Дидактический материал к урокам по окружающему миру

2 класс

Введение.

В методической разработке представлены тематические задания, составленные в чётком соответствии с содержанием учебника по окружающему миру для 2 класса. Автор А. А. Плешаков. М, Просвещение, 2011 г.

Материал разбит на темы, каждое задание имеет цель отработать определённые навыки и понятия. Используя материал этого пособия, учителя начальных классов получают возможность сразу увидеть пробелы в знаниях учащихся.

Благодаря тестам задания проверяются легко, позволяют активизировать деятельность учащихся на уроках, разнообразить процесс обучения, получать наглядную картину успеваемости, экономить время, отводимое на опрос и контроль.

Работа с тестами может проводиться почти на каждом уроке окружающего мира, так как материал тестов идёт параллельно с учебником.

Тематические задания могут быть использованы для организации индивидуальной и коллективной работы на уроке. При фронтальной работе с текстами учитель сам может читать задания, а дети отмечают правильный ответ. Отводить на тестирование больше 20 минут не рекомендуется. Материал сборника поможет оказать методическую помощь учителю в подборе упражнений для закрепления знаний, умений, навыков учащихся.

ВАРИАНТ 1

1. Запиши по порядку осенние месяцы:

Осень- _________ , _________ , __________.

2.Меняется ли температура воздуха с приходом осени?

а) Нет.

б) Да, она становится ниже.

в) Да, она становится выше.

3. Обведи кружком букву правильного ответа. Осенью:

а) день становится короче;

б) солнце встает раньше;

в) ночь становится короче.

4. Какое основное осеннее изменение происходит в неживой природе?

а) потепление;

б) грозы;

в) похолодание;

г) начало учебного года;

5. Закончи предложения об изменениях в неживой природе осенью.

Небо затянуто _____________, кажется низким, дожди____________

Температура

Воздуха__________________________, ясных дней ______________,

Постоянно______________________ или _______________________.

(Слова: облаками, понизилась, затяжные, холодные, пасмурно, ясно,

облачно)

ВАРИАНТ 2

ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________

Октябрь

Сентябрь

Ноябрь

2. Как осенью солнце поднимается над горизонтом по сравнению с летом?

а) выше, чем летом;

б) так же, как летом;

в) ниже, чем летом.

3.Какие изменения происходят в неживой природе.

А) заморозки;

Б) цветение растений;

В) похолодание;

Г) листопад;

4.Напиши несколько осенних явлений в неживой природе?

________________________________________________________________

5.Закончи предложения об изменениях в неживой природе осенью.

Самое заметное изменение в неживой природе это____________________.

Небо часто закрыто _______________ . Идет __________________________

Вода в реках, прудах, озерах становится ______________________________.

Почва стала ____________________________.

(Слова: промерзать, похолодание, мелкий, моросящий, тучами, дождь,

холоднее.)

ВАРИАНТ 1

ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________

1.Кто и что готовит на зиму? Соедини стрелками.

бобры зерно

медведь мёд

хомяки ветки деревьев

пчёлы жир

Чертами.

Первыми на юг улетают:

А) водоплавающие; б) насекомоядные.

4. Травянистые растения осенью:

а) умирают

б) остаются зелеными под снегом

в) отмирает наземная часть, корни зимуют в земле

Изменениях в живой природе.

Улетели в теплые края _____________, ____________________, _________,

Только _________________,

Боятся наступающей зимы.

ВАРИАНТ 2

ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________

1. Запиши цифрами порядок осенних месяцев:

барсук зерно

мыши мёд

белки жир

пчёлы грибы, орехи

2.Подчеркни перелетных птиц одной чертой, а зимующих птиц – двумя

Чертами.

Скворец, журавль, синица, соловей, воробей, кукушка, ворона, ласточка.

3.Обведи кружком букву правильного ответа.

На юге перелётные птицы:

А) вьют гнёзда; б) не вьют гнёзда.

4.Явление листопада чаще всего бывает:

а) ноябре

б) сентябре

в) октябре

5.Допиши недостающие слова, чтобы получился рассказ об осенних

Изменениях в живой природе.

Осенью листья на деревьях и кустарниках ___________________________.

Не изменяют окраску листьев ______________________________________.

Они по-прежнему стоят _________________________________________ _.

Улетели в теплые края _____________, ____________________, ________,

Только ________________________________,

Не

Боятся наступающей зимы.

(Слова: хвойные деревья, вороны, соловьи, скворцы, зеленые, ласточки,

воробьи, дятлы, журавли, пожелтели, синицы.)

ВАРИАНТ 1

ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________

  1. Какой месяц в старину называли – крутень, межень, кривые дороги,

Снегосей?

а) январь, б) февраль, в) декабрь, г) март.

2.О каком зимнем явлении идёт речь?

Появившаяся во время оттепели вода и подтаявший снег замерзают.

А) Гололедица;

Б) Снегопад;

В) Оттепель.

3. Какие зимние явления происходят в неживой природе? Подчеркни

4.Как называется явление природы, при котором реки, озёра, пруды

Покрываются льдом?

а) ледоход

б) ледостав

в) заморозки

5.Звезда, еж, пластинка, игла, крупа, столбик – это…….

а) иней, б) снежинки, в) хлопья.

ВАРИАНТ 2

ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________

1.Какой месяц не является зимним?

а) январь, б) март, в) февраль, г) декабрь.

