральное, что-то в роде перехода из Мира Яви в Навь и обратно. Кроме того граница Руси. Долго ли коротко победил Иван Крестьянский сын двух Змей Горынычей, шестиглавого и девятиглавого, сказку советую почитать полностью самим. Встретился ему двенадцатиголовый змей. И вот как он появляется: Вот стоит Ванюшка у Калинового моста, за ним земля русская. Пошло время за полночь, на реке воды взволновались, на дубах орлы раскричались. Выезжает Змей Горыныч, Чудо-юдо двенадцатиглавое. Каждая голова своим напевом поет, из ноздрей пламя пышет, изо рта дым валит. Конь под ним о двенадцати крылах, шерсть у коня железная, хвост и грива огненные. Вот, пожалуста, пламя пышет, дым валит, пробуждается Вулкан. Собрал Ванюшка последние силы, размахнулся дубинкой, сшиб змею девять голов. Вся сыра земля дрогнула, вода всколебалася, орлы с дубов попадали. Змей Горыныч подхватил свои головы, чиркнул огненным пальцем - приросли головы, будто век не падали, а Ванюшку по пояс в землю вогнал. Дыхнул огнем - на двенадцать верст русскую землю сжег.

А двенадцать вёрст это больше 12 километров! Ну в место того, что бы помогать Ивану Крестьянскому сыну победить Змея Горыныча, Иван Царевич и Иван-Поповичспят в доме и ничего не слышат, как их Иван крестьянский сын не будет, так оно и бывает, сколько не буди царевичей и поповичей, что беда на Руси, пока дом не развалится окончательно не проснуться, от Ночи Сварога.

Снял Ванюшка рукавицу пеньковую, бросил в избушку - братьям знак подать. Раскатилась избушка по бревнышку. Проснулись братья, выскочили. Видят - вздыбилась речка Смородина, с Калинового моста кровь бежит, на русской земле стон стоит, на чужой земле ворон каркает. Бросились братья на помощь Ванюшке. Пошел тут богатырский бой. Чудо-юдо огнем палит, дымом душит. Иван-царевич мечом бьет. Иван-попович копьем колет. Земля стонет, вода кипит, ворон каркает, пес воет.

Изловчился Ванюшка и отсек змею огненный палец. Тут уж стали братья бить-колотить, отсекли змею все двенадцать голов, туловища разрубили, в воду бросили.

Отстояли Калинов мост


Потом значится они побеждают Змеиное Царство и всех лживых змеёнышей чинящих то голод, то засуху, то морок рубят в щепки. И разрушают Змеиный Дворец. Но вот что ещё интересно, всегда в сказках, голову Змею Горынычу отрубают, а туловище кладут в воду! И здесь можно увидеть множество параллелей с мифами других народов. Так в Китае считается, что Драконы принадлежат к стихии воды. В Гонконге (Сянгане), у горы, где, по преданию, живёт Фуцанлун, был построен жилой комплекс. В середине комплекса архитекторы оставили свободное пространство, чтобы не загораживать Фуцанлуну вид на океан и сохранить его доброе расположение. Индийские Наги считаются порождением именно водяной стихии. Скандинавского Ёрмунганда Один сбрасывает именно в океан. В русских сказках в воде погиб даже Змей который по легенде построил знаменитые Змеивые Валы, это когда Кожемяка стал делить Землю со ЗмейГорынычем и для этого решили провести борозду по всей Земле, а затем Кожемяка и говорит, а если вдруг твою воду начнут пить, что делать-то, решили и воду поделить, запрягся Змей снова в плуг да и потонул в море. То есть в воде Змей как минимум добреет как считают китайцы, или становится менее зловредным, как это скорее всего. Наступает время Водолея, и Змею видимо придётся отойти от зловредных дел. Вот такая вот она, народная мудрость по сказкам.

Благодарю за внимание, надеюсь статья была вам полезна.

Змей Горыныч является персонажем многих сказок и былин, дрался с ним Добрыня Никитич и другие русские богатыри. Водил этот дракон дружбу с Кощеем и Бабой Ягой. Хотя ученые считают, что подобные существа жили вместе с человеком, о чем свидетельствуют древние рисунки, но главное – рептелоиды и сегодня продолжают обитать среди землян!

