Пауло Коэльо – один из самых продаваемых писателей в мире: тиражи его книг достигают десятком миллионов. Но за жизненным успехом часто стоят драматические коллизии и напряженные духовные поиски. Как же пришел к успеху автор знаменитого «Алхимика»?

Творчество и электрошок

Будущий писатель родился 24 августа 1947 года в Рио-де-Жанейро в семье инженера. В семилетнем возрасте мальчика отдали в школу иезуитов. Именно там у него впервые пробудились творческие способности. Он стал писать стихи и прозу и при этом все больше замыкался в себе. Это встревожило родных Пауло. Дело в том, что в Бразилии в 60-е годы царила военная диктатура и творческим людям приходилось несладко, - их приравнивали к коммунистам, гомосексуалистам и наркоманам. Родители стали опасаться, что их сына начнут преследовать за вольнодумство и, когда юноше было семнадцать, поместили его в частную психиатрическую лечебницу.

Коэльо поставили диагноз «шизофрения». В клинике он пробыл три года, подвергаясь лечению электрошоком. Трижды Пауло пытался сбежать из лечебницы, но его всякий раз ловили и возвращали назад.

В конце концов по настоянию родителей молодой Коэльо отказался от мечты стать писателем и поступил на юридический факультет университета Рио-де-Жанейро. Но всего год спустя бросил учебу и вместе с хиппи отправился путешествовать по миру. Он побывал в странах Латинской Америки, Северной Африке и Европе. Как и все его друзья, Пауло употреблял наркотики.

Вернувшись домой через несколько лет, Коэльо начал карьеру музыканта. Он сочинял песни вместе с популярными исполнителями: Эллис Режиной, Ритой Ли, Раулем Сейшасом. В тот же период Пауло увлекся мистикой, оккультизмом и, наконец, сатанизмом, превратившись в последователя британца Алистера Кроули. Вместе с тем он примкнул к анархистам, играл в театре и сотрудничал с прессой.

«Путь Сантьяго»

В 1974 году Коэльо вместе с другими членами группы анархистов отправили в тюрьму по обвинению в «антиправительственной деятельности». Его подвергли пыткам. Спасло поэта то, что когда-то он лежал в психиатрической больнице, - он был признан невменяемым и отпущен на свободу. Вскоре Пауло вновь отправился путешествовать.

В 1982 году в одном из амстердамских кафе он познакомился с членом католического монашеского ордена RAM, которого впоследствии называл Джей. Джей поведал ему, как Евангелие может менять жизнь человека. Коэльо очень вдохновили эти идеи и он вступил в орден, став учеником Джея. Здесь он научился понимать язык символов и предзнаменований. А в 1986 году духовный учитель убедил Пауло совершить паломничество по «Пути Сантьяго», к усыпальнице святого великомученика Римской Католической Церкви Иакова, расположенной в испанском городе Сантьяго-де-Компостела.

Там на бразильца снизошло озарение. Он решил оставить занятия музыкой и все-таки стать писателем. Первой написанной им книгой стал «Дневник мага», в котором он описал события, происходившие с ним на «пути Сантьяго». В частности, герой «Дневника» встречает на своем пути мистиков и демонов, учится понимать природу истины, а также знакомится с ритуалами ордена RAM, которые помогают ему обрести силу.

Истинная судьба

Книга вышла в 1987 году. Особого успеха она не имела, но зато вызвала приток паломников к гробнице святого Иакова. Однако в 1988 году вышел «Алхимик». Его главный герой, андалусский пастух Сантьяго, отправляется в Египет, чтобы отыскать некое сокровище, но в конце концов находит его на своей родине в Испании. Основной мыслью романа являлась необходимость внутренних духовных исканий, следования по пути своей истинной судьбы.

Поначалу книга продалась совсем небольшим тиражом – 900 экземпляров - но в 1994 году роман был вторично издан в США и тут же стал бестселлером.

В том же году, когда «Алхимик» был впервые опубликован в Бразилии, Пауло со своей тогдашней женой Кристиной отправились в 40-дневное паломничество в пустыню Мохаве. Этому путешествию позднее был посвящен роман «Валькирии».

Затем вышли другие романы Коэльо: «Брида», «На берегу Рио-Пьедра села я и заплакала», «Пятая гора», «Вероника решает умереть», «Одиннадцать минут», «Победитель остается один», «Алеф». В общей сложности было продано около 175 миллионов экземпляров книг писателя в более чем 170 странах.

Иногда Пауло Коэльо называют «человеком эпохи Возрождения». Правда, литературные критики не очень благосклонны к писателю, считая его манеру «упрощенной». Сам же Коэльо уверяет, что его задача как раз делать сложное простым, рассказывая о духовных истинах языком философских притч.

Пауло Коэльо - бразильскийпрозаик и поэт.

В семь лет он был отправлен в иезуитскую школу Святого Игнатия Лойолы, где впервые проявляется его желание писать книги.

Его отец был инженером, поэтому его с детства настраивали идти по стопам отца. Однако, у юноши были другие планы на жизнь – он твердо решил стать писателем. Родители восприняли это как протест и это привело к тому, что в возрасте 17 лет Пауло Коэльо попал в психиатрическую клинику. Через три года его выпустили после трех попыток побега.

Его семья смирилась с тем, что «нормальной» работой он заниматься не будет. Пауло Коэльо продолжал заниматься театром и журналистикой.

Выйдя из клиники, Коэльо становится хиппи, основывает подпольный журнал «2001», на котором обсуждались проблемы духовности, Апокалипсис. Кроме того Пауло писал тексты анархических песен. Рок-группа Raul Seixas сделал эти тексты такими популярными, что Коэльо в одночасье становится богатым и знаменитым. Он продолжает искать себя: работает журналистом в газете, пытается реализоваться в театральной режиссуре и драматургии.

Но вскоре темы его стихов привлекли внимание властей. Коэльо обвиняют в подрывной антиправительственной деятельности, за что трижды арестовывают и подвергают пыткам.

Выйдя из тюрьмы, Коэльо решает, что пришло время остепениться и стать нормальным человеком. Он перестает писать и делает карьеру в CBS Records. Но в один прекрасный день его увольняют без всяких объяснений.

В 1970 году начал путешествовать по Мексике, Перу, Боливии, Чили, Европе и Северной Африке.

Через два года Коэльо вернулся в Бразилию и начал сочинять стихи для песен, ставших потом очень популярными, работая с известными бразильскими исполнителями, такими как Рауль Сейшас.

Сейчас он живёт со своей женой, Кристиной, в Рио-де-Жанейро, в Бразилии, и в Тарбе, во Франции.

Пауло Коэльо удостоен множества влиятельных международных наград, является членом Бразильской литературной академии (ABL).

Пауло Коэльо известные книги

  • «Паломничество» или «Дневник мага» / O Diário de um Mago , 1987, рус. пер 2006
  • «Алхимик» / O Alquimista , 1988, рус.пер. 1998
  • «Брида» / Brida , 1990, рус. пер. 2008
  • «Валькирии» / As Valkírias , 1992, рус. пер. 2011
  • «Мактуб» / Maktub , 1994, рус. пер. 2008
  • «На берегу Рио-Пьедра села я и заплакала» / Na margem do rio Piedra eu sentei e chorei , 1994, рус. пер. 2002
  • «Пятая гора» / O Monte Cinco , 1996, рус.пер. 2001
  • «Книга воина света» / Manual do guerreiro da luz , 1997, рус.пер. 2002
  • «Любовные письма пророка», 1997, никогда не переводилась на английский
  • «Вероника решает умереть» / Veronika decide morrer , 1998, рус.пер. 2001
  • «Дьявол и сеньорита Прим» / O Demônio e a srta Prym , 2000, рус.пер. 2002
  • «Отцы, сыновья и деды» / Histórias para pais, filhos e netos , 2001
  • «Одиннадцать минут» / Onze Minutos , 2003, рус.пер. 2003
  • «Заир», 2005 / O Zahir , рус.пер. 2005
  • «Ведьма из Портобелло» / A bruxa de Portobello , 2007, рус.пер. 2007
  • «Победитель остаётся один» / O Vencedor Está Só , 2008, рус.пер. 2009
  • «Алеф», 2011
  • «Манускрипт, найденный в Акко», 2012
  • «Подобно реке»,2006
  • «Любовь. Избранные высказывания»
  • «Адюльтер», 2014

Рассказывать о Пауло Коэльо, известном бразильском писателе, одновременно и легко, и тяжело.

Легко – потому, что его жизненная философия, воплотившаяся во всех произведениях, носит позитивный характер, придает силу и уверенность в завтрашнем дне, вселяет понимание того, что счастливая судьба человека находится в его собственных руках.

Тяжело – потому, что описывать своими словами мировоззрение Коэльо – труд неблагодарный. Ведь в этом случае русская пословица «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» превращается в «лучше один раз прочитать самого Коэльо, чем сто раз то, что о нем пишут». Поэтому иногда я буду давать слово самому Мастеру, чтобы лучше донести его видение смысла жизни.

Данная статья – это возможность вернуть долг величайшему писателю, который пробудил во мне то о чем я ранее и не подозревал. В жизни нужно не только брать, но и отдавать. Когда мы читаем книги, смотрим фильмы, слушаем музыку, изучаем статьи и другие материалы с помощью которых меняется наше мировоззрение, меняемся мы, то в такие моменты мы берем.

Спасибо что есть люди, которые творят ради того, чтобы сделать жизнь других людей лучше. Коэльо – это тот человек, который привил мне данную философию. Жить ради себя самого глупо, ничтожно, бездарно и не интересно. Жить ради других, помогать людям, быть полезным – это главное.

