Под отходами понимают остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

В практических задачах чаще всего используют три способа классификации отходов:

  • по агрегатному состоянию;
  • происхождению;
  • видам воздействия на природную среду и человека.

По агрегатному состоянию отходы делятся:

  • на твердые;
  • жидкие;
  • газообразные.

По происхождению различают:

  • промышленные отходы;
  • сельскохозяйственные отходы;
  • бытовые отходы.

По видам воздействия на природную среду и человека выделяют:

К опасным относятся отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.

Класс опасности отходов устанавливается с применением экспериментальных или расчетных методов по степени возможного вредного воздействия на окружающую природную среду при непосредственном или опосредованном воздействии опасного отхода на нее.

Для оценки опасности отходов для окружающей природной среды установлены следующие классы опасности:

  • 1-й класс – чрезвычайно опасные отходы;
  • 2-й класс – высокоопасные отходы;
  • 3-й класс – умеренно опасные отходы;
  • 4-й класс – малоопасные отходы;
  • 5-й класс – практически неопасные отходы.

Под обращением с отходами следует понимать деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, утилизации (использованию), обезвреживанию и уничтожению, транспортированию, размещению (хранению и захоронению) отходов.

Под обезвреживанием отходов следует понимать деятельность, связанную с обработкой (в том числе со сжиганием и обеззараживанием) отходов на специализированных установках в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду.

Под хранением отходов следует понимать временное содержание отходов в объектах размещения в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования.

Под захоронением отходов понимается изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.

Предприятия, участвующие в обращении с отходами, делятся на три категории (группы) с учетом класса опасности отходов, объемов их образования на предприятии и порядка обращения с ними.

  • имеющие технологические циклы образования (обращения) отходов производства 1-го и 2-го классов опасности;
  • применяющие в своей деятельности технологические операции по приему, сортировке, захоронению, обезвреживанию, рекуперации отходов и прочие способы их утилизации.

В рассматриваемую группу не входят предприятия, где единственными образующимися отходами 1-го класса опасности являются отработанные люминесцентные лампы, и объекты, на которых образующиеся отходы 2-го класса опасности представлены только отходами от обслуживания балансового автотранспорта.

  • предприятия (организации), имеющие технологические циклы (участки), где образуются производственные отходы 3-го и 4-го классов опасности;
  • природопользователей, не отнесенных к I и III группе.
  • суммарное количество образующихся отходов не превышает 30 т в год;
  • основную массу отходов составляют отходы 4-го и 5-го классов опасности;
  • масса отходов 3-го класса опасности не превышает 1% от общей массы образующихся отходов;
  • обустроенность мест размещения отходов исключает их вредное воздействие на окружающую среду;
  • у организации имеются в наличии договоры на передачу отходов сторонним организациям, занимающимся (по оформленной лицензии) их размещением, обезвреживанием, утилизацией;
  • отдельно предусмотрен порядок сбора и экологически безопасного размещения люминесцентных ламп.

Соответствие предприятия (организации) той или иной группе природопользователей по обращению с отходами подтверждается экспертом Ростехнадзора по результатам рассмотрения лимита размещения отходов.

В качестве основного объекта экологического нормирования выступают твердые промышленные и бытовые токсичные и опасные отходы.

В качестве основных механизмов экологического нормирования в сфере обращения с отходами выступают:

  • паспортизация;
  • лицензирование;
  • лимитирование,
  • экономическое регулирование.

В качестве основных элементов паспортизации в сфере обращения с отходами (как одного из механизмов экологического нормирования) выступает разработка и использование:

  • государственного кадастра отходов;
  • паспорта опасных отходов;
  • паспорта объектов размещения отходов.

В качестве основных элементов лицензирования в сфере обращения с отходами (как одного из механизмов экологического нормирования) выступает лицензирование деятельности, связанной:

  • с утилизацией отходов;
  • складированием (хранением) отходов;
  • транспортировкой отходов;
  • захоронением отходов;
  • обезвреживанием отходов;
  • уничтожением отходов;
  • производством продукции, сопровождающимся образованием опасных отходов.

В качестве основных элементов лимитирования в сфере обращения с отходами (как одного из механизмов экологического нормирования) выступает разработка и применение:

  • нормативов образования отходов;
  • лимитов на размещение отходов;
  • нормы накопления отходов (преимущественно бытовых).

В качестве основных элементов экономического регулирования в сфере обращения с отходами (как одного из механизмов экологического нормирования) выступают:

  • платежи за размещение отходов в пределах установленных лимитов;
  • платежи за размещение отходов сверх установленных лимитов.

Норматив образования отходов определяет установленное количество отходов конкретного вида при производ

стве единицы продукции. Лимиты на размещение отходов устанавливают предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки данной территории.

Вот перечень документов для разработки проекта нормативов образования отходов и лимитов размещения (проект лимита размещения отходов), которые необходимо представлять в территориальные органы Ростехнадзора.

  • 1. Краткая информация о производственной деятельности, штатах и структуре предприятия с описанием назначения и характеристик всех объектов (производственные и коммерческие подразделения, участки, цеха, бригады, офисы, отделы, здания, сооружения и др.).
  • 2. Реквизиты предприятия.
  • 3. План-схема предприятия с размерами территории и указанием мест хранения всех видов отходов.
  • 4. Договор аренды либо свидетельство собственности на землю, здания, помещения и сооружения.
  • 5. Справка о расходе сырья, материалов и топливно-энергетических ресурсов (фактически предыдущий или настоящий год, план на будущий год).
  • 6. Справка о транспортных средствах, находящихся на балансе предприятия с указанием марки, количества, планируемого пробега, мест их стоянки (хранения), технического обслуживания и ремонта.
  • 7. Сведения о применяемом технологическом оборудовании.
  • 8. Количество и марка люминесцентных ламп.
  • 9. Перечень всех видов образующихся отходов производства и потребления.
  • 10. Договоры на сдачу всех видов отходов производства и потребления на текущий и следующий год, лицензии организаций, принимающих отходы, отчетные документы (накладные, акты, счета-фактуры) по сдаче отходов.
  • 11. Квалификационный аттестат об экологическом образовании ответственного за экологию на предприятии.
  • 12. Предыдущий проект лимитов отходов (если есть).

При разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещения (лимит размещения отходов) необходимо принимать во внимание:

  • экологическую обстановку на рассматриваемой территории;
  • количество, вид и класс опасности образующихся отходов;
  • предельно допустимые вредные воздействия отходов, предполагаемых к размещению, на окружающую среду;
  • наличие имеющихся технологий переработки отхода данного вида, которые включены в банк данных о технологиях использования и обезвреживания отходов, являющийся составной частью государственного кадастра отходов.

При разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (лимит размещения отходов) для объекта хранения отходов индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу необходимо учитывать:

  • площадь и вместимость объекта хранения отходов;
  • сохранность у размещаемого отхода полноценных свойств вторичного сырья;
  • экономическую целесообразность формирования транспортной партии для вывоза размещаемых отходов.

При разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (лимит размещения отходов) для объекта захоронения отходов индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу необходимо учитывать:

  • количество предполагаемых к захоронению отходов (с разбивкой по годам) в соответствии с проектными данными объекта захоронения отходов;
  • вместимость объекта захоронения отходов;
  • расчетный срок эксплуатации объекта захоронения отходов;
  • иные характеристики объекта захоронения отходов.

