По внешнему облику и конфигурации башен Т-29 напоминал танк Т-28: трехбашенный, с 76,2-мм пушкой в центральной башне и с пулеметами, установленными на шаровых опорах в двух малых башнях. Отличие заключалось в ходовой части: танк Т-29 был колесно-гусеничным . Если у Т-28 шасси основывалось на 24 опорных катках малого диаметра (350-мм), то у Т-29 имелось лишь 8 сдвоенных опорных катков большого диаметра (840-мм).

При движении на колесах три задние пары катков становились ведущими, а передняя пара - управляемой. При создании этой машины предполагалось, что колесно-гусеничная ходовая часть позволит решить вопрос оперативной подвижности бронетанковых войск без использования железнодорожного транспорта или трейлеров. Однако в ходе испытания опытной серии машин выявились трудности, связанные в основном со сложностью конструкции колесно-гусеничного хода. Красная Армия нуждалась в первую очередь в простых машинах с более сильной броней, которые можно было бы производить в десятках тысяч экземпляров. По этой причине танк хотя и был принят на вооружение в 1936 году, но серийно не строился.

Несмотря на то что колесно-гусеничные средние боевые машины типа Т-29 оказались слишком дорогими, расставаться с ними все-таки не торопились. Так, в течение второй половины 1937 - 1938 г. разные конструкторы завода №185 то и дело возвращались к различным версиям. Отказаться от хорошо отработанного колесно-гусеничного хода для 20-тонной машины с такой привлекательной трех-башенной схемой вооружения оказалось непросто.

Согласно постановлению КО при СНК СССР № 14 от 25 мая 1937 г. "О производстве машин на Кировском заводе" , последним в срок не позднее 1 августа должен был представить на утверждение образец Т-29, защищенного наклонными листами цементованной брони толщиной не менее 25-мм, с ликвидацией отмеченных недостатков. 4 июля 1937 г. на рассмотрение наркомов тяжелой и оборонной промышленности Межлаука и Рухимовича был представлен проект Т-29Ц (Т-29-Ц, буква "Ц" обозначала, что корпус танка из цементованной брони), разработан танк был под руководством Н. Цейца.

Танк T-29 представлял собой 30-тонную машину, защищенную 30-мм броней. Ходовая часть состояла из пяти пар опорных катков большого диаметра, из которых три пары были ведущими на колесном ходу, и шести поддерживающих роликов. Вооружение было мощным: 76-мм пушка обр. 1936 г. (Л-10), два 12,7-мм пулемета ДК, пять 7,62-мм пулеметов ДТ, и размешалось в трех конических башнях, экипаж состоял из 6 человек. Проект был в целом одобрен, и в течение 1938 г. предполагалось изготовить и испытать опытный образец. Однако осенью 1937 г. работы по нему были неожиданно свернуты, так как. по воспоминаниям Л. Горлницкого, в это время был арестован Н. Цейц.

Компоновочная схема этих танков была аналогичной схеме Т-28.
Т-29-4 имел боевую массу 16 т, экипаж - пять человек. Противопульное бронирование корпуса было выполнено из катаных броневых листов толщиной 20-мм, башни - 15-мм.

Т-29-5 боевой массой 23,5 т имел более узкий и короткий броневой корпус, изготовленный из катаных броневых листов толщиной 30-мм и башни - 20-мм. Экипаж состоял из шести человек. Вооружение было одинаковым:
76,2-мм короткоствольная пушка КТ-27 обр.1932 г. и пять 7,62-мм пулеметов ДТ.
В главной башне пулеметы ДТ размещались в автономных шаровых установках: один - справа от пушки, второй (тыльный) - в кормовой нише.
Третий (зенитный) - пулемет, устанавливался на поворотном погоне входного люка главной башни.
Два пулемета ДТ устанавливались в малых пулеметных башнях с углами обстрела 220°-240° по горизонту.
В боекомплект танков входили 78 выстрелов к пушке и 6930 патронов к пулеметам ДТ для танка Т-29-5 и 74 выстрела и 7938 патронов - для танка Т-29-4.

Боекомплект пушки в обеих моделях размещался в карусельной укладке. Для посадки и выхода экипажа главная башня имела два люка: один в крыше башни, второй (прямоугольной формы) - в кормовом броневом листе.
В кормовой части корпуса танков устанавливался четырехтактный двенадцатицилиндровый V-образный карбюраторный двигатель М-17Л мощностью 500 л.с. (368 кВт). Пуск двигателя производился с помощью электростартера "Бош" мощностью 6 л.с. (4,4 кВт) и сжатым воздухом. В системе зажигания использовались два магнето "Сцинтилла". Для облегчения пуска двигателя использовалось пусковое магнето "Бош". Емкость четырех топливных баков составляла 530 л. Запас хода танков по шоссе составлял: на гусеничном ходу 125-150 км, на колесном ходу - 200-250 км. В состав трансмиссия входили: трехдисковый главный фрикцион, четырехступенчатая коробка передач с синхронизаторами, два бортовых фрикциона с плавающими ленточными тормозами и два бортовых редуктора. В качестве механизма поворота при движении на колесном ходу использовался простой дифференциал с блокировкой.

Подвеска танков индивидуальная, пружинная. В ходовой части применялись восемь двухскатных опорных катков с наружной амортизации. Поддерживающие катки отсутствовали, а передняя и задняя пары опорных катков были управляемыми. При движении на колесном ходу все четыре пары опорных катков были ведущими. В качестве механизма поворота в этом случае применялся двойной дифференциал, который блокировался при прямолинейном движении для предотвращения увода танка. Переход с гусеничного хода на колесный занимал около 60 мин, и требовал выхода экипажа из машины. Ширина трака гусеницы составляла 380-мм.

