§ 4. Поддержание воинской дисциплины в части (подразделении) и ее анализ
Проблема состояния и укрепления воинской дисциплины на сегодняшний день является одной из самых острых в жизни и деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации. От состояния воинской дисциплины во многом зависят не только боевая готовность частей и соединений, но и авторитет Вооруженных Сил в обществе.
Суть воинской дисциплины изложена в ДУ ВС РФ. В ст. 1 этого Устава дается определение воинской дисциплины: «Воинская дисциплина есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников)». Необходимо подчеркнуть, что дисциплина не имеет цели ущемить права личности. Она обеспечивает сплоченность военнослужащих, их готовность к выполнению стоящих перед ними задач.
Особенностями воинской дисциплины являются:
Большая социальная значимость пунктуального соблюдения ее требований;
Детальная регламентация правил поведения и наличие дисциплинарной ответственности;
Строгость мер дисциплинарной и уголовной ответственности за нарушение воинского порядка и правил;
Включенность многих нравственных норм в число уставных требований, подлежащих обязательному соблюдению;
Диалектическое единство безусловного выполнения установленных норм и активности, самостоятельности, творчества;
Обязательность выполнения требований для всех категорий военнослужащих.
К основным функциям воинской дисциплиныв Вооруженных Силах Российской Федерации относятся:
Социально-политическая;
Контрольно-управленческая;
Организаторская;
Нормативная;
Воспитательная (формирование установок на сознательное выполнение позитивной линии поведения, а также такого личностного качества, как дисциплинированность);
Информационная (формирование представлений о нормах, параметрах воинской дисциплины и ее состоянии, показателях эффективности деятельности по ее укреплению);
Предупредительно-профилактическая;
Дидактическая (правовое просвещение);
Адаптационная;
Социально-защитная (обеспечение демократических процессов через соблюдение баланса прав и обязанностей).
Укрепление воинской дисциплины в частях и подразделениях - проблема сложная и многогранная, от решения которой во многом зависит уровень боеготовности воинских коллективов. Она затрагивает все стороны учебно-воспитательной и служебной деятельности, быта и отдыха личного состава. В ст. 4 ДУ ВС РФ подчеркивается, что воинская дисциплина достигается путем:
Воспитания у военнослужащих высоких морально-психологических и боевых качеств, сознательного повиновения командирам (начальникам);
Повышения личной ответственности каждого военнослужащего за выполнение своих обязанностей и требований воинских уставов;
Поддержания в воинской части (подразделении) внутреннего порядка, строгого соблюдения распорядка дня всеми военнослужащими;
Четкой организации боевой подготовки всего личного состава;
Проявления повседневной требовательности командиров (начальников) к подчиненным и контроля за их исполнительностью; уважения личного достоинства военнослужащих и постоянной заботы о них; умелого сочетания и правильного применения мер убеждения, принуждения и общественного воздействия коллектива;
Создания в воинской части (подразделении) необходимых материально-бытовых условий.
За состояние воинской дисциплины в воинской части (подразделении) отвечают ее командир и заместитель командира по воспитательной работе, которые должны постоянно требовать от подчиненных ее соблюдения, поощрять достойных, строго, но справедливо взыскивать с нерадивых.
Основными направлениямидеятельности командиров и органов воспитательной работы по укреплению воинской дисциплины в части (соединении) являются:
1. Повышение воспитательного воздействия боевой подготовки. Главный воспитатель - ратный воинский труд. От того, насколько эффективно он организован и каковы его цели и задачи, стимулы и результаты, зависит боевое мастерство воинов, их дисциплинированность, сплоченность воинских коллективов. Войсковая практика показывает, что отдельные командиры и их заместители по воспитательной работе, к сожалению, недооценивают воспитательного воздействия боевой подготовки на укрепление воинской дисциплины. Однако именно напряженная боевая учеба, учения и практические стрельбы, специальная и общественно-государственная подготовка личного состава имеют большое значение в воспитании его дисциплинированности, особенно если они хорошо организованы и проводятся на высоком методическом и научном уровне.
2. Поддержание в частях и подразделениях твердого уставного порядка. Определяемый законами и воинскими уставами, поддерживаемый командирами, органами воспитательной работы и всем личным составом твердый уставной порядок выступает решающим фактором боеготовности Вооруженных Сил Российской Федерации. Без него немыслима высокая организованность личного состава, успехи в работе по поддержанию высокой боевой готовности и повышению боевого мастерства воинов.
3. Повышение требовательности командиров и начальников всех степеней к подчиненному личному составу. Воспитание у воинов дисциплинированности неразрывно связано с постоянной уставной требовательностью командиров и начальников. В сочетании с глубокой разъяснительной работой требовательность воспитывает у подчиненных аккуратность, чувство ответственности за упущения по службе, готовность точно и беспрекословно выполнять приказы командиров и начальников, требования Военной присяги и уставов. Общевоинские уставы обязывают каждого командира (начальника) быть требовательным, не оставлять без внимания любые нарушения воинской дисциплины и порядка, принимать решительные меры к их устранению.
4. Забота об улучшении социально-бытовых условий жизни и службы военнослужащих.Сегодня вопросы социальной сферы во многих соединениях и частях выдвигаются на первый план. Как показывает войсковая практика, вопросы материально-бытового устройства, досуга и культурного обслуживания военнослужащих имеют большое значение для формирования у них навыков дисциплинированного поведения. Своевременное и полное удовлетворение материально-бытовых и культурных потребностей воинов позволяет им восстанавливать моральные и физические силы в процессе напряженной боевой учебы.
5. Обучение командиров-единоначальников практике организации воспитательной работы с личным составом. Командир-единоначальник является главной фигурой в воинском коллективе. Именно он отвечает за формирование уставных взаимоотношений, за поддержание здоровой нравственной атмосферы в воинском коллективе. Практика войск показывает, что только тот офицер в полном объеме выполняет возложенные на него ответственные обязанности, который овладел нелегким искусством воинского воспитания. При этом формы обучения практике воспитательной работы могут быть различными:
Занятия в системе командирской и общественно-государственной подготовки офицеров;
Индивидуально-воспитательная работа (обучение в процессе личного общения со старшими начальниками в частях и подразделениях);
Участие в подготовке и проведении офицерских собраний, собраний личного состава подразделений;
Подготовка и проведение вечеров вопросов и ответов, дискуссий и т. д.;
Обучение формам и методам организации воспитательной работы в ходе командирских сборов;
Обобщение и распространение передового опыта организации воспитательной работы по укреплению воинской дисциплины в подразделении;
Обучение командиров всех степеней правильному использованию ими дисциплинарной практики.
6. Организация взаимодействия органов военного управления с общественными организациями и местными органами власти по вопросам обеспечения воинской дисциплины. Основными координаторами усилий должностных лиц по укреплению воинской дисциплины в части (соединении) выступают командир и его заместитель по воспитательной работе. Именно они согласовывают усилия командиров подразделений, штабов, начальников родов войск и служб, служб тыла, военно-технических и медицинских работников в интересах укрепления воинской дисциплины. Важную роль в укреплении воинской дисциплины в части (подразделении) призваны сыграть комиссии, которые назначаются приказом командира на новый учебный год (аттестационная комиссия, комиссия по рассмотрению писем и жалоб, жилищная комиссия, внутрипроверочная комиссия и др.).
Укреплению воинской дисциплины могут способствовать общественные организации частей (подразделений). К ним относятся офицерские собрания, женсоветы, профсоюзные организации (группы), товарищеские суды чести офицеров и прапорщиков, нештатные военные дознаватели, комитеты солдатских матерей, ветеранские организации и др.
В укреплении воинской дисциплины необходимо использовать возможности местных органов власти, военной прокуратуры, военной комендатуры гарнизона, учреждений культуры.
Анализ и оценка состояния воинской дисциплины представляют собой многогранный процесс, который позволяет уяснить реальное положение дел в подразделении (части), вскрыть причины (условия) правонарушений и грубых дисциплинарных проступков, определить пути и меры поддержания правопорядка.
