Технические характеристики монитора «Железняков»: полное водоизмещение 263 тонны,
нормальное водоизмещение - 230 тонн; длина 51,2 метра, ширина 8,2 метра,
осадка 0,9 метра; мощность дизельных двигателей 140 лошадиных сил; скорость хода 8,3 узла;
дальность плавания 3700 миль. Вооружение: два 102-мм,три 45-мм и два 37-мм орудия
и три пулемета 12,7мм. Экипаж 72 человека.

Постройка "Железнякова" осуществлялась под личным контролем Сталина и стала всенародной

Стройкой, потому что все материалы и оборудование, а также вооружение, принципиально

Изготавливалось на заводах СССР без помощи и консультации зарубежных специалистов,

Все металлические конструкции монитора соединялись по старинке, посредством клепки,

Требования к которой при работе с броней были особенными.

В 1940 году создается Дунайская военная флотилия. В ее задачи входит охрана

Государственной границы, патрулирование вдоль берегов реки. В этом же году она принимает

Участие в освобождении Бессарабии. С первых дней создания флотилии в ее состав вошел и

«Железняков»

Начало Великой Отечественной войны монитор "Железняков" встретил в полной боевой

Фашистских батарей,ведущих по нему прицельный артиллерийский огонь,в 4 часа 15 минут

Корабль произвёл первый орудийный залп по позициям фашистов.Используя маневренность и

Выучку экипажа "Железняков" уходил от прямых попаданий снарядов и вёл ответный огонь по

Батареям и самолётам противника.В результате этого ожесточенного боя,закончившегося поздно

Вечером, одна из вражеских батарей была уничтожена и сбит один бомбивший самолёт.

Так началась война для речного монитора "Железняков",так,благодаря отваге и мастерству

Экипажа,была одержана первая победа,так,усилиями матросов и командиров,начиналась легенда.

Пограничникам на этом рубеже долго удержаться не удалось. Под натиском врага они медленно

Отступали. В ходе сражений случилось так, что «Железняков» с несколькими мониторами и

Катерами флотилии оказался в тылу противника. Оба берега реки были уже заняты,боеприпасы

Кончались и оставаться на Дунае не имело смысла. Прорывая с боем огневые завесы фашистов

Корабли флотилии ушли в Измаил.

Десятки жарких схваток с вражескими танками, авиацией и артиллерией выдержал корабль

Действуя на Дунае, и из всех выходил победителем. Когда же противник занял левый берег

Реки и поступил приказ флотилии с боем прорываться в Одессу, "Железняков" вместе с другими

Кораблями покинул Измаил и сквозь завесу огня направился в Черное море, громя скопления

Сил противника.

Весть о героических делах «Железнякова» в первые дни войны дошла сюда раньше, чем он сам.

Находившиеся в порту военные моряки с уважением встретили этот небольшой, но крепкий

Корабль.

В августе монитор бороздил уже воды Южного Буга, защищал Николаев, отстаивал Очаков,

Херсон. Отлично вооруженный речной бронированный корабль неоднократно появлялся в тылу

Противника,совершал глубокие рейды,и своим появлением, срывая вражеские операции, громил

Немецкие переправы, батареи, пехоту, танки,подавлял огневые точки,и всегда возвращался на

Базу, хотя гитлеровцы пускали за ним в погоню десятки бомбардировщиков.

За "Железняковым",не безосновательно,закрепилось название "неуловимый монитор",в каких бы

Жарких схватках ни приходилось участвовать кораблю, он всегда возвращался с победой.

Однажды под Очаковом над монитором в течение шести часов висели бомбардировщики сбрасывая

Десятки фугасных бомб, с оглушительным воем пикировали самолеты и выли сирены,все новые и

Новые волны «юнкерсов» обрушивались на корабль.У "Железнякова" были разбиты дальномер,

Рация, заклинило башню,он весь был объят тяжелым дымом и пламенем,но матросы продолжали

Отражать налеты из зениток и орудий главного калибра. Отбиваясь на всем пути от наседавших

Самолетов монитор вышел в Черное море где бушевал шторм,грозивший гибелью речному кораблю.

Но преодолев и стихию он благополучно прибыл к своим.

Азовской военной флотилии. "Железняков" вошел в состав Отдельного Донского отряда этой

Флотилии.

Жаркие бои выпали на долю экипажа «Железнякова» летом 1942 года. Он наводил страх на

Врага в устье Дона, Кубани, на Ахтанизовском лимане, по побережью Азовского моря, при

Обороне Таганрога и Темрюка. Немеркнущей страницей в историю Великой Отечественной войны

Вошла оборона Темрюкской военно-морской базы. Защищая Темрюк азовцы оттянули на себя с

Новороссийского направления крупные силы врага, которые несли здесь огромные потери.

И все же Темрюк был оставлен. Последним отсюда в Черное море прорывался «Железняков» в

Сопровождении тральщика ТЩ-581. Корабли шли ведя непрерывные бои с авиацией и береговой

Артиллерией противника, преодолевая сильный шторм. Захватив Пересыпь гитлеровцы перекрыли

Единственный для монитора проход через узкую протоку соединяющую Ахтанизовский лиман с

Азовским морем. Решено было прорываться с боем. Корабль шел вплотную к берегу, обстреливая

Из орудий и пулеметов огневые точки врага, пытавшегося в упор расстрелять монитор.

Протока осталась позади. Но Азовское море встретило плоскодонный «Железняков» жестоким

Штормом. Вскоре тральщик ТЩ-581 был выброшен волной на прибрежную отмель. Усилия команды

Сняться с мели под огнем противника ни к чему не привели. Взорвав тральщик, его личный

Состав сошел на берег и влился в ряды морской пехоты.

Монитор «Железняков», у которого во время обстрела и шторма были серьезно повреждены оба

Руля и корпус, также выбросило на мель в районе Кучугур. Двое суток по пояс в колодной

Воде боролись люди за спасение корабля. На третьи сутки монитор был снят с мели. Заделав

Пробоины, откачав воду и навесив деревянный руль, железняковцы ушли в последний прорыв.

Впереди был Керченский пролив, занятый немцами. Вот как писал об этом прорыве в 1943 году

Игорь Всеволожский: «...Монитор входил в Керченский пролив. Узкий фарватер, пристрелянный

Противником, минные поля да затопленные корабли. Все ближе и ближе подходил монитор к

Самому узкому месту пролива. Вдруг ослепительный свет залил катер. Несколько вражеских

Прожекторов нащупали «Железнякова».

