Функция управления войсками, заключающаяся в глубоком анализе результатов деятельности подчиненных и их объективной оценке, публичном доведении результатов и оценок, обучении эффективным способам работы, поощрении успехов и порицании недостатков.

Командиры соединений и воинских частей РВСН проводят П.и.п.в. за год, период обучения и месяц по всем элементам боевой готовности, показателям и критериям соединений и воинских частей РВСН, а также по выполнению задач после завершения каждого важного мероприятия (учения, несения боевого дежурства, регламентированного или сезонного технического обслуживания и других) с офицерами своих управлений и непосредственно подчиненными командирами. При подведении итогов за год и период обучения привлекаются все офицеры воинских частей.

Целью П.и.п.в являются: определение и оценка результатов повседневной деятельности частей, подразделений и военнослужащих по поддержанию установленной боевой и мобилизационной готовности, выполнению конкретных задач; оценка эффективности служебной деятельности органов управления, подразделений, должностных лиц и всех военнослужащих; доведение результатов и оценок до военнослужащих и стимулирование их служебной деятельности; разбор отдельных достижений и недостатков для обучения участников.

Командиры подразделений в РВСН итоги подводят за период обучения со всем личным составом и еженедельно с офицерами, прапорщиками и сержантами. За неделю командиры подразделений итоги подводят по вопросам несения боевого дежурства, выполнения расписаний занятий, состояния дисциплины.

Командиры воинских частей и подразделений в РВСН подводят итоги: командир воинской части - за учебный год, зимний период обучения, ежемесячно; командир дивизиона (батальона и им равные) – за учебный год, зимний период обучения, ежемесячно; командир группы (батареи, роты и им равные) – за учебный год, зимний период обучения, ежемесячно, еженедельно; начальник отделения (командир взвода и им равные) – еженедельно, ежедневно; начальник расчета (командир отделения) – ежедневно.

Командир воинской части подведение итогов за месяц проводит с офицерами управления и командирами подразделений в течение 1-1,5 час. в один из последних дней месяца после окончания планирования на следующий месяц. Время и место проведения подведения итогов определяется в Календарном плане основных мероприятий воинской части на месяц.

Система подведения итогов в РВСН предусматривает периодическое личное участие руководящего состава соединения и воинской части в подчиненных частях, подразделениях и определяется: командир воинской части, заместители командира воинской части – не реже 1 раза в месяц в одном из подразделений; начальники служб воинской части – не реже 1 раза в месяц в одном из подразделений; командир дивизиона, заместители командира дивизиона (батальона и им равные) – не реже 2 раз в месяц; командир группы (батареи, роты и им равные) – не реже 2 раз в неделю; начальник отделения (командир взвода) – ежедневно.

Подведение итогов командиры соединений и воинских частей в РВСН подводятся в следующей последовательности: напоминание личному составу главных задач и основных мероприятий текущего периода обучения; оценка степени и качества выполнения главных задач и основных мероприятий; итоги несения боевого дежурства, боевой подготовки, состояния воинской дисциплины и службы войск (может докладывать сам командир или заместители по своей линии ответственности); оценка деятельности подразделений, органов управления и должностных лиц; доведение Календарного плана основных мероприятий на следующий месяц - главных задач, задач подразделениям, основных мероприятий и сроков их проведения; доведение личного плана работы командира в части касающегося присутствующих - мероприятия, сроки их осуществления, кто привлекается, что подготовить.

Необходимо отметить важность аналитической деятельности командиров, органов управления при подготовке материалов подведения итогов.

По завершению П.и.п.в. формируются выводы о состоянии подготовки соединений и воинских частей в целом, выполнении ими поставленных задач, вырабатываются рекомендации и предложения по устранению недостатков, задачам и мероприятиям подготовки на предстоящий период.

П.и.п.в. является непременным условием достижения высоких показателей в подготовке соединений и воинских частей в РВСН.

В соответствии с требованиями приказов Министра обороны Российской Федерации в войсках сложилась практика подведения итогов состояния воинской дисциплины в подразделениях. Как правило, в расчетах, отделениях, взводах дисциплина воинов анализируется ежедневно при подведении итогов боевой и общественно-государственной подготовки. Наблюдая в течение дня за поведением подчиненных, их отношением к службе, учебе, командиры расчетов, отделений, взводов могут конкретно разобрать каждый поступок, дать ему соответствующую оценку, отметить примеры ревностного отношения к исполнению воинского долга, служебных обязанностей, поощрить наиболее достойных, дисциплинированных за разумную инициативу, усердие и отличия по службе.

