Путешественник рассказал нам о своих страхах, самых опасных ситуациях, а также о любимых местах на планете


Если бы сюжет фильма «Выживший» разворачивался в 21-м веке, его главным героем стал бы биолог, путешественник и инструктор по выживанию Хэйзен Одел. Ведущий программы «Сила племени» на телеканале National Geographic Channel, он отправляется к самым отдалённым племенам, чтобы узнать, как им удавалось выживать на протяжении тысячелетий в самых суровых уголках планеты. Он пожил в племенах в джунглях Эквадора, в пустыне Калахари в Намибии, на отдалённом острове в Тихом Океане, в горах западной Монголии, в заснеженном арктическом районе Канады и в экваториальной Гвинее и из первых уст услышал о навыках этих мастеров выживания. Редактор портала Chameleon.fm Екатерина Антонова поговорила с Оделом о его страхах, самых экстремальных ситуациях, в которые он попадал и о самых любимых местах на планете.


Путешествие для вас не увлечение, а образ жизни. Расскажите про самое яркое впечатление, которое случалось с вами за все годы путешествий?


Мне приходится много времени проводить в племенах, я нахожусь с ними не только когда включается камера, а всё время, поэтому многие интересные моменты не попадают в кадр. Часто именно они - одни из моих самых любимых. Мы думаем, что эти люди живут на краю земли, но для них - это обычные места, где стоят их дома, живут соседи. Просто невероятно наблюдать, как они живут, как понимают природу и умеют взять у неё всё, что им необходимо для выживания: будь то лекарство или пища. Вот это меня по-настоящему захватывает!

Может показаться, что трёх недель в племени хватит для понимания устройства их быта. На самом деле, мне иногда кажется, что я лишь, если можно так выразиться, только стёр верхний слой краски. А для полного проникновения мне не хватило бы и целой жизни.

- То есть вас больше впечатляют люди, а не красивые пейзажи?


Да, это то, что мне действительно интересно. Существует много шоу «о выживании», они учат тому, как выжить в экстремальной ситуации, например, как добыть еду, построить снежную пещеру. Главная задача героев таких шоу - выбраться из опасного места. А племена, о которых рассказываем мы, живут в этих «опасных» местах сотни, даже тысячи лет! И они не просто выживают, они процветают, воспитывают новые и новые поколения. Безусловно, мне интересно узнать, как им это удаётся.


В своих шоу вы предстаёте как бесстрашный человек, настоящий супермен. Вы оказываетесь среди снегов и пустынь, встречаетесь с опасными животными и дикими племенами… А есть ли у вас какие-то страхи?

Не думаю, что стоит многого бояться. Я просто довольно удачлив, поэтому мне удалось пережить столько приключений. К тому же, у меня есть очень чёткое понимание того, что я могу делать, а что не могу, что действительно опасно. В современном мире многие люди боятся чего-то просто потому, что ничего не знают об этих вещах.

Существа, у которых больше шести ног многих приводят в ужас, а я очарован ими. Во мне больше инетереса, чем страха. Что касается, например, высоты, не знаю, боюсь ли я её. Я могу влезть на очень высокое дерево, но если я вижу, что все ветви у него крепкие, я не боюсь. А если все его ветки гнилые, конечно, мне будет страшно!

Или, например, однажды мы были на реке Меконг в Китае. Местные жители там плавают через пороги, чтобы добраться до мест, подходящих для рыбалки. Так вот, когда я увидел, что так же плавают и дети, я очень испугался, что их унесёт течением и они утонут. Я знаю возможности своего тела, и, глядя на некоторые пороги, точно знаю, что не переплыву их, но некоторые преодолею, ведь я был инструктором по рафтингу и хорошо умею «читать» воду. Так или иначе, я всегда допускаю мысль, что-то может пойти не так, меня унесёт к водопаду и я разобьюсь. Так что я всегда стараюсь не переступать границу разумного.



- Попадали ли вы в по-настоящему опасные ситуации, когда ваша жизнь была на волоске?


Попадал, конечно… Как-то мы были в Дарьенском - участке неосвоенной территории на границе Центральной и Южной Америки, - там было действительно опасно. Велики были шансы подцепить малярию, кроме того, в этой части Панамы нередки случаи похищений, когда-то здесь шла кровавая партизанская война. Надо было остерегаться людей, спать в одежде, чтобы не укусил москит, жечь костёр и следить, чтобы никто не задохнулся от дыма ночью.