Я хочу отдать должное Паоло Коэльо. Уверен, что найдутся люди, которые еще не читали его книги. Если эта статья заставит вас прочитать его уникальные творения, то будем считать, что мы квиты)))

Кто же такой этот Пауло Коэльо?

Общий тираж его романов, изданных на всех языках, превысил 100 миллионов экземпляров! Его книги переведены почти на 70 языков и опубликованы в 150 странах.

Самый известный роман Коэльо – «Алхимик» – уже приобрел статус современной классики. Эта притча нашего времени разошлась по свету 60 млн. копиями!

На этом рекорды «Алхимика» не заканчиваются – как самое переводимое (67 языков) произведение при жизни автора и самая продаваемая книга в истории Бразилии, он был внесен в книгу рекордов Гиннеса.

И хоть имя Пауло Коэльо не значится в списке Forbes среди самых обеспеченных писателей (там можно встретить другие имена, такие, как Стивен Кинг и Даниэла Стил), зато его цитируют президенты!

Барак Обама в ходе визита в Рио-де-Жанейро в речи об укреплении двусторонних дружеских отношений, процитировал роман Коэльо «Валькирии»: «Силой нашей любви и нашей воли мы можем изменить нашу судьбу и судьбы многих других людей».

Пауло Коэльо удостоен множества влиятельных международных наград, является членом Бразильской литературной академии (ABL).

Успех бразильского писателя претендует на звание феномена массовой культуры. Его романы читают представители разных слоев населения, обоих полов, и в возрасте от мала до велика. По словам Коэльо, то, что его истории объединяют людей, доставляет ему большую радость.

Обратите внимание на то, что в рубрике Истории успешных людей в основном встречаются бизнесмены, которых можно увидеть на .

Коэльо, как вы успели заметить, не бизнесмен, не миллиардер. Тем не менее, его пример, его история заслуживает пристального изучения. Когда мы говорим об успехе, то зачастую успешные люди у нас ассоциируются с олигархами и миллиардерами.

Успех в жизни многих людей ассоциируется с большими деньгами. ЭТО НЕ ПРАВИЛЬНО. Не обязательно быть богатейшим человеком на планете, чтобы быть успешным. Хотя Коэльо нельзя считать бедным человеком, он вполне обеспечен. Его успех лично для меня ассоциируется с призванием.

Он нашел себя в этой жизни, хотя ему было нелегко и вы узнаете подробнее об этом ниже. Ему пришлось пройти через серьезные испытания. И популярным автором он стал можно сказать в почтенном возрасте. Я его уважаю именно за это.

Сколько раз ему приходилось проверять свою веру на прочность? Но он точно знал, чего хочет и шел к своей мечте до последнего.

Его успех основан на желании помочь людям стать лучше. Ведь многие богатые люди шли к своим целям напролом по головам других людей. Не каждый думал о том, чтобы строить свой успех за счет успеха других людей. А Коэльо шел именно этой дорогой…

В чем же секрет успеха Коэльо? Он сумел разгадать смысл жизни?

Может, он сумел найти алхимическую формулу, превращающую жизненные неурядицы в удачи? Скорее всего, так и есть, ведь биография Коэльо полна трудностей и проблем – он был и пациентом психлечебницы, и наркоманом, и жертвой пыток…

И сейчас, наталкиваясь в интернете на собственную биографию, Пауло Коэльо задается вопросом «неужели я и есть этот человек?».

А началось все в Рио-де-Жанейро, когда 24 августа 1947 года в семье инженера Педро и его супруги Лижии родился наследник Пауло.

В семь лет Коэльо-младший пошел в иезуитскую школу Святого Игнатия Лойолы, и в это же время у него появляется странное, на взгляд родителей, желание – стать писателем.

Вероятно, маленький Пауло, как и герой его произведения «Подобно реке» (2006), так отвечал маме на предложение сначала выучиться на инженера, а потом писать в свободное время:

« – Нет, мама, я хочу быть только писателем, а не инженером, пишущим книги».

А-а-а-а…подумать только, он лелеял свою мечту с 7-ми лет и не отказался от нее!

Свою детскую мечту Коэльо осуществил почти 30 лет спустя, в 38 лет, и на то были свои причины.

Родители всячески отговаривали сына от идеи стать писателем. Для спокойной жизни в Бразилии в условиях военной диктатуры 60-ых гг. больше подходила «настоящая» профессия – юриста или инженера. Уступая давлению со стороны родителей, Пауло поступает в университет Рио-де-Жанейро, на юридический факультет; однако вскоре бросает учебу.

Родители не представляют, что делать с малоуправляемым и асоциальным сыном, нарушающим принятые нормы поведения. Мать и отец Коэльо принимают решение поместить сына в психиатрическую больницу.

Так в 17 лет Пауло Коэльо испытал на себе электрошок. Он убегает из клиники, но его водворяют туда обратно. Он делает еще одну попытку побега, некоторое время скитается, примыкает к движению любительского театра, но возвращается домой из-за безденежья. Вскоре Пауло вновь становится пациентом «психушки». Всего Коэльо прошел три курса лечения.

Испытания, которые он перенес за эти годы, помогли Коэльо умело описать чувства главной героини романа «Вероника решает умереть» (1998). Через год после публикации романа в Бразилии, на пленарном заседании были зачитаны отрывки из «Вероники…».

Этот роман послужил катализатором в деле принятия бразильским конгрессом закона «О запрещении насильственной госпитализации», который до этого обсуждался в стране несколько лет.

В 2009 году в прокат выходит экранизация романа; режиссером ленты стала Эмили Янг, а роль главной героини сыграла Сара Мишель Геллар.

В своих интервью Коэльо признается, что не держит зла на родителей, ведь обвинения и обиды ни к чему не приводят. Он сумел примириться со своим прошлым, и считает его частью жизненного путешествия.

После третьего курса лечения, родители Коэльо смиряются с тем, что «обычной» работой Коэльо заниматься не будет.

Пауло присоединяется к движению хиппи, увлекается произведениями английского оккультиста Алистера Кроули, принимает наркотики. В те годы он нелегально выпускает журнал «2001» (вышло всего два номера), в котором затрагивались вопросы духовности.

Коэльо много путешествует, он побывал в Мексике, Боливии, Перу, Северной Африке. Он вспоминает, что всего со 100 долларами в кармане проехал всю Европу. Да, это было настоящее время хиппи.

В 1972 году он возвращается на родину и начинает писать песни для бразильских исполнителей, в том числе и для популярного рок-певца Рауля Сейхаса. В результате их последующего (с 1973 по 1982) плодотворного сотрудничества, Сейхас становиться настоящей звездой!

В 1973 году Пауло и Рауль становятся членами организации «Альтернативное общество». Бразильские военные посчитали этот проект вредительской деятельностью (в организации практиковалась чёрная магия, пропагандировалось право человека на самовыражение и отрицались ценности капитализма), и в 1974 году заключили предполагаемых членов группы, включая Коэльо, его жену и Сейхаса, под стражу.

В тюрьме Коэльо не раз пытали, и он признается, что вел себя недостойно. Пауло так боялся подвергнуться очередным пыткам, что даже не отвечал жене, когда, проходя мимо ее камеры, слышал ее просьбу сказать хоть слово. Это привело к разрыву их отношений, она даже запретила Коэльо называть ее по имени.

«Самое плохое то, что, когда ты зол, ты начинаешь реагировать, когда тебе страшно, ты не реагируешь, ты просто принимаешь. Мне понадобилось много лет, чтобы преодолеть этот страх», – вспоминает писатель.

Чтобы спасти свою жизнь и выйти из тюрьмы, Коэльо заявляет о своём сумасшествии, начинает неадекватно себя вести. Его признают невменяемым и отпускают.

Пауло Коэльо п отребовался ни один год, чтобы воспоминания о том ужасе отпустили его. Хотя физически он был свободен, какое-то время еще продолжал жить страхами, которые создает жизнь за решеткой.

Сейчас, в качестве посланника мира ООН, писатель делает все, что в его силах, для запрета пыток.

Писатель признается, что смог преодолеть собственные страхи, и очень ценит в себе взращённую смелость, называя ее одной из главных своих добродетелей.

После этого этапа в своей жизни Коэльо переключается на «обычную» жизнь. Он находит работу в фирме звукозаписи «Полиграм», где и встречает свою будущую жену Сиссу. В 1977 году они едут в Лондон, где Коэльо надеется поймать писательское вдохновение. Однако попытка не увенчалась успехом, и, спустя год, пара возвращается в Бразилию.

Коэльо устраивается в очередную фирму звукозаписи «CBS Records», где придумывает сюжеты к фильмам и сериалам. Однако оттуда его увольняют без объяснений.

Примерно в то же время Пауло разводится с женой и встречает свою старую знакомую Кристину Оитисию и вскоре они женятся.

Этот брак оказывается стабильней предыдущих – в настоящий момент супруги по-прежнему вместе.

Ключ счастливой супружеской жизни, по словам Коэльо, заключается в том, чтобы чувствовать себя свободными и при этом доверять друг другу.

Во время совместной поездки по Голландии, Пауло Коэльо встречает члена католической группы RAM, который стал его учителем и вернул в христианство. Эта встреча носила судьбоносный характер, и сильно повлияла на его жизнь.

События того времени Коэльо частично описывает в своем произведении «Валькирии» (1992), где именует эту загадочную личность как «Джей» (от лат. J).

По совету своего Учителя, в 1986 году Коэльо проходит священный «Путь Сантьяго», дорогу средневековых паломников к могиле апостола Иакова, главная часть которой пролегает в Северной Испании.