Особое внимание уделяется обеспечению дисциплины в ходе боевой подготовки, при несении внутренней и караульной служб. Отмечается усердие воинов при исполнении приказов, распоряжений, поддержании уставного порядка, соблюдении правил техники безопасности, воинской вежливости и отдания воинского приветствия. По результатам анализа каждому воину может выставляться индивидуальная оценка. При этом следует руководствоваться тем, чтобы она была объективной, обоснованной, учитывала все стороны поведения и выполнения основных задач в течение дня. Во взводе может быть выделено лучшее отделение, а с сержантами - раскрыта практика работы командира этого отделения.

Состояние воинской дисциплины в роте, батальоне, им равных подразделениях принято анализировать по категориям военнослужащих (со всем личным составом, с сержантами, старшинами, офицерами).

С личным составом роты подводятся итоги в конце каждой недели (в батальоне ежемесячно). В докладах "О состоянии воинской дисциплины и итогах работы по её укреплению", с которыми выступают, как правило, командир или его заместитель по воспитательной работе, отражаются обычно такие вопросы:

¦ общее состояние воинской дисциплины, степень её соответствия требованиям руководящих документов, общевоинских уставов, общая тенденция (хуже, лучше);

¦ влияние воинской дисциплины на боевую готовность подразделений, на решение учебно-боевых задач;

¦ состояние дисциплины караульной и внутренней служб, обеспечение уставного порядка;

¦ разбор происшествий, преступлений, предпосылок к ним со вскрытием причин, указанием конкретных виновников и мер, принятых командованием по этим случаям;

¦ количественный и качественный анализ дисциплинарных проступков, особенно грубых, принятых мер по ним;

¦ сравнительный анализ и оценка состояния дисциплины во взводах, отделениях, расчетах с выделением лучших, худших; сообщением положительного опыта работы командиров;

¦ выполнение требований по обеспечению режима секретности, вопросам эксплуатации и сбережения военной техники и оружия;

¦ поддержание уставных взаимоотношений между военнослужащими;

¦ оценка деятельности общественности по сплочению коллективов.

¦ планируемые и принимаемые меры улучшения воспитательной работы по предупреждению нарушений дисциплины, повышению роли дисциплинарной практики.

В ходе подведения итогов командиры подразделений могут поощрять отличившихся воинов за примерную дисциплину и успехи в боевой и общественно-государственной подготовке. Исходя из конкретных условий, внимание следует сосредоточить на тех вопросах, которые будут рассмотрены более обстоятельно и детально. Для большей наглядности и убедительности могут быть заготовлены схемы, где раскрывается динамика состояния воинской дисциплины.

С младшими командирами подведение итогов проводится на совещаниях, специальных занятиях с участием офицеров. В ходе разбора командир подразделения анализирует и раскрывает их роль в поддержании уставного порядка, личную дисциплинированность, вклад каждого из них в укрепление дисциплины, соблюдение формы одежды, распорядка дня. Пристальное внимание уделяется анализу участия сержантов в дисциплинарной практике, соблюдению уставных требований во взаимоотношениях с подчиненными.

Особое значение следует предавать анализу состояния воинской дисциплины с офицерским составом. Обычно итоги подводятся на офицерских собраниях, совещаниях, разборах. При анализе итогов командир роты может заслушать доклады командиров взводов о состоянии дисциплины, проделанной работе по её укреплению. Он оценивает положение дел во взводах и определяет их места, дает персональную оценку вклада каждого офицера в воспитательную деятельность по укреплению дисциплины с учетом его личной дисциплинированности и исполнительности, указывает на упущения и недостатки. Проводится тщательный анализ дисциплинарной практики офицеров, соблюдения при этом ими уставных требований, участия в воспитательных мероприятиях, организации индивидуальной работы с подчиненными.

Анализ должен помогать закреплению положительного в поступках, поведении и действиях офицеров соответствующей оценкой, вооружать уверенностью в своих силах и способностях и в то же время откровенно оценить негативные факты, раскрыть их причины. Такой подход убеждает офицеров в том, что каждый успех или ошибка, любое проявление ответственного отношения и безответственности не остается без внимания.

Следует избегать того, что на итоговых разборах иногда негативно оценивается деятельность офицеров (а также сержантов и старшин) только в связи с тем, что в подчиненных им подразделениях совершены проступки. Подобный подход возможен и оправдан лишь в том случае, если эти проступки явились следствием бездеятельности, безответственного отношения к выполнению своих обязанностей со стороны офицера. Если же конкретной вины офицера в проступке подчиненного нет, и он предпринимает все от него зависящее, чтобы навести порядок, организовать службу, то отрицательная оценка его работы может сыграть негативную роль в воспитании офицера.