Змей Горыныч - кто это?

Как объясняют словари, Змей Горыныч- это огнедышащий дракон, имеющий несколько голов, олицетворение Зла в славянских былинах. Словаки, чехи и поляки называли его Змок, украинцы – Змий, хорваты – Змай. А еще - Горынич, Горынчат и Горынчище. Исследователи спорят: кем он был: драконом или змеем? Дракон имеет лапы и крылья, а змеи – нет, а на картинках у Горыныча лапы и крылья в наличии. Поэтому основная версия: сильное чудовище с мозгом змея и телом дракона.

Где живет Змей Горыныч?

В легендах упоминается, что страшный Змей Горыныч живет возле огненной реки, охраняя Калинов мост, приводящий в мир мертвых. Там, где он властвует, не растет трава и не поют птицы. По версиям других сказаний обитает Змей в золотых палатах. Если рассмотреть все варианты фольклора, возникает 3 места обитания:

  1. В воде, на камне в море.
  2. Возле входа в царство умерших.
  3. На горе или в пещере.

В пользу последнего утверждения и «отчество» Змея – Горыныч. В одной из сказок упоминается Стеклянная гора, исследователи предполагают, якобы расплавленный от змеиного огня песок скалы превратился в стекло, по которому невозможно было вскарабкаться. Есть еще гипотеза, что в некоторых языках слова «гора» и «лес» не отличаются. Так что «Горыныч» может означать и «лесной». Хотя ни в одной из сказок Змей из леса не появляется.

Как выглядит Змей Горыныч?

Самая распространенная версия: Змей Горыныч о трех головах, но упоминается в сказаниях и 5, и 6, и 7, и 9, и даже 12 голов. Это – главная черта чудовища, описания тела менее точные. Упоминается, что летать умеет, но есть ли крылья – не сказано. На лубочных картинках Горыныча изображали с:

  • телом змеи;
  • длинным шипастым хвостом;
  • когтистыми лапами;
  • пастью, изрыгающей огонь.

Похожее чудовище представляет собой Змей Горыныч с Кудыкиной горы - огромная статуя, установленная в парке «Кудыкина гора», возле села Каменка под Липецком. Фотография дракона о трех головах мигом облетела мир, собрав больше миллиона лайков и 6,5 тысяч комментов. А еще обеспечила парку огромную популярность, войдя в серию лучших снимков Instagram.


Змей Горыныч - мифология

В мифах злой Змей Горыныч изображен олицетворением вселенского Зла, ученые предполагают, что это может быть древнее имя или наименование существа, которое позднее стало упоминаться, как имя и отчество. Еще есть версия, якобы так звали страшного захватчика, который жег города, собирая, как утверждают сказки, дань с многих царей и князей. Эта версия подкрепляется аргументами:

  1. Многоголовость - символ многоликости Зла.
  2. Похищение людей – захват русичей в рабство на покоренных землях.
  3. Место обитания Змея прячется в «Сорочинских горах», которые якобы расположены за пределами Руси – описание другого государства.

Змей Горыныч в славянской мифологии

Змей Горыныч у славян описывается, как охранник Калинового моста через речку Смородину, разделяющую мир живых и мертвых: явь и навь. Но намного чаще встречается упоминание, что этот Змей – разумное существо, забавы ради сжигает города и ворует красавиц. В сказаниях дружит с нечистью или держит ее в подчинении. Безветрие, а потом страшная гроза предвещают о появлении сказочного чудовища. С ним постоянно сражаются богатыри и убивают в честном поединке. В некоторых былинах упоминается, что на месте отрубленных голов Змея вырастали новые.

Исследователи предполагают, что Горыныч:

  1. Собирательный образ кочевников, которые осаждали Русь.
  2. Олицетворение вселенского Зла.

Змей Горыныч в Древней Греции

Если внимательно почитать мифы Древней Греции, становится очевидным: Змей Горыныч отметился и в тех краях, только называли его иначе. В 12 подвигах Геракла упоминается страшное чудовище - Лерне́йская ги́дра. Ее описывали, как змею с 7-9-50 головами, на месте одной отсеченной появлялось уже 3, а одна голова имела бессмертие и плевалась пламенем. Аналогии с Горынычем явные, эту гидру сразил в бою Геракл.