В случае наличия у индивидуальных предпринимателей и юридических лиц нескольких объектов размещения отходов, отдельно расположенных на территории одного субъекта РФ, проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (лимит размещения отходов) разрабатывается по каждому объекту отдельно.

Класс опасности конкретного отхода, образующегося (хранящегося) на предприятии, может быть определен:

  • по классификатору отходов, если данный вид отходов включен в классификатор и для него определен класс опасности;
  • с применением расчетных или экспериментальных методов в соответствии с "Критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды", утвержденными приказом Минприроды РФ от 15.06.2001 № 511 "Об утверждении критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды".

В случае отнесения производителями отходов отхода расчетным методом к 5-му классу опасности необходимо подтверждение этого экспериментальным методом. При отсутствии подтверждения класса опасности экспериментальным методом отход может быть отнесен к 4-му классу опасности.

С учетом технологических особенностей производства нормативы образования отходов определяются в единицах массы (объема) либо в процентах от количества используемого сырья, материалов или от количества производимой продукции. Нормативы образования отходов, оцениваемые в процентах, определяются по тем видам отходов, которые имеют те же физико-химические свойства, что и первичное сырье. Нормативы образования отходов с измененными по сравнению с первичным сырьем характеристиками предпочтительно представлять в следующих единицах измерения: кг/т, кг/м3, м3/тыс. м3 и т.д. Для ряда производственных и бытовых отходов, образующихся вне процессов преобразования исходного сырья в готовую продукцию, могут использоваться нормативы образования отходов на единицу используемого оборудования, производственной площади, территории, персонала, одного посадочного места и т.п.

Информация, содержащаяся в проекте лимитов, предназначена для решения следующих задач:

  • принятие надлежащих мер, обеспечивающих охрану окружающей среды и сбережение природных ресурсов;
  • соблюдение действующих экологических, санитарно-эпидемиологических и технологических норм и правил при обращении с отходами;
  • осуществление раздельного сбора образующихся отходов по их видам, классам опасности и другим признакам с тем, чтобы обеспечить их использование в качестве вторичного сырья, переработку и последующее размещение;
  • обеспечение условий, при которых отходы не оказывают вредного воздействия на состояние окружающей среды и здоровья людей при необходимости их временного накопления на промышленной площадке (до момента использования отходов в последующем технологическом цикле или направления на объект для размещения);
  • обеспечение выполнения установленных нормативов предельного размещения отходов;
  • оформление разрешения на размещение отходов независимо от того, размещаются они на собственном объекте или арендованном;
  • сокращение объемов (массы образования отходов), внедрение безотходных технологий, преобразование отходов во вторичное сырье или получение из них какой-либо продукции, сведение к минимуму образования отходов, не подлежащих дальнейшей переработке, и захоронение их в соответствии с действующим законодательством.

Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (проект лимита размещения отходов) включает в себя следующие разделы.

  • 1. Аннотация. В ней указываются общие сведения о количестве (массе) отходов, образующихся у индивидуального предпринимателя или юридического лица, с указанием их класса опасности для окружающей среды, общее количество площадок (мест) временного накопления отходов и краткая информация о планируемых мероприятиях в области обращения с отходами.
  • 2. Введение. В нем представляется перечень основных документов, на основании которых проводилась разработка проекта.
  • 3. Общие сведения об индивидуальном предпринимателе или юридическом лице. В этом разделе приводятся:
    • фамилия, инициалы и паспортные данные индивидуального предпринимателя или полное наименование юридического лица; юридический адрес и фактический адрес; ИНН, коды ОКГЮ, ОКОНХ; адрес электронной почты; номера телефонов, телефакса;
    • фамилии и инициалы руководителя юридического лица и ответственных исполнителей проекта (с указанием должностей);
    • в случае привлечения для выполнения проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (НООЛР) сторонней организации в сведениях об исполнителях рекомендуется указывать наименование организации, проводившей разработку проекта, ИНН, коды ОКПО, ОКОНХ предприятия – разработчика проекта, юридический адрес предприятия – разработчика проекта, номера телефона, телефакса, фамилии и инициалы ответственных исполнителей, исполнителей и соисполнителей;
    • вид основной деятельности, количество промышленных площадок и места их расположения, численность сотрудников;
    • перечень структурных подразделений, основных и вспомогательных производств, цехов, участков;
    • основные производственные показатели работы, объем выпускаемой продукции в фактическом выражении;
    • наличие полигонов, хранилищ отходов, находящихся на балансе;
    • реквизиты земельных и учредительных документов;
    • размер площади землепользования: застройки, общей, озеленения, санитарно-защитной зоны;
    • здания и сооружения, расположенные на промышленных площадках;
    • арендаторы, их названия, юридические адреса, род их деятельности, численность работающих. При наличии более пяти арендаторов сведения о них выделяются в отдельный раздел "Сведения об арендаторах".

В состав раздела обычно входит карта-схема расположения предприятия с нанесенными координатами. На карту-схему наносятся расположение зданий и сооружений предприятия, места размещения отходов, дается экспликация зданий, сооружений и мест (площадок) размещения отходов, указываются координаты площадок размещения отходов.

  • 4. Характеристика производственных процессов как источников образования отходов. В этом разделе приводится краткая характеристика технологии производства и технологического оборудования, в процессе использования которых образуются отходы. Сведения представляются в текстовой форме или в виде блок-схем производственных процессов по каждому участку. В последнем случае каждая блок-схема должна содержать в виде отдельных блоков:
    • производственные операции;
    • источники поступления сырья, материалов, заготовок и т.п.;
    • получаемую в результате продукцию (данного участка);
    • образующиеся отходы;
    • операции дальнейшего обращения с отходами (с указанием, куда именно они поступают).

Индивидуальные предприниматели или юридические лица, не имеющие в своей деятельности технологических процессов, блок-схемы не составляют и все сведения приводят в текстовой форме. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, основной деятельностью которых является сбор, переработка, обезвреживание или захоронение отходов от сторонних организаций и граждан, в данном разделе представляют информацию об объеме и характеристиках принимаемых отходов и обо всех операциях по обращению с отходами. Форма записи перечня образующихся отходов приводится в виде таблицы "Перечень образующихся отходов". В случае наличия у индивидуального предпринимателя или юридического лица очистных сооружений для хозяйственно-бытовых и промышленных сточных вод или очистных сооружений водоподготовки, а также пылегазоочистных установок и оборудования, следует представить их характеристики по следующим формам, соответственно "Характеристика очистных сооружений и осадка хозяйственно-бытовых и промышленных сточных вод и водоподготовки" или "Характеристика пылегазоочистных устройств и оборудования для очистки воздуха".