2. Какие зимние явления происходят в неживой природе?Подчеркни

Метель, снегопад, мороз, листопад.

3.Как называется явление природы, при котором реки, озёра, пруды

Покрываются льдом?

а) заморозки

б) ледоход

в) ледостав

4.Какое явление природы бывает только зимой?

а) Дождь;

б) Туман;

в) Снегопад;

а) самый длинный день в году,

б) самый короткий день в году,

в) день зимнего солнцеворота,

ВАРИАНТ 1

ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________

1.Как называется дерево, которое на зиму сбрасывает хвоинки?

а) Сосна, б) пихта, в) ель, г) лиственница.

2.Кто не впадает в зимнюю спячку?

а) Медведь;

б) Ёжик;

в) Заяц.

3.Какие животные меняют окраску к зиме?

а) Медведь;

б) Заяц;

в) Лось;

г) Белка.

4.Какие птицы зимующие?

а) чайка, синица, грач;

б) поползень, сорока, тетерев;

в) чиж, скворец, кукушка.

5. Как люди должны помогать птицам выжить зимой?

а) строить для них гнёзда;

б) помещать их в специальные жилища;

в) подкармливать их.

ВАРИАНТ 2

ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________

1.Какое хвойное растение зимует без листьев – хвоинок? Подчеркни.

Сосна, лиственница, ель, можжевельник.

2. Кто впадает в зимнюю спячку?

а) волк;
б) кабан;
в) ёж.

3.Какие животные меняют окраску к зиме? Подчеркни.

Белка, медведь, лиса, заяц, лось.


4.Какие птицы зимующие?

а) грач, сойка, соловей;
б) клёст, воробей, голубь;
в) скворец, ворона, ласточка.

5.Почему многие птицы зимой держатся ближе к жилью человека?

А) здесь можно погреться;
б) здесь проще отыскать корм;
в) здесь можно пообщаться с людьми.
Тест по теме «В гости к весне»

ВАРИАНТ 1

ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________

1.Какие весенние явления происходят в неживой природе?

Вычеркни лишнее слово

Ледоход, таяние снега, половодье, метель.

2.О каком весеннем явлении идёт речь? Допиши предложение.

От растаявшего снега и льда река переполняется водой и выходит из

берегов – это __________.

3.На какое число приходится день весеннего равноденствия?

4.Как изменилась температура воздуха с пр и ходом весны?

а) стала выше

б) стала ниже

в) не изменилась

а) дни становятся длиннее;

б) появляются насекомые;

в) улетают в теплые края перелетные птицы;

ВАРИАНТ 2

ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________

1. Какие весенние явления происходят в неживой природе? Подчеркни

Метель, снегопад, гололедица, листопад.

2.. О каком весеннем явлении идёт речь? Допиши предложение.

Большие и маленькие льдины быстро плывут по течению, сталкиваются и

разбиваются – это __________.

3.Какие весенние явления происходят в неживой природе?

а) ледоход;

б) вьюга;

в) половодье;

г) гололёд.

4. Как изменилась температура воздуха с пр и ходом весны?

а) стала выше

б) стала ниже

в) не изменилась

5.Выбери примету, не относящуюся к весне.

а) воздух становится день ото дня всё теплее;

б) появляются первоцветы;

в) животные ложатся в спячку;

Тест по теме «Живая природа весной»

ВАРИАНТ 1

ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________

а) Пробивается травка;

б) Листопад;

в) Возвращение перелётных птиц.

а) одуванчик.
б) медуница;
в) тополь;

3.Какие изменения весной происходят в жизни птиц?

а) прилетают из жарких стран;
б) вьют гнёзда;
в) отдыхают;


4.Какие птицы прилетают к нам весной?

а) Воробей, ворона, галка.

б) Грач, скворец, ласточка.

в) Снегирь, синица, дятел.

а) У зайца;

б) У белки;

в) У кошки;

г)У ёжика.

ВАРИАНТ 2

ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________

1.Какие весенние явления происходят в живой природе?

а) Набухание почек;

б) Листопад;

в) Появление насекомых;

2.Какие растения раннецветущие?

а) мать-и-мачеха;
б) рябина;
в) ольха;

3. Какие изменения весной происходят в жизни зверей?

А) рождают детёнышей;
б) начинают петь;
в) продолжают спать.

4.Выбери неверное утверждение:

а) Весной появляются первоцветы.

б) Весной улетают в тёплые края перелётные птицы.

в) Весной появляются насекомые.

5. У каких животных весной изменяется окраска?

а) У зайца;

б) У белки;

в) У кошки;

г) У ёжика.

Тест по теме «Впереди лето»

ВАРИАНТ 1

ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________

1. Запиши цифрами порядок летних месяцев:

Июль

Август

Июнь

2. Как летом солнце поднимается над горизонтом по сравнению с весной?

а) ниже, чем весной;

б) так же, как весной;

в) выше, чем весной.

правильных ответов.

а) осадки в виде дождя;

б) оттепель;

в) солнце жарко светит.

Самое заметное изменение в неживой природе летом –__________________

___________________________________.

Небо редко закрыто___________________.

Дожди бывают_____________________________________.

Вода в водоёмах ___________________________________.

По утрам на траве выпадает__________________________.

облаками)

ВАРИАНТ 2

ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________

1.Запиши по порядку летние месяцы

Лето-____________,____________,___________.

2. Обведи кружком букву правильного ответа.

