В течение двух недель в кинотеатре «Художественный» показываются фильмы режиссера, проходят встречи и мастер-классы с российскими и зарубежными актерами, которые снимались у Кончаловского, а в ресторане «Кофемания» на месяц прописались фото из личного архива режиссера. Но, похоже, даже в 75 лет у мэтра к жизни больше вопросов, чем готовых ответов. В этом лично убедился корреспондент «Вечерки».

Мне интересно говорить про вещи, которые волнуют меня больше, чем кино и театр, - признается Кончаловский. – Это судьба страны, та ситуация, в которой мы оказываемся, куда мы сползаем, причинно-следственные связи в истории России. Мы не задумываемся об этом, потому что у нас есть определенный шаблон мышления, вложенный в школе. Есть мифы, которые выдаются за реальность. Скажем, Бородинское сражение. Кстати, Кутузов в это время с каким-то графом запил и не приехал – у Толстого есть это в записках. Мы в принципе историю свою не очень хорошо знаем. И меня это волнует, потому что, не зная истории, ничего не понять про «сейчас».

А что вас, Андрей Сергеевич, больше всего тревожит в современной российской жизни?

Она не современна. Она такая же, как сто лет назад. Вот что самое печальное. Это иллюзия, что мы живем в 21 веке. Чехов как-то сказал: «Русскому человеку не хватает желания желать.» Вот я Андрею Миронову говорил много лет назад - учи английский язык, станешь мировой звездой.

Да некогда все, отвечает. Вот, если мне дадут роль…

А кто тебе даст, если ты не говоришь по-английски?

Вот это наше ЕСЛИ – неправильно. Поскольку у русского человека очень мало желания желать – то очень многих людей «жизнь живет». Но дублей нет. Каждый день неповторим. Это надо для себя понять. Ни один день не повторяется. Но когда вы молоды, вам кажется, что вы бессмертны.

Наше общество деградирует?

Я думаю, что деградирует европейское общество, а мы все-таки европейцы… Мы деградируем вместе с Европой - она потеряла ориентиры. Свобода стала производить неправильные продукты. Свобода предпринимательства привела к Уолл-стриту, страшному предпринимательскому краху. Свобода в искусстве привела к тому, что оно стала прибежищем химер. И рынок победил искусство. Сейчас искусство – то, что можно продать.

Кто сейчас все-таки «герой нашего времени»?

В конце прошлого века таким героем был Леня Голубков. А сейчас… Я не знаю… Если серьезно, чтобы это задело всех людей, а не часть народа… Я думаю, что тогда героем нашего времени стал бы офицер, у которого нет квартиры, и жена у него ушла. Он занялся бизнесом и на него наехали. Тогда он стал искать, кто на него наехал…

Вас часто спрашивают о том, как попасть в Голливуд, как добиться успеха?

Часто. И я всегда отвечаю: купите билет и поезжайте. Пробуйте. И все. А как добиться успеха - рецептов тут никаких нет. Есть рецепты, как стать здоровым. Я думаю что Голливуд - не главное. Это очень часто иллюзия у актеров – я стану знаменитым и все по-другому пойдет. А до этого времени мы как-то перебьемся. Это неправильно. Надо получать удовольствие от того, что имеешь сейчас, ничего в 2050 году не будет.

А кто более профессионален – наши артисты или голливудские?

Конечно, в Голливуде очень профессиональные артисты. Потому что те, кто снимается в Голливуде, получает много денег. Нужна форма. Но насчет таланта не могу сказать. Талант – как деньги. Или есть, или нет. Артист, в принципе, везде одинаков, он как ребенок. Но русскому артисту проще унижаться. А часть актерского мастерства – это способность быть смиренным и унижаться. Это в принципе тяжелая профессия, не советую этим заниматься.

Когда уже поздно учиться на режиссера?

Да никогда не поздно. И в 70 лет можно снять первую картину, и она будет гениальной. А может быть, и дрянь. Ничего никогда не поздно - за исключением определенных вещей физиологического характера… Но - когда есть желание. Нет желания - все поздно. Жизнь – это желание. Нет желания – нет жизни.

Что для вас главное в работе режиссера?

В киноискусстве главное - человеческое лицо.

А какими средствами вы это делаете - не имеет значения. Или примитивной камерой, которой снимали Чарли Чаплина, или совершенной техникой. Константа - все равно человек. Другой вопрос – должна быть почва для любого зерна… В 60-е годы все не думали о том, сколько картина заработала. Нам важно было, кто снимает. На Антониони и Феллини стояли очереди. Но уже в конце 80-х они исчезли. «Мои зрители умерли», - сказал как-то сам Феллини, когда они с Бондарчуком зашли на сеанс его фильма и застали пустой зал.