Анализ состояния дисциплины - процесс творческий. Многое зависит от опыта, методического мастерства командира, воспитателя, от справедливости оценок. Большую пользу анализ приносит тогда, когда носит дидактический характер, сочетается с разъяснением, убеждением, доказательностью, когда умело реализуется принцип опоры на положительное.

Подобный подход поможет решить важную задачу - вооружить офицеров единой методикой анализа и оценки состояния воинской дисциплины в своих подразделениях, а также выработать систему мер (организационных, воспитательных и др.), которые способствовали бы дальнейшему укреплению порядка и дисциплины. Наиболее важными из них могут быть:

¦ специальные занятия с офицерами, прапорщиками, сержантами и старшинами, в ходе которых изучаются передовой опыт и методы работы командиров, воспитателей, достигших наилучших результатов в укреплении дисциплины;

¦ систематический анализ состояния дисциплины и подведение итогов работы по ее укреплению во всех подразделениях с участием старших командиров и начальников;

¦ оказание конкретной помощи подразделениям, отстающим в дисциплине;

¦ другие организационные мероприятия (прием зачетов по знанию общевойсковых уставов от военнослужащих всех категорий; прием военнослужащих старшими начальниками непосредственно в подразделениях и др.);

¦ воспитательные мероприятия в подразделениях (вечера вопросов и ответов, тематические вечера, диспуты, собрания личного состава и т.п.);

¦ мероприятия, связанные с повышением качества караульной и внутренней служб;

¦ меры, направленные на улучшение материально-бытового обеспечения, организацию досуга и отдыха личного состава и др.

Эффективное управление повседневной деятельностью воинской части, подразделения и руководство выполнением поставленных задач невозможно без обязательного осуществления постоянного контроля состояния боевой готовности подчиненных подразделений и хода выполнения задач. Контроль позволяет определить на каждый выбранный момент или период времени соответствие состояния боевой готовности установленным показателям (стандартам) или показателей хода выполнения задач планируемым, корректировать действия подчиненных в случае установления такого несоответствия и оказать им необходимую организационную и материальную помощь.

Командиры подразделенийпостоянно и ежедневно отслеживают и обобщают результаты деятельности подчинённых с целью обеспечения своевременной реакции на возможные отклонения от утвержденных планов и установленного порядка. Контроль осуществляется в соответствии с их должностными и специальными обязанностями.

Работа командира подразделения по осуществлению контроля включает :

приём докладов от подчинённых о готовности, начале проведения и завершения планируемых мероприятий и занятий;

личную работу по проверке хода мероприятий и занятий в местах их проведения - организации, методики или технологии, достигнутых результатов;

рассмотрение и утверждение планов проведения мероприятий и занятий, проверка готовности их руководителей;

заслушивание подчиненных о ходе выполнения конкретных задач;

приём текущих докладов подчинённых и лиц суточного наряда;

контроль наличия и учёт личного состава;

личные проверки состояния внутренней и караульной служб;

проверка технического состояния и готовности к применению по назначению закреплённого вооружения и военной техники;

контрольные занятия по предметам боевой подготовки;

Контроль хода выполнения задач командир подразделения должен органически увязывать с оказанием помощи подчинённым. Основным содержанием этой работы является:

более квалифицированное и глубокое изучение состояния дел и вскрытие недостатков;

обучение подчиненных в ходе различных занятий и мероприятий, при подведении итогов их выполнения;

решение организационных и ресурсораспределяющих вопросов, которые находятся в компетенции командира.

В зависимости от результатов анализа хода выполнения задач и результатов контроля командир подразделения должен установить сроки устранения недостатков – либо немедленно в ходе контроля, либо в плановом порядке после окончания контроля с назначением сроков соответствующих докладов, сроков и форм очередного контроля.

Умело подготовленный и проведенный разбор результатов контроля хода выполнения поставленных задач является одной из самостоятельных форм обучения подчинённых. Для этого разбор результатов деятельности подчинённых должен иметь не критический, а критически - обучающий характер.

Порядок и содержание подведения итогов выполнения задач .

Подведение итогов повседневной деятельности воинских частей и подразделений - это одна из функций управления войсками и руководства подчиненными при выполнении ими поставленных задач. Подведение итогов является органическим продолжением контроля и осуществляется на основании анализа и обобщения результатов всех видов контроля.

В Вооруженных силах РФ сложилась определенная система подведения итогов и постановки задач в воинской части, подразделении, ставшая неотъемлемой частью практической деятельности офицеров, прапорщиков и сержантов-командиров. Качество подведения итогов в соединении, части, подразделении обеспечивается достоверным знанием командирами, штабами истинного состояния боевой готовности и всех ее элементов.