Выделяют следующие цели анализа воинской дисциплины:
Выявление реального положения дел;
Вскрытие причин и условий, способствующих нарушениям;
Определение мер воздействия на нарушителей;
Выбор путей поддержания дисциплины и правопорядка.
Основными требованиями к анализу воинской дисциплины являются объективность, всесторонность, конкретность, регулярность, системный подход.
Объективность анализа состояния воинской дисциплины предполагает изучение объективных и конкретных фактов. Непременными условиями выполнения этого требования являются обеспечение полноты исходных данных, разносторонняя информация о положении дел в подразделении (части), хорошо налаженный учет проступков, поощрений и взысканий, применяемых к военнослужащим.
Всесторонность анализа предполагает учет всех слагаемых воинской дисциплины, рассмотрение ее состояния во всех связях и отношениях по количественным и качественным показателям. При этом очень важно выполнять следующие требования:
Определить влияние воинской дисциплины на уровень боевой готовности и состояние боевой подготовки, несение боевого дежурства (боевой службы);
Проанализировать примерность всех категорий личного состава: офицеров, прапорщиков (мичманов), военнослужащих-контрактников; сержантов (старшин) и солдат (матросов);
Изучить моральную атмосферу в коллективах взводов, отделений, экипажей, расчетов;
Проанализировать действенность дисциплинарной практики офицеров, сержантов и старшин, эффективность проводимой организаторской и воспитательной работы в интересах укрепления дисциплины;
Оценить отношение личного состава к проступкам сослуживцев.
Конкретность в анализе состояния воинской дисциплины означает рассмотрение всех фактов и особенностей поведения, проступков военнослужащих с учетом соответствующих условий и особенностей обстановки. Конкретность предполагает также дифференцированный подход к анализу состояния воинской дисциплины среди различных категорий военнослужащих, определению вклада каждого из них в поддержание порядка и организованности, создание здоровой морально-нравственной обстановки в коллективе.
Системный подход к анализу предполагает выявление и учет всех явлений и факторов, влияющих на состояние воинской дисциплины. Он охватывает все стороны служебной деятельности, учебной и воспитательной работы, быта и отдыха личного состава.
Методика анализа воинской дисциплины в подразделении - это своего рода исследование, имеющее свою специфику и направленность. Оно включает в себя следующие элементы:
Сбор, систематизацию и классификацию данных о состоянии воинской дисциплины;
Выяснение количества и характера происшествий, преступлений, грубых нарушений воинской дисциплины;
Выявление взаимозависимости причин дисциплинарных проступков.
Анализ состояния воинской дисциплины проводится в определенной последовательности и включает в себя ряд этапов:
1. Подготовительный этап: определение содержания, целей, методики анализа, распределение задач и обязанностей по его проведению между исполнителями.
2. Основной этап (проведение анализа): сбор фактического материала, его обработка, систематизация, оценка дисциплинарной практики и действенности воспитательной работы.
3. Завершающий этап (оценка результатов анализа): выводы, разработка предложений и рекомендаций по поддержанию правопорядка и воинской дисциплины
Основными источниками информации о состоянии воинской дисциплины в подразделении (части) являются:
Результаты проверок состояния боевой готовности, несения боевого дежурства, караульной и внутренней служб;
Отношение личного состава к выполнению учебно-боевых задач во время учений, походов, боевых стрельб и пусков ракет;
Личные наблюдения за поведением воинов в ходе служебной деятельности и общения с ними в неформальной обстановке;
Доклады командиров (начальников) всех степеней о состоянии воинской дисциплины, морально-нравственной атмосфере, взаимоотношениях в коллективе, настроениях и запросах военнослужащих;
Доклады лиц суточного наряда;
Индивидуальные и групповые беседы, проводимые с различными категориями военнослужащих;
Участие командиров (начальников) в проведении офицерских собраний, служебных, воспитательных, культурно-досуговых и спортивных мероприятий;
Изучение служебных карточек, постовых ведомостей, книг амбулаторного приема и историй болезни подчиненных, рапортов должностных лиц суточного наряда;
Анализ приказов, материалов расследований и подведения итогов в подразделении (части) по вопросам воинской дисциплины;
Документы, поступающие из прокуратуры, от военных комендантов и местных органов власти о правонарушениях военнослужащих;
Результаты контроля и проверки выполнения требований законов, общевоинских уставов, приказов, директив и распоряжений, распорядка дня, состояния внутреннего порядка и материально-бытового обеспечения военнослужащих;
Письма, жалобы, заявления личного состава, родителей военнослужащих, обращения общественных организаций (комитетов солдатских матерей) и др.
Для сбора информации о состоянии воинской дисциплины применяются следующие методы: наблюдение, анализ документов, индивидуальные и групповые беседы, переписка с родителями военнослужащих, школами и другими учреждениями, анализ докладов офицеров, прапорщиков (мичманов) и младших командиров о состоянии воинской дисциплины в подразделении и о взаимоотношениях между военнослужащими.
При проведении анализа состояния воинской дисциплины в подразделении необходимо осуществить систематизацию информации, сгруппировать ее по видам происшествий, преступлений, а также грубых дисциплинарных проступков, определить, как она оказывает влияние на состояние боевой готовности, службу войск и общее состояние воинской дисциплины.
В процессе анализа состояния воинской дисциплины следует дать оценку дисциплинарной практике и действенности воспитательной работы. При этом важно организовать информационное взаимодействие с личным составом и руководством других подразделений (частей). Все это делается для того, чтобы не только правильно оценить, но и спрогнозировать тенденции состояния воинской дисциплины и на этой основе выработать управленческие решения профилактической направленности.
Особое внимание при анализе причин нарушения воинской дисциплины необходимо уделять мотивации правонарушений. Один из незыблемых постулатов римского права гласит: «Совершил тот, кому выгодно». Поэтому в анализе мотивационной сферы недисциплинированных военнослужащих и лежит ключ к пониманию истинных причин совершаемых ими проступков, происшествий и преступлений. Как показывает войсковой опыт, основными мотивами, побуждающими военнослужащих к нарушению законов и воинских уставов, являются:
Корыстные цели;
Отрицательные черты характера (грубость, эгоизм, невыдержанность, малодушие);
Отрицательные традиции и привычки, приобретенные еще до призыва на военную службу;
Семейные неурядицы;
Физические недостатки, болезненное состояние, переутомление и нарушения психики;
Протест против неуставных взаимоотношений в подразделениях (частях) и др.
В результате анализа и оценки состояния воинской дисциплины в подразделении командир получает данные, всесторонне характеризующие реальное положение дел и необходимые как для подведения итогов, так и для обоснования принятия решений, профилактических мер и дисциплинарной практики.
Подведение итогов состояния воинской дисциплины осуществляется в подразделении еженедельно, а в части ежемесячно, за полугодие и год на собраниях личного состава, совещаниях офицеров, прапорщиков (мичманов) или сержантов (старшин).
С докладом «О состоянии воинской дисциплины в подразделении (части) и мерах по ее укреплению» выступает командир или один из его заместителей. Содержание доклада, как правило, включает:
Общую оценку состояния воинской дисциплины и результативности проводимой работы по ее укреплению; основные данные, характеризующие ее состояние;
Индивидуальные и коллективные примеры добросовестного отношения к исполнению воинского долга и служебных обязанностей;
Факты успешного выполнения задач;
Примеры действий военнослужащих, позволивших предотвратить возможные проступки и оказавших положительное влияние на состояние дисциплины в подразделении;
Предложения, внесенные личным составом в целях улучшения воинского порядка и повышения эффективности мер поих реализации;
Информацию о мероприятиях, проведенных по плану поддержания правопорядка и укрепления воинской дисциплины, их результатах, об участии в них военнослужащих подразделения;
Характеристику положительных тенденций в поведении отдельных военнослужащих и анализ динамики состояния воинской дисциплины в подразделении;
Факты о нарушениях воинской дисциплины,их причины, негативные последствия, нанесенный моральный и материальный ущерб;
Перечисление мер, необходимых для ликвидации негативных последствий дисциплинарных проступков.
