Келдыш Мстислав Всеволодович (1911-1978), математик, механик.

В 1915 г. семья эвакуировалась в Москву. В 1927 г. Келдыш окончил школу, но в институт его не приняли; были сложности и с поступлением на физико-математический факультет МГУ из-за социального происхождения и наличия дяди, ушедшего с Белой армией. Однако благодаря выдающимся способностям в 1931 г. Келдыш окончил университет и стал сотрудником ЦАГИ (в городе Жуковском Московской области). Затем работал в МГУ и Математическом институте имени В. А. Стеклова АН СССР.

В 1938 г. стал доктором наук, в 1946 г. - академиком. В 1946 г. совместно с С. П. Королёвым и И. В. Курчатовым руководил созданием ракетно-ядерного оружия.

В 1953 г. Келдыш занял должность директора Института прикладной математики АН СССР. Основные труды учёного относятся к области математики, механики и аэрогазодинамики летательных аппаратов. Келдыш внёс большой вклад в развитие вычислительной и машинной математики, руководил работами по созданию ЭВМ.

Он выступил одним из инициаторов развёртывания работ по исследованию космоса, возглавив с середины 50-х гг. разработку теоретических предпосылок вывода искусственных тел на околоземные орбиты; принимал участие в создании первого искусственного спутника Земли.

Сформировал ряд основных теоретических положений современной аэродинамики и ракетно-космической техники.

В 1961 г., после полёта Ю. А. Гагарина, Келдыш стал президентом АН СССР. Он был почётным членом многих иностранных академий. Награждён семью орденами Ленина, тремя орденами Трудового Красного Знамени, медалями и различными иностранными орденами.

Учёный-инженер в области математики и механики, организатор советской науки. Академик АН СССР, с 1953 - член Президиума, в 1960-1961 - вице-президент, в 1961-1975 - президент, в 1975-1978 - член Президиума АН СССР. Трижды Герой Социалистического Труда. Член КПСС с 1949.

Родился в семье Всеволода Михайловича Келдыша (1878-1965) - профессора, генерал-майора инженерно-технической службы, основоположника методологии расчёта строительных конструкций. Его называли «отцом русского железобетона». Своё дворянское происхождение никогда не скрыва. Дед по линии матери - полный генерал от артиллерии А. Н. Скворцов, дед по линии отца - М. Ф. Келдыш, окончивший духовную семинарию, но затем избравший медицинскую стезю и дослужившийся до генеральского чина.

Мать - Мария Александровна (урождённая Скворцова) - была домохозяйкой. Мстислав был пятым ребёнком (и четвёртым сыном) в семье, позже родились ещё две девочки. В 1915 году семья переехала из прифронтовой Риги в Москву. В 1919-1923 годах жил в Иваново, где его отец преподавал в политехническом институте, организованном по инициативе М. В. Фрунзе. В Иваново начал обучение в средней школе, получив необходимую начальную подготовку в домашних условиях. По возвращении в Москву стал учиться в школе со строительным уклоном, летом ездил с отцом на стройки, работал разнорабочим. Склонность к математике у Келдыша проявилась ещё в 7-8-м классах, учителя уже тогда отличали его незаурядные способности к точным наукам.

В 1927 окончил школу и хотел получить нравившуюся ему отцовскую профессию инженера-строителя. Однако в строительный институт, где преподавал отец, его не приняли по молодости лет (всего 16). По совету старшей сестры Людмилы, закончившей физико-математический факультет Московского государственного университета (ныне МГУ имени М. В. Ломоносова), занимавшейся математикой под научным руководством Н. Н. Лузина, он поступает на тот же факультет МГУ. Во время учёбы в университете завязывает научные контакты с М. А. Лаврентьевым, переросшие потом в многолетнее научное сотрудничество и крепкую дружбу. Н. Н. Лузин весьма критически относился к увлечению Келдыша инженерными задачами вместо фундаментальной науки в годы его учебы в МГУ и считал, что как математик он идет на дно.

Окончив МГУ, по рекомендации А. И. Некрасова был направлен в ЦАГИ. Научную жизнь ЦАГИ в это время возглавлял выдающийся отечественный механик С. А. Чаплыгин, под его руководством регулярно проводился научный семинар, активным участником которого стал Келдыш. Участниками семинара были также М. А. Лаврентьев, Н. Е. Кочин, Л. С. Лейбензон, А. И. Некрасов, Г. И. Петров, Л. И. Седов, Л. Н. Сретенский, Ф. И. Франкль, С. А. Христианович; многие из них впоследствии стали выдающимися учеными механиками. Проработал в ЦАГИ до декабря 1946 сначала инженером, затем -старшим инженером, начальником группы, а с 1941 - начальником отдела динамической прочности.

Продолжая работать в ЦАГИ, поступает осенью 1934 в аспирантуру (дополненную затем двухлетней докторантурой) в Математическом институте им. В. А. Стеклова АН СССР (МИАН) к Лаврентьеву, где занимается вопросами теории приближений функций, тесно связанными с прикладной тематикой его работы (гидро, аэродинамика). В 1935 ему без защиты присваивается ученая степень кандидата физико-математических наук, в 1937 - степень кандидата технических наук и звание профессора по специальности «аэродинамика». 26 января 1938 им была защищена докторская диссертация на тему «О представлении рядами полиномов функций комплексного переменного и гармонических функций».