Позже все происшедшее с ним на этом пути Коэльо опишет в «Дневнике Мага» (1987), своей первой книге.

Через год свет увидел второй роман бразильца – «Алхимик» (1988). Кстати, именно с этого произведения началось мое знакомство с работами Коэльо.

Добиться воплощения своей судьбы - это един­ственная подлинная обязанность человека» – вот основная мысль этого произведения

Какие слова, вы только вдумайтесь в них. Повторите их несколько раз, чтобы всем телом и разумом прочувствовать смысл…

«Только одно делает исполнение мечты невозможным - это страх неудачи», – утверждает писатель в этой притче.

Однако сразу после публикации, роман не вызвал особого интереса, продажи не достигли и десятой части ожидаемого объема.

Коэльо искренне полагал, что «Алхимик» заслуживает большего внимания, и поэтому не сидел, сложа руки, а активно действовал. Вместе с супругой они рассылали экземпляры книги влиятельным людям в бразильских СМИ, давали интервью, читали лекции. Коэльо приходит в более крупное издательство «Рокко», и первый тираж «Алхимика» в этом издательстве быстро раскупается.

Коэльо попадает в два списка бестселлеров – «Дневник мага» лидировал в номинации «нон-фикшн», а «Алхимик» - в «художественной литературе».

Далее последовал лавинообразный успех – люди сметали книги с прилавков, тысячами собирались по всей стране слушать автора на встречах с читателями, устраиваемые Коэльо. Но, как заверяет Коэльо, ажиотаж на «Алхимика» не был искусственно создан издателями.

Секрет успеха Коэльо объясняется тем, что он не побоялся, уже будучи взрослым, воплотить свою детскую мечту – стать писателем.

Вдумайтесь в эти слова! Не побоялся воплотить свою детскую мечту!

  • Во-первых, сколько из нас не то что бояться воплощать мечты. Сколько из нас их просто не имеет?
  • Во-вторых, сколько из нас пытается воплотить “не свои мечты”? Помните как родители Коэльо пытались сделать из Пауло инженера? Ради этого они не побоялись упечь его в психушку! Черт побери, сколько родителей пытается сделать это со своими детьми? Пусть не каждый пытается сдать свое чадо в психушку, но ведь находят другие методы, чтобы “сломать” ребенка, прогнуть его под свою волю, под свое видение будущего…
  • В-третьих, сколько из нас даже имея мечты НЕ имеет должной воли для ее воплощения? Как быстро мы отказываемся от своих целей, стоит нам столкнуться с первыми испытаниями?

Этим объясняется магнетизм Коэльо. Даже сейчас, когда я пишу эти строки по моей коже бегут мурашки, а внутри не спокойно…

Тоже самое происходит, когда я читаю его книги. Они затрагивают крайне важные вещи и не могут оставить человека равнодушным.

Писатель признается, что никогда не дает подробных портретов героев и описаний деталей, из-за чего читатель способен гораздо больше себе представить сам. По этой причине своих читателей Коэльо называет соавторами.

В то же время СМИ решили обозначить происходящее как «моду на Коэльо», которая скоро пройдет. Критики обвиняли писателя в конъюнктурности и простоте.

Коэльо удачно отшутился по этому поводу в романе «Подобно реке», где сформулировал долг «настоящего» писателя («оставаться непонятым современниками») и его отличительные черты («словарный запас простого смертного насчитывает 3 тысячи слов; настоящий писатель никогда их не употребляет: в словаре имеется еще 189 тысяч слов, предназначенных для таких особенных людей, как он»).

Нелестные отзывы, впрочем, не оказали воздействия ни на бразильских читателей, ни на иностранных, среди которых немало известных людей.

«Прекрасная работа о магии, мечтах и сокровищах прямо за порогом », – так отзывается об «Алхимике» .

Успех «Алхимика» не ограничивается литературной сферой, он был поставлен на сценах всех материков. В 2011 году за экранизацию этого произведения взялся большой поклонник Коэльо – актер Лоуренс Фишборн (Морфеус из фильма «Матрица»).

Я с нетерпением хочу увидеть данный фильм, ведь “Алхимик” стал одной из отправных точек в моем стремлении найти себя и жить той жизнью, которую требует мое нутро.

В 1988 году, после выхода «Алхимика», духовный учитель Пауло Коэльо «Джей» отправляет его с супругой на 40 дней в паломничество в пустыню Мохаве, США.

Следующими его книгами становятся «Брида» (1990), «Мактуб» (1994), «На берегу Рио Пьедра села я и заплакала» (1994), «Пятая гора» (1996), «Книга Воина света» (1997).

В 1996 году Коэльо назначают особым советником программы ЮНЕСКО «Духовные точки соприкосновения и межкультурные диалоги».

В этом же году писатель с супругой основывают Институт Пауло Коэльо, который помогает пожилым людям и обездоленным детям Бразилии. Он содержится исключительно за счет литературных гонораров писателя.

Осенью 1998 года Пауло совершает турне по Азии и странам Восточной Европы. В этом же году он становится вторым самым продаваемым автором в мире, по версии журнала «Лире».

В 1999 году Французское правительство присваивает ему звание кавалера Национального ордена Почётного легиона.

В мае 2000 году Пауло посещает Иран и становится первым с 1979 года немусульманским писателем, приехавшим в страну в рамках официального визита. Однако в 2011 году, без объяснения причин, в Иране запрещают книги бразильского писателя.

В 2000 году в свет выходит роман «Дьявол и сеньорита Прим», последующими книгами становятся «Одиннадцать минут» (2003), «Заир» (2005), «Ведьма с Портобелло» (2006), «Алеф» (2010).

В 2008 году публикуется роман «Победитель остаётся один» – произведение в необычном для автора жанре детективного триллера с элементами гламура. Главный герой романа – русский бизнесмен, а главная мысль книги – о том, как манипулируют нашими мечтами и как мы сами усложняем свои жизни.

Возможно, национальность героя подсказало писателю его «паломничество по России» 2006 года, где в рамках официального визита он посетил Екатеринбург, Новосибирск, Иркутск, Байкал, Владивосток и др. города.

Путешествуя на поезде по Транссибирской магистрали, писатель осуществил свою давнюю мечту – более 20 лет назад, еще в 1982 году, он задумал посетить Сибирь, заказал даже билеты, но обстоятельства не сложились.

Коэльо признался, что русские просторы «помогают душе открыться». А будучи на озере Байкал, писатель даже искупался в ледяной воде – температура воды достигла отметки всего плюс 4 градуса!

Сейчас Коэльо по-прежнему любит путешествовать, даже домов у писателя несколько: часть времени в году супруги Коэльо проводят во Франции, часть – в Рио-де-Жанейро. Бразилию писатель считает самой удивительной страной, где деление на мирское и священное отсутствует, где люди не стесняются верить в духовное начало.

Сейчас Коэльо удается за год сочетать три состояния – «много людей» (встречи с читателями, журналистами, издательствами), «отдельные встречи» (встречи в Бразилии со старыми друзьями) и «почти никого» (размеренная жизнь в маленьком селении в Пиренеях, где он переоборудовал для жилья старую мельницу). Это разнообразие доставляет Коэльо большое удовольствие.

«Я знаю, что знаменит. Может, в настоящее время я самый читаемый писатель в мире, но самую знаменитую книгу современности написал не я. Это книга о Гарри Поттере», - шутит писатель.

По его словам, заработанных денег ему хватит на три инкарнации, поэтому, кроме пожертвований в Институт, Коэльо выделяет средства на исследования по палеонтологии в Бразилии, спонсирует переводы бразильских классиков на другие языки.

Коэльо зарегистрирован в

Дата рождения: 24.08.1947

Бразильский писатель, романы которого переведены на 67 языков. Получил мировую известность после издания романа "Алхимик".

Родился в в Рио-де-Жанейро в семье инженера Педро и Лижии Коэльо. Учился в Иезуитской школе. С детства мечтал стать писателем. Но в 1960-ые годы в Бразилии искусство было запрещено военной диктатурой. Беспокоясь о будущем сына и пытаясь наставить его на путь истинный, родители отправляют 17-летнего Пауло в психиатрическую клинику, с которой он трижды сбегает и окончательно выходит оттуда только накануне своего 20-летия. Вскоре Коэльо становится хиппи и путешествует по Южной Америке, Северной Африке, Мексике, и Европе.

После возращения в Бразилию Коэльо учреждает подпольный журнал "2001", в котором обсуждаются проблемы духовности и пишет тексты анархических песен для рок-группы Raul Seixas. Также работает журналистом в газете, пытается реализоваться в театральной режиссуре и драматургии. Но вскоре за темы его стихов Коэльо обвиняют в подрывной антиправительственной деятельности, за что арестовывают и пытают.

Выйдя из тюрьмы, Коэльо решает, что пришло время быть более рассудительным и стать обычным человеком. Он перестает писать и делает карьеру в CBS Records, но в один прекрасный день его увольняют без всяких объяснений.

И тогда он отправляется в путешествие, которое приводит его в католический орден RAM, созданный в 1492 г. Орден направляет его в путешествие паломника по тропе Сантьяго-де-Компостелла (путь Сантьяго) в Северо-Западный Испании, которое стало переломным моментом в его жизни. Свое паломничество он описывает в своей первой книге «Дневник мага», которая была издана в 1987 году. Вскоре за ней выходит и вторая - "Алхимик", которая принесла автору мировую известность и была продана общим тиражом более 11 миллионов экземпляров, переведённых на 41 язык мира.