  • 5. Паспорт опасного отхода с указанием кода отхода согласно федеральному классификационному каталогу отходов (ФККО). В этом разделе приводятся сведения, содержащиеся в паспорте опасного отхода, с указанием кода отхода согласно федеральному классификационному каталогу отходов. При отсутствии паспорта опасного отхода в данном разделе дается обоснование отнесения опасного отхода к классу опасности для окружающей природной среды в соответствии с критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, а также представляются сведения об опасных свойствах отходов.
  • 6. Перечень, состав и физико-химические характеристики отходов, образующихся в результате деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица. При наличии регистрации отходов в федеральном классификационном каталоге отходов в этом разделе указывается соответствующий код. В случае отсутствия такой регистрации в этом разделе приводятся данные об источниках образования отходов, перечень, состав и физикохимические характеристики отходов в соответствии с табл. 8.7.
  • 7. Расчет и обоснование нормативов и количества образующихся отходов. В этом разделе представляются расчетынормативов образования по каждому виду отходов. Расчет выполняется на основании:
    • материально-сырьевого баланса;
    • удельных отраслевых нормативов образования отходов;
    • расчетно-аналитического метода;
    • экспериментального метода;
    • сведений о фактическом образовании отходов для вспомогательных и ремонтных работ (среднестатистические данные за последние три года);
    • справочных таблиц удельных нормативов образования отходов.

Результаты расчетов по каждому виду отхода представляются в табличном виде. В примечаниях приводят по каждому виду отхода ссылку на соответствующие источники сведений, а также на приложения, удостоверяющие те или иные количественные показатели. В том случае, когда расчет по тому или иному виду отхода осуществляется на основании данных о материально-сырьевом балансе, в проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение включается раздел "Материально-сырьевой баланс" по форме табл. 8.8.

Для индивидуальных предпринимателей или юридических лиц, основной деятельностью которых является сбор и переработка отходов от сторонних организаций и граждан, в данном разделе в обязательном порядке представляется таблица материально-сырьевого баланса, отражающая объемы принимаемых отходов, процессы их переработки и выход продукции (получение вторичных отходов).

  • 8. Схема операционного движения отходов. В этом разделе приводятся данные по образованию, использованию отходов, по передаче отходов другим организациям с целью переработки, обезвреживания и (или) захоронения, указываются адреса и реквизиты поставщиков и потребителей отходов по форме табл. 8.9.
  • 9. Характеристика мест временного хранения (накопления) отходов у индивидуального предпринимателя или юридического лица, обоснование количества временного хранения (накопления) отходов у индивидуального предпринимателя или юридического лица и периодичности вывоза отходов. В этом разделе представляется информация о накоплении отходов в местах их организованного хранения по форме табл. 8.10.

Таблица 8.7

Перечень физико-химических характеристик и состав отходов за 20____г.

Вид отхода

Производство

Технологический процесс

Класс опасности для окружающей среды

Физико-химическая характеристика отходов

Наименование

Код по ФККО

Наименование

Наименование

Агрегатное состояние

Растворимость в воде, г/100 г Н2О

Состав отхода по компонентам

Наименование

Баланс массы отходов за отчетный период

Таблица 8.8

Продолжение табл. 8.8

Продолжение табл. 8.8

Окончание табл. 8.8

Таблица 8.9

Схема операционного движения отходов

Продолжение табл. 8.9

Окончание табл. 8.9

Таблица 8.10

Характеристика мест хранения (накопления) отходов у индивидуального предпринимателя или юридического лица

Продолжение табл. 8.10

Продолжение табл. 8.10

Окончание табл. 8.10

Таблица 8.11

Сведения о применяемых технологиях, установках использования или обезвреживания отходов

Для определения оптимальной периодичности вывоза отходов в проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (проект лимита размещения отходов) включаются следующие сведения:

  • перечень документов, на основании которых производится расчет предельного количества хранения (накопления) отходов у индивидуального предпринимателя или юридического лица и периодичности их вывоза на специализированные объекты для переработки, обезвреживания или захоронения;
  • наличие транспорта (собственного и арендуемого) для перевозки отходов.
  • 10. Характеристика установок и технологий по переработке, обезвреживанию отходов, имеющихся у индивидуального предпринимателя или юридического лица. В этом разделе для индивидуальных предпринимателей или юридических лиц, имеющих или арендующих установки по переработке, обезвреживанию отходов, по каждой из таких установок, в том числе арендуемых, приводятся сведения по табл. 8.11.

Кроме того в этом разделе приводятся:

  • проектные характеристики установки;
  • фактический объем переработки;
  • номенклатура перерабатываемых или обезвреживаемых отходов;
  • характеристики вторично образующихся отходов.
  • 11. Сведения об объектах размещения отходов. Этот раздел обязателен для индивидуальных предпринимателей или юридических лиц, имеющих на своем балансе или осуществляющих эксплуатацию объектов захоронения или длительного хранения отходов (полигоны, шламохранилища, хвостохранилища, иловые карты, золоотвалы и т.д.). Характеристика объекта размещения отходов представляется по форме, утвержденной приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792 "Об утверждении порядка ведения государственного кадастра отходов".
  • 12. Сведения об организации наблюдения за состоянием окружающей природной среды на объектах размещения отходов, принадлежащих индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу. В этом разделе приводится информация о мероприятиях по наблюдению за состоянием окружающей среды на объектах (местах) хранения, захоронения отходов и о периодичности их осуществления (табл. 8.12).

Таблица 8.12

Мониторинг состояния окружающей среды в местах хранения (накопления) и (или) объектах

захоронения отходов

Объект хранения (накопления) отходов

Показатели загрязнения по компонентам окружающей природной среды

Наименование

Атмосферный воздух

Поверхностные воды

Величина

Единица измерения

Загрязняющее вещество

Периодичность, раз в год

Количество контрольных точек

Загрязняющее вещество

Периодичность, раз в год

Количество контрольных точек

Наименование

Наименование

Наименование

Окончание табл. 8.12

  • 13. Сведения о противоаварийных мероприятиях. В этом разделе в текстовой форме приводится информация о возможности возникновения аварийной ситуации непосредственно на объектах размещения отходов, о ее возможных последствиях и способах локализации. Разработка данного раздела необходима:
    • при наличии на балансе либо осуществлении эксплуатации объектов захоронения или длительного хранения опасных отходов (полигоны, шламохранилища, хвостохранилища, иловые карты, золоотвалы и т.д.), а также установок сжигания отходов;
    • хранении отходов 1-го класса опасности для окружающей природной среды (за исключением мест хранения люминесцентных ламп);
    • хранении жидких или пастообразных отходов 2-го класса опасности для окружающей природной среды;
    • образовании и (или) накоплении отходов, которые (независимо от класса опасности для окружающей природной среды) являются источником пожарной опасности или взрывоопасны.
  • 14. Сведения о мероприятиях, направленных на снижение влияния отходов, образующихся у индивидуального предпринимателя или юридического лица, на состояние окружающей среды. В этот раздел включаются материалы о проводимых (планируемых) мероприятиях:
    • по снижению количества образования отходов;
    • внедрению технологий переработки, использования, обезвреживания отходов;
    • организации и дооборудованию мест хранения отходов, отвечающих предъявляемым экологическим требованиям;
    • вывозу (с целью переработки, обезвреживания, размещения и др.) ранее накопленных отходов;
    • проведению мониторинга окружающей среды на объекте размещения отходов;
    • иному снижению влияния образующихся отходов на состояние окружающей природной среды.

Материалы о проводимых (планируемых) мероприятиях по снижению влияния образующихся отходов на состояние окружающей среды представляют в таблице.