Летом:

а) день становится длиннее;

б) солнце встает позже;

в) ночь становится длиннее.

3. Какие основные летние изменения происходят в неживой природе?

а) прогрелась земля и вода;

б) ледоход;

в) похолодание;

4.Закончи предложение о летних изменениях в неживой природе

Самое заметное изменение в неживой природе летом -

это__________________________________________________________.

Небо редко закрыто___________________. Дожди бывают_______________.

Вода в водоёмах ______________________________________________.

По утрам на траве выпадает____________________.

(постоянно тёплая температура, редкими и тёплыми, прогрелась, роса,

облаками)

Тест по теме «Живая природа летом»

ВАРИАНТ 1

ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________

1.Какие основные летние изменения происходят в живой природе

а) появление насекомых;

б) подрастание птенцов;

в) цветение трав;

3. Закончи предложение

Лето-время лесных _________________________. Вылетают из гнёзд

У__________________ подрастает смена. Старше всех

лесных малышей __________________.У норы играют_________________.

Совершает свой первый полёт _________________.В сумерках выходят на

охоту_______________.

(малышей, медвежата, птицы, зверей, лисята, бельчонок, ежата)

_________________________________________________________________

а) находится в тени

б) ходить в головном уборе

в) больше пить

ВАРИАНТ 2

ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________

1. Какие основные летние изменения происходят в живой природе.

а) цветение трав;

б) набухание почек;

в) созревание плодов;

2. Каких насекомых можно встретить летом. Напиши.

_____________, _____________, _____________,

_____________, _____________, _____________.

3. Закончи предложение

Зацвели ______________.На лесной опушке распустился алый_________.

На лугу заголубели__________________________.Белые________________

Протянут свои лепестки к солнцу. Даже_______________

тоже в бусинках.

(травы, подорожник, шиповник, колокольчики,ромашки)

4.Напиши ягоды, которые спеют летом.

_____________________________________________________________

5.Как можно защитить себя от солнечного удара

а) находится в тени

б) больше пить

в) больше пить ходить в головном уборе

Итоговый тест по теме «Времена года»

ВАРИАНТ 1

ФАМИЛИЯ, ИМЯ _____________________________

1.Определи время года .

набухают почки, зацветают первоцветы.
_______

ярким краскам.
Ответ:__________________________________

Это унылая_____________________ .

2.Впиши недостающий месяц:

  1. октябрь – ноябрь
  2. _______ - январь
  1. февраль -______
  2. апрель - май
  1. Апрель -______
  2. Июнь - июль
  1. Май – июнь
  2. ____ - август

ВАРИАНТ 1

ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________

1.Определи время года
Погода стоит жаркая. Солнце поднялось высоко-высоко. Вся земля покрыта

Зелёным ковром. Весело щебечут птицы, заботясь о своём потомстве. Все

Луга, степи покрыты цветущим ковром. Над цветами порхают бабочки,

Летают стрекозы, жужжат пчёлы. Всё вокруг радуется тёплому солнышку,

Ярким краскам.
Ответ:__________________________________

Дни становятся короче. Солнце светит реже. Деревья роняют в лужи свои

яркие наряды. Чаще дуют холодные ветры. Моросящий дождик заставляет

детей сидеть дома. Иногда дождь переходит в мокрый снег.

Это унылая _________________________ .

По высокому голубому небу медленно и плавно плывут белоснежные

лёгкие облака. С каждым днём становится теплее и теплее. Тает снег,

журчат по дорогам ручьи, появляются первые проталинки, на реках

начинается ледоход. А осадки теперь выпадают в виде дождя. На деревьях

набухают почки, зацветают первоцветы.

Солнце уже высоко не поднимается, дни становятся короче, а ночи длиннее.

Вот уже и реки, озёра, пруды сковал лёд, замёрзла почва. Вся земля покрыта

Мягким, воздушным, снежным одеялом. Почти каждый день дуют холодные

Ветры. Часто можно наблюдать снегопады и метели. Погода стоит морозная.
Ответ:______________________

5.Впиши недостающий месяц:

2)_____ - август

2)_______ - январь

Заключение

Тестовые задания могут быть использованы учителями начальной школы, а также и родителями для занятий с детьми дома.

При всех положительных качествах метода тестирования он не может быть единственным способом проверки качества знаний и умений учащихся и должен использоваться вместе с традиционными формами проверки результатов обучения.

Каждое верно выполненное задание оценивается в один балл.

80 – 100% от максимального количества баллов – оценка «5».

60 – 80% - оценка «4».

40 – 60 % - оценка «3».

0 - 40% - оценка «2».

Приложение

Ответы к тестовым заданиям

Тест по теме «В гости к осени»

ВАРИАНТ 1

вопросы

ответы

сентябрь, октябрь ноябрь

ВАРИАНТ 2

вопросы

ответы

Сентябрь,октябрь ноябрь

Тест по теме «Живая природа осенью»

ВАРИАНТ 1

вопросы

ответы

бобры - ветки.и.т.д

ВАРИАНТ 2

вопросы

ответы

барсук-жир..и.т.д

Тест по теме «В гости к зиме»

ВАРИАНТ 1

ВАРИАНТ 2

Тест по теме «Живая природа зимой»

ВАРИАНТ 1

Что такое явления природы? Какие они бывают? Ответы на эти вопросы вы найдете в данной статье. Материал может быть полезен как для подготовки к уроку окружающий мир, так и для общего развития.