В 150 странах мира было продано более 86 миллионов книг Пауло Коэльо, переведённых на 67 языков. Он получил множество литературных премий и его произведения входили в список самых продаваемых книг разных стран.

В 1999 году Французское правительство удостоило его званием кавалера Национального ордена Почетного легиона.

В настоящее время Коэльо его жена Кристина Оитисия живут попеременно в Тарбе (Франция) и Рио-де-Жанейро (Бразилия).На досуге Коэльо любит читать, путешествовать, Интернет, музыку, футбол, прогулки и так называемую медитативную стрельба из лука Kyudo.

«Алхимик» до сих пор остаётся самой продаваемой книгой в истории Бразилии и даже упомянут в Книге рекордов Гиннеса. В 2002 году португальский «Журнал де Летрас», авторитетное издание в области местной литературы и литературного рынка, объявил о том, что количество проданных экземпляров «Алхимика» превышает количество проданных экземпляров любой другой книги, написанной на португальском за всю историю развития этого языка.

В настоящее время Коэльо работает над своим первым проектом фильма под названием "Экспериментальная Ведьма». Для участия в проекте он приглашает своих читателей из числа кинематографистов и музыкантов для того, чтобы инсценировать свой последний роман «Ведьма c Портобелло». Этот проект, в основном размещенный в Интернете, приглашает кинематографистов со всего мира представить собственную интерпретацию образа меняющейся Афины, также известной как «Ведьмы c Портобелло». Каждому отобранному участнику проекта будет выделена символическая плата (3000 евро).

Имя Пауло Коэльо можно найти в «Книге рекордов Гиннесса» как автора, поставившего автограф на свой роман («Алхимик») на самом большом количестве переводных изданий (53 языка) за один присест (45 минут). Рекорд был достигнут во время международного подписания книги, проведенного на франкфуртской Книжной Ярмарке в 2003 году.

Награды писателя

1995 Prix Lectrices d"Elle (Франция)
1996 Knight of Arts and Letters (Франция)
1996 Flaiano International Award" (Италия)
1996 (Италия)
1997 фіналіст "International IMPAC Literary Award (Ирландия)
1998 Comendador de Ordem do Rio Branco (Бразиліи)
1999 "Crystal Award" мирового экономического форума (World Economic Forum)
1999 Golden Medal of Galicia (Испания)
1999 Chevalier de L"Ordre national de la Legion d"honneur (Франция)
2000 Crystal Mirror Award (Польша)
2000 фіналіст "International IMPAC Literary Award" (Ирландия)
2001 XXIII Premio Internazionale Fregene (Италия)
2001 Бамбі (Bambi Award, Германия)
2002 Club of Budapest Planetary Arts Award 2002 (Германия)
2002 Best Fiction Corine International Award 2002 за роман "Алхимик" (Германия)
2004 Nielsen Gold Book Award за роман "Алхимик" (Великобритания)
2004 Ex Libris Award за роман "Одиннадцать минут" (Сербия)
2005 Goldene Feder Award (Германия)
2005 The Budapest Prize (Венгрия)
2006 DirectGroup International Author Award (Германия)
2006 I Premio Álava en el Corazón (Испания)
2007 Distinction of Honour from the City of Odense/Hans Christian Andersen Award (Дания)

Как бы его ни называли - алхимиком слова или феноменом массовой культуры - Пауло Коэльо остаётся самым авторитетным писателем нового столетия. Читатели из 150 с лишним стран, вне зависимости от своей религиозной и национальной принадлежности, признали его ведущим прозаиком нашего времени. Его книги, переведенные на множество языков, не только занимают первые строки в списках бестселлеров, но и порождают социо-культурные споры и дискуссии. Философская подоплека, идеи и сюжеты его книг затрагивают тонкие струны в душах миллионов читателей, ищущих свой путь к постижению мира. Общий тираж его книг на всех языках превышает 300 миллионов.

Пауло Коэльо верит, что, если следовать своим мечтам, можно заработать миллионы , добиться любви, успеха и всего, о чем мы мечтаем. Именно так с ним и произошло.

История Успеха, Биография Пауло Коэльо

Пауло Коэльо родился в Рио-де-Жанейро в 1947 году в семье инженера Педру Коэльо (мать Пауло звали Лижия). С детства он мечтал стать писателем, впервые это желание проявилось у него в иезуитской школе Святого Игнатия Лойолы куда Пауло был отправлен в семилетнем возрасте. Стремление стать писателем не нашло понимания у его семьи (в 60-е годы в Бразилии искусство было запрещено военной диктатурой, в то время словечко «художник» было синонимом слов «гомосексуалист», «коммунист», «наркоман» и «бездельник»), поэтому под их давлением он поступает на юридический факультет в университет Рио-де-Жанейро. Однако вскоре бросает учебу и начинает заниматься журналистикой.

Трудное детство Пауло Коэльо

Разногласия между Пауло и его родителями после ухода из университета шли по нарастающей. Непреклонность близких и вовремя подвернувшийся под руку «Тропик Рака» Миллера пробудили в Пауло дух противоречия, и он принялся нарушать принятые в семье правила поведения. Последней каплей переполнившей чашу терпения матери и отца стал тот факт, что Пауло стал на пляжных вечеринках декламировать собственные стихи. То ли беспокоясь о будущем сына и пытаясь оградить его от преследований властей, то ли сочтя его бунтарство за душевную болезнь, родители отправляют семнадцатилетнего Пауло в психиатрическую больницу, где он дважды проходит курс шоковой терапии.

Вскоре после выхода из клиники Пауло коротко сошелся с актерами из одной театральной труппы. В глазах обывателей того времени театр был рассадником безнравственности и распущенности. Испуганные родители нарушили обещание больше его не трогать и в третий раз отправили сына в лечебницу. Выйдя из нее, Пауло замкнулся в себе и сосредоточился на своих переживаниях. В отчаянии родители обратились к другому врачу, и тот объяснил им, что Пауло не сумасшедший и что его не следует держать в психиатрической больнице. Ему просто нужно научиться жить в этом мире.

Через тридцать лет после этих событий Пауло Коэльо написал книгу «Вероника решает умереть». Как пишет сам Пауло, «Вероника решает умереть» была опубликована в Бразилии в 1998 году. К сентябрю я получил по электронной почте более 1200 писем с описанием похожих случаев и переживаний. В октябре некоторые из тем, затронутых в книге, - депрессия, паника, самоубийство - обсуждались на конференции, получившей общенациональный отклик. 22 января следующего года сенатор Эдуардо Суплиси зачитал отрывки из моей книги на пленарном заседании, что помогло бразильскому конгрессу наконец принять закон, обсуждавшийся уже на протяжении десяти лет, - «Закон о запрещении насильственной госпитализации».

Пережив этот нелегкий период, Пауло вновь занялся учёбой. Казалось, он наконец-то смирился с образом жизни, который выбрали для него родители. Однако проучился он недолго и вскоре вернулся в театр. Это было в шестидесятые годы, когда по всему миру прокатилось движение хиппи. Новые веяния не обошли стороной и Бразилию.

В конце 1960-х Пауло стал полноценным членом бразильского андерграунда, носил прическу хиппи, увлекался наркотиками и намеренно никогда не носил с собой удостоверение личности, а также запоем читал труды известного мистика Алистера Кроули. В те годы он основывает подпольный журнал «2001», в котором обсуждаются проблемы духовности, Апокалипсис, впрочем, выпустить ему удалось только два номера.

Бунтарство и борьба за свободу

Вначале 70-х во время путешествий он посетил такие страны как Мексика, Перу, Боливия, Чили, побывал в Европе и Северной Африке. Странствия продлились пару лет, после чего Коэльо вернулся в Бразилию и начал сочинять стихи.

Какое-то время Пауло Коэльо писал тексты анархического характера для рок-певца Рауля Сейшаса. В результате Сейсаш стал суперзвездой (второй их альбом пользовался огромным успехом, он разошелся тиражом более 500 000 экземпляров - впервые в жизни Пауло заработал приличные деньги), а самой известной их с Коэльо песней до сих пор является «Sociedade Alternativa». В то время у подростков по всей Бразилии на слуху был ее припев: «Делай что хочешь - вот и весь закон. Да здравствует альтернативное сообщество: Число 666 - это и есть Алистер Кроули ». За все время совместной работы, до 1976 года, они с Раулем Сейшасом сочинили более шестидесяти песен, буквально преобразивших бразильскую рок-музыку.

«Было бы здорово, если бы каждый человек в молодости смог проявить свое бунтарство. Ведь, не зная обратной стороны монеты, вы всего лишь невинный агнец. Конечно, такой опыт может быть опасен, но зато можно узнать предел своих возможностей».

В 1973 году Пауло и Рауль вступили в «Альтернативное общество» - организацию, члены которой отрицали ценности капитализма, декларировали право индивида на свободное самовыражение, а заодно практиковали чёрную магию. Позже Пауло описал этот период в книге «Валькирии». В этот же период друзья начали выпускать серию комиксов «Кринг-ха», в которых проводилась идея свободы.

Вскоре их совместная деятельность привлекла внимание властей. В 1974 году бразильская военная диктатура сочла Коэльо подрывным элементом и заключила его под стражу. Рауля арестовали тоже, однако его вскоре освободили, а Пауло оставался в тюрьме дольше, поскольку его сочли «мозгом преступной группы», истинным автором этих «подрывных» картинок и текстов. Подозревая в причастности к партизанскому движению, его пытали в течение недели, подводя электричество к гениталиям.