  • 15. Предложения по лимитам размещения отходов. В этом разделе указывается перечень и количество отходов, предполагаемых к размещению на пятилетний период (с разбивкой по годам).
  • 16. Приложения. В приложении представляются следующие материалы:
    • документы, подтверждающие данные материальносырьевого баланса и производственных показателей;
    • документы, подтверждающие намерение на размещение отходов на специализированных объектах, передачу (или получение) отходов с целью их использования в качестве вторичного сырья, сбор и транспортировку отходов (например, копии договоров);
    • копии отчетной документации о фактах приема и передачи отходов;
    • карта-схема промышленной площадки с указанием объектов размещения отходов.

В проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение приводятся следующие таблицы.

  • 1. Материально-сырьевой баланс движения сырья, материалов.
  • 2. Материальный баланс технологических процессов (материальный баланс рассчитывается в том случае, если в технологическом процессе используются металлы).
  • 3. Расчет нормативов образования отходов, определяемых относительно единицы производимой продукции расчетно-аналитическим методом.
  • 4. Расчет группового норматива образования отходов и суммарного объема образования отходов.
  • 5. Расчет нормативов образования отходов, определяемых относительно единицы используемого сырья расчетноаналитическим методом.
  • 6. Расчет нормативов образования отходов статистическим методом.
  • 7. Перечень образующихся отходов.
  • 8. Характеристика очистных сооружений и осадка хозяйственно-бытовых и промышленных сточных вод и водоподготовки.
  • 9. Характеристика пылегазоочистных устройств и оборудования для очистки воздуха.
  • 10. Перечень, физико-химическая характеристика

и состав отходов за ___ год.

  • 11. Схема операционного движения отходов.
  • 12. Характеристика мест хранения (накопления) отходов у индивидуального предпринимателя или юридического лица.
  • 13. Обоснование нормативов предельного накопления отхода у индивидуального предпринимателя или юридического лица.
  • 14. Сведения о применяемых технологиях, установках использования или обезвреживания отходов.
  • 15. Характеристика объекта размещения отходов.
  • 16. Мониторинг за состоянием окружающей среды в местах хранения (накопления) отходов.
  • 17. Мониторинг за состоянием окружающей среды на объектах захоронения отходов.
  • 18. Мероприятия но снижению влияния образующихся отходов на состояние окружающей среды.
  • 19. Перечень и количество размещаемых отходов.

В г. Москве рассмотрение и согласование проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (лимит размещения отходов) и разрешений на размещение отходов (лимит) проводится отделом нормирования Ростехнадзора по г. Москве (в регионах – территориальными органами Ростехнадзора).

До представления проекта нормативов образования и лимитов на размещение отходов в Ростехнадзор на проект должно быть получено заключение Роспотребнадзора для предприятий, отнесенных к I и II группам природопользователей по обращению с отходами.

Для получения соответствующего заключения проекты нормативов образования и лимитов на размещение отходов (лимит размещения отходов) малого предприятия следует представлять в региональное отделение Роспотребнадзора по месту нахождения предприятия. Проекты НООЛР объектов, оказывающих значительное воздействие на окружающую среду, могут быть направлены санитарным врачом округа для получения заключения в территориальное отделение Роспотребнадзора.

В состав материалов (документов), представляемых на рассмотрение в Ростехнадзор для согласования проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, должны входить следующие документы.

  • 1. Сопроводительное письмо руководства предприятия (природопользователя).
  • 2. Паспорт опасного отхода (в случае внесения отхода в федеральный классификационный каталог отходов).
  • 3. Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
  • 4. Лицензия на осуществление деятельности по обращению с опасными отходами (при наличии) для отходов, отнесенных к объектам лицензирования.
  • 5. Обоснование отнесения опасного отхода к классу опасности для окружающей природной среды в соответствии с "Критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды" в случае отсутствия отхода в федеральном классификационном каталоге отходов.
  • 6. Дополнительный экземпляр аннотации к проекту НООЛР для предприятий, проекты которых согласовываются типовым штампом.

Документы, представляемые в Ростехнадзор для утверждения проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, принимаются по описи, копия которой направляется (вручается) заявителю с отметкой о дате приема документов.

Согласование проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для предприятий, отнесенных к различным группам природопользователей по обращению с отходами, осуществляется региональным отделом нормирования Ростехнадзора в форме:

  • заключения отдела – по проектам предприятий, отнесенных к I группе;
  • типового заключения или типового штампа отдела (по усмотрению эксперта специализированного подразделения Ростехнадзора с указанием регистрационного номера проекта и срока его действия – по проектам предприятий, отнесенных ко II группе;

Паспорт опасного отхода утверждается Ростехнадзором по результатам рассмотрения проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Ростехнадзор в месячный срок рассматривает представленные в установленном порядке материалы и принимает решение об утверждении проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение или о возвращении материалов на доработку с указанием причин отказа.

Повторно представленные материалы проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение рассматриваются Ростехнадзором в месячный срок.

В случае отклонения представленного на утверждение проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение Ростехнадзор должен подготовить и предоставить заявителю мотивированный отказ, который может быть обжалован в установленном законодательством РФ порядке.

Срок действия проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение устанавливается экспертом отдела нормирования регионального отделения Ростехнадзора. Установленный срок не может превышать пяти лет. Лимиты на размещение отходов действуют в течение установленного срока при условии ежегодного подтверждения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья.

Основанием для аннулирования утвержденных лимитов на размещение отходов может являться отсутствие за месяц до окончания отчетного года подтверждения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья.

Неизменность производственного процесса и используемого сырья, представленные в проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, ежегодно подтверждаются техническим отчетом по обращению с отходами.

В технический отчет по обращению с отходами (о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об образующихся отходах за отчетный период) следует включать следующие сведения.

  • 1. Сведения об индивидуальном предпринимателе или юридическом лице.
  • 2. Подтверждение неизменности сведений о перечне и количестве разрешенных к размещению отходов, внесенные в проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в связи с неизменностью технологических процессов и использованного сырья.
  • 3. Информацию о выполнении плана мероприятий по снижению влияния образующихся отходов на окружающую среду за отчетный период.
  • 4. Информацию о балансе образовавшихся, используемых и размещаемых отходов за отчетный период.

При аннулировании утвержденных лимитов на размещение отходов индивидуальные предприниматели и юридические лица для утверждения лимитов на размещение отходов представляют в Ростехнадзор документы в порядке, установленном действующими правилами.

Лимиты на размещение опасных отходов для предприятий, отнесенных к I и II группе природопользователей по обращению с отходами, устанавливаются на срок действия лицензии на осуществление деятельности по обращению с такими отходами.

Разрешение (лимит) на размещение отходов, являясь неотъемлемой частью Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, определяет права предприятия по размещению отходов.

В соответствии с классификацией предприятия и составом рассматриваемого материала первичное разрешение на размещение отходов (лимит) выдается на основании:

  • заключения отдела нормирования регионального отделения Ростехнадзора – по проектам предприятий, отнесенных к I группе;
  • типового заключения или типового штампа отдела (но усмотрению эксперта специализированного регионального подразделения Росприроднадзора) с указанием регистрационного номера проекта и срока его действия – по проектам предприятий, отнесенных ко II группе;
  • типового штампа отдела с указанием регистрационного номера проекта и срока его действия – по проектам предприятий, отнесенных к III группе.