При подведении итогов и постановке задач определяются:

1) результаты выполнения основных мероприятий плана подготовки, степень выполнения поставленных задач;

2) проводится количественный и качественный анализ состояния дел в целом за подразделение по несению всех видов службы, боевой подготовке, а также по другим видам деятельности, где имеются существенные недостатки;

3) определяются: состояние воинской дисциплины, службы войск и выполнение требований уставов в повседневной жизни;

4) нерешенные вопросы в каждой части (подразделении), конкретные виновники наиболее серьезных упущений;

5) характеристика (оценка) работы каждого командира с указанием вопросов, на которые нужно обратить особое внимание;

6) главные задачи на следующий период обучения (месяц, неделю), стоящие перед подразделением, основные мероприятия, направленные на решение этих задач и устранение отмеченных в предыдущем периоде обучения недостатков;

7) осуществляется доведение личного плана работы командира на очередной месяц с указанием, в какие дни и в какое время привлекаются для совместной работы с ним его заместители, начальники и офицеры служб.

Периодичность и содержание мероприятий подведения итогов и постановки задач изложены в руководящих документах видов и родов войск.

Подведение итогов командиры всех степеней, как правило, проводят:

а) непосредственно после завершения каждого важного мероприятия (учения, занятия, полевого выхода, несения дежурства (боевой службы), технического обслуживания и т.д.);

б) периодически по срокам выполнения задач;

в) за зимний период обучения и учебный год;

г) ежемесячно;

д) еженедельно;

е) ежедневно.

Командир группы (батареи, роты и им равным) подводит итоги:

за зимний период и учебный год обучения со всем личным составом подразделения по состоянию боевой подготовки, состоянию вооружения и военной техники; состоянию правопорядка и воинской дисциплины, состоянию службы войск и безопасности военной службы;

за месяц со всем личным составом подразделения по выполнению задач боевой подготовки и состоянию обученности личного состава; качеству поддержания закрепленных вооружения и техники, состоянию правопорядка и воинской дисциплины; качеству несения караульной и внутренней служб; соблюдению требований безопасности военной службы;

за неделю с офицерами, прапорщиками и сержантами по выполнению задач боевой подготовки и состоянию обученности личного состава; качеству поддержания закрепленных вооружения и техники и их технического обслуживания; поддержанию уставного внутреннего порядка, выполнению распорядка дня, состоянию воинской дисциплины.

Командир взвода (начальник отделения и им равные) подводит итоги:

за неделю со всем личным составом подразделения по выполнению задач боевой подготовки и состоянию обученности личного состава; качеству поддержания закрепленных вооружения и техники и их технического обслуживания; поддержанию уставного внутреннего порядка, выполнению распорядка дня, состоянию воинской дисциплины; качеству несения внутренней службы; соблюдению требований безопасности военной службы.

за день со всем личным составом подразделения по результатам проведенных занятий по боевой подготовке; качеству обслуживания закрепленных вооружения и техники; поддержанию уставного внутреннего порядка, выполнению распорядка дня, состоянию воинской дисциплины; качеству несения внутренней службы; соблюдению требований безопасности военной службы.

Примерный порядок подведения итогов за месяц в роте приведен на рис.4. Алгоритм подготовки и проведения подведения итогов за другие отчетные периоды аналогичен.

При подведении итогов по каждому конкретному вопросу необходимо:

1. Кратко напомнить поставленные задачи.

2. Указать, какие положительные результаты достигнуты в их выполнении, конкретные количественные и качественные показатели (оценки, временные нормативы, ошибки и недостатки).

Важнейшим условием обеспечения эффективности подведения итогов является его качественная подготовка. В работе командира по подготовке подведения итогов можно выделить две основные составляющие: аналитическую и организаторскую. Причем приоритетной здесь является именно аналитическая составляющая.

Обстоятельный анализ состояния дел является основным условием эффективности управленческой деятельности, позволяет детально исследовать продукт деятельности органов управления и воинского коллектива на определенном этапе, выражающий достижение, частичное достижение или не достижение поставленных целей, разобраться в особенностях воинского коллектива, механизме его воздействия на различные группы военнослужащих, их взаимодействия в процессе деятельности.

Объективность и полнота анализа деятельности воинского коллектива достигается, когда командир строит свою аналитическую работу не наспех, накануне подведения итогов, а придерживается определенной методики. В частности, работу по анализу и оценке положения дел по каждому направлению деятельности воинского коллектива целесообразно строить в следующей последовательности:

планирование работы по анализу направлений деятельности воинского коллектива;

сбор сведений и их обобщение;

обработка данных и выявление причин недостатков, невысоких результатов;

выявление тенденций, формулировка выводов и рекомендаций командирам и начальникам по совершенствованию их работы;

определение конкретных мер, позволяющих эффективно влиять на положение дел.