Через два дня после освобождения его схватили на улице и снова бросили в пыточную камеру, где он провел несколько суток. Выйти из тюрьмы Коэльо неожиданно помогло прошлое: он заявил о своём сумасшествии и рассказал, что его трижды отправляли в психиатрическую больницу. На глазах у палачей он начал сам наносить себе физические повреждения, после чего пытки прекратили, его признали невменяемым и отпустили.

«Меня отправили в тюрьму не потому, что я сознательно шел против системы, а просто потому, что я писал песни, которые некоторые считали революционными. Я тогда и не подозревал об этой опасности, и когда меня бросили в тюрьму, а потом когда меня похитила и пытала военизированная группировка, я чувствовал только страх. Когда меня выпустили из тюрьмы, мне пришлось себя создавать заново, потому что этот опыт совершенно опустошил меня. Эта жестокость и этот ужас ничего мне не дали. Сейчас я делаю все, что в моих силах, для осуждения пыток и борюсь с этим злом как посланник мира ООН».

После пережитого Пауло на время оставил бурную пропагандистскую деятельность. В двадцать шесть лет он решил, что довольно с него экспериментов, - пора стать «нормальным». Он устроился на работу в фирму звукозаписи «Полиграм», где и встретил свою будущую жену Сиссу (более точную и подробную биографию Пауло Коэльо можете прочесть здесь - http://lib.rus.ec/b/375308/read - «Маг. Биография Паоло Коэльо» - автор Фернандо Морайс, перевод Александра Богдановского. В этой книге подробно рассказывается о личной жизни писателя, о его увлечении магией, о пристрастии к наркотикам…).

В 1977 году супруги переехали в Лондон. Пауло купил пишущую машинку и начал писать, без особого, впрочем, успеха. Проходил месяц за месяцем, а он не сочинил ни строчки книги, о которой так долго и страстно мечтал. Приходилось признать поражение, что он и сделал, записав в дневнике слова, не предназначавшиеся для посторонних глаз:

«Череда отказов. Что бы я ни посылал на конкурсы - все отвергалось. Только что получил очередной отказ. Все женщины, которых я стремился покорить, отвергали меня. Когда я говорю «все» - это не для усиления образа. Я хочу сказать, что не было ни единого исключения.

С самого раннего детства я мечтал стать писателем, жить и творить за границей и получить мировую известность. И Лондон, конечно, был шагом на пути к этой мечте. Однако результаты оказались не те и не такие, каких я ждал. Мое первое и самое сильное разочарование - это я сам. Шесть месяцев обстановка вокруг меня способствует невиданному вдохновению, а я не могу взять себя в руки и написать хотя бы строчку».

Через год он вернулся в Бразилию, где стал администратором в другой звукозаписывающей компании, «CBS Records». Там он начал писать сюжеты к биографическим фильмам и мыльным операм. Пауло знал, как добиться успеха , шаг за шагом он поднимался по карьерной лестнице , пока в один из прекрасных дней не был уволен без всяких объяснений. Примерно в то же время Пауло развелся с женой, он встретил старую подругу Кристину Оитисию, на которой позже женился и с которой живет до сих пор. Медовый месяц супруги провели в Европе.

Возвращение к католицизму

Хиппи, журналист, рок-звезда, актер, драматург, театральный директор и телевизионный продюсер - эта ураганная жизнь закончилась в 1982 году во время поездки в Европу. В Дахау, во время посещения музея концлагеря и позже в Амстердаме у Пауло состоялась мистическая встреча с неким «J», человеком, которого писатель называет Учителем. Он приводит Коэльо в католический орден RAM (Regnus Agnus Mundi), созданный в 1492 г. Здесь Пауло учиться распознавать язык знаков и предзнаменований, встречающихся на пути человека (по сути, эта организация является католической сектой - можно считать ее разновидностью «Опус Деи» для хиппи).

«Каждый живущий должен знать два языка – язык общества и язык знаков (предзнаменований). Один нужен для общения с себе подобными, другой - чтобы понимать послания свыше».

Согласно ритуалу пути, орден направляет его в паломническое турне в Сантьяго де Компостелла. Преодолев восемьдесят километров по легендарной тропе паломников, Коэльо описал это турне в своей первой книге «Паломничество» (др. название «Дневник мага»), изданной в 1987 году. Книга повествует о том, что чудеса случаются и в жизни самых обычных людей. Она вышла в небольшом бразильском издательстве и распродавалась неплохо, хотя серьезного внимания критиков не привлекла.

Всякий раз, выпустив новую книгу, Пауло Коэльо какое-то время живет в тревоге и страхе, словно новичок. Так было всегда. Написав первую книгу, вместе с женой Кристиной Ойтисика он сам раздавал рекламные листовки у входа в театры и кинозалы в Рио-де-Жанейро, а потом обходил книжные магазины южной части города, чтобы узнать, сколько экземпляров продано. Прошло двадцать лет, изменились методы и техника продаж, но писатель остается тем же: по мобильному телефону или через интернет с ноутбука - в какой бы точке планеты ни находился - он контролирует распространение новой книги, реакцию средств массовой информации, место в списках бестселлеров от Огненной Земли до Гренландии, от Аляски до Австралии.

В 1988 году Пауло написал следующую, совершенно иную книгу под названием «Алхимик». Это в высшей степени символическое повествование, метафора жизненного пути. К тому времени вот уже одиннадцать лет Пауло изучал алхимию, и опыт этот нашел отражение в книге. Из первого тиража, однако, было распродано всего 900 экземпляров, и издательство решило эту книгу не переиздавать.

«Алхимик» Пауло Коэльо

В июне 1988 года, когда «Алхимик» готовился к выходу, «Дневник мага» преодолел рубеж 40 тысяч экземпляров и девятнадцать недель подряд держался в списке национальных бестселлеров. Пренебрежительное равнодушие, с которым к нему относились гранды бразильской прессы, исчезло, что придавало особый, неповторимый вкус победе, одержанной и самой книгой и той партизанской войной, что вели Пауло, Кристина продвигая «Мага». В отношении «Алхимика» применили ту же тактику, что оказалась столь плодотворной с «Магом»: супруги раздавали рекламные листовки у дверей кино, театров, баров, посещали книжные магазины и оставляли продавцам экземпляры с автографом.

Из мира звукозаписи Пауло позаимствовал и привнес в мир литературы предосудительную практику так называемой «джинсы», то есть заранее проплаченных репортажей или сюжетов, лестно отзывающихся о том или ином диске (здесь - книге). Можно отыскать следы «джинсы» в сохранившихся в архиве писателя материалах, выходивших в эфир на «Пово AM-FM», высокорейтинговой радиостанции города Форталезы (штат Сеара). Присылавшиеся ему сводки доказывают, что всю вторую половину июля «Алхимик» был объектом «комментариев свидетелей» (кодированное иносказание, обозначавшее безудержно льстивые похвалы), трижды в день звучавших в эфире в программах Карлоса Аугусто, Ренана Франсы и Роналдо Сезара, в ту пору наиболее популярных ведущих.

Пауло Коэльо и его жена Кристина ясно понимали, что на войне все средства хороши. От посылки экземпляров с дарственными надписями «тузам и шишкам» бразильских СМИ - до чтения бесконечных лекций. Подобно миссионеру он в любое время дня и ночи был готов говорить на любую из восьми отработанных тем, которые сам предлагал: «Священные пути древности», «Пробуждение магов», «Обряды и ритуалы R.A.M.», «Философия и практика оккультных обрядов», «Эзотерическая традиция и практики R.A.M.», «Магия и могущество» и т. д. По окончании лекции слушатели имели возможность получить экземпляры «Алхимика» и «Мага» с автографом. Заполнять зал труда не составляло. Судя по ежедневнику Пауло, он выступал не только в таких респектабельных аудиториях, как Национальный театр (Бразилиа) и на факультетах университета Кандидо Мендеса (Рио-де-Жанейро), но и в маленьких отелях-фазендах в провинциальных городках штата Гойас и даже в частных домах. Плоды этой кампании, однако, проявлялись не сразу, и цифры продаж росли медленно. Через шесть недель после выхода было реализовано всего несколько тысяч экземпляров - это настоящее чудо для такой страны, как Бразилия, и в то же время ничтожно мало по сравнению с тем, как расходился «Дневник мага», а главное - с надеждами, которые возлагал на свою вторую книгу автор.

«Продажи до сих пор не достигли и 10 % запланированного объема. Я считаю, что успех зависит от чуда. Целый день сижу у телефона, а он молчит. О Господи! Почему не позвонит какой-нибудь журналист и не скажет, что ему понравилась моя книга? Моя работа для меня важнее, чем мои мании, слова и чувства. Ради нее я унижаюсь, прошу, надеюсь и отчаиваюсь» - писал в своем дневнике Коэльо.

Но Пауло не отказался от своей мечты. Он обратился в более крупное издательство «Рокко», которое заинтересовалось его трудом. Первое издание, выпущенное «Рокко», в считанные дни испарилось с прилавков книжных магазинов, автор же - невиданное дотоле дело - попал сразу в два списка бестселлеров: с «Дневником мага» - в «нон-фикшн», с «Алхимиком» - в разряд «художественная литература». С той поры объем продаж будет только возрастать.