Электрооборудование машин было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение бортовой сети составляло 12 В. В качестве источников электроэнергии использовались четыре аккумуляторных батареи 6СТА-6 или 6СТА-9 напряжением 12 В, емкостью 144 Ампч и 96 Ампч соответственно, а также динамо (генератор) "Сцинтилла" мощностью 1000 Вт, напряжением 12В.

Тактико-технические характеристики

Марка танка
Характеристика/год
Боевой вес, кг
Экипаж, чел.

Размер, мм

Длина общая
Ширина
Высота
Клиренс
Ширина трака, мм

Вооружение

Пушек, шт. х тип.

1x76 мм ПС-З

Снарядов, шт.
Пулеметов, шт. х тип.
Патронов, шт.

Толщина брони, мм

Верт, корпуса
Гориз, корпуса
Башня

Двигатель

Тип
Марка
Мощность макс., л.с.
При частоте об./мин.
Передач КПП
Скорость макс км/ч*
Тин топлива

Бензин 1 с

Бензин 1 с

Бензин 1 с

Бензин 1 с

Бензин 1 с

Емк. бака. л.

Запас хода, км

По шоссе*
По проселку
Уд. давл. кгс/см 2

Преодолеваемые препятствия

Подъем, град.
Спуск, град.
Крен. град.
Ров. мм
Стенка, мм
Брод, мм

* в числителе на гусеницах в знаменателе - на колесах.

Для внешней связи была установлена радиостанция 71-ТК-1 с ТПУ-3 и поручневой антенной, монтируемой на корпусе машины. На танке Т-29-5 устанавливалась штыревая антенна на крыше башни.

В 1934-1935 годах танки Т-29 прошли обширную программу различных испытаний, в том числе и сравнительных с танками Т-28. При этом отмечалось, что Т-29 "имеет хорошую поворотливость и маневренность, особенно в тяжелых условиях. Скорость Т-29 выше, чем у Т-28 серийного и равноценна с опытным Т-28А (скоростным). По мощности вооружения и броне, равноценен Т-28, но уступает в удобстве обслуживания, так как в главной башне находится два человека, башня должна быть обязательно переконструирована. Более сложен из-за колесного хода" .

По результатам испытаний в 1936 году завод им.Кирова изготовил эталонный образец Т-29. Схема компоновки отличалась от классической двухъярусным расположением вооружения. Главная башня была выполнена по типу легкого танка Т-26-4 с увеличенным на 100-мм диаметром погона. Малые пулеметные башни были заимствованы у Т-28. Во вращающейся главной башне размещались 76,2-мм пушка ПС-3 и два 7,62-мм пулемета ДТ. Один из них крепился в автономной шаровой установке справа от пушки, другой - в кормовой нише башни. Кроме того, на крыше главной башни в турельной установке П-40 монтировался зенитный пулемет ДТ.

Для посадки и выхода экипажа главная башня имела два поворотных люка в крыше и один (прямоугольной формы) в кормовом броневом листе. В двух независимых малых башнях с ограниченными углами поворота находилось по одному 7,62-мм пулемету ДТ. Боекомплект составлял 67 артиллерийских выстрелов и 6930 патронов. Впервые на машине основная часть артиллерийских выстрелов была размещена в кольцевой укладке окружающей башню ниже уровня погона. Впоследствии на Т-29 в 1938 г. вместо пушки ПС-3 была установлена танковая пушка Л-10. Броневая защита - противопульная.

Толщина лобовой брони сварного корпуса составляла 30-мм, цилиндрических клепаных башен - 20-мм. В кормовой части корпуса размещался четырехтактный двенадцатицилиндровый V-образный карбюраторный двигатель М-17Ф мощностью 500 л.с. (368 кВт) с двумя двойными карбюраторами "Зенит" КД-1. Пуск двигателя производился с помощью электростартера "Бош" мощностью 6 л.с. (4,4 кВт) и сжатым воздухом. Емкость топливных баков составляла 600 л. Запас хода по шоссе на колесном ходу достигал 300 км, на гусеничном ходу - 200 км. Было изготовлено несколько машин, которые в боевых действиях участия не принимали.

Источники:

  • М. Коломиец. "Многобашенные танки РККА";
  • Г.Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг";
  • М.Коломиец, И.Мощанский "Многобашенные танки РККА Т-28, Т-29" (Фронтовая иллюстрация 2000-04);
  • Roger Ford, "The World"s Great Tanks from 1916 to the present day";
  • P.Chamberlen and C.Ellis "British and American Tanks of World War Two";
  • М.Свирин "Броневой щит Сталина. История советского танка 1937-43 гг.";
  • М.Барятинский, М.Павлов "Средний танк Т-28".

Т-29 американский тяжелый представленный в игре World of tanks на седьмом уровне. T-29 один из лучших танков своего уровня в WoT. Т-29 классический для американской ветки развития тяжелый танк, с хорошо бронированным лбом башни и отличными углами вертикальной наводки.

Как прокачивать Т-29

Т-29 становится самим собой только в топе, так что не спешите разочаровываться поиграв на стоковой машине. Первым делом нужно будет исследовать ходовую, затем стоит как можно быстрее прокачать топовую пушку 105mm Gun T5E1 , она ставится в стоковую башню T123, далее исследовать остальные модули - двигатели и ради станцию.

Через какую ветку исследовать Т-29

T-29 можно исследовать играя на среднем танке M4A3E2 Sherman Jumbo или M-6 .