Все что нас окружает и не создано человеческими руками, является природой.

Все изменения, происходящие в природе, называются явлениями природы или природными явлениями. Вращение Земли, её движение по орбите, смена дня и ночи, смена времён года – это примеры природных явлений.

Времена года еще называют сезонами. Поэтому явления природы, связанные со сменой времён года, называются сезонными явлениями.

Природа, как известно, бывает неживая и живая.

К неживой природе относится: Солнце, звёзды, небесные тела, воздух, вода, облака, камни, полезные ископаемые, почва, осадки, горы.

К живой природе относятся растения (деревья), грибы, животные (звери, рыбы, птицы, насекомые), микробы, бактерии, человек.

В этой статье мы рассмотрим зимние, весенние, летние и осенние явления природы в живой и неживой природе.

Зимние явления природы

Примеры зимних явления в неживой природе Примеры зимних явления в живой природе
  • Снег – разновидность зимних атмосферных осадков в виде кристалликов или хлопьев.
  • Снегопад – обильное выпадение снега зимой.
  • Пурга – сильная низовая метель, которая возникает преимущественно в равнинной безлесной местности.
  • Вьюга — снежная буря с сильным ветром.
  • Снежная буря – зимнее явление в неживой природе, когда сильный ветер поднимает облако сухого снега, и ухудшает видимость при низкой температуре.
  • Буран – метель в степной местности, на открытых местах.
  • Метель – перенос ветром выпавшего ранее и (или) падающего снега.
  • Гололедица образование тонкого слоя льда на поверхности земли в результате похолодания после оттепели или же дождя.
  • Гололёд – образование слоя льда на поверхности земли, деревьях, проводах и других предметах, которые образуются после замерзания капель дождя, мороси;
  • Сосульки — обледенение при стоке жидкости в виде заостренного книзу конуса.
  • Морозные узоры – это, по сути, иней, который образуется на земле и на ветвях деревьев, на окнах.
  • Ледостав – природное явление, когда устанавливается сплошной ледяной покров на реках, озерах и других водоемах;
  • Облака — скопление взвешенных в атмосфере водных капель и ледяных кристаллов, видимые на небе невооруженным глазом.
  • Лед – как явление природы – это процесс перехода воды в твердое состояние.
  • Мороз – это явления, когда температура опускается ниже 0 градусов Цельсия.
  • Изморозь — белоснежный пушистый налет, нарастающий на ветвях деревьев, проводах в тихую морозную погоду, главным образом при тумане, появляющийся с первыми резкими похолоданиями.
  • Оттепель — теплая погода зимой с таянием снега и льда.
  • Зимняя спячка медведя — период замедления жизненных процессов и метаболизма у гомойотермных животных в периоды малодоступности пищи.
  • Впадение в спячку ежей – в связи с недостаток питания в зимний период ежи впадают в спячку.
  • Смена окраса зайца с серого на белый — это механизм, с помощью которого зайцы приспосабливаются к смене окружающей среды.
  • Смена окраса белки с рыжего на голубовато-серый — это механизм, с помощью которого белки приспосабливаются к смене окружающей среды.
  • Прилетают снегири, синицы
  • Люди оделись в зимнюю одежду

Весенние явления природы

Названия весенних явлений в неживой природе Названия весенних явлений в живой природе
  • Ледоход — движение льда по течению во время таяния рек.
  • Снеготаяние – явление природы, когда начитает таять снег.
  • Проталины – явление ранней весны, когда появляются участки, оттаявшие от снега, чаще всего вокруг деревьев.
  • Половодье – ежегодно повторяющаяся в одно и то же время фаза водного режима реки с характерным поднятием уровня воды.
  • Термальные ветры – это общее название для ветров, связанных с перепадом температур, который возникает между холодной весенней ночью и относительно теплым солнечным днем.
  • Первая гроза — атмосферное явление, когда между облаком и земной поверхностью возникают электрические разряды - молнии, которые сопровождаются громом.
  • Таяние снега
  • Журчание ручейков
  • Капель -падание с крыш, с деревьев тающего снега каплями, а также сами эти капли.
  • Цветение раннецветущих растений (кустов, деревьев, цветов)
  • Появление насекомых
  • Прилет перелётных птиц
  • Сокодвижение у растений – то есть перемещение воды и растворенных в ней минеральных веществ от корневой системы к надземной части.
  • Распускание почек
  • Появление цветка из почки
  • Появление листвы
  • Пение птиц
  • Рождение детенышей зверей
  • Просыпаются медведи и ежи после зимней спячки
  • Линька у животных – смена зимней шубы на терние

Летние явления природы

Летние явления природы в неживой природе Летние явления природы в живой природе
  • Гроза — атмосферное явление, когда между облаком и земной поверхностью возникают электрические разряды - молнии, которые сопровождаются громом.
  • Молния — гигантский электрический искровой разряд в атмосфере, обычно может происходить во время грозы, проявляющийся яркой вспышкой света и сопровождающим ее громом.
  • Зарница — мгновенные вспышки света на горизонте при отдаленной грозе. Наблюдается это явление, как правило, в темное время суток. Раскатов грома при этом не слышно из-за дальности, но видны вспышки молнии, свет которых отражается от кучево-дождевых облаков (преимущественно их вершин). Явление в народе приурочивали к концу лета, началу сбора урожая, и иногда называют хлебозарами.
  • Гром — звуковое явление в атмосфере, сопровождающее разряд молнии.
  • Град — разновидность ливневых осадков, состоящих из кусочков льда.
  • Радуга — одно из красивейших явлений природы, возникающее в результате преломления солнечного света в капельках воды, взвешенных в воздухе.
  • Ливень — сильный (проливной) дождь.
  • Жара - состояние атмосферы, характеризующееся горячим, нагретым солнечными лучами воздухом.
  • Роса - маленькие капли влаги, оседающие на растениях или почве при наступлении утренней прохлады.
  • Летние теплые дожди
  • Зеленеет трава
  • Расцветают цветы
  • В лесу растут грибы и ягоды