Там же со мной случился ещё один неприятный эпизод. Я переступал через бревно и не заметил змею Фер-де-Ланс, одну из самых ядовитых на планете. Из-за хорошей маскировки я даже не увидел, она была похожа на кучу листьев. К счастью, я вовремя отскочил в сторону, и она осталась лежать на месте, но если бы она решила напасть на меня, мне бы не поздоровилось.

В другой раз наша съёмочная группа оказалась в племени бушменов, вместе с ними мы пошли на охоту, к водоёму. Затаились в кустах и стали ждать. Вдруг вдали показалось огромное облако пыли. Мы и понятия не имели, что это могло быть! Думали, что это торнадо или пыльная буря. Оказалось, что на нас бежит огромное стадо слонов, их было около 80-ти! К счастью, бушмены помогли нам быстро выбраться из нашей засады, иначе бы нас просто затоптали.



Вы побывали в самых разных уголках планеты, а есть ли у вас любимое место, куда хочется возвращаться снова и снова?


У меня таких места два. Первое, это тропический лес в Эквадоре, в котором я побывал в 19 лет. Я впервые увидел экзотических животных, растения, которые так восхищали меня, впервые повстречался с людьми, которые живут практически в полной изоляции. Именно там я начал изучать туземцев кечуа и племя хуаорани, меня интересовало, как они уживаются со всеми этими опасными животными. Я прожил там ещё три года и до сих пор каждых год стараюсь туда возвращаться, этой привычке уже больше 20-ти лет! Местные племена стали для меня второй семьёй, поэтому это место занимает особое место в моём сердце.

А второе место - Ириан Джая, это область между Папуа-Новой Гвинеей и Индонезией. Я оказался там будучи ещё совсем молодым, работал там в качестве биолога, изучал кожистых морских черепах. Я заблудился в тех местах и застрял на одном пляже на целый месяц! Меня должны были забрать, но группа не приехала за мной. Еда закончилась через неделю и мне пришлось добывать пищу самому. Тогда у меня не было такого большого опыта выживания, поэтому мне было очень-очень тяжело. Я не только страдал от одиночества, но и подхватил стафилококковую инфекцию и почти не мог передвигаться. А мне ведь надо было рыбачить и охотиться! Я едва выбрался оттуда, конечно, ни о каком исследовании черепах не было и речи. Я часто думаю об этом месте, хочу вернуться туда снова, чтобы по-другому на него посмотреть.



Хейзен, а как насчёт практических советов. Что, по-вашему, необходимо брать с собой в путешествие или в поход?


Первое, что вы должны взять с собой - это любознательность. Если вы будете интересоваться окружающим миром, вы быстрее его изучите и поймёте, что вам пригодится. Чем больше вы знаете, тем меньше вещей в вашем чемодане. В магазинах продаётся столько приспособлений для выживания! Но на деле они часто не помогают.

Что касается меня, то я всегда беру с сбой фонарик. Я обожаю животных, а многие из них, особенно в тропиках, выходят из своих убежищ ночью. Если фонарика нет рядом, увидеть что-то интересное не получится.

Я не из тех, кто покупает дорогую одежду Gore-Tex , для меня важно, чтобы обувь была тёплой, а если я еду на юг, мне достаточно купить вьетнамки за три евро, а, если с ними что-то случится, я запросто буду ходить босиком.


Сейчас зима и многие наверняка отправятся в горы, какие советы вы можете дать этим путешественникам. Как себя вести в опасной ситуации?


Я вспомнил один эпизод во время своего путешествия по Арктике с эскимосами. Мы провалились под лёд. Это была, наверное, самая страшная ситуация, в которую я когда-либо попадал. Тонны льда могли упасть нам на голову, к тому же, у нас практически не было запасов еды. К счастью, нам удалось выбраться. В каждой ситуации нужно действовать по-разному, невозможно всё предусмотреть. Но главное в любом случае - не поддаваться панике.



- Вы хотели бы побывать в России?


О да, Россия давно стоит в моём списке желаний! Не так давно я был на севере Норвегии, жил в племени саамов. Мне бы хотелось узнать, как живут подобные северные племена в Сибири. Россия так огромна и разнообразна, что, думаю, мне потребуется ещё одна жизнь, чтобы исследовать её всю!

Внимание! Если у вас клаустрофобия или тем более тафофобия, дальше читать не рекомендуется. Это реальные истории о людях, погребенных заживо. Но им удалось спастись и вернуться в мир живых.