Существует еще версия, что Змей Горыныч – рептилоид, существо, похожее на гуманоида и змею одновременно. Писатель Андрей Белянин выдвигает версию, якобы Горыныч по своей воле превращался в человека и очаровывал пленниц, проводил с ними время, а потом уничтожал. Подобные существа упоминались в сказаниях древних греков, основателя Афин Кекропа даже называли наполовину змеем, наполовину – человеком.

Ученые предполагают, что когда-то рептилоиды пытались покорить землян, но не преуспели. И все же смогли передать немало ценных знаний народам Индии и Китая, где змей до сих пор почитают особо. Судя по Библии, тайные знания дал Адаму тоже Змей, вот только урок этот впрок якобы не пошел. Не исключено, что рептилоиды и сейчас живут среди нас, трансформируя облик, хотя доказать это очень проблематично. Так что не исключено, что Змей Горыныч существует.

Каааасски!!! Каассски!
-Каски!
-Каски!
-Каски!
-Вить, а Вить, это когда-нибудь кончится?
-Гоша, и не надейся!
-Вить, ну почему именно мы?
-Каааски Хоцуууу!!!
-Потому, Гоша, потому что именно вокруг нас собираются идиоты. Мы для них как магнит!
-А это еще че такое “МАГНИТ”?
-Ну, в общем, он все притягивает. Да и не в магните дело, а в нас с тобой, Гоша, и в Васе, пусть земля ему будет пухом.
-Дай КАСКИ!
-Вить, а почему так? Почему все ТАК случилось?
-Да потому что мы сами идиоты! Вася всегда говорил: “Давайте жить в поле, давайте жить в поле”. Мы – идиоты, его не слушали, а ведь он прав оказался.
-Вить, а причем тут поле?
-Так ты сам посуди: куда богатырь в поле убегать будет. Мы ж его в поле в миг догоним. А в горах он и за камень спрячется, аль еще куда. Но хуже всего в горах это то, что с них любой богатырь, навернувшись, тотчас подохнет, хоть сам Добрыня Никитич, все равно подохнет!
-Ну, так это же хорошо!
-Гоша, дурья ты башка! Это хорошо, если он до нас не дошел. А ведь эта паскуда и Васю порубал и двоих еще Васькиных, а потом навернулся, гад.
-Каассски хоцу, кассссски хоцууууу!!!
-Каассска!
-Касска!
-Каскка! Кассскаааа!!!
-Хоцу каски.
-Вить, я только не понял, а че он Ваську порубал, а нас нет? Обычно же наоборот все бывает – мы уже готовы, а Васька дерется.
-Видишь ли, блин, левша он оказался!
-Стоп, так герой он же помер?
-Ну.
-Так че мы снова не становимся такими, как были?
-Дурак ты, Гоша! Ты же помнишь, Кощей, едить его налево, когда колдовал, он же так и сказал: “А коль убьешь богатыря того все взад и воротится”. А мы ведь его не убивали, он сам окочурился!
-Да, незадачка вышла.
-И правда “в ЗАД” все получилось!
-Так что теперь делать то будем?
-Каску кусать!
-Да, каааску!
-Вкусная каасска!
-Да тихо вы! Я говорю, что делать будем, Витюш?
-С этими что ль?
-Да нет, вообще что?
-Ну не знаю. Мы ведь уже несколько недель ходим богатыря ищем, чтобы убить. Так уже десяток деревень сожгли!
-Вить, а что мы тогда не стали нормальными?
-В каком смысле?
-Ну, ведь в деревнях этих дружинники, небось, точно были, а они ведь тоже “Богатыри”.
-Блин, Гоша! Я же раз сто сказал: богатырь этот ГЕРОЕМ должен быть, а герой он только тогда герой, когда нашу хоть одну голову срубит! Понял?!
-Вить, мы ж с тобой дураки! Мы же поддаться можем, по началу!
-Главный дурак здесь ты!
-А че я не так сказал? Все же верно!
-Верно то верно, а ты об этих подумал? Ты не смотри, что у них мозгов как у младенца…
-Где наса Кааааасссска?!!!
-…Они ведь машины для убийства, ты же сам видел! Они поддаться не дадут!
-И правда. Слушай, Вить, только тише. А ты не думал и просто как бы убрать? Ведь новые бывают только когда богатырь бьет.
-Да думал я Гоша, думал об этом. Но ведь они сопротивляться будут. Их четверо - нас двое. Вот и считай, у кого перевес!
-Вить, но мы же умные!
-А тут ум и не нужен. Драка дело не хитрое.
-Значит, будем искать богатыря – героя?
-Во-во!
-Ну и где наса каска?!
-Дайте нам каассски!
-Касссскииии!!!
-Вить, как там, уже готово?
-Ага… Ммм! Как вкусно!
-Да, это тебе не жилистые крестьяне – это настоящая Русская Каша!
Вместо эпилога
-Ну, и куда теперь?
-Ты нашего свояка помнишь?
-Драгошу Англицкого?
-Да нет, того плоскомордого и узкоглазого.
-Как же, помню!
-Так он говорил - у них там, в Китае есть такие богатыри Са-му-ра-и. Дескать, больно шустрые они.
-Значит, на Восток?
-Значит, на Восток!
-Есе Кааскиии!!!