Осенние явления природы

Осенние явления в неживой природе Осенние явления в живой природе
  • Ветер – это поток воздуха, движущийся параллельно земной поверхности.
  • Туман — это «спустившееся» к поверхности земли облако.
  • Дождь — это один из видов атмосферных осадков, выпадающих из облаков в виде капель жидкости, диаметр которых варьирует от 0,5 до 5-7 мм.
  • Слякоть — жидкая грязь, образующаяся от дождя и мокрого снега в сырую погоду.
  • Иней — тонкий слой льда, который покрывает поверхность земли и иные предметы, находящиеся на ней, при минусовой температуре.
  • Заморозки – слабый мороз в диапазоне 1 до 3 градусов Цельсия.
  • Осенний ледоход – движение льда на реках и озерах под действием течения или ветра в начале замерзания водоемов.
  • Листопад — процесс опадения листвы с деревьев.
  • Перелёт птиц на юг

Необычные явления природы

Какие явления природы еще существуют? Кроме описанных выше сезонных явлений природы можно назвать еще несколько, которые не связанны с каким-то временем года.

  • Паводком называют кратковременный внезапный подъем уровня воды в реке. Этот резкий подъем может быть следствием обильных дождей, таяния большого количества снега, сброса внушительного объема воды из водохранилища, схода ледников.
  • Северное сияние — свечение верхних слоёв атмосфер планет, обладающих магнитосферой, из-за их взаимодействия с заряженными частицами солнечного ветра.
  • Шаровая молния — редкое природное явление, выглядящее как светящееся и плавающее в воздухе образование.
  • Мираж — оптическое явление в атмосфере: преломление потоков света на границе между резко различными по плотности и температуре слоями воздуха.
  • «Падающая звезда » - атмосферное явление, возникающее при попадании метеорных тел в атмосферу Земли
  • Ураган — чрезвычайно быстрое и сильное, нередко большой разрушительной силы и значительной продолжительности движение воздуха
  • Смерч — восходящий вихрь из чрезвычайно быстро вращающегося в виде воронки воздуха огромной разрушительной силы, в котором присутствуют влага, песок и другие взвеси.
  • Приливы и отливы - это изменения уровня воды морских стихий и Мирового океана.
  • Цунами — длинные и высокие волны, порождаемые мощным воздействием на всю толщу воды в океане или другом водоеме.
  • Землетрясение — представляют собой подземные толчки и колебания земной поверхности. Наиболее опасные из них возникают из-за тектонических смещений и разрывов в земной коре или верхней части мантии Земли
  • Торнадо атмосферный вихрь, возникающий в кучево-дождевом (грозовом) облаке и распространяющийся вниз, часто до самой поверхности земли, в виде облачного рукава или хобота диаметром в десятки и сотни метров
  • Извержение вулкана — процесс выброса вулканом на земную поверхность раскалённых обломков, пепла, излияние магмы, которая, излившись на поверхность, становится лавой.
  • Наводнения — затопление территории земли водой, являющееся стихийным бедствием.

Осенняя викторина с ответами по окружающему миру для начальной школы

Автор Ляпина Вера Валерьевна учитель начальных классов МБОУ СОШ № 47 городской округ Самара
Описание Предназначена учителям начальной школы для закрепления пройденного материала учащихся младших классов.
Цель Проверка и закрепление полученных знаний на уроке окружающего мира по теме "Осенние изменения в природе"
Задачи:
-систематизировать и обобщить знания учащихся по теме: «Осень», расширить кругозор детей по данной теме;
-развивать познавательный интерес у учащихся; развивать логическое мышление, память и речь учащихся во время внеклассного занятия;
-прививать экологическую культуру учащимся.

Ход викторины


Ветер тучи гонит,
Ветер в трубах стонет,
Дождь косой, холодный
По стеклу стучит.
На дорогах лужи
Морщатся от стужи,
Под навесом прячутся
Грустные грачи.
Верная примета,
Что проходит лето,
Что опята просятся
Сами в кузовок,
Что спешит с подарками
Снова осень яркая,
Что скучает в школе
Говорун-звонок.
(Г. Ладонщиков)
Осени приметы

Тонкая берёзка
В золото одета.
Вот и появилась осени примета.

Птицы улетают
В край тепла и света,
Вот вам и другая
Осени примета.

Сеет капли дождик
Целый день с рассвета.
Этот дождик тоже
Осени примета.

Горд мальчишка, счастлив:
Ведь на нём надета
Школьная рубашка,
Купленная летом.