1. Французский юноша продержался три дня

В 1937 году Анджело Хейс 19 лет разбился на мотоцикле, ударившись головой об стену из кирпича. Парня похоронили , но спустя пару дней у родителей закрались подозрения и его эксгумировали. Анджело был еще жив, но в коме. После реабилитации он стал знаменитостью во Франции, а также изобрел безопасный гроб с радиопередатчиком, шкафчиком для продуктов питания, библиотекой и биотуалетом.

2. Эсси Данбар проснулась на собственных похоронах

Эсси Данбар из Южной Каролины скончалась в 30 лет после эпилептического приступа. Или так все думали. Ее похороны отложили на несколько дней, чтобы дождаться сестру, жившую в другом городе. Сестра опаздывала в день похорон, и священник начал службу. Она приехала сразу после того, как гроб уже опустили в могилу, и потребовала увидеть Эсси в последний раз. Когда гроб и открыли, Эсси села и улыбнулась. Она прожила еще 47 лет и умерла в 1962 году уже по-настоящему.

3. Китайский младенец выжил, будучи похороненным в течение восьми дней (2015)

Мальчик родился с волчьим небом. Поскольку молодые родители были не готова к особенному ребенку, то в панике они положили малыша в картонную коробку и неглубоко зарыли на кладбище в Тянь-Донге. Ребенка обнаружила по крикам женщина, собиравшая травы неподалеку. Сначала она решила, что это призрак, но все же обратилась в полицию. Мальчик выжил потому, что в коробку поступал кислород и дождевая вода.

4. Маг почти погиб из-за ошибки

Британский маг Энтони Бриттон надеялся выполнить удивительный трюк, как великий Гарри Гудини, но вместо этого почти умер после того, как его похоронили заживо. На Бриттоне были наручники, и он был залит жидкой землей на глубине почти 2 метра. Хотя маг более года готовился к трюку, он не был подготовлен к фактическому весу грязи и застрявшей руке. Время шло, его команда встревожилась и быстро откопала мага. «Я почти умер, – сказал он. – Я был рядом со смертью. И это страшно. Сильно давил грунт. Даже когда я нашел воздушный карман, когда я выдыхал, земля давила еще больше. Я чувствовал, что теряю сознание, и ничего не мог с этим поделать».

5. Женщина пришла к семейному захоронению и нашла погребенного заживо человека (2013)

Одна женщина из маленького бразильского городка пришла на кладбище на свой семейный участок, и вдруг увидела, как из могилы вылезает человек. Голова и руки были снаружи, и он из последних сил пытался освободить тело. Испуганная женщина позвала спасателей, и беднягу вытащили. Он оказался служащим мэрии. Мужчина не помнил, кто и как это сделал с ним, хотя было видно, что до этого его основательно избили. Скорее всего, нападавшие решили, что он мертв и спрятали тело, зарыв его на кладбище.

6. Мировой рекорд: ирландский бармен продержался 61 день

В 1968 Майк Мейни побил рекорд «живого погребения» в 45 дней, установленный американцем Диггером О’Деллом. Мейни похоронили в комфортном гробу, где были отверстия для подачи воздуха, воды и еды, плюс телефон. Бармен даже разговаривал с боксером Джо Луи из гроба. Он продержался 61 день, а потом его достали. Мейни заметно ослабел, но был в относительно добром здравии, и в солнцезащитных очках, чтобы не ослепнуть от света.

7. Легенда о Томе Гуэрине, трехлетнем мальчике, случайно похороненном заживо

Во время картофельного голода 1845-1852 умерло много ирландцев. Маленького 3-летнего Тома Гуэрина ошибочно приняли за мертвого и похоронили в братской могиле. Есть разные версии того, что на самом деле произошло с ребенком, но в одной из них говорится, что когда могильщик задел его ноги лопатой, мальчик закричал. Хотя мальчик выжил, он остался инвалидом на всю жизнь. Том Гуэрин прожил в нищете, но был человеком жизнерадостным и кем-то вроде поэта. Он даже написал стихотворение ирландскому правительству с просьбой о новых ботинках.

8. Похороненную заживо женщину спасли, но она умерла на следующий день

В 1867 году молодая женщина Филомела Джонетра заболела холерой. Её сочли умершей, провели последние обряды и шесть часов спустя. Когда могильщики закончили свою работу, они услышали слабый стук изнутри. Её быстро выкопали. Филомела прожила еще один день и умерла то ли из-за болезни, то ли из-за потрясения, что ее похоронили заживо.

Статистика упрямо свидетельствует — авиация в плане безопасности стоит значительно выше, чем автотранспорт. В США в автоавариях ежегодно гибнет больше людей, нежели погибло в авиакатастрофах за всю историю авиаперевозок.