  • - При прокачке через тяжелый М-6 вы сможете отрыть на нем орудие 90mm Gun M3 что облегчит игру на нетоповом Т-29.
  • - При прокачке через Sherman Jumbo плюсом является то, что вы сможете параллельно открыть средний Т-20.

Так, что если вы хотите качать ветки средних и тяжелых танков США, открывайте Т-29 через Sherman Jumbo, если средние танки этой страны вас не интересуют качайтесь через М-6.

Для того, чтобы исследовать Т-29 играя на M4A3E2 потребуется 32750 опыта, играя на танке М-6 - 27850. Для покупки Т-29 потребуется 1 450 300 серебра.

Как играть на Т-29

Чтобы максимально успешно играть на Т-29 в World of tanks надо понять его сильные стороны и умело ими пользоваться. На топовом Т-29 установлена хорошо бронированная башня (толщина лба башни Т136 составляет составляет 279 мм) и отличное орудие, с хорошим разовым уроном и великолепными углами вертикальной наводки. Средний урон топового орудия 105mm Gun T5E1 составляет 320 единиц, броне пробиваемость базового снаряда - 198 единиц.

Среди минусов стоит отметить слабое бронирование корпуса и малую скорость.

Т-29 тяжелый танк на котором можно и нужно танковать. .


Играя на Т-29 в WoT надо спрятать корпус, подставляя под выстрелы только хорошо бронированный лоб башни . Сделать это можно использую холмистую местность, т.к. у Т-29 орудие может хорошо опускаться вниз вы можете стрелять не переваливаясь через холм, именно так вы убережете ваш корпус от попаданий. Также корпус можно спрятать за невысокими камнями или полуразрушенными строениями.

Можно на Т-29 вставать и в клинч с большинством противников. Клинчем в World of tanks называют противоборство танков когда они уперлись лбами друг в друга (подробнее о ). При клинче враги не могут попасть в корпус, слабым местом Т-29 может стать люк на башне, но в него сложно будет попасть, особенно если Т-29 будет слегка поворачивать башню вправо-влево, не переусердствуйте при выполнении этого приема, не подставляйте бок башни.

Играя на Т-29 опасайтесь артиллерии , сверху танк бронирован слабо, к тому же T-29 довольно медленный, поэтому он часто становится целью для САУ. Так что старайтесь двигаться непредсказуемо, и, главное, не стоять.


Какое оборудование установить на T-29

На T-29 обычно устанавливают привычное для тяжелых танков оборудование, досылатель, усиленные приводы наводки и вентилятор . Если вы предпочитайте играть через хороший обзор, то приводы или вентилятор можно заменить на стереотрубу , такой набор предпочитает значительно меньше игроков, чем указанный ранее.

11-01-2015, 20:44

Всем привет! Сегодня мы рассмотрим американский тяжелый танк VII уровня T 29. Я расскажу вам о его сильных и слабых сторонах, мы рассмотрим его вооружение, затем индивидуальные особенности танка, а так же поговорим о стиле игры на данной машине. А теперь обо всем по порядку и с подробностям.


ТТХ T29

Танк имеет 1250 единиц прочности. Меньше прочности чем у нас - только у советского танка ИС.

Корпус танка

ВЛД лба корпуса имеет 102 мм под углом в 52°, НЛД 70 мм под углом 37-53°. Бронирование борта корпуса под башней 76 мм, в моторной части 51 мм.
Очень слабое круговое бронирование корпуса, является одним из самых больших слабых мест этого танка. Без проблем пробивается орудиями одноклассников, выдерживает снаряды разве что орудий V-VI уровня, не более, но случаются и приятные рикошеты.

Во лбу башни находится большая маска орудия в 279 мм, вокруг нее броня насчитывает 178 мм. Борта башни имеют от 127 до 102 мм. Так же 102 мм и задней части башни. Крыша башни – 38 мм, на ней находится командирская башенка с люком имеющая 102-127 мм брони.

Невероятно мощное бронирование маски во лбу башни и самой башни танка, позволяет нам держать удар даже крупнокалиберных орудий. Маску орудия не пробьют снаряды даже большинство снарядов техники IX уровня. Но не только лоб башни хорошо бронирован, круговая броня башни так же очень хороша, бывает, не пробиваю так же и в борта башни. Скорость поворота башни составляет 26° в секунду.

Маневренность T29

Танк T29 имеет массу 64,4 т и двигатель с мощностью в 800 л.с. В итоге мы имеем около 12 л.с. на тонну. Кажется, что при таких показателях танк движется очень медленно, но на деле из-за небольших значений сопротивлении грунтов, танк развивает неплохую скорость и стабильно держит ее на 25-35 км/ч. Стоит упомянуть, что танк плохо крутиться на месте, всего лишь 25° в секунду.

Орудие T29

Отличное топовое орудие для VII уровня 105 mm Gun T5E1. Имеет отличное пробитие в 198 мм и урон в 320. Ужасная точность с разбросом снаряда 0,42 м на 100 м, немного компенсируется неплохим сведением в 2.3 секунды. Перезарядка составляет 11,4 секунды (без учета умений экипажа, модулей и тд.)
На деле мы имеем просто прекрасное орудие, которое позволяет не страдать нам, попадая в низ списка. Благодаря хорошему пробитию дает неплохой отпор технике VII - IX уровней. Урон нашего орудия заставляет боятся многих противников «размениваться» с нами выстрелами.
Наше орудие имеет великолепные углы вертикальной наводки – -10…+15. Такие хорошие УВН создают дополнительный комфорт игры на этой технике.