Девочка с портфелем.
Каждый знает: это –
Осени идущей
Верная примета.
(Л. Преображенская)
1.Какой день считается астрономическим началом осени?
(22 сентября)
2.На какие периоды делят осень фенологи?
(Ранняя осень-до конца октября


Поздняя осень- до начала зимы)


3.Назовите день осеннего равноденствия
(23 сентября)



4.Какой месяц называют "золотой осенью"?

(Октябрь. Время наибольшего расцвечивания деревьев, кустов)


5.Какой месяц называли полузимник?
(Ноябрь)


6.Что такое ледостав?
(Реки, озера, пруды покрываются льдом)


Листоход
Рыжий дождик валит с небосвода,
Ветер рыжие листья несёт...
Листопад,
Смена времени года,
Листоход на реке, листоход.
У реки подмерзают бока,
И от инея некуда деться.
Лисьей шубой накрылась река,
Но дрожит
И не может согреться.
(В. Шульжик)
7.Какой период осени называют "Бабье лето"?
(С середины сентября на одну-две недели устанавливается теплая, сухая погода)
Наступило бабье лето -
Дни прощального тепла.
Поздним солнцем отогрета,
В щелке муха ожила.

Солнце! Что на свете краше
После зябкого денька?..
Паутинок легких пряжа
Обвилась вокруг сучка.

Завтра хлынет дождик быстрый,
Тучей солнце заслоня.
Паутинкам серебристым
Жить осталось два-три дня.

Сжалься, осень! Дай нам света!
Защити от зимней тьмы!
Пожалей нас, бабье лето:
Паутинки эти - мы.


8.Что такое забереги?
(Тонкий лед вдоль берегов водоемов)


9.Объясните слово -"шуга"
(Большие рыхлые комья льда на реке)


10.Какие птицы первыми улетают на юг?
(Птицы, которые питаются насекомыми-ласточки, скворцы)




11.Какие зверьки пользуются своими запасами на осень сообща?
(Белки.)


Сушит белочка на ветке
Гриб себе и гриб соседке.
А соседка ищет шишки
Для себя и для сынишки.
А подружке даст орех –
Хватит лакомства на всех!
12.Как называется процесс изменения окраски и отрастание густой пушистой шерсти?
(Линька)


13.Назовите самого запасливого зверька
(Хомяк)
Кучкой в норку сложит.
Сытно зиму зимовать
Хомячок так сможет.
А пока, растет трава,
Солнце ярко светит,
Собирает он зерно
Для себя и деток!
14.Назовите животное, которое в конце осени сбрасывает рога?
(ЛОСЬ)



Лось - рога ветвистые
Да копыта быстрые.
Головой качая, он
Задевает небосклон.
15.Как называется малоподвижный сонный образ жизни животных?
(Спячка)



16.Что в первую очередь необходимо зверям, впадающим в спячку?
(Жировые запасы под шубкой)


17.Почему медведь лижет лапу в спячке?
(Зимой у медведя отслаивается и слезает старая кожа на подошве. Молодая кожа -нежная, чешется и мерзнет. Медведь облизывает своим горячим языком- греет)
Медвежьего следа зимой не сыскать,
Отправила Зимушка Мишеньку спать.
В берлоге он сладкую лапу сосет,
А снится ему, что он кушает мед.
От радости Мишка довольно урчит.
Эй, звери, потише… Пусть Миша поспит.


18.Как называется охота лисы на мышей?
(Мышкование)


19.Что называют "заячьей столовой"?
(Кора поваленного дерева)


20.Делают ли запасы на зиму бобры?
(ДА, они запасают кору деревьев, ветки молодых деревьев)



Начинается сказка
Осенняя тихо.
Она ходит по лесу,
Как будто лосиха,
Не видать,
Не слыхать,
Как идёт за ветвями.
Но за ней мы с тобой
Поторопимся сами.
Видишь, вспыхнули
Гроздья сентябрьской рябины.
Видишь, гриб покраснел
Под звенящей осиной.
Виснет лёгким дымком
На сосне паутина.
В ней запуталось лето
Листочком осины.

Марианская впадина, Тихий океан.

Марианская впадина - это самое глубоководное место на Земле, глубина её почти 7 километров. Там обитают странные существа, которых нигде и никогда вы не сможете увидеть.

Солёные озёра.

Некоторые озёра имеют в воде настолько высокое содержание соли, что животные, имеющие неосторожность попасть в воду, тут же покрываются тонким слоем соли и погибают, буквально превращаясь в камень.


Реки под водой.

Бугристые облака.

Это уникальное природное явление происходит, когда под тяжёлыми плотными грозовыми тучами вдруг начинают образовываться обычные лёгкие облака. Они не могут подняться выше, так как плотные тяжёлые тучи не дают это сделать. В результате и получается такая уникальная картина.

Волнисто-бугристые облака

Это очень редкое природное явление, и наблюдать его начали только в 21 веке. Природа его появления до сих пор остаётся неизвестной. Единственное, что определённо можно об этих облаках сказать - выглядят жутковато.

Огненный водопад в Калифорнии.

Этот огненный водопад можно наблюдать в Калифорнии в национальном парке Йосемити на склоне горы Эль-Капитан. К сожалению, это сезонное и очень редкое явление, которое можно наблюдать только несколько дней в феврале, когда температура и погода сложатся благоприятным образом. Солнечные лучи, падая под определённым углом, преломляются в воде и создают эффект оранжевого пламени. Очень красиво и эффектно.

Радужные эквалипты в Австралии.