Неудивительно, что те, кто возделывал скудную ниву бразильского книжного бизнеса, заинтересовались автором, который всего двумя названиями сумел достичь полумиллионной отметки проданных экземпляров. Под олимпийски бесстрастным присмотром СМИ люди сметали книги с прилавков, тысячами собирались по всей стране слушать автора - и вовсе не затем, чтобы перед ними переливали из пустого в порожнее. Создавалось впечатление, что читатели хотели приобщиться к духовным поискам, о которых автор рассказал в своих книгах. Лекции - или «встречи с читателями», - устраиваемые Коэльо, пользовались огромным успехом, народ на них в буквальном смысле ломился, и нередки бывали эпизоды, подобные тому, что произошел в столичном университете Мартинса Пены, когда устроители вечера вынуждены были вывести наружу динамики для тех, кому не хватило места в аудитории, рассчитанной на две тысячи человек. Интервью, которое Пауло дал журналистке Маре Режеа с канала «Радио насьонал де Бразилиа», пришлось повторить трижды по просьбе тех, кто желал в течение полутора часов слушать про алхимию и мистицизм. И так было по всей стране. В городе Бело-Оризонте трехсотпятидесятиместный зал в «Банко де Дезенволвименто де Минас-Жерайс» не смог вместить тысячную аудиторию, так что молодой Афонсо Боржес, организатор лекции, должен был поставить в разных концах здания теле мониторы, чтобы никто не лишился возможности послушать слова мага.

Пресса же, очнувшись от спячки, впала в растерянность, ибо не знала, как объяснить такой лавинообразный успех. Не решаясь судить о собственно литературных достоинствах обеих книг, журналисты предпочли расценить его как преходящий маркетологический феномен. По почти единодушному мнению, писатель Пауло Коэльо просто вошел в моду, «попал в струю», подобно тому, как в свое время это случилось с твистом или с автором рок-текстов Пауло Коэльо и его Альтернативным обществом. Два года назад в газете «Глобо» его назвали «Кастанедой с Копакабаны», после чего СМИ практически позабыли о его существовании. Лишь когда его книги вышли на первые места в списках бестселлеров, а газета «Эстадо де Сан-Пауло» обнаружила, что «Дневник мага» и «Алхимик» разошлись более чем полумиллионным тиражом, критики осознали: два года не просто стабильного, но и нарастающего успеха - слишком много для модного поветрия.

«Алхимик» до сих пор остаётся самой продаваемой книгой в истории Бразилии и даже упомянут в Книге рекордов Гиннеса. В 2002 году португальский «Журнал де Летрас», авторитетное издание в области местной литературы и литературного рынка, объявил о том, что количество проданных экземпляров «Алхимика» превышает количество проданных экземпляров любой другой книги, написанной на португальском за всю историю развития этого языка.

В сентябре 1993 года «Алхимик» возглавил список бестселлеров Австралии. «Сидней Морнинг Геральд» заявил: «Это книга года. Очаровательный пример безграничного изящества и философской глубины ». В апреле 1994 года «Алхимик» вышел во Франции («Анн Карьер Эдисьон»). В прессе он получил великолепные отзывы, а читающая публика приняла книгу с восторгом. Так «Алхимик» начал восхождение по списку бестселлеров. За два дня до Рождества Анн Карьер писала Монике: «Посылаю вам в подарок список бестселлеров из Франции. Мы на первом месте! » В каждом французском списке эта книга находилась на первом месте, где и продержалась пять лет. С тех пор каждый из шести романов Коэльо, переведённых на французский язык, успел возглавить списки бестселлеров, удерживая позиции на протяжении нескольких месяцев. Однажды три романа одновременно возглавляли лучшую десятку.

После такого феноменального успеха во Франции книги Пауло Коэльо перестали быть чисто литературным явлением и, заручившись поддержкой Европы, начали свое триумфальное шествие по всему миру.

Если для человечества авторитет Пауло Коэльо, был уже непререкаем, то отношение к нему бразильской критики доказывало справедливость язвительного афоризма, пущенного композитором Томом Жобимом: «У нас в Бразилии чужой успех воспринимается как личное оскорбление - что-то вроде пощечины ». Критики продолжали изощряться в колкостях. Успех французского «Алхимика» только подхлестнул их пыл. «Прежде мои недоброжелатели могли сделать клеветнический вывод о том, будто все бразильцы - ослы, раз они меня читают, - заявил Коэльо журналисту Наполеону Сабадо из «Эстадо де Сан-Пауло». - Ныне, когда мои книги с успехом продаются за границей, трудно перенести это огульное высказывание и на всех остальных » . Оказалось, что вовсе не трудно. Для критика Силвиано Сантьяго, доктора литературоведения из Сорбонны, то обстоятельство, что книги Коэльо стали бестселлерами в такой стране, как Франция, ровным счетом ничего не значило. «Пора прояснить природу успеха, которого он добился во Франции , - сказал он в журнале «Вежа». - Широкая читающая публика в этой стране в массе своей столь же незатейлива и примитивна, как и во всякой другой ». Некоторые критики даже не дали себе труда открыть книги Пауло, прежде чем осудить их. «Не читал, но мне не понравилось », - вынес свой вердикт Дави Арригуччи-младший, влиятельный критик и преподаватель литературы из университета Сан-Пауло. Тем временем зубодробительные отзывы не оказывали ни малейшего воздействия на бразильских читателей и еще менее - на иностранных. Скорее наоборот. Если судить по цифрам, армия поклонников Коэльо росла в той же пропорции, что и ярость критиков.

До публикации в США «Алхимик» выходил в небольших испанских и португальских издательствах. В Испании книга не входила в список бестселлеров до 1995 г. Семь лет спустя Издательская гильдия Испании написала, что «Алхимик» стала лучшей продаваемой книгой 2001 года в Испании. В 2002 году испанское издательство подготовило беспрецедентный выпуск собрания сочинений Пауло Коэльо. В Португалии, где разошлось более миллиона экземпляров его книг, Коэльо также считается самым продаваемым автором.

В 1995 году «Алхимик» был опубликован в Италии («Бомпьяни») и тут же занял первую позицию в списке бестселлеров. В следующем году Пауло Коэльо был удостоен двух престижных итальянских премий - «Супер Гринцане Кавур» и «Флаиано Интернешнл».

В 1996 году «Эдиториал Обжетива» получила права на книгу «Пятая гора», заплатив аванс в миллион долларов - самый крупный из всех, что когда-либо получали бразильские авторы. В том же году Пауло был удостоен звания «Chevalier des Artes et des Lettres», а Филипп Дуст-Блази, министр культуры Франции, заявил: «Вы стали алхимиком для миллионов читателей. Ваши книги творят благо: они побуждают нас мечтать и ведут на поиски духовной истины ». В том же 1996 году Коэльо был назначен особым советником программы ЮНЕСКО «Духовные точки соприкосновения и межкультурные диалоги».

В 1997 году на Франкфуртской книжной ярмарке его издатели вместе с представителями «Диогенес» и «Сан-Хорди» устроили вечеринку в честь Пауло и в честь предстоявшей тогда же международной публикации «Пятой горы». Это произошло в марте 1998 года, и главные торжества проходили в Париже. Пауло привел в восхищение его успех в Книжном салоне («Салон дю Ливр»), где он подписывал свои книги на протяжении семи с лишним часов. Его французский издатель, Анн Карьер, организовала в его честь ужин в музее Лувр. Этот ужин посетили несколько сотен знаменитостей и журналистов.

В 1997 году Коэльо опубликовал свою очередную книгу - «Учебник воина света», собрание философских мыслей, помогающих нам открыть воина света в самих себе. Миллионы читателей оценили эту книгу по достоинству. Это была первая книга Коэльо, вышедшая сначала за границей, а потом уже в Бразилии. Она родилась благодаря итальянской издательнице Элизабете Сгарби из Бомпиани. Воодушевленная успехом, который Пауло снискал у нее на родине, издательница связалась с Моникой, чтобы узнать, нет ли у Пауло чего-нибудь неопубликованного для составленной ею серии «Ассаджи» («Пробы»), Коэльо же уже давно вынашивал идею объединить в одной книге размышления и заметки, которые делал на протяжении многих лет, - так что предложение поступило очень своевременно.

В книге «Вероника решает умереть», опубликованной в 1998 году, Коэльо возвращается к повествовательной манере. Этот роман получил прекрасные отзывы. Автор, всегда добивающийся, чтобы его книги были как можно более доступны для читателей, решил на этот раз изменить тактику выпуска новинки. Издательство «Обжетива» по настоянию Коэльо вдвое сократило расходы на рекламу «Пятой горы», и эта мера позволила урезать цену на экземпляр в твердой обложке на 25 %. Следующим шагом к популяризации его произведений стал контракт с сетью супермаркетов «Каррефур», включившей «Веронику…» в пакет своих предложений к празднику «Дня нации».

В январе 2000 года Умберто Эко в интервью для «Фокуса» сказал: «Мне нравится последний роман Коэльо. Он и в самом деле производит на меня глубокое впечатление ». Шинед О’Коннор в интервью «Айриш Сандей Индепендент» заметила: «Самая невероятная книга, какую я когда-либо читала, - это «Вероника решает умереть ».

Осенью 1998 года Пауло совершил турне по Азии и странам Восточной Европы, начав его в Стамбуле, проехав на Восточном экспрессе через Болгарию и завершив свой путь в Риге. Журнал «Лире» (март 1999 г.) объявил его вторым из самых продаваемых авторов 1998 года во всём мире.

В 1999 году Коэльо был удостоен престижной награды «Кристал эуорд». Как было сказано на Международном экономическом форуме, «Пауло объединил такие разные культуры силой слова, чем и заслужил эту награду ». С 1998 года и по сей день Пауло остается почетным членом Международного экономического форума. В 1999 году Французское правительство удостоило его звания кавалера Национального ордена Почётного легиона. В 2000 году его избрали в члены правления Швабского фонда социального предпринимательства.