Планирование работы по анализу направлений деятельности воинского коллектива предполагает определение периодичности подведения итогов в воинских частях и подразделениях, порядка личной аналитической работы, а также определение и постановку задач подчиненным должностным лицам в этой связи.

Сбор сведений командир осуществляет посредством:

личной проверки выполнения конкретных положений, требований общевоинских уставов, приказов, директив, указаний и распоряжений, распорядка дня, хода боевой подготовки, а также несения службы нарядом, состояния внутреннего порядка, материально-бытового обеспечения и других составляющих деятельности военнослужащих и воинских коллективов;

получения докладов от подчиненных командиров и начальников;

изучения материалов, поступающих из военной прокуратуры, трибунала, медицинской службы, от военных комендантов, местных органов власти;

изучения информации актива подразделения;

проведения индивидуальных бесед с различными категориями военнослужащих;

анализа жалоб и заявлений личного состава;

изучения учетных и отчетных данных (служебных карточек, дисциплинарной практики, характеристик, аттестаций подчиненных, протоколов общих собраний личного состава, актов проверок, материалов расследований и других документов);

изучения результатов деятельности воинского коллектива по направлениям.

Наиболее целесообразна следующая последовательность обработки данных:

оценка количественных показателей;

оценка качественных показателей;

сравнение количественных и качественных показателей с аналогичным периодом предыдущих лет и текущего года.

На основе обработки и оценки данных, а также реального положения дел командир определяет причины невысоких показателей и недостатков по каждому направлению деятельности воинского коллектива.

Организаторская работа командира (начальника) по подготовке подведения итогов осуществляется, как правило, в следующей последовательности:

разработка, утверждение и доведение до должностных лиц плана подведения итогов, постановка им соответствующих задач;

подготовка анализов основными должностными лицами, определение ими мест подразделений по итогам месяца по своему направлению деятельности;

обсуждение и определение на совещании у командира (начальника) мест подразделений по основным направлениям деятельности и кандидатур для поощрения по итогам отчетного периода, заполнение ведомости занятых мест по направлениям, определение общих мест, занятых подразделениями

Методика проведения подведения итогов

Подведение итогов проводится динамично, конкретно, с использованием плакатов, схем, слайдов. Для участия в подведении итогов привлекается, как правило, весь личный состав подразделения, воинской части.

Подведение итогов в роте (батарее) целесообразно проводить в следующей последовательности:

напомнить основные задачи, которые решались подразделением на прошедшей неделе;

проанализировать достигнутые результаты по основным направлениям деятельности (поддержание боевой готовности, состояние боевой подготовки, боевого дежурства и службы войск, воинской дисциплины, состояние вооружения и военной техники и их эксплуатации, поддержание внутреннего порядка, соблюдение распорядка дня и др.);

определить места, занятые подразделениями за неделю (в конце месяца – за месяц);

поощрить лучших военнослужащих, вручить переходящие призы (вымпелы);

поставить конкретные задачи на следующую неделю;

При осуществлении анализа достигнутых результатов по каждому из основных направлений деятельности командиру роты (батареи) желательно строить свое выступление в следующей последовательности:

глубокий всесторонний анализ положения дел (достигнутые результаты в сравнении с предыдущим периодом, тенденции, причины недостатков, невысоких результатов);

лучшие (худшие) подразделения в данном виде деятельности, передовой опыт;

лучшие (худшие) военнослужащие, передовой опыт;

места, занятые подразделениями по данному направлению деятельности;

постановка главной задачи.

положение дел в подразделении;

эффективность идеологической работы;

положительные моменты в деятельности должностного лица, а также конкретные недостатки в работе подчиненных командиров и начальников;

работу командира по руководству активом подразделения и степень эффективности работы актива;

личную дисциплинированность, примерность подчиненных командиров и начальников в выполнении своих функциональных обязанностей;

состояние дисциплинарной практики в подразделении.

В роте (батарее) подведение итогов проводится командиром в течение 50 минут. Во взводе командир подводит итоги в конце учебного дня (более расширенно – в конце недели) в течение 15–20 минут, руководствуясь предложенной выше методикой. При этом командир взвода основное внимание должен уделять конкретной оценке работы практически каждого подчиненного, отмечая положительные моменты и недостатки в его деятельности, указывая пути сохранения и наращивания положительного и пути устранения недостатков.

В ходе подведения итогов командир подразделения должен сосредоточить усилия на формировании общественного мнения в интересах качественного выполнения военнослужащими стоящих задач, положительных настроений, формировании и развитии положительных традиций, чувства товарищества, гордости за принадлежность к своему воинскому коллективу, стремления не подвести своих товарищей, командиров, на поддержании и развитии состязательности в подразделении и пропаганде передового опыта.

