ОПЕК - это международная межправительственная , созданная нефтедобывающими державами в целях стабилизации цен на . Членами данной компании являются страны , чья экономика во многом зависит от доходов от экспортирования черного золота . ОПЕК как постоянно действующая фирма была создана на конференции в Багдаде 10—14 сентября 1960. Первоначально в состав фирмы вошли Иран, Ирак, Кувейт, и республика Венесуэла (инициатор создания). К этим пяти странам , основавшим компанию, позднее присоединились ещё девять: Катар (1961), Индонезия (1962—2008, 1 ноября 2008 г. вышла из состава ОПЕК ), Ливия (1962), Объединённые Арабские Эмираты (1967), Алжир (1969), Нигерия (1971), (1973—1992, 2007), Габон (1975—1994), Ангола (2007).

В настоящее время в ОПЕК входит 12 членов, с учетом изменений состава, произошедших в 2007 г.: появления нового члена компании — Анголы и репатриации в лоно фирмы Эквадора. В 2008 году Россия заявила о готовности стать постоянным наблюдателем в картеле.

Штаб-квартира ОПЕК.

Штаб квартира первоначально находилась в Женеве (), затем 1 сентября 1965 переместилась в Вену (Австрия). Целью ОПЕК является координация деятельности и выработка общей политики в отношении добычи нефти среди стран участников компании, поддержания стабильных цен на нефть , обеспечения стабильных поставок черного золота потребителям, получения отдачи от инвестиций в нефтяную . Министры энергетики и черного золота государств членов ОПЕК дважды в год проводят встречи для оценки международного рынка черного золота и прогноза его развития на будущее. На этих встречах принимаются решения о действиях, которые необходимо предпринять для стабилизации рынка . Решения об изменениях объёма добычи нефти в соответствии с изменением спроса на рынке принимаются на конференциях ОПЕК. Страны члены ОПЕК контролируют около 2/3 мировых запасов нефтепродуктов. На их долю приходится 40 % от всемирной добычи или половина мирового экспортирования черного золота. Пик черного золота ещё не пройден только странами ОПЕК и Канадой (из крупных экспортёров). В Российской Федерации пик черного золота был пройден в 1988 году.

Подробно ОПЕК

Межправительственные фирмы стран-производителей и экспортеров сырья создавались интенсивно в 60-ые годы по инициативе развивающихся стран-поставщиков сырьевых товаров в целях укрепления национального контроля над природными ресурсами и стабилизации цен на рынках сырьевых товаров. Товарные ассоциации призваны стать противовесом существующей системе компании потребителей на сырьевых рынках, чтобы устранить положение, при котором западные страны получают односторонние преимущества, обусловленные картелизацией рынков покупателей. К некоторым ассоциациям впоследствии присоединились отдельные развитые страны-экспортеры соответствующих видов сырья. В настоящее время существуют межгосударственные ассоциации экспортеров черного золота, купрума, бокситов, железной руды, ртути, вольфрама, олова, серебра, фосфатов, натурального каучука, древесины тропических пород, кожи, кокосовых продуктов, джута, хлопка, черного перца, какао-бобов, чая, сахара, бананов, арахиса, цитрусовых, мяса и маслосемян. На долю товарных ассоциаций приходится примерно 20% объема мирового экспортирования и около 55% поставок только промышленного сырья и продовольствия. Удельный вес товарных ассоциаций в производстве и внешней торговле по отдельным сырьевым товарам составляет 80—90. Экономическими предпосылками создания товарных ассоциаций явились: появление на мировом рынке значительного числа независимых поставщиков и усиление их поставщиковнцентрация экспортного потенциала по многим видам сырья в небольшом числе государств; высокий удельный вес развивающихся стран в мировом экспорте соответствующих товаров и сопоставимые уровни затрат добычи и качества поставленного сырья; низкая краткосрочная ценовая эластичность спроса на многие сырьевые товары в сочетании с низкой ценовой эластичностью предложения пределами ассоциаций, при которой повышение цен не приводит к незамедлительному росту производства данного или альтернативного сырья в странах, не входящих в соответствующее объединение.

Целями деятельности товарных ассоциаций являются: координация политики стран-членов в области сырьевых товаров; разработка путей и методов защиты их торговых интересов; содействие расширению потребления определенного вида сырья в странах-импортерах; осуществление коллективных усилий в деле создания национальной перерабатывающей промышленности, совместных предприятий и фирм по переработке, перевозке и сбыту экспортируемого сырья; установление контроля над операциями ТНК; расширение участия национальных фирм развивающихся государств в переработке и сбыте сырья: налаживание прямых связей между продуцентами и потребителями сырья; предотвращение резких падений цен на сырье ; упрощение и стандартизация торговых сделок и необходимой для этого документации; проведение мероприятий, способствующих расширению спроса на сырьевые товары . Существуют большие различия в результативности деятельности товарных ассоциаций. Это обусловлено: неодинаковым значением отдельных сырьевых товаров для всемирного хозяйства и хозяйства отдельных стран; специфическими особенностями естественного, технического и экономического характера, свойственными конкретным сырьевым товарам; степенью контроля ассоциации над ресурсами, производством и внешней торговлей соответствующим видом сырья; общим экономическим потенциалом организаций поставщиков сырья.

поставщиков ь ряда межгосударственных объединений предприятий затрудняется из-за широкой географической рассредоточения производства отдельных сырьевых товаров (железной руды , купрума , серебра, бокситов, фосфатов, мяса , сахара, цитрусовых). Важное значение имеет и то, что регулирование рынков кофе, сахара, натурального каучука, олова осуществляется преимущественно в рамках международных товарных соглашений с участием стран-импортеров сосоглашенийщих товаров. Реальное воздействие на регулирование товарного рынка оказывает небольшое число ассоциаций. Наибольших успехов достигли практически только члены ОПЕК ( стран—экспортеров черного золота), чему способствовали такие благоприятные факторы, как особенность черного золота как базисного сырьевого продукта; концентрация ее добычи в небольшом числе развивают высокую степень зависимости развитых стран от импорта черного золота; заинтересованность ТНК в росте цен на . В результате усилий стран ОПЕК уровень цен на нефть был существенно повышен, введена новая система арендных платежей, пересмотрены в пользу развивающихся стран условия соглашений об эксплуатации их природных ресурсов западными компаниями. ОПЕК в современных условиях оказывает существенное воздействие на регулирование мирового рынка черного золота путем установления цен на нее. Арабские страны—члены ОАПЕК ( арабских стран—экспортеров черного золота) добились определенных успехов в деле создания на коллективной основе сети компаний в области разведки, добычи, переработки, транспортировки черного золота и нефтепродуктов, финансирования различных проектов в сырьевом секторе хозяйства стран-участниц. Масштабы влияния товарных ассоциаций, функционирующих на рынках металлов, на международную торговлю этими товарами до настоящего времени были довольно ограниченными. Если задача установления контроля над национальными природными ресурсами , уменьшения зависимости от Транс Национальных Корпораций, налаживания более глубокой переработки сырья и сбыта продукции собственными силами решается ими в целом более или менее успешно, то попытки установления справедливых цен и координации рыночной политики в большинстве случаев оказались малоэффективными. Основные причины этого следующие: неоднородный состав участников (во многие ассоциации наряду с развивающимися входят развитые страны), что обусловливает серьезные противоречия между государствами, имеющими различные интересы; рекомендательный, а не обязательный характер решений, главным образом вследствие оппозиционной политики развитых или находящихся в сфере влияния ТНК развивающихся стран; неполное вовлечение в ассоциации основных продуцентов и экспортеров сырья и соответственно недостаточно высокая доля стран-участниц в мировом производстве и экспорте; ограниченный характер используемого механизма стабилизации (в частности, только МАБС делает попытки установления минимальных цен на алюминиевое ).