Самый полный вперед!

Сразу же ударило несколько орудий. Нет, не несколько орудий - по монитору било несколько

Батарей. Корабль встряхнуло раз, другой, третий. Один снаряд попал под башню главного

Калибра, другие два - в носовую часть. Поранило людей...

Противник бил бешено, ожесточенно, в течение нескольких минут он выпустил по кораблю около

Трехсот снарядов.Оставался один выход - свернуть с фарватера к вражескому берегу, подойдя

Под самые батареи. Ведь такой маневр помог однажды кораблям на Дунае! Правда, там не было

Минных полей. Ну что же! Корабль сидит мелко,он,может быть,пройдет над минами не задев их.

Это был единственный шанс на спасение. И рулевой по приказу командира свернул с фарватера

На минное поле. Два краснофлотца шестами щупали дно. Их ранило.Вместо них тотчас же встали

Другие. Монитор уже подошел почти к самому берегу. Прожекторы заметались и вдруг погасли.

Они потеряли корабль. Потом снова стали лихорадочно щупать фарватер. Наткнувшись на

Какой-то затонувший корабль,они ярко осветили его,и вдруг обрушился на него огонь

Предназначенный для «Железнякова». А «Железняков» тем временем пробирался вперед, рискуя

Взорваться на минах. И люди стояли на своих постах - у машин, у орудий, у пулеметов,

В радиорубке, твердо веря в то, что корабль и на этот раз прорвется...»

Вот эпизод из его боевой жизни. По заданию командования "Железняков" спешил на Дон, чтобы

Корабль во взаимодействии с авиацией и наземной артиллерией дал гитлеровцам бой в районе

Станции Елизаветинская, успешно поддержав высадку десанта с канонерских лодок. Вскоре,

Однако, стало известно, что враг перерезал устье Дона. Тем не менее "железняковцы"

Направились вверх по реке - они решили подобрать раненых, оказавшихся в окружении и

Попрятавшихся в плавнях. За несколько часов утомительного поиска удалось спасти не только

Бойцов и офицеров,но и пассажиров с горевшего парохода. До предела перегруженный шел ночью

Монитор к морю. Вдруг послышались щемящие звуки налетевших воздушных стервятников и

Сбрасываемых с них бомб, фарватер, казалось, побелел от яркого света вражеских "люстр".

Не спас бы и густой плотный туман, если бы не удачное маневрирование корабля. Только перед

Самым рассветом удалось уйти от преследования, затерявшись в просторах моря. В Ейске

Пассажиры распрощались со своими спасителями, которых ждали новые боевые дела. Десять дней

Непрерывно сражались "железняковцы" на Кубани, молва о неуловимом мониторе разнеслась по

Всем частям. Командование Темрюкского сектора обороны отметило отличные действия моряков и

Представило 52 из них к высоким правительственным наградам.

И вот,изрядно потрепанный, полуразбитый монитор,прорвавшись, пришвартовался в Поти.

Командующий Черноморским флотом адмирал Ф.Октябрьский вспоминал:"Как сейчас вижу Потийскую

Гавань,и в дальнем углу ее, ставший живой легендой Черноморского флота, корабль-герой..."

Там залечивал он свои многочисленные раны. А в сентябре 1944 года прибыл на Дунай для

Прикрытия войск, переправлявшихся через реку. «Железняков» участвовал в освобождении

Болгарии, Румынии, Югославии.
40 тыс. километров с боями прошел монитор «Железняков» по Дунаю, Южному Бугу, Дону,

Кубани, Черному и Азовскому морям. На боевом счету моряков: 13 уничтоженных вражеских

Артиллерийских и минометных батарей, 4 батальона пехоты, 2 склада боеприпасов и многое

Другое. В каких бы жарких схватках ни приходилось участвовать кораблю, он всегда

Возвращался с победой за что получил в народе название «неуловимого».

После окончания войны «Железняков» еще некоторое время находился на вооружении флота.

Он,как и в первые предвоенные годы,охранял мирный труд страны.Боевая подготовка

Продолжалась своим чередом. Выходили в море, ходили в Килийское гирло через бар, на котором

Однажды перевернулась шлюпка с монитора “Железняков”, и утонул мичман, – герой-ветеран

Андрющенко Пётр Ульянович, и два матроса. Трагедия для семей погибших и экипажа. Они шли

На шлюпке заводить буксирный конец на терпящий бедствие плавучий кран. Крутая волна на

Мелководье. Излишняя уверенность в своих силах призовых гребцов флотилии, а так же не

Надутые спасательные жилеты, сделали своё чёрное дело.

А затем монитор «демобилизовали».

Вооружение корабля пополнило Центральный военно-морской музей в Ленинграде. Броневая башня

С пушкой была установлена у входа в музей Суворова в Измаиле. А корпус стал пристанью для

Речных судов и катеров.

В 1965 году по просьбе общественных организаций корпус и боевое вооружение «Железнякова»

Передали заводу. Монитор был полностью восстановлен в том виде, в каком совершал он свои

Ратные подвиги. На нем снова подняли флаг Военно-Морского Флота. В этот день «Железняков»

Пережил второе рождение. Теперь он стал кораблем-памятником.

Летят годы. Но слава героического корабля жива в памяти народа. Из уст в уста передаются

Легенды,пишутся книги,слагаются песни о подвигах "железняковцев". О нем помнят.

Помнят рабочие завода «Ленинская кузница»,помнят,оставшиеся в живых,члены экипажа,

Воевавшие на мониторе "Железняков",и те,кто принял у них вахту после Великой Победы.

речные мониторы типа «Железняков» (проект СБ-37)

Постройка и служба

Общие данные

Бронирование

Вооружение

Построенные корабли

Проект СБ-37 - серия из 6-ти советских речных мониторов «Железняков» , «Флягин» , «Мартынов» , «Жемчужин» , «Левачев» , «Ростовцев» , строившихся в СССР в 1934-1936 годах специально для действий на реках Припять, Дунай, Днепр. Главные конструкторы М. М. Бойко, А. Б. Байбаков. Все корабли построены на заводе «Ленинская кузница» (завод №300) в Киеве. Корабли принимали активное участие в боях Великой Отечественной войны. А один из них - монитор «Железняков» стал легендарным.