Но даже у тех, кого постигла беда в воздухе, остаётся шанс. Пусть даже это один шанс на миллион. Вот семь историй тех, кто вытащил свой счастливый билет, находясь на волосок от смерти.

Сессилия Сичан

16 августа 1989 года из аэропорта Детройта начал взлёт обычный рейс — McDonnell Douglas DC-9-82 авиакомпании Northwest Airlines. На борту находились 154 человека, среди них — 4-летняя девочка Сессилия Сичан. Вместе с ней летели её родители и шестилетний брат.

Лайнер начало раскачивать уже на взлёте, он задел левым крылом мачту освещения, часть крыла оторвалась и загорелась. Затем самолёт наклонило вправо, и другое крыло пробило крышу конторы проката автомобилей. Самолёт рухнул на шоссе, развалившись на куски, и загорелся. Обломки и тела жертв были разбросаны на площади более полумили.

Работавший на месте крушения пожарный Джон Тьед услышал тоненький писк и увидел среди обломков детскую ручку. 4-летняя девочка, получившая перелом черепа, перелом ноги и ключицы и ожоги третьей степени, оказалась единственной, кому удалось выжить в катастрофе. Она перенесла четыре операции по пересадке кожи, но сумела полностью восстановиться.

Сессилию воспитали её тётя и дядя. Когда девушка выросла, она сделала себе татуировку на запястье в виде самолёта, в память о том трагическом и счастливом дне.

Сессилия признаётся, что совершенно не боится летать на самолётах, руководствуясь принципом, хорошо знакомым в России, — если это с ней один раз уже случилось, вероятность повторения такого ничтожно мала. Проще говоря, два раза в одну воронку снаряд не попадает.

Лариса Савицкая

24 августа 1981 года 20-летняя студентка Лариса Савицкая возвращалась из свадебного путешествия вместе с мужем Владимиром. Самолёт Ан-24 следовал рейсом из Комсомольска-на-Амуре в Благовещенск. Над городом Завитинском на высоте 5200 метров Ан-24 столкнулся с бомбардировщиком Tу-16. В результате столкновения погибли экипажи обоих самолётов. Ан-24 разломился на несколько частей и стал падать. Лариса, спавшая в своём кресле в хвосте самолёта, проснулась от сильного удара и внезапного ожога, вызванного разгерметизацией салона на высоте.

Очередной разлом фюзеляжа выбросил её в проход, но Ларисе удалось вновь забраться в кресло. Как она вспоминала потом, ей вспомнился итальянский фильм «Чудеса ещё случаются», где героиня спаслась в похожей ситуации, вжавшись в кресло. Сама Лариса признавалась, что не верила в спасение, а просто хотела «умереть небольно».

Уцелевшая часть корпуса самолёта упала на берёзовую рощу, смягчившую удар. Специалисты впоследствии установили — Лариса Савицкая в течение 8 минут падала с высоты 5200 метров на обломке самолёта размерами 3 метра в ширину и 4 метра в длину.

От удара она на несколько часов потеряла сознание, но затем пришла в себя и смогла самостоятельно передвигаться.

В лесу в одиночестве, среди трупов и обломков, девушка провела двое суток, сумев соорудить себе даже подобие укрытия от непогоды.

Спасатели, добравшиеся до места падения, были шокированы, увидев девушку. Лариса Савицкая была единственной из 38 человек, кому посчастливилось уцелеть в этой авиакатастрофе.

Поисковики были настолько уверены в её гибели, что для женщины, как и для других жертв, уже была приготовлена могила. Врачи определили у неё сотрясение мозга, травмы позвоночника в пяти местах, переломы руки и рёбер. Также она потеряла почти все зубы.

Лариса Савицкая дважды внесена в Книгу рекордов Гиннеса: как человек, выживший после падения с максимальной высоты, и как человек, получивший минимальную сумму компенсации физического ущерба в авиакатастрофе — 75 рублей (в деньгах 1981 года).

Весна Вулович

26 января 1972 года югославский пассажирский самолёт Douglas DC-9, следовавший рейсом из Копенгагена в Загреб, взорвался в воздухе рядом с деревней Сербска Каменице в Чехословакии на высоте 10 160 метров. Причиной трагедии, по версии югославских властей, стала бомба, спрятанная на борту авиалайнера хорватскими террористами-усташами.

Самолёт, разорвавшись на части, стал падать вниз. В средней секции находилась 22-летняя стюардесса Весна Вулович. Весны не должно было быть на том рейсе — она подменяла свою коллегу и тёзку — Весну Николич.