Подавляющая часть мероприятий, осуществленных ассоциациями по арахису, перцу, кокосовым орехам и продуктам их переработки, лесоматериалам из тропических пород деревьев, купрума и фосфатам, касается решения внутриэкономических проблем производства и переработки данных видов сырья. Такая ориентация в деятельности указанных организаций объясняется конкретными экономическими условиями. Речь идет о сравнительно благоприятном для экспортеров развитии ситуации на соответствующих мировых рынках; об опасениях вызвать усиление конкуренции заменителей; о нежелании некоторых участников вмешиваться в международную торговлю данными товарами; о сильном противодействии со стороны западных компаний. В качестве примера можно привести деятельность Кокосового сообщества стран Азии и бассейна Тихого океана. Члены этой фирмы приняли долгосрочную программу развития национальных кокосовых хозяйств, диверсификации экспортирования продуктов кокосовой пальмы. В условиях благоприятной конъюнктуры мирового рынка это позволило участникам ассоциации превратить соответствующую отрасль сельского хозяйства в весомый источник экспортных поступлений и укрепить свои внешнеэкономические позиции. Остальные товарные ассоциации существуют в основном формально, что объясняется главным образом трудностями организационного характера, несовпадением интересов основных экспортеров и крайне неблагоприятной для них конъюнктурой мирового рынка. Определение ОПЕК. ОПЕК-(компания стран-экспортеров черного золота) (Organization of the petrolium exporting countries) - добровольная межправительственная экономическая фирма, задачей и главной целью которой является координация и унификация нефтяной политики своих государств-членов. ОПЕК ищет пути обеспечения стабилизации цен на нефтепродукты на мировом и международных рынках черного золота с целью избежания колебаний цен на нефть, имеющих вредные последствия для государств-членов ОПЕК. Основной целью является также возвращение государствам-членам их инвестиционных капиталовложений в нефтедобывающие отрасли промышленности с получением прибыли .

ОПЕК в 1960-1970-е:

Путь к успеху

Компания была создана в 1960 Ираном, Ираком, Кувейтом, Саудовской Аравией и республикой Венесуэлой для координации их отношений с западными нефтеперерабатывающими компаниями. Как международная экономическая компания ОПЕК зарегистрирован в ООН 6 сентября 1962. К ОПЕК позже присоединились Катар (1961), Индонезия (1962), Ливия (1962), Объединенные Арабские Эмираты (1967), Алжир (1969), Нигерия (1971), Эквадор (1973, вышел из ОПЕК в 1992) и Габон (1975, вышел в 1996). В результате фирма ОПЕК объединила 13 стран (Табл. 1) и стала одним из главных участников мирового рынка черного золота.

Создание ОПЕК было вызвано стремлением стран - экспортеров черного золота скоординировать усилия по предотвращению снижения мировых цен на нефть. Поводом для образования ОПЕК послужили действия «Семи сестер» - мирового картеля, объединявшего организации «Бритиш петролеум», «Шеврон», «Эксон», «Галф», «Мобил», «Ройал датч шелл» и «Тексако». Эти фирмы, контролировавшие переработку сырой черного золота и продажу нефтепродуктов во всем мире, в одностороннем порядке снижали закупочные цены на нефть, исходя из которых они выплачивали подоходные налоги и (арендную плату) за право разработки природных ресурсов нефтедобывающим странам. В 1960-х на мировых рынках существовало избыточное предложение черного золота, и первоначально целью создания ОПЕК являлось согласованное ограничение добычи земляного масла для всего лишь стабилизации цен. В 1970-х под влиянием бурного развития транспорта и строительства ТЭЦ мировой на нефть резко вырос. Теперь нефтедобывающие страны могли согласованно повышать рентные платежи нефтедобытчиков, значительно увеличивая свои доходы от экспортирования черного золота. При этом искусственное сдерживание объемов добычи нефти вело к росту мировых цен

В 1973-1974 ОПЕК удалось добиться резкого роста мировых цен на нефть в 4 раза, в 1979 - еще в 2 раза. Формальным поводом для взвинчивания цен послужила Арабо-израильская война 1973: демонстрируя солидарность в борьбе с Израилем и его союзниками, страны ОПЕК на некоторое время вообще прекратили им отгрузку черного золота. Из-за «нефтяного шока» 1973-1975 оказался самым тяжелым мировым экономическим коллапсом за весь после Второй мировой войны. Сформировавшись и укрепившись в борьбе с нефтяным картелем «Семь сестер», ОПЕК сам стал сильнейшим картелем на мировом рынке черного золота. К началу 1970-х на долю его членов приходилось примерно 80% достоверных запасов, 60% добычи и 90% экспортирования черного золота в несоциалистических странах.

Вторая половина 1970-х стала пиком экономического процветания ОПЕК: спрос на нефть оставался высоким, взлетевшие цены приносили колоссальные прибыли странам-экспортерам черного золота. Создавалось впечатление, будто это процветание будет длиться много десятилетий.

Экономический успех стран ОПЕК имел сильное идеологическое значение: казалось, что развивающимся странам «бедного Юга» удалось добиться перелома в борьбе с развитыми странами «богатого Севера». Успех ОПЕК наложился на подъем исламского фундаментализма во многих арабских странах, что еще более повышало статус этих стран как новой силы мировой геоэкономики и геополитики. Осознавая себя представителем «третьего мира», в 1976 ОПЕК организовал Фонд международного развития ОПЕК - финансовый институт, оказывающий помощь не входящим в ОПЕК развивающимся странам.

Успех этого объединения предприятий побудил другие страны «третьего мира», экспортирующие сырьевые товары ( , бокситы и т.д.), попытаться использовать их опыт, тоже скоординировав свои действия для повышения доходов. Однако эти попытки оказывались, как правило, малоудачными, поскольку на другие сырьевые товары не было такого высокого спроса, как на нефть.

ОПЕК в 1980-1990-х

Тенденция к ослаблению

Экономический успех ОПЕК оказался, однако, не очень устойчивым. В середине 1980-х мировые цены на нефть упали почти вдвое (Рис. 1), резко сократив доходы стран ОПЕК от «нефтедолларов» (Рис. 2) и похоронив надежды на долгое процветание.

4. Охраны окружающей среды в интересах нынешних и будущих поколений.

5. сотрудничество со странами-нечленами ОПЕК в целях реализации инициатив по стабилизации мирового рынка черного золота.

Перспективы развития ОПЕК в 21 в

Несмотря на трудности контроля, цены на нефть на протяжении 1990-х оставались относительно стабильными по сравнению с теми колебаниями, которые они испытывали в 1980-х. Более того, с 1999 цены на нефть вновь пошли вверх. Основной причиной изменения тенденции явились инициативы ОПЕК по ограничению добычи нефти, поддержанные другими крупными нефтедобывающими странами, имеющими в ОПЕК статус наблюдателей (Россия, Мексика, Норвегия, Оман). Текущие мировые цены на нефть в 2005 достигли исторического максимума, превысив 60 долл. за баррель . Однако с поправкой на инфляцию они остаются все же ниже уровня 1979-1980, когда в современном выражении превышала 80 долл., хотя и превосходят уровень 1974, когда цена составляла в современном выражении 53 долл.