Вот в чем дело. Сейчас другие зрители. Молодые режиссеры не могут ни на что опереться. Я учился у Бергмана, Куросавы - это сейчас бесполезно, не нужно. Другой мир, другие приоритеты, другая почва. Мы живем в очень безжалостном мире.

Для кого вы снимали свои картины?

Очевидно, для людей которые любят читать. Но не для тех, кто жует попкорн в кинотеатрах. Вы знаете, почему американские картины такие громкие? Чтобы заглушить звук – люди входят и выходят. То есть идет двойное потребление продукта – виртуальное и реальное.

Смысл того, что я делал – помочь понять зрителю то, что нельзя объяснить словами. Вы можете влюбиться в негодяя… Любят не за то, что хороший, а за что-то другое. Это загадка человеческой жизни. Важно понять, как все относительно в жизни.

А почему вы не сейчас снимаете современное кино вроде «Глянца»?

Все мои картины - современные. Дело не в «Глянце». Можно снять про сестру Аленушку и братца Иванушку и все будут плакать. А можно снять «Глянец» - и все будут спать. Дело не в современности, а в том чтобы волновало. Я вот снял картину про Генриха Второго, посмотрите – тоже волнует. «Одиссея» - это вообще 3 тысячи лет. Волнует – тогда хорошо.

Какие фильмы вы любите?

Мои режиссеры - Феллини, Куросава, Бергман, Джон Форд. Я люблю картины, в которых видно что автор любит людей. Или ненавидит одновременно. Но не презирает.

Должно ли кино давать надежду?

Искусство, безусловно, должно давать надежду. Но это не значит, что все будет хорошо. В трагедиях много смерти. Давайте оставим в живых Гамлета или Ромео с Джульеттой. Представьте - они поженились, начались дрязги. Ревность. Он изменил. Она тоже. Кончилось тем, чем все начинается - дерутся два клана. Поэтому давать надежду - это любить героев. Если вы их любите, а они умерли, вы плачете - то это надежда. А если они живы, но вам до фени – то никакой надежды нет.

Что такое счастье?

Я вам скажу. Вспомнил научное определение. «Счастье – когда самая насущная потребность у вас удовлетворена и эмоциональный шок от того, что она удовлетворена еще не затемнен новой потребностью.»

Андрей Сергеевич, что в планах?

Может быть, весной буду ставить в Италии спектакль. Надеюсь, что поставлю в театре Моссовета Шекспира или античную драму с рок-н-роллом. Мечтаю хоть раз в полгода, но в один день играть два спектакля - утром «Дядю Ваню», вечером – «Три сестры», причем одним составом. Как играет две симфонии один оркестр.

А цель вашей жизни сейчас отличается от той, какая была у вас в 25 лет?

В 25 лет мне больше всего на свете хотелось доказать, что я гениальный и поехать за границу... А сейчас мне больше всего на свете хочется, чтобы меня дети любили и внуки не забыли. Уж правнуки – бог с ними.

Какие ошибки молодости сейчас не сделали бы?

Нет, все те же самые сделал бы. И не жалею ни о чем.

Начинать никогда не поздно, но лучше – раньше
Общий привет всем фитфановцам, а - персональный привет!
Почему персональный привет - потому, что я приветствую людей, которые, несмотря на возраст и разные отягчающие причины, находят в себе силы преодолеть обычную человеческую лень и инерцию, и приходят в тренажерные залы.
Ваш возраст для женщины (в 45 баба ягодка опять), золотое время, когда еще не все потеряно и возможности для развития самые перспективные.

Для мужчин самый расцвет сил - это 55 лет, так что вашему мужу стоит подойти к этому возрасту в полной форме.
Заявляю об этом вполне ответственно, поскольку прожитые мною годы впитали достаточно опыта в этом плане.
Поскольку я лет на двадцать с гаком старше вас, то успел на себе испытать все прелести активного безделия, чем бы оно ни оправдывалось, - работой, усталостью и, даже, болезнью.
Но заняться собою и своим телом я смог всего два года назад, когда окончательно расстался с производством, которому отдал более 45 лет (и заметьте - лучших лет) и окончательно стал пенсионером.
Наверное, если бы я не оставил работу, то и до сих пор бы только мечтал о спортзале (что я и делал лет 35). Так что - спасибо тебе, пенсия, которая дала мне массу свободного времени и заставила его чем-то заполнить.
В этом плане я, по доброму, завидую вам, levmarinka, потому что у вас впереди отличные перспективы!
Так вот, два года назад я пришел в бывший зал штанги и начал свои тренировки. Поначалу было неловко рядом с ребятами, которые годятся мне уже во внуки, но постепенно, я освоился и привык к окружению, впрочем, как и оно ко мне.
Может, мне было легче, поскольку у меня за плечами было 10-летнее спортивное прошлое, в котором я стал кандидатом в мастера спорта по штанге (в троеборье) и чемпионом Днепропетровской области среди студентов, хотя и не обладал природной силой.
Я имел представление о тренировочных принципах, сам длительное время составлял себе тренировочные планы и тренировался по ним.
Но те времена давно ушли, я стал совершенно другим, и методы тренировок пришлось корректировать на ходу.
Пришлось заглянуть в труды Джо Вейдера, который "сделал" Арнольда Шварцнегера и создать что то, типа системы для себя.
Поскольку я по характеру спортсмен и обычное "качание" меня не очень прельщало, то я сделал упор на пауэрлифтинг с элементами тренировки по Джо Вейдеру.
Дела мои шли очень тяжело, приходилось насиловать себя и заставлять регулярно ходить на тренировки. Мое упорство дало определенные результаты, и уже через год я выступал на соревнованиях по жиму лежа среди ветеранов и даже стал чемпионом в своей возрастной категории.
Кроме чисто спортивных результатов, за год я сбросил почти 6 кг жировых отложений в районе "животика", что уменьшило объем моей талии на 4 см.
Когда я начал тренировки, то не мог ни разу отжаться на параллельных брусьях, через год я довел отжимания до 16 раз за один подход. Остальные силовые показатели тоже выросли.

Забыл о спине. До прихода в зал, я вставал с кровати или дивана только методом перекатывания на живот, а потом на колени. Теперь я, действительно, забыл о спине и легко поднимаюсь сразу на ноги. Добавлю еще, что перестали подкашиваться коленки и по лестнице теперь я поднимаюсь без опаски.
Короче, рассказал много и можно подумать, что у меня не осталось проблем, но это не так. За последний год я перенес 3 операции и, не смотря на это, снова начал свои тренировки. Начал, практически, с нуля, но постепенно восстанавливаюсь и хочу превзойти свои прошлогодние достижения.

Скептикам скажу, что только упорная работа над собой и своим телом позволит вам жить полноценной жизнью и радоваться процессу под названием жизнь.

Жить в кайф, выйдя на пенсию? Воплотить мечту после 70? Стать примером стойкости для правнуков? Здесь собраны истории людей, которые доказали, что это реально, возможно и достижимо.

Игорь Гольдман начал заниматься спортом, когда ему было 65 лет. Сейчас ему 78, он ставит мировые рекорды в жиме штанги, а в свободное от соревнований время руководит биотехнологическим центром и работает над получением ключевого для человеческого иммунитета белка - лактоферрина.

В Новосибирске есть группа айкидо, всем участницам которой больше 60 лет. Нине Мельниковой и Антонине Куликовой - по 73 года, они занимаются больше семи лет и проводят броски и страховки высокой сложности.

Благодаря постоянным тренировкам 75-летний лыжник Борис Улатов преодолевает десятикилометровую дистанцию за полчаса! Для сравнения - 26-летний чемпион мира и двукратный олимпийский чемпион Петтер Нортуг проходит ту же дистанцию на 9 минут быстрее. В свои 75 лет Борис Улатов служит сторожем на кладбище. Такая работа его очень устраивает потому, что позволяет готовиться к международным соревнованиям.

«Многие уже в 40 лет считают, что поздно начать делать что-то новое. Это неправда. Я впервые начала заниматься танцами на шесте два года назад, в 59 лет». На фото: Грета демонстрирует статичную позицию «Флаг», которую она способна удерживать в течение более чем десяти секунд.

Робер Маршан отметил столетний юбилей на велотреке. В свой день рождения он проехал 23,2 километра за 60 минут. А через три месяца побил собственный рекорд - преодолел за час 24,25 километра и даже не запыхался. «Мог бы ехать быстрее, - признался Робер, завершив дистанцию. - Но не хотел сбивать пульс». Из-за Маршана Международному союзу велоспорта пришлось создать новую соревновательную категорию: «мастер велоспорта старше 100 лет».

Жаклин Мэрдок с юности мечтала стать фотомоделью. Ее мечта осуществилась только в 82 года, когда она стала лицом бренда Lanvin и прославилась на весь мир.

Сания Сагитова вышла на пенсию и решила путешествовать. Автостопом. К 69 годам она в одиночку объехала уже около 40 стран.

В 2008 году отставной военный из Непала Мин Бахадур Шерчан совершил свое первое восхождение на Эверест. Он оказался на вершине за несколько дней до своего 77 дня рождения.

Когда Евгении Степановой исполнилось 60, она решила стать профессиональной спортсменкой.
В качестве вида спорта Евгения выбрала для себя прыжки в воду с вышки. И приступила к активным тренировкам - в ожидании международных соревнований.

Домохозяйка Ингеборг Моотц начала играть на бирже когда ей было 75 лет - без специального образования, опыта и без больших сбережений. За последующие 15 лет она стала одним из самых успешных игроков Германии, заработала на бирже миллион евро и написала книгу о торговле на фондовых рынках.

В 69 лет лондонская медсестра Кей Д"Арси решила осуществить свою мечту и уехала покорять Голливуд. Сейчас, в 80, она играет главную роль в сериале «Агент-88» - самого опасного убийцу в мире.

Галина Цверова из Сочи начала заниматься штангой только в 75 лет. А сейчас, в 82, в жиме лежа она без проблем поднимает 50 килограммов. В ее возрастной категории это вот уже несколько лет - лучший результат в мире.

Виладин Зедан поступила в университет в 71 год, а в 85 защитила диплом. В отличие от многих других вчерашних студентов, она моментально нашла себе работу. Сейчас 85-летняя Зедан - официальный ассистент собственного терапевта.

Всю свою жизнь японец Шигео Токуда проработал клерком в офисе туристической компании. А после выхода на пенсию переквалифицировался в порноактеры. Сейчас Токуде 79, на его счету больше 350 картин. За последние годы он не только приобрел огромную популярность среди ценителей жанра, но и фактически создал новый тренд в японской порноиндустрии.

Аида Мендес из Бразилии впервые прыгнула с парашютом когда ей исполнилось 100 лет. Ей так понравилось, что с тех пор она прыгнула еще несколько раз.
«Нужно быть храбрым, в жизни пригодится», - пояснила она, приземлившись после своего третьего прыжка в возрасте 103 года.

(1 голос : 5.0 из 5 )

Первые дети, которые посмотрели анимационный фильм «Вверх», уже выросли. Этот красивый, упоительный, немного сентиментальный мультфильм был представлен миру в мае 2009 года, но и за девять последних лет не устарел. Можно ли смотреть его с пользой для души, и если да, то в чем его христианские смыслы?

А что в копилке?

Нет, мы не станем критиковать западную кино- и мульт-продукцию – православные сайты и так в этом преуспели, разгромив неблагообразную «монстровидную» семью «Шрека» и его «голливудские ценности», хотя именно они-то и есть объект особой иронии мультипликаторов. Но оставим Шрека за кадром.

И признаем факт, что русская копилка хороших, добрых и нравственных мультфильмов начиная с постсоветского времени не намного пополнилась. Богатырская серия прекрасна, выучена детьми наизусть, но после первых нескольких версий началось неизбежное снижение качества последних вариаций на тему богатырей, а вслед за этим и падение зрительского интереса. Ярких премьер нравственных и добрых мультфильмов в прокате почти нет.

Так что бы нам посмотреть на семейном вечере, чтобы просмотр был и увлекательным, и веселым, и поучительным, и душевно-содержательным для всего семейства? А давайте посмотрим «Вверх» – историю о том, как любовь к ближним творит чудеса в повседневности и как невозможные мечты становятся реальностью.

О качестве мультфильма как скромного, но все же произведения киноискусства говорят его награды и оценки – два «Оскара» за лучший анимационный фильм и музыку к нему, «Золотой глобус», две прочих кино-премии и специальное упоминание на Венецианском кинофестивале, дважды номинация на «Оскар» и «Гремми» в последующие годы. Но вот о душевно-духовном содержании мультика судить нам, его зрителям.

Анимационный фильм «Вверх» – не о супер-героях со сверхспособностями, которые давно «переплюнули» всех и совсем не нуждаются в присутствии Бога (за что, в общем, вполне разумно критикуют многие американские мультфильмы).

Скорее, наоборот, этот мультик – о простом и обычном человеке со всеми его слабостями и недостатками , который, несмотря на преклонный возраст, не исчерпал внутренние ресурсы и душевные возможности к переменам – к исправлению себя и своей жизни.

К Райскому водопаду

Что нужно, чтобы всё исправить, когда, кажется, уже совсем поздно и непоправимо? Наверное, некий зов свыше , а также способность его своевременно расслышать и живо откликнуться «всем разумением и всем сердцем своим» .

Главный герой мультфильма по имени Карл поймал свой «ветер перемен». Он говорит с нами родным голосом Джигарханяна, чем покоряет с первых слов. Но не меньше располагает к себе и удивительная, и вместе с тем такая обыденная история его жизни и любви.

За первые минуты фильма (пожалуй, самый удачный фрагмент мультика, который продолжается без слов, потому что не нуждается в них – и так каждому понятен) перед нами промелькнут лучшие годы героя.

Маленький Карл – застенчивый мальчик, забравшийся в пустой дом и встретивший там свою полную противоположность, необычайную девочку Элли – вызывает у зрителя большую симпатию и умиление. Родом из детства ­– не только дружба, но и настоящая взаимная любовь и мечты о приключениях у Райского водопада.


Отсылка героев и их мечтаний к раю глубоко не случайна
– памятью о его золотом веке пронизана вся человеческая культура с древнейших времен и до наших дней. Как Адам и Ева, Карл и Элли преданно любят друг друга и тоскуют по утраченному прародителями и недостижимому на земле райскому состоянию.

«Ну, ты со мной? Тогда крести сердце !» – восклицает Элли. И Карл еще не знает, что однажды в старости эта фраза еще коснется сердца и изменит его сознание.

Вскоре они понимают: видимо, любовь друг к другу еще не гарантирует полного блаженства «в мире лукавом, скорби исполненном» – вместе супруги переживают трудности, болезни, бездетность и безденежье. Райский водопад как место на карте, запечатленное на фото в детской вырезке из газеты, так напоминает им истинный Рай и потому настолько для них близко и притягательно. Но так недостижимо!

Размеренность быта, ход событий всё дальше отодвигают желаемое – путешествия откладываются до последнего, и вот «последнее» наступает – Элли заболевает и покидает этот мир, а Карл превращается в угрюмого нелюдимого и разочарованного старика, затворившегося в глубокой печали.

Если очень поверить

Герой душевно застыл в переживании своей потери и нереализованной мечты. В таком состоянии Райский водопад (да и собственно рай) кажется нелепой детской фантазией. Жизненная перспектива сужается до игольного ушка: осталось разве что отправиться доживать в дом престарелых, а затем покинуть этот мир…

Но и в этом, казалось бы, безнадежном разочарованном состоянии человека находит Бог. Он заставляет Карла встряхнуться, поставив его в крайние обстоятельства. Маленький, но дорогой его сердцу домик в каменных джунглях мегаполиса, в котором каждый уголок и каждая вещь связаны с Элли и их счастливым прошлым, теперь подлежит сносу, со дня на день его отсудят… Защищая свою честь и право на жизнь, раздраженный нервный старик дает отпор обидчикам – и сам оказывается на скамье подсудимых. Теперь, кажется, финал истории предсказуемо-неизбежен – его ждет унылая жизнь в социальном учреждении.

Как нам расстаться с тем, что бесконечно дорого? Как смириться с невосполнимой утратой? Можно ли забрать с собой хотя бы толику тепла и любви, когда вот-вот попрощаешься с жизнью? Вот такие, и не только, философские вопросы ставит перед нами этот мультик. И ответ на них дается незамедлительно – по законам сказки, а этот закон – чудо .

Если очень-очень поверить , а потом долго надувать воздушные шарики и привязывать их к крыше своего дома – он может оторваться от замшелого фундамента и приподняться над заскорузлой действительностью. И даже высоко взлететь! «Вверх»,– говорят нам аниматоры и вслед за Карлом взмывают над землей.

Значок любви

И вот, летим – на проплывающие внизу многоэтажки от шаров ложатся радужные блики, от которых лица заскучавших дома детей расплываются в улыбках. Невозможная мечта стремительно приближается. Но, оказывается, есть вещи, ради которых необходимо отказаться от мечты всей жизни, даже когда до нее остался один шаг.

Вот тут и возникает главный внутренний конфликт этой ленты – глубоко христианский парадокс. Оказывается, не пожертвовав самым ценным ради другого, невозможно добраться к Райскому водопаду – но, даже если доползешь до обетованной земли, то без творимого тобой во имя любви обретенный Рай не принесет радости.

Мальчик Рассел неслучайно оказывается в летящем доме. Именно он помогает старику почувствовать себя живым – понять, что он способен чем-то поступиться, что-то отдать, то самое, ради чего на старости лет полетел по небу. Причем любить не только в прошлом, но и здесь, и сейчас. Что он еще способен на добрые и искренние человеческие чувства и может проникаться чужой болью, например, историей ребенка, к которому давным-давно не приходит папа. Ради встречи с ним на вручении долгожданного следопытского значка малыш готов на любые подвиги, но беда в том, что его ожидание безответно.

Нет, говорят авторы фильма: настоящая любовь должна быть ответной – и по законам сказочного жанра в конце обязательно появится кто-то, кто приколет к груди ждущего мальчика хоть маленький знак этой любви – простенький жестяной значок. И Карл приходит, поднимается на школьную сцену, чтобы совершить этот важный и высокий душевный подвиг. А затем вписать его в их общую с Элли книгу приключений, которая для истории этой любви имеет ценность почти что семейной Книги Бытия…

Фабула мультика одинаково прозрачна и для маленького, и для взрослого зрителя: Господь как любящий Отец тоже готов прийти к каждому, порой в самое неподходящее и неожиданное время . Устроить нам любые невероятные испытания и приключения, чтобы и мы, наконец, очнулись для настоящей жизни и самоотверженной любви, для открытой нам возможности спасения.

Мультик указывает правильную траекторию внутреннего движения . И, следуя выбранному направлению, мы можем почувствовать – Бог есть и Он рядом. Стоит только обратить свой внутренний взор вверх.

Валентина Киденко

Фото из открытых источников


Многие из девушек поступают в университеты к 30-ти годам и доказывают, что учиться никогда не поздно. Но есть множество навыков, для которых не нужны вузы – ими вполне можно овладеть самостоятельно, при помощи курсов или ютуба. Шесть девушек, научившихся чему-то новому в осознанном возрасте, рассказали The Devochki , почему решились только сейчас, каким образом это повлияло на их жизнь и как это - учиться в возрасте, когда «уже все надо знать и уметь».

Юлия Берулава и синтезатор

Игра на рояле у меня значилась в огромном списке «Успеть сделать до 30-ти». Список был внушительный, а вот с галочкой «выполнено» оказались лишь несколько пунктов. У меня всегда были трудности с тайм-менеджментом, так что это неудивительно. К тому же я яркий представитель своего знака зодиака - Близнецы, а мы часто загораемся чем-то и так же быстро потухаем.

Рояль (точнее, синтезатор) вернулся в мою жизнь благодаря сыну. Ему пять, и нет – в нем пока не замечены задатки второго Бетховена. Давид попросил привезти из квартиры бабушки мой синтезатор, который, зная о пунктике «успеть до…», подарил однажды муж. Сыну хватило два раза нажать на клавиши и потерять интерес, а вот я в свои 34 года опять загорелась. Благодаря миру новых технологий, приложениям и спасительному YouTube начала учиться. За тайм-менеджмент теперь отвечает SimplePiano на телефоне, чтобы я не забыла вечером найти 30 минут драгоценного времени на свою мечту.

Занимаюсь уже четыре месяца. Я не сдаюсь. Теперь умею читать ноты, играть двумя руками и надеюсь когда-то удивить друзей невероятным исполнением композиций Алиши Киз.

В моем списке также - выучить французский язык и плавать «богиней» в океане, море, бассейне.

Анна Сарапион и шитье

Я родилась в семье, где все знали, что такое выкройка, что ножницами для ткани нужно резать только по ткани, а не бумагу, как я. Где материал ценился даже в самых мелких кусочках, а заправлять нитки в шпульку было искусством. Я видела много разных швейных машинок: от ручных, ножных и до самых современных. В своей жизни много раз слышала слова «мерки», «припуски», «выточки» и так далее.

Жить в такой атмосфере для многих, наверное, значило бы все знать и уметь и хотеть шить. Но не в моем случае. Мне казалось, что не смогу из-за проблем с глазомером. Да и мама как-то сказала, что не хотела бы, чтобы я шила. Поэтому, несмотря на то, что бабушка часть своей жизни провела на фабрике одежды, мама преподавала и шила все, о чем только можно мечтать, я прошла мимо этой темы.

Лет десять назад во мне проснулся необычный интерес к одежде. С тех пор мечтаю, что все-таки научусь шить, и слово «выкройка» уже никогда не будет меня пугать. Когда муж узнал о моей мечте, на годовщину подарил мне швейную машинку. Следом были куплены классные ножницы, нитки и ткань, но дело так и не пошло. Стыдно признаться, но машинка до недавнего времени несколько лет просто пылилась, я ни разу ее не открыла. Меня охватывал такой страх, что я не осмеливалась даже подойти к ней.

Казалось, что ничего не получится. Что все те ужасные уроки черчения помешают сделать мне нормальную выкройку, что руки станут не так и строчка съедет. Я жутко боялась, но все так же мечтала. И постоянно находились разные причины: то нет времени на школу, то нет денег.

Несколько недель назад знакомые из швейного кооператива ReSew разместили объявление, что запускают школу кройки и шитья. Я поняла, что это мой шанс. Успокоила страх и скоро уже дошью штаны. А потом платье или рубашку и, может, даже что-то еще. Наши мечты часто сопровождаются страхами. Наверное, мы боимся, что желания станут реальностью, и мечты больше не станет. Но ничего, придумаю новую. В конце концов, они же должны сбываться.

Алиса Иванушкина и велосипед

В моем детстве был трехколесный велик, красивый, глянцевый, с ленточками на руле. И я гоняла на нем, пока не выросла. Потом папа мне купил двухколесный, но тот оказался с заводским браком - педали не крутились. Я ждала и мечтала, что можно будет как-то исправить дефект или купить новый. Но денег на новый не было, а с этот нельзя было починить. Так я обиженная и выросла.