В докладе также дается оценка каждому отделению, взводу, роте; прогноз командира о возможном развитии состояния воинской дисциплины (предпосылки к улучшению или ухудшению); ставятся задачи по укреплению состояния воинской дисциплины должностным лицам подразделения (по категориям); анализируются недостатки в работе сержантов, прапорщиков (мичманов) и офицеров (на совещаниях с данной категорией военнослужащих).
После постановки конкретных задач командир подразделения (части) оставляет только офицеров, прапорщиков (мичманов), младших командиров и продолжает подведение итогов по категориям должностных лиц. Вначале дается оценка сержантскому составу в присутствии офицеров, затем итоги подводятся с прапорщиками (мичманами) и офицерами. При этом анализируется и оценивается:
Уровень исполнительской дисциплины, своевременность и качество выполнения приказов и распоряжений старших начальников; личная примерность в выполнении требований уставов и функциональных обязанностей;
Случаи необъективных докладов или сокрытия фактов нарушения воинской дисциплины среди подчиненных;
Роль командиров в поддержании уставного порядка в подразделении, соблюдении формы одежды и распорядка дня;
Организация командирами занятий по боевой, специальной, общественно-государственной подготовке, участие командиров в дисциплинарной практике, соблюдение ими законности и уставных требований во взаимоотношениях с подчиненными;
Работа командиров по привитию подчиненным уважения к службе, удовлетворениюих нужд и запросов, обучению и воспитанию.
В заключение подведения итогов командир подразделения (части) оценивает персональный вклад каждого сержанта, прапорщика (мичмана), офицера в поддержание уставного порядка и укрепление воинской дисциплины в подразделении, ставит конкретные задачи на перспективу.
В соответствии с требованиями приказов Министра обороны Российской Федерации в войсках сложилась практика подведения итогов состояния воинской дисциплины в подразделениях. Как правило, в расчетах, отделениях, взводах дисциплина воинов анализируется ежедневно при подведении итогов боевой и общественно-государственной подготовки. Наблюдая в течение дня за поведением подчиненных, их отношением к службе, учебе, командиры расчетов, отделений, взводов могут конкретно разобрать каждый поступок, дать ему соответствующую оценку, отметить примеры ревностного отношения к исполнению воинского долга, служебных обязанностей, поощрить наиболее достойных, дисциплинированных за разумную инициативу, усердие и отличия по службе.
Особое внимание уделяется обеспечению дисциплины в ходе боевой подготовки, при несении внутренней и караульной служб. Отмечается усердие воинов при исполнении приказов, распоряжений, поддержании уставного порядка, соблюдении правил техники безопасности, воинской вежливости и отдания воинского приветствия. По результатам анализа каждому воину может выставляться индивидуальная оценка. При этом следует руководствоваться тем, чтобы она была объективной, обоснованной, учитывала все стороны поведения и выполнения основных задач в течение дня. Во взводе может быть выделено лучшее отделение, а с сержантами - раскрыта практика работы командира этого отделения.
Состояние воинской дисциплины в роте, батальоне, им равных подразделениях принято анализировать по категориям военнослужащих (со всем личным составом, с сержантами, старшинами, офицерами).
С личным составом роты подводятся итоги в конце каждой недели (в батальоне ежемесячно). В докладах "О состоянии воинской дисциплины и итогах работы по её укреплению", с которыми выступают, как правило, командир или его заместитель по воспитательной работе, отражаются обычно такие вопросы:
¦ общее состояние воинской дисциплины, степень её соответствия требованиям руководящих документов, общевоинских уставов, общая тенденция (хуже, лучше);
¦ влияние воинской дисциплины на боевую готовность подразделений, на решение учебно-боевых задач;
¦ состояние дисциплины караульной и внутренней служб, обеспечение уставного порядка;
¦ разбор происшествий, преступлений, предпосылок к ним со вскрытием причин, указанием конкретных виновников и мер, принятых командованием по этим случаям;
¦ количественный и качественный анализ дисциплинарных проступков, особенно грубых, принятых мер по ним;
¦ сравнительный анализ и оценка состояния дисциплины во взводах, отделениях, расчетах с выделением лучших, худших; сообщением положительного опыта работы командиров;
¦ выполнение требований по обеспечению режима секретности, вопросам эксплуатации и сбережения военной техники и оружия;
¦ поддержание уставных взаимоотношений между военнослужащими;
¦ оценка деятельности общественности по сплочению коллективов.
¦ планируемые и принимаемые меры улучшения воспитательной работы по предупреждению нарушений дисциплины, повышению роли дисциплинарной практики.
В ходе подведения итогов командиры подразделений могут поощрять отличившихся воинов за примерную дисциплину и успехи в боевой и общественно-государственной подготовке. Исходя из конкретных условий, внимание следует сосредоточить на тех вопросах, которые будут рассмотрены более обстоятельно и детально. Для большей наглядности и убедительности могут быть заготовлены схемы, где раскрывается динамика состояния воинской дисциплины.
С младшими командирами подведение итогов проводится на совещаниях, специальных занятиях с участием офицеров. В ходе разбора командир подразделения анализирует и раскрывает их роль в поддержании уставного порядка, личную дисциплинированность, вклад каждого из них в укрепление дисциплины, соблюдение формы одежды, распорядка дня. Пристальное внимание уделяется анализу участия сержантов в дисциплинарной практике, соблюдению уставных требований во взаимоотношениях с подчиненными.
Особое значение следует предавать анализу состояния воинской дисциплины с офицерским составом. Обычно итоги подводятся на офицерских собраниях, совещаниях, разборах. При анализе итогов командир роты может заслушать доклады командиров взводов о состоянии дисциплины, проделанной работе по её укреплению. Он оценивает положение дел во взводах и определяет их места, дает персональную оценку вклада каждого офицера в воспитательную деятельность по укреплению дисциплины с учетом его личной дисциплинированности и исполнительности, указывает на упущения и недостатки. Проводится тщательный анализ дисциплинарной практики офицеров, соблюдения при этом ими уставных требований, участия в воспитательных мероприятиях, организации индивидуальной работы с подчиненными.
Анализ должен помогать закреплению положительного в поступках, поведении и действиях офицеров соответствующей оценкой, вооружать уверенностью в своих силах и способностях и в то же время откровенно оценить негативные факты, раскрыть их причины. Такой подход убеждает офицеров в том, что каждый успех или ошибка, любое проявление ответственного отношения и безответственности не остается без внимания.
Следует избегать того, что на итоговых разборах иногда негативно оценивается деятельность офицеров (а также сержантов и старшин) только в связи с тем, что в подчиненных им подразделениях совершены проступки. Подобный подход возможен и оправдан лишь в том случае, если эти проступки явились следствием бездеятельности, безответственного отношения к выполнению своих обязанностей со стороны офицера. Если же конкретной вины офицера в проступке подчиненного нет, и он предпринимает все от него зависящее, чтобы навести порядок, организовать службу, то отрицательная оценка его работы может сыграть негативную роль в воспитании офицера.
Анализ состояния дисциплины - процесс творческий. Многое зависит от опыта, методического мастерства командира, воспитателя, от справедливости оценок. Большую пользу анализ приносит тогда, когда носит дидактический характер, сочетается с разъяснением, убеждением, доказательностью, когда умело реализуется принцип опоры на положительное.
Подобный подход поможет решить важную задачу - вооружить офицеров единой методикой анализа и оценки состояния воинской дисциплины в своих подразделениях, а также выработать систему мер (организационных, воспитательных и др.), которые способствовали бы дальнейшему укреплению порядка и дисциплины. Наиболее важными из них могут быть:
¦ специальные занятия с офицерами, прапорщиками, сержантами и старшинами, в ходе которых изучаются передовой опыт и методы работы командиров, воспитателей, достигших наилучших результатов в укреплении дисциплины;
¦ систематический анализ состояния дисциплины и подведение итогов работы по ее укреплению во всех подразделениях с участием старших командиров и начальников;
¦ оказание конкретной помощи подразделениям, отстающим в дисциплине;
¦ другие организационные мероприятия (прием зачетов по знанию общевойсковых уставов от военнослужащих всех категорий; прием военнослужащих старшими начальниками непосредственно в подразделениях и др.);
¦ воспитательные мероприятия в подразделениях (вечера вопросов и ответов, тематические вечера, диспуты, собрания личного состава и т.п.);
¦ мероприятия, связанные с повышением качества караульной и внутренней служб;
¦ меры, направленные на улучшение материально-бытового обеспечения, организацию досуга и отдыха личного состава и др.