Перспектива развития ОПЕК остается неопределенной. Одни полагают, что фирмы удалось преодолеть кризис второй половины 1980-х - начала 1990-х. Конечно, прежней экономической силы, как в 1970-е, ей не вернуть, однако в целом у ОПЕК остаются благоприятные возможности для развития. Другие аналитики считают, что государствам ОПЕК вряд ли удастся в течение долгого времени соблюдать установленные квоты нефтяной добычи и четкую единую политику. Важный фактор неопределенности перспектив ОПЕК связан с неясностью путей развития мировой энергетики как таковой. Если будут достигнуты серьезные успехи в использовании новых источников энергии (гелиоэнергии, атомной энергии и т.д.), то роль черного золота в всемирной экономике уменьшится, что приведет к ослаблению ОПЕК. Официальные прогнозы , однако, чаще всего предсказывают сохранение черного золота как главного энергоресурса планеты на ближайшие десятилетия. Согласно докладу Международный энергетический прогноз - 2004, подготовленному информационным управлением при Министерстве энергетики США , спрос на нефть будет расти, так что при существующих запасах нефтепродуктов нефтяные месторождения истощатся примерно к 2050. Еще один фактор неопределенности - это геополитическая ситуация на планете. ОПЕК сложился в ситуации относительного баланса сил капиталистических держав и стран социалистического лагеря. Однако в наши дни мир стал более монополярным, но менее стабильным. С одной стороны, многие аналитики опасаются, что США как «мировой полицейский» может начать применять силу в отношении тех, кто проводит экономическую политику, не совпадающую с интересами Америки. События 2000-х в Ираке показывают, что эти прогнозы имеют основания. С другой стороны, рост исламского фундаментализма может усилить политическую нестабильность на Ближнем Востоке, что тоже ослабит ОПЕК. Поскольку Россия является крупнейшей нефтеэкспортирующей страной, не входящей в ОПЕК, периодически обсуждается вопрос о вхождении нашей страны в эту компанию. Однако эксперты указывают на расхождение стратегических интересов ОПЕК и Российской Федерации, которой выгоднее оставаться самостоятельно действующей силой на рынке черного золота.

Последствия деятельности ОПЕК

Высокие доходы, полученный странами ОПЕК от нефтеэкспорта, оказывают на них двойственное влияние. С одной стороны, многим из них удается повысить уровень жизни своих граждан. С другой стороны, «нефтедоллары» могут становиться фактором, замедляющим экономическое развитие.

Среди стран ОПЕК, даже самых богатых черным золотом (табл. 4), нет ни одной, которой бы удалось стать достаточно развитой и современной. Три арабские страны - Саудовскую Аравию, ОАЭ и Кувейт - можно назвать богатыми, но нельзя назвать развитыми. Показателем их относительной отсталости служит хотя бы тот факт, что во всех трех до сих пор сохраняются монархические режимы феодального типа. Ливия, республика Венесуэла и Иран находятся примерно на том же невысоком уровне зажиточности, что и Россия. Еще две страны, Ирак и Нигерию, следует считать по мировым стандартам не просто бедными, а очень бедными.

Членство в ОПЕК

Полноправными членами ОПЕК могут быть только государства-основатели и те страны, чьи заявки на прием были одобрены высшим органом ОПЕК - Конференцией. Любая другая страна, в значительных размерах эксплуатирующая сырую нефть и имеющая интересы, в своей основе схожие с интересами стран-членов ОПЕК, может стать полноправным членом при условии, что ее принятие будет одобрено большинством три четверти голосов, включая голоса всех членов-учредителей. Статус ассоциированного члена не может быть предоставлен ни одной стране, которая не имеет интересов и целей, схожих в своей основе с интересами государств-членов ОПЕК». Таким образом, в соответствии с Уставом ОПЕК, существует три категории государств-членов: государства-основатели (Founder-members) компании, принявшие участие в Багдадской встрече 1960 года и которые подписали оригинал договоренности о создании ОПЕК; Полные-члены (Основатели плюс те страны, заявление о вступление в членство которых было подтверждено конференцией); Ассоциированные члены, которые не имеют полного членства, но при определенных обстоятельствах могут принять участие в конференции ОПЕК.

Функционирование ОПЕК

Представители государств-членов встречаются на конференции ОПЕК с целью координации и унификации политики своих стран и выработки общей позиции на международных рынках. Им оказывается поддержка со стороны Секретариата ОПЕК, управляемым Советом Директоров и возглавляемым Генеральным Секретарем, Экономической Комиссии, Межминистерским комитетом по мониторингу.

Представители государств-членов обсуждают конкретную ситуацию бюллетени прогнозов развития рынка топлива (например, рост экономических котировок или инноваторские изменения в топливной промышленности). После этого они обсуждают свои дальнейшие шаги в сфере нефтяной политики. Как правило, все это сводится к понижению или повышению квот добычи нефти или установлению одинаковых цен на нефть.

Квота производства черного золота. Влияние ОПЕК на мировой рынок. Нефтяные резервы ОПЕК

Устав ОПЕК требует, чтобы компания добивалась стабильности и благосостояния своих членов на мировом нефтяном рынке. ОПЕК координирует добывающую политику своих членов. Одним из способов такой политики является установление квот продажи черного золота. В случае если требования потребителей черного золота растут, а рынок насытить нельзя, то необходимо поднять уровень добычи нефти, для чего устанавливается более высокая квота. Юридически поднятие квоты возможно только в случае быстрого роста цен на нефть во избежание кризиса, подобного кризису 1978 года, когда цены на нефть выросли в 4 раза. Аналогичная мера предусмотрена уставом в отношения случая быстрого падения цен. ОПЕК очень сильно вовлечен в мировую торговлю и его руководство осознает необходимость коренного реформирования системы международной торговли . Еще в 1975 году ОПЕК призвал к созданию нового экономического порядка, основанного на взаимопонимании, справедливости, направленного на достижение благосостояния всех народов мира. ОПЕК также подготовлен к нефтяному кризису - имеется резервный нефтяной фонд ОПЕК, который насчитывал на конец 1999 года 801,998 миллионов баррелей, что составляет 76% от мировых запасов нефти и нефтепродуктов.

Система органов ОПЕК. Структура ОПЕК состоит из Конференции, комитетов, совета управляющих, секретариата, генсека и экономической комиссии ОПЕК.

Конференция . Высшим органом ОПЕК является конференция , состоящая из делегаций (до двух делегатов, советники, наблюдатели), представляющих государства-члены. Обычно делегации возглавляются министрами черного золота, добывающей промышленности или энергетики. Заседания проводятся дважды в год (но предусмотрены и внеочередные заседания и встречи, если это необходимо), обычно в штаб-квартире в Вене. определяет основные направления политики ОПЕК, а также принимает решения по бюджету и докладам и рекомендациям, представляемым Советом управляющих . Конференция также избирает президента, пост которого занимается до следующего заседания, утверждает назначение членов Совета управляющих , назначает председателя и заместителя председателя совета, генсека , заместителя генсека и аудитора. Для принятия решений (за исключением процедурных вопросов) необходимо их единогласное одобрение всеми действительными членами (действует право вето и отсутствует право конструктивного воздержания). Конференция также решает вопрос о вступлении новых членов. Совет управляющих. Совет управляющих может быть сравнен с советом директоров в коммерческом предприятии или корпорации.