Подбор дополнительного оборудования на T29

Теперь мы поговорим о подборе модулей на танк. Для реализации потенциала нашего орудия необходимо ставить орудийный досылатель крупного калибра, улучшенную вентиляцию и стабилизатор вертикальной наводки.

Обучение экипажа T29

Обучение экипажа на Т29 довольно типично для тяжелого танка:

Командир - шестое чувство, ремонт, боевое братство, маскировка
Наводчик - ремонт, плавный поворот башни, боевое братство, маскировка
Механик-водитель - ремонт, плавный ход, боевое братство, король бездорожья.
Радист - ремонт, радиоперехват, боевое братство, маскировка
Заряжающий - ремонт, отчаянный, боевое братство, маскировка
Заряжающий - ремонт, бесконтактная боеукладка, боевое братство, маскировка

Снаряжение T29

Здесь еще один стандарт, а именно: малый ремкомплект, малая аптечка и ручной огнетушитель. Советую вам, использовать премиум снаряжение, что довольно дорого, но может значительно увеличить живучесть вашей машины в бою. Так что смело ставьте на свой танк большой ремкомплект, большую аптечку и автоматический огнетушитель.

Тактика и применение T29

Танк T29 обладает уникальным и ярко выраженным стилем игры. Все что нужно постоянно помнить, то что у этой машины очень хорошо бронирована лоб башни. Занимайте такие позиции, чтобы противнику была видна только ваша башня, но не корпус. Это могут быть различные неровности поверхности, груды мусора и бойницы (на городских картах), камни, склоны, за уничтоженными танками или за союзниками. Благодаря хорошим углам вертикальной наводки орудия мы можем выезжая из-за холмов не показывать своего плохо бронированного корпуса.

T29 неплохо показывает себя в «клинче», в бою на очень близких дистанциях «притираясь» к танку противника, заставляя его стрелять в вашу башню. Этот трюк не сработает с низкими танками, так как они будут без проблем отстреливаться по вашему корпусу.

Если мы находимся в верхней части списка, то мы можем взять на себя роль танка прорыва, при этом не торопясь и максимально используя нашу бронированную башню. Но если вы попали в нижнюю часть списка, то мы прикрываем союзных средних танков, динамика танка нам это позволяет. Либо же вовсе стоим на 3 линии с союзными ПТ-САУ, переезжая для поддержки атак союзников. В общем возможностей в использовании машины очень много.

Итоговые плюсы и минусы:

Отличный урон и бронепробиваемость орудия.
+ Великолепно бронированная башня танка.
+ Хорошая динамика.
+ Неплохой базовый обзор.
+ Универсальность.
+ Способность воевать с техникой VII-IX уровней.

Слабо бронированный корпус.
- Большие размеры, отличная цель для артиллерии противника.
- Малое количество прочности.
- Частые контузия членов экипажа.
- Плохая стабилизация орудия.

Итог

Т29 придется по душе не только любителям американской техники, но и всем тем, кто предпочитает яркие и универсальные машины, а также тяжелые танки в целом. Т29 легко может занять свое место у вас в ангаре даже после того, как вы исследуете Т32.

6 лет и 2 месяца назад Комментарии: 27


Т29 является американским тяжелым танком седьмого уровня. На нем вы или научитесь играть «через башню», то есть использовать холмы и укрытия, или будете быстро отправляться в ангар. Т29 несколько сложен в освоении, если вы не умеете играть «через башню», и предполагает довольно специфическую тактику.

Плюсы и минусы танка Т29

Давайте для начала остановимся на его плюсах и минусах, а затем рассмотрим наиболее эффективную тактику игры. Т29 отличается очень неравномерным бронированием. Так броня лба корпуса составляет всего 102 мм, что для тяжелого танка седьмого уровня маловато. Бронирование бортов – 76 мм, что дает возможность иногда эффективно танковать ромбом против противников ниже уровнем. Зато просто великолепно бронирован лоб башни: целых 279 мм! Вместе с маской орудия толщина брони приближается к 400 мм, так что даже самые мощные орудия в игре часто Т29 в лоб башни «голдовыми» снарядами. Что уж говорить про танки седьмого уровня…

Пушка Т29

Орудие у Т29 для седьмого уровня, в целом, довольно хорошее: пробитие в 198 мм, средний урон в 320. Точность посредственная: разброс составляет 0.42, больше только у советских пушек. Зато скорость сведения составляет 2.3 секунды, что является достаточно хорошим показателем. Также стоит сказать, что с увеличением точности всех орудий в патче 0.8.6 (снаряды стали чаще лететь в центр круга сведения) Т29 может уверенно поражать цели на средней дистанции и даже выцеливать слабые места. Хотя для перестрелок на дальних дистанциях танк все равно не предназначен.

Обзор башни

Обзор топовой башни составляет 380 метров, что представляет собой хороший показатель для седьмого уровня. Танк отличается довольно большими габаритами, так что о незаметности говорить не приходится: Т29 трудно спрятать в кустах, да и не предназначен он для этого. Отдельно стоит сказать о превосходных углах вертикальной наводки: орудие опускается вниз на 10 градусов.

Тактика игры на американском тяже Т29

Именно превосходные углы вертикальной наводки и непробиваемый лоб башни создают возможность для специфической тактики тяжелых американских танков. Заключается она в том, что уязвимый корпус прячется за укрытием, а противнику показывается только лоб башни, пробить который практически невозможно. Если у противника нет возможности вас обойти, то уничтожите вы его без вреда для себя. Вообще получить «Стальную стену» на Т29 не представляет труда.