В июне 1944 он становится заведующим незадолго перед тем созданным отделом механики в Математическом институте АН СССР и остается в этой должности до 1953. При отделе работал научный семинар, объединивший специалистов по аэромеханике. Одновременно он возобновляет свою преподавательскую деятельность в МГУ, начавшуюся в 1932 году. Здесь он читает лекции на механико-математическом и физико-техническом факультетах, заведует кафедрой термодинамики, руководит научно-исследовательским семинаром по теории функций комплексного переменного. С 1942 по 1953 профессор МГУ.

С 1953 по 1978 годы был директором Института прикладной математики АН СССР (ИПМ РАН).

Ззанимался механикой и аэрогазодинамикой летательных аппаратов. Большое значение имеют работы, выполненные под руководством Ю.Б. Румера, связанные с решением проблемы флаттера, который в конце 1930-х гг. стал препятствием в развитии скоростной авиации. Работы Келдыша в области аэродинамики больших скоростей имели важное значение для развития реактивной авиации. Были также найдены простые конструктивные решения для устранения явления шимми - самовозбуждающихся колебаний носового колеса шасси самолёта.

Участвовал в работах по созданию советской термоядерной бомбы. Для этого в 1946 г. он организовал специальное расчетное бюро при МИАН. За участие в создании термоядерного оружия в 1956 г. было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

В 1946 г. был назначен начальником НИИ-1 Министерства авиационной промышленности, с 1950 г. стал научным руководителем этого учреждения и занимал этот пост до 1961 г. Он был одним из основоположников развёртывания работ по исследованию космоса и созданию ракетно-космических систем, возглавив с середины 1950-х годов разработку теоретических предпосылок вывода искусственных тел на околоземные орбиты, а в дальнейшем - полётов к Луне и планетам Солнечной системы. Он руководил научно-техническим советом по координации деятельности по созданию первого искусственного спутника Земли, внёс большой вклад в осуществление программ пилотируемых полётов, в постановку научных проблем и проведение исследований околоземного космического пространства, межпланетной среды, Луны и планет, в решение многих проблем механики космического полёта и теории управления, навигации и теплообмена.

Важное место в деятельности занимало научное руководство работами, осуществляемыми в сотрудничестве с другими странами по программе «Интеркосмос». Его деятельность в области космонавтики долгое время была засекречена и в газетах Келдыша называли «Теоретик Космонавтики», при том, что он был известен как Президент АН СССР.

За подготовку первого полёта человека в космос (Ю. А. Гагарин, 12 апреля 1961 года) был вторично удостоен звания Героя Социалистического Труда.

Входил в первоначальный состав Национального комитета СССР по теоретической и прикладной механике. Был председателем Комитета по Ленинским и Государственным премиям при Совете Министров СССР. Он был избран членом многих иностранных академий (в том числе Международной академии астронавтики), состоял в совете Международной общественной премии Гуггенхеймов по астронавтике, был депутатом Верховного Совета СССР 6-9-го созывов, делегатом XXII-XXV съездов КПСС, на которых избирался членом ЦК КПСС.

В 1955 году подписал «Письмо трёхсот». Во время пропагандистской кампании против А. Д. Сахарова подписал антисахаровское заявление, но не допустил исключения Сахарова из Академии. Как свидетельствует В. И. Дуженков (помощник Келдыша в АН СССР) на встрече с научной общественностью во время поездки по Дальнему Востоку в 1970 году сказал, что Сахаров прекрасный учёный, но в ряде вопросов общественного развития заблуждается, с ним надо настойчиво вести разъяснительную работу. Лично встречался с Андроповым, ходатайствуя о Сахарове. Годы, когда пост Президента АН СССР занимал Келдыш, были периодом значительных достижений советской науки; в этот период были созданы условия для развития новых разделов науки - молекулярной биологии, квантовой электроники и др.
Племянник С. П. Новиков также стал известным математиком.

В последние месяцы жизни Келдыш тяжело болел. 24 июня 1978 года тело было обнаружено в автомобиле «Волга», находившемся в гараже на его даче. Официальное сообщение гласило, что смерть наступила в результате сердечного приступа. В то же время широко распространена версия о том, что он покончил жизнь самоубийством, отравившись выхлопными газами автомобильного двигателя, пребывая в глубокой депрессии. Урна с прахом установлена в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве.



К елдыш Мстислав Всеволодович – советский учёный в области математики, механики, космической науки и техники, организатор науки, академик АН СССР, доктор физико-математических наук, профессор.

Родился 29 января (10 февраля) 1911 года в городе Рига в семье адьюнкт-профессора Рижского политехнического института, крупного инженера-строителя (впоследствии академика архитектуры) Всеволода Михайловича Келдыша и домохозяйки Марии Александровны Скворцовой. В 1915 году семья Келдышей переехала из прифронтовой Риги в Москву. В 1919-1923 годах М.В.Келдыш жил в городе Иваново, где отец преподавал в политехническом институте, организованном по инициативе М.В.Фрунзе. В Иваново начал обучение в средней школе, получив необходимую начальную подготовку в домашних условиях. По возвращении в Москву (1923) учился в школе со строительным уклоном, летом ездил с отцом на стройки, работал разнорабочим.