Общие сведения

Корабли типа «Железняков» (проект СБ-37) относятся к классу мониторов - плоскодонных, низкобортных кораблей с мощным артиллерийским вооружением. Предназначены для подавления береговых батарей, разрушения береговых объектов противника, переправ, мостов и высадки десанта. Зоной действия мониторов являются реки, озера и прибрежная морская зона. Характерными особенностями мониторов являлись: плоское дно, малая осадка, очень низкий надводный борт (всего 60-90 см), размещение немногочисленных тяжелых орудий во вращающихся башнях с почти круговым обстрелом, бронирование всей надводной части (бортов, палубы, башен).

История создания

В связи с обострением обстановки в Европе в начале 30-х годов в СССР было принято решение о создании Днепровской военной флотилии для противодействия Польской пинской флотилии . При этом возникла необходимость в усилении флотилии хорошо вооруженными кораблями с низкой осадкой для действия в реке Припять.

Предшественники

В 1930-1932 гг. в Киеве, на заводе «Ленинская кузница», по заказу СБ-12 был построен монитор «Ударный» (конструкторы: А. Б. Байбаков, М. М. Бойко). «Ударный» был вооружен двумя дальнобойными 130-мм морскими орудиями , расположенными в полубашнях по линейно-возвышенной схеме, с характерным силуэтом. Став флагманом Днепровской военной флотилии монитор имел мощный, внушительный вид, свойственный скорее морским кораблям .

Но противопульное бронирование, большая осадка и высокий силуэт делали корабль плохо приспособленным для предполагаемого театра военных действий - верхнего течения реки Припять. Потому, несмотря на отличный внешний дизайн, концепция такого монитора не получила на Днепре дальнейшего развития, и конструирование речных кораблей пошло по иному пути.

На формирование облика будущих «днепровских» мониторов влияли многие факторы, среди которых основными стали: планируемый театр военных действий (р.Припять) требовал небольшую осадку и длину корпуса не более 45 м; предполагаемый противник - 6 польских мониторов с орудиями калибра 75-100 мм - вынуждал использовать противоснарядное бронирование хотя бы самых важных корабельных постов; столкновение во встречном бою с флотилией противника, обуславливало размещение артиллерии с возможностью одновременной стрельбы всех орудий в нос или корму;

Удаленность от морских баз снабжения диктовала применение унифицированных с армией боеприпасов; разнообразный характер решаемых задач (поражение бронированных речных кораблей противника, полевых укреплений, площадных открытых и даже воздушных целей) требовало установки достаточно скорострельных орудий со сбалансированными баллистическими характеристиками и широкой номенклатурой боеприпасов.

В результате этих, порой - взаимоисключающих, требований появился компромисс - монитор «Активный» (заказ СБ-30, конструктор А.Л. Николаенко), построенный в 1934 г. на той же «Ленинской кузнице». Особенностью проекта было соединение в одной (единственной) надстройке двухорудийной башни главного калибра, поворачивающейся на 360°, и на ее крыше боевой (она же - ходовая) рубки.

В ходе несколько запоздалой межведомственной борьбы (башня главного калибра уже была выполнена в металле), монитор все же получил в качестве главного калибра 102-мм морские орудия, а не 107-мм пушки армейского образца, как предлагалось Артиллерийским управлением Красной армии. В связи с обострением политической обстановки на Дальнем Востоке недостроенный «Активный» по частям был перевезен на Амур и собран в Хабаровске на заводе им. Кирова (завод №368).

Эксплуатация выявила ряд конструктивных недостатков монитора: на ходу он зарывался носом, плохо слушался руля, и наконец, было трудно управлять кораблем из вращающейся вместе с башней ходовой рубки.

Учтя этот опыт, конструкторским судо-механическим бюро завода «Ленинская кузница» был разработан улучшенный проект для заказа СБ-37 (главный конструктор М.М. Бойко, конструкторы А.Б. Байбаков, Лавров, Остроущенко, Филер, Эпштейн).

Предпосылки к созданию

Мониторы проекта СБ-37 специально проектировались для верхнего тече­ния Днепра и Припяти, и в целом вполне соответствовали своему региону по габаритам и, главное, по осадке. Естественно, что при их создании ис­ходили из того, что по ту сторону границы, у Польши, к тому времени также имелись шесть мониторов. При вдвое меньшем водоизмещении польские корабли несли по 3 75-мм пушки или 3 100-мм гаубицы. Уже сам факт применения гаубиц в качестве главного калибра говорит о том, что основным предназначением своих мониторов поляки видели содействие войскам, а не бой с советскими ко­раблями. Можно сказать, что эти корабли в большей степени отвечали ведению военных действий на реке Припять, чем отечественные. С вводом в строй в 1936-37 гг. шести мониторов типа «Железняков», советское командование сочло, что Днепровская флотилия наконец полу­чила необходимую боевую устойчивость.

Проектирование

В процессе проектирования возникло большое напряжение в отношениях между проектан­тами и заказчиками. Дело в том, что еще в начале XX столетия при проек­тировании амурских башенных канонерских лодок возникли предложе­ния вооружить их не корабельной, а полевой артиллерией. В пользу этого существовало два основных аргумента. Во-первых, настильная траекто­рия не позволяла поражать цели на обратных склонах, да и обрывистые берега, характерные для большинства рек, сильно затрудняли выбор ог­невых позиций, тем более закрытых. В этих условиях наличие на кораб­лях гаубиц значительно расширяло сферу применения корабельной ар­тиллерии. Во-вторых, для речных кораблей с флотской артиллерией при­ходилось создавать свою систему снабжения боеприпасами, зачастую дуб­лирующую армейскую. Однако тогда этот вопрос всерьез не рассматри­вался. С одной стороны, специфика Амура с его обширными плесами и низменными островами не вносила каких-либо существенных ограниче­ний по применению корабельной артиллерии. С другой стороны, у ар­мейцев в то время не существовало достойных аналогов 152-мм и 120-мм корабельным пушкам, да и их система снабжения на Дальнем Востоке сама во многом зависела от речных путей сообщения. При проектировании «Ударного» вопрос о вооружении речного мо­нитора полевой артиллерии опять поднимался, но и на этот раз армейцы нечего достойного предложить не смогли. А вот когда калибр уменьшился до 102 мм, возникла совершенно резонная идея установить на корабли модернизированные 107-мм полевые орудия образца 1910-1930 гг. При этом, хотя применение раздельно гильзового заряжания могло снизить скорострельность, упрощалось снабжение мониторов боеприпасами с ар­мейских складов.