В целом, при стрельбе в лоб башни Т29 можно выцеливать слабые места, но сделать это сложно. Например, приборы наблюдения хотя и обладают довольно большими размерами, но пробиваются редко, да и попасть по ним с близкого расстояния может только высокий танк. Есть вероятность пробить в небольшие участки по бокам, которые не прикрыты маской орудия, но «щеки» у Т29 закругленной формы, что повышаете приведенную броню и шанс .

Рассмотрим корпус танка

Корпус можно прятать или за разнообразными объектами (машины, камни, полуразрушенные стены), или за невысокими складками местности. Очень хорошие углы вертикальной наводки Т29 позволяют ему при стрельбе из-за холмов показывать только непробиваемый лоб башни. Например, немецким и советским танкам часто в таких случаях приходится выезжать полностью и подставляться под выстрел.

Максимальная скорость составляет 35 км/ч, но приблизиться к ней можно только на твердом грунте (асфальт, брусчатка). На мягких грунтах Т29 превращается в медленно ползущую черепаху, попасть по нему тогда можно даже из фугасных орудий, снаряды которых летят очень медленно.

Как видите, Т29 сильно зависит от местности и наличие на ней укрытий. На открытых пространствах Т29 практически беззащитен. Хороший обзор часто позволяет сделать первый выстрел, но затем его быстро обнаруживают и уничтожают. Но если вы будете стрелять из-за холма или укрытия, показывая только лоб башни, то нанести вам урон будет очень сложно.

В узком месте за хорошим укрытием Т29 способен в одиночку остановить « » нескольких противников выше уровнем. Все-таки средний урон в 320 является весомым аргументом. На открытых местах даже при наличии укрытия сдерживать нескольких противников в одиночку уже не получится: Т29 быстро и расстреливают в борта, которые без проблем пробиваются и танками пятого уровня.

Т29 очень хорошо себя показывает в клинче с другими тяжелыми танками, если подставлять под выстрелы непробиваемый лоб башни. Высокий противник с плохими углами вертикальной наводки не сможет опустить орудие, чтобы пробить корпус, и будет вынужден стрелять в башню. Но вот низкий противник (например, ИС-3) может и в клинче попасть и пробить в корпус Т29. Также не стоит вступать в клинч с маневренными средними танками, если противник хоть немного умеет играть, он закрутит Т29 и расстреляет его в беззащитные корму и борта.

Отдельно стоит остановиться на прокачке Т29.

Его можно открыть как со среднего танка М4А3Е2, так и с тяжелого М6. Лучше выбрать последний вариант, так как при открытии Т29 с М4А3Е2 вам будет доступно только стоковое орудие, которое идеально подходит для среднего танка шестого уровня, но на тяжелом танке седьмого смотрится откровенно слабо. При открытии с полностью прокачанного М6 вам будет доступно для установки орудие 90 mm Gun М3. У него посредственные для седьмого уровня пробитие и урон, но зато довольно хорошая точность и скорострельность, так что можно иногда даже играть роль засадного снайпера с этим орудием.

С топовым орудием вы сможете наносить больше урона, следовательно, получать больше опыта и серебра за бой, но поставить его сразу не получится, нужна топовая ходовая. После этих двух модулей можно открыть топовую башню, прибавка в 50 метром обзора не будет лишней. Но можно и улучшить динамику открытием и установкой двигателей, здесь все зависит от ваших предпочтений.

Из оборудования безусловно нужно ставить досылатель и стабилизатор вертикальной наводки. Первый увеличивает скорострельность и урон в минуту, что обладает первоочередной важностью практически для любого танка, стабилизатор же снижает разброс при повороте башни и движении, что уменьшает время сведения. С третьим модулем не все так однозначно. Можно увеличить обзор с помощью просветленной оптики или еще больше сократить время сведения усиленными приводами наводки. Выбор за вами, но стоит сказать, что лишние доли секунды времени сведения часто оказываются важнее нескольких десятков метров обзора.

Что касается навыков и умений, то здесь все стандартно.

Командиру берем сначала шестое чувство, которое не так полезно на Т29, как, например, на ПТ-САУ, но тоже не будет лишним. Остальным выбираем ремонт. Стоит сказать, что даже с прокачанным ремонтом гусеница чинится долго, так что пренебрегать этим умением не нужно. Для наводчика вторым обязательно нужно брать умение «Мастер-оружейник». Дело в том, что в лоб башни Т29 часто стреляют фугасными снарядами, чтобы повредить орудие. Да и от обычного бронебойного снаряда есть довольно большой шанс получить критическое повреждение орудия, когда вы показываете противнику только маску орудия.

Видео гайд по танку Т-29

Подводим итоги

В качестве заключения стоит сказать, что Т29 порой на поле боя способен творить чудеса. Играть на нем определенно стоит, если вы умеете «танковать через башню». Следующий после Т29 тяжелый американский танк восьмого уровня Т32 очень похож на своего предшественника: практически такое же бронирование (только лоб корпуса держит удар получше), такие же двигателя и орудие. Так что если вы будете хорошо играть на Т29, то сможете наносить много урона и приносить победу команде и на Т32.

Официальное обозначение: T29 Heavy Tank
Альтернативное обозначение:
Начало проектирования: 1944 г.
Дата постройки первого прототипа: 1946 г.
Стадия завершения работ: построено 10 прототипов.