В том же году Пауло принял участие в книжной ярмарке в Буэнос-Айресе, где демонстрировал книгу «Вероника решает умереть». Посетители отреагировали на неожиданное присутствие Пауло в высшей степени эмоционально. Все средства массовой информации согласились, что никто из других авторов не может собрать столь многочисленную публику. «Коллеги, работающие на книжной ярмарке на протяжении последних 25 лет, утверждают, что не видели ничего подобного, даже когда был жив Борхес. Это исключительный случай. Не думаю, что когда-либо увижу, как другой писатель вызовет подобную реакцию. Невозможно описать в словах то восхищение, какое Пауло пробуждает в людях », - говорила Лидия Мария из V & R. Однажды очередь из желающих получить автограф выстроилась за четыре часа до назначенного времени, и распорядители ярмарки согласились продлить рабочий день, чтобы никто не ушёл разочарованным.

На вопрос о популярности и о том является ли она неотъемлемая спутницей гения, Пауло отвечает: «В современном мире легко дать определение понятию «популярность», однако гораздо сложнее определить, кто такой «гений». Для меня гений - это человек, взявший себе в союзники чуткое сердце и здравый смысл. Я бы привел в качестве примера гениальность Манделы и Ганди. Их знает весь мир, но я не уверен, что лавры всегда достаются тому, кто этого больше всего заслуживает. К счастью, мы узнаем имена многих великих людей. Однако многие другие делают свою работу в тени и именно они, как мне кажется, являются настоящими воинами света.»

В марте 2000 года, сдав в издательство «Обжетива» роман «Дьявол и сеньорита Прим», Коэльо улетел в Париж, где набирала обороты рекламная кампания, приуроченная к выходу «Вероники…» в переводе на французский. Однажды в понедельник, в пепельно-серое промозглое утро, его внимание, как и внимание миллионов парижан и приезжих на улицах французской столицы, привлекли автобусы маршрута 87, на бортах которых Пауло на голубоватом фоне увидел собственное лицо крупным планом и сообщение о том, что «Вероника…» поступила во все книжные магазины города. Автобусы, украшенные такой рекламой, выехали с востока, с Пор-де-Рёйи, пересекли весь город, проделав около тридцати километров по самым оживленным местам Парижа - Лионский вокзал, площадь Бастилии, Сен-Жермен-де-Пре, - и завершили путь в финальной точке, на Марсовом Поле. Подобная рекламная акция прошла в тот день и в четырнадцати других французских городах. Тем не менее ожидаемых результатов PR-усилия на этот раз не принесли. Французам, вероятно, не понравилось, что книгу рекламируют как новый сорт мыла или зубную пасту, и продажи «Вероники…» оказались ниже ожидаемых, не достигнут уровня предыдущих книг, несмотря на то, что средства были вложены более значительные. Пресса, впрочем, приняла новинку тепло, а консервативная и основательная «Фигаро», пользующаяся репутацией влиятельнейшей газеты в стране, в своих оценках ничем не отличалась от бойкого «Экспресс». Одновременно - но тоже без прежнего ажиотажа - роман начал поступать в книжные магазины Тайваня, Японии, Китая, Индонезии, Таиланда и Соединенных Штатов.

В мае 2000 г. Пауло приехал Иран и стал первым с 1979 года немусульманским писателем, посетившим страну в рамках официального визита. Его пригласил Международный центр диалога между цивилизациями. Подсчитано, что до этого визита уже были распроданы миллионы пиратских копий его книг (Иран никогда не подписывал международных соглашений по авторским правам). Пауло Коэльо стал также и первым немусульманским писателем, получившим гонорар за издания своих книг в этой стране. До этого он и надеяться не мог на столь теплый прием и широкое признание в стране, так непохожей на страны Запада. Послушать его и подписать книги пришли тысячи иранских читателей. Но уже в 2011 году в Иране без объяснения причин запретили публиковать любые книги популярного бразильского писателя.

По данным писателя, за 12 лет, которые его книги публикуются в Иране, было продано 6 миллионов копий. Он подчеркнул, что его книги выходили при разных правительствах в стране, и что нынешний запрет можно объяснить лишь недоразумением. В то же время Коэльо обратился за поддержкой к правительству Бразилии. С осуждением произошедшего тогда выступило министерство культуры страны.

В сентябре 2000 года книга «Дьявол и синьорита Прим» была опубликована одновременно в Италии («Бомпьяни»), Португалии («Пергаминьо») и Бразилии («Обжектива»). В дни выхода первого тиража Пауло в своём доме в Рио-де-Жанейро давал десятки интервью международным средствам массовой информации. В 2001 году книга продолжала публиковаться по всему миру и вошла в списки бестселлеров на тридцати языках, на которые была переведена к тому времени.

В это же время впервые было публично объявлено о существовании института Пауло Коэльо, который он вместе со своей женой, Кристиной Оитисией, основал еще в 1996 году. Коэльо говорит, что ему хватит денег на три инкарнации. Он зарабатывает столько, что решил каждый год жертвовать по четыреста тысяч долларов из своих авторских гонораров в фонд института, который помогает беспризорным детям в самых жалких трущобах Рио, самым беззащитным старикам. Он спонсирует переводы бразильских классиков на другие языки, исследования по палеонтологии столь любимой им Бразилии, которую Коэльо считает самой удивительной страной в мире. Ибо в ней - как он говорит - нет разделения на мирское и священное и никто не стесняется верить в духовное начало.

В 2001 году Пауло был удостоен БАМБИ, самой старой и наиболее почётной награды Германии. Согласно мнению жюри, убеждение автора в том, что каждому человеку предназначено стать «воином света» в этом темном мире, содержит глубокий гуманистический смысл, который приобрел особо трагическое звучание в связи с событиями того года.

В том же 2001 году Пауло впервые посетил Колумбию и принял участие в книжной ярмарке Боготы. Тысячи поклонников, ожидавшие прибытия своего кумира, приветствовали его так бурно, словно перед ними предстала какая-нибудь звезда поп-музыки. Пауло призывал к спокойствию и терпению, обещая подписать все книги. Всего за пять часов было подписано и продано 4000 экземпляров.

«Глобализация» литературного успеха способствовала проникновению Коэльо в самый высший круг международной элиты. Начиная с 1998 года он неизменно участвовал во Всемирном экономическом форуме, впервые организованном в 1971 году в швейцарском городе Давосе, куда ежегодно съезжались мировые знаменитости из мира политики (с 2000 года Пауло по приглашению учредителя стал членом фонда Шваба). Главный гость Давосского форума-2000, американский президент Билл Клинтон, за несколько месяцев до этого на лужайке Белого дома, где приземлился его вертолет, сфотографировался с томиком «Алхимика» в руках. Узнав, что и бразилец тоже в Давосе, Клинтон сделал первый шаг к знакомству: «Эту книгу дала мне моя дочь Челси, - сказал президент, - она просто заставила меня прочесть „Алхимика“. И мне так понравилось, что я дал ее Хиллари ». Встреча завершилась приглашением «с открытой датой». Спустя семь лет, в 2007 году, по просьбе предвыборного штаба Хиллари Клинтон Пауло напишет обращение в поддержку ее кандидатуры на пост президента США. Давос и до, и после этого давал ему возможность лично познакомиться с самыми именитыми своими читателями - бывшим премьер-министром Израиля, лауреатом Нобелевской премии мира Шимоном Пересом, голливудской кинозвездой Шарон Стоун, итальянским писателем Умберто Эко, предпринимателями Биллом Гейтсом и Ричардом Брэнсоном , палестинским лидером Ясиром Арафатом и германским канцлером Герхардом Шредером (Коэльо знаком и с нынешним канцлером Ангелой Меркель ).

В сентябре Коэльо посетил книжный магазин «Бордерс» в Лондоне, где также подписывал свои книги. По словам распорядителя, Финна Лоуренса, церемония подписания «Дьявола и синьориты Прим» («ХарперКоллинз») «несомненно стала крупнейшим событием года». Ее посетили жители всех пяти континентов - гости из Японии, Пакистана, Анголы, Америки и всех европейских стран. В ноябре Коэльо отправился в Мексику, где его часами ожидали тысячи читателей на книжной ярмарке в Гвадалахаре.

В начале 2002 года Пауло впервые приехал в Китай, где посетил Шанхай, Пекин и Нанкин, приняв участие в различных мероприятиях, в том числе раздаче подписей и встречах с читателями.

25 июля 2002 года Пауло Коэльо стал членом Бразильской литературной академии (ABL). По общему согласию ему предоставили кресло номер 21. Цель этой академии, штаб-квартира которой находится в Рио-де-Жанейро, - сохранение бразильской культуры и языка. Сразу же после избрания Пауло получил более трёх тысяч посланий от читателей и стал главным объектом новостей по всей стране. Когда писатель выходил в тот день на улицу, поклонники, собравшиеся у дверей его дома, встретили его аплодисментами.

Несмотря на горячее признание со стороны миллионов, Коэльо порой подвергался нападкам со стороны некоторых литературных критиков, потому избрание в члены Академии и стало таким важным общественным событием.

В октябре 2002 года Пауло получил награду Planetary Arts (Планетарных искусств) Будапештского клуба во Франкфурте, где в его честь бывший президент США Билл Клинтон произнёс хвалебную речь.

Пауло всегда рассчитывал на чистосердечную поддержку со стороны своих издателей. Тем не менее, его успех не ограничен литературной сферой, но затрагивает также другие культурные и социальные области.

Драматический и поэтический потенциал его творчества оценили многие театральные коллективы. «Алхимик», например, был поставлен на сценах всех пяти континентов в различных театральных формах - в музыкальных и танцевальных театрах, в театре марионеток, в виде оперы и художественного чтения со сцены. В конечном итоге книга дошла и до Бродвея, где из неё сделали мюзикл. Другие книги Коэльо, такие как «Вероника решает умереть», «У реки Пьедра я сидела и плакала», «Дьявол и синьорита Прим», также привлекли внимание драматургов.