Описание конструкции

общий вид мониторов проекта СБ-37

В силуэте корабля доминировала башня главного калибра - бронированная девятигранная (лоб башни с амбразурами орудий, был сделан из двух листов брони, отсюда «лишняя» грань).

Башня представляла собой вращающуюся железную конструкцию, покрытую броней, через которую проходила броневая рубка, защищенная колпаком из 8 вертикальных бронеплит, составляющих одно целое с вращающейся конструкцией. К задней стенке прикреплялась дальномерная рубка, в которой на тумбе размещался 9-футовый дальномер ДМ-3 Barr and Stroud , из числа закупленных еще до революции. Попасть в дальномерную рубку можно было только через лаз из башни главного калибра. Высота собственно башни - 2,76 м, по крыше дальномерной рубки - 3,92 м. От лобовой до кормовой стенки башни - 3,75 м.

По сравнению с заказом СБ-30 башня была несколько смещена к корме, но на полном ходу корабль все же зарывался носом. К правой стенке башни крепилась стрела (7,5 м) и лебедка крана, по левой стенке шел трап на ходовой мостик. На кормовой стенке был неподвижно закреплен бронированный дальномерный пост - бронированная рубка с размерениями 1,17x2,15x3,65 м, дополнительно поддерживаемый двумя откосами.

Восьмигранная боевая (ходовая) рубка высотой 2,0 м неподвижно крепилась на 750-мм трубе, жестко закреплённой на днище корабля и проходящей через башню главного калибра. Внутри трубы шел трап, с помощью которого через прорезанные в трубе лазы можно было попасть из рубки в башню главного калибра или в трюм.

К крыше башни главного калибра крепился П-образный ходовой мостик, на который можно было попасть с палубы по трапу на левом борту башни или через бортовые двери боевой рубки и далее по трапу в трубе. В свою очередь, на крыше боевой рубки (по левому борту) был оборудован сигнальный мостик и по центру установлен 60 см прожектор.

Продольный разрез проекта СБ-37

План-схема трюма проекта СБ-37

Поперечный разрез проекта СБ-37

План-схема 6-го отсека проекта СБ-37

Боевая рубка имела двери в бортовых гранях и пять больших амбразур, прикрываемых двухстворчатыми бронезаслонками со смотровыми щелями. На сигнальный мостик можно было попасть с ходового мостика по скоб-трапу на задней стенке рубки. К этой же стенке крепилась фок-мачта с марсовой площадкой.

Круглые пулеметные башни имели прямоугольный люк в крыше. Четыре бронированные створки прикрывали амбразуру, позволявшую вести огонь из 7,62-мм пулемета М-1 при возвышении до 80°.

На одном из мониторов в июле 1939 г. в качестве кормовой пулеметной башни четко просматривается шестигранная башенка броневика (без колпака) с 37-мм пушкой Гочкиса.

Кроме того, из пометок на экспликации чертежа общего вида монитора заказа СБ-37 от 5 июня 1936 г. видно, что прорабатывалась возможность установки в пульбашнях 12,7-мм пулеметов ДШК. Но от этого варианта отказались из-за малых размеров уже изготовленных башенок.

Модернизации и переоборудования

В ходе эксплуатации монитора стало ясно, что ни универсальные башенные установки 40-К, ни зенитные М-1 в пулеметных башнях, не могли в полной мере обеспечить ПВО корабля.

Поэтому в 1939 году была проведена модернизация ПВО, вместо открыто установленного 7,62-мм пулемета «Максим» установили пулеметную установку М-4 (4х7,62-мм пулемета «Максим»), называемую в то время «комплексная зенитная установка».

Установка монтировалась открыто на тумбе, всегда позади башни главного калибра и всегда по правому борту.

Точка установки на палубе определялось на каждом мониторе индивидуально, и варьировалась от 54-го до 66-го шпангоута.

Боекомплект 7,62-мм пулеметов составлял 3000 патронов на ствол.

В 1940 году носовую башню 40-К с одной пушкой заменили на похожую 41-К. Конструкторы ухитрились втиснуть в башню 41-К вместо одного два орудия 21-К.

Во время ремонта в Поти в 1943-1944 гг. на мониторе "Железняков" вместо снятых Максимов было установлено 2 27-мм зенитных автомата и 3 12,7 мм пулемета Виккерс

Список кораблей

Название Место постройки Заложен Спущен на воду Введён в эксплуатацию Судьба
«Железняков» 25 ноября 1934 22 ноября 1935 27 октября 1936 10 июля 1967 года установлен в Парке Моряков на набережной Днепра в Киеве в качестве памятника-мемориала.
«Флягин» верфь «Ленинская кузница», г. Киев 31 июля 1934 1935 30 декабря 1936 В ночь с 18 на 19 сентября 1941 года взорван экипажем в районе Дарницы ввиду невозможности прорыва в низовья Днепра.
«Мартынов» верфь «Ленинская кузница», г. Киев 31 июля 1934 1935 8 декабря 1936 18 сентября 1941 года взорван экипажем в районе реки Конской в 4 км выше Благовещенска ввиду невозможности прорыва в низовья Днепра.
«Жемчужин» верфь «Ленинская кузница», г. Киев 31 июля 1934 1935 27 ноября 1936 12 августа 1941 был взорван экипажем ввиду больших повреждений полученных в ходе боя.
«Левачёв» верфь «Ленинская кузница», г. Киев 31 июля 1934 1935 27 октября 1936 В ночь с 18 на 19 сентября 1941 года взорван экипажем в районе с. Десенки под Киевом ввиду невозможности прорыва в низовья Днепра.
«Ростовцев» Корабли ВМФ СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны
  • Григорьев В. В. И корабли штурмовали Берлин. - М.: Воениздат, 1984.

Галерея

В боевых действиях мониторы участвовали как специальный класс кораблей, предназначенный для действия в прибрежных водах морей или на реках для поддержки своих войск, а также для подавления вражеской береговой обороны и для обеспечения высадки десантов.

Проект «СБ-37», который существовал в СССР, был призван создать новую серию советских кораблей повышенной маневренности. Также они должны быть покрыты броней и вооружены оружием, которое имело бы малое время необходимое на реагирование. Всего по этому проекту было построено 6 кораблей и лишь 2 из них, дожили до нашего времени — «Железняков» и «Ростовцев». Первый стоит как памятник, а второй во время ВОВ был взорван командой, поднят, восстановлен и до недавнего времени использовался в качестве учебно-артиллерийского корабля. Остальные мониторы были взорваны своими командами во время военных действий и затонули.