В 1927 году окончил школу и хотел получить нравившуюся ему отцовскую профессию инженера-строителя, однако в строительный институт, где преподавал отец, его не приняли по молодости лет. По совету старшей сестры, закончившей физико-математический факультет Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова (МГУ), занимавшейся математикой под научным руководством Н.Н.Лузина, он поступил на тот же факультет МГУ. Во время учёбы в университете М.В.Келдыш завязал научные контакты с М.А.Лаврентьевым, переросшие потом в многолетнее научное сотрудничество и дружбу. С весны 1930 года он одновременно с учёбой начал работать ассистентом в Электромашиностроительном институте, затем в Станкоинструментальном институте.

По окончании МГУ в 1931 году по рекомендации академика А.И.Некрасова М.В.Келдыш был направлен в Центральный аэрогидродинамический институт имени Н.Е.Жуковского (ЦАГИ). Научную жизнь ЦАГИ в это время возглавлял С.А.Чаплыгин, под его руководством регулярно проводился семинар. Участниками семинара были также М.А.Лаврентьев, Н.Е.Кочин, Л.С.Лейбензон, А.И.Некрасов, Г.И.Петров, Л.И.Седов, Л.Н.Сретенский, Ф.И.Франкль, С.А.Христианович; многие из них впоследствии стали известными учёными-механиками. М.В.Келдыш проработал в ЦАГИ до декабря 1946 года сначала инженером, затем – старшим инженером, начальником группы, а с 1941 года – начальником отдела динамической прочности.

Начальный период работы М.В.Келдыша в ЦАГИ связан с исследованиями нелинейных задач обтекания. В работах этого цикла «Внешняя задача Неймана для нелинейных эллиптических уравнений с приложением к теории крыла в сжимаемом газе» (1934) и «Строгое обоснование теории винта Жуковского» (1935, выполненных в соавторстве с Ф.И.Франклем), «К теории колеблющегося крыла (1935, совместно с М.А.Лаврентьевым) впервые было строго рассмотрено влияние сжимаемости среды на аэродинамические характеристики обтекаемых тел и обобщена известная теорема Жуковского о подъёмной силе; впервые установлено, что при определённых режимах колебаний крыла возникает тяга. Он занимался теорией удара тела о жидкость и движением тел под поверхностью жидкости.

Продолжая работать в ЦАГИ, М.В.Келдыш поступил осенью 1934 года в аспирантуру (дополненную затем двухлетней докторантурой) Математического института имени В.А.Стеклова АН СССР к М.А.Лаврентьеву, где занимался вопросами теории приближений функций, тесно связанными с прикладной тематикой его работы (гидро-, аэродинамика). В 1935 году ему без защиты диссертации была присвоена учёная степень кандидата физико-математических наук, в 1937 году – учёная степень кандидата технических наук и звание профессора по специальности «аэродинамика».

26 января 1938 года им была защищена диссертация на соискание учёной степени доктора физико-математических наук на тему «О представлении рядами полиномов функций комплексного переменного и гармонических функций».

Цикл работ М.В.Келдыша и его сотрудников предвоенных и военных лет посвящён колебаниям и автоколебаниям авиационных конструкций. Его исследования заложили основы методов численного расчёта и моделирования в аэродинамических трубах явления флаттера (сильные колебания крыльев самолёта, возникавшие при определённых скоростях движения самолёта и приводившие к его разрушению). Результаты М.В.Келдыша не только привели к разработке простых и надёжных мер предотвращения флаттера, но и стали основой нового раздела науки о прочности авиационных конструкций. Известно, что в германской авиации в период 1935-1943 годов зафиксировано 146 аварий из-за флаттера. Результаты работы М.В.Келдыша сыграли большую роль в создании скоростной авиации в нашей стране.

В октябре 1941 года М.В.Келдыш с женой и тремя детьми в числе других сотрудников ЦАГИ был эвакуирован в город Казань, где продолжил работу. В апреле 1942 года ему была присуждена Сталинская премия 2-й степени за научные работы по предупреждению разрушения самолётов вследствие флаттера крыльев и хвостового оперения. В годы войны наряду с научно-экспериментальными исследованиями в ЦАГИ занимался внедрением разработанных рекомендаций в самолётные конструкторские бюро и на авиационные заводы. Эта его деятельность была отмечена орденом Трудового Красного Знамени и орденом Ленина.

К исследованиям авиационных колебаний и флаттера тесно примыкают его исследования устойчивости переднего колеса трёхколесного шасси, позволившие предложить целесообразные и простые конструктивные мероприятия для устранения шиммирования (самовозбуждающихся поворотов и смещений) колеса самолёта при взлёте или посадке, которое приводило к разрушению переднего шасси самолёта. По имеющимся данным, в немецкой авиации было более 150 аварий, связанных с «шимми», в отечественной – ни одной. В 1946 году ему вновь была присуждена Сталинская премия 2-й степени за создание самолётных шасси, которые позволили предотвратить вибрацию колеса при скольжении по полосе.