Как пить, так вдвоем, а как блевать, так все вместе. (Анекдот о Горыныче).

В самом деле, почему наш дракон - урод?
Вот китайский дракон - одноголовый. И вообще. Религия у них похожа на философию, философия - на спорт и travel, пейзажная живопись - на религию, почерк - искусство каллиграфии, кулинария - магия, чиновники с древних времени двигают вперед стихосложение, коммунистическая идея питает предпринимательство.
Все перемешано, все сцеплено. Не менталитет, а однородный столб пламени. Не удивительно, что китайский дракон - символ мудрости - об одной голове.

Другое дело - наш Горыныч. Со временем, правда, он выродился в отрицательный персонаж, но нет сомнений, что это чудоюдо поганое изначально имело куда более метафизический смысл.
Наше славянское сознание разорвано, как наши бескрайние просторы. И потом, это так по-нашему - было три головы, потом одну срубили, потом еще одну, а потом, глядишь, и вовсе безбашенным остался. Типично русская гносеологическая история.
Даже то, что герои сказок воюют с Горынычем - очень по-нашему. Мы так любим повоевать сами с собой.
Но почему именно три головы?
Три независимых и самостоятельных головы - это аллигория трех архетипов мышления, трех архетипов мировосприятия. Не только нашего, но, и вообще, западного.

Логика . Первая голова отвечает на здравый смысл, логику, науки и так далее.

Вера. Вторая голова обладает религиозным знанием. Ей, впрочем, даже и знать ничего не нужно. Она просто верит.

Искусство. Третья голова - самая древняя и непосредственная. Она думает образами и соединяет своего хозяина с материальным миром.

Эти три вида мышления, в общем-то, прекрасно известны.

Проблема - в другом. В том, как эти «головы Горыныча» сосуществуют. Ведь каждая считает себя уникальной, или, во всяком случае, главной.

В этом нет, впрочем, ничего удивительного. Каждый из этих архетипов мышления огромен, как космос. Непомерно огромен для человеческих плеч. Нормальному человеку дай Бог вместить хотя бы полтора.

Тут еще уместно провести стереометрическую аналогию.

Три головы Змея Горыныча - это три измерения нашего мира.

Предположим, вы - технический специалист. Не ученый (ученые - люди многомерные). Нет, какой-нибудь конструктор ракетных двигателей. Не генеральный (там тоже требуются не детские обобщения) - довольно среднего звена. Скорее всего, военный.

Наука, логика, факты - ваша работа и ваша стихия. Смысл и соль жизни.

Вторая, религиозная голова, для вас просто не существует. Для вас - это чистой воды безумие.

Искусство? Да, имеет право на существование. Но как отдых. Развлекуха. Обслуга «основной деятельности человечества».

Итак, вы осознаете мир в двух измерениях. С натяжкой, но все-таки в двух. То есть ваш образ мира располагается на плоскости.

В этом нет ничего зазорного. Возьмем, например, графа Льва Толстого в периоды его религиозного учительства. Таже картина.