27 октября 1936 года монитор «Железняков» вступил в строй. Его постройка осуществлялась под личным контролем товарища Сталина и стала всенародной стройкой, потому что все материалы и оборудование, а также вооружение принципиально изготавливалось на заводах СССР без помощи и консультации зарубежных специалистов, причем под «неусыпным оком» производилось и доставлялось в Киев в немыслимо короткие сроки. Все металлические конструкции корабля соединялись по старинке, посредством клепки, требования к которой при работе с броней были особенными. К тому же клепать броню намного тяжелее, чем обычную металлоконструкцию.

1 из 6






Война застала «Железнякова» на Дунае, у города Рени. В день нападения СССР он находился в состоянии повышенной боевой готовности. В 4 часа 15 минут 22 июня он произвел первый орудийный залп по фашистам, обстрелявшим корабль. В том первом жестоком бою, длившемся почти весь день, артиллерией монитора была уничтожена одна из батарей и сбит неприятельский самолет. Кораблю неслыханно везло в боях и его стали называть «неуловимым», но в конце августа 1942 года попал в казалось бы безвыходное положение. Отбиваясь от наседавших фашистов, монитор оказался запертым в кубанском плесе. Оставался единственный путь - по Казачьему Ерику в Ахтанизовский лиман, откуда - через мелководную речку Пересыпь - в Азовское море. Уже на подходе стало известно, что гитлеровцы установили в ее устье мощные батареи. Что делать: взорвать корабль, а самим уходить через бескрайние кубанские степи на Кавказ? Но моряки не воспользовались этой крайней мерой и решили на своем корабле пробиваться к морю. И вот когда до спасительного моря оставалось совсем немного, монитор вдруг остановился, натолкнувшись на намытый в устье песчаный барьер. Но тут произошло еще более неожиданное: низко пролетевшие над «Железняковым» самолеты с черными крестами вдруг ударили по своим же солдатам на берегу; очевидно, фашистские летчики решили, что корабль высадил десант.

Интересные факты:
максимальная скорость корабля не превышала 15 километров в час,
— без дозаправки он мог пройти 6000 километров,
— на судне могло одновременно находиться около 70 человек.

Воспользовавшись замешательством врага, моряки завели носовой якорь; несколько попыток - и корабль, подхваченный пенистыми волнами с моря, перескочил через отмель. В хмурый сентябрьский день 1942 года израненный в непрерывных боях, истрепанный жестокими штормами и нуждающийся в основательном ремонте «Железняков» входил в Потийскую гавань: удивлению находившихся там моряков не было предела - его давно считали погибшим (фашистское командование не раз сообщало по радио о потоплении монитора).

До сентября 1944 года монитор простоял на ремонте в Поти. Затем он снова взял курс к устью Дуная, где его ждали новые бои. До победного мая 1945 года «Железняков» участвовал в боевых действиях в составе возрожденной Дунайской флотилии, а затем был «демобилизован» и попросту списан. Некоторое время он был плавскладом «ПСКЛ-4». Его вооружение пополнило Центральный военно-морской музей СССР в Ленинграде. Броневую башню с артиллерийским орудием установили у входа в музей Суворова в Измаиле. А корпус монитора служил причалом для речных судов и катеров. Предавалась забвению и бывшая команда монитора.

В 1965 году корпус и боевое вооружение корабля собрали с их прежних мест обитания и передали «родителю» - заводу «Ленинская кузница». Мастера получили все то, что было необходимо для полного восстановления корабля, в том числе утраченное вооружение и оборудование. Монитор был полностью восстановлен в том виде, в каком совершал некогда ратные подвиги и стоит по сей день рядом с заводом в парке моряков. К сожалению за ним плохо ухаживают и большинство внешних деталей украдены, разбиты или попросту сломаны до неузнаваемого состояния.

Где находится монитор железняков?
Адрес: улица Электриков, 31

Серия речных мониторов типа «Шторм» («Шквал») состояла из 7 единиц («Шторм», «Въюга», «Ураган», «Шквал», «Вихрь», «Смерч», «Тайфун») была построена на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге и была принята на вооружение в 1909 г. в составе Амурской речной флотилии. В годы Первой мировой войны корабли были частично повреждены или разукомплектованы. В 1927 г. были восстановлены «Шторм», «Въюга», «Ураган», «Шквал» и переименованы в «Ленин», «Свердлов», «Троцкий» (Красный Восток) и «Сун-Ят-Сен». Монитор «Вихрь» был переоборудован в плавбазу гидроавиации «Амур». В 1932 г. были восстановлены «Смерч» и «Тайфун» и переименованы в «Триандафилов» (Киров) и «Вострецов» (Дзержинский). В 1932-1933 гг. «Амур» переоборудован в монитор и переименован в «Дальневосточный комсомолец». Все корабли были списаны в 1958 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 964 т, полное – 1000 т.; длина – 71 м, ширина – 12,8 м; осадка – 1,4 м; скорость – 11 узл.; энергетические установки – 4 дизельных двигателя; мощность – 1,9 – 2,9 тыс.л.с.; запас топлива – 103 т. соляра; дальность плавания – 3 тыс. миль; экипаж – 120 — 140 человек. Бронирование: борт – 76 — 38 мм; палуба – 19 мм; башни – 76 мм; траверсы – 9,4 мм; рубка – 51 мм. Вооружение (Ленин, Красный Восток и Сун-Ят-Сен): 4х2 — 120-мм орудия; 2х1 – 45-мм зенитных автомата; 4-6х1 — 12,7-мм пулемет. Вооружение («Киров», «Дзержинский» и «Дальневосточный комсомолец»): 4х1 – 130-мм орудия; 2х1 – 37-мм зенитных автомата; 4 – 12,7-мм пулемета и 5 – 7,62-мм пулеметов. Вооружение («Свердлов»): 4х1 – 152-мм орудия; 2х1 – 37-мм зенитных автомата; 4х1 – 12,7-мм пулемета.