Училась, работала, много времени тратила на книги, самообразование и всегда немного с завистью смотрела на тех, кто путешествует на велосипедах или просто катается в парке. Мне казалось, что уже поздно и смешно учиться ездить. Но этим летом друг прикатил ко мне на ярком велике, и я поняла, что это мой звездный час!

Чувства были неоднозначные. Я всегда и все в своей жизни контролирую, все умею, руковожу большими компаниями – и тут кто-то бежит за мной и страхует, чтобы я не свалилась…

Делать первые круги было страшно: непонятно, как тормозить, как держать равновесие. А потом я смогла! Радовалась искренне, как маленький ребенок, хотелось кричать от восторга, потому что ветер в волосах, потому что могу, потому что учиться никогда не бывает рано или поздно.

Ольга Кондакова и рисование маслом

Период с 25 до 30 лет у меня был своеобразной экспериментальной пятилеткой. Появился нормальный доход, и я начала пробовать если не все подряд, то очень многое. Большинство занятий так и закончились на стадии эксперимента. Или же, получив какой-то результат, я бралась за следующее. Так, в анамнезе остались уроки игры на гитаре, уроки вокала, занятия народными танцами, плавание, лыжи.

Свое хобби нашла не планируя, благодаря стечению обстоятельств и очередному «хм, чем бы заняться?». Все, что связывало меня с рисованием ранее – брат, который всегда делал за меня домашние работы по этому предмету в школе.

До 30 лет я и не думала о том, чтобы рисовать. Интересовалась живописью на уровне обывателя, восхищалась людьми, которые могут сотворить шедевр кистью, но сама не посягала. Случайно попала к одной художнице, которая спонтанно решила организовать студию. И увлеклась.

Первая работа маслом давалась мне с таким трудом… Я с завистью смотрела на соседей за мольбертами, которые начинали и заканчивали картины за два часа или за два занятия. У меня на маленькую картинку ушло месяца два! В процессе даже уши болели от напряжения, в какой-то момент, кажется, я поняла Ван Гога, который себе одно отрезал.

После я перепробовала разные студии, брала уроки графического рисунка и композиции. Моя безоговорочная любовь – эта масляная живопись. Последние несколько лет хожу в одну и ту же студию, где потрясающая атмосфера, где всегда помогут советом, но в целом не вмешиваются в процесс, позволяя творить в полной мере. Я не могу сказать, что научилась рисовать, у меня все еще слишком мало практики. Но я получаю колоссальное удовольствие от процесса. Мои друзья и родственники - пока что единственные потребители результатов моего творчества. Говорят, что получают удовольствие, созерцая мои работы на своих стенах. Надеюсь, что не врут.

Юлия Джугастрянская и хайкинг

Первые горы случились со мной довольно поздно – лет в 20. Когда вместе с другими победителями конкурса «Студент Киева» я оказалась в зимних Карпатах. Именно они подарили мне ощущение полета, которое навсегда станет ассоциироваться с горами, – сначала на параплане, а потом и на лыжах. Правда, через два года я получила травму и на лыжах не стояла уже лет десять.

Однажды мне заказали на перевод «Кима» Киплинга – роман, который никогда ранее не переводился на украинский и считается вершиной творчества сэра Редьярда. Там очень убедительно описывались и Гималаи, и тибетские отроги. Зимними вечерами в Киеве я просиживала часы напролет над картинками из Википедии и Google maps, пытаясь разобраться в маршрутах героев. В один из таких дней на исходе зимы 2012-2013 года я получила сообщение от знакомого: «Хочешь поехать в Тибет? – Да! – Тогда лови описание».

До момента сбора группы в аэропорту все казалось мне нереальным. Во-первых, я до этого не занималась никакими физическими нагрузками, а гулять предстояло на высоте около 5500 м, во-вторых, я понятия не имела, что такое рюкзак, спальник, зачем нужны все эти таганки-кружки-термосы, а уж тем более – такое странное содержание аптечки (о горной болезни узнала потом).

Меня предупредили, что надо будет проходить в день не менее 10 км с весом, а значит, необходимо подготовиться. И я тренировалась – целью было пробежать 4 км без остановки.

Я бегала каждое утро в парке – в любую погоду. Особенно нравилось в снег и в дождь – благо, экипировка позволяла. Ощущать прохладные капли на разгоряченной коже – это невыразимый кайф. Помните, когда в конце марта Киев аномально завалило снегом? В парке тогда я бежала одна, вслед за грейдером, расчищавшим основные дорожки. А там, где их не было, я прорывалась по колено в снегу, ориентируясь на следы самых ранних и отчаянных собачников. И была непередаваемо счастлива.