Эффективное управление повседневной деятельностью воинской части, подразделения и руководство выполнением поставленных задач невозможно без обязательного осуществления постоянного контроля состояния боевой готовности подчиненных подразделений и хода выполнения задач. Контроль позволяет определить на каждый выбранный момент или период времени соответствие состояния боевой готовности установленным показателям (стандартам) или показателей хода выполнения задач планируемым, корректировать действия подчиненных в случае установления такого несоответствия и оказать им необходимую организационную и материальную помощь.
Командиры подразделенийпостоянно и ежедневно отслеживают и обобщают результаты деятельности подчинённых с целью обеспечения своевременной реакции на возможные отклонения от утвержденных планов и установленного порядка. Контроль осуществляется в соответствии с их должностными и специальными обязанностями.
Работа командира подразделения по осуществлению контроля включает :
приём докладов от подчинённых о готовности, начале проведения и завершения планируемых мероприятий и занятий;
личную работу по проверке хода мероприятий и занятий в местах их проведения - организации, методики или технологии, достигнутых результатов;
рассмотрение и утверждение планов проведения мероприятий и занятий, проверка готовности их руководителей;
заслушивание подчиненных о ходе выполнения конкретных задач;
приём текущих докладов подчинённых и лиц суточного наряда;
контроль наличия и учёт личного состава;
личные проверки состояния внутренней и караульной служб;
проверка технического состояния и готовности к применению по назначению закреплённого вооружения и военной техники;
контрольные занятия по предметам боевой подготовки;
Контроль хода выполнения задач командир подразделения должен органически увязывать с оказанием помощи подчинённым. Основным содержанием этой работы является:
более квалифицированное и глубокое изучение состояния дел и вскрытие недостатков;
обучение подчиненных в ходе различных занятий и мероприятий, при подведении итогов их выполнения;
решение организационных и ресурсораспределяющих вопросов, которые находятся в компетенции командира.
В зависимости от результатов анализа хода выполнения задач и результатов контроля командир подразделения должен установить сроки устранения недостатков – либо немедленно в ходе контроля, либо в плановом порядке после окончания контроля с назначением сроков соответствующих докладов, сроков и форм очередного контроля.
Умело подготовленный и проведенный разбор результатов контроля хода выполнения поставленных задач является одной из самостоятельных форм обучения подчинённых. Для этого разбор результатов деятельности подчинённых должен иметь не критический, а критически - обучающий характер.
Порядок и содержание подведения итогов выполнения задач .
Подведение итогов повседневной деятельности воинских частей и подразделений - это одна из функций управления войсками и руководства подчиненными при выполнении ими поставленных задач. Подведение итогов является органическим продолжением контроля и осуществляется на основании анализа и обобщения результатов всех видов контроля.
В Вооруженных силах РФ сложилась определенная система подведения итогов и постановки задач в воинской части, подразделении, ставшая неотъемлемой частью практической деятельности офицеров, прапорщиков и сержантов-командиров. Качество подведения итогов в соединении, части, подразделении обеспечивается достоверным знанием командирами, штабами истинного состояния боевой готовности и всех ее элементов.
При подведении итогов и постановке задач определяются:
1) результаты выполнения основных мероприятий плана подготовки, степень выполнения поставленных задач;
2) проводится количественный и качественный анализ состояния дел в целом за подразделение по несению всех видов службы, боевой подготовке, а также по другим видам деятельности, где имеются существенные недостатки;
3) определяются: состояние воинской дисциплины, службы войск и выполнение требований уставов в повседневной жизни;
4) нерешенные вопросы в каждой части (подразделении), конкретные виновники наиболее серьезных упущений;
5) характеристика (оценка) работы каждого командира с указанием вопросов, на которые нужно обратить особое внимание;
6) главные задачи на следующий период обучения (месяц, неделю), стоящие перед подразделением, основные мероприятия, направленные на решение этих задач и устранение отмеченных в предыдущем периоде обучения недостатков;
7) осуществляется доведение личного плана работы командира на очередной месяц с указанием, в какие дни и в какое время привлекаются для совместной работы с ним его заместители, начальники и офицеры служб.
Периодичность и содержание мероприятий подведения итогов и постановки задач изложены в руководящих документах видов и родов войск.
Подведение итогов командиры всех степеней, как правило, проводят:
а) непосредственно после завершения каждого важного мероприятия (учения, занятия, полевого выхода, несения дежурства (боевой службы), технического обслуживания и т.д.);
б) периодически по срокам выполнения задач;
в) за зимний период обучения и учебный год;
г) ежемесячно;
д) еженедельно;
е) ежедневно.
Командир группы (батареи, роты и им равным) подводит итоги:
за зимний период и учебный год обучения со всем личным составом подразделения по состоянию боевой подготовки, состоянию вооружения и военной техники; состоянию правопорядка и воинской дисциплины, состоянию службы войск и безопасности военной службы;
за месяц со всем личным составом подразделения по выполнению задач боевой подготовки и состоянию обученности личного состава; качеству поддержания закрепленных вооружения и техники, состоянию правопорядка и воинской дисциплины; качеству несения караульной и внутренней служб; соблюдению требований безопасности военной службы;
за неделю с офицерами, прапорщиками и сержантами по выполнению задач боевой подготовки и состоянию обученности личного состава; качеству поддержания закрепленных вооружения и техники и их технического обслуживания; поддержанию уставного внутреннего порядка, выполнению распорядка дня, состоянию воинской дисциплины.
Командир взвода (начальник отделения и им равные) подводит итоги:
за неделю со всем личным составом подразделения по выполнению задач боевой подготовки и состоянию обученности личного состава; качеству поддержания закрепленных вооружения и техники и их технического обслуживания; поддержанию уставного внутреннего порядка, выполнению распорядка дня, состоянию воинской дисциплины; качеству несения внутренней службы; соблюдению требований безопасности военной службы.
за день со всем личным составом подразделения по результатам проведенных занятий по боевой подготовке; качеству обслуживания закрепленных вооружения и техники; поддержанию уставного внутреннего порядка, выполнению распорядка дня, состоянию воинской дисциплины; качеству несения внутренней службы; соблюдению требований безопасности военной службы.
Примерный порядок подведения итогов за месяц в роте приведен на рис.4. Алгоритм подготовки и проведения подведения итогов за другие отчетные периоды аналогичен.
При подведении итогов по каждому конкретному вопросу необходимо:
1. Кратко напомнить поставленные задачи.
2. Указать, какие положительные результаты достигнуты в их выполнении, конкретные количественные и качественные показатели (оценки, временные нормативы, ошибки и недостатки).