Монитор был построен на судостроительном заводе №300 в г. Киеве и принят на вооружении в 1932 г. Он входил в состав Дунайской флотилии. Погиб корабль в 1941 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 367 т, полное – 387 т.; длина – 54 м, ширина – 11 м; осадка – 0,8 м; скорость – 12 узл.; энергетические установки – 2 дизельных двигателя; мощность – 800 л.с.; запас топлива – 20 т. соляра; дальность плавания – 1,6 тыс. миль; экипаж – 86 человек. Бронирование: борт – 7,2 – 4,6 мм; палуба – 12 — 6 мм; башни – 12 мм; барбеты и рубка – 7,2 мм. Вооружение: 2х1 — 130-мм орудия; 2х2 – 45-мм зенитных автомата; 4х4 — 7,62-мм пулемета.

Монитор был построен на заводе №300 в г. Киеве и принят на вооружении в 1934 г. Он входил в состав Амурской флотилии. В 1938-1941 гг. корабль прошел модернизацию. Снят с вооружения в 1953 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 250 т, полное – 314 т.; длина – 51 м, ширина – 8,2 м; осадка – 1 м; скорость – 13 узл.; энергетические установки – 2 дизельных двигателя; мощность – 480 л.с.; запас топлива – 20,5 т. соляра; дальность плавания – 2,7 тыс. миль; экипаж – 68 человек. Бронирование: борт – 30 – 16 мм; палуба – 16 — 4 мм; башни – 12 мм; траверсы – 8-4 мм; рубка – 30 мм. Вооружение: 1х1 — 102-мм орудие; 2х2 – 45-мм зенитных автомата; 1х3 – 37-мм зенитный автомат; 3х1 – 12,7-мм пулемета.

Серия речных мониторов типа «Железняков» (СБ-37) состояла из 6 единиц («Железняков», «Жемчужин», «Левачев», «Мартынов», «Ростовцев», «Флягин») и была построена в 1934-1936 гг. на судостроительном заводе № 300 г. Киева. Корабли служили в составе Днепровской, Дунайской и Азовской флотилий.

Мониторы «Жемчужин», «Левачев», «Мартынов», «Ростовцев» и «Флягин» погибли в 1941 г. «Ростовцев» в 1945 г. был поднят, восстановлен в качестве учебного корабля и в 1955 г. сдан на слом. «Железняков» в 1967 г. установлен в качестве памятника в г. Киеве. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 230 т, полное – 260 т.; длина – 51,2 м, ширина – 8,2 м; осадка – 0,9 м; скорость – 8,3 узл.; энергетические установки – 2 дизельных двигателя; мощность – 280 л.с.; запас топлива – 22 т. соляра; дальность плавания – 3,7 тыс. миль; экипаж – 78 человек. Бронирование: борт –16 — 4 мм; палуба – 4 мм; башни и рубка – 16 -30 мм; траверсы – 4 мм. Вооружение: 1х2 — 102-мм орудие; 1х2 и 1х1 – 45-мм зенитный автомат; 2х1 – 37-мм зенитных автомата; 3х1 – 12,7-мм пулемета.

Серия мореходных мониторов типа «Хасан» состояла из 3 единицы («Сибирцев», «Серышев», «Лазо») и была заложена в 1936 г. на Горьковском заводе №112. В 1939 г. корабли секциями были перевезены в Хабаровск и на заводе №368 достроены. В 1940 г. мониторы были переименованы в «Хасан», «Перекоп» и «Сиваш» соответственно. Мониторы имели ледокольные образования носовой части и могли выходить в море при волнении до 7 балов. Корабли служили в составе Тихоокеанской флотилии и были списаны в 1960 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 1,7 тыс. т, полное – 1,9 тыс.т.; длина – 88 м, ширина – 11 м; высота – 21 м; осадка – 3 м; скорость – 15,4 узл.; энергетические установки – 4 дизельных двигателя; мощность – 3.2 тыс. л.с.; запас топлива – 171 т. соляра; дальность плавания – 5,5 тыс. миль; экипаж – 250 человек. Бронирование: борт –75 — 37 мм; палуба – 40 — 20 мм; башни и рубка – 100 мм; траверсы – 25 мм. Вооружение: 3х2 — 130-мм орудия; 2х2 – 76-мм орудия; 3х2 – 45-мм зенитных автомата; 5х2 – 12,7-мм пулемета; 29 мин.

Мониторы (от англ. «Monitor» - контролирующий) бронированные артиллерийские низкобортные корабли с малой осадкой, предназначенные для обстрела береговых объектов и войск противника, уничтожения его кораблей в прибрежных районах и на реках. Мониторы подразделялись на морские и речные.

Название этого класса кораблей происходит от названия первого корабля такого типа, построенного в США в 1862 году, - «Монитор». Первые отечественные мониторы появились в 1864-1869 гг. Они имели водоизмещение 1400-1900 т и вооружались одной или 2 вращающимися артиллерийскими башнями. В СССР строительство речных мониторов осуществлялось в 30-е годы. Речные мониторы имели водоизмещение 240-1900 т, скорость 9-14 узлов (17-26 км/ч); вооружение: 2-8 орудий калибра 102-152 мм, 2-4 орудия калибра 65-88 мм, зенитные автоматы калибра 20-40 мм, пулеметы.

В советском ВМФ в войне участвовало 22 речных монитора. Они решали задачи обороны речных рубежей, огневой поддержки войск, охраны своих и нарушения вражеских речных коммуникаций.

В советское время были изданы сотни книг и сняты десятки документальных и художественных фильмов, посвященных обороне Севастополя и Одессы, но, увы, грандиозные сражения на юге Украины остались вне поля зрения наших историков, писателей и кинорежиссеров.

К июню 1941 г. государственную границу СССР с Румынией прикрывали соединения Одесского военного округа (командующий генерал-полковник Я.Т. Черевиченко) и пограничные войска Молдавского пограничного округа (начальник генерал-майор Н.Н. Никольский). С ними взаимодействовала Дунайская военная флотилия под командованием контр-адмирала Н.О. Абрамова.

Монитор «Железняков» был построен на киевской судоверфи «Ленинская кузница» в 1936 году (заложен 25 ноября 1934 года, через год спущен на воду, вступил в строй 27 октября1936 года и вошел в состав Днепровской флотилии). Назван в честь балтийского матроса, участника Октябрьской революции 1917 года. В 1940 «Железняков» вошел в Дунайскую военную флотилию и в первый же день Второй мировой войны вступил в бой - поддерживал огнем действия войск вдоль Дуная.

Согласно мобилизационному плану Одесский военный округ с началом войны часть сил должен был выделить для формирования полевого управления 9-й ар-вши, в которую входили все соединения, за исключением 9-го особого корпуса, дислоцировавшегося в Крыму, и 7-го корпуса, находящегося в резерве Главного командования. Армия развертывалась по рекам Прут и Дунай в полосе 480 км от Липкан до Черного моря..