Успех прикладных работ М.В.Келдыша обусловлен не только его глубокой интуицией инженера-механика и экспериментатора, но и выдающимся талантом математика, тонкого теоретика и творца вычислительных алгоритмов и методов. И наоборот, многие его фундаментальные математические исследования имеют своим истоком проблемы, возникшие из его работ по механике. Как математик М.В.Келдыш внёс свой вклад в теорию функций, теорию потенциала, дифференциальные уравнения, функциональный анализ. Большое значение имеют результаты М.В.Келдыша в механике, охватывающие гидродинамику, аэродинамику, газовую динамику, механику самолётных конструкций. Многому научился М.В.Келдыш в общении с конструкторами самолётов, в первую очередь, С.А.Лавочкиным и А.Н.Туполевым.

29 сентября 1943 года М.В.Келдыш был избран членом-корреспондентом АН СССР по Отделению физико-математических наук. В июне 1944 года стал заведующим незадолго перед тем созданным отделом механики в Математическом институте АН СССР и работал в этой должности до 1953 года. При отделе работал научный семинар, объединивший специалистов по аэромеханике. Одновременно возобновил преподавательскую деятельность в МГУ, начавшуюся в 1932 году, он читал лекции на механико-математическом и физико-техническом факультетах, заведовал кафедрой термодинамики, руководил научно-исследовательским семинаром по теории функций комплексного переменного. С 1942 по 1953 год М.В.Келдыш был профессором МГУ. Многие из его учеников того времени стали видными учёными, среди них академики А.А.Гончар, Д.Е.Охоцимский и Т.М.Энеев.

30 ноября 1946 года М.В.Келдыш был избран действительным членом (академиком) АН СССР по Отделению технических наук. Начался новый период его деятельности, связанный с именами «трёх К» – И.В.Курчатова, С.П.Королёва и М.В.Келдыша. Сразу после избрания академиком он был назначен начальником (с августа 1950 – научным руководителем) головного научно-исследовательского института (НИИ-1 Министерства авиационной промышленности; ныне Центр имени М.В.Келдыша), занимавшегося прикладными задачами ракетостроения. С этого времени основное направление деятельности М.В.Келдыша связано с ракетной техникой. Первая в мире межконтинентальная ракета была запущена в СССР уже 21 августа 1957 года.

В 1949 году М.В.Келдыш стал членом КПСС, в последствии избирался членом ЦК КПСС (с 1961), был делегатом съездов КПСС (XXII, 1961; XXIII, 1966; XXIV, 1971; XXV, 1977).

В послевоенные годы М.В.Келдыш занимался решением проблем атомной энергетики и вычислительной математики. Потребовались новые методы исследования, прежде всего эффективные методы и средства математического расчёта. Необходимость их создания вызвала в области вычислительной математике революцию, коренным образом изменившую её общенаучное значение. М.В.Келдыш одним из первых сумел предугадать роль вычислительной математики в повышении эффективности научно-технического поиска. Познакомившись с создателями первой отечественной ЭВМ М.А.Лесечко и Ю.Я.Базилевским, он стал специалистом в этой области. В 1953 году он стал основателем Института (до 1966 – Отделения) прикладной математики АН СССР и его бессменным директором. С деятельностью этого института, носящего ныне его имя, во многом связано становление современной вычислительной математики в нашей стране.

В работах по созданию ракетно-ядерного щита М.В.Келдыш принимал участие и как руководитель больших коллективов и как автор многих научно-технических идей и вычислительных методов. В это время им опубликованы работы по оценке последствий ядерного взрыва «Об оценке действия взрыва на больших высотах» (1950, совместно с Л.И.Седовым) и «Точечный взрыв в атмосфере (1955, совместно с Д.Е.Охоцимским).

У казом Президиума Верховного Совета СССР (с грифом «секретно») от 11 сентября 1956 года за исключительные заслуги перед государством при выполнении специального задания правительства (за вклад в создание ракетно-ядерного щита и за работы по созданию крылатой ракеты «Буря») Келдышу Мстиславу Всеволодовичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Он внёс выдающийся вклад в развитие советской космической науки и техники. Начав работать по космической тематике в 1946 году в творческом сотрудничестве с С.П.Королёвым, он явился одним из инициаторов широкого развертывания работ по изучению и освоению космоса. С начала 1956 года возглавил один из ведущих участков в их проведении. Велик его вклад в становление и успешное развитие таких научных направлений, как механика космического полёта и космическая навигация. С 1953 года в Математическом институте АН СССР велись работы по решению задач выведения на орбиту Земли искусственного спутника, увенчавшиеся 4 октября 1957 года его успешным запуском и выводом на орбиту.

Решающую роль М.В.Келдыш сыграл в создании относительно дешёвой ракеты-носителя для выведения на орбиту спутников по научным программам (спутники семейства «Космос»). Руководил «Лунной» программой, включая полёты автоматических станций семейства «Луна». Привлекал к участию в программе научные коллективы, руководил совещаниями и семинарами по обсуждению результатов исследований и принятию дальнейших планов. Первый аппарат к Луне был отправлен 2 января 1959 года. 4 октября 1959 года были получены снимки обратной стороны Луны (с аппарата «Луна-3»). В 1966 году совершена мягкая посадка на поверхность Луны, а на её орбиту выведен искусственный спутник («Луна-10»). В октябре 1970 года стартовала «Луна-16», доставившая образцы лунного грунта на Землю, затем старт автоматической станции «Луна-17» с самоходным аппаратом «Луноход-1»; всего к 1976 году запущены 34 аппарата серии «Луна». Первые три запуска космических аппаратов к Луне закончились катастрофами: ракеты Р-7, успешно выведшие на орбиту Земли искусственные спутники, взрывались в полёте. М.В.Келдыш смог понять причину катастроф – развитие колебаний в топливной системе ракеты.