ТЕМА № 29: «МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ БОЕВОЙ И ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЙ ПОДГОТОВКИ, СОСТОЯНИЯ ВОИНСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В ПОДРАЗДЕЛЕНИИ» . Учебные вопросы: 1. Требования руководящих документов по организации подведения итогов по боевой подготовке и ГПП, состоянии воинской дисциплины в подразделении. 2. Организация подведения итогов воинской дисциплины в подразделении. 3. Методика подготовки и проведения подведения итогов по боевой и ГПП, состояния воинской дисциплины в подразделении. 1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) 8) 9) Указ Президента РК от 19. 01. 93 г. № 1084 «О создании института заместителей командиров (начальников) во Ви. СПР ВС РК» ; Директива МО РК от 27. 11. 1995 г. № 27 «О введении и организации государственно-правовой подготовки в ВС РК» ; Приказ МО РК от 03. 09. 2010 г. № 620 «Об организации Ви. СПР в ВС РК» ; Приказ МО РК от 08. 10. 2010 г. № 771 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы работы по укреплению воинской дисциплины и правопорядка в ВС РК в свете требований Президента страны – Верховного Главнокомандующего ВС РК» ; Приказ МО РК от 28. 11. 2010 г. № 926 «Об утверждении структуры и направлений деятельности психологической работы» ; Приказ МО РК от 20. 12. 2012 г. № 984 «Об организации идеологической работы в сфере противодействия религиозному экстремизму в ВС РК» ; Приказ МО РК от 21. 02. 2013 г. № 73 «Об утверждении Стратегии развития идеологической работы в ВС РК» ; Устав внутренней службы ВС РК от 2007 г. ; Военная доктрина РК от 2011 г. ; Закон РК от 5. 04. 1999 г. «Об обороне и ВС РК» ;
Первый вопрос: Требования руководящих документов по организации подведения итогов по боевой и ГПП, состояния воинской дисциплины в подразделении. Подведение итогов деятельности военнослужащих и воинских коллективов - это систематический анализ выполнения поставленных целей и задач по боевой и государственноправовой подготовке, выполнения принятых обязательств по боевому состязанию, проводимой воспитательной и социальноправовой работы. Подведение итогов по боевой и государственноправовой подготовке, состояния воинской дисциплины проводится: в отделении, экипаже, расчете ежедневно, в конце дня; во взводе - 1 раз в неделю и за месяц; в роте (батарее) - 1 раз в неделю и за месяц.
Выполнение обязательств ПО ЗАДАЧАМ И НОРМАТИВАМ оценивается и рассматривается с личным составом непосредственно по окончанию их отработки в ходе плановой боевой подготовки. Подводя итоги за день, неделю, анализируя ход боевого состязания, командиры и воспитательные органы мобилизуют личный состав не только на борьбу за конечный итог (овладение оружием и боевой техникой, перекрытие нормативов, экономию горючего и смазочных материалов и т. д.) но постоянно заботятся о морально-психологическом воздействии на личный состав.
При анализе хода и итогов боевой учебы, состояния воинской дисциплины важна не констатация фактов, а глубокий разбор всей деятельности личного состава, связанной с выполнением взятых обязательств, отношение к учебе и службе к воинской дисциплине, участием в общественной работе. Подведение итогов предполагает Создание в воинских коллективах обстановки высокой принципиальности, требовательности, критичности в сочетании с обстановкой доброжелательности и веры в силы и возможности каждого воина. Поэтому наряду с показом количественных результатов боевой и ГПП должно быть всесторонне оценено: сплоченность коллектива, товарищеская взаимопомощь, участие воинов в общественной работе.
Подведение итогов взаимосвязано с важнейшей задачей командиров и воспитателей по моральному и материальному стимулированию военнослужащих. В соответствии с приказами Министра обороны победителей боевого состязания необходимо поощрять и награждать: солдат, курсантов, сержантов, старшин, военнослужащих контрактной службы, офицеров - в соответствии с положениями Дисциплинарного устава; расчеты, экипажи, отделения, взвода и им равные подразделения - переходящими вымпелами батальона (бригады) по итогам месяца; роты и им равные подразделения - переходящими призами и грамотами воинской части по итогам периода обучения и учебного года. Повышение воспитательной роли подведения итогов связано с обобщением и распространением передового опыта, представляющего собой большую мобилизующую силу и эффективное средство для подтягивания отстающих воинов и подразделений до уровня передовых.
Обязанности заместителя командира по воспитательной и социально-правовой работе по подготовке и проведению подведения итогов: 1) проводит работу по воспитанию военнослужащих в духе преданности Президенту Республики Казахстан, Правительству и народу Казахстана, дружбы народов, войскового товарищества, строгого соблюдения законов РК, военной присяги, воинских уставов, сознательного повиновения командирам (начальникам) и уважения к ним. Отдельным разделом предусматривает мероприятия по сплочению и укреплению воинского коллектива, профилактике неуставных взаимоотношений, постоянно занимается самообразованием, изучает военную педагогику и психологию; 2) проводит активную работу по формированию здорового общественного мнения к любым фактам оскорбления и унижения людей, созданию единого фронта протеста и борьбы с недопустимыми и чуждыми для Вооруженных Сил Республики Казахстан преступлениями; 3) изучает деловые и моральные качества, запросы, настроения, семейное положение каждого солдата, сержанта, офицера и в соответствии с этим организует и проводит воспитательную и индивидуальную воспитательную работу;
4) постоянно определяет конкретных лиц из числа солдат, сержантов, офицеров склонных к нарушению уставных взаимоотношений, требующих глубокого и оперативного индивидуального изучения и воздействия; 5) по мере необходимости анализирует социально-психологическую структуру воинского коллектива с учетом его способностей. Постоянно отслеживает за общественное мнение, настроение, традиции, привычки отдельных воинов, заботится об их правильном формировании; 6) проводит лично воспитательную работу о роли дружбы и войскового товарищества и поддержания высокой боевой готовности подразделения; 7) постоянно организует работу актива по выполнению решений собраний, формированию у военнослужащих ответственности за строгое выполнение требований законов, военной присяги и воинских уставов, предупреждению пьянства и неуставных взаимоотношений; 8) регулярно организует проведение вечеров вопросов и ответов, дней правовой учебы (вечеров), с участием военных юристов, медиков с привлечением офицеров штаба и офицеров-воспитателей;
Второй вопрос: Анализ состояния воинской дисциплины в роте и подведение итогов работы по ее укреплению. С личным составом роты в конце недели в установленное распорядком дня время командир роты подводит итоги работы по укреплению воинской дисциплины на собрании (совещании) военнослужащих. Руководствуясь данными анализа состояния воинской дисциплины и дисциплинарной практики, выводов из итогов боевой и государственно-правовой подготовки, боевого состязания, командир роты делает доклад «О состоянии воинской дисциплины в роте и итогах работы по ее укреплению» .
4. Назвать фамилии военнослужащих, являющихся примером в выполнении Военной присяги, оказывающих существенную помощь командирам в поддержании уставного порядка, товарищам в службе, овладении военными специальностями, непримиримо относящихся к недостаткам, недостойному поведению сослуживцев. 5. Довести до всего личного состава фамилии военнослужащих, которые себя ничем не проявили - ни хорошо, ни плохо. Педагогически правильно и тактично убедить их повысить свою активность, объяснить им, как выбрать правильную жизненную позицию. 6. Назвать подразделения (взводы, отделения, экипажи, расчеты) в которых воинская дисциплина, правопорядок и служба войск не в полной мере отвечают уставным требованиям. Особо указать на подразделения, в которых длительное время (указать какое) эти требования выполняются плохо. Отметить характерные недостатки каждого из этих подразделений: 1) в выполнении боевого дежурства; 2) в отношении личного состава к технике и оружию, их изучению, освоению и сбережении; 3) в несении службы в карауле, суточном наряде; 4) во внутреннем порядке, выполнении распорядка дня; 5) в соблюдении уставных правил взаимоотношений между военнослужащими; 6) выполнение расписания занятий; 7) по другим параметрам.
В докладе необходимо: 1. Изложить, как в целом выполняются требования Министра обороны Республики Казахстан, других старших командиров и начальников по вопросам укрепления воинской дисциплины и улучшению службы войск за неделю, их влияние на решение задач боевой готовности, боевого дежурства, боевой учебы. 2. Исходя из критериев оценки дисциплины в подразделении, дать оценку каждому взводу и отделению (экипажу, расчету). 3. Отметить подразделения (взводы, отделения, экипажи, расчеты) в которых лучше решаются задачи, поддерживается уставной порядок, нет грубых нарушений воинской дисциплины, сложилась здоровая моральнопсихологическая атмосфера, дружба и войсковое товарищество. При этом выделить те подразделения, в которых эти вопросы длительное время (указать какое) решаются положительно. Назвать их командиров и рассказать о методах их работы. Дать оценку активу (по итогам месяца) по укреплению воинской дисциплины.