Спустя всего год после начала проектирования тяжелого танка Т26 в Ordnance Department стали поступать сведения о наличии у немцев боевых машин, превосходящих будущий «Pershing» как по бронированию, так и по мощности вооружения. Речь шла о «королевских тиграх» и проектах программы «Е», обладавших явными преимуществами по указанным параметрам. Мириться с таким положением дел американцы совершенно не собирались и в марте 1944 года начались предварительные работы по новому проекту. Далее, 14-го сентября был оформлен протокол OCM 25117, предполагавший разработку и постройку опытного образца нового танка, в конструкции которого предстояло использовать наработки по Т26.

В целом, решение тогда казалось правильным. Первоначально планировалось, что в качестве базы будет использована опытная модель Т26Е3, на которую предстояло установить более мощное вооружение и значительно усилить бронирование. Кроме того, новый танк надлежало оснастить трансмиссией CD-850-1 и бензиновым двигателем Ford GAC. Работы по модернизации носили более широкий характер – танк со 105-мм орудием Т5Е1 получил обозначение Т29 , а его вариант со 155-мм орудием Т7 обозначался как . Итак, начало было положено.

Предварительный анализ показывал, что уложиться в габариты М26 не удастся. При условии установки 105-мм орудия и нового двигателя корпус, как и ходовую часть, соответственно придётся удлинять, что неизбежно приводило к увеличению массы танка и удельной нагрузки на грунт. Даже самые приблизительные расчеты говорили о том, что Т29 приблизится по этому показателю к «королевскому тигру», но расчет был на то, что некоторые нововведения позволят сделать американский танк более эффективным.

Корпус танка Т29 изготовлялся из литых деталей и катаных бронеплит, изготовленных из гомогенной брони дифференцированной толщины. Подобная конструкция была успешно опробована на М26, что позволило бы улучшить технологичность при серийной сборке новой машины. Вопреки требованиям толщина брони была оставлена практически такой же (максимум 102 мм в лобовой части), как на «Pershing». Компоновка корпуса была классической: отделение управления спереди, боевое отделение в средней части и моторно-трансмиссионный отсек на корме. В крыше боевого отделения был выполнен круглый вырез под установку массивной башни на 80-дюймовом (203 мм) погоне.

Экипаж танка Т29 состоял из 6 человек: водитель и его помощник размещались в носовой части корпуса, а места командира машины, наводчика и двух заражающих находились в боевом отделении. Смотровые приборы были не слишком разнообразны, но обеспечивали хорошую обзорность. В распоряжении наводчика имелся телескопический прицел T143E1 размещенный рядом с орудием и перископический прицел М10Е5 в крыше башни. Командир танка использовал призматические смотровые приборы в командирской башенке и перископ М15. Водитель и его помощник оснащались перископическими приборами М13 Plus, установленными в крыше подбашенной коробки. Кроме того, танк оснащался азимутальным индикатором Т19, а также квадрантами М9 и М1.

Башня, специально разработанная для Т29, получила более сильное бронирование – лобовая часть, где на лафете Т123 с тремя откатными цилиндрами монтировалось 105-мм орудие Т5Е1, имела толщину 177 мм, борта и корма – по 102 мм. На крыше башни находилась командирская башенка с шестью смотровыми приборами М13 Plus, три люка (командирский и центре и два по бортам). В правой стенке башни также имелась бойница для стрельбы пистолета. Учитывая большую массу было предусмотрено две системы поворота – электро-гидавлическая и ручная. При использовании системы первого типа башня совершала полный разворот на 360° за 20 секунд.
Танковое орудие Т5Е1, на момент своего появления, являлось одним из самых мощных в мире. Достаточно сказать, что бронебойный снаряд Т29 (масса 34 кг, начальная скорость 914 м\с) мог свободно пробить бронеплиту толщиной порядка 135-мм, установленную под наклоном 30° на дистанции 914 метров. Подкалиберный снаряд типа Т29Е3, обладая массой 27 кг и начальной скоростью 1128 м\с, при тех же условиях, пробивал ещё более толстую бронеплиту, хотя точных данных для него пока найти не удалось. Также в боекомплект входили осколочно-фугасные выстрелы Т30Е1 (масс 27 кг, начальная скорость 945 м\с). Учитывая, что все выстрела имели раздельное ручное заряжание, скорострельность орудия Т5Е1, доведенная на испытаниях до 6 выстрелов в минуту, оказалась достаточно высокой. Угол максимального возвышения орудия составлял +15°, угол склонения -10°.

Легкое стрелковое вооружение состояло из двух спаренных 12,7-мм пулеметов Colt-Browning M2HB, установленных слева орудия, одного зенитного пулемета того же типа на крыше башни и одного курсового пулемета Colt-Browning М1919А4 калибра 7,62-мм, который обслуживался помощником водителя. В укладке размещалось шесть 11,43-мм пистолетов-пулеметов Thompson, по одному на каждого члена экипажа, и 12 ручных гранат. Боекомплект для крупнокалиберных пулеметов составил 2420 патронов, для 7,62-мм пулемета – 2500 патронов, для 11,43-мм «томпсонов» – 1080 патронов.

Ходовая часть танка Т29 заимствовала ряд узлов от серийного М26. В частности, гусеничные траки типа Т80Е3 шириной 23 дюйма (584 мм) были уширены за счет добавления «шпор» до 28 дюймов (711 мм), что позволило уменьшить давление на грунт. Опорные катки также заимствовались от М26, но их количество на один борт довели до восьми. Подвеска осталась индивидуальная торсионная. Ведущие колеса располагались сзади, направляющие – спереди. Верхнюю ветвь гусеницы поддерживали 7 колес малого диаметра. На танках могли использоваться гусеничные траки двух типов (Т80Е1 или Т84Е1) – по 102 штуки на каждый борт. Оба типа траков имели стандартную длину 152 мм и ширину 584 мм, но за счет введения дополнительных «шпор» их ширина увеличилась до 711 мм. Длина опорной поверхности гусениц равнялась 5,2 метра с левого борта и 5,3 метра с правого.