В соответствии со статьей 20 Устава ОПЕК Совет управляющих осуществляет следующие функции:

управление делами фирмы и исполнение решений конференции;

рассмотрение и решение вопросов, поставленных Генеральным Секретарем;

составление бюджета компании, предоставление его на одобрение Конференции и его исполнение;

Назначение Аудитора фирмы на срок до одного года;

Рассмотрение докладов Аудитора и его отчетов;

Подготовка проектов решений для Конференции;

Созыв внеочередных встреч Конференции;

Экономическая комиссия. Экономическая комиссия - специализированное структурное подразделение ОПЕК, действующее внутри Секретариата, задачей которого является оказание содействия компании в стабилизации нефтяного рынка. Комиссия состоит из Совета комиссии, национальных представителей, Штаба Комиссии, Координатора Комиссии, который ex-officio является директором департамента исследований.

Межминистерский комитет по мониторингу. Межминистерский комитет по мониторингу был основан в Марте 1982 на 63 (внеочередной) встречи конференции. Межминистерский комитет по мониторингу возглавляется президентом конференции и включает в себя всех глав делегаций на Конференции. Комитет занимается мониторингом (ежегодной статистикой) ситуации и предлагает конференции действия по решению соответствующих проблем. Встречи комитета ежегодны, и, как правило, предшествуют встречи участников Конференции. Внутри Комитета функционирует также подкомитет по статистике, учрежденный на девятой встрече комитета в 1993 году.

Секретариат ОПЕК. Секретариат ОПЕК функционирует как штаб-квартира. Он отвечает за выполнение исполнительных функций фирмы в соответствии с положениями Устава ОПЕК и распоряжениями Совета управляющих.

Секретариат состоит из генсека и его администрации, Департамента исследований, информационного отдела, академического института Энергетического менеджмента, Департамента по анализу нефтяного рынка, Департамента людских ресурсов, паблик-рилэйшинз отдела, Юридический департамент.

Многосторонние и двусторонние институты помощи ОПЕК и трастовые USD - CAD ОПЕК, многосторонние институты помощи ОПЕК:

1.Арабское главное управление сельскохозяйственных инвестиций и развития (Судан)

2.Программа арабских государств Персидского залива для организаций развития системы ООН (Саудовская Аравия)

3.Арабский валютный фонд (Объединенные Арабские Эмираты)

4.Арабский фонд экономического и социального развития (Кувейт)

5.Арабская программа финансирования торговли (Объединенные Арабские Эмираты)

Малая доля вывоза нефтяных денег в развивающиеся страны объясняется тем, что, несмотря на более высокую, чем на Западе, прибыльность иностранных капиталовложений, эти страны не располагают развитой экономической, и в частности финансовой, инфраструктурой, достаточно емкими для абсорбции такого количества средств национальными и международными финансовыми рынками. Отсутствие политической стабильности и достаточных гарантий для иностранного капитала не в меньшей мере препятствует переливу нефтедолларов внутри развивающегося мира.

Экономическую помощь некоторые участники ОПЕК предоставляли и до нефтяного кризиса. Однако ее относительные масштабы были незначительны, и более половины средств поступало в арабские страны. В 1970—1973 года страны, противостоящие израильской агрессии, получали от Саудовской Аравии, Кувейта и Ливии ежегодно 400 млн. долл. в виде экономической помощи.

Резкое, разнонаправленное изменение экономического положения нефтеэкспортеров и остальных развивающихся стран привело к появлению нового крупного источника помощи. Из 42 млрд. долл., предоставленных развивающемуся миру в 1975 году, 15 % приходилось на страны—члены ОПЕК. После повышения цен на нефть в 1973—1974 годах 10 из 13 стран—членов ОПЕК стали предоставлять помощь.

Помощь государств-членов ОПЕК, предоставленная развивающимся странам на льготных условиях

(в млн. долл.)

На официальную льготную помощь, или помощь для развития, приходится 70—80% обязательств ОПЕК другим развивающимся странам. Как правило, более 70% этих средств предоставляется безвозмездно, а остальное — на беспроцентной основе или под низкий .

Как видно из таблицы, основная часть помощи на льготных условиях предоставляется малонаселенными странами Персидского залива. У этих стран также велика доля помощи в ВНП, причем это касается как чистого оттока средств, так и помощи на льготных условиях. Правда, в политике Кувейта, в отличие от остальных арабских монархий, появилась тенденция к предпочтению предоставления займов под среднемировые или более высокие проценты (9—11 %), что соответствующим образом влияет на структуру помощи этой страны.

Среди остальных стран — членов ОПЕК наиболее крупными заемщиками являются Иран, Ливия и республика Венесуэла. Такие кредиторы, как республика Венесуэла и Иран, предоставляли займы в основном на коммерческих условиях. Представляется, что в перспективе республика Венесуэла и Катар в связи с расширением программ финансирования развития (и из-за нехватки средств для внутренних нужд) могут сократить или вовсе прекратить предоставление помощи. Удельный вес помощи в ВНП участников ОПЕК снизился с 2,71 % в 1975 году до 1,28% в 1979 году. Для стран Персидского залива этот показатель в среднем составляет 3—5%. Следует отметить, что развитые капиталистические страны в виде официальной помощи предоставляют значительно меньшую часть своего национального продукта. В целом же перевод финансовых средств (кредиты, субсидии, капиталовложения и пр.) превышал объем помощи и был на уровне 7—9 млрд. долл. ежегодно в 70-х годах. Следует также добавить, что определенным каналом поступления средств ОПЕК в развивающиеся страны является рынок евровалют.

Страны—члены ОПЕК предоставляют помощь главным образом в рамках двусторонних или региональных отношений. Некоторая часть средств поступает в развивающиеся страны при посредничестве МВФ и МБРР.

Жадность ОПЕК


Если производители будут сохранять высокие цены, несмотря на падение спроса, то мир на удивление быстро сумеет покончить с зависимостью от органического топлива.

Заявления о возобновлении экономического роста, которые были сделаны на прошлой неделе в Японии , Франции и Германии, и вскоре ожидают Англию и Америку, могут также стать сигналом об окончании Великой рецессии 2007-09 гг., хотя это и далось с большим трудом. Однако в этом месяце мы можем получить сигнал о начале конца кое-чего более исторического и значимого: нефтяного века.

С учетом того, как уныло выглядел мир в начале этого года, столь скорое возобновление роста выглядит весьма примечательным. Но еще более примечательно то, что мир выходит из столь мощных финансовых потрясений с основным топливом - черным золотом - цена, которого составляет почти 70 долларов за баррель, что в семь раз выше, чем десять лет назад и в два раза выше мартовского уровня.

То есть, восстановление идет еще быстрее, чем мы думаем, а на нефть вновь растет? Вовсе нет. Считается, что это довольно непрозрачный рынок, а величина запасов нефтепродуктов является во многих странах государственной тайной. Однако аналитики Banc of America Securities-Merrill Lynch подсчитали, что во втором квартале этого года спрос на нефть в мире на три миллиона баррелей в день ниже, чем в начале 2008 г. Они не рассчитывают на то, что он вернется к этому уровню раньше, чем в 2011 г.

Нет, объяснение этого роста цен на нефть (и, следовательно, на ), который может повредить оздоровлению экономики, лежит на стороне предложения. Равно как и объяснение перспективы дальнейшего повышения цен вплоть до заоблачных 147 долларов за баррель, как в июле 2008 г., и далее.