Обломки самолёта упали на заснеженные деревья, что смягчило удар. Но удача для девушки оказалась не только в этом — её в бессознательном состоянии первым обнаружил местный крестьянин Бруно Хонке, в годы войны работавший в немецком полевом госпитале и умевший оказывать первую медицинскую помощь.

Сразу после этого стюардессу, единственную выжившую в катастрофе, доставили в госпиталь. Весна Вулович провела 27 дней в коме и 16 месяцев на больничной койке, но всё-таки выжила. В 1985 году она была внесена в Книгу рекордов Гиннесса за самый высотный прыжок без парашюта, получив сертификат из рук своего музыкального кумира — участника знаменитой группы «Битлз» Пола Маккартни.

Эрика Дельгадо

11 января 1995 года самолёт McDonnell Douglas DC-9-14 выполнял рейс из Боготы в Картахену с 47 пассажирами и 5 членами экипажа на борту.

Из-за отказа высотомера во время захода на посадку самолёт буквально рухнул в болотистой местности. 9-летнюю Эрику Дельгадо, летевшую вместе с родителями и с младшим братом, выбросило из самолёта в тот момент, когда он начал разваливаться на части. Девочка рассказывала потом, что из лайнера её вытолкнула мать.

Самолёт взорвался и загорелся. Эрика упала в кучу водорослей, которые смягчили удар, однако не могла выбраться. По её воспоминаниям, на месте катастрофы сразу началось мародёрство: с неё, с живой, кто-то из местных жителей сорвал золотое ожерелье и скрылся, проигнорировав просьбы о помощи. Через некоторое время девочку нашёл по её крикам и вытащил из болота местный фермер. Эрика Дельгадо, единственная выжившая в катастрофе, отделалась лишь сломанной рукой.

Джулианна Дилер Кепке

24 декабря 1971 года самолёт Lockheed L-188 Electra перуанской авиакомпании LANSA попал в обширную грозовую область, получил удар молнией и подвергся сильнейшему воздействию турбулентности. Самолёт начал разрушаться в воздухе на высоте 3,2 километра и упал вглубь тропического леса, примерно в 500 километрах от столицы страны Лимы.

17-летняя школьница Джулианна Кепке была пристёгнута к одному из кресел в ряду, который отломился от остального корпуса. Девушка падала среди бушующей стихии, при этом обломок вращался, словно лопасть вертолета. Это, а также падение в густые кроны деревьев, смягчило удар.

После падения у Джулианны была сломана ключица, сильно расцарапана рука, правый глаз заплыл от удара, всё тело было покрыто синяками и царапинами. Тем не менее девушка не потеряла способности к передвижению. Помогло и то, что отец Джулианны был биологом и научил её правилам выживания в лесу. Девушка смогла добыть себе пропитание, потом нашла ручей и пошла вниз по его течению. Спустя 9 дней сама вышла к рыбакам, которые и спасли Джулианну.

На основе реальной истории Джулианны Кепке было снято несколько художественных фильмов, в том числе «Чудеса ещё случаются» — тот самый, который через десять лет поможет выжить в авиакатастрофе Ларисе Савицкой.

Бахия Бакари

30 июня 2009 года самолёт Airbus А-310-300 йеменской авиакомпании следовал рейсом 626 из Парижа на Коморские острова с пересадкой в столице Йемена Сане.

Среди пассажиров была 13-летняя Бахия Бакари, летевшая с матерью из Франции на Коморские острова в гости к бабушке и дедушке. Самолёт рухнул в Индийский океан в территориальных водах Комор всего за несколько минут до посадки. Что именно произошло, девочка не помнит, так как в момент катастрофы она спала. Сама Бахия считает, что её выбросило через иллюминатор.

При падении она получила множественные ушибы и сломала ключицу. Однако её ждало новое испытание — необходимо было выжить в воде до прибытия спасателей. Девочке удалось взобраться на один из обломков самолёта, остававшихся на плаву. На нём она провела девять часов, как утверждает сама Бакари, хотя некоторые источники утверждают, что спасатели нашли её только спустя 14 часов после катастрофы.

Уцелевшую пассажирку нашли рыбаки, которые и доставили её в больницу. Не все поверили в возможность такого спасения — ходили слухи, что девушку выбросили из лодки нелегальных иммигрантов, благо у Бахии подходящая внешность.

Девочку специальным самолётом доставили в Париж, где в госпитале её навестил тогдашний президент Франции Николя Саркози .

Бахия Бакари оказалась единственной спасшейся из 153 человек, находившихся на борту самолёта. Спустя полгода после катастрофы Бакари опубликовала автобиографию «Выжившая».

«Счастливая четвёрка»

12 августа 1985 года в Японии произошла самая большая по числу жертв катастрофа в мировой авиации с участием одного самолёта.

Лайнер «Боинг-747SR» авиакомпании «Джепэн Эйрлайнз» вылетел из Токио в Осаку. На борту находилось 524 пассажира и члена экипажа. Через 12 минут после взлёта во время набора высоты 7500 метров у самолёта оторвался вертикальный хвостовой стабилизатор, в результате чего произошла разгерметизация, упало давление в салоне и отказали все гидравлические системы лайнера.

Самолёт стал неуправляемым и был фактически обречён. Тем не менее пилотам неимоверными усилиями удалось удерживать лайнер в воздухе ещё 32 минуты. В итоге он потерпел катастрофу недалеко от горы Такамагахара, в 100 километрах от Токио.

Авиалайнер рухнул в горном районе, и спасатели сумели добраться к нему лишь на следующее утро. Встретить выживших они не надеялись.

Однако поисковая группа обнаружила сразу четверых живых — 24-летнюю стюардессу Юми Отиаи , 34-летнюю Хироко Ёсидзаки со своей 8-летней дочерью Микико и 12-летнюю Кэйко Каваками .

Первых трёх спасатели нашли на земле, а 12-летнюю Кэйко — сидящей на дереве. Именно туда выбросило девочку в момент гибели лайнера.

Четверо уцелевших получили в Японии прозвище «Счастливая четвёрка». Все они во время полёта находились в хвостовом отсеке, в районе, где произошёл разрыв обшивки самолёта.

В этой чудовищной катастрофе могло выжить значительно больше людей. Кэйко Каваками рассказывала потом, что слышала голос своего отца и других раненых. Как потом установили медики, многие из пассажиров «Боинга» погибли на земле от ран, холода и болевого шока, поскольку спасательные группы не стали пытаться добраться до места катастрофы ночью. В результате жертвами крушения стали 520 человек.

Выживание в экстремальных условиях требует от человека выдержки и непоколебимой веры в то, что не бывает безвыходных положений. Представляем пять историй, героям которых удалось выйти победителями из сложнейших ситуаций.

Рекордная высота, после падения с которой человеку удавалось выжить, - 10 160 метров. Этот рекорд занесен в Книгу Гиннесса и принадлежит Весне Вулович, единственной выжившей после авиакатастрофы 26 января 1972 года. Она не только выздоровела, но и хотела снова вернуться к работе - страха полетов у нее не возникло, потому что сам момент катастрофы она не помнила.

24 августа 1981 года 20-летняя Лариса Савицкая и ее муж летели из свадебного путешествия на самолете Ан-24 из Комсомольска-на-Амуре в Благовещенск. В небе на высоте 5220 метров их самолет столкнулся с Ту-16. Лариса Савицкая стала единственной из 38 человек, кто выжил.

На обломке самолета размером три на четыре метра она летела в свободном падении на протяжении 8 минут. Ей удалось добраться до кресла и вжаться в него. Позже женщина утверждала, что в этот момент вспомнила эпизод из итальянского фильма «Чудеса еще случаются», где героиня выживает в схожих условиях. Спасательные работы велись не слишком активно. Для всех жертв авиакатастрофы уже даже были вырыты могилы.

Ларису Савицкую в итоге нашли последней. Она трое суток жила среди обломков самолета и тел погибших пассажиров. Несмотря на многочисленные травмы - сотрясение мозга, повреждения позвоночника, сломанные ребра и перелом руки, Савицкая не только выжила, но и смогла соорудить себе что-то вроде шалаша из обломков фюзеляжа. Когда поисковый самолет пролетал над местом крушения, Лариса даже махала спасателям, но они приняли ее за геолога из разместившейся неподалеку экспедиции.

Лариса Савицкая дважды внесена в Книгу рекордов Гиннесса: как человек, выживший после падения с огромной высоты, и как человек, получивший минимальную сумму компенсации физического ущерба в авиакатастрофе - 75 рублей (в деньгах 1981 года).