7. Провести глубокий анализ причин происшествий и преступлений, если они имели место, грубых дисциплинарных проступков. Назвать фамилии военнослужащих, которые их совершили (добиться того, чтобы каждый военнослужащий, услышав свою фамилию, встал и принял строевую стойку), доложить всему личному составу, как и почему его поступок сказался отрицательно на боевой готовности. Объявить, что дисциплина названных военнослужащих оценивается “неудовлетворительно”. Особо раскрыть имевшие место случаи употребления нецензурных слов, кличек, прозвищ, искажения воинских званий, грубости и фамильярности. В заключение подведения итогов следует поощрить отличившихся, отметить в худшую сторону провинившихся. По окончании подведения итогов, конкретной оценки подразделений и рядового состава, командир определяет конкретные задачи каждому взводу, отделению, экипажу, расчету, отдельным солдатам (дисциплина которых оценена “неудовлетворительно”) по устранению недостатков и мероприятия, которые должны провести подчиненные командиры в интересах укрепления воинской дисциплины и правопорядка.
С командир роты анализирует: Уровень исполнительской дисциплины среди сержантов, своевременность и качество выполнения приказов и распоряжений старших начальников; роль сержантов в поддержании уставного порядка в подразделении, соблюдение формы одежды и распорядка дня; участие сержантов в дисциплинарной практике, соблюдение ими законности и уставных требований во взаимоотношениях с подчиненными. Командир роты оценивает личную дисциплину сержантов, вклад каждого сержанта в воспитании личного состава и укрепление дисциплины, поощряет лучших сержантов за поддержание высокой воинской дисциплины в отделении и успехи в боевой и государственно-правовой подготовке. Периодически на совещании сержантского состава проводится обмен опытом по укреплению воинской дисциплины.
С офицерами роты анализ состояния дисциплины и подведение итогов работы по ее укреплению проводятся еженедельно на служебном совещании, как правило, до подведения итогов с личным составом роты. На совещании командир роты: заслушивает доклады командиров взводов о состоянии дисциплины во взводе и проделанной работе по ее укреплению; оценивает состояние воинской дисциплины во взводах и определяет их места в роте; оценивает работу каждого офицера по укреплению воинской дисциплины; оценивает личную дисциплину, отмечает упущения и недостатки в работе офицеров по укреплению воинской дисциплины; анализирует дисциплинарную практику офицеров, соблюдение ими законности и уставных требований во взаимоотношениях с подчиненными; оценивает участие офицеров в воспитательных мероприятиях, их индивидуальную работу с подчиненными; пропагандирует положительный опыт работы по укреплению дисциплины и порядка; определяет мероприятия по укреплению дисциплины в роте и ставит задачи офицерам.
При подведении итогов боевого состязания по боевой и государственноправовой подготовке заместитель командира роты по Ви. СПР обязан: Напомнить задачи, которые ставились на данный месяц. Проводить анализ выполнения этих задач по разделам: 1) Боевая и государственно-правовая подготовка: какие темы отрабатывались за прошедший месяц; какие были достигнуты результаты; кто из военнослужащих, отделений, взводов достиг лучших результатов, (причина); кто из военнослужащих, отделений взводов не выполнили взятых обязательств (причина). 2) Состояние воинской дисциплины по сравнению с предыдущим месяцем: дать общую оценку состоянию воинской дисциплины по сравнению с предыдущим месяцем; показать лучшие отделения, взвода и воинов, методы работы командиров взводов, добившихся положительных результатов; раскрыть количество и характер нарушений воинской дисциплины, кто и в каких условиях их совершал, назвать недисциплинированных воинов и показать, какой вред они принесли делу боевой готовности своими нарушениями; определить места взводов по состоянию воинской дисциплины.
3) Состояние несения караульной и внутренней службы: отметить, как воины взвода несли службу в карауле и суточном наряде; показать лучших воинов, несущих службу бдительно и без замечании; доказать воинов, которые халатно выполняли свои обязанности в карауле (суточном наряде), раскрыть основные причины их действий; определить места отделений, взводов по несению службы в карауле и суточном наряде. 4) Состояние внутреннего порядка в роте: показать отношение военнослужащих к поддержанию внутреннего порядка; отметить лучших воинов, отличившихся при наведении и поддержании внутреннего порядка; отметить худших воинов, халатно относящихся к поддержанию внутреннего порядка и основные причины такого положения; определить места отделений по поддержанию внутреннего порядка. 5) Состояние воспитательной работы в роте: какие воспитательные мероприятия были проведены за прошедшую неделю, месяц; какие военнослужащие проявили активность и старательность при их проведении; оценить работу актива роты. 6) Заключительная часть: определить места взводов, отделений за прошедшую неделю, месяц; отметить лучших воинов и поощрить; поставить задачи на следующую неделю, месяц.
По итогам боевого состязания за месяц оформляются и выпускаются специальные номера стенных и фотогазет, боевых листков, бюллетени передового опыта. Вывод
Второй учебный вопрос
Руководство боевой подготовкой заключается в непрерывной целенаправленной деятельности командующих, командиров (начальников) и органов управления по организации боевой подготовки, всестороннему обеспечению ее мероприятий; проведении комплекса мер по недопущению гибели и травматизма личного состава при обращении с оружием, боеприпасами и ВВТ при выполнении упражнений по огневой подготовке и вождению боевых (колесных) машин, проведении ТУ (ТСУ); изучению, обобщению и внедрению передового опыта; развитию и совершенствованию УМБ; контролю и оказанию помощи подчиненным в проведении занятий, подведении итогов боевой подготовки.
Руководство обучением и воспитанием должно быть конкретным и обеспечивать полное и качественное выполнение программ и планов подготовки войск.
Требования, предъявляемые к руководству боевой подготовкой:
соответствие содержания боевой подготовки положениям нормативных правовых документов, регламентирующих организацию и осуществление служебно-боевой деятельности внутренних войск;
строгое соблюдение принципов воинского обучения и воспитания;
учет достижений военной науки, опыта войн и вооруженных конфликтов, передового опыта организации проведения мероприятий боевой подготовки;
эффективное использование и развитие УМБ боевой подготовки.
Основными мероприятиями руководства боевой подготовкой являются:
анализ и оценка состояния подготовки подчиненных войск;
организация боевой подготовки;
контроль за ходом боевой подготовки и оказание помощи подчиненным командирам и воинским частям (подразделениям);
целенаправленная подготовка командиров (начальников) и органов управления к руководству боевой подготовкой;
организация работы по повышению (подтверждению) классной квалификации;
организация конкурсов, состязаний (соревнований) среди военнослужащих и подразделений по задачам и нормативам;
постоянное изучение и оперативное внедрение передового опыта в практику обучения войск;
методическая работа;
строительство и совершенствование УМБ, своевременное внедрение в практику боевой подготовки новейших средств обучения;
учет и отчетность, своевременное и объективное подведение итогов боевой подготовки.
Работа по осуществлению контроля и оказанию помощи войскам.
Цель контроля и оказания помощи заключается в обеспечении командующего (командира, начальника) объективными данными, отражающими готовность подчиненных войск и их органов управления к выполнению задач по служебно-боевому предназначению, уровень подготовки личного состава, реальное положение дел в боевой подготовке, обучении командующих (командиров, начальников), органов управления организации, планированию, всестороннему обеспечению, проведению мероприятий боевой подготовки и другим вопросам.
Основным содержанием работы по контролю и оказанию помощи является : проверка выполнения плана и программ боевой подготовки, охвата учебой всех категорий военнослужащих; проверка и оценка организации и методики проведения занятий и учений, уровня подготовки личного состава и слаженности подразделений, воинских частей, соединений и их органов управления; изучение результатов контроля за ходом боевой подготовки, определение причин вскрытых недостатков и оказание помощи подчиненным в организации и проведении работ по их устранению; обучение командиров, органов управления объединений, соединений, воинских частей и подразделений организации и методике решения поставленных задач путем подготовки и проведения целевых инструкторско-методических и показных занятий, совместной практической работе по подготовке и проведению основных мероприятий подготовки войск; контроль устранения вскрытых недостатков.