На этом этапе анализа пессимисты обращаются к концепции "пика черного золота" (или, как сказали бы настоящие зануды от нефтяной аналитики, "пика Хабберта"). Речь идет о том, что нефтяные запасы планеты приближаются к той точке, когда объем добычи на месторождениях начнет сокращаться (а, как считают некоторые, они этой точки уже достигли). Не обращайте на них внимания. Черного золота в мире предостаточно. Не хватает инвестиций в месторождения и добычу. А причиной тому слово из четырех букв: ОПЕК.

Чтобы сохранить цены на высоком уровне, картель нефтедобывающих стран целенаправленно сократил добычу почти на пять миллионов баррелей в день, что превышает уровень снижения глобального спроса. На долю стран ОПЕК приходится всего около 35 процентов мирового предложения, но Россия, не состоящая в ОПЕК, дает еще 11,5 процентов и содействует им. Более того, страны Персидского залива, доминирующие в ОПЕК, обладают самыми крупными резервами при самых низких затратах производства, поэтому им проще всего закручивать и откручивать вентили.

В первые годы нынешнего десятилетия Саудовская Аравия, верховодящая в ОПЕК, часто говорила, что для нее идеальной ценой было бы 20-25 долларов за баррель. Теперь они говорят о 70-75 долларах. Ключевое значение имеет то, что националисты из ОПЕК и российские вымогатели заблокировали крупным западным нефтяным компаниям возможность разрабатывать их нефтяные месторождения в соответствии со своими желаниями, толкая их на другие месторождения, требующие гораздо больших инвестиций. Там даже до финансового кризиса был медленным, так как неожиданный бум освоения и расширения подстегнул рост затрат на специалистов и оборудование. После начала финансового кризиса он резко сократился.

Если цены останутся высокими, то в ближайшие лет десять это должно измениться. Крупное шельфовое обнаружила , а Ангола продемонстрировала, насколько быстрым может быть освоение. За семь лет она утроила добычу нефти, вступила в ОПЕК и теперь соперничает с Нигерией за звание крупнейшей нефтедобывающей страны в Африке южнее Сахары - и, тем самым, ведущей богатой черным золотом, но недееспособной экономики. Именно поэтому государственный секретарь США Хиллари Клинтон отбросила сантименты по поводу прав человека и посетила Анголу в ходе своего африканского турне, дабы они окончательно не сдружились с Китаем.

Однако, если ОПЕК продолжит злоупотреблять своим влиянием и поддерживать цены на аномально высоком уровне, к тому времени, как вырастет объем добычи странами, не состоящими в ОПЕК, произойдет нечто еще более важное. В 1970-е годы министр нефтяной промышленности Саудовской Аравии Заки Ямани, известный своими афоризмами, сказал замечательные слова: "Каменный век закончился не потому, что в мире кончились камни. Также и нефтяной век закончится не потому, что у нас кончится нефть". Он закончится тогда, когда потребители больше не смогут терпеть жадность нефтедобывающих стран и начнут разрабатывать замену черного золота. Арабы должны увидеть предупреждающий сигнал в том, что первый продукт, представленный Фрицем Хендерсоном (Fritz Henderson), боссом свежеобанкроченного (и квазинационализированного) концерна General Motors, - это гибридный Chevrolet Volt, который, как утверждается, может проехать 230 миль на одном галлоне бензина. Они могут счесть это не более, чем политическим шагом, поскольку правительства всего мира усиленно придают своим пакетам по стимулированию зеленый оттенок, выдавая субсидии каждому, кто заявляет о разработке более чистых технологий. Однако вот о чем они должны помнить. Когда нефтяные потрясения 1970-х нанесли Японии второй удар после резкой ревальвации иены, ее правительство и промышленность переключились с производства дешевой авторухляди на создание полупроводников, бытовой электроники и малолитражных автомобилей - и всего за десять лет стали лидерами в этих областях.

На этот раз ученые и инженеры всего мира вновь бьются над осуществлением подобной трансформации - но нигде эти усилия так не очевидны, как в Китае, втором по величине приобретателе черного золота в мире. Там политики полностью осознают необходимость ревальвации валюты, которая ударит по производителям дешевой продукции, не пользующимся энергосберегающими технологиями, а потребность в защите окружающей среды является крайне насущной.

Помимо того, десятки правительств жаждут предъявить свои зеленые верительные грамоты на копенгагенском саммите по изменению климата в декабре этого года, обещая ограничить выбросы углекислого газа, основным источником которых являются уголь и нефть, и стремясь заткнуть фискальные дыры налоговыми поступлениями. А налог на топливо представляется им крайне удачным решением.

Обычные прогнозы, основанные на экстраполяции тенденций прошлых лет, не предусматривают в ближайшее 20-30 лет значительной роли за электромобилями или электростанциями на неорганическом топливе. Однако представьте себе, какой эффект произведет нефть по 100-200 долларов за баррель на сотни тысяч китайских (японских, европейских и американских) ученых, стремящихся сделать в области солнечной энергетики и гибридных автомобилей то, что было сделано за прошедшее десятилетие в сфере мобильных телефонных аппаратов и компьютеров.

Тогда обычные прогнозы, как всегда, окажутся неверными. Нефтяной век, начавшийся сто лет назад в Америке, подойдет к концу.

Корзина ОПЕК

Термин «корзи́на» ОПЕ́К (organisation of the countries-exporters of oil oil basket или, точнее, organisation of the countries-exporters of oil (OPEC) Reference Basket) - был официально введен 1 января 1987 г.Его ценовое значение является средним арифметическим показателем физических цен для 13 следующих сортов нефти (новый состав корзины определён 16 июня 2005 года).

Среднегодовые цены корзины ОПЕК (в американских долларах)

Цена нефтяной "корзины" ОПЕК достигла максимального значения более чем за две с половиной недели

Цена нефтяной "корзины" ОПЕК достигла максимального значения более чем за две с половиной недели. По состоянию на окончание торгового дня 24 августа "корзина" ОПЕК подорожала на 62 цента, а ее цена официально составила 72,89 долл./барр. - самый высокий показатель с 6 августа.

Напомним, что выше отметки 72 долл./барр. Цена "корзины" сохраняется уже три торговых дня подряд - с 20 августа.

Нефтяная "корзина" ОПЕК (organisation of the countries-exporters of oil Reference Basket of crudes) является совокупным среднеарифметическим показателем цены черного золота, которую поставляют на мировой рынок страны ОПЕК. С января 2009г. "корзина" представлена следующими 12 нефтяными марками: Saharan Blend (Алжир), Girassol (Ангола), Oriente (Эквадор), Iran Heavy (Иран), Basra Light (Ирак), Kuwait export (Кувейт), Es Sider (Ливия), Bonny Light (Нигерия), Qatar Marine (Катар), Arab Light (Саудовская Аравия), Murban (ОАЭ) и Merey (республика Венесуэла), - передает РБК.

Dizionario italiano

OPEC - [ o:pɛk ], die; = Organization of the Petroleum Exporting Countries (Organisation der Erdöl exportierenden Länder) … Die deutsche Rechtschreibung

OPEC - ABBREVIATION ▪ Organization of the Petroleum Exporting Countries … English terms dictionary


Россияне редко обращают внимание на заголовки типа «соглашение ОПЕК», «сланцевая революция» или «санкции против Ирана», считая их скучными и неинтересными. Между тем торговля нефтью – один из главных источников дохода государственного бюджета России, и именно страны ОПЕК определяют правила игры на глобальном энергетическом рынке. Влияние этой организации на мировую экономику огромно, хотя сейчас она столкнулась с некоторыми трудностями.