18 апреля мы вылетели в Непал. Все было внове и непривычно. Я впервые поехала в путешествие с группой после той поездки в Карпаты. Впервые – в Азию. Впервые прочувствовала, что значит «резкий набор высоты» и что такое горная болезнь, когда ты внезапно начинаешь ощущать все свое тело, каждую его клеточку, замедляешься, будто космонавт на Луне. Начинаешь двигаться очень плавно, потому что любое резкое движение отзывается резкой болью в затылке. Но боль уходит довольно быстро и вместо нее приходит эйфория, когда весь мир прекрасен, ветер на перевале полощет флаги, и хочется бегать и прыгать. А гид объясняет, почему эйфория иногда бывает опасной. Странный человек, ей-богу!

Настоящая «горянка» меня таки догнала в Шигадзе – за компанию с соседкой по комнате. Я увидела, как человека на ровном месте накрывает головной болью, жаром, рвотой и таким ознобом, что под тремя одеялами тело буквально подпрыгивает на кровати. Через полчаса у меня повторились все ее симптомы. Четко помню, как стояла над умывальником в ванной посреди всего этого мрамора и зеркал (нам достался трехзвездочный отель), разозлилась сильно и решила, что со мной такого больше не произойдет. С тех пор сколько и по каким горам я бы ни шаталась – «горянка» меня не берет.

Горы научили слушать свое тело и свой ритм. Это залог выживания и удовольствия на высокогорье. Помню, как надо было подняться на перевал Дролма-Ла. С 4700 на 5660 метров. Идти пару километров, но вверх по тропинке. Наша цепочка быстро распалась: те, кто посильнее, ушли вперед, те, что послабее, начали останавливаться, и мне казалось, что я иду одна. С каждым шагом все медленнее и медленнее, с каждым вдохом сердце в груди взрывается и разносится колючими осколками по всем венам. А надо делать вдох. И шаг. И еще вдох. Еще шаг, и еще, и еще. Медленнее, еще медленнее, только не останавливаться, идти.

Я чувствовала, что уже не иду, а переваливаюсь с ноги на ногу, и рядом нет никого. Оказывается, шерп все это время был рядом, отставая на полшага. Увидев, что я совсем плоха, он забежал вперед и заговорил по-тибетски. По интонациям я догадалась, что он спрашивает, как я, и показывает рукой – Дролма-Ла! Поднимаю голову – до вершины перевала оставалось каких-нибудь 50 метров, и там, наверху, вставало солнце. А ведь выходили мы еще затемно.

Эта эйфория – ощущать себя, свое тело, воздух в легких, рассвет в глазах и на коже, каждой мышцей и косточкой – осталась со мной. Горы научили меня идти вперед к цели. Потому что только так можно жить, ощущая себя живой.

Катерина Бякова и программирование

Я работала в клиентском сервисе IT-компании, когда в начале 2014 года решила изучать CSS. Мне тогда исполнилось 29 лет, за плечами был диплом инженера-переводчика в кораблестроительном, в котором я разочаровалась, и восемь лет поисков себя в маркетинге, продвижении брендов и рекламе.

В 2013-м мы запустили бренд -FINCH, а к концу года набили шишек и решили в корне менять стратегию. Нужен был веб-сайт. Мы только начинали формировать свой стиль, но уже не могли позволить себе сделать дешевый сайт-визитку или использовать бесплатный конструктор. При этом бюджет ограничивался нашими небольшими сбережениями.

Свою вторую работу мы держали в тайне даже от друзей. Сейчас это кажется смешным, но тогда было важно. Я не могла обратиться к коллегам за помощью, но уже кое-что умела. Например, могла использовать готовые шаблоны на базе WordPress, наполнять сайты контентом и настраивать через админку. Но чтобы сделать по-настоящему крутой сайт, этого мало. Нужно было уметь кастомизировать темы.

Я начала учить CSS по видеоурокам, по часу в день: оптимальный формат в моем тогдашнем ритме жизни. Это оказалось интересно и смешно, особенно потому, что автор уроков неверно произносил английские слова, которые составляют основу логики CSS. За месяц я поняла структуру, выучила селекторы для правил. В конце концов, все оказалось гораздо проще, чем я представляла.

Разобравшись с CSS, я поняла, что мне под силу все. И что я должна заниматься брендом на 100%, потому что частичная занятость в проекте – это частичный результат.

Я уволилась и начала работу над сайтом FINCH, а в сентябре 2014-го мы перезапустились с новым ассортиментом и интернет-магазином. До сих пор я постоянно вношу изменения в его работу, делаю более юзабильным. И не привлекаю сторонних программистов. Сейчас мне 33, я могу и буду учиться всему, что мне интересно.