У этих радужных эквалиптов множество цветов, как будто их раскрасил художник. На самом деле, всё проще: деревья растут, стареют и теряют кору в разное время года. В зависимости от времени года эти участки без коры стареют по-разному и приобретают различный цвет. Отсюда и такая безумная радуга.

Полосатые айсбеги в Антарктиде.

Оказывается, айсберги могут быть очень полосатыми. Голубые полоски возникают, когда трещины во льду заполняются водой, которая замерзает очень быстро и без образования пузырей воздуха во льду. Коричневые, чёрные и жёлтые полосы - это различного вида отложения, попавшие в айсберг, когда он сползал по леднику в море, и в него попадала почва и горные породы. Зелёные полосы - это замёрзшие водоросли.

Ледяные цветы в Арктике.

Эти ледяные цветы на воде образуются в Арктике, когда воздух значительно холоднее, чем вода. Соприкосновение относительно тёплой воды и очень холодного воздуха и рождает эти необыкновенные клисталлы-цветы на воде.

Снежный камин.

Эти необычные трубы формируются вокруг отверстий, через которые выходят на поверхность горячие вулканические газы. Соприкосновение тёплых газов и холодного воздуха со временем создаёт огромные “каминные трубы”.

Столбы света, Россия.

Эти необычные световые колонны появляются в очень холодных районах, когда свет отрадается от множества плоских и гладких кристаллов льда.

Движущиеся камни, Долина смерти в Калифорнии.

Эти камни имеют вес более 300 килограмм, но передвигаются по пустыне совершенно самостоятельно, без помощи человека, животных или ветра. И только недавно учёные нашли объяснение этому загадочному явлению. Зимой камни покрываются слоем льда, а с наступлением тёплой погоды лёд начинает таять, и камни скользят по песку.

Дыры в небе.

Эти огромные дыры в облаках образуются, когда в одном из мест внезапно начинают таять кристаллы льда, находящиеся в облаках.

Водоворот Мальстрём.

Такие мощные водовороты образуются при встрече холодного и тёплого океанских течений. Они часто встречаются у берегов Норвегии. Они довольно опасны и могут потопить небольшое судно, не говоря уже о лодках или одиночных пловцах.

Ледяные волосы.

Этот странный лёд выглядит как волосы и очень мягкий. Бактерия «Pseudomonas syringae» является причиной этого редкого явления. Она повышает точку замерзания воды внутри растений и, когда не замёрзшая вода покидает растение и встречает холодный воздух, возникают такие ледяные волосы.

В Карачаево-Черкесии на хребте Мицешта был найден рисунок размером 140 на 80 сантиметров. Лик Христа изображен почти как на классической синайской иконе Христа Пантократора. Он глядит на восток. Ученые выяснили, что это изображение нанесено методом яичной темперы, который использовался в Византии в X веке. Недавно к лику установили лестницу протяжённостью 345 метров из 526 ступеней. Сейчас это очень знаменитое место паломничества.

Вконтакте

В природе и погоде постоянно происходят изменения, то идет снег, то дождь, то печет солнце, то находят тучи. Все это называется природные явления или явления природы. Явления природы - это изменения, которые происходят в природе независимо от воли человека. Очень многие явления природы связаны со сменой времен года (сезонов), поэтому они называются сезонными. Для каждого сезона, а их у нас 4 - это весна, лето, осень, зима, характерны свои природные и погодные явления. Природу принято делить на живую (это животные и растения) и неживую. Поэтому и явления тоже делят на явления живой природы и явления неживой природы. Конечно же, эти явления пересекаются, но некоторые из них особо характерны для того или иного сезона.

Весной после долгой зимы солнышко пригревает все сильнее, на реке начинается ледоход, на земле появляются проталины, набухают почки, вырастает первая зеленая травка. День становится длиннее, а ночь короче. Становится теплее. Перелетные птицы начинают свое путешествие в те края, где они будут выращивать своих птенцов.

Какие явления природы бывают весной?

Снеготаяние. Поскольку от Солнца приходит больше тепла, снег начинает таять. Воздух вокруг наполняется журчанием ручьев, которые могут спровоцировать начало половодья – явного весеннего признака.

Проталины. Они появляются везде, где снежный покров был более тонким и где попадало на него больше солнышка. Именно появление проталин говорит о том, что зима сдала свои права, и началась весна. Сквозь проталины быстро пробивается первая зелень, на них можно найти первые весенние цветы – подснежники. Снег еще долго будет лежать в расщелинах и впадинах, но на возвышенности и на полях он тает быстро, подставляя островки суши под теплое солнышко.

Иней. Было тепло и вдруг подморозило - на ветках и проводах появляется иней. Это застывшие кристаллики влаги.

Ледоход. Весной становится теплее, ледяная корка на реках и озерах начинает трескаться, постепенно лед тает. Да еще и воды в водоемах становится больше, она уносит льдины по течению - это ледоход.

Половодье. Отовсюду к рекам стекаются ручьи растаявшего снега, они наполняют водоемы, вода выходит из берегов.

Термальные ветры. Солнце постепенно прогревает землю, а ночью она начинает отдавать это тепло, образуются ветра. Пока они еще слабы и неустойчивы, но чем теплее становится вокруг, тем сильнее перемещаются воздушные массы. Такие ветра называют термальными, именно они характерны для весеннего времени года.