Несмотря на частое употребление этого обозначения, большинство наших граждан не знают, как расшифровывается ОПЕК, чем занимается эта организация, и кто является ее участниками.

С момента своего основания, ОПЕК постоянно становилась объектом критики. Среди главных претензий – картельный сговор и завышение цен на нефть. Причем исходят они не только от рядовых участников рынка или отраслевых экспертов, но и от «сильных мира сего». Например, обвинения в адрес ОПЕК регулярно появляются в Twitter президента США Дональда Трампа – он призывает альянс снизить цены. Более того, американцы разрабатывают антикартельный закон NOPEC, который позволит им судиться с организацией. Однако перспективы его принятия выглядят весьма туманно.

В последние годы организация ОПЕК теряет былое могущество, а виной этому является американская «сланцевая революция» и постоянные раздоры между участниками альянса. Заговорили даже о возможном распаде ОПЕК или о её существенном переформатировании. С 2016 года с организацией активно сотрудничает Россия, координируя ограничения по нефтедобыче. Этот ситуативный союз позволил существенно увеличить цены на «черное золото». Так или иначе, изменения в организации неизбежны, ибо мы живем в эпоху трансформации глобального энергетического рынка. Прежде чем говорить о нынешних проблемах, следует объяснить, что такое ОПЕК, каковы ее цели и задачи, а также сказать несколько слов об истории альянса.

Что такое OPEC и какова ее доля в нефтедобыче

Нефть – важнейший энергетический ресурс человечества. Организация стран-экспортеров нефти – такова расшифровка аббревиатуры ОПЕК – была создана для регулирования добычи «черного золота» и обеспечения стабильности поставок. Альянс был основан в сентябре 1960 года. Штаб-квартира ОПЕК находится в Вене.

Сегодня в состав организации входит четырнадцать государств – в январе 2019 года ее покинул Катар. Руководит ОРЕС Мохаммед Баркиндо - он назначен на пост генерального секретаря в августе 2016 года. Официальный сайт альянса – opec.org, эмблема – голубое поле со стилизованным названием организации.

Какие страны входят в ОПЕК? Если взглянуть на карту мира, нетрудно заметить, что члены альянса находятся в Африке, Азии и Южной Америке. Ни одного западного государства в составе нет.

Вот список стран ОПЕК:

  • Ангола;
  • Венесуэла;
  • Саудовская Аравия,
  • Алжир;
  • Габон,
  • Иран;
  • Ирак;
  • Кувейт;
  • Конго;
  • Ливия;
  • Нигерия;
  • Экваториальная Гвинея;
  • Эквадор.

Сегодня под контролем альянса находится около двух третей общих запасов нефти. На ОПЕК приходится более трети ее добычи и примерно половина глобального экспорта. На сегодня доказанные запасы нефти составляют 1199,71 млрд баррелей. В июне 2016 года общий объем добычи ОПЕК достигал 32,643 млн баррелей в сутки. Наиболее крупным поставщиком сырья является Саудовская Аравия: на ее долю приходится 10,308 млн баррелей в день.

Альянс имеет огромное политическое влияние, хотя изначально он создавался как международное товарное объединение, что четко прописано в его Уставе.

Цели организации и ее структура

Основными целями, которые декларирует OPEC, является координация добычи нефти и выработка единой политики в данной области.

Это позволяет членам организации обеспечивать:

  • Стабильность поставок сырья потребителям;
  • Предсказуемость стоимости нефти;
  • Получение прибыли от инвестиций в нефтедобывающую отрасль.

На практике это происходит следующим образом: два раза в год профильные министры встречаются в Вене для обсуждения текущей ситуации на рынке. Исходя из сделанных оценок и прогнозов принимаются решения относительно объемов добычи. Причем они могут быть как уменьшены, так и увеличены. После чего наступает самый волнительный момент - устанавливаются новые квоты для каждого участника организации.

Решения относительно объемов добычи нефти принимаются на Конференциях ОПЕК, проходящих два раза в год. В структуре альянса они считаются высшим управляющим органом, ответственным за принятие наиболее важных решений. На конференциях утверждаются бюджеты, отчитываются об их выполнении, принимают новых членов, назначают секретаря и его заместителей.

Альянс имеет исполнительный орган – Совет управляющих. Он подготавливает повестку заседаний, проекты бюджетов. В нем трудятся десятки человек, разделенных на несколько отделов.

Как и почему была создана ОПЕК

ОПЕК появилась в сложный послевоенный период, когда закладывались основы современного миропорядка. Рушилась колониальная система, источники стратегического сырья ускользали из цепких рук глобальных корпораций и переходили под контроль национальных правительств.

В те годы добычу нефти контролировали несколько крупнейших компаний, их так и называли - «Семь сестер»: Shell, Exxon, Техасо, Mobil, Chevron, British Petroleum и Gulf Oil. Они образовывали картель, но действовали в интересах крупнейших потребителей энергоресурсов – держали цены на низком уровне. Понятно, что такая политика абсолютно не устраивала страны, где добывали нефть.

Осознание необходимости защиты собственных экономических интересов возникло на Ближнем Востоке задолго до образования альянса. В 1953 году между иракцами и саудитами было подписано соглашение о координации в сфере добычи и продажи нефти. Последней «каплей», переполнившей чашу терпения нефтедобывающих государств, стало очередное снижение закупочных цен со стороны «Семи сестер».

В 1959 году состоялось собрание Лиги арабских государств - его главной темой стали «нефтяные» вопросы. На мероприятие была приглашена Венесуэла, которая и выдвинула инициативу о формировании ОПЕК. В сентябре 1960 года было объявлено о создании организации, которая бы представляла интересы экспортеров нефти. В ее состав вошли пять государств: Венесуэла, Кувейт, Саудовская Аравия, Иран и Ирак. В 1961 году на второй конференции, которая проходила в Каракасе, утвердили устав альянса.

В 1962 году новосозданная организация официально прошла регистрацию в ООН . В 1968 году была утверждена рамочная декларация альянса, в которой подчеркивалось право независимых государств самостоятельно распоряжаться природными ресурсами, находящимися на их территории.

В это десятилетие к организации примкнули новые члены: Алжир, Ливия, Индонезия, ОАЭ.

В данный период отношение к ОПЕК можно назвать неоднозначным. Коллективный Запад занял настороженную, даже враждебную позицию, ведь альянс забирал под свой контроль важнейший стратегический ресурс, которым ранее безраздельно распоряжались американские и европейские компании. В Советском Союзе создание организации изначально приветствовали: оно полностью укладывалось в коммунистическую парадигму борьбы угнетенных народов против западного империализма.

В Москве одно время думали даже вступить в ОПЕК, тем более что в его составе уже находились Алжир, Ливия и Ирак, считавшиеся друзьями СССР. Однако вскоре выяснилось, что Устав организации требует свободы инвестиций в нефтедобывающую промышленность, что для закрытой советской экономики было недопустимо.

70-е и 80-е годы: ОПЕК на вершине могущества

В 70-е годы влияние OPEC на глобальную экономику существенно выросло: она уже могла регулировать глобальные цены на сырую нефть. Организация стала многочисленнее - к ней присоединились Нигерия, Эквадор и Габон.

Могущество альянса было наглядно продемонстрировано во время эмбарго на поставки сырой нефти, что привело к острому энергетическому кризису в США и Европе. Так арабские страны решили наказать союзников Израиля после войны Судного дня. Резкий скачок цен показал критическую зависимость развитых стран от стоимости энергоносителей.