Срок действия разрешения на размещение отходов (лимита) устанавливается экспертом. Неизменность количества разрешенных к размещению отходов, технологических процессов и использованного сырья ежегодно подтверждается техническим отчетом.

Разрешение на размещение отходов (лимит) для реконструированных, введенных в эксплуатацию предприятий (объектов), выдается на основании:

  • правоустанавливающих документов на пользование земельным участком с графическим материалом по границам территорий;
  • положительного заключения государственной экологической экспертизы по проекту строительства объекта размещения отходов, проекту производства, являющегося источником образования отходов и т.п.;
  • акта государственной комиссии о приемке объекта в эксплуатацию (копия) при обязательном наличии в составе комиссии представителя федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды.

Разрешение на размещение отходов (лимит) для реконструированных, введенных в эксплуатацию предприятий (объектов) выдается сроком на один год (с момента приемки объекта в эксплуатацию) без права продления. При оформлении разрешения выставляется условие о необходимости разработки проекта НООЛР по окончании срока действия разрешения.

Разрешение на размещение отходов (лимит) оформляется в печатном виде в трех экземплярах, визируется экспертом и начальником отдела нормирования регионального отделения Ростехнадзора, подписывается руководителем этого отделения. Исправления на бланке разрешения не допускаются.

Основанием для выдачи разрешения на размещение отходов является наличие положительного заключения отдела нормирования Ростехнадзора о согласовании нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Основанием для аннулирования Ростехнадзором разрешения на размещение отходов является наличие угрозы загрязнения окружающей природной среды отходами свыше допустимых нормативов и лимитов, нарушение правил эксплуатации объекта для размещения отходов и требований экологически безопасного обращения с отходами.

Продление действия разрешения на размещение отходов (лимит) осуществляется отделом нормирования Ростехнадзора по результатам рассмотрения следующих материалов, представленных природопользователем для продления разрешения:

  • 1) сопроводительное письмо;
  • 2) технический отчет с визой инспектора Ростехнадзора;
  • 3) разрешение на размещение отходов, выданное при согласовании лимитов размещения отходов;
  • 4) проект нормативов образования и лимитов размещения отходов (требуется на время продления разрешения).

Для продления разрешений, оформленных по проектам НООЛР, в составе которых отсутствовали расчеты по определению классов опасности отходов для окружающей природной среды, представляются обоснования для отнесения отходов к классу опасности.

Техническим отчетом по обращению с отходами ежегодно подтверждается неизменность производственного процесса и используемого сырья, представленные в проекте нормативов образования отходов и лимитов их размещения, что является основанием для продления разрешения на размещение отходов.

Продление разрешения на размещение отходов (лимит) осуществляется на бланке первичного разрешения, выданного региональным отделом нормирования Ростехнадзора.

С марта 2016 г. субъекты хозяйствования России, работа которых связана с размещением отходного материала, обязаны систематически выполнять экологический мониторинг. Законодательно данная мера закреплена в соответствующем приказе Правительства России.

Естественной среды распространяются на всю территорию негативного влияния объекта хранения отходов. Порядок реализации экологического мониторинга устанавливается исполнительными органами государственного надзора и управления в сфере контроля и работы с отходным материалом в пределах своей компетенции.

Кто должен проводить экомониторинг на объектах размещения отходов?

Проводить экологический мониторинг по установленному образцу обязаны:

  • владельцы объектов хранения и расположения отходного материала и вторичного сырья;
  • физические и юридические лица, которые используют отходы и объекты их размещения;
  • органы государственного надзора на соответствующих федеральных и территориальных уровнях во главе с Росприроднадзором;
  • представители местного самоуправления, общественные организации, юридические и физические лица, которым необходима информация о показателях динамики состояния естественной среды в местах расположения отходного материала и объектов их хранения.

Приказ о систематическом выполнении экомониторинга состояния естественной среды не актуален для таких субъектов хозяйствования:

  • законсервированные, выведенные из эксплуатации на законных основаниях объекты размещения отходного материала;
  • районы захоронения скота и животных;
  • объекты хранения отходного сырья фармацевтического и медицинского характера;
  • объекты, где размещены радиоактивные отходные материалы;
  • незаконно организованные объекты размещения и захоронения отходного материала.

Программа экологического мониторинга

Наблюдение и аккумуляция информации о динамике естественной среды в территориальных пределах расположения отходного и вторичного сырья осуществляется по установленному порядку – в соответствии с перечнем мероприятий экомониторинга. Программа экомониторинга разрабатывается соответствующими специалистами предприятия, деятельность которого связана с размещением отходов, на основании информации из таких документов и отчетов:

  • отчеты о проведенных ранее наблюдениях за изменениями в состоянии окружающей среды в пределах размещения и влияния объекта размещения отходного материала;
  • фоновые показатели динамики естественной среды в районе расположения отходного сырья и объекта их хранения;
  • фоновые показатели динамики экопоказателей в пределах влияния деятельности объекта расположения и захоронения отходного материала;
  • анализ оценки влияния объекта расположения отходного материала на экологическое пространство;
  • показатели из проектной документации предприятий, деятельность которых связана с отходным сырьем всех классов опасности, а именно данные природоохранительного подраздела.

При составлении программы экомониторинга также учитывается такая информация, как технико-экономические характеристики предприятия по хранению и использованию отходов, видовая и классовая принадлежность отходного материала, физические свойства, геологические и географические особенности размещения отходного сырья.

Эта информация позволяет скорректировать перечень мероприятий экологического мониторинга и требований к нему в зависимости от уровня вредности и негативного влияния субъекта хозяйствования на окружающую среду.

Программа экомониторинга после утверждения на предприятии по размещению отходов направляется в органы надзора соответствующего территориального уровня (территориальные органы Росприроднадзора) в бумажном и/или электронном виде. В письме также должны быть вложены опись содержания посылки и уведомление о вручении.

Требования к отчетной документации по экомониторингу

Результаты реализации экологического наблюдения на предприятиях размещения отходного материала оформляются в виде экоотчетов в установленной форме. Экологический отчет о динамике состояния естественной среды в районах размещения отходного сырья должен содержать данные по исследованию проб грунта, воды и воздушного потока в пределах расположения предприятия и на границе зоны санитарной защиты.

Собранные пробы исследуются на содержание нитратов, кальция, меди, ртути, свинца, магния, цианидов, лития, магния и других вредных веществ и соединений. Для реализации производственного контроля динамики природной среды на объектах расположения отходного сырья должны использоваться специальные приборы, устройства и техника (например, для забора проб воды необходимы шурфы и колодцы).

Экоотчетность составляется в двух экземплярах (в бумажной и электронной форме), первый из которых хранится на предприятии по размещению отходов, а второй – отправляется почтой в органы Росприроднадзора соответствующего уровня. Утвержденный отчет по экологическому мониторингу следует предоставить в органы государственного надзора соответствующего уровня до 15 января года, следующего за отчетным периодом.

Компания «Экобезопасность» предлагает по реализации экологического мониторинга на территориях размещения отходных материалов для предприятий всех сфер деятельности. Мы предлагаем быстрые, качественные и доступные экологические исследования для анализа динамики природной среды, прогнозирования будущих изменений, а также услуги по разработке программы экологических наблюдений и составлению отчетов для направления в органы госнадзора.