Командующие (командиры, начальники), органы управления осуществляют постоянный контроль за выполнением подчиненными соединениями (воинскими частями, подразделениями) поставленных задач и качеством учебного процесса. Контроль осуществляется посредством плановой работы старших начальников в соединениях (воинских частях, подразделениях), а также по докладам, полученным от подчиненных командиров и начальников.
Мероприятия контроляотражаются: в планах подготовки войск; в плане-календаре основных мероприятий – на месяц; личных планах работы должностных лиц.
При проверках организации и хода занятий обязательно проверяется состояние учета боевой подготовки. Результаты проверок записываются в журналы боевой подготовки.
Контроль и оказание помощи войскам в организации боевой учебы с проведением контрольных занятий проводятся в ходе работы целевых и комплексных групп:
командующим войсками объединения – в каждом соединении, воинской части, ему непосредственно подчиненной, – в течение учебного года;
командиром соединения (бригады) – в каждой воинской части в течение периода обучения;
командиром воинской части – в каждом подразделении в течение периода обучения.
Руководящий составобъединений, соединений и воинских частей принимает личное участие в организации боевой подготовки и проведении занятий с личным составом войск. Для контроля выполнения норм проведения занятий в штабах разрабатывается соответствующий план, который хранится с документами плана боевой подготовки, выписки из плана – у должностных лиц.
Должностные лица проводят занятия:
командующий войсками объединения, командир соединения – 4-6 часов в месяц;
заместители командующего войсками объединения (командира соединения) – 6-8 часов в месяц;
начальники служб управления объединения (соединения, воинской части) – 8-10 часов в месяц;
командир воинской части – 2-3 часа в неделю;
заместители командира воинской части – 3-4 часа в неделю;
командир батальона и его заместители – 4-6 часов в неделю.
Командир батальона проверяет качество проведения занятий ежемесячно не менее чем в двух подразделениях, командир роты- еженедельно не менее чем в одном взводе.
Контроль за ходом боевой подготовки подразделяется на текущий (повседневный) и периодический.
Текущий (повседневный) контроль служит для обеспечения качества учебного процесса, корректировки процесса обучения, предупреждения негативных явлений в боевой учебе.
Содержание текущего контроля : проверка готовности основных мероприятий боевой подготовки, подготовки руководителей к очередным занятиям; проверка организации, методики и хода занятий; проверка качества усвоения (отработки) военнослужащими тем, учебных задач и нормативов в ходе занятий; проверка исправности и эффективности использования УМБ; заслушивание подчиненных командиров (начальников) о выполнении мероприятий боевой подготовки и готовности к занятиям на следующий день.
Повседневный (текущий) контроль за ходом боевой подготовки целесообразно проводить в соответствии со сводным расписанием занятий, а также личными планами работы командира и других офицеров управления соединения и воинской части.
Периодический контроль организуется в целях проверки уровня подготовки личного состава по отдельным предметам обучения, должностным и специальным обязанностям, выучки подразделений в целом, после отработки отдельных разделов программ (завершения этапов слаживания подразделений и воинских частей).
Содержание периодического контроля: проверка уровня подготовки личного состава к несению боевой службы; зачетные (контрольные) занятия (учения); итоговые (контрольные) проверки; проверка организации подготовки и ввода в строй вновь прибывшего пополнения, выпускников учебных воинских частей, офицеров-выпускников ВОУВПО; проверка выполнения офицерами индивидуальных заданий; контроль внедрения передового опыта, прием зачетов по знанию руководящих документов по боевой подготовке.
Проверка качества выполнения планов и программ боевой подготовки осуществляется постоянно, не нарушая при этом хода учебного процесса. Выявленные недостатки устраняются на местах с оказанием практической помощи в. Обобщение опыта боевой подготовки и доведение его до органов военного управления и войск.
Изучение, обобщение и внедрение передового опыта обучения заключается в целенаправленной повседневной работе командующих (командиров, начальников), органов управления по выявлению новых, передовых методов и способов организации обучения и воспитания офицеров, прапорщиков (мичманов), сержантов (старшин), солдат (матросов) и применение новых методов, способов обучения и воспитания путем проведения показных, ИМЗ, совещаний и методических конференций (семинаров) по актуальным вопросам боевой подготовки, разработке методических пособий и рекомендаций.
Проведение таких мероприятий способствует установлению единых взглядов на методику подготовки и проведения занятий и учений в каждой воинской части, соединении.
Учет результатов боевой подготовки - есть отражение количественных и качественных показателей выполнения планов подготовки и уровня обученности войск. Учет включает в себя сбор, систематизацию, хранение, обновление и анализ данных, раскрывающих степень подготовки подразделений, воинских частей и соединений.
Учетом результатов боевой подготовки обеспечивается всесторонний анализ состояния уровня выучки и слаженности соединений, воинских частей и подразделений, хода и качества учебного процесса в целях подготовки необходимых решений, рекомендаций в процессе управления войсками для поддержания и совершенствования их боевой готовности.
Учет подразделяется на оперативный и периодический .
Оперативный учет заключается в повседневной записи и обработке результатов выполнения планов подготовки и усвоения программы обучения личным составом. Он включает учет боевой подготовки солдат (матросов) и сержантов (старшин) взвода, подразделений, прапорщиков (мичманов), офицеров органов управления и подразделений.
Периодический учет - обобщение результатов оперативного учета с последующим анализом и выводами за установленный период времени учебного года (неделю, месяц, квартал, полугодие, год).
Основным учетным документом по боевой подготовке является журнал учета боевой (командирской) подготовки, который ведется в течение учебного года (периода обучения). Журналы хранятся в течение последующего года и уничтожаются по его завершении.
Во взводеучет боевой подготовки ведется в журнале учета боевой подготовки с конкретизацией до каждого военнослужащего и за отделения (экипажи, расчеты).
В ротеучет боевой подготовки ведется в журнале учета боевой подготовки роты за отделения, взводы и командирскую подготовку сержантов. Кроме того, делаются отметки о проведении (выполнении) занятий (мероприятий) в расписании занятий.
В батальонеучет боевой подготовки ведется за взводы, роты. Командирская подготовка командиров взводов учитывается в журнале учета командирской подготовки.
В воинской частиучет боевой подготовки ведется за роты и батальоны. Командирская подготовка офицеров управления, командиров батальонов, рот и их заместителей, прапорщиков (мичманов) учитывается в журналах учета командирской подготовки. Ведется учет подготовки военнослужащих женского пола управления воинской части. В плане основных мероприятий делаются отметки о выполнении мероприятий.
В том случае, когда воинская часть (отдельный батальон) организационно состоит из рот (взводов) журнал учета боевой подготовки ведется и за батальон, и за воинскую часть.
В штабе соединенияучет боевой подготовки ведется за батальоны и каждую воинскую часть, а также за подготовку офицеров управления соединения, командиров воинских частей и их заместителей, прапорщиков, военнослужащих женского пола управления соединения и подразделений, входящих в управление соединения. В плане основных мероприятий делаются отметки о выполнении.
В отделе боевой подготовки объединенияглавными задачами учета боевой подготовки являются сбор, обобщение и статистическая обработка данных для анализа состояния подготовки войск. В отделе обобщаются данные за состояние подготовки каждого соединения, воинской части, батальона по каждому предмету обучения.
Отчетность по боевой подготовке – система отчетно-информационных документов и мероприятий, обеспечивающая командиров и органы управления своевременными и объективными данными о ходе и качестве подготовки войск. Она включает:
доклады об итогах боевой подготовки за каждый период обучения и учебный год;
доклады (акты, пояснительные записки, сводные ведомости) по результатам проверок и инспектирований;
доклады о выполнении планов подготовки войск;
доклады о готовности и проведении основных мероприятий боевой подготовки;
текущие (в том числе формализованные) доклады.
Система отчетности должна исключать дублирование сведений, представляемых в одну и ту же инстанцию. Она устанавливается распоряжениями и указаниями старших командиров (начальников).