Подведение итогов в воинской части, батальоне (дивизионе) проводится, как правило, в конце месяца во время, определенное в плане основных мероприятий.

Вопрос 46 Сущность и содержание идеологической работы в ходе боевых действий. Требования руководящих документов к организации идеологической работы боевых действий, Различных видов Вооруженных Сил и родов войск

Ответ: Идеологическая работа в боевой обстановке – это целенаправленная деятельность командиров, штабов, органов идеологической работы по реализации политики белорусского государства в области идеологии в Вооруженных Силах, а также среди населения Республики Беларусь и международной общественности в интересах эффективного решения задач по обеспечению военной безопасности Республики Беларусь.

Факторами, влияющими на поведение и деятельность воинов являются:

Внешние факторы (физическая среда, военно-бытовая среда, собственно боевая среда – противник, его огневое, радиоэлектронное, информационное и другое воздействие

внутренние факторы (мотивация, целеустремленность, настроения, состояния, запросы и потребности военнослужащих и воинских коллективов, мастерство и боевой опыт).

Отечественная военная наука выделяет два вида общевойскового боя – наступление и оборону.

Учет психологических особенностей видов боевых действий – важное условие их целесообразной организации.

Основными задачами идеологической работы при подготовке и ведении боевых действий являются:

Непрерывный анализ социально-политической и информационной обстановки в районе боевых действий,

Информирование военнослужащих о военно-политической обстановке

Подготовка информационных материалов для распространения в сети Интернет и СМИ

Сплочение личного состава подразделения

Формирование у военнослужащих воли к победе, смелости и инициативы, стойкости

Поддержание в воинском коллективе организованности, дисциплины и правопорядка,

Организация системы изучения и прогнозирования морально-психологического состояния,

Проведение мероприятий по защите от информационно-психологического воздействия противника, предупреждению деморализации и дезинформации личного состава, населения района боевых действий;

Участие в осуществлении мероприятий по организации психологической помощи и реабилитации военнослужащих;

Организация работы по реализации социальных и правовых гарантий военнослужащих;

Обеспечение условий для досуга и отдыха военнослужащих, организация работы с учетом боевой обстановки;

Снабжение подразделения техническими средствами идеологической работы, их своевременный ремонт и восстановление;

Боевой устав сухопутных войск

Вопрос 47

Идеологическая работа в боевой обстановке – это целенаправленнаядеятельность командиров , штабов, органов идеологической работы по реализации политики белорусского государства в области идеологии в Вооруженных Силах, а также среди населения Республики Беларусь и международной общественности в интересах эффективного решения задач по обеспечению военной безопасности Республики Беларусь

Главной задачей идеологической работы в ходе боевых действий является поддержание высокой боевой активности военнослужащих и воинских подразделений, их устойчивости к боевым стресс-факторам и психологическому воздействию противника, предотвращение отрицательных индивидуальных и групповых психических состояний, профилактика боевых психических расстройств

Основными направлениями психологического сопровождения боевых действий являются:

Поддержание психологической устойчивости войск к высоким нервно-психическим нагрузкам;

Предотвращение индивидуальных и групповых отрицательных психических состояний;

Профилактика боевых психических расстройств и другие.

Основными задачами идеологической работы в этот период являются:

Дальнейшее наращивание (восстановление) морально-психологического превосходства личного состава над противником;

Поддержание морально-психологического состояния на уровне, -необходимом для успешного проведения последующих боевых действий;

Повышение (восстановление) психологической устойчивости личного состава;

Психологическая реабилитация военнослужащих, получивших боевые психологические травмы;

Психологическая подготовка военнослужащих, прежде всего пополнения, прибывшего на доукомплектование, к предстоящим боевым действиям;

Организация полноценного отдыха и культурного досуга личного состава;

Решение социальных проблем военнослужащих;

Восполнение потерь и методическая подготовка кадров органов идеологической работы;

Ремонт (восстановление) технических средств идеологической работы.

БИЛЕТ №48

Вопрос 1.

Информационно-психологическое воздействие - воздействие информации на психику отдельного человека и группы людей, осуществляемое в целях изменения идеологических и психологических структур их сознания и подсознания, трансформации эмоциональных состояний, стимулирования определенных типов поведения.

Психологическое воздействие в условиях вооруженной борьбы зависит от тех целей и задач, ради решения которых оно предпринимается, а также от возможностей (сил и средств), требующихся для этого.