Эти события имели серьезные и далеко идущие последствия. Они впервые вынудили Запад серьезно задуматься о своей энергетической безопасности. В США был создан Стратегический нефтяной резерв, аналогичные запасы появились во многих других странах. По всему миру стали внедряться энергосберегающие технологии.

Благодаря арабскому эмбарго, СССР смог значительно усилить свои позиции на мировом энергетическом рынке: экспорт нефти на Запад с недавно открытых сибирских месторождений существенно вырос. Это, а также многократное увеличение стоимости «черного золота» обеспечили «период застоя» – эпоху, о которой многие наши сограждане до сих пор вспоминают с ностальгией.

В начале 80-х годов цены вышли на свой максимум, после чего стремительно пошли вниз: в середине десятилетия один баррель стоил около десяти баксов. Одновременно обвалилась доля альянса в мировой добыче и выручка от продажи сырья. Организации удалось выровнять ситуацию, внедрив квоты для своих членов, а также изменив механизм ценообразования – появилась так называемая корзина ОПЕК.

Конец прошлого и начало нынешнего тысячелетия

90-е годы представляли собой период преимущественно низких цен на нефть. Это стало следствием некоторого замедления мировой экономики и нескольких кризисов в азиатском регионе. В это время впервые в глобальной повестке появилась тема изменений климата , из-за выбросов в атмосферу углекислого газа.

Стоимость «черного золота» начала подниматься примерно с 2004 года, чему поспособствовали сразу несколько факторов. Американцы начали очередную войну на Ближнем Востоке, экономика Китая стремительно росла, требуя все больше энергии, значительное влияние на стоимость энергоносителей стали оказывать финансовые и биржевые спекуляции. К 2008 году цена одного барреля перевалила за сотню долларов, но случившийся кризис обвалил ее до минимальных уровней. В 2007 году к альянсу присоединилась Ангола.

В конце нулевых годов в США началась «сланцевая революция», которая привела к появлению на рынке новых, весьма значительных объемов сырья. И если в 2007 году американцы добывали 2,3 млн баррелей сланцевой нефти в сутки, то в прошлом году ее количество выросло до 6,2 млн бочек.

В 2014 году государства ОПЕК не смогли договориться об уменьшении квот добычи, что привело к катастрофическому падению цены – до 26 долларов. В 2016 году саудиты смогли выйти на рекордный уровень – 10,67 млн баррелей в день. Добиться консенсуса удалось только к началу 2017 года, что позволило ценам вернуться в коридор 50-60 долларов.

Сотрудничество между ОПЕК и Россией

В 1998 году наша страна стала наблюдателем в ОПЕК. С того времени российские профильные министры встречаются со своими коллегами из альянса и принимают участие в его конференциях. В 2015 году России поступило предложение присоединиться к организации, но оно было отвергнуто.

С 2016 года действует формула ОПЕК+, согласно которой, Россия вместе с альянсом координирует количество добытой нефти. В конце прошлого года, после долгих и ожесточенных дебатов было принято решение об общем сокращении добычи на 1,2 баррелей в день, из которых на долю нашей страны приходилось 228 тыс. баррелей.

Можно уверенно заявить, что сегодня ОПЕК в одиночку не сможет повышать и понижать цены, как в «старые добрые времена». Для существенного изменения конъюнктуры на рынке необходимо участие России.

Проблемы организации и возможные способы их решения

Сейчас главная проблема ОПЕК – значительное увеличение нефтедобычи в странах, которые не входят в альянс. Самым серьезным вызовом, конечно, является рост добычи американской сланцевой нефти, но и другие государства уверенно увеличивают объемы. Все это привело к избытку предложений на рынке, что снижает цены. ОПЕК уже не может действовать как раньше: каждый раз снижая добычу, страны, входящие в альянс, по сути, отдают кусок рынка американским «сланцевикам» и другим производителям.

Другая проблема – противоречия внутри самого альянса. Страны Ближнего Востока имеют сравнительно небольшую численность населения и огромные запасы нефти с низкой себестоимостью. Поэтому они могут легко уменьшать объемы добычи. Государства типа Венесуэлы, Анголы, Нигерии имеют огромные социальные проблемы, что вынуждает их бороться за каждый баррель квоты. Скорее всего, из-за стремительного роста возобновляемой энергетики, потребление нефти начнет снижаться уже в ближайшие годы, что еще больше уменьшит долю ОПЕК на рынке. Поэтому многие отраслевые эксперты считают, что ОПЕК не сможет проводить скоординированную политику в сфере добычи нефти, и организацию ожидает распад.

Кроме того, сложно проследить, насколько добросовестно члены ОПЕК выполняют взятые на себя обязательства. Превышение квот – это многолетняя проблема организации. Еще одной постоянной «бедой» ОПЕК является политическая и социальная нестабильность в странах альянса. Сегодня конфликты бушуют в Ливии, Ираке, Нигерии, серьезно «штормит» Венесуэлу.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Реализацией международных товарных соглашений, регулирующих деятельность в отдельных сегментах рынка, занимаются Международные товарные организации (МТО) в форме:

  • Международных организаций;
  • Международных советов;
  • Международных консультативных комитетов;
  • Международных исследовательских групп (МИГ).

Все указанные институты занимаются изучением состояния мировых товарных рынков, а именно: сложившимся соотношением спроса и предложения на конкретные сырьевые товары, динамикой цен и условий .

В настоящее время функционируют Международные советы по оливковому маслу, олову, зерну.

Действуют МИГ по каучуку, свинцу и цинку, меди.

Действует Международный консультативный комитет по хлопку, Комитет по вольфраму.

Иран обладает вторым по объёму после Саудовской Аравии запасом нефти (18 млрд тонн) и занимает 5,5% на мировом рынке торговли нефтепродуктами. Особенное внимание уделяется диверсификации экономики благодаря развитию точного машиностроения, автомобильного машиностроения, ракетно-космической промышленности, а также информационных технологий.

Крупным экспортером нефти является Кувейт . Добыча нефти обеспечивает 50% ВВП Кувейта, ее доля в экспорте страны составляет 90%. В стране развиты также нефтепереработка и нефтехимия, производство стройматериалов, удобрений, пищевая промышленность, добыча жемчуга. Осуществляется опреснение морской воды. Удобрения составляют важную часть экспорта страны.

Ирак обладает вторыми по величине запасами нефти в мире. Иракские государственные компании North Oil Company и South Oil Company обладают монопольным правом на разработку местных месторождений нефти. Южные месторождения Ирака, находящиеся в управлении SOC, добывают порядка 1,8 миллиона баррелей нефти в день, что составляет почти 90 % всей добываемой в Ираке нефти.

Таким образом, большинство стран ОПЕК находятся в глубокой зависимости от доходов своей нефтяной промышленности . Пожалуй, единственная из стран-членов организации, представляющая исключение, — это Индонезия , которая получает существенные доходы от туризма, леса, продажи газа и других сырьевых материалов. Для остальных стран ОПЕК уровень зависимости от экспорта нефти варьируется от самого низкого — 48% в случае с Объединенными Арабскими Эмиратами до 97% в Нигерии.

В период кризиса стратегический путь для стран, зависящих от экспорта нефти, — диверсификация экономики, причем за счет освоения новейших ресурсосберегающих технологий.