Религия - конечно! Наука? Пригодится, особенно, наука крестьянская. Помогает бороться с голодом. Искусство - баловство, зло, грех. Итак, здесь мы тоже видим всего лишь два измерения. П лоскость.

Да, что Толстой! бери выше! Виктор Пелевин. Человек искусства. Наука? Почему нет. Тем более, что закончил Энергетический институт. Религия - никогда! «Я не настолько сошел с ума, чтобы поверить в Христа».

Мышление на плоскости, надо сказать, наиболее распространено. Наиболее человечно.

Объемное видение, видение, равно включающее все три измерения - науку, религию и искусство - это уже героизм. Это великие русские ученые.

Это - Пушкин.

Это Достоевский, гениальный романист, христианин и человек, который с огромным уважением относился к науке. Дипломированный инженер.

Это последний дореволюционный старец Оптиной Пустыни - Нектарий. В молодости попросил запреть его в келье и лет двадцать изучал культурный опыт человечества, науки и искусства. Потом вышел из затворничества. Юродствовал почище Пети Мамонова, но был все-таки избран великим старцем. Был духовным наставником России в самый трагичный ее период.

И есть, конечно, и такие люди, мировоззрение которых описывается линией. Они видят мир в одном измерении.

Это уже болезнь. Это фанатики всех мастей. маньяки одной идеи, и соотвественно, одного ментального измерения.

Достаточно упомянуть активистов святой инквизиции, которые с одинаковым удовольствием жгли на кострах ученых и хоронили за кладбищенской стеной людей искусства.

Как часто, читая сказки или смотря мультфильмы, мы встречаем Змея Горыныча?

Сражения с великими русскими богатырями, похищение славянских красавиц, ужас, наводимый повсюду – вот, что ассоциируется с этим персонажем.

Но существует ли он на самом деле? Или это фольклорный образ, живший на Руси?

Внешность Змей Горыныча описывается следующим образом: дракон, имеющий несколько голов. Как правило, количество было кратно 3 – 3, 6, 9, 12, но могло быть и 5, и 7.

Его головы дышали огнем, а если отрубали одну из них, моментально вырастала новая. Когтистые лапы, длинный хвост с шипами и небольшие крылья, позволяющие ему летать повсюду, имел мифический персонаж.

По-разному и называли его в разных странах: Змок – Словения и Чехия, Змий – Украина, Змай – Хорватия.

Каждая страна добавляли новые черты в образ Горына, споря, был ли он драконом или змеем.

Змей Горыныч не уязвим, а потому практически непобедим. Но существует одно-единственное место, благодаря которому можно было его уничтожить – маленький участок чешуи рядом с головой.

Попадая в это место, голова исчезает, однако на ее месте тут же возникает новая.

Оружие, способное убить его, в преданиях называлось «Плетка-семихвостка».

Но уничтожить Горына можно было, только одновременно отрубив ему все головы. Еще одним слабым местом змеи являются его детеныши. Они беззащитны, но ровно до тех пор, пока чешуя не начнет каменеть.

Возникновение мифического отчества

Почему Горыныч и где живет загадочный змей? Оказывается, отчество, или прозвище, напрямую связано с местообитанием мифического персонажа. Существует несколько версий:

  • Змей, как существо, может принадлежать двум стихиям: огненной и водной. Поэтому, первый вариант логова – посреди моря на камне.
  • Согласно легендам, Змей является охранником перехода меж двумя мирами: миром живых и миром мертвых. Он живет на Калиновом мосту, что перекинут через реку Смородину.
  • Гора или пещера, благодаря которой и получено отчество. Появилось это предположение в результате одной сказки. Все вокруг его обитания безжизненное и мертвое: трава не растет, птицы не поют, животные обходят стороной.
  • Горын – от слова гореть. Огонь, изрыгавшийся из пасти чудовища, уничтожал все живое на своем пути.
  • Последняя, не менее распространенная версия, где бы мог проживать Змей Горыныч – палаты из злата и серебра – появилась тоже благодаря былинам, в которых он держит в страхе царей и правителей, собирая с них дань и живя в роскоши. В связи с этим, появляется предположение, что Горын – волне разумное существо.