На опытном образце Т29Е1 устанавливался бензиновый 12-цилиндровый V-образный двигатель GM «Allison» V-1710-E32, оснащенный жидкостной системой охлаждения и развивавший максимальную мощность 750 л.с. при 2800 об\мин. Объём двигателя равнялся 28,03 литрам. В качестве топлива использовался бензин с октановым числом 80. Ёмкость топливного бака составила 222 галлона (840 литров), ёмкость маслобака – 49 литров.

Специально для Т29, в сотрудничестве с фирмой General Motors, был разработан интересный агрегат под обозначением ЕХ-120, оснащенный электроуправлением и объединивший в себе силовую установку и трансмиссию CD-850-1, которая имела поперечную передачу. Кроме того, данный блок выполнял функции рулевого механизма и тормозов (дискового типа). Впрочем, на всякий аварийный случай, водитель получил в распоряжение два дополнительных рычага механической системы управления. Трехступенчатая трансмиссия типа CD-850-1 с гидротрансформатором имела всего две передачи для движения вперед и одну для заднего хода. Интересной особенностью было дублированное управление – теперь танком мог управлять и помощник водителя. Для разворота требовалось на 1-й или 2-й передаче отклонить рулевой рычаг управления в требуемую сторону. Поворот на месте производился на нейтральной передаче, когда одна из гусениц подтормаживалась, а вторая продолжала движение.

В состав электрооборудования входило два генератора – один главный на 28,5 Вольт (200 А) работавший от двигателя и один вспомогательный с аналогичными характеристиками. Также танк оснащался двумя блоками аккумуляторных батарей. Электричество подавалось на внутреннее оборудование (приборы освещения, радиостанции и т.д.) и фары.

Не забыли американцы и про вентиляцию боевого отделения – два вентилятора, один из которых устанавливался на крыше башни (за местом командира), а второй на крыше корпуса (между местами водителя и его помощника), прокачивали 1500 куб.футов воздуха в минуту. Пожарное оборудование состояло из двух фиксированных и двух переносных огнетушителей заполненных смесью с углекислым газом массой 4,54 и 18,2 кг соответственно.

Средства связи были представлены радиостанциями SCR 508 (в качестве альтернативного варианта могла устанавливаться SCR 528) и AN/VRC-3 размещенными в нише башни. Антенны выводились на крышу. Внутри танка связь между членами экипажа осуществлялась при помощи 6-канального интеркома (переговорного устройства).

Пока фирма Pressed Steel Cat Inc. вела работы по танкам Т29 и Т30 война неуклонно шла к логическому завершению. Несмотря на это, потребность в новом тяжелом танке была настолько велика, что 1-го марта 1945 года был оформлен протокол ОСМ 26825, рекомендовавший постройку сразу 1200 машин. Спустя полгода (в августе 1945-го) в Ordnance Department решили, что особо спешить уже некуда и вместо серийного производства дополнительно заказали ещё 4 «пилотных» образца.

Но тут «внезапно» закончилась война с Японией и необходимость в Т29 потеряла прежнюю актуальность, тем более, что основные производственные мощности были загружены выпуском М26 «Pershing». Контракт с фирмой Pressed Steel Cat Inc. и, согласно протоколу ОСМ 28848 от 23 августа 1945, все материалы передавались Chrysler Corporation. К декабрю 1945 года из четырех танков был полностью готов один (он получил индекс Т29Е1), а второй находился в состоянии достройки. Поскольку спешить теперь было абсолютно некуда планы относительно Т29 вновь пересмотрели. Заказ расширили до 10 «пилотных» танков предназначавшихся для испытаний различных агрегатов нового поколения.

Доводка первого опытного Т29Е1 продолжалась очень долго – на Абердинский полигон танк передали лишь в октябре 1947 года. На испытаниях выяснилось, что в попытке облегчить жизнь водителю американские специалисты явно перестарались — электроуправление слишком сильно «сглаживало» усилия на рычагах, в результате чего водитель слабо «чувствовал» танк. В скором времени трансмиссию CD-850-1 заменили на более новую CD-850-2 с гидравлическим переключением передач, которая была более эффективна на высоких скоростях (то есть от 20 км\ч и больше). Впрочем, следует признать, что управление столь тяжелым танком было легким, не в пример «королевскому тигру» или ИС-2.

Дальнейшие события развивались следующим образом. Согласно протоколу ОСМ 31645 от 10 июля 1947 количество «пилотных» Т29 сокращалось до 8 единиц. В апреле и мае 1948 года на полигон в Абердине прибыло ещё два Т29. Главным образом испытывали различные компоненты силовой передачи по программам на надежность.
Тем временем Т29Е1 был отправлен на фирму General Motors, где на танк предстояло установить авиационный модифицированный двигатель Allison V-12. Второй опытный образец, обозначенный как Т29Е2 , получил новую башню Т5, разработанную специалистами из Массачусетсткого Технологического Института. Отличительной особенностью этой конструкции стал гидравлический привод поворота башни. Лафет Т123 также подвергся изменениями – количество цилиндров отката сократили до двух. В таком виде лафет получил обозначение Т123Е1, а орудие стали обозначать как Т5Е2. После установки гидравлической системы вертикального наведения обозначение лафета сменили на Т123Е2.