Не менее эффективно участие М.В.Келдыша в программе исследования Венеры, связанной с автоматическими станциями семейства «Венера» (начиная с «Венеры-4», 1967), аппарат «Венера-7» (1970) показал, что давление на поверхности Венеры составляет 100 земных атмосфер, температура 400 градусов по Цельсию. Велика роль М.В.Келдыша при исследованиях Марса. В 1960 году при подготовке запуска первой автоматической станции к Марсу М.В.Келдыш предложил испытывать приборы, предназначенные к изучению Марса, в земных условиях. Это позволило выявить неэффективную аппаратуру и дало экономию в десятки килограммов веса автоматической станции. Выезжал на полигоны и космодромы при подготовке и запуске космических аппаратов, входил в различные комиссии по космическим проблемам, был председателем экспертных комиссий, комиссий по разбору причин аварий, в частности, был председателем аварийной комиссии по выяснению причин гибели экипажа космического аппарата «Союз-11» (1971, космонавты Г.Т.Добровольский, В.Н.Волков и В.И.Пацаев). Выявление новых научных и технических задач, развитие космической техники, формирование комплексных научно-технических программ, вопросы управления полётами – далеко не полный перечень проблем, входивших в круг деятельности М.В.Келдыша.

У казом Президиума Верховного Совета СССР (с грифом «секретно») от 17 июня 1961 года за особые заслуги в развитии ракетной техники и за работы по созданию и успешному запуску первого в мире космического корабля «Восток» с человеком на борту награждён второй золотой медалью «Серп и Молот».

18 марта 1965 года, при непосредственном участи М.В.Келдыша, впервые был осуществлён выход человека в открытый космос (космонавт А.А.Леонов). Огромный вклад внёс М.В.Келдыш в осуществление совместного советско-американского космического полёта «Союз-Апполон» (1975) и развитие полётов по программе «Интеркосмос».

Большой период жизни М.В.Келдыша связан с его деятельностью в Президиуме АН СССР, начавшейся в октябре 1953 года и продолжавшейся до конца его жизни. С 1953 года он академик-секретарь Отделения математики АН СССР. В 1960 году М.В.Келдыш был избран вице-президентом, а 19 мая 1961 года – президентом АН СССР.

Возглавляя АН СССР с 1961 по 1975 год, М.В.Келдыш оказывал всемерную поддержку развитию в нашей стране не только математики и механики, но и новых направлений современной науки, таких, как кибернетика, квантовая электроника, молекулярная биология и генетика. В 1962 году Президиум АН СССР принял решение о строительстве комплекса биологических институтов в городе Пущино. При М.В.Келдыше состоялась комплексная проверка деятельности Т.Д.Лысенко, позволившая разоблачить псевдонаучные концепции «лысенковщины», отрицавшей генетику. В списках действительных членов АН СССР был посмертно восстановлен Н.И.Вавилов, получили подтверждение его заслуги в биологии и сельскохозяйственных науках. Годы, когда пост президента АН СССР занимал М.В.Келдыш, были периодом наиболее быстрого роста Академии, превращения её в крупнейший центр фундаментальной науки.

У казом Президиума Верховного Совета СССР от 9 февраля 1971 года за исключительные заслуги перед государством в развитии советской науки и техники, большую научную и общественную деятельность и в связи с шестидесятилетием со дня рождения награждён третьей золотой медалью «Серп и Молот».

Большую работу вёл М.В.Келдыш в Комитете по Ленинским и Государственным премиям СССР в области науки и техники, возглавляя его с 1961 года и до своей кончины. Его рецензии на представленные работы имеют самостоятельный научный интерес. Всемерно поддерживал переход на массовое машинное производство, облегчающее труд. Высоко оценивал внедрение хлопкоуборочных и чаеуборочных машин. В последние годы жизни М.В.Келдыш интересовался проблемой создания солнечных электростанций на космической орбите.

Всемерно развивал международное научное сотрудничество и координацию научных исследований. С научными визитами посетил Германию и Англию (1965), Чехословакию (1963, 1970), Японию (1964), Польшу (1964, 1973), Францию (1965,1967), Румынию (1966), Болгарию (1966, 1969), Венгрию (1967), Канаду (1967), Италию (1969), Швецию (1969), Испанию (1970), США (первый официальный визит отечественной Академии наук за все время её существования, 1972). М.В.Келдыш свободно говорил на немецком и французском языках, читал также на итальянском, уже в зрелом возрасте стал изучать английский. Его заслуги получили международное признание, среди его званий: академик Германской академии естествоиспытателей «Леопольдина» (1961), академик АН Монголии (1961), академик АН Польши (1962), академик АН Чехословакии (1962), почётный член АН Румынии (1965), почётный иностранный член АН Болгарии (1966), почётный иностранный член Американской Академии наук и искусств в Бостоне (1966), почётный член Королевского общества в Эдинбурге (1968), почётный член АН Венгрии (1970), почётный член Академии Финляндии (1974), почётный доктор Делийского университета (1967), почётный доктор Будапештского университета (1967), почётный доктор Лагосского университета (1968), почётный доктор Карлова университета в Праге (1974), почётный доктор Индийского статистического института (1974).