Ложка дегтя в бочке меда

Несмотря на весь этот успех, многие бразильские критики считают его незначительным писателем, чьи работы слишком просты. Некоторые из них также называют его работы «коммерческими» и ориентированными на рынок. Его избрание в Литературную академию Бразилии оспаривается многими бразильцами.

Известная российская телеведущая и сценарист Авдотья Смирнова сказала о нём следующее: «Раздражение, которое Коэльо вызывает у любого мало-мальски литературно искушенного читателя, объясняется прежде всего его необычайной серьезностью, гусиной какой-то важностью - скука смертная, на весь роман ни одной шутки, ни одной улыбки, ни одной остроты. Я имею в виду не хиханьки-хаханьки, остроты в литературе бывают какие угодно - фонетические, философские, выворачивающие идиомы; но вот так, без единой даже тени жонглирования, без малейшего артистизма, без намёка на игру ума, так настоящая литература не случается. Между тем именно эта серьёзность и делает Коэльо таким популярным писателем».

На все упреки критиков Коэльо отвечает так: «Мне не сложно излагать свои чувства в письменном виде. Я пытаюсь писать кратко и не отступать от сути. Именно так, как любят читатели и ненавидят критики. Они хотят более сложные книги».

И вообще Коэльо не считает, что открывает что-то новое в своих произведениях: «В жизни есть только четыре сюжета: история любви между мужчиной и женщиной, между тремя людьми, борьба за власть и путешествия. Все мои книги основаны на этих сюжетах. В каком-то смысле, все писатели рассказывают истории, которые когда-то уже были рассказаны».

Пауло Коэльо в России

В сентябре 2002 году Пауло произвел настоящую сенсацию, отправившись в Россию с пятью своими книгами, которые одновременно попали в список местных бестселлеров: «Дьявол и синьорита Прим» (номер первый), за которым следовали «Алхимик», «Книга Воина Света», «Вероника решает умереть» и «Пятая гора» (издательство «София»). Всего лишь за две недели в России было продано свыше 250 000 экземпляров его книг, а за год - в общей сложности более миллиона. По словам коммерческого директора сети MДK, церемония подписания книг здесь приобрела самый широкий масштаб: «Мы никогда не видели, чтобы столько читателей приходили для того, чтобы их любимый автор оставил на книгах свою подпись. Мы провели множество мероприятий в нашем книжном магазине. Прежде нас посещали такие влиятельные гости, как экс-президенты Ельцин и Горбачёв и даже ныне действующий президент Путин, но столько посетителей у нас не собиралось никогда. Это было поистине невероятное событие. Пришлось даже отказывать сотням читателей, пытавшихся присоединиться к огромной толпе ».

«Путешествие по Транссибирской магистрали стало одним из поворотных пунктов в моей жизни. Я счастлив, что мне довелось побывать в Сибири и познакомиться с читателями, с которыми иначе я никогда бы не встретился. Я рад, что снял фильм об этих событиях - его можно посмотреть на портале Youtube».

Помимо книг

Но этим феномен Пауло Коэльо не ограничивается. Наряду с книгами выпущен ряд продуктов, имеющих непосредственное отношение к автору и его творчеству, - таких, как ежедневники, календари, записные книжки, художественные альбомы и даже компьютерные игры «Пилигрим», «Легенда» и «Тайна Аламута» («Арксел-Гильд»), разработанные в сотрудничестве с писателем.

Пауло постоянно поддерживает связь со средствами массовой информации посредством многочисленных интервью, а также статей в газетах и журналах. За несколько лет он написал множество статей и очерков для всех наиболее влиятельных изданий.

В марте 1998 года Коэльо стал вести ежедневную колонку в бразильской газете «О Глобо». Она пользовалась таким успехом среди читателей, что «Сант-Хорди» предложило ему вести колонки и в других международных изданиях. Четыре года спустя они до сих пор публикуются в таких газетах, как мексиканская «Реформа».

Колонки Коэльо регулярно выходили в «Коррьере делла Сера» (Италия), «Эль Семаналь» (Испания), «Та Неа» (Греция), «ТВ-Хёрен + Зеен» и «Велт ам Зоннтаг» (Германия), «Анна» (Эстония), «Зверцадло» (Польша), «Эль Универсо» (Эквадор), «Эль Насьональ» (Венесуэла), «Эль Эспектадор» (Колумбия), «Чайна Таймс Дейли» (Тайвань) и многих других периодических изданиях.

Коэльо слегка похож на престарелого рок-певца. Он носит черные футболки и джинсы. «Меньше шансов, что они испортятся в отельных прачечных » , - отвечает писатель на вопросы журналистов об одежде.

На досуге Коэльо любит читать, путешествовать, компьютеры, играть в футбол, прогулки, часто общается со своими фанатами, занимается музыкой и Kyudo (своего рода медитативная стрельба из лука). Каждое утро он просыпается рано и после двухчасовой прогулки выпускает 24 стрелы, используя один из своих трех луков.

Формулу успеха и удачи Пауло Коэльо можно вывести, если внимательно прочесть все его высказывания, которые писатель когда-либо произносил, отвечая на вопросы журналистов, публиковал в своих блогах и газетных колонках, а также в авторских статьях, напечатанных во многих популярных изданиях.

«Каждый человек должен хранить внутри себя священный огонь безумия, а вести себя должен как нормальный человек».

«Если мы будем внимательны к знакам, которые посылает нам судьба, и будем следовать им, то чего бы мы ни пожелали - любви, денег, вдохновения, успеха, обязательно сможем достигнуть».

Эти простые правила позволили Коэльо заполучить огромную армию поклонников. И курьеры, и принцессы знают его в лицо. Даже во время скандала с Моникой Левински Билла Клинтона сфотографировали с «Алхимиком» в руках. А вот как об этой книге отозвалась Мадонна: «Прекрасная работа о магии, мечтах и сокровищах прямо за порогом ». Любая суперзвезда имеет подборку книг Коэльо в своей библиотеке. Джулия Робертс высказала свое мнение в документальном фильме о писателе: «Это как настоящая магия, Пауло пишет просто восхитительно ».

Большинство читателей приписывают успех Коэльо возвышенной всепрощающей пантеистической духовности в его книгах. Наугад откройте любую книгу и обязательно наткнетесь на тезисы вроде «все взаимосвязано» или «быть счастливым не грешно». По мнению писателя, каждый день, будь то изменения погоды, случайные совпадения или просто обыденные события, мы сталкиваемся с чудесным. Его сюжеты всеобъемлюще символичны, и, может быть, именно поэтому многие читатели видят в книгах собственное отражение. На самом деле истории некоторых персонажей взяты из реальной жизни: например, в книге «Заир» повествование идет о человеке, от которого ушла жена, после чего он ради самопознания отправляется в путешествие. Прототипом женского персонажа послужила военный корреспондент Кристина Ламб, которая по возвращении из Ирака в 2003 году брала у Коэльо интервью. Возможно, благодаря именно таким знакомствам писатель ежедневно повторяет свою молитву о том, чтобы в последующие 24 часа встретить как можно больше интересных людей .

«Я понятия не имею, почему так популярен. А если узнаю, то потеряю свою магию. Начну писать по формуле. Я лишь знаю, что мои книги греют сердце ».

Коэльо обладает гибкостью ума и смотрит на возможные будущие неурядицы со своей традиционной, почти сверхъестественной невозмутимостью - «Проблема большинства людей в том, что они считают все дни однообразными, или их сдерживает страх, боязнь смерти. Мне смерть не страшна. Я видел собственные похороны, я видел, как душа отделилась от тела и взмыла вверх. И я знаю, что мы продолжим существовать. Жизнь после смерти возможна. Я уверен в этом».

Близость с читателями и открытость людям

Коэльо, похоже, совсем не испорчен обретенным богатством. И хотя книги принесли ему немалое состояние - апартаменты в шестом районе Парижа с импровизированным тиром для стрельбы из лука, переделанная в жилой дом мельница во французских Пиренеях и домик на пляже Копакабаны, - Пауло остался простодушно открытым, доступным и гордится близостью с читателями.

«Я интернет-наркоман. Каждый день на мою электронную почту приходит по 1 тысяче писем, я специально нанял четырех человек, чтобы отвечать на них. Плюс есть еще мои форумы, блог. Обожаю всем этим заниматься. Я не хожу на тусовки, коктейльные вечеринки или званые ужины. Ненавижу казаться умником. Люди знают, что всегда могут со мной связаться ».

Как он реагирует на людей, которые убеждены, что он может вылечить мир или по крайней мере их собственный мир? Как насчет женщины, которая пришла к нему домой и заявила, что космический спутник приказал ей покончить с жизнью прямо перед писателем?

«Конечно, неожиданные визиты случаются. Я бы сказал, что один из каждой сотни читателей реагирует так экстремально. Той женщине я порекомендовал пойти в Сантьяго (сюжет «Дневника мага»), и однажды она позвонила мне и сказала, что передумала себя убивать».

Пауло Коэльо открыт для общения, он рад каждому человеку, с которым имеет возможность поговорить: «Путь всегда преображает человека. А встречи, которые происходят в дороге (Пауло Коэльо обожает путешествовать - «Советы путешественникам от Пауло Коэльо»), не случайны. И понимание смысла этих, казалось бы, ничего не значащих встреч наступит позже, как и понимание сущности нашего пути. Мы все поймем потом, а пока надо идти вперед».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .