Если в предыдущей теме речь шла о людских ресурсах террористических организаций, то в данной теме будут рассмотрены некоторые аспекты финансового обеспечения терроризма.

2.1. Источники и масштабы финансирования терроризма

Терроризм как стабильное явление невозможен без "энтузиазма" (=фанатизма), но он зиждется не только на "энтузиазме", но и на "хозрасчете". Для организации терактов (закупка оружия, оплата боевиков 24) и для стимулирования их освещения в СМИ нужны крупные финансовые затраты. Их сокращение (в идеале – пресечение) позволило бы если и не ликвидировать терроризм, то, по крайней мере, значительно снизить его масштабы и ущерб от него.

Откуда могут взяться крупные финансовые активы у заведомых политических аутсайдеров? Для понимания финансирования террора следует обратиться к схеме, показывающей, что у современного терроризма есть три источника и три составных части (см. Рис. 2-1).

Соотношение трех отмеченных на схеме источников менялось с течением времени. Как отмечает американский исследователь финансирования терроризма Стив Кайзер 25 , в 1990-2000-е гг. происходит своего рода «приватизация» террора – вытеснение спонсоров-государств спонсорами из числа благотворительных/неправительственных организаций и частных лиц (Рис. 2-2). Одновременно происходит диверсификация источников финансирования, когда «помощь» террористам поступает небольшими «порциями» из многих источников, в результате чего разрушить финансирование терроризма стало гораздо сложнее.

"Идеологический" "Конфессиональный" "Национальный"

терроризм терроризм терроризм

Помощь Самоснабжение Помощь

стран-изгоев за счет теневой экономики частных лиц

Рис. 2-1. Три финансовых источника и три составных части современного терроризма

Количество спонсоров

Средний размер пожертвований

1950-1990-е 1990-2001 после 2001

(государства) (неправит. организации) (частные лица)

Рис. 2-2. Макротенденции изменения финансирования терроризма, по С. Кайзеру.

Внешние источники: помощь правительств, частных лиц и некоммерческих организаций. Традиционный источник помощи для террористов – это помощь каких-либо стран, использующих террористов в качестве инструментов для достижения своих целей, которые самим террористам могут быть неизвестными и даже совершенно чуждыми. В период Третьей мировой войны оказанием помощи "идеологически близким" террористам занимались многие страны, включая и великие державы. Однако в современном мире этот источник постепенно отмирает.

Государственный департамент США в начале 2000-х гг. составил «черный список», согласно которому в поддержке террористических организаций участвуют такие государства как Иран, Ирак, Сирия, Ливия, Судан, Северная Корея (КНДР) и Куба (позже Ливия из этого списка ушла). Что касается Северной Кореи и Кубы, то их спонсорские возможности касаются в основном "левых" террористов, к тому же они невелики и отнюдь не бесспорны. Все остальные страны-изгои относятся к миру ислама и, соответственно, поддерживают связи в основном с исламскими экстремистами и палестинскими группировками. Впрочем, поскольку всех террористов и страны-изгои объединяет анти-американизм, нередки случаи государственной помощи, нарушающие идеологические/этнические приоритеты (например, боевики ИРА проходили обучение в Ливане и сами работали инструкторами у «наркопартизан» Колумбии).

Особой проблемой является финансовая помощь современным террористам со стороны спецслужб «сильных» стран. Как уже указывалось в предыдущем разделе, такая поддержка, несомненно, происходила во время Третьей мировой войны (можно вспомнить, например, скандал «Иран – контрас» 1986 г. по поводу тайных поставок оружия правым повстанческо-террористическим группировкам Никарагуа сотрудниками ЦРУ), но в современную эпоху надежных доказательств подобной помощи нет. В любом случае пресечение подобных операций связано с политическими решениями и является делом ФСБ.

Более важный источник финансирования современных террористов – это спонсорство частных лиц через посредничество разного рода землячеств, обществ гуманитарной помощи, религиозных организаций и т.д.

Дело в том, что хотя многие в "третьем мире" яростно отвергают ценности западного мира, это не мешает им осваивать "западный" капитализм и наживать капитал, который затем используется для финансирования "анти-западных" терактов. Знаковой фигурой в этом отношении является Усама бен Ладен, миллионер из Саудовской Аравии (его семья имеет деловые связи с семьей американских президентов Бушей), начинавший как спонсор антисоветских афганских моджахедов, а затем сам возглавивший террор.

Впрочем, арабский миллионер-террорист – это не совсем типичная фигура. Гораздо больше тех, кто щедро жертвует на "дело ислама", но отнюдь не горит желанием лично браться за автомат. В результате возникает парадоксальная картина: Саудовская Аравия – надежный союзник США, но многие ее граждане спонсируют исламский терроризм (конспирологи этот факт интерпретируют как доказательство марионеточного характера исламского террора) 26 . Известно также, что ирландские боевики вплоть до 1990-х гг. получали активную помощь от ирландских землячеств США, хотя официальный Вашингтон всегда категорически осуждал террористов-католиков Ольстера. Пожертвования благотворительных/неправительственных организаций и частных лиц подпитывают почти исключительно религиозные и националистические террористические группировки.

Внутренние источники: криминальное самоснабжение. В современном мире, однако, терроризм все менее нуждается в финансовой помощи извне и все более переходит на самоснабжение. Речь идет о втягивании террористических организаций в бурно растущие международные криминальные промыслы – наркобизнес, контрабанда полезных ископаемых и т.д. Террористические организации во многом подобны мафии: нелегальны, обладают силовыми ресурсами, построены на личном доверии. Поэтому они успешно внедряются именно в те криминальные промыслы, которые типичны для организованной преступности. Террористы Латинской Америки тесно связаны с кокаиновым трафиком, террористы Азии – с героиновым, повстанческие группировки Западной Африки – с контрабандой алмазов. Чтобы "отмывать" криминальные доходы, террористические организации, подобно организованным преступным синдикатам, создают прикрытия в виде вполне легальных бензоколонок, супермаркетов, транспортных и прочих компаний.

В результате внедрения в мафиозные криминальные промыслы терроризм коммерциализируется, приобретает черты "обычной" мафии. Постепенно борьба "за идею" частично или полностью вытесняется борьбой за "длинный доллар". С подобным мафиозным терроризмом бороться труднее, чем с мафией или с обычным терроризмом: он более воинственен и кровожаден, чем традиционная мафия, и более богат, чем терроризм традиционного типа. Если с "идейными" террористами можно искать и находить компромиссы, то с мафиозными террористами они принципиально невозможны. Мафиозизацией сейчас затронуты в той или иной степени практически все разновидности терроризма.

Соотношение трех перечисленных основных финансовых источников современного терроризма не одинаково для разных организаций. Чем более аутсайдерской является организация, тем в большей степени она опирается на криминальные источники доходов.

События 11 сентября 2001 г. открыли, что террористы научились зарабатывать деньги на самих терактах. "О террористических актах 11 сентября в США было известно на фондовом рынке заранее. – пишет Ю.П. Воронов. – За несколько дней до терактов резко увеличились объемы торгов, ориентированных на вероятное падение котировок акций авиакомпаний «United Airlines» и «American Airlines», самолеты которых были 11 сентября захвачены террористами. Объемы торгов превышали обычный уровень в 20-25 раз" 27 . Одновременно скупались ценные бумаги, чья ценность выросла бы при повышении цен на нефть. Хотя этот случай сразу же стал объектом расследования Комиссии по ценным бумагам и биржам США, однако за минувшие 5 лет так и не удалось выяснить, кто "нагрел руки" на информации о готовящемся теракте. Независимо от того, были ли этими людьми ставленники "Аль-Каяды" или (если верна конспирологическая трактовка) спецслужб США, речь идет об открытии способа использовать сам теракт не только как "статьи расходов", но и источника доходов, причем вполне легальных.

Оценки величины доходов террористических организаций. Величина финансов террористических организаций по определению не поддается точной оценке. Встречающееся в литературе мнение, будто "размеры экономики террора составляют до 1,5 трлн. долл. ежегодно (это около 5% мирового валового продукта)" 28 , основано на оценке общемировой теневой экономики, которая лишь отчасти связана с терроризмом. Лоретта Наполеони, исследовательница современной экономики террора (New Economy of Terror), оценивает ее в 500 млрд. долл., включая в нее все виды доходов террористических организаций (в т.ч. от легальных предприятий) 29 . Конечно, эту оценку надо воспринимать как весьма приблизительную и, вероятно, завышенную 30 .

Более точно аналитики, отслеживающие финансовые потоки терроризма, могут оценить масштабы финансирования отдельных террористических организаций.

Например, в литературе можно найти информацию, согласно которой в середине 1970-х гг. итальянские "красные бригады" имели ежегодный доход в 8-10 млн. долл. 31 . В современную эпоху он показался бы мизерным.

В 1990-е гг. Движение освобождения Палестины, имеющая боевую организацию ФАТХ, имело годовой бюджет в 8-14 млрд. долл., что превышает ВВП Йемена или Бахрейна 32 . Такое обильное финансирование объясняется во многом тем, что в 1993 г. ФАТХ официально отказалось от нелегальной вооруженной борьбы против Израиля, в связи с чем Госдепартамент США исключил его из регистра террористических организаций. Однако сами израильтяне не склонны признать, что ФАТХ полностью отказался от методов террора; достоверно известно, что в 2000-е гг. подразделения ФАТХ участвовали в боевых операциях против Израиля во время обострения ситуации вокруг Палестинской автономии.

Находящиеся на полностью нелегальном положении террористические организации имеют более скромные доходы: тот же самый ФАТХ в 1980-е гг., когда эта палестинская организация считалась террористической, имел ежегодный бюджет всего в примерно 400 млн. долл. 33 . На конец 1990-х гг. бюджет Временной ИРА (примерно 500 боевиков) оценивали в 3,5-9,5 млн. долл. в год 34 , цейлонских "Тигров освобождения Тамил Илама" (примерно 14 тыс. боевиков) – 50-80 млн. 35 , колумбийских «наркопартизан» (примерно 20 тыс. боевиков) - 600 млн. Что касается исламских террористических организаций, то на начало 2000-х гг. бюджет знаменитой "Аль-Каяды" (1,5-3 тыс. членов) составлял примерно 20-50 млн. долл., "ХАМАС" (1 тыс. членов) - 10 млн. долл., "Хезболлах" - 50 млн. 36 . Для сравнения следует упомянуть, что ежегодный доход чеченских террористов 2000-х гг. оценивают в интервале 90-270 млн. долл.

В эпоху глобализации финансовой системы и развития финансовых институтов увеличивается риск оптимизации процесса сбора средств террористическими и экстремистскими организациями. При этом следует отметить, что радикальные религиозно-политические группировки идут схожим путем, что и обычные криминальные группы: стремятся легализовать средства, добытые преступным путем, и маскируют финансовую активность от проверки госорганами.

В целях повышения эффективности контртеррористической деятельности в области финансирования необходимо сфокусироваться на следующих мерах:

1. Решение вопроса юрисдикционной принадлежности организации, включая неблагополучные государства и “безопасную гавань” для инвестиций.

2. Установление контактов с частным сектором для получения доступа к информации.

3. Проведение разъяснительной работы среди широкой общественности.

4. Улучшение финансовой разведки.

Согласно докладу Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) - межправительственной организации, которая занимается выработкой мировых стандартов в сфере противодействия, в том числе, финансированию терроризма - существуют несколько наиболее используемых способов сбора средств для ведения экстремистской деятельности и организации терактов.

При этом важно отметить, что радикалам необходимо финансирование не только и не столько для осуществления конкретных акций, сколько для развития и поддержания самой организации, создания благоприятной среды для ее деятельности, для пропаганды идеологии в целом.

Способы финансирования терроризма можно условно поделить на финансирование «сверху» (помощь от отдельных государств, других террористических организаций со схожей идеологией, НКО) и «снизу» - финансирование малого масштаба и имеющее разрозненный характер, что включает в себя самофинансирование из средств заработной платы и пособий членов экстремистской группы и сочувствующих.

Благотворительные НКО остаются одной из наиболее привлекательных моделей финансирования террористических и экстремистских организаций по нескольким причинам. Во-первых, НКО пользуются доверием общественности, во-вторых, имеют доступ к значительным средствам, в-третьих, интенсивно используют наличные средства, в-четвертых, многие НКО действуют на международном уровне. В-пятых, к НКО применяются более легкие нормативные требования, чем к финансовым институтам (начальный капитал, профессиональная аттестация, проверка биографических данных для сотрудников и попечителей при регистрации, текущее ведение учёта). Кроме того, некоммерческие организации удобны для перевода средств.

Нередко НКО создаются как полностью фиктивная организация, прикрывающая деятельность террористической или экстремистской группировки. В этом случае, схема работы благотворительных фондов напоминает жизненный цикл фирм-однодневок. Так, австралийская финансовая разведка отметила тенденцию создания экстремистами благотворительных фондов в Австралии на непродолжительный период времени. Эти организации самоликвидируются как только собирается нужная сумма денег, а средства направляются не на декларируемые цели, а на финансирование терроризма. В связи со всем вышеперечисленным, некоммерческие организации можно обозначить как критически слабое место при борьбе с финансированием терроризма.

Кроме того, радикалы используют для финансирования своей деятельности легальный бизнес, особенно это касается небольших фирм без значительного стартового капитала и большого объема наличных в обращении. Один из ключевых способов - это сращивание криминала и экстремистских организаций: наркоторговля, вымогательства, грабежи позволяют радикалам поддерживать свою деятельность в условиях отсутствия внешнего финансирования.

Террористы и экстремистские организации нуждаются в финансовых средствах для выплат боевикам и их семьям, организации поездок боевиков за границу, тренировки новых членов, подделки документов, покупки оружия. Немалые средства уходят на подкуп должностных лиц.

Как отметил президент Информационно-аналитического центра «Религия и общество» Алексей Гришин, подкуп чиновников ведется как в интересах принятия управленческих решений, так и в целях получения финансирования. Интерес для радикалов представляют должностные лица, отвечающие за взаимодействие с мусульманскими религиозными организациями, а также чиновники, обладающие разрешительными функциями, такими как регистрация, строительство, судопроизводство.

Отдельно стоит отметить расходы на подготовку видеосюжетов, ведение интернет-сайтов для рекрутинга и публикации сообщений. Пропаганда и работа под прикрытием легальной деятельности социальных и благотворительных фондов - один из наиболее затратных пунктов расходов террористических и экстремистских организаций.

Примечательно, что затраты на исходные материалы для осуществления атак - транспорт, компоненты импровизированных бомб, карты, разведывательный материал и т.д. - мало сопоставимы с тем ущербом, который они наносят. Например, теракт в Мадриде в 2004 г. обошелся лишь в $10 000, лондонские атаки в 2005 г. в 8 000 фунтов стерлингов. А как показывают события 2016 г., в частности теракт в Ницце, расходы на массовые атаки могут быть сведены до уровня бытовых.

Применительно непосредственно к ИГИЛ (террористическая организация, запрещена в РФ), в докладе ФАТФ от февраля 2015 г. «Финансирование террористической организации Исламское государство Ирака и Леванта» указываются пять основных источников финансирования: нелегальные доходы с оккупированных территорий (грабежи, вымогательство, взятие под контроль нефтяных месторождений, незаконное обложение налогами), похищение с целью выкупа, пожертвования, в том числе через НКО, и сбор средств через современные средства коммуникации. Как отмечается в докладе, первая статья доходов приносит наибольший приток средств.

Через НКО наиболее значимые суммы поступают от отдельных богатых доноров в регионе, в частности, приводится пример пожертвования в два миллиона долларов США от спонсора из одной из стран Персидского залива. В докладе комитета США по обеспечению национальной безопасности за октябрь 2016 года отмечается, что ИГИЛ получает гораздо меньшую финансовую помощь из стран Персидского залива, чем получала Аль-Каида (террористическая организация, запрещена в РФ) до терактов 11 сентября.

На сегодняшний день, основные спонсоры Исламского государства - Саудовская Аравия, Кувейт и Катар, причем кувейтские доноры вызывают наибольшее беспокойство американских спецслужб. Так, замдиректора ЦРУ Дэвид Коэн назвал Кувейт «эпицентром фандрайзинга для террористических групп в Сирии».

Иностранные боевики, примкнувшие к рядам ИГИЛ, привозят с собой наличные деньги, в том числе, собранные диаспорами в месте их проживания за границей. Манипулируя социальными сетями, представители ИГИЛ чаще всего прибегают к т. н. краудфандингу или «народному финансированию» - методу привлечения средств от большой группы людей путем сочетания современных технологий и маркетинга. Собранные деньги либо переводятся через отдельные счета в частных банках, либо перевозятся курьерами в виде наличных средств.

Европа как одна из ключевых мишеней террористов

В последние годы страны Евросоюза все чаще становятся мишенью террористов, присягнувших на верность ИГИЛ. Среди наиболее громких терактов последнего времени: атака на рождественском базаре в Шарлоттенбурге в Берлине 19 декабря, нападение на церковь в Нормандии во Франции 27 июля, теракт на Английской набережной во французской Ницце 14 июля, теракты в брюссельском аэропорту и метро 22 марта в 2016 году и теракты в Париже 13 ноября в 2015 году.

Ответственность за теракты взяло на себя Исламское государство. Согласно докладу Европола от ноября 2016 года, Исламское государство расценивает реализованные теракты во Франции и Бельгии как весьма успешные и эффективные.

В связи с этим, а также учитывая намерение и наличие возможностей со стороны ИГИЛ наносить новые удары, Европол считает высокой вероятность совершения очередных терактов на территории стран-членов ЕС. По прогнозам, атаки могут осуществляться как террористами-одиночками, так и организованными группами; по прямым инструкциям от ИГИЛ, либо террорист может действовать самостоятельно под влиянием пропаганды Исламского государства; нападения могут тщательно планироваться, либо осуществляться спонтанно.

В докладе указывается, что, помимо Франции и Бельгии, атакам ИГИЛ подвержены все государства, входящие в международную коалицию по борьбе с терроризмом в Сирии. Кроме того, нападения могут быть совершены с целью скомпрометировать сирийских беженцев как группу. Наиболее вероятен сценарий с применением того же способа действий, что и раньше, включая выбор оружия, что связано с легкостью его изготовления, приобретения и использования при очевидной эффективности. Также, в случае поражения или серьезного ослабления ИГИЛ в Сирии и Ираке, высока вероятность увеличения числа вернувшихся иностранных боевиков в страны-члены ЕС или в другие зоны конфликта, в частности, в Ливию.

Франция остается наиболее предпочтительной мишенью для террористов, в меньшей степени риску подвержены Бельгия, Германия, Нидерланды и Великобритания. Что касается Бельгии, ее уязвимость, в первую очередь, обусловлена демографической ситуацией. Так, Брюссель, столица Бельгии, стала местом средоточения радикализованных мусульман. При общем проценте мусульманского населения в стране в 6%, в Брюсселе этот показатель составляет 25%, а в районе Моленбек, где уровень безработицы среди иммигрантов достигает 30%, доля мусульман составляет 40%. Германия рассматривается как одна из мишеней для исламских боевиков из-за массового притока сирийских беженцев в страну.

Выбор Франции как приоритетной цели обусловлен рядом факторов.

Во-первых, Франция является символом западной культуры, где впервые были провозглашены принципы свободы, демократии, разделения государства и религии.

Во-вторых, играет роль вовлечение страны во внутренние дела мусульманских государств, в частности, Алжира, Ирака, Ливана и Сирии, а также экономическое и военное вмешательство с целью защиты своих национальных интересов в Африке и Ближнем Востоке.

В-третьих, ИГИЛ винит Францию за раздел Османской империи, в-четвертых, в стране существуют глубокие светские традиции, что, в частности, было выражено в запрете в 2010 году на ношение бурки в общественных местах. В-пятых, это высокий уровень социальной и экономической изоляции в отдельных городских районах с преимущественно мусульманским населением, которое превратились в благоприятную среду для вербовки террористов. В-шестых, это большое количество французских сторонников ИГИЛ, которые отправились воевать в Сирию и Ирак.

В документе, подготовленном в рамках Программы развития ООН под названием «Основные причины радикализации в Европе и СНГ» рассматриваются наиболее распространенные способы радикализации индивидуумов. В первую очередь, это саморадикализация, которая происходит по двум причинам: либо в случае психического расстройства, либо при воздействии пропаганды, распространяемой через электронные средства коммуникации, так называемая неочевидная вербовка. Распространены случаи прямой вербовки членом или сторонником экстремистской организации при межличностном контакте в реальности или онлайн.

Радикализация осуществляется в школах, управляемых или спонсируемых организациями или лицами, преследующими цель вовлечь молодежь в экстремистскую и террористическую деятельность. В документе отмечается, что рост числа таких школ связан с нехваткой спонсируемых государством программ, предоставляющих соответствующие образовательные программы. Вербовка проходит и в мечетях. Есть очевидные примеры, когда религиозные учреждения используются как прикрытие для политического экстремизма.

Между тем, допросы арестованных по обвинению в терроризме показали, что лишь немногие из них были завербованы непосредственно в мечетях. Гораздо чаще вербовка как прямой контакт осуществлялись в таких общественных местах, как кафе или спортзал, либо в более закрытой среде, например, в тюрьмах. Однако стоит отметить, что вербовка представляет собой длительный процесс, который начинается с симпатии и доверия, в связи с чем, точно установить момент, когда индивидуум был завербован, не всегда представляется возможным.

Распространение радикальных религиозных учений в странах-членах ЕС во многом спонсируется из-за рубежа, в первую очередь, из стран Персидского залива. Заметную роль здесь играет Саудовская Аравия. Поддержка оказывается как саудовским правительством и членами королевской семьи, так и благотворительными НКО и спонсируемыми Саудовской Аравией организациями, такими как Всемирная мусульманская лига (World Muslim League), Всемирная ассамблея исламской молодежи (World Assembly of Muslim Youth), Международная исламская благотворительная организация (International Islamic Relief Organization). Эти НКО спонсируют строительство религиозных учреждений и вкладывают средства в образовательные программы и распространение проповедей.

Такая экспансионистская политика уже принесла свои плоды. В январе 2016 года, Томас Андрие директор по общественным свободам и правовым вопросам Министерства внутренних дел Франции, выступил с докладом в национальном Сенате. Он отметил, что 10% проектов по строительству и поддержанию деятельности мечетей в стране финансируются из-за рубежа.

Поскольку большинство из этих проектов находятся на самофинансировании, в частности, через сбор денежных средств, возникают сложности с выявлением доноров, продвигающих таким образом радикальную идеологию. По приведенным данным, около ста мечетей во Франции находятся под влиянием салафитов. При этом г-н Андрие указал на рост числа практикующих мусульман, а также тех, кто придерживается мусульманских традиций в повседневной жизни, что представляет собой процесс параллельный секуляризации мигрантов.

В настоящее время, европейские страны предпринимают ряд мер по противодействию роста радикализации мусульманского населения и в области борьбы с терроризмом. Так, оптимизируется работа национальных спецслужб. После парижских терактов бюджет бельгийской Государственной службы безопасности был увеличен на 20%, а в Германии было сформировано новое элитное спецподразделение BFE+, предназначенное для реагирования на новые угрозы, в том числе для ведения масштабных розыскных мероприятий.

В конце январе 2016 года в рамках Европола был учрежден Европейский контртеррористический центр (ECTC) как единая платформа для обмена информацией. Новая структура призвана обрабатывать данные, касающиеся финансирования терроризма, пропаганды радикального экстремизма в Интернете и контрабанды оружия.

Тем не менее, ECTC является лишь консультативным органом, тогда как одной из ключевых проблем функциональности европейской системы безопасности остается неудовлетворительный уровень обмена информацией, оперативное взаимодействие, необязательных характер многих форм взаимодействия. Стоит отметить, что выход Великобритании из Евросоюза также нанесет ощутимый урон общеевропейской безопасности, поскольку именно британские полиция и спецслужбы играли ведущую роль в создании программ по контртеррористической деятельности и обмену разведанными в рамках ЕС.

Террористическая деятельность включает в себя финансирование заведомо террористической организации или террористической группы, или иное содействие им.

Финансирование террористической деятельности организации, подразумевает преднамеренное снабжение террористов материальными средствами (прямое и завуалированное, наличное и безналичное).

В России выделяют два вида финансирования террористической организации – внутреннее и внешнее.

К внутренним источникам относят:

· финансовую и материальную помощь со стороны коммерческих структур, находящихся под контролем криминальных групп;

· средства, поступающие от выкупа похищенных людей;

· производство и оборот оружия, наркотиков и психотропных веществ;

· расхищения бюджетных денежных средств;

· подделка и реализация денежных знаков России и иностранных государств.

К внешним источникам финансирования относятся:

· средства, поступающие от этнических диаспор;

· финансовая помощь от экстремистских международных организаций, общественных фондов и иных организаций, находящихся в Саудовской Аравии, Судане, Иордании, Пакистане, Турции, Великобритании, США, Польше и некоторых других странах.

Органами безопасности России установлено около 50 зарубежных неправительственных организаций и других структур, причастных к финансированию чеченских сепаратистов, а также установлено 18 банковских счетов за границей, используемых для этих целей в том числе в Нью-Йорке и Лондоне.

Известны факты, когда террористические организации в России финансировались за счёт производства и реализации контрофактных товаров. В 2000 году был ликвидирован завод по производству пиратских компакт-дисков, который являлся источником финансирования чеченских боевиков. Средний доход данной преступной группировки оценивался в 700 тыс. долл. США и использовался для закупки взрывчатых веществ и оружия, организации террористических актов.

Такой «экономически оформившийся» терроризм способен уже к серьёзной самостоятельной деятельности, и не только в масштабах «своей» страны. Однако сегодня развёртывание такой деятельности возможно лишь при наличии структур для «отмывания» денег – в виде контролируемых банков, фирм, производственных предприятий. «Отмывание» чаще всего осуществляется в кризисных зонах мира, где ослаблен государственный финансовый контроль. По этой причине Россию, к сожалению, относят к числу крупнейших «прачечных» мира.



В 2007 году разоблачена подпольная международная криминальная финансовая структура «Хавала», филиалы которой имелись в России. Впечатляет размах криминальных финансистов: только за четыре месяца общий оборот этой организации (банка) составил 4 млрд. рублей «отмытых» денег. Основными клиентами «российской» «Хавалы» били крупные наркоторговцы. Системой отмывания денег московского филиала этой структуры вполне могли пользоваться террористические организации для финансирования крупных терактов, например, в Москве и на юге России. Очевидно, что через эту финансовую наркопрачечную проходили деньги террористов.

В современных условиях особенностью организации внешнеэкономических операций является обязательный учёт возможного «отмывания терроризма», то есть анализ возможной модели отмывания денег той или иной организацией.

Отмывание денег можно описать как «устойчивую» вредоносную и всё поглощающую деятельность, которая приводит к далеко идущим последствиям и результатам». В результате «отмытые» деньги могут стать, и часто становятся, источником финансирования террористических актов.

Но здесь необходимо учитывать и то, что главной целью деятельности по отмыванию денег является «стирка» больших объёмов грязных денег. Террористическая же деятельность способна оперировать и небольшими суммами. Согласно официальным данным, бомбардировка острова Бали обошлась террористам в 19 тысяч фунтов стерлингов, которые не составило бы большого труда поместить в мировую банковскую систему. Американские власти полагают, что терракт 11 сентября 2001 года обошёлся в 200 тысяч долларов США. Незадолго до трагедии террористы снимали наличность с кредитных карт в обычных банкоматах. Но для этого они должны были, как минимум, сначала открыть банковские счета, чтобы потом ими воспользоваться. Далее, согласно традиционной модели отмывания денег, главной целью является полное отделение очищенной наличности от её первоначального источника (стадия интеграции).

Противодействие финансированию террористической деятельности – комплекс сложных мероприятий, определяемых, в первую очередь, пониманием масштаба и содержания противодействия терроризму. Эти мероприятия связаны с прогнозированием, предупреждением и отражением угроз терроризма.

В 2001 году в России принят специальный закон, направленный на противодействие финансированию терроризма: Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма. Он является реальным, активно функционирующим механизмом вмешательства государства в процессы денежной «подпитки» террористической деятельности.

Убедительной формой участия внешнеторговых организаций предупреждения террористической деятельности является своевременное информирование правоохранительных органов о подозрительных формах, лицах, конкретных фактах.

Например, переговоры по заключению контрактов международной купли-продажи должны начинаться с изучения деловых интересов компаний и предприятий с которыми заключается сделка. Обязательно изучение официальной позиции «нечистоплотных» государств, фирм – партнёров или банков, участвующих в возможном финансировании террористической деятельности или «отмывании» денег террористических организаций.

Организация Объединенных Наций (комиссия FATF) опубликовала документ «Особые рекомендации по выявлению террористических фондов», в котором указаны рекомендации:

Каждая страна должная отнести финансирование терроризма, террористических актов и организаций к категории тяжких преступлений. Главное требование: «все юрисдикции (государства) обязаны противостоять финансированию терроризма, даже если подобные деяния имеют место в юрисдикциях, отличных от тех, где происходит отмывание денег»;

Отчётность о подозрительных операциях, имеющих отношение к терроризму: два ключевых элемента «подозрения» и «достаточных оснований для подозрения». Докладывать о подозрительной деятельности обязаны банки и финансовые учреждения небанковского профиля (конторы биржевых маклеров, участники прямых экспортных и импортных операций, службы перевода денежных средств и др.);

Альтернативные механизмы переводов денежных средств. Три главных элемента данной рекомендации по очистке необходимости таких систем денежных переводов, как чёрный рынок по обмену денег: юрисдикции должны требовать лицензирование или регистрации от организаций, предоставляющих такие услуги; все эти системы обязаны следовать рекомендациям комиссии FATF; юрисдикции должны иметь возможность к применению санкций по отношению к таким системам, если их владельцы не имеют лицензии или регистрации;

Юрисдикции должны наблюдать за деятельностью организаций, чтобы предотвращать все возможные случаи использования последних в целях финансирования терроризма.

Что нужно делать, чтобы вовремя выявить и предотвратить отмывание денег террористическими организациями? Существует ряд предложений:

Узнавайте фирмы – партнёры (предприятия), следуя обязательным процедурам сбора информации. Организация, которая не соблюдает фундаментальных правил проверки, после заключения контракта международной купли – продажи становится особенно уязвимой. Нельзя забывать, что современные преступники располагают своими способами «убеждения» и «воздействия». Также известно, что террористы всё чаще прикрываются чужими именами, которые никаким образом не связаны с терроризмом. Нельзя недооценивать важность процедур сбора информации (в начале подготовки внешнеторговой сделки или же в процессе);

Отслеживайте подозрительные финансовые операции;

Докладывайте и анализируйте всю доступную информацию правоохранительным органам.

Предупреждение террористической деятельности и терроризм в целом представляет собой исключительно сложную задачу, поскольку это явление порождается многими социальными, политическими, психологическими, экономическими, историческими и иными причинами. Следовательно, такие причины и должны быть объектом профилактического вмешательства. При всём этом терроризм неискореним, поскольку является разновидностью «извечного и не умирающего спутника человека – убийства». Невозможно представить себе, чтобы когда-нибудь исчезли неистовые и слепые искатели правды и справедливости, готовые пожертвовать собой и другими для всеобщего счастья или своей социальной или национальной группы. Невозможно представить себе, чтобы больше не рождались люди, которые путём террора решили свои корыстные задачи, причём не только материальные, а якобы ради торжества всеобщего равенства. Цивилизованное общество должно стремиться к тому, чтобы не давать распространяться терроризму и вовремя выявлять террористическую угрозу.

В целом в России необходима грамотная превентивная политика по борьбе с терроризмом. Предупреждение (противодействие) должно заключаться в выявлении, устранении нейтрализации, локализации и минимизации воздействия тех факторов, которые либо порождают терроризм, либо ему благоприятствуют. Профилактика террористической деятельности должна осуществляться на до преступных стадиях развития негативных процессов, то есть на этапах, когда формируется мотивация противоправного поведения.

Бороться с терроризмом должно государство, но победить его может только общество. Террористов можно и нужно обезвреживать и наказывать, однако победить терроризм как явление можно будет только тогда, когда в обществе создастся такая атмосфера, что все, в том числе и сами террористы, поймут, что даже для тех, кто разделяет их политические или религиозные взгляды, они, в лучшем случае, являются опасными сумасшедшими.

Помощь каждого гражданина страны в борьбе с терроризмом может выражаться по разному: внимательно следить за происходящим вокруг, не оставаться безучастными к чужому горю, помогать как жертвам теракта, так и правоохранительным органам.

Вопросы для самоконтроля:

1. В чём заключается стратегическая цель государственной политики противодействия терроризму?

2. Назовите основные принципы борьбы с терроризмом.

3. Какие меры обеспечивают предупреждение террористической деятельности?

4. Назовите основные правовые акты Российской Федерации, обеспечивающие антитеррористическую деятельность.

5. Назовите основные мероприятия системы противодействия терроризму в Российской Федерации.

6. Перечислите основные задачи федеральной антитеррористической комиссии Российской федерации.

7. Источники финансирования террористической деятельности.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Проявление терроризма в России в конце XX - начале XXI в. Хронология осуществления террористических актов

1995 год
14 июня г. Буденновск, Ставропольский край захват заложников в больнице, погибли 166 человек, ранены более 400 человек
1996 год
9 января г.Кизляр, Республика Дагестан нападение и захват заложников, погибли 78 человек, ранены несколько сот человек
16 ноября г.Каспийск, Республика Дагестан взорван девятиэтажный дом, где проживали семьи российских пограничников, погибли 68 человек, в том числе 21 ребенок
11 июня г. Москва взрыв в вагоне на станции метро «Тульская», погибли 4 человека, ранены 14 человек
28 июня г.Нальчик, Кабардино-Балкарская Республика взрыв автобуса на городском автовокзале, погибли 8 человек, ранены 23 человека.

После подписания Хасавюртовских соглашений в августе 1996 г. территория Чеченской Республики была превращена лидерами экстремистов в террористический анклав, в котором не действовали никакие законы, кроме криминальных, а также искаженных шариатских. Систематический характер приобрели набеги и грабежи как на территории самой Чеченской Республики, так и в сопредельных ей Ставропольском крае и Республике Дагестан.

Процветало заложничество, принявшее массовый характер и ставшее основным промыслом бандформирований. Число заложников, находящихся в плену у террористов, по различным оценкам, составило от 1700 до более 2000 человек. Сумма выкупа колебалась от 10 тысяч до 1 млн. долларов США и более.

С вооруженным вторжением террористических формирований в Республику Дагестан фактически началась эскалация террористической угрозы на всей территории России. Об этом свидетельствует хронология наиболее масштабных терактов в период проведения контртеррористической операции 1999-2001 гг.:

1999 год
19 марта взрыв на Центральном рынке г. Владикавказа, погибли 64 человека, получили ранения более 100 человек
4 сентября г. Буйнакск, Республика Дагестан взорван пятиэтажный жилой дом, в котором жили семьи офицеров 136-й бригады Минобороны России, погибли 64 человека, из них 23 ребенка, ранены 146 человек
В ночь с 8 на 9 сентября г. Москва в результате взрыва дома № 19 на улице Гурьянова погибли более 90 человек, получили ранения около 200 человек
13 сентября г. Москва в 5 часов утра взорван жилой дом № 6 по Каширскому шоссе, погибли свыше 120 человек, в том числе 13 детей
16 сентября г. Волгодонск Ростовская область взрыв девятиэтажного жилого дома, погибли 18 человек, из них двое детей, госпитализированы 85 человек, общее число пострадавших составило 310 человек
2000 год
2 июля г. Аргун, Чеченская Республика проживали челябинские милиционеры, погибли 25 человек, получил ранения 81 человек
9 июля г.Владикавказ, Республика Северная, Осетия - Алания взрыв на Центральном рынке, погибли 6 человек, получили ранения 16 человек
8 августа г. Москва взрыв в подземном переходе на Пушкинской площади, погибли 12 человек
12 октября в результате взрыва, начиненного взрывчаткой грузовика, у здания Октябрьского РОВД погибли 15 человек, ранены 18 человек
8 декабря г. Пятигорск, Ставропольский край в результате взрыва на автостоянке Верхнего рынка погибли 4 человека, получили ранения 45 человек
9 декабря с. Алхан-Юрт, Чеченская Республика в результате взрыва начиненного взрывчаткой автомобиля у мечети погиб 21 человек, ранены 50 человек
2001 год
5 февраля г. Москва взрыв в подземном вестибюле станции метро «Белорусская-кольцевая», пострадали 200 человек
24 марта г. Минеральные Воды, Ставропольский край около Центрального рынка взорван автомобиль ВАЗ-2103, начиненный 50 килограммами тротила, погиб 21 человек, ранены более 50 человек
19 августа г. Астрахань в результате взрыва на вещевом рынке погибли 8 человек, ранены 70 человек
10 ноября г. Владикавказ, Республика Северная Осетия - Алания в результате взрыва на рынке «Фаллой» погибли 5 человек, получили ранения 66 человек

Военно-силовая составляющая контртеррористической операции 1999 - 2001 гг. явилась точкой отсчета, предопределившей ликвидацию сепаратистского режима и его пособников на территории Чеченской Республики. И все же, несмотря на успех этой операции, главная цель -обеспечение безопасности населения региона от террористической угрозы так и не была достигнута. Напротив, рассредоточившиеся банды экстремистов сделали террор своим основным оружием в дестабилизации обстановки в регионе и других жизненно важных центрах страны. Сам же терроризм принял систематический и целенаправленный характер. Об этом свидетельствует следующая хронология терактов в 2002-2005 годах:

2002 год
8 апреля г. Грозный, Чеченская Република подорван автобус с чеченскими омоновцами, погибли 18 человек, ранены около 20 человек
28 апреля г. Владикавказ, Республка Северная Осетия -Алания в теракте на Центральном рынке погибли 10 человек, ранены 40 человек
6 августа с. Шатой, Чеченская Республика в результате подрыва на фугасе автобуса с чеченцами, служившими в местной комендантской роте, погибли 9 человек, ранены 7 человек
10 октября г. Грозный, Чеченская Республика при взрыве в здании Заводского РОВД погибли 25 милиционеров, ранены 7 милиционеров
23 октября г. Москва захват в заложники более 900 зрителей в Театральном центре на Дубровке, при освобождении погибли 129 заложников
27 декабря г. Грозный, Чеченская Республика взрыв двух грузовиков у Дома правительства, погибли 83 человека, в том числе женщины и дети, получили ранения более 200 человек
2003 год
12 мая ст. Знаменская, Чеченская Республика взорвано здание районной администрации и отдела Управления ФСБ России по СКВО, погибли более 40 человек, ранены более 70 человек
14 мая с. Илисхан-Юрт, Чеченская Республика террористка-смертница подорвала себя в толпе во время религиозного праздника, погибли 18 человек, получили ранения 145 человек
5 июня г. Моздок, Республика Северная Осетия -Алания взрыв автобуса с военнослужащими на аэродроме, погибли 18 человек
5 июля г. Москва во время проведения рок-фестиваля «Крылья» подорвали себя две террористки-смертницы, погибли 16 человек, ранены 20 человек
1 августа г.Моздок, Республика Северная Осетия -Алания террорист-смертник полностью разрушил военный госпиталь, погибли 52 человека, получили ранения более 80 человек
5 декабря г. Ессентуки, Ставропольский край в результате взрыва в электричках погибли 38 человек, ранены 160 человек
9 декабря г. Москва две террористки-смертницы подорвали себя у гостиницы «Националы), погибли 6 человек, ранены 14 человек
2004 год
6 февраля г. Москва взрыв в поезде московского метро, следовавшем по перегону между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая», погиб 41 человек, получили ранения около 250 человек
В ночь с 21 на 22 июня Республика Ингушетия в результате диверсионно-террористической акции и нападения на органы внутренних дел погибли 79 человек
31 августа г. Москва теракт у станции метро «Рижская», погибли 10 человек, получили ранения более 30 человек
23 августа взрыв самолетов Ту-134 и Ту-154, погибли 90 человек
1 - 3 сентября г. Беслан, (Республика Северная Осетия -Алания) захват заложников в средней школе № 1, погиб 331 человек, в том числе 186 детей, получили ранения 472 человека, были признаны потерпевшими 1395 человек.

В настоящее время финансирование терроризма рассматривается как весьма уязвимое звено его организации, поэтому все большее внимание уделяется финансовому аспекту борьбы с террористической угрозой.

Так, в докладе России о выполнении резолюции 1373 СБ ООН о борьбе с международным терроризмом говорится, что «финансирование терроризма – самое его уязвимое место. Надежно перекрыть каналы его финансовой политики – значит нанести сокрушительный удар по всей инфраструктуре терроризма ». Страны – участницы ЕС заявили о том, что перекрытие ресурсов финансирования терроризма является одной из ключевых задач Европейского Союза. В совместном заявлении Президента РФ В.В. Путина и Председателя Европейского Совета Г. Верхофстадта на саммите Россия – ЕС в Брюсселе, состоявшемся через 3 недели после атак на Нью-Йорк и Вашингтон, говорится о необходимости решительно действовать в целях блокирования любого источника финансирования терроризма.

В современных условиях особая роль в борьбе с финансированием терроризма в нашей стране отводится Комитету финансового мониторинга России, данный комитет является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. К основным задачам комитета России отнесены сбор, обработка и анализ информации, документов, сведений и иных материалов об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом: кредитные организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг; страховые и лизинговые компании; организации федеральной почтовой связи; ломбарды; организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий; организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также проводящие лотереи и иные игры, в которых организатор разыгрывает призовой фонд между участниками, в том числе в электронной форме; организации, осуществляющие управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами, нотариусы, адвокаты, аудиторские компании обязаны сообщать сведения об операциях, которые носят запутанный характер, превышают определенную сумму для осуществления государственного контроля. Неисполнение этой обязанности влечет административную ответственность по данной статье КоАП РФ.

Письмом от 17 августа 2004 года № 100-т Центробанк РФ довел сведения об Отчете ФАТФ о типологии отмывания преступных доходов и финансирования терроризма в 2003-2004 гг. Так, в письме указано, что на пленарном заседании Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), состоявшемся 25 - 27 февраля 2004 г. в г. Париже (Франция), по итогам анализа международного опыта в области противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма принят отчет, в котором рассматриваются наиболее часто используемые схемы и методы отмывания преступных доходов и финансирования терроризма. Внимание акцентировалось на следующих проблемах: безналичные переводы, некоммерческие организации и их связь с финансированием терроризма, уязвимые места страхового сектора с точки зрения отмывания преступных доходов, влиятельные политические лица и лица, оказывающие профессиональные услуги по правовым и финансовым вопросам.

Безналичные переводы представляют собой быстрый и эффективный способ перемещения преступных доходов, поэтому они могут быть использованы для финансирования терроризма. Сложные схемы безналичных переводов могут быть применены для преднамеренного сокрытия источника и места назначения денежных средств, предназначаемых для финансирования терроризма. В настоящее время безналичные переводы, осуществляемые для целей финансирования терроризма, могут быть выявлены с помощью ограниченного количества показателей, к которым, прежде всего, относятся: источник и место назначения денежных средств, а также имена физических лиц, являющихся сторонами по операции, в случаях, когда эта информация является доступной. Во время обсуждения была признана необходимость определить перечень дополнительной информации для выявления подозрительных операций.

Рассмотрение вопроса о неправомерном использовании некоммерческих организаций для целей финансирования терроризма показало, что изменение пути следования весьма незначительного объема денежных средств может представить собой потенциально серьезную проблему финансирования террористической деятельности. Были определены несколько групп некоммерческих организаций, и в каждой группе выявлены связанные с ней риски. Несмотря на то, что в большинстве государств в отношении некоммерческих организаций применяются меры регулирования и надзора, в целях снижения риска неправомерного использования некоммерческих организаций для финансирования терроризма необходимо выработать дополнительные меры. Эксперты пришли к выводу, что для уменьшения рисков финансирования терроризма необходимо разработать и усилить механизмы и способы обмена информацией. Повсеместно признается, что некоммерческие организации играют исключительно важную роль в социальной и финансовой сфере общества, и очевидно, что никто не ставит этот факт под сомнение. Тем не менее, объем денежных средств и других активов, задействованных в благотворительном секторе, сам по себе означает, что направление даже очень небольшой доли этих средств на поддержку терроризма представляло бы собой серьезную проблему. Поэтому международное сообщество должно уделять внимание проблеме недостаточности информации о том риске, которому подвергается сектор некоммерческих организаций, с точки зрения возможности использования его террористами.

Многие некоммерческие организации особенно уязвимы перед злоупотреблениями, связанными с финансированием терроризма, некоммерческие организации пользуются доверием общества, имеют доступ к значительным источникам денежных средств и часто имеют высокий оборот наличных денежных средств. Кроме того, некоторые некоммерческие организации имеют разветвленную сеть подразделений во многих странах, которая обеспечивает основу для внутренних и международных финансовых трансакций, зачастую в сферах, наиболее уязвимых, с точки зрения, использования их для финансирования террористической деятельности. Неправомерное использование некоммерческих организаций для целей финансирования терроризма может осуществляться различными способами. Прежде всего, некоммерческие организации используются террористами и террористическими организациями для сбора денежных средств. Часто (но не всегда) эти организации обращаются за получением статуса благотворительной организации и освобождаются от налогов. Некоторые некоммерческие организации используют довольно агрессивные методы сбора средств, иногда пытаясь получить денежные пожертвования от широких слоев общественности, а в некоторых случаях фокусируя внимание на определенных целевых группах, в частности, внутри конкретных этнических или религиозных общин.

Подтверждено существование целого ряда уязвимых мест для отмывания преступных доходов в страховом бизнесе. Недостаточное регулирование этой отрасли открывает широкие возможности ее использования лицами, отмывающими преступные доходы. В целом данная отрасль считается наиболее всего уязвимой на заключительной стадии цикла отмывания преступных доходов (стадии "интеграции"). Как показывают наблюдения, уровень выявления операций по отмыванию преступных доходов в сопоставлении с размером самой индустрии в целом очень низкий. Это наблюдение, вероятно, потребует дальнейшего углубленного изучения специфики рисков отмывания преступных доходов в каждом секторе, которые формируют отрасль страхования.

В прессе часто появляются сообщения о новых разоблачениях политических деятелей, заподозренных в участии в финансовых преступлениях (особенно связанных с коррупцией). Влиятельные политические лица, замешанные в преступной деятельности, зачастую скрывают незаконно полученное имущество посредством сети компаний - "оболочек" и оффшорных банков, расположенных за пределами своей страны. Влиятельные политические лица часто используют посредников или членов своих семей для перемещения или хранения принадлежащего им имущества. Методы, используемые влиятельными политическими лицами для сокрытия имущества, аналогичны тем, которые применяются при отмывании преступных доходов. Финансовые организации могут выявить потенциальную незаконную деятельность влиятельных политических лиц, используя процедуры повышенной должной осмотрительности, такие же, как и применяемые в целях борьбы с легализацией преступных доходов.

Лица, осуществляющие отмывание преступных доходов, при проведении финансовых операций все чаще пользуются услугами профессиональных консультантов. Тенденция к привлечению различных высококвалифицированных специалистов по правовым и финансовым вопросам для участия в схемах по легализации преступных доходов была ранее установлена ФАТФ и продолжается в настоящее время.

В Российской Федерации формируется механизм государственного контроля за финансовыми операциями, которые могут быть использованы для финансирования террористической деятельности. Для этих целей принят Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" . Согласно п. 1 ст. 6 указанного Федерального закона операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 тыс. руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 тыс. руб., или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится к одному из видов операций, исчерпывающий перечень которых установлен подп. 1 - 4 п. 1 ст. 6 указанного Федерального закона. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в Комитет финансового мониторинга России не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, сведения по операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю. Также обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях. Обязанность по сообщению информации об определенных сделках возложена, также на нотариусов, адвокатов, организации, оказывающие юридические и бухгалтерские услуги.

Данные организации в соответствии с правилами внутреннего контроля обязаны документально фиксировать информацию, полученную в результате применения указанных правил и реализации программ осуществления внутреннего контроля, и сохранять ее конфиденциальный характер. Основаниями документального фиксирования информации являются: запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели; несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации; выявление неоднократного совершения операции или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля; иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. Центробанк РФ довел до сведения кредитных организаций опубликованный в США список организаций и лиц, подозреваемых в причастности к финансированию терроризма. Одним из основных финансовых источников подпитки терроризма является незаконный оборот оружия и наркотиков.

Хотя национальное законодательство России придает большое значение борьбе с финансированием терроризма, но однако, в Федеральных законах «О борьбе с терроризмом» (1998 г.) и «О противодействии терроризму» (2006 г.) борьба с финансированием терроризма не детализирована . В первом из упомянутых законов в понятие террористической деятельности включалось «финансирование заведомо террористической организации или террористической группы» (ст. 3) без уточнения, что считать «заведомо». Во втором - в трактовке финансирования терроризма сделан даже шаг назад: здесь при определении терроризма говорится: «террористическая деятельность - деятельность, включающая в себя: а) организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта...». Определение, что именно считать финансированием теракта, отсутствует. Из неясных соображений сужено понимание финансирования терроризма: из понятия террористической деятельности исключена ситуация, когда спонсор финансирует не конкретный теракт, а террористическую организацию как таковую.

Обобщая анализ финансирования терроризма, можно сформулировать следующие практические рекомендации для России . Во-первых, для эффективной борьбы необходимо отслеживать хотя бы в общих чертах структуру притока финансовых ресурсов, поступающих террористам, чтобы концентрировать удары, прежде всего по самым главным потокам усиливая по возможности и более мелкие «ручейки». Во-вторых, для сокращения притока финансов из зарубежных стран необходимо активно популяризировать в западных СМИ информацию о чеченском терроризме как элементе международного исламского терроризма, ломая имидж чеченских сепаратистов как «борцов за независимость» и добиваясь внесения их организаций в международные списки террористических организаций, чье финансирование строго запрещено. В-третьих, для сокращения притока финансов из стран Востока следует вести работу с чеченской диаспорой и с мусульманскими государствами, добиваясь создания легальных, прозрачных для контроля каналов сбора пожертвований на нужды чеченского населения и мусульман России. В-четвертых, в долгосрочной перспективе важнейшим методом борьбы с финансированием терроризма должна стать борьба с теневой экономикой как питательной средой финансирования терроризма. В-пятых, ввиду приоритетной важности борьбы с финансированием терроризма в системе антитеррористических мероприятий целесообразно внести в Федеральный закон «О противодействии терроризму» специальный раздел, посвященный борьбе с финансированием терроризма, либо даже принять специальный Федеральный закон «О борьбе с финансированием терроризма», введя в него расширенную трактовку этого понятия (финансирование не только конкретного теракта, но и организации, признанной террористической). Финансирование терроризма представляет собой тип финансовых преступлений с разрушительными эффектами, которые скрываются за, казалось бы, безобидными финансовыми трансакциями и обладают способностью, в конечном счете, дестабилизировать общество. Террористы часто осуществляют свою неправомерную деятельность через свои сети посредством и при содействии скрытых структур финансовой поддержки. Важно устранить изъяны легальной финансовой системы, которые используются для отмывания преступных доходов и поддержки террористической деятельности.

Возможно принимать во внимание, что вопрос финансирования терроризма будет играть значительную роль в международных отношениях ближайшего времени. Во-первых, вследствие того, что финансирование терроризма - самое уязвимое его место, и, следовательно, борьба с финансированием терроризма - это один из немногих способов противодействия ему на практике. Во-вторых, в свете современной ситуации в западной экономике возможно использование борьбы с финансированием терроризма в качестве внеэкономического инструмента контроля над международной финансовой системой. И в настоящее время просматриваются попытки использования борьбы с финансированием терроризма в политических целях руководством США, что не может не вызывать озабоченности.

Не вызывает сомнений тот факт, что террористические организации не могли бы действовать без достаточного финансирования на всех этапах подготовки и реализации их акций. Например, по имеющимся данным на осуществление теракта 11 сентября 2001 г. было потрачено около 300 тыс. долл.

По мнению экономистов, финансирование террористической организации имеет несколько этапов.

На первой стадии операции наличные средства перечисляются на счета подставных лиц-носредников в международных банках.

Вторая стадия представляет собой распределение наличных сумм посредством скупки банковских платежных документов и ценных бумаг.

Третья стадия известна как «заметание следов»: принимаются меры к тому, чтобы никто не узнал, откуда были получены деньги, открываются счета в банках, расположенных далеко от места действий террористов, осуществляется легальный перевод денег с новых счетов подставных фирм в страну непосредственного их нахождения .

Большую роль традиционно играют так называемые государства - спонсоры терроризма. Государственный департамент США в начале 2000-х гг. составил «черный список», согласно которому в поддержке террористических организаций участвуют Иран, Ирак, Сирия, Ливия, Судан, Корейская Народно-Демократическая Республика и Куба.

Пример

По сообщениям прессы, только в 1992 г. Иран выделил на поддержку радикальных исламистских движений 186 млн долл., суданские фундаменталисты получили 50 млн долл., ливанская «Хезболла» - 48 млн долл., а «Исламский фронт спасения» в Алжире - 20 млн долл.

Мнение специалиста

Д. Робинсон пишет: «По мере того как в результате глобализации корпорации подменяли собой национальные государства, обслуживая рынки, которые эволюционировали, подобно амебам, становясь все более крупными, более мощными и более “разумными”, наряду с глобализацией экономики происходила глобализация преступного мира. От территориального контроля освобождались не только глобализованные биржи, но и терроризм и организованная преступность. Движущей силой и того, и другого, и третьего являются деньги, и хотя они были политической силой всегда, никогда ранее людям с преступными замыслами не было так легко управлять их энергией. В неразберихе глобальных потоков товаров, услуг, людей, идей и “мегабайтных баксов”, отражающихся лишь на мониторах компьютеров и нс зависящих ни от центральных банков, ни от географии, транснациональная организованная преступность и террористические банды типа “АльКаиды” обрели возможность действовать далеко за пределами мест своего базирования. В глобализованном мире XXI столетия на планете постоянно циркулирует грязных 600-700 млрд долл. Их львиная доля - наркоденьги, но поскольку преступность и терроризм - близнецы, все труднее становится провести границу между наркоденьгами и деньгами террористов. Временами эго оказывается одним и тем же. И чаще всего звеном, связывающим их воедино, является оружие - пистолеты для убийств, автоматы для мятежей, оружие массового уничтожения для проталкивания политических идей» .

На рубеже 2000-х гг. происходит своего рода «приватизация» террора - вытеснение государств спонсорами из числа благотворительных (неправительственных) организаций и частных лиц. Одновременно происходит диверсификация источников финансирования, когда помощь террористам поступает небольшими порциями из многих источников, в результате чего разрушать финансирование терроризма стало гораздо сложнее .

К сказанному нужно добавить, что такие страны, как Саудовская Аравия, продолжают осуществлять огромные вливания в поддержку исламистской экстремистской и террористической деятельности по всему миру. Так, гражданская война между сирийцами, лояльными президенту Б. Асаду, и его противниками, носящая во многом террористический характер, не обошлась без значительной поддержки Саудовской Аравии. В сентябре 2011 г. солдатами армии Сирии были задержаны несколько боевиков, один из которых, Самир Абдуль Джавад Нашивати, заявил о том, что боевики в его отряде получали саудовские деньги через их командира, Белаля Алкана. По словам пленника, каждый из боевиков в день зарабатывал по 25 долл., не считая дополнительных 400 долл., которые выплачивались за участие в военных операциях. Сообщения о финансировании Эр-Риядом оппозиционной «Сирийской свободной армии» появлялись, например, в Daily Telegraph.

Обобщив взгляды А. Игнатенко, Ю. Латова и И. Хохлова на финансирование терроризма, можно раскрыть его основные

модели: от сбора средств для подпольных групп до организации экономики фактически независимых территориальных образований террористическо-криминального толка (рис. 6.3).

Рис. 6.3.

Первая модель террористического финансирования - создание «серой зоны». Термином «серые зоны» обозначают регионы на территории признанных международным сообществом государств, которые либо вообще не контролируются легальным правительством, либо контролируются им лишь частично. К таким «серым» регионам можно отнести Курдистан в Турции, север Шри-Ланки, восток Конго, юг и запад Колумбии и др.

Пример из истории

Чеченская Республика Ичкерия в 1992-1999 гг. была «свободной криминальной зоной», выпавшей из-под контроля Правительства России и специализировавшейся на криминальных промыслах, создающих угрозу национальной экономической безопасности. Хотя чеченские сепаратисты 1990-х гг. декларировали стремление создать нормальное независимое государство, его финансирование имело ярко выраженные черты террористической деятельности. Ни одна страна современного мира, кроме России 1990-х гг., не допускала длительного существования на своей территории откровенно криминально-деструктивного государственного образования.

Вторая модель - контроль партизанской территории . В Колумбии с 1980-х гг. активно действуют две основные повстанческо-террористические организации леворадикального толка: «Революционные вооруженные силы Колумбии» (FARC/PBCK) и «Национальная армия освобождения» (ELN/HAO), временами контролируя около 40% территории страны (в основном труднодоступные сельские районы). Ныне ряды этих организаций насчитывают около 25 тыс. бойцов, что примерно соответствует численности профессионального контингента колумбийской армии. Доходы повстанцев Колумбии оценивают в 600 млн долл, в год, из которых около 360 млн долл, приходится на «Революционные вооруженные силы Колумбии». С начала 1980-х гг. партизаны систематически собирают «дань» с наиболее процветающих сфер экономики Колумбии. Сейчас едва ли не все крупные экономические субъекты (чье имущество превышает сумму в 1 млн долл.) этой страны выплачивают повстанцам-рэкетирам нелегальные налоги за безопасность своей деятельности. Отказ платить может закончиться похищением бизнесмена или членов его семьи.

Третья модель - финансирование террористических организаций с сильными внешними связями. Примером может служить «Аль-Каида». Из 20-50 млн долл, ежегодного притока финансовых ресурсов данной организации не менее 50-65% приходится на доходы от откровенно криминальных видов деятельности (контрабанда наркотиков и алмазов, киднепинг и др.), которыми занимаются и чисто мафиозные организации .

Однако в последние годы все большая часть финансовых ресурсов поступает к «Аль-Каиде» из легальных источников (пожертвования исламских благотворительных организаций). Накопление средств (фандрайзинг) в исламских благотворительных фондах происходит за счет занята, традиционного налога на верующих, предназначенного для поддержки нуждающихся. Государственные органы исламских государств собирают закят и переводят эти средства на счета благотворительных фондов. Значительные суммы поступают также от жертвователей садаки (традиционного собирания верующими милостыни, которую собирают повсюду, где есть общины мусульман и мечети).

После 11 сентября 2001 г. американские власти стали разбираться в том числе и с исламскими благотворительными фондами, которые собирали деньги в США. Был наложен арест на четыре офиса благотворительной организации «Святая земля», которая, по словам президента США, финансировала группировку ХАМАС в Палестине, а также подрыв исламскими террористами из Йемена американского эсминца «Коул» в 2000 г. (рис. 6.4). Были произведены обыски и аресты в представительствах исламского благотворительного фонда «Глобальный фонд спасения» (фактически филиал крупнейшей саудовской благотворительной организации «двойного действия» «Ан-Наджда»).

Рис. 6.4.

Исламские благотворительные фонды также активно занимались финансированием террористической и подрывной деятельности в России. Со второй половины 1990-х гг. деньги к боевикам и террористам, действовавшим на Северном Кавказе, поступали от кувейтских организаций «Общество социальных реформ» и «Ассоциация воскрешения исламского наследия», катарского благотворительного общества «Катар», саудовской «Международной исламской организации спасения» и многих других.

Рассмотрим некоторые особенности финансирования исламистских организаций более детально. Фундаментом снабжения деньгами является исламская банковская система , деятельность которой носит глобальный характер и управляется исламским законодательством (шариатом), вследствие чего не очень хорошо понимается как западными финансовыми кругами, так и правоохранительными и разведывательными службами западных государств.

Исламский банк или финансовое подразделение западного банка, ведущее свою деятельность в соответствии с шариатом, находится под наблюдением «шариатского комитета», более известного под названием «Исламский комитет по контролю за законодательством и соблюдением норм исламского права», который действует одновременно и в качестве аудиторского подразделения, и религиозного органа. В задачи «шариатского комитета» входят проверка деятельности банка или подразделения на предмет соответствия нормам шариата и определение того, какие финансовые инструменты, используемые банком, соответствуют исламской деловой практике, а какие - нет.

Поскольку в исламе запрещен ссудный процент, клиент обязан, в соответствии с нормами шариата, открыть в банке «счет муда- раба» для перечисления на него определенного процента от каждой инвестиционной операции на благотворительные нужды. В зависимости от типа банковского обслуживания человеку необходимо отрыть один из двух типов благотворительного счета: «свободный счет мудараба», в рамках которого клиент сам сможет определять, какие благотворительные программы он желает финансировать, или «ограниченный счет мудараба», средствами на котором распоряжается «шариатский комитет».

Вдобавок к «счетам мудараба» исламская банковская практика также предполагает использование того, что называют «структурами по управлению активами» или «мушарака» (совместные предприятия) и «мурабаха» (компании, которые банк покупает и продает с целью извлечения прибыли). Во всех этих случаях, за исключением «свободного счета мудараба», клиент не обладает информацией об операциях или стратегиях финансовой организации, которая распоряжается его деньгами. Он также не имеет никакого влияния на то, в пользу каких получателей перераспределяется закят.

После того, как деньги поступили на счета благотворительной организации, дальнейший контроль над ними полностью утрачивается, и никакой возможности установить их дальнейшее использование не существует. Многие исламские банки были вовлечены посредством шариатских структур в финансирование различных террористических групп, например, ныо-йоркское подразделение Арабского банка {Arab Bank"s New York branch) делало это путем перевода существенных денежных средств на счета, принадлежащие благотворительным организациям, связанным с террористическими группами.

Другим способом финансирования террористических организаций является хавала (или хавалла) - система денежных переводов, изобретенная китайцами, которые назвали ее фэй-чиэнь (букв, «летающие деньги»). Своим появлением эта система обязана политическим неурядицам и глубокому недоверию к банкам. Она почти всегда основывается на семейных или племенных связях, а инструментом ее поддержания традиционно является насилие.

Мнение специалиста

Д. Робинсон о системе хавала пишет: «В простейшей ее форме вместо денег используются фишки. Например, деньги кладут в ювелирный магазин в Карачи, а взамен получают клочок бумаги, содержащий секретный код, или что-нибудь столь же безобидное, например, десятидолларовую банкноту, на которой проставлена специальная печать. Когда записка или банкнота предъявляются меняле, ее податель получает деньги. Гигантский треугольник хавала, образованный Дубаем, Пакистаном и Индией, тесно связан с террористическим миром. Естественно, система хавалодаров имеет внутренние, как правило, родственные, связи. Объемы трансакций, по понятным причинам, неизвестны, но, по приблизительным оценкам, это около 1 млрд долл, в день. Эта система очень удобна для террористов» .

Четвертая модель - финансирование террористических организаций со слабыми внешними связями. Лишившись финансирования извне, террористы переключаются на эксплуатацию местной теневой экономической деятельности, максимально сближаясь с чисто мафиозными организациями.

Именно по этому пути шла временная ИРА в 1990-2000-х гг. в последний период своей деятельности . К 1990-м гг., почти потеряв внешние источники доходов (и от Ливии, и от ирландской диаспоры в США), ирландские террористы сосредоточились на поиске финансовых источников в самой Северной Ирландии. Этому способствовало то, что и ранее боевики ИРА активно использовали чисто криминальные источники доходов (рэкет, кража автомобилей, грабежи, киднепинг и др.), рассматривая их, правда, как подсобные. Теперь эта террористическая организация создала диверсифицированную криминальную экономику. Незаконными промыслами, от которых ИРА получала доход, были контрабанда топлива и сигарет, торговля фальсифицированными товарами (прежде всего, видеопиратство), кражи ценных грузов. Членам ИРА приписывают крупнейшее в истории Великобритании ограбление банка в Белфасте в декабре 2004 г. на сумму в 50 млн долл.

Следует признать, что в современном мире терроризм все менее нуждается в финансовой помощи извне и все более переходит на самоснабжение. Речь идет о втягивании террористических организаций в бурно растущие международные криминальные промыслы и трансграничную преступность: наркобизнес, контрабанда полезных ископаемых и т.д.

Выявив основные особенности терроризма в экономической сфере общества, необходимо определить возможные пути противодействия данном}" явлению. Большая работа в этом направлении проделана Управлением по контролю наркотиков и предупреждению преступности (UN ODC), которое разработало целую систему мероприятий по противодействию терроризму, в том числе в экономической и социальной сфере (рис. 6.5).

Ассоциация жертв терактов 11 сентября 2001 г. и их родственников направила в суд иск на 116 трлн долл, против государственных органов Саудовской Аравии и отдельных государственных деятелей королевства, а также ряда исламских благотворительных фондов, обвинив их в финансировании терроризма. Иск был отклонен, но тем не менее прецедент создан.

Контроль над потоками незаконных денежных средств в финансовых системах, их изъятие и конфискация являются мощным средством нанесения ответного удара по терроризму и подрыва экономической мощи стран, спонсирующих террористов.


Рис. 6.5.

В настоящее время наиболее эффективный финансово-экономический подход к борьбе с терроризмом разработан в США. В сентябре 2001 г. президент США Дж. Буш в указе «О финансировании террористов» призывал все государства к объединению в пресечении на своей территории действий по подготовке и финансированию терактов, «лишить террористов финансовых источников, столкнуть их лбами, выкурить из укрытий и посадить на скамью подсудимых» .

В октябре 2001 г. принят Акт об объединении и укреплении Америки путем предоставления надлежащих средств, необходимых для перехвата информации и воспрепятствования терроризму (Patriot Act), предоставляющий широкие права власти в следственной и правоохранительной сфере касательно поиска и ликвидации террористов и отмывания денег. Закон от 2001 г. «О борьбе с международным отмыванием денег и финансировании антитер- рористической деятельности» включает в себя такие меры, как расширенный доступ к информации иностранных банков; возможность наложения ареста на активы, хранящиеся иностранными персонами (в 2001 г. были идентифицированы 27 таких организаций и лиц).

В 2002 г. в США было создано Министерство безопасности, в которое включено более 20 ведомств, в том числе и финансово- экономические. Численность его структуры составляет около 170 тыс. сотрудников . В состав министерства вошел Центр отслеживания активов международных террористических организаций (FTАТС), основная задача которого - воссоздание точной картины финансовой структуры терроризма, что позволит выявить все элементы, составляющие систему его финансирования, и их связи между собой. Центр использует накопленный опыт и рекомендации международной организации «Специальная финансовая комиссия» (FATF), программа которой «Сорок рекомендаций» включает в себя следующие мероприятия:

  • - объявить отмывание «грязных» денег уголовным преступлением;
  • - осуществить операции но выявлению и конфискации таких денег;
  • - реализовать эффективную систему установления личности клиентов и внедрить процедуры ведения учета финансовыми учреждениями;
  • - внедрить в практику извещение компетентных органов о фактах сомнительных сделок;
  • - оказывать взаимную помощь в расследовании случаев отмывания «грязных» денег, изъятии и конфискации легализованных незаконных доходов.

В России надзор в данной области осуществляет Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг).

Главным событием в рассматриваемой сфере стала Конвенция о борьбе с финансированием терроризма, одобренная 9 декабря 1999 г. Генеральной Ассамблеей ООН и вступившая в силу в апреле 2002 г. Позже она была дополнена принятым в 2000 г. в Оттаве Международным соглашением «О воспрещении доступа террористических организаций к источникам финансирования» и принятой в 2001 г. в Нью-Йорке резолюцией 1373 Совета Безопасности ООН о запрещении финансирования и любых форм контактов с террористическими организациями.

В России был принят Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», согласно которому операция с денежными средствами подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 тыс. руб., сделка с недвижимым имуществом - на сумму 3 млн руб. Создается перечень организаций и лиц, причастных к экстремистской деятельности или терроризму, юридических лиц, прямо или косвенно находящихся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лиц. Сотрудникам финансовых организаций предписано уделять повышенное внимание операциям с денежными средствами или иным имуществом, осуществляемым иностранными публичными должностными лицами.

Одним из финансовых средств смягчения последствий террористических атак является страхование граждан. В России для этих целей еще в 2004 г. создан антитеррористический пул из 20 страховых компаний, среди которых Ингосстрах, Военно-страховая компания и др. Если ежегодный взнос составляет 100 долл, в год, то в случае смерти или инвалидности I группы страховая премия составит 10 тыс. долл, II группы - около 7 гыс. долл., III группы - до 5 тыс. долл., а легкой травмы - от 1,3 тыс. до 1,5 тыс. долл.

Таким образом, противодействие терроризму в экономической сфере заключается в преодолении разрыва в социально-экономическом развитии между богатыми и бедными странами, создании финансовой разведки для контроля над денежными потоками, замораживании счетов террористов и их последующей конфискации. Необходимо также особое внимание со стороны правительства к конкретным причинам социально-экономического недовольства части населения, поддерживающей террористов: применение финансово-экономической политики, которая сокращает склонность к участию в политическом насилии. Кроме того, финансовые аспекты борьбы с терроризмом непосредственно связаны с защитой прав и интересов жертв терактов.

См.: Suarez A. R. Parasites and Predators: Guerrillas and the InsurrectionEconomy of Columbia //Journal of International Affairs. 2000. Vol. 53. № 2.

  • См.: Болдуин Ф. II. Верховенство закона, терроризм и меры противодействиясо стороны США. URL: http://www.satcor.ru/anthology/2003/02/an_contents.html