Войскам округа противостояли 11-я немецкая, 3-я и 4-я румынские армии, входившие в состав группы армий «Юг». По плану «Барбаросса» этой группировке надлежало обороняться вдоль Прута, обеспечивая южный фланг основных сил группы армий, наносивших главный удар на киевском направлении, где находились войска Юго-Западного фронта.

14 июня в связи с нарастанием угрозы нападения Одесский военный округ получил указание о выделении управления 9-й армии (командующий генерал-полковник Я.Т. Черевиченко) с выводом его в Тирасполь. Утром 20 июня управление (начальник штаба генерал-майор М.В. Захаров) было поднято по тревоге и под видом командно-штабных учений к исходу дня развернуло командный пункт в заранее оборудованном на случай войны районе, установив связь с соединениями, включенными в состав армии.

В ночь на 22 июня начальник штаба получил от командующего округом, который оставался пока в Одессе, сообщение о том, что из Москвы ожидается телеграмма особой важности. Генерал М.В. Захаров вызвал к телеграфным аппаратам командиров стрелковых и кавалерийского корпусов и с разрешения командующего приказал занять частями прикрытия свои районы обороны. Как записано в журнале боевых действий 9-й армии, «в 24.00 21.06.1941 г. части армии, прикрывающие границу, телеграфным распоряжением приведены в боевую готовность по тревоге. Дан приказ занять районы по плану прикрытия».

Директиву наркома обороны о приведении войск в готовность к отражению агрессии Одесский военный округ получил уже после объявления боевой тревоги; Командующий армией и член Военного Совета корпусной комиссар А.Ф. Колобяков прибыли на командный пункт в девять часов 22 июня.

К четырем часам 22 июня части 176-й, 95-й, 25-й и 51-й стрелковых дивизий, а также 9-й кавалерийской первого эшелона 35-го, 14-го стрелковых и 2-го кавалерийского корпусов заняли подготовленную в инженерном отношении оборону вдоль Прута. В среднем на каждую дивизию приходилось около 100 км участка границы. Так как соединения заняли оборону в полосе 50—60 км, между ними остались промежутки. Особенно большим был разрыв между 176-й и 95-й стрелковыми дивизиями — более 70 км. Промежутки прикрывались только силами пограничников.

22 июня противник «ударно-поисковыми группами», состоящими из румынских соединений, попытался захватить мосты и плацдармы и создать видимость общего наступления. Используя промежутки в обороне советских войск, его подразделения сумели захватить небольшие плацдармы у Бранешт, Скулян, Унген, Вален. Однако уже к исходу дня контратакой выделенных подразделений плацдармы были ликвидированы. Только в районе Скулян отбросить врага за Прут не удалось. Для его ликвидации командующий силами 30-й горно-стрелковой дивизии (командир генерал-майор С.Г. Галактионов) предпринял контратаку, но успеха не добился. На других направлениях неоднократные попытки румынских войск захватить в июне переправы и плацдармы были отражены.

На рассвете 25 июня с наших бронекатеров и катеров-тральщиков высадилась рота пограничников на полуостров Сату-Ноу. Десант был поддержан огнем мониторов «Ударный» и «Мартынов». Румынский гарнизон сдался без боя. В плен было взято 70 солдат, а остальные разбежались по плавням. По показаниям пленных, гарнизон составляли две армейские роты, один взвод пограничников, один взвод жандармов с пулеметами и двумя замаскированными орудиями. Наши трофеи составили два орудия и десять пулеметов.

На следующее утро бронекатера и катера-тральщики переправили через Килийское гирло Дуная 23-й стрелковый полк 25-й стрелковой дивизии. С нашего берега десант поддерживал огнем 99-й артиллерийский полк 25-й стрелковой дивизии.

Десантники стремительно атаковали румын и уже в 8 ч 28 мин городок Старая Килия был взят. Румыны потерпели полный разгром. 700 человек сдалось в плен, до 200 человек было убито, остальные в панике разбежались, и их с бреющего полета обстреливали самолеты 96-й эскадрильи. Десантники захватили восемь орудий, до тридцати пулеметов, около тысячи винтовок, много боеприпасов и снаряжения.

— Наши потери составили пять человек убитыми, семь ранеными. Три бронекатера имели незначительные повреждения.

Утром 27 июня румынские войска начали форсирование реки Прут в районе села Джуржулешт. Однако в 10 ч 52 мин из-за излучины реки появился Ренийский отряд кораблей в составе мониторов «Ростовцев», «Железняков» и «Жемчужин» и четырех бронекатеров.

Еще в конце июля командование Южного фронта, находившееся в Воскресенске, вызвало к себе большую часть кораблей Дунайской флотилии. Корабли флотилии перешли из Одессы в Николаев и далее поднялись вверх по Южному Бугу до Воскресенска. Вверх по реке Ингул был отправлен отряд бронекатеров флотилии.

11 августа частям германской 11-й армии удалось прорваться к Николаеву, наступая с севера в междуречье Южного Буга и Ингула. Поэтому кораблям Дунайской флотилии было приказано уходить, с рек Южный Буг и Ингул к Николаеву. Части 9-й армии не обороняли Николаев, а стали отходить на восток, в городе остались только моряки.

12 и 13 августа корабли Дунайской флотилии обстреливали германские части, подходившие к Николаеву, а в ночь на 14 августа ушли в Херсон. Большая часть личного состава Николаевской военно-морской базы была погружена на суда Черноморского флота и убыла в Севастополь. 15 августа немцы овладели Николаевым.

13 августа начались бои за Очаков, когда части немецкой 50-й пехотной дивизии, захватив Аннекрок, пытались с ходу взять город, но были отбиты советскими войсками. В течение последующих четырех суток на подступах к Очакову шли ожесточенные бои. Наши войска поддерживали огнем канонерская лодка «Красная Армения», а также мониторы «Ударный» и «Железняков».

Тем не менее 21 августа немецкие войска овладели Очаковом. Остатки очаковского гарнизона переправились на острова Первомайский и Березань, а также на Кинбурнскую косу, в Прогной и Покровский.