23 ноября 1942 года немецкая субмарина торпедировала английский корабль «Бен Ломонд». Все члены его экипажа погибли. Почти все. Матросу Линь Пэну удалось выжить. Ему повезло - в ходе поисков на поверхности воды он обнаружил спасательный плот, на котором был запас продуктов. Линь Пэн, конечно, понимал, что продукты и вода рано или поздно закончатся, поэтому с первого дня своей робинзонады он начал готовить инвентарь для сбора дождевой воды и ловли рыбы. Растянул над плотом тент, из нитей веревки, найденной на плоту, сделал леску; из гвоздя и проводов от фонарика - крючки; из металла от консервной банки - нож, которым разделывал пойманную рыбу.

Интересный факт: Линь Пэн не умел плавать, поэтому все время был привязан к плоту. Рыбы Линь Пэн ловил очень немного, но заботился о ее сохранности - вялил на веревках, растянутых над палубой его «корабля». На протяжении ста дней его рацион составляла одна рыба и вода. Иногда за бортом попадались водоросли, потребление которых не дало Линь Пэну заболеть цингой.

Горькая ирония рекордного плавания Линь Пэна в том, что он мог быть спасен несколько раз. Однажды его не стали брать на борт грузового судна только потому, что он китаец. Потом его заметили американские ВМФ и даже бросили ему спасательный буй, но разразившийся шторм не дал американцам завершить спасательную миссию. Кроме того, Линь Пэн видел несколько немецких субмарин, но обращаться к ним за помощью по понятным причинам не стал.

Только в апреле 1943 года он заметил, что цвет воды изменился, а в небе начали то и дело появляться птицы. Он понял, что находится в прибрежной зоне, а значит, его шансы на успех многократно увеличились.

5 апреля его нашли бразильские рыбаки, которые сразу доставили его в больницу. Удивительно, но Линь Пэн после своего путешествия мог передвигаться самостоятельно. Он потерял за время вынужденной робинзонады всего 9 килограммов. Рекомендации китайца вошли в инструкцию по выживанию для британского флота. История Линь Пэна отчасти была использована при создании фильма «Жизнь Пи».

Робинзонада - это выживание человека в одиночку на протяжении долгого времени в природной среде. Рекордсменом в этой «дисциплине» стал Джереми Бибс, который прожил на острове 74 года. В 1911 году во время урагана в южной части Тихого океана затонула английская шхуна «Прекрасное блаженство». Добраться к берегу и спастись на необитаемом острове удалось только 14-летнему юнге Джереми Бибсу. Мальчику помогла его эрудированность и любовь к чтению - он знал наизусть роман Даниэля Дефо.

По примеру героя своей любимой книги Бибс стал вести деревянный календарь, построил хижину, научился охотиться, ел фрукты и пил кокосовое молоко. Пока Бибс жил на острове, в мире произошло две мировые войны, была создана атомная бомба и персональный компьютер. Он про это ничего не знал. Нашли Бибса случайно. В 1985 году экипаж немецкого судна неожиданно обнаружил 88-летнего рекордсмена среди робинзонов и доставил его на родину.

24 декабря 1971 года самолет Lockheed L-188 Electra перуанской авиакомпании LANSA попал в обширную грозовую область, получил удар молнией, вошел в зону турбулентности и начал разрушаться в воздухе на высоте 3,2 километра. Упал он в джунгли, в 500 километрах от Лимы. Единственной выжившей оказалась 17-летняя школьница Джулиана Маргарет Кепке.

В момент падения девочка была пристегнута к креслу. У нее оказалась сломана ключица, поранена правая рука, она на один глаз ослепла. Выжить Джулиане помогло то, что ее отец был известным зоологом, с детства привившим своей дочери навыки выживания в экстремальных условиях. Сразу после крушения, оставив попытки найти среди тел погибших свою мать, девочка обследовала багаж на предмет еды, но нашла только несколько конфет - тоже результат.

Затем Джулиана нашла неподалеку от места падения ручей и пошла вниз по его течению. Только через девять дней ей посчастливилось выйти к лодке на берегу реки. Бензином из канистры девочка обработала рану на правом плече, в которой уже расплодилось не менее 40 личинок. Хозяева лодки, которые оказались местными лесорубами, появились только на следующий день. Джулиану накормили, обработали раны и доставили в больницу ближайшего поселка.

13 октября 1972 года самолет, на борту которого находились игроки уругвайской команды по регби Old Christians из Монтевидео, а также их родственники и спонсоры, потерпел крушение в высокогорном районе Анд. В живых после падения осталось 27 человек. Позже из-за сошедшей лавины погибло еще 8 человек, еще трое умерли от ран. То, что помощи ждать неоткуда, уругвайцы поняли через 11 дней после аварии, когда по радио сказали, что их поиски прекращены и они признаны погибшими.