Жил и работал в городе-герое Москве. Скончался 24 июня 1978 года при обстоятельствах, не исключающих его самоубийства. Урна с его прахом захоронена в Кремлевской стене на Красной площади в Москве.

Награждён семью орденами Ленина (16.09.1945, 1954, 1954, 11.09.1956, 9.02.1961, 1967, 1975), тремя орденами Трудового Красного Знамени (11.07.1943, 10.06.1945, 1953), медалями, иностранными наградами - орденами Георгия Димитрова (Болгария, 1971), Кирилла и Мефодия 1-й степени (Болгария, 1969), Бернардо О.Хигинса 2-й степени (Чили, 1969), Красного Знамени (Венгрия, 1970), Почётного Легиона (Франция, 1971), Сухэ-Батора (Монголия, 1975), медалью "50 лет Монгольской народной революции" (Монголия, 1972).

Лауреат Ленинской премии (1957), Сталинской премии 2-й степени (1942, 1946). Награждён Большой золотой медалью имени М.В.Ломоносова АН СССР (1975), Золотой медалью имени К.Э.Циолковского АН СССР (1972), медалью имени С.И.Вавилова (1971), медалью имени С.П.Королёва (1976).

В Москве на доме, где он жил (улица Косыгина, 6), на здании главного корпуса МГУ имени М.В.Ломоносова и на здании Института прикладной математики (Миусская площадь, 4) установлены мемориальные доски. Бюсты в Москве установлены на Аллее Космонавтов (у проспекта Мира) и у Института прикладной математики имени М.В.Келдыша РАН. Бюст установлен также на родине М.В.Келдыша в Риге, на доме, где он родился – мемориальная доска. Именем М.В.Келдыша назван кратер на обратной стороне Луны, одна из малых планет, научно-исследовательское судно «Академик Мстислав Келдыш», площадь в Москве. В 1978 году АН СССР учредила Золотую медаль имени М.В.Келдыша «3а выдающиеся научные работы в области прикладной математики и механики, а также теоретические исследования по освоению космического пространства».

Мстислав Всеволодович Келдыш - один из выдающихся советских учёных в области прикладной математики и механики, крупный организатор советской науки, а также один из идеологов советской космической программы.

Мстислав Всеволодович родился 10 февраля 1911 г. в Риге в семье адъюнкт-профессора Всеволода Михайловича Келдыша. В 1915 г. семья эвакуировалась в Москву.

М.В. Келдыш в раннем детстве. 1912 г.

Всеволод Михайлович Келдыш
В 1927 г. Келдыш окончил школу, но в институт его не приняли; были сложности и с поступлением на физико-математический факультет МГУ из-за социального происхождения и наличия дяди, ушедшего с Белой армией.


М.В. Келдыш на руках у прабабушки в окружении братьев, сестры и матери (1914−1915 -е гг.)

М.В. Келдыш в возрасте 9 лет. 1920 г.
Однако благодаря выдающимся способностям в 1931 г. Келдыш окончил университет и стал сотрудником ЦАГИ (в городе Жуковском Московской области). Затем работал в МГУ и Математическом институте имени В. А. Стеклова АН СССР.


М.В. Келдыш с группой выпускников МГУ (в верхнем ряду 3-ий справа) (1931 г.)
В 1938 г. стал доктором наук, в 1946 г. - академиком. В 1946 г. совместно с С. П. Королёвым и И. В. Курчатовым руководил созданием ракетно-ядерного оружия.


С. П. Королев, И. В. Курчатов, М. В. Келдыш


Фотография М. В. Келдыша в группе лауреатов Сталинской премии в Московском Доме ученых после вручения дипломов и почетных знаков (1947 г.). Слева направо: М. В. Келдыш, ак. Н. И. Мещанинов, д. т. н. В. А. Ванюков, В. И. Зборский, Г. В. Акимов.
В 1953 г. Келдыш занял должность директора Института прикладной математики АН СССР. Основные труды учёного относятся к области математики, механики и аэрогазодинамики летательных аппаратов. Келдыш внёс большой вклад в развитие вычислительной и машинной математики, руководил работами по созданию ЭВМ.





Фотографии М. В. Келдыша с детьми на даче. 1950-е гг.
Он выступил одним из инициаторов развёртывания работ по исследованию космоса, возглавив с середины 50-х гг. разработку теоретических предпосылок вывода искусственных тел на околоземные орбиты; принимал участие в создании первого искусственного спутника Земли.


Фотография М. В. Келдыша в Кремле. 1956 г.
Среди присутствующих: Л. И. Брежнев, И. Г. Эренбург, ак. И. Г. Петровский, М. И. Ромм
Сформировал ряд основных теоретических положений современной аэродинамики и ракетно-космической техники.


М.В. Келдыш во время выступления в Доме ученых на Общем собрании, посвященном полету человека в космос.
В 1961 г., после полёта Ю. А. Гагарина, Келдыш стал президентом АН СССР. Он был почётным членом многих иностранных академий. Награждён семью орденами Ленина, тремя орденами Трудового Красного Знамени, медалями и различными иностранными орденами.


Фотографии М. В. Келдыша с космонавтами Ю. А. Гагариным и К. П. Феоктистовым на пресс-конференции. 21.10.1964 г.