В соответствии с п. 6.4 СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» (далее — СП 2.1.7.1038-01) для полигонов твердых бытовых отходов (ТБО) разрабатывается специальная программа (план) производственного контроля (мониторинга), которая должна включать в себя информацию о контроле за состоянием подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв, уровней шума в зоне возможного неблагоприятного влияния полигонов ТБО.

Мониторинг полигонов ТБО необходимо выполнять с учетом требований следующих документов:

  • СП 2.1.7.1038-01;
  • Инструкция по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденная Минстроем России 02.11.1996 (далее — Инструкция);
  • СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (в ред. от 25.04.2014);
  • ГОСТ 17.1.5.05-85 «Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к отбору проб поверхностных и морских вод, льда и атмосферных осадков»;
  • СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод» (с изм. от 04.02.2011 и 25.09.2014);
  • СанПиН 2.1.7.1287-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы» (в ред. от 25.04.2007).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Согласно п. 7 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 29.12.2014) запрещается размещение отходов на полигонах ТБО, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО).
В настоящее время все полигоны ТБО необходимо привести в соответствие с действующим природоохранным законодательством Российской Федерации, а также провести инвентаризацию данных объектов и обратиться в письменном виде в территориальный орган Росприроднадзора для регистрации полигонов в ГРОРО .
Информацию о том, включен ли полигон ТБО в ГРОРО, можно найти на сайте Росприроднадзора в подразделе «Государственный реестр объектов размещения отходов» http://rpn.gov.ru/node/853 , расположенном в разделе «Кадастр отходов».

Согласно п. 1.30 Инструкции специальный проект мониторинга (т.е. упомянутая ранее специальная программа (план) производственного контроля (мониторинга)) должен включать следующие разделы :

  • контроль состояния подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв и растений, шумового загрязнения в зоне возможного неблагоприятного влияния полигона;
  • система управления технологическими процессами на полигоне, обеспечивающая предотвращение загрязнения подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв и растений, шумового загрязнения выше допустимых пределов в случаях обнаружения загрязняющего влияния полигонов.

На основании п. 6.6 СП 2.1.7.1038-01 и п. 1.31 Инструкции система производственного контроля должна включать устройства и сооружения по контролю состояния подземных и поверхностных вод, атмосферного воздуха, почвы и растений, а также шумового загрязнения в зоне возможного влияния полигона ТБО.

Система мониторинга служит информационной основой при определении эффективности проведенных экологических мероприятий на полигоне ТБО, а также базой данных для разработки технических и технологических решений по совершенствованию эксплуатации полигона.

Согласно п. 6.5 СП 2.1.7.1038-01 программа (план) производственного контроля полигона ТБО разрабатывается владельцем полигона (на основании п. 1.30 Инструкции — по техническому заданию владельца полигона) в соответствии с санитарными правилами по производственному контролю за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований . В пункте 1.30 Инструкции указано, что такая программа должна быть согласована с уполномоченными на это органами.

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СОСТОЯНИЕМ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА

Система мониторинга полигона ТБО должна включать в себя постоянное наблюдение за состоянием воздушной среды. С этой целью ежеквартально производятся анализы проб атмосферного воздуха в приземном слое над отработанными участками полигона и на границе санитарно-защитной зоны на содержание в нем соединений, характеризующих процесс биохимического разложения ТБО и представляющих наибольшую опасность.

В соответствии с п. 6.8 СП 2.1.7.1038-01 и п. 1.36 Инструкции объем определяемых показателей и периодичность отбора проб обосновываются в программе производственного контроля полигона ТБО и согласовываются с контролирующими органами. Обычно при анализе проб атмосферного воздуха определяют содержание метана, сероводорода, аммиака, окиси углерода, бензола, трихлорметана, четыреххлористого углерода, хлорбензола.

При установлении степени загрязнения атмосферного воздуха выше ПДК на границе санитарно-защитной зоны и выше ПДК р.з. в рабочей зоне (табл. 1.3 и 1.4 Инструкции) должны быть приняты соответствующие меры, учитывающие характер и уровень загрязнения и направленные на снижение этого уровня.

Извлечение
из Инструкции

Таблица 1.3

ПДК ОСНОВНЫХ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ, ВЫДЕЛЯЮЩИХСЯ В АТМОСФЕРУ ВОЗДУХА НА ПОЛИГОНАХ ТБО

Таблица 1.4

ПДК ОСНОВНЫХ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ (РАБОЧАЯ ЗОНА), ВЫДЕЛЯЮЩИХСЯ В АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ НА ПОЛИГОНАХ ТБО В ЗОНЕ РАБОТЫ ПЕРСОНАЛА

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СОСТОЯНИЕМ ПОЧВЫ

Производственный контроль полигона ТБО должен предусматривать постоянное наблюдение за состоянием почвы в зоне возможного влияния полигона.

Согласно п. 6.9 СП 2.1.7.1038-01 качество почвы контролируется по химическим (содержание тяжелых металлов, нитритов, нитратов, гидрокарбонатов, органического углерода, pH, цианидов, свинца, ртути, мышьяка), микробиологическим (общее бактериальное число, коли-титр, титр протея, яйца гельминтов) и радиологическим показателям. Число химических и микробиологических показателей может быть расширено только по требованию территориального центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора (далее — ЦГСЭН).

На основании п. 1.38 Инструкции качество почвы и растений контролируется на содержание экзогенных химических веществ (ЭХВ), которые не должны превышать ПДК в почве и, соответственно, не превышать остаточные количества вредных ЭХВ в растительной товарной массе выше допустимых пределов. Объем определяемых ЭХВ и периодичность контроля определяются в проекте мониторинга полигона (т.е. в программе производственного контроля) и согласовываются со специально уполномоченными органами по охране окружающей среды.

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СОСТОЯНИЕМ ПОВЕРХНОСТНЫХ И ГРУНТОВЫХ ВОД

В программу мониторинга также включается проведение анализов поверхностных и грунтовых вод.

В соответствии с п. 6.7 СП 2.1.7.1038-01 по согласованию с территориальным ЦГСЭН и другими контролирующими органами (согласно п. 1.32 Инструкции — по согласованию с гидрогеологической службой, местными органами санэпиднадзора и охраны природы) производится контроль за состоянием грунтовых вод — в зависимости от глубины их залегания проектируются контрольные шурфы, колодцы или скважины в зеленой зоне полигона и за пределами санитарно-защитной зоны полигона. Контрольное сооружение закладывается выше полигона по потоку грунтовых вод с целью отбора проб воды, на которую отсутствует влияние фильтрата с полигона.

На основании п. 1.32 Инструкции пробы вод из контрольных шурфов, колодцев и скважин, заложенных выше полигона по течению грунтовых вод, характеризуют их исходное состояние. Ниже полигона по течению грунтовых вод (на расстоянии 50-100 м, если нет опасности загрязнения грунтовых вод за счет других источников) закладывают 1-2 колодца (шурфа, скважины) для отбора проб воды с целью выявления влияния на нее стоков полигона. Колодцы глубиной 2-6 м выполняют из железобетонных труб диаметром 700-900 мм до отметки 0,2 м ниже уровня грунтовых вод. Фильтрующее днище состоит из слоя щебня толщиной 200 мм. В колодец спускаются по стационарной лестнице. При более глубоком залегании грунтовых вод их контроль осуществляется с помощью скважин. Конструкция сооружений должна обеспечивать защиту грунтовых вод от попадания в них случайных загрязнений, возможность водоотлива и откачки, а также удобство взятия проб воды. Объем определяемых показателей и периодичность отбора проб обосновываются в программе мониторинга полигонов .