В прошлом месяце было отмечено наибольшее за последние 2 года падение добычи ОПЕК, так как группа выполнила почти 80% новой сделки по сокращению добычи.

Крупнейший экспортер нефти Саудовская Аравия провела гораздо более глубокие сокращения, чем обещала. При этом, ее ближайшие союзники - Объединенные Арабские Эмираты и Кувейт – также провели значительные сокращения. Эти преднамеренные ограничения усугубились непреднамеренным снижением объемов производства в Иране, против которого введены санкции США, и Ливии, оба из которых были освобождены от соглашения группы.

Согласно данным опроса должностных лиц и аналитиков, добыча 14 нынешних членов ОПЕК упала на 930 тыс. баррелей в день в прошлом месяце до 31,02 млн. Катар, 15-й член ОПЕК, покинул группу в конце декабря.

ОПЕК и ее союзники возобновили соглашение о сокращении добычи в декабре после падения нефти на 40%. ОПЕК +, в которую входит Россия, согласилась убрать с рынка 1,2 млн баррелей в день, по сравнению с октябрьскими уровнями, в первые 6 месяцев 2019 года.

Объем сокращений добычи нефти

Доля сокращений ОПЕК составляет 800 тыс. баррелей в день, в этих сокращениях должны принять участие 11 членов, исключая Иран, Ливию и Венесуэлу. По данным опроса, эти 11 стран осуществили 79% обещанных сокращений в январе. Им потребуется сократить добычу еще на 170 тыс. баррелей в день, чтобы полностью выполнить соглашение.

В прошлом месяце фьючерсы на WTI подскочили более чем на 18%, что является самым большим показателем роста за январь. В пятницу они торговались чуть ниже $54 за баррель.

Саудовские обязательства Саудовская Аравия сократила добычу на 450 тыс. баррелей в день с декабря до 10,2 млн., что примерно на треть больше требуемых объемов по условиям сделки. Это огромное сокращение по сравнению с рекордным уровнем добычи в 11,1 млн баррелей в день в ноябре.

Министр энергетики Халид Аль-Фалих заявил, что рассчитывает сократить добычу нефти «значительно больше», пообещав более глубокие сокращения в феврале. Его лимит в рамках соглашения ОПЕК + составляет 10,3 млн баррелей в день.

В прошлом месяце добыча Ирана составила 4,69 млн баррелей в день, что выше его цели в 4,51 млн баррелей в день. Надо отметить, Ирак среди крупнейших производителей ОПЕК показал худший результат в сокращении добычи в рамках предыдущего раунда сокращений.

Незапланированные сокращения Как часто бывает в ОПЕК, большая часть сокращений является непроизвольной. Производство Ирана упало на 150 тыс. баррелей в день до 2,74 млн на фоне санкций США. Производство снизилось на 39% с тех пор, как Трамп объявил в мае, что отказывается от ядерного соглашения с Исламской Республикой.

Ливия, страдающая от беспорядков после падения бывшего лидера Муаммара Каддафи в 2011 году, добывала 900 тыс. баррелей в день в январе, что на 100 тыс. баррелей меньше, чем в июле. Крупнейшее нефтяное месторождение страны, Шарара, закрыто после оккупации вооруженной группой в течение месяца. Экспорт страны затруднен из-за повторного закрытия нефтяных терминалов на фоне плохой погоды.

В Венесуэле в прошлом месяце было отмечено некоторое увеличение добычи на 50 тыс. баррелей в день до 1,27 млн баррелей, тем не менее, эта отрасль остается уязвимой. США ввели масштабные санкции против ее государственной нефтяной компании. Это может стать фактическим нефтяным эмбарго, если президент Николас Мадуро не подчинится давлению со стороны администрации Трампа и не отступит.

Министры ОПЕК + проведут встречу в Баку в марте, чтобы оценить, нужно ли им продлить срок действия соглашения о добыче нефти после лета. Неопределенность в отношении санкций США на двух их членов может сыграть решающую роль.

5 (100%) 2 vote[s]

По новостям можно часто услышать об очередном заседании стран ОПЕК. В этой статье мы поговорим, что это за организация, кто туда входит и в чем состоит ее задача.

Что такое ОПЕК простыми словами

ОПЕК (от англ. "Organization of Petroleum Exporting Countries", OPEC) - "организация стран-экспортёров нефти") - это международная организация нефтедобывающих стран для установки квот на добычу нефти. В ее состав входят страны экономика которых, сильно зависит от экспорта нефти.

Организация стран-экспортёров нефти была создана в 10–14 сентября 1960 году в Багдаде по инициативе Венесуэлы. Штаб-квартира сначала находилась в Женеве, но с 1 сентября 1965 года находится в Вене.

На членов ОПЕК приходится около 70% всех запасов нефти. Однако добыча всех стран входящих в организацию составляет всего 35% от мирового добываемого объема. Можно сказать, что они добывают нефть умеренно, чтобы сильно не истощать свои запасы. Хотя у многих запасы уже сильно истощены до 1960 года.

Главная задача ОПЕК является в регулировании цен на нефть. Это открытый рынок, где цена определяется спросом и предложением. Спрос обычно колеблется не так сильно, как предложение. К примеру, одна страна может начать добывать больше нефти, что приведет к обвалу стоимости на 5-10%.

Организация устанавливает квоту на суточную добычу нефти. Участники обязаны соблюдать эти правила. Хотя как показывает практика иногда члены могут нарушать договоренности.

Утверждение "советом управляющих" каждого мандата от страны происходит каждые два года.

Страны ОПЕК

На момент 2019 года членами ОПЕК являются 14 стран:

  1. Алжир - с 1969 года
  2. Ангола - 2007-настоящее время
  3. Венесуэла - с 1960 года по настоящее время
  4. Габон - 1975-1995 годы; 2016 – настоящее время
  5. Иран - с 1960 года по настоящее время
  6. Ирак - с 1960 года по настоящее время
  7. Кувейт - с 1960 года по настоящее время
  8. Конго
  9. Ливия - 1962-настоящее время
  10. Нигерия - с 1971 года по настоящее время
  11. Саудовская Аравия - с 1960 года по настоящее время
  12. Объединенные Арабские Эмираты - с 1967 года по настоящее время
  13. Эквадор - 1973-1992, 2007 – настоящее время
  14. Экваториальная Гвинея - с 2017

Страны, которые вышли из ОПЕК

  • Катар был членом с 1961 года. Однако 1 января 2019 вышел из организации.
  • Индонезия – 1962-2009, в январе 2016 вошла и в октябре этого же года вышла

Россия не является членом ОПЕК. С 1998 года Россия является наблюдателями и участвует в сессиях конференции ОПЕК.

Корзина ОПЕК

Корзина ОПЕК (от англ. "OPEC Reference Basket") - это средневзвешенная цена всех сортов нефти стран организации. Этот показатель появился в 1987 году.

  • Arab Light (Саудовская Аравия)
  • Basra Light (Ирак)
  • Bonny Light (Нигерия)
  • Es Sider (Ливия)
  • Girassol (Ангола)
  • Minas (Индонезия)
  • Iran Heavy (Иран)
  • Kuwait Export (Кувейт)
  • Merey (Венесуэла)
  • Murban (ОАЭ)
  • Oriente (Эквадор)
  • Qatar Marine (Катар). Уже не входит
  • Saharan Blend (Алжир)

Максимальная цена корзина $140.73 за баррель была зафиксирована в 2007 году. После чего начался мировой кризис и цена нефти находится значительно ниже ($60-$70 на 2019 год).