Психологические потери

Временная утрата боеспособности военнослужащими вследствие получения психических травм, вызванных психотравмирующими факторами боевой обстановки. Термином П.п. обозначается широкий класс психических реакций, уровней потрясений, различных отрицательных последствий, вызванных боевыми стрессами. Психические расстройства, составляющие П.п. могут быть классифицированы: по длительности их проявления (временные и долговременные), по глубине (патологические и непатологические), по причинам, их вызвавшим (психогенные и соматогенные) и др. Временные П.п. - кратковременная утрата боеспособности личного состава, восстановление которой достигается методами психологической помощи непосредственно в боевой обстановке в течение одних-двух суток. Долговременные П.п. - утрата боеспособности военнослужащими, для восстановления которой требуется госпитализация.

К числу основных средств информационно-психологического воздействия можно отнести следующие:

1. Печатные средства - листовки, плакаты, газеты, буклеты, информационные бюллетени и другие средства, а также средства их производства (полиграфическая база) и доставки.

2. Радио и телевидение. Сюда относятся стационарные и подвижные (автомобильные, самолетные, корабельные) радио- и телецентры с соответствующими программами вещания.

3. Использование материалов кино-, видео- и аудиопродукции, сайтов Интернета и других носителей электронной информации, рассчитанной как на убеждающее, так и на внушающее воздействие на противника.

4. Звуковещание

5. И прочие средства

Вопрос 2.

МПС анализируется в целях:

определения его уровня и способности влиять на решение боевых (учебно-боевых) и других задач;

нахождения слабых мест в морально-психологической готовности и устойчивости личного состава воинских подразделений;

прогнозирования реакций и действий ичного состава при решении стоящих задач;

принятия эффективных превентивных мер по повышению МПС.

Оценка МПС производится в следующем порядке:

Назначаются два эксперта (офицеры, являющиеся прямыми начальниками оцениваемых подразделений, и офицеры, не являющиеся их прямыми начальниками)

Эксперты подробно изучают положение дел в воинском подразделении

· состояние боевой подготовки

· состояние воинской дисциплины

· уровень организованности и качества выполнения задач

· уровень информационного обеспечения воинской деятельности,

· уровень соблюдения социальной справедливости

· уровень соблюдения законности

Эксперты заполняют опросные листы (офицеры, являющиеся прямыми начальниками оцениваемых подразделений испльзуют анкету из 58 вопросов, офицеры, не являющиеся прямыми начальниками, – анкету из 49 вопросов

По каждому из предложенных показателей выставляется балл в бланк оценки. При этом необходимо придерживаться следующей градации баллов:

0 – полное отсутствие качества;

1 – качество выражено в слабой степени;

2 – качество выражено в средней степени;

3 – качество выражено в сильной степени;

4 – качество выражено в очень сильной степени.

Готовится заключение, вывод и предложения по управлению МПС

Составляется протокол оценки МПС каждого воинского подразделения по двенадцати оцениваемым параметрам и на основании оценок воинских подразделений – воинской части, соединения

Протокол оценки МПС включает :

· заполненные бланки оценки

· результаты обработки

· заключение, вывод, предложения по управлению МПС

Протокол регистрируется и хранится в делопроизводстве воинской части

Анализ состояния воинской дисциплины и подведение итогов работы по ее укреплению проводится:

В отделениях, взводах (расчетах) - ежедневно

- в ротах, батареях - за неделю

- в частях, батальонах, дивизионах - за месяц

Исходя из конкретных условий, каждый ко-мандир, заместитель по воспитательной работе по-своему подходит к анализу дисциплины. Вместе с тем процесс анализа имеет общие чер-ты, определенную последовательность.

В общем виде можно выделить следующие этапы анализа воинской дисциплины:

1. Сбор, обобщение и всесторонний учет сведений о количестве и характере проступков, систематизации полученных данных по видам на-рушений, категориям личного состава, служеб-ному положению.

При этом основными данных являются:

- проверки, в том числе и личные, в под-разделениях выполнения планов боевой подго-товки, правопорядка в жизни части, соблюдения
общевоинских уставов всеми категориями воен-нослужащих, выполнения приказов, директив, указаний и распоряжений, распорядка дня, мер безопасности, несения службы суточным наря-дом, состояние внутреннего порядка, материально-бытовых условий, обеспечение всеми ви-дами довольствия военнослужащих.

- проверка выполнения плана мероприятий по укреплению воинской дисциплины, организа-ции проведения выходных и праздничных дней.

Доклады командиров подразделений и должностных лиц суточного наряда о состоянии воинской дисциплины и уставного порядка в подчиненных подразделениях.