Фотография М. В. Келдыша среди участников сессии Общего собрания АН СССР в Доме ученых (16.11.1961 г.)
Слева направо: К. И. Скрябин, В. А. Трапезников, М. В. Келдыш, А. В. Топчиев, А. Н. Несмеянов, К. В. Островитянов
После окончания периода «холодной войны» советско-американское научное сотрудничество приобретало новые формы. Проводились двусторонние встречи, симпозиумы, совместно обсуждались проблемы математики, метеорологии, радиоастрономии и т. д. В 1962 г. между Академией наук СССР и Национальным управлением по аэронавтике и исследованию космического пространства США было заключено соглашение о сотрудничестве в использовании космического пространства в мирных целях.


Фотография М. В. Келдыша во время встречи с президентом Национальной академии США Ф. Сейтцем (16.09.1963 г.)
В последующие годы АН СССР установила и расширила связи с другими научными организациями США. В 1963 г. Академию наук СССР посетили президент НАН США Ф. Сейтц и президент американского Совета познавательных обществ Ф. Буркхард.

Фотография М. В. Келдыша с американским космонавтом Т. Стаффордом. 1972

Фотография М. В. Келдыша в составе делегации советских ученых в Стокгольме в связи с 50-летием Шведской Королевской Академии инженерных наук. 1972
Интересные факты:
- Когда С. А. Чаплыгин (по другим сведениям, И. Ф. Петров) потребовал от своих сотрудников в ЦАГИ обучиться (под руководством инструктора) умению летать на самолётах, успехи Келдыша были столь впечатляющими, что ему предлагали стать профессиональным лётчиком (по воспоминаниям М. Л. Галлая).
- В 1960 г. при подготовке запуска первой автоматической станции к Марсу в составе научного оборудования на станции предполагалось разместить аппарат (спектрорефлексометр), должный определить, есть ли на Марсе вода, а тем самым - есть ли на Марсе жизнь. Келдыш предложил испытать прибор в земных условиях. Прибор показал, что на Земле нет жизни, и был снят, что дало экономию в 12 килограммов (по воспоминаниям Б. Е. Чертока).

Бюст М. В. Келдыша в Риге
Мстислав Всеволодович умер 24 июня 1978 г. в Москве; урна с его прахом установлена в Кремлёвской стене.

Келдыш Мстислав Всеволодович (национальность - русский) был советским ученым в области математики и механики, академиком и президентом АН СССР. Сыграл ключевую роль в советской космической программе.

Сын талантливого отца

Отец Келдыша Всеволод Михайлович был военным инженером-строителем, который окончил Рижский политехнический институт. Там же он женился на Марии Александровне Скворцовой, посвятившей себя воспитанию детей. Ее отец был генералом артиллерии, из дворян. Отец Всеволода Михайловича был военным врачом в звании генерала, также из дворянства. Келдыш всегда гордился своим благородным происхождением, что создавало ему проблемы в коммунистической стране. Из-за характера работы Всеволода Михайловича семья путешествовала по разным городам. Он читал лекции в технических институтах и принимал участие в проектировании и строительстве Московского метрополитена и канала Москва - Волга.

Келдыш Мстислав Всеволодович: биография

Келдыш Мстислав был одним из семерых детей. Мать учила их немецкому и французскому языкам, а также прививала любовь к музыке. Его сестра Людмила стала известным математиком, а брат Юрий - музыковедом.

Келдыш Мстислав Всеволодович, семья которого в 1909 г. переехала в Ригу, где отец читал лекции в Политехническом институте, родился 10.02.1911. В 1915 г. немецкая армия вторглась в Латвию и персонал Рижского политехнического института был эвакуирован в Москву. Здесь семья испытала лишения, несколько лет живя за пределами города, но родители любили классическую музыку и часто посещали концерты в городе. Дети вспоминали один день в 1917 году, когда их мать кормила всю семью жареным луком, так как другой пищи не было. К концу 1918 года семья переехала в Иваново-Вознесенск, так как отец стал преподавать в институте, к которому был присоединен Рижский политехнический институт.

Учеба в Москве

В 1923 г. семья переехала в Москву, и Мстислав, которому было 12 лет, посещал школу №7 в Кривоарбатском переулке. Мальчик, по внешнему виду и поведению напоминавший цыганенка, был озорным и сварливым.

Келдыш гордился своим благородным происхождением, хотя ему было бы легче, если бы он его скрывал. В официальные формуляры он всегда вносил запись «социальное происхождение - благородное», поэтому в 1927 году ему было отказано в поступлении в Институт гражданских инженеров.

Старшая сестра Людмила вопреки пожеланию отца, видевшем в сыне инженера, убедила его изучать математику. Мстислав поступил в МГУ на физико-математический факультет и закончил его 24 июля 1931 г. По настоятельной рекомендации преподавателя Келдыша Лаврентьева талантливый выпускник был распределен в Центральный аэрогидродинамический институт.

Работа в ЦАГИ

В ЦАГИ были созданы прекрасные условия для исследований. Здесь Келдыш познакомился с Леонидом Седовым, с которым завязал тесное научное сотрудничество и дружбу, повлиявшую на дальнейшую судьбу ученого.