Дождь. Первый весенний дождь холодный, но уже не такой холодный как снег:)

Гроза. В конце мая может прогреметь первая гроза. Еще не такая сильная, но яркая. Гроза - это разряды электричества в атмосфере. Гроза часто возникает при вытеснении и поднятии теплого воздуха холодными фронтами.

Град. Это выпадение из тучи шариков льда. Град может быть размером от малюсенькой горошины до куриного яйца, тогда он может даже пробить насквозь стекло автомобиля!

Это все примеры явлений неживой природы.

Цветение - весеннее явление живой природы. Первые почки на деревьях появляются в конце апреля - в начале мая. Трава уже пробила свои зеленые стебли, а деревья готовятся одеть зеленые наряды. Листья распустятся быстро и внезапно и вот-вот зацветут первые цветочки, подставляя свои серединки проснувшимся насекомым. Скоро наступит лето.

Летом трава зеленеет, цветы расцветают, на деревьях зеленеют листья, можно купаться в реке. Солнце хорошо пригревает, бывает очень жарко. Летом самый длинный день и самая короткая ночь в году. Зреют ягоды и плоды, поспевает урожай.

Летом бывают природные явления, такие как:

Дождь. Находясь в воздухе водяной пар переохлаждается, образуя облака, состоящие из миллионов небольших кристалликов льда. Низкая температура в воздухе, ниже нуля градусов, приводит к росту кристалликов и к утяжелению замерзших капель, которые таят в нижней части облака и выпадают в виде капель дождя на поверхность земли. Летом дождь обычно теплый, он помогает напоить леса и поля. Часто летний дождь сопровождает гроза. Если одновременно идет дождь и светит солнце, говорят, что это "Грибной дождь". Такой дождь бывает, когда тучка маленькая и не закрывает солнце.

Жара. Летом лучи Солнца падают на Землю более отвесно и интенсивнее нагревают ее поверхность. А ночью поверхность земли отдает тепло в атмосферу. Поэтому летом бывает жарко и днем, и даже иногда ночью.

Радуга. Возникает в атмосфере с повышенной влажностью, часто после дождя или ливня с грозой. Радуга - оптическое явление природы, для наблюдателя проявляется в виде разноцветной дуги. При преломлении солнечных лучей в капельках воды возникает оптическое искажение, заключающееся в отклонении разных цветов, белый цвет разбивается на спектр цветов в виде разноцветной радуги.

Цветение начинается весной и продолжается все лето.

Осенью уже не побегаешь на улице в майке и шортах. Становится холоднее, листва желтеет, опадает, улетают перелетные птицы, ­исчезают из виду насекомые.

Для осени характерны такие явления природы:

Листопад. Проходя свой круглогодичный цикл растения и деревья по осени сбрасывают листья, обнажая кору и ветви, готовясь к зимней спячке. Зачем дерево избавляется от листьев? Чтобы выпавший снег не сломал ветви. Еще до листопада листья деревьев сохнут, желтеют или краснеют и, постепенно, ветер сбрасывает листья на землю, образуя листопад. Это осеннее явление живой природы.

Туманы. Земля и вода еще нагревается днем, но вечером уже холодает, появляется туман. При высокой влажности воздуха, например, после дождя или в сырое, прохладное время года, охлаждаемый воздух превращается в небольшие капельки воды, парящие над землей - это и есть туман.

Роса. Это капельки воды из воздуха, выпавшие утром на траве и листьях. За ночь воздух остывает, водяной пар, который находится в воздухе соприкасается с поверхностью земли, травы, листьями деревьев и оседает в виде капелек воды. Холодными ночами капли росы замерзают, отчего она превращается в иней .

Ливень. Это сильный, "проливной" дождь.

Ветер. Это движение потоков воздуха. Осенью и зимой ветер особенно холодный.

Как и весной, осенью бывает иней . Это значит, на улице легкий мороз - заморозки .

Туман, роса, ливень, ветер, иней, заморозки - осенние явления неживой природы.

Зимой выпадает снег, становится холодно. Реки и озера сковываются льдом. Зимой самые длинные ночи и самые короткие дни, рано темнеет. Солнце почти не греет.

Таким образом, характерные для зимы явления неживой природы:

Снегопад - это выпадение снега.

Метель. Это снегопад с ветром. Находиться в метель на улице опасно, это повышает риск переохлаждения. Сильная метель может даже сбить с ног.

Ледостав - это установление на поверхности воды корки из льда. Лед продержится всю зиму до весны, до таяния снегов и весеннего ледохода.

Еще одно природное явление - облака - бывает в любое время года. Облака - это капельки воды, собравшиеся в атмосфере. Вода, испаряясь на земле, превращается в пар, затем, вместе с теплыми потоками воздуха поднимается вверх над землей. Так вода переносится на дальние расстояния, обеспечивается круговорот воды в природе .

Необычные явления природы

Существуют и очень редкие, необычные явления природы, такие как северное сияние, шаровая молния, смерчи и даже рыбный дождь. Так или иначе, такие примеры проявления неодушевленных природных сил вызывают и удивление, и, порой, тревогу, ведь многие из них могут нанести вред человеку.

Вот теперь вы знаете многое о явлениях природы и сможете точно найти характерные для определенного сезона:)

Материалы подготовлены для урока по предмету Окружающий мир во 2 классе, программы Перспектива и Школа России (Плешаков), но будут полезны и любому учителю начальных классов, и родителям дошколят и младших школьников в домашнем обучении.