Командиры анализируют степень и качество выполнения расписания занятий, плана подготовки войск объединения (плана боевой подготовки соединения, воинской части) и докладывают установленным порядком по команде: командир взвода – ежедневно, командир роты – еженедельно; командир батальона, воинской части, соединения – ежемесячно.
Кроме того, командир воинской части на основании итоговых данных за период обучения и учебный год представляет письменный доклад командиру соединения (командующему войсками объединения). Командир соединения ежемесячно анализирует состояние боевой подготовки воинских частей и подразделений, степень выполнения поставленных задач и докладывает, в объеме установленном командующим войсками объединения, итоги месяца и результаты проверок проведенных за отчетный период.
Каждое управление, отдел (отделение), служба обобщает сведения о состоянии боевой подготовки по своей специальности за все воинские части, подразделения по подчиненности. Для этого устанавливается порядок докладов по службам и разрабатываются учетные формы.
Подведение итогов боевой подготовки, постановка задач.
Итоги боевой подготовки подводятся:
в подразделениях – на совещаниях с офицерами, прапорщиками, сержантами подразделения, на общем собрании личного состава: в батальоне, роте – за месяц, во взводе – после проведения занятия;
в воинской части, соединении – на служебном совещании с офицерами, общем собрании личного состава – ежемесячно, за период обучения и учебный год;
в объединении – на служебном совещании с офицерами управления – за период обучения и учебный год.
При подведении итогов также осуществляется определение основных направлений в боевой подготовке и постановка задач на очередной период.
Сроки и время подведения итогов и постановки задач указываются в документах планирования. Для их проведения в штабах (управлениях) составляются планы, в которых указываются место, время проведения, форма одежды, кто привлекается, а также кто выступает и по какому вопросу, дается перечень наглядных пособий.
План подписывается начальником штаба и утверждается командующим войсками объединения (командиром). Материалы подведения итогов и постановки задач должны быть оформлены:
в роте, батальоне – в рабочей тетради командира роты, батальона;
в воинской части, соединении, объединении – в деле боевой подготовки, которые хранятся в течение года, как отчетные документы.
При подведении итогов боевой подготовки командир:
оценивает степень выполнения плана и программ боевой подготовки;
анализирует качество отработки пройденных тем, нормативов, охват личного состава учебой, результаты боевой подготовки по основным предметам обучения (оценочные показатели командирской подготовки, подготовки органов управления, соединений, воинских частей и подразделений);
указывает недостатки и их причины, положительные стороны в обучении и воспитании, отмечает отличившихся и отстающих за прошедший период, наиболее поучительные мероприятия боевой учебы;
уточняет порядок выхода воинских частей (подразделений) в учебные центры, на полигоны, расход моторесурсов, материальное обеспечение;
оценивает состояние руководства боевой подготовкой, указывает: кто, когда и где оказывает помощь или контролирует качество проведения занятий;
доводит темы ИМЗ с офицерами, сержантским составом и сроки представления планов проведения занятий на утверждение;
делает выводы по результатам боевой подготовки и ставит задачи на следующий этап подготовки.
Результаты боевой подготовки отражаются в приказах по объединению (соединению, воинской части) об итогах боевой подготовки в прошедшем периоде обучения (учебном году) и задачах на новый период обучения (новый учебный год), об итогах служебно-боевой деятельности и аналитических справках (обзорах).
Справки по анализу состояния боевой подготовки оформляются:
в воинской части – за месяц, учебный период, учебный год;
в соединении – за месяц, учебный период, учебный год;
в объединении – за учебный период, учебный год.
Кроме того, отчетными документами по боевой подготовке являются:
сводные ведомости общих результатов инспектирования, итоговых и контрольных проверок за последние 5 лет (с детализацией: в объединении – до воинской части; в соединении – до батальона, отдельной роты; в воинской части – до роты, отдельного взвода), командирской подготовки офицеров;
ведомости результатов подготовки классных специалистов;
сведения об объектах УМБ с необходимой технической документацией, выписки из приказов о закреплении этих объектов за воинскими частями (подразделениями);
контрольные экземпляры методических материалов по предметам обучения;
журнал учета приказов, директив, распоряжений по боевой подготовке, поступивших из вышестоящего штаба.
Методическая работа – это комплекс мероприятий, направленных на повышение методической подготовки офицеров, прапорщиков и сержантов в обучении и воспитании подчиненных и повышению на этой основе качества и результативности занятий, эффективности боевой подготовки.
Методическую работу организуют и направляют командующие войсками объединений, командиры соединений и воинских частей.
Мероприятия методической работы отражаются в документах планирования .
Основным содержанием методической работы является : разработка и внедрение в практику подготовки личного состава методических пособий, практических рекомендаций, типовых (опорных) конспектов, частных методик; обобщение и внедрение в жизнь передового опыта обучения и воспитания военнослужащих; установление единства в понимании и применении форм и методов обучения и воспитания в процессе обучения, организация проведения методических конференций, УМС, методических совещаний и обсуждений; проведение инструкторско-методических и показных занятий, открытых уроков, оказание помощи молодым командирам в их становлении по вопросам обучения и воспитания с использованием новейших достижений педагогической науки и научно-технического прогресса в целом.
Мероприятия методической работыотражаются в плане боевой подготовки на год отдельным разделом и уточняются на период обучения.
Основными формами методической работы в соединениях и воинских частях внутренних войск являются:
УМС и методические совещания, научно-практические (методические) конференции и семинары;
заседания методического совета (в учебных воинских частях) и методические совещания, на которых рассматриваются вопросы методики обучения и воспитания;
методические занятия: инструкторско-методические, открытые, показные и пробные, инструктажи, а также лекции, доклады и сообщения по вопросам методики обучения и воспитания, общей и военной педагогики и психологии;
разработка учебно-методических материалов;
проведение педагогических (методических) экспериментов, изучение передового педагогического опыта, опыта служебно-боевой деятельности войск и внедрение их результатов в процесс боевой подготовки.
В целях обобщения и передачи опыта методической работы, а также создания необходимых условий для подготовки руководителей к занятиям в соединениях и воинских частях создаются методические центры, кабинеты, классы, уголки. Их оборудование должно непрерывно обновляться, отражать успехи офицеров по совершенствованию методики обучения и воспитания личного состава, обеспечивать условия для практического их использования руководителями занятий, содержать необходимые материалы для подготовки к занятиям.
В методическом кабинете (классе) полка (батальона) находятся:
военная, техническая и педагогическая литература, тематические подборки из журналов и газет, методические разработки, учебные пособия, стенды и плакаты по методике обучения и воспитания;
образцы конспектов, планов-конспектов и методических разработок по темам;
варианты положений по проведению состязаний на лучшего специалиста (расчет, экипаж, войсковой наряд, подразделение и тому подобное);
стенды и плакаты по общевойсковым дисциплинам, специальной, технической и тактико-специальной подготовке;
материалы по истории развития отечественной, зарубежной науки и техники и новинки по этим вопросам; технические средства обучения.
Заключение
Изложенный материал лекции позволяет сделать вывод, что боевая подготовка является важнейшим условием повышения боевой готовности, успешного решения задач укрепления воинской дисциплины и уставного порядка, которая может быть решена только при четкой и организованной деятельности всех должностных лиц, умении принимать обоснованные решения, в том числе по одиночной и индивидуальной подготовке военнослужащих
Преподаватель напоминает тему и учебные вопросы занятия. Оценивает качество отработанных в ходе занятия учебных вопросов, после чего указывает, что боевая подготовка– это целенаправленный, организованный процесс воинского обучения и воспитания личного состава, слаживания (боевого слаживания) подразделений, воинских частей, соединений и их органов управления для выполнения служебно-боевых (боевых) задач в соответствии с их предназначением. Это позволит сохранить боеспособность личного состава и выполнить поставленные задачи. Затем оценивает работу курсантов, отмечая положительные стороны и недостатки, выявленные в процессе занятия.
Разработал:
Доцент кафедры защиты населения и территорий
полковник внутренней службы Д. В. Савельев