Согласно п. 6.7 СП 2.1.7.1038-01 и п. 1.34 Инструкции выше полигона на поверхностных водоисточниках и ниже полигона на водоотводных канавах проектируются места отбора проб поверхностных вод .

В отобранных пробах грунтовых и поверхностных вод определяется содержание аммиака, нитритов, нитратов, гидрокарбонатов, кальция, хлоридов, железа, сульфатов, лития, ХПК, БПК, органического углерода, рН, магния, кадмия, хрома, цианидов, свинца, ртути, мышьяка, меди, бария, сухого остатка. Пробы также исследуются на гельминтологические и бактериологические показатели. Если в пробах, отобранных ниже по потоку, устанавливается значительное увеличение концентраций определяемых веществ по сравнению с контрольным, необходимо по согласованию с контролирующими органами расширить объем определяемых показателей, а в случаях, если содержание определяемых веществ превысит ПДК, следует принять меры по ограничению поступления загрязняющих веществ в грунтовые воды до уровня ПДК.

«Справочник эколога» № 2, 2015 .

В Федеральном законе от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» говорится, что накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования».

Какие же основные требования предъявляются к местам временного накопления отходов на предприятии?

В СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» указано:

«Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Целью данных правил является снижение неблагоприятного воздействия отходов производства и потребления путём предупреждения их рассеивания или потерь в процессе промежуточного складирования.

Временное накопление каждого вида отходов производства и потребления зависит от их происхождения, агрегатного состояния, физико-химических свойств, количественного соотношения компонентов и степени опасности для здоровья населения и среды обитания человека.

В зависимости от технологической и физико-химической характеристики отходов допускается их временно хранить:

  • в производственных или вспомогательных помещениях;
  • в нестандартных складских сооружениях (под надувными, ажурными и навесными конструкциями);
  • в резервуарах, накопителях, танках и прочих наземных и заглубленных специально оборудованных ёмкостях;
  • в вагонах, цистернах, вагонетках, на платформах и прочих передвижных средствах;
  • на открытых приспособленных для хранения отходов площадках.

Накопление и временное хранение промотходов на производственной территории осуществляется по цеховому принципу или централизованно.

Условия сбора и накопления определяются классом опасности отходов, способом упаковки с учётом агрегатного состояния и надёжности тары».

Конкретные требования к местам временного накопления отходов можно найти в региональных документах. Для примера рассмотрим постановление правительства Москвы от 12.12.2006 № 981-ПП «Об утверждении единых экологических требований по обустройству мест временного хранения отходов производства и потребления организациями-природопользователями города Москвы на занимаемых земельных участках», которое конкретизирует все предписания СанПиН 2.1.7.1322-03.

Согласно указанному постановлению для хранения отходов 1-3-го классов опасности в зависимости от их свойств необходимо использовать закрытую или герметичную тару:

  • металлические или пластиковые контейнеры, лари, ящики и др.;
  • металлические или пластиковые бочки, цистерны, баки, баллоны, стеклянные ёмкости и др.;
  • прорезиненные или полиэтиленовые пакеты, бумажные, картонные, тканевые мешки, кули и др.

Отходы производства и потребления 4-го и 5-го классов опасности могут храниться в открытой таре. Не допускается хранение в открытой таре отходов, содержащих летучие вредные вещества.

Временное хранение твёрдых отходов 4-го и 5-го классов опасности в зависимости от их свойств допускается осуществлять без тары - навалом, насыпью, в виде гряд, отвалов, в кипах, рулонах, брикетах, тюках, в штабелях и отдельно на поддонах или подставках.

Тара и упаковка должны быть прочными, исправными, полностью предотвращать утечку или рассыпание отходов, обеспечивать их сохранность при хранении. Тара должна быть изготовлена из материала, устойчивого к воздействию данного вида отхода и его отдельных компонентов, атмосферных осадков, перепадов температур и прямых солнечных лучей.

Контейнеры, используемые для хранения отходов производства и потребления, изготавливают из материалов, обеспечивающих качественное проведение их очистки и обеззараживания. Ёмкости, используемые для хранения жидких отходов, должны быть установлены на поддонах, обеспечивающих сбор и хранение всей разлившейся жидкости. Стеклянная тара, используемая для хранения жидких отходов, должна помещаться в деревянные, пластиковые ящики или иметь обрешётку. Стенки ящиков и обрешёток должны быть выше закупоренных бутылей и банок на 5 см.

Размещаемые отходы производства и потребления следует складировать таким образом, чтобы исключить возможность их падения, опрокидывания, разливания, чтобы обеспечивалась доступность и безопасность их погрузки для отправки на специализированные предприятия для обезвреживания, переработки или утилизации.

Для временного хранения отходов производства и потребления могут эксплуатироваться специально оборудованные открытые и (или) закрытые площадки. Временное хранение в пределах закрытой площадки осуществляется в случае:

  • принадлежности отходов к 1-3-му классам опасности в зависимости от их свойств;
  • необходимости создания особых условий хранения, а также надёжной изоляции отходов от доступа посторонних лиц;
  • необходимости создания особых условий хранения отходов для сохранения их ценных качеств как вторичного сырья;
  • сбора и накопления отходов в непосредственных местах их образования (в цехах, производственных помещениях).

Для организации закрытых площадок временного накопления отходов могут использоваться специально предназначенные для этой цели стационарные складские здания, отдельные помещения или выделенные площади внутри складских и (или) производственных, вспомогательных зданий, а также нестационарные складские здания и сооружения.

Чтобы проверить правильность обустройства открытых площадок для временного хранения отходов, вновь откроем Сан Пи Н 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», где сказано:

«При временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:

  • временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке;
  • поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приёмников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.);
  • поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);
  • по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями в соответствии с техническими условиями;
  • поступление загрязнённого ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоёмы без очистки не допускается».

Временное хранение отходов производства и потребления должно осуществляться в соответствии с требованиями Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППВ 01-03), утверждённых приказом МЧС России от 18.06.2003 № 313. Площадка, на которой осуществляется временное хранение отходов производства и потребления, обладающих пожароопасными свойствами, должна быть оборудована первичными средствами пожаротушения.

Какое же количество отходов может быть размещено при временном их накоплении?

В упомянутом постановлении Правительства Москвы от 12.12.2006 № 981-ПП сказано, что «предельное количество временного накопления отходов производства и потребления, которое допускается размещать на территории природопользователей, определяется на основе баланса сырья и материалов в соответствии с необходимостью формирования транспортной партии отходов для их вывоза, с учётом компонентного состава отходов, их физических и химических свойств, агрегатного состояния, токсичности и летучести содержащихся вредных компонентов и минимизации их воздействия на окружающую среду. Временное хранение отходов производства и потребления должно осуществляться в условиях, исключающих превышение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, в части загрязнения поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, почв прилегающих территорий, не должно приводить к нарушению гигиенических нормативов и ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки на данной территории».