- результаты социологических исследова-ний процессов, происходящих в воинских кол-лективах, анонимных опросов по различным направлениям жизнедеятельности подразделений, работы телефона доверия, прямого провода и
т.д.,

- изучение служебных карточек, характеристик, аттестаций подчиненных, актов проверок, материалов расследований происшествий, преступлений, грубых дисциплинарных проступков, получения травм военнослужащими,

Письма, жалобы, заявления личного состава

2. Установление наиболее характерных по-ложительных тенденций в состоянии воинской дисциплины.

- количество поощрений, за что объявле-ны, виды поощрений, какой процент составляют они от всего личного состава подразделения.

- сравнить общее количество поощрений, объявленных в анализируемый период с предыду-щим.

- кто поощрен по служебному положению (офицеры, прапорщики, военнослужащие контрактной службы, военнослужащие, проходящие службу
по призыву).

Кто более ревностно относится к испол-нению служебных обязанностей.

Таким же образом обобщаются сведения ха-рактеризующие негативные тенденции, состояний воинской дисциплины, обстоятельства участники и причины совершения правонарушений. А также вкакие дни совершены дисциплинарные проступ-ки (рабочие, выходные, праздничные), вкакое время (утром, во время занятий, вличное вре-мя), где совершены (внаряде, в увольнении, при выполнении хозяйственных работ, в коман-дировке и т.д.).

3. Изучение мер, принятых должностными лицами по укреплению воинской дисциплины, оп-ределений степени их участия в дисциплинарной практике.

При этом целесообразно проанализировать:

Знание руководящим составом подразде-ления положения дел, морально-психологическо-го климата в коллективе.

Систему ежедневной личной работы под-чиненных командиров по укреплению воинской дисциплины.

- соответствие жизни и деятельности во-еннослужащих требованиям уставов, система контроля за ней.

- состояние правового воспитания воен-нослужащих различных категорий.

- проведение мероприятий по созданию бе-зопасных условий военной службы.

- организация и качество проведения вос питательных мероприятий, степень участия в ней офицеров и прапорщиков.

Организация индивидуальной работы с подчиненными.

После сбора данных о состоянии воинской дисциплины необходимо все дисциплинарные проступки сгруппировать по видам, оказывающим непосредственное влияние на состояние боевой готовности, службы войск, общее состояние во-инской дисциплины и определить причины их со-вершения.

Вскрыть зависимость совершенных проступ-ков от индивидуальных особенностей военнослу-жащих их совершивших.

Выявить основные мотивы, побудившие во-еннослужащих к совершению проступков (корыст-ные цели, отрицательные черты характера -грубость, эгоизм, малодушие, невыдержанность, отрицательные традиции, последствия неблаго-получного воспитания в семье, коллективе, фи-зические недостатки, болезненное состояние, переутомление, нарушение психики и т.д.

4. Формирование выводов о состоянии дис-циплины и определение мероприятий по ее даль-нейшему укреплению.

ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ:

- конкретные мероприятия с указанием ис-полнителей, места и сроков проведения,

- предложения командиру по улучшению ра-боты в интересах укрепления воинской дисциплины,

- предложения по устранению причин, способствующих совершению дисциплинарных прос-тупков (улучшение материально-бытовых условий, питания, отдыха, повышения контроля со стороны должностных лиц и т. д.).

ПРИ ПОДВЕДЕНИИ ИТОГОВ ПОКАЗАТЬ

- как в целом выполнены поставленные задачи за прошедший период (неделю, месяц) по укреплению воинской дисциплины и в какой степени они обеспечили поддержание постоянной боевой готовности,

- общую характеристику и оценку состоя-ния воинской дисциплины, ее тенденцию с пре-дыдущим периодом (неделей, месяцем), причины
происшествий, преступлений, Грубых и обычных дисциплинарных проступков,

- количество нарушений по категориям во-еннослужащих. Причиненный ущерб материальный и моральный. Степень вины должностных лиц.

- лучшие и худшие подразделения по сос-тоянию воинской дисциплины,

- степень участия воинского коллектива в изжитии правонарушений и укреплении воинской дисциплины,

- роль должностных лиц (офицеров, пра-порщиков, сержантов) в укреплении воинской дисциплины, их примерность в личной исполни-тельности, остроту их реагирования на наруше-ния воинской дисциплины, сокрытия фактов пра-вонарушений.

Целесообразно проводить подведение ито-гов с военнослужащими по категориям:

- со всем личным составом подразделения,

- с сержантами в присутствии всех офицеров и прапорщиков,

- с прапорщиками в присутствии офицеров,

С командирами взводов (расчетов) в присутствии командиров рот {батарей},

С командирами рот (батарей).

Материалы подведения подкреплены наглядно:

- Сведениями о состоянии правопорядка воинской дисциплины,

- Графическим анализом совершения прос-тупков,

- Анализом участников совершения прос-тупков и другими таблицами и схемами аналитического характера.