Между тем, далеко не все танки получили указанные нововведения. Практически все опытные Т29 (машины с порядковыми номерами от 3 до 7) оснащались орудием Т5Е2 и лафетом Т123Е1. В то же время танк с номером 8 получил орудие Т5Е1 и стандартный лафет Т123. Эту машину «зарезервировали» для испытаний оптического дальномера Т31Е1 с базой 8 футов (2,44 метра) и телескопического прицела Т93Е2 на лафете Т136. Дальномер был стереоскопического типа и имел массу интересных особенностей. Прежде всего, он не был подключен к другим системам управления огнём, а обслуживался командиром. Дальность до цели определялась вручную, при помощи контрольной коробки установленной под дальномером. После определения дальности и внесения всех поправок в контрольную коробку данные передавались через эластичный стержень к креплению телескопического прицела Т136. Впрочем, данная система оказалась ненадежной. Был выявлен большой люфт и неточное натяжение стержня, что не позволяло использовать дальномер в боевых условиях. И всё же дальномер оказался очень полезным приспособлением, особенно при стрельбе на дальность от 300 метров.

Кроме вышеуказанного, на танке Т29Е3 испытывались панорамные телескопические прицелы Т141, Т144, Т145 для стрельбы 105-мм орудия с закрытых позиций. Прицелы Т141 и Т144 устанавливались на креплении телескопического прицела наводчика, а Т156 на креплении телескопического прицела Т145 зафиксированном на крыше башни. Модифицированный таким образом танк стал обозначаться как Т29Е3 .

В целом, на судьбу проекта Т29 оказало влияние не только окончание Второй Мировой войны. После 1945 года противник сменился и вместо Германии «врагом №1» стал Советский Союз. Достаточно сказать, что к моменту отправки опытных танков на Абердинский полигон советские танкостроители освоили выпуск танков ИС-3 и ИС-4, обладавших 122-мм орудиями и лобовым бронированием толщиной 120-240 мм. Более того, активно велись работы по танку следующего поколения ИС-7, сравнительно с которым машины серии Т29 смотрелись далеко не внушительно.

Программа была окончательно закрыта в 1950 году, когда приоритет был отдан проекту Т43, позднее ставшим более известным под обозначением М103. Со временем все танки, за исключением одного, были отправлены на слом. Единственный сохранившийся Т29 сейчас является экспонатом музея. Ещё один из «пилотных» танков был модернизирован путем установки 120-мм пушки Т53 и получил обозначение Т34 – опыт оказался не слишком удачным и единственный прототип также был разобран.

Источники:
«Британские и американсие танки Второй Мировой войны» П.Чемберлен и К.Элис. АСТ\Астрель. Москва. 2003
P.Chamberlen and C.Ellis «British and American Tanks of World War Two», Silverdale Books, 2004
R.P.Hunnicutt «A History Of The American Heavy Tank» Feist Publications, 1987
R.J.Icks «A History Of The American Heavy Tank», AFV Weapons Profile, №41
Para Bellum: Тяжелый танк Т29
Бронесайт: Американские тяжелые танки
Фотографии корренспондентов журнала «Life» (1950 год)

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЯЖЕЛОГО ТАНКА
Т29 образца 1945 г.

БОЕВАЯ МАССА 64200 кг
ЭКИПАЖ, чел. 6
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 11570 (с орудием)
7610 (по корпусу)
Ширина, мм 3803
Высота, мм 3223
Клиренс, мм 478
ВООРУЖЕНИЕ одна 105-мм пущка Т5E1, три 12,7-мм пулемета Colt-Browning M2HB, один 7,62-мм пулемет Colt-Browning M1919A4 и шесть 11,43-мм автоматов Thompson
БОЕКОМПЛЕКТ 63 выстрела для 105-мм орудия
2200 патров для 12,7-мм пулеметов
2500 патронов для 7,62-мм пулемета
1080 патронов для 11,43-мм автомата
12 ручных гранат
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ бинокулярный прицел T143E1, перископ М10Е9, смотровые приборы M15 Plus и М13, указатель азимута Т19, квадрант вертикального наведения М9 и квадрант наводчика М1
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса (верх) — 102 \ 54°
лоб корпуса (низ) — 70 \ 54°
борта (передняя часть) — 76 \ 0°
борта (задняя часть) — 51 \ 0°
корма (верх) — 51 \ 9°
корма (низ) — 19 \ 0°
крыша корпуса — 38 \ 90°
днище (передняя часть) — 25 \ 90°
днище (задняя часть) — 13 \ 0°
маска орудия — 203-279 \ 0°
лоб башни — 178 \ 0°
борт башни — 127 \ 0°
корма башни — 102 \ 0°
крыща башни — 38 \ 90°
ДВИГАТЕЛЬ GM «Allison» V-1710-E32, бензиновый, 12-цилиндровый, мощностью 750 л.с. при 2800 об\мин, запас топлива 840 литров
ТРАНСМИССИЯ CD 850-1, механического типа 3-ступенчатая КПП, дисковые тормоза
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 8 обрезиненных опорных катков с индивидуальной торсионной подвеской, 7 поддерживающих колес, переднее направляющее колесо, заднее ведущее колесо, крупнозвенчатая гусеница Т80Е1 с траками шириной 711 мм и шагом 152 мм
СКОРОСТЬ 35,4 км\ч по шоссе
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 121 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. 60°
Высота стенки, м 0,66
Глубина брода, м 1,067
Ширина рва, м 1,91
СРЕДСТВА СВЯЗИ радиостанции SCR508 или SCR 528 и SCR AN/VRC-3