Дополнительно можно рассмотреть различные рекомендации по хранению конкретных видов отходов. Для примера можно открыть «Практические советы и рекомендации по разработке, согласованию и продлению разрешительных документов», которые были изданы в Москве в 1998 г.

Так, люминесцентные лампы (1-й класс опасности) необходимо временно хранить в крытом помещении, недоступном для посторонних, желательно с ровным кафельным либо металлическим полом, в специальных контейнерах, желательно металлических.

Не допускается:

хранение ламп под открытым небом; хранение ламп без тары; хранение ламп в мягких картонных коробках, наваленных друг на друга;

хранение на фунтовой поверхности; передача ламп в какие-либо сторонние организации, кроме специализированных по переработке данного вида отходов.

Аккумуляторы свинцовые отработанные неповреждённые с неслитым электролитом (2-й класс опасности) следует хранить в крытом помещении, недоступном для посторонних, в штабелях либо на стеллажах.

Не допускается хранение аккумуляторов под открытым небом, на фунтовой поверхности, также не допускается передача аккумуляторов в какие-либо сторонние организации кроме специализированных по переработке данного вида отходов.

Отработанные масла (3-й класс опасности) накапливаются непосредственно в цехах и должны храниться в металлических или в пластиковых бочках, канистрах, установленных на металлических поддонах. Подразумевается обязательно раздельное хранение различных видов масел (индустриальных, моторных, трансмиссионных и т.д.) в рамках требований перерабатывающих предприятий. Конечное хранение отходов до их сдачи на специализированное предприятие должно осуществляться в специальных цистернах, установленных на площадке с водонепроницаемым покрытием, имеющей бортики, желательно огороженной, обеспеченной удобными подъездными путями. В обязательном порядке предусматривается надёжная водонепроницаемая кровля.

Не допускается переполнение емкостей для хранения масла и излитие его на рельеф, попадание воды внутрь ёмкостей для хранения масла.

Металлолом (5-й класс опасности) должен храниться на площадке с твёрдым покрытием, желательно огороженной, имеющей бортики, обеспеченной удобными подъездными путями.

Металлическую стружку следует хранить в специальных металлических контейнерах, установленных на площадке с твёрдым покрытием, желательно огороженной, имеющей бортики, обеспеченной удобными подъездными путями. В случае если стружка загрязнена нефтепродуктами, эмульсией и т.п., контейнеры должны быть снабжены крышками.

Мусор от бытовых помещений организаций несортированный (4-й или 5-й класс опасности) должен храниться в специальных металлических контейнерах, установленных на имеющей бортики площадке с твёрдым покрытием, желательно огороженной с трёх сторон сплошным ограждением, обеспеченной удобными подъездными путями. Не допускается переполнение контейнеров (должен быть обеспечен своевременный их вывоз) и поступление в контейнеры для мусора отходов, не разрешённых к приёму на полигоны ТБО, в особенности отходов 1-го и 2-го классов опасности.

Отработанные шины и камеры (4-й класс опасности) как отходы представляют опасность, прежде всего как элемент замусоривания территории, поэтому требования к их хранению сводятся к недопущению попадания их в окружающую среду. Желательно хранение их на огороженной крытой площадке с твёрдым покрытием, в штабелях либо на стеллажах.

Промасленная ветошь (3-й или 4-й класс опасности) накапливается в металлических ящиках с крышкой на удалении от других горючих материалов и источников возможного возгорания (хранение в цехе не должно превышать недельную норму образования). Еженедельно ветошь необходимо убирать из помещения в место хранения (металлический ящик, расположенный на расстоянии от строений с точки зрения противопожарной безопасности) и вывозить на обезвреживание в соответствии с установленным лимитом в специализированную организацию.

Не допускается:

  • поступление промасленной ветоши в контейнеры для других отходов;
  • поступление посторонних предметов в контейнеры для сбора промасленной ветоши. Определенные требования предъявляются и к транспортированию отходов. Предприятие имеет право перевозить свои отходы самостоятельно, но для специфических видов отходов понадобится специальный транспорт. Лицензия для транспортирования отходов с 03.11.2011 (с вступлением в силу Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ) не требуется. Конструкция и условия эксплуатации транспорта должны исключать потери и загрязнение окружающей среды по пути следования и при перевалке отходов. Периодичность вывоза накопленных отходов с территории предприятия зависит от формирования транспортной партии.

Наблюдение за состоянием окружающей среды на объектах (местах) хранения и размещения отходов необходимо проводить с учётом:

· оценки воздействия отходов, накапливаемых в местах хранения и складируемых на объекте размещения отходов;

· организации мест хранения отходов;

· физико-химических свойств отходов (растворимости, летучести, реакционной способности, взрыво- и пожароопасности агрегатного состояния).

Наблюдение имеет своей целью снижение или полное исключение вредного воздействия отходов на окружающую среду.

Контроль за состоянием объектов централизованного размещения отходов возлагается на представителей предприятия.

Мониторинг за состоянием почвы проводится согласно требованиям СаНПиН 2.1.7.1287-03 Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы.

Стандартный перечень химических показателей включает определение содержания:

Тяжелых металлов: свинец, кадмий, цинк, медь, никель, мышьяк, ртуть;

3,4-бензпирена и нефтепродуктов;

Суммарный показатель загрязнения.

Мониторинг состояния почвы осуществляется в жилых зонах, включая территории повышенного риска, в зоне влияния автотранспорта, захороненных промышленных отходов (почва территорий, прилегающих к полигонам), в местах временного складирования промышленных и бытовых отходов, на территории сельскохозяйственных угодий, санитарно-защитных зон. Объем исследований и перечень изучаемых показателей при мониторинге определяется в каждом конкретном случае с учетом целей и задач по согласованию с органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

6.8. Мониторинг проводится с учетом результатов исследований на всех предыдущих стадиях проектирования, строительства, а также по окончании строительства объекта, при вводе его в эксплуатацию и на протяжении всего его эксплуатационного периода.

6.9. Отбор проб почвы регламентируется государственными стандартами по общим требованиям к отбору проб, методам отбора и подготовки проб почвы для химического, бактериологического и гельминтологического анализа и методическими указаниями по гигиенической оценке качества почвы населенных мест.

6.10. Все исследования по оценке качества почвы должны проводиться в лабораториях, аккредитованных в установленном порядке.

6.11. Определение содержания химических загрязняющих веществ в почвах проводится методами, использованными при обосновании ПДК (ОДК) или другими методами, метрологически аттестованными, включенными в государственный реестр методик.

6.13. Количество точек отбора проб зависит от площади участка строительства, глубины строительства объекта или заложения инженерных коммуникаций, стадий выполнения проектных и строительных работ.

6.14. Радиационный контроль в полном объеме проводится на любых строительных и инженерных сооружениях на соответствие требованиям Норм радиационной безопасности - НРБ-99 (Не нуждаются в государственной регистрации, письмо Минюста России от 29.07.99 N 6014-ЭР).

Предыдущие материалы:
  • Глобальные и региональные прогнозы состояния природной среды. Прогноз загрязнения природных вод, почв. Прогноз качества водных ресурсов.