Образ Змея в истории

Символичность образа Змей Горыныча многогранна в русской мифологии. Во времена появления этого существа русскую землю терзали войны и набеги кочевников.

Не исключено, что змей – это воплощение всех бед того времени. Еще одна версия, вышедшая из сказок: змеи – вселенское зло, противопоставление добру.

История появления сказаний о Змее Горыныче берет свое начало при язычестве.

Славяне, жившие на севере, поклонялись некоему змею как божеству, принося жертвы. А для южных славян он был демоном.

Христиане истолковывают образ змея как символ грехопадения.

Считалось, что змея и дракон – это Дьявол в другом обличье.

Ведь именно из-за змея-искусителя Адам и Ева были изгнаны из Эдема.

Основным занятием Горына, согласно легендам, стало уничтожение: он сжигал деревни и города, брал заложников и пленников, заставлял платить дань, внушая страх смерти.

В таком образе он выступает как враг-захватчик.

Символов многоликости зла выступают многочисленные головы змея. А борьбу добра и зла изображают сражения богатырей с ним.

В мифологии разных стран образ змеи ассоциируется с другими чудовищами.

Например, в мифах про Геракла описывалась Лернейская гидра. Змея с 7 и более головами, могла изрыгать пламя и регенерировать отрубленные головы. Геракл уничтожил ее в бою, так же как русские богатыри победили Горына.

Горыныч в искусстве

Невероятно распространенными оказались Горынычи в культуре. В настоящее время благодаря фильмам, мультикам и сказкам, образ является более доброжелательным. Нет кровавых пролитий, сражений и похищений.
Скульптуры :

  • Петразаводск, 2000 г. В год дракона установили скульптуру змею.
  • Харьков, 2000 г. Деревянный Змей на берегу реки Лопань.
  • Новосибирск, 2013. Фонтан с героями русских сказок, в их числе и Змей.
  • Липецк. расположена огромная статуя.

Живопись :

  • В.М. Васнецов «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем-Горынычем»
  • И.Я. Билибин «Бой Добрыни со Змеем», «Добрыня Никитич освобождает от Змея-Горыныча Забаву Путятичну»
  • С. Москвитин «Добрыня Никитич»
  • Н.К. Рерих «Победа»

Фильмы :

  • «Василиса Прекрасная», Александр Роу.
  • «Илья Муромец», Александр Птушко.
  • «Огонь, вода и.. медные трубы», Александр Роу.
  • «Там, на неведомых дорожках», М. Юзовский.
  • «На златом крыльце сидели», Б. Рыцарев.

Наиболее популярным Змей Горыныч стал в различных мультипликационных фильмах.

Самыми популярными из них является серия про русских богатырей: «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Три богатыря и Шамаханская царица», «Три богатыря на дальних берегах», «Три богатыря и морской царь».

Здесь змей – друг богатырей, помогающий им во всех сказочных перипетиях.

В литературе Змей Горыныч упоминается в таких произведениях, как: былина «Про Добрыню Никитича и Змея-Горыныча», повесть-сказка «До третьих петухов», «Понедельник начинается в субботу» братьев Стругацких.

Змей среди нас

Совершенно очевидно, что Змей Горыныч полностью мифическое существо.

Оно было создано в былинах и легендах, как образ вселенского зла и захватчиков на Руси. Ни одного доказательства его существования не обнаружено. А рисунки, найденные в летописях, всего лишь сопровождение к рассказам о богатырях, освободивших Русь от нашествий.

В сказках Змей дружил с Бабой Ягой и Кощеем Бессмертным: вместе они совершали злые дела. Но все они являются лишь сказочными персонажами.

Хотя, находятся скептики, утверждающие, что Змей мог существовать. И не исключают возможности его существования и сейчас. По современной версии, Змей – рептилоид, гуманоид и змея в одном обличии. Он мог превращаться в человека, чтобы очаровывать пленниц, а затем уничтожал их.

Предположения о существовании рептилоидов выдвигаются не первый раз. Кто-то верит, что они захватят Землю и поработят человечество, а пока они живут среди нас, пытаясь разработать план захвата.

Соответственно, не исключено, что и Змей обитает среди нас!