19 августа командование Черноморского флота по согласованию с командованием Южного фронта «для централизации обороны участка от побережья между Днепровско-Бугским лиманом и Каркинитским заливом создало Тендровский боевой участок в границах: на севере — Кинбурнская коса, южный берег Днепровского лимана; на востоке — Алешки, Б. Копани, Каланчак и Хорлы; на юге — Джарылгачская коса и Тендровская коса. В состав Тендровского боевого участка были включены два стрелковых батальона, 108-й подвижный артиллерийский дивизион, Тендровская маневренная база, учебное судно "Комендор"»

Вход в Днепро-Бугский лиман прикрывали две мощные 203/50-мм четырехорудийные батареи. Батарея № 15 находилась на правом берегу лимана у Очакова. Она участвовала в обороне города, но действовала безграмотно. Донесение немцев от 14 августа: «...батарея обстреляла шесть танков противника в районе села Новоселки». Как уже говорилось, стрельба из тяжелых орудий по танкам на дальность свыше 2 км была крайне неэффективной. Вместо этого можно было разместить замаскированных корректировщиков, которые бы обеспечивали стрельбу по ближним тылам противника на дальности до 20 км фугасными снарядами и до 18 км шрапнелью. Естественно, стрельба должна была вестись по площадным целям — скоплениям живой силы и техники, штабам, обозам, полевым госпиталям, а не по отдельным танкам».

По официальным данным, батарея № 15 была взорвана при подходе немцев, но фактически повреждения ее были не велики.

Другая же батарея, № 22, представляла собой твердый орешек для немцев. Она была расположена на искусственном островке, возведенном еще при «царизме». Тогда его называли Николаевским островком, и на нем был возведен мощнейший форт из камня и бетона.

К 22 августа на батарее № 22 оставалось всего 24 снаряда. По острову немцы ежедневно выпускали десятки снарядов калибра до 15 см включительно, но они не наносили особых повреждений мощным стенам и перекрытиям форта.

Забегая вперед, скажу, что батарея № 22 до 23 сентября обстреливала Очаков. И лишь 23 сентября наши моряки покинули этот геройский остров. Любопытно, что если об обороне островов Осмуссар, Сухо и др., защитники которых нанесли куда меньший ущерб врагу, после 1945 г. десятки историков и писателей выпустили сотни статей и книг, то гарнизон Первомайского был напрочь забыт.

Монитор наносил большие потери немецким войскам. Командующий гитлеровской армией потребовал уничтожить корабль силами авиации.

Попробуй-ка найди его! Он маскируется то под небольшой зеленый островок, то под мысок. Воздушный разведчик обнаружил зеленый мысок, который на карте не значился. Прилетели «юнкерсы», сбросили уйму бомб. А мысок-то оказался настоящим.

Воздушным разведчикам приказали летать ниже, чтобы лучше разглядеть неуловимый корабль. Один из летчиков снизился над островком, но был атакован из всех орудий и пулеметов, и пилот так и не успел сообщить по радио о том, что островок был монитором.

Но им все-таки удалось нащупали «Железнякова». Бомбежка продолжалась несколько часов. Монитор «Железняков» был поврежден близкими разрывами бомб. Противник объявил монитор потопленным. А он был лишь ранен: снаряды повредили дальномер, артиллерийскую башню, руль.

С 22 по 24 сентября пикирующие бомбардировщики Ю-87 в районе Тендры потопили эсминец «Фрунзе», канонерскую лодку «Красная Армения», морские буксиры «Тайфун» и «ОП-8», баржи Дунайской флотилии с боезапасами, топливом и с вещевым имуществом, а также большое количество мелких судов.

25 сентября по приказу командования Черноморского флота остатки кораблей Дунайской флотилии были отведены от Тендры и отправлены в Севастополь. По пути случился любопытный казус. «Не дошел до Севастополя буксирный пароход «Аккерман», вышедший 25 сентября. На буксире вышла из строя машина, и его сильным норд-остовым ветром придрейфовало к турецкому берегу вблизи г. Синоп. Корабль был интернирован турками» (Хроника боевых действий Дунайской флотилии... С. 41.)

Летом 1942 года «Железняков» — им командовал капитан-лейтенант Алексей Харченко — сражался на Кубани. В августе он попал в тяжелое положение: враг отрезал путь в Азовокое море. Принято было решение, спасать корабль. Путь был один — через узкую мелкую речку Пересыпь, каждый метр которой простреливался артиллерией противника. И «Железняков» пошел… Рвавшиеся вблизи монитора снаряды сыпали на палубу много песка. Все-равно монитор прорвался в Азовское море. Когда проходили Керченский пролив, немецкие войска выпустили по кораблю более трехсот снарядов.

Тяжело раненный, усталый от непрестанной борьбы со штормами, «Железняков» добрался до Поти. Стоявшие в порту корабли приветствовали его длинными гудками.

Монитор находился в ремонте до августа 1943 года. 26 февраля 1943 года вновь переведен в состав Азовской флотилии, а 13 апреля 1944 года - в состав Дунайской флотилии и 30 августа 1944 года прибыл в Измаил. 1 декабря 1955 года вновь вошел в состав Черноморского флота.

11 марта 1958 года выведен из боевого состава, разоружен и превращен в плавучий склад. 10 сентября 1960 года исключен из списков судов ВМФ в связи с передачей Дунайскому пароходству для использования в качестве плавпричала. В 1965 году было принято решение о восстановлении монитора, и в 1967 году он был приведен из Измаильского порта в Киев на Рыбачий остров и восстановлен на заводе «Ленинская кузница». 10 июля 1967 года «Железняков» был установлен в Парке Моряков на набережной Днепра в Киеве в качестве памятника-мемориала.

40 тыс. километров с боями прошел монитор «Железняков» по Дунаю, Южному Бугу, Дону, Кубани, Черному и Азовскому морям. Участвовал в освобождении Болгарии, Румынии и Югославии. На боевом счету моряков 13 уничтоженных вражеских артиллерийских и минометных батарей, 4 батальона пехоты, 2 склада боеприпасов и многое другое.

«Железняков» стал на покой в Киеве на бетонный постамент, олицетворяя воинское мужество и героизм моряков несших службу на этом мониторе.

А со стапеля «Ленинской кузницы» был спущен на воду новый «Железняков» — большой океанский траулер, построенный по последнему слову техники. Эстафета боевого корабля перешла к мирному труженику морских просторов.

Интересные факты:

максимальная скорость корабля не превышала 15 километров в час

без дозаправки он мог пройти 6000 километров

на судне могло одновременно находиться около 70 человек.