Тяжелейшая ситуация, в которой оказались пассажиры, усугублялась тем, что припасы очень быстро уходили. Чудом выжившие после крушения приняли непростое решение - есть мясо погибших. Спасли пострадавших только спустя 72 дня после катастрофы и лишь благодаря тому, что группа снарядила в дорогу трех человек, которым необходимо было перейти Анды и сообщить о случившемся. Сложнейший переход одолели двое. За 11 дней без снаряжения и теплой одежды они прошли 55 километров по заснеженным Андам и вышли к горной речке, где встретили чилийского пастуха, который и сообщил властям о выживших пассажирах


Сироты Титаника: трагическая история Мишеля Навратиль и его сыновей.

Крушение лайнера «Титаник» стало одной из самых громких трагедий ХХ века. В числе тех, кому удалось выжить, оказались двое детей, путешествовавшие под именами Луис и Лола. Родителей крох разыскивали долго, пока не узнали, что на борту корабля они следовали в Америку вместе с овдовевшим отцом. Правда, имена, на которые были оформлены билеты всей семьи, оказались вымышленными…


Луис и Лола - дети, спасенные после кораблекрушения.

Фотографии Луиса и Лолы были опубликованы на первой полосе всех крупных изданий. Сразу после кораблекрушения спасатели предпринимали все возможные меры, чтобы дети могли поскорее найти родителей. Старшему ребенку на тот момент было всего три года, младшему – два. Конечно же, сами малыши не могли толком рассказать о том, с кем путешествовали.


Фотография детей, которые разыскивали своих родителей после кораблекрушения.

Взять опеку над детьми изъявила желание Маргарет Бештейн Хэйс, женщина, которая сопровождала детей во время спасения. Она стала свидетельницей трагедии: отец мальчиков передал их в последнюю шлюпку, которая увозила женщин и детей. Сам он понимал, что погибнет. Пассажиров из шлюпки спас экипаж британского парохода «Карпатия».


Фотография выживших детей.

Луис и Лола поселились в доме Маргарет Хэйс после спасения. Они прожили там целый месяц, пока их не разыскала мать Марчелла Навратиль. Оказалось, что настоящие имена мальчиков – Мишель и Эдмон. Вымышленные имена им дал отец, который незаконно хотел увезти их в Америку. Следует оговориться, что Марчелла и Мишель-старший были разведены официально, и дети жили с матерью, а отец время от времени забирал их погостить на выходные. Накануне поездки он якобы пригласил сыновей отпраздновать Пасху, но на самом деле задумал план эмиграции в США.

Портрет Мишеля Навратиль.

Чтобы обман не был раскрыт, Мишель-старший купил билеты во второй класс под вымышленными именами. О себе на теплоходе он рассказывал, что овдовел и в поисках лучшей жизни едет за океан. Дети постоянно были с ним, все происходящее они воспринимали, как занимательное приключение.

Когда Марчелла приехала забирать детей после праздников, она обнаружила, что в доме было пусто. Поиски были длительными, пока в прессе она не увидела информацию о «сиротах Титаника». Чтобы воссоединиться с потерянными сыновьями, Марчелла приехала в Нью-Йорк, содействие в этом ей оказала крупнейшая судоходная компания «Уайт Стар Лайн».


Воссоединение семьи: Марчелла Навратиль с сыновьями.

Трагедию крушения «Титаника» оба спасенных мальчика хорошо запомнили. Мишель-младший после вспоминал, что отец надел на них самые теплые вещи и на прощание попросил передать матери, что он до сих пор ее любит и хотел увезти детей в Америку в надежде, что она не сможет жить без них и последует за семьей.

Годы спустя, Мишель и Эдмонд осознали, что благодаря тому, что отец купил билеты во второй класс, им удалось выжить. Шансов на спасение у пассажиров третьего класса не было. Кроме того, Мишель болезненно воспринимал то, что увидел ребенком: богачи пытались купить места в шлюпках, а рядом с ним сидела женщина, которая заняла дополнительное место, спасая свою собаку.

Судьбы мальчиков, выживших в кораблекрушении, сложились по-разному. Мишель стал преподавателем философии, а Эдмонд – архитектором. Эдмонд вступил в ряды французской армии в годы Второй мировой войны, был в плену, спасся бегством, но умер в 1953 из-за серьезных проблем со здоровьем. На тот момент ему было всего 43 года. Мишель, напротив, прожил долгую жизнь, и умер в 92 года. За пять лет до собственной смерти он посетил могилу отца, которому не удалось спастись с тонущего корабля.