В 1934-37 годах была опубликована серия статей по аэрогидромеханике, автором которых был Келдыш Мстислав Всеволодович. Рост талантливого ученого начался с решения одной из проблем авиации того времени - внезапных сильных вибраций, которые могли разрушить самолет. Его теоретическая работа помогла преодолеть эту проблему. Кроме того, он проводил исследования для своей докторской диссертации, посвященной использованию рядов полиномов для представления гармонических функций и комплексного переменного, защищенную им в 1938 г.

Келдыш Мстислав Всеволодович: семья и его дети

В 1938 г., после долгих ухаживаний за замужней женщиной, Келдыш женился на Станиславе Валерьяновне. На следующий год у него родилась дочь, а в 1941 г. - сын Петр. Сын закончил механико-математический факультет, а дочь впоследствии работала в музее Келдыша.

Талантливый математик

Келдыш продолжал свои исследования и часто сотрудничал со своим бывшим учителем Михаилом Лаврентьевым. Одной из тем, которыми он тогда интересовался, была проблема Дирихле.

Мстислав Келдыш был талантливым математиком и в теории Особенно фундаментальный вклад он внес в прикладные отрасли аэродинамики. Он был главным теоретиком-советником правительства и организатором вычислительных работ, связанных с реактивными двигателями и космосом в 1940-60-х годах.

Проблема вибрации самолетов была лишь одной из первых задач, над которыми он работал. Второй связанной с ней проблемой была тряска, часто возникавшая в переднем при приземлении. Здесь ему пригодился опыт, полученный при решении проблемы вибрации, и его решение проблемы шимми, вместе с подробными инструкциями для инженеров о том, как ее устранить, был описан в работе 1945 года. Работая в Жуковском ЦАГИ, он не оставлял Математический институт, заведуя кафедрой механики с момента ее основания в апреле 1944 г. до 1953 г.

Примерами работ этого периода, которые он предпринял в институте Стеклова: «О средних квадратичных приближениях полиномами функций комплексного переменного» (1945), «Об интерполяции целых функций» (1947). Стоит отметить, что, хотя эти работы относятся к абстрактной математике, интерес Келдыша к этим проблемам появился благодаря идеям, зародившимся при решении прикладных математических задач.

Космос и ядерное оружие

После Второй мировой войны, Мстислав Келдыш все больше занимался руководством основных научно-исследовательских проектов, которые реализовывались в СССР. В 1946 году он покинул ЦАГИ, чтобы стать главой Реактивного НИИ и занимал эту должность в течение девяти лет.

Он был вице-президентом АН СССР в 1961-62 и ее президентом в 1962-75 годах. На праздновании своего 60-летия в 1971 году он говорил о том, что сожалеет о прекращении научных исследований и сосредоточении на управлении и администрировании. Тем не менее он играл важную роль в развитии советского ядерного оружия, а также программы космических исследований. Например, он был одним из трех ученых, предложивших в 1954 году советскую космическую спутниковую программу, а в 1955 году он стал председателем комиссии, созданной для контроля за программой. Первый успешный запуск спутника в 1957 году положил начало интенсивной программе космических исследований, и Келдыш был вовлечен в это через ряд различных организаций, таких как возглавляемое им отделение прикладной математики.

Работа в Академии наук

В 1959 году был создан Межведомственный научно-технический совет, главой которого был назначен Мстислав Келдыш.

Биография ученого отмечена его пребыванием на посту президента АН СССР, где ему удалось провести серьезные реформы. В частности, КПСС отвергала генетику, потому что она не соответствовала ее идеологии, и вместо этого поддерживала политически корректные, но антинаучные теории Трофима Лысенко. В 1964 году, когда его соратник Николай Нуждин был предложен в полноправные члены Академии, Андрей Сахаров, коллега ученого по разработке ядерного оружия, выступил против. Кандидатура была отвергнута, и Келдыш способствовал созданию условий для развития науки без политического вмешательства, что в политической ситуации, существовавшей тогда в СССР было крайне сложно.

В 1975 г. по состоянию здоровья Мстислав Келдыш ушел с поста президента Академии. Предполагают, что это произошло отчасти из-за переутомления, отчасти из-за напряжения, вызванного трудностями в защите научных идеалов в ситуации, когда наука использовалась в качестве основного инструмента политической борьбы. Умер Келдыш 24.06.78 и с почестями похоронен в некрополе у Кремлевской стены.

Правительственные награды

Келдыш получил множество наград как в свое стране, так и от зарубежных стран. Он был удостоен Государственной премии (1942) и ордена Трудового Красного Знамени (1943) за работу над вибрацией самолетов. В 1946 году ему была присуждена еще одна Государственная премия за работу над шимми.

В 1943 г. он был избран членкором Академии наук и полным академиком три года спустя. В 1956 году он получил звание Героя Социалистического Труда за решение проблем обороны и в следующем году получил Ленинскую премию. В 1961 году он снова стал Героем Социалистического Труда, на этот раз за его работу над ракетами и «Востоком», первым в мире пилотируемым космическим кораблем, на борту которого был Юрий Гагарин. Шесть раз он награждался орденом Ленина и несколько раз медалями.

Мировое признание

Наконец, он был избран в ЦК КПСС (1961) и депутатом Верховного Совета СССР (1962). Кроме того, в его честь был назван лунный кратер и открытая в 1973 году.